Игра зарядка для глаз. Гимнастика для глаз

01.11.2019 Желудок

«Наши пальчики писали и немножечко устали…» Кто же не знает стихотворения этой детской физминутки! Но разрядку нужно давать не только пальчикам. Ведь, кроме них, трудились и наши глазки. Есть прекрасные «рецепты» гимнастики и для них. И стихотворения, кстати, тоже есть. Убедитесь в этом на страницах нашего тематического раздела, посвящённого методикам снятия зрительного и умственного напряжения.

Здесь собраны публикации педагогов о видах зрительной гимнастики, самодельных тренажёрах для глаз, дидактических играх и конкретном опыте их применения в работе с детьми.

Осваиваем различные методики зрительной гимнастики вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 282 .
Все разделы | Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика, тренажеры

Актуальная проблема ДОО - охрана и укрепление здоровья детей, поскольку распространенность отклонений в состоянии здоровья детей весьма значительна. В век информационных технологий увеличилась нагрузка на организм детей, что губительно сказывается на их здоровье. В настоящее...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Педагогическая гостиная (работа с родителями) «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия дошкольников» Тема: «Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста» Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями способствующие профилактике нарушения, коррекции зрения у детей. Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка;...

Картотека «Гимнастика для глаз» в старшей группе Картотека «Гимнастика для глаз» (для детей старшей группы) План гимнастики для глаз в старшей группе №11 «Звездочки» (по тематическим неделям) Месяц Тема недели Название упражнения сентябрь Детский сад «Веселая неделька» Впечатления о лете «Заяц» Прогулка в лес «Теремок» Дары...

Консультация «Игры, упражнения и приемы для развития зрительного восприятия» Психическое развитие детей с нарушением зрения, принципиально не отличаясь от нормального развития, имеет специфические особенности, к которым относятся трудности в приеме и переработке получаемой информации, замедляющие процесс познания и приводящие к отклонениям в...

Гимнастика для глаз. Зрительная гимнастика, тренажеры - Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений

«Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения по средствам дидактических игр и упражнений" Целью моего самообразование было: разработка системы дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения. В начале года поставила...

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Лучший помощник в борьбе за хорошее зрение - гимнастика для глаз! Основная цель зрительной гимнастики - сформировать у детей дошкольного возраста убеждение и стремление заботится о сохранности своего зрения. При выполнении гимнастики для глаз важна регулярность! Зрительная...

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Врач-офтальмолог

Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

Здравсвуйте, мои дорогие мамы! Я рада Вас видеть на страницах моего сайта .

Сегодня мы поговорим о зарядке для глаз для деток. Давайте узнаем зачем нужно делать зярядку для глаз детям, особенности зарядки для глаз, узнаем какие виды зарядок есть, узнаем конкретные примеры, как можно играючи, делать зарядку для глаз малышу.

Зарядка для глаз для детей

Хорошим способом снять зрительную усталость детям дошкольного возраста является зарядка для глаз, иначе говоря, физкультминутка, которая широко используется в дошкольных учреждениях. Основным ее предназначением является повышение работоспособности глаз, улучшение кровообращения, а также профилактика развития глазных заболеваний.

Зарядка для деток младшего возраста

  • поочередное закрывание и открывание глаз;
  • наблюдение одним глазом за движениями людей, машин, животных, а второй глаз в это время закрыт;
  • взмахи ресничками.

Отрицательное воздействие на формирование зрения оказывают такие негативные факторы, как различные инфекционные заболевания, повреждения глаз различной тяжести, а также постоянное времяпровождение у монитора компьютера и телевизора . Помимо этого, каждый день на ребенка сваливается большой поток информации, результатом которого является усталость и нарушение зрения.

Виды зарядки для глаз

В дошкольном возрасте происходит активное формирование зрения, именно поэтому необходимо бережное отношение к детскому организму и проведение специальных упражнений.

Можно выделить следующие виды зарядки для глаз:

  1. Гимнастика в форме игры.
  2. Использование стереокартинок для расслабления детских глаз.
  3. Применение компьютерной программы-тренировки.
  4. Использование объектов природы для отдыха глаз.


Зарядка в игровой форме

Родители могут проводить зарядку для глаз для детей в игровой форме, что вызовет у малышей повышенный интерес к занятию, а также сопровождать свои действия стихами, потешками и поговорками . Большую подборку стишков для зарядки глаз Вы можете посмотреть и здесь. Проговаривание во время выполнения движений различных фраз способствует не только укреплению глазных мышц, но и развивает слуховую память ребенка.

В домашних условиях ребенку можно предложить такие виды игровых упражнений:

  • «постреляем глазками» (необходимо быстро и неожиданно переводить глаза из одной стороны в другую, проговаривая при этом «пиф-паф»);
  • «напишем письмо Буратино» (ребенку предлагают крепко зажмурить глаза и с помощью своего носа нарисовать в воздухе любой предмет, который должен угадать второй ребенок либо взрослый);
  • изображение на лице различных гримас, а также моргание (можно проводить в форме соревнования, где каждый из участников должен изобразить самую смешную рожицу и дольше всех проморгать ресницами).

В дошкольном учреждении несколько иные методы проведения зарядки для глазок:

  1. Проведение зарядки для глаз с обыгрыванием предложенных предметов.
  2. Словесная гимнастика с использованием стихотворений на заданную тему.
  3. Широкое применение получили зрительные тренажеры, которые в детском учреждении представлены в виде индивидуальных, потолочных и настенных приспособлений.
  4. Электронная зарядка.
  5. Проведение гимнастики с опорой на схемы и таблицы.

Зарядка с использованием стереокартинок

Зарядка для глаз для детей может проводиться и с использованием стереокартинок, которые представляют собой объемное изображение на ровном листе бумаги. К обычному набору картинок добавляют одну новую и предлагают малышу ее найти, постоянно следя за тем, чтобы ребенок не забывал моргать во время выполнения задания.

Увидели, что изображенно на картинке? Тогда напишите в комментариях. Первый кто напишет получит 100 рублей на яндекс кошелек.

Зарядка на основе компьютерной программы

Благодаря современным достижениям в области компьютеризации специалистами была разработана игровая программа «Цветок» со следующим принципом действия: ребенку предлагается обратить внимание на монитор, на котором размещен цветок. В серединке растения изображен определенный предмет, идентичное изображение которого необходимо отыскать на лепестках. Выполнить задание необходимо за определенное время и перейти на следующий уровень.

Зарядка с использованием объектов природы

Самой приятной и интересной формой проведения зарядки для глаз является наблюдения за объектами и явлениями живой природы, которые сопровождаются стихами и песнями. Хороший расслабляющий эффект дает наблюдение за восходом и закатом солнца, а также за журчанием воды.

Ежедневное выполнение несложных упражнений для глаз поможет не только избежать проблем со зрением, но и позволит создать у ребенка радостное и хорошее настроение на весь день.

Зарядка для глаз для детей was last modified: Май 4th, 2016 by Анна Пацкова


Физическое развитие детей. Зарядка для детей.
Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

Спешилова Наталья Викторовна
Учитель- дефектолог МБДОУ «Детский сад №1»
Воецкова Галина Алексеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
г. Лысьва Пермский край

Очень давно доказано, что специальные упражнения приводят к улучшению зрения, позволяющие исправить многие виды аномалий рефлексии, устранить многие проблемы, возникающие со зрением без вмешательства медицины.
Метод У.Бейтса.
Упражнения американского врача-офтальмолога У. Бейтса обращены, главным образом, к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефлексии – близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. Он предлагает очень много упражнений на расслабление, на снятие напряжения не только с глаз, но и со всего организма. Метод Бейтса способствует улучшению зрения за счет улучшения интерпретации изображения на сетчатке.
Последователи У. Бейтса:
Патриция Брегг, предлагает систему, опирающуюся на три принципа:
- укрепление и стимуляция глаз водными процедурами (горячими и холодными),
- специальные упражнения глубокого дыхания для улучшения кровообращения глаз,
- упражнения для расслабления глаз (сюда входят отдых и снижение нервных напряжений).

М. Корбетт (англ. врач) – предлагает интересную методику тренировки и восстановления зрения. М. Корбетт считает, что тренировка мышц, окружающих глазное яблоко, очень важна для восстановления зрения. Эти упражнения влияют на изменение фокусного расстояния к сетчатке, приближают его, достигая того же эффекта, что дают очки.
Приведем 2 принципа расслабления глаз по М. Корбетт:
Пальминг
Исходное положение: выпрямите пальцы одной руки и положите ладонь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно, соответственно, располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Можно положить на колени подушку, а на подушку уже локти. Если вам необходимо наклониться вперед, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человека. Постарайтесь найти приемлемое для вас их положение. При пальминге солнечные пятнышки и точечки исчезнут.
Применять это упражнение нужно потому, что оно дает глазам отдых. Отдых расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки глаз. При этом происходит расслабление и тех напряженных мышц, что оттягивают глаза в ту или иную сторону, нарушая их соосность. Это придает им силу и здоровье, способствуя во многих случаях восстановлению зрения плохо видящих глаз.
Не пытайтесь «осознать» (прочувствовать) глаза. Во время выполнения всех этих упражнений не следует обращать внимания на глаза как на физические, материальные органы, поскольку они практически не поддаются волевому управлению и даже более неуправляемы, чем сердце, тоже неуправляемый волей орган. Если вы будете сидеть, заглядывая мысленно внутрь своих глаз, то вы разрушите цель своих занятий. Некоторые люди утверждают, что они видят во время пальминга ярко окрашенные или бесцветные пятнышки, точечки и блестки. Вместо того, чтобы думать о них, попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное - свадебное путешествие, красивые пейзажи, интересные случаи, произошедшие с вами и принесшие вам радость, или события, описанные в какой-нибудь увлекательной книге или интересном кинофильме. Когда вы отнимете руки от глаз, мир должен показаться вам ярче.
На вопрос о том, сколько времени и когда надо делать пальминг, ответ будет таков понемногу, но часто. Даже прикрыв глаза ладонями на секунд десять, вы вновь вернете им в ходе загруженного дня чувство расслабления. Вы захотите, чтобы глаза запомнили это чувство, испытанное ими во время пальминга. Поступая так, вы способствуете тому, что ощущение расслабления станет вашей привычкой на всю оставшуюся жизнь.
Повороты
Первый закон зрения - это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Здесь приведен ряд упражнений психического и физического характера, цель которых - разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда.
Оригинальные методики профилактики и исправления самых распространенных дефектов зрения – близорукости и дальнозоркости предлагают профессор Г.Г.Демирчоглян, академик Утехин.
Народные целители И.Афросин и Валентина Травинка также предлагают тренировать свое зрение день за днем, осваивая одно упражнение за другим исцеляясь только упорным трудом!
В своей коррекционно-педагогической работе мы огромную роль отводим упражнениям и играм для глаз, рекомендуем их использование воспитателям на всех занятиях с детьми, учитывая особенности дошкольного возраста, индивидуальный и дифференцированный подход состояния зрения.
Учитывая особенности детского возраста, желание детей играть, эффективность усвоения нового в игре, разработали гимнастики для глаз, как на основе литературного материала (стихи, потешки, поговорки), так и личные разработки.
Гимнастики, упражнения для глаз:

Буратино потянулся, Взор вверх
Руки в стороны развел, Взор влево – вправо
Раз нагнулся, Взор вниз – вдаль
Два нагнулся, Вверх – вдаль
Повернулся и пошел. Круговые движения глазами

Большие ноги шли по дороге: Широко раскрыть глаза
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки Зажмурились в ритме
Бежали по дорожке Стихотворения
Топ-топ-топ! Моргание быстрое в ритме
Топ-топ-топ! стихотворения

«Радуга – дуга»
Ой, ты радуга – дуга! Взор вверх
Под тобой лежат луга, Взор вниз
В небе ты повисла, вверх
Словно коромысло.
Я красивую такую Взгляд влево – вправо, влево –
В полминуты нарисую Вправо.

«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом глядит вперед,
Глаза закроет, отдохнет.
Шея ненапряженна, а расслабленна.
Вот Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех.
Снова глазки закрывает,
И, качаясь, отдыхает!

Упражнения для тренировки наружных мышц
«Поиграем глазками»
Вспомним приятное событие, любимую ситуацию, проиграем ее
мысленно.
- Глазки двигаем вверх - вниз, влево - вправо – несколько раз. Теперь зажмурили глазки, потом освободили и сняли напряжение. Хорошо. Теперь взгляд пошел в правый верхний угол, в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз можно повторить с воображаемым квадратом, посмотреть в углы. Зажмурились, сняли напряжение, помигали, считаем, когда мигаем до 10.

Теперь представим себе большой круг (обруч, мяч, колесо, бублик и т.д.). Обводим его глазками сначала по часовой стрелке, затем против 7-10 раз в одну и другую сторону. Зажмурились – расслабились и мигаем (10 раз).

Мысленно повернуть круг «в профиль», и опять наши глаза побежали по кругу: вперед – вверх – назад – вниз и в обратную сторону: назад – вверх – вперед – вниз. И снова снимаем напряжение: зажмурились – расслабились и помигаем (10 раз).

Крест. Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево – вправо – вверх – вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад – восток – север – юг.

Змейка. Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую.
Воспитатели, выбирая или подбирая игры для глаз к занятиям, должны учитывать, что упражнения и гимнастики можно условно разделить на несколько видов:
- восстановление и развитие глазных, зрительных функций,
- тренировка глазных мышц, насыщение их кислородом,
- расслабление, отдых глаз.
Например, для развития окклюзии, можно использовать игры с меткой на стене (переключение взора), с линией горизонта, с подвешенными игрушками и т.д. (фиксация взора на вершине пламени свечи и др.).
Для кровообращения и насыщения глаз мышц кислородом можно использовать упражнения и игры с морганием (разный темп, поза, литературный материал), гримасками, вращением глаз и их движениями в разных направлениях, зажмуриванием.
Воспитатели должны себе четко представлять, какие игры и упражнения они будут включать в занятия или между частями, и с какой целью. Если с целью отдыха и расслабления, то можно использовать «минутки тишины» под спокойную музыку, пальминг, мысленные игры, расслабляющий массаж бровей, растирание лба, расслабление всего тела с дыхательными упражнениями. Все игры день ото дня способствуют восстановлению бинокулярного зрения и помогают дать отдых глазам и передохнуть от перегрузок. Воспитатели должны помнить об этом и включать гимнастику для глаз в течение всего дня.

90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Мне близка эта проблема, так как я работаю в МБДОУ д/с 54 г. Белгорода. В нашем учреждении функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».

Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

7. Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

9 . Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Бабочки»

Тренажер «Маршруты глаз»

Методика:

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

10. Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

  • У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
  • Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.