Использование современного интерактивного оборудования дошкольного учреждения в реализации муниципальной модели дошкольного образования города перми. Потенциал интерактивного оборудования в образовании

Грибанова Вероника Егоровна
Учебное заведение: МАДОУ Детский сад №31 Гусельки
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2018-02-28 Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОУ» Грибанова Вероника Егоровна Применение технических средств: интерактивного стола и интерактивной доски в соответствии с требованием ФГОС в развивающей предметно - пространственной среде

Просмотреть свитедельство о публикации

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в образовательном процессе ДОУ»

Современные дошкольники – это дети «нового времени», со своим своеобразным мышлением, мировосприятием, отношением к окружающим. Они довольно быстро на интуитивном уровне осваивают разнообразные технические средства.

В связи с этим в образовательный процесс дошкольных учреждений активно внедряются информационные технологии. Воспитатели, идущие в ногу со временем, испытывают повышенный интерес к обновлению нестандартной и современной развивающей среды ДОУ. В первую очередь вызывает желание освоить технологию работы с интерактивным оборудованием. Существуют различные интерактивные средства, направленные на развитие психических функций детей, таких как зрительное и слуховое восприятие, внимание, память и словесно-логическое мышление.

Благодаря тому, что наш детский сад, является апробационной площадкой по введению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, появилась возможность обогатить образовательное пространство ДОУ новыми техническими средствами, что соответствует требованием ФГОС к развивающей предметно – пространственной среде. Такими средствами в детском саду являются интерактивные доски и интерактивный стол.

Для работы с данным оборудованием педагоги прошли курсовую подготовку, где учились составлять игры для интерактивной доски и стола, используя программы SMART Notebook и SMART Т able .

Данный опыт помог рабочей группе разработать тематическое планирование интерактивных игр для детей разного возраста. Оно создано с учетом особенностей развития детей, тематики недели, а также целей и задач, стоящих перед педагогом в разных образовательных областях.

Интерактивная доска – многофункциональный универсальный инструмент, позволяющий сделать образовательный процесс с детьми дошкольного возраста более интересным, наглядным и увлекательным.

Используя разные программы, можно создавать анимированные, озвученные игры и презентации, позволяющие ребенку определить правильность ответа путем касания рукой экрана доски. Так же применение её в качестве простого экрана, для демонстрации наглядного материала.

Работа с интерактивной доской позволяет в совместной деятельности моделировать различные ситуации. Игровые компоненты, включённые в мультимедийные программы, активизируют познавательную активность детей и усиливают эффективность усвоения материала. Например, при знакомстве детей с домашними животными, дети с удовольствием составляли на доске их семьи. Играя в интерактивную игру «Четвёртый лишний», расширяли представления о внешнем виде. В познавательной деятельности — соотносили число с количеством, находили место числа в числовом ряду, считали в прямом и обратном порядке. В речевом развитии с успехом прошла интерактивная игра «Подбери маму и детёныша», где дети не только составляли описательный рассказ о домашних животных, но и с удовольствием делились впечатлениями из личного опыта. В игре «Назови ласково» упражнялись в словообразовании, расширяя активный словарь.

Дети интересовались причинно-следственными связями, например: почему у коровы длинный хвост, зачем лошади копыта, для чего кошке усы. Пытались самостоятельно придумывать объяснения повадкам животных (собака виляет хвостом, потому, что довольная и сытая; свинья валяется в грязи, потому что нравится; петух не несёт яйца, потому что он мальчик).

При работе с интерактивной доской снизилась утомляемость детей, так как материал предлагаемый детям отличается наглядностью, яркостью образов и динамичностью. Считаем, что интерактивная доска значительно расширяет возможности получения информации, позволяет повысить интерес и познавательную активность ребенка.

Интерактивный стол SMART Тable имеет свои отличительные особенности от интерактивной доски.

Во-первых, он предназначен только для выполнения игровых заданий, в рамках программ и SMART Notbook и SMART Тable.

Во-вторых, количество одновременных касаний при выполнении заданий может варьироваться от 1 до 8. Рукой можно увеличить или уменьшить изображение до нужного размера.

В третьих, используя графические знаки на поверхности стола, дети имеют право выбрать игру по своему желанию. В базовую комплектацию стола входят авторские разработки игр различной тематики (музыка, рисование, игры математические, на классификацию по различным признакам, пазлы, грамматические задания). Игры используем в образовательной деятельности, реализуя стандарт.

Наши воспитанники так увлечены игрой на столе SMART Table, что в процессе даже не замечают, как овладевают способностями сопоставлять, сравнивать, устанавливать закономерности. Они активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, проявляя способность договариваться, учитывать интересы других. Образовательная деятельность стала более увлекательной и эффективной. Всегда интересно добраться до сути, когда все так наглядно, ярко и необычно, ведь все происходит благодаря малейшему движению руки.

Работа с интерактивным оборудованием позволила по-новому использовать в образовательной деятельности дидактические игры и упражнения, коммуникативные игры, проблемные ситуации, творческие задания. Использование ИО в совместной и самостоятельной деятельности ребенка явилось одним из эффективных способов мотивации и индивидуализации обучения, развития творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона.

Интерактивное оборудование успешно используют не только педагоги, но и узкие специалисты ДОУ (педагог-психолог, учителя-логопеды для работы с детьми с особыми возможностями здоровья).

Таким образом, использование современных информационных технологий позволяет вывести деятельность ДОУ на новый качественный уровень.

В перспективе — приобретение интерактивного пола и интерактивной песочницы.

Интерактивное оборудование в образовательном процессе

Зотова Е.С., преподаватель ГАПОУ ТО «Западно-Сибирский государственный колледж», г.Тюмень

Исследования по воздействию технологий на обучение показали, что благодаря интерактивным решениям дети больше хотят учиться и их результаты улучшаются.

Работа с этим учебным оборудованием и широкие возможности для исследований развивают дискуссию в классе и делают уроки динамичными. Такое оборудование учебного помещения не требует особых усилий в работе. Нужно всего лишь прикосновение. Чтобы выбрать иконку, открыть веб-сайт или передвинуть изображение, учителю или ученику достаточно просто коснуться поверхности доски маркером. Такой простой и быстрый доступ к информации заставляет учеников размышлять и создавать новые идеи.

Одним только маркером они могут работать с геометрическими фигурами, искать нужную информацию в сети, делать презентацию, моделировать физические эксперименты или наносить информацию на цифровую географическую карту.

У интерактивных решений имеются неоспоримые преимущества. Учитель и ученики могут делать записи на доске или интерактивном столе маркером, рисовать поверх любых приложений или сайтов, выделять главные мысли, фиксировать свои наблюдения и сохранять всё это как личное портфолио.

1. Работа с различными цветами

Разнообразие цветов, доступных на интерактивной доске, позволяет выделять важные области и привлекать внимание к ним, связывать общие идеи или показывать их отличие и демонстрировать ход размышления. Работая текстовым маркером, можно выделять ключевые слова в определениях. Но зачем же тогда нужна интерактивная доска, если можно купить разноцветные маркеры и выполнить с их помощью ту же работу на обычной маркерной доске? Можно, но с ограниченным количеством цветов (как правило, предлагаются четыре цвета), а программное обеспечение интерактивной доски предлагает десятки цветов и заливок. Кроме того, маркеры через определенное время заканчиваются или высыхают, что не случается с маркерами интерактивной доски. Не стоит забывать и о том, что при использовании интерактивной доски результат можно сохранить и размножить.

2. Возможность делать записи на экране

Возможность делать записи позволяет добавлять информацию, вопросы и идеи к тексту, диаграммам, схемам или изображениям на экране. Все примечания можно сохранить, еще раз просмотреть или распечатать. Например, урок начинается с проблемной ситуации, учащиеся предлагают гипотезы, которые учитель записывает на доске и далее класс приступает к решению задачи. В конце урока учитель, обсуждая полученные результаты, возвращается к странице с гипотезами и подводит итоги урока.

3. Возможность выделения или затенения отдельных частей экрана

Тест, схему или рисунок на интерактивной доске можно выделить. Это позволяет учителям и ученикам фокусироваться на отдельных аспектах темы. Часть экрана можно скрыть и показать в нужный момент. Программное обеспечение для интерактивных досок включает инструменты, которые могут помочь учащимся сконцентрироваться на определенной области экрана. Используя инструмент «прожектор» можно выделить определенные участки экрана и сфокусировать внимание на них. Инструмент «лупа» позволяет увеличить части экрана, например, для того, чтобы слабовидящие ученики могли разглядеть нужную надпись. Используя инструмент «шторка» или стандартные фигуры, можно скрыть часть экрана на некоторое время. Например, скрыть правильный ответ, а после обсуждения показать его, или постепенно открывать схему какого-либо процесса для того, чтобы проследить его динамику. Возможно и такое задание «Как узнать по отдельной части целое (картину, схему, механизм)?».

4. Возможность управления аудио- и видео вложениями

Использование аудио- и видеофрагментов значительно усиливает подачу материала. На интерактивных досках также можно захватывать видео-изображения и отображать их статично, чтобы иметь возможность обсуждать и добавлять к нему записи. Например, можно просматривать и анализировать видеофрагмент, воспроизводящий химическую реакцию. Причем, можно просмотреть фрагмент несколько раз или остановить его. Учитель физики может запустить ролик, демонстрирующий физический процесс, в нужный момент остановить и нарисовать поверх стоп-кадра векторы величин, составить формулу и провести расчеты, затем продолжить просмотр ролика. По разным предметам создано большое количество обучающих роликов, управлять воспроизведением которых позволяют инструменты интерактивной доски.

5. Возможность управления интерактивными программами

Интерактивная доска - это, в сущности, дисплей вашего компьютера. Следовательно, все, что есть на вашем компьютере, можно показать и на интерактивной доске. В арсенал инструментов преподавания современного учителя обязательно входят цифровые образовательные ресурсы. Очень популярны диски с уроками по разным предметам от К&М. В Интернете создан и успешно развивается ресурс под названием «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (режим доступа: http://schoolcollection.edu.ru).

Данная коллекция упорядочена по предметам и классам и содержит множество интерактивных обучающих программ, тренажеров, интерактивных карт, интерактивных тестов и моделей, интерактивных лабораторий. Включение в урок исследования интерактивных моделей, занятий в виртуальных лабораториях переводит процесс обучения на новый уровень - исследовательский, творческий, практико-ориентированный. Интерактивные тесты моментально обрабатывают полученную информацию и сообщают результат тестирования. Наличие таких данных позволяет учителю принять решение о дальнейшем изучении материала. К ресурсам для интерактивной доски можно отнести и так называемые сервисы Веб 2.0, использование которых позволяет вести совместную деятельность, способствуют формированию критического мышления, умения совместно мыслить. Географические сервисы являются совершенно незаменимыми при изучении географии. Например, одним из заданий может стать определение по фотографиям из космоса явления природы и местоположения объекта.

После выдвижения гипотез и предположений необходимо воспользоваться программой GoogleEarth (глобальной, полимасштабной ГИС). Она станет своего рода космическим кораблем, с помощью которого можно облететь вокруг Земли и найти нужный объект. Управлять программой «Планета Земля» можно также у интерактивной доски. Объект поиска будет найден в районе Антарктиды: примерно 74О Ю.Ш., 102ОЗ.Д. С помощью GoogleEarth учащиеся узнают, что это ледник PineIslandGlacier. Рис. 14. Вычисление расстояния между двумя объектами по координатам Рис. 13Остается набрать название ледника в поисковой системе Google и найти статьи о данном явлении природы.С помощью приложения «Планета Земля» мы можем смоделировать пространственные задачи.

Вычисление расстояния между точками на сфере становится реальностью. Например, можно найти расстояние между Домиком Петра в Санкт-Петербурге и Двориком Петра в Екатеринбурге. С использованием интерактивных программ проходят уроки по теме «Моделирование». Например, интерактивная карта «Московский кремль» или трехмерные модели: «Вращение планет вокруг Солнца», «Строение молекулы ДНК». Компьютерная модель является одним из эффективных способов предъявления и отработки у учащихся «готового» знания. Она может с успехом использоваться: во-первых, как средство предъявления элементов «готового» знания (манипуляции с моделью позволяют учащимся выявить и уяснить «встроенную» в модель информацию о свойствах объектов и характеристиках процессов реального мира); во-вторых, как средство наглядности для иллюстрации сущности эмпирических понятий, при анализе закономерностей протекания природных явлений; для визуального отображения элементов научно-технического знания (устройства и принципа действия отдельных приборов и их взаимодействующих систем, способов и приемов работы с приборами и техническими устройствами).

В условиях перехода к информационному обществу к профессиональной подготовке выпускников учебных заведений предъявляются качественно новые требования. Молодой специалист должен быть готов к организации и сопровождению образовательного процесса средствами новых информационно-коммуникационных технологий. И наши выпускники должны быть максимально подготовленными к такой работе.

Главная задача колледжа - выпуск конкурентоспособного специалиста, востребованного на рынке труда.

На современном этапе развития российского образования одной из основных задач образовательного учреждения является создание условий для раскрытия способностей обучающегося, обеспечение возможности достижения им максимального результата обучения. Сегодня изменяется и сама парадигма образовательного процесса: необходимо помочь обучающемуся получить знания, создать условия для активной мыслительной деятельности. Использование на уроках интерактивного оборудования значительно облегчает этот процесс.


Интерактивное оборудование Интерактивная виртуальная реальность – предоставление пользователю возможности управления, которую он захотел бы выполнить, если бы он находился в созданном искусственном мире. Интерактивное мультимедиа-оборудование – мультимедийное оборудование, обеспечивающее возможность произвольного управления видеоизображением и звуком в режиме диалога. Интерактивный пользователь – пользователь, работающий с системой в диалоговом (интерактивном) режиме. Ф.С. Воройский Информатика. Новый систематизированный толковый словарь


Интерактивная доска Удобный инструмент для работы, как педагогу, так и ученику. Полностью русифицированное программное обеспечение интерактивной доски предоставляет большой набор удобных функций для управления приложениями, создания и сохранения пометок и комментариев к изображению. Пользователь может выбрать функции и инструменты, наиболее нужные именно ему. Пользователь может настроить панель инструментов таким образом, чтобы эти функции были легко доступны.


Программное обеспечение интерактивной доски способно распознавать простые фигуры - прямоугольники, круги, треугольники, стрелки - что позволяет быстро рисовать четкие, понятные, аккуратные схемы, используя инструмент «Умное перо». Уникальный набор инструментов позволяет не только делать пометки поверх статического изображения, но и поверх видео. Интерактивная доска


У интерактивной доски надежная поверхность. В качестве основы для поверхности доски используется стальной лист, что не только увеличивает прочность доски и срок ее службы, но и позволяет крепить к ней в случае необходимости бумажные материалы с помощью магнитов. Дополнительная поверхность позволит увеличить срок службы доски при использовании ее с маркерами. Интерактивная доска


Интерактивные доски - Вы пробовали? Интерактивная доска (ИД) - новое оборудование, которое способно оказать неоценимую помощь в организации процесса обучения, при проведении презентаций и совещаний. Это устройство, внешним видом и размерами очень похоже на обычную доску. Однако отличия просто колоссальны. Интерактивная доска - это прежде всего новейшие технологии, которые превращают ее в мощнейший инструмент для решения широкого спектра задач. Как они подключаются? Для работы с интерактивной доской не требуется специальных навыков или знаний. Перед началом работы ИД подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видео сигнала), с которым Вы теперь можете работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым докладчик имеет полный доступ к управлению компьютером.


Что они могут? Доска позволяет показывать слайды, видео, делать пометки, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте. Очень актуально применение интерактивных досок в сфере образования. Преподаватель имеет возможность сделать процесс обучения значительно более наглядным и интерактивным. Этому способствует программное обеспечение позволяющее преподавателю создавать учебный материал по разным предметам, моделировать опыты и эксперименты, тестировать аудиторию с моментальным выводом на доску полученных результатов, проводить аудирования при обучении иностранным языкам, демонстрировать тематические видеоматериалы.


Как с ними работают? Запись на интерактивной доске ведется специальным маркером. Докладчик, взяв в руки специальный маркер, может: - работать с изображением на экране (выделять, подчеркивать, обводить важные участки, рисовать схемы или корректировать их, вносить исправления в текст, перемещать объекты). - управлять компьютерными приложениями (открывать/закрывать окна, листать страницы в документах и презентациях, перемещать, изменять масштаб объектов) т.е. выполнять все функции компьютерной мыши. Докладчик может заранее задать цвет маркера, который он будет использовать во время выступления.




Работа с интерактивной доской – это прежде всего практическая работа! Ученик, вызванный к ИД, выполняет задание учителя и тесно взаимодействует с современными технологиями. Чем больше практики в школе - тем квалифицированнее вырастет специалист. А презентация на проекторе - это не практическое занятие, ученики могут и не следить за слайд-шоу. Вы только представьте, что может интерактивная доска. На форуме упоминалось про сжатые временные рамки = 45 мин. Так вот, представьте с помощью функции "УМНОЕ ПЕРО" можно в 4 раза быстрее нарисовать геометрические фигуры и начертить график. Рисовать, делать отметки можно делать поверх любого документа, даже если это прямая видео-трансляция. (Большинство ноутбуков с видеокамерами, и, используя режим "ВВОД ВИДЕО", вы можете оперативно делать заметки прямо на видео). Работать на доске могут одновременно два пользователя. Вести с форума «Сеть творческих учителей»


Доска может через Интернет соединяться с 50 другими досками одновременно для проведения удалённой конференции. Интерактивная доска обладает 24 настраиваемыми функциональными кнопками. Преподаватель может настроить рабочее меню "под свой предмет", вынеся в меню самые нужные функциональные кнопки. Рисовать на доске можно не только любым предметом, будь то указка или ручка, но и даже пальцами рук. Причем новое программное обеспечение позволяет управлять доской специальными жестами, например, специальным приемом можно легко увеличивать или уменьшать картинку на экране. Я написал, основные функциональные особенности ИД, благодаря которым можно проводить полноценный урок, подковывая знания учеников, практическими навыками современного 21 века. Если посмотреть на зарубежный опыт, то можно сделать вывод, что интерактивные технологии в школе - необходимость. + Самый важный момент- анализ реакции самих школьников. Детям нравится выходить к доске - они увлечены учебным процессом. Причем, урок можно сохранить на диск и раздать ученикам - для домашнего изучения-повторения. Вести с форума «Сеть творческих учителей» (


Интерактивные обучающие ресурсы в Интернет Высшая школа Раннее развитие детей интерактивные обучающие программы для SMART-устройств рекламные и презентационные материалы


Интерактивные обучающие ресурсы в Интернет Общее образование среднее профессиональное образование (Сеть творческих учителей (единая коллекция цифровых образовательных ресурсов



УДК 373.5(47)

ВОЗМОЖНОСТИ СОВРЕМЕННОГО ИНТЕРАКТИВНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Меденец Наталья Александровна,

преподаватель информатики,

ГБПОУ КК «Краснодарский педагогический колледж»,

г. Краснодар, Россия

Аннотация. В данной статье рассматривается современное интерактивное оборудование и его возможности использования в образовательном процессе.

Ключевые слова: интерактивное оборудование, интерактивная доска, документ-камера, интерактивные системы голосования, интерактивный планшет, интерактивная панель, интерактивный стол, интерактивная трибуна.

Технологии в образовании – один из самых важных аспектов современного общества. Образованию необходимо меняться не только потому, что этого требуют работодатели и современные технологии. Сегодня студенты тоже существенно отличаются от таковых даже десятилетней давности. И речь идет не только об ИТ-специальностях - гуманитарии также «дружат» с компьютерами, мобильными устройствами и прочей современной техникой. Изучение практически всех дисциплин происходит успешнее, если их преподавание происходит с использованием новейших информационных, коммуникационных и аудиовизуальных технологий. С точки зрения студентов, информационные технологии более не являются обособленным предметом изучения. Сегодня большинство людей уже обладают знаниями в этой области и чувствуют себя уверенно при работе на компьютере .

В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Главная задача современного образования - не просто дать фундаментальные знания, а обеспечить для него все необходимые условия для дальнейшей социальной адаптации, развить склонность к самообразованию. Поэтому одна из задач нынешнего преподавателя – сделать процесс обучения интересным, динамичным и современным. И в этом педагогам пришли на помощь интерактивные технологии.

Само слово «интерактивность» пришло к нам из латинского языка от слова interactio, что подразумевает inter – «взаимный, между» и action – действие. Интерактивный - значит способный взаимодействовать или находящийся в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Понятие интерактивные технологии можно найти у В.В. Гузеева, он определяет их как: «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой» .

Интерактивное оборудование просто необходимо в учебных заведениях. Оно дает возможность преподавателю сделать процесс обучения более интересным. Восприятие студентами знаний, полученных через интерактивные средства, является максимально доступным, эффективным и наглядным.

Интерактивному оборудованию подвластно изменить саму культуру подачи материала, так как эти системы хороши не только для проведения презентаций, но и для организации групповой работы, навыки которой сейчас особенно ценны .

Занятия, построенные с использованием интерактивного оборудования, позволяют экономить время на конспектировании, так как любой желающий может получить файл с запись, который затем сможет воспроизвести с помощью обычного персонального компьютера.

Рассматривая потенциал современных интерактивных средств обучения, особо выделим возможность следующее:

Реализовать интерактивный диалог и взаимодействие участников образовательного процесса;

Улучшать восприятие сложных для понимания процессов или абстрактных понятий с использованием динамики предъявления информационных объектов на экране и образности, используемых в них средств мультимедиа;

Гибко управлять учебным процессом как непосредственно в прямом контакте с преподавателем на занятии, так и в виртуальном;

Переходить мобильно и просто к различным видам наглядности;

Интегрировать электронные мультимедийные учебные материалы, тренажеры и проверочные задания к ним в одно педагогическое средство

Рассмотрим основное интерактивное оборудование, к которому относится:

Интерактивная доска. Изображение на интерактивную доску наносится не мелом, а специальным электронным маркером, указкой или даже пальцем. Возможности интерактивной доски практически безграничны: писать, чертить и рисовать теперь можно используя цвет, различную толщину линий; демонстрировать любую графическую информацию, фотографии, схемы, таблицы непосредственно из памяти компьютера, организовать просмотр видеоматериалов прямо из интернета. Всю проецируемую информацию можно оперативно редактировать и вносить необходимые изменения непосредственно в ходе урока. Режим обычной мыши позволяет манипулировать отображаемыми объектами. Режим аннотации дает возможность делать пометки, обозначать важные детали, оставлять комментарии. Кроме того, все сделанные изменения могут быть сохранены и использованы в дальнейшем. Интерактивная доска очень удобный и гибкий инструмент для работы с информацией любого формата, работа с ней не требует специальных знаний и навыков. Уроки, лекции и практические занятия становятся по-настоящему интересными, а полученная информация яркой, запоминающейся и убедительной.

Рис. 1 Интерактивная доска

Документ-камера. Теперь в режиме реального времени, возможно, транслирование идеального качества изображения абсолютно любых объектов, включая трехмерные. Мало того, это изображение можно транслировать не только на экран – его, благодаря наличию разнообразных интерфейсов, можно ввести в компьютер, передавать по Интернету, демонстрировать на экранах телевизоров. К тому же большинство современных моделей документ-камер имеет несколько аудио-видео входов, за счет чего появилась возможность использовать их в качестве мультимедийного коммутатора. Но и это еще не всё: при передаче изображений в компьютер Вы можете их записывать – как в формате фотографий, так и в формате видеоматериалов, а если при этом подключить микрофон – можно записывать и видео со звуком. Таким образом, урок, проведенный с использованием документ-камеры остается не только в виде план-конспекта в Ваших архивах, но и превращается в дополнительное учебное пособие, которым можно будет в дальнейшем воспользоваться еще не раз.

Рис. 2 Документ-камера

Интерактивные системы голосования. Возможности системы позволяют создавать различные типы вопросов: с одним или несколькими вариантами ответа, расстановка вариантов по какому-либо признаку, ввод ответа (без заранее заданных вариантов). Применение такой системы является надежным и достоверным способом получения ответов от большого количества респондентов и сокращает время на проверку и обработку результатов. С помощью специального оборудования и программного обеспечения в короткие сроки и исключая возможность ошибки, можно организовать проверку знаний, получить результаты опроса, тестового задания. Применение подобной системы очень важно при проведении мероприятий, где необходимо и обеспечить моментальную обратную связь с аудиторией. В образовательном процессе не требуется тратить время на проверку контрольных, а по результатам детализированного отчета определить какие именно темы вызывают наибольшее затруднения и отследить динамику успеваемости по накопленным статистическим данным.

Интерактивный планшет. Беспроводной планшет - это удобное компактное портативное устройство, обеспечивающее максимально комфортную работу. Чаще всего планшет используется как дополнение к другому оборудованию, если необходимо обеспечить свободное перемещение по аудитории. Планшет используется для удаленной работы с документами, изображениями и управления компьютерными приложениями. Он позволяет вносить необходимые изменения при работе с интерактивными досками (подписывать документы, чертить, перемещать объекты). Благодаря мобильности, интерактивный планшет в любой момент может быть передан другим участникам, что обеспечивает их вовлеченность в динамический процесс. Управляется интерактивный планшет электронным пером, а связь с компьютером осуществляется по беспроводной технологии.

Рис. 4 Интерактивный планшет

Интерактивная панель. Отличительной особенностью интерактивной панели является отсутствие клавиатуры и мыши, вместо них, используя беспроводное перо можно писать и рисовать на экране точно так же как ручкой на бумаге. Интерактивная панель в использовании очень похожа на интерактивную доску. Небольшой размер панели и система внутренней визуализации позволяют использовать ее где угодно, а данные можно проецировать на экран любых размеров. Панель можно установить вертикально, положить на поверхность или даже на колени. Портативность панели делает ее идеальными для работы в различных помещениях от небольших классов до конференц-залов. Это еще один эффективный способ увеличить взаимодействие с аудиторией и усилить восприятие излагаемой информации. Интерактивные панели также можно совмещать с некоторыми системами видеоконференций с возможностью синхронного просмотра данных на нескольких панелях, соединенных по Интернету или локальной сети.

Рис. 5 Интерактивная панель

Интерактивный стол. Этот прибор, по сути, представляет собой огромный сенсорный экран с управляющими элементами, соединенный со встроенным внутрь стола компьютером. На экран, который выглядит как столешница, передается изображение, текст, мультимедиа и таблицы, элементы управления (в том числе динамические). Встроенная система отслеживания движений позволяет управлять этими элементами прямо на поверхности экрана с помощью простого касания. Наряду с интерактивной доской, он создает возможности для быстрого доступа к информации, большой активности детей на уроке и большей степени усвояемости материала. Карты, схемы, таблицы и диаграммы становятся доступными всем участникам образовательного процесса.

Рис. 6 Интерактивные стол

Интерактивная трибуна. Для проведения презентаций, лекций, докладов в облегченной и доступной форме существует совокупность устройств, интегрированных в единое решение – интерактивная трибуна. Для продуктивной работы трибуна имеет полный набор аудио и визуальных средств передачи информации. С помощью интерактивного сенсорного дисплея осуществляется управление всеми возможностями интерактивного оборудования. К трибуне подключены микрофон и система аудио и видео воспроизведения. С помощью документ-камеры можно не отходя от трибуны демонстрировать текстовые документы или демонстрировать объемные предметы. Все возможности трибуны легко управляемы с помощью единой контрольной панели .

Рис. 7 Интерактивная трибуна

Список литературы

    Волкова Е. А. Научно-методические подходы к использованию интерактивных средств обучения в подготовке будущих учителей [Текст] / Е. А. Волкова // Научные исследования: от теории к практике: материалы III Междунар. науч.– практ. конф. (Чебоксары, 30 апр. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. – С. 174–176.

    Гузеев, В.В. Педагогическая техника в контексте образовательной технологии / В. В. Гузеев – М.; Народное образование, 2000.

    Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании.- М.: Издательский центр «Академия», 2010. - 192 с.

    Красильникова В. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. И дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.

    Куликова Н.Ю., Полякова В.А. Использование интерактивной мультимедийной презентации на уроке как средства управления познавательной деятельностью обучающихся // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/10/12802.

    Роберт И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты). 3-е издание. – М.: ИИО РАО, 2010.

ТОГБОУ СПО «Приборостроительный колледж»

ТЕМА: Применение интерактивного оборудования в образовательном процессе

Ф.И.О. соискателя: Шаршова Ольга Павловна

Преподаватель спецдисциплин

Тамбов 2016

Содержание

1.Актуальность выбранной темы

2. Формы, методы и приемы работы по развитию проектно-технологического мышления и активизации познавательной деятельности обучающихся

3. Литература

    Актуальность выбранной темы

В стремительно развивающемся мире в значительной мере претерпевают изменения все сферы деятельности современного общества, в том числе модернизация российского образования является одним из приоритетных направлений.

Меняются цели и задачи, стоящие перед современным обществом, - акцент перенесен с усвоения знаний на формирование компетентности. Компетенцию можно разложить на две составляющие: хотеть и уметь. Под желанием обучающегося подразумевается мотивация к познавательной деятельности. Для появления интереса к изучаемому предмету со стороны ученика необходимо применение учителем технологий развивающего обучения (технология критическогомышления, обучение в сотрудничестве, технология проектного обучения).

Таким образом, с воевременное выявление и создание условий для стимулирования обучающихся к различным видам деятельности, поддержка одаренных являются, на сегодняшний день, важнейшей задачей. Чёткая и продуманная организация образовательного процесса оказывает на обучающихся существенное воспитательное влияние, способствует формированию творческого потенциала будущих рабочих и специалистов.

В связи с этим в нашу жизнь прочно вошли такие понятия как «информационные и коммуникационные технологии» (ИКТ) «новые информационные технологии обучения» (НИТ) «цифровые образовательные ресурсы» (ЦОР), «интерактивная доска» (ИД) и др.

Сегодня общеобразовательная практика большинства развитых стран формируется с учетом требований общества, индивидуального подхода к обучению студентов, реализация которых на практике предполагает трансформацию учебного процесса.

Интерактивная доска значительно расширяет возможности представления учебного материала, позволяет усилить мотивацию студентов к обучению, которое благодаря данному средству становится более привлекательным и захватывающим.

Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации и среды. Игровые компоненты, включенные в мультимедиа программы, активизируют познавательную деятельность обучающихся и усиливают усвоение материала.

Ведение образовательной деятельности с помощью интерактивной доски имеет следующие преимущества:

    Материалы к образовательной деятельности можно приготовить заранее - это обеспечит хороший темп занятия и сохранит время на обсуждения.

    Обучение с применением интерактивных комплексов становится более качественным, интересным и продуктивным. При условии систематического использования электронных мультимедиа обучающих программ в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения и педагогическими инновациями значительно повышается эффективность обучения студентов с разноуровневой подготовкой. При этом происходит качественное усиление результата образования вследствие одновременного воздействия нескольких технологий.

    Материал можно структурировать по страницам, что требует поэтапного логического подхода, и облегчает планирование

    После занятия файлы можно сохранить в сети, чтобы воспитанники всегда имели доступ к ним. Файлы можно сохранить в изначальном виде или такими, как они были в конце занятия вместе с дополнениями.

    Позволяют представить учебный материал более доступно и понятно.

    Способствуют реализации развивающего обучения, проблемно-диалогического подхода, позволяют организовать на занятии исследовательскую деятельность.

    Позволяют осуществить дифференцированный подход в обучении.

    Применение на занятии компьютерных тестов, проверочных игровых работ, позволит преподавателю за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.

    Формы, методы и приемы работы по развитию проектно-технологического мышления и активизации познавательной деятельности

обучающихся

Посредством применения интерактивного оборудования в рамках учебного процесса применяются следующие ф ормы организации работы обучающихся : индивидуальная, самостоятельная и групповая.

Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.

Задачами интерактивных форм обучения являются:

пробуждение у обучающихся интереса;

эффективное усвоение учебного материала;

самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);

обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;

формирование у обучающихся мнения и отношения;

формирование жизненных и профессиональных навыков.

Ведущая роль в интерактивном обучении отводится развивающим, частично-поисковым, поисковым и исследовательским методам. Для этого на занятии организуются индивидуальная, парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа с документами и различными источниками информации, используются творческие работы. Занятие организуется так, что практически все учащиеся вовлекаются в процесс познания, они имеют возможность думать, понимать и рефлексировать.

Данная методика обучения построена на диалоговом общении между преподавателем и обучающимися или между обучающимися в зависимости от характера используемого метода. Различные интерактивные методы обучения можно использовать в независимости от типа занятия и на разных этапах занятия (организационный, информационный, смысловой, демонстрационно-дискуссионный, итоговый). Применение интерактивных методов обучения также возможно независимо от уровня подготовленности учащихся.

Существуют различные интерактивные методы, в разных модификациях и вариантах, с разными названиями, для работы индивидуально, в парах, группами, коллективно.

При подготовке материала можно применять всевозможные технологические приемы. Например, такие как:

    «Перетаскивание объектов». Этот прием, наверно, самый популярный, и как все другие приемы, никогда не используется сам по себе. При оформлении заданий использует комплекс приемов, и в результате – доска превращается в инструмент, позволяющий, используя прием перетаскивания объектов, подготовить задания, предполагающие скрытие правильных ответов к упражнению за пределами страницы и дальнейшее их открытие. Т.е. в ходе опроса, обучающимся предоставляется возможность обсудить поставленную задачу и совместно решать поставленные задачи. По окончании обсуждения преподаватель имеет возможность открыть ответы, каждый из которых встанет на нужное место на странице интерактивной доски. Разновидностей исполнения данной технологии существует большое количество. В качестве примера приведем одну из них. Пример применения технологии «Шторка» приведен на рисунке 1.

Рисунок 1 – Пример слайда с использованием технологии «Шторка»

    Технологический прием « Ссылки на страницы ». Данный метод предполагает возможность размещения на страницах интерактивных разработок всевозможных ссылок. Это могут быть ссылки на какие-либо другие интерактивные разработки или на ресурсы в сети Интернет и др. Пример применения технологии приведен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Пример слайда с использованием технологии «Ссылка на странице»

    Технологический прием «Ластик». Данный прием схож с выше описанным - «Перетаскивание объектов». Разница состоит в том, что появление правильного варианта возможен только после применения инструмента «Ластик». Пример применения технологии приведен на рисунке 3.

Рисунок 3 – Пример слайда с использованием технологии «Ластик»

    Технология «Корзина». Еще один прием оформления заданий на интерактивной доске, основанный на использовании фонов и расположении объектов на нижнем и верхнем слоях. Пример применения технологии приведен на рисунке 4.

Рисунок 4 – Пример слайда с использованием технологии «Корзина»

При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.

Совместная деятельность означает, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Организуются индивидуальная, парная и групповая работа, используется проектная работа, ролевые игры, осуществляется работа с документами и различными источниками информации. Создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Для решения воспитательных и учебных задач преподавателем могут быть использованы разные интерактивные формы: круглый стол (дискуссия, дебаты); мозговой штурм; деловые и ролевые игры; анализ конкретных ситуаций и др.

Подводя итог, можно сказать, что одним из важных средств повышения качества учебного процесса, успешного усвоения знаний детьми, формирования у них умений и навыков являются информационные средства обучения, которые позволяют не только реализовать принципы наглядности в обучении, но и деятельностный метод в обучении.

Грамотное применение всевозможных инновационных средств обучения в образовательном процессе способствует развитию познавательной деятельности, усиливает мотивацию обучающихся с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на занятиях; развитию навыков самообразования и самоконтроля у учащихся; снижению у них затруднений, вызванных в ходе освоения нового материала, увеличивает активность и инициативность, что дает положительные результаты в образовательной деятельности, а также формированию информационно-коммуникационной компетенции.

    Литература

    Ахметова Г. К. Совершенствование содержания высшего профессионального образования в целях подготовки конкурентоспособного специалиста. – Алматы, 2008;

    Бороненко Т. А. Использование ЭОР в учебном процессе.- Санкт-Петербург: «РГПУ им. А. И. Герцена», 2007;

    Лопанова Е.В. Личностно-деятельностные технологии обучения. Учебно-методическое пособие. – Омск: ТБ, 2004 г ;

    Асамбаева М. Интерактивные методы обучения. – Каракол: Каракольский центр обучения взрослых, 2004 г ;

    Суворова Н.А. Интерактивное обучение: Новые подходы. М., 2005г ;

    Матрос Д.Ш., Даммер М. Д., Костромцова В.В. Информатизация общего среднего образования.– М.: Педагогическое общество России, 2004г ;

    Осин А.В. Электронные образовательные ресурсы нового поколения. – М: Агентство «Социальный проект», 2007г;

8. Алексеева, Е.В. Конструирование урока с использованием информационно-коммуникационных технологий [Электронный ресурс]/ Е.В. Алексеева; Электронный журнал «Вопросы Интернет образования»//http://center.fio.ru/vio/vio_22/cd_site/Articles/art_1_16.htm.