Анализ конкретного случая девиантного поведения ребенка. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения)

21.09.2019 Запор
8 ..
АНАЛИЗ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ

1. Индивидуально-типологическая ранимость:

сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию);

эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения);

пониженный фон настроения;

импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции);

низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации);

склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются);

ригидность - склонность к «застреванию» на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях);

склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к зависимому поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности:

преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов;

алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии);

несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы);

непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция);

дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план);

ложная самоидентичность и заниженная самооценка;

отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности);

отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Дефицит ресурсов личности (ее жизненно важных качеств и компенсаторных возможностей):

духовность;

здоровье и ценности здорового образа жизни;

внешняя привлекательность;

общительность, способность к сотрудничеству;

активность;

интеллект, специальные способности;

целеустремленность и честолюбие;

высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера);

творчество, хобби;

профессиональная квалификация, дело (работа, учеба);

достижения;

любовь, дружба, значимые личные отношения;

жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с зависимостью, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем:

отсутствие родительской семьи;

неполная семья (отсутствие отца);

зависимая семья;

девиантная семья;

низкий социальный статус семьи;

семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи);

социальная изоляция;

отсутствие поддерживающей группы сверстников;

низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе);

отсутствие близких друзей;

отсутствие сексуального партнера;

общественная незанятость;

проблемная компания;

проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение:

состояние социально-психологической дезадаптации;

состояние фрустрации жизненно важных потребностей;

научение в референтной группе (на дискотеке, в школе);

провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП):

ситуация, в которой впервые имело место ОП;

ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время;

степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм);

состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры);

что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы);

последующие события (состояние, мысли, действия);

реакция окружающих;

что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение:

форма и степень выраженности ОП;

степень социальной дезадаптации;

отношение к ОП самой личности;

поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода);

ингибиторы (препятствующие условия);

ресурсы личности;

возможные пути преодоления (стратегия изменения);

формы и методы социально-психологической помощи.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите социальные причины отклоняющегося поведения.

2. Каковы биологические предпосылки поведенческих девиаций?

3. Объясните отклоняющееся поведение с точки зрения экзистенциально-гуманистического подхода.

4. Что такое экзистенциальный вакуум и ноогенный невроз?

5. Каковы психодинамические механизмы отклоняющегося поведения?

6. Раскройте понятие «психологическая защита» и перечислите основные ее виды.

7. Перечислите основные положения поведенческой психологии.

8. Каковы факторы отклоняющегося поведения с точки зрения поведенческой психологии?

9. Что такое классическое и оперантное обусловливание?

10. Раскройте понятие «подкрепляющий стимул» и перечислите виды подкреплений.

11. Назовите основные механизмы формирования отклоняющегося поведения в соответствии с теорией социального научения.

12. Что такое копинг, копинг-стратегии и копинг-ресурсы?

13. Найдите какую-либо форму нежелательного поведения в личном опыте. Проведите его анализ по приведенной схеме.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Бихевиоризм:Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии;Уотсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.

6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998.

7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001.

8. Кутер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

10. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

11. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000.

14. Психология. Словарь. - М., 1990.

15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации); » склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются); » ригидность - склонность к "застреванию" на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях); » склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии); » несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы); » непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция); » дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план); » ложная самоидентичность и заниженная самооценка; » отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности); » отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи; » семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи); » социальная изоляция; » отсутствие поддерживающей группы сверстников; » низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе); » отсутствие близких друзей; » отсутствие сексуального партнера; » общественная незанятость; » проблемная компания; » проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм); » состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры); » что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); » последующие события (состояние, мысли, действия); » реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение.

» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уошсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.

6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998.

7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001.

8. Купгер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

11. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000.

14. Психология. Словарь. - М., 1990.

15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гип- пенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.

17. Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. - М., 1986.

19. Сонин В.А., ШлионскийЛ.В. Классики мировой психологии. - СПб., 2001.

20. Франка В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993.

22. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.

23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М., 1984.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное(tm). - М., 1994.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

26. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1994.

28. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.

29. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.-Т. 2.

30. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: Канд… дис. -Л., 1996.

Раздел III КРАТКАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

Глава 1. АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ


Похожая информация.


В современном мире проблема девиантного поведения стоит особо остро. Экономическое неравенство, массовая глобализация, свободный доступ к информации, развитие демократии, а также социальные явления часто становятся причиной негативных реакций в подростковой среде. Молодёжь бунтует против несправедливости, устоявшихся или навязанных моральных принципов. Часто этот протест перерастает в особо опасные формы, которые приносят вред не только юному «революционеру», но и всему обществу.

Отклонения от норм поведения

Границы дозволенного были давно очерчены человечеством в процессе его развития. Девиантное поведение, примеры которого можно наблюдать во всех слоях общества, - это отклонение от общепринятых норм, обычаев, устоев и традиций. Оно является нестандартным, не оправдывает ожиданий окружающего мира или группы людей. Понятно, что нет абсолютно идеального общества: часто его члены делают исключения из правил, обходят каноны, не выполняют поставленных задач. Но эта реакция не имеет агрессивного или разрушительного окраса, скорее, она наполнена элементами хитрости, лени, алчности и другими индивида. Такой человек если и наносит ущерб себе и другим людям, то он незначительный, легко исправимый.

Совсем другое дело - девиантное поведение. Примеры из жизни свидетельствуют о том, что оно оказывает максимально отрицательное влияние не только на психическое и человека, но и на его социализацию. И что самое печальное, от него могут пострадать другие личности. Девиантное поведение имеет свою направленность:

  • Корыстные цели. Поступки, цель которых - получить материальную выгоду: кражи, грабежи, спекуляции, хищения, мошенничество.
  • Агрессивные проявления. Это действия, направленные против индивида: сексуальное, физическое и моральное насилие.
  • Социально-пассивная ориентация. Уход от полноценной жизни в обществе, отсутствие интереса к происходящим событиям: бродяжничество, пьянство, суицид.

Поведенческие отклонения можно классифицировать по ряду факторов: в зависимости от формы нарушения (этикет, мораль, право); мотивации (корыстные, агрессивные, пессимистические); исполнителя (индивид, группа людей, организация).

Разновидности девиантного поведения

Вредительство можно условно разделить на две больших группы нарушений. Каждая из них принципиально другая, так как в основе стоят диаметрально противоположные побудительные элементы:

1. Психическое расстройство, то есть наличие у подростка врождённой или приобретённой патологии. Проблема девиантного поведения чаще всего наблюдается у людей, страдающих шизофренией, астенией, имбецильностью, олигофренией и другими расстройствами сознания. К этой группе также можно отнести индивидов, обладающих акцентуированным характером, когда некоторые отклонения в поведении находятся ещё в пределах нормы, но уже почти граничат с патологией. Таким личностям также можно поставить определённый диагноз, но часто они не проходят нужного лечения, так как могут прожить полноценную жизнь, не обнаружив особенностей в своей психике.

2. Антисоциальное поведение. Люди, склонные к негативным действиям, психически являются абсолютно здоровыми. Бунт, совершаемый ими, имеет массу различных причин: от «просто нечего делать» и до попытки перевернуть все устои общества с ног на голову из-за несправедливости распределения в нём материальных благ. Если правонарушения, совершаемые этими людьми, не приносят большого вреда окружающему миру, то коррекция девиантного поведения происходит путём наказания в соответствии с нормами трудового или административного права. Полицейские часто назначают нарушителям исправительные работы или взимают с них штраф; на предприятии, в учреждении или офисе таким индивидам грозит выговор, дисциплинарное взыскание или увольнение. Если же преступление квалифицируется как уголовное, то к нарушителю применяют более строгие наказания, например, арест или лишение свободы на тот или иной строк.

Какими бы ни были отправные точки девиантного поведения, его в любом случае необходимо пресекать, а к человеку, совершившему проступок, применять профилактические, лечебные или карательные меры.

Акцентуация

О ней следует поговорить детально, так как эта особенность чаще всего наблюдается у несовершеннолетних в переходном возрасте. Акцентуация, как уже упоминалось, - это незначительное отклонение от нормы поведения. В этом случае у подростков ярко выражена одна черта характера, чаще всего негативная, которая становится проблемной в общении с окружающими. Например, он может в открытую хамить учителям и родителям, отказываться от выполнения домашних заданий, игнорировать просьбы взрослых о помощи и так далее. Причин тому может быть несколько: сложная школьная программа, трудности переходного возраста, влияние полового созревания. Если к ним добавить неприятности личного характера или пережитые стрессы из-за проблем в семье, то мы получаем самого настоящего девианта, готового мстить всем и каждому.

Бывает, что протест у ребёнка проходит не в активной, а в пассивной форме. Эта поведенческая реакция называется депрессией, и её несовершеннолетние тщательно скрывают от взрослых. Она может развиться из-за мнимых физических недостатков, которые дети приписывают себе в Также у подростка может возникнуть так называемый когда он неоправданно берёт на себя ответственность за важные или трагические события. Это тоже девиантное поведение. Примеры назвать можно следующие: чувство вины после потери близкого человека, гибели домашнего животного или тяжёлой болезни лучшего друга.

Причины девиантного поведения

Частично мы их уже назвали. Социологи выделяют три основных первоисточника, благодаря которым общественное поведение подростка выходит за рамки приличия:

  1. Социальное неравенство. С этим явлением ребёнок сталкивается ещё в начальной школе: одноклассники одеваются лучше, чем он, у них больше карманных денег и так далее. Несовершеннолетний чувствует себя нищим, ущемлённым. Он не может полноценно проявить свои возможности и таланты из-за отсутствия материальных благ. Даже самореализоваться подчас трудно, когда в распоряжении нет денег, с помощью которых можно приобрести книги, атласы, энциклопедии. Подросток злится на весь мир, но в первую очередь - на родителей. Даже если они стараются изо всех сил, девиант не понимает, что не всегда желания человека совпадают с его возможностями.
  2. Морально-этический фактор. Выражается в низком духовном развитии общества, апатии к науке и искусству. Ребёнок наблюдает за падением нравов среди людей: многие из них, например, считают рядовым событием торговлю телом и рабочей силой, массовый алкоголизм и проституцию.
  3. Окружающая среда, общество. Представители последнего не только игнорируют девиантов, но часто даже благосклонно к ним относятся. В наше время их жалеют, виня во всём воспитание и проживание в неблагополучных семьях, и забывают, что личность формируется в первую очередь не родителями, а самим человеком. Есть множество индивидов, которые выросли в неблагоприятной среде, но сумели воспитать внутреннюю и твёрдость духа, поэтому достигли определённых высот в жизни и стали нормальными членами общества.

Характеристика девиантного поведения ознаменована полным отсутствием у подростков сильных качеств или пребыванием их в «спящем» состоянии. Вместо самовоспитания они выбирают более лёгкую, но опасную дорогу, которая дарит им обманчивое забытьё в виде алкогольного или наркотического опьянения или мнимое самоутверждение, проявляющееся в форме насилия.

Типология

Виды поведения, идущего вразрез с нормальным укладом жизни, выделил и американский социолог Роберт Кинг Мертон, известный своими исследованиями проблемы. Его типология основана на представлениях девиации как разрыва между почитаемыми моральными ценностями и методами их достижения:

  1. Инновация. Люди принимают цели общества, понимают их, но отрицают нормальные способы достижения (проститутки, создатели финансовых пирамид, шантажисты, великие учёные).
  2. Ритуализм. Цели общества игнорируются, а способ их достижения принимает абсурдный характер. В качестве примера можно привести бюрократа, требующего детального заполнения сотни бланков документов. При этом он забывает о главном: зачем бумаги были подписаны.
  3. Ретритизм - бегство от действительности. Индивид отказывается от целей и от всех способов их достижения (наркоман, бомж).
  4. Бунт. Отрицание моральных устоев, желание их переделать, заменить более совершенными и прогрессивными (революционер).

Виды поведения по Мертону демонстрируют нам, что не всегда девиация является негативной. Ведь в действиях революционера нет ничего плохого, он просто пытается создать лучшие условия для жизни. Что касается великого учёного, так он считается, наоборот, уважаемым и почитаемым человеком, имеющим небольшие странности или чудачества.

Алкоголизм и наркомания

Эти две формы девиантного поведения среди подростков встречаются чаще, чем остальные. Алкоголизм - неумеренное употребление несовершеннолетними спиртных напитков, которое угрожает их физическому и психическому здоровью, вызывает патологическое привыкание, зависимость. Причин множество: генетическая склонность, врождённый синдром, индивидуальные свойства личности, неблагоприятное окружение, любопытство. Девиантное поведение, примеры которого демонстрируют пьющие алкоголь школьники, становится следствием низкого уровня развития, отсутствия востребованности в коллективе, неуверенности в себе. Чтобы выудить ребёнка из опасной компании и оперативно спасти его от негативного влияния алкоголя, необходимо найти пострадавшему увлекательное занятие, а также нормальных друзей, которые покажут пример самоутверждения при помощи других способов. Общество также придумало правовые меры, чтоб предупредить спаивание малолетних: особам моложе 18 лет, штраф родителям за появление их сына или дочери в нетрезвом виде. Кроме того, приучение детей к употреблению алкоголя считается преступлением, что карается статьями административного и уголовного права.

Наркомания - ещё одно отклонение от нормы. Подразумевает систематическое употребление одурманивающих сознание веществ, вызывающих глубокие и необратимые нарушения психических и физических функций. Подросток становится зависимым от таблеток, инъекций и порошков по причине безнадзорности со стороны общества. Часто с помощью наркотиков несовершеннолетние самовыражаются или утоляют любопытство. Пристрастие к ним часто побуждает подростка стать на криминальный путь, чтобы незаконно добывать деньги на приобретение зелья. Детей, попавших в такую кабалу, следует лечить в специальных учреждениях. Отказаться самостоятельно от наркотиков часто бывает невозможно.

Проституция и гомосексуализм

Девиантное поведение, примеры которого показывают девочки, оказывающие сексуальные услуги за вознаграждение или без оного, также не является редким явлением. Основная причина - желание заработать, улучшить материальное положение самостоятельно, если родители не способны обеспечить все капризы, продиктованные модой и пропагандируемой СМИ «красивой жизнью». Если к этому добавить невысокий уровень культуры подростка и его социальную распущенность, неблагополучие в семье и равнодушие взрослых, путь на панель становится для ребёнка своеобразным спасением, возможностью укрыться от трудностей и превратностей судьбы. Чтобы снизить уровень проституции среди малолетних до минимума, рекомендуется разрабатывать специальные программы полового воспитания, уравнивать повышать культуру населения.

Что касается гомосексуализма, то он в большинстве случаев является врождённой предрасположенностью. Обнаружив, что он не такой, как все, подросток впадает в депрессию, начинает принимать в большом количестве лекарства и спиртные напитки, страдает от неврозов и психических расстройств. Такому несовершеннолетнему нужна квалифицированная помощь специалиста. Если же в гомосексуализм он был втянут посредством обмана или по принуждению, то виновным особам грозит тюремное заключение. Кстати, сексуальные извращения - тоже девиантное поведение. Примеры из жизни показывают, что подростки начинают интересоваться садомазохизмом, групповой интимной близостью и другими неприродными вещами.

Суицид и правонарушения

Намерение лишить себя жизни или попытаться таким способом припугнуть окружающих - также особенности девиантного поведения. Самый опасный возраст для молодёжи - 16-19 лет: в это время обычно наступает разочарование в жизни из-за неудавшейся первой любви, невозможности найти работу или продолжить образование. Социальный статус, конфликты с обществом и стрессы также являются мощными толчками к самоубийству. Для людей, имеющих суицидальные наклонности, организовывают службы психологической помощи и телефоны доверия. Важна и профилактическая работа: воспитание ребёнка жизнерадостным оптимистом, демонстрация на собственном примере, что жизнь прекрасна, а чёрные полосы, которые встречаются практически у всех, вносят в неё только разнообразие и терпкую изюминку.

Правонарушения - форма которое направлено против граждан, общества, жизненного уклада. Мотивация у подростков разная: начиная от обыкновенного озорства и заканчивая немотивированной агрессией. Чтоб оградить растущее поколение от влияния криминального мира, необходимо проводить в школах уроки на соответствующую тематику. Родители, со своей стороны, обязаны объяснить, что нарушать закон - плохо, наносить ущерб или делать больно другим - недопустимо, а девиантное поведение наказуемо в любом случае.

Помощь

Как же вытянуть подростков из той асоциальной пучины, в которой они погрязли? Социологи утверждают: во-первых, поможет специальная государственная программа. Девиантное поведение детей обязательно нужно брать под контроль, это задача специалистов. Также должны быть созданы благоприятные условия для открытия реабилитационных центров разного направления, в которых опытные специалисты могли бы избавлять молодёжь от пагубных пристрастий, направлять их энергию в продуктивное и полезное для общества русло.

Во-вторых, неоценимую помощь окажут горячие линии, работающие в каждом городе, общенациональные телефоны доверия и региональные семейные консультации психологов.

В-третьих, изучение среды адаптации подростков не должно прекращаться ни на день. Девиантное поведение школьников требует постоянной корректировки, которая обязана проходить в полном взаимодействии с инспекцией по делам несовершеннолетних, врачами, полицейскими, представителями органов опеки. При необходимости таких детей необходимо изымать из семьи, если причиной отклонения является именно влияние родителей.

Профилактика девиантного поведения

Для этого специалистами были разработаны следующие меры:

1. Проведение образовательных и развивающих программ, курсов в школах. Лекции направлены на просвещение подростков и воспитание в них устойчивого отвращения к наркотикам, алкоголю и т. д.

2. Пропаганда спорта и здорового образа жизни. Запрет рекламы табачных изделий и спиртных напитков.

3. Организация интересного и познавательного досуга молодёжи. Работа с детьми девиантного поведения требует разработки такого сценария времяпрепровождения, который бы соответствовал современным веяниям и модным тенденциям.

4. Забота о материальной обеспеченности детей.

Профилактика девиантного поведения должна охватывать все слои населения, независимо от их социального статуса, вероисповедания, уровня образования и других факторов. Главная задача - установить доверительные отношения между подростком и его родителями. Только тогда можно быть уверенным, что в случае возникновения проблемы школьник обратится за помощью к матери или отцу, а не к сомнительной компании друзей.

Дружелюбные отношения в семье - залог того, что вы никогда не столкнётесь с девиантным поведением вашего сына или дочери. Заботиться о том, чтобы в будущем не возникли проблемы, нужно с самых малых лет. Уделяйте внимание вашему чаду: дарите ему любовь и нежность, не ругайтесь в его присутствии, говорите с малышом на разные темы, делитесь своими чувствами и эмоциями, слушайте наследника и прислушивайтесь к его мнению. Станьте для ребёнка верным, преданным и надёжным товарищем.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"ОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ"

(ФГБОУ ВПО "ОмГПУ")

Анализ конкретного случая девиантного поведения ребенка

г. Омск 2013.

1. Описание особенностей, проявлений поведения

Маше 15 лет и вот уже порядка 2 лет она является самым ярким примером случая девиантного поведения среди моих знакомых. Отклоняющееся поведение у Марии появилось спонтанно, после достижения 13 летнего возраста и появления в ее семье младшей сестры. Девочка с бравадой стала говорить, что ей никто не нужен, люди ее раздражают, все вокруг глупы до безобразия, и никто ее, особенную, не понимает. В школе ребенок держится особняком, ни с кем не дружит и даже не пытается наладить контакт, не признает авторитеты. За год сменила 2 школы из-за конфликтов с преподавателями и одноклассниками. Отношения с родителями тоже довольно натянуты, доверительных отношений между ребенком и родителями нет. Маша жутко ревнует родителей к младшей сестре. По ее мнению младшего ребенка родители любят, а ее нет. Не любит проводить время с семьей, старается закрыться в своей комнате, дабы никого не видеть и не слышать. Довольно часто говорит родителям фразы: "я вас ненавижу", "когда мне будет 18, я уйду".

В прошлом году у Марии была попытка суицида (прыжок с 3-го этажа). Позже она сама назвала это глупостью. Не редки уходы из дома, но каждый раз она сама вечером возвращалась. Мама Маши подозревает, что она прогуливает уроки и курит.

Семья Маши является полной и благополучной. В тоталитарных сектах и других деструктивных организациях ребенок не состоит.

2. Причины, факторы формирования

1. Специфические подростковые реакции;

2. Обострение взаимоотношений с взрослыми, прежде всего с родителями, учителями, проявляющееся в моральном "конфликте" младших и старших, в неадекватном чувстве взрослости и неприятии требований к себе;

3. Повышенная критичность в отношении поведения взрослых и их оценочных суждений;

4. Акцентуированные черты характера;

5. Детская ревность, отсутствие коммуникативных навыков;

6. Стремление доказать свою самостоятельность и чувство взрослости.

3. Прогноз развития

При наличии психологической помощи проблема сдвинется с мертвой точки и, через какое-то количество времени станет продвигаться в сторону улучшения. Психолог посредством методик (например: "Самооценка психических состояний" Айзенка, САН, Шкала реактивной тревожности Спилбергера, "Акцентуации характера" Шмишека-Леонгардта и т.д.) определит психологическое состояние ребенка и настроение, выявит его страхи и разработает план психокоррекционной работы.

При отсутствии же психологической помощи семье и ребенку поведение может лишь ухудшиться. Социальные контакты будут до конца оборваны, у ребенка не будет желания включаться в жизнь коллектива или семьи. Отношения с семьей станут только хуже, ребенок станет агрессивным, закрытым, возможно повторятся попытки суицида.

4. Способы коррекции

Психокоррекционный комплекс, включает себя четыре основных блока.

1. Диагностический. Цель: диагностика особенностей развития личности, выявление факторов риска, формирование общей программы психологической коррекции.

2. Установочный блок. Цель: побуждение желания взаимодействовать, снятие тревожности, формирование желания сотрудничать и что-то изменить в своей жизни.

3. Коррекционный блок. Цель: гармонизация и оптимизация развития клиента, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение определёнными способами деятельности.

4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий. Цель: Измерение психологического содержания и динамики реакций, способствование появлению позитивных поведенческих реакций и переживаний, стабилизация позитивной самооценки.

Работать с данным ребенком и его родителями можно, как в группах, так и индивидуально. В качестве используемых методов целесообразно использовать такие методы, как: "сказкотерапия" (для высвобождения своих страхов, чувств и эмоций), телесно-ориентированная терапия (для улучшения контакта с родителями, одноклассниками), психогимнастика (для релаксации и познания себя), арт-терапия (для снятия агрессивности и направления энергии в позитивное русло) и многие другие.

девиантное поведение ребенок психокоррекционный

Список использованной литературы

1. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М.: Магистр, 1999. - 96 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема девиантного поведения в современной литературе. Особенности проявления девиантного поведения подростков. Основные направления и формы предупреждения девиантного поведения подростков. Цели, задачи, этапы опытно-экспериментального исследования.

    дипломная работа , добавлен 15.11.2008

    Исследование влияния неудовлетворения эмоциональных потребностей подростка на формирование у него девиантного поведения. Причины отклоняющегося поведения, его формы. Стимулирование позитивной мотивации для изменения девиантного поведения подростка.

    курсовая работа , добавлен 19.10.2014

    Виды и формы девиантного поведения. Причины и факторы, детерминирующие это социальное явление. Социальные причины девиантного поведения у подростков. Психологический подход, рассматривающий девиантное поведение в связи с внутриличностным конфликтом.

    курсовая работа , добавлен 24.05.2014

    Определение понятия девиантного поведения и его особенностей. Факторы, определяющие отклонения в поведении личности. Биологическое объяснение, социологическое объяснение. Особенности девиантного поведения подростков.

    курсовая работа , добавлен 08.10.2006

    Понятие и виды девиантного поведения, его психологические и социальные причины. Эмпирическое изучение взаимосвязи творческого мышления и девиантного поведения у подростков. Диагностика вербальной и невербальной креативности по различным методикам.

    курсовая работа , добавлен 19.09.2012

    Социально-психологические причины и факторы девиантного поведения у учащихся специальных учебных заведений. Выявление взаимосвязи влияния акцентуации характера на формирование девиантного поведения. Разработка коррекционно-профилактических мероприятий.

    курсовая работа , добавлен 17.10.2014

    Условия и причины развития девиантного поведения у подростков, влияние семейного воспитания на поведение ребенка. Разработка и апробация методики социально-педагогической профилактики девиантного действия подростков в общеобразовательных учреждениях.

    дипломная работа , добавлен 21.03.2015

    Сущность и содержание понятия девиантного поведения, его основные причины. Психологические особенности подросткового возраста. Организация и проведение исследования девиантности у подростков 15 лет. Рекомендации по профилактике девиантного поведения.

    курсовая работа , добавлен 30.11.2016

    Признаки, причины объяснения и предупреждение девиантного поведения подростков. Педагогическая и психотерапевтическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. Исправление недостатков характера у детей и подростков. Нарушение психики у ребенка.

    доклад , добавлен 04.05.2015

    Взгляды отечественных и зарубежных исследователей на проблему девиантного поведения. Концепции девиантного и деликвентного поведения. Специфика семейного воспитания, его влияние на поведение подростков. Главная цель методики "Незаконченные предложения".

1. Индивидуально-типологическая ранимость: » сенситивность (повышенная чувствительность к любому внешнему воздействию); » эмоциональность (яркость переживаний) и эмоциональная лабильность (резкие перепады настроения); » пониженный фон настроения; » импульсивность (склонность к быстрой, необдуманной, неконтролируемой реакции); » низкая адаптивность (неспособность быстро и эффективно изменять свое поведение в ответ на изменения ситуации); » склонность к быстрому формированию стойких поведенческих стереотипов (привычки либо очень стойкие, либо чрезмерно быстро формируются); » ригидность - склонность к "застреванию" на какой-либо активности (мыслях, чувствах, действиях); » склонность к соматизации (телесному реагированию на неблагоприятные факторы, например телесным напряжением, аллергией, соматическими заболеваниями).

Данные особенности можно считать врожденными. Они сохраняются на протяжении всей жизни личности. Если у одного человека присутствуют несколько таких особенностей, целесообразно говорить о типологической предрасположенности к девиантному поведению. (Этому уровню предшествуют - генетический и физиологический. Для их анализа не достаточно простого наблюдения, но необходимы специальные методы диагностики.)

2. Нарушения саморегуляции личности: » преобладание негативных эмоциональных состояний (тревоги, бессилия, отчаяния, боли, вины, агрессии, депрессии) и внутренних конфликтов; » алекситимия - слабая речевая регуляция (непонимание своих переживаний и неумение формулировать их в словах, склонность отыгрывать аффекты в действиях, слабое развитие рефлексии); » несформированность ассертивного поведения (неспособность открыто выражать свои чувства; неумение отстаивать свои интересы); » непродуктивные способы совладания со стрессом (уход, изоляция, отрицание, проекция); » дефицит целеполагания (неумение ставить цели, планировать, настойчиво реализовывать план); » ложная самоидентичность и заниженная самооценка; » отклонение индивидуальных ценностей от социальных норм и правил (девиантные ценности); » отсутствие или утрата смысла жизни.

Перечисленные особенности саморегуляции формируются в течение жизни. Сочетание нескольких проблем определяет психологическую предрасположенность к отклоняющемуся поведению.

3. Ресурсы личности (ее жизненно важные качества и компенсаторные возможности): » духовность; » здоровье и ценности здорового образа жизни; » внешняя привлекательность; » общительность, способность к сотрудничеству; » активность; » интеллект, специальные способности; » целеустремленность и честолюбие; » высшие чувства (совесть, ответственность, чувство долга, сострадание, вера); » творчество, хобби; » профессиональная квалификация, дело (работа, учеба); » достижения; » любовь, дружба, значимые личные отношения; » жизненный опыт.

Наличие перечисленных ресурсов у конкретной личности означает реальную возможность компенсации личностных или жизненных проблем. Они обеспечивают толерантность (устойчивость) личности к отклоняющемуся поведению. Также они определяют способность личности бороться со своей склонностью к зависимости. Их отсутствие или слабая выраженность означают дефицит внутренних ресурсов и слабую способность бороться с девиацией, незащищенность перед ней.

4. Дефицит социально-поддерживающих систем: отсутствие родительской семьи; » неполная семья (отсутствие отца); » зависимая семья; » девиантная семья; » низкий социальный статус семьи; » семья, переживающая кризис (развод, финансовый кризис, переезд, смерть члена семьи, серьезное заболевание члена семьи); » социальная изоляция; » отсутствие поддерживающей группы сверстников; » низкий личный статус в референтной социальной группе (рабочем коллективе, учебной группе); » отсутствие близких друзей; » отсутствие сексуального партнера; » общественная незанятость; » проблемная компания; » проблемные друзья (в том числе с отклоняющимся поведением).

5. Социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие отклоняющееся поведение: » состояние социально-психологической дезадаптации; » состояние фрустрации жизненно важных потребностей; » научение в референтной группе (на дискотеке, в школе); » провокация или давление со стороны.

6. Особенности отклоняющегося поведения (ОП): » ситуация, в которой впервые имело место ОП; » ситуации, в которых ОП проявляется в настоящее время; » степень выраженности поведения (способ, частота, обстоятельства, индивидуальный ритм); » состояние во время самого ОП (например, во время опьянения или игры); » что обычно предшествует ОП (запускающие механизмы); » последующие события (состояние, мысли, действия); » реакция окружающих; что исключает данное поведение (благодаря чему его не бывает).

7. Заключение.

» форма и степень выраженности ОП; » степень социальной дезадаптации; отношение к ОП самой личности; » поддерживающие внешние условия (подкрепляющие стимулы); » поддерживающие внутренние условия (индивидуально-личностная предрасположенность и психологическая выгода); » ингибиторы (препятствующие условия); » ресурсы личности; » возможные пути преодоления (стратегия изменения); » формы и методы социально-психологической помощи.


1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. - М., 1993.

2. Бандура А., Уолтере Р. Подростковая агрессия: Изучение влияния воспитания и семейных отношений. - М., 1999. - (Основные направления психологии в классических трудах).

3. Бихевиоризм: Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии; Уошсон Дж. Б. Психология как наука о поведении. - М., 1988.

4. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб., 1997.

5. Кернберг О.Ф. Агрессия при расстройствах личности и перверсиях. - М., 1998.

6. Копинг-поведение больных неврозами и его динамика под влиянием психотерапии: Пособие для врачей. - СПб., 1998.

7. Кулаков С.А. На приеме у психолога - подросток. - М., 2001.

8. Купгер П. Современный психоанализ. - СПб., 1997.

9. Леонгард К. Акцентуированные личности. - Киев, 1989.

10. ЛичкоА.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

11. Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. - М., 1998.

12. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. - СПб., 2000.

13. Психоаналитические термины и понятия. - М., 2000.

14. Психология. Словарь. - М., 1990.

15. Психология индивидуальных различий: Тексты / Под ред. Ю. Б. Гип- пенрейтер и В.Я.Романова. - М., 1982.

16. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. - М., 1994.

17. Черников А. Системная семейная терапия. - М., 2001.

18. Скиннер Б. Оперантное поведение // История зарубежной психологии. - М., 1986.

19. Сонин В.А., ШлионскийЛ.В. Классики мировой психологии. - СПб., 2001.

20. Франка В. Человек в поисках смысла. - М., 1990.

21. Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. - М., 1993.

22. Фрейд 3. Лекции по введению в психоанализ. - М., 1989.

23. Фрейд 3. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. - М., 1984.

24. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное(tm). - М., 1994.

25. Фромм Э. Бегство от свободы. - М., 1990.

26. Фромм Э. Иметь или быть? - М., 1990.

27. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. - М., 1994.

28. Юнг К. Психологические типы. - М., 1996.

29. Энциклопедия глубинной психологии / Под ред. А. М. Боковикова. - М., 2001.-Т. 2.

30. Ялтонский В.М. Копинг-стратегии поведения у наркозависимых и здоровых людей: Канд… дис. -Л., 1996.