Медико-социальная экспертиза (МСЭ) и реабилитация лиц с патологией органа зрения базируется на основных положениях отечественной концепции инвалидности и общих позициях МСЭ.
Главные положения современной концепции инвалидности и государственной политики по отношению к инвалидам отражены в Федеральном Законе "О социальной защите инвалидов в РФ" (№ 181 от 24.11.95 г.), в котором содержатся новая трактовка понятия "инвалид" и новые критерии определения инвалидности.
"Инвалид " - лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты".
"Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата человеком вследствие нарушения здоровья способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение, трудовую деятельность и игровую деятельность (у детей)".
Медико-социальная экспертиза - определение потребности освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Согласно Постановлению Правительства РФ № 965 от 13.08.96 г. "О порядке признания граждан инвалидами", инвалидность определяется учреждениями (бюро) МСЭ. В зависимости от тяжести нарушения здоровья и степени ограничения жизнедеятельности лицу, признанному инвалидом, устанавливают I, II или III группу инвалидности, а в возрасте до 16 лет (с 1999 г. - до 18 лет) - категорию "ребенок-инвалид".
Вопрос о направлении в бюро МСЭ для установления инвалидности рассматривается в лечебно-профилактических учреждениях после проведения всех необходимых диагностических и лечебных мероприятий.
На учреждения МСЭ, помимо определения группы и причины инвалидности, возлагается разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов как формы их социальной защиты.
Реабилитация инвалидов - процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических мероприятий, направленных на устранение или наиболее полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.
Цели реабилитации - восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.
Определение инвалидности базируется на тщательной оценке комплекса клинико-функциональных, социально-бытовых, профессиональных, психологических факторов. При этом требуется установить не только степень утраты либо нарушения медицинского и социального статусов, но и уровень их сохранности, компенсаторно-адаптационные резервы, возможность их мобилизации для полной или частичной реабилитации больного.
С целью объективной оценки состояния здоровья и степени социальной адаптации используют результаты всестороннего обследования, функциональных и лабораторных исследований, проводят осмотр больного и беседы с ним, анализ необходимых документов.
Офтальмологическая экспертиза предполагает использование общих положений МСЭ, но имеет также специфические особенности.
Зрение - сложнейший психофизиологический процесс, полноценность которого необходима для нормальной жизнедеятельности человека, так как 90 % информации о внешнем мире поступает через зрительный анализатор. Зрительные расстройства, приводящие к ограничению жизнедеятельности, могут быть обусловлены различной офтальмопатологией, которая является следствием заболеваний, аномалий развития, повреждений как различных структур глазного яблока и его придатков, так и центральных, ин-тракраниальных отделов зрительного анализатора.
При МСЭ лиц с офтальмопатологией клинико-функциональный диагноз и прогноз нужно определять с учетом следующих факторов:
Из социальных факторов необходимо учитывать возраст, семейное положение, бытовые условия, образование, профессию, стаж работы, характер трудовой деятельности. Оценивают также психологические особенности больного и нуждаемость в различных видах социальной помощи.
На основе сопоставления результатов подобного комплексного анализа с содержанием основных категорий жизнедеятельности делают заключение о наличии и степени ограничений жизнедеятельности, наличии инвалидности.
Нарушение зрения оказывает неблагоприятное влияние почти на все проявления жизнедеятельности, однако степень этого влияния различна.
Способность человека к передвижению, самообслуживанию, ориентации, общению зависит главным образом от состояния основных зрительных функций - остроты зрения и поля зрения.
Зрительные функции определяют при моно- и бинокулярном предъявлении испытательных тестов, но при МСЭ тяжесть нарушении оценивают по состоянию функций лучше видящего или единственного глаза в условиях переносимой (оптимальной) коррекции.
Оценка возможностей зрительного анализатора применительно к специфическим задачам трудовой деятельности и обучения более сложная. Помимо анализа приоритетных для всех категорий жизнедеятельности зрительных функций, таких как острота и поле зрения, требуется оценка других функций зрительного анализатора, имеющих особенное значение для осуществления деятельности различных видов, в том числе работ зрительного профиля, а также общего и профессионального обучения. К этим функциям относятся световая (темповая) чувствительность, цветоощущение, бинокулярное зрение, острота зрения вблизи, аккомодация, зрительное утомление, зрительная продуктивность и другие офтальмоэргономические характеристики.
Иногда, особенно при аметропии, заболеваниях центральной нервной системы, нарушениях функций глазных мышц, патологии зрительно-нервного аппарата, даже при относительно хороших показателях остроты и поля зрения патологическое зрительное утомление снижает возможность осуществления работ зрительного профиля, в том числе требующих постоянного использования компьютеров. Ограничена способность выполнять зрительные работы, связанные с постоянным использованием компьютерной техники, у лиц с высокой аметропией, одноглазием, нистагмом.
Большое значение имеют данные о состоянии гидро- и гемодинамики глаза, особенно при оценке способности к выполнению труда, связанного с большой физической и нервно-эмоциональной нагрузкой.
Важную информацию о состоянии зрительного анализатора при определении ограничений жизнедеятельности получают с помощью электрофизиологических исследований (ЭФИ), позволяющих провести качественную и количественную оценку функционального состояния различных отделов и компонентов зрительного нервного аппарата.
Особенно важны данные, получаемые в процессе ЭФИ, при заболеваниях зрительного нерва и сетчатки в тех случаях, когда при визуальных исследованиях (офтальмоскопия, офтальмобиомикроскопия, офтальмохромоскопия) не удается выявить изменения и только ЭФИ позволяют установить наличие, локализацию и выраженность патологического процесса. Столь же необходимы результаты ЭФИ при помутнениях преломляющих сред, когда визуальное исследование структур глазного дна невозможно.
Интегральная оценка функционального состояния зрительного анализатора с учетом Международной классификации зрительных расстройств (МКБ 10-го пересмотра. ВОЗ. Женева) позволяет выделить 4 степени тяжести нарушений его функций:
Комплексная оценка всех перечисленных выше позиций позволяет определить степень ограничения жизнедеятельности, наличие инвалидности и ее группу в соответствии с общими критериями инвалидности.
В зависимости от тяжести выделяют 3 степени ограничений жизнедеятельности, оценка которых имеет особенности при каждой из восьми перечисленных выше категорий жизнедеятельности, однако существуют основные характеристики этих ограничений, свойственные большинству категорий жизнедеятельности.
Ограничения I степени - незначительно или умеренно выраженные - имеют место в том случае, если больной человек способен осуществлять жизнедеятельность того или иного вида с определенными трудностями и преимущественно с помощью вспомогательных средств в связи с умеренно выраженными стойкими нарушениями функций организма.
Ограничения II степени - выраженные - возникают при необходимости использовать не только вспомогательные средства, но и помощь другого человека или специально созданные (для обучения, трудовой деятельности) условия, что обусловлено стойкими выраженными нарушениями функций организма.
Ограничения III степени - значительно выраженные - констатируют при полной неспособности больного человека самостоятельно осуществлять основные категории жизнедеятельности и постоянной зависимости его от других лиц ввиду значительно выраженных стойких нарушений функций организма.
В зависимости от степени тяжести ограничений жизнедеятельности и функциональных расстройств, а также с учетом потребности в мерах социальной защиты и помощи устанавливают одну из трех групп инвалидности.
Инвалидность I группы устанавливают при ухудшении здоровья со стойким значительно выраженнымнарушением функций организма, приводящим к значительному ограничению основных категорий жизнедеятельности.
У лиц со зрительными расстройствами показания к установлению I группы инвалидности имеются при практической или абсолютной слепоте на оба глаза.
Инвалидность II группы устанавливают при ухудшении здоровья с выраженным нарушением функций организма, приводящим к выраженному ограничению жизнедеятельности.
При нарушении зрения показанием к определению II группы инвалидности является слабовидение высокой степени на единственном или лучше видящем глазу либо на обоих глазах.
Инвалидность III группы устанавливают при ухудшении здоровья с незначительным нарушением функций организма, приводящим к умеренно выраженному ограничению жизнедеятельности.
У лиц с офтальмопатологией инвалидность III группы устанавливают главным образом при ограничении способности к трудовой, профессиональной деятельности, обусловленном слабовидением средней или низкой степени либо другими зрительными нарушениями.
При определении наличия и группы инвалидности, помимо состояния органа зрения, учитывают многие социальные и психологические факторы, клинический и реабилитационный прогноз.
Важной задачей МСЭ, помимо определения инвалидности, является формирование индивидуальной программы реабилитации больных.
В проведении мероприятий с целью реабилитации инвалидов по зрению должны участвовать лечебно-профилактические учреждения, службы социальной помощи, сами инвалиды и их семьи, различные предприятия, производства, а также правления и предприятия обществ слепых.
В России создана научно обоснованная система медико-социальной реабилитации слепых и инвалидов по зрению, включающая комплекс медицинских, психологических, социальных, педагогических, профессионально-трудовых мероприятий, поэтапное и взаимосвязанное применение которых способствует восстановлению здоровья, трудоспособности, других видов жизнедеятельности и социальной интеграции незрячих.
В комплексе реабилитационных мероприятий главную роль играет восстановительное лечение. Благодаря достижениям отечественной офтальмологии, особенно офтальмохирургии и лазерной терапии, многим тысячам слепых возвращено зрение.
Большое значение имеет также элементарная реабилитация слепых - развитие мобильности, сенсорного восприятия, обучение навыкам ориентировки в пространстве, самообслуживания, домоводства, обучение письму и чтению по точечной азбуке Брайля (дающей возможность из комбинации шести выпуклых точек создать 63 знака, достаточных для обозначения букв алфавита, цифр, знаков препинания, а также математических и нотных знаков), овладение средствами тифлотехники (от англ. tyhlos - слепой) - совокупности приспособлений, приборов и систем, компенсирующих частичную или полную потерю зрения.
Значительную помощь в реабилитации инвалидов оказывает психологическая коррекция, преодоление психологического комплекса неполноценности.
Для осуществления элементарной реабилитации созданы специальные школы, а также организована соответствующая служба при правлениях и на предприятиях обществ слепых.
Необходимое для социально-трудовой реабилитации профессиональное обучение или переобучение слепых и слабовидящих осуществляют в специальных техникумах и профессионально-технических училищах, где они приобретают доступные им профессии, а также непосредственно на предприятиях обществ слепых.
Незрячие дети проходят курс элементарной реабилитации в специальных школах-интернатах, где они получают общее среднее образование. Обучение и воспитание в этих школах строится с учетом особенностей развития детей с разными формами нарушения зрения. Существуют раздельные школы для слепых и слабовидящих детей. Обучение в школах ведется по типовым и специальным программам, основанным на принципах тифлопедагогики. В школах-интернатах осушествляют и трудовую подготовку, имеющую политехническую направленность. Выпускники школ-интернатов работают на предприятиях обществ слепых либо государственных предприятиях. Многие из них продолжают обучение в высших или средних специальных учебных заведениях и по окончании их работают в различных отраслях народного хозяйства.
Эффективная разносторонняя реабилитация инвалидов со зрительными нарушениями создает предпосылки для достижения равных возможностей и равных прав со зрячими для получения общего и специального образования, разностороннего развития, активного участия в современном производстве и общественной жизни общества.
Дети с нарушенными зрительными функциями часто не умеют установить контакт с окружающими людьми, они беспомощны перед незнакомыми людьми, проявляют болезненную внутреннюю скованность. Тогда слепые и слабовидящие дети ради сохранения внутреннего равновесия предпочитают уходить от контакта. Такое поведение является социальным аутизмом.
Если люди не откликаются на стремление детей общаться, у тех не удовлетворяется потребность испытать их внимание. Это приводит к дискомфорту, к длительным психоэмоциональным угнетениям, которые проявляются депрессивными состояниями. Слепые дети перестают верить в свои силы, они отчуждаются. Это особенно выражено у полностью слепых детей. Ребенок-инвалид, изолированный в силу дефекта, лишен возможности свободно передвигаться и общаться.
Из тупиковой ситуации одиночества и социальной депривации им помогает уход в эстетическую творческую деятельность. Дети пытаются сочинять стихи, что-то мастерить руками или писать музыку. Когда ребенок-инвалид по зрению открывает для себя радость эстетического творчества, он не только меняет свою жизненную позицию, но и отношение к своей жизни, себе и своему изъяну. Он начинает более оптимистично смотреть на жизнь и окружение. Но, к сожалению, в большинстве случаев по окончанию учебного заведения инвалид по зрению вновь оказывается в условиях узкого семейного общения.
Главным каналом, поставщиком различных переживаний, которые отражают жизнь человека, является общение. Оно приобретает особое значение в жизни инвалида по зрению тогда, когда он включается в творческую эстетическую деятельность и попадает в коллектив, в котором находит отклик на свое творчество. Но если незрячим людям не помогать, их творческие качества могут не развиться. Необходимо дать им увидеть те положительные стороны своей психики, которые помогут найти понимание, утвердиться в жизни и проявить себя в обществе.
Как себя чувствует ребенок в школе-интернате, напрямую зависит от формы организации и содержания его жизнедеятельности во внеурочное время. Вместе с детьми воспитатель старается провести больше разнообразных мероприятий, сделать интересных дел. Педагоги используют такие методы работы со слабовидящими и незрячими детьми:
Когда дети работают в коллективе, у них развивается социальная активность и творческие навыки. Они учатся высказать свое мнение, оценивать сделанное, считаться с мнением других, быть ответственным за порученное дело. Эти навыки развиваются во время подготовки и проведения различных мероприятий.
При подготовке общешкольных мероприятий работа происходит по таким этапам:
Полезным бывает научить детей при подготовке мероприятия прослушать выразительное исполнение произведения воспитателем. Следует анализировать живую речь, работать над сценическим движением, мимикой и пантомимикой. Здесь открывается широкий простор инициативе, творчеству и самостоятельности.
После того, как ребенок получит положительную оценку и переживет чувство радости от сделанного всем коллективом, он чувствует сопричастность к общему делу. Он загорается желанием творить хорошее, доброе, высказывает пожелание в следующий раз участвовать в общем деле. Для детей-инвалидов по зрению принципиально важно, чтобы их излишне не опекали, понимали и принимали как равных.
Социальную реабилитацию инвалидов по зрению улучшает трудотерапия. Выполняя любой труд, дети учатся его любить, становятся более усидчивыми, настойчивыми и целеустремленными. Они проявляют инициативу, учатся выбирать оптимальные способы выполнения действий, стремятся доводить начатое дело до конца. Без таких качеств дальнейшая жизнь невозможна.
Но прежде чем ребенок начнет выполнять какую-либо работу, он должен получить определенную сумму знаний, показать, как он будет выполнять определенные действия. Так, например, для того, чтобы изготовить поделку, необходимо вначале со слабовидящими детьми собрать и рассмотреть природный материал. Затем педагогу необходимо показать, как сворачивать и закреплять на веточках листья. Только после этого дети могут выполнить такие действия самостоятельно. Важно в конце работы оценить целесообразность, своеобразие и индивидуальность труда. Детей обязательно необходимо похвалить и поблагодарить за выполненную работу.
В процессе психолого-педагогической реабилитации детей должны быть учтены следующие моменты:
Необходимо чаще хвалить детей, ведь это вызывает у них положительные эмоции и желание что-то хорошее сделать в следующий раз.
Социальная реабилитация - восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества. В содержательном плане по существу включает в концентрированном виде все аспекты реабилитации.
Социальная реабилитация инвалидов по зрению имеет свои особенности.
При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.
Абсолютная или практическая слепота приводят к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.
В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая, светоцветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов - язык и губы.
Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух, память и внимание.
Начальным звеном системы общей реабилитации инвалидов по зрению является медицинская реабилитация, которая представляет собой комплекс мер, направленных на восстановление утраченных функций или компенсацию нарушенных функций, замещение утраченных органов, приостановление прогрессирования заболеваний.
Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом - уже в ходе реализации медицинских услуг для потерявшего зрение человека должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации: минимально травмирующая операция и т.д.
Следующим крупным разделом медицинской реабилитации является восстановительная и реконструктивная хирургия, которая восстанавливает пораженные органы зрения, создает органы или их части взамен утраченных, а также устраняет нарушения внешности, полученные в результате заболевания или травмы.
Комплексную оценку состояния организма проводит медико-социальная экспертиза (МСЭ) - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.
В состав Бюро МСЭ входят врачи различных специальностей, специалист по реабилитации, психолог, специалист по социальной работе. При необходимости в данный состав могут быть включены другие специалисты.
Технология медико-социальной экспертизы включает четыре основных этапа.
Первый этап: вынесение врачами-экспертами клинико-функционального диагноза.
Второй этап - определение категорий и степени выраженности ограничений жизнедеятельности.
По результатам социальной диагностики оформляется Карта, которая служит одним из обоснований медико-экспертного заключения.
На третьем этапе выявляются реабилитационные возможности относительно восстановления конкретных видов жизнедеятельности инвалида.
На четвертом этапе происходит определение потребностей инвалида в мерах реабилитации. Конечным результатом данного этапа экспертизы является формирование индивидуальной программы реабилитации (ИПР) - это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного представлений о бесполезности реабилитации.
Кроме того, психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, устранение социально-психологической неполноценности, укрепление активной и деятельной личностной позиции.
Психологическое обеспечение реабилитационного процесса лиц, имеющих нарушения зрения представляет собой совокупность задач, являющихся актуальными на каждом из его этапов. Именно психологические составляющие во многом определяют направленность реабилитационных мероприятий, эффективность проведения реабилитации и конечный результат в целом.
Необходим тщательный анализ психологической работы на всех этапах реабилитации, изучение перспективных направлений сотрудничества и взаимодействия психолога с другими специалистами (врачами, социальными работниками, педагогами, реабилитологами и т.д.).
На каждом из этапов реабилитации слепых можно выделить задачи психологического обеспечения, соответствующие ведущим факторам каждого из этапов. Инвалид по зрению как объект реабилитации присутствует на каждом из них, психологическая реабилитация также присутствует на различных ступенях этого процесса.
Для положительного эффекта психологическое сопровождение реабилитационных мероприятий одинаково важно на всех этапах, поэтому нецелесообразно рассматривать преимущества психологической работы на той или иной ступени, можно говорить лишь о большей или меньшей значимости отдельных видов психологической помощи.
У большинства инвалидов наблюдаются проявления неблагоприятных психологических признаков различной степени выраженности. Субъективно это находит отражение в жалобах на плохой сон, нервно-психическое напряжение, повышенную утомляемость, раздражительность, снижение психической активности, работоспособности. Часто имеют место явления социально-психологической дезадаптации в виде ухудшения семейных отношений, сужения круга общения, формирования негативных установок к окружающим людям и т.д.
Для успешного проведения психологических мероприятий необходимо учитывать их объем, структуру, направленность, целесообразность сочетания с другими методами лечения и реабилитации. Каждый из этапов реабилитационного процесса имеет специфические особенности. В соответствии с этим и методы психологического воздействия должны исходить из возможностей и потребностей реабилитации на определенном этапе.
Ведущей задачей специалистов в области психологической реабилитации является обеспечение позитивных изменений в психоэмоциональной сфере и структуре личности инвалида по зрению. Для ее решения необходимы не разовые и односторонние меры, а комплексный подход, предполагающий учет внешних и внутренних факторов, воздействующих на личность. Поэтому при работе с инвалидами по зрению профессиональная деятельность психолога предполагает многоплановость работу и включает в себя все направления реабилитационного процесса.
Наряду с другими направлениями психологической реабилитации, к которым традиционно относят психологическую диагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психогигиену, одним из основных является также психологическое просвещение, так как одной из основных задач психологической реабилитации является организация и проведение психологической работы по формированию здорового образа жизни и психологической культуры, а также разработка и внедрение образовательных психологических программ для незрячих и их родственников.
Одной из важнейших и непростых задач психолога является разъяснение зрячим сути непривычного и, часто, непонятного для них поведения слепого человека в обычных жизненных ситуациях и необходимой коррекции взаимоотношений обеих сторон. Успех этой работы заключается в формировании чувства взаимопонимания и взаимоуважения между инвалидами по зрению и здоровыми людьми в повседневных условиях жизни.
Принято считать, что удовлетворение потребностей человека в жилище, пище, одежде и досуге объединяется понятием быт. Бытовые потребности зависят от уровня материального благополучия, круга жизненных интересов, набора социальных ценностей, которыми дорожит каждый человек, от возможностей его здоровья.
Одним из направлений социальной реабилитации инвалидов по зрению является социально-бытовая реабилитация, необходимость которой обусловлена тем, что инвалидность по зрению приводит к значительному числу ограничений в возможностях самообслуживания и передвижения, которые здоровый человек использует, даже не задумываясь об их значимости.
Социально-бытовая реабилитация инвалидов по зрению - это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-бытовой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления к ним, а также система и процесс определения структуры наиболее развитых функций инвалида с целью последующего подбора на этой основе вида общественной или семейно-общественной деятельности.
Мероприятия по социально-бытовой реабилитации включают:
При определении своего местоположения слепой вынужден использовать осязание и слух, а обнаружить изученные ранее объекты, находящиеся на небольшом расстоянии ему поможет трость.
Звуковые ориентиры можно обнаружить издали. Разумеется, зримый ориентир куда надежнее звучащего, так как на пути могут быть множество факторов, искажающих направление звука.
Перед выходом из дома нужно изучить и запомнить расположение основных препятствий и ориентиров намечаемого маршрута, что серьезно облегчит проведение последующих занятий. Выходить на местность следует в любую погоду. Это способствует отработке умения не теряться, не паниковать в экстремальных ситуациях. Также занятия рекомендуется проводить в различное время: ранним утром, в полдень, в вечернее время, а также в будни и выходные дни. Благодаря такому чередованию незрячий быстрее научится улавливать различия в звуковом фоне на месте проведения занятий, что очень важно для его ориентировки.
Полезно использовать навыки, приобретенные до потери зрения. К ним относятся: знание планировки местности, умение разбираться в планах и картах, пользоваться различными видами транспорта, умение одеваться по погоде, опора на которые может повысить эффективность обучения, но при этом обучающий сам должен владеть аналогичными навыками.
Особый подход требуется при обучении мобильности незрячих пожилого возраста.
В отдельных случаях удобно пользоваться помощью специально обученной собаки-проводника. Но прежде чем решиться взять собаку в дом, необходимо понять, что собака - живое существо со своей биологией, характером, инстинктами.
Отсутствие зрения осложняет выполнение бытовых функций и требует продумывания каждой мелочи. При организации быта незрячего необходимо учитывать его специфику. В соответствии с указанными специфическими особенностями незрячего устраивается и его быт, с чем необходимо считаться всем, проживающим совместно с ним. С возрастом незрячему становится тяжелее и приходит необходимость в помощи, которая может быть получена от членов семьи, родных и близких, друзей, социальных работников и других людей.
Педагогическая реабилитация инвалидов по зрению включает в себя, в первую очередь, мероприятия воспитательного и обучающего характера в отношении инвалидов по зрению и направлены на то, чтобы он овладел знаниями, умениями и навыками самоконтроля и осознанного поведения, самообслуживания, получил необходимый уровень общего или дополнительного образования.
Важнейшая цель этой деятельности - выработка уверенности в собственных возможностях, создание установки на активную самостоятельную жизнь. В ее рамках осуществляется также профессиональная диагностика и профессиональная ориентация инвалида, обучение его соответствующим трудовым навыкам и умениям, а также подготовка или переподготовка к новой профессии, основанной на доступных для них видах деятельности.
Социально-профессиональная (трудовая) реабилитация инвалидов по зрению включает в себя комплекс мероприятий: приспособление производственной среды к нуждам и потребностям инвалида, адаптацию инвалида к требованиям производства.
Социальная реабилитация в условиях стандартной производственной среды требует достаточно значительных усилий и расходов, так как по общему правилу проекты производственных мощностей и инфраструктура предприятий проектируется на основе требований, далеких от нужд инвалидов.
Прежде чем приступить к профессиональной реабилитации, необходимо: выяснить специальность, предшествующую инвалидности, о возможности работать без посторонней помощи, о желании ознакомиться с организацией труда, о факторах, препятствующих овладению профессией или ремеслом без зрения или с остаточным зрением.
После выяснения соответствия желаемого, возможного и целесообразного вносится ясность в суть проблемы. Нельзя не учитывать то, что многие инвалиды в настоящее время стали более информированными о своих правах на социальную поддержку и трудовую занятость.
В условиях сокращения возможностей трудоустройства на предприятиях, инвалидам по зрению, желающим работать, остается осваивать сложные технологии и пробиваться в интеллектуальную сферу деятельности, в бизнес, хотя для многих незрячих привлекателен бытовой труд как наиболее приемлемый, удобный и в семейном плане экономически целесообразный.
Социокультурная деятельность выступает важнейшим социализирующим фактором, приобщая людей к общению, согласованию действий, восстанавливая их самооценку.
В рамках социокультурной реабилитации инвалидов по зрению следует, прежде всего, применять досуговую реабилитацию.
Социокультурная реабилитация инвалидов - это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. В рамках социокультурной реабилитации инвалидов следует, прежде всего, применять досуговую реабилитацию. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга.
Социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала.
Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют инвалидов, и по возможности организовать их реализацию.
Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала инвалида. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-реабилитационные мероприятия (информационно-образовательные, развивающие и т. п.), которые направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.
В качестве элемента социокультурной реабилитации можно рассматривать спортивную реабилитацию инвалидов по зрению, в которой особенно сильны механизмы соперничества, действующие также зачастую в сфере творческой реабилитации.
Эффективному занятию спортом помогают новые технологии, такие как сопровождение спортсмена на дистанции в соревнованиях по легкой атлетике и лыжным гонкам тренером-лидером, разработаны специальные спортивные игры для незрячих (голбол (звенящий мяч), торбол и др.)
Заниматься биатлоном позволяют специальные винтовки с радио маяком, благодаря которому спортсмен ориентируется на звук.
Существуют специально сконструированные шахматные и шашечные доски с выпуклыми и втопленными клетками одного цвета, шахматные фигуры вставляются в специальное отверстие, сделанное в доске и отличаются вырезанным ободком, обозначающим цвет фигуры. По такому же принципу изготавливаются шашки. Также эффективным средством в реабилитации инвалидов по зрению являются занятия туризмом.
Помимо перечисленных видов реабилитационной деятельности, есть определенное специальное направление, в рамках которого осуществляется восстановление способности к социальной деятельности как восстановление способности к общению - «социокоммуникативная реабилитация», которая нацелена на восстановление непосредственных социальных взаимодействий инвалида с социальными сетями.
Социокоммуникативная реабилитация инвалида по зрению невозможна, если у него отсутствует доступ к получению информации, Ключом доступа к информации у инвалидов по зрению являются информационные технологии.
В современных условиях роль информации неуклонно расширяется во всех сферах человеческой деятельности. Возможность активного участия человека в информационном обмене становится одним из важнейших факторов социального полноправия.
Поскольку, как уже отмечалось, большую часть информации человек получает через зрение, для незрячих людей проблема информационного обмена представляется особенно острой.
Возможность самостоятельного пользования специально предназначенными для слепых и слабовидящих изданиями (рельефными или озвученными) рассматривается незрячими как величайшее благо.
Издание литературы, будь то рельефно-точечный шрифт по системе Л. Брайля, или в аудиоформате, требует значительных временных и материальных затрат. Их применение может обеспечить этой категории инвалидов доступ лишь к незначительной части информации, доступной зрячим.
Эффективное решение проблем инвалидов по зрению в сфере информационного обмена находится в области использования информационных компьютерных технологий, в том числе специально адаптированных для лиц с глубокими нарушениями зрения (тифлотехнологии).
Миллионы людей уже не представляют свою жизнь без использования достижений информационных технологий. Процесс развития информационных технологий оказал решающее воздействие на доступность информационной среды для инвалидов по зрению.
Несмотря на достигнутые успехи в борьбе с заболеваниями и повреждениями глаз, инвалидность при этой форме патологии значительна, и поэтому реабилитация инвалидов вследствие глазной патологии остается актуальной проблемой. Самым трагическим финалом тяжелых заболеваний органа зрения является слепота. Причиной слепоты в прошлом были такие заболевания, как оспа, трахома, бленнорея, в настоящее время врожденные и наследственные заболевания глаз, заболевания зрительно-нервного аппарата.
Основными инвалидизирующими заболеваниями являются глаукома, миопия, заболевания хрусталика, атрофия зрительного нерва и сосудистые нарушения. Глаукома характеризуется тем, что не только часто приводит к инвалидности, но и является основной причиной полной слепоты (инвалидность 1-й группы). Миопия (близорукость) характеризуется тем, что приводит к инвалидности преимущественно в молодом возрасте. Самой частой причиной инвалидности при миопии является отслойка сетчатки. Причиной реабилитации при сосудистых заболеваниях чаще всего является тромбоз и эмболия центральной артерии, вены сетчатки и их ветвей.
Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана Всероссийским обществом слепых (ВОС). В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека и в разные периоды его жизни. Воспитание слепого ребенка, его школьное образование, получение профессии и трудоустройство - это направление деятельности общества, если слепота была врожденной или приобретенной в детстве. Общество способствует проведению лечения больных, финансируя программу реабилитации. Реабилитация больных с патологией органа зрения находится также в сфере деятельности медико-социальных экспертных комиссий. Обязанностью этих комиссий является не только определение трудоспособности больных, но и разработка для них программ реабилитации, контроль за реализацией этих программ.
Инвалиды 1 или 2 группы вследствие заболевания и травмы органа зрения получают права и льготы, установленные специально для слепых - возможность раньше получить пенсию по старости (мужчины - по достижении 50 лет и стажа работы не менее 15 лет, женщины - по достижении 40 лет и стажа работы не менее 10 лет). Слепые освобождаются от уплаты подоходного налога по месту работы, им установлен 6-часовой рабочий день, они имеют право бесплатного проезда внутригородским транспортом.
Основной метод социальной реабилитации больных - рациональное трудовое устройство, при котором условия труда не только соответствуют возможностям организма больного, но и способствуют благоприятному протеканию восстановительных процессов в поврежденном органе и в организме в целом. Противопоказаниями для слепых являются виды труда, разрушающие такой важный путь компенсации дефекта, как тактильную чувствительность. К таким видам относятся работы, приводящие к огрублению кожы пальцев и снижению осязания. Противопоказанными условиями труда для слепых и слабовидящих являются и те, которые связаны с токсическими воздействиями на орган зрения, центральную нервную систему. На МСЭК лежит и обязанность проведения профориентации больного с патологией органа зрения, с тем чтобы он получил специальность, труд по которой был бы адекватен его возможностям, с учетом характера главной патологии, и соответствовал его способностям и склонностям. Такой труд, обеспечивающий социально-трудовую реабилитацию слепых и слабовидящих инвалидов по зрению, организован в учебно-производственных предприятиях ВОС (УПП ВОС). В России действуют более 200 УПП ВОС. Рациональное трудоустройство инвалидов по зрению в УПП ВОС обеспечивается специальным перечнем показаний и противопоказаний для выполнения ими различных видов производственной деятельности, в зависимости от характера инвалидизирующего заболевания, его течения, степени утраты зрения, особенностей конкретного производства. Перечень разработан ЦИЭТИНом.
· Патопсихологические особенности лиц с нарушением
Слуха и зрения
· Социально-медицинская реабилитация слепых
· Социально-медицинская реабилитация инвалидов по слуху
Патопсихологические особенности лиц с нарушением слуха и зрения. При анализе личностной структуры взрослых инвалидов с нарушением зрения с детства необходимо учитывать следующую характерологическую дифференциацию: личности тормозимого круга составляют 45%; возбудимого круга - 35%; смешанного характера - 20 %.
У инвалидов тормозимого круга преобладают замкнутость, малая общительность, сенситивность, робость, нерешительность. Для инвалидов возбудимого круга характерны повышенная возбудимость, раздражительность, чрезмерная эффективность с потерей чувства контроля над своими действиями, обидчивость, упрямство, эгоцентризм. Они отличаются обстоятельностью и педантизмом. Многие склонны к истерическим реакциям. У подавляющего большинства инвалидов с нарушением зрения невротические черты характера наблюдались с самого детства. При этом такие лица обладают хорошей памятью, легко и свободно излагают свои мысли и имеют достаточно высокую общеобразовательную подготовку. Многим из них свойственны обостренное понимание морально-нравственных принципов и повышенная принципиальность.
Патопсихологические изменения и проявления зависят от времени появления дефекта зрения и его глубины. Отсутствие зрения с раннего детства само по себе не является фактором психологическим, и слепые не чувствуют себя погруженными во мрак. Психологическим фактом слепота становится только тогда, когда незрячий человек вступает в общение с отличающимися от него зрячими людьми.
Глубина и длительность реакции на слепоту зависят как от особенностей личности, так и от темпа развития зрительного дефекта, от его тяжести и времени появления. Реакция у мгновенно ослепших людей - более тяжелая, чем у тех, кто потерял зрение постепенно.
Выделены три этапа личностного невротического реагирования на появление слепоты.
1. Острая реакция эмоционального шока в первые дни проявляется в виде эмоциональной дезорганизованности, угнетенности, тревоги, страха, астении, гипертрофированного представления о своем дефекте.
2. Реактивный переходный период с развитием невротического состояния наблюдается в течение первых трех месяцев. Психопатологическая симптоматика определяется депрессивными, тревожно-депрессивными, ипохондрическими, истерическими, фобическими расстройствами.
3. При прогрессирующей потере зрения характерны жалобы на одиночество, беспомощность. Возможны суицидальные действия. В этот период либо происходит адаптация к слепоте, либо развиваются патохарактерологические изменения в структуре личности.
Патологическое развитие личности проявляется преимущественно четырьмя типами: астеническим, обсессивно-фобическим, истерическим и ипохондрическим, аутистическим (с погруженностью в мир внутренних переживаний). При неблагоприятных условиях у поздноослепших могут нарушаться социальные связи, изменяться поведение.
Выделяют 4 фазы в процессе адаптации к слепоте: 1) фаза бездействия, которой сопутствует глубокая депрессия; 2) фаза занятия, в которой инвалид по зрению включается в деятельность с целью отвлечься от тяжелых мыслей; 3) фаза деятельности, для которой характерно стремление реализовать свои творческие возможности; 4) фаза поведения, когда складываются характер и стиль деятельности незрячего, определяющие весь его дальнейший жизненный путь.
Психологические нарушения у взрослых людей при потере слуха во многом схожи с теми, которые наблюдаются при потере зрения, так как в обоих случаях обусловлены сенсорной депривацией и изоляцией.
Взрослые люди с рано приобретенными нарушениями слуха при благоприятных социально-психологических условиях могут достигать хорошего уровня социально-психологической адаптации с редукцией нервно-психических отклонений. Наблюдаются несколько типов патохарактерологического развития личности. Для лиц с астеническим типом личности характерны чувство тревоги, неустойчивое настроение, сенситивность, неуверенность в себе, страх перед трудностями жизни и в работе. Реактивно обусловленные декомпенсации сопровождаются вегетативно-сосудистыми нарушениями, снижением настроения, расстройствами восприятия в виде патологических ощущений и иллюзорных переживаний, идей неполноценности. Постепенно зависимость состояния от психотравмирующих ситуаций стирается, и психические аномалии становятся характерной особенностью личности. Круг интересов сужается до концентрации на собственном самочувствии и переживаниях. Нередко возникают ипохондрические, депрессивные настроения, страх общения (социофобия). Появляется повышенное внимание к самоощущениям и вопросам здоровья. Возможно формирование астено-депрессивных или ипохондрических расстройств личности. В поведении прослеживаются повышенная пунктуальность, аккуратность, приверженность к распорядку дня.
Развитие личности по возбудимому типу чаще наблюдается в дисгармоничных семьях, при наследственной отягощенности. Такие лица на фоне инфантильности, обидчивости, ранимости, мнительности проявляют повышенную требовательность, нетерпимость к окружающим, придирчивость, раздражительность. Нередко они обладают повышенным самомнением, демонстративным поведением, стремлением к чрезмерному к себе вниманию, эгоцентризмом.
При поздней потере слуха, в зрелом возрасте, эта беда воспринимается как тяжелая психотравма. Личностное реагирование на потерю слуха зависит от многих факторов: личностных особенностей, возраста, быстроты снижения слуха, психологической устойчивости к стрессам, социального положения, профессии. Внезапная потеря слуха воспринимается как крушение жизни и сопровождается эмоциональной невротической реакцией. Психологическая реакция на постепенное ухудшение слуха носит менее острый характер, так как человек постепенно адаптируется к изменению здоровья. Потеря слуха сопровождается нарушением физического, душевного и социального благополучия, расстройством биосоциальной адаптации. Отношение к потере слуха во многом зависит от возраста и социального положения. Молодые люди острее воспринимают свой дефект. Для них психологически более значимы эстетические, интимные компоненты заболевания, резонанс на его дефект со стороны знакомых и близких людей, ограничение личной свободы, профессионального роста, возникновение определенной социальной депривации.
В пожилом возрасте потеря слуха воспринимается менее болезненно, иногда - как закономерный процесс старения. В психическом состоянии наряду с усилением прежних черт или изменений личности, свойственных периоду старения, появляются и новые черты - эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения: от надежды на улучшение состояния здоровья и жизненной ситуации человек быстро переходит к отчаянию.
Есть и другая категория людей, с противоположным отношением к своей болезни - аногностическим. Они отказываются замечать свой дефект, обвиняют окружающих, что те говорят тихо или неразборчиво, а если окружающие повышают голос, - заявляют, что «нечего кричать, они не глухие».
Социальные позиции людей, утративших слух, подразделяются на три типа: адекватная позиция, соответствующая реальному положению вещей; позиция, обусловленная переоценкой тяжести своего состояния и характеризующаяся неверием в свои возможности, слабостью побуждений, нежеланием активно включаться в реабилитационный процесс; позиция упорного нежелания изменить свой образ жизни в соответствии с изменившимися возможностями.
В ряде случаев молодые люди, недавно потерявшие слух, сами рвут свои прежние связи и самоизолируются, так как, по их мнению, становятся неудобны для общения со старыми знакомыми и друзьями. В этом отношении позитивно отличаются инвалиды с детства, которые адаптированы к своему заболеванию и ограничениям и не склонны строить свое представление о себе только на основании наличия своего дефекта.
Тип реагирования на болезнь будет определять поведение больного и соответственно психотерапевтическую тактику врача или социального работника, участвующих в реабилитационном процессе.
Социально-медицинская реабилитация слепых. Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии остроты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым.К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств коррекции от 5 до 40%. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также некоторых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.
Слепота - одна из важных социальных проблем. В мире насчитывается не менее 20 млн. слепых, если слепоту определять, как неспособность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всероссийским обществом слепых (ВОС). По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитывается 272801 человек, из них 220956 - тотально слепые.
Основные причины, способствующие росту инвалидности по зрению: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспечения медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.
Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не является неизменным. К прогрессирующим следует относить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незаконченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близорукости, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует относить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а также такие непрогрессирующие последствия заболеваний и операций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.
Возраст возникновения нарушения зрения и его характер определяет степень ограничения жизнедеятельности. К основным категориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать людей и объекты, соблюдать личную безопасность. Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизнедеятельности встречается со множеством трудностей: низкими возможностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособлениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельности обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничениями социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотехническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособлениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сферопризматическими очками, гиперокулярами, увеличивающими приставками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методическая литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зрению; не хватает специалистов-реабилитологов.
В настоящее время государство направляет свои усилия на создание такой социальной структуры, которая бы максимально обеспечивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в медицинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образовании, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законодательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксированы в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.
Основными социально-экономическими и социально-демографическими показателями, характеризующими положение незрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считаются их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, образование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной зашиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде всего, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обучения, на улучшение материального положения инвалидов и их семей.
Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зрению, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощные из них - Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Работники интеллектуального труда). В данный период времени эти предприятия и территориальны первичные организации не могут осуществлять помощь инвалидам по зрению в полном объеме. В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых (Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский), где проводится комплексная реабилитация:
Медицинская - направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;
Медико-социальная - комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;
Социальная - комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, восстановление утраченных общественных связей; на восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении системе Брайля;
Психологическая - психологическое восстановление личности, формирование черт личности в подготовке к жизни в условиях слепоты;
Педагогическая - обучение и воспитание;
Профессиональная - профессиональная ориентировка, профессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;
Разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими слепых.
Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-социальной реабилитации инвалидов.
Решающий момент в психологической реабилитации - восстановление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного качества, индивидуальной особенности.
В педагогическом процессе особое место занимает обучение навыкам использования в работе компьютерной оргтехники, умению ориентироваться в научной информации, эффективно ее использовать для решения практических задач.
Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бытовой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по системе Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.
Профессиональная подготовка включает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собственного дела. Набор специальностей и ремесел определяется доступностью для незрячих, общественным спросом на эти специальности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению.
Коррекционное направление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологическую помощь при решении внутрисемейных проблем.
Информационно-просветительское направление предусматривает получение родными и близкими инвалида по зрению наиболее полной информации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвалидов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, возможностях рационального трудоустройства, обучения в различных учебных заведениях и о многом другом.
Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопровождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими средствами по пространственному ориентированию, с рельефно-точечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и способами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зрительного контроля или его отсутствия.
Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результатам его реабилитации.
Социальная реабилитация инвалидов по слуху . По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), нарушения слуха имеют около 300 млн. человек, что составляет примерно 7 - 8 % всего населения планеты; около 90 млн. человек имеют тотальную глухоту. В Российской Федерации, по примерным данным ВОГ, 12 млн. человек имеют нарушения слуха, из них более 600 тыс. человек - дети и подростки.
Стремительно растет число лиц с нарушенным слухом в группе населения после 50 лет. Постоянно увеличивается число детей с дефектами слуха. В структуре заболеваний на долю нарушений слуха и зрения суммарно приходится 17% всех заболеваний, которые приводят к детской инвалидности. Основные причины возникновения заболевания по слуху у детей и взрослых - последствия воспалительных и инфекционных заболеваний (менингита, тифа, гриппа, свинки, скарлатины и др.), токсических поражений в результате приема ототоксических препаратов (препаратов аминогликозидного ряда), механических травм и контузий, поражение центральных отделов слухового анализатора, возникающее в результате повреждений или заболеваний головного мозга (энцефалита, черепно-мозговой травмы, кровоизлияния, опухоли).
Существуют различные классификации по степени потери слуха, среди которых самая распространенная - классификация, принятая Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) (табл. 1).
Инвалидность по слуху, как правило, присваивается лицам, имеющих полную потерю слуха либо потерю слуха III или IV степени.