Лечение легкой заторможенности после сильного переживания. Заторможенность речи причины у взрослого

Время от времени каждый человек замечает, что его мозг функционирует недостаточно идеально. Это может выражаться в проблемах запоминания, замедлении скорости реакций и нарушениях мышления. Стоит признать, что в большей части случаев такие нарушения являются временными и объясняются совершенно естественными причинами: усталостью или болезнью. Но в некоторых случаях заторможенность мышления является патологией, поэтому крайне важно вовремя определить ее причины и подобрать адекватное лечение.

Патологическая заторможенность мышления носит медицинское наименование «брадипсихия». Не стоит путать такое явление с апатией либо инертностью мышления. Данные состояние имеют в своей основе прочие психические, а также патофизиологические нарушения. Брадипсихию стоит рассматривать, как симптом, который в большей части случаев развивается в преклонном возрасте. Однако в некоторых ситуациях с проблемой заторможенности мышления могут столкнуться и совсем молодые люди, и даже дети.

Почему возникает заторможенность мышления, причины этого каковы?

Конечно же, брадипсихия не может развиться сама по себе, этому обязательно способствуют определенные причины. Но стоит признать, что патофизиология данного процесса до сих пор не понятна ученым. Специалисты определили, что мышление, поведенческие реакции, эмоциональный фон и прочие достижения нашего разума взаимосвязаны с функционированием лимбической системы, которая является одним из отделов нервной системы. А этот участок как раз до сих пор не поддался полноценной расшифровке. Именно поэтому доктора не могут ответить на вопрос о точных причинах возникновении брадипсихии, однако дают ответ, при каких недугах она может развиться.

Одной из распространенных причин возникновения заторможенности мышления принято считать различные сосудистые патологии. Острые либо хронические нарушения в мозговом кровообращении, которые развиваются по причине прогрессирования атеросклероза, гипертонии, а также эмболии либо тромбозов сосудов в голове, становятся причиной деструкции вещества в головном мозгу. Патологические процессы нарушают целостность структур, несущих ответственность за скорость мышления.

Также заторможенность мышления является естественным симптомом Паркинсонизма и болезни Паркинсона. Больной при такой патологии не замечает изменений, происходящих с его организмом. Данное заболевание проявляется целым рядом симптомов, среди которых не только заторможенность мышления, но и медленная и путаная речь и пр.

В некоторых случаях брадипсихия становится одним из проявлений эпилепсии. Обычно такой симптом наблюдается у больных, которые находятся на поздних стадиях развития недуга. В этом случае для пациентов характерны и прочие признаки изменения мышления. Такая же ситуация характерна и для больных шизофренией.

В некоторых случаях заторможенность мышления становится одним из проявлений депрессивных состояний и депрессии. У данного соматического заболевания может наблюдаться множество симптомов, которые частенько маскируются под соматические проблемы – начиная от головных болей до проблем в деятельности сердца.

Заторможенность мышления частенько фиксируется у пациентов с гипотиреозом. Данное патологическое состояние представляет собой недостаточное функционирование щитовидной железы.

Кроме всего прочего отдельной группой стоит упомянуть о токсических брадипсихиях. Такие патологические состояния считаются следствием интоксикации организма самыми разными веществами, которые могут быть представлены алкоголем, солями металлов, наркотиками либо токсинами микроорганизмов.

Как корректируется заторможенность мышления, лечение какое помогает?

Терапия заторможенности мышления само собой зависит от причин развития такого нарушения. В любом случае доктора утверждают, что максимальная загруженность мозга помогает улучшить его деятельность. Установлено, что неиспользованные за жизнь нервные клеточки просто отмирают по причине ненадобности. Соответственно, происходит существенное уменьшение резервов психики. Известно, что изучить новое в принципе возможно в любом возрасте, однако после достижения человеком тридцати лет данная задача становится более сложной, так как возникает замедление развития новых межнейрональных связей. Поэтому нужно занимать себя постоянно чем-то, чтобы головной мозг не отвыкал трудиться. Отличным занятием станет изучение новых языков, решение разных задачек, а также освоение разных наук. Стоит отметить, что физические нагрузки также помогают поддержать мозг в постоянно рабочем состоянии.

Коррекция заторможенности мышления может подразумевать проведение сосудистой терапии. Доктора назначают пациенту самые разные медикаменты такого типа, которые способны частично восстановить деятельность сосудов головного мозга.

Помочь подстегнуть активность мозга могут специальные составы, которые стимулируют функции клеточек головного мозга. Такие медикаменты могут быть представлены ноотропами и нейропротекторами. Некоторые из них можно использовать даже в раннем детском возрасте, но право подбора таких лекарств лучше оставить за специалистом.

Если вы обнаружили, что ваше мышление становится заторможенным, лучше поскорее обратиться за консультацией к доктору. Вполне может быть, что такое состояние является следствием серьезных нарушений и требует проведения специальной коррекции.

Екатерина, www.сайт

P.S. В тексте употреблены некоторые формы свойственные устной речи.

В переводе с греческого слово «апатия» обозначает «бесчувственность». Если у человека отмечаются признаки апатии, то среди других людей его легко распознать по безразличному отношению к тому, что постоянно происходит вокруг него. Он не демонстрирует эмоций, не выражает никаких жизненных стремлений. Те вещи или проблемы, которые еще совсем недавно имели для него определяющее значение, в состоянии апатии его уже не интересуют. Состояние апатии проявляется у больного также резким ограничением общения. Его профессиональная деятельность может тормозиться, так как постоянное состояние уныния влияет на возможность плодотворно трудиться. Чаще всего больной проводит время неподвижно. При этом его не интересует вопрос, как выйти из состояния апатии.

В повседневной жизни апатия на определенном жизненном периоде развивается у большинства людей. Но далеко не все считают апатию заболеванием или симптомом какого-то недуга

Эмоции человека являются основной движущей силой его жизненной активности. Эмоции определяют как приятные, так и не очень хорошие ощущения, при этом наполняя жизнь человека более выраженным смыслом. Однако человеческая психика периодически может истощаться, вследствие чего происходит определенное притупленные эмоций. Возможно и обратное развитие событий – если в жизни человека на протяжении продолжительного времени отсутствуют положительные эмоции, то итогом может стать заметный упадок сил. Апатия часто проявляется в то время, когда человеку требуется восполнение энергетического дефицита.

Конечно, у человека периодически может проявляться полная апатия. Более того, такое состояние может быть даже в чем-то полезным, так как позволяет переоценить ценности, провести определенную психологическую работу над собой. Иногда состояние апатии у человека наступает в тот период, после которого следует определенное важное событие в жизни, и в такой ситуации апатия даже позволяет немного накопить внутренние силы.

Но если временная апатия – это вполне нормальный этап в жизни, то апатия, которую человек воспринимает как депрессию, может привести к усугублению состояния психического здоровья в будущем.

Если человек постоянно пребывает в подавленном состоянии, причем, причины данного состояния совершенно не понятны окружающим людям, то можно говорить об апатии, как о тревожном симптоме.

Этот термин появился в психиатрии, попав в медицину из философской науки. Психиатрия определяет апатию как совершенное равнодушие к тому, что происходит вокруг, безразличное отношение к окружающим людям и даже признаки отвращения к повседневной жизни.

Симптомы апатии у человека проявляются рядом характерных признаков, которые четко свидетельствуют о данном нарушении. Но стоит отметить, что очень часто апатия и сонливость свидетельствуют о развитии в организме человека серьезного заболевания. Поэтому при наличии ряда признаков апатии у близкого человека нужно поспособствовать тому, чтобы он прошел всестороннее медицинское обследование. Только после установления диагноза врач сумеет четко сказать о том, как бороться с апатией, и назначить адекватную терапию. У человека, у которого развилась апатия, часто наблюдается слабость и сонливость. Со стороны может показаться, что ему попросту лень что-то делать, что его просто одолела сильная усталость. Кстати, хроническая усталость нередко приводит к проявлениям апатии, а иногда следствием данного состояния может стать депрессия.

Яркими симптомами апатии является вялость, безразличие ко всему и всем, замкнутость в себе и стремление постоянно быть в одиночестве. Говорит такой человек, как правило, невыразительно, он может открыто грустить без повода. Инициативы больной, подверженный апатии, не проявляет. Все эти симптомы стоит знать, чтобы своевременно заметить развитие апатии как у себя, так и у окружающих людей.

Почему проявляется апатия?

В современном мире апатия развивается у людей очень часто, причем, она может наблюдаться у успешных и даже счастливых, состоявшихся в жизни людей. Иногда со стороны кажется, что причины апатии совершенно непонятны. Даже сам больной очень редко может понять, что кроется за его болезнью и что ее спровоцировало. К тому же следует учесть, что больной, проникшийся безразличием ко всему, что вокруг него происходит, все так же безразлично относится и к собственной болезни, что и ведет к ее усугублению.

Однако апатия у человека может развиваться как вследствие внутренних, так и вследствие внешних причин. Так, иногда те события, которые с первого взгляда кажутся совершенно незначительными, могут оставить в душе серьезный след, что и ведет к изменениям в психике.

Психологи определяют несколько причин, которые очень часто ведут к развитию апатии. Данное состояние иногда развивается у людей, профессия которых связана с сильным эмоциональным напряжением. Спад энергии также может быть связан с перенесенной тяжелой болезнью, отсутствием солнечного света, авитаминозом. Любые проявления продолжительного напряжения, как физического, так и морального, тоже могут в итоге стать причиной апатии у человека. Также в качестве причин, вследствие которых развивается это состояние, специалисты определяют как негативный стресс, так и очень яркое позитивное событие, после которого человек переживает эмоциональную опустошенность.

Достаточно распространена апатия среди женщин во время беременности. Если будущая мама не демонстрирует интереса к новизне, постоянно скучает и даже очень мало интересуется изменениями в собственном состоянии, то это могут быть признаки апатии. Причиной данного состояния являются серьезные гормональные сдвиги в период беременности. Врачи советуют не допускать усугубления состояния: достаточно много гулять, заниматься зарядкой на свежем воздухе, и состояние апатии останется в прошлом.

Но далеко не всегда апатия и заторможенное состояние являются исключительно психологическим явлением. Иногда эти признаки свидетельствуют о развитии серьезных болезней. Апатия может быть признаком серьезной депрессии, шизофрении, органического поражения мозга в голове и других болезней. Апатия также иногда является признаком эндокринной дисфункции, ряда хронических недугов, алкоголизма, наркомании, предменструального синдрома.

Визит к психотерапевту или к другим специалистам необходим в том случае, если причины заторможенности сложно определить, и при этом апатия длится больше одного месяца. Должна насторожить и психическая слагаемая – наличие сбоев в мышлении, провалов в памяти, очень слабой реакции на раздражители извне. Также тревожными симптомами следует считать заторможенность речи и заторможенность мышления. Кроме того, состояние заторможенности проявляется двигательной заторможенностью. Иногда при апатии именно заторможенность движений является одним из наиболее настораживающих симптомов. При наличии таких признаков требуется немедленная диагностика и правильное лечение заболевания.

Как бороться с апатией?

Лечение апатии обязательно нужно практиковать после того, как врач подтвердил наличие у человека этого симптома. Однако наиболее эффективной борьба с апатией будет в том случае, если сам человек осознает, что с подавленным состоянием нужно как-то бороться. То есть перед тем, как определить, как лечить апатию, сам больной должен согласиться с тем, что у него существует такая проблема, и четко ее осознать. Если апатия является следствием психологических причин, то специалисты советуют пристальное внимание уделить самоанализу. Анализируя все, что происходит, и детально обдумывая свое состояние, сам больной должен попытаться определить ту причину, которая мешает ему жить полноценной жизнью. Психологи говорят о том, что этот процесс может оказаться очень сложным, но его результатом часто становится избавление от признаков апатии.

Кроме того, в процессе лечения апатии врачи советуют обязательно придерживаться полноценного здорового питания, практиковать физические нагрузки, путешествовать. Иногда стоит попытаться сменить место работы, круг общения. Показан также прием витаминных комплексов, сеансы массажа.

Но все же, даже практикуя лечение апатии, назначенное врачом, следует учесть, что выход из этого состояния напрямую зависит от правильного поведения самого больного. Нельзя быть слишком требовательным к самому себе и демонстрировать волевое поведение, так как в итоге это может привести к осложнениям - депрессивному состоянию и состоянию аффекта.

Специалисты советуют воспринимать состояние апатии как некую жизненную передышку и спокойно провести этот период. Стоит пойти в отпуск, ограничить все контакты. Категорически не нужно принимать медикаментозные препараты без разрешения доктора. Алкоголь - тоже не помощник в данном случае. Но врачи советуют пить зеленый чай и кушать черный шоколад, так как в этих продуктах есть вещества, которые повышают тонус организма.

Однако если есть малейшие подозрения, что состояние апатии стало следствием серьезного заболевания, то о самолечении не может быть и речи. В таком случае важно всестороннее обследование у специалистов разного профиля и последующее назначение адекватной терапии.

Образование: Окончила Ровенский государственный базовый медицинский колледж по специальности «Фармация». Окончила Винницкий государственный медицинский университет им. М.И.Пирогова и интернатуру на его базе.

Опыт работы: С 2003 по 2013 г. – работала на должностях провизора и заведующего аптечным киоском. Награждена грамотами и знаками отличия за многолетний и добросовестный труд. Статьи на медицинскую тематику публиковались в местных изданиях (газеты) и на различных Интернет-порталах.

да все правильно.Меня предала подруга в которую я очень верила. Она совершила ужасный поступок но всему коллективу еа работе где мы работаем сказала что это сделала я и постоянно каждый день сотрудникам на меня наговаривала все плохое.Когда я попыталась объяснить мне никто не поверил.Я ушла в себя и со мной случилась апатия.Я работала сослезами на глазах ни с кем не разговаривая а потом начались болезни всякого разного рода и из неоткуда. И вот теперь незнаю что делать.Витамины я пилп не помогают.

Татьяна: Владимир, поделюсь своим опытом. Пила тамоксифен 2 года и 3 мес. вместо 5 лет. Теперь.

Инна: К сожалению, цитомегаловирус в моём организме Изопринозин так и не смог победить.

галина александровна: не могу решиться на этот препарат-пишут в противопоказаниях-сахарный диабет, какого.

Алла: Цетрин 1 табл в день и крем Комфодерм. Я делала уколы маме,у нее тоже все тело было в.

Все материалы, представленные на сайте, носят исключительно справочный и ознакомительный характер и не могут считаться назначенным врачом методом лечения или достаточной консультацией.

Заторможенность мышления, движений и психической сферы: причины, симптомы

Периодически каждый человек может заметить, что деятельность мозга осуществляется не в полной мере. Подобное нарушение выражается в трудности выполнения движений (брадикинезия) и в запоминании информации, заторможенности реакции и расстройствах мышления (брадипсихия).

Следует сказать, что в большинстве ситуаций эти сбои - временное явление и их можно объяснить естественными факторами: усталостью либо нервной истощенностью. Однако, бывают случаи, когда несуразность движений, заторможенность мышления и психической сферы - патологический процесс, причины которого необходимо своевременно выявить и выбрать надлежащую терапию.

Особенности брадипсихии

Патологическая заторможенность мышления носит название брадипсихия. Данное явление не имеет параллелей с апатией или инертностью мышления, а предполагает психические и патофизиологические расстройства.

Брадипсихия рассматривается, как некая неврологическая симптоматика, которая в большинстве случаев формируется у людей в пожилом возрасте. Но иногда с заторможенностью в мыслительных процессах сталкиваются и люди в молодом возрасте, а также дети.

Бедность и недостаточность психических процессов является симптомом множества психологических либо физиологических патологических процессов, проявляющихся в качестве понижения быстроты реакции, медленной речи, замедленности мышления и двигательной активности. В тяжелых ситуациях индивид не способен реагировать на происходящее и находится продолжительное время в апатичном состоянии либо ступоре. Выделяются следующие разновидности заторможенности:

Мыслительный процесс может нарушиться в любом возрасте

Заторможенность также бывает речевая и мыслительная, имеющая психологические факторы. Слабые и непроизвольные движения способна вызвать моторная заторможенность. Появляются проблемы с памятью, провалы. Во многих случаях подобные состояния спровоцированы неврологическим заболеванием, постоянной усталостью, либо психологическими патологическими процессами.

Медлительность движений и эмоциональная заторможенность – патологический процесс, обнаружить причины которого способны лишь специалисты. Они же рекомендуют надлежащую терапию.

Сопутствующие расстройства

Брадипсихия - результат поражения центральной нервной системы, несущей ответственность за мозговую деятельность. Зависимо от элемента поражения развиваются разные типы расстройств. К ним относятся:

  • брадибазия – замедленная ходьба;

Для паркинсонизма характерна брадикинезия

Когда брадипсихия представляет собой следствие болезни Паркинсона, необходимо сделать акцент на симптоматике основного патологического процесса. К ней относятся чувство усталости, тревога, расстройство сна и др.

Провоцирующие факторы и заболевания

Патофизиология очень сложна и полностью не исследована. Известно лишь, что мышление, поведение, эмоциональная составляющая и прочие функции человеческого мозга сопряжены с деятельностью лимбической системы. В каждодневной практике выделяются только состояния – болезни, во время которых наблюдается брадипсихия и сопутствующие ей отклонения:

  1. Сосудистые заболевания головного мозга. Острые, зачастую хронические расстройства кровотока в мозге, которые возникают из- за прогрессирующего атеросклероза, гипертонии, эмболии и тромбоза сосудов, являются фактором разрушения вещества в головном мозге. Также нарушениям подвержены структуры, которые отвечают за быстроту мышления.
  2. Болезнь Паркинсона. Часто встречающаяся причина, характерным проявлением которой является замедленное мышление. Кроме подобной угнетающей симптоматики (пациенты на позднем этапе развития данного патологического процесса не склонны замечать какие-либо изменения) существует большое количество иных неприятных проявлений. К примеру, мысли станут не только замедленными, но и вязкими, для больного станет характерна назойливость, замедленная запутанная речь.
  3. Эпилепсия. На позднем этапе формирования недуга, когда специалисты наблюдают разрушение личности как результат прогрессирующего заболевания, может отмечаться заторможенность, как и остальные симптомы измененного мышления.
  4. Шизофрения. Как и во время эпилепсии при шизофрении брадипсихия не считается начальным симптомом патологических процессов, а развивается постепенно с течением времени.
  5. Депрессия. Психическая болезнь, которая характеризуется большим количеством симптомов, часто маскирующихся под соматические сложности – включая зубную боль либо ишемию. К ним также относится и вялость мышления.
  6. Гипотиреоз. Ненадлежащее функционирование щитовидной железы. При таком недуге симптоматика крайне выражена и возникает одной из первых.
  7. Токсические поражения. Такая подгруппа болезней в международной классификации не существует. Однако, термин максимальным образом описывает причины возникновения болезненной симптоматики – интоксикация организма.

Кратковременный эффект заторможенности появляется после недосыпания, из-за измотанности организма, либо же в результате применения наркотиков и алкоголя, угнетающих мышление и движение. Причины возможно поделить на те, которые блокируют деятельность мозга и те, которые снижают возможности для ее осуществления.

Естественно, при таком обилии провоцирующих болезней лечение также может быть разным.

Как это выглядит?

Образ «заторможенного» пациента подпадает под типичную характеристику меланхолика: слабость, медлительность, растянутость речи, каждое слово произносится с усилием.

Может сложиться чувство, что мыслительный процесс забирает большое количество сил и энергии у человека, который не успевает среагировать на информацию либо же совсем погружается в ступор.

Помимо понижения скорости речи и мыслительных процессов наблюдают приглушенность сказанных слов – очень тихий и спокойный голос, иногда нарушающий тишину. В движении и мимике видна слабость, осанка зачастую слишком расслаблена.

У человека появляется желание все время найти опору либо лечь.

Не всегда наблюдаются все симптомы. Довольно лишь одного, чтобы порекомендовать человеку обратиться за медицинской помощью к специалистам.

Диагностические критерии и методы

Люди с расстройствами темпа речи, включая брадилалию, нуждаются в комплексной медицинской и психолого-педагогической диагностике, проводимой профильным специалистом. В процессе обследования следует подробно изучить анамнез больного, который касается ранее перенесенных болезней и поражений головного мозга, а также присутствия сбоев в темпе речи у родни.

В определенных ситуациях, чтобы выяснить органическую основу недуга, необходимо провести инструментальные исследования, среди которых:

Исследование устной речи подразумевает оценку структуры органов артикуляции и состояния моторики, экспрессивной речи (произношения звуков, слогов, слов, темпо-ритмическую сторону, голосовые особенности и пр.). Диагностика письменной речи подразумевает исполнение заданий на списывание текста и письмо под диктовку, чтение. Помимо диагностического обследования функции речи, проводят изучение общего состояния, ручной моторики, сенсорных функций, интеллекта.

Во время постановки диагноза необходимо дифференцировать данное заболевание от дизартрии и заикания.

Что предлагает современная медицина?

Чтобы осуществить надлежащую терапию болезни необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом. Он порекомендует эффективное лечение, а также предупредит о наличии противопоказаний к применению определенных методик терапии или какого-либо лекарственного препарата.

Чаще иных используются следующие методы терапевтического и превентивного воздействия:

  1. Активизация процессов мышления. В этих целях нужно читать новые книги, изучать иностранные языки, заняться творческим процессом либо решать различные головоломки. Подобная методика способствует тренировке мозга, активизации мышления.
  2. Назначаются нейропротекторы и ноотропы. Лекарственная терапия, которая направлена на то, чтобы восстановить и укрепить нервные клетки и ткани.
  3. Лечение сосудистых патологий. Используются средства, которые дают возможность очистить сосудистые стенки, что необходимо полноценной работы мозга. В итоге происходит активизация мыслительной и двигательной активности.
  4. Психотерапия. Она выступает в качестве вспомогательной лекарственной терапии. Современные лечебные методики способствуют противодействию последствиям стрессов, корректировке оценки личности, формированию необходимых моделей реагирования на конкретные ситуации.
  5. Занятия спортом и прогулки на свежем воздухе. Умеренное физическое напряжение и прогулки даю возможность мозгу отдохнуть, а нервным клеткам восстановиться благодаря притоку кислорода.

Если эмоциональная и умственная заторможенность вызвана транквилизаторами, то требуется отмена любых препаратов. В большинстве случае реакции восстанавливаются со временем.

Подводя итоги

Прогноз относительно благоприятен при раннем начале коррекции и наличии психологических причин расстройств двигательной активности и речевой моторики. Однако, после восстановления навыков следует продолжительное время наблюдаться у врачей, постоянно самостоятельно контролировать свои движения и ход мыслей.

В качестве профилактических мер следует предупредить поражения центральной нервной системы, избегать травм головы, вовремя выявлять астенический синдром.

Патологическая заторможенность мышления предполагает различные психические и патофизиологические расстройства. Данное явление следует квалифицировать, как симптоматику, в большей части ситуаций формирующуюся у пожилых людей. Но в определенных случаях подобная проблема способна проявиться в детском возрасте и у молодых людей.

При обнаружении заторможенности мыслительных процессов следует без промедления обращаться за рекомендациями к врачам. Вероятно, что подобное состояние результат опасных сбоев в работе ЦНС и нуждается в осуществлении специальной коррекции.

Этот раздел создан чтобы позаботиться, о тех, кому необходим квалифицированный специалист, не нарушая привычный ритм собственной жизни.

Заторможенность

Заторможенность – это снижение скорости реакции у индивида, замедленное течение мыслительных процессов и возникновение растянутой речи с большими паузами.

В крайних случаях человек может и вовсе перестать реагировать на окружающих и пребывать длительное время в оцепенении. Заторможенность может быть не комплексной, а касаться только мышления, либо речи. В первом случае ее называют идеаторной, а во втором – моторной.

Заболевания, сопровождающиеся заторможенностью

Заторможенность наблюдается при:

Воспалении головного мозга (менингит);

Психических расстройствах (шизофрения);

Пограничных состояниях (депрессия, невроз);

Наличии опухоли головного мозга;

Гипогликемии (упадок уровня глюкозы в крови);

Усталости, истощении организма;

Опьянении наркотиками, либо алкоголем.

Причины заторможенности

Как можно заметить, причины, которые обусловливают это состояние, обычно связанны с повреждениями головного мозга и патологией, которая препятствуют его работе.

Временный эффект заторможенности в речи и мышлении возникает при недосыпании, когда организм уже измотан, или же, вследствие употребления наркотических веществ и спиртного, которые угнетают мыслительные и двигательные процессы. То есть, причины можно разделить на блокирующие деятельность и снижающие возможности для ее осуществления.

По некоторым версиям психиатров, заторможенность является не что иное, как своеобразная реакция на стресс во многом схожая с тревожным состоянием, но действующая по противоположной схеме. Доказательством этому является исчезновение симптома при применении больными антидепрессантов и малых транквилизаторов, которые по идее нацелены на снижение тревоги.

Симптомы заторможенности

Образ больного вписывается в классическое описание меланхолика: вялость, медлительность, растянутая речь, каждое слово как будто выдавливается с усилием. Такое ощущение, что мышление отнимает много сил и энергии у этого человека. Он может не успевать реагировать на сказанное или же вовсе погружаться в ступор.

Кроме снижения темпа речи и мышления наблюдается приглушенность сказанного – предельно тихий и спокойный голос, который изредка нарушает тишину. В движениях и мимике заметна вялость, а осанка чаще всего чересчур расслаблена.

У индивида может возникать желание постоянно опереться обо что-то или прилечь. Не обязательно, чтобы при заторможенности наблюдались все ее проявления. Достаточно лишь одного, чтобы утверждать, что человеку нужна медицинская помощь.

Лечение заторможенности

Сначала стараются определить истинную причину этого состояния, а потом уже назначают лечение. При заторможенности часто приписывают ноотропные препараты (например, Пирацетам), которые улучшает обменные процессы в мозге. При гипогликемии стараются восстановить уровень глюкозы и поддерживать его специальными веществами.

При менингитах стараются уничтожить возбудителя болезни и устранить воспалительный процесс, хотя и после этого придется пройти восстановительный курс терапии. Если причина заторможенности – рак, то все силы бросают на его преодоление.

Информация,представленная на сайте, предназначена для ознакомления. Для постановки правильного диагноза и выбора верной тактики лечения необходимо обратиться за помощью к врачу.

Упадок сил и заторможенность достаточно специфичный симптом

Наиболее частые жалобы, которые предъявляют пациенты при ощущении упадка сил или чувства заторможенности :

Звоните и мы не только правильно проведем полную диагностику, но и сможем быстро помочь Вам!

Пример жалоб пациентов, которые обращаются с жалобами на упадок сил и ощущения чувства заторможенности .

Такие психические расстройства должны быть сначала очень внимательно изучены и правильно оценены врачом-психотерапевтом, который и должен стать ведущим специалистом в лечении упадка сил и чувства заторможенности .

Главный врач, врач высшей категории, кандидат медицинских наук.

Для получения бесплатной консультации специалиста

мы гарантированно поможем

Понимание, забота и качество

Нужна помощь? Звоните

ул. Руставели, дом 4, корпус 1

«Дмитровская» (960 метров)

«Бутырская» (930 метров)

бесплатная общественная парковка для автомобилей

©, «Брейн Клиник» Все права защищены!

При использовании материалов данного сайта, ссылка на ресурс обязательна!

Заторможенность мышления

Заторможенность мышления по научному называется «брадипсихия». Не апатия и не инертность мышления. Это совершенно другие состояния, имеющие под собой другие патофизиологические и психические основы. Брадипсихия – симптом, чаще появляющийся в преклонном возрасте. Во всяком случае, у большинства людей заторможенность мышления ассоциируется именно с неспешными и велеречивыми старцами. Однако она может возникнуть и в молодом возрасте. Ведь под каждым проявлением нездоровья скрываются определенные причины.

Причины

Причины заторможенности мышления

Патофизиология процесса чрезвычайно сложна и не изучена до конца. Мышление, поведение, эмоциональный фон и многие другие достижения человеческого разума связаны с работой лимбической системы – одного из разделов нервной системы. А лимбикус, как раз-таки и не поддается расшифровке в должной мере. Поэтому в повседневной практике можно назвать лишь состояния – заболевания, при которых отмечается брадипсихия, но не ответить на вопрос, почему она появляется.

Сосудистые патологии. Острые, а чаще хроническиие нарушения мозгового кровообращения, возникающие в результате прогрессирования атеросклероза, гипертонической болезни, эмболии и тромбозов сосудов головы, являются причиной разрушения вещества головного мозга. В частности, страдают и структуры, отвечающие за скорость мышления.

Паркинсонизм и болезнь Паркинсона. Более узкие, но от того не менее часто встречающиеся патологии, одно из проявлений которых – замедленность мышления. Помимо этого удручающего окружающих пациента людей симптома (сами больные на поздних стадиях развития этого типа патологии не замечают за собой никаких изменений) есть множество других, не менее неприятных. Например, мысли становятся не только медленными, но и вязкими, человек становится прилипчивым, назойливым, речь медленная, часто путанная.

Эпилепсия. На поздних стадиях развития болезни, когда врачи отмечают разрушение личности в результате прогрессирования недуга, заторможенность имеет место быть, как и многие другие признаки изменения мышления.

Шизофрения. Так же, как и при эпилепсии, при шизофрении брадипсихия не является ранним признаком патологии.

Депрессивные состояния и депрессия. Психическое заболевание, характеризующееся обилием симптомов, зачастую маскирующихся под соматические проблемы – вплоть до зубной боли или ишемической болезни сердца. Среди них есть и вялость мыслей.

Гипотиреоз. Недостаточность работы щитовидных желез. При данной болезни описываемый симптом чрезвычайно характерен и появляется одним из первых появляющихся.

Токсические брадипсихии. Такой группы заболеваний в международной классификации болезней, конечно, нет. Но название все же максимально четко описывает причины появления симптома – интоксикация организма, будь то алкоголь, соли металлов, наркотики или токсины микроорганизмов.

Разумеется, при таком большом количестве заболеваний, количество видов лечения тоже должно быть велико. К сожалению, пока ученые окончательно не разобрались с работой головного мозга, этих видов не так много, как хотелось бы.

Лечение

Лечение заторможенности мышления

Общие профилактические меры. Чем больше нагружен мозг, тем лучше он работает. Неиспользованные в течение жизни нервные клетки благополучно отмирают за ненадобностью в буквальном смысле. Соответственно, уменьшается и резерв психики. Изучение нового возможно в любом возрасте, но после тридцати лет значительно осложняется замедлением развития новых межнейрональных связей. Нагружать головной мозг можно чем угодно, лишь бы это не было привычным для него. Изучение нового языка, решение математических задач, освоение новых наук, изучение исторических архивов и их осмысление. Но! Решение кроссвордов, сканвордов и тому подобное – все равно, что заучивание большой советской энциклопедии. Сухая информация занимает только клетки, отвечающие за память, но не за мышление. Двигательная активность также помогает поддерживать мозг в «рабочем» состоянии. С чем это связано, сказать сложно.

Сосудистая терапия. Привести сосуды в состояние, соответствующее двадцатилетнему возрасту невозможно, тем не менее, частичное восстановление возможно, чем и пользуются врачи, назначая соответствующие препараты.

Ноотропы и нейропротекторы. Более специфическое лечение, помогающее восстановиться нервным клеткам.

До посещения врача пациент может заниматься только профилактикой – все медикаментозное лечение имеет значительное количество противопоказаний, которые учитывает специалист, совершая выбор в пользу того или иного средства. Обратиться же к врачу в случае брадипсихии нужно обязательно – нет ни одной «легкой» причины такого состояния психики.

Такой кардинальный симптом, как психомоторная за­торможенность, встречается на нашем материале у большинства больных, причем у циркулярных больных при шизофренных и реактивных депрессиях это можно показать иногда так же ярко, как и у взрослых больных. Но при эпилепсии и в некоторых случаях нециркулярной шизофрении заторможенность уступает место большой ажитированности. Эта последняя не имеет ниче­го общего с элементами маниакальности и ведет свой путь из большой внутренней тревоги, чрезвычайного напряжения, кото­рое не находит себе иного выхода, кроме двигательных разря­док и расторможения. Не проявляют большой заторможенности и больные в состоянии инфекционной и постинфекционной деп­рессии. Если вначале вследствие физической слабости прихо­дится видеть вялость, пассивность, то в дальнейшем, несмотря на общий астеническо-депрессивный фон, больные не проявля­ют заторможенности; они не чувствуют физической затруднен­ности в действии.

IV. Страхи

Страх проявляется различно и, по-видимому, имеет раз­личное происхождение при той или другой болезненной форме. Вполне понятно, что при реактивной депрессии страх обычно имеет психологический Тенез. Нередко страх связан с пережи­ванием, послужившим источником психической травмы.

Совершенно другой характер имеет страх при шизофрении или маниакально-депрессивном психозе. Это страх совершенно безотчетный, необоснованный, идущий «изнутри», не поддающий­ся никакому объяснению. Всегда получается впечатление, что такой аморфный страх возникает физиогенно, У нас не было таких ярких случаев витального страха, связанного и локализу­ющегося с определенным участком тела. Однако полная его без­отчетность и бескрасочность, появление в связи с тяжелыми со­матическими ощущениями указывают на витальность этого чув­ства. Иногда страх возникает у детей как примитивная защит­ная реакция.

V. Течение заболевания

Рассмотрение течения заболевания еще более укреп­ляет нас в мысли о различии отдельных депрессивных синдро­мов. При маниакально-депрессивном психозе и циркулярной ши­зофрении мы имеем фазное течение, а при эпилепсии часто па-роксизмальное. При инфекциях и реактивных состояниях тече­ние депрессии стоит в зависимости от патогенных причинных факторов: психических и физических (истощение).

И инфекционная дистимия имеет неодинаковое течение, что обусловливается темпом и интенсивностью основного заболева­ния, острым или хроническим.

VI. Роль личности

Ряд авторов выделяют два вида депрессии - эндоген­ную, или витальную, и реактивную. Дополнительную симптомати­ку при витальной депрессии К. Шнейдер относит за счет осо­бенностей личности. Уныло-грустный фон депрессии сообщает­ся синтонными свойствами, раздраженно-недовольный - шизо­идными компонентами.

Анализ клинической картины действительно подтверждает наличие двух депрессивных форм - эндогенной и реактивной. Однако эндогенная депрессия отнюдь не является единой, а име­ет различный патогенез. И конституциональные данные еще не могут объяснить целиком всего разнообразия депрессивных со­стояний.

Если вопрос будет идти об инфекционных состояниях, то зна­чение конституционального фактора невелико. Психопато­логическая картина в этих случаях довольно однообразная, те­чение тоже, а между тем преморбидная почва различна. Следо­вательно, роль личности невелика по сравнению со значением инфекционно-токсического момента.

При эпилепсии эти соотношения проследить значительно труднее. Эпилептические расстройства настроения трудно свя­зать с какими-либо преморбидными особенностями личности. С большим правом психопатологическую картину эпилептической депрессии и особенности ее течения, как и генез, можно отнес­ти за счет особенностей самого процесса.

Более ясные связи с преморбидными особенностями мы по­лучаем при маниакально-депрессивном психозе и циркулярной шизофрении. Конституциональные данные определяют здесь

фазное течение, отдельные маниакальные приступы. Та откры­тость и доступность, которые свойственны циркулярным деп­рессиям, зависят, возможно, также от преморбидного синтонно-го характера.

Что касается реактивной депрессии, то рассмотренный ма­териал позволяет примкнуть к тем, кто считает, что реактивные расстройства настроения могут появиться на различной консти­туциональной основе. Однако депрессивным реакциям у детей благоприятствуют элементы неустойчивости, аффективной ла­бильности, сензитивности, ранимости в личности больного.

Подытоживая наши клинические данные, мы можем с неко­торой вероятностью утверждать, что механизмы депрессии не являются одинаковыми при различных нозологических формах. Правда, наши знания в отношении патогенеза депрессивных со­стояний еще очень ограниченны. Рядом исследователей обнару­жены эндокринные и обменные нарушения при эндогенной деп­рессии. Сюда относятся сдвиги в деятельности гипофиза, наруше­нии газообмена и пр. (Омороков, Бондарев, Чалисов, Эвальд и др.}.

Те данные, которыми располагает современная наука, зас­тавляют предполагать, что изменения в эмоциональной жизни более всего связаны с нарушениями эндокринно-вегетативной сферы, что имеет преимущественную локализацию в подкорко­вой зоне (таламическая и гипоталамическая области).

В заключение заранее следует ответить на упрек, который может быть сделан по поводу того, что нельзя полностью ре­шать вопрос о патогенезе на основании одной клиники. Конеч­но, всестороннее лабораторное обследование в соответствии с возможными анатомическими находками поможет окончательному выяснению вопроса. Однако при современном уровне наших зна­ний клиническое исследование является одним из важнейших путей для разрешения этого вопроса, недостаточно разработан­ного в детской психиатрической клинике.

Переходим ко второй части заключительной главы - к осо­бенностям депрессии детского возраста.

Ключ к пониманию этих особенностей лежит в анатомо-фи-зиологическом и психическом своеобразии детей.

Тот факт, что кора головного мозга окончательно развивается во внеутробном периоде, в то время как подкорковые центры формируются к моменту рождения, не проходит бесследно. На­долго констатируются у детей относительно большая значимость деятельности подкорковой зоны и физиологическая слабость задержек. Склонность к расторможению у детей отмечена еще

старыми клиницистами (Ковалевский) и получает подтвержде­ние во всех новых работах.

К таким же физиологическим явлениям возрастного порядка можно отнести повышенное значение жизни влечений и лабиль­ность эмоций. Аффективная неустойчивость накладывает свой отпечаток на структуру синдрома и в той или другой степени сказывается на картине и течении психоза.

В результате указанных факторов личность ребенка остает­ся долгое время (до пубертатного периода) не сформированной окончательно ни в эмоционально-волевом, ни в интеллектуаль­ном отношении. Понятно, что ребенок не способен к достаточ­ной интрапсихической переработке своих восприятий, ощуще­ний, чувств. Его чувства имеют «обнаженный» характер, его пе­реживания более примитивны, чем у взрослого.

1 . Обнаженность чувств очень хорошо видна при витальной депрессии. Тоска носит совершенно аморфный, неопределенный, безотчетный характер. Она кажется поэтому не такой сильной. Из двух слагаемых - витального чувства и реактивной перера­ботки со стороны личности - у детей налицо главным образом один непосредственный «глубинный» аффект. Реактивные насло­ения сведены к минимуму. Чем младше ребенок, тем этот момент более подчеркнут. Нам приходилось уже говорить, что при ши­зофрении процессуальная инактивность и вялость заслоняют аф­фект тоски. Но и при реактивной депрессии тоскливость также не имеет большой яркости. Она не безотчетна, но в то же вре­мя однообразна и проявляется в малоинтенсивной форме.

2. Помимо простоты и обнаженности аффекта при детской депрессии необходимо также указать и на бедность психопато­логических явлений. Там, где у взрослых, особенно при цирку­лярной депрессии, наблюдаются бредовые идеи преследования, самоуничижения и т. д., у детей мы видим лишь иногда элемен­ты идей самообвинения; далее идей отношения в очень прими­тивной форме они не идут. При депрессивных реакциях выска­зывания детей также очень бедны.

3. Многие симптомы, констатируемые у взрослых, находятся у детей в рудиментарном состоянии. Дети не в состоянии пере­работать до конца отдельные представления и понятия. Более старший ребенок говорит, что он стал «чудной», чувствует себя растерянным, беспомощным и как-то осознает это. В более за­конченном виде этот феномен получил бы название деперсона­лизации.

Чрезвычайно часто при циркулярной и шизофренной деп­рессии приходится встречать у больных детей неуверенность,

нерешительность, тревожность, мнительность, пониженную ^самооценку.

Подобный психастенический синдром часто появляется у ребенка как рудимент идей самообвинения. Объясняется это

[ем, что ребенок не в состоянии интрапсихически переработать о конца те изменения самочувствия, те переживания затормо­женности, которые вызывают у него представление о своей неполноценности.

4. Очень характерным для депрессии детского возраста яв­ляется ее нестойкость и кратковременность. Дети с большей легкостью, чем взрослые, отвлекаются от тяжелых переживаний. Даже эндогенные расстройства настроения удается часто смяг­чить, переключить на другие рельсы. Тоскливый ребенок иног­да вдруг включается в школьные занятия, без труда начинает работать в мастерской. Чем младше ребенок, тем чаще его деп­рессия в течение дня переходит по нескольку раз в ровное на­строение. Вероятно, здесь имеет значение физиологическая ла­бильность аффекта. Она же оказывает, должно быть, влияние на кратковременность депрессивных фаз. Продолжительность их при маниакально-депрессивном психозе и циркулярной шизо­френии, особенно в начале заболевания, редко превышает 5- 15 дней. То же мы видим при других болезненных формах. Если депрессия затягивается, то надо искать дополнительные факторы, сопутствующие основному заболеванию (общее истощение и пр.), или сосредоточить внимание на изучении преморбидных свойств личности.

В общей части указывалось, что соматическая неустойчивость и лабильность аффективной сферы в препсихотическом состоя­нии благоприятствуют затяжному течению депрессии.

5. Такое чувство, как страх, проявляется у детей часто и в различной форме. Но именно у детей удается наблюдать безот­четный, непонятный, немотивированный страх, такое чувство страха сродни витальной тоскливости. У детей страх возникает особенно легко и как примитивная защитная реакция. Там, где ребенок не понимает- а в своих болезненных ощущениях он многого не понимает,-там он начинает бояться. На частоту стра­хов при детской депрессии указывают Эммингаус, Циген, Ко­валевский, Гомбургер, Гиляровский, Сухарева, Винокурова.

6. В картине детской депрессии также следует отметить мень­шую раздражительность, сравнительную редкость общего не­довольства и гневливости, что так часто окрашивает синдром депрессии у взрослых.

Элементы общего недовольства, раздражительности можно констатировать лишь при эпилептических расстройствах настро­ения. Объяснить указанное наблюдение нельзя одинаковым об­разом во всех случаях. При реактивных состояниях, по-видимо­му, разгадка лежит в простоте переживаний у детей, их прими­тивности, отсутствии дополнительных наслоений.

При эпилепсии агрессия, гневливость, раздражительность по-видимому, связаны с основным процессом и воздействием его на личность больного.

Вообще если общее недовольство у ребенка и существует, то оно проявляется не в злобности, а в капризности.

7. К числу интересных и важных свойств детской депрессии относится ее внешняя парадоксальность. Чем младше ребенок, тем больше оснований ее ожидать. Это и понятно, так как в младшем детском возрасте наиболее выпукло представлены ла­бильность аффекта, склонность к расторможенности; тогда же на первый план часто выступает изменение жизни влечений.

Более ясные проявления подобной парадоксальности от­мечаются при реактивной депрессии. Резкие изменения ха­рактера (шалости, грубость) после тяжелой психической трав­мы с последующим появлением тоскливости как нового непри­ятного переживания были описаны нами у одной больной. В дру­гом случае были обнаружены значительное расторможение, су­етливость, затруднившие учебу в школе 9-летнего мальчика после смерти отца, которого он очень любил и потерю которого, как выяснилось, сильно переживал; однако аффект тоски удалось обнаружить не сразу.

8. Дневные колебания самочувствия и настроения идут у де­тей в обратном порядке по сравнению со взрослыми. С утра дети чувствуют себя лучше, а вечером состояние их ухудшается.

В заключение выражаю свою большую признательность про­фессору Г. Е. Сухаревой за постоянное руководство в этой работе.

А. И. Гольбин

НАРУШЕНИЯ СНА И БОДРСТВОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ПРИ РАЗЛИЧНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ И АНОМАЛИЯХ 1

НАРУШЕНИЯ СНА ПРИ НЕВРОЗАХ

Большое место нарушений сна в клинической картине неврозов не оспаривается ни в одном из основных источников.

Невроз определяется как «...психогенное заболевание, в ос­нове которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое личностью противоречие между ней и значимыми для нее сторонами действительности, вызывающее болезненно тягостные для нее переживания» 2 . Одним из основных проявле­ний эмоциональных нарушений при неврозе является тревога. Большинство исследователей рассматривают тревогу как одно­родное состояние с единым патогенетическим механизмом. При­нято считать, что различие в объективных данных у разных групп испытуемых определяется только степенью выраженности тре­воги. Однако в последние годы высказывается предположение, что нельзя ставить знак равенства между тревогой здорового человека в объективной стрессовой ситуации и тревогой боль­ного неврозом. В. С. Ротенберг (1975), И. А. Аршавский, В. С. Ро-тенберг (1976) показали, что тревога здорового человека как эмо­ционально адекватная реакция является мобилизующей и отли­чается от невротической тревоги, возникающей вследствие неразрешенного конфликта. Последняя направлена не на поиск выхода из поведенческого конфликта, а на отказ от поиска, ког­да один из мотивов активно игнорируется. В этом состоит демо­билизующее действие невротической тревоги. Основные прояв­ления физиологической и невротической тревоги сходны - ла­бильность пульса, колебания артериального давления, усиление КГР и т. п.

Современные исследования показали, что для дифференци-ровки двух типов тревоги следует обратиться к анализу струк­туры сна. Оказалось, что парадоксальный сон (ПС), который свя­зан со сновидениями и играет важную роль в психологической адаптации, разнонаправленно меняется при этих двух типах тре­воги. Например, при умеренно выраженной тревоге здорового человека в первую ночь исследования сна ПС уменьшается по

I " Гольбин А. И. Патологический сон у детей. Л., 1970, стр. 45-69. 2 Мясищев В. И. Личность и неврозы. Л., 1960, с. 241.

сравнению с последующими ночами (удлинение латентного пе­риода его появления), что свидетельствует об уменьшении по­требности в ПС. У невротиков в половине случаев отмечается тенденция к сокращению латентного периода ПС, что свидетель­ствует о повышенной потребности в ПС. К механизмам, умень­шающим тревогу, относятся прежде всего механизмы ПС (Ро-тенбергВ. С, 1975; Аршавский И. А., Ротенберг В. С, 1976). Эти механизмы у невротиков функционально неполноценны.

Нам представляется, что недостаточность механизмов сна, в частности ПС, входит в содержание понятия биологической по­чвы неврозов и поэтому изменения сна при неврозах отличают­ся от нарушений сна при другой патологии. Этим же, на наш взгляд, можно объяснить распространение нарушений сна при неврозах.

Если полагать, что у детей все формы неврозов сводятся к трем основным формам (неврастения, истерия, обсессивный невроз), как и у взрослых, то расстройства сна описаны при каждом из них. Ведущими исследователями проблемы невроза навязчивых состояний (Озерецковский Д. С, 1950; СканавиЕ. Е., 1962; Сим-сон Т. П., 1955; Гарбузов В. И. и др., 1977) подчеркивается особое значение момента перехода от бодрствования к сну. Считается, что легкость образования условных рефлексов в дремотном состоя­нии (например, игра с волосами в момент кормления) создает «очаг» с патологической инертностью. В дремотном состоянии начинаются такие навязчивые действия, как сосание пальца и языка, выдергивание волос, навязчивые страхи. Характеризуя неврастению как отдельную форму невроза, большинство авторов считают, что основное место в клинике неврастении составляют нарушения уровня бодрствования и сна, а частыми симптомами являются бессонница, страшные сновидения, ночные испуги (Су­харева Г. Е., 1974). Считается (Гарбузов В. И. и др., 1977), что на­рушение-сна является одним из ранних и даже специфических проявлений неврастении, ее ведущим клиническим признаком. К неврастеническим нарушениям сна В. И. Гарбузов относит беспо­койство детей во сне в возрасте от полутора месяцев до 5-6 лет, когда дети мечутся в постели, раскидываясь и беспрерывно ме­няя положение, а также сноговорение, ночные страхи, сомнам­булизм, иногда ночной энурез. Описаны особенности сна при истерическом неврозе (Ротенберг В. С. и др., 1975). В. И. Гарбузов (1977) считает, что такие патологические проявления во сне, как сомнамбулизм, сноговорение, ночные страхи, бессонница, энурез и даже качания во сне, являются формой «ночной истерии». При синдроме «ночной истерии» у детей В. И. Гарбузов отмечает, что

«обращает на себя внимание манерность, вычурность поведения детей в этот период. Они, как правило, заламывают руки, из­гибаются на руках у родителей, кричат, рыдают или смеются "до истерики", стучат кулаками по постели, лицу родителей, извива­ются, визжат, закатывают глаза, в рудиментарном виде выполня­ют истерическую дугу, хватают себя за горло, будто им что-то ме­шает, щиплют себя и окружающих, т. е. демонстрируют во сне истерические симптомы». Подобное, типа «истерического сомнам­булизма», поведение В. И. Гарбузов отмечает у 10% наблюдавшихся им больных с истерическим неврозом (Гарбузов В. И. и др., 1977).

Нарушение засыпания у детей-невротиков проявляется в рез­ко выраженных длительных капризах и возбуждении у млад­ших детей, страхах и ритуалах у школьников. Отмечается бес­покойный сон с обилием движений, нередко дети даже падают с кровати. В наших исследованиях выявилась большая частота особых поз во сне, из которых прежде всего следует назвать длительное пребывание на животе и стремление опустить голо­ву вниз, так что голова свешивается с кровати, тогда как ноги лежат на подушке. Расстройство сна в форме пароксизмальных явлений у невротиков наиболее часто представлено слюноте­чением (что вовсе не связано, как иногда полагают, с глиста­ми), скрипом зубов (бруксизм), вздрагиванием. Ночные страхи и ночной энурез не так уж часты у невротиков по сравнению с другими расстройствами сна. Стереотипные движения во сне чаще всего проявляются в виде сосания пальцев и языка, по­дергивания волос, качания головой.

Нарушение бодрствования характеризуется вялостью, неус­тойчивостью внимания и активности в течение дня с возбужде­нием к вечеру. Расстройства бодрствования выражаются также в обмороках, аффективном сужении сознания при возбуждении, сонливостью до полной инверсии (т. е. бессонницей ночью и сон­ливостью днем), возникновением «парадоксальной сонливос­ти» (Эпштейн А. Л., 1928; Шпак В. М., 1968), когда дети при вы­раженной потребности спать возбуждаются.

Обилие сновидений при неврозах у детей может подтвер­дить гипотезу (Ротенберг В. С, 1975; Аршавский И. А., Ротен­берг В. С, 1976) о компенсаторном усилении сновидной актив­ности при отказе от разрешения ситуации днем, уходе от ситу­ации или неадекватном способе ее разрешения - в сновидени­ях ситуация представлена в благоприятном свете.

Нередко в сновидении детей, больных неврозами, символи­чески отражается конфликтная ситуация в семье («цыгане на­пали, искали вначале маму, ее не нашли, зато нашли меня, все

резали и резали, но никак не могли разрезать, потому что нож был тупой», «как будто наш дом взорвался», «я борюсь со змея­ми, черные змеи кусают меня в грудь, а пока я борюсь, на пне сидит большой змей в очках, который всеми руководит, затем я борюсь с ним, он меня больно кусает, и я умираю»). При нали­чии конфликтов между родителями характерны следующие сно­видения: кто-то кого-то «зарезал», «идет война», «как будто наш дом взорвался» и т.д.

В целом же для сновидений при неврозах у детей характер­но обилие ярких сценических картин, часто цветных, символич­но отражающих внутренние конфликты. Эти сновидения отли­чаются от спокойных сновидений контрольной группы детей младшего школьного возраста. Кроме того, следует обратить вни­мание на тот факт, что у больных неврозами сновидения обна­руживаются в более раннем возрасте, чем у контрольной груп­пы детей. Одна из наших пациенток в возрасте 1 года 3 меся­цев после испуга днем от прыгнувшей на нее кошки в состоя­нии сна несколько раз сказала «кыш, кыш, кыш» и сделала движения руками, как ее мать, отгоняя кошку. Обычно же пер­вые сновидения рассказываются детьми с 3-3"/ 2 лет. Наши ис­следования структуры сна при неврозах у детей подтверждают имеющиеся в литературе данные об удлинении латентного пе­риода засыпания, более частых пробуждениях, увеличении длительности легких стадий сна, уменьшении продолжительно­сти глубокого сна и увеличении ПС. В норме в возрасте 10 лет длительность ПС составляет около 30% от общей продолжитель­ности сна. ПС увеличивается от начала ночи к концу, в то вре­мя как у больных неврозами длительность ПС имеет пик в се­редине ночи, а затем уменьшается. Общее время ПС в первую половину ночи у невротиков меньше; особенно показательным является «эффект первой ночи» в лабораторных условиях - все показатели сна почти полностью меняются, а присущие патоло­гические феномены сна (энурез, снохождение и т. д.) почти все­гда, даже в самых тяжелых случаях, исчезают. С этим связана чрезвычайная трудоемкость изучения патологического сна у де­тей и необходимость последовательного многосуточного наблю­дения в процессе адаптации к лабораторным условиям. Инте­ресно, что перед наступлением первого ПС появляются кратко­временные вспышки как бы «пробного» ПС, что объясняется не недостатком «запускающего» механизма, а аффективной неус­тойчивостью {Leygonie et al., 1974). Парадоксальный сон - очень уязвимая стадия, и на ней прежде всего сказываются аффекты

дня. У детей может наблюдаться реципрокность между длитель­ностью ПС и интенсивностью невротических проявлений, в ча­стности интенсивностью невротических страхов (Leygonie et al., 1974). Таким образом, расстройства сна при неврозах весьма об­ширны и резко выражены.

Клинические наблюдения показывают, что многие формы патологического сна могут возникнуть после острой или хрони­ческой психической травмы. При описании отдельных форм па­тологического сна мы приведем случаи психогенно обусловлен­ного ночного энуреза и ночных рвот, бессонницы и кошмарных сновидений и др- Однако наш опыт убеждает, что не менее су­щественна и обратная связь невроза и расстройств сна, что не только психогенная реакция ведет к срыву нормального тече­ния биоритма, но, возможно, наоборот, патологический сон ве­дет к невротическому реагированию днем. Интересным и нео­жиданным фактом явилось большое число нарушений сна у родителей, совпадающих с типом нарушенного сна у ребенка. Н. А. Крышовой (1946) было указано на наследование некоторых особенностей сна, что может послужить еще одним доказатель­ством в пользу первичной биологической основы нарушений сна у невротиков. В этом же плане может быть рассмотрена и боль­шая частота нарушений становления биоритма сон - бодрство­вание в раннем детстве до 3-6 месяцев (67%), выражающихся или в очень беспокойном сне с безутешным беспричинным кри­ком, или инверсией сна и бодрствования, когда дети хорошо спят днем, а ночью не спят и тихо играют, или в исключительно вы­раженной сонливости, когда трудно разбудить ребенка для кор­мления (подробно рассмотрение этих вопросов представлено в разделах об инверсии сна и детской бессоннице).

Данные литературы и собственные наблюдения позволяют с небольшим преувеличением сказать, что невроз не бывает без расстройств сна, а иногда эти расстройства - единственное проявление невроза.

Таким образом, связь невротического реагирования и нару­шений сна очень сложна, и, возможно, продуктивным окажется подход, при котором некоторые психопатологические проявле­ния днем будут рассматриваться как часть общего срыва био­ритма. Интимные нейрофизиологические механизмы сна и бодрст­вования, которые, по современным представлениям, принимают непосредственное участие в эмоциональных реакциях, при за­держке созревания сна в онтогенезе могут быть биологической основой невротического реагирования.

С.Н. Мосолов указывает, что такие депрессии с преобладанием апатоанергической симптоматики в последние годы встречаются среди других депрессий очень часто и нередко оказываются торпидными к фармакотерапии. Предполагается, что их учащение связано с лекарственным патоморфозом депрессий.
Автор выделяет два варианта апатической депрессии: 1) анергическую депрессию, для которой характерно снижение эмоционального реагирования на происходящие события, жизненного тонуса, безразличие; 2) абулическую депрессию, при которой доминирует психическая инертность (больные жалуются на леность, «жизнь по инерции»).
Параллельно с апатоанергическими симптомами в клинике обязательно присутствует угнетенность, тревожность. Суицидальные тенденции редки. Преобладают чувство жалости к себе и безразличие к ребенку. Соматовегетативные симптомы выражены слабо.
Как и при меланхолической депрессии, может наблюдаться заторможенность моторики и мышления, односложность, лаконичность ответов. Больные подолгу залеживаются в постели, мало следят за собой, становятся неряшливыми. После выхода из депрессивного состояния отмечают, что душевно им было тяжело, они страдали. Несомненно, такое состояние не есть истинная эмоциональная опустошенность, присущая больным шизофренией при нарастании апатоабулического дефекта. Обратимость, курабельность таких депрессий свидетельствует о том, что и по структуре, и по прогнозу это иные состояния.


Деперсонализационная (анестетическая) депрессия. Клинике, анализу и оценке этого варианта депрессии посвящена обширная литература. Ю.А. Нуллер с коллегами, а также H.JI. Ильина ставят вопрос о выделении этого синдрома в особую клиническую форму в группе аффективных психозов.
Состояние характеризуется ощущением собственной измененности, неузнаваемости окружающего мира, мучительным чувством отсутствия эмоций отчужденности.
Происходит как бы инверсия депрессии в страдание от отсутствия чувственной окраски восприятия внешнего и внутреннего мира.
Первичной в такой депрессии, вероятно, следует считать деперсонализацию. Больные с невротическим уровнем депрессий понимают, что окружающий мир остается прежним - меняется их восприятие мира и себя, и это вызывает страдание.
Поэтому правильно такую депрессию называть деперсонализационной. Психомоторная заторможенность при этой форме депрессии если и бывает выражена, то незначительно. Угнетенному настроению могут сопутствовать тревога, суицидальные мысли и попытки.
Больные переживают нарушение связи с окружающим. Мир блекнет, краски, звуки, запахи становятся менее яркими. Все кажется серым, безжизненным, часто нереальным, видится как бы сквозь прозрачную перегородку.
Иногда пациентки жалуются на «пленку перед глазами», но тут же подчеркивают, что все детали они видят хорошо. Замедляется течение времени, временами возникает чувство, будто время остановилось.
Одновременно появляется чувство собственной измененности, эмоциональной неполноценности, отсутствия сопереживания с окружающими людьми («Сердце окаменело»; «Не могу любить, как прежде» - то, что в литературе называется скорбным, или болезненным, бесчувствием (anaestesia dolorosa psychica).
Утрачивается способность не только любить, сопереживать - больные испытывают мучительную агедонию (неспособность получать удовольствие от жизни), безразличие к еде (пища становится, «как трава»), у них отсутствует чувство голода, сна, физической боли, полового удовлетворения.
Соотношение составляющих такой депрессии бывает разным, и все перечисленные ее компоненты не всегда представлены в полной мере.
Следует подчеркнуть, что явление деперсонализации в виде скорбного бесчувствия в неразвернутом виде присутствует в структуре почти всех форм послеродовых депрессий, как психотических, так и непсихотических.
В первую очередь это относится к чувству, которое испытывают матери к новорожденным. При легких депрессиях женщины заявляют, что вместо любви к ребенку они чувствуют только жалость или любопытство («Люблю умом, понимаю, что он мой»).

Периодически каждый человек может заметить, что деятельность мозга осуществляется не в полной мере. Подобное нарушение выражается в трудности выполнения движений (брадикинезия) и в запоминании информации, заторможенности реакции и расстройствах мышления (брадипсихия).

Следует сказать, что в большинстве ситуаций эти сбои — временное явление и их можно объяснить естественными факторами: усталостью либо нервной истощенностью. Однако, бывают случаи, когда несуразность движений, заторможенность мышления и психической сферы — патологический процесс, причины которого необходимо своевременно выявить и выбрать надлежащую терапию.

Особенности брадипсихии

Патологическая заторможенность мышления носит название брадипсихия. Данное явление не имеет параллелей с апатией или инертностью мышления, а предполагает психические и патофизиологические расстройства.

Брадипсихия рассматривается, как некая неврологическая симптоматика, которая в большинстве случаев формируется у людей в пожилом возрасте. Но иногда с заторможенностью в мыслительных процессах сталкиваются и люди в молодом возрасте, а также дети.

Бедность и недостаточность психических процессов является симптомом множества психологических либо физиологических патологических процессов, проявляющихся в качестве понижения быстроты реакции, медленной речи, замедленности мышления и двигательной активности. В тяжелых ситуациях индивид не способен реагировать на происходящее и находится продолжительное время в апатичном состоянии либо ступоре. Выделяются следующие разновидности заторможенности:

  • комплексная;
  • идеаторная;
  • моторная.

Мыслительный процесс может нарушиться в любом возрасте

Заторможенность также бывает речевая и мыслительная, имеющая психологические факторы. Слабые и непроизвольные движения способна вызвать моторная заторможенность. Появляются проблемы с памятью, провалы. Во многих случаях подобные состояния спровоцированы неврологическим заболеванием, постоянной усталостью, либо психологическими патологическими процессами.

Медлительность движений и эмоциональная заторможенность – патологический процесс, обнаружить причины которого способны лишь специалисты. Они же рекомендуют надлежащую терапию.

Сопутствующие расстройства

Брадипсихия — результат поражения центральной нервной системы, несущей ответственность за мозговую деятельность. Зависимо от элемента поражения развиваются разные типы расстройств. К ним относятся:

Провоцирующие факторы и заболевания

Патофизиология очень сложна и полностью не исследована. Известно лишь, что мышление, поведение, эмоциональная составляющая и прочие функции человеческого мозга сопряжены с деятельностью лимбической системы. В каждодневной практике выделяются только состояния – болезни, во время которых наблюдается брадипсихия и сопутствующие ей отклонения:

Кратковременный эффект заторможенности появляется после недосыпания, из-за измотанности организма, либо же в результате применения наркотиков и алкоголя, угнетающих мышление и движение. Причины возможно поделить на те, которые блокируют деятельность мозга и те, которые снижают возможности для ее осуществления.

Естественно, при таком обилии провоцирующих болезней лечение также может быть разным.

Как это выглядит?

Образ «заторможенного» пациента подпадает под типичную характеристику меланхолика: слабость, медлительность, растянутость речи, каждое слово произносится с усилием.

Может сложиться чувство, что мыслительный процесс забирает большое количество сил и энергии у человека, который не успевает среагировать на информацию либо же совсем погружается в .

Помимо понижения скорости речи и мыслительных процессов наблюдают приглушенность сказанных слов – очень тихий и спокойный голос, иногда нарушающий тишину. В движении и мимике видна слабость, осанка зачастую слишком расслаблена.

У человека появляется желание все время найти опору либо лечь.

Не всегда наблюдаются все симптомы. Довольно лишь одного, чтобы порекомендовать человеку обратиться за медицинской помощью к специалистам.

Диагностические критерии и методы

Люди с расстройствами темпа речи, включая брадилалию, нуждаются в комплексной медицинской и психолого-педагогической диагностике, проводимой профильным специалистом. В процессе обследования следует подробно изучить анамнез больного, который касается ранее перенесенных болезней и поражений головного мозга, а также присутствия сбоев в темпе речи у родни.

В определенных ситуациях, чтобы выяснить недуга, необходимо провести инструментальные исследования, среди которых:

Исследование устной речи подразумевает оценку структуры органов артикуляции и состояния моторики, экспрессивной речи (произношения звуков, слогов, слов, темпо-ритмическую сторону, голосовые особенности и пр.). Диагностика письменной речи подразумевает исполнение заданий на списывание текста и письмо под диктовку, чтение. Помимо диагностического обследования функции речи, проводят изучение общего состояния, ручной моторики, сенсорных функций, интеллекта.

Во время постановки диагноза необходимо дифференцировать данное заболевание от и .

Что предлагает современная медицина?

Чтобы осуществить надлежащую терапию болезни необходимо предварительно проконсультироваться со специалистом. Он порекомендует эффективное лечение, а также предупредит о наличии противопоказаний к применению определенных методик терапии или какого-либо лекарственного препарата.

Чаще иных используются следующие методы терапевтического и превентивного воздействия:

Если эмоциональная и умственная заторможенность вызвана , то требуется отмена любых препаратов. В большинстве случае реакции восстанавливаются со временем.

Подводя итоги

Прогноз относительно благоприятен при раннем начале коррекции и наличии психологических причин расстройств двигательной активности и речевой моторики. Однако, после восстановления навыков следует продолжительное время наблюдаться у врачей, постоянно самостоятельно контролировать свои движения и ход мыслей.

В качестве профилактических мер следует предупредить поражения центральной нервной системы, избегать , вовремя выявлять .

Патологическая заторможенность мышления предполагает различные психические и патофизиологические расстройства. Данное явление следует квалифицировать, как симптоматику, в большей части ситуаций формирующуюся у пожилых людей. Но в определенных случаях подобная проблема способна проявиться в детском возрасте и у молодых людей.

При обнаружении заторможенности мыслительных процессов следует без промедления обращаться за рекомендациями к врачам. Вероятно, что подобное состояние результат опасных сбоев в работе ЦНС и нуждается в осуществлении специальной коррекции.