Заседание комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при правительстве Чукотского Автономного округа состоялось в Анадыре. Его провел председатель комиссии – заместитель губернатора, начальник департамента социальной политики Сергей Кисляков. В мероприятии приняли участие начальник департамента образования, культуры и молодежной политики Чукотского АО Дора Полукшт, начальник главного управления здравоохранения Евгений Подлесный, начальник Управления государственной службы занятости населения Чукотского АО Валентина Захарова и другие представителей государственных органов власти.
На повестку дня был вынесен ряд вопросов, в частности, состояние работы органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в обеспечении отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете в милиции, проживающих в семьях, находящихся в социально опасном положении.
В 2011 году финансирование летней оздоровительной кампании детей составило 96 млн рублей, из них 19 млн выделил федеральный бюджет, 65 млн – бюджет Чукотского АО и 11 млн – средства муниципальных образований.
Летом 2011 года различными формами занятости были охвачены 4 289 детей и подростков. Общая численность отдохнувших детей составила 59 % от всех детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
На трудоустройство несовершеннолетних граждан было предусмотрено 6119,8 тыс. руб., в том числе: средства Федерального бюджета – 1119,8 тыс. руб. и средства окружного бюджета – 5000,0 тыс. руб. Было трудоустроено 963 учащихся, желающих работать. По сравнению с прошлым годом этот показатель уменьшился (в 2010 году было трудоустроено 1105 человек). Одной из причин этого явилось отсутствие детей трудоспособного возраста (достигших 14 лет) в связи с выездом на отдых в центральные районы страны.
Кроме того, профориентационные услуги были оказаны 799 несовершеннолетним гражданам в возрасте 14-17 лет, в их числе – 214 представителей коренных малочисленных народов Севера.
На заседании комиссии также были подведены итоги деятельности региональной и муниципальных систем по профилактике жестокого обращения с ребенком в 2011 году.
В соответствии с территориальным перечнем гарантированных государством социальных услуг за 3 квартала 2011 года специалистами Чукотского окружного комплексного центра социального обслуживания населения было оказано более 28 тысяч социально-психологических и социально-педагогических услуг.
С 1 января 2011 года в соответствии с соглашением между правительством Чукотского АО и Фондом поддержки детей на территории округа начал действовать «Детский телефон доверия» с общероссийским номером. За текущий период было принят 301 звонок.
В Службу по устройству детей и сопровождению замещающих семей, созданную при Чукотском окружном детском доме в 2010 году, за 9 месяцев 2011 года поступило 44 обращения граждан. Специалистами службы было проведено 45 консультаций для граждан Анадыря о формах семейного устройства, посещено 5 муниципальных районов в рамках проекта «Чукотка без сирот!».
Специальную подготовку прошли 17 воспитанников, вернувшихся в кровную семью, и 39 детей, переданных в замещающие семьи.
Как сообщают в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, в течение 3 кварталов 2011 года в отношении несовершеннолетних было зарегистрировано 15 преступлений, что на 53 % меньше, чем в 2010 году. Также уменьшилось количество случаев гибели несовершеннолетних и причинений им телесных повреждений различной степени тяжести – на 50 % и 65 % соответственно.
В ходе заседания председатель комиссии Сергей Кисляков также сообщил о необходимости формирования плана работы Комиссии на 2012 год. План будет разработан до 15 декабря 2011 года, — сообщили РИА «Восток-Медиа» в управлении информационной политики Чукотского АО.
От 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Чукотского автономного округа регулируются отношения, связанные с предупреждением причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, совершенствованием системы обеспечения и повышением контроля за исполнением норм в области защиты нравственности и здоровья детей в Чукотском автономном округе.
Статья 1. Основные направления деятельности органов государственной власти Чукотского автономного округа по защите нравственности и здоровья детей
Деятельность органов государственной власти Чукотского автономного округа по защите нравственности и здоровья детей направлена на:
1) сохранение и укрепление культурных ценностей, исторических и культурных традиций, общественной нравственности, воспитание патриотизма, культурного и нравственного поведения;
2) обеспечение правовых, социально-экономических и организационных условий для защиты прав и свобод граждан в культурной и нравственной сфере;
3) обеспечение защиты несовершеннолетних граждан, молодежи, семьи от деятельности, информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, культурному, нравственному и духовному развитию;
4) обеспечение здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей;
сохранение и укрепление культурных ценностей, исторических и культурных традиций, общественной нравственности, воспитание патриотизма, культурного и нравственного поведения, на развитие детских и молодежных объединений;
профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности, детского алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, наркомании, распространения заболеваний, передаваемых половым путем;
(в ред. Закона
обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;
(абзац введен Законом
4) осуществляет контроль за исполнением законодательства Чукотского автономного округа в области защиты нравственности и здоровья детей;
5) осуществляет иные полномочия в области защиты нравственности и здоровья детей, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа.
2 - 3. Утратили силу. - Закон
Статья 4. Совет по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа
1. В целях проведения государственной политики в области защиты нравственности и здоровья детей, выработки предложений и рекомендаций для государственных органов и организаций Чукотского автономного округа создается Совет по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа.
2. Совет по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа состоит из депутатов Думы Чукотского автономного округа, представителей общественных объединений, работников образования, здравоохранения, культуры, литературы, науки, искусства, правоохранительных органов, членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других специалистов.
3. Персональный состав и положение о Совете по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа утверждаются постановлением Думы Чукотского автономного округа.
Статья 5. Меры по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Чукотского автономного округа не допускается:
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1) нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
2) нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время (с 23 часов до 6 часов - в период с 1 июня по 31 августа; с 22 часов до 6 часов - в остальной период) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 30.05.2014 N 60-ОЗ)
Статья 6. Порядок определения мест, нахождение детей в которых не допускается
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1. Места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, определяются органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями с учетом заключений экспертных комиссий, сформированных в порядке, установленном настоящего Закона.
2. Экспертные комиссии создаются для оценки предложений граждан, юридических лиц, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и иных заинтересованных лиц об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
Статья 7. Порядок формирования и деятельности экспертных комиссий
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1. Органами местного самоуправления для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии.
2. В состав экспертной комиссии входит не менее пяти человек. Заседание экспертной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.
3. В экспертную комиссию могут привлекаться квалифицированные специалисты в области искусствоведения, психологии, психиатрии, педагогики, права, имеющие стаж работы по специальности не менее трех лет.
4. Персональный состав экспертной комиссии определяется муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
5. Председатель и заместитель председателя экспертной комиссии избираются открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа членов экспертной комиссии.
В отсутствие председателя экспертной комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя экспертной комиссии.
6. Заседания экспертной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Подготовка материалов к заседанию экспертной комиссии осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 07.11.2014 N 101-ОЗ)
7. Предложения об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в течение трех дней со дня поступления в соответствующий орган местного самоуправления передаются экспертной комиссии для изучения и оценки.
8. Экспертная комиссия в 20-дневный срок рассматривает переданные органом местного самоуправления предложения и простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, путем открытого голосования дает одно из следующих заключений:
1) о включении предложенных мест в перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
2) о невключении предложенных мест в перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
3) об исключении установленных мест из перечня мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
9. Если экспертная комиссия получила недостаточно материалов для дачи обоснованного заключения, председатель комиссии составляет мотивированную записку и направляет ее органу местного самоуправления, назначившему проведение экспертизы. После получения дополнительных материалов и проведения исследования экспертная комиссия выносит заключение. Данные обстоятельства являются основанием для продления срока подготовки заключения экспертной комиссией, но не более чем на 20 дней.
10. Заключение экспертной комиссии направляется в орган местного самоуправления для использования при принятии соответствующих решений. В случае недостаточности и неполноты заключения при принятии решения назначается дополнительная экспертиза.
11. Заключение экспертной комиссии подписывается председателем экспертной комиссии либо лицом, исполняющим его обязанности. Ход и результат заседания экспертной комиссии оформляется протоколом, приложением к которому является заключение экспертной комиссии.
12. Орган местного самоуправления, назначивший проведение экспертизы, освещает в средствах массовой информации деятельность экспертной комиссии.
13. Экспертная комиссия подлежит расформированию в случае ее бездействия.
Статья 8. Порядок уведомления родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органов внутренних дел в случае обнаружения детей в местах, в которых их нахождение не допускается
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1. Руководители организаций и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и (или) уполномоченные ими работники обязаны уведомить родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органы внутренних дел в случае обнаружения ребенка на принадлежащих им объектах (на территориях, в помещениях), относящихся в соответствии с настоящим Законом к местам, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
2. Уведомление осуществляется посредством телефонной и (или) мобильной связи незамедлительно с момента обнаружения несовершеннолетнего: родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, - по номерам телефонов, указанным несовершеннолетним; органов внутренних дел - по номеру дежурной части органа внутренних дел по территориальности или номеру экстренного вызова сотрудников полиции.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 29.09.2011 N 82-ОЗ)
3. Руководители организаций и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и (или) уполномоченные ими работники, обнаружившие ребенка, передают его непосредственно прибывшим на место обнаружения родителям (лицам, их заменяющим), или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, или представителям органов внутренних дел для доставления такого ребенка указанным лицам.
Статья 9. Участие родителей (лиц их заменяющих) в защите нравственности и здоровья детей
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья, а также физической, психологической и нравственной защиты детей родители (лица их заменяющие) принимают меры по недопущению:
1) пребывания детей в возрасте до 18 лет, кроме эмансипированных в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Чукотского автономного округа от 23 апреля 1998 года N 17-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Чукотского автономного округа лиц, не достигших возраста 16 лет", в ночное время на улице, в кафе, барах, компьютерных салонах, на дискотеках, а также иных общественных местах без сопровождения взрослых;
2) употребления детьми пива и напитков, изготавливаемых на его основе, алкогольной продукции, либо наркотических или психотропных веществ;
3) табакокурения детьми.
Статья 10. Утратила силу с 1 сентября 2012 года. - Закон Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ.
Статья 11. Ответственность за невыполнение настоящего Закона
За невыполнение положений настоящего Закона родители несовершеннолетних или лица их, заменяющие, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 6 июня 2008 года N 69-ОЗ "Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе".
Статья 12. Вступление в силу настоящего Закона
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Губернатора Чукотского автономного округа, Правительства Чукотского автономного округа подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.
Губернатор
Чукотского автономного округа
Р.В.КОПИН
г. Анадырь
Иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законодательством Чукотского автономного округа регулируются отношения, связанные с предупреждением причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, совершенствованием системы обеспечения и повышением контроля за исполнением норм в области защиты нравственности и здоровья детей в Чукотском автономном округе.
Статья 1. Основные направления деятельности органов государственной власти Чукотского автономного округа по защите нравственности и здоровья детей
Деятельность органов государственной власти Чукотского автономного округа по защите нравственности и здоровья детей направлена на:
1) сохранение и укрепление культурных ценностей, исторических и культурных традиций, общественной нравственности, воспитание патриотизма, культурного и нравственного поведения;
2) обеспечение правовых, социально-экономических и организационных условий для защиты прав и свобод граждан в культурной и нравственной сфере;
3) обеспечение защиты несовершеннолетних граждан, молодежи, семьи от деятельности, информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, культурному, нравственному и духовному развитию;
4) обеспечение здоровья, физической, интеллектуальной, нравственной, психической безопасности детей;
(п. 4 в ред. )
5) утратил силу с 1 сентября 2012 года. - ;
6) создание условий и поощрение деятельности граждан, общественных организаций, юридических лиц, органов местного самоуправления, направленной на духовное и нравственное развитие общества.
Дума Чукотского автономного округа при осуществлении полномочий по защите нравственности и здоровья детей:
1) принимает законы Чукотского автономного округа по организации и осуществлению деятельности в области защиты нравственности и здоровья детей;
2) запрашивает и получает у органов исполнительной власти Чукотского автономного округа информацию и документы, связанные с осуществлением органами исполнительной власти Чукотского автономного округа государственных полномочий по защите нравственности и здоровья детей;
3) осуществляет контроль за соблюдением и исполнением законов Чукотского автономного округа по организации и осуществлению деятельности по защите нравственности и здоровья детей в порядке, установленном Законом Чукотского автономного округа от 29 мая 2006 года N 51-ОЗ "О порядке осуществления Думой Чукотского автономного округа контроля за соблюдением и исполнением законов Чукотского автономного округа" ;
4) создает Совет по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1. Правительство Чукотского автономного округа при осуществлении полномочий по защите нравственности и здоровья детей:
1) реализует государственную политику в сфере защиты детей от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред их здоровью, нравственному и духовному развитию;
1.1) в пределах своих полномочий принимает меры по противодействию торговле детьми и эксплуатации детей;
(п. 1.1 введен )
1.2) в пределах своих полномочий принимает меры по оказанию необходимой педагогической, психологической, медицинской, юридической помощи жертвам торговли детьми и (или) эксплуатации детей, их родителям (лицам, их заменяющим);
(п. 1.2 введен Законом Чукотского автономного округа от 30.05.2014 N 60-ОЗ)
2) принимает нормативные правовые акты по организации и осуществлению деятельности по защите нравственности и здоровья детей;
2.1) определяет уполномоченный орган исполнительной власти Чукотского автономного округа в области защиты нравственности и здоровья детей и положение о нем;
(п. 2.1 введен )
3) разрабатывает и реализует государственные программы Чукотского автономного округа, в том числе направленные на:
(в ред. , от 07.11.2014 N 101-ОЗ)
сохранение и укрепление культурных ценностей, исторических и культурных традиций, общественной нравственности, воспитание патриотизма, культурного и нравственного поведения, на развитие детских и молодежных объединений;
профилактику правонарушений, безнадзорности и беспризорности, детского алкоголизма, незаконного потребления наркотических средств или психотропных веществ, наркомании, распространения заболеваний, передаваемых половым путем;
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 30.05.2014 N 60-ОЗ)
обеспечение информационной безопасности детей, производство информационной продукции для детей и оборот информационной продукции;
(абзац введен Законом Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
4) осуществляет контроль за исполнением законодательства Чукотского автономного округа в области защиты нравственности и здоровья детей;
5) осуществляет иные полномочия в области защиты нравственности и здоровья детей, предусмотренные законодательством Российской Федерации и Чукотского автономного округа.
2 - 3. Утратили силу. - Закон Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ .
1. В целях проведения государственной политики в области защиты нравственности и здоровья детей, выработки предложений и рекомендаций для государственных органов и организаций Чукотского автономного округа создается Совет по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа.
2. Совет по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа состоит из депутатов Думы Чукотского автономного округа, представителей общественных объединений, работников образования, здравоохранения, культуры, литературы, науки, искусства, правоохранительных органов, членов комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также других специалистов.
3. Персональный состав и положение о Совете по защите нравственности и здоровья детей Чукотского автономного округа утверждаются постановлением Думы Чукотского автономного округа.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
В целях предупреждения причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию на территории Чукотского автономного округа не допускается:
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1) нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для реализации товаров только сексуального характера, в пивных ресторанах, винных барах, пивных барах, рюмочных, в других местах, которые предназначены для реализации только алкогольной продукции, и в иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию;
(в ред. )
2) нахождение детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) в ночное время (с 23 часов до 6 часов - в период с 1 июня по 31 августа; с 22 часов до 6 часов - в остальной период) в общественных местах, в том числе на улицах, стадионах, в парках, скверах, транспортных средствах общего пользования, на объектах (на территориях, в помещениях) юридических лиц или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, которые предназначены для обеспечения доступа к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также для реализации услуг в сфере торговли и общественного питания (организациях или пунктах), для развлечений, досуга, где в установленном законом порядке предусмотрена розничная продажа алкогольной продукции, и в иных общественных местах без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
(в ред. Законов Чукотского автономного округа от 30.05.2014 N 60-ОЗ , от 23.10.2017 N 71-ОЗ)
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1. Места, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, и общественные места, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, определяются органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями с учетом заключений экспертных комиссий, сформированных в порядке, установленном статьей 7 настоящего Закона.
2. Экспертные комиссии создаются для оценки предложений граждан, юридических лиц, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав и иных заинтересованных лиц об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1. Органами местного самоуправления для оценки предложений об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, создаются экспертные комиссии.
2. В состав экспертной комиссии входит не менее пяти человек. Заседание экспертной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов.
3. В экспертную комиссию могут привлекаться квалифицированные специалисты в области искусствоведения, психологии, психиатрии, педагогики, права, имеющие стаж работы по специальности не менее трех лет.
4. Персональный состав экспертной комиссии определяется муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.
5. Председатель и заместитель председателя экспертной комиссии избираются открытым голосованием простым большинством голосов от общего числа членов экспертной комиссии.
В отсутствие председателя экспертной комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя экспертной комиссии.
6. Заседания экспертной комиссии проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал. Подготовка материалов к заседанию экспертной комиссии осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с его полномочиями.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 07.11.2014 N 101-ОЗ)
7. Предложения об определении мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, в течение трех дней со дня поступления в соответствующий орган местного самоуправления передаются экспертной комиссии для изучения и оценки.
8. Экспертная комиссия в 20-дневный срок рассматривает переданные органом местного самоуправления предложения и простым большинством голосов ее членов, присутствующих на заседании, путем открытого голосования дает одно из следующих заключений:
1) о включении предложенных мест в перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
2) о невключении предложенных мест в перечень мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей;
3) об исключении установленных мест из перечня мест, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию, общественных мест, в которых в ночное время не допускается нахождение детей без сопровождения родителей (лиц, их заменяющих), а также лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей.
9. Если экспертная комиссия получила недостаточно материалов для дачи обоснованного заключения, председатель комиссии составляет мотивированную записку и направляет ее органу местного самоуправления, назначившему проведение экспертизы. После получения дополнительных материалов и проведения исследования экспертная комиссия выносит заключение. Данные обстоятельства являются основанием для продления срока подготовки заключения экспертной комиссией, но не более чем на 20 дней.
10. Заключение экспертной комиссии направляется в орган местного самоуправления для использования при принятии соответствующих решений. В случае недостаточности и неполноты заключения при принятии решения назначается дополнительная экспертиза.
11. Заключение экспертной комиссии подписывается председателем экспертной комиссии либо лицом, исполняющим его обязанности. Ход и результат заседания экспертной комиссии оформляется протоколом, приложением к которому является заключение экспертной комиссии.
12. Орган местного самоуправления, назначивший проведение экспертизы, освещает в средствах массовой информации деятельность экспертной комиссии.
13. Экспертная комиссия подлежит расформированию в случае ее бездействия.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
1. Руководители организаций и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и (или) уполномоченные ими работники обязаны уведомить родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, и (или) органы внутренних дел в случае обнаружения ребенка на принадлежащих им объектах (на территориях, в помещениях), относящихся в соответствии с настоящим Законом к местам, нахождение в которых детей (лиц, не достигших возраста 18 лет) не допускается.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ)
2. Уведомление осуществляется посредством телефонной и (или) мобильной связи незамедлительно с момента обнаружения несовершеннолетнего: родителей (лиц, их заменяющих) или лиц, осуществляющих мероприятия с участием детей, - по номерам телефонов, указанным несовершеннолетним; органов внутренних дел - по номеру дежурной части органа внутренних дел по территориальности или номеру экстренного вызова сотрудников полиции.
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 29.09.2011 N 82-ОЗ)
3. Руководители организаций и граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и (или) уполномоченные ими работники, обнаружившие ребенка, передают его непосредственно прибывшим на место обнаружения родителям (лицам, их заменяющим), или лицам, осуществляющим мероприятия с участием детей, или представителям органов внутренних дел для доставления такого ребенка указанным лицам.
В целях обеспечения безопасности жизни и здоровья, а также физической, психологической и нравственной защиты детей родители (лица их заменяющие) принимают меры по недопущению:
1) пребывания детей в возрасте до 18 лет, кроме эмансипированных в соответствии со статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации и Законом Чукотского автономного округа от 23 апреля 1998 года N 17-ОЗ "О порядке и условиях вступления в брак на территории Чукотского автономного округа лиц, не достигших возраста 16 лет" , в ночное время на улице, в кафе, барах, компьютерных салонах, на дискотеках, а также иных общественных местах без сопровождения взрослых;
2) употребления детьми алкогольной продукции, либо наркотических или психотропных веществ;
(в ред. Закона Чукотского автономного округа от 23.10.2017 N 71-ОЗ)
3) табакокурения детьми.
Статья 10. Утратила силу с 1 сентября 2012 года. - Закон Чукотского автономного округа от 23.04.2012 N 25-ОЗ .
За невыполнение положений настоящего Закона родители несовершеннолетних или лица их, заменяющие, граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридические лица несут административную ответственность в соответствии с Законом Чукотского автономного округа от 6 июня 2008 года N 69-ОЗ "Об административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов Чукотского автономного округа, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в Чукотском автономном округе" .
1. Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты Губернатора Чукотского автономного округа, Правительства Чукотского автономного округа подлежат приведению в соответствие с настоящим Законом в течение трех месяцев со дня его официального опубликования.
Губернатор
Чукотского автономного округа
Р.В.КОПИН
г. Анадырь
В Думе Чукотского автономного округа прошла встреча с Президентом Национального фонда защиты детей от жестокого обращения, членом Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, членом Координационного совета при Президенте России по реализации национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, руководителем Российской Ассоциации детских телефонов доверия Мариной Егоровой.
Предваряя встречу, председатель Комитета по социальной политике Думы Чукотского АО Валентина Рудченко отметила, что сейчас готовится проект Федерального закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления социального патроната и деятельности органов опеки и попечительства, который позволит более чётко регулировать правоприменительную практику в данной сфере.
В своём выступлении Марина Егорова остановилась на том, что этот закон и создаёт механизм профилактической работы, - что и в какой последовательности следует осуществлять в отношении семей, оказавшихся в социально опасном положении, ибо профилактическую работу с такими семьями проводить уже поздно, там нужно уже попросту спасать и сами семьи, и детей.
В первую очередь, это семьи, подверженные длительной алкоголизации, и они не в состоянии выполнять предписания специалистов.
Закон прежде всего касается семей, находящихся на ранней стадии кризиса, где ещё можно выправить положение и создать условия для нормального воспитания детей.
Очень важно, чтобы в защите детства была выстроена вертикаль, которая должна быть доведена до органов самоуправления, осуществлять методическое и правовое обеспечение этой работы, иначе трудно будет защищать детей.
Уже есть наработанный положительный опыт в субъектах Федерации в этом направлении, где органам исполнительной власти переданы полномочия по опеке и попечительству.
Например, в Москве все полномочия по опеке, все детские дома переданы в социальную защиту населения. Это один из наиболее прогрессивных вариантов.
Отрадно, что и Чукотка тоже выбрала такой же вариант, где за годы наработан положительный опыт.
Весьма прогрессивной является профилактика изъятия детей из семьи, ибо это позволяет сохранять семью, а ребёнок, как сегодня все пришли к этому выводу, всё же должен оставаться в семье. Семья должна быть полной.
Что касается непосредственно Фонда, то он работает в 34-х российских регионах, при этом география деятельности Фонда сдвинута преимущественно в Сибирь и на Дальний Восток, как территории наименее охваченные вниманием Центра, который привык больше работать в европейской части, тогда как за Уралом проблем очень много и в этой сфере.
Фонд работает на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
На региональном и муниципальном уровнях мы развиваем модели профилактики социального сиротства, предупреждения жестокого обращения с детьми, как корневой проблемы.
На федеральном уровне Фонд плотно работает с различными Министерствами, с Государственной Думой России, с Общественной палатой и другими органами.
Мы занимаемся не только профилактической работой, но и семейным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, разрабатываем различные формы семейного устройства и занимаемся постинтернатным сопровождением выпускников интернатных учреждений, изучая и анализируя накопленный на местах опыт.
Необходимо оказывать всестороннюю поддержку тем семьям, которые берут на воспитание детей из детских домов, потому что, по сути, семья таким образом создаётся заново и для неё наступает в достаточно длительный период адаптации, сопровождаемый различными кризисами, и в этот период семью нужно поддержать на профессиональном уровне психологов или социальных педагогов, чтобы предотвратить в том числе и случаи отказа от детей, когда приёмные родители не справляются со своими обязанностями, возврат их в детский дом.
Для этого и созданы программы сопровождения приёмных семей, разработаны критерии мониторинга состояния этих семей.
Нужно отметить, что в Анадыре Детский дом, благодаря его руководству, уже стал настоящим Центром воспитания, и видно по всему, что здесь работают настоящие профессионалы, люди неравнодушные и весьма ответственные.
Сегодня разработана национальная стратегия действий в интересах детей. Это очень важный документ, знаковый, он определяет сумму действий по защите прав ребёнка на ближайшие годы и представляет собой целую комплексную систему, направленную прежде всего на профилактику предупреждения изъятия детей из семей и на создание безопасных и комфортных условий для детей, при этом приоритет отдаётся кровной семье.
Документ направлен на уменьшение количества правонарушений в сфере семьи и детства, на снижение процента детей, состоящих на учёте, на снижение социального сиротства, жестокого обращения с ребёнком.
К сожалению, необходимо констатировать, что Россия занимает по этим показателям одно из ведущих мест, так же, как и по суициду среди детей и подростков, и по детской смертности от неестественных причин, и это весьма тревожный показатель как для государства, так и для общества, ибо мы вышли уже за критический уровень, и с этим нужно что-то делать.
Вот для этого и был разработан этот документ, чтобы защитить тех детей, которые в этом нуждаются, ведь это – наше будущее, будущее нашей страны.
Валентина Рудченко подчеркнула, что именно с передачей органов опеки в Департамент социальной политики начали происходить положительные сдвиги и приёмных семей в округе становится с каждым годом всё больше и больше, более активно оформляется опека, большую работу проводит в этом направлении окружной Детский дом.
Способствуют также этому и неплохие ежемесячные пособия, выделяемые на опекунство, оплата за работу, законодательно установленная оплата проезда в отпуск приёмным детям, как социальная гарантия, так как раньше не все работодатели оплачивали проезд в отпуск детям, взятым на воспитание в семьи.
А это очень важно, так как не все родители в состоянии при своих заработных платах самостоятельно вывозить детей на отдых в центральные районы страны при существующих ценах на авиабилеты, при сложной транспортной схеме и значительной удалённости округа, что, в свою очередь, влияет и на ценообразовательную политику в системе торговли региона, где чрезвычайно велики транспортные расходы.
В связи с чем мы вынуждены регулировать цены на хлеб, вводить фиксированные цены на основные и социально значимые продукты питания, осуществлять дотацию на это из окружного бюджета, чтобы семьи могли обеспечить детей нормальным питанием, особенно те, у кого невысокие доходы.
Одним словом, органы власти округа всех уровней проводят политику, направленную на поддержку семьи и детства, так как проблем на Чукотке с этим, как и по всей стране, несмотря на принимаемые меры, ещё хватает.
В целом, встреча прошла в тёплой дружественной обстановке, в духе взаимопонимания и стала полезной для обеих сторон.
В связи с тем, что численность населения в Чукотском автономном округе в последние годы постоянно снижалась, региональным правительством был предложен комплекс мер для исправления ситуации. Для того чтобы повлиять на демографическую ситуацию и уменьшить отток населения, была предусмотрена полномасштабная материальная помощь семьям с детьми.
Детские пособия в Анадыре и Чукотском автономном округе выплачиваются с учетом районного коэффициента. В бюджете региона предусмотрены средства для поддержки малоимущих, многодетных, приемных семей, детей-сирот, а также семей, воспитывающих детей-инвалидов. С учетом специфики региона предусмотрена помощь многодетным кочующим семьям оленеводов и многодетным семьям морзверобоев. Об эффективности проводимой социальной политики, свидетельствует улучшение показателей рождаемости и снижение социальной напряженности.
В таблице приведены пособия на детей, выплачиваемые в Анадыре и Чукотском автономном округе в 2016 году.
Единовременное пособие женщинам , вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности :
Размер | 581 руб. 73 коп. + р/к. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Назначается и выплачивается одновременно с пособием по беременности и родам, или в течение 10 дней с момента предоставления справки о постановке на учет в ранние сроки беременности. |
Кто получает | Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации. |
Куда обращаться | Назначается и выплачивается по месту работы или учебы. Неработающим - в органах соцзащиты населения (РУСЗН, СОБЕС) по месту жительства. |
Пособие по беременности и родам:
Размер | Для работающих - в размере 100% среднего заработка. Женщины, уволенные в связи с ликвидацией организации (предприятия), прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей - 581 руб. 73 коп. + р/к. В размере стипендии - для студенток-очниц. Денежного довольствия для женщин, проходящих военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах. |
Необходимые документы | Для работающих: так как в этом случае отпуск предоставляется по месту работы, нужно подать работодателю:
Если второй родитель ребенка не работает, такую справку предоставляет орган соцзащиты населения по месту жительства. Для женщин, уволенных при ликвидации организаций:
|
Сроки обращения и получения | Обращаться за ним следует не позднее 6 месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Выплачивается за период отпуска по беременности и родам. |
Кто получает |
|
Куда обращаться | По месту работы и учебы, в территориальном органе соцстраха. |
Единовременное пособие беременной жене военнослужащего , проходящего военную службу по призыву:
Размер | 49131,8 руб. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней с момента подачи заявления. |
Кто получает | Жены военнослужащих, находящихся на военной службе по призыву, со сроком беременности не менее 180 дней. |
Куда обращаться | Органы соцзащиты. |
Единовременное пособие при рождении ребенка:
Размер | 31025,30 руб. |
Необходимые документы |
Если родители прописаны по разным адресам не в Анадыре или Чукотском автономном округе, - справка из управления соцзащиты по месту жительства другого родителя о том, что подобные детские пособия не назначались и не выплачивались. Для опекунов, усыновителей, приемных родителей:
Для иностранных граждан и лиц без гражданства, временно проживающих на территории РФ и не подлежащих обязательному социальному страхованию (не работающих):
При обращении в орган соцзащиты населения по месту жительства, дополнительно представляется справка из органа социальной защиты населения по месту жительства о том, что пособие не назначалось и не выплачивалось. Неработающим гражданам и ИП:
|
Сроки обращения и получения | Заявление на получение пособий в Чукотском автономном округе необходимо подать в течение полугода со дня рождения ребенка. |
Кто получает | Один из родителей или лицо, его заменяющее. |
Куда обращаться | По месту работы (службы). Если оба родителя - безработные или студенты-очники, в Чукотском автономном округе за пособиями следует обращаться в органы соцзащиты населения по месту жительства одного из родителей (лица, его заменяющего). В случае расторжения брака родителей, пособие назначается и выплачивается по месту работы, органом соцзащиты по месту жительства или фактического проживания (для безработных) того родителя, с которым ребенок совместно проживает. Обратиться лично в муниципальный центр социальной защиты населения. |
Губернаторское единовременное пособие при рождении ребенка:
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком:
Размер |
|
Необходимые документы | Неработающим родителям, обучающимся на очной форме обучения в образовательных учреждениях, а также частным предпринимателям, адвокатам:
Для одного из родителей, если у него отсутствует прописка в Чукотском автономном округе или Анадыре: справка из органа соцзащиты населения о неполучении им пособия по уходу за ребенком. Лицам, занимающимся предпринимательской деятельностью и тем, чья деятельность подлежит государственной регистрации или лицензированию:
|
Сроки обращения и получения | Назначается со дня рождения ребенка до исполнения ему 1,5 лет. Решение о назначении и получении выплат принимается в течение 10 дней. |
Кто получает | Мамы, папы, родственники или опекуны, осуществляющие фактически уход за ребенком, подлежащие социальному обязательному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. |
Куда обращаться | По месту работы (службы), а в случае, если родители (усыновители, приемные родители, опекуны) не работают, не служат или учатся в учебных заведениях по очной форме - в органах социальной защиты населения. |
Ежемесячное пособие на ребенка, отец которого проходит военную службу по призыву:
Размер | 18 653 руб. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | Решение должно быть принято в течение 10 дней. |
Кто получает |
|
Куда обращаться | Органы соцзащиты. |
Региональный материнский капитал:
Размер | 117 644 руб. |
Необходимые документы |
|
Сроки обращения и получения | В течение 30 дней после приема документов должно быть принято решение о выдаче сертификата или решение об отказе. |
Кто получает | Многодетные семьи, имеющие трех и более детей, проживающие на территории Чукотского автономного округа. |
Куда обращаться | Территориальные филиалы Государственного бюджетного учреждения «Чукотский окружной комплексный Центр социального обслуживания населения», пункты социального обслуживания в населенных пунктах Чукотского автономного округа. |
Необходимый пакет документов, предоставляемый в Территориальные органы социальной поддержки населения Управления социальной поддержки населения Департамента социальной политики Чукотского автономного округа:
При назначении ежемесячных детских пособий на детей одиноких матерей в Анадыре и Чукотском автономном округе, дополнительно представляется справка из органов ЗАГСа об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка. Для назначения ежемесячного пособия на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, когда взыскание алиментов невозможно, дополнительно представляется один из следующих документов:
Для назначения ежемесячного пособия на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, дополнительно представляется справка из военного комиссариата о прохождении родителем ребенка военной службы по призыву. Для назначения ежемесячного пособия на детей-инвалидов, дополнительно представляется справка, подтверждающая факт установления инвалидности ребенка.
Вид пособия | Размер | Кто получает |
---|---|---|
Ежемесячные выплаты на содержание детей в семьях опекунов (попечителей). | 20 000 руб. | Семьи опекунов (попечителей). |
Пособие на проведение летнего оздоровительного отдыха детей школьного возраста (с 7 до 15 лет включительно) отдельных категорий военнослужащих. | 18 866 руб. | Военнослужащие, проходившие военную службу по призыву и погибших (умерших), пропавших без вести, ставших инвалидами, имеющих детей. |
Ежемесячное государственное пособие на ребенка. | Базовый размер - 584 руб. Пособие на детей военнослужащих и родителей, укрывающихся от уплаты алиментов - 700 руб. Пособие на детей одиноких матерей - 816 руб. | Малоимущие семьи. |
Единовременная социальная помощь. | 4 000 руб. | Дети, малоимущие семьи, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Предоставляется в случае:
|
Единовременная социальная помощь детям, малоимущим семьям, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, предоставляется в случае прибытия со срочной службы из рядов Вооруженных Сил РФ; из спецучреждений, в связи с отбыванием наказания; из государственных образовательных организаций начального, среднего или высшего профессионального образования, в связи с отчислением. | 30 000 руб. | Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. |
Оплата стоимости проезда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, из несостоявшихся замещающих семей (опекунских, приемных), а также детям, признанным нуждающимися в государственной защите, к месту расположения Государственного казенного учреждения социального обслуживания «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних», интернатного учреждения на территории Чукотского автономного округа. | По фактическим расходам. | Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, из несостоявшихся замещающих семей (опекунских, приемных), а также дети, признанные нуждающимися в государственной защите. |
Оплата стоимости проезда детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей из Государственного казенного учреждении социального обслуживания «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» либо интернатных учреждений на территории Чукотского автономного округа, при передаче под опеку (попечительство), усыновление, к месту проживания опекунов (попечителей), усыновителей на территории Чукотского автономного округа. | По фактическим расходам. | Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей из Государственного казенного учреждения социального обслуживания «Чукотский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» либо интернатных учреждений на территории Чукотского автономного округа, при передаче под опеку (попечительство), усыновление. |
Оплата стоимости проезда детям из неполной семьи, родитель в которой является инвалидом к месту отдыха и обратно - в случае отсутствия права оплаты стоимости проезда ребенка по другим основаниям. | По фактическим расходам, но не свыше 50 000 руб. | Дети из неполной семьи, родитель в которой является инвалидом |
Выплата единовременного пособия многодетным кочующим семьям оленеводов и многодетным семьям морзверобоев. | 25 000 руб. | Многодетные кочующие семьи оленеводов и многодетные семьи морзверобоев. |
Выплата многодетным семьям на приобретение одежды и обуви. | 3 000 руб. | Многодетные семьи. |
Единовременная денежная выплата на строительство жилого дома. | 200 000 руб. | Многодетные семьи, имеющие трех и более детей, получившим бесплатно земельные участки в 2011-2012 годах. |
Ежемесячная компенсационная выплата по оплате коммунальных услуг. | 30 % расходов на оплату коммунальных услуг (средний - 1351,5 руб.). | Многодетные семьи. |
Ежемесячная социальная помощь детям-инвалидам, не посещающим дошкольные образовательные организации и образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы по состоянию здоровья. | 1 500 руб. | Дети-инвалиды. |
Социальная помощь на частичное возмещение затрат по ремонту специального оборудования для дистанционного обучения детей-инвалидов, не посещающих образовательные организации по состоянию здоровья. | По фактическим затратам, но не более 5 000 руб. в год. | Дети-инвалиды. |
Компенсация затрат на приобретение детям-инвалидам технических средств реабилитации, не входящих в федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг. | По фактическим затратам. | Дети-инвалиды. |
Частичная оплата услуг государственных учреждений, осуществляющих деятельность в области реабилитации детей-инвалидов, расположенных в других регионах РФ. | По фактическим затратам, но не более 15 000 руб. | Дети-инвалиды. |