Игры упражнения для глаз. Зарядка для глаз для детей

18-02-2014, 07:17

Описание

Представленные в этой главе игры способствуют восстановлению центральной фиксации.

Мне кажется, что знакомство с этим приемом лучше всего начать с краткого описания механизма зрительного восприятия. Мы знаем, что все лучи от воспринимаемого объекта фокусируются на задней поверхности глазного яблока, именуемой ретиной или сетчаткой.

Имея сложнейшее строение из восьми слоев, тончайшая ткань ретины уменьшается в центре до одного слоя, образуя впадину - центральную ямку. Она находится внутри небольшого возвышения - желтого пятна или макулы. Это и есть место максимальной чувствительности, или точка наиболее зоркого зрения, которое отвечает за четкость изображения.

Парадоксы центральной фиксации

Таким образом, центральная фиксация - это способность глаз наиболее четко видеть то, на что мы смотрим прямо, а не то, что вокруг. Почему же на самом деле мы видим все объекты либо одинаково отчетливо, либо одинаково расплывчато?

Чтобы понять это, нужно вспомнить, что главный закон зрения - движение, точнее перемещение нервных клеток сетчатки со скоростью 100 и более раз в секунду. Легкое мгновенное сканирование затрудняется из-за перенапряжения глаз и психики, которое возникает вследствие чрезмерной эксплуатации глаз без отдыха либо при любых негативных эмоциях. При этом нарушается аккомодационная способность глаз фокусировать лучи через хрусталик прямо на центральную часть сетчатки. В результате человек замечает, что он лучше видит, когда прищуривается или как-то иначе напрягает глаза - изображает китайца или смотрит исподлобья и даже искоса. В дальнейшем он использует эти приемы уже сознательно, а потом по привычке, что вызывает образование так называемой эксцентрической фиксации.

Это противоестественно для глаз и приводит к различным аномалиям рефракции, в частности к астигматизму и к еще большему напряжению зрительного механизма. Глаза лишаются расслабленного состояния и возможности непроизвольной вибрации на уровне нервной ткани сетчатки.

Почему утрачивается центральная фиксация

По мнению У. Г. Бейтса, главной причиной потери центральной фиксации является психическое и физическое перенапряжение. Поскольку все аномальные состояния глаз сопровождаются перегрузкой психики, абсолютно каждому нужно ее восстанавливать. Ведь когда мозг находится в напряжении, глаза в большей или меньшей степени слепнут и в первую очередь слабеет зрительный центр. «При восстановлении центральной фиксации зрение становится безупречным, а глаза обретают идеальное состояние покоя и могут использоваться неопределенно долгое время без их утомления», - пишет доктор Бейтс.

Второй важной причиной утраты способности к центральной фиксации является ношение очков. Особенное значение имеет неправильный подбор расстояния между центрами линз. Если центр линзы не соответствует нашему зрительному центру, то происходит образование ложной макулы на боковой, нижней или верхней области центральной ямки сетчатки. Точно определить расстояние между зрительными центрами врачу довольно сложно. Если к тому же при изготовлении очков линзы отцентрируют неверно, то человек, надевая очки, будет чувствовать головокружение, тошноту, боль и резь в глазах.

В конце концов человек привыкает, неприятные ощущения от новых очков исчезают, но происходит это, к сожалению, за счет выработки ложного зрительного центра на боковых частях сетчатки.

В итоге, если снять очки, окружающие объекты либо размываются, либо раздваиваются. Иногда возникают сразу несколько изображений. Это происходит при частой смене очков разной формы, а также при покупке их без рецепта врача. И снова приходится щуриться, скашивать глаза, изображать китайца.

Смотри на звезды искоса

Для чего же нужны нам боковые участки сетчатки? Оказывается, ночью или вечером, когда освещение минимально, мы лучше воспринимаем объект боковыми частями ретины. Этот факт еще в позапрошлом веке подметили астрономы, обнаружившие, что если смотреть прямо на созвездие, то видны только самые яркие звезды, зато периферическое зрение позволяет различить звезды гораздо меньшей величины.

Поэтому, если вам нужно найти тропинку в темном лесу, лучше смотреть не прямо под ноги, а несколько в сторону, скосив глаза. Тогда уголками глаз можно уловить то, что недоступно прямому взгляду.

Таким образом, нам нужно активизировать как центральное, так и периферическое зрение. Для этого есть несколько способов.

Косвенные способы восстановления центральной фиксации

Первую группу способов восстановления центральной фиксации можно назвать их помощью борются с главной причиной нарушения центральной фиксации - перенапряжением. Здесь пригодятся все способы снятия психического и физического напряжения, но особенно хороши всевозможные перемещения и покачивания, которые приводят к микровибрации нервов сетчатки со скоростью 70-120 раз в секунду.

К косвенным способам активизации глаз можно отнести ношение «пиратских повязок», использование дырчатых очков и «письмо носом» (великолепный прием, который будет подробно описан далее).

ИГРЫ с мячом

Вторую группу приемов я назвала игровыми способами восстановления центральной фиксации. Прежде всего, это всевозможные игры с мячом. Можно играть в теннис, волейбол, бадминтон, футбол - чем чаще перемещается мяч, тем подвижнее наше внимание, а значит, и наш взгляд.

Особое место занимает бильярд. Еще в 1804 году наш соотечественник, адъюнкт- профессор кафедры анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии, доктор медицины и химии Федор Гильтебрантд так писал об этом в своей книге «О сохранении зрения»: «Из всех игр, в коих обыкновенно проводят зимние вечера, для занимающихся весь день трудною для глаз работою бильярд как превосходное средство для поправления утомленных глаз большого заслуживает одобрения».?

Как видим, сведущему человеку оказалось несложно представить, что происходит с глазами, когда все внимание сосредоточивается на кончике кия, а потом устремляется вслед за разлетающимися в разные стороны шарами.

Игра «жонглер»

Не менее ощутимую пользу утомленным глазам приносит жонглирование. Ему не нужно обучаться в цирковом училище, достаточно взять в руки небольшой круглый предмет, будь то теннисный мяч, яблоко или апельсин, и начать подбрасывать его и ловить, перекидывая из руки в руку. Для того чтобы легко ловить мяч, а не бегать за ним по комнате, крайне важно встать в правильную позу: ноги на ширине плеч, колени слегка расслаблены, руки на поясе, плечи опущены вниз, голова слегка приподнята (рис. 13). Следить нужно только за движением подбрасываемого предмета.

Помимо великолепной координации вы приобретете острый, быстрый взгляд и отличное зрение. Конечно, значительно больший эффект даст подбрасывание двух или трех мячей, что и составляет смысл жонглирования. Кроме того, жонглирование поможет активизировать деятельность правого полушария, позволит развить творческие способности, даст возможность лучше учиться и быстрее решать возникающие на вашем пути проблемы.

Более подробно о жонглировании рассказано в замечательной книге, которая называется «Научитесь учиться или жонглировать». Ее авторы М. Д. Гелб и Т. Бьюзен считают жонглирование одним из самых необычных способов самосовершенствования, обучения, развития уверенности и познания.

Если встать с мячом в руках напротив заходящего солнца, а затем подбрасывать и ловить мяч, выполняя при этом ритмичные повороты корпуса, можно совместить в одном простом упражнении три приема релаксации: восстановление центральной фиксации, соляризацию и большие повороты. Если после этого присесть и прикрыть ладошками глаза, поместив их в домик, мы используем еще и такой чудесный прием, как пальминг!

Игра «домино»

Конечно, я не предлагаю вам и вашим деткам «забивать козла», есть более полезные способы использования домино. Костяшки идеальны для тренировки глаз благодаря маленьким точкам на контрастном фоне. Каким бы плохим ни было зрение, чаще всего человек способен легко увидеть черные точки на белом фоне или белые - на черном.

Самый простой способ игры: нужно быстро бросать взгляд на одну или несколько костяшек и, закрыв глаза, вспоминать, сколько на них было точек. Интереснее играть вдвоем или втроем: кто быстрее и вернее назовет количество точек - тот и победитель.

Если играть не с кем, можно выложить все костяшки в плоскую коробочку, закрепить их на ней в несколько рядов и, расположив конструкцию перед собой на удобном для глаз расстоянии, с максимальной быстротой назвать число точек в верхних половинках всех костяшек первого ряда. Затем подсчитайте то же число для нижнего ряда, бокового ряда и т. д. (рис. 14).

Это упражнение способствует разрушению привычки вглядываться, побуждает глаза к быстрым перемещениям, усиливает внимательность. К тому же это простое занятие активно стимулирует и прекрасно тренирует нашу память.

Дело в том, что глаза получают двойную тренировку: они совершают мгновенное перемещение не только в момент запоминания расположения точек на костяшках домино, но и в то время, когда мы вспоминаем увиденную картину, чтобы произвести сложение. В итоге происходит внешнее и внутреннее сканирование точек домино.

Кроме того, мы тренируем оба полушария нашего мозга. Известно, что правое полушарие воспринимает любое изображение в виде образа, а левое стремится найти смысл увиденного. Правое полушарие не может подсчитать, сколько точек на костяшках, и оно мгновенно отправляет запрос в левое, которое должно сложить числа и выдать быстрый ответ. В результате активизируются связи между полушариями и происходит своего рода гимнастика мозга.

Игра «Выделяем слово, слог, букву»

Эта игра представляет собой непосредственный способ восстановления центральной фиксации. Ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Посмотрите на строку в книге, зафиксируйте взгляд на одном слове в центре строки, закройте глаза и представьте, что вы видите это слово четче и ярче, чем остальные слова в строке. Откройте глаза. Посмотрите вновь на это слово. Затем закройте глаза, снова ярко и отчетливо представьте выбранное слово. Продолжайте работать со строчкой не менее 5 минут, добиваясь, чтобы выделенное слово казалось более ярким и отчетливым по сравнению с остальными словами в строке. Для усиления эффекта можно представить, что ваш нос продолжает кисточка. Представьте, что вы опускаете ее в черную краску и крупно пишете выбранное слово. Открыв глаза, вы наверняка более отчетливо увидите его в центре строки.

Второй этап

Добившись выделения слова, нужно усложнить задачу. Для этого выделите один слог в центре слова и повторите описанные выше действия, пока не добьетесь успеха, то есть не увидите слог более отчетливо, чем остальные. Это намного сложнее, так как соседние буквы слова будут мешать, лезть в глаза. Крайне важно проявить терпение и настойчивость. Спустя время, пусть и немалое, вам удастся зафиксировать взгляд на нескольких буквах в центре слова. Только после этого можно переходить к следующему этапу

Третий этап

Как вы уже догадались, нужно выделить одну букву в центре слова и путем описанных выше действий добиться того, чтобы она казалась более яркой и отчетливой, чем остальные. Можно добиться результата только при высокой концентрации внимания и четкой фиксации взгляда.

Четвертый этап

Нужно умудриться сконцетрировать внимание так, чтобы увидеть более отчетливо сначала верхнюю часть буквы, а затем нижнюю. Задача не из легких. Зато, если вам удастся решить ее, можете поздравить себя с тем, что вы или ваш ребенок избавились от астигматизма и восстановили центральную фиксацию.

Это упражнение хорошо тем, что его можно выполнять в любом месте и в любое время, лишь бы была под рукой книга или любой напечатанный текст с подходящим размером шрифта. Замечательно и то, что есть возможность тренироваться сколь угодно долго, хоть всю оставшуюся жизнь, просто уменьшая размер шрифта и меняя расстояние от глаз до текста. При этом дальнозоркие будут уменьшать это расстояние, а близорукие - увеличивать.

Дальнозорким читателям я советую сначала выделять верхние или нижние части крупных букв, а затем перейти к более мелким строчкам. Близоруким людям тоже полезно работать подобным образом, располагая текст в зоне нечеткого видения и обращая внимание сначала только на то, какой рисунок образуют на белом фоне верхние или нижние участки крупных букв. В результате вы не только увидите более четко нужные части букв, но и сможете гораздо легче прочитать строчки в проверочной таблице.

Игра «рисуем края букв»

Важно научиться обращать внимание не на текст, а на пробелы между строками.

Все основания букв состоят из точек, штрихов и дуг. Чтобы убедиться в этом, выберите строку и нарисуйте карандашом под каждой буквой точку, штрих или дугу в зависимости от того, из чего состоит основание буквы. Затем вновь прочитайте строку. Наверняка вы увидите все буквы четче.

Закройте глаза, сделайте плавные повороты головой, равномерно вдыхая и выдыхая. Выполните упражнение для следующей строки, затем быстро ее прочитайте.

Игра «лабиринт»

Работа с таблицей № 1 заключается в том, что нужно добраться по изображенному на ней большому лабиринту от пункта А до пункта Б. При этом на каждой точке нужно на 2 секунды фиксировать взгляд и при этом быстро моргать. Не торопитесь: важна не скорость, а правильность выполнения упражнения. Не расстраивайтесь, если будете периодически сбиваться с маршрута и оказываться в исходном пункте. Можно помогать себе с помощью пальца или карандаша. Главное - не забывайте фиксировать взгляд на каждой точке и моргать.

Для получения наилучшего результата таблицу лучше расположить в зоне нечеткого видения, чтобы линии лабиринта были слегка расплывчаты. После прохождения маршрута охватите взглядом весь лабиринт, и вы наверняка увидите его более четко. Секрет прост - фиксация на отдельных линиях и точках всегда помогает лучше увидеть крупный рисунок, который они образуют. Кроме того, многократная остановка взгляда на точках активизировала вашу макулу, а моргания помогли снять напряжение от зрительной работы.

В следующий раз идите по обратному пути - от пункта Б в пункт А. Затем можете повернуть таблицу на 90° или «вверх ногами», чтобы разнообразить выполнение упражнения. Кроме того, повороты лабиринта лишат возможности запомнить его.

Отодвигайте лабиринт на максимальное расстояние или предельно приближайте, всегда сравнивая первоначальное и конечное восприятие таблицы. Добившись четкого видения большого лабиринта, переходите к аналогичной работе с точно таким же, но уменьшенным в несколько раз рисунком, изображенным на той же таблице № 1.

Проход по маленькому лабиринту потребует значительно больше усилий от вас и ваших глаз, зато если вы освоите это упражнение, то сможете поздравить себя - дальнозоркость вам больше не грозит. Ведь если вы видите точки и полоски на рисунке, то прочитаете и текст, который, по сути, состоит из точек и полосок того же размера.

Если вы не способны прочесть без очков текст после успешного прохождения маленького лабиринта - значит вы недостаточно расслаблены и еще не научились смотреть на текст без напряжения, как на рисунок. В этом случае нужно просто поверить своим глазам и убедить себя в том, что они могут читать текст так же легко, как различать маленький лабиринт в таблице.

Итак, помните: неспособность прочесть мелкий шрифт - всего лишь признак вашего психического или физического перенапряжения.

Игра «сводим мордочки»

Для работы с таблицей № 2, называемой таблицей слияния, вам нужно вначале посмотреть на верхний ряд лиц, расположив его напротив глаз. Затем надо слегка опустить таблицу и посмотреть на любую точку вдали строго напротив глаз. Потом, продолжая фиксировать взгляд на дальней точке, быстро поднимите таблицу и посмотрите сквозь нее вдаль. В это время два лица в верхнем ряду таблицы в идеале должны слиться в одно лицо. Можно смотреть не вдаль, а на кончик носа или кончик карандаша, расположенный между вами и таблицей.

Если лица верхнего ряда не сливаются в одно лицо, значит, вы делаете упражнения неправильно или у вас серьезные проблемы с одним из глаз. Чаще всего мои ученики видят вместо одного лица три, что весьма удивляет их. Для меня это свидетельство наличия астигматизма. В этом случае я советую сконцентрировать внимание только на одном лице, расположенном в центре. Обведите его контур, глаза, брови, рот. Представьте, что два крайних лица не существуют. Когда лица в верхнем ряду сольются, работайте со вторым рядом, чтобы достичь той же цели - слияния всех лиц в одно.

Для усиления эффекта начните со временем сочетать работу с таблицей № 2 с «качанием насоса», которое будет описано ниже, в главе «Новые визуальные навыки».

Четыре приема снятия напряжения

Подведем итоги. Снятие психического и физического напряжения с помощью четырех приемов, разработанных У. Г. Бейтсом, - основная часть программы восстановления зрения. Это красная нить, которая должна проходить через все ваши занятия!

Упражнения, примочки, ванночки, массаж важны и необходимы, но без овладения приемами расслабления они вряд ли позволят добиться устойчивого положительного результата в работе по улучшению здоровья глаз. Поэтому не жалейте времени на выполнение пальминга, соляризации, всевозможных поворотов и перемещений, а также на работу по восстановлению центральной фиксации. Помните о важности этих приемов и обязательно включайте их в дневной график, особенно по мере возрастания напряжения и зрительного утомления.

С утра и перед сном покачайтесь, выполните пальцевые повороты и пальминг. Обязательно прибегайте к пальмингу при первых признаках усталости глаз во время зрительной работы.

При каждом удобном случае (на улице, на остановке, на даче, в парке) проводите соляризацию, заканчивая ее пальмингом, если есть возможность. И не сетуйте на отсутствие солнца или свободного времени! Каждый человек нуждается в нормальном балансе между работой и отдыхом. Чрезмерные нагрузки могут привести к стойкой депрессии, а на ее фоне развиваются многочисленные психологические и соматические заболевания!

Недостаток солнечного света - тоже не беда. В качестве примера приведу историю одной из наших соратниц. Опыт этой женщины интересен тем, что она восстановила зрение после практически полной слепоты.

У Людмилы Михайловны возникло отслоение сетчатки, и вопрос стоял ребром: нужно было или уходить на пенсию по инвалидности, или принимать срочные меры, чтобы вернуться к научной и преподавательской работе. Женщина пришла на курсы и упорно трудилась над собой и своими глазами все лето. В итоге она не просто «вернулась в строй», а в 65 лет защитила докторскую диссертацию и сейчас руководит кафедрой в одном из вузов!

Поняв необходимость соляризации (это важнейший прием при отслоении сетчатки), Людмила Михайловна умудряется делать ее в любое время года и радостно докладывает: «22 ноября 10 минут было солнце, и я им воспользовалась. 10 декабря я поймала солнце на остановке и поиграла с ним».

Конечно, моя коллега не только практикует соляризацию, а выполняет весь комплекс оздоровительных и поддерживающих процедур, несмотря на всю свою занятость. Мне было очень приятно смотреть на Людмилу Михайловну на одной из научных конференций, потому что она единственная читала текст своего доклада без очков.

3-09-2011, 12:47

Описание

Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как взрослым, так и детям. Подобные занятия не только улучшают состояние зрения, но и помогают справиться с утомлением, отвлекают от насущных проблем, позволяют ненадолго расслабиться.

Зажмуривание

Очень крепко зажмуриться на 5-6 секунд, а потом максимально расслабить веки. Повторить упражнение несколько раз, представляя себе, как глаза при напряжении мышц «прячутся» внутрь головы, а затем возвращаются на прежнее место.

Моргание

Нужно моргать в течение 1-1,5 минуты, темп упражнения - максимально быстрый. Можно представлять себе, как веки превращаются в крылья мотылька и трепещут на ветру. В течение первых нескольких занятий возможно появление неприятных ощущений (тяжести, жжения или боли в веках), но это нормально. При частом моргании глазные яблоки как бы отключаются и перестают участвовать в восприятии окружающего мира. Движения век способствуют равномерному распределению слезной жидкости по всей поверхности глазной оболочки, смывают с роговицы микроскопические соринки и дезинфицируют эпидермис.

Вне фокуса

Для выполнения данного упражнения следует поместить перед глазами большие пальцы рук, вытянутые вверх, а затем очень медленно развести их в стороны, одновременно смотря прямо и стараясь удержать исчезающие из вида пальцы в поле зрения. После того как пальцы перестанут быть видимыми, следует снова соединить руки и повторить указанную последовательность действий.

После освоения описанного выше тренинга можно переходить к усложнению тренировок. Соединить большие пальцы рук на уровне глаз, расположив кисти горизонтально. Медленно поднять одну руку вверх, одновременно опуская другую, взгляд при этом должен быть направлен строго вперед. Когда пальцы исчезнут из виду, снова соединить руки и повторить упражнение с самого начала.

Затем выполнить перечисленные выше действия, расположив пальцы по диагонали.

Завершив все этапы упражнения, снова расположить пальцы перед лицом, вытянув их вверх и слегка разведя кисти в стороны. Вращать правым пальцем по часовой стрелке, левым - в противоположном направлении, а затем наоборот. При этом необходимо стараться следить правым глазом за большим пальцем правой руки, а левым - за левой.

Зоркий глаз

Данное упражнение следует выполнять с партнером. Удобно расположиться напротив сидящего человека, пристально рассматривать его в течение нескольких секунд, а затем отвернуться. Смысл данного упражнения - постараться мысленно воспроизвести внешний облик партнера: цвет его глаз и волос, особенности прически, форму лица, цвет и фасон одежды, имеющиеся аксессуары, украшения и т. п. После того как мысленная картинка будет нарисована, необходимо снова повернуться к партнеру, опять рассмотреть его и проанализировать допущенные ошибки. Данное упражнение можно повторять несколько раз. При выполнении указанных действий тренируются не только мышцы, обеспечивающие движения глазных яблок, но и сетчатка, которая становится более чувствительной за счет активизации деятельности глазного нерва.

Перепрыгивания

Перед выполнением данного упражнения необходимо приготовить 2 предмета, расположить один на расстоянии около 15 см от глаз, а другой отодвинуть на 5-6 м. Быстро «переключать» взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно.

Перемещение фокуса

Взять в правую руку небольшой предмет - ручку, брелок удлиненной формы и т.п. Поднести этот объект к глазам, удерживая взгляд на его поверхности, затем медленно отодвинуть, выпрямляя руку. Особенность выполнения данного упражнения заключается в том, что приближение предмета должно сопровождаться вдохом, а отодвигание - выдохом. Все действия следует выполнять в очень медленном темпе. В течение первых нескольких занятий приближение объекта обычно вызывает расфокусирование зрения: очертания предмета раздваиваются. Для того чтобы избежать этого, можно зафиксировать взгляд на какой-либо мелкой детали.

В замедленном темпе

Это очень эффективное и одновременно простое упражнение, тренирующее глазные мышцы. Сначала следует наладить дыхание - оно должно быть максимально глубоким и замедленным. Моргать нужно в очень медленном темпе, представляя себе, как во время каждого движения век легкие наполняются живительным кислородом.

Расплывчатые контуры

Данное упражнение предназначено для избавления от близорукости и дальнозоркости. Перед началом занятия следует выбрать удаленный объект, состоящий из множества деталей (для близоруких) или же недалеко расположенный предмет со сложными очертаниями (для дальнозорких). Например, можно рассматривать дерево, покрытое листьями, стараясь разглядеть каждый листок, или пояс сложного плетения, расположив его перед глазами. При этом изображение, проецируемое на сетчатку, будет нечетким. Упражнение следует выполнять в расслабленном состоянии, стараясь разглядеть очертания каждой детали, но не напрягая глаза. Через некоторое время можно заметить, что контуры предметов постепенно обретают четкость.

Письмо носом

Это очень простое и эффективное упражнение, помогающее укрепить глазные мышцы. Закрыть глаза, представить, что на носу вырос маркер или карандаш. Затем мысленно «написать» любой текст, тщательно выводя каждую букву.

Цветовой дождь

Каждый цветовой оттенок так или иначе влияет на определенные участки центральной нервной системой. Данную особенность можно использовать для мысленной тренировки глазных мышц. Сначала необходимо представить себе цвета солнечного спектра в виде палитры произвольной формы. Можно также «поместить» на эту палитру дополнительные оттенки - коричневый, черный, розовый, серый и т. п. Теперь следует выбрать любимый цвет и мысленно наполнить им небольшую емкость, а затем представить, как глаза погружаются в эту емкость, обновляются и становятся здоровыми.

Путешествие жука

Перед началом выполнения данного упражнения следует закрыть глаза и расслабиться, а затем представить себе красивый цветок, растущий на лесной поляне и мысленно «рассмотреть» его в мельчайших подробностях. Теперь пусть по его стеблю вверх поползет небольшой жук, аккуратно огибая листья. Он может добраться до цветка, исследовать каждый лепесток, выпить нектар, поесть пыльцы и т. п. Затем аналогичным образом необходимо представить себе обратный путь насекомого. Данное упражнение вызывает рефлекторные сокращения глазных мышц без стимуляции сетчатки, что благотворно влияет на остроту зрения.

Мысленный спорт

Представить себе игровое поле. Игра может быть любой - баскетбол, волейбол, теннис (главное, чтобы в ней использовался мяч). Мысленно проследить взглядом за каждым игроком и за мячом. Выполнять упражнение в течение 5-7 минут.

Вращение треугольника и других геометрических фигур

Закрыв глаза, представить себе ровный лист белой бумаги, затем «нарисовать» в центре ярко окрашенный треугольник, лучше всего равнобедренный (цвет выбрать в соответствии с индивидуальными предпочтениями). После этого вообразить, как он поворачивается, «опираясь» на одну из вершин, а затем начинает вращаться вокруг своей оси все быстрее и быстрее, пока не становится блестящим конусом. «Остановив» треугольник, мысленно вписать его в круг соответствующего размера и продолжить тренировку. После того как «мнемотренинг» будет освоен в достаточной степени, можно усложнить задание, изменяя форму фигуры или представляя больше треугольников (квадратов и т. д.). Данное упражнение стимулирует работу глазных мышц, повышает их эластичность и улучшает кровообращение в тканях глазных яблок.

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующие профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей.

Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и направить усилия родителей для развития и укрепления зрения у детей; познакомить их с формами проведения игр и упражнений.

План проведения мастер - класса.

  1. Приветствие.
  2. Сообщение «Это интересно».
  3. Рекомендации офтальмологов.
  4. Игры и упражнения (выставка тренажеров).
  5. Показ и выполнение упражнений вместе с родителями «Гимнастика для

глаз» (комплекс упражнений).

  1. Тестирование.
  2. Презентация на тему «Коррекцинно - педагогическая работа по развитию зрительного

восприятия у детей с нарушением зрения»

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем мастер - классе. Вы знаете, что нашу группу посещают дети с ослабленным зрением. Мы хотим познакомить вас с работой, которую проводим с детьми. Так же будем рады предоставить вам комплексы упражнений, игр и показать, как правильно их использовать. Значение игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

Поэтому, в течение дня, во всех режимных моментах, проводим игры, упражнения, гимнастику для глаз, что способствует укреплению глазных мышц. Предлагаю вам интересную информацию.

2. Сообщение «Это интересно»

Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными работой на компьютере, нарушением санитарных норм освящения, неправильном питанием, а также ухудшением экологической обстановки.

Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку - его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением. Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда рисует или читает, часто спотыкается и роняет предметы, старается ближе сесть к телевизору, постоянно склоняет голову набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки теряет к нему интерес, если глаза его часто слезятся, то это говорит о необходимости посещения офтальмолога.

Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что - нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то -же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик.

Ребенок с нормальным зрением должен справиться с заданием. Есть и еще один эффективный тест, правда он подходит для детей умеющих читать. Малыша нужно подвести к книжному шкафу на то расстояние, с которого хорошее зрение, должен без труда прочесть название каждой указанной книги - сначала одним глазом, потом другим. Также желательно выбрать несколько книг с однотонной обложкой и попросить назвать цвет - это необходимо для того, чтобы убедиться, что он различает цвета, то есть не страдает дальтонизмом.

И еще один нюанс. Даже если очередное посещение окулиста показало, что глазки ребенка здоровы, это не дает гарантии, что так будет всегда. Детский организм очень хрупок, он нуждается в поддержке, поэтому на очередной консультации можно обговорить с офтальмологом прием витаминов для глаз, например на основе черники. Такие препараты укрепляют зрительную систему и помогают сохранить зрение острым.

Важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.

Родители сейчас увлечены ранним образованием детей и слишком рано приобщают ребёнка к чтению, но им обязательно нужно иметь в виду, что если у ребёнка к семи годам плохо развита аккомодация, а они уже начинают читать - грозит близорукость.

Просмотр телепередач и игра в компьютерные игры стали всё более привычным проведением досуга у детей всех возрастов. Но по медицинским рекомендациям дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров.

В комнате обязательно должно быть слабое освещение - нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Смотря на экран, голову нужно держать прямо, а не сбоку.

При просмотре кинофильма пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы пристально смотреть на какую-нибудь отдельную часть. Во время затянувшихся сцен или в перерыве между фильмами мягко прикройте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы и подкрепить нервы сетчатки. Необходимо родителям самим соблюдать эти правила и приучать своих детей.

Если ребёнку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а всё время носить их. Дошкольникам назначаются очки в основном для постоянного ношения.

Что же касается компьютеров, то до трёх лет общение с ним надо исключить. С трёх до семи лет можно проводить не более 15 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см.

К развитию близорукости приводят:

1. Плохая освещённость рабочего места, особенно при искусственном освещении.

2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей.

3. Неправильная посадка детей во время чтения и письма - важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать и писать, наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лёжа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.

4. Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, чередовании учёбы и отдыха.

Родители делятся своим опытом воспитания детей. Рассказывают о том, что они также обеспокоены тем, что у многих детей выявляются проблемы со зрением. Они поддерживают нашу работу и хотят помочь своим детям. Предлагаю им игры и упражнения, способствующие коррекции зрения.

4. Игры и упражнения

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач - общение с детьми и развитие их зрения. Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет. Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать. А так же предлагаю поиграть.

Игры. «Прищепки»

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно - двигательную координацию.

«Пуговицы»

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно - моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

«Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Фигурные таблицы»

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка - в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге - точку, в квадрате - диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

«Где, чей домик?»

Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

«Корректор»

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» - обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

«Считалка»

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание.

Упражнения.

v Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд по диагонали влево - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо - вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево - вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

* Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

* Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находится на уровне глаз на расстоянии 25 см.

* Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 - 5 секунд, затем открыть глаза на 3 - 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

5. Консультация на тему « Гимнастика для глаз»

Организм ребенка очень восприимчив всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

Очень важно обучить, ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.

Взрослые должны учитывать следующее:

С 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

При рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

Комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.

Улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

Снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.

1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;

2.Поморгать глазами-20 раз;

3.Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз-

Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером:

1.Каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут.

2.Закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты.

Гимнастика для усталых глаз:

1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Простейший отдых для глаз - это их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.

В нашей группе приобретены и изготовлены тренажеры для коррекции зрения. Сейчас я предлагаю вам, ознакомится с ними и попробовать выполнить несколько упражнений. Эти тренажеры способствуют укреплению глазных мышц, снятию напряжения с глаз. Используем гимнастику,выполненную в презентации.

Родители делятся впечатлением от упражнений на тренажерах.

В заключении, я предлагаю вам пройти тестирование и узнать о состоянии вашего зрения.

6. Тест на близорукость или дальнозоркость

Посмотрите на эту картинку каждым глазом по очереди. Если символы кажутся Вам более четкими на красном фоне, то существует большая вероятность наличия близорукости. А если на зеленом, то можно предположить наличие у вас дальнозоркости.

Тест на астигматизм

Тест на астигматизм

Для выполнения теста отойдите на 2-4 шага от монитора, закройте один глаз и посмотрите на рисунок (затем проделайте тест для другого глаза). Если Вам кажется, что некоторые из линий более темные, чем другие, или, наоборот, более расплывчатые, Вам необходима консультация офтальмолога.

Тест Амслера

Этот тест позволяет выявить одно из глазных заболеваний - патологию центральной части сетчатки ("желтого пятна").

Рисунок должен находится примерно 30-ти см от Ваших глаз. Закройте один глаз рукой, а вторым несколько секунд смотрите на черную точку в центре. Затем повторите то же для второго глаза. Если все линии сетки ровные и нет ни искривлений, ни серых пятен, то Ваша центральная область сетчатки в норме.

А еще мне, уважаемые родители, хочется дать вам такие советы:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

* Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

* Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

* Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

* И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

* Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Спасибо за участие в мероприятии!

Спешилова Наталья Викторовна
Учитель- дефектолог МБДОУ «Детский сад №1»
Воецкова Галина Алексеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
г. Лысьва Пермский край

Очень давно доказано, что специальные упражнения приводят к улучшению зрения, позволяющие исправить многие виды аномалий рефлексии, устранить многие проблемы, возникающие со зрением без вмешательства медицины.
Метод У.Бейтса.
Упражнения американского врача-офтальмолога У. Бейтса обращены, главным образом, к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефлексии – близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. Он предлагает очень много упражнений на расслабление, на снятие напряжения не только с глаз, но и со всего организма. Метод Бейтса способствует улучшению зрения за счет улучшения интерпретации изображения на сетчатке.
Последователи У. Бейтса:
Патриция Брегг, предлагает систему, опирающуюся на три принципа:
- укрепление и стимуляция глаз водными процедурами (горячими и холодными),
- специальные упражнения глубокого дыхания для улучшения кровообращения глаз,
- упражнения для расслабления глаз (сюда входят отдых и снижение нервных напряжений).

М. Корбетт (англ. врач) – предлагает интересную методику тренировки и восстановления зрения. М. Корбетт считает, что тренировка мышц, окружающих глазное яблоко, очень важна для восстановления зрения. Эти упражнения влияют на изменение фокусного расстояния к сетчатке, приближают его, достигая того же эффекта, что дают очки.
Приведем 2 принципа расслабления глаз по М. Корбетт:
Пальминг
Исходное положение: выпрямите пальцы одной руки и положите ладонь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно, соответственно, располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Можно положить на колени подушку, а на подушку уже локти. Если вам необходимо наклониться вперед, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человека. Постарайтесь найти приемлемое для вас их положение. При пальминге солнечные пятнышки и точечки исчезнут.
Применять это упражнение нужно потому, что оно дает глазам отдых. Отдых расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки глаз. При этом происходит расслабление и тех напряженных мышц, что оттягивают глаза в ту или иную сторону, нарушая их соосность. Это придает им силу и здоровье, способствуя во многих случаях восстановлению зрения плохо видящих глаз.
Не пытайтесь «осознать» (прочувствовать) глаза. Во время выполнения всех этих упражнений не следует обращать внимания на глаза как на физические, материальные органы, поскольку они практически не поддаются волевому управлению и даже более неуправляемы, чем сердце, тоже неуправляемый волей орган. Если вы будете сидеть, заглядывая мысленно внутрь своих глаз, то вы разрушите цель своих занятий. Некоторые люди утверждают, что они видят во время пальминга ярко окрашенные или бесцветные пятнышки, точечки и блестки. Вместо того, чтобы думать о них, попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное - свадебное путешествие, красивые пейзажи, интересные случаи, произошедшие с вами и принесшие вам радость, или события, описанные в какой-нибудь увлекательной книге или интересном кинофильме. Когда вы отнимете руки от глаз, мир должен показаться вам ярче.
На вопрос о том, сколько времени и когда надо делать пальминг, ответ будет таков понемногу, но часто. Даже прикрыв глаза ладонями на секунд десять, вы вновь вернете им в ходе загруженного дня чувство расслабления. Вы захотите, чтобы глаза запомнили это чувство, испытанное ими во время пальминга. Поступая так, вы способствуете тому, что ощущение расслабления станет вашей привычкой на всю оставшуюся жизнь.
Повороты
Первый закон зрения - это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Здесь приведен ряд упражнений психического и физического характера, цель которых - разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда.
Оригинальные методики профилактики и исправления самых распространенных дефектов зрения – близорукости и дальнозоркости предлагают профессор Г.Г.Демирчоглян, академик Утехин.
Народные целители И.Афросин и Валентина Травинка также предлагают тренировать свое зрение день за днем, осваивая одно упражнение за другим исцеляясь только упорным трудом!
В своей коррекционно-педагогической работе мы огромную роль отводим упражнениям и играм для глаз, рекомендуем их использование воспитателям на всех занятиях с детьми, учитывая особенности дошкольного возраста, индивидуальный и дифференцированный подход состояния зрения.
Учитывая особенности детского возраста, желание детей играть, эффективность усвоения нового в игре, разработали гимнастики для глаз, как на основе литературного материала (стихи, потешки, поговорки), так и личные разработки.
Гимнастики, упражнения для глаз:

Буратино потянулся, Взор вверх
Руки в стороны развел, Взор влево – вправо
Раз нагнулся, Взор вниз – вдаль
Два нагнулся, Вверх – вдаль
Повернулся и пошел. Круговые движения глазами

Большие ноги шли по дороге: Широко раскрыть глаза
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки Зажмурились в ритме
Бежали по дорожке Стихотворения
Топ-топ-топ! Моргание быстрое в ритме
Топ-топ-топ! стихотворения

«Радуга – дуга»
Ой, ты радуга – дуга! Взор вверх
Под тобой лежат луга, Взор вниз
В небе ты повисла, вверх
Словно коромысло.
Я красивую такую Взгляд влево – вправо, влево –
В полминуты нарисую Вправо.

«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом глядит вперед,
Глаза закроет, отдохнет.
Шея ненапряженна, а расслабленна.
Вот Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех.
Снова глазки закрывает,
И, качаясь, отдыхает!

Упражнения для тренировки наружных мышц
«Поиграем глазками»
Вспомним приятное событие, любимую ситуацию, проиграем ее
мысленно.
- Глазки двигаем вверх - вниз, влево - вправо – несколько раз. Теперь зажмурили глазки, потом освободили и сняли напряжение. Хорошо. Теперь взгляд пошел в правый верхний угол, в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз можно повторить с воображаемым квадратом, посмотреть в углы. Зажмурились, сняли напряжение, помигали, считаем, когда мигаем до 10.

Теперь представим себе большой круг (обруч, мяч, колесо, бублик и т.д.). Обводим его глазками сначала по часовой стрелке, затем против 7-10 раз в одну и другую сторону. Зажмурились – расслабились и мигаем (10 раз).

Мысленно повернуть круг «в профиль», и опять наши глаза побежали по кругу: вперед – вверх – назад – вниз и в обратную сторону: назад – вверх – вперед – вниз. И снова снимаем напряжение: зажмурились – расслабились и помигаем (10 раз).

Крест. Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево – вправо – вверх – вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад – восток – север – юг.

Змейка. Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую.
Воспитатели, выбирая или подбирая игры для глаз к занятиям, должны учитывать, что упражнения и гимнастики можно условно разделить на несколько видов:
- восстановление и развитие глазных, зрительных функций,
- тренировка глазных мышц, насыщение их кислородом,
- расслабление, отдых глаз.
Например, для развития окклюзии, можно использовать игры с меткой на стене (переключение взора), с линией горизонта, с подвешенными игрушками и т.д. (фиксация взора на вершине пламени свечи и др.).
Для кровообращения и насыщения глаз мышц кислородом можно использовать упражнения и игры с морганием (разный темп, поза, литературный материал), гримасками, вращением глаз и их движениями в разных направлениях, зажмуриванием.
Воспитатели должны себе четко представлять, какие игры и упражнения они будут включать в занятия или между частями, и с какой целью. Если с целью отдыха и расслабления, то можно использовать «минутки тишины» под спокойную музыку, пальминг, мысленные игры, расслабляющий массаж бровей, растирание лба, расслабление всего тела с дыхательными упражнениями. Все игры день ото дня способствуют восстановлению бинокулярного зрения и помогают дать отдых глазам и передохнуть от перегрузок. Воспитатели должны помнить об этом и включать гимнастику для глаз в течение всего дня.

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Врач-офтальмолог

Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.