Курсовая работа: Прогнозирование использования земель. Текущее состояние земель сельскохозяйственного назначения в российской федерации

21.09.2019 Печень

Основными отраслями сельского хозяйства Красноярского района являются овощеводство, бахчеводство, выращивание риса, скотоводство, племенное овцеводство, коневодство и верблюдоводство. Обширные просторы пастбищ, расположенных в Аксарайской степи, в поймах рек Бузан и Ахтуба, способствуют развитию животноводческой отрасли, и положительно влияют на увеличение поголовья всех видов скота и объемов производства продукции этой отрасли.

Природно-климатические условия территории района благоприятны для развития сельского хозяйства и характеризуются достаточной продолжительностью и теплообеспеченностью периода вегетации (безморозный период 180 дней). Ограничивающим фактором для возделывания сельхозкультур является недостаток влаги для возделывания сельхозкультур, увлажнённость в период вегетации - 132 мм осадков, поэтому необходимо орошение сельхозугодий. В настоящее время только 5% сельхозугодий орошается.

Почвы обладают недостаточным плодородием, в основном это бурые и пойменные луговые почвы. Однако в процессе эксплуатации почвенного покрова области развивались процессы его деградации, сократились площади ценных почв, уменьшился уровень плодородия почвенного покрова (эрозия, потеря гумуса, засоление и др.)

Удельный вес района в валовом производстве продукции сельского хозяйства области составляет 7% (по продукции растениеводства - 6,6%, животноводства - 7,7%).

В условиях перехода к рынку сельское хозяйство оказалось не защищенным, убыточным (особенно мясное животноводство), однако в настоящее время появилась возможность стабильного развития отрасли по всем категориям хозяйств.

Среднегодовая численность, занятых в сельскохозяйственном производстве в 2011г составила менее 1тыс чел. (в 1985г. - 5,7тыс. чел.).

Таблица 2.5 Основные показатели сельского хозяйства района в динамике

Показатели

В т.ч. сельхоз. организации

В т.ч. сельхоз организации

В т.ч. сельхоз. организации

В т.ч. сельхоз. организации

Посевные площади (тыс.га)

Посевная площадь - всего,

Зерновые и зернобобовые

в т.ч. рис

Картофель

Овощи открытого грунта

Бахчёвые

Кормовые культуры

Таблица 2.5

Поголовье скота и птицы (тыс.гол.)

Крупный рогатый скот*)

В том числе: коровы

Птица - всего

Овцы и козы

Верблюды

Валовое производств (тыс.т)

Зерно (в весе после доработки)

Картофель

Бахчёвые

Мясо (жив.вес)

Мясо (уб.вес)

Яйцо (тыс.штук)

шерсть, тн

Таблица 2.6 Основные показатели сельского хозяйства за 2011г.

Сельхозпредприятие

Поголовье скота (голов)

Численность кадров, занятых сельхозпроизводством, чел.

Общая площадь, тыс.га

Сельхоз. угодья тыс.га

в т.ч. пашня, тыс.га

Посевная площадь всего-тыс.га

Многолетние насаждения (га)

Освоенность, распаханность (%)

Крупный рогатый скот

в т.ч. коровы

Овцы и козы

Лошади/ верблюды

ОАО ПЗ «Аксарайский» (пос.Степной)

СХП “Ахтубинское” (с.Комсомольское)

ГП “Бузанское”(п.Бузан)

РК “Восход”(с.КривойБузан)

РК “Дружба”(с.Забузан)

РК “Заветы Ильича” (с.Джанай)

Колхоз “Знамя”

ООО “Картубинское” (с. Бузан)

СХП “Красноярец” (с.Черемуха)

СХП “Ленинский путь” (Сеитовка)

СХП “Маячное” (Алча)

СХП ПЗ “Родина”(Байбек)

ООО Старфи (Воробьевка)

МУПСХПБайбек (с.Байбек)

Таблица 2.7 Доля в общем объёме продукции, %%

С 2002г. доля продукции сельского хозяйства в личном (индивидуальном) секторе увеличилась: ранее производилось - 74% мяса, 90% молока, 37% шерсти, 70% овощей.

Таблица 2.8 Производство сельскохозяйственной продукции на душу населения района,

кг/год, шт/год

Красноярский район занимает территорию 526 тыс.га, из которых 65% составляют земли предприятий, организаций и граждан, занимающихся производством сельхозпродукции. По степени сельскохозяйственной освоенности территории рассматриваемый район является хорошо освоенным. Под сельскохозяйственными угодьями всех видов занято 274,7тыс.га или 52,2% территории района, распаханность сельхозугодий - 3,9%, удельный вес пашни - 2,5%.

За крупными землепользователями закреплено 152 тыс.га сельхозугодий. Освоенность земель сельхозорганизаций составляет 45,4%, распаханность - 5,4%.

Крестьянские (фермерские) хозяйства занимают 0,8% всех земель землепользователей с сельхозпроизводством; средний размер хозяйства - 76,5га (индивидуальные предприниматели - 64,4га, 0,3% всех земель).

Земли индивидуального (личного) сектора составляют 1,3% всех земель, закрепленных за землепользователями с сельхозпроизводством.

Таблица 2.9 Количество и размер земельных участков (хозяйства населения)

Земельные участки

Кол-во участков (тыс.шт.)

Средн. Размер участка, (га)

Личные подсобные хозяйства

Садоводство

Огородничество

Животноводы и животноводческие объединения

Таблица 2.10 Земельный фонд на 01.01.2007г.

Показатели

Площадь, тыс.га

Структура, %%

Все земли

Территория

Сельхозугодия - всего

В т.ч. пашня

Кормовые угодья (сенокосы и пастбища)

Многолетние насаждения

Справочно:

Освоенность территории (удельные вес сельхозугодий)

в т.ч.: удельный вес пашни

Распаханность (пашня к сельхозугодиям)

Земли сельхозорганизаций

Общая площадь

Сельхозугодия

В т.ч.: пашня

Кормовые угодья

Многолетние насаждения

Справочно:

Освоенность территории сельхозорганизаций

В т.ч. удельный вес пашни

распаханность

Урожайность неустойчивая, низкая в отдельные годы, что объясняется, в основном, потерей плодородия почв в результате нарушения агротехники, мелиоративной неустроенности угодий, недостаточного внесения минеральных удобрений и.т.д.

Таблица 2.11 Анализ урожайности сельскохозяйственных культур

Сложившаяся специализация сельского хозяйства на производстве молока, мяса, зерна, овощей, картофеля, и кормов для животноводства соответствует природно-экономическим условиям района и сохраняется на перспективу. Однако следует отметить, что район не полностью использует потенциальные возможности и имеет резервы для восстановления и развития сельского хозяйства за счет улучшения существующих сельхозугодий и вовлечения в оборот неиспользуемой пашни. Неиспользуемую часть пашни рекомендуется использовать под посевы зерновых культур.

Проведем группировку распределения земельных участков по их размерам, уровню потенциального плодородия (баллу бонитета) и кадастровой стоимости. Результаты анализа представим в виде гистограммы распределения.

Таблица 2.12

Кадастровый номер земельного участка

Площадь, га

Балл бонитета

Индекс технологических свойств

Удалённость, экв. Км

Расчётный рентный доход, руб/кв.м

Удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка первой группы, руб/кв.м

Красноярский район

30:06:27 03 01:0008

30:06:15 01 01:0011

30:06:20 20 01:0020

30:06:27 03 01:0001

30:06:27 18 01:0229

30:06:27 18 01:0231

30:06:04 07 01:0009

30:06:02 18 02:0001

30:06:27 03 01:0007

30:06:23 13 03:0021

30:06:27 02 01:0007

30:06:18 16 01:0027

30:06:01 01 02:0010

30:06:05 22 01:0015

30:06:25 02 02:0066

30:06:23 22 02:0187

30:06:16 04 02:0002

30:06:15 48 01:0001

30:06:06 01 02:0045

30:06:22 08 01:0002

30:06:05 27 03:0001

30:06:25 10 01:0051

30:06:22 01 01:0034

30:06:22 01 01:0023

30:06:05 13 01:0025

30:06:04 01 01:0041

30:06:27 17 01:0179



Статья 97. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения

1. Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

2. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья и земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, замкнутыми водоемами, мелиоративной сетью, постройками и сооружениями, необходимыми для функционирования сельского хозяйства, а также прочие угодья (солонцы, пески, такыры и другие прочие угодья, вкрапленные в массивы сельскохозяйственных угодий).

3. Сельскохозяйственные угодья подлежат особой охране.

На земельных участках, предоставленных физическим и юридическим лицам для ведения сельскохозяйственного производства, крестьянского или фермерского хозяйства, и полевых наделах личного подсобного хозяйства не допускается строительство объектов, не связанных с ведением сельского хозяйства, в том числе жилых домов (включая индивидуальные). При этом под строительство животноводческих комплексов, временных строений и хозяйственно-бытовых построек для сезонных работ и отгонного животноводства на землях сельскохозяйственного назначения не могут использоваться ценные сельскохозяйственные угодья, к которым относятся все виды орошаемых сельскохозяйственных угодий, пашня, залежь и земли, занятые многолетними насаждениями.

3-1. Не допускается раздел земельных участков сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности или землепользовании, на участки, площади которых ниже минимальных размеров, установленных в соответствии с пунктом 5 статьи 50 настоящего Кодекса.

4. К сельскохозяйственным угодьям относятся: пашня, залежь, земли, занятые многолетними насаждениями, сенокосы и пастбища.

5. Сельскохозяйственные угодья могут быть орошаемые и неорошаемые.

6. Земли сельскохозяйственного назначения предоставляются:

1) в частную собственность гражданам Республики Казахстан для развития личного подсобного хозяйства, садоводства и дачного строительства;

2) в частную собственность или землепользование физическим и юридическим лицам Республики Казахстан для ведения крестьянского или фермерского хозяйства, товарного сельскохозяйственного производства, лесоразведения, научно-исследовательских, опытных и учебных целей, ведения подсобного сельского хозяйства, огородничества и животноводства.

3) иностранцам и лицам без гражданства во временное землепользование на условиях аренды сроком до 10 лет.

Статья 83. Понятие земель поселений

1. Землями поселений признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития городских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель других категорий.

2. Порядок использования земель поселений определяется в соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределах его административных границ делится на территориальные зоны. Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актами местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).

3. Земельные участки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путем выкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки в соответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правилами землепользования и застройки.

Валовая продукция -- показатель советской статистики, представляет исчисленный в денежном выражении суммарный объем продукции, произведенной в определенной отрасли. Валовая продукция охватывает как конечную, завершенную, так и промежуточную, незавершенную продукцию, включая комплектующие изделия, полуфабрикаты, продукцию, изготовление которой только начато. В результате при исчислении валовой продукции в масштабе отрасли возникает так называемый повторный счет (двойной счет), так как промежуточная продукция учитывается и самостоятельно, и в составе той продукции, в которую она входит как элемент. Скажем, колеса для автомобиля учитываются как валовая продукция завода -- изготовителя колес и входят в валовую продукцию автомобильного завода.



Выполнен анализ использования земель сельскохозяйственного назначения в Ростовском районе Ярославской области, выполнен прогноз развития сельского хозяйства и предложены пути решения развития района.

В современных экономических условиях научно обоснованное прогнозирование играет важнейшую роль в совершенствовании земельных отношений, при управлении земельными ресурсами, а также при формировании хозяйственного механизма использования земельных ресурсов. Прогнозирование земельных ресурсов позволяет выявить не только перспективы ближайшего и более отдаленного будущего в использовании земель, но и способствуют выработке оптимальных и перспективных планов, опираясь на составленный прогноз. Решение данных проблем на различных территориальных уровнях имеет высокую практическую значимость для страны в целом.

Цель прогнозирования состоит в создании научных предпосылок, включающих анализ тенденций развития экономики; вариантное предвидение предстоящего развития воспроизводства, учитывающее как сложившиеся тенденции, так и намеченные цели; оценку возможных последствий принимаемых решений; обоснование направлений социально-экономического и научно-технического развития для принятия управленческих решений .

Основная цель работы по планированию использования земель в аграрном секторе экономики России - дать прогноз будущих потребностей сельского хозяйства страны в земельных ресурсах; установить, в какой степени их можно удовлетворить; вскрыть расхождения между спросом на продуктивные земли и их наличием на территории страны. Возникающая из такого прогноза картина будет полезна для всех, кто несет ответственность за рациональное использование земельных ресурсов и будущее развитие сельского хозяйства в стране.

Учитывая современные тенденции выбытия земель из сельскохозяйственного оборота и решения проблемы по обеспечению продовольственной безопасности страны, остро назрел вопрос о сохранении и развитии земель сельскохозяйственного назначения. С целью эффективного решения этих проблем Президентом России был подписан указ "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации".

Для этого необходимо выполнить, прежде всего, качественную оценку земель, мониторинг и прогнозирование возможности их использования . Это позволит расширить базу для устойчивых и долговременных отношений между хозяйствующими субъектами и государственными органами управления. И тем и другим прогнозы необходимы для выработки долгосрочной земельно-экономической политики. Во многих странах успешно применяются национальные и региональные программы и стратегические планы развития управления земельными ресурсами, в основе разработки которых лежат прогнозы .

Рассматриваемый нами, Ростовский муниципальный район, расположен в центральной части России и входит в состав Ярославской области. Площадь района - 2,073 тыс. кв. км. (5,7% от всей территории Ярославской области). Земельный фонд Ростовского муниципального района на 1 января 2014 года составляет 204981 га. Наибольшие площади земельного фонда Ростовского муниципального района составляют земли сельскохозяйственного назначения - 126320 га (61,5%) (рис. 1).

Рис. 1 –

За последние пять лет больше всего изменений в районе произошло в землях сельскохозяйственного назначения (от 67 % до 61,6 %) и землях лесного фонда (от 21,9 % до 27,1 %). Уменьшение земель сельскохозяйственного назначения произошло за счет включения их в категорию земель лесного фонда. Однако, площадь земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в собственности граждан, увеличилась на 221 га и составляет 50404 га. Увеличение произошло в связи с выделением земельных участков из долевой собственности.

Анализ вышепредставленных сведений показал, что особых изменений в пределах земельного фонда не произошло. Распределение земель Ростовского муниципального района Ярославской области по видам угодий на 2014 год отображено на рисунке 2.

Рис. 2 –

В 2013 году в районе насчитывалось 19 сельскохозяйственных предприятий различных форм собственности, 290 крестьянских (фермерских) хозяйств, 12 предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности. Число семей, занятых в личных подсобных хозяйствах населения (ЛПХ), составляло 8682 единицы. Из общего количества сельскохозяйственных предприятий Ростовского муниципального района работало самостоятельно - 13 хозяйств, с привлечением инвесторов - 6. С прибылью работало 65 процентов сельскохозяйственных предприятий.

В 2013 году в связи резким падением закупочных цен на сырое молоко финансовое положение большинства хозяйств значительно ухудшилось, увеличилась доля убыточных сельскохозяйственных предприятий (53%). Для выхода из создавшейся ситуации сельхозтоваропроизводителям необходимо объединять свои усилия по системе кооперации, присоединения слабых хозяйств к сильным, и привлечения инвесторов.

Сельское хозяйство Ростовского муниципального района располагает стратегическими возможностями для дальнейшего развития сельскохозяйственного производства, пищевой и перерабатывающей промышленности. Это подтверждается тем, что за счет собственного производства Ростовский муниципальный район обеспечивает потребности населения в основных продуктах питания по медицинским нормам потребления: яйце, мясе птицы, картофеле и овощах. Для достижения продовольственной безопасности района необходимо довести до уровня обеспеченности молоком, мясом свинины и говядины собственное производство этих видов сельскохозяйственной продукции.

Ростовский муниципальный район имеет выгодное экономико-географическое и транспортное положение, находясь рядом с крупнейшим экономическим центром - Москвой и областным центром - Ярославлем, - объемными агропродовольственными рынками. Оптимальное размещение и специализация сельскохозяйственного производства составляет одну из важнейших проблем развития сельского хозяйства.

Основным направлением производства продукции районе (75,5 процентов в структуре денежной выручки) является производство молока. Растениеводство в основном направлено на обеспечение кормами отрасли животноводства и развитие производства товарной продукции картофеля и овощей.

Однако, развитие сельскохозяйственного производства в районе зависит от численности работников в нем, оснащения современными технологиями и гражданской инфраструктурой. В районе же наблюдается снижение численности работников в сельскохозяйственном производстве довольно быстрыми темпами (ежегодно в среднем на 3 процента). Среднемесячная заработная плата в сельском хозяйстве района составляет в 1,7 раза ниже, чем в среднем по Ярославской области. Показатель обновления машинно-тракторного парка в среднем за год не превышает 0,8 процентов, в то же время выбытие (списание) техники составляет 7,4 процента.

Технологическое оборудование (молокопроводы, система водоснабжения, холодильники, транспортеры и т.д.) в большинстве животноводческих ферм физически и морально устарело. В растениеводстве практически отсутствует оборудование для первичной подработки продукции (сортировально-упаковочные и моечные аппараты, весовое хозяйство и т.д.).

Недостаток высокопроизводительной техники и оборудования, крайняя изношенность имеющейся техники и оборудования сдерживает увеличение производства сельскохозяйственной продукции и улучшение ее качества.

Одним из направлений и резервом экономии топливно-энергетических ресурсов в сельском хозяйстве является его технологическое перевооружение. Оно предусматривает изменение существующих или привлечение новых, менее энергоемких технологий и техники в растениеводстве и животноводстве.

Остается недостаточным уровень притока инвестиционных ресурсов в сельскохозяйственное производство, которые основываются на земельных отношениях, их совершенствование и реформирование становятся определяющими в общей системе производственных отношений. С ростом числа участников земельных отношений, расширением круга их правовых действий в отношении земельных участков организация эффективной системы земельных отношений является первостепенной проблемой, от правильного решения которой во многом зависит не только экономическая, но и социально-политическая обстановка в регионе.

Следовательно, прогнозирование в первую очередь должно основываться на направлении социально-экономического развития территории, что позволит на региональном этапе определить основные направления хозяйственного использования земель на районном уровне. А затем на основе оценки природно-климатических, технологических и агроэкологических показателей участков сельскохозяйственных угодий осуществить прогнозирование хозяйственного использования сельскохозяйственных земель на районном уровне в разрезе землепользований сельскохозяйственных предприятий .

Одним из основных показателей является социальная обстановка, которая характеризует развитие материальных ресурсов, так как показателем эффективного развития любого населенного пункта является уровень жизни людей, проживающих в нем. От этого показателя напрямую зависит отток или приток населения. Заинтересованность людей в проживании или предпринимательской деятельности определяется потребностью в жилищном фонде района.

Анализ динамики численности населения Ростовского муниципального района Ярославской области показывает, что, начиная с 2007 г., наблюдается спад численности населения вплоть до 2013 года. Главной причиной численных потерь населения оставалась его естественная убыль, Сокращение численности населения приводит к сокращению трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы уже в настоящее время стали главным фактором, ограничивающим расширение экономической деятельности на территории Ярославской области, при строительстве новых предприятий и создании новых рабочих мест. Согласно прогнозу Росстата Ярославская область уже в ближайшие годы столкнется с проблемой прогрессирующего снижения численности трудоспособного населения.

Сделанный автором демографический прогноз определил рост численности населения в ближайшем будущем. Однако, анализ динамики численности населения Ростовского муниципального района выявил, что заложенные концепции генеральных планов поселений Ростовского муниципального района на сегодняшний день не реализовались. Следовательно, использование земель в целях освоения и улучшения жилищного фонда нецелесообразно, так как заложенные резервы на увеличение жилищного фонда не израсходованы.

Автором предлагается рассмотреть использование земельных ресурсов района в агропромышленных целях, так как в Ростовском муниципальном районе имеется множество сельскохозяйственных организаций, которые обладают высоким потенциалом, но имеются и неиспользуемые земли сельскохозяйственного назначения, которые необходимо использовать для развития эффективного аграрного бизнеса.

Для этого в соответствии с текущей динамикой численности сельского населения в Ростовском муниципальном районе была рассчитана потребность (планируемая обеспеченность) сельского населения в сельскохозяйственных угодьях, а также выполнен прогноз использования земель сельскохозяйственного назначения.

Прогнозирование использования земель сельскохозяйственного назначения автором предлагается осуществить в следующей последовательности:

  • определить тенденции изменения площадей, занятых сельскохозяйственными предприятиями разной формы собственности и качественного состояния земель (на основе прогнозирования динамики земель сельскохозяйственного назначения);
  • рассчитать резервы производства продукции сельского хозяйства (на основе моделирования зависимости объемов производства от внешних и внутренних факторов);
  • выбрать приоритетные направления финансирования развития сельскохозяйственного производства на основе кластеризации сельскохозяйственных предприятий .

    Исходя из допущения, что основные закономерности развития объекта в прошлом сохранятся и в непосредственном будущем. Поэтому для прогнозирования нами использован в качестве базового метода статистический метод - экстраполяции. Исходной информацией для исследования послужили данные о динамике сельскохозяйственных земель в районе за последние 5 лет.

    Периоды упреждения прогноза земельных ресурсов в Ростовском муниципальном районе приняты за 5 лет. Выполнен подбор нужных функций, описывающих динамику сельскохозяйственного землепользования: площади земель сельскохозяйственного назначения; площади сельскохозяйственных угодий; распределения земель сельскохозяйственного назначения по формам собственности; площади сельскохозяйственных угодий в составе земель населенных пунктов, земель лесного фонда, земель запаса.

    Прогнозирование площади всей категории земель сельскохозяйственного назначения на территории Ростовского муниципального района наглядно представлено на рисунке 3.

    Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что результат прогнозирования динамики изменения площади земель сельскохозяйственного назначения на перспективу полностью отражает сложившиеся тенденции изменения данной категории земельного фонда. Площадь этих земель будет сокращаться и на перспективу, если не будут реализованы радикальные организационно-экономические мероприятия в направлении сохранения продуктивности земель.


    alt="" border=0>

    Анализируя динамику пашни, можно сказать, что в перспективе тенденция ее развития совпадает с тенденцией изменения общей площади земель сельскохозяйственного назначения (рис.5).

    Результаты прогноза остальных сельскохозяйственных угодий (пастбища, сенокосы, залежи, многолетние насаждения) представлены в таблице 2. Из таблицы видно, что тенденция развития сельскохозяйственных угодий совпадает с тенденцией изменения общей площади земель сельскохозяйственного назначения, то есть к 2019 году происходит сокращение площадей сельскохозяйственных угодий, до 95328 ±4766 га. Однако, наблюдаются и положительные аспекты - рост площади пашни до 63266±3163 га и площади пастбищ - 21582±1079 га. Вызывает серьезную озабоченность увеличение в структуре сельскохозяйственных угодий удельного веса залежи, площадь которой, неуклонно растет.


    Вид сельскохозяйственного угодья Существующее значение, га Функция, отражающая динамику распределения площади Значение функции на период упреждения Средняя ошибка, %
    Пашня 63198 63470x -0,002 63266 5
    Пастбище 21530 21686x -0,003 21582
    Сенокосы 9888 62,292ln(x)+9772,2 9872
    Залежь 205 -8,697ln(x)+221,13 207
    Многолетние насаждения 815 824,94x -0,007 816
    Общее по сельскохозяйственным угодьям 95636 95974x -0,002 95328
    alt="" border=0>

    Объясняется это отказом многих сельскохозяйственных товаропроизводителей от обработки земельных массивов или технологическими сложностями из-за неудовлетворительного финансового положения хозяйств. По прогнозу площадь залежи в районе продолжит увеличиваться.

    При прогнозировании развития сельскохозяйственного землепользования следует рассчитать резервы производства сельскохозяйственной продукции; выбрать приоритетные направления финансирования развития сельскохозяйственного производства, а также следует определить тенденции качественного состояния земель. Для определения расчетных величин результативных показателей был использован корреляционно-регрессионный анализ, как наиболее доступный для экономических расчетов метод.

    Для дальнейшего развития системы прогнозирования аграрного землепользования региона на перспективу необходим комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на совершенствование технологии прогнозирования и объекта прогнозирования, повышение практической значимости результатов прогнозирования. Совершенствование системы прогнозирования в технологическом аспекте видится автору в развитии взаимосвязей между отдельными прогнозами, определении места прогнозов в общей системе регионального прогнозирования, усилении обоснования прогнозных разработок.

    В рамках запланированного использования земельных ресурсов на территории исследуемого района, автором за основу приняты сценарии социально-экономического развития района в соответствии с долгосрочными Стратегиями социально-экономического развития, Программами развития сельского хозяйства и другими региональными программами и предложено следующее использование земельных ресурсов на перспективу:

  • Расширение городского поселения Ростов в северо-западном направлении;

    В связи с тем, что плотность населения повышается равномерным темпом, развитие селитебной зоны города Ростова предлагается направить в северо-восточном направлении. Данное предложение по расширению представлено на рисунке 6.

  • Перспективное направление развития сельских поселений Ростовского муниципального района - производство сельскохозяйственной продукции.

    Таким образом, учитывая перспективы районного развития, рассчитаны прогнозные показатели хозяйственного использования сельскохозяйственных угодий на уровне сельскохозяйственных предприятий. С учетом проведенной оценки комплексного состояния автором предложены конкретные мероприятия по восстановлению сельскохозяйственных угодий. Подобный подход позволяет наиболее эффективно решать задачи использования земельных ресурсов во взаимосвязи с текущим качественным состоянием земель сельскохозяйственного назначения.

    Реализация на практике прогнозных разработок предваряется определением сроков и очередности, форм осуществления прогнозов на практике. Результатом здесь должно стать доведение прогнозных разработок до органов управления и включения результатов прогнозирования в систему прогнозных сценариев развития муниципального агрокомплекса с контролем процесса реализации .

    Выполненные исследования показывают, что основными региональными проблемами прогнозирования развития аграрного землепользования являются:

  • Отсутствие единой политики государства, отдельных регионов страны, муниципальных образований в области прогнозирования использования земельных ресурсов в целом и земель сельскохозяйственного назначения, в частности.
  • Отсутствие единой системы прогнозирования развития сельского хозяйства и землепользования на межотраслевом, отраслевом и территориальном уровнях.
  • Недостаточная разработанность концепции и методов прогнозирования использования продуктивных земель и развития аграрного землепользования применительно к современной экономической ситуации. Отсутствие нормативно-правовой, институциональной, научно-методической, финансовой, технологической, организационной основы, необходимой для совершенствования системы прогнозирования развития сельскохозяйственного землепользования и землевладения в современных условиях.
  • Наличие негативных тенденций, характеризующих состояние использования регионального земельного фонда, и выраженная отрицательная динамика развития сельскохозяйственного землепользования региона.
  • Ограниченность источников сельскохозяйственного освоения земель и резервов развития аграрного землепользования в регионе, обусловленная особенностями земли как природного комплекса и средства производства.

    Библиографический список

  • Ламерт Д. А. Прогнозирование использования земельных ресурсов застроенных территорий. Учебное пособие / Д. А. Ламерт, Г. И. Юрина [Текст]. - Новосибирск: 2012. - 76 с.
  • Пшеничников, А.А. Прогнозирование развития аграрного землепользования региона / А.А. Пшеничников.//[Электронный ресурс]. - Пермь, 2009 г.
  • Рассказова, А.А. Экономическая эффективность сельскохозяйственного землепользования в регионе (на материалах Московской области): диссертация … кандидата экономических наук/ А.А. Рассказова.//Электронный ресурс], - Москва, 2006 г.
  • Мурашева А.А.,Тарбаев В.А., Анализ показателей мониторинга сельскохозяйственных земель [текст]// А.А. Мурашева, В.А. Тарбаев//Саратов. Известия высших учебных заведений - 2014.- № 7.- С.23-28, 0,41 п.л.
  • В соответствии с учетными данными земли сельскохозяйственного назначения занимают площадь 406 млн га, что составляет примерно 23,8% общей площади земель РФ. Из них 190,7 млн га, или 47%, отведены под сельскохозяйственные угодья. Вместе с тем фактически в сельском хозяйстве используется намного больше земель, если учитывать земельные участки, предоставляемые временно и постоянно в пользование для сельскохозяйственных нужд из других категорий земель. Речь идет о землях лесного фонда, землях особо охраняемых территорий и объектов, которые предоставляются для выпаса скота, сенокошения и т.п. По приблизительным данным, земли, используемые для нужд сельского хозяйства, но не входящие в категорию земель сельскохозяйственного назначения, могут составлять от 18% и выше.

    Земли сельскохозяйственного назначения, а также их состав применительно к различным территориям определяется в процессе планирования землепользования, проведения землеустроительных мероприятий, зонирования, а также при предоставлении земельных участков в пользование. Принятые решения относительно состава земель и их использования обязательны для исполнения. Изменение установленного состава земельных участков и видов пользования со стороны землепользователей не допускается и требует принятия специального решения.

    Планирование землепользования осуществляется в порядке разработки и принятия различного рода целевых программ, схем расселения на территории РФ, схем природопользования. К примеру, предусматривается, что в Генеральной схеме расселения на территории РФ определяются земли сельскохозяйственного назначения (ст. 31 Градостроительного кодекса).

    Распространенным способом регулирования землепользования является зонирование. В рамках зонирования определяются зоны, наиболее благоприятные для ведения различных видов сельскохозяйственной деятельности. Зонирование также применяется при выделении из состава земель сельскохозяйственного назначения земель, предназначенных для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. В частности, предусматривается, что в схемах зонирования территорий для размещения садоводческих огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков (садоводство, огородничество либо дачное хозяйство), разрешенном использовании земельных участков в пределах выделенных зон, включая ограничения обременения, а также сведения о правах, на которых в пределах конкретной зоны допускается предоставление земельных участков (право частной и общей собственности, права аренды).

    Схемы зонирования территорий служат основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения. Схемы зонирования для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений утверждаются на уровне субъектов РФ и местных органов самоуправления.

    Данные о составе, структуре и целевом использовании земельных участков сельскохозяйственного назначения заносятся в государственный земельный кадастр.

    Для состояния земель сельскохозяйственного назначения характерны явно проявляющиеся негативные процессы деградации. На протяжении последних трех десятилетий происходит постоянное сокращение площадей сельскохозяйственных земель с тенденцией нарастания темпов. Только за первую половину 90-х гг. из сельскохозяйственного оборота выбыло 27 млн га, несмотря на постоянное вовлечение в сельскохозяйственный оборот новых земель. В 1999г. по сравнению с 1998г. площадь земель сельскохозяйственного назначения сократилась еще на 14,9 млн га.

    Основная причина такого сокращения -- перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории земель, а также продолжающееся их интенсивное изъятие для несельскохозяйственных нужд. При этом из сферы сельскохозяйственного производства в результате деградации и предоставления для несельскохозяйственных нужд исключаются площади наиболее ценных земель, а взамен выбывших в сельскохозяйственный оборот включаются преимущественно земли низкого продуктивного потенциала.

    По имеющимся данным, состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным. Проводимые в стране преобразования земельных отношений, отразившись на динамике структуры земельного фонда, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почвенный покров, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому. Из-за отсутствия средств, слабой заинтересованности государственных органов мероприятия по охране и рациональному использованию земель существенно уменьшаются. Практически прекращено строительство противоэрозийных гидротехнических сооружений. С передачей практически всех сельскохозяйственных земель в частную собственность обязанности и финансовая нагрузка по обеспечению надлежащего состояния земель перешли на коллективных и индивидуальных собственников, которые в силу тяжелого экономического положения не способны обеспечить их надлежащее использование.

    Ухудшение состояния земель, ускорившее темпы за последнее время, представляет серьезную угрозу подрыва материальной базы сельскохозяйственного производства. Принятые недавно Земельный кодекс РФ и Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» усилили меры охраны земель. В частности, перевод сельскохозяйственных земель в другую категорию требует вынесения решения органа исполнительной власти субъектов РФ. Неиспользуемые земельные участки подлежат изъятию.

    С учётом анализа нормативных правовых актов 65 субъектов РФ министерством сельского хозяйства РФ разработана и согласована с министерствами концепция проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ в части совершенствования оборота и использования земель сельскохозяйственного назначения". Концепция, в том числе, предусматривает законодательное установление критериев ненадлежащего использования земельных участков. Возможно, что в случае принятия таких законопроектов изъятия не носили бы массовый характер. Закон применялся бы в самых вопиющих случаях и к самым нерадивым, не договороспособным собственникам с давней историей противостояния с региональной властью. Но все равно, наличие такого инструмента отъема собственности в корне изменило бы рынок земель сельскохозяйственного назначения в России. Законопроекты были направлены из Минсельхоза на рассмотрение Правительства.

    Более того, ведомством был разработан проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты РФ в части совершенствования регулирования земельно-ипотечных отношений в сельском хозяйстве" и разработаны "Основные направления совершенствования организационно-экономического и правового обеспечения регулирования земельных отношений в части земель сельскохозяйственного назначения", реализация которых предусмотрена Планом действий Минсельхоза РФ, утверждённым Министром сельского хозяйства 10 ноября 2008 года. В дополнение к вышесказанному, в целях осуществления государственного мониторинга тем же министерством разработан и согласован с рядом ведомств проект постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель, используемых или предназначенных для ведения сельского хозяйства».

    В Правительство, тем временем, поступил еще один законопроект по сходной тематике, но разработанный уже другими ведомствами. Минэкономразвития РФ совместно с Минфином РФ, Минрегионом РФ разработало концепцию и проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ, уточняющих требования к использованию земельных участков по целевому назначению". Следует подчеркнуть, что концепцией в том числе предусматривается законодательное определение "признаков неиспользования земельного участка по назначению".

    Сейчас в Государственной думе на разных стадиях рассмотрения находится 8 законопроектов, являющихся плодом творчества законодательных собраний субъектов Российской федерации. В основном они носят уточняющий законодательство характер и направлены, по мнению разработчиков, на улучшение прав владельцев земельных долей.

    Введение....................................................................................................................2 1 Теоретические и прикладные аспекты прогнозирования (литературный обзор) 1.1 Правовые и организационные вопросы прогнозирования земельных ресурсов…………………………………………………………………………….4 1.2 Место и роль прогнозирования и планирования в современных экономических условиях……………………………………………………………8 1.3 Методы прогнозирования и планирования земельных ресурсов…………..11 2 Природная и экономическая характеристика административного района 2.1 Природные условия района……………………………………………………16 2.2 Населенные пункты…………………………………………………………….27 2.3 Дорожная сеть и водоснабжение……………………………………………..29 2.4 Промышленное и сельскохозяйственное производство……………………..30 3 Землеизученность и землеустроенность района 3.1 Наличие и состояние планово-топографического и обследовательского материала……………………………………………………………………………32 3.2 Землеустроенность сельскохозяйственных предприятий в районе…………34 3.3 Характеристика земельного фонда в районе………………………………....35 3.4 Природно-сельскохозяйственное районирование административного района…………………………………………………………………………...…..37 3.5 Анализ использования земельного фонда по двум природносельскохозяйственным районам (на примере двух производственных подразделений или хозяйств) с моделированием………………………………..39 4 Перспективные прогнозы в отношении анализируемых объектов………...…52 5 Безопасность жизнедеятельности…………………………………………...…..53 Заключение………………………………………………………………………….58 Список литературы………………………………………………………………....60

    Введение

    В Российской Федерации в условиях перехода к рыночным отношениям появилась необходимость проводить прогнозные разработки во всех отраслях народного хозяйства. Любой вид производственных и общественных отношений должны, в первую очередь, обеспечивать повышение уровня экономики, а так же должен способствовать повышению социального развития не только какого либо отдельно взятого региона, но и всей страны в целом. Земельные ресурсы, так или иначе, вовлечены в процессы производства или же в другие сферы экономической деятельности. В связи с этим, прогнозирование использования земли является неотъемлемой частью процветания и развития нашей страны. Данная работа посвящена Прогнозированию использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения в районе. Актуальность данной работы заключается в том, что земля имеет огромное экономическое значение как природного ресурса, который проявляется в основных функциях земли: - Первая функция земли- это ее способность производительности в лесном и сельском хозяйстве. - Вторая функция- это территориальная основа существования той или иной деятельности на территории Российской Федерации. Цель данной работы заключается в том, чтобы проанализировать использование земельных ресурсов, прогнозирование земельных ресурсов в Майминском районе республики Алтай. Задачами данной работы являются: 1. Изучение теоретических и прикладных аспектов прогнозирования 2. Изучение экономической и природной характеристики Майминского района республика Алтай 3. Изучение землеустроенности и землеизученности Майминского района республики Алтай 4. Дать перспективные прогнозы в отношении земельных ресурсов по Майминскому району Объектом работы являются земельные ресурсы Майминского района республики Алтай Предметом исследования является прогнозирование использования и охраны земель в Майминском районе республики Алтай

    Заключение

    В условиях перехода на рыночные отношения появилась острая необходимость в проведении прогнозирования во всей сфере народного хозяйства. Земельные ресурсы имеют очень большое значение в человеческой жизни, ведь земли служат в первую очередь основой животноводства и земледелия. Данные отрасли, которые занимаются производством продуктов питания, полностью зависят от свойств и количества земельных ресурсов. Земли, являясь частью экономического процесса осуществляет различные экономические функции. Поэтому, прогнозирование земельных ресурсов осуществляется по общим социальным и экономическим методам прогнозирования. Процессы прогнозирования и планирования дальнейшее существование территорий неразрывно связаны между собой и могут быть использованы для того, чтобы разработать генеральный план, план застройки, план земельно-хозяйственного обустройства, план развития зон пригородов и пр. Данные процессы обеспечивают рациональное использование земель поселений. Методы прогнозирования основываются на том, чтобы научными способами исследовать объект и разработать прогноз. На сегодняшний день известно около 2000 методов, однако наиболее распространение получили около 150 из них. Прогноз является одной из форм предвиденья наряду с планом и гипотизой. Майминский район, который был рассмотрен в качестве изучаемого объекта, обладает прикрасным природным комплексом, в котором развивается сельское хозяйство, животноводство, однако жилищно-коммунальная инфраструктура находится на низком уровне. Майминский район располагается в северной части Республики Алтай. На юге район граничит с землями Чемальского района, На севере с Красногорским и Советским районами Алтайского края (рисунок 1), на западе граничит с Алтайским краем по реке Катунь, а на востоке граничит с Чойским районом Республики Алтай. Важный элемент природных условий Майминского района заключается в почвенном покрове, так как именно он имеет огромное значение в развитии лесного и сельского хозяйства. Почвенные покровы в районе тесно связаны с рельефом, климатом, растительностью и почвообразующими породами. На территории Майминского района больше всего распространены горно-лесные серые подзолитстые почвы. Данный тип почв охватывает почти всю территорию района. А вдоль западной границы, в долине реки Катунь, распространены луговые и лугово-черноземные почвы. Вдоль северной границы располагаются узкой полосой оподзолистые черноземы, которые с подъемом в горы сменяются дерново-подзолитсыми и серыми лесными почвами. Майминский район занимает территорию в 1 285 км. Население района составляет по состоянию на январь 2014 года 30 063 человек. В Майминском районе располагется 25 населенных пунктов в 7 сельских поселений. Что касается сельского хозяйства, то на территории района свою деятельность осуществляет 50 предприятий по деятельности «Сельское хозяйство, существует так же 68 крестьянских фермерских хозяйств, 4 СПОКа и 9983 личных подсобных хозяйств. На 2012 год посевная площадь сельскохозяйственных культур в хозяйствах составила 6722 га. На примере двух организаций, было произведено прогнозирование на будущее время, касаемо количества создаваемой продукции производством. Результаты анализа показали, что плохие дороги и последующее неразвитие фермерства может сказаться на производстве совхозов.

    Список литературы

    1 Земельный Кодекс Российской Федерации от 17.06.2011 г. N 136-ФЗ 2 Градостроительноый кодекс Российской Федерации от 29.12.2004 г. N 190-ФЗ 3 Федеральноый закон Российской Федерации « О плате за землю» от 11.09.1991 г. N 1738 4 Федеральный закон Российской Федерации « О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 N 221-ФЗ 5 Федеральный закон Российской Федерации « О землеустройстве» от 01.01.2009 г.N 78-ФЗ 6 Федеральный закон Российской Федерации «Об охране окружающей среды» от 21.06.2014 N 219-ФЗ 7 Ю.А.Овсянников, Я.Я. Яндыганов « Прогнозирование и планирование природопользования» учебн. пособ.Изд-во Урал.гос. экон. ун-та, Екатеринбург, 2008 г. С.113 8 П.В. Кухтин, А.А. Левов, В.Ю. Морозов и др. « Управление земельными ресурсами: Учебное пособие. 2-е изд.», СПб.: Питер, 2006, С.8 9 Электронный ресурс: Кадастровый центр «Земля-Сервис» http://www.zemlya-s.ru 10 Е.А. Черныш, И.П. Молчанова, и др. « Прогнозирование и планирование» учебн. пособ. М. ПРИОР, 1999 11 Д.А. Ламерт, Г.И. Юрина « Прогнозирование использования земельных ресурсов застроенных территорий», Новосибирск СГГА, 2012, С. 5 12 Т.И.Маманкова, Н.А. Кочеева, Коллективная монография. Природные комплексы Майминского района республики Алтай. 2007 г. 13 Н.А. Качеева. Природные комплексы Майминского района республики Алтай. 2007 г. 14 Банников О.И. Природные комплексы Майминского района республики Алтай. 2007 г. 15 Алтайский край: Атлас. - М., Барнаул: ГУГК, 1978 16 Журавлева О.В., Аванесян Р.А. «Поверхностные воды». Природные комплексы Майминского района республики Алтай. 2007 г. 17 Модина Т.Д., Сухова М.Г. «Климат» Природные комплексы Майминского района республики Алтай. 2007 г. 18 Федоткина Н.В. Природные комплексы Майминского района республики Алтай. 2007 г. 19 Малков Ю.П., Малков П.Ю., Малков Н.П.,. Природные комплексы Майминского района республики Алтай. 2007 г. 20 Электронный ресурс: Википедия. Свободная библиотека. https://ru.wikipedia.org 21 Электронный ресурс: Банк Городов. http://www.bankgorodov.ru/region/raion.php?id=139#sor 22 План социально-экономического развития муниципального образования Майминского района на 2011-2020 годы. 23 Электронный ресурс: Мир горного Алтая. http://altai-go.ru/index/majminskij_rajon/0-9 24 Электронный ресурс: Алтай-настоящий горный рай. http://putevoditel-altai.ru/load/putevoditel_po_respublike_altaj/rajony_respubliki_altaj/majminskij_rajon/17-1-0-210 25 Решение Мейминского районного совета депутатов «Об утверждении программы «неотложных мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, профилактики инфекционных заболеваний муниципального образования «Майминский район»». 26 Решение Майминского районного Совета Депутатов от 21.03.2014 N 5-06 «Об утверждении Плана социально-экономического развития муниципального образования «Майминский район» на 2014 год». 27 Приказ Роскомзема от 20.04.1994 N 26 « О единой технологии кадастровых и топографо-геодезических съемок» 28 Правительсво республики Алтай. Постановление от 14.11.2000 N309 «О региональной целевой программе «Социально-экономическое развитие майминского района». 29 Куминова А. В. Растительный покров Алтая. - Новосибирск: АН СССР, 1960. - 450 с. 30 Электронный ресурс: http://pulset.ru/tov/find14_a1.php?id=65111 31 Ю.В. Робертус «Экологическое состояние окружающей среды на территории Майминского района»