Распознавание и диагностика психических расстройств. Выявление психических расстройств

15.03.2020 Запор

ОБСЛЕДОВАНИЕ БОЛЬНЫХ И ОСНОВЫ ДИАГНОСТИКИ В ПСИХИАТРИЧЕСКОЙ КЛИНИКЕ

Распознавание болезни представляет собой творческий акт. Успешность последнего зависит от знания предмета, владения методикой обследования, накопленного опыта и, наконец, личных качеств врача. В связи с этим можно вспомнить слова КА. Тимирязева:»Наука, теория, не может, не должна давать готовых рецептов - умение выбирать надлежащий прием для своего случая всегда остается делом личной находчивости, личного искусства. Это-то искусство и составляет область того, что должно разуметь под практикой в лучшем смысле этого слова»(Тимирязев К.А. Естественный и диалектический материализм (сборник статей). - М., 1925).

Клиническое психиатрическое обследование складывается из расспроса больного, собирания субъективного (от больного) и объективного (от родственников и лиц, знающих больного) анамнеза и наблюдения.

Основным приемом обследования является расспрос. Многие симптомы психического заболевания присутствуют в виде субъективных расстройств, и обнаружить их можно лишь при помощи умелого собеседования. К таким симптомам относятся навязчивые явления, психический автоматизм, большинство вербальных галлюцинаций, паранойяльный и параноидный бред, начальные признаки депрессии, астении и многие другие расстройства. Многие симптомы делирия, онейроида устанавливаются только на основании высказываний больных в периоде помрачения сознания и после выхода из него.

В некоторых случаях, особенно у больных, отрицающих наличие психических нарушений, только в результате подробной беседы можно выявить соответствующие расстройства. При неумении расспрашивать можно не обнаружить ни бреда, ни депрессии, ни других расстройств и не диагностировать развивающийся психоз. В результате всего этого больной не будет обеспечен соответствующим надзором и лечением, а также своевременной госпитализацией.

Успешность расспроса больного зависит не только от профессиональных знаний и общей эрудиции врача, но и от умения расспрашивать. Последнее определяется как опытом, так и личными качествами врача. Каждый психиатр разговаривает с больным»по-своему». Важно, чтобы расспрос не был стандартным. От умения просто и сочувственно разговаривать с любым пациентом, учитывая индивидуальные особенности больного, в значительной мере зависит успех обследования. П.В.Ганнушкин в статье»Психиатрия, ее задачи, объем, преподавание»(1924) говорил об этом так:»Главным методом по-прежнему остается беседа с душевнобольным. научиться этому и овладеть этим можно, если молодой психиатр будет с достаточной вдумчивостью и вниманием относиться к душевнобольному, если он будет правдив и как можно более прост в общении с больным; лицемерия, слащавости, тем более прямой неправды душевнобольной не забудет и не простит, и в последнем случае врач надолго, если не навсегда, потеряет всякий престиж в глазах пациента. Лучшие наши психиатры: Крепелин - немец, Маньян - француз, Корсаков - русский - были большими мастерами. даже художниками в деле разговора с больными, в умении получить от больного то, что им было нужно; каждый из них подходил к больному по-своему, у каждого из них были достоинства и недостатки, каждый отражал в этой беседе самого себя со всеми своими душевными качествами. Корсаков вносил в беседу с больным свою необыкновенную мягкость и доброту, свою пытливость; у его подражателей эти качества превращались в ханжество. Крепелин был резок, иногда даже грубоват, Маньян - насмешлив и ворчлив. Это, однако, не мешало всем трем любить больше всего психически больного человека - больные это понимали и охотно беседовали с ними»(Ганнушкин П. Б. Избранные труды. - М.: Медицина, 1964. - С. 32-33).

При умении беседовать даже на обыденные темы многое выясняется вопреки желанию больного, если он замкнут или пытается скрыть от врача свою болезнь (диссимуляция психической болезни).

До настоящего времени не утратили своего значения рекомендации английского психиатра Bacnylle:»После исследования основных способностей, рассудка, памяти, внимания посредством обыкновенного разговора о каком-нибудь предмете можно продолжать исследования, разговаривая с больным об обязанностях и отношениях к жизни, об его силах физических и нравственных, о занятиях, образе жизни и пр. Тысячи нелепых идей имеют больные об этих предметах. После этого можно перейти к разговору об его средствах к жизни, надеждах в будущем, об его происхождении и родстве, о его друзьях. Такое исследование может открыть существование нелепых идей о воображаемом величии и извращенных чувствований по отношению к близким ему»(Bacnylle Manual of Physiological Medicine. - Цит. по Г. Маудсли (Н. Maudsley ) ).

В беседе об обыденном действительно обнаруживается глубокое изменение настроения и всего характера больного с совершенно иным отношением к самому себе и внешнему миру.

Расспрашивая больного и задавая ему нужные для выявления болезненных переживаний вопросы, необходимо уметь внимательно выслушивать его ответы, ничего не упуская и уточняя важные детали. Некоторые молодые психиатры, убежденные в непогрешимости своих книжных знаний, по неопытности расспрашивают больного в безапелляционной форме, подсказывая ему тем самым утвердительный ответ. При таком обследовании галлюцинации, явления навязчивости, депрессию и другие расстройства можно обнаружить там, где на самом деле их нет.

Во избежание ошибки при сообщении о том или ином расстройстве или при утвердительном ответе больного на соответствующий вопрос всегда нужно просить его привести пример, подробно описать все проявления и обстоятельства того или иного нарушения. Предоставляя больному возможность рассказывать о своем заболевании, важно вместе с тем руководить его рассказом, чтобы выявить особенности расстройств.

Больного нужно расспрашивать в отсутствие его близких. При них он обычно смущается, становится более молчаливым, а подчас и недоступным, особенно если некоторые из них вовлечены в его болезненные переживания. То, что больной скрывает от родных, он в их присутствии утаит и от врача. Никогда не нужно соглашаться на разговор с больным не в качестве психиатра, а под видом знакомого родных, сотрудника какого-либо учреждения, представителя общественных организаций и т.п. Обманывая больного, врач подрывает доверие к себе.

Расспрос неотделим от наблюдения. Расспрашивая больного, мы наблюдаем, а наблюдая, задаем возникающие в связи с этим вопросы. Психические нарушения часто едва заметно сказываются на внешнем облике и поведении больных. Для диагностики и установления всех особенностей заболевания необходимо внимательно следить за выражением лица, интонацией голоса больного, улавливать малейшие изменения в манере говорить, отмечать все движения. H.Maudsley (1871) подчеркивал, что»необходимо приобретать привычку точно наблюдать, тщательно отмечать тонкие различия, ибо этим достигается точное внутреннее соответствие с внешним».

Расспрашивая больного и одновременно наблюдая за ним, прежде всего оценивают его общее состояние - состояние сенсориума (ясное и помраченное сознание), наличие или отсутствие растерянности, возбуждения, ступора, расстройства ассоциативного процесса, изменения настроения и др. По мере определения этих»общих»расстройств (оценки общего состояния) выясняют существование и особенности других нарушений (бред, галлюцинации, явления психического автоматизма, навязчивые явления, импульсивные влечения, припадки, дисмнезии, конфабуляции и т.п.).

Описанные приемы дают основание определить психическое состояние (психический статус) больного.

Для распознавания болезни, помимо точного определения психического статуса, необходимо установить предшествующие ему изменения, т.е. собрать анамнез болезни и жизни.

Сбор субъективного анамнеза неотделим от расспроса. При установлении того или иного расстройства одновременно выясняют давность его существования, особенности развития во времени, взамен какого или наряду с каким нарушением оно возникло. Во многих случаях возникновение имеющихся в момент обследования нарушений относится к далекому прошлому.

Однако при сборе субъективного анамнеза всегда нужно иметь в виду, что больной может освещать его под влиянием патологического состояния (бредовая интерпретация прошлого, конфабуляции, забвение и т.п.). Если такое болезненное искажение имеет место, то это необходимо отметить в характеристике психического статуса больного (в истории болезни); отдельно описывают статус и излагают субъективный анамнез.

При сборе анамнеза обращают внимание на наследственную отягощенность, состояние здоровья матери больного во время беременности и течение родов. Устанавливают особенности физического и психического развития больного в раннем детстве и в последующие годы. Обращают внимание на отклонения в развитии, физические и психические травмы, заболевания в детские годы, наличие в это время навязчивых явлений, импульсивных влечений, ночных страхов, снохождений, припадков; устанавливают время прекращения ночного недержания мочи, отношение больного в детстве к родным, сверстникам, успехи в школе, черты характера, его формирование. Прослеживая дальнейшую жизнь больного, отмечают изменения характера в возрасте полового созревания, начало половой, а затем и семейной жизни и ее особенности; регистрируют юношеские увлечения, все моменты, связанные с получением образования, начало трудовой жизни, характер производственной работы, общественной деятельности, обращают внимание на отношения с сослуживцами, родными и близкими людьми, выясняя при этом круг интересов больного; фиксируют также все физические и психические травмы, предшествующие психические расстройства, перенесенные соматические болезни, интоксикации (в том числе алкоголизм, злоупотребление наркотиками).

Тщательно выясняют начало заболевания, предшествующие и непосредственно связанные с ним обстоятельства, первые признаки болезни, их развитие, дальнейшее течение. Все это нужно установить настолько обстоятельно и точно, чтобы характер первоначальных расстройств в соответствии с их описанием можно было определить на любом последующем этапе заболевания.

Объективный анамнез собирают у близких родственников больного, сослуживцев, соседей и других лиц, хорошо его знающих. При сборе объективного анамнеза также тщательно выясняют наследственность - наличие среди ближайших и отдаленных родственников психически больных,»странных людей»(с особым складом характера). При этом нужно всегда иметь в виду, что». чувство неприятности в случаях появления помешательства в семействе так сильно, что люди, никогда не говорившие неправды, весьма настойчиво отрицают существование наследственной патологии, несмотря даже на то, что существование ее хорошо известно и они сами знают, что это известно» (Маудсли Г. (Maudsley H .). Физиология и патология души. - СПб., 1871. - С. 255). Близкие больного нередко упорно отрицают также семейные неурядицы, сложные внутрисемейные отношения.

Подробно устанавливают особенности физического и психического развития больного в детстве и юношеском возрасте, черты его характера, условия жизни и работы. Особое внимание нужно обратить на начало болезни, ее первые признаки, изменение поведения и работоспособности больного, его отношения к родным, окружающим; перемену интересов, появление странностей в поведении; отношение самого больного к своему заболеванию (скрывал или делился с близкими своими переживаниями, объяснял их особым образом и т.п.).

При расспросе близких больному лиц следует иметь в виду, что изменение в образе мыслей, ощущениях и поступках больного тем заметнее, чем быстрее оно совершается. Гораздо труднее заметить медленное и постепенное (в течение нескольких лет) развитие болезни. В таких случаях, особенно если психоз при этом остается маловыраженным, заболевание большей частью чрезвычайно трудно отделить от дурного характера, безнравственности, капризности, ложных жизненных воззрений. Значительно реже психическое заболевание представляет собой только усиление некоторых черт характера и свойств индивидуума .

Рассказом родственников и знакомых о развитии заболевания необходимо руководить. Нередко вместо описания проявлений заболеваний они пытаются изложить свои догадки о ее причинах или свои переживания в связи с заболеванием близкого человека.

Дополнительным материалом психиатрического обследования могут служить описания больными своей болезни, письма, рисунки и другие виды творчества.

Вышеизложенные приемы психиатрического обследования относятся не только к первому контакту с больным, но и к наблюдению за ним при развитии заболевания или в процессе лечения. Во время лечения важно не терять контакта с людьми, близкими больному. Они могут существенно дополнить наблюдения врача на каждом этапе развития болезни, особенно в отношении реакции на лечебные воздействия.

Врачебное наблюдение всегда дополняется наблюдениями медицинской сестры и младшего медицинского персонала. Это имеет огромное значение, так как позволяет своевременно обнаружить малейшие изменения в состоянии и поведении больного.

Все сведения, выявленные при расспросе больного и его близких, наблюдения врача и других окружающих больного лиц, а также результаты специальных исследований фиксируют в истории болезни.

История болезни. Данные субъективного и объективного анамнеза, психиатрического, неврологического, соматического обследования, лабораторных и всех других исследований заносят в историю болезни. Подробно записывают течение болезни, проводимое лечение, его влияние на больного, указывают исход заболевания, восстановление трудоспособности или степень ее утраты, кем и куда выписан или переведен больной. В случае смерти в историю болезни вносят данные вскрытия и гистопатологического исследования. История болезни является медицинским, научным и юридическим документом.

Паспортная часть психиатрической истории болезни ничем не отличается от таковой в других областях клинической медицины.

Наибольшие отличия психиатрической истории болезни заключаются в описании психического состояния больного.

Важно подчеркнуть, что полученные в результате обследования данные следует излагать в разделе»Психический статус»описательно, не пользуясь психиатрическими терминами и не давая оценок и толкований обнаруживаемым у больного изменениям. Необходимо привести картину болезни у конкретного больного с тщательным описанием всех проявлений психического расстройства со всеми присущими этому больному особенностями. Здесь есть аналогия с общетерапевтическим обследованием: терапевты не допускают констатации типа «печень цирротична», а описывают особенности органа («печень плотна, увеличена, мелкобугриста»), поскольку определение «цирротична»- оценка состояния, т.е. заключение врача о состоянии органа, а не его характеристика.

Болезнь по-разному развивается и проявляется у разных больных. Все это должно найти отражение в изложении анамнеза, описании психического статуса и последующего течения болезни. В историю болезни необходимо вносить все особенности человека и все своеобразие расстройства его психической деятельности. В описании статуса по шаблону нельзя уловить ни особенностей течения и проявлений болезни, ни индивидуальности больного. Действительно, в сходных проявлениях одной и той же болезни часто трудно уловить черты, свойственные данному больному. Однако это «индивидуальное, особенное»есть всегда. Если оно не нашло отражения в описании болезни, значит его не уловили при обследовании. Умение «видеть»у больного только ему присущие особенности проявлений болезни дается не сразу. Это результат накопления клинического опыта, знаний, непрерывного совершенствования наблюдательности. Квалифицированное описание психического статуса всегда содержит объективное изложение фактов без личной их оценки или толкования. Индивидуальность больного и своеобразие его заболевания, естественно, без навязывания предвзятого мнения воссоздаются из такого изложения.

Обязательной для всех случаев схемы изложения психического статуса нет и не может быть. Описание психического статуса, сделанное по схеме, неизбежно уподобляется анкете. Вместе с тем изложение проводят в определенной последовательности. Описание психического состояния надо всегда начинать с самого главного - с наиболее существенных проявлений болезни, выражающих основную тенденцию в ее развитии. По мере изложения существенного все остальное естественно располагается в логической связи с ним, освещая необходимые аспекты динамики состояния.

Подробное изложение анамнеза и статуса, отвечающее требованиям психиатрического обследования, делает историю болезни более длинной, однако далеко не все подробно написанные истории оказываются совершенными. Если врач при обследовании больного не сумел уловить главное, существенное, то история болезни заполняется ненужными подробностями, приближаясь к бытоописанию и теряя качества медицинского документа.

Параклинические исследования. В психиатрии, как и в любой другой отрасли клинической медицины, большое место занимают лабораторные и инструментальные методы обследования, которые во всех случаях являются дополнением к клиническому психиатрическому исследованию и в этом отношении к ним применимо определение»параклинические».

Часть из них входит в комплекс методов общесоматического (терапевтического, неврологического и др.) обследования больных. В этом случае они проводятся по всем правилам, принятым в клинической медицине. Однако в психиатрической клинике данным лабораторных исследований уделяют особое внимание в связи с тем, что при некоторых заболеваниях соматическая патология имеет стертые симптомы и выявляется с трудом. Кроме того, больные в измененном психическом состоянии могут не высказывать жалоб или эти жалобы, вплетаясь в высказывания больных о тех или иных соматических ощущениях (сенестопатия, ипохондрические состояния и т.п.), могут остаться незамеченными. Тщательное соматическое обследование необходимо и в тех случаях, когда психические нарушения выступают под маской соматической патологии (маскированная депрессия и др.).

Диагностические лабораторные исследования в психиатрии направлены на оценку соматического состояния больного и контроль за этим состоянием в процессе лечения, а также на выявление соматических заболеваний, сопровождающих или обусловливающих психозы.

Объекты исследования (кровь, моча, цереброспинальная жидкость и др.) и большинство методов их анализа аналогичны применяемым в других областях медицины. Лишь некоторые показатели более характерны для психиатрии. К ним относятся коллоидные реакции, применяемые для диагностики сифилиса, изучение обмена аминокислот при олигофрениях, определение содержания психотропных препаратов в крови и др.

Значение обнаруживаемых изменений по тем или иным лабораторным тестам определяется лишь при их сопоставлении с соматическими, неврологическими и психическими расстройствами на соответствующем этапе развития болезненного процесса.

Лабораторные исследования, связанные с лечением больных, касаются не только контроля за общесоматическим состоянием (по изменениям крови, цереброспинальной жидкости и др.) с целью профилактики и купирования осложнений терапии, но и для установления эффективной лечебной дозы и индивидуальной чувствительности пациента к тому или иному лекарственному средству. В психиатрической практике наибольшее распространение получило исследование содержания лития в крови при лечении аффективных расстройств. Определение содержания в крови других препаратов остается весьма ограниченным, поскольку для этого требуются специальное оборудование и соответственно - специалисты, а также наличие четких клинико-фармакокинетических критериев, которые пока отсутствуют.

Среди инструментальных методов исследования наибольшее диагностическое значение имеет электроэнцефалография. Соответствующим оборудованием в настоящее время располагает любая крупная психиатрическая больница. Электроэнцефалографическое исследование мозга позволяет определять локализацию патологического процесса, что имеет особое значение при диагностике органических психических заболеваний. Наряду с электроэнцефалографией для специальных целей используются реоэнцефалография, эхоэнцефалография и другие методы нейрофизиологических исследований.

Особую группу составляют методы, основанные на рентгеновском исследовании головного мозга: краниография - рентгенографическое исследование черепа и мозга (обычно без применения контрастных веществ); пневмоэнцефалография - исследование ликворных пространств методом рентгенографии мозга при введении в них воздуха (этот метод в настоящее время используется редко в связи с появлением приемов компьютеризированной рентгеновской томографии); ангиография - краниография с введением контрастных веществ (последний метод позволяет диагностировать не только сосудистые заболевания, но и локальные органические поражения, например, опухоли и др.)- В современной психиатрии все большее значение приобретают различные методы КТ (рентгеновская, магнитно-резонансная и др.). Они позволяют регистрировать соответствующие изменения на серийных срезах мозга, проводимых в разных плоскостях.

Все приведенные методы были подробно охарактеризованы в главе 5.

Однако, несмотря на огромные достижения в области инструментальных методов прижизненного исследования мозга и их несомненные достоинства, они не имеют самостоятельного диагностического значения в психиатрии (за исключением выявления локально очерченных патологических процессов) и должны использоваться в комплексе со всеми другими приемами диагностики и прежде всего наряду с тщательным психопатологическим анализом клинической картины заболевания и его течения.

Говоря об особенностях обследования психически больного, мы подчеркивали важность распознавания индивидуальных черт заболевания. Однако при толковании и сопоставлении результатов всех клинических и лабораторных исследований необходимо всегда помнить, что болезнь, развиваясь у каждого больного по-особому, всегда имеет типичные черты, т.е. обладает присущим ей как самостоятельной нозологической единице стереотипом проявления и развития. При обследовании больного врач прежде всего стремится проникнуть сквозь индивидуальное к этим общим закономерностям и, обнаружив их, возвращается вновь к их конкретному выражению у данного больного. Этот путь исследования приводит в конечном итоге к постановке диагноза.

www.psychiatry.ru

Менеджмент

Методы исследования в психиатрии (клинический и экспериментально-психологический).

Клиническое исследование состоит из ряда этапов:

а) расспрос – основной прием психиатрического исследования; многие симптомы психического заболевания (навязчивые явления, вербальные галлюцинации, бред, начальные признаки депрессии, астении и т.д.) выражаются преимущественно в субъективных расстройствах; их существование и особенности можно обнаружить лишь при помощи умело проведенного собеседования.

Основные принципы расспроса:

1. внимательно выслушивать ответы пациента, ничего не упуская и всегда уточняя то, о чем он рассказывает

2. не задавать вопросы в безапелляционной форме, т.к. собеседнику при этом подсказывается утвердительный ответ

3. при сообщении больным о том или другом расстройстве или его утвердительном ответе на вопрос предлагать привести соответствующий пример и подробно описать все проявления и обстоятельства этого нарушения

4. важно руководить рассказом больного, непринужденно и естественно обсуждать с больным широкий круг проблем, выходящих за рамки темы самочувствия и ощущений

5. расспрос больного необходимо вести в отсутствие родственников и знакомых, т.к. при них он обычно смущается, становится более молчаливым, недоступным. То, что больной скрывает от родных, он в их присутствии утаит и от врача.

6. необходимо с достаточной вдумчивостью и вниманием относиться к больному; лицемерия, слащавости, тем более прямой неправды, душевнобольной не забудет и не простит

Исследование состояния больного в данный момент неотделимо от анамнеза . Собирание субъективного анамнеза - обязательная часть расспроса. При установлении того или иного расстройства выясняют давность его существования, развитие в прошлом, взамен какого нарушения или наряду с чем оно возникло. Объективный анамнез собирают у близких и родственников больного. Рассказом родственников и знакомых о развитии заболевания необходимо руководить, т.к. вместо описания проявлений болезни иногда они пытаются изложить свои догадки о ее причинах или описывают свои переживания в связи с заболеванием близкого человека.

б) наблюдение – неотделимо от расспроса. Расспрашивая, врач наблюдает, а наблюдая, задает возникающие в связи с этим вопросы. Необходимо внимательно следить за поведением больного (выражением лица, интонациями, жестами, позой), улавливать малейшие изменения всего этого, т.к. таким образом удается уловить наличие галлюцинаций, оценить уровень и характер эмоциональных реакций, составить суждение об интеллекте и сознании, о бредовых переживаниях, поскольку «важно не только то, что сказано, но и как сказано».

в) изучение творчества больных . Любые тексты и рисунки больного, тем более опыты в сфере художественного творчества, заслуживают пристального внимания и психопатологического анализа. Представляют интерес содержание, манера исполнения, начертания, завершенность или хаотичность; небрежность или педантизм; схематизация или насыщенность деталями; реалистичность или вычурность, символистические или абстракционистские тенденции; цветовая гамма и т.д.

г) история болезни . Полученные в результате исследования данные заносят в историю болезни не в виде психиатрических терминов, определений, оценок и толкований, а описательно. Недопустима констатация бреда, галлюцинаций, депрессии и других феноменов; требуется подробный рассказ об обнаруженных явлениях со всеми присущими им особенностями.

д) общесоматическое и неврологическое обследования

Общесоматическое обследование больного осуществляется по обычным правилам. Оно должно быть тщательным, поскольку при ряде психических болезней тяжелые физические страдания проявляются стерто, «предательски бессимптомно». Многие психические больные не высказывают жалоб, несмотря на тяжесть своего соматического состояния. У ряда больных соматические заболевания участвуют в возникновении и течении психической болезни, у других они лишь случайно ей сопутствуют.

Неврологическое обследование необходимо, так как ряд психических болезней возникает в результате грубого органического поражения головного мозга, а многие психические болезни сопровож даются различными неврологическими нарушениями, расстройствами вегетативной нервной системы.

Экспериментально-психологические исследования - методы, направленные на выявление и анализ тех или иных особенностей психики путем создания специальных (стандартных или варьируемых) контролируемых условий. Они применяются для распознавания и дифференциальной диагностики психических заболеваний или других патологических состояний.

Как правило, психологические экспериментальные методики, доступные врачу, представляют собой довольно простые виды «умственных» и практических заданий, предлагаемых боль ным в разных вариантах и комбинациях в зависимости от целей дифференциальной диагностики и направленности на выявление тех или иных расстройств психики.

1) для обнаружения симптомов утомляемости, ослабления внимания, снижения темпа психической деятельности : корректурная проба Бурдона (больному предлагают вычеркнуть из стандартного текста определенные буквы – быстро, но неточно выполняет задание при маниакальных синдромах, медленно — при депрессии); метод отыскивания чисел (таблицы Шульте — цифры от 1 до 25 в таблицах приведены вразброс; больному предлагают указкой показать их и называть вслух по порядку); счет по Крепелину (складывание чисел «столбиком»); отсчитывание (последовательное вычитание чисел, например, отнимать «в уме» по 7 из 100)

2) для выявления расстройств памяти : заучивание слов, цифр; пересказ несложных сюжетов; опосредованное запоминание попарно предъявляемых слов, связанных по смыслу.

3) для выявления своеобразия мышления : раскрытие иносказательного смысла пословиц, метафорических выражений, сравнение предметов и понятий по признакам сходства и отличий (например, «дождь и снег», «обман и ошибка»), метод пиктограмм Лурия: больному предлагают с помощью собственноручных рисунков, набросанных для памяти, запомнить произнесенные экспериментатором 10 - 16 слов — помогает исследовать как память, так и процессы ассоциирования.

4) для определения интеллекта и уровня умственного развития : шкалы умственного развития Бине-Симона, Станфорда-Бине и т.д.

Экспериментально-психологические методы исследования используются чаще при стертых, благоприятных, «малосимптомных» вариантах разных психических болезней, в некоторых стадиях заболевания (начальный этап, ремиссии), когда клиническая симптоматика недостаточно выражена, «замаскирована» другими процессуальными симптомами.

Методы обследования психически больных

Основной метод обследования психически больных - это беседа с ними и расспрос. Вместе с тем существенное значение для понимания психического состояния больного могут иметь и наблюдения за особенностями его внешнего вида и общей манеры поведения в процессе обследования. От больного не следует скрывать, что он говорит с психиатром. Беседу с больным лучше вести в отсутствие других лиц. Если больной подозрительно относится к окружающим и насторожен, то первоначально с ним лучше начать беседу с разговора на общие темы и не спешить с расспросом о его болезненных переживаниях. Врач должен руководить беседой, добиваться от больного нужных ответов и, если последний отвлекаем или многословен в высказываниях, то нужно мягко, но настойчиво попросить больного вернуться к основной теме разговора. Важно получить от него не общие сведения о болезни, а описание конкретных психических нарушений, болезненных переживаний. Необычайность ощущений и переживаний, испытываемых больным, не должна вызывать у врача удивления или попыток разубедить пациента, доказать неправдоподобность его переживаний. Вместе с тем врач не должен соглашаться и поддерживать болезненные мнения или представления больного. Для уточнения особенностей развития заболевания у психически больных, их психического состояния на том или ином этапе течения болезни можно использовать сведения от родных, соседей, сослуживцев, медицинскую документацию, если она имеется.

Психически больные нуждаются в особом к ним подходе. В обращении с ними нельзя демонстрировать настороженность и подозрительность; необходимо по возможности исключать все то, что могло бы подчеркивать их психическую неполноценность. Врачи и другие медицинские работники в беседах с психически больным, его родственниками и тем более с сослуживцами, соседями по месту жительства и другими лицами должны проявлять большую осмотрительность. Следует воздерживаться от категорических суждений о диагнозе и прогнозе заболевания. Известно, что предсказания о дальнейшем развитии психических заболеваний, особенно в отдельных конкретных случаях, представляют трудности, не говоря уже о том, что нередко бывает затруднительна и сама диагностика заболевания; это относится прежде всего к ранним этапам его развития. Кроме того, при одностороннем и часто искаженном понимании особенностей той или иной болезни неспециалисты делают ошибочные выводы о ее проявлениях и исходах. Такого рода представления могут быть источником ложной оценки правового положения больного и неправильного отношения к нему.

Справки, заключения о психическом состоянии больных и иные документы должны выдаваться в строгом соответствии с установленным положением.

При оценке состояния больного в настоящее время и прогноза его заболевания необходимо учитывать общие закономерности, присущие клинической картине данного психического заболевания. Эти закономерности проявляются в определенной последовательности развития психических нарушений и в том, что характер нарушений отражает глубину расстройства деятельности мозга больного.

Помимо изучения клинической картины психического заболевания, применяются и другие методы обследования: психологический, неврологический, электроэнцефалографический, биохимический, серологический, катамнестический. Психологические исследования в экспериментальных условиях с использованием различных тестов и методик позволяют уточнить важные для диагностики особенности и степень нарушения познавательной деятельности больного, его памяти, восприятия и других психических функций. Причина многих заболеваний еще не выяснена, а в клинической картине отдельных психически больных может быть много общего, в связи с чем наличие или отсутствие определенной неврологической симптоматики нередко помогает установлению правильного диагноза заболевания.

При помощи электроэнцефалографии удается выяснить весьма тонкие признаки органической патологии ЦНС. Другие лабораторные исследования психически больных (биохимические, серологические, рентгенологические и т. п.) проводятся с диагностической целью и для выяснения возможностей применения того или иного вида терапии. Лабораторные исследования позволяют полнее определить состояние больного, иногда уточнить и природу психических нарушений, но решающее значение в диагностике психических заболеваний принадлежит клинической картине.

Важное значение для характеристики особенностей течения заболевания и возможных его последствий имеют катамнестические исследования. Катамнез - сведения о состоянии больных по истечении различного времени после выписки из больницы, последнего обследования или какого-либо лечения. Катамнестические сведения черпаются из разных источников, к числу которых принадлежат данные специального обследования, проведенного врачами или средним медицинским персоналом, выписки из историй болезни о состоянии больных, если они находятся под динамическим наблюдением; устные или письменные ответы самих больных на предложенные им вопросы (анкеты).

Катамнестические исследования позволяют получить более полные и правильные сведения о динамике и исходах психических заболеваний, особенно таких, которые обнаруживают тенденцию к хроническому течению. Данные катамнестических исследований часто являются ценным и необходимым дополнением к клиническим наблюдениям для уточнения диагноза заболевания и определения эффективности применявшейся терапии. С помощью катамнеза представляется возможным решать многие важные научные и практические задачи.

Система психиатрической помощи в нашей стране, обеспечивающая динамическое наблюдение за психически больными, имеет все предпосылки для проведения катамнестических исследований в широких масштабах. При анализе результатов катамнестического обследования часто делаются попытки установить причинную связь между отдельными факторами (относящимися к индивидуальным особенностям больных, окружающей их среды, проводившегося лечения) и особенностями психического состояния больных в момент обследования. Такие попытки имеют важное значение для уточнения прогноза заболевания и разработки эффективных лечебных и профилактических мер. Однако выводы о патогенном или благоприятном влиянии тех или иных факторов на течение и исход заболевания должны делаться с большой осторожностью. Для того чтобы решать, как эти факторы, в том числе и терапия, влияют на состояние больных, необходимо располагать точными данными о течении болезни и прогнозе. Между тем в настоящее время знания о динамике и прогнозе многих психических заболеваний еще недостаточны и мало дифференцированы; возникают большие трудности при определении прогноза в отношении конкретных клинических наблюдений.

Возможен также и другой путь научной оценки влияния на состояние больных, различных факторов, выявляемых при катамнестических обследованиях. Для этого при катамнестическом изучении, помимо основной группы больных, необходимо иметь и контрольную. Основная группа больных должна быть полностью сходна с контрольной и отличаться от нее лишь наличием одного или ряда факторов, которые, как предполагается, могут оказывать влияние на особенности состояния больных. При таких условиях из многочисленного количества самых различных факторов, воздействию которых подвергался или подвергается больной, могут быть выделены непосредственно ответственные за те или иные особенности его состояния на момент катамнестического обследования. Значимость таких факторов должна быть оценена статистически.

Многие психические расстройства имеют похожую симптоматику, но абсолютно разные причины развития. Полная и точно составленная диагностическая программа позволяет поставить верный диагноз, а также определить, каковы причины и механизмы развития психического расстройства.

Диагностика психического заболевания состоит из инструментальных и лабораторных методов исследования нервной системы, клинического и психологического интервью.

Что включает в себя диагностика психических расстройств?

Биологические методы диагностики

Э то запись биоэлектрической активности разных структур мозга. ЭЭГ для психиатра или невролога так же значима, как и электрокардиограмма для кардиолога. Как и электрокардиография, запись ЭЭГ абсолютно безопасна и не имеет противопоказаний. Электроэнцефалография помогает поставить точный диагноз психического расстройства, определить его тяжесть, подобрать тот или иной психотропный препарат. Высокой информативностью отличается метод суточного мониторинга биоэлектрической активности мозга. Для детей суточный мониторинг обычно заменяют 4-х часовой записью ЭЭГ.

М етод, позволяющий оценить реакцию мозга на стимулы и раздражители - сигналы из окружающего мира и внутренней среды организма пациента. Вызванные потенциалы помогают понять, как мозг включается в процесс обработки информации и насколько качественно проходит процесс этой обработки.

Вызванные потенциалы классифицируются по предъявляемым стимулам на когнитивные, зрительные, слуховые и висцеральные:

  • Когнитивные вызванные потенциалы - метод интегральной оценки состояния памяти, внимания и мышления пациента.
  • Симпатические, или висцеральные вызванные потенциалы помогают оценить состояние вегетативной нервной системы.
  • Слуховые и зрительные вызванные потенциалы назначаются для определения причины зрительных или слуховых галлюцинаций.

Метод вызванных потенциалов используется для диагностики шизофрении и болезни Альцгеймера.

М етод визуализации структур мозга в разных плоскостях. Основной принцип его работы - оценка магнитного резонанса ядер водорода. Этот метод не требует предварительной подготовки, абсолютно безболезненный и безопасный. Противопоказанием к МРТ считается наличие искусственного водителя ритма сердца и металлические инородные тела. Длительность исследования - 20-30 минут.

МРТ позволяет выявить опухоли и кисты, изменение размеров отделов могза, характерные для некоторых психических заболеваний, а также оценить состояние сосудов мозга.

При разных психических расстройствах есть свои особенности картины МРТ, например, при шизофрении отмечается расширение левого желудочка мозга и сокращение размеров височной доли, при биполярном аффективном расстройстве и затяжной депрессии - расширение правого желудочка мозга. Свои изменения присутствуют при болезни Альцгеймера и сосудистой деменции.

Используется для оценки кровотока в артериях и венах головы и шеи. УЗДГ используется для первичного выявления нарушений кровотока и для контроля недостаточности кровоснабжения и связанных с ним заболеваний. УЗДГ сосудов головы и шеи не требует подготовки. Метод безвреден для организма и допустим даже во время беременности. УЗДГ исследование занимает 30-45 минут.

Ультразвуковая допплерография сосудов головы и шеи показана в следующих случаях:

Исследование структуры ночного сна, или полисомнография, предоставляет возможность оценить состояние мозга во время сна, деятельность сердечно-сосудистой системы, двигательную активность во время сна. Кроме того, полисомнография позволяет подобрать препараты, улучшающие сон. Подготовка к полисомнографии обычно начинается в вечернее время (около 20.00), а сама процедура заканчивается в 7.00. Исследование обычно хорошо переносится, так как современные электроды и датчики сделаны таким образом, что они совершенно не оказывают влияние на качество сна.

Анализы

Общий клинический анализ крови и биохимические анализы

Позволяют оценить состояние обмена веществ, водно-солевого баланса, энергетический обмен. Кроме того, обнаруживаются воспалительные процессы, недостаток или избыток витаминов и аминокислот (актуально при анорексии), присутствие в крови тяжелых металлов (важно для пациентов, живущих на экологически неблагополучных территориях).

Анализы гормонов

Помогают выявить заболевания эндокринной системы, которые могут вызвать психические расстройства, а также контролировать побочные эффекты психотропных препаратов.

Концентрация гормонов оси стресса (кортикотропин рилизинг фактор, АКТГ, кортизол, ДЭГА) показывает уровень и длительность стресса, вовлечение механизмов борьбы организма со стрессом. Соотношение гормонов оси стресса позволяет предсказать, каково будет течение расстройств тревожного спектра и депрессии.

Гормоны щитовидной железы и их тропные (контролирующие концентрацию) гормоны - тиреотропин релизинг фактор, ТТГ, Т3, Т4 - могут участвовать в развитии депрессии.

Снижение уровня гормона мелатонина, регулирующего ритм сон-бодрствование, может привести к развитию аффективных расстройств. Стабилизация концентрации мелатонина при терапии депрессии указывает на положительный прогноз лечения заболевания. Кроме того, мелатонин положительно влияет на иммунную систему.

Измерение концентрации гормона пролактина позволяет прогнозировать сроки выхода из психоза. Кроме того, контроль концентрации пролактина необходим при приёме некоторых психотропных препаратов, вызывающих гиперпролактинемию - повышение уровня пролактина в крови.

Исследования иммунной системы

Иммунограмма, цитокиновый и интерфероновый профили - позволяют выявить патологические изменения в иммунной системе, хронические инфекции и воспаление, а также аутоиммунные процессы.

Бактериологические и вирусологические исследования

Выявляют наличие нейровирусных инфекций, поражающих различные структуры нервной системы. К наиболее частым нейроинфекциям относятся вирусы эпштейн-барра, герпеса, краснухи, стрептококки и стафилококки.

Нейротест

Анализ крови, определяющий содержание аутоантител к различным белкам нервной системы. Нейротест показывает наличие воспалительных процессов нервной системы, дегенерацию оболочек, обеспечивающих быструю передачу нервного импульса, изменения содержания рецепторов нейромедиаторов, участвующих в передаче сигналов в мозге.

Патопсихологическое исследование

Направлено на оценку восприятия, памяти, внимания и мышления пациента. В ходе исследования испытуемому даются определенные задания, выполнение которых характеризует когнитивные функции. Кроме того, клинический психолог может получить информацию из поведения испытуемого в ходе исследования.

Данное исследование имеет право проводить только .

Нейропсихологическое исследование

Позволяет выявить нарушения состояния личности и психических процессов на мозговом уровне. Данное исследование позволяет локализовать нарушения психических функций в определенных отделах мозга. При проведении исследования оценивается общий интеллект, внимание и концентрация, обучение и память, язык, волевые функции, функции восприятия, сенсомоторные функции, психологический эмоциональный статус. Основы нейропсихологического исследования были заложены А.Р. Лурия и его учениками. В основе методик лежит концепция формирования и развития высших психических функций Л.С. Выготского. Нейропсихологическое исследование также может проводить только клинический психолог.

К другим психологическим методам исследований, применяемых в клинике, относятся исследование типа и структуры личности, определение чувствительности к разным методам психотерапии, диагностика семейной системы и диагностика социально-трудовой адаптации.

Вам нужна консультация? Остались вопросы?


(Диагностика -- это совокупность процедур и методов, направленных на определение болезни с целью поста- * новки правильного диагноза и выбора средств для лечения с учетом прогноза заболевания.
При проведении диагностики психических рас- 1 стройств важно учитывать два аспекта значимости данной процедуры: медицинский и юридический. Вначале рассмотрим медицинский фактор. Для диагностики психических болезней необходимо различать следующие понятия:
0 нормальное состояние;
0 патология;
0 психическое заболевание;
0 психоз;
0 психическое нарушение;
0 невроз;
0 расстройство личности.
Проведение диагностических мероприятий психических болезней начинается с определения симптомов заболевания. Далее симптоматика складывается в определенные синдромы заболевания. А синдромы, в свою очередь, составляют нозологическую форму психического расстройства - заболевание. Цель точной диагностики заключается в правильности выработки тактики и стратегии лечения болезни, а также дальнейшей реабилитации больного.
На первом этапе диагностики определяются основные признаки заболевания или симптомы. Признак заболевания относится к клиническим понятиям и непосредственно связан с внешним восприятием психиатром состояния человека. Отдельные признаки заболевания выделяются у больного на уровне чувственного познания психиатром с учетом его опыта. После определения основных признаков заболевания необходимо провести их обобщение и классификацию, установить существующие взаимозависимости. Таким образом, симптомы заболевания подвергаются клинической экспертизе. По ее результатам выделяют синдромы болезни, что является уже следующим этапом диагностики психических расстройств. Третий этап диагностики формирует общую клиническую картину психического заболевания, раскрывает патогенез и суммирует полученные данные в виде диагностической гипотезы. Четвертый этап строится на основе сформулированной диагностической гипотезы и характеризуется уточнением клинических симптомов, поиском причинно-следственных взаимосвязей между различными факторами заболевания: экзогенными, личностными, эндогенными, психогенными и др. На основе проделанной работы выстраиваются стратегия и тактика проведения терапевтического лечения. На пятом этапе проводится мониторинг изменений симптоматики в ходе лечения болезни. Шестой этап характеризуется уточнением предварительного диагноза, определением прогноза выздоровления, выработкой реабилитационных и профилактических мероприятий.
Диагностические дифференцированные критерии:
0 данные анамнеза;
0 возраст больного;
0 тип дебютной части заболевания;
0 темпы развития дебютной части заболевания;
0 основные клинические проявления (симптомы, синдромы, их динамика);
0 тип течения заболевания;
0 специфика ремиссии и светлых промежутков;
0 показатели лабораторных анализов;
0 соматоневрологические исследования;
0 отношение человека к заболеванию.
Следующий фактор диагностики психического забо- 2 jJ левания - юридический.
На основании законодательства о психиатрической помощи постановка диагноза психического заболевания проводится в соответствии с утвержденными международными правилами. Диагноз психической болезни не может быть поставлен человеку только по причине его несогласия с общепринятыми культурными, морально-нравственными, религиозными и политическими ценностями или по другим причинам, не связанным со здоровьем.
Диагностика и терапия больного должны проводиться медицинскими методами и лекарственными средствами, допущенными к применению на основании нормативноправовых актов федерального органа здравоохранения. Данные медицинские методы и средства лечения должны применяться исключительно в целях диагностики и оздоровления больных. Запрещено применение указанных средств с целью наказания, запугивания человека либо в интересах посторонних лиц.
Принципы диагностики заболеваний психики должны ориентироваться на международный опыт и использование в работе утвержденной МКБ, которая обязательна в России. На основе МКБ Министерством здравоохранения и социального развития РФ был разработан адаптированный для России вариант «Психические и поведенческие расстройства». Также существуют стандарт диагностики и лечения психических заболеваний и руководство «Модели диагностики и лечения психических и поведенческих расстройств», направленные на улучшение диагностики и лечения психических заболеваний. Описанные в документах процедуры не ограничивают действия врача, в каждом конкретном случае психиатр вправе индивидуализировать диагностические мероприятия и процедуру лечения. Лечебно-диагностический стандарт имеет цель - обобщение мирового опыта, способствует росту эффективности врачебной деятельности.
В соответствии с законодательством РФ установить диагноз психического расстройства имеет право лишь врач-психиатр. Предварительное заключение другого врача-специалиста не может служить основанием для недобровольного лечения. В местности, где отсутствует врач-психиатр, решение вопроса диагностики заболевания осуществляется путем дополнительного обучения специалиста с целью приобретения им права психиатрической деятельности.
S Существуют определенные методы диагностики психических заболеваний:
|ЙГ сбор анамнеза. Проводится сбор информации о психическом и физическом состоянии человека в настоящем и ретроспективном планах, собираются данные о наследственности, особенностях формирования личности, чертах и свойствах характера, интересах
и навыках, привычках. Описываются перенесенные заболевания, травмы головы, употребление наркотических и алкогольных средств, наличие фактов аморального поведения. Эти данные можно получить по следственно-судебным материалам, характеристикам по месту работы и жительства, истории заболеваний и т.д.;
рЗ" сбор информации о психическом здоровье и адекватности поведения человека на основании свидетельских показаний. Эти данные можно получить путем опроса свидетелей, проходящих по изучаемому делу;
(йг сбор официальной медицинской информации. Осуществляется путем запроса в психиатрические лечебные учреждения для получения справок и выписок из истории болезни;
экспериментальное психологическое исследование включает в себя осмотр пациента психологами, позволяющий выявить нарушения по отдельным аспектам личности и указать на ее особенности;
Its" наблюдение проводится в стационарных условиях врачами-психиатрами и другим медицинским персоналом при совершении ими обходов в форме личной беседы с человеком. Проводится круглосуточно. Обращается внимание на изменение состояния больного в психическом плане;
Its" обследование головного мозга заключается в проведении анализов и аппаратном обследовании функций головного мозга (компьютерные томографии, спинно-мозговые пункции, электроэнцефалограммы и др.);
1йГ диагностика неврологических симптомов. Проводится исследование рефлексов неврологического характера. Определяется соответствие сухожильных рефлексов, отсутствие патологических рефлексов,
параличей, судорог, степень нарушений вегетативной системы;
цЗг- диагностика соматических симптомов. Определяется отсутствие либо наличие данных симптомов (нарушение функций обмена веществ, пищеварения, кровообращения и т.д.). Проводится путем лабораторных анализов и в форме аппаратной диагностики.

Еще по теме ДИАГНОСТИКА ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ:

  1. Десова Е.Н. ТРУДНОСТИ ДИАГНОСТИКИ ПОГРАНИЧНЫХ СОСТОЯНИЙ, КАК ПОСЛЕДСТВИЙ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВОЙ ТРАВМЫ, ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ

Время на чтение: 5 мин

Психические расстройства – это в широком понимании заболевания души, означающие состояние психической деятельности, отличное от здорового. Их противоположностью является психическое здоровье. Индивиды, обладающие умением адаптироваться к ежедневно меняющимся жизненным условиям и разрешать повседневные проблемы, как правило, считаются психически здоровыми лицами. Когда такая способность ограничена, субъект не осиливает текущие задачи профессиональной деятельности или интимно-личностной сферы, также неспособен достигать обозначенных задач, замыслов, целей. В ситуации подобного рода можно подозревать наличие психической аномалии. Таким образом, нервно-психическими расстройствами именуется группа нарушений, оказывающих воздействие на нервную систему и поведенческое реагирование индивида. Описанные патологии могут появляться вследствие отклонений, проистекающих в мозге обменных процессов.

Причины психических расстройств

Нервно психические заболевания и расстройства вследствие многочисленности факторов, их провоцирующих, неимоверно разнообразны. Нарушения психической деятельности, какой бы этиологии они ни были, всегда предопределены отклонениями в функционировании головного мозга. Все причины делятся на две подгруппы: экзогенные факторы и эндогенные. К первым относятся внешнее воздействие, например, употребление отравляющих веществ, вирусные заболевания, травмы, ко вторым – имманентные причины, включающие хромосомные мутации, наследственные и генные недуги, расстройство психического развития.

Устойчивость к расстройствам психической деятельности зависит от специфических физических характеристик и общего развития их психики. Разные субъекты имеют различные реакции на душевные муки и проблемы.

Выделяют типичные причины отклонений психического функционирования: неврозы, депрессивные состояния, воздействие химических или токсических веществ, травмы головы, наследственность.

Беспокойство считается первой ступенькой, ведущей к изнурению нервной системы. Люди, нередко, склонны рисовать в своей фантазии различные негативные развития событий, которые в действительность никогда не воплощаются, но провоцируют излишнюю напрасную тревожность. Такое беспокойство постепенно накаливается и по мере нарастания критической ситуации может трансформироваться в более серьезное расстройство, что ведет к отклонению психического восприятия индивида и к нарушениям функционирования различных структур внутренних органов.

Неврастения является ответной реакцией на длительное воздействие травмирующих ситуаций. Ей сопутствует повышенная утомляемость и истощаемость психики на фоне гипервозбудимости и постоянной по мелочам. При этом возбудимость и сварливость являются защищающими средствами от окончательного сбоя работы нервной системы. К неврастеническим состояниям больше склонны индивиды, характеризующиеся повышенным чувством ответственности, высокой тревожностью, не высыпающиеся люди, а также обремененные множеством проблем.

В результате серьезного травмирующего события, которому субъект не пытается противостоять, наступает истерический невроз. Индивид просто «убегает» в такое состояние, вынуждая себя ощущать всю «прелесть» переживаний. Это состояние может характеризоваться длительностью от двух-трех минут до нескольких лет. При этом чем более длительный период жизни он затрагивает, тем сильнее будет выражено психическое расстройство личности. Лишь изменив отношение индивида к собственному недугу и приступам, можно добиться излечения данного состояния.

Кроме того, люди с психическими расстройствами подвержены ослаблению памяти или полному ее отсутствию, парамнезии, нарушению мыслительного процесса.

Бред также является частым спутником психических расстройств. Он бывает первичным (интеллектуальным), чувственным (образным) и аффективным. Первичный бред изначально появляется в качестве единственного признака нарушения психической деятельности. Чувственный бред проявляется в нарушении не только разумного познания, но и чувственного. Аффективный бред всегда возникает вместе с эмоциональными отклонениями и характеризуется образностью. Также выделяют сверхценные идеи, которые в основном появляются в результате реально существующих обстоятельств, но впоследствии занимают значение, не соответствующее их месту в сознании.

Признаки психического расстройства

Зная признаки и особенности психических расстройств, проще предотвратить их развитие либо выявить на ранней стадии возникновения отклонения, нежели лечить запущенную форму.

К явным признакам психического нарушения относят:

Появление галлюцинаций (слуховых или зрительных), выраженных в беседах с самим собой, в ответах на вопросительные высказывания несуществующего человека;

Беспричинный смех;

Затрудненность концентрации при выполнении поставленной задачи или тематического обсуждения;

Изменения в поведенческом реагировании индивида в отношении родни, нередко возникает резкая враждебность;

В речи могут наличествовать фразы с бредовым содержанием (например, «я сам во всем виноват»), кроме того она становится замедленной или быстрой, неравномерной, прерывистой, сбивчивой и очень сложной для восприятия.

Лица с психическими расстройствами нередко стремятся себя защитить, в связи с чем в доме запирают все двери, зашторивают окна, тщательно проверяют любой кусочек пищи либо полностью отказываются от приемов пищи.

Также можно выделить признаки психического отклонения, наблюдаемые у женского пола:

Переедание, ведущее к ожирению или отказ от еды;

Злоупотребление алкоголем;

Нарушение половых функций;

Угнетенность состояния;

Быстрая утомляемость.

У мужской части населения также можно выделить признаки и особенности психических расстройств. Статистика утверждает, что сильный пол гораздо чаще страдает нарушениями психической деятельности, нежели женщины. Кроме того, пациенты мужчины характеризуются более агрессивным поведением. Итак, к распространенным признакам относят:

Неаккуратность внешнего облика;

Присутствует неаккуратность во внешнем виде;

Могут длительное время избегать гигиенических процедур (не мыться и не бриться);

Быстрые смены настроений;

Умственную отсталость;

Эмоциональные и поведенческие отклонения в детском возрастном периоде;

Личностные расстройства.

Чаще психические заболевания и расстройства возникают еще в детско-подростковом возрастном периоде. Приблизительно 16 процентов детей и подростков имеют психические отклонения. Основные сложности, с которыми дети сталкиваются, можно разделить на три категории:

Расстройство психического развития – малыши в сравнении с ровесниками отстают в формировании различных навыков, в связи с чем испытывают трудности эмоционального и поведенческого характера;

Эмоциональные дефекты, связанные с сильно поврежденными чувствами и аффектами;

Экспансивные патологии поведения, которые выражаются в отклонении поведенческих реакций малыша от социальных устоев или проявлениями гиперактивности.

Нервно-психические расстройства

Современный скоростной жизненный ритм заставляет людей подстраиваться под различные условия среды, жертвовать сном, временем, силами для того чтобы все успеть. Все успеть у человека никак не получится. Расплатой за постоянную спешку является здоровье. Функционирование систем и слаженная работа всех органов имеет прямую зависимость от нормальной деятельности нервной системы. Воздействия внешних условий среды негативной направленности могут вызвать болезни психического расстройства.
Неврастения – это невроз, зарождающийся на фоне психологической травмы или переутомления организма, например, вследствие недосыпа, дефицита отдыха, продолжительной напряженной работы. Неврастеническое состояние развивается поэтапно. На первом этапе наблюдается агрессивность и повышенная возбудимость, расстройство сна, неспособность к концентрации внимания на деятельности. На втором этапе отмечается раздражительность, которой сопутствует усталость и равнодушие, снижение аппетита, неприятные ощущения в эпигастральной области. Также могут наблюдаться головные боли, замедление или учащение пульса, слезливое состояние. Субъект на этом этапе часто принимает «близко к сердцу» любые ситуации. На третьем этапе неврастеническое состояние переходит в инертную форму: у пациента доминирует апатичность, угнетенность и вялость.

Навязчивые состояния являются одной из форм невроза. Им сопутствует тревожность, страхи и фобии, чувство опасности. Например, индивид может чрезмерно переживать из-за гипотетической потери какой-нибудь вещи или опасаться заразиться тем или иным недугом.

Неврозу навязчивых состояний сопутствует многократное повторение одинаковых мыслей, которые не имеют значимости для индивида, совершение серии обязательных манипуляций перед каким-нибудь делом, появление абсурдных желаний навязчивого характера. В основе симптомов лежит чувство боязни поступить наперекор внутреннему голосу, даже если его требования абсурдны.

Подобному нарушению обычно подвержены совестливые, боязливые индивиды, неуверенные в собственных решениях и подчиненные мнению окружения. Навязчивые страхи подразделяются на группы, например, существует страх темноты, высоты и т.п. Они наблюдаются у здоровых лиц. Причина их зарождения связана с травмирующей ситуацией и одновременным воздействием конкретного фактора.

Предупредить появление описываемого психического расстройства можно, приумножая уверенность в собственной значимости, вырабатывая независимость от окружающих и самостоятельность.

Истерический невроз или обнаруживается в повышенной эмоциональности и желании индивида обратить внимание на себя. Нередко подобное желание выражается довольно эксцентричным поведением (умышленно громкий смех, наигранность в поведении, слезливые истерики). При истерии может наблюдаться снижение аппетита, повышение температуры, изменение веса, тошнота. Так как истерия считается одной из сложнейших форм нервных патологий, лечат ее при помощи психотерапевтических средств. Она возникает вследствие перенесения серьезной травмы. При этом индивид не сопротивляется травмирующим факторам, а «убегает» от них, вынуждая ощущать себя вновь болезненные переживания.

Результатом этого становится развитие патологического восприятия. Больному пребывание в истеричном состоянии нравится. Поэтому таких пациентов довольно сложно вывести из такого состояния. Диапазон проявлений характеризуется масштабностью: от топанья ногами до катанья в конвульсиях по полу. Своим поведением больной пытается извлечь выгоду и манипулирует окружением.

Женский пол более склонен к истеричным неврозам. Для предупреждения возникновения приступов истерии полезным оказывается временное изолирование людей, страдающих психическими расстройствами. Ведь, как правило, для индивидов с истерией важно наличие публики.

Выделяют также тяжелые психические расстройства, которые протекают хронически и могут привести к инвалидности. К ним относят: клиническую депрессию, шизофрению, биполярное аффективное расстройство, идентичности, эпилепсию.

При клинической депрессии больные ощущают себя подавленными, неспособными радоваться, трудиться и вести привычную социальную деятельность. Лица с психическими расстройствами, вызванными клинической депрессией, характеризуются плохим настроением, вялостью, утратой привычных интересов, отсутствием энергии. Больные не в состоянии «взять в руки» себя. У них наблюдается неуверенность, понижение самооценки, обостренность чувства вины, пессимистические представления о будущем, расстройство аппетита и сна, понижение веса. Кроме того, могут отмечаться и соматические проявления: нарушения функционирования ЖКТ, боли в области сердца, головы и мышцах.

Точные причины появления шизофрении доподлинно не изучены. Данный недуг характеризуется отклонениями в мыслительной деятельности, логике суждений и восприятии. Больным свойственна отстраненность мыслей: индивиду кажется, что его мировоззрения созданы кем-то посторонним и чужим. Кроме этого, характерен уход в себя и в персональные переживания, изоляция от социального окружения. Часто люди с психическими расстройствами, спровоцированными шизофренией, испытывают двойственные чувства. Некоторые формы недуга сопровождаются кататоническим психозом. Пациент может пребывать в неподвижном состоянии часами, или выражает двигательную активность. При шизофрении также может отмечаться , эмоциональная сухость даже в отношении самых близких.

Биполярным аффективным расстройством именуется эндогенный недуг, выражающийся в сменах фаз депрессий и маний. У пациентов отмечается то взлет настроения и общее улучшение состояния, то спад, погружение в хандру и апатию.

Диссоциативным расстройством идентичности именуется психическая патология, при которой у пациента отмечается «разделение» личности на одну либо несколько составных частей, выступающих как отдельные субъекты.

Эпилепсия характеризуется возникновением судорог, которые спровоцированы синхронной активностью нейронов определенной зоны мозга. Причинами недуга могут быть наследственные или иные факторы: вирусное заболевание, черепно-мозговая травма и др.

Лечение психических расстройств

Картина лечения отклонений психического функционирования складывается, основываясь на анамнезе, знаниях состояния пациента, этиологии конкретного заболевания.

Для лечения невротических состояний применяют седативные средства вследствие их успокаивающего эффекта.

Транквилизаторы, преимущественно, назначают при неврастении. Препараты данной группы способны снизить тревожность и снять эмоциональную напряженность. Большинство из них также снижает тонус мускулатуры. Транквилизаторы, преимущественно, оказывают снотворный эффект, нежели порождают изменения восприятия. Побочные действия выражаются, как правило, в ощущении постоянной усталости, повышенной сонливости, расстройствами в запоминании информации. К негативным проявлениям также можно отнести тошноту, понижение давления и снижение либидо. Чаще применяются Хлордиазепоксид, Гидроксизин, Буспирон.

Нейролептики являются самыми востребованными при лечении патологий психики. Действие их заключается в уменьшении возбуждения психики, понижении психомоторной активности, снижении агрессивности и подавлении эмоциональной напряженности.

К основным побочным эффектам нейролептиков можно отнести негативное воздействие на скелетную мускулатуру и появление отклонений в обмене дофамина. К наиболее часто применимым нейролептикам относят: Пропазин, Пимозид, Флупентиксол.

Антидепрессанты применяются при состоянии полной подавленности мыслей и чувств, снижении настроения. Препараты этого ряда увеличивают болевой порог, снижая тем самым боли при мигренях, спровоцированных психическим расстройствами, повышают настроение, снимают апатичность, вялость и эмоциональную напряженность, нормализуют сон и аппетит, повышают активность психики. К негативным воздействиям этих препаратов относят головокружение, тремор конечностей, помрачение сознания. Наиболее часто применяют в качестве антидепрессантов Пиритинол, Бефол.

Нормотимики регулируют неадекватное проявление эмоций. Применяются с целью профилактики расстройств, заключающих в себе несколько синдромов, которые проявляются поэтапно, например, при биполярном аффективном расстройстве. Кроме того, описываемые препараты обладают противосудорожным эффектом. Побочное действие проявляется в дрожании конечностей, увеличении веса, нарушении работы ЖКТ, неутолимой жажде, которая за собой впоследствии влечет полиурию. Также возможны появления различных высыпаний на кожной поверхности. Наиболее часто применяют соли лития, Карбамазепин, Вальпромид.

Ноотропы являются самыми безвредными среди лекарственных средств, способствующих излечению психических патологий. Они благоприятно воздействуют на когнитивные процессы, усиливают память, повышают устойчивость нервной системы к воздействию различных стрессовых ситуаций. Иногда побочные эффекты выражаются в виде бессонницы, головных болей и нарушений пищеварения. Наиболее часто применяют Аминалон, Пантогам, Мексидол.

Кроме того, широко применяется , гипнотехники, внушение, реже используется . Кроме того, важным является поддержка родни. Поэтому если близкий страдает психическим расстройством, то нужно понимать, что он нуждается в понимании, а не осуждении.

Врач Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Информация, представленная в данной статье, предназначена исключительно для ознакомления и не может заменить профессиональную консультацию и квалифицированную медицинскую помощь. При малейшем подозрении о наличии психического расстройства обязательно проконсультируйтесь с врачом!

Этиология патологии психики разнообразна, но в основном причины остаются неизвестными. Довольно часто причиной патологических изменений в психике пациента становятся различные инфекционные заболевания, которые могут непосредственно воздействовать на мозг (например, менингиты, энцефалиты) или воздействие будет проявляться в результате интоксикации мозга или вторичного инфицирования (инфекция приходит в мозг из других органов и систем).

Также причиной таких расстройств могут стать воздействия различные химических веществ, этими веществами могут быть и какие-то лекарственные препараты, и пищевые компоненты, и промышленные яды.

Поражения других органов и систем (например, эндокринной системы, дефициты витаминов, истощения) вызывают развития психозов.

Также в результате различных черепно-мозговых травм могут наступить проходящие, длительные и хронические расстройства психики, иногда довольно тяжелые. Онкология головного мозга и другая его грубая патология почти всегда сопровождаются тем или иным психическим расстройством.

Кроме того, различные пороки и аномалии строения головного мозга, изменения в функционировании высшей нервной деятельности часто идут вместе с нарушениями психики. Сильные психические встряски иногда вызывают развитие психозов, но не столь часто, как думают некоторые.

Токсические вещества – ещё одна причина психических расстройств (алкоголь, наркотики, тяжелые металлы и прочие химикаты). Всё, что перечислено выше, все эти вредные факторы, при некоторых условиях могут стать причиной психического расстройства, при других условиях – лишь содействовать в возникновении заболевания или его обострении.

Также отягощенная наследственность увеличивает риск развития психических заболеваний, но не всегда. Например, какая-то психическая патология может появиться, если в предыдущих поколениях она встречалась, но также она может появиться, если её никогда и не было. Влияние наследственного фактора на развитие психической патологии остается далеко ещё не изученным.

Основные симптомы при заболеваниях психики.

Признаков психических болезней очень много, они неисчерпаемы и чрезвычайно разнообразны. Рассмотрим основные из них.

Сенсопатии – нарушения чувственного познания (восприятия, ощущения, представления). К ним относятся

гиперестезия (когда повышается восприимчивость обычных внешних раздражителей, которые при обычном состоянии являются нейтральными, например, ослепление самым обычным дневным светом) часто развивается перед некоторыми формами помрачнения сознания;

гипестезия (противоположное предыдущему, понижение восприимчивости внешних раздражений, например, окружающие предметы выглядят блекло);

сенестопатии (разные, очень неприятные ощущения: стягивания, жжения, давления, раздирания, переливания и прочие, исходящие из разных частей тела);

галлюцинации (когда человек воспринимает то, чего нет реально), они могут быть зрительными (видения), слуховые (делятся на акоазмы, когда человек слышит разные звуки, но не слова и речь, и фонемы – соответственно он слышит слова, разговоры; комментирующими – голос высказывает мнения обо всех действиях больного, императивными – голос приказывает действия), обонятельные (когда пациент ощущает разнообразные запахи, чаще неприятные), вкусовые (обычно вместе с обонятельными, ощущение вкуса, который не соответствует пище или питью, которые он принимает, также чаще неприятного характера), тактильные (ощущение ползанью по телу насекомых, червей, появление на теле или под кожей каких-то предметов), висцеральные (когда пациент ощущает явное присутствие в полостях тела посторонних предметов или живых существ), сложные (одновременное существование нескольких видов галлюцинаций);

псевдогаллюцинации, они также бывают разнообразными, но в отличие от истинных галлюцинаций, они не сопоставляются с настоящими предметами и явлениями, больные в этом случае говорят об особых, отличных от реальных голоса, специальных видениях, психических образах;

гипнагогические галлюцинации (видения, которые непроизвольно возникающие во время засыпания, когда закрыты глаза, на темном поле зрения);

иллюзии (ложное восприятие реальных вещей или явлений) делятся на аффективные (чаще возникающие при наличии страха, тревожно-подавленного настроения), вербальные (ложное восприятие содержания реально происходящего разговора), парейдолические (например, вместо узоров на обоях воспринимаются фантастические чудовища);

функциональные галлюцинации (появляются только при наличии внешнего раздражителя и, не сливаясь, сосуществуют с ним до прекращения его действия); метаморфопсии (изменения ощущения величины или формы воспринимаемых предметов и пространства);

расстройство схемы тела (изменения ощущения формы и величины своего тела). Эмоциональные симптомы, к ним относятся: эйфория (очень хорошее настроение с усилением влечений), дистимия (противоположное эйфории, глубокая печаль, уныние, тоска, темное и неопределенное ощущение глубокого несчастья, обычно сопровождается различными физическим тягостными ощущениями – угнетением самочувствия), дисфория (недовольное, тоскливо-злобное настроение, нередко с примесью страха), эмоциональная слабость (выраженное изменение настроения, резкие колебания от повышенного к пониженнному, при чем повышение обычно носит оттенок сентиментальности, а понижение – слезливости), апатия (полное равнодушие, безучастность ко всему окружающему и своему положению, бездумность).

Расстройство мыслительного процесса, к нему относятся: ускорение мыслительного процесса (увеличение количества разнообразных мыслей, образующихся в каждый данный промежуток времени), заторможенность мыслительного процесса, бессвязность мышления (потеря способности к самым элементарным обобщениям), обстоятельность мышления (образование новых ассоциаций крайне замедляется вследствие продолжительного доминирования предыдущих), персеверация мышления (длительное доминирование, при общем, резко выраженном затруднении мыслительного процесса, одной любой мысли, одного какого-то представления).

Бред, идею считают бредовой, если она не соответствует действительности, искаженно её отражает, и если полностью овладевает сознанием, остается, несмотря на наличие явного противоречие с настоящей действительностью, недоступной исправлению. Он делится на первичный (интеллектуальный) бред (первоначально возникает как единственный признак расстройства психической деятельности, спонтанно), чувственный (образный) бред (нарушается не только рациональное, но и чувственное познание), аффективный бред (образен, возникает всегда вместе с эмоциональными расстройствами), сверхценные идеи (суждения, которые обычно возникают в результате настоящих, реальных обстоятельств, но потом занимают в дальнейшем значение, которое не соответствует их положению в сознании).

Навязчивые явления, суть их заключается в непроизвольном, непреодолимом возникновении у больных мыслей, неприятных воспоминаний, разных сомнений, страхов, стремлений, действий, движений при сознании их болезненности и критическом к ним отношении, чем они и отличаются от бреда. К ним относятся отвлеченная навязчивость (счет, вспоминание имен, фамилий, терминов, определений и другое), образная навязчивость (навязчивые воспоминания, навязчивое чувство антипатии, навязчивые влечения, навязчивый страх – фобия, ритуалы). Импульсивные явления, действия (возникают без внутренней борьбы, без контроля сознания), влечения (дипсомания – запой, влечение к пьянству, дромомания – стремления к переездам, клептомания – страсть к воровству, пиромания – стремление к поджогу).

Расстройства самосознания, к ним относятся деперсонализация, дереализация, растерянность.

Расстройства памяти, дисмнезия (ослабления памяти), амнезия (отсутствие памяти), парамнезии (обманы памяти). Расстройства сна, нарушения засыпания, расстройства пробуждения, утрата чувства сна (проснувшись, больные не считают, что спали), нарушения продолжительности сна, прерывисты сон, снохождение (совершение в состоянии глубокого сна ряда последовательных действий – вставание с постели, передвижение по квартире, надевание одежды и другие простые действия), изменения глубины сна, нарушения сновидений, вообще некоторые ученые считают, что сновидение есть всегда факт ненормальный, так всякое сновидение есть обман (сознание обманывается, относясь к продукту фантазии как к действительности), при нормальном (идеальном) сне нет места сновидениям; извращение ритма сна и бодрствования.

Исследование психически больных.

Клиническое психиатрическое исследование осуществляется путем расспроса больных, собирания субъективного (от больного) и объективного (от родственников и знакомых) анамнеза и наблюдения. Расспрос является основным приемом психиатрического исследования, так как подавляющее большинство выше приведенных симптомов устанавливаются только лишь при помощи общении врача и пациента, высказываний больного.

При всех психических заболеваниях до тех пор, пока у больного сохранена способность речи, расспрос является главной частью исследования. Успех исследования путем расспроса зависит не только от знаний врача, но и от умения расспрашивать.

Расспрос неотделим от наблюдения. Расспрашивая больного, врач наблюдает за ним, а наблюдая, задает возникающие в связи с этим вопросы. Для правильной диагностики заболевания нужно следить за выражением лица больного, интонацией его голоса, отмечать все движения больного.

При сборе анамнеза нужно обратить внимание на наследственную отягощенность родителей, на состояние здоровья, болезни, травмы матери больного во время беременности, на то, как протекали роды. Установить особенности психического и физического развития больного в детстве. Дополнительным материалом психиатрического исследования у некоторых больных служит самоописание своей болезни, письма, рисунки и другой вид творчества во время нее.

Наряду с психиатрическим исследованием при психических расстройствах обязательно проводится неврологическое исследование. Это нужно для того, чтобы исключить грубоорганические поражения головного мозга. По этой же причине необходимо провести больному общесоматическое обследование, для выявления заболеваний других органов и систем, для этого же необходимо провести лабораторное исследование крови, мочи, при необходимости мокроты, кала, желудочного сока и другого.

При психических расстройствах, возникающих на почве грубоорганических поражений головного мозга, необходимо исследование спинномозговой жидкости. Из других методов используют рентгенологические (рентгенография черепа, компьютерная томография, магнитно-резонансная томография), электроэнцефалографию.

Лабораторное исследование высшей нервной деятельности нужно для установления характера расстройства основных мозговых процессов, взаимоотношения сигнальных систем, коры и подкорки, различных анализаторов при психических болезнях.

Психологическое исследование необходимо, чтобы исследовать характер изменения отдельных процессов психической деятельности при различных психических заболеваниях. Патологоанатомическое исследование в случае смерти больного обязательно, чтобы выявить причину развития заболевания и смерти, проверить диагноз.

Профилактика психических заболеваний.

К профилактическим мерам относятся своевременные и правильные диагностика и лечение непсихических заболеваний (общесоматических и инфекционных), которые могут привести к расстройствам психики. Сюда нужно отнести меры по предотвращению травматизма, отравлений различными химическими соединениями. Во время каких-то серьезных психических потрясений человек не должен оставаться один, ему необходима помощь специалиста (психотерапевта, психолога) или близких ему людей.

Психические расстройства и расстройства поведения по МКБ-10

Органические, включая симптоматические психические расстройства
Психические расстройства и расстройства поведения, связанные с употреблением психоактивных веществ
Шизофрения, шизотипические и бредовые расстройства
Расстройства настроения [аффективные расстройства]
Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
Поведенческие синдромы, связанные с физиологическими нарушениями и физическими факторами
Расстройства личности и поведения в зрелом возрасте
Умственная отсталость
Расстройства психологического развития
Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
Психическое расстройство без дополнительных уточнений

Подробнее о психических расстройствах:

Список материалов в категории Психические расстройства и расстройства поведения
Аутизм (синдром Каннера)
Биполярное расстройство (биполярный, маниакально-депрессивный психоз)
Булимия
Гомосексуализм (гомосексуальные отношения у мужчин)
Депрессии в пожилом возрасте
Депрессия
Депрессия у детей и подростков
Диссоциальное расстройство личности
Диссоциативная амнезия
Заикание
Ипохондрия
Истерическое расстройство личности
Классификация эпилептических припадков и выбор препаратов
Клептомания