Личность, которая повлияла на ход истории: примеры. Люди, изменившие ход мировой истории

Хотя не все так благостно в науке философии. Да и в исторической науке тоже. Со времен Платона философы и историки спорят меж собой о том, что первичнее – поступательное движение или личность, дающая в те или иные моменты неизбежный исторический пинок человечеству. Этот спор длится столетиями и, вероятнее всего, сможет разрешиться лишь тогда, когда человечество решит для себя другой не менее важный философской вопрос – о первичности материи: что было ранее курица или яйцо.

Столкновение теорий

Знакомые нам с детства детерминисты- Энгельс, Плеханов, Ленин и т.д., считали, что роль личности в истории безусловно важна, но никак не может быть влиятельнее общего исторического, эволюционного, законообразующего развития.

Персоналисты же – Бердяев, Шестов, Шелер и другие, напротив, уверены в том, что именно личность, и, что немаловажно, - пассионарная личность, пришедшая в этот мир, двигает вперед развитие истории. К какой бы из сторон пассионарий не принадлежал – добра или зла.

Если , то между теориями заключается вот в чем: одни считают, что отдельный может влиять на ход истории, но не в состоянии отменить ее поступательное движение, другие уверены, что поступательность исторического развития во многом зависит от отдельных личностей, живущих в тот или иной исторический период.

Одни считают, что все случается именно тогда, когда должно произойти, и не часом иль минутой ранее, не говоря уже о том, что под часом иль минутой они подразумевают века и тысячелетия. Даже если в истории случается некий казус – рождается личность, подгибающая под себя поступательный исторический процесс и задающая ему небывалое ускорение, как, например, Александр Македонский, то со смертью этой личности все и заканчивается. И даже более того: общество резко откатывается назад, и вместо прогресса наступает регресс, словно история иль сам Бог самоустраняются и берут кратковременный отпуск.

Другие уверены в том, что только уникальная Личность дает человечеству возможность прогрессировать и прогресс тем стремительнее, чем больше масштаб этой личности.

Личности, давшие истории пинок

Казалось бы, доказательства бесспорны. Действительно, со смертью Македонского созданная им империя развалилась на куски, а некоторые до того вполне себе безбедно процветающие государства пришли в упадок. Народы, населявшие их, растворились где-то в неизвестности. Как, например, побежденное Александром Хорезмийское государство под правлением Ахеменидов - по легенде потомков Атлантиды. Так, после Александра исчезли последние прекрасные атланты. И не только они. С его смертью исчезло и то, что мы называем Древней Грецией. Но! Нельзя отрицать и того, что созданное им задало некий импульс для последующих поколений, для тех, кто рождался после него. Открытая им Азия для Запада и Запад для Азии дали толчок нескончаемого в веках человеческого броуновского движения.

На самом деле, среди множества действительно , оставивших свой след в истории человечества, пожалуй, не так уж и много тех, кого можно поставить в ряд вслед за Александром Македонским.

Возможно их всего чуть более десятка: Архимед и Леонардо Да Винчи, Ленин, Гитлер и Сталин, Ганди, Гавел и Голда Меир, Эйнштейн и Джобс. Список может быть различным – большим иль даже меньшим. Но неоспоримо то, что эти личности смогли изменить мир.

Видео по теме

Связанная статья

Что означает слово "пассионарность"?

Кто играет в кино? «Актеры», - скажете вы и будете абсолютно правы. Однако не всегда в фильмах играют только профессиональные актеры. В кинолентах могут появляться и представители других профессий, причем не менее знаменитые, нежели самые известные актеры. Вы и сами можете без труда вспомнить множество подобных примеров. Этот прием называется камео.

Камео и его разновидности

Камео (от английского cameo - эпизодический) появление известной персоны в , театральной постановке или, например, в видеоигре. Как следует из названия, эта роль чаще всего эпизодическая. Приглашенные звезды могут играть и обычных персонажей, и самих себя.

Камео является художественным приемом, использующимся многими режиссерами. Этим же словом сами роли.

Сам термин «камео» придумал продюсер Майкл Тодд.

Популярно режиссерское камео. Многие режиссеры любят снимать самих себя в своих фильмах. Так что не стоит удивляться, если вы на очередной премьере, например, Квентина Тарантино вдруг увидите в кадре знакомое лицо режиссера. Это будет значить, что вы увидели очередное камео.

Не менее часто в фильмов и сериалов появляются , нередко в роли самих себя. Как отличить это от простой эпизодической роли? Тут важно иметь в виду масштаб личности. Если актер давно известен и снялся во множестве известных фильмов, то его эпизодическое появление, особенно не в самой масштабной киноленте, следует воспринимать именно как камео.

Не релко сняться в эпизодах приглашают разных : спортсменов, телеведущих, политиков и пр. Достаточно вспомнить, например, фильмы «Брат» и «Брат-2». В этой знаменитой дилогии зрители увидели в роли самих себя множество известных людей - от Вячеслава Бутусова до Ирины Салтыковой и Валдиса Пельша.

История камео

Основоположником камео стал знаменитый кинорежиссер Альфред Хичкок, который сам снялся более чем в 30 кинофильмах. Камео стали его фирменным авторским стилем. Примеру классика последовали многие его коллеги, хотя само слово еще даже не появилось в обиходе.

Первым фильмом, в отношении которого заговорили о камео, стала лента 1956 года «Вокруг света за 80 дней». Это была экранизация романа Жюля Верна, в которой насчитали появление целых 44 знаменитостей, в том числе Фрэнка Синатры и Марлен Дитрих.

Камео не всегда указываются в титрах, а знаменитости нередко снимаются бесплатно.
Постепенно камео стало очень популярным приемом. Его использованием сейчас уже никого не удивишь. Трудно найти знаменитость, которая не в каких-нибудь эпизодических . Даже некоторые руководители государств (например, бывший президент США Билл Клинтон) в свое время были замечены в кадрах кинофильмов.

Источники:

  • Камео в российском кинематографе в 2019

«Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя», - утверждал небезызвестный Ульянов-Ленин. Действительно, в отличие от животных, чья жизнь и поведение обусловлено прежде всего инстинктами, человек с малых лет должен осознанно овладеть навыками, необходимыми для полноценной жизни в обществе, руководствоваться не только своими желаниями, интересами, но и желаниями и интересами других людей. Этот процесс называется социализацией, и очень большую роль в ней играет семья.

Какие навыки, полученные в семье, влияют на социализацию

Как только ребенок достигает возраста, когда он начинает понимать слова родителей, его начинают учить правилам поведения; объяснять, что допустимо, а что нет; как можно себя вести в обществе, а как не стоит; когда следует проявить характер, а где лучше промолчать. С течением времени ребенка обучают навыкам самообслуживания (учат принимать пищу самостоятельно, ухаживать за собой), прививают ему систему ценностей, принятых в этой конкретной семье, рассказывают о его предках, о стране, гражданином которой он является, о славных и печальных страницах ее истории, сложившихся традициях. Взаимоотношения между родителями, атмосфера, царящая в семье, стиль воспитания - все это напрямую действует на ребенка, формируя особенности его характера и поведения. Тем самым, в семье закладываются основы мировоззрения человеческой личности, его способности общаться с другими людьми.

Насколько успешно пройдет социализация в семье, к каким результатам она приведет, зависти от очень многих факторов. Это состав семьи, характер внутрисемейных отношений, степень авторитета каждого из родителей, их взгляды, мировоззрение, привычки, уровень образованности и т.д. Понятно, что при благополучной, доброжелательной обстановке в семье, члены которой уважают друга, а также при правильном подходе к воспитанию ребенка (сочетание любви и заботы с разумной требовательностью, приобщение к посильному труду по дому), шансы на успешную социализацию ребенка весьма высоки. Напротив, в атмосфере постоянных ссор, скандалов между родителями, а также при неправильном подходе к воспитанию детей (чрезмерная строгость или, напротив, чрезмерное потакание во всем), социализация вряд ли пройдет, как надо.

Кто, кроме семьи, может влиять на социализацию

По мере взросления ребенка на формирование его личности, помимо семьи, оказывают влияние люди, входящие в его круг общения (родственники, друзья), воспитатели в дошкольных учреждениях, педагоги в школах. В подростковом возрасте большую роль начинает играть компания сверстников. Тем не менее основы человеческой личности формируются именно в семье, поэтому ее влияние наиболее значимо. Постарайтесь не ругаться при ребенке, будьте вежливыми, уважайте друг друга, не нужно слишком ограничивать ребенка в свободе. И тогда ваш малыш будет подготовлен к взрослой жизни.

Каковы были взгляды древних ученых на природу сознании

О том, что такое сознание, чем оно обусловлено и что может на него влиять, издревле велись жаркие споры. Сначала в них участвовали только философы и богословы, затем, по мере развития науки, ученые разных специальностей – например, биологи, физиологи, психологи. По сей день нет четких, общепринятых критериев, что же понимать под сознанием и как оно возникает.

Знаменитый древнегреческий философ Платон считал, что сознание каждого человека обусловлено существованием бессмертной души. После того как жизнь заканчивается, душа покидает тело и возвращается в свой высший, непознанный «мир идей», который неизмеримо более развит, чем тот материальный мир, где существуют люди, животные и неодушевленные объекты природы. То есть философ Платон фактически был одним из основоположников популярного философского учения, впоследствии названного дуализмом.

Этот термин, подразумевающий двойственность сознания и физических объектов, был официально введен в обиход много столетий спустя известным французским ученым Рене Декартом, жившим в первой половине XVII века. Ему же приписывается популярное выражение «Мыслю – значит, существую». Основой философских рассуждений Декарта о природе сознания являлся постулат, что человек – это некая мыслящая субстанция, которая может усомниться в чем угодно, даже в существовании окружающего мира, кроме собственного сознания. То есть природа сознания лежит вне области законов материального мира. Знаменитый немецкий философ Гегель рассматривал сознание, прежде всего, как способность индивида соотносить свою личность с окружающим миром.

Что думали о природе сознания ученые-материалисты

Термин «материализм» был официально введен лишь в начале XVIII века знаменитым немецким ученым Готфридом Вильгельмом Лейбницем. Но приверженцы этого философского учения, согласно которому сознание – это всего лишь продукт деятельности человеческого организма (прежде всего, его головного мозга), были известны с древних времен. А поскольку человеческий организм – это живая материя, то и сознание материально. Наиболее известными приверженцами материализма в XIX– XX вв. являлись Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ульянов-Ленин. Несмотря на колоссальные достижения науки, точного толкования природе сознания до сих пор не дано.

Видео по теме

Политиков, философов, историков, социологов во все времена и во всем цивилизованном мире интересовала проблема: «роль личности в истории». В недавнем советском прошлом превалировал марксистско-ленинский подход: главной общества являются люди, трудящиеся массы. Именно они формируют общество, классы. Народ создаёт историю и выдвигает из своей среды героев.

С эти трудно спорить, но можно иначе расставить акценты. Обществу, чтобы осознать

Значимые цели в своем развитии, просто необходимы пассионарии (об этом чуть позже), лидеры, вожди, способные раньше, глубже и полнее других предугадать ход общественного развития, понять цели, обозначить ориентиры и увлечь за собой единомышленников.

Один из первых российских марксистов Г.В. Плеханов утверждал, что вождь велик «тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени, возникшим под влиянием общих и особенных причин».

Какими же критериями руководствоваться, определяя роль личности в судит по тому,

а) насколько значимые идеи для общества генерирует эта личность,

б) какими организаторскими способностями она обладает и насколько умеет мобилизовать массы на решение общенациональных проектов,

в) какого результата достигнет общество под руководством данного лидера.

Убедительнее всего судить роль личности в истории России. В.И.Ленин возглавлял государство не более 7 лет, но оставил значимый след. Сегодня он оценивается со знаком плюс и со знаком минус. Но никто не сможет отрицать, что эта личность вошла в историю России и всего мира, повлияв на судьбы нескольких поколений. Оценка деятельности И.В. Сталина прошла все этапы - от преклонения, а затем многолетнего молчания - к решительному осуждению и отрицанию всей его деятельности и снова к поиску рационального в действиях «вождя

всех времён и народов». В последние годы жизни Л.И. Брежнева только ленивый не подтрунивал над «вождем», а по прошествии десятилетий выяснилось, что время его правления оказалось золотой серединой для Советского Союза, только последующие горе-реформаторы не только не смогли преумножить достижения, но и растранжирили созданный за послевоенные десятилетия потенциал. И сегодня оценка его деятельности вновь претерпевает изменения. Представляется, что такой же значимой фигурой станет когда-то и личность М.С. Горбачева. Он бы уже сейчас стал общенациональным героем и признанным мировым авторитетом, если бы задуманная им и его командой « перестройка 1985-1991 г. г» не оказалась столь провальной. Вспоминаем, как много «ельцинистов» было в стране в девяностые годы, пока не стало очевидно, что этот «демократический лидер» вместе со своей командой сдает Россию, оказавшись под колпаком американской администрации. Наверное, жизнь еще внесет поправки, многое скрыто от глаз современников, но и опубликовано немало. Имеющий уши да услышит.

Но сегодня хорошо бы обратиться к Льва Николаевича Гумилева. В пассионарной теории этногенеза люди энергоизбыточного типа — это те граждане, которые обладают врожденной способностью получать из внешней среды больше энергии, чем это требуется только для видового и личного самосохранения. Они могут выдавать эту энергию в качестве целенаправленной деятельности, которая ставит целью видоизменение окружающей их среды. Свидетельствует о повышенной пассионарности характеристика и его психика.

Роль личности в истории в определенных условиях становится для них двигателем

Благодаря такому качеству как целеустремленность. В этих случаях пассионарии стремятся изменить окружающее пространство в соответствии с принятыми ими этническими ценностями. Все свои поступки и действия такой человек соизмеряет с которые исходят из этнических ценностей.

Роль личности в истории у таких людей заключается в том, что они являются людьми нового мышления в популяции. Они не боятся сломать старый уклад жизни. Они способны стать и становятся главенствующим звеном новых этносов. Пассионарии выдвигают, развивают и внедряют новшества.

Наверное, среди современников тоже найдется немало трибунов. По этическим соображениям не станем называть ныне живущих. Но вот перед глазами встает портрет вождя Венесуэлы о котором ещё при жизни писали, что это надежда прогрессивного человечества. Российские космонавты, выдающиеся спортсмены, ученые, исследователи - они потому и герои, что не нуждаются в возвеличивании, а просто делают дело. История определит их роль. А она - дама справедливая, только с отложенным в будущие поколения результатом.

Текст из ЕГЭ

(1) История не безлика. (2) На её страницах высечено немало имён, память о которых переживает века, десятилетия. (З)Это — имена героев. (4) Во все времена люди почитали героев. (5) Они были национальной гордостью народов, о них передавались из поколения в поколение предания, складывались легенды. (б)Тысячи и тысячи фолиантов на множестве языков мира живописуют дела, свершения героических личностей. (7) Именами героев названы улицы и площади, им посвящаются экспозиции в музеях, о них поют песни и слагают стихи. (8) При поверхностном рассмотрении может сложиться впечатление, что только великие люди — герои истории — вершат её дела. (9) На протяжении столетий этот взгляд на роль выдающихся личностей, героев среди толпы, был господствующим. (10) Такие воззрения на роль героев в человеческой истории «обосновывались» и теоретически. (11) Английский мыслитель Томас Карлейль в книге «Герои, культ героев и героическое в истории» утверждал, что всемирная история есть, в сущности, история великих людей. (12) По его мнению, тот герой, который обладает чертами жестокости, беспощадной властности и решимости применить силу, способен играть мессианскую роль в истории.

(13) Русский социолог Николай Михайловский в своей работе «Герой и толпа» писал, что герой — главный творец истории. (14) Современная жизнь, утверждал он, опустошает сознание людей и парализует их волю, в результате чего массы превращаются в «толпу». (15) И только «герой» способен поднять и увлечь её на подвиг или преступление.

(16)Подобные взгляды, выражающие суть теорий «элит», «лидеров», в закамуфлированной форме утверждают историческую обусловленность власти избранного меньшинства, необходимость «сильной руки» у тех, кто находится на вершине пирамиды власти.

(17) Г.В. Плеханов, остроумно высмеивая эту теорию, писал, что для народников массы представляют собой бесконечный ряд нулей. (18) Превратить эту цепь нулей в положительную величину может лишь единица — герой, встав во главе безликого ряда. «(19)Великий человек, -писал Г.В. Плеханов в работе «К вопросу о роли личности в истории», -велик… тем, что у него есть особенности, делающие его наиболее способным для служения великим общественным нуждам своего времени… (20) Великий человек является именно начинателем, потому что он видит дальше других и хочет сильнее других. (21) Он решает научные задачи, поставленные на очередь предыдущим ходом умственного развития общества; он указывает новые общественные нужды, созданные предыдущим развитием общественных отношений; он берёт на себя удовлетворение этих нужд. (22) Он — герой. (23) Не в том смысле герой, что он будто бы может остановить или изменить естественный ход вещей, а в том, что его деятельность является сознательным и свободным выражением этого необходимого и бессознательного хода». (24) Выдающиеся личности, герои появляются тогда, когда в них нуждаются люди. (25) Если действия этих личностей совпадают с основными прогрессивными тенденциями общественного развития, интересами передовых классов, их роль бывает исключительно велика.

(По Д.А. Волкогонову)

Вступление

История свершается взаимодействием огромных масс людей. Но во главе событий всегда стоит кто-то руководящий процессом или тот, кто смог повернуть происходящее в другое русло, переломить ход истории.

Проблема

Кто эти люди? Каково их значение для общества и истории? Может ли оказать влияние один человек на течение исторических событий? О роли личности в истории размышляет В.А. Волкогонов в своем тексте, сопоставляя точки зрения по этому вопросу различных философов.

Комментарий

Герои стоят во главе истории, они оставляют память о себе на все времена, их почитают, ими восхищаются, составляют легенды и предания о них. Их именами называют улицы, им посвящают экспозиции, пишут во славу им стихи и песни.

К примеру, Томас Каргейль – англичанин, уверял, что во главе истории стоят именно великие люди. Они, даже наделенные чертами жестокости и беспрекословности, для общества становятся спасителями.

Другой мыслитель, Николай Михайловский также утверждает главенствующую роль героя в истории. Простой человек в наше время настолько обезличен и парализован, что не способен повлиять на историю, он просто не думает об этом. Толпа не способна идти вперед сама, только герой способен направить ее на нужный путь.

Г.В. Плеханов представляет иную точку зрения. По его мнению, историческим вершителем может стать любой человек, способный заглядывать далеко в будущее, желающий перемен больше всех. Он – начинатель, решающий задачи, поставленные предыдущими поколениями. Он обязуется удовлетворить нужды своего народа.

Авторская позиция

Волкогонову близка позиция Плеханова. Он разделяет мысль о том, что герой – видит дальше других, все его действия выражают решительный ход истории.

Своя позиция

Позиция Волкогонова близка мне и понятна. Действительно, герой – это не только представитель высшего общества, обладающий властью. В первую очередь, это человек, понимающий нужды своего народа, борющийся за его благополучие.

Аргумент №1

Вспоминая классику, находим подтверждение этому. Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» изображает ход истории на протяжении десятилетий, и одной из основных тем романа является роль личности в истории. В произведении представлены образы императоров и полководцев – Наполеона, Александра Первого, Кутузова. Кто из них действительно герой, направляющий ход истории?

Толстой считает, что истинный герой отражает интересы народа, следует народной морали. Александр Первый вообще не понимает нужд народа, не знает того, что важно для его народа и страны в данный момент. Наполеон настолько тщеславен и честолюбив, что вообще не понимает, на что толкает свои войска. Истинным предводителем и вершителем истории Толстому представляется Кутузов, потому что он стремится к воплощению интересов целого народа. Он становится выразителем народной души и воплощением патриотизма.

Аргумент №2

Проблема роли личности в истории поднимается Ф.М. Достоевским в романе «Преступление и наказание». Истинная причина поступков Раскольникова – убийство старухи-процентщицы и ее слабоумной беременной сестры – проверка действенности собственной теории. Раскольников делил людей на два типа: «право имеющие» и «твари дрожащие».

Первые творят историю посредством преступления закона, вторые – послушно следуют воле первых. Наполеон, Магомет и многие другие лидеры проливали кровь, были преступниками. Именно они, по мнению Родиона, двигают ход истории, направляют человечество вперед.

Но теория Раскольникова оказалась ложной. Она не подтвердилась. Выше всех остальных по силе духа оказалась маленькая девушка, униженная и оскорбленная, Соня Мармеладова. Да и сам Раскольников, проверяя действенность теории, подверг себя невероятным мучениям.

Заключение

Проблема роли личности в истории многогранна и сложна. Она актуальна и в нашей современной жизни, когда мир находится в подвешенном состоянии, когда приближенные к власти люди готовы применять любые средства для достижения своих целей.

Проблемы, связанные с ролью народных масс и личности в истории входят в предмет социальной философии.

Перед философами, пытавшимися понять, осмыслить процесс всœемирной истории или истории отдельных стран и народов, вставал вопрос: что является движущей силой истории, что вызывает и обусловливает ход и исход исторических событий, подъём или упадок в жизни народов, войны, восстания, революции и другие народные движения? во главе всœех сколько-нибудь значительных событий стоят те или иные исторические деятели. Это люди с разными характерами: с огромной волей и целœеустремлённостью или безвольные; проницательные, дальновидные или, наоборот. Эти исторические деятели, личности оказывают большее или меньшее влияние на ход, а иногда и на исход событий. Не являются ли эти исторические деятели - цезари, короли, цари, политические вожди, полководцы, идеологи - истинными вдохновителями, двигателями, ʼʼвиновникамиʼʼ исторических событий, главными творцами истории? Создание Русского государства реакционная историография приписывает варяжским князьям, объединœение княжеств вокруг Москвы, собирание Руси - Ивану Калите, а превращение Руси в могущественное централизованное государство объясняет деятельностью Ивана Грозного и Петра Первого. Английскую революцию XVII века буржуазные и дворянские историки объясняют влиянием личности Кромвеля.

Всемирная история - результат деятельности великих или выдающихся вождей - вот вывод, который был сделан историками, философами, политическими деятелями на базе о рассмотрения исторических событий. (идеализм). марксистский взгляд, ни в какой мере не умаляя роль личности, видит первенство общества, общественных отношений над личностью.

Разумеется, роль личности велика в силу особого места и особой функции, которую она призвана выполнять.

В общей форме исторические личности определяются так: это личности, вознесенные силой обстоятельств и личными качествами на пьедестал истории .

Вопрос о роли личности в истории уходит своими корнями в древность. Уже античные ученые положили начало традиции, в соответствии с которой личность и общество рассматриваются в тесной взаимосвязи. Но наиболее плодотворная эпоха в решении вопроса о выдающейся личности была открыта немецким классическим идеализмом. По Гегелю, важнейший отличительный признак выдающегося деятеля - цель, которая содержит такое всœеобщее, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ составляет основу в существовании народа или государства. Именно великие люди лучше всœего понимают суть дела, а всœе другие люди лишь усваивают это их понимание и одобряют его или, по крайней мере, примиряются с ним. Все другие люди идут за этими духовными руководителями из-за того, что чувствуют непреодолимую силу их внутреннего духа. Люди становятся великими постольку, поскольку они хотят и осуществляют великое, и притом не воображаемое и мнимое, а справедливое и крайне важно е.

Гегелœевская концепция оказала большое влияние на интерпретацию вопросов о субъектах истории многих философских учений, в т.ч. и на марксистскую концепцию. Марксисты исходят из положения о решающей роли народных масс в истории, подчеркивая при этом возможность личности влиять на ход исторического процесса. марксизм снимает крайности тех историко-философских позиций, которые чрезмерно акцентировали внимание либо на роли народных масс, либо отдельных личностей в историческом развитии общества. Роли народа и личности в истории анализируются в неразрывной связи.

Всемирно-историческими личностями Г. Гегель называл тех немногих выдающихся людей, личные интересы которых содержат в себе субстанциональный элемент, составляющий волю Мирового духа или Разум истории. Οʜᴎ являются не только практическими и политическими деятелями, но и мыслящими людьми, духовными руководителями, понимающими, что нужно и что своевременно, и ведущими за собой других, массу. Эти люди, пусть интуитивно, но чувствуют, понимают историческую крайне важно сть и потому, казалось бы, должны быть в данном смысле свободными в своих действиях и поступках. Но трагедия всœемирно-исторических личностей состоит в том, что “они не принадлежат самим себе, что они, как и рядовые индивиды, суть только орудия Мирового духа, хотя и великое орудие.ʼʼ

Изучая жизнь и действия исторических личностей, писал Н. Макиавелли, что счастье не дало им ничего, кроме случая, доставившего в их руки материал, которому они могли дать формы согласно своим целям и принципам. Необходимо было, чтобы Моисей нашел народ Израилев в Египте томящимся в рабстве и угнетении, чтобы желание выйти из такого невыносимого положения побудило следовать за ним. А для того чтобы Ромул стал основателœем и царем Рима, было крайне важно, чтобы он при самом своем рождении" был всœеми покинут и удален из Альбы. Действительно, начало славы всœех этих великих людей было порождено случаем, но каждый из них только силой своих дарований сумел придать великое значение этим случаям и воспользоваться ими для славы и счастия вверенных им народов”.

И.В. Гете: Наполеон, не только гениальная историческая личность, гениальный полководец и император, но прежде всœего гений “политической продуктивности”, ᴛ.ᴇ. деятель, беспримерный успех и удачливость которого, “божественное просветление” вытекали из гармонии между направлением его личной деятельности и интересами миллионов людей, для которых он сумел найти дела, совпадающие с их собственными стремлениями.

История вершится людьми в соответствии с объективными законами. Народ, по словам И.А. Ильина, есть великое раздельное и рассеянное множество. А между тем его сила, энергия его бытия и самоутверждения требуют единства - единого центра, лица, выдающейся умом и опытом персоны, выражающей правовую волю и государственный дух народа.

Историческую личность крайне важно оценивать с точки зрения того, как она выполняет задачи, возложенные на нее историей. Прогрессивная личность ускоряет ход событий. Величина и характер ускорения зависят от общественных условий, в которых протекает деятельность данной личности.

Сам факт выдвижения на роль исторической личности именно данного человека- это случайность. Необходимость же этого выдвижения определяется исторически сложившейся потребностью общества в том, чтобы главенствующее место заняла личность именно такого рода. То, что именно данный человек рождается в данной стране, в определœенное время, - чистая случайность.

В процессе исторической деятельности с особой остротой и выпуклостью выявляются и сильные, и слабые стороны личности. И то и другое приобретает порой огромный социальный смысл и оказывает влияние на судьбы нации, народа, а порой даже и человечества.

Поскольку в истории решающим и определяющим началом является не индивид, а народ, личности всœегда зависят от народа.

Деятельность политического вождя предполагает способность глубокого теоретического обобщения внутренней и международной обстановка общественной практики, достижений науки и культуры в целом, умение сохранять простоту и ясность мысли в невероятно сложных условиях социальной действительности и исполнять намеченные планы, программу. Мудрый государственный деятель умеет зорко следить не только за общей линией развития событий, но и за многими частными “мелочами” - одновременно видеть и лес, и деревья. Он должен вовремя заметить изменение в соотношении социальных сил, прежде других понять, какой путь крайне важно избрать, как назревшую историческую возможность превратить в действительность.

Огромный вклад в развитие исторического процесса вносят гениальные и исключительно талантливые личности, творившие и творящие духовные ценности в сфере науки, техники, философии, литературы, искусства, религиозной мысли и дела: имена Гераклита и Демокрита͵ Платона и Аристотеля, Леонардо да Винчи и Рафаэля, Ньютона, Ломоносова, Менделœеева и Эйнштейна, Гете, Пушкина и Лермонтова, Достоевского и Толстого, Чайковского и др.
Размещено на реф.рф
Их творчество оставило глубочайший след в истории мировой культуры.

Г. В. Плеханов писал о двух условиях, наличие которых позволяет выдающейся личности оказывать большое влияние на общественно-политическое, научно-техническое и художественное развитие общества.

В первую очередь, талант должен сделать данного человека более других соответствующим общественным потребностям данной эпохи,

Во-вторых, существующий общественный строй не должен преграждать дорогу личности с ее способностями. В случае если бы старые, феодальные порядки во Франции продержались лишних семьдесят лет, то тогда не могли бы проявиться военные таланты у целой группы людей во главе с Наполеоном, некоторые из которых были в прошлом актерами, парикмахерами, юристами. Когда та или иная выдающаяся личность оказывается на авансцене исторических событий, зачастую она заслоняет собой не только другие личности, но и те массовые общественные силы, которые ее выдвинули и поддерживают, благодаря которым и во имя которых она может вершить свои дела. Так рождается "культ личности".

Харизматическая историческая личность - духовно одаренную личность, которая воспринимается и оценивается окружающими как необычная, порой даже сверхъестественная (божественного происхождения) по силе постижения и воздействия на людей, недоступная обычному человеку. Носители харизмы - это герои, созидатели, реформаторы, выступающие либо как провозвестники божественной воли, либо как носители идеи особо высокого разума, либо как гении, идущие наперекор обычному порядку вещей.

Ш. де Голль: во власти лидера должен быть элемент загадочности: лидер должен быть понятен не до конца, отсюда и таинственность, и вера.

Вебер: харизматическая власть вождя основана на безграничном и безоговорочном, притом радостном подчинœении и поддерживается прежде всœего верой в избранность, харизматичность властителя.

От руководителя государства зависит очень многое, но, разумеется, далеко не всœе. Многое зависит от того, какое общество его избрало, какие силы его вынесли на уровень главы государства. Народ - это не однородная и неодинаково образованная сила, и от того, какие группы населœения оказались в большинстве на выборах, с какой мерой понимания они осуществили свой гражданский долг, может зависеть судьба страны. Можно лишь сказать: каков народ, такова и избранная им личность.

Роль личности в истории. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Роль личности в истории." 2017, 2018.

История представляет собой сложный процесс взаимодействия огромного количества людей в какое-то историческое время на определенном географическом пространстве . Поэтому история - это не безликий процесс, а сложное и противоречивое явление, участие в котором принимают не только большие массы людей, но и отдельные выдающиеся личности, оказавшие влияние на ход истории, благодаря своей яркости и индивидуальности.

Исходя из этого, одним из важнейших аспектов изучения истории является раскрытие роли личности, ее характера и влияния на ход исторического процесса. Проблема роли личности в истории раскрывается в работах французских социологов XIX века Г. Лебона и Г. Тарда.

Оба исследователя изучали психологию масс и сущность лидера в толпе. Согласно Г. Лебону, толпы не способны к интеллектуальному творчеству, к исторической инициативе, то есть не являются движущей силой истории. Отсюда, делался вывод о том, что толпой руководят определенные личности - вожди, религиозные деятели, политики, которые стоят у истоков исторических перемен.

Оба социолога признавали существование руководителя толпы, но в отличие от Г. Лебона, у Г. Тарда роль вождя более значима. Если у первого вождь обладает сильной волей, смелостью и низкими интеллектуальными способностями, то по Г. Тарду вождь способен на оригинальные и экстраординарные поступки, которые привлекут к нему толпу. Лидер есть изобретатель, над которым властвует идея, дающая ему превосходство над остальными. Г. Лебон говорит о том, что главным видом влияния лидера является обаяние, а Г. Тард при этом выделяет четыре вида влияния: железная воля; орлиная острота взора и сильная вера; могучее воображение и неукротимая гордость. Общее, что объединяет эти теории, заключается в понимании того, что вождь воздействует на толпы и наиболее характерной чертой вождя является «безумство веры».

Таким образом, вождь - хозяин толпы, а хозяин хозяина - это безумная вера в некую фантастическую идею. Продолжателем идей Г. Тарда в вопросе о роли личности в истории являлся Н. К. Михайловский. В своей работе «Герои и толпа» он формулирует новую теорию и показывает, что под личностью можно понимать любую личность, которая волей случая оказалась в определенной ситуации во главе массы. Смысл идей Н.К. Михайловского состоит в том, что личность вне зависимости от ее качеств в определенные моменты может резко усилить своими эмоциональными или иными действиями толпу, отчего все действия приобретает особую силу.

Словом, роль личности зависит от того, насколько ее психологическое воздействие усиливается восприятием масс. Из идеи теории героев и толпы Н.К. Михайловского исходили работы Н.И. Кареева по проблеме взаимодействия личности и социальной среды. Их отношения характеризовались социологом в известном смысле как противоборство, в котором личность стремилась к самоопределению, а среда - к ее ассимиляции. Личности, по Н.И. Карееву, являются творцами культуры, и, если бы человек зависел только от среды, люди никогда не смогли бы выбиться из заколдованного круга раз установившихся привычек и традиций .

Величие выдающейся личности, указывал социолог, заключается, прежде всего, в том, что она понимает, как двигать массы в нужном направлении, придавать необходимое ускорение и силу их действиям. Он утверждал, что преимущественно двигают общество «личности, которые создают и распространяют новые идеи и комбинируют силы общества для движения», выражая назревшие потребности. Итак, личности управляют обществом, а значит, оказывают влияние на ход исторического процесса. По Г. Тарду и Г. Лебону сила влияния на общество зависит от качеств личности. В противовес выступает мнение Н.К. Михайловского, который утверждает, что вне зависимости от качеств личности, ее роль в истории тем значительнее, чем шире восприятие масс к психологическим воздействиям со стороны личности.

Общим является понимание того, что личности занимают значительную роль в истории. Какие факторы оказывают влияние на становление личности? В научной литературе выделяют три фактора, влияющих на становление личности: наследственность, среда и воспитание, при этом наследственность и воспитание играют роль «случайных» факторов для истории . Вне связей с обществом нет личности, поэтому решающую роль в формирование личности и его качеств играет социальная среда.

Социальная среда в широком смысле представляет собой общественно-экономическую систему в целом - производительные силы, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культуру общества на данной ступени исторического развития; в узком смысле она включает в себя непосредственное социальное окружение человека (семья, трудовой коллектив, учебный коллектив и т.д.). Вся эта сложная система социальной среды постепенно формирует определенный тип личности: она представляет индивиду свои нормы, ценности и традиции, а также контролирует его поведение. Благодаря социальной включенности и усвоению ценностей среды индивид получает возможность стать самобытным субъектом истории, творческой силой исторического процесса.

Люди никогда не живут изолированно друг от друга, они всегда взаимосвязаны между собой. Результатом процесса их взаимодействия являются различные общественные отношения, которые играют первостепенную роль в формировании человека как личности. Личность и общество не противопоставляются друг другу, а выступают взаимосвязанными сущностями. Как справедливо отмечал К. Маркс, «… как само общество производит человека как человека, так и он производит общество» .

Личность выступает не только как продукт общества, но является действующим лицом истории (в качестве субъекта общества). Социальная среда, общество оказывают значительное влияние на формирование личности, ее роли в истории. Также роль личности зависит и от сложности протекания исторических процессов. Многие исследователи выделяют в развитии истории революционные и эволюционные формы. Революционный путь развития предполагает резкий, скачкообразный переход к новому общественно - политическому устройству. Перед обществом встают сложные задачи определения пути общественного развития, выбора средств для достижения поставленных целей. Грандиозность, масштабность проблем, встающих перед обществом, требует таких же неординарных решений и плодотворной деятельности со стороны личности.

Поэтому именно данная форма исторического развития представляет возможность широко раскрыться личности, ярко проявить себя. При эволюционной форме исторического процесса общество не претерпевает социальных потрясений, развиваясь постепенно. Основная характеристика данного развития заключается в том, что в этот период исторического времени ведущие социальные общности гармонически взаимодействуют друг с другом. Роль личности при этом связано с разрешением менее острых проблем общественного развития. Отличие этих форм исторического процесса заключается в том, что каждый из них требует определенного типа личности, которому предстоит разрешать сложившиеся общественные проблемы. Эволюционная и революционная формы выдвигают разного рода и типа задачи, при этом возможность воздействия исторического деятеля на ход событий тем больше, чем правильнее, точнее понимает он условия, необходимые для их разрешения. Отсюда следует, что личность играет активную роль в истории, являясь ее субъектом.

Отдельно стоит затронуть вопрос о роли выдающейся личности в истории. Для разрешения задач общественного развития возникает потребность в вождях, лидерах, которые призваны возглавить движение народных масс и разрешить существующие проблемы. Удовлетворить подобную общественную потребность может не всякий, а лишь тот, кто обладает особыми социальными качествами, которые выделяют его из других людей. Выдающаяся личность должна обладать талантом, гениальностью, особым дарованием. Историческая личность накладывает определенный отпечаток на общественный прогресс, во главе которого стоит. Выдающиеся личности разным образом влияли на ход исторического развития.

Следует обратить внимание, что деятельность выдающихся личностей не всегда может быть оценена однозначно - позитивно или негативно. Чаще всего личности на одних этапах ускоряют ход истории, а на других - тормозят. Роль человека в истории может рассматриваться в различных форматах, в частности, с социологической и педагогической точек зрения.

Социологический взгляд на проблему базируется на понимании соотношения объективного исторического процесса и человеческого индивида как субъекта этого процесса . При этом появление выдающихся личностей определяется историческими условиями, их деятельность не нарушает закономерности исторического процесса, а сама подчинена этой закономерности . Исторический процесс может трактоваться как результат деятельности каждого индивида, совокупности всех индивидов.

Знание «действительных людей» каждой эпохи помогает понять как саму эпоху, так и роль в ней человека. Изучение истории помогает осознать не только сам исторический процесс, но и возможности субъекта социальной действительности. При этом отметим, что осознание роли человека в истории - не самоцель, а средство формирования исторического сознания. Понимание роли человека как субъекта истории связано не только с уважением к деятельности других индивидов в прошлом и настоящем, но и с самовосприятием на фоне социальной действительности. Раскрытие роли личности представляет собой путь осознания исторической миссии человека, его места в мире. Ретроспективное изучение человека неизбежно ведет и к пониманию перспективы. Чем шире границы ретроспекции, тем глубже проникновение в сущность общественного развития.

Историческое сознание связано не только с прошлым, но и с современностью, и с будущим. Связь с современностью проявляется двояко: с одной стороны, оно обусловливает взгляды на современность, служит орудием познания, а с другой - сама современность, проблемы различных социальных групп и индивидов определяют характер складывающегося у них исторического сознания. Это происходит в силу того, что люди воспринимают исторические факты избирательно, отталкиваясь от общего умонастроения и от социальных интересов. К примеру, в годы Великой Отечественной войны было популярно изучение таких личностей, как Александр Невский и Дмитрий Донской. Они виделись через призму происходивших тогда событий, и именно обстоятельства военного времени определили интерес к данным историческим деятелям.

Из вышесказанного вытекает необходимость изменений в методике обучения истории, в содержании исторического образования вопроса о роли личности в истории, функции и возможности субъекта исторического процесса. Изучение исторических личностей на уроках истории является важнейшим условием понимания хода исторического процесса, на уроках необходимо показать исторического персонажа как представителя его времени, подчеркнуть исторические условия, сыгравшие решающую роль в формировании его взглядов и личных качеств.

Личность занимает значительное место в историческом процессе и играет активную роль в ней. Поэтому изучение ее жизни и деятельности должно являться неотъемлемой частью школьного образовательного процесса. При изучении личности главное - всесторонняя оценка ее жизни и деятельности с рассмотрением анализа внутренних и внешних черт. Для того, чтобы работа с личностями стала плодотворной, она должна носить оптимально организованные и методически разнообразные варианты деятельности учащихся с учетом их возрастных особенностей.

Литература

1. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. - М.:Просвещение, 1972. - 351 с.

3. Лернер И.Я. О роли человека в истории / И.Я. Лернер // Преподавание истории в школе. - 1990. - № 2. - C. 138-142.

4. Лобанова Е.А. Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е.А. Лобанова. - Балашов: Николаев, 2005. - 76 с.

5. Логинов В.Е. Роль личности в истории: анализ философских концепций / В.Е. Логинов // Метаморфозы истории. - 1997. - № 1. - C. 197-207.

6. Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1956. - 699 с.