Пограничные нервно-психические расстройства у детей. Пограничные нервно-психические заболевания у детей и подростков Построение способов защиты

02.07.2020 Печень

СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ: Консультирование ОТРАСЛЬ: Фармацевтика, медицина ФОРМАТ: Открытый

Последние данные медицинской науки и личный клинический опыт экспертов курса формируют целостный подход к проблеме нервно-психологических заболеваний у детей и подростков.

Для кого

руководителей ЛПУ, заведующих неврологическими отделениями, детских неврологов, педиатров, психиатров, неонатологов и психологов.

ПРОГРАММА

  1. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. История изучения вопроса, определение и самоограничение понятия, факторы риска, этиология: генетические, биохимические, перинатальные и другие концепции; патогенез; клиническая картина и критерии постановки диагноза, подтипы синдрома, лечение: психологические и педагогические программы, медикаментозное, немедикаментозное; прогноз и исходы, трансформация синдрома во взрослом возрасте.
  2. Нарушения сна у детей. Определение сна, классификация стадий сна, сон и двигательная активность, физиологические феномены сна. Нарушения сна у детей: диссомнии, парасомнии, сложные патологические феномены, эволюционные расстройства сна, лечение расстройств сна.
  3. Гипоталамический синдром у детей и подростков. Структура и функция гипоталамуса. Этиология и патогенез гипоталамических нарушений. Основные синдромы поражения гипоталамической области. Синдром вегетативной дистонии. Нейроэндокринные нарушения. Терморегуляционные нарушения. Психовегетативный синдром. Особенности гипоталамических расстройств в детском и подростковом возрасте.
  4. Неэпилептические пароксизмы у детей. Неэпилептические пароксизмы в бодрствовании: startle-cиндромы и гиперэкплексия, синдром Феджермана, синдром Сандифера, shuddering attacks, детские периодические синдромы, аффективно-респираторные приступы; неэпилептические пароксизмы во сне: доброкачественный неонатальный миоклонус сна, зависимые ото сна ритмические расстройства, мастурбация.
  5. Эпилепсия у детей. Эпидемиология эпилепсии, этиология и патогенез, патоморфология, классификация эпилепсии и ее модификации, клиническая картина, особые формы эпилепсии у детей, методы диагностики - нейровизуализация, ЭЭГ, видео ЭЭГ мониторинг, лечение - классификация антиконвульсантов, механизм действия, принципы моно- и политерапии, прогноз.
  6. Расстройства речи у детей. Анатомо-физиологические механизмы речи. Этапы становления речи. Классификация речевых расстройств (клинический, логопедический, педагогический аспект). Нарушения устной речи: задержка речевого развития, дислалия, брадилалия, тахилалия, дизартрия, алалия (сенсорная, моторная), ринолалия. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия. Методы медикаментозной и немедикаментозной коррекции речевых расстройств.
  7. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Особенности подросткового возраста. Условно-патологические и патологические формы нарушений поведения у подростков. Акцентуации характера. Делинквентные нарушения поведения. Особенности суицидального и аутодеструктивного поведения у подростков. Расстройства личности: клинические формы. Способы коррекции и работы с девиантными подростками.
  8. Ранний детский аутизм. Понятие аутизма, отделение аутизма при шизофрении и раннего детского аутизма. Синдром раннего детского аутизма и детская шизофрения, их дифференциальный диагноз. Феноменология раннего детского аутизма. Клинические проявления РДА. Специфическое инобытие при синдроме Каннера. Синдром Аспергера, феноменология синдрома и клинические проявления.
  9. Клинико-психологические методы семейной диагностики. Опросник для родителей "Анализ семейных взаимоотношений" (АСВ). Проективная графическая методика "семейная социограмма". Цветовой "тест отношений". "Семья глазами ребенка".
  10. Психологическая диагностика интеллектуально-мнестических функций. Денверская шкала развития, шкала Гезелла, методика Векслера, тестовая методика "потенциал интеллектуального развития", методика Равена и др.
  11. Личностные методики. Опросники: цветовой тест М. Люшера, рисуночные тесты, методика "полярных профилей", личностные опросники

Удостоверение о повышении квалификации в объеме 32 часов (лицензия № 3053 от 03.07.2017).

Для оформления удостоверения необходимо предоставить:

  • копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании (в случае получения диплома не в РФ просим уточнить необходимость процедуры признания иностранного диплома в РФ по телефону, указанному на сайте)
  • копию документа, подтверждающего изменение фамилии (если менялась).

В пакет участника входит:

  • обучение по программе с выдачей Удостоверения;
  • сборник информационно-справочных материалов;
  • ежедневные обеды и кофе-брейки.

Посмотреть полную программу семинара и зарегистрироваться на него Вы можете на сайте .

Возможно корпоративное обучение (для сотрудников только Вашей компании) или специальные предложения для корпоративных клиентов.

СТОИМОСТЬ: 31000 руб.

Пограничные психические расстройства у детей и подростков

По мере накопления опыта наблюдений и углубления знаний о человеческом организме и психической деятельности врачи, психологи и педагоги всё ближе подходили к заключению, что между психофизической «нормой» и «аномалией развития», а также между «здоровьем» и «болезнью», в том числе - душевным здоровьем и психическим расстройством, нет чётко разделяющих их границ, а существует некая «пограничная полоса», охватывающая широкий диапазон психофизических нарушений.


Ещё Ч. Дарвин, обнаружив в общей совокупности многочисленных видов уродств, факт постепенного их «перехода» в обыкновенные вариации «нормы», пришёл к выводу о невозможности их строгого разграничения. Иначе говоря, если бы не встречались физические либо психические аномалии, то едва ли возник вопрос о том, что такое «норма». С другой стороны, потребность установления критериев отклонений в развитии возникла как необходимость практического определения самой «нормы».
Понятие «нормы» применительно к организму, психике, личности, как и представление о «здоровье», неоднозначно. Под словом «нормальный» нередко подразумевается «обычный», «типичный», «правильный», «идеальный», «наиболее распространённый», т.е. нечто среднестатистическое. Применительно к человеку такая «норма» не может служить исчерпывающим определением, поскольку в реальной действительности она включает не только среднестатистическую величину, но и серию отклонений от неё - варианты «нормы».
Наряду со «статистическими», «идеальными» и «социальными нормами», выделяют ещё «субъективную норму» человека, когда речь идёт об отклонении не от состояний, свойственных всем остальным людям, а от состояния, в котором до того индивид постоянно находился в соответствии со своими прежде сложившимися установками, взглядами, возможностями и жизненными обстоятельствами. /Д. Шульте/.
Одним из определений «нормы» для живых и социальных систем может служить представление о ней как «функциональном оптимуме», т.е. зоне оптимального функционирования системы, охватывающей одновременно более или менее широкие отклонения /«варианты нормы»/ и имеющей определённые резервы, обеспечивающие адекватное приспособление к изменениям к окружающей среды. /Ю.А. Александровский/. Иначе говоря, по мнению автора определения, нормальной живой системой является такая, которая сохраняет свою жизнеспособность и гибкую адаптацию к постоянно изменяющимся условиям среды. Сдвиг за зону оптимального режима работы организма, центральной нервной системы и психической деятельности можно рассматривать уже как явление патологическое, либо «пограничное» между нормой и патологией.
Под «пограничными психическими расстройствами» подразумевают далеко неоднородную по своим проявлениям и механизму происхождения совокупность психических нарушений, которая занимает как бы промежуточное положение между «психической болезнью» /«психозом»/ и «психическим здоровьем». Притом пограничные расстройства рассматривают не в виде «моста» между психической болезнью и психическим здоровьем, а как своеобразную группу неспецифических симптомокомплексов, сходных по степени выраженности своих проявлений и ограничивающихся «невротическим уровнем» («невротическим регистром») психических нарушений (Александровский Ю.А., Ганнушкин П.Б., Гуревич М.О. и др). К группе пограничных расстройств у детей и подростков обычно относят невротические и патохарактерологические реакции, неврозы и патохарактерологические развития, психопатии, неврозоподобные и психопатоподобные состояния, а также пограничные формы интеллектуальной недостаточности и другие, реже встречаемые расстройства.
Под «психозом» или собственно психической болезнью понимают такую степень выраженности расстройств психической деятельности человека, при которой нарушено адекватное восприятие реального мира и поведение, отражающее эти расстройства. В зависимости от причинных факторов психозы могут быть относительно кратковременными, /например, реактивный, т.е. возникший вследствие массивной психической травмы; интоксикационный /в результате отравления/; инфекционный; травматический /в состоянии острой черепно-мозговой травмы/, а также хроническими /шизофрения, маниакально-депрессивный и др./. Грубые по степени выраженности формы слабоумия приравниваются к психозу.
В зарубежной клинической психологии и Международной классификации болезней 10-го пересмотра /МКБ-10, ВОЗ, 1994/ термин «психические болезни» не употребляется, а используется понятие «психические расстройства», объединяющие все виды психических нарушений у человека, включающие и психозы /см. раздел 5-й МКБ «психические и поведенческие расстройства»/.
К критериям «психического здоровья» экспертами ВОЗ отнесены:
-осознание и ощущение непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и психического «Я»;
-чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных ситуациях;
-критичность к себе, своей собственной психической деятельности и её результатам;
-соразмерность психических реакций силе и частоте средовых воздействий социальным обстоятельствам и ситуациям;
-способность к самоуправлению поведением в соответствии с социальными нормами, правилами, законами;
-умение планировать собственную жизнедеятельность и реализовывать намеченное;
-способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций, требований и обстоятельств.
Психическое здоровье, как известно, является составной частью здоровья человека в целом, под которым принято понимать не просто отсутствие какой-либо болезни, а состояние полного физического, психического и социального благополучия /по определению ВОЗ/.Поэтому, как и во всякой иной системе, любой из этих компонентов целостного здоровья находится в тесной взаимосвязи и взаимозависимости с другими его компонентами.
В связи с сравнительно негрубыми психическими нарушениями, отличающими их от психоза, пограничные расстройства относят к так называемой «малой психиатрии», но очень большой в смысле частоты и сложности наблюдаемых явлений. Не случайно известный отечественный психиатр П.Б. Ганнушкин подчёркивал, что «малая психиатрия, психиатрия пограничная, есть область более сложная, требующая гораздо большего опыта, навыков и знаний, чем психиатрия большая, где речь идёт о душевнобольных в узком смысле слова» /С. 55/. Учитывая важность этих знаний для работы учителя, Озерецкий Н.И., Гуревич М.О., Кащенко В.П., Э. Крепелин, Филипп Ж., Бонкур П., другие российские и зарубежные врачи писали в начале XX века о необходимости преподавания детско-подростковой пограничной психопатологии студентам педагогических вузов.
Проблема диагностики и организации помощи детям с пограничными психическими расстройствами осложняется наличием ряда особенностей, свойственных этим нарушениям.
Одной из таких особенностей является трудность определения границ, где кончается крайний вариант «психической нормы» и начинается качественно иное состояние, приобретающее более отчётливое клиническое проявление по мере приближения к болезненному расстройству. Состояние перехода от «психической нормы» до клинически выраженного пограничного психического расстройства, /например, невроза/ различными авторами обозначаются по-разному: «предболезненные», «функционально-адаптивные», «доклинические», «донозологические» состояния, «варианты субклинического реагирования», «препсихопатические реакции», «период повышенного риска» и др. /Селье Г., Семке В.Я., Семичов С.Б., Вахов В.П. и др./. Так, например, к донозологическим формам пограничных психических расстройств у детей и подростков считают возможным относить возрастные психологические кризисы /Сахаров Е.А., 1997/. В такой же мере к субклиническим формам реагирования можно относить кратковременные состояния декомпенсации у лиц с теми или иными формами акцентуаций характера, не достигающие степени стойких невротических или психопатических реакций. Не случайно Ганнушкин П.Б. писал о пограничных расстройствах как полосе, имеющей две границы - «одна от здоровья, другая от болезни», которые характеризуются неустойчивостью и неопределённостью.
Другая особенность пограничных психических расстройств состоит в трудностях проведения их строгой дифференциации, т.е. разделения на те или иные клинические формы, что, тем не менее, не даёт оснований для отказа от существующих критериев их определения. Эта особенность - не признак несовершенства современных знаний о психике человека, а отражение объективной реальности того, что «… чистых явлений ни в природе, ни в обществе нет и быть не может…. Само понятие чистоты есть некоторая узость, однобокость человеческого познания, не охватывающая предмет до конца во всей его сложности» /Ленин В.И./.
Следующей особенностью пограничных психических расстройств, имеющей чрезвычайно важное значение для практических психологов и педагогов, является то, что при изменении внешних или внутренних условий, облегчающих или отягощающих функционирование организма и психики ребёнка, они могут приближаться то к «норме», то к патологии («компенсация» - «декомпенсация»). Чем выше уровень требований, предъявляемых «пограничному субъекту», тем труднее для него сохранить свойственные «норме» целесообразные функции. (Гуревич М.О.).
Так, например, дети с так называемой задержкой психического развития, успешно обучающиеся в условиях «класса компенсации либо коррекции» или соответствующего типа спецшколы, легко декомпенсируются и снижают качество обучения при возвращении в типовые условия общеобразовательного учреждения. Другой пример: подросток, в прошлом перенёсший черепно-мозговую травму, с наступлением эндокринной перестройки в подростково-юношеском возрасте обнаруживает заметное снижение психической работоспособности, обострение аффективных черт характера, неустойчивость настроения, самочувствия и другие несвойственные ему ранее психологические особенности, не связанные с какой-либо внешней причиной.
Напротив, здоровые дети, перенёсшие какое-либо длительное инфекционное заболевание, связанное с пребыванием в больничном стационаре, легко догоняют своих сверстников по возращении в школу; как правило, и пубертатный период протекает у них гармонично, если не осложняется неблагоприятными внешними факторами.
Наряду с понятиями «пограничное психическое расстройство» и «донозологическое состояние», в медицинской и психолого-педагогической литературе нередко встречается словосочетание «дети группы риска» , которое имеет различные значения, а потому требует в случае его применения соответствующего разъяснения со стороны автора.
Так, например, в медицине в группу риска включают практически здоровых детей, но проживающих в семьях больных туберкулёзом, психозами, алкоголизмом, наркоманиями и т.п. В эту группу входят дети, перенёсшие те или иные перинатальные вредности, но не обнаруживающие признаков очевидной патологии. Иначе говоря, речь идёт о детях, имеющих риск, т.е. вероятность, возникновения той или иной патологии, которая на момент исследования себя не обнаруживает, хотя психиатры к группе риска склонны относить и «донозологические формы» пограничных психических расстройств.
Детей с «задержками психического развития» либо с грубыми антидисциплинарными нарушениями поведения в силу недоразвития эмоционально-волевых свойств личности, можно рассматривать как детей с пограничными психическими расстройствами, уже нуждающимися в соответствующей психолого-педагогической коррекции, но одновременно они могут быть отнесены и к группе риска детей в силу высокой вероятности возникновения у них деликвентного, т.е. противоправного поведения. Поэтому правильная организация психолого-педагогической помощи детям с теми видами пограничных психических расстройств, которые создают трудности в обучении или вызывают поведенческие нарушения в школе и за её пределами, служит одновременно задаче ранней профилактики преступности среди несовершеннолетних.
Таким образом, пограничные психические расстройства, широко распространённые в детско-подростковой популяции, на наш взгляд, должны быть включены, в сферу компетентности практического психолога любого образовательного учреждения, что позволит на практике обеспечить широко декларируемый «принцип индивидуально-ориентированной работы» с детьми, испытывающими те или иные личностные проблемы, а также эффективное взаимодействие со смежными специалистами.

Гармоничное развитие личности ребенка возможно при наличии здоровья определяемого как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Ключевым для воспитателей и психологов будет понятие психического здоровья, включающее благополучие в эмоциональной и познавательной сфере, развитии характера и формировании личности, нервно-психическом состоянии детей и подростков. Термин "психическое здоровье" неоднозначен, он связывает собою две науки и две области практики – медицинскую и психологическую. В последние десятилетия на пересечении медицины и психологии возникла особая отрасль – психосоматическая медицина, в основе которого лежит понимание того, что любое соматическое нарушение всегда так или иначе связано с изменениями в психическом состоянии. В некоторых случаях психические состояния становятся главной причиной заболевания, в других случаях они являются как бы толчком, ведущим к болезни. Случаи могут быть разные, но связь психологического и физического здоровья очевидна.

В сегодняшней реальности в обществе наблюдается весьма высокий процент психологических трудностей не только у детей, лишённых родителей, но и у детей, воспитывающихся в семье. Одна из главнейших проблем психического здоровья – проблема неврозов. По данным, полученным в результате многолетних исследований как отечественных, так и зарубежных психологов, в обществе нормальной считается доля людей, страдающих неврозами, около 15%. В нашей стране эта доля в 80-е годы равнялась 14 %. За 90-е годы эта цифра резко возросла. Исследования Психологического института РАО свидетельствуют: среди детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста страдающих неврозом 72-75 % (!), среди взрослого населения нашей страны, т.е. среди родителей детей – 65 % (!). Вероятно, большинство взрослых пока не догадывается о последствиях такого положения, но педагоги обязаны искать пути и средства сохранения психологического здоровья ребёнка, его родителей, своего собственного.

Большинство нервно-психических заболеваний сопровождается различными отклонениями в поведении, по которым можно в ряде случаев предполагать исходный характер нарушений. Скажем, неврозы часто выражаются беспокойством, страхами, неуверенностью в действиях и непоследовательностью в поступках, раздражительностью и обидчивостью, неустойчивым, легко меняющимся настроением. Подобные отклонения встречаются непостоянно – в основном там, где обстановка наиболее травмирующее действует на ребенка.

Безусловно, отклонения в поведении лишь видимая часть айсберга и только непосредственный контакт с ребенком, ознакомление со всей историей его жизни, встреча с родителями позволяют составить целостное представление о его нервно-психическом состоянии. Сама постановка диагноза – прерогатива врача, однако он нередко ставит его слишком поздно, когда уже требуется весьма продолжительное лечение. А между тем нервно ослабленным детям, не имеющим грубых нарушений, и тем более детям с неврозами – функциональными нервно-психическими расстройствами – можно весьма эффективно помочь на самом раннем этапе, используя психологические, а не медицинские меры воздействия. Сделать можно многое, если не оставаться равнодушным и не быть слепым проводником столь привычного административно-командного стиля обращения с детьми.

Позиция воспитателя может быть предопределяющей в дальнейшей судьбе ребенка: или о его "баловстве", "упрямстве" и "вредности" будет сообщено родителям, которым остается только "нажать", "исправить", "наказать", то есть сделать еще раз то, от чего и заболел ребенок, или же воспитатель обратит внимание родителей на явно болезненный характер поведения ребенка, посоветует, как поступить в том или ином случае.

Эти два подхода делят воспитателей на тех, кто слепо следует догме и исходит только из своих интересов, и тех, кто творчески решает возникающие проблемы, учитывая индивидуальность каждого ребенка и неиспользованные резервы психического роста. В первом случае воспитатели будут "поставлять" неврозы, а во втором, наоборот, количество неврозов уменьшится.

Выделим то общее, что присуще детям до заболевания неврозами в плане становления их характера как сочетания врожденных и средовых влияний. Рассматриваемые черты характера сами по себе не приводят к неврозу, но способствуют ему, в той или иной мере определяя характер переживаний детей и их внутренний конфликт в ответ на действие идущих извне стрессовых факторов психологического порядка.

Эмоциональность . Дети, подверженные неврозам, характеризуются как эмоционально чувствительные, жалостливые, сострадающие и отзывчивые.

Впечатлительность близко примыкает к эмоциональности как особая разновидность долговременной эмоциональной памяти. Она способствует запоминанию неприятных событий, их фиксации. Ребенок долго помнит обиду, оскорбление, страх, возвращается своими переживаниями в прошлое и не может так легко, как другие, отталкиваться в своих действиях и поступках от настоящего.

Импрессивность – склонность к внутренней переработке чувств и переживаний. Ребенок склонен к некоторой задержке (отсрочке) эмоциональных реакций, особенно переживаний, как бы накапливая их и потом неожиданно выявляя для окружающих.

Внутрянняя неустойчивость. Предпосылками внутренней неустойчивости могут быть: а) наличие эмоциональности, непосредственности в выражении чувств и импрессивного характера переработки переживаний; б) беспокойство, неуверенность всебе при общей активности и выраженности чувства "Я" и т.п.

Склонность к беспокойству, волнениям . Обусловлена: а) повышенной эмоциональной чувствительностью; б) неспособностью утвердить себя, найти признание и понимание среди окружающих и т.п.

Беззащитность, незащищенность. Проявляется главным образом в общении со сверстниками, когда ребенок не может защитить себя, "дать сдачи", ответить на оскорбление.

Выраженность чувства "Я" заключается прежде всего в раннем отличии себя от окружающих, подчеркнутом чувстве собственного достоинства, потребности в самоутверждении. Эти дети всегда имеют свою точку зрения, стремятся к самостоятельности, активны и упорны в достижении поставленной цели, предпочитают играть ведущие роли, что не всегда получается. Для таких детей характерны обязательность, исполнительность, развитое чувство долга, вины, стыда.

Перечисленные характеристики психического развития, предшествующие возникновению неврозов, расположены в порядке постепенного уменьшения влияния конституционального (наследственного) фактора и увеличения влияния фактора среды. Внутренняя неустойчивость обусловлена влиянием обоих факторов.

Отметим то, чего не хватает детям с неврозами для их полноценного психического развития: своевременной эмоциональной поддержки и понимания взрослыми своеобразия формирования их характера, признания в семье или среди сверстников; жизненного тонуса, бодрости, душевного подъема, воодушевления; уверенности в себе и решительности в действиях и поступках; способности легко устанавливать контакты и длительно поддерживать их на взаимоприемлемом уровне; гибкости и непринужденности в отношениях, умения принимать и играть роли. Многие из перечисленных черт характера и поведения детей формируются в результате отклонений в семейных отношениях и воспитании, а также в результате отклонений в личности родителей.

Особенности взаимоотношений в семье, где дети страдают неврозами, могут быть сгруппированы следующим образом: построение отношений в браке по типу невротического взаимодополнения при контрасте черт характеров супругов; личностные изменения у родителей, а также невроз у одного из них; инверсия супружеских и родительских отношений; несостоятельность одного из родителей в супружеской роли или в воспитании детей; образование эмоционально обособленных диад с конфликтным противостоянием и использованием одного из членов семьи в качестве "козла отпущения"; повышенная возбудимость и непродуктивные стрессы в процессе внутрисемейного общения; эмоционально-депривированная и тревожная атмосфера в семье и ее относительная психологическая изоляция от внешних связей.

Таким образом, мы видим, что отклонениям в поведении ребенка способствуют отклонения в личности родителей, отношениях в семье и воспитании, что, в свою очередь, является причиной неврозов.

Как видим, детская нервность возникает в результате разнообразных причин и в зависимости от них проявляется по-разному. Воспитателю необходимо вовремя обратить внимание на болезненные проявления ребенка, квалифицировав их как проявления нервности, а не как дурные привычки, своеволие или капризность.

К пограничным нервно-психическим расстройствам человека относятся неврозы, психопатии и психические нарушения при соматической патологии

Эту группу заболеваний объединяет то промежуточное положение, которое они занимают, с одной стороны, между нормой и психической патологией или, с другой стороны, между психической и соматической патологией, границы между которыми часто трудно провести. Именно подвижность границ ряд авторов рассматривают в качестве основного критерия выделения пограничных расстройств.

Зарубежные психоневрологи рассматривают психосоматические заболевания как результат бессознательных влечений, инстинктов, агрессивных импульсов. Их подавление в цивилизованном обществе, затормаживание еще больше заостряет и создает цепь отрицательных воздействий на организм. По мнению ряда авторов, все болезни человека следует рассматривать как психосоматические.

М. Вleuler выделил три группы психосоматических заболеваний.

1. Психосоматозы (в узком смысле слова) - гипертоническая болезнь, язвенная болезнь, бронхиальная астма, ишемическая болезнь.

2. Психосоматические функциональные расстройства - пограничные, функциональные, невротические. Сюда относятся сердечно-сосудистые реакции на психогению, потливость, заикание, тик, нарушение деятельности кишечника, психогенную импотенцию.

3. Психосоматические расстройства (в более широком, непрямом смысле слова) - например, склонность к травмам, связанная с индивидуальными личностными особенностями.

Одним из основных факторов возникновения психосоматических заболеваний, по мнению ряда исследователей, является наличие своеобразной почвы (конституциональная предрасположенность и изменения телесной конституции под влиянием определенных периодических изменений в онтогенезе болезней и т. д.). Роль личностного фактора в возникновении психосоматических заболеваний признается всеми сторонниками различных теорий. Поэтому патопсихологическая диагностика - это в первую очередь диагностика личности.

Клиническая картина невротических расстройств у детей отличается определенным своеобразием ввиду незавершенности и рудиментарности симптомов, значительной выраженности соматовегетативных и двигательных нарушений, а также меньшей, чем у взрослых, степени личной переработки психотравмирующих переживаний и самих невротических расстройств. Очерченные формы «общих неврозов» в связи с этим могут быть диагностированы лишь с 8-12-ти лет. До этого возраста у детей преобладают так называемые «моносимптомные» невротические расстройства (соответствующие системным неврозам или неврозам органов у взрослых). К ним относят невротический энурез и энкопрез, невротические тики, заикание и другие невротические расстройства. Среди общих неврозов у детей выделяют неврастению, невроз навязчивых состояний, истерический невроз, ипохондричесий невроз, невроз страха.

Невротические расстройства у детей раннего возраста чаще всего вызываются разлукой с матерью, переездом на новую квартиру, испугом, рождением сиблинга, особыми методами воспитания, закаливания и т. д. У детей раннего возраста с явлениями шизотипического дизонтогенеза в качестве психотравмирующих факторов могут оказываться и совершенно неожиданные индивидуально значимые вещи и ситуации (переодевание матери, новая игрушка, незнакомое слово и т. д.).

Среди клинических проявлений невротических расстройств в раннем возрасте чаще других встречаются следующие:

  • астеновегетативный синдром - нарушение сна, аппетита, капризность, раздражительность, запоры или поносы, иногда нарушение терморегуляции;
  • анаклитическая депрессия - специфическое расстройство при разлуке с матерью, когда у ребенка вслед за протестной реакцией наступает адинамия, анорексия, безразличие к окружающему, вплоть до необратимой остановки в развитии;
  • невротическая депрессия - возникает в условиях эмоциональной депривации и характеризуется плаксивостью, капризностью, нарушениями сна, анорексией или булимией, иногда с регрессом поведения и утратой ранее приобретенных навыков;
  • синдром навязчивости - когда на первом году жизни отмечаются элементарные двигательные навязчивости в виде сосания кулачков, тряпочек, белья, реже морганий и разнообразных раскачиваний; на 2-3-м году жизни - простые ритуальные действия;
  • истериоформные проявления - крики, визжание, бурные рыдания с падением на пол и т. п. как способ достижения желаемого;
  • страхи - возникают после падений, неожиданных и громких звуков, появления незнакомых людей и животных, окатывания водой, устрашающих рассказов, угроз, скандалов, запугиваний;
  • ночные страхи - возникают в виде приступов ночью, чаще в просоночном состоянии, когда аффект страха сопровождается двигательным возбуждением по типу оборонительных движений, гипнагогическими галлюцинациями, являющимися продолжением сновидений;
  • аффективно-респираторные приступы - возникают у детей от 1 года до 3-4-х лет в связи с недовольством, обидой, гневом, во время бурного плача в виде кратковременного состояния с тоническим напряжением мышц, запрокидыванием головы и остановкой дыхания. На высоте более длительного приступа с выключением сознания имеют место отдельные клонические судорожные подергивания.

К психогенным заболеваниям относят психические нарушения, возникновение которых обусловлено воздействием психотравмирующих факторов, определяющих клинику и динамику нарушений. В основе психогений лежит несоответствие индивидуальной психобиологической реактивности и средовых воздействий, которое вызывает состояние отрицательного эффекта. Эта реакция, выступающая поначалу как защитно-приспособительная, при истощении защитных механизмов переходит на уровень патологического реагирования - как правило, на уровень невротического регистра в виде патологических реакций, состояний и патологического психогенного развития психики.

Для раннего детского возраста наиболее характерны соматовегетативные, двигательные, эмоциональные и поведенческие психогенные нарушения. К числу наиболее частых соматовегетативных расстройств младенчества и первых лет жизни относятся: нарушения пищевого поведения, снижение массы тела, анорексия, нарушение функции отдельных органов и систем (расстройства дыхания, переходящие в неврологические симптомы, кишечные колики, энурез, энкопрез и др.).

В рамках двигательной сферы психогенные нарушения чаще всего могут быть представлены тиками, яктацией, двигательной расторможенностью, заиканием, элективным и тотальным мутизмом. Эмоциональные психогенные нарушения в раннем детстве проявляются в виде разнообразных страхов.

Фобические психогенные расстройства могут быть представлены в форме как невротических, так и психотических реакций, например, страха в виде ночных кошмаров с сужением сознания и амнезией переживаний, двигательным возбуждением; в младенчестве - это ночные реакции паники и младенческие крики. Другим типом эмоциональных психогенных расстройств в первые годы жизни являются депрессивные состояния в виде депрессивной «реакции горя», соматизированной депрессии (с частыми ОРЗ, кожным диатезом, со снижением массы тела и т. п.) и депривационной депрессии с двигательными стереотипами или субступором.

Психогенные реакции наблюдаются у детей в форме утраты ранее приобретенных навыков микросоциального поведения, моторных навыков и речи, а также в виде патохарактериологических поведенческих реакций (или состояний) протеста (пассивных и активных), отказа, реакций имитации и др. Нарушения поведения в форме психогенной задержки психического развития проявляются в недостаточности знаний, умений и навыков, имеют обратимый характер и компенсируются при изменении ситуации.

К числу психогенных нарушений, наблюдаемых у детей раннего возраста, относится целый ряд описанных в педопсихиатрии симптомокомплексов: синдром первенца, синдром сиротства, синдром избиваемого ребенка, синдромы дефицитарных расстройств при сенсорных дефектах (нарушение слуха, зрения), психогенные психосоматические расстройства. Указанные проявления начинают прослеживаться вскоре после воздействия психотравмы - сначала в виде реакций, затем, при сохранении психогенной ситуации, в виде состояний с тенденцией к патологическому формированию личности.

К основным симптомокомплексам детского и подросткового периода относятся:

Адаптация нарушения - когда нарушаются функции приспособления разной степени выраженности (от легких, быстро проходящих, до тяжелых и затяжных). Они возникают у детей и подростков в ответ на изменение привычного уклада жизни (переезд на другое место жительства или переход в другие условия со сменой социальных ролей - школа, госпитализация, миграция и т. п.), типа или структуры внутрисемейных взаимоотношений (разлука, развод, появление отчима, утрата родных или близких). Все эти события требуют от ребенка психологического напряжения и без необходимой подготовки к возможным переменам могут легко превращаться в психогенные факторы, которые приводят к развитию психопатологических ответных реакций дезадаптации;

Акселерация психического развития парциальная - представляет опережающее развитие способности в какой-либо деятельности (интеллектуальной, творческой), функции (к примеру, сексуальной) у ребенка при наличии или отсутствии признаков психической патологии;

Аноректический симптомокомплекс - самоограничение в еде, похудание при сохранении аппетита в связи с убежденностью в своей чрезмерной полноте и опасением располнеть;

Апатический синдром - проявляется эмоциональным опустошением, безучастностью, безразличием в сочетании с аспонтанностью, бездеятельностью, адинамией;

Астенический синдром - характеризуется повышенной утомляемостью и истощаемостью, на фоне чего у детей и подростков легко возникают раздражительность, аффективная лабильность, повышенная чувствительность к яркому свету, громким звукам, трудности концентрации внимания, неспособность к длительному физическому и умственному напряжению;

Булимия нервная - представляет собой приступы переедания в связи с возникновением непреодолимого чувства голода и отсутствием насыщения. Избыточный прием пищи сопровождается неприятными ощущениями в области желудка и нередко искусственным вызыванием рвот, являющихся способом похудения;

Гебефренический синдром - проявляется в виде отчетливой и стойкой эмоциональной опустошенности, аффективной неадекватности иногда на фоне «пустой», монотонной эйфории, бесцельного несуразного поведения. Он более типичен для старшего подросткового и юношеского возраста. Подросток при этом кривляется, прыгает по кровати, нелепо хохочет, плоско шутит, временами проявляет негативизм, импульсивность. Отмечается сексуальное возбуждение, сопровождающееся обнажением, нескрываемой или демонстративной мастурбацией. Речевое возбуждение характеризуется разорванными высказываниями, вычурными и манерными интонациями, нелепо искаженными высказываниями;

Гипердинамический синдром - проявляется в двигательном беспокойстве, неусидчивости, невнимательности, повышенной отвлекаемости;

Девиантное поведение - отклоняющееся от общепринятых норм - нравственных, а иногда и правовых. Включает антидисциплинарные, антисоциальные, деликвентные (противоправовые) и аутоагрессивные поступки. Последние могут быть как патологическими, так и непатологическими. Непатологические девиации в основном обусловлены социально-психологическими девиациями личности и являются проявлениями ситуационных характериологических реакций;

Деменция - обеднение психической деятельности с интеллектуальной деградацией, снижением волевой активности, эмоциональным оскудением, сужением круга интересов и нивелировкой присущих ранее индивидуальных личностных черт;

Депрессия - аффективный синдром, в основе которого лежит сниженное (угнетенное, подавленное, тоскливое, тревожное, боязливое или безразличное) настроение;

Дефицитарные расстройства - малообратимые изменения свойств личности, обнаруживающиеся после активной фазы болезни. Они включают стирание личностных свойств, их заострение или задержку психического развития (инфантилизм);

Дисфорфомания - болезненная убежденность в наличии мнимого или резко переоцениваемого физического недостатка, уверенности в уродливом строении своего тела или чаще открытых (нос, уши, зубы, руки, ноги) отдельных его частей. Встречается преимущественно в пубертатном и юношеском возрасте, имеет весьма стойкий характер и трудно поддается коррекции;

Дистимия - патологический аффективный симптомокомплекс, характеризующийся болезненным, трудно переносимым чувством душевного дискомфорта, которое проявляется угрюмостью, недовольством собой и окружающими, особенно близкими, пессимистическими суждениями. Как правило, сопровождается ипохондрическими переживаниями с демонстративным предъявлением симптомов, разнообразными функциональными вегетативно-соматичекими расстройствами. У детей и подростков встречается чаще, чем у взрослых, но более бедна симптомами, выражается преимущественно измененным аффектом, проявляется криком, раздражением, нередко агрессией в сочетании с умеренным двигательным беспокойством, протестными реакциями;

Ипохондрический синдром - выражается в повышенной мнительности и навязчивых страхах по поводу собственного здоровья. Такие дети постоянно предъявляют множество жалоб, тревожно озабочены своим состоянием. Нормальные, обыденные ощущения часто интерпретируются как признаки болезни, причем внимание обычно фокусируется на одном или двух органах или системах организма;

Истерический синдром - включает в себя разнообразные, относительно изолированные или сочетаемые моторные, сенсорные, аффективные и поведенческие расстройства, возникающие по механизму «условия приятности или желательности». Этот механизм, играя роль патологической защиты от трудных ситуаций, способствует фиксации таких форм болезненного реагирования, которые каким-либо образом оказались или кажутся «выгодными» для ребенка. Характерная особенность динамики истерической симптоматики - ее значительное смягчение или полное исчезновение при исполнении требований ребенка (например, освобождение от посещения детсада или школы, покупка требуемой игрушки или вещи и т. д.) и, соответственно, «углубление» расстройства при отказе выполнять предъявляемые требования;

Клептомания - неодолимое влечение к кражам, не вызванное житейской необходимостью или материальной выгодой. Такие подростки описывают повышающееся чувство напряжения перед актом воровства и чувство удовлетворения во время или сразу после него. Обычно делаются слабые попытки скрыть воровство, но для этого используются не все возможности. Воровство совершается в одиночку, без соучастников. Между эпизодами воровства подростки могут испытывать тревогу, уныние и чувство вины, но это не предупреждает рецидивы;

Синдром оговоров, самооговоров - представлен двумя вариантами. В бредовом варианте патологические фантазии складываются из фантастических идей участия в шайке, преступлениях, воровстве, убийствах и т. п. В фантазиях девочек могут фигурировать беременность, изнасилование. Такие дети пишут, говорят о том, что они преступники, состоят в бандах воров и предателей, руководят гестапо, что грабить и убивать доставляет им удовольствие. С течением болезни фантазии дополняются все новыми подробностями, разрастаются, приобретают черты громадности (шайка распространяет свое влияние на многие города, ее участники имеют многочисленные «явки»). Высказывания больных не соответствуют действительности, гиперболичны, носят характер конфабуляций (он в шайке «джентльменов удачи», связан с «главарем, погубившим девятнадцать тысяч сто четыре человека»; на его совести восемьдесят убитых). При наличии некоторого осознания болезни критика к вымыслам у больных отсутствует, и они ведут себя соответственно своим переживаниям. Гиперкомпенсаторный вариант характеризуется вымыслами о плохом отношении родных («родители избивают», «выгоняют из дома» и т. п.), вымыслы об их ограблении, похищении у них денег для оправдания своего воровства; оговоры в изнасиловании с обвинением знакомых или партнеров по прошлой добровольной связи, при переживании страха возможной беременности или для ее оправдания - ради самоутверждения в своей взрослости. Цель фантазии - вызвать сочувствие, стремление привлечь внимание, защитить себя, оказаться в центре конфликтной ситуации, окружить себя тайной, присвоить романтическую роль. Такие дети не только стремятся быть в центре создаваемой ими ситуации, но и извлекают из нее определенные выгоды.

Автореферат диссертации по медицине на тему Пограничные нервно-психические расстройства у детей и подростков 10-16 лет, проживающих на территориях радиоактивного загрязнения

МИНС^ДОЕодудЯрСТВЕННЫИ МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ

На правах рукописи

БАЗЫЛЬЧИК Сергей Викентьевич

ПОГРАНИЧНЫЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКИЕ РАССТРОЙСТВА У ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ 10-16 ЛЕТ, ПРОЖИВАЮЩИХ НА ТЕРРИТОРИЯХ РАДИОАКТИВНОГО ЗАГРЯЗНЕНИЯ

Специальность: 14.00.18 - психиатрия

диссертации на соискание ученой степени кандидата медицинских наук

Работа выполнена в Научно-исследовательском институте радиационной медицины Министерства здравоохранения Республики Беларусь.

Научные руководители:

доктор медицинских наук, профессор Ф. К. ГАЙДУК доктор медицинских наук, профессор Л.Н. АСТАХОВА

Официальные оллоненп*

доктор медицинских наук, профессор Г. А. ОБУХОВ кандидат медицинских наук Е Д. КОРОЛЕВ

Ведущая организация - Витебский ордена Дружбы Народов медицинский институт.

Защита состоится ____1993 г. на

заседании специализированного совета К 077.01.03 Минского государственного медицинского института (2200116, г. Шнек, пр. Дзержинского, 83).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Минского государственного медицинского института

Учекьй секретарь ежцяажикрованкого совета кандидат медицинских наук,

доцент В.К.К0Ш&Ш

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕШ. Пограничные нервно-психические расстройства (неврозы, психопатии, психопатоподобные и иеврозоподобние >асстройства зкзогенно-органической и соматической природы) запинает ведущее место в структуре психической патологии (Ю. А. Алек-:андровский, 1976; В.Д Карвасарский. 1930; Б. Д. Петраков, 1972; \ К. Ушаков, 1987). Последние десятилетия характеризуются неуклон-1ым ростом пограничных состояний во всем мире (А.А. Чуркин, 1990; 5. Д. Карвасарский, 1080).

По данным ряда авторов (Ю. А. Александровский с соавт, 1991; 3. И. Табачников с соавт., 1992; Е IL Краснов с соавт., 1992) проживание в условиях сложившейся после аварии на Чернобыльской АХ сронической психотравмирующей ситуации способствует росту погранич-!ых нервно-психических расстройств. Однако ропросы этиопато1енеза ¡«являемых нарувений во многих отношениях ло настоящего времени ос:аются спорными. Наряду с работами, в которых указывается на ведущую роль психогенных и соматогенных факторов (КХА. Александ-ювский с соавт., 1931 ; С. И. Табачников с соавт., 1992) в рлде ¡убликаций предполагается прекмущзственно экзогенно-органический енез патологических изменений, связанный с пораиаицим воздейс- вием ионизирувдгй радиации на ЦНС (ЕН. Краснов с соавт., 1992; 1Т. Кондратенко с соавг. , 1991; Л. А. Крьжановскач, 1992).

Абсолютное большинство исследований посвящено изучеиию влия-!ия чернобыльской азарии на психическое здоровье взрослого насеж ШЛ. Среди дотай и подростков исследования более малочислен", пр" ¡том болаоз внимания уделялось изучению психологических осабен-гостеа (ЕА. Татенко с сочзт.. 1992; А. \1 Карпухина, 1«92;). К Отшк, 1902), Ло иастояйэго временя остается мало изученным »опрос о состояния психического здоровья сетей, лрожин<иощих на егрктсрии, загрязнен,чей радионуклид?.®. S доступной на» литера-

туре мы нз встретили описания популяционных исследований, проведенных с целью изучения распространенности и клинических особенностей психических нарушений у детей, подвергшихся воздействию радиационного фактора. ПроОлема осложняется недостаточной сформ-ленностьы, }