Внедрение современных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях модернизации образования. Современные педагогические технологии в общеобразовательной школе

В статье говорится о том, что сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем. Это значит быть компетентным в вопросах использования Интернета и мультимедиа технологий, что предполагает постоянное самообразование. Использовать эти современные технологии необходимо не только во время уроков, но и во внеурочной деятельности, а также как удобное средство коммуникации (электронная почта, чат и др.).

Другое важное использование Интернета и мультимедиа технологий - это повышение профессиональной компетенции педагога.

Сегодня, в условиях модернизации российского образования для учителя очень важно идти в ногу со временем, быть современным и коммуникабельным. Поэтому особенно актуальным становится использование в работе Интернета и мультимедиа технологий. Они существенно меняют роль учителя. Педагог перестает быть просто урокодателем, он превращается в координатора учебного процесса, который способен решать не только управленческие задачи, но и творческие, креативные, определять основные направления индивидуальной или групповой самостоятельной деятельности учащихся с использованием мультимедиа.

Интернет - демократическая среда, где каждый может разместить любую информацию. При организации учебного процесса в интегрированной информационной среде учащиеся в поисках дополнительного материала могут встретиться с информацией не совсем грамотной, бесполезной, а то и просто вредной для их душевного, психического здоровья. Вот почему постоянно необходимо работать над формированием критического мышления. При разработке рекомендаций к поиску дополнительных источников, преподавателю самому необходимо четко знать возможные трудности и опасности в информационном и психологическом плане. Перед учителем ставится задача не только отследить материал, но и правильно организовать его поиск и отбор. Все это требует, чтобы сам учитель был компетентен в вопросах использования Интернета, что предполагает постоянное самообразование, повышение квалификации.

Использование Интернета и мультимедиа технологий в работе учителя истории возможно по четырем основным направлениям.

Первое направление предполагает использование ИКТ на уроках истории и обществознания. Это способствует повышению интереса к изучению этих предметов. Происходит расширение образовательного пространства всех учащихся без исключения через привлечение новых источников информации, использование виртуальных образов, развитие умений и навыков работы с цифровыми носителями. Все это может повысить интерес к самому процессу обучения. Хорошо известно, что изучение истории, особенно новейшего времени (современной), требует развитого образного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы и резюмировать. К сожалению, многие ученики не владеют необходимыми мыслительными навыками для глубокого понимания исторических явлений и общественных процессов. В таких ситуациях на помощь приходят современные технические средства обучения - это персональный компьютер, мультимедиа проектор и Интернет. Их использование позволяет:

  • · совершать виртуальные экскурсии во времени и в пространстве;
  • · увидеть портреты исторических личностей, предметы материальной культуры определенных цивилизаций и многое другое;
  • · познакомиться с текстами исторических документов-первоисточников, для формирования умений анализа, сопоставления и выработки собственных выводов и умозаключений;
  • · из всего множества информации выбрать наиболее важную и в кратком виде представить ее в схемах, таблицах, графиках и диаграммах;
  • · применять либо в полном виде, либо элементы исследовательской и проектной деятельности, проблемного метода и других современных педагогических технологий;
  • · вовлечь в активную познавательную деятельность всех учащихся, которые будут учиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией;
  • · каждому ученику реализоваться и самоутвердиться в учебной деятельности.

Очень важно, чтобы у всех участников учебного процесса была возможность самовыражения, создания собственного продукта познавательной деятельности, что может быть как его собственной инициативой, так и предъявлением отчетной работы по предмету. Широкие возможности интернет - технологий позволяют учитывать личностные интересы каждого участника и строить процесс обучения с учетом его индивидуальных особенностей, психологических способностей каждого обучающегося. Работа в открытой среде предъявляет особые требования участникам не только в плане умений использования преимуществ информационных технологий, но и в плане соблюдения культуры коммуникации , предельно уважительного отношения друг к другу в Сети. Переход в открытую среду общения учителя с учеником (электронная почта, чат и др.) требует от учителя быть особо внимательным, соблюдать принципы опоры на положительные качества личности . Вместе с тем учащиеся, обладающие высоким уровнем мотивации работы в информационной среде, подготовлены для обучения, они могут строить свои образовательные маршруты, конструировать свои знания . Организуемые учителем обсуждения результатов образовательных путешествий, помогают убедиться ученику в правильности сделанных выводов, или понять свои ошибки в процессе рефлексии .

Таким образом, использование Интернета и мультимедиа технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала, усилить образовательные и воспитательные эффекты, поскольку дает учителю дополнительные возможности для построения индивидуальных образовательных траекторий и реализации дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению.

Второе направление позволяют учителю решать очень важную задачу - подготовку учащихся к экзамену в режиме ЕГЭ. Для этой цели можно использовать отсканированные готовые тесты, напечатанные в соответствующих изданиях, задания из демонстрационных версий и банка на сайте поддержки ЕГЭ (www.ege.edu.ru), а также CD из серии "Готовимся к ЕГЭ". Это может быть коллективная, индивидуальная, контрольная работа с комментариями учителя или без них как непосредственно на уроках, так и на элективных курсах. Каждый учащийся может установить такую программу дома, чтобы тренироваться в выполнении заданий ЕГЭ в свободное время. На сайтах поддержки ЕГЭ есть возможность интерактивного решения тестов с выставлением оценки по стобалльной и пятибалльной системе и анализом допущенных ошибок.

Третье направление использования Интернета и мультимедиа технологий - это внеурочная деятельность учащихся. Она занимает важное место в образовательном процессе, потому что помогает раскрытию в большей степени творческих способностей учащихся. Как известно, только в творческой деятельности ученик осознает свою значимость и максимально реализует свои личностные способности. Выготский Л.С. писал: "…жизнь раскрывается как система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения. Таким образом, каждая наша мысль, каждое наше движение и переживание является стремлением к созданию новой действительности, прорывом вперед к чему-то новому..." . Использование мультимедиа технологий во внеурочной деятельности позволяет сформировать историческое мышление и развить больший интерес к предмету через изучение истории своей семьи и малой родины (региональный компонент). Как сказал академик Д. Лихачев: "Любовь к Отечеству начинается с любви к своей малой родине" . Этот важный методологический прием познания от частного к общему вовлекает детей в интереснейший процесс исследования. Очень важно, что ребята не только видят результаты своей работы - это исследования, сетевые проекты, презентации, публикации, но и учатся их публично представлять как на очных, так и заочных конференциях, конкурсах, проектах.

Так формируется активная жизненная позиция учащихся, конкурентоспособность.

При организации учебной и внеурочной деятельности с применением информационных технологий важно учитывать санитарные правила и нормы (СанПиН 2.2.2.542-96), которые регламентируют возможности применения компьютеров в учебном процессе с учетом возрастных особенностей учащихся. Непрерывная длительность занятий непосредственно с компьютером не должна превышать - для учащихся 5-х классов - 15 минут, 6-7-х классов - 20 минут, 8-9-х классов - 25 минут, 10-11-х классов на первом часу учебных занятий 30 минут, на втором - 20 минут .

Четвертое направление - это деятельность, направленная на самих учителей, на самообразование и повышение квалификации.

Интернет, в данном случае, выступает как один из инструментов организации процесса непрерывного повышения квалификации учителей (выделено автором) на основе взаимодействия в сетевом педагогическом сообществе.

Сетевые сообщества или объединения учителей - это новая форма организации профессиональной деятельности в Сети, направленная на развитие и самосовершенствование всех участников, где поведение каждого выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. мультимедиа учитель самообразование квалификация

Для самообразования педагога очень важно общение с коллегами. Очень часто нам не хватает времени для этого. Сетевое сообщество учителей помогает в удобное время, имея доступ в Интернет, общаться с коллегами - единомышленниками в масштабе не только страны, но и мира. А это повышает уровень профессиональной культуры.

Формы сетевого взаимодействия могут быть различны.

  • · Мастер - класс.
  • · Педагогические семинары и конференции.
  • · Форумы и блоги. Каждое сообщество имеет свой форум, где педагоги могут обсуждать интересующие их проблемы, получать советы и консультации, делиться своими мыслями, находить единомышленников. Каждый учитель может создать свой блог, регулярно обновляемый журнал или дневник, состоящий из индивидуальных сообщений в обратнохронологическом порядке (новые записи раньше старых), в котором можно представить себя, свой опыт.
  • · Сетевые консультации - новая форма повышения квалификации, позволяющая заинтересованным учителям задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ в режиме он-лайн.
  • · Дистанционные курсы повышения квалификации .
  • · Интернет - конкурсы и фестивали.

Кроме этого еще есть интернет-диалоги, круглые столы, тренинги, возможность создания своего мини-сайта.

Таким образом, в результате использования учителем Интернета и мультимедиа технологий формируется новая информационная культура российского общества, которую должна составлять совокупность профессиональных, социальных и этических норм поведения человека в новой, высокоавтоматизированной информационной среде обитания людей в XXI веке.

Список литературы

  • 1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991
  • 2. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Консультирование на основе информационно-коммуникационных технологий как перспективное направление в дополнительном профессиональном педагогическом образовании // Информационно-коммуникационные технологии как образовательный ресурс /Сборник науч. трудов кафедры информационных технологий.- М.,2003.
  • 3. Лихачев Д. Заметки о русском. - М., 1984
  • 4. Роберт И.В. Теоретические основы развития информатизации образования в современных условиях информационного общества массовой глобальной коммуникации/ Информатика и образование. - 2008, № 5, №6
  • 5. Рудакова Д.Т., Владимирова Л.П. Методические вопросы организации и проведения учебных занятий в интегрированной информационной среде обучения. [Электронный ресурс] / Веб-сайт. - Режим доступа: www.ict.edu.ru/eor2008/files/467.doc
  • 6. Санитарные Правила и Нормы 1996г; СанПиН 2.2.2.542- 96

Музыкальный руководитель МБДОУ № 14 «Цветик-семицветик» г. Кольчугино, Владимирской области Бычкова В.В.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую. Музыка – источник особой детской радости, и применение на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. Чтобы решить основную задачу развития музыкального воспитания дошкольников, я использую в своей работе новые программы и технологии в различных видах музыкальной деятельности.

Выполнять эту задачу эффективно нам помогает метод интеграции деятельности участников образовательного процесса нашего дошкольного учреждения. Музыкальная деятельность носит не только творческий характер, но оказывает влияние на развитие всех сторон личности и сферу познавательного развития. В этом плане мне, музыкальному руководителю, отводиться особая роль. Поэтому цель моей работы – создание комфортных условий для творческого самовыражения и развития личности. Формирование у дошкольников способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, в музыке, приобщаться к художественной и творческой деятельности происходит именно во время музыкальной деятельности в детском саду. Для того, чтобы решить эту основную задачу, используются в работе новые программы и технологии. Изменение окружающей жизни диктует современным педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Интеграция в педагогической деятельности помогает сочетать традиционные формы организации образовательной деятельности в ДОУ и служит залогом успешного развития и результативного обучения дошкольников.

На таких занятиях царит общая творческая атмосфера. Дети и педагог становятся партнерами. Логичный, естественный переход от одного вида художественной деятельности к другому делает эти занятия очень динамичными и увлекательными для детей любого возраста. Постоянная смена деятельности не дает детям утомляться. В ходе интегрированныx занятий в творческий процесс включается собственное созидание ребенка, его творчество, продуктом которого являются рисунки, пластика движений, словесное творчество. При подборе содержания ориентируемся на ребенка, на то, что ему близко и дорого: мир природы, близкие люди, игры, русский фольклор и разные виды искусства. Новые программы по музыкальному воспитанию дают возможность научить детей слышать высокохудожественную музыку. Передавать ее характер в танцевальных и образных движениях, пантомиме, игре на музыкальных инструментах, в рисунках, используя сравнения музыкальных произведений со стихотворениями, репродукциями картин и др., то есть использовать интегрированный подход к организации занятий.

Метод проектирования, который я активно применяю в своей работе -современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.

Использование компьютера в дошкольном учреждении позволило мне значительно оживить совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Очень важно, что музыкальный руководитель, используя ИКТ, имеет дополнительную возможность передачи детям визуальной информации. Музыкальные занятия с применением ИКТ усиливают познавательный интерес дошкольников к музыке, активизируют детское внимание, так как появляются новые мотивы к усвоению предложенного материала. На таких занятиях дети более активны в совместном обсуждении музыкального произведения. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности.

Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые или создаю сама или нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, вызывают желание неоднократно слушать музыкальное произведение, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность, разнообразят впечатления детей.

Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Этот вид деятельности тоже предполагает использование новых информационных технологий. Так, условием хорошей дикции, выразительного пения является понимание смысла слов, музыкального образа песни, поэтому я создала электронные иллюстрации к различным песням, требующим пояснения к тексту.

Практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.

Внедряем в своем саду мы и здоровьесберегающие технологии. Музыкальное воспитание в нашем ДОУ параллельно решает и задачи сохранения укрепления здоровья детей.

Мы в детском саду используем такие виды оздоровления как:

  • дыхательная гимнастика;
  • артикуляционная гимнастика;
  • речь с движением или игры со словом

Использование данных инновационных технологий и методических форм на практике позволяет добиться следующих результатов:

  • удается создать на музыкальных занятиях, праздниках атмосферу радостного общения, приподнятого настроения и гармоничного самоощущения;
  • дети активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезают страх и неуверенность;
  • удается попасть в «тональность» актуального интереса детей, не приходится прибегать к принуждению;
  • дети усваивают элементарные музыкальные знания, развивают музыкально-творческие способности, познают себя и окружающий мир в процессе игрового, радостного и естественного общения с музыкой, без лишних «натаскиваний» и утомительных заучиваний; обучающие задачи осуществляются попутно, преобладающими выступают задачи воспитания и развития;
  • музыкальный руководитель находится в постоянном творческом поиске; процесс создания новых вариантов моделей и радостный детский отклик приносят удовольствие и ощущение «отдачи» .

Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

Между технологическим и методическим подходами к учебно-воспитательному процессу формально отсутствуют противоречия. Однако их оценка разными учеными осуществляется по-разному. Одни исследователи говорят о том, что методика воспитания - понятие более широкое, чем технология. Другие поддерживают обратную точку зрения. В частности, ученые рассматривают учебно-воспитательные технологии в широком смысле, включая в них и технику. Последняя, в свою очередь, предполагает овладение преподавателем определенными методиками. Рассмотрим далее, что собой представляют современные технологии воспитания. В статье будут рассмотрены их признаки, формы, особенности.

Педагогическая практика

В рамках методики изучаются средства и приемы взаимодействия преподавателя и детей. При этом они не выстраиваются по конкретному алгоритму, в определенной логической последовательности. Воспитательные педагогические технологии отличаются от методики нацеленностью на заданный диагностируемый результат. Вместе с этим они не сводятся к воспроизведению действий по точному алгоритму. Это обуславливается тем, что педагогическая практика предполагает творчество преподавателей и детей в определенных рамках. В соответствии с еще одним подходом к дифференциации этих явлений, методика рассматривается преимущественно как система деятельности специалиста. Воспитательные педагогические технологии, кроме этого, описывают и поведение детей. Методика отличается "мягким" рекомендательным характером. Технологии воспитательные более жестко иллюстрируют последовательность действий преподавателей и детей, отступление от которой может создать препятствия для достижения запланированных показателей. Методики в большей степени основываются на интуиции, личных качествах специалиста, существующих образовательных традициях. В этой связи их достаточно проблематично воспроизводить.

Технологии воспитательные: понятие

Определение можно рассматривать с различных сторон. В классическом виде технологии воспитательные представляют собой компоненты преподавательского мастерства, предусматривающие профессиональный, научно обоснованный выбор определенного операционного влияния специалиста на ребенка в рамках его взаимодействия с миром. Эти элементы деятельности позволяют сформировать у детей отношение к окружающему. Технологии воспитательные должны гармонично сочетать в себе свободу индивидуального проявления и социокультурные нормы. Эти преподавательские компоненты формируют определенную систему. Она способствует установлению таких взаимодействий между участниками процесса, при которых в ходе непосредственного контакта достигается запланированная цель. Она заключается в приобщении детей к культурным общечеловеческим ценностям.

Современные воспитательные технологии в деятельности классного руководителя

МБОУ «Красивская СОШ»

филиал «Сатинский»

Климонова Е.Д .


В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем.

Классное руководство – это не обязанность, а творчество каждого педагога.

«Чтобы воспитать человека во всех отношениях, нужно знать его во всех отношениях.»

К.Д.Ушинский.


Цель деятельности классного руководителя

Создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе;

  • создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося;
  • формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров.

Классному руководителю необходимо знать:

  • психолого – педагогические основы работы с детьми конкретного возраста;
  • быть информированным о новейших тенденциях,

способах и формах воспитательной деятельности;

  • владеть современными воспитательными технологиями;

Воспитательная технология

– совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств,

позволяющего достигать поставленные воспитательные цели.

Это один из способов воздействия на

процессы развития, обучения и воспитания ребенка.


Современные воспитательные

технологии:

Технология проектного обучения;

Личностно-ориентированная технология;

Технология здоровьесберегающая;

Технология учебной деловой игры;

Технология развития критического мышления;

Технология КТД И. П. Иванова;

Технология проведения учебных дискуссий;

Технология создания ситуации успеха;

Шоу-технологии;

Ситуативные технологии.


Здоровьесберегающие технологии

Это системный подход к обучению и воспитанию, направленный на сохранение здоровья обучающихся;

Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни

Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.

Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея.

Спортивный праздник «В здоровом теле – здоровый дух», классный час «Вредные привычки», «Нет наркотикам»)



Технология КТД

(коллективные творческие дела)

Направленность КТД – стремление к общению, к познавательной активности. Результатом КТД является позитивная активность обучающихся, причем не зрительская, а деятельностная.

Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант” акция « Чистая вода», «Сирень победы»)

Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг», «Никто не забыт, ничто не забыто.»)

Художественные КТД (пример; «Звездопад талантов», «Для милых дам», «День учителя»)

Спортивные КТД (пример: “Весёлые старты”)

Экологические КТД (пример: «Укрась живую елку», праздник «День птиц», «Зелёная планета», «День Земли»)





Личностно - ориентированная технология

Личностно-ориентированная технология предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, поэтому педагогическая деятельность по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

Стремление установить доверительные отношения, проявление внимания к настроению, желаниям, достижениям и неудачам ребят;

  • поощрение самостоятельности в выполнении общественных поручений, учитывая их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, интересы);
  • стремление разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков.

При организации совместных мероприятий учитываются желания друг друга, а учитель выступает в качестве доброжелательного участника;

«Волшебный стул» (ребёнок сидит на стуле, а дети называют все его достоинства), классный час «Приглашаем на чай»


Технология сотрудничества

Задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик. Вся работа проходит в команде, дети отвечают не только за себя, но и болеют за честь своей команды. Такая работа эффективна, т.к. дети чувствуют большую ответственность за результат работы..

Пример: «Мастерская Деда Мороза», акция «Кормушка»

Технология сотрудничества - задача каждого ученика состоит не только в том, чтобы сделать что-то вместе, а в том, чтобы познать что-то вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки, и при этом чтобы вся команда знала, чего достиг каждый ученик.



Воспитательные технологии имеют огромное значение в образовательной деятельности сегодня, но при выборе той или иной технологии педагог должен ориентироваться на индивидуальные особенности детей, специфику их восприятия окружающей действительности, уровень воспитанности.


Современные педагогические технологии в учреждениях дополнительного образования

Само это слово - «технология» происходит от греческих techno – это значит искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве.
Педагогическая технология – это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя.
Педагогические технологии дополнительного образования детей сориентированы на решение сложных психолого-педагогических задач: научить ребенка самостоятельно работать, общаться с детьми и взрослыми, прогнозировать и оценивать результаты своего труда, искать причины затруднений и уметь преодолевать их.
Среди педагогических технологий по сфере применения в образовательной области можно выделить следующие:
- универсальные – пригодные для преподавания почти любого предмета;
- ограниченные – пригодные для преподавания нескольких предметов;
- специфические - пригодные для преподавания одного – двух предметов.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой регламентации деятельности, гуманистические взаимоотношения участников добровольных объединений детей и взрослых, комфортность условий для творческого и индивидуального развития детей, адаптация их интересов к любой сфере человеческой жизни создают благоприятные условия для внедрения современных педагогических технологий в практику их деятельности.
В настоящее время в практике работы учреждений дополнительного образования детей используется ряд образовательных технологий.

1. Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.
Технология личностно-ориентированного развивающего обучения предполагает максимальное развитие (а не формирование заранее заданных) индивидуальных познавательных способностей ребенка на основе использования имеющегося у него опыта жизнедеятельности.
Принципиальным является то, что учреждение дополнительного образования не заставляет ребенка учиться, а создает условия для грамотного выбора каждым содержания изучаемого предмета и темпов его освоения. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого ребенка.
Подготовка учебного материала предусматривает учет индивидуальных особенностей и возможностей детей, а образовательный процесс направлен на «зону ближайшего развития» ученика.

2. Технология индивидуализации обучения.
Технология индивидуализации обучения (адаптивная) – такая технология обучения, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными (Инге Унт, В.Д. Шадриков).
Индивидуализация обучения – принципиальная характеристика дополнительного образования детей. Его главная цель – персонифицировать образовательную деятельность, придать ей личностный смысл.
Главным достоинством индивидуального обучения является то, что оно позволяет адаптировать содержание, методы, формы, темп обучения к индивидуальным особенностям каждого ученика, следить за его продвижением в обучении, вносить необходимую коррекцию. Это позволяет ученику работать экономно, контролировать свои затраты, что гарантирует успех в обучении.

3. Групповые технологии.
Групповые технологии предполагают организацию совместных действий, коммуникацию, общение, взаимопонимание, взаимопомощь, взаимокоррекцию.
Особенности групповой технологии заключаются в том, что учебная группа делится на подгруппы для решения и выполнения конкретных задач; задание выполняется таким образом, чтобы был виден вклад каждого ученика. Состав группы может меняться в зависимости от цели деятельности. Обучение осуществляется путем общения в динамических группах, когда каждый учит каждого. По мнению создателей технологии, основные принципы предложенной системы – самостоятельность и коллективизм (все учат каждого и каждый учит всех).
Во время групповой работы педагог выполняет различные функции: контролирует, отвечает на вопросы, регулирует споры, оказывает помощь.

4. Технология адаптивной системы обучения.
А.С. Границкой предложена Технология адаптивной системы обучения, центральное место в которой занимает работа в парах сменного состава, которая рассматривается как одна из форм организации устно-самостоятельной работы на занятии. Обучающая функция педагога сводится до минимума (до 10 минут), таким образом, время на самостоятельную работу детей максимально увеличивается. Работа в парах сменного состава позволяет развивать у обучаемых самостоятельность и коммуникативность.

5. Педагогика сотрудничества («проникающая технология»).
В дополнительном образовании широко используется Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, Л.В. Занков, И.П. Иванов, Е.Н. Ильин, Г К Селевко и др.), которая предполагает совместную развивающую деятельность взрослых и детей, скрепленную взаимопониманием, совместным анализом ее хода и результата. Два субъекта учебной деятельности (педагог и ребенок) действуют вместе, являются равноправными партнерами.
Концептуальные положения педагогики сотрудничества отражают важнейшие тенденции, по которым развиваются современные образовательные учреждения:
- превращение педагогики знания в педагогику развития личности;
- в центре всей образовательной системы – личность ребенка;
- гуманистическая ориентация образования;
- развитие творческих способностей и индивидуальности ребенка;
- сочетание индивидуального и коллективного подхода к образованию.
Новая трактовка индивидуализации обучения в педагогике сотрудничества заключается в том, чтобы в системе образования идти не от учебного предмета, а от ребенка к учебному предмету, учитывать и развивать его потенциальные возможности; учитывать способности детей и конструировать индивидуальные программы их развития.

6. Технология коллективной творческой деятельности.
Наиболее плодотворно в системе дополнительного образования применяется технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков, И.П. Иванов), в которой достижение творческого уровня является приоритетной целью. Технология предполагает такую организацию совместной деятельности детей и взрослых, при которой все члены коллектива участвуют в планировании, подготовке, осуществлении и анализе любого дела.
Задачи технологии:
- выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.);
- воспитание общественно-активной творческой личности, которое и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

7. Технология «ТРИЗ».
Как педагогику творчества рассматривают технологию «ТРИЗ» – Теорию Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).
Цель технологии – формирование мышления обучающихся, подготовка их к решению нестандартных задач в различных областях деятельности, обучение творческой деятельности.
Принципы технологии ТРИЗ:
- снятие психологического барьера перед неизвестными проблемами;
- гуманистический характер обучения;
- формирование нестандартного образа мышления;
- практико-ориентированное внедрение идей.
Технология ТРИЗ создавалась как стратегия мышления, позволяющая делать открытия каждому хорошо подготовленному специалисту. Автор технологии исходит из того, что творческими способностями наделен каждый (изобретать могут все).
Процесс изобретательской деятельности представляет собой основное содержание обучения.

8. Технология исследовательского (проблемного) обучения.
Технология исследовательского (проблемного) обучения, при которой организация занятий предполагает создание под руководством педагога проблемных ситуаций и активную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит овладение знаниями, умениями и навыками; образовательный процесс строится как поиск новых познавательных ориентиров. Ребенок самостоятельно постигает ведущие понятия и идеи, а не получает их от педагога в готовом виде.
Особенностью данного подхода является реализация идеи «обучение через открытие»: ребенок должен сам открыть явление, закон, закономерность, свойства, способ решения задачи, найти ответ на неизвестный ему вопрос. При этом он в своей деятельности может опираться на инструменты познания, строить гипотезы, проверять их и находить путь к верному решению.
Трудность управления проблемным обучением состоит в том, что возникновение проблемной ситуации – индивидуально, поэтому от педагога требуется использовать подход, способный вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

9. Коммуникативная технология обучения.
Характерной чертой большинства педагогических технологий является учебная дискуссия, вовлечение детей в которую связано с формированием коммуникативной культуры. С этой целью в дополнительном образовании применяется специальная коммуникативная технология обучения, то есть обучение на основе общения. Отношения между участниками образовательного процесса – педагогом и ребёнком – основаны на сотрудничестве и равноправии.
Главное в технологии – речевая направленность обучения через общение. Особенностью этого подхода является то, что ученик предстает на какое-то время автором точки зрения по обсуждаемому вопросу.
Примерами реализации такого подхода в системе дополнительного образования детей могут быть занятия, в содержание которых заложено противоречие, неоднозначность взгляда, неоднозначность решения. Но педагог заранее должен спроектировать способы вовлечения учащихся в общий разговор, продумать контраргументы для тезиса и антитезиса, знать желаемый результат обсуждения.
Очевидно, что усвоение способов учебных действий происходит не в процессе слушания педагога, а в процессе собственной свободной активной деятельности.

10. Технология программированного обучения.
Технология программированного обучения – предусматривает усвоение учебного материала, построив его как последовательную программу подачи и контроля порций информации.
Технология программированного обучения предполагает усвоение программированного учебного материала с помощью обучающих устройств (ПК, электронные учебники и др.). Главная особенность технологии заключается в том, что весь материал подается в строго алгоритмичном порядке сравнительно небольшими порциями.
Как разновидность программированного обучения возникли блочное и модульное обучение.
Блочное обучение осуществляется на основе гибкой программы и состоит из последовательно выполняемых блоков, гарантирующих усвоение определенной темы:
- информационный блок;
- тестово-информационный блок (проверка усвоенного);
- коррекционно-информационный блок;
- проблемный блок (решение задач на основе полученных знаний);
- блок проверки и коррекции.
Все темы повторяют вышеприведенную последовательность.
Модульное обучение (П. Ю. Цявиене, Трамп, М.Чошанов) – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Модуль представляет собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном, углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень. Сущность модульного обучения состоит в том, что обучающийся самостоятельно достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем.
Еще одним вариантом программированного обучения является технология полного усвоения знаний. Технология полного усвоения задает единый для всех обучающихся уровень овладения знаниями, но делает переменными для каждого время, методы и формы обучения.
В работе по этой системе главной особенностью является определение эталона полного усвоения для всего курса, который должен быть достигнут всеми учениками. Поэтому педагог составляет перечень конкретных результатов обучения, которые он хочет получить.

11. Информационно-коммуникационные технологии.
Новые информационные технологии (по Г.К. Селевко) – это технологии, использующие специальные технические информационные средства (ПК, аудио, кино, видео).
Новые информационные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров и телекоммуникаций.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих вариантах:
- как проникающая технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам или разделам);
- как основная (наиболее значимая из используемых в данной технологии частей);
- как монотехнология (когда все обучение опирается на применение компьютера).
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, досуговой (игровой) среды.

12. Технология проектного обучения.
Технология проектного обучения - технология, при которой не даются готовые знания, а используется технология защиты индивидуальных проектов. Проектное обучение является непрямым, и здесь ценен не только результат, но в большей мере сам процесс.
Проект – буквально это «брошенный вперед», то есть прототип, прообраз какого-либо объекта, вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Эффективность применения проектной деятельности в дополнительном образовании заключается в том, что:
- происходит развитие творческого мышления;
- качественно меняется роль педагога: устраняется его доминирующая роль в процессе присвоения знаний и опыта, ему приходится не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность;
- вводятся элементы исследовательской деятельности;
- формируются личностные качества обучающихся, которые развиваются лишь в деятельности и не могут быть усвоены вербально;
- происходит включение обучающихся в «добывание знаний» и их логическое применение.
Педагог превращается в куратора или консультанта.

13. Игровые технологии.
Игровые технологии (Пидкасистый П.И., Эльконин Д.Б.) обладают средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся. В их основу положена педагогическая игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Цели образования игровых технологий обширны:
-дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков;
-воспитательные: воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности;
-развивающие: развитие качеств и структур личности;
-социальные: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды.
Игровые технологии могут применяться педагогами в работе с учащимися различного возраста, от самых маленьких до старшеклассников и используются при организации занятий по всем направлениям деятельности, что помогает детям ощутить себя в реальной ситуации, подготовиться к принятию решения в жизни.

14. Интерактивные технологии.
Интерактивные технологии обучения – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и обучающегося, а также обучающихся друг с другом.
Суть интерактивного обучения состоит в том, что учебный процесс организован таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность высказываться по поводу того, что они знают и думают.
Интерактивная деятельность на занятиях предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, взаимодействию, к совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В условиях интерактивного занятия происходит обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Это помогает формировать участнику взаимодействия собственное мнение, отношение, отрабатывать навыки поведения в той или иной ситуации, создавать систему своих ценностей. Более того, поскольку знания не даются в готовом виде, активно стимулируется их самостоятельный поиск всеми участниками запланированного общения.

15. Здоровьесберегающие технологии.
Понятие «здоровьесберегающие технологии» появилось в педагогическом лексиконе в последние несколько лет и объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.
В дополнительном образовании используются три основных вида здоровьесберегающих технологий:
- санитарно-гигиенические;
- психолого-педагогические;
- физкультурно-оздоровительные.
Критерии санитарно-гигиенические – это не только личная гигиена, но и обстановка и гигиенические условия в кабинете, в спортивном или танцевальном зале.
К психолого-педагогическим критериям, прежде всего, относится психологический климат на занятии. Эмоциональный комфорт, доброжелательная обстановка повышают работоспособность, помогают раскрыть способности каждого ребенка, и это приводит в конечном итоге к хорошим результатам.
Физкультурно-оздоровительные критерии – организация занятия с учетом моментов оздоровления, от которых во многом зависят функциональное состояние обучающихся в процессе деятельности, возможность длительно поддерживать умственную и физическую работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

В заключение хочется ещё раз отметить, что все педагогические технологии, используемые в дополнительном образовании детей, направлены на то, чтобы:
- разбудить активность детей;
- вооружить их оптимальными способами осуществления деятельности;
- подвести эту деятельность к процессу творчества;
- опираться на самостоятельность, активность и общение детей.