Проблемы связанные с обеспечением санаторно курортным лечением. Совершенствование системы санаторно-курортного лечения в российской федерации

Курорт - освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях особо охраняемая природная территория, располагающая природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.

Санаторно-курортные организации - предприятия, учреждения, организации различной формы собственности и ведомственной принадлежности, расположенные как на территории курортов, лечебно-оздоровительных местностей, так и за их пределами, осуществляющие лечебную и оздоровительную деятельность с использованием природных лечебных факторов.

Сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек. В последние годы наметилась тенденция к сокращению общего числа здравниц при увеличении количества мест в них, т.е. к укрупнению санаторно-курортных организаций.

Российские здравницы распределены по территории страны не равномерно: большая часть (ок. 50%) находятся в Южном и Приволжском федеральных округах.

По данным журнала «Курортные Ведомости», наибольшее число санаторно-курортных организаций в 2008 г находились в Южном Федеральном округе (28,8% от общего количества российских санаториев). Второе место по численности занимал Приволжский округ (22%). Третье - Центральный федеральный округ, где сосредоточено 16% российских санаториев. Меньше всего санаторно-курортных организаций в Северо-Западном (7,8%) и Дальневосточном (3,6%) округах. Лишь 9% данных организаций расположены в УрФО. Данное распределение вполне соотносимо с природно-климатическими условиями в России.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), более половины россиян (68%) прошлым летом никуда не ездили отдыхать (в 2007 г таких было 60%), в их числе каждый пятый (21%) оставался дома из-за отсутствия денег, каждый второй (47%) «занимался своими делами». Летом 2008 года нигде не отдыхало меньшее число россиян - 60%, среди них 24% указали, что не было на это средств.

Наиболее предпочтительные виды отдыха для россиян - пляжный (30%), лечение в санаториях (28%), познавательный отдых (21%) или спортивный (19%). Реже отмечают отдых в пансионатах (16%), дома 14%), на даче и в огороде (12%). Стоит отметить, что в исследовании за 1999 год 27% россиян также предпочли санатории.

Таблица 1 - Результаты опроса ВЦИОМ

Какой вид отдыха Вы предпочитаете? (любое число ответов)

Всего опрошенных

Возраст, лет

60 и старше

Пляжный отдых

Лечение в санаториях

В домах отдыха, пансионатах

Походы (пешие, велосипедные, байдарочные и т.д.), рыбалка, охота

Познавательный отдых - экскурсии, путешествия по историческим, памятным местам

Отдых на даче, огороде

Отдых дома

Пока не решили, затрудняюсь ответить

Проблемы развития туризма и курортно-рекреационного комплекса имеют значение практически для каждого человека, ведь, по сути, речь идет о здоровье. В этих проблемах тесно переплетены социальные, природоохранные и экономические факторы.

По словам Президента РФ Владимира Путина, в целом курортное дело в России пока малоэффективно: «Заметных успехов мы здесь не достигли: инфраструктура курортных регионов изношена и медленно реконструируется; здесь не торопятся с созданием необходимых условий для развития рынка санаторно-оздоровительных услуг; преобладают монополизм и устаревшие методы управления; как результат - высокая цена путевок, достаточно скудный сервис. Получается, людям просто негде отдохнуть в своей собственной стране». Санаторно-курортный комплекс России с начала 1990-х годов переживал не лучшие времена. Если в 1990 г на территории РФ действовали 3,6 тыс. санаториев и курортов, то к 2000 г их численность снизилась в 1,5 раза. Почти в 2,7 раза сократилась и численность оздоравливающихся: с 12 562 тыс. человек до 4 682 тыс. С середины 1990-х годов в курортной отрасли России наметились положительные тенденции развития. Выжившие в переходный период санатории, пансионаты и дома отдыха стали закупать современное оборудование, развивать новые виды услуг.

Молодежь отдает предпочтение пляжу и походам; среднее поколение - пляжу и познавательным экскурсиям, старшее - санаторному лечению и домашнему отдыху. Россиян с образованием:

ѕ ниже среднего, как правило, привлекает санаторное лечение и домашний отдых;

ѕ со средним и средним специальным образованием - пляж и лечение в санаториях;

ѕ с высшим и незаконченным высшим - пляжный и познавательный отдых.

Главной причиной «воздержания» от отдыха является отсутствие средств - доля остававшихся по тем или иным причинам летом дома сокращается с 86% в группе со среднедушевыми доходами не более 1500 рублей в месяц до 46% в группе с доходами свыше 5000 рублей.

Почти каждый второй россиянин (46%) не собирался тратить деньги на летний отдых в прошлом году. Наиболее типичная запланированная сумма на одного отдыхающего члена семьи составила менее 5.000 рублей, ее указали 15% опрошенных, 12% собирались израсходовать от 5.000 до 10.000 рублей. Сумму до 25.000 рублей на человека наметили 7% опрошенных, свыше этого - 3%. Каждый шестой опрошенный затруднился назвать возможные расходы.

По данным Фонда «Общественное мнение», большинство опрошенных россиян полагают, что возможностью поехать на курорт или в экскурсионный тур обладают только богатые люди. Подобную точку зрения применительно:

ѕ к отдыху за рубежом высказывают 84% респондентов;

ѕ применительно к отдыху в России - 77%.

Такую форму отдыха для себя лично подавляющее большинство участников опроса сочли недоступной: лишь 13% в ходе опроса заявили, что люди их круга и социального положения могут себе позволить съездить отдохнуть за рубеж, и четвертая часть (24%) - что они могут позволить себе отдохнуть на российском курорте или в ходе экскурсионного тура по России.

Обращает на себя внимание тот факт, что отдых в своей стране, связанный с дальней поездкой, представляется россиянам лишь немногим более доступным, чем отдых за рубежом. При этом выяснилось, что многие участники опроса в любом случае не хотели бы отдыхать вдали от родного дома - даже в том случае, если бы финансовое положение им это позволило, причем от гипотетической возможности отдыха за рубежом опрошенные отказывались чаще (31%), чем от гипотетической возможности поехать на курорт или в экскурсионный тур по России (20%). Подобной позиции придерживались не только люди пожилого возраста, которых могут останавливать, среди прочего, и соображения здоровья, но и молодые респонденты. Очевидно, что возможность поехать на отдых (в особенности - за рубеж) блокируется не только финансовыми обстоятельствами, но и культурными установками и привычками россиян.

Половина опрошенных (52%) полагают, что они чувствовали бы себя неуверенно, неловко, отдыхая за границей, и треть (30%) заявили, что не испытывали бы такого чувства.

Пожалуй, один из наиболее примечательных результатов опроса - тот факт, что отдых в России в восприятии россиян связан скорее с пребыванием на курортах, а отдых за рубежом - в большей степени с экскурсионными поездками. Так, если бы у респондентов была возможность выбирать между экскурсионным туром по России или по какой-либо зарубежной стране, 44% предпочли бы поехать за границу, и 31% - путешествовать по России. Если же респондентам пришлось бы выбирать между российским и зарубежным курортом, 40% выбрали бы российский, и 30% - зарубежный. Еще один показатель: среди тех участников опроса, кто не отказался бы, при наличии такой возможности, отдохнуть в России, 45% выбрали бы курорт и 27% - экскурсию.

По всей видимости, в массовом сознании бытует представление, что выезд за рубеж - это возможность «посмотреть мир» (и что именно таким образом следует отдыхать за рубежом), а загорать-купаться-лечиться можно и на российских курортах, при этом не испытывая психологического дискомфорта, сопутствующего, по мнению многих, пребыванию за границей. Кроме того, судя по полученным данным, некоторые россияне полагают, что условия для экскурсионных и познавательных поездок в нашей стране хуже, чем за рубежом.

Есть мнение, что отдых за границей дешевле, а условия - лучше. Сейчас, по данным туроператоров, у нас наибольшим спросом пользуют туры в Турцию, Египет, ОАЭ, Болгарию, Грецию и Хорватию.

Для развития российских здравниц не обойтись без поддержки государства. Сейчас ряд прямых и косвенных мер направлены на укрепление санаторно-курортного комплекса. Во-первых, существенно увеличился поток отдыхающих за счет предоставления льготных путевок. Во-вторых, налоговые льготы, которые может получить территория, будут способствовать развитию санаторно-курортных организаций.

Впервые идею национальных проектов, способных сконцентрировать усилия властей и финансовые средства на решении конкретных вопросов выдвинул в сентябре 2005 г президент РФ Владимир Путин.

Меры по решению основных проблем здравоохранения предполагают оптимизацию расходования бюджетных средств, смещение акцента оказания медпомощи в первичное звено (догоспитальный этап), профилактическую направленность здравоохранения.

Таблица 2 - Результаты опроса ВЦИОМ о преимуществах зарубежных и российских курортов

Российские курорты

Зарубежные курорты

Почему вы предпочли бы отдых на российском/зарубежном курорте?

1. Наши курорты не уступают иностранным ("у нас курорты не хуже", "хорошие места есть, не уступают иностранным", "обслуживание отличное, почти как за рубежом").

1. За границей лучше сервис ("Более цивилизованное обслуживание", "выше уровень обслуживания", "качественно", "комфорта больше", "они более благоустроены").

2. Я - патриот ("на Родине лучше", "предпочитаю свою страну", "свое, ближе по духу", "у себя дома лучше", "я патриот своей страны").

2. За границей интересно, можно получить новые впечатления ("Из любопытства", "там интереснее, "познать мир", "расширить кругозор", "узнать другие страны").

3. Отдых в России безопаснее, спокойнее ("безопаснее в своей стране", "в зарубежье опасно ехать", "в России безопаснее и надежнее", "на Родине спокойнее").

3. За границей высокий уровень медицинского обслуживания (больше ответственность по лечению", "лучше лечат", "там лечение качественнее").

4. Заграница далеко ("Ближе", "далеко ездить в мои года нельзя", "далеко туда ехать", "не люблю дорогу далекую", "поближе к дому").

4. За границей не был(-а) ("Мечта у меня такая", "не была за границей", "хочется побывать за границей").

5. В России подходящий климат, экология ("Климат другой", "климат и природа более подходящие и богаче", "климатические условия ближе", "наша природа лучше", "привычный климат").

5. Хочу посмотреть жизнь людей в других странах ("В целях сравнения", "интересно посмотреть, как там живут", "интересно посмотреть, как там все устроено", "посмотреть на другую жизнь").

6. В России чувствуешь себя свободнее, увереннее ("здесь чувствуешь себя увереннее", "проще", "свободнее чувствуешь себя", "свое привычней").

6. За границей лучше, спокойнее в целом ("в России обязательно на что-нибудь нарвешься", "там общество стабильное, безопаснее").

7. Отсутствие языкового барьера ("Говорят по-русски", "за рубежом надо знать язык", "нет языкового барьера, среди своих легче", "среди своего народа","общение со своими").

7. Поездка за границу дешевле ("там дешевле", "это дешевле, чем отдыхать в России").

8. В России высокий уровень медицинского обслуживания ("Доверия больше своим докторам", "наши врачи лучше", "нашим докторам доверяю").

8. Нет желания путешествовать по России ("на российских был", "свое надоело", "тут я везде уже был в советские времена").

9. Отдых в России доступнее, дешевле ("Более доступно", "дешевле", "сэкономил бы денег", "такая поездка дешевле").

9. За рубежом лучше природа ("природа другая, своя надоела", "там море чистое", "там природа чище").

10. Хочу узнать свою страну ("мы еще России не видели", "свою страну увидеть", "я в России еще мало где был").

Основные цели национального проекта в здравоохранении:

ѕ укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;

ѕ повышение доступности и качества медицинской помощи;

ѕ укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на догоспитальном этапе;

ѕ развитие профилактической направленности здравоохранения;

ѕ удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

Председатель комитета Госдумы по труду и социальной политике Андрей Исаев заявил, что с 2006 г «необходимо начать восстанавливать в рамках обязательного медицинского страхования систему санаторно-курортного лечения работающих».

Говоря о санаторно-курортном лечении для льготной категории граждан, Исаев отметил, что в 2005 г в санаториях отдохнуло более 1 млн. льготников или 7,5% тех, кто имеет право получать социальный пакет. Для сравнения он привел цифры 2004 г, когда в санаториях отдохнуло всего 234 тыс. человек.

Президент РФ Владимир Путин 5 июня подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об особых экономических зонах в РФ», принятый Госдумой 19 мая и одобренный Советом Федерации 26 мая 2006 года.

Законом вводится новый вид особых экономических зон /ОЭЗ/ - туристско-рекреационные особые экономические зоны, целью создания которых является развитие и эффективное использование туристских ресурсов в России.

Специальная экономическая зона туристско-рекреационного типа (далее - СЭЗ) - статус, присваиваемый постановлением Правительства РФ части государственной и таможенной территории РФ (курорту, рекреационной зоне, лечебно-оздоровительной местности), на территории которой действует специальный режим ведения предпринимательской и инвестиционной деятельности.

Особые экономические зоны курортно-рекреационного типа создаются в целях:

ѕ стимулирования инвестиционной деятельности, направленной на сохранение, развитие и эффективное использование курортно-рекреационных ресурсов на территории РФ;

ѕ создания современной курортной, туристической, транспортной, жилищно-коммунальной и других видов инфраструктуры на территории специальных экономических зон курортно-рекреационного типа;

ѕ концентрации ресурсов для достижения целей развития курортно-рекреационного комплекса РФ.

Особенно важным создание зон такого типа будет для малого и среднего бизнеса, так как развитие туристско-рекреационной зоны связано с расширением сферы услуг, функционированием большого количества гостиниц, предприятий общественного питания и т.д.

Туристско-рекреационные ОЭЗ создаются на одном или нескольких участках территории РФ. При этом они могут находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования. На территории туристско-рекреационной ОЭЗ допускается разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.

Правительству РФ предоставляется право определять виды деятельности, осуществление которых не допускается в особой экономической зоне. Предусматривается также возможность передачи ряда функций органа управления ОЭЗ акционерному обществу, 100% акций которого принадлежит РФ.

Госдума приняла закон о предоставлении специального налогового режима туристско- рекреационным особым экономическим зонам /ОЭЗ/.

Поправки в Налоговый кодекс РФ и закон «Об иностранных инвестициях в РФ» вводят специальное налогообложение для организаций-резидентов ОЭЗ. В течение 5 лет они освобождаются от уплаты налога на имущество и земельного налога. Кроме того, предусматривается возможность установления законами субъектов РФ пониженной ставки налога на прибыль, подлежащую зачислению в бюджеты субъектов РФ. При этом размер ее не может быть ниже 13,5 проц.

По мнению заместителя руководителя Федерального агентства по управлению ОЭЗ Михаила Рычева, победить в новом конкурсе имеют шансы сразу несколько территорий Сибирского федерального округа. В частности, соответствующие документы на конкурс готовят администрации Республики Бурятия и Иркутской области, планирующие создать туристско-рекреационную зону вокруг озера Байкал. О готовности участвовать в конкурсе заявляли и Республика Алтай, Алтайский край, Кемеровская область.

Туристические зоны будут иметь самый либеральный режим среди всех ОЭЗ, в них не будет ограничений ни по территории, ни по количеству субъектов, которые смогут участвовать в одной зоне. Также по его словам, в таких зонах не будет ограничений по объему инвестиций, срок действия зоны составит 20 лет. На создание туристско-рекреационных ОЭЗ могут претендовать более 40 субъектов РФ.

Помимо налоговых льгот, которые будут предоставлены некоторым здравницам в рамках введения туристско-рекреационных зон, существует и строка в бюджете, направленная на обеспечение россиян санаторно-курортным лечением.

Таблица 3 - Расходы федерального бюджета на санаторно-курортное лечение

Конечно, люди едут отдыхать не только за счет средств государства. Как минимум, столько же своих денег, сколько выделяют федеральный бюджет и Фонд социального страхования, российские граждане тратят на санаторно-курортный отдых. Санаторно-курортная отрасль переживает период глубоких реформ, главными особенностями которого являются отказ от государственного финансирования санаторного лечения и углубление рыночных отношений. А это означает, что финансовое благополучие в отрасли все больше зависит от индивидуального потребителя, самостоятельно оплачивающего свою поездку на отдых. Видимо, новый отдыхающий имеет несколько отличное от прежнего рекреационное поведение.

Таким образом, сегодня курортный комплекс России насчитывает более 2,3 тыс. санаторно-курортных и оздоровительных учреждений на 371,2 тыс. мест. Ежегодно там проходят лечение и оздоровление более 5 млн. человек.

Эффективное развитие санаторно-курортного комплекса России положительно скажется на состоянии здоровья населения, будет способствовать уменьшению уровня заболеваемости и инвалидности, сокращению расходов на лечение больных в поликлиниках и стационарах. Приведет к улучшению состояния инфраструктуры курортов и лечебно-оздоровительных местностей, обеспечению экономической стабильности и прибыльности всего санаторно-курортного комплекса, позволит сохранить и рационально использовать ценнейшие природные лечебные ресурсы России, повысить уровень оказания санаторно-курортных услуг и конкурентоспособность отечественного курортного комплекса на международном рынке.

  1. Батышева Т.Т., Лильин Е.Т., Быкова О.В. Проблемы современной реабилитации. Детская и подростковая реабилитация. 2014;1:8-12.
  2. Иванова Г.Е. Медицинская реабилитация в России, перспективы развития. Вестник восстановительной медицины. 2013;5:3-8.
  3. Разумов А.Н., Калашников С.В., Шпаков К.Г. Законодательное обеспечение санаторно-курортного этапа медицинской реабилитации. Материалы Международного научного конгресса "Здравница-2014". Раздел I. Программные статьи. 2014.
  4. Иванова Г.Е., Стаховская Л.В., Репьев А.П. Правовые основы оказания помощи по медицинской реабилитации. Вестник восстановительной медицины. 2014;1:2-5.
  5. Методические рекомендации "Методика расчета потребностей населения в санаторно-курортном лечении" (№541 - ПД/608). Новые медицинские технологии. 2008;9:71-75.
  6. Корчажкина Н.Б. Современное состояние санаторно-курортной службы в Российской Федерации и возможные пути ее развития. Вестник восстановительной медицины. 2013;5:14-21.
  7. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Платонова А.Н., Амчеславская Е.В. Перинатальные факторы риска детской неврологической инвалидности и способы их коррекции. Фарматека. 2014:1:81-86.
  8. Батышева Т.Т., Быкова О.В., Климов Ю.А., Сметанкина Е.В., Шиошвили В.А., Виноградов А.В. Роль физических факторов в реабилитации детей с церебральным параличом. Детская и подростковая реабилитация. 2014;2:5-14.
  9. Аксенова В.А., Барышникова Л.А., Сокольская Е.А. Новые возможности диагностики туберкулезной инфекции у детей и подростков. Российский вестник перинатологии и педиатрии. 2011;4:1-6.
  10. Аксенова В.А., Барышникова Л.А., Севастьянова Т.А., Клевно Н.И. Туберкулез у детей в России и задачи фтизиатрической и общей педиатрической службы по профилактике и раннему выявлению заболевания. Туберкулез и болезни легких. 2014;19(3):40-46.
  11. Аналитические данные Министерства труда и социальной защиты по запросу ФГБУ РНЦ МРиК.
  12. Бобровницкий И.П. Оценка функциональных резервов организма и выявление лиц групп риска распространенных заболеваний. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2011;6:40-43.
  13. Хан М.А. Оздоровительные технологии в педиатрии. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2012;4:53-56.
  14. Хан М.А., Лян Н.А., Микитченко Н.А. Высокочастотная осцилляция грудной клетки в комплексном лечении детей, больных муковисцидозом. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2014;3:23-27.
  15. Хан М.А., Червинская А.В., Микитченко Н.А., Вахова Е.Л., Подгорная О.В., Куянцева Л.В. Галотерапия - современные технологии медицинской реабилитации часто болеющих детей. Доктор ру "Гастроэнтерология". 2013;3(81):30-33.
  16. Хан М.А., Подгорная О.В., Битокова Л.Л., Тарасов Н.И., Вахова Е.Л. Импульсная магнитная стимуляция в реабилитации детей, оперированных по поводу сколиоза III-IV степени. Вопросы курортологии, физиотерапии и лечебной физической культуры. 2013;2:33-37.
  17. Хан М.А., Попова О.Ф., Попова Е.С. Современные технологии медицинской реабилитации детей с детским церебральным параличом. Вестник восстановительной медицины. 2012;2(48):41-44.
  18. Разумов А.Н., Головин В.Ф., Архипов М.В., Журавлев В.В. Обзор состояния робототехники в восстановительной медицине. Вестник восстановительной медицины. 2011;4:31-38.

Название работы: Регулирование обеспечения санаторно-курортным лечением по законодательству РФ

Введение 3
1. Общая характеристика санаторно-курортного лечения -
как одной из форм социального обеспечения
5
1.1. Социальное обеспечение - как особый социальный институт государства
5
1.2. Общая характеристика обеспечения санаторно-курортным лечением
7
1.3. Некоторые проблемы, связанные с обеспечением
санаторно-курортным лечением
11
2. Регулирование обеспечения санаторно-курортным лечением по законодательству РФ 13
2.1. Общие положения, регулирующие санаторно-курортное лечение
15
2.2. Специальные положения о санаторно-курортном лечении 18
Заключение 38
Список использованной литературы 39

Введение: В самом конце ушедшего 2004 года Председатель Правительства Российской Федерации (далее РФ) Михаил Фрадков одобрил комплекс мероприятий, проводимый Министерством здравоохранения и социального развития РФ и Фондом социального страхования РФ (далее ФСС РФ), с участием заинтересованных органов исполнительной власти и организаций, по реализации ФЗ от 22 августа 122-ФЗ в части обеспечения санаторно-курортным лечением льготных категорий граждан. В рамках подготовительной работы по реализации ФЗ от 22.08.04г. 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации, в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ФСС РФ прорабатывается комплекс вопросов по обеспечению санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.
Миллионы россиян стали свидетелями и участниками процесса радикальных изменений в механизме предоставления ряда льгот. Реформа социальной сферы и здравоохранения вызвала неоднозначное понимание и толкование ее целей и задач. Данные преобразования в сфере социального обеспечения выявили ряд серьезных проблем и волну социальных протестов у граждан нашего государства. Дискуссия, которая сейчас идет в обществе и средствах массовой информации по поводу льготного обеспечения (и в частности, обеспечения льготным санаторно-курортным лечением), касается вопросов, затрагивающих буквально каждого человека, каждую семью.
Все вышесказанное лишний раз подтверждает актуальность выбранной темы данной курсовой работы "Санаторно-курортное лечение - как форма социального обеспечения".
Цель работы: определить значение санаторно-курортного лечения в рамках социального обеспечения. При написании данной работы я попытаюсь выполнить следующие задачи: дать общую характеристику социального обеспечения - как особого социального института государства, рассмотреть как регулируется законодательством обеспечение санаторно-курортным лечением различных категорий льготников, выявить и охарактеризовать самые основные проблемы, связанные с предоставление данного вида социального обеспечения, а также пути их преодоления.
При написании курсовой работы использовались материалы судебной практики, опубликованные в официальных источниках.

Использованная литература: 1. Конституция (Основной закон) Российской Федерации.- М.: ООО "Издательство АСТ", 2000.- 64 с.
2. "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1 (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 33, ст. 1318; Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 10, ст. 1143; 1999, N 51, ст. 6289; 2000, N 49, ст. 4740; 2003, N 2, ст. 167; N 9, ст. 805; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711).
3. Федеральный закон РФ "О государственной социальной помощи" от 17 июля 1999 года 178-ФЗ (в ред. п.9 ст.125 Федерального закона от 22.08.2004 г. 122-ФЗ)// ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
4. Закон РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г.,17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г.,25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
5. Закон РФ от 18 июня 1992 г. N 3061-I "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 24 ноября 1995 г., 11 декабря 1996 г., 16 ноября 1997 г., 17 апреля, 5 июля 1999 г., 7 августа, 27 декабря 2000 г., 12 февраля, 6 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 25 июля, 11, 24 декабря 2002 г., 23 октября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
6. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изменениями от 24 июля 1998 г., 4 января, 17 июля 1999 г., 27 мая 2000 г., 9 июня, 8 августа, 29, 30 декабря 2001 г., 29 мая 2002 г., 10 января, 23 октября 2003 г., 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
7. Федеральный закон РФ от 26 ноября 1998 г. 175-ФЗ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" // ГАРАНТ- справочная правовая система // Раздел "Законодательство".
8. Федеральный закон РФ от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (с изменениями от 17 марта, 22 августа 2004 г.) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
9. Федеральный закон РФ от 7 ноября 2000 года N 136-ФЗ "О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием"//Собрание законодательства Российской Федерации.- 2000.- N 46.- ст. 4538.
10. Федеральный Закон РФ от 02.01.2000г. N 40-ФЗ "О ветеранах" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
11. Федеральный Закон РФ от 10 декабря 1995г. 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
12. Закон РФ 4301-1 от 15.01.1993 г. "О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
13. Федеральный закон РФ от 09.01.1997г. 5-ФЗ "О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
14. Федеральный закон РФ от 23 февраля 1995 г. N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах"// Собрание законодательства Российской Федерации.-1995.- N 9.- ст. 713.
15. Федеральный закон РФ от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст. 2331; 2000, N 1, ст. 12; N 33, ст. 3348; 2001, N 31, ст. 3173; 2002, N 19, ст. 1794; N 21, ст. 1919; N 26, ст. 2521; N 48, ст. 4740; 2003, N 46, ст. 4437; 2004, N 18, ст. 1687; N 30, ст. 3089).
16. Федеральный Закон РФ от 22 августа 2004 г. 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных Законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный Закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
17. Закон Российской Федерации от 21 января 1993 года N 4328-1 "О дополнительных гарантиях и компенсациях военнослужащим, проходящим военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющим задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах" (в ред. Закона РФ от 21 июля 1993 года N 5481-1) // ГАРАНТ- справочная правовая система//Раздел "Законодательство".
18. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 2, ст. 70; Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 27, ст. 2620).
19. Постановление Фонда социального страхования Российской Федерации от 17 марта 2004 г. N 24 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию и принятия мер по их результатам"//Российская газета.- 82 от 20.04.2004.-С.14; 86 от 23.04.2004.-С.11; 88 от 27.04.2004.- С.14.
20. Бюллетень Верховного Суда РФ.-2002.-5.
21. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2002 г.//Бюллетень Верховного Суда РФ.-2004.-7.
22. Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий/Под. ред. акад. Б.Н. Топорнина.- М.: Юристъ,1997.-716 с.
23. Краткий курс лекций по праву социального обеспечения// Состав. Кораблина Ю.В.- Москва, 2003. - 105 с.
24. Комментарий к Федеральному Закону 122-ФЗ от 22 августа 2004 года "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"//Бюллетень неправительственных организаций "Законотворческий процесс в Государственной Думе: правозащитный анализ".- Выпускается Центром развития демократии и прав человека, Институтом прав человека Международным историко-просветительским правозащитным и благотворительным обществом "Мемориал" при поддержке National Endowment for Democracy.- Выпуск 76 (специальный)// Адрес в Интернете:на сайте Центра развития демократии и прав человека по адресу www.demokratia.ru/analyst/reviewlaws/
25. Обзор законодательства// "КонсультантПлюс" от 10.01.2005.
26. Андрей Исаев (Председатель Комитета по труду и социальной политике Государственной думы). Закон о льготах: какая судьба ждет льготников?//Известия, 04.08.2004 г.
27. Федор Смирнов. К единому социальному пространству: первый шаг (Всероссийский семинар-совещание в Белгороде)//Медицинская газета, 56, 23 июля 2004 г.

Год: 2012.

В условиях правового государства реализация государственной политики в области здравоохранения возможна лишь посредством разработки и принятия законодательных актов, как федерального уровня, так и субъектов РФ .

Хотя в общегосударственной системе охраны здоровья населения страны санаторно-курортному лечению отводится важное место, вопросы финансирования и нормативно—правового обеспечения этой сферы, остаются не до конца проработанными .

С учетом ограниченности финансовых ресурсов немаловажную роль играет фактор экономичности и рациональности. Реализация вышеназванных принципов основана на совершенствовании механизмов управления государственными расходами в системе здравоохранения и эффективном переходе от затратного метода финансирования к функциональному бюджету . Особенностью российской санаторно-курортной системы являлся тот факт, что значительная величина затрат на санаторно-курортное лечение граждан оплачивалось Фондом социального страхования. В 2002 г. наметилось дальнейшее снижение загрузки санаториев, что связано с уменьшением средств, заложенных в бюджете Фонда социального страхования на санаторно-курортное лечение работающих граждан.

В структуре оказания медицинской помощи прослеживается тенденция сокращения ее важнейшей части — профилактики, как первичной, так и вторичной, и третичной. Важной особенностью санаторно-курортного лечения является то, что оно интегрирует все виды профилактики .

Однако, нарушение преемственности в цепочке «поликлиника-стационар-санаторий», затрудняет решение комплекса задач последовательной реализации лечебно-оздоровительных мероприятий .

Стоит отметить снижение доступности санаторно-курортного лечения и оздоровления, так как покупка путевки на семью обходится достаточно дорого (14 дней пребывания на курорте семьи из 3 х человек стоит в среднем от 50 до 120 тыс.), а государственная система здравоохранения в настоящее время осуществляет санаторно-курортное лечение в основном только социально-незащищенных категорий населения — детей, лиц, больных туберкулезом, граждан, пострадавших в результате аварии на Чернобыльской АЭС, инвалидов ветеранов войн . Кроме того, сложными и противоречивыми оказались проблемы по обеспечению санаторно-курортным лечением льготной категории граждан при реализации Федерального закона № 122-ФЗ от 22 августа 2004 г., так как работа с данной категорией граждан является плановоубыточной для санатория любой коечной мощности .

Вместе с тем необходимо отметить, что имеющийся санаторно-курортный фонд страны в ряде случаев используется недостаточно эффективно. Многочисленные санаторно-курортные организации, сложившиеся во времена регулярных дотаций со стороны государства, оказались неприспособленными к новым экономическим условиям и, следовательно, нерентабельными в условиях жесткой конкуренции . Несоответствие мировым стандартам по комфорту, нацеленность большинства санаториев исключительно на контингент больных людей по существу отсекли от отдыха на отечественных курортах потоки практически здоровых лиц, прежде всего молодежи, устремившихся на зарубежные туристические комплексы .

Одна из весомых причин оказания услуг, несоответствующих мировым стандартам, это недостатки в профессиональной подготовке как медицинского, так и, особенно, обслуживающего персонала. При анкетировании СКО крупнейшего федерального курорта страны Сочи, проведенном экспертами Проекта EU/TACIS EDRUS 95101 (Regional report Sochi, april 1996), выявлен дефицит умений и навыков, а, следовательно, и знаний о гостеприимстве. .

Отсутствие единого информационного поля о санаторно-курортном фонде приводит к отсутствию общего представления о состоянии санаторно-курортной отрасли в целом, что затрудняет применение системного управленческого подхода. Кроме этого, не разработана единая методика сбора, хранения и анализа информации о количественном и качественном составе санаторно-курортной отрасли в российских регионах. Анализируемые данные Росстата, Фонда социального страхования РФ и других органов и организаций, осуществляющих учет СКО, сильно разняться и во многом противоречат друг другу.. Поскольку в результате происходящих перемен многие организации прекратили свое существование, начиная с 90х годов прошлого века число санаториев, пансионатов с лечением и санаториев-профилакториев сократилось на 30% , или поменяли название, форму собственности, сократили количество коек и. т. д. .

Однако уже к концу 90-х СКО стали адаптироваться к рыночной экономике. Сейчас многие СКО работают с высоким уровнем загрузки, который в 1999 г. составил в среднем по стране 67%. В ряде регионов Центральной России, Урала и Поволжья загруженность СКО достигла 90-100%, а в Башкирии, Челябинской области и на Алтае спрос — превысил предложения .

Вместе с тем, в организации санаторно-курортного дела нарастали проблемы, мимо решения, которых государство пройти не могло. Это касается, прежде всего, адресности использования средств на санаторное лечение. Методы работы Фонда социального страхования, его региональных отделений не учитывали интересы санаторно-курортных учреждений, отличались высокой степенью субъективности, зачастую — предвзятостью .

Вместо оценки качества санаторно-курортного продукта главным критерием отбора была самая низкая по сравнению с конкурентами цена. Излишне говорить, что чем выше качество обслуживания, уровень материальной базы, тем больше стоимость путевки. Поэтому бюджетное финансирование должно приходить к тем, кто показал меньшую цену при высоком качестве. Важным аспектом данной проблемы является и то, что льготные санаторно-курортные путевки не являлись формой установления социальной справедливости, так как они выделялись без учета уровня доходов отдельных граждан, то есть фактически льготировалось все трудоспособное население, что государство (и не только наше) себе позволить не может . Поэтому реорганизация финансирования СКК из внебюджетных фондов назрела.

В настоящее время смещен акцент в распределении средств с санаторно-курортного лечения на долечивание после стационара в условиях санатория (Приказ ФСС РФ N 190, Минздрава РФ N 355 от 14.09.2001 О долечивании больных в условиях санатория).

Вступил в действие Федеральный Закон от 24.07.98 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», который также предусматривает профилактику и медицинскую реабилитацию в условиях СКО .

При реализации задач обеспечения доступности медицинской помощи следует учитывать, что возможность получения медицинской помощи не гарантирует ее надлежащего качества. Более того, увеличение объемов финансирования здравоохранения без создания систем управления качеством медицинской помощи вообще может не привести к улучшению его состояния .

Положение усугубляется и тем, что до настоящего времени не определена потребность в санаторно-курортном лечении в соответствии со структурой заболеваемости россиян и по таким группам населения, как участники ВОВ, инвалиды, дети, жители экологически неблагополучных районов, и др. Их санаторно-курортное лечение обеспечивается за счет государственных ассигнований и средств ФСС России. Неопределенность целевой потребности приводит к нерациональному использованию финансовых ресурсов и снижает эффективность лечения .

Значительные средства государственного бюджета направляются на оплату путевок для некоторых социально незащищенных категорий граждан. В приказе Минздравсоцразвития РФ от 04.10.2011 N 1129н «О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2012 году» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.10.2011 N 22065) прописано: Установить стоимость одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях с 1 января 2012 года: для граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (за исключением граждан, указанных в абзаце третьем настоящего пункта), а также лиц, сопровождающих граждан, имеющих инвалидность I группы, и детей-инвалидов, в размере, не превышающем 879,3 рубля; для инвалидов, в том числе детей-инвалидов, с заболеваниями и травмами спинного мозга в размере, не превышающем 1375,5 рубля. Важно, чтобы эти средства были использованы с максимальной пользой для здоровья населения.

Так как развитие курортов происходит в тесной взаимосвязи с развитием экономики государства, его науки и культуры, оно должно быть обеспечено под эгидой государства необходимой нормативно-правовой базой .

В современных условиях не только медицинская, но и экономическая сторона деятельности учреждений здравоохранения и санаторно-курортной отасли во многом определяются действующей нормативно-правовой базой . Нормативно-правовая база здравоохранения на сегодняшний день — это положения Конституции РФ, Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», более десяти законов РФ, закрепляющих правила поведения участников правоотношений в разных областях медицины и, без преувеличения, огромный массив подзаконных документов, детально освещающих вопросы регулирования частных проблем здравоохранения. .

Санаторно-курортная отрасль координируется действующим законодательством Российской Федерации, которое включает в себя следующие основные нормативно-правовые акты: Закон РФ от 23.02.95 «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»; Закон РФ от 14.03.95 «Об особо охраняемых природных территориях»; Постановление Правительства РФ от 2.02.1996 г. № 101. (с изм. от 30.12.2000) «О Федеральной целевой программе „Развитие курортов федерального значения“», Постановление Правительства РФ от 7.12.1996 г. № 1425 (в ред. от 19.07.2006) «Положение об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения»; Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. № 1426 (с изм. от 20.12.2002 г.) «Об утверждении Положения о признании территорий лечебно-оздоровительными местностями и курортами федерального значения».

К сожалению, правовое обеспечение системы оказания медицинской помощи, как и нормативно-правовое обеспечение санаторно-курортной сферы, не является адекватным.

К основным организационно-правовым проблемам обеспечения медицинской, в том числе санаторно-курортной, деятельности могут быть отнесены:

  • отсутствие продуманной, научно обоснованной концепции развития юридической регламентации здравоохранения;
  • несовершенство существующих законов о медицине (многие из них появились до принятия Конституции РФ, Уголовного и Гражданского кодексов РФ);
  • регулирование отдельных направлений здравоохранения, в частности курортного дела, на основе подзаконных нормативно-правовых актов;
  • декларативность некоторых важнейших положений медицинского законодательства (которые зачастую не подкреплены механизмами финансирования);
  • наличие законодательных коллизий, противоречивость правового регулирования;
  • определенные противоречия федерального и регионального законодательства по вопросам охраны здоровья граждан. .

Документооборот, сопровождающий взаиморасчеты и закрепленный законодательно в санаторно-курортной отрасли, ориентирован на путевку — документ удостоверяющий право граждан на получение комплекса санаторно-курортных услуг. В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОК 002-93) санаторно-курортное лечение отнесено к разновидности медицинских услуг и является, по сути, разновидностью комплексной медицинской услуги, предоставляемой по путевке. Но страховые медицинские организации не имеют законодательного права приобретения санаторно-курортной услуги по путевке. Страховщик в страховой продукт может включать исключительно услуги восстановительного или реабилитационного лечения с оформлением соответствующего счета. Несмотря на то, что большая часть санаторно-курортных организаций работают по программам добровольного медицинского страхования, необходимо сформулировать легитимные механизмы предоставления санаторно-курортных услуг на страховом рынке .

Сфера законодательства гораздо легче поддается влиянию людей, чем другие компоненты инфраструктуры санаторно-курортного рынка и, следовательно, через эту сферу можно обеспечить наиболее сильное и быстрое воздействие субъективного фактора на сохранение и поступательное развитие санаторно-курортной отрасли, на ускорение процесса становления цивилизованного рынка санаторно-оздоровительных услуг. Поэтому отказываться от использования законодательных рычагов, регламентирующих работу индустрии санаторно-оздоровительных услуг, вряд ли было бы целесообразно , но некоторые законодательные приказы наоборот только затрудняют работу системы восстановительной медицины и, создают проблемы по переподготовке специалистов.

В конце 90-Х появилось новое направление восстановительная медицина. Законодательно, в 1997 г. в номенклатуру специальностей научных работников была введена специальность 14.00.51 «Восстановительная медицина». Как наука восстановительная медицина (ВМ) изучает закономерности процессов сохранения и восстановления функциональных резервов человека путем целенаправленной динамической оценки и коррекции адаптивных возможностей человека на всех этапах профилактики . Приказом № 241 от 09.06.2003 г в номенклатуру специальностей в учреждениях здравоохранения Российской Федерации введена новая основная специальность «восстановительная медицина» — шифр 04.01.32.

Разработано «Положение об организации деятельности врача восстановительной медицины» (приказ Министра здравоохранения от 1.07.2003г. № 297), в котором прописаны задачи по охране здоровья здорового человека, в том числе и в условиях санаторно-курортных организаций.

Однако, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н специальность «Восстановительная медицина» исключена из перечня специальностей Номенклатуры специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения Российской Федерации (в указанной части приказ вступает в силу с 1 января 2012 года). В сопроводительном письме Минздравсоцразвития России от 13 июля 2011 г. предложено в срок до 1 января 2012 года организовать обучение врачей-специалистов, имеющих специальность «Восстановительная медицина», для обеспечения их последующей деятельности в должностях врача-физиотерапевта, врача-рефлексотерапевта, врача по лечебной физкультуре, врача по спортивной медицине, врача мануальной терапии, по соответствующим образовательным программам.

Проанализируем основные законодательные документы, регламентирующие курортное дело это: Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» № 26-ФЗ (был принят 23.05.1995 г.), определяющий и регламентирующий в рамочном виде основы деятельности курортов, определения их границ, полномочий различных уровней власти, использования и охраны природных лечебных ресурсов, территорий курортных и лечебно-оздоровительных местностей, наконец, экономических основ регулирования в сфере курортного лечения и отдыха.

В последние годы осуществляется разработка определений, используемых терминов и понятий, которые получили отражение в данном законе. Так категория «курорт» определяется как освоенная и используемая в лечебно-профилактических целях территория, располагающая природными лечебными ресурсами. В свою очередь «курортное дело является совокупностью всех видов научно-практической деятельности по организации и осуществлению лечения и профилактики заболеваний на основе использования природных лечебных ресурсов» и т. д.

В этом же законе ст. 7 прописано: ведение государственного реестра курортного фонда Российской Федерации должен реализовать специально уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган.

Вместе с тем, необходимо отметить, что Федеральный закон не решает ряда проблем курортного дела. В нем не были отражены вопросы налогообложения, лицензирования; сертификации и аккредитации органов по сертификации, не конкретизированы вопросы курортного строительства, курортной инфраструктуры; вопросы управления и координации курортной деятельности, а также развития курортной науки.

В отсутствие других нормативных документов, непосредственно посвященных санаторно-курортной системе и рынку санаторно-оздоровительных услуг, остались не определенными практически все ключевые направления регулирования рассматриваемой деятельности, а также остался недоработанным понятийный аппарат санаторно-курортного дела .

Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что даже при наличии накопленного десятками и сотнями лет обширного практического опыта в санаторно-курортной области, эффективного механизма разработки, обсуждения и принятия законодательных актов, значительных интеллектуальных усилий специалистов не всегда удается сразу установить эффективное правовое регулирование тех или иных сфер отношений, связанных с индустрией санаторно-оздоровительных услуг. Принимаемые законодательные акты нередко требуют уточнения или применения развитой системы подзаконного регулирования .

Одним из ключевых факторов эффективного развития санаторно-курортной отрасли является формирование прогрессивной нормативно-правовой базы, регулирующей отношения, возникающие на рынке санаторно-оздоровительных услуг . Государству следует сформировать свою политику по отношению к санаторно-курортной отрасли и обнародовать в виде соответствующих документов: «Концепции государственной политики развития санаторно-курортной помощи в Российской Федерации», федеральных законов: «О курортах федерального значения» и «Об основах курортного дела в Российской Федерации». В Законе должен присутствовать понятийный аппарат, цели и задачи отрасли, возможные источники финансирования, вопросы лицензирования и сертификации услуг, аккредитации органов по сертификации , а также правовое обеспечение государством оздоровления граждан, нуждающихся в социальной поддержке .

Таким образом, проблемами развития санаторно-курортной отрасли в РФ являются: отсутствие единой государственной политики в области финансового и нормативно-правового обеспечения санаторно-курортной отрасли, что приводит к снижению доступности санаторно-курортного лечения и оздоровления для населения.

ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ САНАТОРНО – КУРОРТНЫМ ЛЕЧЕНИЕМ ГРАЖДАН, ИМЕЮЩИХ ПРАВО НА ГОСУДАРСТВЕННУЮ СОЦИАЛЬНУЮ ПОМОЩЬ

Введение

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации наше государство является социальным, то есть его политика направлена на созда-ние условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие чело-века . В связи с этим одной из важных функций государства является актив-ное влияние на социальные отношения в интересах широких слоев населе-ния. Гражданам в силу возраста, инвалидности, потери кормильца и других случаях, предусмотренных законом, предоставляются меры социальной под-держки в виде социальных пособий, доплат к пенсии, субсидий, жизненно необходимых товаров и социальных услуг, в том числе и путевок на санатор-но-курортное лечение.

Цель данной работы исследовать законодательные и практические ас-пекты проблемы предоставления путевок на санаторно-курортное лечение для отдельных категорий граждан при наличии медицинских показаний для профилактики основных заболеваний и внести некоторые поправки в законо-дательство Российской Федерации, регулирующее данные правоотношения.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие за-дачи:

Изучить Федеральный закон от 17 июля 1999г. № 18-ФЗ " О государст-венной социальной помощи ";

Исследовать статистические данные о предоставленных путевках и гра-жданах, ожидающих их предоставление, на территории Калужской области;

Ознакомиться с практикой рассмотрения дел по предоставлению сана- торно-курортного лечения льготным категориям граждан в судах общей юрисдикции Калужской области.

1) Право граждан на получение социальной помощи в виде предос-тавления путевок на санаторно-курортное лечение.

В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 г. №178 - ФЗ «(3 государственной социальной помощи» (далее - Федеральный закон № 178-ФЗ), начиная с 2005 года, Фонд социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС РФ) и его исполнительные органы обеспечивают в целях профилактики основных заболеваний путевками на санаторно- курортное лечение граждан льготных категорий, при наггичии у них меди-цинских показаний. Правом на получение такого вида государственной соци-альной помощи обладают: инвалиды войны, участники Великой Отечествен-ной Войны, ветераны боевых действий, инвалиды, дети-инвалиды и т.д. (ст. 6.1 Федерального закона № 178-ФЗ). -

Порядок выполнения работы по предоставлению путевок на санаторно- курортное лечение установлен Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27 марта 2012г. №271н «Об утверждении Административного регламента предоставления ФСС РФ граж-данам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению, при наличии медицинских показаний, путевок на санаторно-курортное лече-ние, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бес-платного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно».

В данном Административном регламенте перечислены стандарты, сро-ки, органы, последовательность действий при предоставлении путевок на са- наторно-курортное лечение гражданам, даны исчерпывающие основания для отказа в предоставлении путевок: обращение с заявлением лиц, не относя-щихся к льготным категориям граждан, непредставление заявителем необхо-димых документов, отказ заявителя от государственной услуги полностью

1993г. (с изм. и доп. 30.32 2008) // Российская газета - 2009 -№7.

2 Федеральный закон Российской Федерации №178-ФЗ: принят Гос. Думой 25.06.1999г (в ред. от 02.07.2013г.) // справочно-правовая система «Консультант Плюс»

или в части возможности получения путевки на санаторно-курортное лече-ние, оформление заявителем документов с нарушением требований Россий-ского законодательства/"

Финансирование расходов, связанных с предоставлением социальных услуг в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи осуществляется за счет средств и в объеме, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год.

В соответствии с действующим Российским законодательством Госу-дарственное учреждение -


  • Перейти в раздел » 2012год