Управление эмоциями: советы от психолога. Управление эмоциями: практические советы

10.10.2019 Креон

Критерием зрелости (развитости) человека является его умение управлять собой: своим восприятием, внутренними процессами, личностными ресурсами, энергетикой и etc. Это же даёт и нехилый «бонус» устойчивости к различного рода внешним передрягам и неблагоприятным обстоятельствам.

Неприятная правда о мире №1

Обычный человек стремится к двум вещам.

Испытать как можно больше и как можно сильнее приятных чувств (любви, радости, счастья, наслаждения и пр.).

И не испытывать (желательно никогда) чувств неприятных (страдания, отвращение, обида, ненужность, горе, тоска, ревность, стыд и т.д. и т.п.).

Желания вполне понятные и естественные. Для ребенка 5-6 лет, но не для взрослого человека.

Правда же (которая глаза колет) состоит в том, что для того, чтобы освободиться от негативных чувств и начать наслаждаться чувствами позитивными нужно как следует поработать над собой. А вот работать над собой обычный человек, к сожалению, очень не любит. Обычный человек любит, когда всё получается быстро и, желательно, само собой: нажал на кнопку и опа! всё сразу же у тебя в кармане.

Мир, однако, устроен совсем по другим принципам, чем это хотелось бы обычному человеку. За всё в этом мире надо платить. И за умение управлять своими чувствами в том числе.

Будьте к этому готовы!

«Не думай о секундах свысока.. «

У чувств есть одна интересная особенность – они могут полностью отбить способность рационально мыслить и принимать обдуманные решения. На волне захлестнувших его чувств человек способен натворить такое, что потом ставит жирный крест на всей дальнейшей жизни. Понимаете? Была целая жизнь с надеждами и плана, но каких-то пара минут или секунд (пуская даже часов) и всё – той жизни больше нет и никогда не будет!

Пример 1. Симпатичная девушка устраивает любовнику сцену и поддавшись незрелым чувствам мужчина решает уйти из семьи. Маленькие дети остаются без отца. Но отношения у девушки и мужчины не складываются – чувства оказались ненастоящими. Они оказываются у разбитого корыта. Никто не выиграл – все проиграли.

Пример 2. Мужчина (будучи 100% трезвым), вспылив в порыве ревности убивает жену, двоих малолетних детей и тёщу. Четверо человек мертвы, один до конца дней будет жить в бетонной зарешеченной коробке.

Пример 3. Жалостливая и по-детски доверчивая женщина приютила у себя «беженцев». Эксплуатируя её незрелые чувства предприимчивые ребята толкнули её на имущественное преступление, да вдобавок обманом лишили квартиры. Теперь несчастная вынуждена разбираться со своими чувствами в колонии.

Пример 4. Молодой человек разозлился на своего приятеля из-за высказанной последним позиции по одному вопросу и смертельно его оскорбил. Многолетняя дружба дала трещину, а потом и распалась. И когда молодой человек попал в серьезную передрягу, друг отказался ему помогать.

Таких историй можно насобирать миллионы – они были, есть и ещё будут.

Все неприятности, которые происходят в нашей жизни, происходят по нашей вине. Мы сами, своими руками даём чувствам из бессознательного захватить над нами абсолютную власть и заставить нас поступать «именно так, а не иначе».

Очевидно, что для любого человека критически важно научиться управлять своими чувствами, поскольку неумение управлять ими – это прямой путь к разрушению себя и жизни вокруг, прямой путь к Сатане (употребляю этот термин как наиболее понятный для нашего человека культурный символ конечности жизни и бытия).

Почему Пушкин мастерски управлял чужими чувствами

Хорошо иметь «горячее сердце», когда к ней прилагается «холодная голова». Чувства – это стихия, которая в умелых руках превращается в бесконечный источник внутренней силы, а в дырявых руках становится разрушающим хаосом и стремящейся к смерти энтропии (т.е. проявлением все того же Сатаны).

Давайте же посмотрим, как можно управлять своими чувствами и всегда быть самому себе хозяином.

Для начала следует уяснить, что пока человек находится под властью своего ограниченного эгоистического ума (который делит мир на Я и Не-Я), он сам себе не хозяин – он под пятой своего безумного слуги.

Когда человек (после долгих лет медитаций или в результате ) научился осознавать своё Я за пределами ограниченного эгоистического ума он получает небывалую власть над собой и своими чувствами. Теперь ему достаточно посмотреть на реактивно возникающее чувство и сразу же взять его под контроль.

Запомните – без «прокаченного» умения занимать внешнюю позицию (внешнюю точку зрения) все разговоры об управлении чувствами – это брехня «типопсхихолохов». Управлять можно только тем, что осознаешь. А осознавать что-либо можно только «поднявшись над этим».

Второй момент заключается в том, что с «линейкой и циркулем» к чувствам не подойдешь. Словами мы можем выразить лишь то, что разлагается на элементы. Чувства на элементы не разлагаются, поэтому логическая рационализация тут, как говорится, «не канает». Единственный эффективный инструмент для управления чувствами – это работа с ними как с метафорами. Это, кстати, прекрасно знали поэты и песенники ещё «со времен царя Гороха» – у них вся чувственная лирика построена исключительно на метафорах.

Например

И сердечко вновь пылает и любит оттого, что не обожать оно не может . (А.С. Пушкин)

Пылающее сердце – это и есть метафора

А управлять метафорами – это уже довольно несложная технология.

Плюс базовые вещи, без которых руководство чувствами будет напоминать попытку неграмотного и некомпетентного начальника (коих в России вы сможете встретить на каждом шагу) выполнить сложный проект в рекордные сроки (т.е. он будет сделан «через жопу» по принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда»).

Речь идёт о принятии и взятии ответственности. Штуки это разные, но взаимосвязанные.

Так вот, всё что у вас есть – это неотъемлемая часть вас. Ваша так сказать «собственность». А любая собственность предполагает некую ответственность за неё.

Готовьтесь принять.

Неприятная правда о мире №2

Что ещё нужно знать о том как управлять своими чувствами?

Любое управление имеет своей целью воздействие на объект управления для достижения некоего важного и нужного результата. Как бы разные люди не представляли себе конечную цель управления чувствами она всегда будет одной и той же (просто с разной степенью чистоты) – это достижение внутренней гармонии. Иной цели просто нет. Её просто не может быть, как не может быть двух Дао.

Для обычного человека сложно признать, что есть что-то важнее гармонии, обычный человек хочет богатства и удовольствий от жизни. Но очередная неприятная правда о мире состоит в том, что став богатым и получив доступ к изысканным удовольствиям такой человек не становится ни на йоту счастливее (а тем более гармоничнее).

Характерный пример

Вот Вам собирательное описание типичной американской трагедии:

«Он – мультимиллионер, владеющий сетью из 73 розничных магазинов, торгующих электроникой. Уровень холестерина в его крови сильно завышен, его вес превышает норму на 60 фунтов. У него не было времени даже поговорить со своими детьми на протяжение последних пяти лет, а сами дети принимают наркотики и воспринимают его как некую призрачную фигуру, о которой толком не имеют никакого представления. Он спит в раздельных комнатах со своей женой, а любовь и романтика в его жизни – не более чем стирающиеся из памяти воспоминания…»

И знаете, о чем больше всего думает этот самый «победитель»? Все очень просто. У него в голове только одно…

Как Открыть 74-й Магазин

В Своей Торговой Сети!

(Гари Хэлберт )

Богатство, слава, признание, почёт и пр. – это те цели, которые Вы намного легче сможете достигнуть, находясь в состоянии внутренней гармонии. Если, конечно, решите, что они вам нужны. Либо получите их как сопутствующие «бонусы» к тому чем Вы занимаетесь или будете заниматься.

И здесь важный момент – Вы должны достигнуть гармонии между собой и конечной целью своей деятельности (да и своими поступками как таковыми) как для того чтобы достигнуть серьезных творческих успехов в этой деятельности, так и для того чтобы не испытывать ненужных стрессов в процессе.

Поэтому стремитесь всегда исключительно к гармонии, это верное направление.

Три способа как научиться управлять своими чувствами

Я знаю несколько способов научиться управлять чувствами. Один из самых распространенных и популярных – это прочитать пару центнеров книг и других учебных материалов по психологии, философии, эзотерике, прослушать и просмотреть терабайты аудио и видео на эту тему, выгрести оттуда все возможные упражнения/техники и тщательно все их выполнять. Вероятно, что к тому моменту, когда Вы закончите, Вам будет достаточно много лет, «зато»… не придется тратить деньги!

Другой способ гораздо более практичен – Вы можете изобрести машину времени и периодически переноситься назад, продолжая изучать все то, что нужно изучить и практиковать то, что нужно практиковать. Что в итоге получится? А получится то, что фактически Вы потратите совсем немного, всего каких-то несколько лет на самообразование, а судя по часам, прошло только три часа с того момента, как Вы прочитали эту статью.

Но если Вы не желаете тратить драгоценные годы собственной жизни, а изобрести машину времени Вам не под силу, единственное, что я могу Вам посоветовать – это персональная работа с тренером, который выстроит для Вас системную работу и поможет дойти до результата гораздо-гораздо быстрее.

И первым делом я бы присоветовал преодолеть самые сложные барьеры на пути управления собственными чувствами, которые скрываются в глубинах Вашего бессознательного. Сделать это довольно просто – достаточно пройти (и сделать это можно в течение пары недель) несколько специализированных сессий – , Гностический Интенсив и комплекс «Шуньята». Сделать это можно в рамках

Воспитанный человек отличается от невоспитанного в первую очередь тем, что он умеет управлять своими эмоциями. Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть других людей. Когда нас переполняют эмоции, думается значительно хуже, чем в спокойном состоянии. Иногда нужно просто отдохнуть, и лишние эмоции тогда ни к чему. Развитой личности уметь управлять эмоциями полезно.

В "западной" культуре считается, что управление эмоциями (да и чувствами вообще) дело весьма сложное и дается с большим трудом.

Надо добавить, что в самых различных культурах обычно принято считать управление каким-то каналом восприятия сложной. Североамериканские индейцы как раз считают, что управление чувствами плевое дело, а вот для того, чтобы управлять образами нужны сложные практики, вводящие в очень глубокий транс... Это вам не напоминает подход европейцев, для которых одно из свойств транса - анестезия, кажется чудом?

То, что для управления эмоциями (и состояниями вообще) нужно прикладывать определенные усилия - с этим скорее всего согласятся все. "Без труда не вынешь рыбку из пруда". Но насколько велики должны быть эти усилия?

Чуть ниже Вам будет предложено несколько методик работы с эмоциями. Они достаточно просты, хотя, естественно, требуют приложения "определенных усилий" - то есть тренировки.

Вообще говоря мы можем достаточно легко вызывать определенные состояния. Вспомните, состояние радости, прочувствуйте его...Вот вы и получили к нему доступ. Другое дело, что этот доступ очень важно получитьв нужной ситуации... Очень легко быть уверенным в себе дома лежа на диване... А еще хорошо бы научиться это состояние удерживать...

Критерии

  • Вызывать эмоцию.
  • Вызывать ее по желанию в любом контексте.
  • Удерживать ее нужное время (а не только вошел- вышел).
  • Выходить из нее (для некоторых эмоций это гораздо важнее, чем входить).
  • Произвольно управлять ее интенсивностью (например, умение радоваться слабо, сильно и очень сильно).
  • Отделять одну эмоцию от другой.

Ну, пожалуй, хватит.

Колода эмоций

Эта игра для тех, кто хочет потренироваться управлять своими эмоциями (впрочем, ее можно использовать и для работы с более широким понятием - состояниями). Хотя при ее создании применялось НЛП, эта игрушка выполнена скорее в стиле "долгих тренировок". Зато она весьма эффективна и если поиграть в нее 1-2 месяца, то можно легко научиться управлять своими эмоциями, при чем уже без помощи колоды...

Зачем ему нужно управление эмоциями я думаю каждый сможет определиться самостоятельно.

Для того, чтобы в нее играть, нужно сделать “Колоду” из 16 карт (как минимум). Вы так же можете добавлять свои собственные состояния (здесь в тексте “эмоция” и “состояние” идут как синонимы).

Например:

  • Бодрость.
  • Влюбленность.
  • Восторг.
  • Восхищение.
  • Грусть.
  • Интерес.
  • Ненависть.
  • Отрешенность.
  • Радость.
  • Раздражение.
  • Спокойствие.
  • Страх.
  • Творческий подъем.
  • Уверенность.
  • Удивление.
  • Юмор.

Порядок создания колоды

1. Карточки

Подготовьте необходимое количество карточек из плотной бумаги (таких, чтобы можно было носить в кармане). Например: 6 на 9 см. Или сделайте их из обычной бумаги, а потом наклейте на игральные карты. Как вам будет удобнее.

2. Область применения

Выберите состояние (эмоцию). Определите, в каких ситуациях это состояние будет вам полезно. (Злость может быть полезна в спорте, а ненависть - в драке на улице).

3. Состояние

Попробуйте максимально войти в это состояние, прочувствовать его. Желательно, чтобы это состояние было “чистое” - без примеси других состояний. А так же важно, чтобы оно не было завязано на конкретную ситуацию - как бы состояние “само по себе” (хотя для того, чтобы его вспомнить, можно в начале припоминать ситуацию, где у вас была эта эмоция).

Доведите его до максимума, на который способны.

4. Символ

Вверху карты нарисуйте символ, который у вас ассоциируется с этим состоянием. Это может быть нечто абстрактное, а может какой-то предмет или человек.

5. Название эмоции

Под символом напишите (вернее даже нарисуйте) “имя” этого состояния: грусть, жалость, юмор...

6. Список слов

Под названием напишите список из 6-8 слов, при помощи которых вы можете описать это состояние: тепло, расслабленность, ярко, бежать...

7. Колода

Повторите шаги 2-6 для всех состояний. При необходимости сделайте и добавьте в колоду новые нужные Вам карты.

Работа с колодой

Работают с колодой так. Вы тасуете ее и в произвольном порядке вытаскиваете карты. Делать это можно в любом месте и в любое время с условием, что вы там можете сосредоточиться на игре и это вам никак не повредит (например, играть при переходе через улицу настойчиво не рекомендуется, а при разговоре с начальником - просто не рекомендуется): в метро или автобусе, во время перерыва, дома...

1. Закрепление состояния

Сначала ваша задача вытащив карту из колоды глядя на нее “помогать” себе максимально войти в это состояние. Обычно хватает для закрепления сделать это 3-5 раз.

2. Удержание состояния

После того, как вы научитесь входить в состояние, ваша задача научиться это состояние удерживать (сначала можно при этом некоторое время держать карту перед глазами). Определите для себя интервал времени (например 3 минуты) и тренируйтесь удерживать состояние все это время. После того, как это начнет хорошо получаться добавьте еще минуту, потом еще... (Можно так - прибавляйте по минуте в 3-4 дня). Максимум, до которого имеет смысл эта тренировка - 15 минут. (Можно усложнить работу - попробуйте удерживать нужные состояния в реальных “сложных” ситуациях).

3. Осознание

После того, как вы научитесь достаточно хорошо удерживать состояние (или одновременно с этой тренировкой) попробуйте определить нюансы этой эмоции - какие характерные ощущения, какие субмодальные сдвиги в визуальном и аудиальном каналах.

4. Управление уровнем

Научитесь не только вызывать состояние но и задавать его “уровень”, его интенсивность. Можно создать себе шкалу (например от 0 до 10 по интенсивности) и “гонять” себя по ней. Для этого можно даже сделать себе вторую колоду с числами от 0 до 10 и вытаскивать по 2 карты: эмоцию и ее интенсивность.

5. Скорость перехода

Потренируйте скорость перехода от одного состояния к другому. Тое есть: вытащили карту, максимально вошли в состояние, вытаскиваете другую карту и переходите в новое состояние. В этой тренировке важно добиться максимальной скорости перехода от максимума одного состояния к максимуму другого. Можно даже замерять время (при этом время считается от “пика до пика”).

6. Мысленное представление

Через некоторое время вы обнаружите, что для того, чтобы войти в состояние, достаточно просто вспомнить образ карты. Естественно, это можно потренировать: вы делаете то же самое, что и во 1-ом пункте (“закрепление состояния”), но карту вытягиваете мысленно...

7. Полевые тренировки

После того, как вы хорошо научитесь входить и удерживать состояния мысленно, начинайте тренировать переход из состояния в состояние в реальных ситуациях, при чем не только в “нейтральных”, но и в “сложных”.

Карта эмоций

Это упражнение служит для того, чтобы вы внутренне определились с тем, какие именно переживания у вас к разным словам привязаны и дать некую "систему координат".

Это не означает, что любые эмоции можно разложить по этим двум координатам - эмоция штука гораздо более сложная. Но обычно контроля за этими двумя параметрами хватает для управления состоянием.

Вам предлагается определиться для каждой эмоции (из того списка, который вы составите - всего штук 7-10)

1. Интенсивность

Это как бы "сила переживания", его интенсивность. Грусть обычно по интенсивности меньше чем огорчение, а восхищение сильнее спокойствия. Пусть шкала будет от 0 до 10 (просто для удобства и по привычке). Один из возможных синонимов - уровень возбуждения ("Адреналиновый Барометр").

2. Знак

Уровень "приятности" и "неприятности" переживания. Или более официальным языком - "комфортности" и дискомфортности". Эмоции могут быть приблизительно одной интенсивности, но при этом одна будет неприятная, вторая нейтральная, третья комфортная.

Знак тоже можно измерять в баллах: например от -5 до +5 (или от -10 до +10). Подберите себе подходящую шкалу.

При этом обратите внимание, что эмоция это скорее не точка в этих координатах, а область: одним и тем же словом мы называем целую кучу состояний. И я надеюсь, что немного потренировавшись вы начнете замечать нюансы и поймете, что такое двухмерное представление слишком убого для описания человеческих чувств.

Итак, возьмите лист бумаге, нарисуйте на нем оси координат и обозначьте "области" эмоций (учтите, что некоторые области могут перекрывать друг друга). Можно так же для каждой подобрать цвет и шрифт.

Описание эмоций

Распишите 7-8 эмоций в терминах ощущений (более конкретно - в терминахкинестетических субмодальностей). Желательно разного знака и интенсивности. Например:

грусть: легкая вибрация в лице и плечах, расслабление в плечах, и руках, тепло в области солнечного сплетения, легкое жжение в области глаз.

спокойствие: тянущее ощущение в затылке, расслабление в области пресса, тепло снаружи бедер...

Старайтесь быть максимально точными и отмечайте даже слабые ощущения. Отметьте, если ощущения "передвигаются": очень часто они зарождаются в одной области, потом как бы "перетекают" в другую, где мы их обычно и замечаем.

Критические субмодальности

1. Для интенсивности

То есть какая субмодальность определяет интенсивность переживания. Часто это бывает "сила" ощущения: чем холоднее - тем интенсивнее переживание; иногда встречается место: чем выше, тем сильнее; иногда размер: чем большую площадь ощущение захватывает, тем оно интенсивнее...

2. Для знака

Буквально, при помощи какого ощущения вы определяете, что это переживание приятное, а это дискомфортное? Мы же должны как это для себя решить.

Здесь гораздо больше самых разных вариантов, например: теплые ощущения "+" а холодные "-"; если выше солнечного сплетения, то "+" а ниже - "-"; ощущения которые распространяются от цента приятные, а которые "сжимаются" - неприятные и т.д.

Учтите, что скорее всего будет только одна субмодальность для каждого критерия и они будут подходить почти для всех переживаний.

Вопрос на интерес?

Что происходит с эмоциями, если им поменять знак (не меняя интенсивности)? То есть существует ли для них осевая симметрия (относительно оси интенсивности)?

Тренировка

После того, как вы определите критические субмодальности для интенсивности и знака, начинайте тренироваться управлять ими.

1. Список эмоций

Создайте себе список эмоций, с которыми вы хотите поработать. Учтите, что управление неприятными эмоциями тоже стоит тренировать, хотя бы для того, чтобы из них научиться выходить. Для начала хватит 7-9.

2. Управление

Берите эмоции по одной и меняйте интенсивность переживания (до границ области).

Аналогично для знака: доводите до максимума, потом до минимума (в границах области). 3-4 раза для каждой эмоции.

3. Смена знака

Потренируйтесь менять знак эмоции без смены интенсивности. 3-4 раза для каждой эмоции.

4. Выход

Вызывайте эмоцию, и уменьшайте интенсивность до 0. 5-7 раз для каждой эмоции.

Аналогично для знака.

5. Удержание состояния

Удерживайте нужный уровень интенсивности определенное заданное время. Начните с 3-5 минут, и доведите до 15.

Аналогично для знака.

6. Тренировка на местности

Начинайте тренировать управление эмоциями в конкретной ситуации. Все предыдущие упражнения попробуйте выполнять в реальных "сложных" ситуациях.

Эмоции и чувства – это реакция нервной системы на окружающую действительность, когда человек переживает горе или радость, волнение, страх, гнев, восхищение и т. п. Сила и характер эмоций зависит от состояния нервной системы человека, его культуры, темперамента, склонностей и привычек. Но каждый должен научиться сдерживать себя, уметь управлять своими эмоциями и чувствами.

Ученые считают, что эмоции и чувства человека, так же, как и мышцы, поддаются тренировке. Можно выработать чувство юмора, стать жизнерадостным, научиться доброжелательному отношению к людям, умению переключить внимание на то, что поднимает настроение, например: заняться любимым делом, поговорить с другом, послушать музыку.

Помните, что частые и длительные отрицательные эмоции и чувства, как гнев, злоба, ревность, недовольство собой, зависть и др. плохо сказываются на работе сердечно сосудистой системы, печени, желудка и других органах. Причём внутренние органы приводятся в эмоциональное возбуждение независимо от нашего желания.

ПРИМЕР: Посмотрим на бутылку вина. Вино прозрачное, но на дне осадок. Если бутылку встряхнуть, то всё вино станет мутным. То же самое происходит в нашем организме. Осадок – это наши болезни. Стресс сильно встряхивает его и поднимает все болезни. Иногда, отрицательная эмоция, длящаяся секунды, требует продолжительного лечения её последствий.

При отрицательных эмоциях и чувствах в кровь поступает адреналин, от которого сужаются сосуды, повышается кровяное давление, и активизируются все энергетические процессы в организме.
Если эмоции и чувства очень сильны (при потере близкого человека), то нужно дать организму разрядку — не стоит сдерживать слезы, иначе печаль, не выраженная слезами, плохо отразится на здоровье.
Влияние стресса: При частых и сильных стрессах нарушается обмен веществ, трудно удаляются продукты распада, которые скапливаются и отравляют его, страдают железы внутренней секреции. Например, вес щитовидной железы (25г) может снизиться до 10г, а это ухудшает самочувствие, появляется утомляемость и сонливость, ослабляется роль сознания, вследствие чего возникают конфликты, срывы.

Управление эмоциями и чувствами. УПРАВЛЕНИЕ СТРЕССОМ. ПОВЕДЕНИЕ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ.

Управление стрессом и поведение в стрессовых ситуациях заключается в следующих 5 правилах:

1.«СОБЕРИСЬ!». Полностью сосредоточить внимание на поставленной задаче и отключиться от всего постороннего. Это удается не всем, поэтому, сосредоточенность внимания надо тренировать. Можно при помощи часов. Зафиксировать взгляд на секундной стрелке и проследить, пока она пройдет полный круг, не отвлекаясь на постороннее.

Ежедневно прибавлять по кругу и довести до 3-5 минут. Делать это нужно в любое свободное время до 5-10 раз в день. Помогает полностью сосредоточиться на том, что предстоит сделать.

2. «ВЫКЛЮЧИСЬ». Это умение обратно предыдущему. Сконцентрировать внимание на мыслях об отдыхе, чтобы выйти из напряжения, и думать только о приятном. Можно сделать глубокие приседания, затем походить, одновременно выполняя движения руками, ногами и всем телом. Дыхание должно быть таким: короткий вдох и продолжительный полный выдох.

3. «НЕ ЗЛИСЬ». Всем известно, что многие люди, попав в неприятную ситуацию или потерпев неудачу, начинают злиться на окружающих. Однако, злость – эмоция вредная, она не позволяет сконцентрировать внимание на причинах неудач и человек видит только последствия. При этом теряет способность к здравомыслию.

4. «НА ЛЮБЫЕ ТРУДНОСТИ И НЕУДАЧИ МОБИЛИЗУЮСЬ БЫСТРО И ПРЕДЕЛЬНО!» Очень важно научиться направлять все свои силы на преодоление трудностей или неудач, вместо того, чтобы злиться на окружающих и обвинять всех.

5. «ПРИБАВЬ В КОНЦЕ». Часто бывает, заканчивая какое-то дело, человек думает, что трудности все позади, но происходит срыв. Объясняются подобные неудачи просто. В процессе работы человек затрачивает энергию и это приводит к, часто не ощущаемому, утомлению. Ослабляется внимание и ухудшается контроль над точностью выполняемых движений – появляются ошибки. После окончания напряженной работы, выполните правило №2 «Выключись».

Рекомендуется просмотреть себя с позиции изложенных пяти правил поведения в стрессовых ситуациях, когда вам предстоит любое ответственное дело. И если где-то обнаружится слабость, принять это во внимание.

Для овладения правилами управления стрессом требуется время: кому-то несколько дней, кому-то несколько недель, а над 1 и 4 правилом нужно работать всю жизнь.

Управление эмоциями и чувствами. КАК СНЯТЬ СТРЕСС?

Есть несколько способов снятия стресса – это прием ванны, дыхательные упражнения, занятия спортом.

Снять стресс поможет — Прием ванны:

Прием теплой ванны не только доставляет удовольствие. Теплая вода способствует расслаблению мышц, улучшению кровообращения, устранению застойных явлений в организме и может успокаивать. Но нужно избегать слишком горячей воды – эффект будет противоположный. Для общего расслабления рекомендуется прием теплой ванны в течение 15 минут.

Дыхательные упражнения для снятия стресса. Глубокое дыхание:

Самым простым и эффективным способом справиться со стрессом является глубокое дыхание. При глубоком, ровном дыхании организм успокаивается и расслабляется. В стрессовых ситуациях обычно наблюдается учащенное дыхание и сердцебиение, но если человек сознательно заставляет себя дышать размеренно и глубоко, то это поможет взять под контроль эмоции и чувства и управлять ими. Наиболее легким способом борьбы со стрессом является дыхание животом.

Техника дыхания животом:

Удобно сесть, одну руку положить на живот под ребрами, другую руку положить на грудь. Носом сделать глубокий вдох – при этом грудь остается неподвижной, а живот под рукой поднимается. Выдох через рот – губы сжать, как для свиста и выдохнуть. Вы должны чувствовать, как опускается живот и прижимаете руку, чтобы выдохнуть весь воздух. Вдох и выдох делаются очень медленно. Начинайте с 3 глубоких дыханий и постепенно увеличивайте до 10-15 дыханий.

Глубокое дыхание животом можно делать и лежа на ровной поверхности. Вместо руки на живот можно положить книгу и следить, чтобы на вдохе книга поднималась, а на выдохе опускалась.

В начале занятий дыхательными упражнениями для снятия стресса может ощущаться головокружение – это значит, что вы слишком быстро дышите. Нужно замедлить дыхание и медленно остановиться.

Снять стресс поможет — Занятия спортом:

Исследования показывают, что регулярно и умеренно занимаясь спортом, человек может улучшить психическое здоровье, и повысить уверенность в своих силах. С помощью физических упражнений улучшается настроение, проходит депрессия, тревога и стресс. Например, 20 минут бега не только снимут стресс, но и вызовут оптимизм и чувство благополучия. При занятиях спортом мышцы устают, а психика отдыхает.

Управление эмоциями и чувствами. КАК СНИЗИТЬ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОЕ НАПРЯЖЕНИЕ?

Как защитить себя от чрезмерного нервно-психического напряжения? Во первых, постараться создать благоприятную и доброжелательную атмосферу на работе, на отдыхе, в быту, избегать конфликтных ситуаций и насколько возможно, сохранять мирные отношения со всеми.

Смягчить последствия сильного нервно-психического напряжения поможет двигательная активность: физическая работа, быстрая и длительная ходьба, физические упражнения. Тогда нервное напряжение не затронет сердечно сосудистую систему.

Не допускайте, чтобы отрицательные эмоции и чувства взяли власть над вами и приобрели устойчивую форму. Учитесь управлять эмоциями и чувствами, пользуйтесь приемами самовнушения и стремитесь к тому, чтобы у вас преобладали положительные чувства и эмоции, которые обогащают жизнь человека.

Психическая неустойчивость и плохая контактность возникают от чувства одиночества и никчемности, неуверенности в себе.

Наша жизнь перенасыщена информацией, запрограммирована компьютером повседневности, события следуют с неумолимой скоростью. Не распределяйте своё свободное время по телевизионной программе. Мы часто наблюдаем за чужой жизнью на экране и забываем о своей собственной. Слушаем чужие разговоры, но сами не общаемся с близкими людьми, с друзьями. Мы не знаем своих соседей, но политиков разных стран мы знаем в лицо. Всё меньше времени и сил у нас остается на активную жизнь. От всего этого страдает наше здоровье, и физическое и психическое.

Управление эмоциями и чувствами. КАК УКРЕПИТЬ ПСИХИКУ?

Для укрепления психики, следует провести самоанализ и объективно ответить себе на такие вопросы: Что меня угнетает? Чего я опасаюсь? Что я делаю неправильно? Какую проблему нужно решить в первую очередь? Какая у меня основная цель? Что я должен делать, чтобы достичь её?

Физические упражнения называют прекрасным средством для разгрузки нервной системы. Сюда включаются все формы тренировок – от легкой ходьбы или утренней зарядки до марафонских пробегов. После физических нагрузок человек испытывает чувство удовлетворения, а это положительно сказывается на образе мышления и поступках.

Людям, страдающим от одиночества, и особенно психологи рекомендуют коллективные спортивные занятия. Кроме того, одиноким людям советуют чаще ходить в гости и самим быть гостеприимными, посещать театры, выставки и концерты, стремиться расширять круг своих знакомых, постоянно поддерживать контакты с друзьями. Это укрепляет психику и делает жизнь радостной и насыщенной.

Управление эмоциями и чувствами. ЧУВСТВО ЗАВИСТИ. КАК ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЗАВИСТИ?

Чувство зависти может овладеть каждым человеком. Это не зависит от того, богат человек или беден, талантливый он или ничего не умеет делать, успешен в жизни или нет.

Завидовать – значит испытывать чувство досады по поводу достатка, благополучия или положения другого человека.

Слово «зависть» подразумевает желание лишить другого человека того, чем он обладает. И завистливый человек не просто желает того, что имеют другие, но он хочет, чтобы у них тоже этого не было.

Чувство зависти проявляется и тогда, когда тебе кто-то не нравится только потому, что другие называют его хорошим, красивым и умным. Поэтому родителям нужно быть осторожными, чтобы не относиться к одному из своих детей как-то особенно.

Если зависть поселяется в нашем сердце, мы затаиваем обиду, приписываем тому человеку плохие мотивы, сосредоточиваемся только на себе и не можем ясно мыслить. Это порождает ненависть, хотя человек, которому завидуют, не заслуживает плохого обращения, но мы выплескиваем на него свои отрицательные эмоции.

Зависть – плохое чувство. Чем опасно чувство зависти? Пламя зависти ослепляет, заставляет забыть обо всех добрых делах и лишает радости.

Как избавиться от чувства зависти? Как научиться управлять своими эмоциями и не позволить чувству зависти овладеть нами? Стремитесь делать добро другим и искренне радуйтесь их успехам – тогда станете более счастливыми. Положительные эмоции и чувства обогащают жизнь человека!

Приветствую Вас, уважаемые посетители сайта психотерапевтической помощи , сегодня, в рубрике самопомощь, Вы узнаете, как можно управлять своими эмоциями и чувствами с помощью простой техники когнитивной терапии

Как научиться управлять своими эмоциями

Вам представлена когнитивная техника сократического диалога с самим собой, чтобы научиться управлять своими эмоциями и чувствами.


Например, вы злитесь на своего друга за его поведение (это эмоция гнева), и уже готовы к агрессивным действиям, против себя – если вы интроверт, или против других – если экстраверт.

Как придти в норму и избавиться от гнева, особенно если он реально необоснован, и как не стать агрессивным при этом?

Чтобы узнать как управлять эмоциями , давайте уясним когнитивную модель.

Ее суть: «Как я думаю – так я себя и чувствую, а как чувствую – так и веду себя (включая физиологические реакции организма)»

То есть, наши чувства и эмоции, а вместе с ними поведенческие и физиологические реакции (артериальное давление, учащенное или замедленное дыхание, повышенное потоотделение, комок в горле, покраснение кожных покровов и так далее), напрямую зависят от нашего мышления, от нашей интерпретации психотравмирующей, стрессовой ситуации (в нашем примере – поведение друга).

Схема процесса когнитивной ошибки (ошибки мышления) такова:

Стрессовая ситуация – Дисфункциональная автоматическая мысль (Автомысль) или представление (образ) – Эмоция (чувства) – Поведение (и/или физиологические реакции).

По сути, что бы вернуться к нормальному самочувствию, мы можем сломать эту цепочку в любом месте, например, изменив ситуацию: не будет мыслей о ней – не будет и эмоций…

Но ситуацию не всегда можно изменить, тем более, что незавершенная ситуация с автомыслью и не отработанной эмоцией – сохраниться в голове, в глубинах психики, и потом проявит себя, например, в отношениях.

Саму эмоцию, или соответствующее ей поведение – сложно изменить, особенно, когда вы испытываете ее в данный момент. Поэтому, мы с вами будем обнаруживать и менять дисфункциональные автоматические мысли (сокращенно – автомысли).

Переходим к практике применения этой техники, чтобы управлять эмоциями

Итак, вы злитесь… Вам нужно представить тот момент, когда вы начали злиться…, что была за ситуация… что за поведение друга… и задать себе вопрос: «О чем я тогда подумал?»

Может я подумал, что какой милый у меня друг, как он внимателен ко мне?

Вряд ли! Наверное, я подумал, что он меня не любит и не уважает, раз так ведет себя? (мысли быстрые, поэтому нужно поймать их интуитивно)

Что ж, эта мысль подходит: «Он меня не уважает», поэтому я разозлился и готов был прибить его.

Задаете себе вопрос: «Насколько я верю в эту идею, что мой друг меня не уважает?» (от 0 до 100%)… скажем 90% (записываем)

Насколько сильна, интенсивна моя эмоция злости? (от 0 до 100%)… скажем 80% (записываем).

Для этого проводим диалог с самим собой: задаем и отвечаем себе на следующие вопросы:

1) Каковы доказательства, поддерживающие эту идею?

Выписываем доказательства (аргументы) штук десять.

Например: Он меня не уважает, потому что не дал в долг.

И доказываем….

2) Каковы доказательства, противоречащие этой идее?

Здесь находим больше доказательств, чем в предыдущем вопросе.

Например: Он меня уважает, потому что….

3) Существуют ли альтернативные объяснения этой идеи?

Например: Он не то что не уважает меня, просто у него было плохое настроение… не было денег….

4) Что самое плохое может произойти, если он меня не уважает?

Например: мы перестанем дружить

5) Представить, что так произошло, и спросить себя: «Смогу ли я это пережить?»

6) Что самое лучшее может произойти, если он меня не уважает?

Например: он станет меня уважать.

7) Что самое реальное может произойти, если он меня не уважает?

Например: мы выясним отношения, и продолжим дружбу.

8) Каковы последствия моей веры в эту идею, что он меня не уважает?

Например: я накоплю негатива, и мы разругаемся.

9) Каковы последствия изменения этой мысли?

Например: я перестану злиться, копить негативы, и смогу решить эту проблему.

10) Что я должен делать в связи с этим?

Например: изменить свое отношение (мышление) к определенной ситуации….

11) Что я мог бы посоветовать близкому человеку, находящемуся в такой же ситуации?

Записываем крупно адаптивный ответ, например: «МОЕ НАСТРОЕНИЕ НЕ ЗАВИСИТ ОТ УВАЖЕНИЯ МЕНЯ ДРУГИМИ». (потом, это можно несколько раз перечитывать, для закрепления результата).

На сколько % я сейчас верю в эту идею, что он меня не уважает? Например 30%. (или вообще не верю).

Какова сила (интенсивность) моей злости? Например: у меня уже нет злости (или столько то %).

Если вы все сделали правильно, то вера в автомысль уменьшится или вовсе исчезнет, как и сила эмоции, и вы почувствуете себя лучше!

Точно так же, можно управлять другими эмоциями и чувствами, автомыслями и поведением, включая — навязчивые идеи ….

Как только Вы почувствовали изменение настроения или проявление негативной эмоции (чувства), сразу спросите себя: «О чем я только что подумал?», и найдите адаптивный ответ.

Если Вы не можете самостоятельно справиться со своими негативными эмоциями и чувствами, то ЗАПИШИТЕСЬ на консультацию психолога онлайн.

Психологический журнал.