Игры для глаз в дошкольном. Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста

Спешилова Наталья Викторовна
Учитель — дефектолог МБДОУ «Детский сад №1»
Воецкова Галина Алексеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
Г. Лысьва Пермский край

Очень давно доказано, что специальные упражнения приводят к улучшению зрения, позволяющие исправить многие виды аномалий рефлексии, устранить многие проблемы, возникающие со зрением без вмешательства медицины.
Метод У. Бейтса.
Упражнения американского врача-офтальмолога У. Бейтса обращены, главным образом, к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефлексии – близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. Он предлагает очень много упражнений на расслабление, на снятие напряжения не только с глаз, но и со всего организма. Метод Бейтса способствует улучшению зрения за счет улучшения интерпретации изображения на сетчатке.
Последователи У. Бейтса:
Патриция Брегг, предлагает систему, опирающуюся на три принципа:
— укрепление и стимуляция глаз водными процедурами (горячими и холодными),
— специальные упражнения глубокого дыхания для улучшения кровообращения глаз,
— упражнения для расслабления глаз (сюда входят отдых и снижение нервных напряжений).

Скачать конспект

М. Корбетт (англ. врач) – предлагает интересную методику тренировки и восстановления зрения. М. Корбетт считает, что тренировка мышц, окружающих глазное яблоко, очень важна для восстановления зрения. Эти упражнения влияют на изменение фокусного расстояния к сетчатке, приближают его, достигая того же эффекта, что дают очки.
Приведем 2 принципа расслабления глаз по М. Корбетт:
Пальминг
Исходное положение: выпрямите пальцы одной руки и положите ладонь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно, соответственно, располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Можно положить на колени подушку, а на подушку уже локти. Если вам необходимо наклониться вперед, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человека. Постарайтесь найти приемлемое для вас их положение. При пальминге солнечные пятнышки и точечки исчезнут.
Применять это упражнение нужно потому, что оно дает глазам отдых. Отдых расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки глаз. При этом происходит расслабление и тех напряженных мышц, что оттягивают глаза в ту или иную сторону, нарушая их соосность. Это придает им силу и здоровье, способствуя во многих случаях восстановлению зрения плохо видящих глаз.
Не пытайтесь «осознать» (прочувствовать) глаза. Во время выполнения всех этих упражнений не следует обращать внимания на глаза как на физические, материальные органы, поскольку они практически не поддаются волевому управлению и даже более неуправляемы, чем сердце, тоже неуправляемый волей орган. Если вы будете сидеть, заглядывая мысленно внутрь своих глаз, то вы разрушите цель своих занятий. Некоторые люди утверждают, что они видят во время пальминга ярко окрашенные или бесцветные пятнышки, точечки и блестки. Вместо того, чтобы думать о них, попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное - свадебное путешествие, красивые пейзажи, интересные случаи, произошедшие с вами и принесшие вам радость, или события, описанные в какой-нибудь увлекательной книге или интересном кинофильме. Когда вы отнимете руки от глаз, мир должен показаться вам ярче.
На вопрос о том, сколько времени и когда надо делать пальминг, ответ будет таков понемногу, но часто. Даже прикрыв глаза ладонями на секунд десять, вы вновь вернете им в ходе загруженного дня чувство расслабления. Вы захотите, чтобы глаза запомнили это чувство, испытанное ими во время пальминга. Поступая так, вы способствуете тому, что ощущение расслабления станет вашей привычкой на всю оставшуюся жизнь.
Повороты
Первый закон зрения - это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Здесь приведен ряд упражнений психического и физического характера, цель которых - разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда.
Оригинальные методики профилактики и исправления самых распространенных дефектов зрения – близорукости и дальнозоркости предлагают профессор Г. Г.Демирчоглян, академик Утехин.
Народные целители И. Афросин и Валентина Травинка также предлагают тренировать свое зрение день за днем, осваивая одно упражнение за другим исцеляясь только упорным трудом!
В своей коррекционно-педагогической работе мы огромную роль отводим упражнениям и играм для глаз, рекомендуем их использование воспитателям на всех занятиях с детьми, учитывая особенности дошкольного возраста, индивидуальный и дифференцированный подход состояния зрения.
Учитывая особенности детского возраста, желание детей играть, эффективность усвоения нового в игре, разработали гимнастики для глаз, как на основе литературного материала (стихи, потешки, поговорки), так и личные разработки.
Гимнастики, упражнения для глаз:

Буратино потянулся, Взор вверх
Руки в стороны развел, Взор влево – вправо
Раз нагнулся, Взор вниз – вдаль
Два нагнулся, Вверх – вдаль
Повернулся и пошел. Круговые движения глазами

Большие ноги шли по дороге: Широко раскрыть глаза
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки Зажмурились в ритме
Бежали по дорожке Стихотворения
Топ-топ-топ! Моргание быстрое в ритме
Топ-топ-топ! стихотворения

«Радуга – дуга»
Ой, ты радуга – дуга! Взор вверх
Под тобой лежат луга, Взор вниз
В небе ты повисла, вверх
Словно коромысло.
Я красивую такую Взгляд влево – вправо, влево –
В полминуты нарисую Вправо.

«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом глядит вперед,
Глаза закроет, отдохнет.
Шея ненапряженна, а расслабленна.
Вот Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех.
Снова глазки закрывает,
И, качаясь, отдыхает!

Упражнения для тренировки наружных мышц
«Поиграем глазками»
Вспомним приятное событие, любимую ситуацию, проиграем ее
Мысленно.
— Глазки двигаем вверх — вниз, влево — вправо – несколько раз. Теперь зажмурили глазки, потом освободили и сняли напряжение. Хорошо. Теперь взгляд пошел в правый верхний угол, в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз можно повторить с воображаемым квадратом, посмотреть в углы. Зажмурились, сняли напряжение, помигали, считаем, когда мигаем до 10.

— Теперь представим себе большой круг (обруч, мяч, колесо, бублик и т. д.). Обводим его глазками сначала по часовой стрелке, затем против 7-10 раз в одну и другую сторону. Зажмурились – расслабились и мигаем (10 раз).

— Мысленно повернуть круг «в профиль», и опять наши глаза побежали по кругу: вперед – вверх – назад – вниз и в обратную сторону: назад – вверх – вперед – вниз. И снова снимаем напряжение: зажмурились – расслабились и помигаем (10 раз).

Крест. Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево – вправо – вверх – вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад – восток – север – юг.

Змейка. Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую.
Воспитатели, выбирая или подбирая игры для глаз к занятиям, должны учитывать, что упражнения и гимнастики можно условно разделить на несколько видов:
— восстановление и развитие глазных, зрительных функций,
— тренировка глазных мышц, насыщение их кислородом,
— расслабление, отдых глаз.
Например, для развития окклюзии, можно использовать игры с меткой на стене (переключение взора), с линией горизонта, с подвешенными игрушками и т. д. (фиксация взора на вершине пламени свечи и др.).
Для кровообращения и насыщения глаз мышц кислородом можно использовать упражнения и игры с морганием (разный темп, поза, литературный материал), гримасками, вращением глаз и их движениями в разных направлениях, зажмуриванием.
Воспитатели должны себе четко представлять, какие игры и упражнения они будут включать в занятия или между частями, и с какой целью. Если с целью отдыха и расслабления, то можно использовать «минутки тишины» под спокойную музыку, пальминг, мысленные игры, расслабляющий массаж бровей, растирание лба, расслабление всего тела с дыхательными упражнениями. Все игры день ото дня способствуют восстановлению бинокулярного зрения и помогают дать отдых глазам и передохнуть от перегрузок. Воспитатели должны помнить об этом и включать гимнастику для глаз в течение всего дня.

Гимнастика для глаз

Правила выполнения упражнений для глаз

1. Упражнения для глаз необходимо выполнять только в хорошем настроении.

2. Исходное положение: спина прямая, тело расслаблено, голову держите прямо. Все тело неподвижно, двигаться должны только глаза.

3. Вначале выполняйте упражнения для глазных мышц не более 3–4 раз каждое. Далее – по 8–10 раз.

4. Для снятия напряжения после каждого упражнения надо быстро поморгать.

5. Упражнения выполняйте медленно, не спеша, без напряжения, вдумчиво и с любовью.

6. Движения глаз должны четко вырисовывать все линии.

7. Гимнастику для глаз необходимо выполнять не менее 3 раз в день.

8. Гимнастику можно выполнять в положении сидя и стоя.

9. Перед выполнением упражнений очки нужно снять.

Зарядку выполняем вместе!

Чтобы лучше видеть все вокруг,

Помни правила, мой друг!

1. Будет результат от упражнения,

Коль в душе не будет места лени.

Пусть улыбка непременно

Вдруг коснется ваших глаз –

И хорошее настроение

Не покинет вас сейчас!

2. Перед началом упражнения

Прими исходное положение:

Прямо встань, расслабь все тело

И вперед смотри уверенно и смело.

Все тело неподвижное у нас.

Движенья будут исключительно для глаз.

3. Когда ты сделал упражнение,

Расслабь все мышцы, поморгай.

Снимать глазное напряжение

Ты каждый раз не забывай!

4. Упражняйся не спеша,

Медленно, с любовью,

Не напрягаясь. Охраняй

Осмысленно свое здоровье.

5. Мой друг! Ежедневно

По 3 раза в день

Гимнастику делай,

Отбрось свою лень!

– Здоровье в порядке?

– Спасибо зарядке!

Основные упражнения можно разделить на несколько групп. Первая группа упражнений:

1. Упражнения для глазодвигательных мышц.

Эти упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, улучшают кровоснабжение глаз, снимают напряжение.

На их проведение отводятся 3 минуты.

Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Офтальмотренажер - схема зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх–вниз, влево–вправо, по часовой и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.

«Офтальмотренажер»

План путешествия есть на стене,

План путешествия для наших глаз.

Все нам понятно и ясно вполне:

И стрелки, и цвет – подсказка для нас.

За линией четко глазами следи

За контуры линий не выходи

(большой круг в другую сторону).

Эта карта ведет нас с любовью

В страну чудес Глазное здоровье!

(Легко моргают.)

«Циферблат»

Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.

Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4),

Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8),

И каждый из нас сейчас искренне рад (1–2–3–4),

За стрелками следом пройти циферблат! (5–6–7–8).

Двенадцать часов, три часа, шесть часов, девять часов, двенадцать часов. (Еще один круг.)

(Теперь делаем то же самое, но в обратную сторону, и в последней строчке будет так: двенадцать часов, девять часов, шесть часов, три часа, двенадцать часов.)

Можно данные упражнения выполнять на офтальмотренажере Базарного.

«Бег глазами» . Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.

«Филин». Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.

Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы» . Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

«Рисование носом». Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Воспитатель может конкретизировать задание в соответствии с темой занятия.)

«Далеко – близко» . Упражнение проводится педагогом, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет педагог.

«Маляры»

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

(Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии.

(Легко моргают.)

«Ходики»

Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз.

Тик-так! Ходики

Работают исправно

(дети садятся прямо и настраиваются):

Влево – вправо – раз,

Влево – вправо – два (и так до 8 раз),

Полезно и забавно!

(Легко моргают.)

«Бабочка»

Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем крылья рисовать.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

(Движения на каждое слово по контуру бабочки в одну сторону.)

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Движения на каждое слово по контуру бабочки в другую сторону.)

«Восьмерка»

Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Начинаем упражнение от носа. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

Рисуй восьмерку вертикально

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

(Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, моментально,

Давай, дружочек, не ленись!

(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)

Глаза открываем мы наконец.

Восьмерка закончилась. Ты молодец!

(Легко моргают.)

Сначала надо сделать восьмерки в одном направлении, а затем в другом.

«Колпачки»

У каждого ребенка есть колпачки в виде конуса, сделанные из твердой ткани. Один колпачок красный, а другой зеленый. Дети надевают на указательный палец сначала колпачок красного цвета (раздражают глаз), затем те же движения делают зеленым колпачком (успокаивают глаз)

Как вы понимаете, в этом комплексе движется вытянутая рука, на указательном пальце колпачок нужного цвета, глаза следят за колпачком.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

(На каждое слово вверх – вниз.)

Колпачок надень на пальчик –

Это будет Мальчик-с-пальчик.

(На каждое слово вправо – влево.)

Глазками за ним слежу

(«бабочка» в одну сторону),

В поле зрения держу.

(«бабочка» в другую сторону.)

Красный цвет – раздражитель для глаза

(большой круг в одну сторону),

Ну а зеленый – успокоит сразу.

(Большой круг в другую сторону.)

В конце каждой зарядки как итог и как самовнушение говорятся слова:

Здоровье свое сбережем с малых лет…

2. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз

Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это перенапряжение глаз. Выполнять их надо как можно чаще. Времени занимают не много (1–2 мин.).

«Пальминг»

Накрывание глаз ладонями. От английского palm – «ладонь».

Расслабляющее упражнение. Если его выполнить правильно, то не только глаза получат отдых, но и психика: проходят боли в глазах, головные боли. Этот отдых способствует расслаблению глазных мышц и одновременно активизирует нервные клетки глаз.

Многие люди в это время сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними. Это неправильно.

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Сядьте удобно. Локти поставьте на стол. Шея на одной линии с позвоночником.

2. Согрейте ладони, потерев их друг о друга.

3. Закройте глаза.

4. Центр ладони напротив центра глазного яблока. Сложите ладони ложечкой.

5. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу. А основания мизинцев соединены в одной точке, размещающейся строго на переносице.

6. Слушайте спокойную музыку и думайте о приятном. Мышцы глаз и тела расслаблены. Создайте состояние отрешенности, спокойствия, пустоты.

7. Из центра ладоней идет воображаемое тепло через глаза по всему телу.

8. Вспоминайте предметы черного цвета: ткань, мех, машину и т.д. Ваша цель – увидеть совершенно черное поле.

9. В идеале делайте до появления ощущения, будто кто-то раскачивает вас.

10. Ладони убираем, но глаза еще закрыты. Их открывайте потихоньку, постепенно.

11. Похвалите себя.

Принцип: чем чаще, тем лучше делаем упражнение.

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.

(Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем.

(Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас:

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз.

(Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

«Далеко гляжу»

Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.

Дети подходят к окну и смотрят вдаль.

(Педагог читает медленно).

Высоко сижу, далеко гляжу…

Нет, нам времени не жаль:

С интересом смотрим вдаль.

Ты найди объект вдали,

На него смотри, смотри,

Сквозь него смотри…

Исследуй, рассматривай и наблюдай,

Глазам напряженье снимать помогай.

«Мотылек»

Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение.

Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька.

Раскрой глаза спокойно, широко.

Моргать начинай свободно, легко.

Без остановки и часто моргаем:

Взмах тонких крылышек изображаем.

«Жмурки»

Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.

Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.

Сейчас мы в жмурки поиграем:

Веки сильно мы сжимаем,

Держим, держим, напрягаем…

И спокойно расслабляем.

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Зажмурился я – и соседа уж нет!

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти.

Открою глаза – и сосед мой на месте.

Зарядку для глаз выполняем все вместе.

«Буратино»

Это упражнение можно использовать при ознакомлении с новыми словарными словами или терминами. Также снимает напряжение с глаз.

Смотрим на слово. Запоминаем. Закрываем глаза. Представляем, что наш нос вырос, как у Буратино. Пишем в воздухе носом слово, открываем глаза. Видим лучше.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Я превращаюсь в Буратино

И носом буду рисовать картину.

Интереснее всего – это рисовать,

Что представишь: стол, окно,

Шкаф, ковер, кровать…

Все нарисует носик наш,

Когда ему работу дашь.

И мы без дела не сидим:

Мы носиком руководим!

Вариант 2:

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Солнышко лучистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

3. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко.

Упражнение «Марка»

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

На стекле, чуть ниже уровня глаз, наклейте маленькую марку или картинку размером 3 на 3 или 4 на 4 см. Рисунок должен быть веселый, четко нарисованный и лучше всего в зеленых тонах. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями.

По ходу восстановления зрения объект меняем, но всегда выбираем его на таком расстоянии, чтобы он был виден нечетко. А вот расстояние между картинкой и глазами не меняем: 20–25 см!

Продолжительность работы – 10 минут (на уроке достаточно 1–2 мин.). Не думайте о времени! В течение 3–5 сек. рассматриваем рисунок на картинке, затем взгляд переводим на выбранный объект за окном, причем смотрим на него поверх приклеенной на стекло марки. Затем также 3–5 сек. разглядываем этот объект и снова плавно переводим взгляд на картинку.

Если напряжение возникло, чтобы расслабить мышцы, легко-легко поморгайте, похлопайте ресницами!

Это упражнение следует выполнять 2 раза в день в светлое время суток, но промежуток должен составить не менее 2 часов.

Особенно полезно упражнение для близоруких. После разучивания с целью более длительного выполнения дети могут делать его индивидуально, например, на перемене. В помощь коллективному же или групповому выполнению читаем стихотворение.

Делаем упражнение.

Марку на нашем оконном стекле

Рассмотрим очень внимательно.

Находим объект за окном вдалеке,

Пытаясь разглядеть его старательно.

И снова взгляд на марку переводим,

Детали мелкие находим, –

И опять на далекий объект…

И получаем прекрасный эффект:

Я четко вижу далеко!

Все очень просто и легко!

Упражнение «Метка»

Возьмите ручку или карандаш. Поместите напротив глаз на расстоянии 10–15 см. Рассматривайте кончик предмета 4–5 сек. Затем переведите взгляд вдаль, расслабьте глаза. Повторяйте в течение 1 минуты. Поморгайте при возникновении напряжения.

4. Другие полезные упражнения

«Уши»

После разного рода гимнастик для глаз иногда дети начинают зевать. Поэтому делаем упражнения для ушных раковин. Воздействуя на уши, мы активизируем многие биологические точки.

Звук везде вокруг меня,

В море и на суше…

Чтобы слышать звук, друзья,

Берегите уши!

(Произвольно растирают уши.)

Пригибаем плавно вниз

Верхнюю часть уха,

Разогнем, опять пригнем…

Хорошо для слуха!

А затем вперед-назад

Ушки выгибаем,

Целых десять раз подряд

Их разогреваем.

Ямочку нажмем – не слышим!

Отпустим – снова слышим звук!

Точечный массаж полезен

И для слуха, и для рук!

Массируем мочки,

пощиплем, помнем.

Затем гладить уши

по кругу начнем.

Потянем вверх – вниз,

подергаем в стороны...

Массаж для ушей –

это просто здорово!

Будьте здоровы!


3-09-2011, 12:47

Описание

Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как взрослым, так и детям. Подобные занятия не только улучшают состояние зрения, но и помогают справиться с утомлением, отвлекают от насущных проблем, позволяют ненадолго расслабиться.

Зажмуривание

Очень крепко зажмуриться на 5-6 секунд, а потом максимально расслабить веки. Повторить упражнение несколько раз, представляя себе, как глаза при напряжении мышц «прячутся» внутрь головы, а затем возвращаются на прежнее место.

Моргание

Нужно моргать в течение 1-1,5 минуты, темп упражнения - максимально быстрый. Можно представлять себе, как веки превращаются в крылья мотылька и трепещут на ветру. В течение первых нескольких занятий возможно появление неприятных ощущений (тяжести, жжения или боли в веках), но это нормально. При частом моргании глазные яблоки как бы отключаются и перестают участвовать в восприятии окружающего мира. Движения век способствуют равномерному распределению слезной жидкости по всей поверхности глазной оболочки, смывают с роговицы микроскопические соринки и дезинфицируют эпидермис.

Вне фокуса

Для выполнения данного упражнения следует поместить перед глазами большие пальцы рук, вытянутые вверх, а затем очень медленно развести их в стороны, одновременно смотря прямо и стараясь удержать исчезающие из вида пальцы в поле зрения. После того как пальцы перестанут быть видимыми, следует снова соединить руки и повторить указанную последовательность действий.

После освоения описанного выше тренинга можно переходить к усложнению тренировок. Соединить большие пальцы рук на уровне глаз, расположив кисти горизонтально. Медленно поднять одну руку вверх, одновременно опуская другую, взгляд при этом должен быть направлен строго вперед. Когда пальцы исчезнут из виду, снова соединить руки и повторить упражнение с самого начала.

Затем выполнить перечисленные выше действия, расположив пальцы по диагонали.

Завершив все этапы упражнения, снова расположить пальцы перед лицом, вытянув их вверх и слегка разведя кисти в стороны. Вращать правым пальцем по часовой стрелке, левым - в противоположном направлении, а затем наоборот. При этом необходимо стараться следить правым глазом за большим пальцем правой руки, а левым - за левой.

Зоркий глаз

Данное упражнение следует выполнять с партнером. Удобно расположиться напротив сидящего человека, пристально рассматривать его в течение нескольких секунд, а затем отвернуться. Смысл данного упражнения - постараться мысленно воспроизвести внешний облик партнера: цвет его глаз и волос, особенности прически, форму лица, цвет и фасон одежды, имеющиеся аксессуары, украшения и т. п. После того как мысленная картинка будет нарисована, необходимо снова повернуться к партнеру, опять рассмотреть его и проанализировать допущенные ошибки. Данное упражнение можно повторять несколько раз. При выполнении указанных действий тренируются не только мышцы, обеспечивающие движения глазных яблок, но и сетчатка, которая становится более чувствительной за счет активизации деятельности глазного нерва.

Перепрыгивания

Перед выполнением данного упражнения необходимо приготовить 2 предмета, расположить один на расстоянии около 15 см от глаз, а другой отодвинуть на 5-6 м. Быстро «переключать» взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно.

Перемещение фокуса

Взять в правую руку небольшой предмет - ручку, брелок удлиненной формы и т.п. Поднести этот объект к глазам, удерживая взгляд на его поверхности, затем медленно отодвинуть, выпрямляя руку. Особенность выполнения данного упражнения заключается в том, что приближение предмета должно сопровождаться вдохом, а отодвигание - выдохом. Все действия следует выполнять в очень медленном темпе. В течение первых нескольких занятий приближение объекта обычно вызывает расфокусирование зрения: очертания предмета раздваиваются. Для того чтобы избежать этого, можно зафиксировать взгляд на какой-либо мелкой детали.

В замедленном темпе

Это очень эффективное и одновременно простое упражнение, тренирующее глазные мышцы. Сначала следует наладить дыхание - оно должно быть максимально глубоким и замедленным. Моргать нужно в очень медленном темпе, представляя себе, как во время каждого движения век легкие наполняются живительным кислородом.

Расплывчатые контуры

Данное упражнение предназначено для избавления от близорукости и дальнозоркости. Перед началом занятия следует выбрать удаленный объект, состоящий из множества деталей (для близоруких) или же недалеко расположенный предмет со сложными очертаниями (для дальнозорких). Например, можно рассматривать дерево, покрытое листьями, стараясь разглядеть каждый листок, или пояс сложного плетения, расположив его перед глазами. При этом изображение, проецируемое на сетчатку, будет нечетким. Упражнение следует выполнять в расслабленном состоянии, стараясь разглядеть очертания каждой детали, но не напрягая глаза. Через некоторое время можно заметить, что контуры предметов постепенно обретают четкость.

Письмо носом

Это очень простое и эффективное упражнение, помогающее укрепить глазные мышцы. Закрыть глаза, представить, что на носу вырос маркер или карандаш. Затем мысленно «написать» любой текст, тщательно выводя каждую букву.

Цветовой дождь

Каждый цветовой оттенок так или иначе влияет на определенные участки центральной нервной системой. Данную особенность можно использовать для мысленной тренировки глазных мышц. Сначала необходимо представить себе цвета солнечного спектра в виде палитры произвольной формы. Можно также «поместить» на эту палитру дополнительные оттенки - коричневый, черный, розовый, серый и т. п. Теперь следует выбрать любимый цвет и мысленно наполнить им небольшую емкость, а затем представить, как глаза погружаются в эту емкость, обновляются и становятся здоровыми.

Путешествие жука

Перед началом выполнения данного упражнения следует закрыть глаза и расслабиться, а затем представить себе красивый цветок, растущий на лесной поляне и мысленно «рассмотреть» его в мельчайших подробностях. Теперь пусть по его стеблю вверх поползет небольшой жук, аккуратно огибая листья. Он может добраться до цветка, исследовать каждый лепесток, выпить нектар, поесть пыльцы и т. п. Затем аналогичным образом необходимо представить себе обратный путь насекомого. Данное упражнение вызывает рефлекторные сокращения глазных мышц без стимуляции сетчатки, что благотворно влияет на остроту зрения.

Мысленный спорт

Представить себе игровое поле. Игра может быть любой - баскетбол, волейбол, теннис (главное, чтобы в ней использовался мяч). Мысленно проследить взглядом за каждым игроком и за мячом. Выполнять упражнение в течение 5-7 минут.

Вращение треугольника и других геометрических фигур

Закрыв глаза, представить себе ровный лист белой бумаги, затем «нарисовать» в центре ярко окрашенный треугольник, лучше всего равнобедренный (цвет выбрать в соответствии с индивидуальными предпочтениями). После этого вообразить, как он поворачивается, «опираясь» на одну из вершин, а затем начинает вращаться вокруг своей оси все быстрее и быстрее, пока не становится блестящим конусом. «Остановив» треугольник, мысленно вписать его в круг соответствующего размера и продолжить тренировку. После того как «мнемотренинг» будет освоен в достаточной степени, можно усложнить задание, изменяя форму фигуры или представляя больше треугольников (квадратов и т. д.). Данное упражнение стимулирует работу глазных мышц, повышает их эластичность и улучшает кровообращение в тканях глазных яблок.

Здравсвуйте, мои дорогие мамы! Я рада Вас видеть на страницах моего сайта .

Сегодня мы поговорим о зарядке для глаз для деток. Давайте узнаем зачем нужно делать зярядку для глаз детям, особенности зарядки для глаз, узнаем какие виды зарядок есть, узнаем конкретные примеры, как можно играючи, делать зарядку для глаз малышу.

Зарядка для глаз для детей

Хорошим способом снять зрительную усталость детям дошкольного возраста является зарядка для глаз, иначе говоря, физкультминутка, которая широко используется в дошкольных учреждениях. Основным ее предназначением является повышение работоспособности глаз, улучшение кровообращения, а также профилактика развития глазных заболеваний.

Зарядка для деток младшего возраста

  • поочередное закрывание и открывание глаз;
  • наблюдение одним глазом за движениями людей, машин, животных, а второй глаз в это время закрыт;
  • взмахи ресничками.

Отрицательное воздействие на формирование зрения оказывают такие негативные факторы, как различные инфекционные заболевания, повреждения глаз различной тяжести, а также постоянное времяпровождение у монитора компьютера и телевизора . Помимо этого, каждый день на ребенка сваливается большой поток информации, результатом которого является усталость и нарушение зрения.

Виды зарядки для глаз

В дошкольном возрасте происходит активное формирование зрения, именно поэтому необходимо бережное отношение к детскому организму и проведение специальных упражнений.

Можно выделить следующие виды зарядки для глаз:

  1. Гимнастика в форме игры.
  2. Использование стереокартинок для расслабления детских глаз.
  3. Применение компьютерной программы-тренировки.
  4. Использование объектов природы для отдыха глаз.


Зарядка в игровой форме

Родители могут проводить зарядку для глаз для детей в игровой форме, что вызовет у малышей повышенный интерес к занятию, а также сопровождать свои действия стихами, потешками и поговорками . Большую подборку стишков для зарядки глаз Вы можете посмотреть и здесь. Проговаривание во время выполнения движений различных фраз способствует не только укреплению глазных мышц, но и развивает слуховую память ребенка.

В домашних условиях ребенку можно предложить такие виды игровых упражнений:

  • «постреляем глазками» (необходимо быстро и неожиданно переводить глаза из одной стороны в другую, проговаривая при этом «пиф-паф»);
  • «напишем письмо Буратино» (ребенку предлагают крепко зажмурить глаза и с помощью своего носа нарисовать в воздухе любой предмет, который должен угадать второй ребенок либо взрослый);
  • изображение на лице различных гримас, а также моргание (можно проводить в форме соревнования, где каждый из участников должен изобразить самую смешную рожицу и дольше всех проморгать ресницами).

В дошкольном учреждении несколько иные методы проведения зарядки для глазок:

  1. Проведение зарядки для глаз с обыгрыванием предложенных предметов.
  2. Словесная гимнастика с использованием стихотворений на заданную тему.
  3. Широкое применение получили зрительные тренажеры, которые в детском учреждении представлены в виде индивидуальных, потолочных и настенных приспособлений.
  4. Электронная зарядка.
  5. Проведение гимнастики с опорой на схемы и таблицы.

Зарядка с использованием стереокартинок

Зарядка для глаз для детей может проводиться и с использованием стереокартинок, которые представляют собой объемное изображение на ровном листе бумаги. К обычному набору картинок добавляют одну новую и предлагают малышу ее найти, постоянно следя за тем, чтобы ребенок не забывал моргать во время выполнения задания.

Увидели, что изображенно на картинке? Тогда напишите в комментариях. Первый кто напишет получит 100 рублей на яндекс кошелек.

Зарядка на основе компьютерной программы

Благодаря современным достижениям в области компьютеризации специалистами была разработана игровая программа «Цветок» со следующим принципом действия: ребенку предлагается обратить внимание на монитор, на котором размещен цветок. В серединке растения изображен определенный предмет, идентичное изображение которого необходимо отыскать на лепестках. Выполнить задание необходимо за определенное время и перейти на следующий уровень.

Зарядка с использованием объектов природы

Самой приятной и интересной формой проведения зарядки для глаз является наблюдения за объектами и явлениями живой природы, которые сопровождаются стихами и песнями. Хороший расслабляющий эффект дает наблюдение за восходом и закатом солнца, а также за журчанием воды.

Ежедневное выполнение несложных упражнений для глаз поможет не только избежать проблем со зрением, но и позволит создать у ребенка радостное и хорошее настроение на весь день.

Зарядка для глаз для детей was last modified: Май 4th, 2016 by Анна Пацкова


Физическое развитие детей. Зарядка для детей.
Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

Компьютер может приносить пользу глазам

Чтобы избежать оперативного вмешательства для избавления от болезни, применяется аппаратный курс лечения. На помощь придут компьютерные программы для лечения амблиопии: цветок , крестики , паучок , контур , eYe (Ай) .

Прочитав данную статью, вы узнаете, какие бывают программы, и в чем их преимущество. Мы расскажем, что такое цветок , крестики и паучок .

Какие бывают программы?

Компьютерные программы позволяют безболезненно и в игровой форме вылечить такие офтальмологические недуги, как , и .

Подробнее о детской амблиопии, ее видах, стадиях и симптомах, .

Сегодня многие дети имеют офтальмологические патологии

В зависимости от типа отклонения зрения назначают разные виды упражнений.

Программное лечение направлено на:

  • развитие восприятия зрительного образа;
  • скоординированную работу глаз;
  • развитие мышечных структур глаз.

Компьютерная терапия эффективна для взрослых и детей

Многие люди интересуются, какими программами лечат амблиопию в мед центре. Разработаны такие интерактивные игры :

  • Цветок;
  • Паучок;
  • Крестики;
  • Контур;
  • eYe (Ай).

Программа «Цветок» для лечения глаз

Программа составлена в виде интерактивной игры, поэтому она интересна деткам.

Дети должны заниматься под присмотром взрослых

Игра состоит из 3 уровней. В зависимости от уровня изменяются размеры изображений.

На экране нарисован цветок. В центре и на лепестках расположены фигуры. Предлагается найти пару для рисунка, который находится по центру.

Нужно найти пару для жирафа

Факт: Такую тренировочную программу применяют для лечения слабой и средней степени амблиопии. Первый уровень игры может подойти и для высокой степени.

Во время занятия нужно искать необходимое изображение только «ленивым» глазом.

Здоровый орган зрения закрывается окклюдером. Глаз должен быть прикрыть полностью, но не сильно затемнен.

Занятия должны проходить в хорошем настроении

Важно: Перед началом тестируется здоровый глаз, чтобы знать, к чему стремиться во время упражнений.

Преимущества программы «Цветок» :

  • цветовая гамма, которая уменьшает утомление ;
  • отсутствие сложных двигательных задач , нет необходимости совмещать изображения;
  • интерактивность ;
  • незначительная потребность в медицинском персонале .

В видео ниже показано, как заниматься по программе «Цветок»:

Крестики для лучшего зрения

У детей такая игра вызовет неподдельный интерес. Разработчики предлагают устроить настоящую охоту за крестиком!

На мониторе представлена вариация шахматной доски . В зависимости от сложности и уровня меняются размеры и количество клеток.

Игра построена на контрастах

Курсор мыши представлен в виде круга. При наведении курсора-круга на клетку, та часть, что попала в круг, будет менять цвет.

Цель игры «Крестики» – поймать крестик, который возникает в разных местах шахматной доски.

Такая тренировка подходит для взрослых и детей

Преимущества программы «Крестики» :

  • воздействие на нейроны , которые отвечают за движение, ориентацию и контраст;
  • тренировка цветовой чувствительности за счет смены цветов;
  • воздействие на рецептивные поля из-за смены размеров клеток.

«Паучок» для лечения глаз

Игра «Паучок» для лечения амблиопии заключается в сведении двух паутин.

На экране располагаются 2 паутины, одна из которых имеет радиальную решетку, другая – спиральную.

Так выглядит запущенная на компьютере игра

Посередине экрана располагается центр одной решетки, а вторая будет появляться в разных местах.

Управлять движением можно с помощью мыши. Для тренировки глаза нужно совместить оба центра.

Паутина может быть зеленой или синей

Упражнение «Паучок» благоприятно влияет на:

  • конвергенцию и аккомодацию глаза;
  • рецептивные поля сетчатки;
  • нейроны , которые отвечают за свет и контраст;
  • части головного мозга, которые отвечают за ориентацию и восприятие движения .

Программа «Контур» в борьбе с ленивым глазом

Программа для лечения амблиопии «Контур» предлагает подойти творчески к лечению.

Важно: Упражнения нужно выполнять в красно-синих очках.

Так выглядит запущенный на компьютере «Контур»

На экране будет показано изображение для одного глаза, а другим глазом необходимо будет дорисовать рисунок по контуру.

В таком сеансе важна совместная работа.

Всего в игре 38 рисунков, которые отличаются по сложности.

Компьютерная программа «eYe (Ай)»

«eYe (Ай)» – это целый комплекс упражнений, которые направлены на диагностику и лечение косоглазия и амблиопии, а также на восстановление бинокулярного зрения.

Один из видов упражнений: кружочек нужно поместить в квадрат

Все задания отличаются по сложности. С помощью настроек можно подобрать необходимые параметры.

Факт: Сюда также включено упражнение «Тир», выполнение которого поможет развить фиксацию и локализацию.

В заключение

Использовать программные методы терапии можно только с разрешения лечащего врача. В противном случае они могут навредить.