Московский государственный университет печати. Социальная и демографическая политика: взаимосвязь и различие целей По социальной и демографической политике

Общественная палата Российской Федерации

Комиссия по социальной и демографической политике

Общественный совет Центрального федерального округа

ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЕ АЛКОГОЛЕМ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

Москва, 2009

РЕЗЮМЕ

Введение. обоснование ЗНАЧИМОСТИ проблемы

1. Демографические, социальные и экономические последствия злоупотребления алкоголем в России

1.1. Злоупотребление алкоголем – причина катастрофически высокого уровня смертности в России

Смертность и потери продолжительности жизни, связанные со злоупотреблением алкоголем

Структура и масштаб алкогольной смертности

Алкогольная смертность в России в контексте международных сопоставлений

Региональный анализ алкогольной смертности

Вклад крепких алкогольных напитков в алкогольную смертность в России

Случайные летальные отравления алкоголем

Смерти в дорожно-транспортных происшествиях

Самоубийства

Убийства

1.2. Деградация социальной и духовно-нравственной среды вследствие злоупотребления алкоголем

Преступность

Насилие в семьях и разводы

Утрата родительских функций и сиротство

Снижение рождаемости

Алкоголизм

Потребление алкоголя детьми и молодежью

1.3. Экономические потери России от злоупотребления населения алкоголем и доходы бюджета государства от налогообложения алкоголя

2. Основные факторы алкогольных проблем россии и распространенные мифы в этой области

2.1 Причины злоупотребления алкоголем в России

· Крайне высокий среднедушевой уровень потребления алкоголя

· Мировое лидерство по потреблению крепких напитков

· Ошибки государственного регулирования алкогольной сферы. Несовершенство законодательства.

· Ценовая доступность алкоголя

· Круглосуточная доступность алкоголя

· Шаговая доступность алкоголя

· Доступность нелегального алкоголя вследствие недостатков российского законодательства

· Социально- культурная приемлемость злоупотребления алкоголем

· Недостатки системы медицинской помощи алкоголезависимым людям

2.2. Социальные корреляты злоупотребления алкоголем и связанной с ним смерти

2.3. Мифы об алкоголе , препятствующие эффективному решению алкогольных проблем России

· Миф о политических рисках мер по защите от алкогольной угрозы

· Миф о качестве алкогольных напитков

· Миф о том, что российские алкогольные проблемы связаны с катастрофической бедностью россиян и стрессом

· Миф об исторической укорененности пьянства россиян

· Миф о безвредности слабоалкогольных напитков

3. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ

3.1. Приоритет здоровья и предотвращение социальных проблем в государственной алкогольной политике

3.2. Ценовое регулирование

3.3. Борьба с нелегальным и суррогатным алкоголем

3.4. Ограничение физической доступности алкогольных напитков

3.5. Государственная монополия на розничную продажу алкогольных напитков

3.6. Совершенствование систем профилактики, лечения и реабилитации

3.7. Мониторинг производства, потребления алкоголя, связанных с алкоголем смертности и проблем

3.8. Оценка демографической эффективности предлагаемых мер

ПриложениЯ:

I. ИЗ ВТОРОГО ДОКЛАДА КОМИТЕТА ЭКСПЕРТОВ ВСЕМИРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ПОТРЕБЛЕНИЕМ АЛКОГОЛЯ.

1.1. Меры по уменьшению наличия алкоголя

1.2. Цены и налоги на алкоголь

1.3. Ограничение продажи алкоголя

1.4. Регулирование обстоятельств употребления алкоголя

1.5. Ограничение маркетинга алкоголя

1.6. Меры против управления автотранспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения

1.7. Просвещение и убеждение

1.8. Раннее вмешательство и лечебные службы

1.9. Выводы, касающиеся эффективных стратегий по уменьшению вреда, связанного с употреблением алкоголя

2.1. Создание базы знаний для разработки алкогольной политики

2.2. Комплексность алкогольной политики

2.3. Алкогольная политика на различных уровнях юрисдикции

2.4. Выводы, касающиеся разработки алкогольной политики

II. ЗЛОУпотреблениЕ алкоголЕМ в России в 1946 – 2007 гг.

1. 1946-1979 гг. - Рост потребления алкоголя и смертности населения

2. 1980-1984 гг. - Стабилизация потребления алкоголя и смертности населения на высоком уровне

3. 1985-1991 гг. - Период резкого снижения, затем повышения потребления алкоголя и смертности населения

4. 1992-1994 гг. - Период резкого повышения потребления алкоголя и смертности населения

5. 1995-1998 гг. - Снижение потребления алкоголя и смертности населения

6. 1999-2005 гг. - Период резкого повышения потребления алкоголя и смертности населения

7. 2006-2007 гг. - Снижение потребления алкоголя и смертности населения

III. О НЕОБХОДИМОСТИ УСКОРЕННОГО ВНЕДРЕНИЯ МЕР ОГРАНИЧИТЕЛЬНОЙ АЛКОГОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ СКАНДИНАВСКОГО ТИПА В РОССИИ В УСЛОВИЯХ РАЗВОРАЧИВАЮЩЕГОСЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА

РЕЗЮМЕ

Масштабы проблемы

Смертность и потери продолжительности жизни . Алкоголь – главный фактор катастрофической убыли населения России. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона (!) человек ежегодно. Каждая четвертая смерть в России прямо или косвенно связана с алкоголем – около 30% смертности среди мужчин и 15% среди женщин. Алкогольная смертность включает не только случайные отравления алкоголем, но и 2/3 смертей от несчастных случаев и насилия, 1/4 смертей от сердечно-сосудистых заболеваний и многое другое.

Злоупотребление алкоголем – главная причина того, что продолжительность жизни среди мужчин в России ниже, чем в десятках несравненно более бедных стран, таких как Йемен, Бангладеш, Мавритания, Гондурас, Таджикистан, Сенегал. Продолжительность жизни мужчин за последние десятилетия ни разу не достигала уровня 1964 года, когда она, единственный раз за всю историю России, превысила 65 лет. При нынешнем уровне смертности лишь 42% двадцатилетних мужчин имеют шанс дожить до шестидесяти. Особенно высокая смертность у молодого поколения мужчин от 15 до 30 лет – в 3,5 раза выше, чем у женщин в этом возрасте.

Разрыв между продолжительностью жизни мужчин и женщин в России самый высокий в мире – 14 лет. Для сравнения, смертность заключенных приблизительно в три раза ниже таковой среди мужчин тех же возрастов на воле. У двух третей умерших в трудоспособном возрасте россиян посмертное вскрытие обнаруживает повышенное содержание алкоголя в крови.

Убийства и самоубийства . По данным пресс-службы МВД, около 80% убийц в России нетрезвы в момент убийства. Такое же состояние выявляется и у около 40% самоубийц.

Оставленные дети . Россия занимает первое место в мире по количеству брошенных детей. Алкоголизм – наиболее распространенная причина оставления детей и лишения материн­ских прав в РФ. По данным исследований, у почти половины воспитанников детских домов в России наблюдаются признаки алкогольного синдрома плода.

Дорожно-транспортные происшествия . Более 60% смертельно травмированных в ДТП в России погибают с повышенным содержанием алкоголя в крови. При этом официальная статистика по водителям, задержанным в состоянии алкогольного опьянения занижается на порядок.

Разводы . Катастрофически высокий уровень алкогольных проблем в России ведет и к катастрофически высокой разводимости – по этому показателю Россия находится на втором месте в мире.

Алкоголизация детей – более 80% подростков потребляют алкогольные напитки. Возраст приобщения к алкоголю по сравнению с советским периодом снизился с 17 до 14 лет. По данным Роспотребнадзора в России треть несовершеннолетних юношей и девушек выпивают ежеднево. Между тем доказано, что раннее приобщение к алкоголю увеличивает в 5–6 раз риск развития алкоголизма и насильственной смерти в будущем.

Экономические потери составляют не менее одного триллиона 700 миллиардов рублей в год. Они связаны с повышенной смертностью, потерей продолжительности здоровой жизни, утратой трудоспособности, со снижением производительности труда, затратами на лечение связанных с алкоголем заболеваний, с социальными выплатами государства инвалидам, сиротам, с ущербом от пожаров, ДТП, с расходами на содержание заключенных, на борьбу с преступностью и беспризорностью.

Таким образом, злоупотребление алкоголем – основной фактор демографического и социального кризиса в России, общенациональная угроза на уровне личности, семьи, общества, государства и, следовательно, угроза национальной безопасности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ С.Ю. ВИТТЕ

Факультет Управления

Кафедра Менеджмента и маркетинга

По дисциплине: Демография

Тема: Социальная и демографическая политика: взаимосвязь и различие целей

Выполнил студент 1 курса, гр. Узс 21.1/Б-13

Сверчкова Ирина Андреевна

Преподаватель: Осипова Наталья Викторовна

Москва 2014

Введение

Государство во многих областях общественной жизни проводит свою политику или, можно сказать, множество различных политик, каждая из которых преследует определенную ограниченную цель и в соответствии с этой целью имеет наименование (политика в области занятости, заработной платы, доходов, образования, жилищная политика, национальная, культурная, оборонная, социальная и т.д.). Наименование политики указывает (прокламирует) ее цели. Таким образом, это вовсе не пустая формальность, не схоластика. Провозглашение целей данной политики налагает определенную ответственность на органы управления за достижение этих целей и за результаты (включая побочные). Таким образом определяется эффективность политики -- путем сопоставления результатов именно с целями.

Пожалуй, невозможно назвать мероприятия государства или общественный процессы, которые бы совершенно не отражались на демографической ситуации. Но это вовсе не дает оснований числить любое мероприятие государства по разряду демографической политики. Между тем существует уже давняя традиция, в частности, в отношении рождаемости. После каждого постановления правительства, содержащего какие-либо меры по материальной поддержке семей с детьми, эти меры причисляются даже некоторыми авторитетными учеными-демографами к мерам демографической политики. От них ожидают повышения рождаемости. Хорошо известна, однако, кратковременность действия и демографическая безрезультативность подобных мер -- как по опыту бывших восточноевропейских стран, так и по опыту нашего отечества. И эта безрезультативность закономерна, поскольку и не предполагалась в качестве цели.

В связи с этим необходимо различать социальную и демографическую политики.

1. Демографическая политика

Демографическая политика -- это комплекс экономических, административных пропагандистских мероприятий, с помощью которых государство влияет на рождаемость в желаемом для себя направлении.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

История демографической политики

Демографическая политика известна с древних времён. В средневековье, когда бушевали войны и эпидемии, она приобрела направление на поддержание увеличения рождаемости. В Новое время чёткие определения и действия по стимулированию рождаемости были оформлены во Франции.

В начале XIX века в Европе взяла верх теория Мальтуса, что привело к политике сдерживания рождаемости.

После Второй Мировой войны, из-за демографического кризиса, развитию демографической политики было уделено особое внимание. Проблемы обсуждались на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН, и в 1969 году был создан специальный фонд ЮНФПА.

В США нет чётко выраженной демографической политики, населению предоставлен свободный выбор. Однако имеется проблема абортов: они то разрешены, то запрещены в зависимости от соотношения либералов и консерваторов в правительстве. В СССР проводилась политика поощрения многодетности, материальное и моральное стимулирование. В 80-х наблюдалось снижение рождаемости, после чего были усилены поощрения. В независимой России политика поощрения рождаемости продолжилась, в качестве меры материального поощрения появился материнский капитал.

Цели демографической политики

В развивающихся странах, где наблюдается демографический взрыв -- снижение коэффициента рождаемости и естественного прироста населения за счёт контрацепции, санитарного просвещения, консультации по вопросам планирования семьи, добровольная стерелизация, экономические и административные меры. Также есть факт большой смертности в развивающихся странах.

В экономически развитых странах -- повышение уровня рождаемости и естественного прироста (особенно активно демполитика проводилась в Восточной Европе до конца 80-х) благодаря ссудам молодожёнам, пособиям на рождение каждого ребёнка, льготам на жильё, длительного отпуска для беременных. По оценкам сейчас усилилась политика такого рода во Франции и Швеции. демографический рождаемость социальный

Меры демографической политики

1. Экономические

· оплачиваемые отпуска; различные пособия при рождении ребёнка, часто в зависимости от их количества

· возраст и состояние семьи оцениваются по прогрессивной шкале

· ссуды, кредиты, налоговые и жилищные льготы -- для повышения рождаемости

· преимущества для многодетных семей -- для повышения рождаемости

2. Административно-правовые

· законодательные акты, регулирующие возраст вступления в брак, разводимость, отношение к абортам и контрацепции, имущественное положение матери и детей при распаде брака, режим труда работающих женщин

3. Воспитательные, пропагандистские

· формирование общественного мнения, норм и стандартов демографического поведения

· определение отношения к религиозным нормам, традициям и обычаям

· политика планирования семьи

· половое образование молодёжи

Демографическая политика, в соответствии с предметом демографии, имеет своей целью управление демографическими процессами их регулирование

2. Социальная политика

Социальная политика -- политика в области социального развития и социального обеспечения ; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных групп, а также сфера изучения вопросов, касающихся такой политики, включая исторические, экономические, политические, социоправовые и социологические аспекты, а также экспертизу причинно-следственных связей в области социальных вопросов. Вместе с тем следует учитывать, что нет устоявшегося мнения относительно того, что следует понимать под выражением «социальная политика». Так, этот термин нередко используется в смысле социального администрирования по отношению к тем институционализированным (то есть закреплённым в правовом и организационном плане) социальным услугам, которые обеспечиваются государством. Такое использование термина некоторые авторы считают ошибочным.

Чаще под социальной политикой в прикладном, практическом смысле (контексте) понимают совокупность (систему) конкретных мер и мероприятий, направленных на жизнеобеспечение населения. В зависимости от того, от кого исходят эти меры, кто их главный инициатор (субъект), различают соответствующие виды социальной политики - государственная (федеральная), региональная, муниципальная, корпоративная и т.д. В широком смысле и с научных позиций - это не столько система мер и мероприятий, сколько система взаимоотношений и взаимодействий между социальными группами, социальными слоями общества, в центре которых и главная их конечная цель - человек, его благосостояние, социальная защита и социальное развитие, жизнеобеспечение и социальная безопасность населения в целом.

Традиционными сферами социальной политики считаются следующие: образование, здравоохранение, жильё и социальное страхование (включая пенсионное обеспечение и индивидуальные социальные услуги)

Государственная социальная политика

Свою социальную политику государство обычно проводит через местные и региональные органы власти. Финансируется государственная социальная политика из государственного бюджета. Объектами социальной политики государства обычно являются крупные социальные группы, соответствующие либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу.

Цель социальной политики государства состоит в улучшении здоровья нации, в обеспечении достаточного дохода и социальной поддержки в определённых неблагоприятных жизненных ситуациях и, в целом, в создании для населения благоприятной социальной атмосферы в обществе.

Социальная политика является составной частью общей стратегии государства, относящейся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выработке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных гарантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опирающаяся на широкую общественную поддержку социальная политика предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстановку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития.

Формы реализации социальной политики

Формы реализации социальной политики различны. Одна из основных таких форм -- оказание социальных услуг. Объектом получения социальных услуг могут выступать как отдельные социальные группы (обычно -- имеющие определённые социальные проблемы), в отношении которых проводится социальное администрирование, так и всё население в целом.

Например, система социальной защиты безработных является неотъемлемым элементом государственной политики. Она включает в себя две системы: страхование по безработице, основанное на трудовом и страховом стаже с учетом уровня заработной платы, и социальное обеспечение для поддержания жизненного уровня, предоставляемое после проверки нуждаемости. Наиболее распространенной в развитых странах государственной программой поддержки дохода для безработных является страхование по безработице.

Стратегия и приоритеты социальной политики

Стратегия социальной политики -- это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе её развития.

При разработке и реализации социальной политики с необходимостью встаёт вопрос о социальных приоритетах, то есть социальных задачах, которые признаются обществом на данном этапе его развития наиболее настоятельными и срочными, требующими первоочередного решения. В качестве главных приоритетов социальной политики можно выделить:

· обеспечение человеку от рождения до старости нормальных условий жизни и развития;

· создание условий для функционирования семьи как первичной ячейки общества, особое внимание оказывать матерям;

· обеспечение экономической безопасности, надежная защита конституционных прав и свобод граждан;

· обеспечение эффективной защищенности населения: повышение качества социальной защиты населения, охрана здоровья, культуры, обеспечения жильем, улучшение демографической ситуации.

К субъектам социальной политики относятся органы законодательной и исполнительной власти различных уровней, работодатели в государственном и негосударственном секторах экономики, а также профсоюзные и иные общественные организации, которые влияют на разработку государственной социальной политики.

Выделяют следующие принципы социальной политики:

· социальной справедливости,

· социальной ответственности,

· социального партнерства,

· социальных гарантий,

· преемственности.

К задачам социальной политики относятся:

· стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потребления,

· усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости,

· обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населения,

· сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности.

Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин.

Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная политика должна быть приоритетна для властных структур любого государства.

С оциальная политика имеет своей целью регулирование условий жизни, организацию помощи нуждающимся и т.п.

3. Взаимосвязь и различие целей социальной и демографической политики

Конечно, меры социальной политики, направленные на улучшение материальных условий жизни семей и отдельных людей, могут сближаться с задачами демографической политики, создавая благоприятные условия для реализации имеющихся демографических, в частности репродуктивных, потребностей. Но возможности только мер социальной политики воздействовать на изменение потребностей невелики.

По данным всех исследований репродуктивных установок, проведенных в нашей стране и за рубежом, показатель среднего желаемого числа детей в семье выше показателя среднего ожидаемого (реально планируемого) числа детей, что свидетельствует о неполной удовлетворенности потребности в числе детей, которую испытывает множество семей (можно даже сказать, какая это часть семей. Но, по разным исследованиям, часть эта оценивается различно. Анализ результатов исследований увел бы нас в сторону от основной темы. Поэтому я позволю себе не рассматривать этот аспект).

Положительная разность между желаемым и ожидаемым числами детей указывает на возможность некоторого повышения рождаемости, которого можно достичь с помощью традиционных мер социальной политики: пособий, льгот и т.п. Одновременно малая величина этой разности, всего 0,15 ребенка, показывает соответственно незначительность влияния материальных помех на реализацию существующей потребности в детях. Все-таки и в нынешних переходных социальных условиях большинство семей имеют число детей в соответствии (или почти в соответствии) с потребностями в них. Отсюда можно сделать вывод о малых возможностях традиционной демографической (вернее, социальной) политики поднять рождаемость с помощью привычных способов: пособий и льгот. Довести рождаемость удалось бы лишь до среднего желаемого числа детей, которое поданным микропереписи 1994 г., как известно, составляет 1,91 ребенка и не достигает необходимой хотя бы для простого воспроизводства населения величины 2,12 (апоскольку мы уже в процессе депопуляции, то для выхода из него показатель рождаемости должен значительно превышать значение 2,12).

Для того чтобы выйти из зоны демографической катастрофы, необходимо поднять уровень рождаемости значительно выше величины 2,12 врасчете на одну женщину без различия брачного состояния или выше 2,6 в расчете на один эффективный брак. А для этого нужно повлиять на репродуктивные потребности миллионов российских семей, поднять среднее желаемое число детей примерно до величины 2,8--3,0 ребенка, для чего следует популяризировать семью с 3--4-мя детьми, не забывая при этом выказывать все знаки внимания и уважения к семье многодетной (с 5-ю и более детьми).

Заключение

Исходя из вышесказанного, политика, призванная повлиять на репродуктивное поведение населения в сторону повышения уровня рождаемости, складывается из двух направлений: 1) регулирование условий жизни с целью содействия семьям в удовлетворении существующих у них потребностей в числе детей, и 2) регулирование условий жизни таким образом, чтобы повысить потребность в числе детей до уровня, позволяющего нашему обществу избежать демографической катастрофы.

Первое направление полностью сливается с задачами традиционной социальной политики. Они вовсе не должны ограничиваться системами пособий и льгот. Напротив, необходима такая социальная политика, при которой бы неуклонно снижался удельный вес семей, нуждающихся в государственной благотворительности. Иными словами, необходимо увеличивать в обществе удельный вес семей, способных жить на собственные доходы, от наемного труда и коммерческой деятельности.

Второе направление пронаталистской (т.е. направленной на повышение рождаемости) политики государства и деятельности общественных организаций заключается в укреплении семьи как социального института, повышении преимуществ и привлекательности семейной жизни, полезности детей для родителей. Более конкретных мер по укреплению института семьи и повышению потребности семьи в числе детей пока назвать не представляется возможным, поскольку никаких научных наработок в этой области еще нет.

Из этого мы можем сделать вывод о том, что демографическая и социальная политики тесно связаны между собой.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Теоретический анализ понятия демографической политики государства - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Реализация средств демографической политики.

    реферат , добавлен 30.11.2010

    Понятие демографической политики, ее структура и составляющие. Основные направления и мероприятия демографической политики Российской Федерации, ее анализ на примере Красноярского края. Оценка демографической ситуации: данные государственной статистики.

    курсовая работа , добавлен 20.06.2012

    Сущность понятия "демографическая политика". Политика, направленная на повышение рождаемости. Общие направления и региональные особенности демографической политики. Руководящий принцип демографической политики Бельгии. Отпуска по беременности и родам.

    контрольная работа , добавлен 26.10.2010

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Основные понятия демографической политики - целенаправленной деятельности государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения. Особенности современной демографической политики в разных странах.

    реферат , добавлен 01.06.2015

    Влияние социальной политики на рождаемость в Российской Федерации. Сущность социальной политики и критерии её эффективности. Приоритетные национальные проекты. Оценка показателей рождаемости. Усиление роли дополнительных мер государственной поддержки.

    контрольная работа , добавлен 20.03.2014

    Понятие демографии, ее сущность и особенности, история становления и развития как науки, современное состояние. Определение демографической политики, ее основные задачи в государстве. Состояние демографической политики в экономически развитых странах.

    практическая работа , добавлен 13.02.2009

    Характеристика социальной сферы национальной экономики и ее составляющих. Социальная политика государства: ее цели, задачи, содержание и основные направления. Модели и методы социальной политики государства: экономические, правовые или законодательные.

    реферат , добавлен 15.01.2011

    Сущность и основные компоненты социальной политики государства. Основные цели и задачи социальной политики. Особенности, основные направления и проблемы современной социальной политики в России. Основные принципы разработки модели социальной политики.

    курсовая работа , добавлен 25.11.2014

    Государственная демографическая политика Российской Федерации. Современное состояние демографических процессов в России. Реализация демографической политики в Саратовской области. Направления совершенствования региональной демографической политики.

Социально-демографическая политика в Россииявляется базовым элементом формирования концепции экономики страны.

От обеспечения трудовыми ресурсами зависит уровень социального благосостояния внутри страны и показатели ее внешнеэкономического положения как субъекта экономического мирового пространства.

Демографическая политика: что это

Цель этой сферы государственного регулирования - обеспечить необходимые для страны От этого зависит состояние всех важнейших форм социальной жизни: экономики, качества жизни разных социальных слоев населения, уровня обороноспособности страны. Какие показатели формируют социально-демографическую картину России:

  • уровень воспроизводства населения;
  • динамические показатели численности и структуры населения;
  • уровень смертности/рождаемости;
  • количество заключенных и расторгнутых браков;
  • миграционные показатели.

Все другие индикаторы о состоянии общества в государстве в динамике за 10-15 лет, на основании которых делается аналитический срез, выявляют проблемы, требующие незамедлительного решения, либо негативные тенденции и выработку мер по их нейтрализации.

В чем заключается социальная политика

Цель социальной политики - улучшение качества жизни населения за счет реализации социальных программ и государственной поддержки определенных групп населения. Успешная социальная политика является условием для того, чтобы достигла цели демографическая политика России.

Так, например, программа «Материнский капитал» реализуется при поддержке государства и наметила хорошую перспективу для увеличения среднестатистических показателей рождаемости в России.

Однако социальная сфера не всегда готова обеспечить условия в этой области. Показательной является ситуация с ростом рождаемости, к которому привела демографическая политика России. 2013 год выявил дефицит количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, эта проблема остается актуальной на ближайшую перспективу. Дисбаланс может привести к нежелательным социальным последствиям. Кроме этих негативных моментов, нехватка мест в детских садах не позволяет родителям реализовывать в полной мере свой

Показатели воспроизводства населения в России

Несмотря на предпринятые мероприятия по повышению численности населения в России за последние десять лет, сохраняется тенденция к депопуляции населения.

Притом что уровень рождаемости имеет тенденцию к росту (в среднем на 15%), однако высокие показатели смертности оставляют нерешенным вопрос воспроизводства населения.

Демографическая политика России в начале века проявила свою неэффективность. Самый низкий уровень рождения был в 2000 году. В перспективе эта должна проявить себя к 2020 году, когда соотношение людей пенсионного и трудоспособного возраста достигнет критических пропорций.

Именно в период наименьшего воспроизводства населения была принята Концепция демографической политики до 2015 и перспективой до 2025 года по созданию условий для стабилизации процесса воспроизводства населения.

Миграционные процессы в современной России

В связи с фундаментальными изменениями в экономике страны за последние десятилетия, сокращением программ развития северных регионов отток из этих районов трудоспособного населения был значительным и составил больше восьми процентов от общего количества населения Крайнего Севера (более 1 млн человек).

Наблюдаютсясерьезные изменения в пропорции легального и незаконного миграционного потока жителей стран Содружества Независимых Государств (СНГ). именно поэтому в Концепции демографического развития заложена задача по созданию программ привлечения перспективных молодых специалистов из СНГ, возвращению соотечественников из зарубежных стран.

Институт семьи и брака

Институт семьи и брака является базовой социальной ячейкой общества. Именно в ней закладываются принципы социального устройства, культура, взгляды, социальные воззрения, направленность личности.

Для успешной реализации социальных перспектив именно семья является индикатором здоровых отношений. Поэтому демографическая политика России делает ставку на развитие института семьи и брака. Какие мероприятия должны способствовать укреплению этого важного Они предусмотрены программой поддержки института семьи и служат цели не только его укрепления, но и развития духовно-нравственных основ ячейки общества:

  1. Консультативная и психологическая поддержка семей, решающая задачу сохранения семьи и предупреждения разводов.
  2. Пропаганда ценности брака и воспитания детей, а также прием в семью детей, оставшихся без попечения родителей.
  3. Снижение количества абортов.
  4. Повышение родительской ответственности за воспитание и развитие детей.

Концепция, программа, план и демографическая политика

Концепция - идеологическая позиция, которая является постулатом для всех иных документов и решений на федеральном, региональном и местном уровне. Общее видение ситуации по демографии страны и стратегические направления в решении выявленных проблем.

Демографическая политика России осуществляется в рамках программы по направлениям деятельности.

Определяется областью решения задач (охраны материнства и детства, поддержки лиц пенсионного возраста, профилактики асоциального поведения молодежи и иные) и организационными масштабами (федеральный, региональный, муниципальный уровни).

План - пространственно-временная локализация деятельности в соответствии с разработанной программой. План выражается в конкретных цифрах и датах. По итогам года он подлежит анализу по отношению фактических показателей к плановым.

Какие приоритеты на современном этапе

В качестве приоритетов, согласно принятой Концепции, которые решает демографическая политика России 2014 года на настоящий период и до 2025 года, можно выделить следующие:

  1. Снижение уровня смертности (особенно материнской и младенческой).
  2. Повышение продолжительности активной жизни населения до 75-летнего возраста.
  3. Сохранение динамики повышения рождаемости.
  4. Укрепление института семьи.
  5. Привлечение трудовых мигрантов.

Решение поставленных демографических задач находится в прямой зависимости от эффективности социальных мер, направленных на стабилизацию экономических процессов, снижение расслоения общества, создание благоприятных социальных условий и повышение уровня жизни населения.

Социально-демографическая политика в современной России, ее значение и перспектива

Для результативности и прогнозируемости заданных параметров важно предусмотреть не только успешное повышение количественных показателей роста народонаселения, но и обеспечить этот рост качеством социальной жизни. Демографическая политика в России предполагает в период до 2025 года:

  • Сократить смертность трудоспособного населения не менее чем в 1,6 раза.
  • Снизить уровень материнской и более чем в 2 раза.
  • Повысить показатели здоровья населения, сформировать мотивацию для ведения здорового образа жизни.
  • Повысить рождаемость в 1,5 раза, добиться воспроизводства численности населения за счет рождения второго и последующих детей.

На настоящий момент правомерность положений, которые декларирует демографическая политика России, подтверждается статистическими данными. Естественный прирост населения по данным 2012 года отмечен в сорока субъектах Российской Федерации. Уровень населения в 143 млн человек, который был запланирован на 2015 год, уже достигнут. Но цели продолжают оставаться актуальными.

Демографическая политика и специфика менталитета в России

Таким образом, России, кратко представленная в Концепции и развернуто изложенная в социальных программах, - это система влияния государства и социальных институтов на процессы в обществе с целью улучшения количественных показателей и демографического развития.

Демографическая политика в России не изменяет, а только развивает исконно российские традиции в понимании ценности семьи и семейного воспитания детей.

Российский менталитет всегда содержал духовно-нравственный принцип справедливости и равенства в обществе, доступности благ для всех его членов.

Исходя из этих приоритетов политика государства обречена на успех, поскольку тождественна российскому традиционному пониманию отношений человека и общества.

Демографическая политика -- целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования процессов воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуру.

В широком смысле демографическая политика -- это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу "материнского капитала", а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д. М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

В программном послании президента Федеральному собранию прозвучал тезис о серьёзности и даже катастрофичности демографической ситуации в стране.

Недавно была опубликована "Концепция демографической политики России до 2015 года", она разработана под руководством одного из ведущих демографов - Л. Рыбаковского. Правительство одобрило в основном концепцию демографической политики до 2015 года.

Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах - прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом" .

Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов--налогов--кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений.

Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейно-детным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях.

Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них 1 , которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия .

Также был разработана национальная программа.

Демографическое развитие России: проект национальной программы.

Цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140--142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми.

Улучшение здоровья населения и снижение смертности.

Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию.

Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.

Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны.

Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;

приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;

дифференцированность в подходах и реализации демографической и семейной политики, акцент на создание стимулов к рождению в семье второго и последующих детей в системе мер по стимулированию рождаемости;

приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР -- представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;

обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;

дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков .

Введение

1. Социально - экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики

2. Национальные проблемы Краснодарского края

Заключение

Список использованных источников

Введение

Актуальность темы. Население Российской Федерации в настоящее время стремительно сокращается, что представляет собой одну из наиболее серьезных угроз национальной безопасности России в XXI веке. Все большую тревогу вызывает ситуация, при которой поколение детей лишь на 60% замещает поколение родителей, страна ежегодно теряет 700-800 тыс. человек. Начиная с 1992 г. смертность в России устойчиво превышает рождаемость. За 14 лет (1992-2005 гг.) разница между количеством родившихся и количеством умерших в России составила более 11,1 млн. человек. Абсолютная убыль населения (с учетом 5,3 млн. въехавших мигрантов) составила за этот период около 5,8 млн. (около 400 тыс. человек в среднем за год). Данные последних лет демонстрируют нарастание масштабов убыли населения: за 2000-2005 гг. - около 700 тыс. человек в среднем за год.

Сохранение нынешнего уровня рождаемости и смертности приведет к тому, что численность населения нашей страны к началу 2025 г. может составить около 123 млн. человек, сократившись по сравнению с началом 2006 г. на 20 млн. человек (или на 1/7).

Существующие сегодня показатели рождаемости в 1,6 раза ниже, чем необходимо для обеспечения хотя бы простого воспроизводства населения. Такая ситуация ставит под вопрос дальнейшие возможности народов России развивать накопленный веками материальный, духовный и культурный потенциал. Российская Федерация сегодня отстает от передовых стран по показателю средней продолжительности жизни на 16-19 лет у мужчин и на 9-13 лет у женщин. Усугубляется диспропорция в населенности регионов. В центральных районах европейской части страны, являющихся историко-культурной основой российской государственности, на фоне резкого снижения рождаемости возрастает доля людей старших возрастов, регионы Сибири и Дальнего Востока из-за миграционного оттока продолжают терять население.

Старение населения увеличивает нагрузку на его трудоспособную часть, систему здравоохранения и социального обеспечения, способствует обострению проблем с выплатами пенсий и социальных пособий. Уменьшение численности населения представляет собой прямую угрозу национальной безопасности России. Дополнительный отток из России квалифицированных кадров, особенно молодежи, ведет к снижению научного, творческого, культурного потенциалов российского общества, обостряет проблему внешней технологической зависимости России.

Реальная угроза национальной безопасности и суверенитету Российской Федерации связана с уменьшением численности населения трудоспособных возрастов и, соответственно, экономического потенциала страны. В условиях ожидаемого экономического роста сокращение численности экономически активного населения (по оценке Минэкономразвития России на 3,2 млн. человек за 2006-2010 годы) вызовет острый дефицит рабочей силы. Привлечение мигрантов из зарубежных государств с социокультурными параметрами и образом жизни, существенно отличающимися от социокультурных характеристик народов Российской Федерации, может только на время и локально способствовать решению экономических проблем, одновременно способствуя дестабилизации социальной обстановки в ближайшей перспективе. Характер современных стихийных миграционных процессов не отвечает в ряде регионов (Юг России, Дальний Восток) экономическим и политическим интересам государства.

Дальнейшее развитие России как жизнеспособного общества и государства невозможно без выработки и реализации стратегического и государственного плана преодоления демографического кризиса на основе комплексного решения вопросов семьи и рождаемости, здоровья и продолжительности жизни, миграции и расселения. Учитывая, что с 2010 года процесс депопуляции усилится из-за негативных изменений возрастного состава населения (сокращение численности населения репродуктивного возраста, увеличение доли пожилых людей) и любые принимаемые меры уже не смогут дать необходимого эффекта, в настоящее время требуется переход к масштабным, активным и финансово обеспеченным действиям, которые реально позволят изменить демографическую ситуацию.

Цель данной работы заключается в анализе основных мероприятий по реализации демографической политики в России, а также изучении национальных проблем Краснодарского края.

Объектом работы является демографическая ситуация в России.

Предмет - мероприятия демографической политики.

Задачи работы:

1. Изучить социально - экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики

2. Проанализировать национальные проблемы Краснодарского края. Структура работы состоит из введения, основной части, заключения, списка использованных источников.

1. Социально - экономические и юридические мероприятия по реализации демографической политики

В широком смысле демографическая политика - это политика в области народонаселения. Объектом может выступать население страны, отдельных её районов, когорты населения, семьи определённых типов. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума.

Демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу "материнского капитала", а также пособия и льготы по рождению ребенка. В демографической политике в России участвуют и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. Российский совет предпринимателей и промышленников России также имеет Комитет по социальной и демографической политике, который возглавляет Д. М. Якобашвили и который пока, впрочем, ничем себя не проявил. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

В программном послании президента Федеральному собранию прозвучал тезис о серьёзности и даже катастрофичности демографической ситуации в стране.

Недавно была опубликована "Концепция демографической политики России до 2015 года", она разработана под руководством одного из ведущих демографов - Л. Рыбаковского. Правительство одобрило в основном концепцию демографической политики до 2015 года.

Признание катастрофичности демографического положения страны требует сегодня немедленной активизации политики поощрения рождаемости, принятия программы, которая в равной мере основывается как на национальных интересах, так и на тех семейных ценностях, которые мог бы свободно принять любой человек. В настоящей Концепции формулируются основные направления демографической политики, а также меры, которые способны возвратить семье ее главную функцию воспроизводства поколений и социализации потомства. Эти меры должны быть системными и постоянно действующими, реализуемыми в разных сферах - прежде всего в законодательной, социальной и экономической. Предполагается всяческое возвышение семьи как семейного производства с многообразными по форме инвестициями в то, что называется "человеческим капиталом" .

Пронаталистская (т.е. направленная на увеличение рождаемости) политика доходов-налогов-кредитов во много раз демографически эффективнее политики пособий, хотя и предполагает фундаментальную переоценку критериев распределения национального продукта, а также пересмотр приоритетов национального бюджета. Она потребует значительных финансовых вложений, однако при этом следует учесть экономию на статьях расходов, связанных с нынешним кризисом семьи, в частности с расходами на репрессивный и пенитенциарный аппарат, с расходами на аппарат органов социального обеспечения детей и пожилых, с социальными затратами, создаваемыми старением населения, с переориентацией всего народного хозяйства на нужды старых поколений.

Просемейная политика радикального повышения ценности семьи с детьми, повышения престижа семейно-родственных ролей в сравнении с профессиональными ролями личности предлагает населению действительный выбор между семейно-детным и одиночно-холостяцким образом жизни. Устранение материального ухудшения жизни при рождении детей выносит проблему рождаемости и семьи за пределы уровня жизни, наполняет ее ценностным содержанием, определяющим смысл существования. В Концепции дается характеристика мер повышения потребности семьи и личности в детях, а также мер, направленных на улучшение условий реализации имеющейся у населения потребности в детях.

Новая демографическая политика государства предлагает индивидам на выбор различные модели семьи и семейного образа жизни, поддерживает те из них 1 , которые отвечают стратегическим интересам государства. Это означает, что оно стремится не только к ликвидации негативного хода демографических процессов, но и к такому воздействию на процессы воспроизводства населения, которое в полной мере соответствовало бы обществу демографического и социального благополучия .

Также был разработана национальная программа.

Демографическое развитие России: проект национальной программы.

Цель - обеспечение стабилизации численности населения Российской Федерации к 2015 гг. на уровне не ниже 140-142 млн. чел. С обеспечением в дальнейшем предпосылок для роста численности населения.

Создание условий для повышения рождаемости, обеспечения поддержки семей с детьми.

Улучшение здоровья населения и снижение смертности.

Привлечение русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР к иммиграции в Российскую Федерацию.

Улучшение баланса расселения населения Российской Федерации по регионам.

Ограничение незаконной иммиграции, особенно в тех регионах Российской Федерации, где она может создать угрозу социальной стабильности, суверенитету, территориальной целостности и национальной безопасности страны.

Формирование системы обеспечения государственной демографической и семейной политики.

Государственная политика в соответствии с Национальной программой реализуется на основе следующих принципов:

обеспечение суверенитета Российской Федерации в самостоятельном определении путей демографического развития страны;

приоритет мер, направленных на постоянное население Российской Федерации, перед мерами по использованию внешней миграции в решении демографических проблем;

приоритет привлечения русских и русскоязычных жителей республик бывшего СССР - представителей народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации, к иммиграции в Российскую Федерацию в комплексе мер иммиграционной политики Российской Федерации;

обеспечение баланса прав иммигрантов, законно прибывающих в Российскую Федерацию и обустраивающихся на ее территории, с правами и законными интересами граждан Российской Федерации, при учете геополитических, демографических и социально-экономических интересов Российской Федерации в части расселения и трудоустройства легальных мигрантов, обустройства и использования социальной инфраструктуры;

дифференцированный подход к приему различных категорий мигрантов в соответствии со стратегией и ориентирами социально-экономической и демографической политики Российской Федерации, с целью обеспечения необходимых государству миграционных потоков .

2. Национальные проблемы Краснодарского края

Краснодарский край относится к наиболее густонаселенным территориям РФ с высокой положительной динамикой численности населения. Средняя плотность населения 65,9 чел. на кв. км. Доля городского населения в общей численности жителей составляет всего 53,4%, что ниже среднего по стране уровня (73,2%). Следует подчеркнуть, что сельские населенные пункты в крае (их называют "станицы"), особенно районные центры^ имеют число жителей, сравнимое с небольшими городами центральной России, и не менее высокий уровень развития инфраструктуры.

В этническом составе преобладают русские (87,9%), часть которых относит себя к кубанским казакам, живут также украинцы (3,9%), армяне (3,7%), адыги (0,2%), курды (0,1%), турки (0,1%), белорусы, немцы, греки, татары и пр. В 90-е гг. межэтническая ситуация осложнилась, в т. ч. из-за близости края к кризисным регионам горячим точкам на Северном Кавказе, фактически превратившим Кубань в прифронтовую зону .

Миграционный прирост населения за последние годы в регионе в 5-6 раз превышает среднероссийские показатели и превращается в серьезную социальную проблему: осложняется жилищный вопрос, растут дефицит рабочих мест, нагрузка на органы соцобеспечения, здравоохранения и т. п.

Подавляющая часть мигрантов, а многие из них вынужденные переселенцы, русские (88,5%), остальные украинцы (4%) и армяне (2,2%, 1997 г.). Серьезные проблемы возникают на Кубани в связи с миграцией из Закавказья курдов, армян, турок-месхетинцев. При этом самыми конфликтными считаются территории в зоне курортов Адлер, Сочи, Анапа, Геленджик и в прилегающих к ним районах, где чаще всего селятся мигранты.

Численность экономически активного населения к началу 2007 г. составляла 2134 тыс. чел., из них были заняты в отраслях экономики 1907 тыс. чел., а искали работу 227 тыс. чел. Официально зарегистрированная безработица в 2007 г. 2,7% от экономически активного населения, или 58,3 тыс. чел.. К концу 2006 г. официальное число безработных сократилось до 45 тыс. чел., или 2,1% экономически активного населения. Всего же в тот период не имели занятия, но искали его 213 тыс. чел., а работали в различных сферах и отраслях экономики 1915 тыс. чел. Таким образом, общий уровень безработицы был равен 10% от экономически активного населения, или от 2128 тыс. чел.

По итогам 2008 г. численность работавших во всех отраслях экономики края практически осталась на уровне предыдущего года и составляла 1909 тыс. чёл. Почти четверть всего занятого населения работала в сельском хозяйстве. Ситуация на рынке труда была относительно стабильной. Официально зарегистрированных безработных насчитывалось 28,8 тыс. чел. Уровень регистрируемой безработицы даже снизился: с 1,7% в начале 2009 г. до 1,1% в декабре 1996 г. В то же время уровень общей безработицы в крае стал существенно выше 15,6%, что превысило средний показатель по России (11,2%).

На 1 января 2009 г. в крае зарегистрировано 7,3 тыс. безработных в возрасте 16-29 лет. Доля молодежи в общей численности безработных снизилась с 27,5 до 25,6%.

В сфере трудоустройства реализовывалась Программа содействия занятости населения Краснодарского края. Она способствовала созданию гибкой государственной системы социальной поддержки, предотвращению роста безработицы. Для молодежи была организована специальная краевая биржа труда.

Таким образом, в течение последнего десятилетия радикально изменилось качество миграционного потока. Сейчас его основная масса - это мигранты, приезжающие к нам временно, заработать деньги и уехать.

Поэтому и акценты в миграционной политике сегодня должны быть принципиально иными. Проблема дефицита трудовых ресурсов стоит очень остро. Следовательно, трудовых мигрантов мы принимать должны. Более того, когда они есть, то играют роль замечательной амортизационной подушки для нашего социума на случай, не дай бог, очередного экономического кризиса. Просто потому, что внешние мигранты - это та категория, которая в случае роста безработицы вымывается первой. Они предохраняют местное население от слишком бурных социальных потрясений.

А миграционная политика по факту, к сожалению, ориентирована не столько на реально существующие проблемы, сколько на фантомы 90-х годов. К тому же мощный вал трудовой миграции в настоящее время никак не адаптирован к кубанскому социуму. Пока иностранных рабочих было не очень много и они изолированно жили в своих вагончиках, нигде не появляясь, никто их фактически не видел. Сейчас их уже много. В течение двух лет радикально изменился возрастной состав этих людей. Если раньше это были исключительно отцы семейств, то сейчас на заработки приезжают очень молодые люди .

Одна из серьезных проблем миграционной политики - это отсутствие реального общественного контроля. Такой контроль нужен не только для того, чтобы защитить мигрантов. В первую очередь он необходим для того, чтобы защитить граждан России.

Необходимо разделить вопросы миграционной политики и межэтнических отношений. Самое большое количество иностранцев, въезжающих в Краснодарский край, - это мигранты из соседней Украины. На втором месте идет Грузия, затем Казахстан и только потом Армения. Более того, по статистике последних лет, процент русских по национальности среди въезжающих на территорию нашего края иностранцев примерно равен проценту русских среди коренного населения. Эта цифра колеблется от 83 до 87 процентов.

Заключение

Итак, на основании выше изложенного мы можем сделать некоторые выводы.

В настоящее время в мире у большинства ученых, политиков и правительственных чиновников нет осознания депопуляции как острейшей проблемы - мировой и национальной. В общественном мнении преобладает представление о "бурном росте" мирового населения, о "росте рождаемости" и "угрозе перенаселенности". В этом контексте депопуляция ряда европейских стран рассматривается как "спасение" от "перенаселенности", а сокращение рождаемости и низкая рождаемость - как единственное средство этого "спасения".

Россия как многонациональная страна с огромными территориями и незначительным по современным меркам, но к тому же депопулирующим населением рискует оказаться в очередной раз полигоном, где трагически пересекаются глобальные противоречия современности. По мнению разработчиков Концепции, у нашей страны есть лишь одна возможность сохранения национальной и территориальной целостности - активизация демографической политики, направленной на повышение рождаемости и резкое увеличение доли семей с тремя и более детьми посредством системного поощрения семейного образа жизни.

Список использованных источников

1. Белошапкина Е. Анализ демографической ситуации в стране и в Ханты-Мансийском автономном округе // Экономист. - 2009. - N 2. - С.63-68.

2. Быстрое А. А. Материнский капитал: стимулирование рождаемости? // Социол. исслед. - 2008. - N 12. - С.91-96.

3. Демографическая модернизация России в XX веке // Обществ, науки и современность. - 2007. - N 3. - С. 128-140.

4.1 Демографический ежегодник России. 2008: стат. сб. / редкол.: Суринов А.Е. и др. - М.: Росстат, 2008. - 557с.

5. Демченко А. Демографическая ситуация в Краснодарском крае // http://eawarn.ru/pub/Bull/WebHome/53_05.htm

6. Лубанец Е. Кубань переживает демографический всплеск // http://www.rg.ru/2005/ll/23/babyboom.html

7. Переведенцев В.И. Демографические перспективы России // Социол. исслед. - 2007. - N 12. - С.58-69.