Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования. Проблема преемственности дошкольного и начального образования

Кочеток Наталья Геннадьевна

В данной статье рассматриваются основные вопросы приемственности дошкольного и начального образования. Эти вопросы связаны с новыми федеральными стандартами образования. В последние годы весьма заметное место среди научно-педагогических исследований в работе педагогов-практиков занимают вопросы непрерывности учебно-воспитательного процесса и преемственности в его организации на разных образовательных ступенях. Одна из первых наиболее важных и болезненных проблем - преемственность между дошкольным периодом и школой.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Актуальность проблемы преемственности обусловлена тем, что в настоящее время общими проблемами для всех уровней являются несовпадения препятствующие стабильности и качественности в процессе получения образования, в том числе данная проблема связана с нарушением преемственных связей в целях, содержании, методах обучения и воспитания и изменением требований общества к качеству воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Сегодня понятие преемственности понимается как непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода. При этом дошкольная образовательная организация обеспечивает базисное развитие способностей ребенка, а начальная школа, используя опыт детского сада, способствует его дальнейшему личностному становлению.

Преемственность между детским садом и школой осуществляется как по содержанию обучения и воспитания, так и по методам, приемам, организационным формам учебно-воспитательной работы.

Учитель начальной школы для повышения эффективности обучения использует игровые приемы, часто применяемые в детском саду; воспитатель детского сада включает в процесс обучения специальные учебные задания, упражнения, постепенно усложняя их, и тем самым формирует у дошкольников предпосылки учебной деятельности. Занятия как форма обучения в детском саду предшествуют уроку в школе.

Формирование готовности к обучению в школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной программы и вхождения в ученический коллектив. Это длительный и сложный процесс, целью которого является всестороннее развитие дошкольников.

Преемственность государственных образовательных стандартов дошкольного и начального общего образования можно проследить в следующем:

Единый структурно-организационный подход, заключающийся в совокупности требований: к условиям реализации стандарта, структурно-содержательным компонентам основной образовательной программы, образовательным результатам;

Единый психолого-педагогический методологический подход, который прослеживается: в ориентации на деятельностный подход и понятие «ведущей деятельности»; опоре на зону актуального развития и ориентации на зону ближайшего развития ребенка; понятии об универсальных учебных действиях; ориентации на возрастные психофизиологические особенности детей;

Общий принцип организации инклюзивного образования, который отражается: в минимальной регламентации образования детей c ОВЗ; разработке адаптированных (в некоторых случаях индивидуальных) образовательных программ; опоре на индивидуальную программу реабилитации.

В связи с последними тенденциями модернизации системы дошкольного образования и нового Закона «Об образовании» возникла необходимость пересмотра целей, задач и содержания воспитательно-образовательной деятельности. Согласно новому Закону «Об образовании» дошкольное образование впервые получило статус первого уровня общего образования в России. Это та ступень образования, которая закладывает основы личности и интеллектуального развития подрастающего поколения россиян. Вместе с тем одной из задач «Федерального государственного стандарта дошкольного образования» является обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования). Также сегодня важнейшим приоритетом образования в России, является обеспечение КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ. Чтобы достичь качества, должны быть созданы условия. Приоритетным условием достижения такого качества является ОБЕСПЕЧЕНИЕ НЕПРЕРЫВНОСТИ ОБРАЗОВАНИЯ.

Так например, в Концепции непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обозначены общие цели непрерывного образования на дошкольном этапе:

Воспитание нравственного человека;

Сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, физическое и психическое развитие детей.

Одним из важнейших нововведений образовательных стандартов является создание в образовательной организации основной образовательной программы. Преемственность ФГОС ДО И ФГОС НОО можно проследить в содержании основных образовательных программ. Требованиями стандартов является направленность основных образовательных программ:- на формирование и развитие основ духовно-нравственной культуры, личностное и интеллектуальное развитие детей; - процесс успешной социализации ребенка; - развитие творческих способностей, инициативы, самосовершенствования; - сохранение и укрепление здоровья детей. Между тем не менее важно отметить и имеющиеся принципиальные отличия ФГОС дошкольного образования и ФГОС начального общего образования, которые заключаются в следующем:- результаты освоения ООП ДО сформулированы как целевые ориентиры и не подлежат непосредственной оценке, не являются основанием для сравнения с реальными результатами детей; - результаты освоения ООП НОО: личностные (не подлежат индивидуальной персонифицированной оценке), метапредметные (универсальные учебные действия) и предметные результаты (подлежат промежуточной и итоговой индивидуальной оценке).
Стратегическим приоритетом непрерывного образования при осуществлении преемственности обозначено - формирование умения учиться. Решение

данного направления отражается в ФГОС начального общего образования, где одним из приоритетных задач является освоение детьми универсальных учебных действий (личностных, познавательных, и коммуникативных). Подготовка к школе зачастую рассматривается как более раннее изучение программы первого класса и сводится к формированию узкопредметных знаний и умений. В этом случае преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом определяется не тем, развиты ли у будущего школьника качества, необходимые для осуществления новой учебной деятельности, сформированы ли ее предпосылки, а тем, умеет ли ребенок читать, считать и т. д.

Готовить ребенка к школе — это значит активно формировать его учебно-познавательные мотивы (желание учиться) и развивать те специфические компоненты деятельности и психические процессы, которые обеспечат ему легкую адаптацию к новому этапу жизни.
Однако многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход, который лежит в основе государственных образовательных стандартов.
Обучать деятельности в воспитательном смысле - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, средства ее достижения; помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. С этой целью в детском саду необходимо применять такой метод работы как «проектная деятельность». Где дети самостоятельно ставят перед собой задачу и пытаются найти пути ее решения.
Ребенок не должен быть пассивным слушателем, воспринимающим готовую информацию, передаваемую ему педагогом. Именно активность ребенка признается основой развития - знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе деятельности, организуемой педагогом. Таким образом, образовательная деятельность выступает как сотрудничество воспитателя и ребенка, что способствует развитию коммуникативных способностей у детей, как необходимого компонента учебной деятельности. Ведущей целью подготовки к школе должно быть формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др.
Чтобы сделать переход детей в школу более мягким, дать им возможность быстрее адаптироваться к новым условиям, учителя должны знакомиться с формами, методами работы в дошкольных учреждениях, поскольку психологическая разница между шестилетним и семилетним ребенком не столь велика. А ознакомление самих дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников дает возможность расширить соответствующие представления воспитанников детского сада, развить у них интерес к школе, желание учиться. Поэтому, в детском саду необходимо вести работу по ознакомлению детей со школой посредством экскурсий в школу, посещением школьных мероприятий, совместное проведение мероприятий с учащимися и учителями.
Важную роль в обеспечении преемственности дошкольного и школьного образования играет детальное изучение представлений родителей и педагогов друг о друге.
Так же важную роль, в организации преемственности дошкольного учреждения и начальной школы играют личности воспитателя и учителя.Очень важно, чтобы не было большого контраста в отношении к ребенку со стороны учителя. Нужно отметить, что частичное решение проблемы преемственности часто невозможно из-за недостаточного количества специалистов-психологов в образовательных учреждениях.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей детского сада и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности, доброжелательный деловой контакт между педагогами.

Есть три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием, а именно:

Методическая работа с педагогами (ознакомление с требованиями ФГОС к выпускнику, обсуждение критериев «портрета выпускника», поиск путей их разрешения, изучение и обмен образовательными технологиями, которые используются педагогами ДОУ и школы и т.п.);

Работа с детьми (знакомство детей со школой, учителями организация совместных мероприятий);

Работа с родителями (получение информации, необходимой для подготовки детей к школе, консультирование родителей по вопросам своевременного развития детей для успешного обучения в школе).

Таким образом, преемственность дошкольного и начального общего образования может быть обеспечена, если

Будут согласованы цели воспитания, обучения и развития на уровне дошкольного и начального отделений школы;

Созданы сопряженные учебные планы;

Определены структура и содержание воспитательно-образовательного процесса с учетом соблюдения принципов целостности, системности и

преемственности;

Обеспечена преемственность предметно-развивающей среды.

Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети.

Используемая литература :

1. Журнал «Начальная школа».

2. «Мир детства», библиотека для родителей. М., «Педагогика», 2009.

3. Р.В.Овчарова «Практическая психология в начальной школе».

4. Закон об Образовании

5. Концепция непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

6. Федеральный государственный стандарт дошкольного

образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа№92

города Барабинска Новосибирской области

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием.

Брит Ольга Александровна-

Учитель начальных классов,

Руководитель кафедры учителей начальной школы

« От того, как будет чувствовать себя ребёнок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь дальнейший путь к знаниям».

В.А. Сухомлинский.

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена.

Понятие преемственности трактуется широко – как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения преемственности и целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым.

Достижение психологической готовности ребёнка-дошкольника к поступлению в школу было и остаётся важной практической задачей детского сада. Но ведь ясно, что преемственность двух этапов учебно-воспитательного процесса – в детском саду и школе – не сводится, к психологической и интеллектуальной готовности ребёнка к обучению, и поэтому следует задуматься о готовности самой психолого-педагогической науки глубоко вникнуть в процессы, происходящие на стыке двух неразрывных звеньев образования. Даже беглое рассмотрение организации педагогического процесса в детском саду и начальной школе, содержания и методики обучения и воспитания позволяет увидеть существенные различия. Для детского сада характерны бытовой комфорт, совместные бытовая, игровая, познавательная деятельность, относительное отсутствие обязательного минимума усвоения информации и оценки знаний в баллах, неформальное общение со взрослым. В начальной школе почти вся организация педагогического процесса нацелена на усвоение знаний; ролевые позиции учителя и ученика точно обозначены (первый учит, второй учится), успешность деятельности ученика оценивается в баллах, неформальное общение учителя и ученика занимает очень мало времени. С переходом из «домашней» атмосферы детского сада в более официальную обстановку школы жизнь ребёнка начинает подчиняться системе строгих правил. Место воспитателя детского сада в его жизни занимает учитель, для которого главным мерилом сформированности личности ребёнка становятся послушание и успехи в учёбе. Резко возрастают требования не только к интеллектуальной и познавательной сферам ребёнка, но и к его волевой сфере, способности к саморегуляции поведения и т. д. Успешность прохождения детьми этого столь сложного для них периода большинство исследователей видят в развитии именно их волевой и познавательной активности.

Представляется целесообразным рассмотреть проблему перехода ребёнка из детского сада в школу не с точки зрения его подготовленности к этому шагу, а с точки зрения изменения социальной позиции ребёнка в результате его вхождения в новую социальную среду на школьном этапе обучения.

Дошкольный и младший школьный возраст, как никакой другой, характеризуется сильнейшей зависимостью от влияния взрослого. В соответствии с этим, развитие личности ребёнка на каждом новом для него этапе включает три фазы: адаптацию, т.е. усвоение норм и способов одобряемого родителями и воспитателями поведения в условиях взаимодействия с ними и детей друг с другом, индивидуализацию, т.е. стремление ребёнка выделиться среди других детей либо позитивно в различных видах самодеятельности, либо в шалостях и капризах, в том и другом случае ориентированных не столько на оценку других детей, сколько на учителей и воспитателей; интеграцию, т.е. согласование неосознаваемого стремления дошкольника обозначить своими действиями собственную личность с готовностью взрослых принять в нём только то, что соответствует общественно обусловленной и важнейшей для них задаче обеспечения перехода ребёнка на новый этап общественного воспитания – в школу.

Воспитатели детского сада и учителя начальной школы воспринимаются ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста как взрослые, от которых в значительной степени зависит его вхождение в новую для него социальную общность, и поэтому те и другие одинаково высокореферентны для него.

Преемственность образовательного процесса:

1. Целевая – согласованность целей и задач воспитания и обучения на отдельных ступенях развития.

Цель дошкольного образования:

Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства, как самоценного периода жизни человека.

Цель начального образования

Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков, в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения)

2. Содержательная – обеспечение “сквозных” линий в содержании, повторений, пропедевтика, разработка единых курсов изучения отдельных программ. Создание на каждом этапе базы для последующего изучения учебного материала на более высоком уровне за счет расширения и углубления тематики, путем обеспечения “сквозных” линий, использование принципа концентричности в организации содержания учебных программ и межпредметных связей. Содержательная преемственность обеспечивается через федеральный компонент программы: программа школы и типовая программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

3. Технологическая – преемственность форм, средств, приемов и методов воспитания и обучения.

Создание новых методик, технологий и средств обучения, разработка общих подходов к организации учебно-воспитательного процесса в подготовительной группе детского сада и начальном звене, при которой обучение дошкольников осуществляется на основе специфических для этого возраста видов деятельности: отказ в д/саду от учебно-дисциплинарной модели и переход к личностно-ориентированному обучению.

Обучение в школе: учебно-воспитательный процесс должен быть насыщен игровыми приемами, драматизацией, различными видами предметно- практической деятельности, т. е. руководство деятельностью первоклассников должно осуществляться с использованием методов и приемов дошкольного воспитания.

Взаимодействие применяемых на разных ступенях образовательной лестницы средств, форм, методов обучения характеризует требования, предъявляемые к знаниям, умениям, навыкам учащихся на каждом этапе обучения.

4. Психологическая -

Совершенствование форм организации учебно-воспитательного процесса и методов обучения в детском саду и школе с учетом общих возрастных особенностей:

учет возрастных особенностей

снятие психологических трудностей,

адаптация переходных периодов,

обеспечение их достаточной двигательной активностью;

общение в формах неурочного типа с опорой на диалоговое взаимодействие;

обучение на интегративной основе, связь знаний с повседневной жизнью;

использование методов, активизирующих мышление, воображение, поощрение инициативности учащихся, их активности на занятиях.

снятие психологических трудностей адаптационных переходных периодов.

Какие мероприятия проводятся для плавного перехода из детского сада в школу?

Педагогическая и психологическая диагностика детей, характеристики на детей, адаптация первоклассников в школе,заполнение диагностических карт на каждого ребенка,заседание психолого-педагогического консилиума по приему в первый класс. Дальнейшее отслеживание адаптации детей в первом классе, оказание психологической и педагогической помощи детям и родителям. Проведение общих родительских собраний, консультаций, бесед с психологом.

На основании этого составляется перспективный план работы и план на год, план методических объединений и план открытых мероприятий.

Ожидаемые результаты:

целостный педагогический процесс

реализация единой линии развития ребенка

Работа по преемственности ведется в трех традиционных направлениях:

Методическая работа с кадрами.

Работа с детьми.

Работа с родителями.

По традиции каждый год на праздник первого сентября на линейку к нам приходят воспитанники подготовительных групп с поздравлениями. Они превый раз знакомятся со школой.

В сентябре - октября каждого учебного года ведётся работа учителей, психолога по адаптации первоклассников. Воспитатели посещают уроки в 1 классе, внеклассные мероприятия. Эти уроки позволяют педагогам дошкольных учреждений увидеть своих воспитанников уже учениками, увидеть и результаты своей работы. Учителя же показывают результаты привыкания детей к обучению в школе. В ноябре на первых каникулах мы проводим первое заседание: «Преемственность - ведущий принцип работы детского сада и школы». Здесь мы обсуждаем следующие проблемы:

Анализ адаптационного периода. Результаты мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Социально-психологические аспекты профилактической работы с учащимися школы и воспитанниками ДОУ;

В процессе четырёхлетнего психологического сопровождения ребёнка в детском саду уже определился его психологический портрет, который и учитывается при переходе в начальную школу. В конце каждого учебного года педагоги-психологи и логопеды школы и ДУ заполняют диагностическую карту выпускника « Предшкольная пора» Это позволяет избежать возможных проблем: затянувшуюся адаптацию, потерю любознательности, проблемы взаимоотношений в коллективе сверстников, проблемы в общении с взрослыми. Педагоги ДУ лучше узнают требования школы к выпускникам, что позволяет планировать образовательный процесс по подготовке детей к школе. Учителя в результате таких встреч лучше узнают своих учеников, что позволяет успешнее применять индивидуальный подход в обучении. Методическую работу нашего объединения координируют совместные педагогические советы, участниками которых являются учителя, воспитатели, медицинские работники, учитель-логопед. На них рассматриваются проблемы развития связной речи у детей дошкольного и младшего школьного возраста, серьезное внимание уделяется таким направлениям работы, как готовность руки дошкольника к обучению письму, готовность дошкольников к обучению чтению, проблемы обучения безошибочному чтению школьников и т.д.

Одно из главных направлений в нашей работе - обеспечение охраны и укрепление здоровья детей. Как в ДУ, так и в школе действует программа

« Здоровье», которая позволяет предотвратить переутомление и перегрузки детей при помощи разработанной модели двигательной активности детей разного возраста в течение дня. В рамках программы «Здоровье» в 1-м классе учителем и медработником осуществляется контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению, с опорой на шкалу определения эмоционального профиля первоклассника. Проводим совместные спортивные и оздоровительные мероприятия: « Малые олимпийские игры»,спортивные праздник посвящённый Дню защитника Отечества « Масленица».

Другое направление нашей работы нацелено на развитие у воспитанников любознательности, инициативности, способности к творческому самовыражению, коммуникативности, на формирование воображения, эвристического мышления, интереса к поисковой деятельности.(Логопедический досуг, конкурс рисунков и стихов, творческие выставки, интеллектуальные игры.

И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников старших групп в школу. Всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Без тесной взаимосвязи с семьей невозможно полноценное развитие ребенка. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года.

Затем проходит родительское собрание, где основными вопросами являются: подготовка ребёнка в школу, развитие познавательных и творческих способностей, выбор школ для будущих учеников.

Родительское собрание с участием педагогов школы проходит в марте. Администрация школы, учителя будущих первоклассников и психолог школы знакомят родителей с уставом школы, требованиями к родителям и ученикам, отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

В результате создается особая форма общения с родителями, детьми, педагогами, выстроенная на основе единой линии общего развития ребенка.

Всё это позволяет родителям определиться с выбором школы, когда их ребёнок находится ещё в детском саду. Педагоги посещают родительские собрания в детских садах, участвуют в презентации школы, для выборы родителями. Ведь для того, чтобы у родителей был выбор, им надо дать возможность познакомиться и с другими школами.

Перспективы преемственности нашего дошкольного учреждения и школы.

Основными направлениями развития преемственности остаются:

работа по профилактике семейного неблагополучия и социального сиротства.

здоровьесбережение,

Обеспечение охраны и укрепление здоровья детей.

контроль над процессом адаптации ребенка к школьному обучению.

В заключение хочется сказать: только заинтересованность обеих сторон и родительской общественности позволит по-настоящему решить проблемы преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из ДУ в начальную школу безболезненным и успешным.

По определению Д.Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Литература:

Бохорский Е.М. Эльконин Д.Б. Проблема готовности к школьному обучению. - М.: Просвещение, 1993.

Давыдов В.В., Кудрявцев В. Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопр. психол. 1997. № 1.

Леушина А.М. О путях создания преемственных программ обучения детей в детском саду и в начальной школе // «Личность, образование и общество в России в начале XXI века С-Пб: ЛОИРО. – 2001.

Виноградова, Н. Ф. Современные подходы реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования / Н.Ф.Виноградова // Начальная школа. - 2000. - №1.

Кувашова, Н.Г. Методика подготовки детей к школе./ сост. Н.Г. Кувашова.-Волгоград: Учитель,2002г.

Харкевич , О.Г. Особенности адаптации школьников в процессе обучения / О.Г. Харкевич // Начальная школа. -2006. - №8.


ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Е.В. Миханкова,

М.А. Поденако,

ГАДОУ Детский сад №53 Фрунзенского района

г. Санкт-Петербург

Аннотация : В статье поднимаются вопросы преемственности дошкольного и начального школьного образования, авторы рассматривают различные подходы к решению данного вопроса.

Ключевые слова: Преемственность, общая и специальная готовность к школе, школьная дезадаптация.

Вопрос преемственности между дошкольным учреждением и начальной школой является наиболее актуальным в современном образовательном процессе. Разрешением данной проблемы занимаются педагоги на протяжении многих лет. Дошкольной образовательное учреждение и школа ставят перед собой задачу смоделировать педагогический процесс таким образом, чтобы переход ребенка старшего дошкольного возраста с одной образовательной ступени на другую проходил безболезненно, с легкой степенью адаптации.
В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Преемственность можно понимать как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития на основе сохранения достигнутых успехов из уже пройденных ребенком этапов образования и на добавлении новых компонентов развития.

Необходимо отметить, что преемственность между двумя ступенями образования является процессом двусторонним, в котором должны участвовать и начальная школа и дошкольное образовательное учреждение. Часто именно этот аспект является наиболее проблемным в вопросах координации действий воспитателей и педагогов ДОУ и учителей начальных классов. Педагоги и специалисты предъявляют различные требования к ребенку старшего дошкольного возраста при поступлении в школу.

В дошкольных образовательных учреждениях, начиная со старшей группы, довольно часто вводятся занятия с детьми, очень напоминающие школьно-урочную систему. Основное внимание уделяется специальной подготовке к школе, которая подразумевает под собой готовность к освоению специфических видов учебной деятельности (письмо, чтение, развитие элементарных математических представлений). Этому же способствует социальный заказ родителей воспитанников, которые часто не понимают значения общей готовности к школе (физическая и психологическая готовность). Учителя начальной школы хотят видеть готового школьника – самостоятельного, умеющего слушать и слышать педагога, желающего учиться, любознательного, с высоким уровнем развитости коммуникативных качеств.

В современном образовательном процессе можно выделить несколько ключевых вопросов в решении проблемы преемственности между ДОУ и начальной школы:

– различие целей обучения;

– несогласованность программ;
– резкая смена ведущей деятельности ребенка;
– неготовность родителей к смене социального статуса ребенка.

Решить данные противоречия возможно лишь при условии выработки и реализации единой линии развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Известно, что дошкольное и начальное школьное образование имеют ряд существенных различий, которые осложняют адаптационный период младшего школьника в первом классе. Это, прежде всего, отличия в использовании доминирующих форм педагогической работы с детьми и характера личностных отношений. Так, например, в дошкольном учреждении чаще всего используются игровые методы работы с детьми, с педагогом у воспитанников складываются более тесные личностные отношения, воспитатель проводит с детьми больше времени, лучше знает их. В школе такая система отношений резко меняется: используется урочная система занятий, личностные отношения носят более формальный характер. Часто такая резкая смена окружающей обстановки при переходе ребенка в первый класс может привести к школьной дезадаптации. Именно для профилактики данной проблемы необходимо разработать единую стратегию поведения педагогов ДОУ и начальной школы.

На практике многих дошкольных образовательных учреждений и школ используется следующая система взаимодействия между двумя ступенями образования:

  • Продуктивные формы сотрудничества между ДОУ и начальной школой (посещение занятий, обмен опытом, изучение педагогами образовательных программ, совместное участие в педагогических советах и семинарах; экскурсии для старших дошкольников в школу)
  • Посещение старшими дошкольниками курсов подготовки к школе
  • Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе (создание родительского клуба, консультации специалистов и психологов)
  • Тесное сотрудничество ДОУ со школой (создание единого комплекса «Детский сад – школа»)

Наиболее важным в решении проблемы преемственности между ДОУ и школой является тесное сотрудничество педагогов. Так, например, посещение воспитателем уроков в школе, а учителем - занятий в детском саду позволяет познакомиться с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка, обменяться опытом, обогатить свою работу новыми методами, формами, приемами.

Анализ действующих образовательных программ в школе и ДОУ позволяет педагогам выработать единые цели развития и воспитания детей старшего дошкольного возраста, а также минимизировать различия между дошкольной и школьной системами образования.

Последние несколько лет начальная школа предлагает родителям старших дошкольников перед поступлением в первый класс пройти курсы подготовки к школе. Главная цель данной формы работы – развитие специальной готовности к школе, также такие курсы дают возможность детям дошкольного возраста привыкнуть к новой модели обучения. Некоторые школы отдают приоритет детям, прошедшим такие курсы, при поступлении в первый класс. С одной стороны данный вид практики помогает детям более успешно адаптироваться в новых условиях, но с другой стороны, во многих детских садах уровень специальной подготовки к школе довольно высок и не требует дополнительных занятий. К тому же, курсы проводятся в вечернее время, что может негативно отразиться на уровне утомляемости ребенка. Родителям и педагогам важно помнить, что ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, перенасыщение жизни ребенка школьными занятиями может привести к снижению мотивационной готовности к школе.

Во многих ДОУ осуществляется работа с семьями будущих школьников с целью создания адекватного отношения к учебной деятельности ребенка. Работа с родителями воспитанников в рамках подготовки детей к школе подразумевает под собой использование различных форм педагогической работы: создание родительского клуба, на собраниях которого родители могут получить исчерпывающую информацию о специфике готовности к школе, о том какие колоссальные изменения в жизни претерпит их будущий первоклассник. Родители должны понимать, как правильно вести себя с ребенком, чего ожидать от начальной школы, какие требования будут предъявляться учителями.

Наиболее оптимальным вариантом для решения проблемы преемственности между ДОУ и школой, на наш взгляд, является создание единого комплекса «Детский сад – школа». Такая модель обучения используется во многих частных образовательных учреждениях Санкт-Петербурга. В одном и том же здании располагаются и детский сад, и начальная школа. В подготовительной группе некоторые занятия проводят учителя начальной школы, знакомятся с индивидуальными особенностями будущих первоклассников. Старшие школьники активно принимают участие в жизни малышей, планируются и проводятся совместные мероприятия (праздники, совместные экскурсии, выставки творческих работ и т.д.). При такой подготовительной работе переход в первый класс будет безболезненным для ребенка, поможет предотвратить проблему школьной дезадаптации.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что преемственность – это обеспечение согласования между результатами в подготовке и развитии личности ребенка на разных образовательных ступенях. Решить проблему преемственности можно лишь при условии реализации единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства. Именно т акое понимание преемственности позволяет реализовать непрерывность в развитии и образовании детей.

Литература:

  1. Аншукова Е.Ю. Организация работы по преемственности между дошкольным учреждением и общеобразовательной школой // Начальная школа. 2004. № 10.
  2. Бабаева Т.И.У школьного порога. М., 1993
  3. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка в школе. М., 2001.

Преемственность дошкольного и начального общего образования

Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности? Этот вопрос сегодня ставят перед собой педагоги и психологи образовательной среды.

В условиях модернизации и инновационного развития важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, готовность обучаться в течение всей жизни. Мнения педагогов и психологов сходятся, что эти навыки формируются с детства.

Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка. Несомненно, преемственность − двухсторонний процесс . С одной стороны − дошкольная ступень, которая сохраняет самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, служащие основой успешности школьного обучения, а главное, как писал Н.Н. Подъяков, сохраняет «радость детства». С другой − школа как преемник подхватывает достижения ребёнка-дошкольника (а значит, действительно, знает о реальных достижениях дошкольного детства) и развивает (а не игнорирует) накопленный им потенциал.

Понятие преемственности в философском словаре обозначает непрерывный процесс воспитания и обучения ребенка, имеющий общие и специфические цели для каждого возрастного периода, т.е. – это связь между различными ступенями развития, сущность которой состоит в сохранении тех или иных элементов целого или отдельных характеристик при переходе к новому состоянию.

Под преемственностью понимают последовательный переход от одной ступени образования к другой, выражающийся в сохранении и постепенном изменении содержания, форм, методов, технологий обучения и воспитании.

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

В качестве оснований для осуществления преемственности дошкольного и начального школьного образования сегодня выделяют:

1. Состояние здоровья и физическое развитие детей.

2. Уровень развития их познавательной активности как необходимого компонента учебной деятельности.

3. Умственные и нравственные способности учащихся.

4. Сформированность их творческого воображения, как направления личностного и интеллектуального развития.

5. Развитие коммуникативных умений, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками.

Ключевым моментом в реализации преемственности является определение готовности ребёнка к обучению в школе. Это является приоритетными направлениями работы педагогов в образовательных учреждениях.

Дошкольное образование призвано создать основной фундамент развития ребенка - базовую культуру его личности. Это позволит ему успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования.

Программы детского сада и начальной школы предусматривают преемственность в содержании по всем темам обучения грамоте, математике и развитию речи. Принципы преемственности и непрерывности образовательного цикла в комплексе «детский сад-школа» программами предусмотрены.

Результатом плодотворного сотрудничества педагогов начальной школы и дошкольного учреждения, родителей (законных представителей) воспитанников и обучающихся должно быть развитие интегративных качеств дошкольника, которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе.

Вместе с тем следует выделить основания преемственности , которые обеспечивают общую (психологическую) готовность детей к освоению программ первой ступени, являются ориентирами образовательного на этапе дошкольного образования и в то же время исходным ориентиром начального общего образования.

Такими основаниями преемственности являются следующие.

Развитие любознательности у дошкольника как основы познавательной активности будущего ученика. Познавательная активность не только является необходимым компонентом учебной деятельности, но и обеспечивает интерес к учебе, произвольность поведения и развитие других важных качеств личности ребенка.

Развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих (умственных, художественных) и других задач, как средств, помогающих быть успешным в разных видах деятельности, в том числе и учебной. Это обучение ребенка пространственному моделированию (кодированию), использованию планов, схем, знаков, символов, предметов-заместителей.

Развитие творческого воображения как направления в интеллектуальном и личностном развитии ребенка. Это обеспечивается широким использованием сюжетно-ролевых игр, игр-драматизаций, конструирования, разных видов художественной деятельности, детского экспериментирования.

Развитие коммуникативности, т.е. умения общаться со взрослыми и сверстниками, как одного из необходимых условий успешности учебной деятельности детей и взрослых (которая по сути всегда совместна) и в то же время важнейшего направления социально-личностного развития. Развитие коммуникативности осуществляется в совместной деятельности детей и взрослых при партнерских способах взаимодействия взрослого с детьми как образца взаимодействия между сверстниками, в обучении детей средствам общения, позволяющим вступать в контакты, разрешать конфликты, взаимодействовать друг с другом.

Преемственность в работе дошкольных образовательных учреждений и начальной школы заключается в том, что в первый класс приходят дети, которые хотят учиться и могут учиться, т.е. у них должны быть развиты те психологические предпосылки овладения учебной деятельностью, на которые традиционно опирается программа первого класса школы. К ним относятся: познавательная и учебная мотивация, появление соподчинения мотивов поведения и деятельности, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение работать по образцу и по правилу, связанные с развитием произвольного поведения, умение обобщать. Поэтому при организации педагогического процесса важен особый акцент на усвоении ребенком в процессе образования культурно выработанных средств, которые организуют и нормируют весь процесс детского развития. Необходимо помнить, что процесс освоения ребенком этих средств носит самостоятельный, творческий характер, однако должен быть особым образом организован. Этим требованиям отвечают такие подходы и технологии как деятельностный подход, метод проектов, технология портфолио, познавательно-исследовательская деятельность и т.п.

Коммуникативные умения играют важную роль при вхождении ребенка в незнакомый коллектив детей и взрослых и налаживании контактов в новых для него социальных условиях. Умение общаться с учителем и другими детьми помогает ребенку преодолеть смущение, застенчивость, положительно влияет на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивает успешность совместной и учебной деятельности.

Разработан план работы с детьми старшего дошкольного возраста:

Разговор с детьми о Дне знаний;

Праздник День знаний;

Экскурсии в школу;

Встречи с первоклассниками;

Игры в школу;

Чтение художественной литературы о школе;

Интеллектуальные викторины и др.

Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии воспитанников подготовительных групп в школу. Посещение музея, что позволяет решать и вопрос патриотического воспитания детей. Дети очень внимательно слушают учениц-экскурсоводов, задают очень много вопросов. Посещение школьной библиотеки вызывает у них не меньший интерес, они рассказывают там стихи, много спрашивают, спортивный зал, актовый зал, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, убирает страх и вселяет уверенность в своих силах.

Для педагогов составлен следующий план действий для решения данной проблемы:

Составление плана совместной деятельности по обеспечению преемственности;

Проведение профилактических мероприятий, таких как: «День открытых дверей», «День Знаний», совместные праздники и т.д.;

Проведение мониторинга процесса адаптации детей к школе.

Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Нами были определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием. А именно:

Методическая работа.

Работа с родителями.

Работа с детьми.

Методическая работа осуществлялась через проведение педсовета, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада по темам:

Адаптация учащихся 1-ых классов к обучению в школе.

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Задачи детского сада и семьи в подготовке ребёнка к школе.

Хотелось бы добавить взаимопосещение уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительных группах. Чтобы на занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги бы обязательно совместно обсуждали насущные проблемы и скорректировали свою деятельность, что давало бы возможность совершенствовать методы обучения детей.

Задача воспитателей дошкольного учреждения донести до родителей всю важность полноценной совместной жизни с ребенком, помочь родителям вспомнить себя детьми. Работа с родителями ведётся на протяжении всего учебного выпускного года. Для родителей разработаны темы родительских собраний, совместных досугов с детьми, анкеты, памятки. Учителя будущих первоклассников отвечают на все вопросы родителей, после собраний проводятся индивидуальные консультации.

Такое сотрудничество ради детей и позволяет добиваться положительных результатов в работе.

По определению Д.Б.Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя - педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задачи преемственности.

Преемственность дошкольного образования подразумевает под собой обеспечение плавного перехода одного этапа образования к другому. Человек учится чему-то новому каждый день на протяжении всей жизни, но тот этап, который охватывается обучением в образовательных учреждениях, начиная с ДОУ, должен быть регламентирован государственными стандартами и требованиями и обеспечивать непрерывность и преемственность образовательных процессов.

Преемственность дошкольного образования наиболее ярко находит своё практическое выражение, например, в создающихся образовательных комплексах, которые объединяют в себе несколько видов учебных заведений.

Преемственность дошкольного образования как важный фактор обеспечения его качества

В жизни и деятельности человека неизбежно наступают какие-либо изменения, иногда инициированные заведённым социальным порядком, обеспечивающимся на государственном уровне. Например, после окончания школы человек в любом случае, вне зависимости от своих личных желаний, должен сменить свой образ жизни, круг общения, ежедневную деятельность, так как после школьного обучения имеется несколько вариантов дальнейшего развития либо карьеры человека, либо его дальнейшего обучения.

Что касается детей, преемственность дошкольного образования призвана сгладить тот момент, когда ребёнок покидает детский сад и поступает в первый класс . Конечно же, детей, которые не посещают ДОУ, этот момент касается несколько по-иному, но нельзя сказать, что при этом преемственность дошкольного образования отсутствует вовсе.

Даже если ребёнок обучается на дому, дошкольное образование всё же реализуется, хоть и без государственного контроля его качества и без соответствия общепринятым и утверждённым законодательно нормам. Особенно, если домашним обучением занимаются не специально приглашённые для этой цели профессионалы, а сами родители без соответствующих навыков и знаний. Но обучение в условиях дома всё же является дошкольным обучением, и оно тоже должно обеспечивать преемственность дошкольного образования хотя бы в минимально доступном функциональном объёме.

В любом случае, преемственность дошкольного образования начинает реализовываться в тот момент, когда ребёнка начинают специально готовить к поступлению в школу, рассказывать ему о том, что такое школа, что такое урок, рисовать ему картины того, как изменится его жизнь с того момента, как он поступит в школу. Но всё же, у детей, которые посещают детский сад, адаптация к школе происходит гораздо легче, а значит и преемственность дошкольного образования достигается на качественно высшем уровне.

Преемственность дошкольного образования и ФГОС

Именно обеспечение такого понятия, как преемственность дошкольного образование, выступило в качестве одной из важнейших предпосылок создания и введения ФГОС (федерального государственного образовательного стандарта) для детских садов. Одна из целей ФГОС – обеспечить преемственность дошкольного образования и начального школьного образования на практике. Нельзя сказать, что до введения ФГОС в этом плане не наблюдалось никакой практической преемственности: конечно же, она существовала всегда, но именно введённый стандарт образования на государственном уровне позволил перевести её на качественно новый уровень.

Использование ФГОС в дошкольном образовании предполагает, что обучение и воспитание будет строиться таким образом, чтобы у ребёнка сформировались предпосылки к успешному продолжению учебы в школе. На практике создаются все условия для того, чтобы ребёнок от доминирующей в дошкольном возрасте игровой деятельности без труда смог перейти к доминирующей в школьном возрасте учебной деятельности .

В основном, реализация такого обязательного критерия, как преемственность дошкольного образования, лежит на тех специалистах, которые составляют образовательные программы. Следуя новому ФГОС, образовательные программы для детских садов должны будут с более выраженной направленностью на реализацию преемственности . Если же это требование не будет выполняться, эффективность образовательного процесса сможет быть снижена за счёт того, что недостаточная преемственность дошкольного образования и школьного обучения приведёт к тому, что у детей могут возникнуть превосходящие допустимую норму трудности с адаптацией при переходе из детского сада в школу.

Преемственность дошкольного образования в свете создания образовательных комплексов

Наилучшим образом такой принцип, как преемственность дошкольного образования и начального школьного образования реализуется при создании образовательных комплексов, включающих в себя ДОУ и школы. Президент России Владимир Путин положительно прокомментировал инициативу создания подобных комплексов в Москве и в регионах. Отчасти такая необходимость вызвана тем, что в будущем ожидается спад количества потенциальных воспитанников детских садов из-за спада рождаемости, и многие детские сады могут оказаться пустыми. Создание образовательных комплексов в этом случае поможет частично решить проблему.

Кроме того, образовательные комплексы в наилучшем виде позволят реализовать на практике преемственность дошкольного образования. Если в школе и детском саду присутствуют тщательно согласованные образовательные программы, реализуется общий подход к обучению и воспитанию, педагоги придерживаются общих воспитательных принципов – это создаёт наилучшие условия для перехода ребёнка от дошкольного обучения к обучению в начальной школе. Наличие общей административной ячейки позволяет контролировать этот процесс изнутри. С точки зрения самих обучающихся, одно и то же территориальное расположение, общие традиции учебного заведения, общность окружения – все эти факторы обеспечивают лёгкую адаптацию от детского сада к школе без возможных потерь.

Практика внедрения образовательных комплексов даёт прекрасные результаты: преемственность дошкольного образование реализуется с наивысшей отдачей. Это повышает многие показатели качества образования, как уже говорилось выше.

Кроме того, создание образовательных комплексов ещё и предоставляет массу удобств не только для участников педагогического процесса, но и для родителей, которые, устроив ребёнка в детский сад, будут избавлены от необходимости устраивать его ещё и в школу.

Детям тоже будет легче адаптироваться к новым учебным условиям в более устойчивом коллективе, нежели чем в новом коллективе при переходе из детского сада в школу.