Что такое душевный мир. Духовный мир личности

Чем каждый из нас отличается от других? Казалось бы, все мы имеем одинаковое количество хромосом, каждый из нас испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции. Так в чём же разница и за счёт чего между нами такими одинаковыми так часто возникают недопонимания, вот главный вопрос нашей статьи.

Внутренний мир личности – это психическая реальность человека, организованное содержание его психики, вмещающее в себе все аспекты сознательной духовной жизни индивида и его духовную энергию. Внутренний духовной мир – это первоначальное создание культурных ценностей и дальне их сохранение, распространение. Данное понятие является своего рода словестной метафорой определяющей виртуальную реальность, которая моделируется взаимодействием нейронов головного мозга.

Психология внутреннего мира человека

В современном мире душа - является синонимом внутреннего мира, хотя это не совсем так. Расширение и развитие духовного мира может происходить очень стремительно, в то время как душа может оставаться неизменной.

Структура душевного мира

Богатый внутренний мир личности формируется с помощью компонентов духовной структуры мира.

  1. Познание - нужда знать что - то о себе и о смысле своей жизни, своей роли в этом обществе и о том, что происходит вокруг нас. Именно это свойство нашего мышления и формирует нашу интеллектуальную платформу для дальнейшего развития, тренирует умение получать новую информацию на основе той, что уже была известна ранее.
  2. Эмоции – личностные переживания по поводу всего с нами происходящего, каких - то явлений или событий.
  3. Чувства - эмоциональные состояния, отличающиеся от эмоций большей стойкостью и продолжительностью по времени. Также чувства имеют ярко выражений предметный характер, другими словами особую направленность на что или кого либо.
  4. Мировоззрение – ключевой аспект в изучении внутреннего мира человека. Это совокупность взглядов на жизнь, ценностных ориентиров и моральных принципов как своих, так окружающих вас людей.

Мировоззрение играет значительную роль в судьбе человека, ведь именно благодаря ему мы имеем жизненные ориентиры и цели для практической деятельности. Оно также позволяет каждой женщине выделить для себя главные жизненные и культурные ценности. Развитие внутреннего мира происходит посредствам совершенствования всех его выше представленных составляющих. Не стоит также забывать, что развитие мировоззрения зависит от того жизненного пути который вы уже прошли, в то время как духовные аспекты познания можно формировать и расширять с момента осмысления себя как личности.

Гендерные различия душевной организации

Актуальной темой для обсуждения на сегодня является различие в построении внутреннего мира девушки и парня. Для женщин моральные ценности и мировоззрение партнёра играет куда более важную роль, нежели для мужчин. Сильный пол более ориентирован на восприятие внешних характеристик спутницы. Дамская душевная организация очень хрупка и нестабильна, независимо от того какими чертами характера она обладает. Для профилактики травм внутреннего мира, полученным вследствие конфликтов с мужчинами, женщинам следует помнить, что противоположный пол более поверхностно воспринимает нашу личность, поэтому всё происходящее не принимает так же «близко к сердцу» как и вы.

Главной проблемой внутреннего мира является то, что и до сегодня нам мало что известно о принципах его функционирования, так как инструментария для исследования мотивационно –волевой сферы нашей деятельности не существует. Возможно в будущем, такой аппарат будет изобретён, и мы сможем избавиться от нечестивых помыслов и негативных эмоций навсегда.

В системе духовного здоровья, как основы для общего здоровья человека, центральное место православие отводит душевному миру – спокойному, благодатному состоянию души.

Преподобный Алексей Зосимовский так говорил своим духовным детям: «Я вам не желаю ни богатства, ни славы, ни успеха, ни даже здоровья, а лишь мира душевного. Это самое главное. Если у вас будет мир — вы будете счастливы ». Христос заповедовал человеку прежде всего стремиться к обретению внутреннего Царствия Божьего, которое находится в душе человека.

Серафим Саровский говорил «Всеми мерами надобно стараться, что бы сохранить мир душевный».

Спокойствие и согласие в душе, душевный мир , душевная тишина и покой, гармония души ведет и к гармонии тела, в то время как душевное беспокойство приводит к множеству заболеваний. По словам Амвросия Оптинского «болезни по большей части происходят от тревожного состояния души».

Душевные бури и страсти, постоянное зло, ненависть, зависть, тревога, разрушают душевный мир, ведут к нервному перенапряжению «внутренний мир человека – грешника исполнен самоуправства, беспорядка и разрушения», — говорит святитель Феофан Затворник.

Благодаря работам крупнейшего врача – исследователя двадцатого века Селье было обнаружено явление стресса – перенапряженного, перевозбужденного душевного состояния, которое является основной причиной многих заболеваний.

Современная медицина считает, что около 80% всех болезней так или иначе связано с расстройством психики. Учеными выделена особая группа заболеваний, которые стали именоваться психосоматическими, т. к. в их происхождении одну из главных ролей играют нервные факторы. К этой группе болезней относят эссенциальную артериальную гипертензию, ишемическую болезнь сердца, психогенную одышку, нарушение желудочно-кишечного тракта и многие другие.

Разрушительное действие душевных волнений обусловлены страстями.

Душевный мир человека разрушают такие страсти как:

Гнев, ярость, раздражительность – это грехи против своего здоровья. Больше всего здоровью вредит раздражительность, а ярость – высшая степень ее…

В раздражительности есть существование черта, особенно когда человек гневается и раздражается раз за разом. И если при этом он итак слаб здоровьем, то он еще больше разрушает это здоровье, медленно убивая самого себя. «Ревность и гнев сокращают дни» (Сир. 30, 26)

Душевный мир человека страдает еще из-за того, когда в семье плохие отношения и частые ссоры, недоверия друг к другу.

Для того чтобы вернуть душевный мир и покой необходимо победить многие страсти, а для этого человеку необходимо познать новые, иные ценности, которые постепенно вытеснят прежние пристрастия. А для этого необходимо хоть на миг вырваться из суетного мира, освободить свой внутренней взор от мелочных повседневных забот.

Душевный мир можно восстановить уединившись на время. Можно отправиться в любой монастырь или слиться с природой у себя на даче. Посмотреть на закаты, звезды, встретить рассвет. Посидеть на берегу моря. Успокаивающее и оздоровительное действие не раз отмечалось исследователями. Недаром подвижники монахи старались уединиться.

Душевный мир человека восстанавливает тишина.

Святитель Антоний Сурожский, опираясь на свой врачебный и духовный опыт, однажды посоветовал женщине, которая обращалась к нему за помощью в духовных скорбях, просто посидеть в тишине. И находясь в тишине, она вдруг почувствовала, что Бог – рядом с ней. И эти впечатления помогли ей решить свои проблемы.

В тишине человек впервые обретает душевный покой. Профессор медицины П. Калиновский пишет: «То, чего не хватает многим из нас, уединиться в тишине, остаться со своими мыслями и отдаться их свободному течению. Уединение, уход в себя – это лучшее средство для избавления от мелких забот и тревог », что чудесным образом сказывается на здоровье человека.

Душевный мир человека не может быть спокойным без молитвы.

Молитва – это разговор души с Богом. Искреннее стремление к душевному миру и придание себя исцеляющей и умиротворяющей воле Божьей мы видим в ежедневной молитве Оптинских старцев, которая внутренне настраивает человека на успокоение:

Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.

Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.

Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.

Какие бы я не получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.

Во всех словах и делах моих — руководи моими мыслями и чувствами.

Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.

Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.

Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и всех событий его.

Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить. Аминь.

Душевный мир человека получает радость и покой, когда за все начинает благодарить Бога и во всем видеть промысел Божий.

На такое состояние помогает настроиться Акафист «Слава Богу за все!»

Что бы ни случилось — благодарите Бога. Благодарите перед сном и встав рано утром. Перед трапезой и после. После каждого доброго дела.

Порой отрезвляюще действует на душу человека болезнь. В жизни есть немало примеров, когда болезнь послужила причиной переоценки ценностей и человек полностью изменял свою жизнь.

Душевный мир обретается не сразу, а постепенно, в результате сознательной работы над собой. Происходит постепенное избавление от страстей. Формируется новая система целей и ценностей, разум наполняется мудростью и миром. Сердце наполняется любовью. Воля устремляется к добру. Человек примиряется с Божьим миром и впервые начинает понимать его.

Обретенный душевный мир благотворно сказывается на окружающих. «Стяжи дух мирен и вокруг тебя спасутся тысячи», — говорил Серафим Саровский.

Не тревожность, беспечность, успокоение, наслаждение благодатью, мир душевный, соединенность с вечностью – все это является фундаментом человеческого здоровья, оказывает оздоровительное действие на весь организм. Человек исцеляется от множества болезней, другие же – хронические, наследственные и т. п. облегчаются, уже перестают мучить так, как прежде.

Посмотрите видео о мире душевном, что говорит по этому поводу Серафим Саровский

Понятие «психика», «душа»

Психика является результатом взаимодействия мозга с окружающей средой и представляет собой особое свойство высокоорганизованной материи субъективно отражать объективную реальность. Это свойство необходимо для того, чтобы ориентироваться и активно взаимодействовать с окружающей средой, а человеку еще и для управления своим поведением. И человеку, и животным психика свойственна, высшую форму психики человека можно обозначить понятием «сознание», но оно является более узким, потому что психика содержит в себе сферу подсознания и сверхсознания («Сверх-Я»).

Термин «психика», используемый в философии, психологии, медицине, достаточно сложный, и целый ряд его определений говорит только о том, что ученым однозначно сказать, что это такое, достаточно сложно. Определенно, о чем говорят ученые, так это то, что психику просто свести к нервной системе нельзя, хотя нервная система действительно является одним из органов психики. Когда деятельность нервной системы нарушена, нарушается и страдает психика.

Психика не дается в готовом виде с момента рождения и сама по себе не развивается, так же, как человеческая душа не появляется сама собой, если ребенок изолирован от людей. Человеческая психика формируется в ходе общения и взаимодействия с другими людьми, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями.

Все имеющиеся на сегодняшний день определения психики связаны с внутренним миром человека, его отношением к среде обитания или внешней среде. Наиболее понятное, простое и удачное определение этого сложного термина звучит следующим образом – психика есть не что иное, как субъективный внутренний мир человека, который определяется его взаимодействием с окружающим миром.

Определение

Таким образом, психика включает в себя несколько составляющих: внешний мир, природа, её отражение – полноценная деятельность мозга – взаимодействие с людьми, активная передача новым поколениям человеческой культуры и способностей.

Понятие «психика» в наше время используется вместо понятия «душа». Тем не менее, в языке сохранилось достаточно много слов и целых выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, задушевный разговор и др. С точки зрения лингвистики «душа» и «психика» одно и то же. Но по мере развития культуры и науки значения этих понятий разошлись.

Каждый человек является сугубо индивидуальным феноменом, поэтому душа каждого человека представляет собой уникальные особенности его личности. Несмотря на уникальность каждого человека, все-таки можно обобщенно говорить о человеческой душе вообще. В религии и идеалистической философии, а также в психологии понятие «душа» рассматривается как нематериальная субстанция, независимая от тела, а наука определяет душу как особый внутренний мир человека. Это тот мир, в который вкладывается содержание, информационная «начинка» личности, имеющая краткое обозначение «Я». Это личное местоимение включает определенное мировоззрение, жизненные ценности, совокупность знаний и представлений об окружающей действительности. Все эти представления усваиваются человеком в процессе его взросления, обучения и практической жизнедеятельности и определяют отношение индивида к внешнему миру.

Ни философия, ни психология при рассмотрении души не могут обойтись без рассмотрения связи духовного мира человека с деятельностью его мозга, поэтому человек есть душевно-телесное психофизическое существо. Душа в форме индивидуального субъекта выражается в особенностях темперамента, характера, таланта, а имея множество модификаций, отличает одного человека от другого, поэтому своеобразие душевного склада с неповторимыми чертами определяет уникальность личности. Эмоции, чувства, нравственность, законы морали относятся к сфере души. Для психологии понятие «душа» имеет принципиальную важность, это и понятно, потому что название самой науки есть не что иное, как «наука о душе».

Для людей понятие «душа» далеко неоднозначно – одни считают, что это функция мозга, для других душа рождается вместе с телом и продолжает существовать после смерти. Таким образом, человек – это синтез души, разума и тела, внутренний мир которого ассоциируется с понятием «дух».

Понятие «внутренний мир человека»

А. Мень в человеке самым главным считал то, что нельзя потрогать руками, увидеть глазами, нельзя взвесить и измерить. Это есть психическая реальность человека, организованное содержание его психики или внутренний мир.

Еще Сократ говорил о том, что жизнь, которая не познана, не стоит того, чтобы быть прожитой.

Психологи предпринимают попытки, чтобы установить общие закономерности психологической жизни человека, но это только один из путей познания собственного внутреннего мира. Лучшим психологом этого мира является каждый человек в отдельности, потому что, осознавая себя, человек получает минимум четыре удивительные возможности:

  • Узнать себя;
  • Оценить себя;
  • Изменить себя;
  • Принять себя.

В осознавании себя огромную роль играет психология и философия, которая пытается ответить на волнующие человека главные вопросы:

  • Что есть человек?
  • Цель и смысл существования человека;
  • Роль и место человека в мире.

Вопросы психологии немного проще:

  • Устройство психики человека;
  • Психологические свойства личности;
  • Схожесть и отличие людей друг от друга;
  • Как человек думает, чувствует, действует.

Основой внутреннего, духовного мира выступает интеллект. Благодаря интеллекту человек живет, определяет свои высшие потребности, познает мир, который его окружает и себя в этом мире, формирует свои ориентиры, ставит цели и задачи.

Внутренний мир человека, таким образом, имеет сложную структуру и представлен такими элементами, как:

  • Эмоции – самый яркий компонент внутреннего мира человека. В душе человека многие переживания оставляют глубокий след благодаря испытанным эмоциям, а события, незаряженные эмоциями, забываются быстро.
  • Чувства. Они тоже являются эмоциями, но только более постоянными. Как правило, они держатся довольно долго и в меньшей степени зависят от внешней «подзарядки». Чувства могут быть связаны с конкретным человеком, предметом или каким-либо явлением.
  • Мировоззрение. Его считают главным законом формирования внутреннего мира.

К мировоззрению относятся моральные ориентиры и принципы, взгляды на жизнь. Развитие и обогащение внутреннего мира человека происходит значительно быстрее, если человек имеет целостное и логически четкое мировоззрение. Сформировать мировоззрение можно самостоятельно, ориентируясь на собственные идеалы и устремления.

Внутренний мир людей индивидуален и уникален и возникает в результате отражения мира внешнего. Внутренний мир человека и внешний мир тесно связаны и зависят друг от друга.

В результате проведенных исследований специалисты определили самые распространенные состояния психики человека, характеризующие его внутренний мир:

  • «Самовыражения Я» – размышления человека о самом себе. Это монолог (монологическое мышление) с преобладанием во внутренней речи местоимения Я;
  • «Размышление о другом». Данное состояние представляет собой диалог, где преобладает местоимение «ты». Состояние характеризуется одобрением себя с возможной мысленной самокритикой;
  • «Необъективированность мысленных образов». Субъект этого состояния сосредоточен на себе, своих достоинствах, причем собственные недостатки отвергаются. Другие участники воображаются в абстрактной форме, как бы держатся в голове;
  • «Планирование будущего». В этом состоянии человек осмысливает свои перспективы, ставит определенные для себя цели, размышляет над проблемами их реализации, планирует будущее;
  • «Фиксация на препятствии». В данном состоянии возникает ощущение одиночества и отвергается возможность взаимодействия в разрешении ситуации. Это происходит, потому что человек сосредотачивает или фиксирует свое внимание на каких-либо препятствиях и трудностях;
  • «Чувственное восприятие мира». Мысли озвучиваются в виде голосов, а все образы представляются очень ярко и контрастно;
  • «Фантазии». Состояние творческое, препятствия представляются несущественными, потому что выход обязательно можно найти, а цели являются вполне достижимыми. Человек чувствует себя активным и полным сил.

Становится вполне понятно, что внутренний мир человека тесно связан с миром внешним и является его отражением в индивидуализированной форме. Внутренний мир каждого человека формируется и наполняется через жизненный опыт, в процессе познания.

Духовный мир человека является своеобразным зеркалом, в котором отражается интеллектуальная жизнь всего общества. Его основа - общественное сознание со всеми его структурными элементами и социальными уровнями. Вместе с тем личность имеет и свой, обособленный мир, способный функционировать самостоятельно, вне зависимости от происходящего в обществе.На формирование духовного мира у личности оказывают влияние:

  • условия повседневной жизни как бытового, так и общеполитического характера;
  • целенаправленное воздействие на индивида со стороны общества;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение, воспитание, совершенствование, контролирование самого себя.

Мировоззрение и смысл жизни эволюционируют во времени на рациональном и эмпирическом уровне с учётом психологии общества, его сознания и идеологии. Общественное сознание при этом становится основополагающей базой, на которой происходит формирование личности. В отличие от сознания индивида, сосредоточенного в основном на собственном интеллектуальном содержании и структуре, духовный мир человека направлен на воплощение мировоззренческих целей и человеческой сущности в целом.

Из чего состоит внутренний мир индивида

Духовный мир любой личности содержит в себе:

  • систему ценностей, определяющих мировоззрение и придающих ему практический смысл;
  • цели, которые осознанно ставятся для реализации своего ценностного багажа;
  • духовные потребности, заключающиеся в возможности познать окружающий мир, выразить себя посредством искусства, науки, культуры и иных форм человеческой деятельности;
  • способность к познанию и реализации себя в социальной среде тем или иным образом;
  • убеждение в значимости своих действий для окружающих, основанное на уже сформированных взглядах на мир;
  • эмоциональную и чувственную поддержку своих взглядов и действий со стороны авторитетной части общества.

Все это основано только на знаниях общества об окружающем мире и вере в его конечную справедливость. И то, и другое опирается на ценностный аппарат индивида и на его мировоззрение, которое может быть:

  1. повседневное - опирается на жизненный опыт и формируется исходя из складывающихся обстоятельств;
  2. религиозное - с основой на религиозные представления личности;
  3. научное - авторитетом для которого являются только научные знания;
  4. гуманистическое - исходящее из представлений о научности взглядов, их справедливости в социальном смысле, нравственности, а также из экологических соображений.

Система человеческих ценностей, из которой проистекает любое мировоззрение, ориентируется на устремления личности и смысл его жизни. Что же касается идеалов отдельного индивида, они выступают в качестве эталона поведения в обществе и мотивируют само поведение.

Духовные ценности отдельного индивида не вечны. Они зависят от условий жизни и могут варьироваться по ходу их изменения. Другое дело - общечеловеческие ценности, которые веками вырабатывала современная цивилизация. Основу их составляет духовная практика всех поколений человечества, включающая в себя универсальные потребности каждой личности вне зависимости от того, к какой она принадлежит расе, национальности, классу, религии или возрасту.

Приоритет общечеловеческих ценностей над индивидуальными несомненен. Внутренний мир любой личности должен формироваться именно в этих рамках. Индивид включается в общественную жизнь и понемногу осваивает его константы, выработанные временем и составляющие его нравственный фонд.

Знания – одна из опор внутреннего мира

Сознание индивида, а с ним и духовный мир личности в своём формировании отталкиваются от приобретённых знаний об окружающей действительности, которые преломляются через призму уже имеющейся информации и опыта и закрепляются в человеческой памяти. Память фиксирует, хранит и, при необходимости, воспроизводит результаты познавательной деятельности. Эта функция человеческой психики избирательна: надолго запоминается не вся информация, полученная в определённый момент, а только та её часть, которая вызвала достаточно сильную эмоциональную реакцию и имеющая особое значение в жизни индивида. Всё прочее предаётся забвению и уже не относится к знанию.

Познание в духовной жизни работает как метод реализации сознания через жизненный опыт, полученный в результате взаимодействия личности с окружающей действительностью. Человечество выработало два основных пути приобретения знаний:

  1. Эмпирический. Основан на чувственном опыте, оставляющем в памяти конкретные знания об окружающем;
  2. Теория. Это те знания, которые включают в себя исторический опыт всего человечества, заключённый в художественной и научной литературе, произведениях культуры и искусства, архитектурных творениях, оставшихся от прошлого.

Мировосприятие жизни, получаемое эмпирическим путём, начинается у ребёнка с момента его рождения. Органы чувств получаются своего рода окнами в мир, через которые духовная жизнь малыша наполняется первыми впечатлениями, составляющими его мироощущение. Информация по мере течения времени накапливается в памяти, систематизируется там и впоследствии станет духовным ориентиром в практической деятельности.

Главным инструментом теоретического пути усвоения знаний становится язык. Именно с его помощью человек накапливает и обобщает чужой опыт, выходящий за пределы индивидуального сознания. Кроме того, язык облегчает общение с другими людьми, а также целенаправленное воздействие на них. Посредством языкового общения личность усваивает целый ряд норм и принципов, определяющих его поступки в социальной среде.

Эмпирические и теоретические познания, сведённые в логическое единство, образуют основу миропонимания индивида, или его интеллект. Уровень интеллекта определяется не только объёмом знаний. На первом месте у по-настоящему духовной личности стоит умение их использовать на практике.

Роль веры в духовной жизни человека

Мало кто из образованных людей сомневается, что одним из ведущих факторов в истории человечества стала религия. Её влияние на индивидов, их социумы и государства было разным. Кого-то оно возвышало и возводило на вершины культуры, кого-то уничтожало или низводило его духовную жизнь до абсолютного примитива. Это относится к целому ряду человеческих сообществ.

В основе каждой религии находится Вера. В приложении к конкретному религиозному институту речь идёт о вере в определённого бога. Если говорить о более общем определении веры, она заключается в убеждении, что в мире существует всевластная сила, способная разрешить все проблемы, встающие в жизни перед человеком, каким-либо чудодейственным образом. Религия и есть олицетворение этой веры.

В зависимости от идеологических веяний эпохи Вера может объединять самых разных людей или делать их врагами друг другу, побуждать к подвигам или призывать к непротивлению злу, способствовать творчеству, развитию письменной и монументальной культуры или призывать к сожжению на кострах великих произведений искусства и разрушению памятников.

Посредством религии личность ориентирует свою жизнь на конкретное религиозное мировоззрение, включающее в себя идеалы, взгляды и принципы этой Веры на устройство и функционирование мира, уточняет место в нём каждого индивида, подсказывает ему истинный смысл человеческой жизни. Это даёт обществу:

Знания и интеллект, а также способность ими воспользоваться формируют индивидуальное сознание, но сами по себе ещё не становятся залогом гармоничного взаимодействия с обществом. Социальный и гражданственный опыт становятся частью внутренней жизни людей только в случае, если они приемлют нравственные и государственные основы этого мира. Только они способны адекватно оценивать свои поступки и деятельность в целом.

Сознание индивида в социальной среде постоянно контролирует рассудок, заключающийся в способности анализировать и соразмерять свои достижения с намерениями, которые могут быть гораздо шире конкретных действий и не всегда способны опираться на общепринятые нормы какой-то социальной группы или общества в целом. Жизнь в социуме заставляет людей руководствоваться его законами. Это может вызвать конфликт личности со своими собственными интересами и потребностями, время от времени толкать к эгоистичным действиям, противоречащим общепринятой морали. В таком случае нарушитель правил рискует стать изгоем и подвергнуться людскому остракизму.

Обратной стороной этой социальной медали становится патриотизм - эмоционально-нравственное состояние, толкающее человека на сближение с обществом, вызывающее готовность жить его интересами, ограничивать свои материальные и духовные запросы ради целей, представляющихся более важными, чем личные.

Чувственно-эмоциональный фактор здесь становится следствием уже сформировавшейся духовной жизни личности, которая, осознав значимость полученных в процессе образования и воспитания знаний об обществе, его истории, нравственных и религиозных нормах, мобилизует весь свой интеллектуальный багаж во благо этому обществу и тем самым становится общественно значимой, а не просто личностью в себе.

Без развития внутреннего мира не обходится ни один человек. Каждый из нас в той или иной степени обладает определённой суммой познаний о жизни, необходимых для практической деятельности. Но высшую ценность представляет собой только то состояние человеческого духа, которое благоприятствует не только личным потребностям, но и жизнедеятельности общества. Тогда внутренняя жизнь индивида приобретет истинный смысл и не предастся забвению.

Что такое мир душевный? Мир в душе, тишина - это дар Божий, благодать, состояние душ праведных. Все святые за свою праведную жизнь во Христе награждались миром душевным. Простым грешникам Господь лишь изредка даёт ощутить состояние мира душевного - блаженство, которое ожидает души праведников в вечной жизни.

Вот, как описывает Николай Мотовилов момент схождения на него благодати Духа Святого с ощущением мира душевного, явленной ему по молитвам св. прп. Серафима Саровского, и как сам преподобный разъясняет, что такое мир душевный, Божий:

«- Каким же образом,- спросил я батюшку отца Серафима, - узнать мне, что я нахожусь в благодати Духа Святого?

Тогда отец Серафим взял меня весьма крепко за плечи и сказал мне:

- Мы оба теперь, батюшка, в Духе Божием!... Что же чувствуете вы теперь?

- Необыкновенно хорошо! - сказал я.

- Да как же хорошо? Что именно?

Я отвечал:

- Чувствую я такую тишину и мир в душе моей , что никакими словами выразить не могу!



- Это, ваше Боголюбие, - сказал батюшка Серафим, - тот мир, про который Господь сказал ученикам Своим: "мир Мой даю вам, не якоже мир дает, Аз даю вам. Аще бо от мира были бысте, мир убо любил свое, но якоже избрах вы от мира, сего ради ненавидит вас мир. Обаче дерзайте, яко Аз победил мир".

Вот этим-то людям, ненавидимым от мира сего, избранным же от Господа, и даёт Господь тот мир, который вы теперь в себе чувствуете; мир, по слову апостольскому, всяк ум преимущий. Так его называет апостол, потому что нельзя выразить никаким словом того благосостояния душевного, которое он производит в тех людях, в сердца которых его внедряет Господь Бог. Христос Спаситель называет его миром от щедрот Его собственных, а не от мира сего, ибо никакое временное земное благополучие не может дать его сердцу человеческому: он свыше даруется от Самого Господа Бога, потому и называется миром Божием ...


И другие подобные небесные чувства ощутил тогда в своём сердце Николай Мотовилов, находясь в благодати Духа Святого: «необыкновенную сладость», «необыкновенную радость», «теплоту необыкновенную», «необыкновенное благоухание »…

«- Так ведь и должно быть на самом деле,- объяснил ему преподобный,- потому что благодать Божия должна обитать внутри нас, в сердце нашем , ибо Господь сказал: царствие Божие внутрь вас есть. Под царствием же Божиим Господь разумел благодать Духа Святого. Вот это царствие Божие теперь внутрь вас и находится, а благодать Духа Святого и отвне осиявает, и согревает нас, и, преисполняя многоразличным благоуханием окружающий нас воздух, услаждает наши чувства пренебесным услаждением, напояя сердца наши радостью неизглаголанною…

У Бога взыскуется правая вера в Него и Сына Его Единородного. За это и подается обильно свыше благодать Духа Святого. Господь ищет сердца, преисполненного любовью к Богу и ближнему… Ибо в сердце человеческом может вмещаться Царствие Божие