Основные психические функции развития слухового восприятия. Развитие слухового восприятия у детей

Цель формирующего эксперимента - развитие всех компонентов слухового восприятия у детей младшего дошкольного возраста с различными нарушениями в развитии (общее недоразвитие речи, задержка психического развития) в процессе занятий с использованием комплекса дидактических игр, с учетом структуры и выраженности нарушений.

Формирующий эксперимент проводился в ГБОУ школа № 1191, дошкольное отделение №8 «Бриз» г. Москвы.

В экспериментальном обучении приняли участие 16 детей младшего дошкольного возраста. В экспериментальную группу ЭГ 1 было определено 8 воспитанников с общим недоразвитием речи II - III уровня, а в ЭГ 2 вошло такое же количество детей, имеющих задержку психического развития (соматогенного, психогенного и церебрально - органического происхождения). Контрольные группы: КГ 1 составили 7 дошкольников того же возраста с ОНР (II-III уровень), а КГ 2 - испытуемые с ЗПР различного генеза. В КГ 1 и КГ 2 входили дети с различными уровнями развития слухового восприятия.

Учитывая выявленные особенности развития слухового восприятия детей с различными нарушениями младшего дошкольного возраста, мы предложили следующие направления работы.

Развитие всех компонентов слухового восприятия неречевых и речевых звучаний:

· Пространственный компонент -развивать умение локализовать источник и направление звучания;

· Временной компонент -развивать умение определять длительности звучания;

· Тембровый компонент - развивать умение дифференцировать на слух звуки музыкальных инструментов, голоса разной тембровой окраски;

· Динамический компонент - развивать умение дифференцировать на слух громкие и тихие звуки;

· Ритмический компонент - развивать умение воспроизводить ритмические последовательности.

С целью достижения поставленных задач нами был разработан и апробирован комплекс дидактических игр по развитию слухового восприятия, в основу которого положены материалы детских сказок: «Три поросенка», «Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», «Кот, петух и лиса». Мы использовали чтение этих сказок в процессе режимных моментов, просмотр мультфильмов, а также театрализацию для того, чтобы дети понимали их содержание. После усвоения сказок, мы, непосредственно, приступали к работе по развитию слухового восприятия. Все игры, предложенные нами, учитывали развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний, они построены по принципу «от простого к сложному», каждая игра имеет от двух до трех вариантов. Подача материала дифференцирована: для каждой игры используется свой дидактический материал, аудио сопровождение, музыкальные предметы, инструменты, игрушки и др. Все это необходимо для того, чтобы заинтересовать детей, сделать игровой процесс понятным, доступным и эффективным.

Коррекционно - педагогическая работа по развитию слухового восприятия осуществлялась комплексно, в процессе взаимодействия различных специалистов: учителя - дефектолога, учителя - логопеда, дополнительно проводили работу воспитатели и музыкальный руководитель. На занятиях каждого из них осуществлялось развитие различных аспектов слухового восприятия в структуре целостного процесса. В каждой группе коррекционная работа строилась с учетом структуры и выраженности нарушений, параллельно, велась специальная работа по повышение родительской компетентности, заключающаяся в том, что для родителей (или законных представителей) устраивались консультации специалистов (групповые и индивидуальные, учителя - дефектолога, учителя - логопеда по вопросам развития слухового восприятия), велась просветительская работа (родительские собрания, оформление информационных стендов), практическая (проведение открытых занятий), а так же каждому родителю выдавались памятки «Консультации для родителей. Развитие слухового внимания и восприятия у детей» в домашних условиях, где был прописан комплекс игр на материале неречевых и речевых звучаний.

Консультация для родителей развитие слухового внимания и восприятия у детей.

«Играем с детьми дома».

Слуховое восприятие имеет очень важную роль в речевом развитии ребенка. Развитие данного процесса начинается с узнавания невербальных звуков окружающего мира, а именно природных, бытовых и музыкальных шумов, а в последствии вербальных звуков - голосов животных и людей. Важно отметить, что различение неречевых и речевых звуков должно обязательно сопровождаться с развитием чувства ритма. для того, чтобы представление о предмете, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, то предмет, издающий какой - либо звук, необходимо рассматривать, трогать, брать в руки. Эффективно также выполнять упражнения с закрытыми глазами, т.е. опираясь только на слуховой анализатор. Ниже рассмотри упражнения по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

1. Упражнение «Природа вокруг нас».

Инструкция: приложите вашему ребенку прислушаться к звукам вокруг вас на прогулке. В данной игре подразумеваются звуки природы (невербальные). Ваша задача выйти на улицу и послушать, как поют птицы, как текут ручьи, звенит капель, как дождь «барабанит» по крыше. Потом, можно послушать аудиозаписи тех же звуков и подкрепить все это картинным материалом, для того, чтобы ребенок научился правильно соотносит звуки природы. Параллельно, вы сможете выучить с ребенком основные природные явления и признаки времен года. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

2. Упражнение «Угадай, что звучало».

Инструкция: ваша задача прислушаться вместе с ребенком к звучаниям в домашней обстановке, например, послушайте, как течет вода из крана, шумит пылесос, как соседи делают ремонт, а именно звук дрели. Шумы могут быть самые разнообразные. Ваша задача все невербальные звуки подкрепить картинками, что бы ребенок мог правильно соотносить звучание с предметом. И еще, упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

3. Упражнение «Коробочки с сюрпризом».

Инструкция: очень хорошая игра, с помощью нее, ваш ребенок научиться различать невербальные звуки разной тембральной окраской. Ваша задача, взять коробочки, можно от киндер - сюрприза, насыпать туда крупы (разного вида), а потом предложите ребенку послушать звуки из коробочки. Поочередно извлекайте звуки, а после попросите малыша найти такую же коробочку, как у вас. С первого раза может не получится, но в последствии, вы заметите, как сами научитесь различать звуки тонкие по дифференцировке. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

4. Упражнение «Что как звучит?»

Инструкция: поиграйте с ребенком в волшебников или музыкантов. Возьмите «волшебную палочку» и попробуйте постучать по разным предметам, например, по чашке, по столу, по стеклу - везде будет разный звук. А после, попросите ребенка закрыть глазки и постучите волшебной палочкой. Предложенную игру можно использовать так для развития чувства ритма. представьте, что вы играете на барабанах в определенном темпе и ритме, попросите ребенка повторить за вами вашу мелодию, а после поменяйтесь с ребенком ролями. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

5. Упражнение «Где позвонили?»

Инструкция: в этой игре ваш ребенок научится ориентироваться в пространстве с помощью слухового анализатора. Возьмите любую звучащую игрушку и извлекайте звуки с различных сторон. Ребенок должен вам показать с какой стороны пищала игрушка. Упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Упражнение «Сказочные герои».

Инструкция: все дети любят мультики, так вот эта игра как раз о сказочных героях. Ваша задача вспомнить с ребенком несколько сказочных персонажей, и кто каким голосом говорит. В игре можно использовать карточки с изображением того или иного героя. Помните, что упражнение нужно проводить на слухо - зрительной основе, а после - исключать зрительное подкрепление.

Инструкция: отличная игра для всей семьи. Ваша задача записать голоса всех членов семьи на диктофон, а после - попросите ребенка угадать на слух, кто говорит. Так же для игры можно использовать «голоса» животных. Удачи!

Формирующий эксперимент состоял из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.

На подготовительном этапе происходило знакомство дошкольников с художественной литературой, а также с различными видами музыкальных предметов и инструментов, расширение представлений о многообразии звуков окружающего мира.

На основном этапе велась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия (пространственный, временной, тембровый, динамический, ритмический) на материале неречевых и речевых звучаний, по средствам комплекса дидактических игр на материале сказок.

На заключительном этапе был проведен сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов исследования.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

На данном этапе велась работа по обогащению у детей представлений о многообразии звуков на занятиях учителя - логопеда, учителя - дефектолога, музыкального руководителя, а также в процессе режимных моментов у воспитателей, где дети знакомились с музыкальными инструментами, с предметами, извлекающих какой - либо звук, с природными явлениями (шум дождя, ветра, грозы и т.д.), учились соотносить звучание с предметом. В качестве дидактического материала использовались сказки, ознакомление с которыми проходило по нескольким ступеням:

Первая ступенька.

Цель: знакомство со сказками.

Например,

- Кто приходил к нам сегодня в гости? («Сказочница»);

- Какую сказку мы сегодня читали? («Колобок», «Теремок» и т.д.);

- Как звали главных героев сказки? (Колобок, Мышка - Норушка, Лягушка - Квакушка и т.д.);

- Кого встретил Колобок на своем пути? (зайца, волка, медведя и лису) и т.д;

Вторая ступенька.

Цель: расширение представлений о многообразии звучаний. Содержание: на втором этапе детям предлагалось посмотреть мультфильм или презентацию, прослушать аудиозапись по той или иной сказке. Так же, как и на первом этапе после просмотра мультфильма или презентации, прослушивания аудиозаписей детям задавались вопросы;

Третья ступенька.

Цель: запоминание сказок.

Содержание: на данном этапе работы для детей организовывались театрализации и инсценировки сказок, в основном, они проходили во время музыкальных занятий, а также в процессе занятий со специалистами и воспитателями. Для детей устраивались кукольные театры, а также, разыгрывались костюмированные спектакли. С целью эффективного запоминания, для дошкольников, имеющих ОНР II уровня и задержку психического развития церебрально - органического происхождения, сказки проигрывались повторно на индивидуальных занятиях специалистов с помощью настольного театра;

Четвертая ступенька.

Цель: закрепление представлений о сказках.

После того, как были изучены сказки и расширены представления о многообразии звуков в окружающем пространстве, мы перешли к основному этапу работы по развитию слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний у детей с различными нарушениями

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Главной задачей на основном этапе являлась работа по развитию всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний с использованием специально разработанного комплекса дидактических игр. Учитывая уровень развития слухового восприятия и индивидуальные особенности дошкольников, работа проводилась в форме индивидуальных и подгрупповых занятий, дети объединялись в группы в зависимости от уровня познавательного и речевого развития; с детьми, имеющими низкий уровень развития слухового восприятия, в число которых входили дошкольники с общим недоразвитием речи II уровня и задержкой психического развития церебрально - органического генеза, организовывались индивидуальные занятия. Прежде чем начать работу с детьми, имеющих различные нарушения, мы выделили общие и специфические особенности.

Общие особенности проведения занятий с детьми ОНР и ЗПР.

· Учет индивидуальных особенностей;

· Поэтапное усложнение заданий;

· Предъявление материала в зависимости от уровня слухового восприятия: высокий уровень - комплексные занятия по развитию неречевого и речевого слуха; средний и низкий уровень

Поочередное предъявление материала. Уменьшение объема упражнений.

· Развитие всех компонентов слухового восприятия на материале неречевых и речевых звучаний.

· Актуализация мотива действий;

· Использование четких, ясных инструкций;

· Использование элементов аудиозаписей;

· Создание эмоционально игровых ситуаций.

Специфические особенности проведения занятий с детьми ОНР.

Работа с детьми, имеющих общее недоразвитие речи, строилась учитывая следующие особенности: для некоторых детей данной категории требовалась индивидуально стимулирующая дозированная помощь со стороны педагога, в процессе занятий большое внимание уделялось усилению речевого контроля и исправлению допущенных ошибок, постепенно исключалось зрительное подкрепление.

Полина Силантьева
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Выполнила :

учитель-дефектолог

МБДОУ ДС №5 г. Челябинск

Силантьева Полина Вячеславовна

План :

Понятие и значение слухового восприятия

Особенности .

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Понятие и значение слухового восприятия в общей и специальной психологии.

В литературе по общей и специальной психологии существуют различные определения понятия восприятия .

Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Слуховое восприятие – форма восприятия , обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора .

Органом, воспринимающим звук и анализирующим его, является орган слуха . Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слухового анализатора , обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетаниями (фонемы, мелодии) . Их восприятие вызывает у ребенка элементарные чувствования предметов и явлений, их движение в пространстве. Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка . Воспринимая звуки , исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него.

В своей книге Головчиц Л. А пишет : « у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия , что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка ».

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок : вначале по принципу «звучит - не звучит» , далее - с учетом различных характеристик звука : его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности .

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов , так и локализацией их на основе пространственного слуха . Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания - одни из наиболее существенных при слуховом восприятии , определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа . Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного) . Говоря о пространственном восприятии , имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.

Бинауральность слуха , или возможность воспринимать звук двумя ушами , делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. Бинуральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа , поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки . Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер : в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.

Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка , восприятие которой базируется на слуховой основе . С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.

Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент » (Б. М. Теплов) . Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным, служит важнейшим средством развития психики ребенка .

Особенности слухового восприятия дошкольников с нарушением интеллекта .

Процесс слухового восприятия требует от учащихся умения сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. У умственно отсталых детей способность к слуховому вниманию и восприятию снижена , следовательно, у детей с нарушением интеллекта выделяются особенности в слуховом восприятии такие как : не часто реагируют на слуховые раздражители , самостоятельно не вырабатываются разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов, не дифференцируют на слух звучание музыкальных инструментов, звукоподражания, бытовых шумов, звуков природы. Зачастую, ребенок с умственной отсталостью не соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием, не выделяет знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам. Дети затрудняются в определение направления звука, интенсивности и его источника без опоры на зрительный анализатор. Дошкольники не могут определять последовательность звучания звукоподражания. Так же у детей не развит фонематический слух (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа/ близкие по слоговой структуре). Трудности вызывают выделение заданного слова из предложенной фразы и отмечание их каким-либо действием. В более старшем возрасте возникают сложности в воспроизведение заданного ритма .

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес , внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения .

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи , установку на восприятие окружающих звуков . Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц : слов, слогов, звуков.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях : с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой - восприятие речевых звуков , т. е. формируется фонематический слух . Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки : шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается . Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления , которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно . Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом , порой просто не замечает звуков.

Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы , свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание ) - важная способность человека, которую необходимо развивать . Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы . Ее нужно развивать с первых лет жизни .

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи) .

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух . Эту способность нужно развивать с первых лет жизни .

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному) :

Восприятие со зрительной опорой : ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

Слухозрительное восприятие : ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

Чисто слуховое восприятие : ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят, а только слышит голос.

В процессе развития слухового восприятия можно использовать приемы :

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Работу по развитию слухового восприятия можно реализовать через слушание, игры и упражнения и др.

Литература :

­ Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!» .

­ Немов, Р. С. Специальная психология / Р. С. Немов. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995.

­ Психологический словарь. И. М. Кондаков. 2000.

­ Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред . Л. И. Плаксиной – М., 1995

­ Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика .

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации.

Общее недоразвитие речи: его физиология и проявления

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР).


Основным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи .

В се это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.

Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.

В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.

Тем не менее, доказано!

Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений .

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. П олное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие . Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам . Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово. Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме . Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное. Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия : речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Причиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки . Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения . Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

Помните!

Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.

Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы : дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.

Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него , и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.

Не стоит исключать и практические упражнения , они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.


Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука . Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком . Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки , которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.

Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Заключение

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения. Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка. Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

(по материалам пособия: Черкасова Е.Л. Нарушения речи при минимальных расстройствах слуховой функции (диагностика и коррекция). – М.: АРКТИ, 2003. – 192 с. )

При организации и определении содержания логопедических занятий при формировании слухового восприятия неречевых звуков следует учитывать следующие методические рекомендации:

1. Так как в результате действия шума, писка, звона, шуршания, гудения и т.п., у ребенка наступает «слуховая усталость» (притупление слуховой чувствительности), в помещении, где проводятся занятия, перед занятиями и во время занятий, недопустимы различные шумовые помехи (шумные ремонтные работы, громкая речь, крики, клетка с птицами, проведение музыкальных занятий непосредственно перед логопедическими и т.д.).

2. Используемый звуковой материал соотносится с конкретным предметом, действием или их изображением и должен быть интересен для ребенка.

3. Виды работ для развития слухового восприятия (выполнение инструкций, ответы на вопросы, подвижные и дидактические игры и др.), а также наглядные средства обучения (натуральные звучащие предметы, технические средства – магнитофоны, диктофоны и др. – для воспроизведения различных неречевых звучаний) должны быть разнообразны и направлены на повышение познавательных интересов детей.

4. Последовательность ознакомления с акустическими невербальными стимулами: от знакомых к малоизвестных; от громких низкочастотных звучаний (например, барабан) к тихим, высокочастотным (шарманка).

5. Постепенность нарастания сложности предъявляемых на слух неречевых звучаний: от контрастных акустических сигналов к близким.

Е.Л. Черкасова систематизировала звучания по степени контрастности, которые могут быть использованы при планировании коррекционной работы по формированию слухового восприятия. Выделены 3 группы звуков и звучаний, которые являются резко контрастными по отношению друг к другу: «шумы», «голоса», «музыкальные стимулы». Внутри каждой группы в подгруппы объединены менее контрастные звуки:

1.1. Звучащие игрушки: игрушки, издающие писк; «плачущие» куклы; погремушки.

1.2. Бытовые шумы: бытовая техника (пылесос, телефон, стиральная машина, холодильник); звуки часов («тиканье», звон будильника, бой настенных часов); «деревянные» звуки (стук деревянных ложек, стук в дверь, рубят дерево); «стеклянные» звуки (стеклянный звон, хрустальный звон, звук бьющегося стекла); «металлические» звуки (стук молотка по металлу, звон монет, забивание гвоздя); «шуршащие» звуки (шуршание смятой бумаги, разрывание газеты, вытирание бумагой со стола, подметание пола щеткой); «сыпучие» звуки (пересыпание камешков, песка, различных круп).

1.3. Эмоциональные и физиологические проявления человека: смех, плач, чихание, кашель, вздохи, топот, шаги.

1.4. Городские шумы: шумы транспорта, «шумная улица днем», «спокойная улица вечером».

1.5. Шумы, связанные с явлениями природы: звуки воды (дождь, ливень, капель, журчание ручья, плеск морских волн, шторм); звуки ветра (завывание ветра, ветер «шелестит» листвой); осенние звуки (сильный ветер, тихий дождь, дождь стучит в стекло); зимние звуки (зимняя буря, вьюга); весенние звуки (капель, гром, ливень, раскаты грома).

2.2. Голоса птиц домашних (петух, куры, цыплята, утки, утята, гуси, индюк, голуби; птичий двор) и диких (воробьи, сова, дятел, ворона, чайки, соловьи, журавли, цапли, жаворонок, ласточка, павлин; птицы в саду; раннее утро в лесу).

3. Музыкальные стимулы:

3.1. Отдельные звучания музыкальных инструментов (барабан, бубен, свисток, дудка, шарманка, гармошка, колокольчик, пианино, металлофон, гитара, скрипка).

3.2. Музыка: музыкальные фрагменты (соло, оркестр), музыкальные мелодии различного темпа, ритма, тембра.

Работа по развитию слухового восприятия заключается в последовательном формировании следующих умений:

1. определять звучащий предмет (например, с использованием игры «Покажи, что звучит»);

2. соотносить характер звучания с дифференцированными движениями (например, на звук барабана – поднять руки вверх, на звук дудочки – развести их в стороны);

3. запоминать и воспроизводить ряд звучаний (например, дети с закрытыми глазами прослушивают несколько звучаний (от 2 до 5) – звон колокольчика, мяуканье кошки и т.д.; затем они указывают на звучащие предметы или их изображения);

4. узнавать и различать неречевые звучания по громкости (например, дети – «зайчики» при громких звуках (барабана) разбегаются, а при тихих звуках спокойно играют);

5. узнавать и различать неречевые звучания по длительности (например, дети показывают одну из двух карточек (с изображенной короткой или длинной полоской), соответствующей длительности звука (учитель-логопед бубном издает длинные и короткие звучания);



6. узнавать и различать неречевые звучания по высоте (например, учитель-логопед воспроизводит на металлофоне (гармонике, пианино) высокие и низкие звуки, а дети, услышав высокие звуки, поднимаются на носочки, а на низкие звуки приседают);

7. определять количество (1 – 2, 2 – 3) звучаний и звучащих предметов (с помощью палочек, фишек и т.д.);

8. различать направление звучания, источник звучания, расположенный спереди или сзади, справа или слева от ребенка (например, с использованием игры «Покажи, где звук).

При выполнении заданий на узнавание и различение звуков используются невербальное и вербальное реагирование детей на звучания, причем характер заданий, предлагаемый детям более старшего возраста, значительно усложняется:

Тип упражнений на развитие слухового восприятия неречевых звуков Виды заданий, основанных на:
невербальной реакции вербальной реакции
Соотнесение различных по характеру акустических сигналов с конкретными предметами - Выполнение условных движений (поворот головы, хлопки, подпрыгивание, выкладывание фишки и т.п.) на звучание конкретного предмета (с 3 – 4 лет). - Показывание звучащего предмета (с 3 – 4 лет). - Выполнение дифференцированных движений на звучания различных предметов (с 4 – 5 лет). - Выбор звучащего предмета из множества предметов (с 4 – 5 лет). - Раскладывание предметов по порядку следования звучания (с 5 – 6 лет). - Называние предмета (с 3 – 4 лет).
Соотнесение различных по характеру акустических сигналов с изображениями предметов и природных явлений на картинках - Указание на изображение звучащего предмета (с 3 – 4 лет). - Указание на изображение услышанного природного явления (с 4 – 5 лет). - Выбор из нескольких картинок изображения, соответствующего звучащему предмету или явлению (с 4 – 5 лет). - Подбор картинок к звучаниям (с 4 – 5 лет), - Раскладывание картинок по порядку звучаний (с 5 – 6 лет). - Подбор контурного изображения к звучанию (с 5 – 6 лет). - Складывание разрезанной картинки, отражающей звучание (с 5 – 6 лет). - Называние изображения звучащего предмета (с 3 – 4 лет). - Называние изображения звучащего предмета или природного явления (с 4 – 5 лет).
Соотнесение звучаний с действиями и сюжетными картинками - Воспроизведение звучаний по демонстрации действий (с 3 – 4 лет). - Самостоятельное воспроизведение звучания по заданию (с 4 – 5 лет). - Выбор картинки с изображением ситуации, передающей определенное звучание (с 4 – 5 лет). - Подбор картинок к определенным звучаниям (с 4 – 5 лет). - Складывание разрезанной сюжетной картинки, отражающей звучание (с 6 лет). - Рисование услышанного (с 6 лет). - Имитация звучания - звукоподражание (с 3 – 4 лет). - Называние действий (с 4 – 5 лет). - Составление простых нераспространенных предложений (с 4 – 5 лет). - Составление простых распространенных предложений (с 5 – 6 лет).

Важным разделом работы по развитию слухового восприятия является формирование чувства ритма и темпа . Как подчеркивает Е.Л. Черкасова, темпо-ритмические упражнения способствуют развитию слухового внимания и памяти, слухо-двигательных координаций, являются базовыми для развития речевого слуха и выразительной устной речи.

Задания, проводимые без музыкального сопровождения и под музыку, направлены на формирование умений:

Различать (воспринимать и воспроизводить) простые и усложненные ритмы с помощью хлопков, отстукивания, звучания музыкальных игрушек и других предметов,

Определять музыкальные темпы (замедленный, умеренный, быстрый) и отражать их в движениях.

Учитель-логопед использует показ и словесное объяснение (восприятие слухо-зрительное и только слуховое).

С детьми среднего дошкольного возраста (с 4 – 4, 5 лет) проводятся упражнения по восприятию и воспроизведению по образцу и по словесной инструкции простых ритмов (до 5 ритмических сигналов), например: //, ///, ////. Также формируется умение воспринимать и воспроизводить ритмические структуры типа // //, / //, // /, /// /. С этой целью используются игры типа «А ну-ка, повтори!», «Телефон» и др.

С детьми старшего дошкольного возраста проводится работа по развитию умений воспринимать и воспроизводить простые ритмы (до 6 ритмических сигналов) преимущественно по словесной инструкции, а также различать неакцентированные и акцентированные ритмические рисунки и воспроизводить их по образцу и по словесной инструкции, например: /// ///, // ///, / -, - /, // - --, - - //, - / - / (/ – громкий удар, - – тихий звук).

Помимо различения ритмов дети обучаются определять музыкальный темп. С этой целью под медленную или ритмичную музыку выполняются игровые движения (в заданном темпе), например: «красим кисточкой», «солим салат», «ключом открываем дверь». Полезными является выполнение движений головой, плечами, руками и т.д. под музыкальное сопровождение. Так, под плавную музыку могут выполняться медленные движения головой (вправо – прямо, вправо – вниз, вперед – прямо и т.п.), плечами – двумя и поочередно левым и правым (вверх – вниз, назад – прямо и т.п.), руками – двумя и поочередно левой и правой (поднимать и опускать). Под ритмичную музыку выполняются движения кистями рук (вращение, поднимание вверх – опускание вниз, сжимание в кулак – разжимание, «игра на пианино» и др.), хлопки ладонями в ладоши, по коленям и плечам, отстукивание ритма ногами. Выполнение комплекса движений под музыку (плавную – ритмичную – затем вновь медленную) направлено на синхронизацию общих, тонких движений и музыкального темпа и ритма.

Работа по формированию речевого слуха предполагает развитие фонетического, интонационного и фонематического слуха. Фонетический слух обеспечивает восприятие всех акустических признаков звука, не имеющих сигнального значения, а фонематический – смыслоразличительных (понимание различной речевой информации). Фонематический слух включает фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез, фонематические представления.

Развитие фонетического слуха проводится одновременно с формированием звукопроизношения и предполагает формирование умений различать звукокомплексы, слоги по таким акустическим характеристикам, как громкость, высота, длительность.

Для развития восприятия и умения определять различную громкость речевых стимулов могут использоваться такие упражнения:

Хлопнуть в ладоши, услышав тихие гласные звуки, и «спрятаться», если услышишь громкие звуки,

Повторить звукомплексы различным по силе голосом (игры «Эхо» и др.).

Для формирования умения различать высоту звуков речи используются:

Движения руки, соответствующие понижению или понижению голоса учителя-логопеда,

Отгадывание принадлежности звучания без зрительной опоры,

Раскладывание предметов и картинок в соответствии с повышением высоты их голоса,

- «озвучивание» предметов и т.д.

Примерами упражнений для формирования умения определять длительность речевых сигналов являются:

Показ длительности и краткости услышанных звуков, звукокомплексов движениями руки,

Показ одной из двух карточек (с изображенной короткой или длинной полоской), соответствующей длительности звуков и их сочетаний.

Развитие интонационного слуха заключается в различении и воспроизведении:

1. речевого темпа:

Выполнение быстрых и медленных движений в соответствии с меняющимся темпом произнесения слов учителем-логопедом,

Воспроизведение ребенком слогов и коротких слов в различном темпе, скоординированных с темпом собственных движений или демонстрацией движений с помощью движений,

Воспроизведение в различном темпе доступного для правильного произнесения речевого материала;

2. тембра речевых звучаний:

Определение тембра мужского, женского и детского голосов,

Узнавание эмоциональной окрашенности коротких слов (ой, ну, ах и др.) и демонстрация ее с помощью жестов,

Самостоятельное эмоциональное озвучивание различных состояний и настроений человека по иллюстрациям, словесной инструкции;

3. слогового ритма:

Отстукивание простых слогоритмов без акцентуации на ударном слоге и с акцентированием,

Отстукивание слогового ритма с одновременным проговариванием,

Отстукивание ритмического контура слова с последующим воспроизведением его слоговой структуры (например, «машина» – «та-Та-та» и т.п.).

Формирование умения воспроизводить ритмический рисунок слов проводится с учетом звукослоговой структуры слова в следующей последовательности:

Двусложные слова, состоящие сначала из открытых, затем из открытых и закрытых слогов с ударением на гласные звуки «А» (мама, банка; мука, река; мак ), «У» (муха, кукла, утка; иду, веду; суп ), «И» (киса, Нина; нитка, пилка; сиди; кит ), «О» (осы, косы; котик, ослик; лимон; дом ), «Ы» (мыло, мыши; мышка; кусты; сын ) – отрабатываются на занятиях с детьми ориентировочно с 3,5 – 4 лет;

Трехсложные слова без стечения согласных (машина, котенок ); односложные слова со стечением согласных (лист, стул ); двухсложные слова со стечением согласных в начале слова (кроты, клубок ), в середине слова (ведро, полка ), в конце слова (радость, жалость ); трехсложные слова со стечением согласных в начале слова (крапива, светофор ), в середине слова (конфета, калитка ) – отрабатываются на занятиях с детьми ориентировочно с 4,5 – 5 лет;

Двух- и трехсложные слова с наличием нескольких стечений согласных звуков (клумба, кружка, снежинка, крыжовник); четырехсложных слов без стечения согласных звуков (пуговица, кукуруза, поросенок, велосипед) отрабатываются на занятиях с детьми с 5,5 – 6 лет.

Формирование фонематического слуха включает работу овладение фонематическими процессами:

– фонематическим восприятием,

– фонематическим анализом и синтезом,

– фонематическими представлениями.

Дифференциация фонем проводится в слогах, словах, фразах с использованием традиционных приемов логопедической работы. Формируются умения осуществлять слуховую и слухопроизносительную дифференциацию сначала не нарушенных в произношении звуков, а в дальнейшем – звуков, в отношении которых проводилась коррекционная работа. В процессе развития фонематического восприятия внимание детей следует фиксировать на акустических различиях дифференцируемых фонем и на зависимости значения слова (лексического, грамматического) от этих различий. Работа по формированию умений различать лексические значения слов, противопоставленных по лексическому признаку, проводится в следующей последовательности:

1. различение слов, начинающихся с фонем, далеких друг от друга (каша – Маша, ложка – кошка, пьет – льет );

2. различение слов, начинающихся с оппозиционных фонем (дом – том, мышка – миска );

3. различение слов с разными гласными звуками (дом – дым, лак – лук, лыжи - лужи );

4. различение слов, отличающихся последней согласной фонемой (сом – сок – сон );

5. различение слов, отличающихся согласной фонемой в середине (коза – коса, забыть - завыть ).

Имеющийся у дошкольников словарный запас следует активно использовать для составления предложений или их пар, включающих слова, которые противопоставлены по фонематическому признаку (Захар ест сахар. Мама варит. – Мама жарит. У Оли батон. – У Оли батон. ). Также на занятиях внимание детей привлекается к изменению грамматических значений, зависящих от фонематического состава слова. С этой целью используется прием противопоставления существительных в единственном и множественном числе (Покажи, где нож, а где ножи? ); значений существительных с уменьшительными суффиксами (Где шапка, а где шапочка? ); разноприставочных глаголов (Где влетела, а где вылетела? ) и т.п.

Фонематический анализ и синтез являются умственными операциями и формируются у детей позднее, чем фонематическое восприятие. С 4 лет (2 год обучения ) дети учатся выделять ударный гласный в начале слова (Аня, аист, осы, утро ), осуществлять анализ и синтез гласных звуков в лепетные слова (ау, уа, иа ).

С 5 лет (3 год обучения ) дети продолжают овладевать простыми формами фонематического анализа, такими как выделение ударного гласного в начале слова, выделение звука из слова (звук «с»: сом, мак, нос, коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата ), определение последнего и первого звуков в слове (мак, топор, кино, пальто ).

Дети учатся выделять звук из ряда других: сначала контрастных (ротовые – носовые, переднеязычные – заднеязычные), затем – оппозиционных; определять наличие изучаемого звука в слове. Также формируются умения фонематического анализа и синтеза звукосочетаний (типа ау ) и слов (мы, да, он, на, ум ) с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину).

В шестилетнем возрасте (4 год обучения ) у детей формируются умения осуществлять более сложные формы фонематического анализа (с учетом поэтапного формирования умственных действий (по П.Я. Гальперину): определять местоположение звука в слове (начало, середина, конец), последовательность и количество звуков в словах (мак, дом, суп, каша, лужа ). Одновременно проводится обучение фонематическому синтезу одно- и двухсложных слов (суп, кот ).

Обучение операциям фонематического анализа и синтеза осуществляется в различных играх («Телеграф», «Живые звуки», «Превращения слов» и т.д.); используются приемы моделирования и интонационного выделения. В данной работе важно постепенно изменять условия слухового восприятия, например, выполнение заданий при произнесении учителем-логопедом анализируемый слов шепотом, в быстром темпе, на удалении от ребенка.

С детьми старшего дошкольного возраста проводится целенаправленная работа по формированию фонематических представлений обобщенного понимания фонемы. Для этого детям предлагается:

– находить предметы (или картинки), в названиях которых есть заданный учителем-логопедом звук;

– подбирать слова на заданный звук (независимо от его места в слове; с указанием позиции звука в слове);

– определять звук, преобладающий в словах заданного предложения (Рома рубит дрова топором ).

Следует помнить, что занятия по развитию фонематического слуха очень утомляют детей, поэтому на 1 занятии первоначально используют не более 3 – 4 слов для анализа. Для закрепления умений слухового восприятия речи на последних этапах обучения рекомендуется использовать более сложные условия восприятия (шумовые помехи, музыкальное сопровождение и т.п.). Например, детям предлагается воспроизвести слова, фразу, сказанную учителем-логопедом в условиях шумовых помех или воспринятых через наушники магнитофона, или повторить слова, сказанные «по цепочке» другими детьми.


Обучение проводится с использованием слов, близких по длине и ритмической структуре.