Психологическая психотерапевтическая помощь. Психотерапевтическая и психологическая помощь

Психотерапевтическая помощь

вид специализированной медицинской помощи, основанный на применении различных видов психотерапии (Психотерапия).

При оказании П. п. больным с непсихотическими расстройствами большое значение имеет скоординированная работа врачей-психотерапевтов с врачами общемедицинской сети (участковые терапевты и педиатры, невропатологи, эндокринологи, кардиологи и др.).

В системе П. п. на первом - амбулаторно-поликлиническом - этапе самым массовым звеном являются психотерапевтические кабинеты, которые организуются в территориальных поликлиниках, в поликлиниках консультативно-диагностической помощи, в поликлинических отделениях центральных районных, областных (краевых, республиканских) больниц, в психоневрологических диспансерах (диспансерных отделениях).

В психотерапевтическом кабинете должны быть комната врача для приема больных с картотекой историй болезни, гипнотарий на 10-12 мест, комната для коллективных сеансов психотерапии, комната психолога для проведения экспериментально-психологического обследования, процедурная для проведения лекарственной терапии. Основными задачами психотерапевтического кабинета являются: обеспечение специализированной лечебно-диагностической, консультативной и профилактической помощи, методическое руководство и непосредственное участие во внедрении принципов медицинской деонтологии в работу всего персонала учреждения. На в психотерапевтический больных направляют врачи лечебно-профилактических учреждений в установленном порядке.

Второй - промежуточный - этап включает П. п., осуществляемую в дневных и ночных стационарах, создаваемых в психоневрологических диспансерах, больницах, в медсанчастях крупных промышленных предприятий.

На третьем - стационарном - этапе П. п. оказывается в психоневрологических и психиатрических больницах, в специализированных отделениях многопрофильных больниц, а также в других больничных учреждениях а порядке лечебно-консультативной помощи.

Кроме указанных специализированных подразделений на многих промышленных и транспортных предприятиях, в санаториях и домах отдыха созданы комнаты (кабинеты) психологической разгрузки, психогигиены и др.

С 1985 г в номенклатуру врачебных специальностей введена . Эту специальность приобретают в рамках постдипломного образования, как правило, невропатологи, психиатры, терапевты. Программа подготовки включает изучение и приобретение навыков по вопросам медицинской психологии, высшей нервной деятельности, психиатрии, овладение специальными методическими приемами.

Головной учебной базой по подготовке врачей-психотерапевтов является кафедра психотерапии Центрального института усовершенствования врачей, на которую возложены функции Научно-методического центра по психотерапии. В задачи центра, помимо подготовки специалистов, входят планирование и координация научных исследований по вопросам психотерапии, осуществление специализированной лечебной и консультативной помощи; организационно-методическое руководство лечебно-профилактическими учреждениями по вопросам П. п.; обобщение и распространение передового опыта по вопросам психотерапии.

Библиогр .:Полустационарные формы психиатрической помощи, под ред. С.Б. Семичова, Л., 1988; Руководство по психотерапии, под ред. В.Е. Рожнова, Ташкент, 1985.


1. Малая медицинская энциклопедия. - М.: Медицинская энциклопедия. 1991-96 гг. 2. Первая медицинская помощь. - М.: Большая Российская Энциклопедия. 1994 г. 3. Энциклопедический словарь медицинских терминов. - М.: Советская энциклопедия. - 1982-1984 гг .

Смотреть что такое "Психотерапевтическая помощь" в других словарях:

    психотерапевтическая помощь - Социально психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе "психолог клиент", направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и межличностных конфликтов. [ГОСТ … Справочник технического переводчика

    психотерапевтическая помощь - 2.2.4.5 психотерапевтическая помощь: Социально психологическая услуга, заключающаяся в психологических воздействиях в системе «психолог клиент», направленных на решение проблем клиента, которые лежат в основе глубинных жизненных трудностей и… …

    Телефонная психотерапевтическая помощь - Неотложная анонимная психотерапевтическая помощь, оказываемая по телефону. Направлена на купирование различных кризисных состояний (в том числе суицидоопасных). Носит профилактический характер. Осуществляется службой телефона доверия. Краткий… … Большая психологическая энциклопедия

    Основной метод получения (и обмена) информации, источник и способ познания и осознания психологических явлений на основе вербального (словесного) общения между психотерапевтом и пациентом. П. б. в соответствии с поставленными задачами… …

    Психотерапевтическая помощь в России в настоящее время осуществляется системой самостоятельных психотерапевтических учреждений и психотерапевтических подразделений (других учреждений) лечебно профилактической сети. Находящиеся на одной… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Психотерапевтическая помощь людям, находящимся в кризисном состоянии, называется К. п. Кризис понимается как состояние человека, возникающее при блокировании его целенаправленной жизнедеятельности внешними, по отношению к его… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Утешение - психотерапевтическая помощь в душевном труде переживания скорби, к рая не предполагает попыток отменить, упразднить страдание. Утешать значит помогать страдать. М. М. Бахтин писал о 3 типах этических реакций на беду др. человека содействии,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ГОСТ Р 52495-2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения - Терминология ГОСТ Р 52495 2005: Социальное обслуживание населения. Термины и определения оригинал документа: 2.1.6 адресность: Принцип социального обслуживания населения, предусматривающий предоставление социальных услуг конкретным лицам… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    В широком смысле слова включает профессиональное вмешательство, направленное на разрешение или предупреждение психологических проблем у детей. Психологические расстройства в детстве. Исследования, проведенные в США и других странах, показывают,… … Энциклопедия Кольера

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ожог (значения). Термические и химические ожоги … Википедия

    Логотип Тип Общественная благотворительная организация Год основания 1994 Основатели Анна Георгиевна Горчакова … Википедия

Книги

  • Психотерапевтическая помощь людям сложного характера. Краткосрочная терапия творческим самовыражением пациентов с шизоидной и психастенической психопатиями , Гоголевич Татьяна. Настоящая работа есть продолжение Терапии Творческим Самовыражением, начатой Марком Бурно. Ее отличают краткосрочность (курс 2-3 месяца); уникальное терапевтическое взаимодействие в одной…

    Ознакомить слушателей с основными теоретическими позициями психотерапии кризисных состояний, связанных с переживанием утраты, процессом горевания и суицидальным поведением.

    Дать представление о существующих моделях терапевтической помощи.

    Сформировать базовые навыки в адекватном подборе методов психологической помощи.

Предназначен для клинических психологов, врачей-психотерапевтов, студентов психологических факультетов, сотрудников кризисных центров.

Семинар обучающий , не предполагает терапевтическую проработку кризисных состояний слушателей и не предназначен для людей, переживших утрату, в состоянии острого горя.

    Горе, как закономерный и необходимый процесс переживания утраты. Основные этапы переживания.

    Понятие и психологическая картина острого горя. Нормальная динамика и патологическое горе. Факторы, влияющие на процесс горевания. Задачи горя. Понимание сущности психологических процессов при утрате.

    Состояния в процессе горевания, требующие психотерапии. Модели психологической помощи. Цели консультации и психотерапии. Основные приемы установления контакта и взаимодействия, принципы работы с горюющим клиентом. Предварительное горе.

    Работа с детьми, пережившими утрату близкого человека. Горе в семейной системе.

    Феномен суицидального поведения. Многообразие теорий, объясняющих формирование данного вида девиации. Теория микросоциальной дезадаптации, как ведущая интегративная модель.

    Анализ этапов суицидального поведения. Возможности и задачи психологической помощи на каждом этапе.

    Факторы суицидального риска.

    Суицидальная мотивация. Противосуицидальные факторы. Превенция.

    Психологическая реабилитация суицидентов. Особенности течения постсуицидального периода.

    Индивидуальная и групповая модель психотерапии. Возможности реабилитации в стационаре и амбулаторной психологической службе.

    Основные методы, используемые, для отработки приобретаемых знаний:

Дидактическое обучение:

    анализ лекционного материала и теоретические дискуссии;

    разбор случаев из практики;

    супервизия случаев, представленных слушателями;

Современный социум двадцать первого века загоняет человека в такие условия, с которыми он не в силах справиться самостоятельно. Это негативно сказывается на психологическом здоровье индивида. Если человек достаточно впечатлительный, восприимчивый, ранимый, то со временем у него может возникнуть состояние апатии, а далее - депрессия и зависимость. И самое эффективное, что может помочь в такой ситуации - психотерапевтическая помощь.

Легче всего помочь больному не первых стадиях заболевания, когда у него только проявляются первые симптомы депрессии: частые перемены настроения, апатия и безразличие ко всему окружающему миру, ежедневная озлобленность, приступы агрессии. Это уже первые позывы к тому, кто человеку нужна помощь, пусть даже он сам этого не осознает или отрицает.

Такое понятие, как «психотерапия» возникло на основе стыкующих наук - психологии и психиатрии. От каждой из них эта отрасль почерпнула основные теории, системы, наработки исследователей и экспериментаторов. Но принципы, методы и способы лечения в психотерапии совершенно уникальны.

Психотерапевтическая помощь заключается в том, чтобы избавить человека от зависимости, добровольно или принудительно. Данный вид лечения подбирается индивидуально для каждого пациента, так как объект, с которым работает врач - это не орган или часть тела, а разум человека. Доктору необходимо повлиять на подсознание человека всеми доступными способами.

Психотерапевтическая помощь бывает:

  • Групповая. Такой вид лечения подразумевает объединение людей с одинаковыми проблемами в одну группу для более эффективного лечения. Акцент здесь ставят на отношения между членами группы, их взаимодействие и помощь друг другу.
  • Индивидуальная. Такой вид терапии применяется при тяжелой стадии заболевания или сильном сопротивлении пациента. Доктор тщательно изучает причины и проблемы болезни и подбирает индивидуальный подход к больному.
  • Рациональная. Такая психотерапия применяется на начальных стадиях болезни. Человеку помогают переосмыслить свой способ жизни, его взаимоотношения с окружающим миром, вынести урок и понять, как правильно жить дальше.
  • Сугесстивная. Другими словами - это гипноз. С его помощью человеческий разум «перезапускается», избавляется от вредных мыслей, привычек, предпочтений. На разум влияют силой слова.
  • Гештальт-терапия. Философский подход к избавлению от психологических заболеваний. С его помощью человек обретает свою целостность.
  • Цветотерапия. Вид нетрадиционной психотерапевтической помощи. Специалисты подбирают цвет, в котором пациент комфортно себя чувствует. Он живет в комнате, подходящего ему цвета. Некоторые специалисты считают, что это благоприятно влияет на подсознание людей.

Это только самые основные виды психотерапии. И только после тщательного осмотра, доктор подбирает его индивидуально для каждого пациента.

Также в психотерапии есть несколько методов, на которых основывается все лечение:

Первый метод - это когнитивно-поведенческая терапия . Она помогает определить причины ненормированного поведения пациента, узнать обо всех психологических травмах и расстройствах. Потом больного учат по-другому смотреть на мир и самостоятельно находить выход из трудных ситуаций.

Второй метод - интерперсональное или межличностное лечение . Очень эффективный для социофобов и тех, кто не умеет жить и выживать в современном мире. Такая терапия учит больного взаимодействовать с другими людьми, чувствовать себя комфортно среди большого количества людей.

Следующий, экзистенциальный метод , дает возможность клиенту переосмыслить свою жизнь, понять, в чем его ошибка и вынести урок. Больной учится отвечать за свои поступки.

Четвертый метод психодинамического лечения помогает больному оставить негативные, болезненные ситуации и воспоминания в прошлом и начать жить с чистого листа.

И последний, клиент-центрированный метод - это индивидуальное лечение. Доктор должен войти в круг доверия пациента, стать его другом и советником, чтобы легко влиять на подсознание и действия.

Оказание психотерапевтической помощи

НП-Клиника оказывает психотерапевтическую помощь, каждый больной может получить квалифицированную помощь специалиста.

Начинается она с тщательного осмотра и диагностики. В результате, доктор подбирает индивидуальный подход, способ и методы лечения. После чего приступает к самому процессу терапии.

В это время больной должен находиться в стационаре, чтобы окружающий социум не повлиял на курс лечения. Длительность пребывания в медицинском заведении зависит от стадии болезни и от желания самого пациента вылечиться. Поэтому, если у вас возникли проблемы - немедленно обращайтесь к профессионалам и наслаждайтесь жизнью!

Когда нужна помощь психотерапевта?

При современном стремительном ритме жизни, повышенном напряжении и недостатке времени на отдых, нередко можно услышать от коллег, друзей или близких о том, что они посещают консультации психолога или психотерапевта. Все больше и больше жителей мегаполисов прибегают к поддержке специалистов, чтобы решить проблемы, связанные с эмоциональным состоянием, личной жизнью, нагрузками на работе, частыми стрессами.

О том, в каких случаях и при каких состояниях необходимо обращаться за помощью к специалисту психотерапевтического профиля, рассказывает руководитель Клиники психиатрии и психотерапии Европейского Медицинского Центра , психотерапевт Наталья Ривкина .

Помощь в кризисных и длительных

Нередко напряженный образ жизни, большая ответственность, чрезмерные эмоциональные нагрузки, длительный стресс приводят к психоэмоциональным дезадаптациям, депрессиям, ощущению постоянного утомления, невозможности расслабиться. Подобные состояния мешают работе, создают трудности в семейной жизни, а порой приводят к злоупотреблению алкоголем. При этом социальное положение или внешние обстоятельства не позволяют человеку существенно изменить ситуацию, образ жизни, снизить нагрузки. В таких случаях с помощью специальной психотерапевтической поддержки можно научиться выдерживать эмоциональное напряжение без "срывов" и дезадаптаций, построить новую систему поведения в стрессе, найти внутренние ресурсы для преодоления сложных ситуаций.

Другое важное направление - оказание помощи пациентам, переживающим острый стресс, в связи с потерей близких, эмоциональной травмой или какими-либо неожиданно возникшими травмирующими событиями. Необходимо помнить, что эмоциональная реакция на горе имеет свои закономерности и может иметь серьезные осложнения, иногда очень длительные. Наиболее серьезное из них - отсроченные реакции на стресс, когда спустя значительное время после травмы "возвращаются" навязчивые воспоминания о случившемся, депрессия, апатия, страх.

Наиболее подвержены развитию постстрессовых расстройств дети. Смерть кого-то из родственников или близких, развод родителей, усыновление, а также тяжелые заболевания - повод для обращения с ребенком к психотерапевту.

Известно, что чем раньше будет оказана необходимая психотерапевтическая поддержка, тем меньше вероятность развития патологических реакций на стресс.

Для оказания помощи в стрессовых и кризисных ситуациях наиболее эффективным является подход, сочетающий в себе как специальные психотерапевтические методики, так и комплементарную медицину, в том числе включающую разные виды массажа, рефлексотерапию, занятия йогой и релаксацию. Важен индивидуальный подход и индивидуально разработанные программы психоэмоциональной поддержки в зависимости от потребностей пациента.

Если говорить о психотерапевтических подходах в работе со стрессовыми и кризисными ситуациями, то наиболее оправданным является использование подходов когнитивно-поведенческой терапии (одно из направлений в психотерапии, основанное на представлениях, в соответствии с которыми чувства и поведение человека определяется не ситуацией, в которой он оказался, а его восприятием этой ситуации).

Для детей применяются иные подходы и методики, чем для взрослых. Особое значение уделяется игровой психотерапии, которая может сочетаться с элементами телесной и когнитивной терапии. Дети и подростки иначе переживают стрессовые ситуации, у них выше риск развития отсроченных реакций в связи со стрессом, поэтому, в отличие от взрослых, они требуют особого внимания и особых технологий лечения.

Помощь пациентам с тяжелыми соматическими заболеваниями

Принятым в мировом медицинском сообществе стандартом оказания помощи больным с тяжелыми соматическими заболеваниями является комплексный подход с обязательным включением программ психотерапевтического сопровождения пациента и членов его семьи.

Данное сопровождение подразумевает работу с постстрессовыми расстройствами, с реакциями пациентов на известие о заболевании и направлено на преодоление стресса и сохранение качества жизни больного.

Исследования показывают, что психологическая поддержка, которая оказывается в рамках и хирургического лечения, не только снижает стресс, эмоциональные перегрузки, помогает пациенту и его семье "понять" болезнь, значительно легче переносить возможные побочные эффекты лечения и повышает эффективность терапии. Например, без психологического сопровождения невозможна качественная помощь больным онкологическими, кардиологическими и тяжелыми эндокринными заболеваниями.

Очень многие заболевания, которые представляют реальную угрозу для жизни человека, вызывают различные психические расстройства и социальную дезадаптацию пациента. Более того, сама по себе любая болезнь – это стресс. Поэтому, чтобы исключить развитие постстрессовых расстройств, необходимо своевременно, как можно раньше с того момента, как пациент узнал о своем заболевании, обеспечить ему специализированную поддержку. Для этого существуют программы, направленные на помощь в преодолении стрессов и постстрессовых реакций, которые осуществляются по персонифицированным технологиям и помогают восстановить ресурсы человека в тяжелой жизненной ситуации.

Мы выстраиваем для пациента и его семьи индивидуальную программу, благодаря которой, даже на амбулаторном этапе, после окончания лечения в клинике, пациент и семья в дальнейшем смогут самостоятельно справляться с тяготами болезни.

Коррекция нарушений пищевого поведения

Научные исследования показывают, что первопричиной нарушений пищевого поведения являются психологические факторы. Поэтому программы психотерапевтической помощи в рамках коррекции нарушений пищевого поведения разрабатываются с учетом как эмоциогенных нарушений пищевого поведения, так и нарушений вследствие наличия психических расстройств (анорексия, булимия).

Основная цель подобной поддержки – не просто научить пациента ограничивать себя в еде и избавиться от лишнего веса, а помочь ему справляться с напряжением или стрессом альтернативным способом, при этом сохраняя комфортный вес.

В настоящее время анорексия и булимия представляют собой серьезную угрозу для здоровья, а иногда и жизни женщин. Ситуация осложняется еще и тем, что пациенты зачастую не признают у себя наличие заболевания. Такие больные требуют длительного психотерапевтического и медикаментозного лечения.

В нашей клинике оказывается помощь при нарушениях пищевого поведения и в раннем детском возрасте (от 0 до 8 лет), которые нередко связанны с неправильным подходом к кормлению малыша. Проблема может заключаться как в «ложных» представлениях родителей о рациональном питании ребенка в первые месяцы и годы жизни, так и искаженном мнении о том, как ребенок в определенном возрасте должен весить и выглядеть.

После исключения соматических заболеваний, которые могли бы служить причиной проблемы, специалисты помогают родителям узнать все о потребностях ребенка, о рациональном уходе за малышом, учат правильным приемам кормления. Обучение родителей может пройти уже на этапе планирования беременности. Программа рассчитана не только на членов семьи (папы, мамы, бабушки и т.д.), обучение необходимо и няне ребенка.