1. Что же такое анализаторы? Из каких звеньев он состоит? 2. Кто впервые ввел этот термин? Чем отличается понятие анализатор от понятия орган чувств? 3. Какой анализатор наиболее значим для человека и почему? Каково его строение? 4. Какое место в этой цепи занимают глаза? Объясните слова Уильяма Блейка: «Посредством глаза, а не глазом Смотреть на мир умеет разум…» Ответьте на вопросы:
Ее глаза - как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза - как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок. Полувосторг, полу испуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. Н.Заболоцкий. Ф. Рокотов «Портрет Струйской»
Сегодня на уроке нам предстоит: Рассмотреть строение глаза как оптической системы и выявить связь строения с функцией глаз. Определить причины и виды нарушений зрения. Узнать правила гигиены зрения, т.к. это необходимо для сохранения здоровья наших глаз.
Если слезная жидкость не будет выделяться, то: Клетки сетчатки погибнут? Погибнут клетки роговицы глаза? Хрусталик изменит кривизну? Зрачок сузится? На каждом веке 80 ресниц. Сколько всего ресниц у человека? ежедневно: человек моргает раз наши слезные железы производят 3 наперстка слез Знаете ли вы…
Закройте левый глаз, поместите рисунок на расстояние 20 см от правого глаза и посмотрите на зелёный кружок, изображённый слева. Медленно приближайте рисунок к глазу, непременно наступит момент, когда красный кружок исчезнет. Чем объяснить это явление? «Обнаружение слепого пятна».
Обнаружить сужение и расширение зрачка. Посмотрите в глаза своему соседу по парте и отметьте величину зрачка. Закройте глаза и заслоните их ладонью. Сосчитайте до 60 и откройте глаза. Наблюдайте за изменением величины зрачков. Чем объяснить это явление?
Вопросы к классу: Какой орган глаза называют живой линзой? На какой оболочке фокусируются лучи? Что происходит в рецепторах сетчатки? Как передаются нервные импульсы? Куда передаются нервные импульсы? Верно ли утверждение, что глаз смотрит, а мозг видит? Как видят младенцы? О каких нарушениях зрения говорилось в видеофрагменте?
При врожденной близорукости глазное яблоко имеет удлиненную форму. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных далеко от глаз, возникает не на сетчатке, а как бы впереди нее. Приобретенная близорукость развивается из-за увеличения кривизны хрусталика, которое может возникнуть при неправильном обмене веществ или нарушении гигиены зрения. Близорукие люди видят удаленные предметы расплывчатыми. Очки с двояковогнутыми линзами помогают тому, чтобы отчетливые изображения предметов возникали точно на сетчатке. Нарушения зрения. Наиболее часто встречающиеся нарушения зрения это близорукость и дальнозоркость. Наличие этих нарушений устанавливает врач при измерении остроты зрения с помощью специальных таблиц. Близорукость бывает врожденной и приобретенной.
Приобретенная дальнозоркость возникает вследствие уменьшения выпуклости хрусталика и наиболее характерна для людей пожилого возраста. Дальнозоркие люди видят близкие предметы расплывчатыми, не могут читать текст. Очки с двояковыпуклыми линзами помогают возникновению изображения близкого объекта точно на сетчатке. Нарушения зрения. Дальнозоркость также бывает врожденной и приобретенной. При врожденной дальнозоркости глазное яблоко укороченное. Поэтому четкое изображение предметов, расположенных близко к глазам, возникает как бы позади сетчатки.
Повторение: Тест 1. Кто ввел понятие об анализаторах? 1.И.П.Павлов. 2.И.М.Сеченов. 3.Н.И.Пирогов. 4.И.И.Мечников. **Тест 2. Какие части различают в анализаторах? 1. Орган чувств. 2. Рецепторы (периферическое звено). 3. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится к центральному звену. 4. Центры в коре головного мозга, обрабатывающие информацию. 5. Нервные пути (проводниковое звено), по которым возбуждение проводится от центрального звена. Тест 3. Где располагаются высшие отделы зрительного анализатора? 1. В височных долях. 2. В лобных долях. 3. В теменных долях. 4. В затылочных долях.
Повторение: Тест 4. Сколько пар мышц отвечают за движение глаза? 1. Одна пара. 2. Две пары. 3. Три пары. 4. Четыре пары. Тест 5. Как называется передняя прозрачная часть внешней оболочки глаза? 1.Склера. 2.Радужка. 3.Роговица. 4.Конъюнктива. Тест 6. Как называется средняя оболочка глаза и ее передняя часть, в центре которой есть зрачок? 1.Сосудистая. 2.Склера. 3.Роговица. 4.Сетчатка.
**Тест 7. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной близорукости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Тест 8. Какое глазное яблоко при врожденной дальнозоркости? 1.Укороченное. 2.Удлиненное. Тест 9. Какие изменения в структурах глаза возникают при приобретенной дальнозоркости? 1. Глазное яблоко укорачивается. 2. Глазное яблоко удлиняется. 3. Хрусталик становится более плоским. 4. Хрусталик становится более выпуклым. Повторение:
Тест 10. Где расположен слой черных пигментных клеток? 1. На внешней поверхности сетчатки. 2. На внутренней поверхности сосудистой оболочки. 3. На внутренней поверхности белочной оболочки, склеры. 4. На внутренней поверхности радужки. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 14?
Урок по теме «Зрительный анализатор. Гигиена зрения».
Цели урока : раскрыть строение и значение зрительного анализатора; углубить знания о строении и функциях глаза и его частей, показать взаимосвязь строения и функций, ярко выраженной в этом органе; рассмотреть механизм проектирования изображения на сетчатке глаза и его регуляцию.
Оборудование: таблица «Зрительный анализатор», ПК, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка знаний.
Учащимся предлагается выбрать вопрос, на который они могут дать ответ.
Вопросы на экране.
Какие органы относятся к органам чувств?
С чего начинается анализ внешних событий и внутренних ощущений человеком? (с раздражения рецепторов)
Что называется, анализатором, из чего он состоит
?
(Анализатор = рецептор + чувствительный нейрон + соответствующая зона коры полушарий большого мозга.) – на доске собрать схему.
(Системы состоящие из рецепторов, проводящих путей, и центров в коре головного мозга)
Почему для нормальной работы любого анализатора необходима сохранность всех его частей?
Почему не происходит путаницы информации, получаемой от разных анализаторов? (Каждый из нервных импульсов поступает в соответствующую ему зону коры большого мозга, здесь происходит анализ ощущений, формирование образов, полученных от органов чувств.)
Почему при нарушении деятельности рецепторов человек и животные засыпают?
В чем заключается значение анализаторов? (в восприятии событий вокруг нас, достоверности информации, способствуют выживанию организма в данных условиях).
Изучение новой темы.
Игра.
Выходят 2 желающий, одному завязывают глаза, другой играет роль немого, им предлагают взять в руки любой из предметов, находящийся перед ним (яблоко, или два яблока разного цвета, тюбик с кремом и т.д.). Ученикам предлагается описать предмет, который у них в руках. После делается вывод, кто больше может рассказать о предмете. Что это? Какие органы чувств работают в этом случае? И т.д.
Вывод: можно рассказать о предмете почти все, не видя его. Но вот цвет предмета, его передвижения, изменения, без органа зрения определить нельзя.
Какой анализатор мы будем сегодня изучать?
Дети сами называют ответ. (Зрительный анализатор)
Мы живем с вами среди прекрасных красок, звуков и запахов. Но способность видеть больше всего влияет на наше восприятие мира. На эту особенность обратили внимание еще ученые в Древнем Мире. Так Платон утверждал, что самыми первыми из всех органов боги устроили светоносные глаза. Боги богами, им место в древних мифах, но факт остается фактом: именно благодаря глазам мы с вами получаем 95% информации об окружающем мире, они же, по подсчетам И.М. Сеченова, дают человеку до 1000 ощущений в минуту.
Что значат подобные цифры для человека XXI века, привыкшего оперировать двузначными степенями, и миллиардами? И все же они для нас очень важны.
Я просыпаюсь утром и вижу лица своих родных людей.
Я выхожу утром на улицу и вижу солнце или тучи, желтые одуванчики среди зеленой травы или заснеженные сопки вокруг.
А теперь представьте на минуту, что вся красота окружающего нас мира исчезла. Вернее, это голубое небо, вулканы под белым покрывалом, лица друзей, улыбающиеся весеннему солнцу, существуют, но где-то вне нашего зрения. Мы не можем этого увидеть, или видим только часть...
Вы скажете, слава Богу, это не с нами. Мы просто не представляем свою жизнь в темноте.
Вообще, надо отметить, что человеку, в отличие от многих млекопитающих, повезло. Мы обладаем цветовым зрением, но не воспринимаем ультрафиолетовые волны и поляризованный свет, помогающий ориентироваться в тумане некоторым насекомым.
Как же устроены наши глаза, в чем состоит принцип их работы? Сегодня на уроке мы приоткроем эту тайну.
Глаз – периферическая часть зрительного анализатора. Орган зрения расположен в глазнице (весит 6-8 г.). Он состоит из глазного яблока со зрительным нервом и вспомогательных аппаратов.
Глаз самый подвижный из всех органов человеческого организма. Он совершает постоянные движения, даже в состоянии кажущегося покоя. Движения осуществляются мышцами. Всего их 6, 4 прямые и 2 косые.
Опишите глазами восьмерку, повторите 3 раза, посмотрите в дальний правый угол, медленно переведите взгляд в дальний левый угол, повторите 3 раза.
Коротко строение и работу глаза можно описать так: поток света, содержащий информацию о предмете, попадает на роговицу, затем через переднюю камеру проходит сквозь зрачок, потом сквозь хрусталик и стекловидное тело, проецируется на сетчатку, светочувствительные нервные клетки которой превращают оптическую информацию в электрические импульсы и по зрительному нерву посылают их в мозг. Приняв этот закодированный сигнал, мозг обрабатывает его и превращает в восприятие. Как итог - человек видит предметытакими, какие они есть.
Роговица
склерой (белочная оболочка).
Роговица - прозрачная оболочка, покрывающая переднюю часть глаза. Она имеет сферическую форму и совершенно прозрачна. Лучи света, падающие на глаз, сперва проходят через роговицу, которая сильно преломляет их. Роговица граничит с непрозрачной внешней оболочкой глаза - склерой (белочная оболочка).
Передняя камера глаза и радужная оболочка
После роговой оболочки световой луч проходит через переднюю камеру глаза - пространство между роговицей и радужкой, заполненное бесцветной прозрачной жидкостью. Глубина ее в среднем 3 миллиметра. Задней стенкой передней камеры является радужная оболочка (радужка), которая отвечает за цвет глаз (если цвет голубой - значит, в ней мало пигментных клеток, если карий - много). В центре радужки находится круглое отверстие - зрачок .
[Увеличение внутриглазного давления приводит к глаукоме]
Зрачок
При осмотре глаза зрачок нам кажется черным. Благодаря мышцам в радужной оболочке, зрачок может изменять свою ширину: сужаться на свету и расширяться в темноте. Это как бы диафрагма фотоаппарата , которая автоматически суживается и ограждает глаз от поступления большого количества света при ярком освещении и расширяется при пониженном освещении, помогая глазу улавливать даже слабые световые лучи. (Опыт: посветить фонарем одному из учащихся в глаза. Что при этом происходит)
Хрусталик
После прохождения через зрачок луч света попадает на хрусталик. Его легко себе представить - это чечевицеобразное тело,
напоминающее обычную лупу
. Свет может свободно проходить через хрусталик, но при этом он преломляется так же, как по законам физики преломляется световой луч, проходящий через призму, т. е. отклоняется к основанию. Хрусталик обладает чрезвычайно интересной особенностью: с помощью связок и мышц вокруг он может
изменять свою кривизну
, что в свою очередь изменяет степень преломления. Это свойство хрусталика изменять свою кривизну очень важно для зрительного акта. Благодаря этому мы может четко видеть разноудаленные предметы. Эта способность называется
аккомодацией глаза.
Аккомодация – это способность глаза приспосабливаться к четкому различению предметов, расположенных на разных расстояниях от глаза.
Аккомодация происходит путем изменения кривизны поверхностей хрусталика.
(Опыт с рамкой и марлей или с дыркой в листе бумаги). Нормальный глаз способен точно фокусировать свет от объектов, находящихся на расстоянии от 25 см. до бесконечности. Преломление света происходит при переходе его из одной среды в другую, имеющую иной коэффициент преломления (изучает физика), в частности на границе воздух – роговица и у поверхностей хрусталика. (Стакан с ложкой в воде).
В связи с этим вопрос, как вы считаете почему вредно читать лежа, в транспорте?
(Книгу держат в руках, опора отсутствует, поэтому текст все время меняет положение. Он то приближается к глазам, то удаляется от них, вызывая перенапряжение ресничной мышцы, изменяющей кривизну хрусталика. Кроме того, часть страницы то попадает в тень, то оказывается освещенной слишком ярко, от этого перенапрягаются гладкие мышцы радужной оболочки. Но более всего страдает нервная система, ведь регуляция ширины зрачка и кривизны хрусталика осуществляется средним мозгом. Все это может привести к ухудшению зрения.
За хрусталиком расположено
стекловидное тело 6
, представляющее собой бесцветную студенистую массу. Задняя часть склеры - глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой
)
7
. Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.
Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?
, преломляясь в
оптической системе глаза
, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительные, уменьшенные и обратные изображения рассматриваемых предметов (рис. 95). Попав на окончания зрительного нерва, из которых состоит сетчатка, свет раздражает эти окончания. По нервным волокнам эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляется зрительное ощущение: он видит предметы.
Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является
перевернутым
. Первым, кто это доказал, построив ход лучей в
системе глаза, был И. Кеплер. Чтобы проверить этот вывод, французский ученый Р. Декарт (1596-1650) взял глаз быка и, соскоблив с его задней
непрозрачный слой, поместил в отверстии, проделанном в оконном стекле. И тут же на полупрозрачной стенке глазного дна он увидел перевернутое изображение картины, наблюдавшейся из окна.
Почему же тогда мы видим все предметы такими, как они есть, т. е. неперевернутыми? Дело в том, что процесс зрения непрерывно корректируется мозгом, получающим информацию не только через глаза, но и через другие органы чувств. В свое время английский поэт Уильям Блейк (1757-1827) очень верно подметил:
Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.
В 1896 г. американский психолог Дж. Стреттон поставил на себе эксперимент. Он надел специальные очки, благодаря которым на сетчатке глаза изображения окружающих предметов оказывались не обратными, а прямыми. И что же? Мир в сознании Стреттона перевернулся. Все предметы он стал видеть вверх ногами. Из-за этого произошло рассогласование в работе глаз с другими органами чувств. У ученого появились симптомы морской болезни. В течение трех дней он ощущал тошноту. Однако на четвертые сутки организм стал приходить в норму, а на пятый день Стреттон стал чувствовать себя так же, как и до эксперимента. Мозг ученого освоился с новыми условиями работы, и все предметы он снова стал видеть прямыми. Но, когда он снял очки, все опять перевернулось. Уже через полтора часа зрение восстановилось, и он снова стал видеть нормально.
Любопытно, что подобная приспосабливаемость характерна лишь для человеческого мозга. Когда в одном из экспериментов переворачивающие очки надели обезьяне, то она получила такой психологический удар, что, сделав несколько неверных движений и упав, пришла в состояние, напоминающее кому. У нее стали угасать рефлексы, упало кровяное давление и дыхание стало частым и поверхностным. У человека ничего подобного не наблюдается.
ИЛЛЮЗИИ.
Однако и человеческий мозг не всегда способен справиться с анализом изображения, получающегося на сетчатке глаза. В таких случаях возникают
иллюзии
- наблюдаемый предмет нам кажется не таким, каков он есть на самом деле.
Ошибки (иллюзии) – это искаженные, ошибочные восприятия . Они обнаруживаются в деятельности различных анализаторов. В наибольшей степени известны зрительные иллюзии.
Известно, что далекие предметы представляются маленькими, параллельные рельсы – сходятся к горизонту, а одинаковые дома и деревья кажутся все ниже и ниже и где-то у горизонта сливаются с землей.
Иллюзии связанные с явлением контраста. Белые фигуры на черном поле кажутся светлее. В безлунную ночь звезды выглядят ярче.
Иллюзии используются в повседневной жизни. Так платье с продольными полосами «суживает» фигуру, платье с поперечным полосами «расширяет». Комната оклеенная синими обоями кажется более просторной, чем та же комната, оклеенная красными обоями.
Мы рассматриваем лишь некоторые иллюзии. На самом деле их значительно больше.
Опыт с ладонью (показать фото вызывающие иллюзии)
Но если наши восприятия могут быть ошибочными, можно ли утверждать, что мы верно отражаем явления нашего мира?
Иллюзии это не правило, а исключение . Если бы органы чувств давали неверное представление о действительности, живые организмы были бы уничтожены естественным отбором. В норме все анализаторы работают согласованно и проверяют друг друга в практике. Практика опровергает ошибку.
Стекловидное тело
После хрусталика свет проходит через стекловидное тело , заполняющее всю полость глазного яблока. Стекловидное тело состоит из тонких волокон, между которыми находится бесцветная прозрачная жидкость, обладающая большой вязкостью; эта жидкость напоминает расплавленное стекло. Отсюда и произошло его название - стекловидное тело. Участвует во внутриглазном обмене веществ.
Сетчатка
Сетчатка - внутренняя оболочка глаза – светочувствительный аппарат глаза. Фоторецепторы в сетчатке делятся на два вида: колбочки и палочки . В этих клетках происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т.е. фотохимическая реакция.
Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении (сумеречное и черно-белое зрение), также они отвечают за периферическое зрение .
Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное и цветное зрение ). Наибольшее скопление колбочек находится в желтом пятне (о нем ниже), отвечающем за самую высокую остроту зрения.
(Опыт с цветными карандашами)
Чтобы быстрее :
НОЧЬЮ удобнее ходить с ПАЛОЧКОЙ.
ДНЕМ лаборанты работают с КОЛБОЧКАМИ.
Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.
[Сетчатка повреждается при сахарном диабете, артериальной гипертензии и других заболеваниях]
Желтое пятно
Желтое пятно является крошечной, желтоватой областью возле центральной ямки (центра сетчатки) и находится рядом с оптической осью глаза. Это область наибольшей остроты зрения, тот самый «центр зрения», который мы обычно наводим на предмет.
Обратите внимание на желтое и слепое пятно .
Зрительный нерв и мозг
Зрительный нерв проходит от каждого глаза в полость черепа. Здесь зрительные волокна проделывают длинный и сложный путь (с перекрестами ) и в конечном итоге заканчиваются в затылочной части коры головного мозга. Эта область является высшим зрительным центром , в котором и воссоздается зрительный образ, точно соответствующий рассматриваемому предмету.
Слепое пятно
Место выхода из глаза зрительного нерва называется слепым пятном . Здесь нет ни палочек, ни колбочек, поэтому человек не видит этим местом. Почему же мы не замечаем отсутствующего куска картинки? Ответ прост. Мы смотрим двумя глазами, поэтому информацию для области слепого пятна мозг получает от второго глаза. Мозг в любом случае “достраивает” картинку так, что мы не видим дефектов.
Слепое пятно глаза открыто французским физиком Эдмом Мариоттом в 1668 г. (помните школьный закон Бойля-Мариотта для идеального газа?) Он использовал свое открытие для оригинальной забавы придворных короля Людовика XIV . Мариотт помещал двух зрителей друг напротив друга и просил их рассматривать одним глазом некоторую точку сбоку, тогда каждому казалось, что у его визави нет головы. Голова попадала в сектор слепого пятна смотрящего глаза.
Попробуйте найти у себя “слепое пятно” и вы.
Закройте левый глаз и посмотрите на букву “О” на расстоянии 30-50 см . Буква “Х” исчезнет.
Закройте правый глаз и посмотрите на “Х”. Исчезнет буква “О”.
Приближая глаза к монитору и отдаляя его, вы сможете наблюдать исчезновение и появление соответствующей буквы, проекция которой попадет на область слепого пятна.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ваши глаза немного утомились. Крепко зажмурьте газа и посчитайте до 5, затем откройте их и посчитайте до 5 снова. Повторите 5-6 раз. Это упражнение снимает усталость, укрепляет мышцы век, способствуют улучшению кровообращения и расслаблению мышц глаз.
Ну вот, наши глаза отдохнули, и мы переходим к следующему этапу урока.
Дефекты зрения.
У человека, как и у других позвоночных зрение обеспечивается двумя глазами. Глаз как биологическое оптическое устройство проецирует изображение на сетчатке, там предварительно обрабатывает его и передаёт в мозг, который окончательно интерпретирует содержание зрительного образа, в соответствии с психологическими установками наблюдателя и его жизненным опытом. Благодаря аккомодации, изображение рассматриваемых предметов получается, как раз на сетчатке глаза. Это выполняется, если глаз нормальный. Глаз называется нормальным, если он в ненапряжённом состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке. Наиболее распространены два недостатка глаза – близорукость и дальнозоркость.
Потеря зрения и дефекты зрения вызывают перестройку всех систем организма, тем самым формируя у человека особое восприятие и мироощущение.
Близорукость – дефект зрения, при котором человек четко видит объекты вблизи, в то время как далекие предметы кажутся размытыми. При близорукости, образ далеко находящегося предмета формируется перед сетчаткой, а не на самой сетчатке. Следовательно, близорукий человек при этом хорошо видит вблизи, но плохо видит объекты вдали.
Изображение фокусируется перед сетчаткой
Близоруким называется такой глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит внутри глаза. Близорукость может быть обусловлена большим удалением сетчатки от хрусталика по сравнению с нормальным глазом.
Если предмет расположен на расстоянии 25 см от близорукого глаза, то изображение предмета получится не на сетчатке, а ближе к хрусталику, впереди сетчатки. Чтобы изображение оказалось на сетчатке, нужно приблизить предмет к глазу. Поэтому у близорукого глаза расстояние наилучшего видения меньше 25 см.
Коррекция близорукости
Этот дефект может быть исправлен с помощью вогнутых контактных линз или очков. Вогнутая линза соответствующей мощности или фокусному расстоянию и в состоянии перенести образ объекта обратно на сетчатку глаза.
Дальнозоркость – это общее название для дефектов зрения, при которых человек видит вблизи предметы расплывчато, с затуманенным зрением, а удаленные объекты видятся хорошо. В этом случае изображение также, как и при близорукости формируется за сетчаткой.
Изображение фокусируется за сетчаткой
Дальнозорким называется глаз, у которого фокус при спокойном состоянии глазной мышцы лежит за сетчаткой. Дальнозоркость может быть обусловлена тем, что сетчатка расположена ближе к хрусталику по сравнению с нормальным глазом. Изображение предмета получается за сетчаткой такого глаза. Если предмет удалить от глаза, то изображение попадает на сетчатку.
Коррекция дальнозоркости
Этот недостаток может быть исправлен с помощью выпуклых контактных линз или очков соответствующих фокусным расстояниям.
Итак, для исправления близорукости применяют очки с вогнутыми, рассеивающими линзами. Если, например, человек носит очки, оптическая сила которых равна -0,5 дптр или -2 дптр, -3,5 дптр, то значит он близорукий.
В очках для дальнозорких глаз используют выпуклые, собирающие линзы. Такие очки могут иметь, например, оптическую силу +0,5 дптр, +3 дптр, +4,25 дптр.
Люди и животные имеют высокоразвитые органы чувств. Для того, чтобы полученная информация хорошо передавалась и обрабатывалась, необходим совершенный аппарат нервов. Во многих случаях техника заимствует определенные принципы действия нервной системы. Поэтому для создания точных инструментов и аппаратов приходит на помощь природа.
Вывод: соблюдение гигиены зрения – важнейший фактор сохранения функций глаза и необходимое условие поддержания нормального состояния центральной нервной системы.
Закрепление изученного материала.
1. Тест для самопроверки
1. Структура, относящаяся к вспомогательной системе глаза:
А. Роговица
Б. Веко
В. Хрусталик
Г. Радужка
2. Структура, относящаяся к оптической системе глаза:
А. Роговица
Б. Сосудистая оболочка
В. Сетчатка
Г. Белочная оболочка
3. Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей:
А. Хрусталик
Б. Зрачок
В. Радужка
Г. Стекловидное тело
4. Функция сетчатки:
А. Преломление лучей света
Б. Питание глаза
В. Восприятие света, преобразование его в нервные импульсы
Г. Защита глаз
5. Цвет глазам придает:
А. Склера
Б. Хрусталик
В. Радужная оболочка
Г. Сетчатка
6. Прозрачная передняя часть белочной оболочки:
А. Желтое пятно
Б. Радужка
В. Сетчатка
Г. Роговица
7. Место выхода зрительного нерва:
А. Белое пятно
Б. желтое пятно
В. Темная область
Г. Слепое пятно
8. Поступающую внутрь глаза силу света регулирует:
А. Веко
Б. Сетчатка
В. Хрусталик
Г. Зрачок
9. Особое вещество пурпурного цвета, содержащийся в палочках, называется:
А. Родопсин
Б. Опсин
В. Йодопсин
Г. Ретинен
10. Укажите правильную последовательность прохождения света от роговицы до сетчатки:
А. Роговица, стекловидное тело, хрусталик, сетчатка
Б. Роговица, стекловидное тело, зрачок, хрусталик, сетчатка
В. Роговица, зрачок, хрусталик, стекловидное тело, сетчатка
Г. Роговица, зрачок, хрусталик, сетчатка
Задание на дом :
§ 49, 50.
Заполнить таблицу «Строение и функции органа зрения».
У большинства людей понятие «зрение» ассоциируется с глазами. На самом деле глаза – это только часть сложного органа, именуемого в медицине зрительный анализатор. Глаза являются лишь проводником информации извне к нервным окончаниям. А сама способность видеть, различать цвета, размеры, формы, расстояние и движение обеспечивается именно зрительным анализатором – системой сложной структуры, которая включает несколько отделов, взаимосвязанных между собой.
Знание анатомии зрительного анализатора человека позволяет правильно диагностировать различные заболевания, определять их причину, выбирать правильную тактику лечения, проводить сложные хирургические операции. У каждого из отделов зрительного анализатора есть свои функции, но между собой они тесно взаимосвязаны. Если хоть какая-то из функций органа зрения нарушается, это неизменно сказывается на качестве восприятия действительности. Восстановить его можно, только зная, где скрыта проблема. Вот почему так важно знание и понимание физиологии глаза человека.
Строение зрительного анализатора сложное, но именно благодаря этому мы можем воспринимать окружающий мир настолько ярко и полно. Состоит он из таких частей:
Работу зрительного анализатора по своей сути можно сравнить с системой телевидения: антенной, проводами и телевизором
Основные функции зрительного анализатора – это восприятие, проведение и обработка зрительной информации. Анализатор глаза не работает в первую очередь без глазного яблока – это и есть его периферическая часть, на которую приходятся основные зрительные функции.
Схема строения непосредственного глазного яблока включает 10 элементов:
Периферия собирает максимум зрительной информации, которая затем через проводниковый отдел зрительного анализатора передается к клеткам коры головного мозга для дальнейшей обработки.
Вот так схематично выглядит строение глазного яблока в разрезе
Глаз человека подвижен, что позволяет улавливать большое количество информации со всех направлений и быстро реагировать на раздражители. Подвижность обеспечивается мышцами, охватывающими глазное яблоко. Всего их три пары:
Этого достаточно, чтобы человек мог смотреть в самых разных направлениях, не поворачивая головы, и быстро реагировать на зрительные раздражители. Движение мышц обеспечивается глазодвигательными нервами.
Также к вспомогательным элементам зрительного аппарата относятся:
Веки и ресницы выполняют защитную функцию, образуя физическую преграду для проникновения инородных тел и веществ, воздействия слишком яркого света. Веки представляют собой эластичные пластины из соединительной ткани, покрытые снаружи кожей, а изнутри – конъюнктивой. Конъюнктива – это слизистая оболочка, выстилающая сам глаз и веко изнутри. Ее функция тоже защитная, но обеспечивается она за счет выработки специального секрета, увлажняющего глазное яблоко и образующая невидимую естественную пленку.
Зрительная система человека устроена сложно, но вполне логично, каждый элемент несет определенную функцию и тесно связан с другими
Слезный аппарат – это слезные железы, от которых по протокам слезная жидкость выводится в конъюнктивальный мешок. Железы парные, расположены они в уголках глаз. Также во внутреннем уголке глаза находится слезное озерцо, куда стекает слеза после того, как омыла наружную часть глазного яблока. Оттуда слезная жидкость переходит в слезно-носовой проток и стекает в нижние отделы носовых проходов.
Это естественный и постоянный процесс, никак не ощущаемый человеком. Но когда слезной жидкости вырабатывается слишком много, слезно-носовой проток не в состоянии ее принять и переместить всю одновременно. Жидкость переливается через край слезного озерца – образуются слезы. Если же, наоборот, по каким-то причинам слезной жидкости вырабатывается слишком мало или же она не может продвигаться через слезные протоки по причине их закупорки, возникает сухость глаза. Человек ощущает сильный дискомфорт, боль и резь в глазах.
Чтобы понять, как же работает зрительный анализатор, стоит представить себе телевизор и антенну. Антенна – это глазное яблоко. Оно реагирует на раздражитель, воспринимает его, преобразует в электрическую волну и передает к головному мозгу. Осуществляется это посредством проводникового отдела зрительного анализатора, состоящего из нервных волокон. Их можно сравнить с телевизионным кабелем. Корковый отдел – это телевизор, он обрабатывает волну и расшифровывает ее. В результате получается привычная для нашего восприятия зрительная картинка.
Зрение человека – это намного сложнее и больше, чем просто глаза. Это сложный многоступенчатый процесс, осуществляемый, благодаря слаженной работе группы различных органов и элементов
Подробнее стоит рассмотреть проводниковый отдел. Он состоит из перекрещенных нервных окончаний, то есть информация от правого глаза идет к левому полушарию, а от левого – к правому. Почему именно так? Все просто и логично. Дело в том, что для оптимальной расшифровки сигнала от глазного яблока к корковому отделу его путь должен быть максимально коротким. Участок в правом полушарии мозга, ответственный за расшифровку сигнала, расположен ближе к левому глазу, чем к правому. И наоборот. Вот почему сигналы передаются по перекрещенным путям.
Перекрещенные нервы далее образуют так называемый зрительный тракт. Здесь информация от разных частей глаза передается для расшифровки к разным частям головного мозга, чтобы сформировалась четкая зрительная картинка. Мозг уже может определить яркость, степень освещенности, цветовую гамму.
Что происходит дальше? Уже почти окончательно обработанный зрительный сигнал поступает в корковый отдел, осталось только извлечь из него информацию. В этом и заключаются основные функции зрительного анализатора. Здесь осуществляются:
Итак, благодаря слаженной работе всех отделов и элементов зрительного анализатора, человек способен не только видеть, но и понимать увиденное. Те 90% информации, которую мы получаем из окружающего мира через глаза, поступает к нам именно таким многоступенчатым путем.
Возрастные особенности зрительного анализатора неодинаковы: у новорожденного он еще не сформирован до конца, младенцы не могут фокусировать взгляд, быстро реагировать на раздражители, в полной мере обрабатывать полученную информацию, чтобы воспринимать цвет, размер, форму, удаленность предметов.
Новорожденные дети воспринимают мир в перевернутом виде и в черно-белом цвете, так как формирование зрительного анализатора у них еще полностью не завершено
К 1 году зрение ребенка становится почти таким же острым, как у взрослого человека, что можно проверить по специальным таблицам. Но полное завершение формирования зрительного анализатора наступает только к 10–11 годам. До 60 лет в среднем, при условии соблюдения гигиены органов зрения и профилактики патологий, зрительный аппарат работает исправно. Затем начинается ослабление функций, что обусловлено естественным износом мышечных волокон, сосудов и нервных окончаний.
Получать трехмерное изображение мы можем, благодаря тому, что у нас есть два глаза. Выше уже говорилось о том, что правый глаз передает волну к левому полушарию, а левый наоборот, к правому. Далее обе волны соединяются, направляются к нужным отделам для расшифровки. При этом каждый глаз видит свою «картинку», и только при правильном сопоставлении они дают четкое и яркое изображение. Если же на каком-то из этапов происходит сбой, происходит нарушение бинокулярного зрения. Человек видит сразу две картинки, причем они различные.
Сбой на любом этапе передачи и обработки информации в зрительном анализаторе приводит к различным нарушениям зрения
Зрительный анализатор не напрасно сравнивают с телевизором. Изображение предметов, после того как они пройдут преломление на сетчатке, поступает к головному мозгу в перевернутом виде. И только в соответствующих отделах преобразуется в более удобную для восприятия человека форму, то есть возвращается «с головы на ноги».
Есть версия, что новорожденные дети видят именно так – в перевернутом виде. К сожалению, рассказать об этом сами они не могут, а проверить теорию с помощью специальной аппаратуры пока что невозможно. Скорее всего они воспринимают зрительные раздражители так же, как и взрослые люди, но поскольку зрительный анализатор сформирован еще не до конца, полученная информация не обрабатывается и адаптируется полностью для восприятия. Малыш просто не справится с такими объемными нагрузками.
Таким образом, строение глаза сложное, но продуманное и почти совершенное. Сначала свет попадает на периферическую часть глазного яблока, проходит через зрачок к сетчатке, преломляется в хрусталике, затем преобразуется в электрическую волну и проходит по перекрещенным нервным волокнам к коре головного мозга. Здесь происходит расшифровка и оценка полученной информации, а затем ее декодирование в понятную для нашего восприятия зрительную картинку. Это, действительно, схоже с антенной, кабелем и телевизором. Но намного филигранней, логичней и удивительней, ведь это создала сама природа, и под этим сложным процессом на самом деле подразумевается то, что мы называем зрением.
В глазах прекрасных и больших должно быть счастья отраженье»
(Г. Александров)
«Верю! Эти глаза не лгут. Ведь сколько же раз я говорил вам, что
основная ваша ошибка заключается в том, что вы недооцениваете
значения человеческих глаз. Поймите, что язык может скрыть
истину, а глаза - никогда! Вам задают внезапный вопрос, вы даже
не вздрагиваете, в одну секунду вы овладеваете собой и знаете, что
нужно сказать, чтобы укрыть истину, и весьма убедительно
говорите, и ни одна складка на вашем лице не шевельнется, но, увы,
встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в
глаза, и все кончено. Она замечена, а вы пойманы!»
(К-ф "Мастер и Маргарита‘)
«А вот по глазам - тут уж и вблизи и издали не спутаешь. О, глаза
- значительная вещь. Вроде барометра. Все видно - у кого великая
сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в
ребра, а кто сам всякого боится»
(Михаил Афанасьевич Булгаков. Собачье сердце).
«Глаза – зеркало души»
(В. Гюго)
Цель занятия : Познакомиться со строением зрительного анализатора, механизмом его функционирования, возрастными особенностями и гигиеной.
1. ХОД РАБОТЫ
1. Рассмотрите строение зрительного анализатора, найдите его
основные отделы: периферический, проводниковый и корковый (Атлас
2. Ознакомьтесь с вспомогательным аппаратом глаза (верхнее и
нижнее веки, коньюктива, слезный аппарат, двигательный аппарат).
3. Рассмотрите и изучите оболочки глазного яблока; расположе-
ние, строение, значение. Найдите желтое и слепое пятно (Атлас
4. Рассмотрите и изучите строение ядра глазного яблока - оптической системы глаза, пользуясь разборной моделью глаза и таблицей (Атлас, С. 100)
Зарисуйте строение глаза, обозначив все оболочки и элементы оптической системы (Атлас 2, С. 331).
5. Найдите и рассмотрите строение проводникового отделе! (Атлас
1, С. 100, Атлас 2, С. 332-338).
6. Объясните механизм формирования зрительных ощущений.
7. Понятие рефракции, виды рефракций. Зарисуйте схему хода
лучей при различных типах рефракций (Атлас 2, С. 334) – ЛУЧШЕ ЭТУ СХЕМУ ПОМЕСТИТЬ СРАЗУ В МЕТОДИЧКУ
8.Назовите возрастные особенности зрительного анализатора.
9.Гигиена зрительного анализатора.
10.Определить состояние некоторых зрительных функций: остроту зрения, пользуясь таблицей Головина-Сивцева; размеры слепого пятна
2. Теоретический материал
2.1. Понятие о зрительном диализаторе
Зрительный анализатор - это сенсорная системе, включающая периферический отдел с рецепторным аппаратом (глазное яблоко), проводящий отдел (афферентные нейроны, зрительные нервы и зрительные пути), корковый отдел, который представляет совокупность нейронов находящихся в затылочной доле (17,18,19 доля) коры боль-шик полушарий. С помощью зрительного анализатора осуществляется восприятие и анализ зрительных раздражителей, формирование зрительных ощущений, совокупность которых дает зрительный образ предметов. Благодаря зрительному анализатору в головной мозг поступает 90% информации.
2.2. Периферический отдел зрительного ана лизатора
Периферический отдел зрительного анализатора -это орган зрения глаз. Он состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. Глазное яблоко расположено в глазнице черепа. Вспомогательный аппарат глаза включает защитные приспособления (брови, ресницы, веки), слезный аппарат, двигательный аппарат (мышцы глаза).
Веки это полулунные пластинки волокнистой соединительной тка-ни, снаружи они покрыты кожей, а изнутри слизистой оболочкой (коньюнктивой). Конъюнктива покрывает переднюю поверхность глазного яблока, кроме роговицы. Коньюктива ограничивает коньюктивальный мешок, в нем слезная жидкость, омывающая свободную поверхность глаза. Слезный аппарат состоит из слезной железы и слезовыводящих путей.
Слезная железа расположена в верхне-наружной части глазницы. Выводные протоки ее (10-12) открываются в конъюктивальный мешок. Слезная жидкость предохраняет роговицу от высыхания и смывает с нее пылевые частицы. Она оттекает по слезным канальцам в слезный мешок, соединяющийся слезно-носовым протоком с носовой полостью. Двигательный аппарат глаза образован шестью мышцами. Они прикреплены к глазному яблоку, начинаются от сухожильного конца, расположенного вокруг зрительного нерва. Прямые мышцы глаза: латеральная, медиальная верхняя и нижняя - вращают глазное яблоко вокруг фронтальных и сагиттальных осей, поворачивая его во внутрь и наружу, вверх, вниз. Верхняя косая мышца глаза, поворачивая глазное яблоко, обращает зрачок вниз и кнаружи, нижняя косс1Я мышца глаза - вверх и кнаружи.
Глазное яблоко состоит из оболочек и ядра. Оболочки: волокнистая (наружная), сосудистая (средняя), сетчатка (внутренняя).
Волокнистая оболочка спереди образует прозрачную роговицу, которая переходит в белочную оболочку или склеру. Эта наружная оболочка защищает ядро и сохраняет форму глазного яблока. Сосудистая оболочка выстилает изнутри белочную, состоит из трех различных по структуре и функциям частей: собственно сосудистой оболочки, ресничного тела, расположенного на уровне роговицы и радужки (Атлас, стр. 100).
Собственно сосудистая оболочка тонка, богата сосудами, содержит пигментные клетки, придающие ей темно-коричневый цвет.
Ресничное тело, имеющее вид валика, вдается внутрь глазного яблока там, где белочная оболочка переходит в роговицу. Задний край тела переходит в собственно сосудистую оболочку, а от переднего отходит до „70 ресничных отростков, от которых берут начало тонкие волоконца, другим своим концом прикрепляющиеся к капсуле хрусталика по экватору. В основе ресничного тела, кроме сосудов, содержатся гладкие мышечные волокна, составляющие ресничную мышцу.
Радужная оболочка или радужка - .тонкая пластинка, она прик-репляется к ресничному телу. В центре ее - зрачок, просвет его изменяется мышцами, находящимися в радужке.
Сетчатка выстилает сосудистую оболочку изнутри (Атлас, С. 100) она образует переднюю (меньшую) и заднюю (большую) части. Задняя часть состоит из двух слоев: пигментного, срастающего с сосудистой оболочкой и мозгового. В мозговом слое находятся светочувствительные клетки: колбочки (6 млн) и палочки (125 млн) Наибольшее количество колбочек в центральной ямке желтого пятна, расположенного кнаружи от диска (место выхода зрительного нерва). С удалением от желтого пятна количество колбочек уменьшается, а палочек - увеличивается. Колбочки и net л очки - это фоторецепторы зрительного анализатора. Колбочки обеспечивают цветовосп-риятие, палочки - световосприятие. Они контактируют с биполярными клетками, которые в свою очередь контактируют с ганглиозными. Аксоны ганглиозных клеток образуют зрительный нерв (Атлас, С. 101). В диске глазного яблока фоторецепторы отсутствуют это слепое пятно сетчатки.
Ядро глазного яблока - это светопреломляющие среды, образующие оптическую систему глаза: 1) водянистая влага передней камеры (она находится между роговицей и передней поверхностью радужки); 2) водянистая влага задней камеры глаза (она находится между задней поверхностью радужки и хрусталиком); 3) хрусталик; 4)стекловидное тело (Атлас, стр. 100). Хрусталик состоит бесцветного волокнистого вещества, имеет форму двояковыпуклой линзы, обладает эластичностью. Он находится внутри капсулы, прикрепляемой нитевидными связками к ресничному телу. При сокращении ресничных мышц (при рассматривании близких предметов) связки расслабляются и хрусталик становится выпуклым. Это увеличивает его преломляющую способность. При расслаблении ресничных мышц (при рассматривании удаленных предметов) связки натягиваются, капсула сдавливает хрусталик и он уплощается. При этом преломляющая способность его уменьшается. Это явление называется аккомодацией. Стекловидное тело представляет собой бесцветную студенистую прозрачную массу шаровидной формы.
2.3. Проводниковый отдел зрительного анализатора . Проводниковый отдел зрительного анализатора включает биполярные и ганглиозные клетки мозгового слоя сетчатки, зрительные нервы и зрительные пути, образующиеся после перекреста зрительных нервов. У обезьян и человека перекрещивается половина волокон-зрительных нервов. Это обеспечивает бинокулярное зрение. Зрительные пути разделяются на два корешка. Один из ник направляется к верхним буграм четверохолмия среднего мозга, другой - к латеральному коленчатому телу промежуточного мозга. В зрительном бугре и латеральном коленчатом теле происходит передача возбуждения на другой нейрон, отростки (волокна) которого в составе зрительной лучистости направляются к корковому зрительному центру, который находится в затылочной доле коры больших полушарий (17, 18, 19 поля).
2.4. Механизм свето- и цветовосприятия.
Светочувствительные клетки сетчатки (палочки и колбочки) содержат зрительные пигменты: родопсин (в палочках), йодопсин (в колбочках). Под действием световых лучей, проникающих через зрачок и оптическую систему глаза, зрительные пигменты палочек и колбочек разрушаются. Это вызывает возбуждение светочувствительных клеток, которое по проводниковому отделу зрительного анализатора передается в корковый зрительный анализатор. В нем происходит высший анализ зрительных раздражений и формируется зрительное ощущение. Световосприятие связано с функцией палочек. Они обеспечивают сумеречное зрение. Световосприятие связано с функцией колбочек. Согласно трехкомпонентной теории зрения, выдвинутой М.В.Ломоносовым существует три типа колбочек, каждый из которых имеет повышенную чувствительность к электромагнитным волнам определенной длины. Одни колбочки более чувствительны к волнам красной части спектра (длина их 620-760 нм), другой тип -к волнам зеленой части спектра (длина их 525-575 нм), третий тип - к волнам фиолетовой части спектра (длина их 427-397 нм). Это и обеспечивает цветовосприятие. Фоторецепторы зрительного анализатора воспринимают электромагнитные волны длиной от 390 до 760 нм (1 нанометр равен 10-9 м).
Нарушение функции колбочек вызывает потерю правильного цвето-восприятия. Это заболевание называют дальтонизм по имени английского физика Дальтона, который впервые описал это заболевание у себя. Отличают три разновидности цветовой слепоты, каждая из них характеризуется нарушением восприятия одного из трех цветов. Краснослепые (при протанопии) не воспринимают красный цвет, сине-голубые лучи видят как бесцветные. Зеленослепые (при диттера-нопии) не отличают зеленый цвет от темно-красного и голубого. Люди с трианопией не воспринимают лучи синий и фиолетовой части спектра. При полном нарушении цветовосприятия (ахромазия) все цвета воспринимаются как оттенки серого цвета. Дальтонизмом чаще болеют мужчины*(8%), чем женщины (0,5%).
2.& Рефракция
Рефракция - это светопреломляющая способность оптической системы глаза при максимально уплощенном хрусталике. Единицей измерения светопреломляющей силы любой оптической системы является диоптрия (Д). Одна Д равна преломляющей силе линзы с Фокусным расстоянием 1 м. При рассматривании близких предметов преломляющая способность глаза равна 70,5 Д, при рассматривании удаленных - 59 Д.
Проходя через светопреломляющие среды глаза световые лучи преломляются и на сетчатке получается чувствительное, уменьшенное и 1 обратное изображение предметов.
Различают три типа рефракции: соразмерную (эмметропию), близорукую (миопию) и дальнозоркую (гиперметропию).
Соразмерная рефракция имеет место, когда передне-задний диаметр глазного яблока соразмерен главному фокусному расстоянию. Главное фокусное расстояние - это расстояние от центра линзы (роговицы) до точки пересечения лучей, при этом изображение предметов находится на сетчатке глаза (нормальное зрение).
Близорукая рефракция отмечается, когда передне-задний диаметр глазного яблока больше главного фокусного расстояния. Изображение предметов при этом образуется перед сетчаткой глаза. Для коррекции близорукости применяют рассеивающие двояковогнутые линзы, увеличивающие главное фокусное расстояние и переносящее таким образом, изображение на сетчатку глаза.
Дальнозоркая рефракция отмечается, когда передне-задний диаметр глазного яблока меньшее главного фокусного расстояния. Изображение предметов при этом образуется за сетчаткой глаза. Для коррекции дальнозоркости применяют собирающие двояковыпуклые линзы, уменьшающие главное фокусное расстояние и переносящие изображение на сетчатку глаза (Атлас 2, рис. 333).
Аномалией рефракции вместе с близорукостью и дальнозоркостью является астигматизм. Астигматизм - это неодинаковое преломление лучей роговицей глаза вследствие разной ее кривизны по вертикальному и горизонтальному меридианам. При этом фокусирования лучей в одной точке не происходит. Небольшая степень астигматизма характерна для глаз и при нормальном зрении, т.к. поверхность роговицы не является строго сферической. Астигматизм исправляют цилиндрическими стеклами, выравнивающими кривизну роговицы по вертикальному и горизонтальному меридианам.
2.6 Возрастные особенности и гигиена зрительного анализатора .
Форма гладкого яблока у детей более шаровидная, чем,у взрослых, у взрослых диаметр глаза составляет 24 мм, а у новорожденных - 16 мм. В результате такой формы глазного яблока новорожденные дети в 80-94 % случаев обладают дальнозоркой рефракцией. Рост глазного яблока продолжается после рождения и на смену дальнозоркой рефракции приходит соразмерная рефракция к 9 - 12 годам. Склера у детей тоньше и обладает повышенной эластичностью. Роговица у новорожденных детей более толстая и выпуклая. К пяти годам толщина роговицы уменьшается, а радиус кривизны ее не меняется с возрастом. С возрастом роговица становится более плотной и ее преломляющая сила уменьшается. Хрусталик у новорожденных и детей дошкольного возраста более выпуклый и обладает большей эластичностью. С возрастом эластичность хрусталика уменьшатся, поэтому с возрастом меняются аккомодационные возможности глаза. В 10 лет ближайшая точка ясного видения находится на расстоянии 7 см от глаза, в 20 лет - 8,3 см, в 50 лет - 50 см, а 60-70 лет приближается к 80 см. Световая чувствительность значительно возрастает от 4 до 20 лет, а после 30 лет начинает снижаться. Различение цветов круто возрастая к 10 годам, продолжает увеличиваться до 30 лет, а затем медленно снижается к старости.
Глазные болезни и их профилактика. Глазные болезни подразделяют на воспалительные и невоспалительные. К мерам профилактики воспалительных заболеваний относится строгое соблюдение правил личной гигиены: частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков. Существенное значение имеет и питание, степень его сбалансированности по содержанию питательных и особенно витаминов. Воспалительные заболевания возникают при травмировании глаз, поэтому необходимо строгое соблюдение правил в процессе выполнения различных работ. Наиболее частым нарушением зрения является близорукость. Различают врожденную и приобретенную близорукость. Чаще встречается приобретенная близорукость. Ее развитию способствует продолжительное напряжение на орган зрения на близком расстоянии при чтении и письме. Это вызывает увеличение размеров глаза, глазное яблоко начинает выступать вперед, глазная щель расширяться. Это первые признаки близорукости. Появление и развитие близорукости зависит как от общего состояния, так и от влияния внешних факторов: давления на стенки глаза со стороны мышц при длительной работе глаз, приближении предмета к глазу при работе, чрезмерном наклоне головы вызывающим дополнительное давление крови на глазное яблоко, плохое освещение, неправильно подобранная мебель, чтение мелкого шрифта и т.д.
Предупреждение нарушений зрения - одна из задач в воспитании здорового подрастающего поколения. Почти вся профилактическая работа должна быть направлена на создание благоприятных условий для работы органа зрения. Большого внимания заслуживает правильный режим труда и отдыха, хорошее питание, сон, длительное пребывание на свежем воздухе, дозированный труд, создание нормальных гигиенических условий, кроме того необходимо следить за правильной посадкой детей в школе и дома при чтении, и письме, освещением рабочего места, через каждые 40-60 мин необходимо делать отдых глазам на 10-15 мин, для чего нужно рекомендовать детям посмотреть вдаль, чтобы снять напряжение аккомодационной мышцы.
Практическая работа
1, Определить остроту зрения (Гуминский Н.В.. Работа N 522)
2. Определить поле зрения (Гуминский Н.В. Работа Н 54)
3. Определить размеры слепого пятна.
4. Данные записать
5. Провести некоторые опыты со зрением.
Острота зрения. Остроту зрения определяют с помощью таблицы Головина-Сивцева. Она состоит из двух половин: в левой расположены буквы, в правой - кольца с разрывами. Буквы и кольца расположены в случайном порядке по 12 строчек, каждая из которых содержит знаки одинакового размера. При исследовании остроты зрения у детей дошкольного возраста используется специальная таблица с понятными для детей тест-объектами (елочка, самолет, гриб и пр.). Напротив каждой строки слева обозначена величина остроты зрения в условных единицах. Верхняя строка соответствует остроте зрения 0,1. Таблица рассчитана на исследование остроты зрения с расстояния 5 м.
При определении остроты зрения таблица помещается на стороне напротив окна, и на уровне глаз обследуемого. Острота каждого глаза устанавливается отдельно, начиная, с правого. Другой глаз прикрывается листом бумаги или тетрадью. Указкой или тупым концом карандаша на таблице показываются буквы или кольца. Если испытуемый с расстояния 5 м правильно называет знаки верхних 10 строк таблицы, то острота его зрения равна 1,0 и считается нормальной.
Пример. Обследуемый с расстояния 5 м читает без ошибок только 5 верхних строк таблицы Головина-Сивцева. Заключение. Острота зрения равна 0,5.
В случае отсутствия таблицы остроту зрения ориентировочно можно определить с помощью тест-объектов в виде буквы «Ш» различных размеров, которые можно вырезать из черной бумаги или из таблиц Головина. При остроте зрения равной 1,0 самая маленькая из букв различается с расстояния 5 м (Д = 5 м), средняя и большая буквы соответственно - с расстояния 10 м (Д = 10 м) и 25 м (Д = 25 м). Вначале показывается наименьшая из букв и определяется расстояние (d ), с которого она четко различается обоими глазами и каждым в отдельности. Допустимый уровень сокращения расстояния составляет 3 м. Если буква не различается с этого расстояния, то используют буквы больших размеров. Определение остроты зрения производят по формуле: V (visus) =d :Д, где V- острота зрения в относительных единицах; d - расстояние, с которого испытуемый правильно читает букву; Д - расстояние в метрах, с которого буква должна различаться правильно (5, 10 и 25 м).
Пример. Буква «Ш» наименьших размеров правильно читается с расстояния 4 м. Следует определить ориентировочно остроту зрения обследуемого.
Р е ш е н и е. V= d: Д = 4:5 = 0,8.
Заключение. Острота зрения испытуемого равна 0,8.
Слепое пятно. Для его определения необходима небольшая проволочная указка с белым кружком на конце, лист черной бумаги, цветной мелок.
В том месте сетчатки, где находится диск зрительного нерва, нет светочувствительных клеток. Диск зрительного нерва занимает не так уж мало места на сетчатке. В вашем поле зрения есть соответствующая диску овальная зона - это слепое пятно.
Сделайте указку из тонкой проволоки, насадите на ее кончик белый кружок диаметром примерно 3 мм. В центре листа черной бумаги размером не менее 20 - 24 см поставьте белую точку. Прикрепите бумагу к стене. Завяжите один глаз вашему партнеру и усадите его так, чтобы второй глаз оказался точно против фиксационной точки на расстоянии 30-35 см. Пусть он смотрит не подвижно на эту точку. Белым кружком на указке ведите по листу черной бумаги. Сначала испытуемый видит кружок, затем он исчезает. Это место отметьте и ведите указку дальше - кружок снова появится. Это место также отметьте. Повторите процедуру в нескольких направлениях - вы получите овальный контур слепого пятна.
Таким образом, предмет не виден, когда он проецируется на диск зрительного нерва. Измерьте отмеченную область слепого пятна. А теперь подсчитайте размер соответствующей области на расстоянии ста метров от глаза. Можно скрыть целый автомобиль.
Опыты со зрением.
Известны тысячи зрительных иллюзий.
1. Фигуры-перевертыши:
Линии кажутся непараллельными из-за того, что их под углом пересекают другие линии.
а б
3. Ведущий глаз
Знаете ли вы, что один глаз у вас является ведущим?
Возьмите кусок картона, в котором проделано отверстие диаметром примерно 2,5 см. Держите картон на вытянутых руках и через отверстие смотрите на какой-нибудь удаленный предмет. Постепенно приближайте картон к лицу, пока он не коснется вашего носа. Тогда станет ясно, что точно через отверстие смотрел только один глаз, он и является ведущим. Повторив этот опыт, определите, всегда ли ведущим оказывается один и тот же глаз. У некоторых людей глаза равноценны и ведущий глаз выявить нельзя.
4. *Дыра* в ладони
Свернете узкую трубку из газеты и приставьте ее к одному глазу. Рядом с концом трубки перед другим глазом поставьте ладонь, чтобы она заслонила центр поля зрения этого глаза. Тем самым вы выключаете всю периферию поля зрения одного глаза и центр поля зрения другого глаза. Смотрите вдаль прямо перед собой. Образуется довольно странное изображение: его периферия - предметы в комнате и ладонь, а центр - дыра в ладони, сквозь которую видны далекие предметы, - и все это составляет единую картину.
Этот опыт еще раз наглядно демонстрирует, что целостность поля зрения - столь важное условие, что все помехи целостному восприятию устраняются.