Богатство человеческой души. Что значит быть духовно богатым человеком? Какие черты присущи людям с богатым внутренним миром

Внутреннее и душевное богатство человека Наверное, каждый из нас знает, что именно внутреннее богатство – самое главное, что есть у человека в жизни. Все мы наделены определённым даром от природы. Но, к несчастью, далеко не каждый из нас может его использовать хотя бы наполовину. Как же можно повысить свою продуктивность, раскрыть скрытые в нас сокровища и использовать природные таланты по максимуму? Универсальным ответом является поиск этих самых склонностей и упорная работа над их развитием. По словам психологов, эти шаги позволят вам не только стать лучше, но и обрести настоящее счастье. Ведь человек чувствует себя счастливым именно тогда, когда может успешно реализовать все свои способности, найти своё предназначение. Именно так называют цель человеческой жизни, смысл существования. Проблема в том, что очень мало людей занимается поиском смысла жизни. Остальные же тратят время бесцельно, зарывая в землю собственные таланты. Нельзя думать лишь о деньгах и потомстве, необходимо суметь вырваться из рутинного существования, чтобы постичь нечто высшее. То, что станет стимулом для настоящей человеческой жизни. Чтобы найти тот самый стимул, нужно, прежде всего, всем сердцем захотеть его обрести. Желание обязательно понадобится вам, ведь поиск может затянуться на неопределённое время. Стремление обрести настоящий смысл жизни не даст вам остановиться, придаст терпения и выдержки. Со временем вы обязательно найдёте ответ на свой вопрос, и это полностью поменяет вашу жизнь. Вы будете строить своё общение и даже поведение согласно тому, какой ответ вы получили. Есть ещё один способ определения своего предназначения. Для этого вам понадобится всего лишь лист бумаги и ручка. Вы должны отпустить все свои мысли и писать ответ на вопрос, в чём вы видите смысл своей жизни, от души, не задумываясь. Обычно в написанном есть немало вещей, над которыми стоит задуматься. Чтобы определить своё предназначение, можно проанализировать собственные жизненные цели. Достаточно просто ответить себе на вопросы, почему вы ставите перед собой именно такие задания. Главное, записать цели честно и дать ответы от чистого сердца. Ещё одним интересным способ определения собственного предназначения, является способ фантазии. Достаточно представить, что вы – полностью самодостаточный человек, который уже повидал всё на белом свете. То есть, не нужно беспокоиться о материальном положении, а путешествия вас больше интересует. То, чем вам хочется заниматься, и есть вашим истинным предназначением. Эффективным способом, который, однако, требует большой веры, можно назвать медитацию. Для этого метода вам нужно полностью расслабиться как телом, так и душой. Поможет вам в этом медитативная расслабляющая музыка. Перед процессом рядом с собой лучше положить блокнот и ручку, чтобы записать собственные ответы. Как правило, во время медитации, на ваш вопрос отвечает всё ваше подсознание, поэтому вы можете быть уверенны в правдивости и искренности. Примерно таким же способом можно воспользоваться, заменив медитацию на сон. Достаточно прочно «вбить в голову» интересующий вопрос. Есть большая вероятность, что в сновидении вы получите ответ. Главное – записать его и правильно истолковать. Ещё одним неплохим методом определения собственного предназначения можно назвать детские воспоминания. Кем вы хотели стать, будучи ребёнком? Возможно, вы просто забыли свои настоящие желания и мечты. Вспоминайте! В том случае, если вы замечаете, что никак не можете определиться со своим предназначением, возможно, вам следует ещё поработать над собой. Ведь, как правило, определиться со своей жизненной миссией могут только люди, обладающие высоким уровнем саморазвития. Повторим то, что уже было сказано ранее: различные модели поведения, навязываемые нам социумом или обстоятельствами, только отдаляют нас от истинной цели. Человеку отнюдь не обязательно обладать огромным достатком, сменяя одну работу за другой только из-за повышения зарплаты. Главное – найти себя, понять, чем именно вам хочется заниматься. Нужно ставить свои интересы выше материальных благ. Ведь истинное счастье находится внутри нас. Прекрасная схема работы во благо такова. Вы занимаетесь тем, что даёт вам определённый, пусть и небольшой, доход, а остальное время развиваетесь, ищете действительно увлекательное для вас дело, совершенствуетесь в нём. Со временем, вы сможете зарабатывать на своём любимом деле, и работа будет вам не только не в тяжесть, но и в радость. Для того, чтобы проиллюстрировать, насколько бесполезным является стремление человека реализоваться в том, что не дано ему от природы, используем наглядный пример. Представьте, что картошка захотела изменить и стать морковью только из-за её яркости, пышности и наличия витамина А. Каждый из нас понимает, как бесполезно это рвение непонятливого овоща, но, почему то, мы нередко повторяем его ошибку. Так что не стоит и нам предавать свои настоящие желания, заменяя их на призрачные ценности, навязываемые обществом. Посторонние люди не будут жить за нас, поэтому мы должны сами заботиться о своём счастье. Стоит только действительно захотеть узнать собственное предназначение, и это обязательно получится. Главное – постоянно работать над собой и верить в свои силы. А после того, как предназначение найдено, необходимо развиваться в правильном векторе, не отвлекаясь на навязанные обществом стандарты и шаблоны. Всё в ваших руках, ведь природа дала нам неисчислимые сокровища!

Что же это за совершенства, которые призвана приращивать педагогика совершенств, опирающаяся на глубочайшее понимание природы человека? Нравственное мышление и всесторонне осмысленная нравственность. Вкус: развитые чувства возвышенного и прекрасного. Ко благу людей направленная, т.е. добрая воля. «Крепкий коктейль» из высшей культуры ума, чувства, воли, дающий нравственное поведение и ответственное творчество, и есть, по Канту, содержание воспитания, образования личности.

Но по сути дела все богатство человеческой души обнимается в содержательном отношении нравственностью: ум должен быть нравственным, иначе он будет опасным; возвышенное и прекрасное надобно усматривать в нравственно добром, иначе они станут очень опасными; воля обязана быть доброй, иначе она- страшна и ужасна; новое обязано свершаться по законам добра, иначе оно разрушительно. Только в интересах научного анализа можно временно разделить эти главные свойства человека, чтобы затем снова их соединить в суммарном, интегрирующем показателе - направленности и качества личности.

Что касается познаний, то наиболее ценными для развития способностей молодежи Кант считал знание физической географии, антропологии и истории философии; последняя рассматривалась им не в качестве отдельного курса, а как составная внутренняя часть любого специального образования, ибо без философии нет никакого образования, но «философии научиться нельзя». То есть - заученная философия перестает быть философией. Она имеет ценность только как «орган мудрости», и как таковая она, конечно, необходима.

Она необходима потому, что без нее любой специалист - не более, чем «циклоп». Циклопами узких специалистов делает не сила, а одно- глазие: они видят вещи только с точки зрения своей специальности. Задача философского образования - дать питомцу науки второй глаз, который позволит ему видеть предмет также и с других точек зрения. Второй глаз есть не что иное, как самокритика познающего разума, дающая человеку масштаб для измерения величины и качества знаний.

Подлинные знания, обладающие развивающей силой, приобретаются лишь в ходе действования в предметном мире и благодаря воздействию человека на предметный мир. Содержание человеческой души есть процесс - процесс постоянного обогащения априорных элементов сознания постижением системных связей объективного мира.

Полигистор (многознающий) - не идеал; гигантская ученость может быть и свойством «вьючных ослов науки». Главное другое - зоркость истинной философии, т.е. общего метода познания; истинное мировоззрение и честные неразрушительные цели, т.е. добрая воля.

Метод познания - пути и способы достижения достоверного знания и критерии этой достоверности - совершенно необходим. Этот метод дает «Критика чистого разума», которую Кант называл трактатом о методе, т.е. о принципах прогресса познания. Но в понятии метода заключена и вся педагогика. Кант диалектику чистого разума рассматривает как «метод обучения», призванный дать науке о мышлении и вообще всякой науке способы достижения достоверного знания и критерии этой достоверности. «Те, кто отвергают метод в обучении, могут стремиться только к тому, чтобы вообще сбросить оковы науки и превратить труд в игру, достоверность - в мнение, а философию - в фило- доксию» 1 . Кантовские «Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783), пособие для учителей по развитию критического мышления, пронизаны горестным презрением к поверхностности и легкости, с какой некритическое мышление с его хвастливым запасом школьной премудрости отделывается от труднейших задач познания. Учитель обязан овладеть мышлением о мышлении, выработать (выстрадать) истинный метод познания.

Кант новаторски связал философию как науку о мышлении (научном познании) с дидактической проблематикой, показав, что в ходе обучения происходит непрерывно развивающееся и нередко как бы таинственное взаимодействие объективного и субъективного: социальный опыт превращается в ценности, убеждения, отношения, установки, знания, эмоции, надежды, мотивы, побуждения, мировоззрение; идеалы и качества личности - в личную культуру; но личностные интенции, развиваясь, приобретают объективный характер, выражающийся во вкладе личности в практику.

Вопрос духовности в настоящий момент рассматривается очень широко. Каждый по-своему понимает, что значит быть духовно богатым человеком. Для кого-то это понятие неразрывно связано с верой в Бога, кто-то расширяет границы своей души и совершенствуется с помощью восточных практик, а кто-то просто поступает, как и интересы других ставит выше собственных, например, как делала Мать Тереза.

Что означает быть духовно богатым человеком?

Духовно богатый потому и богат, что на первый план ставит потребности души, а не тела. Для него значение имеют не материальные ценности, а те, которые способствуют совершенствованию души. Проявляя интерес к религии, живописи, музыке, другим видам искусства, человек познает окружающую среду и общественные явления. В результате наполняется его внутренний мир, человек развивается с разных сторон, становится интересным собеседником, думающим, имеющим на все свою точку зрения.

Духовно богатый человек стремится к самосовершенствованию. Он познает новое, пользуясь трудами и открытиями известных художников, писателей, поэтов. Действия и поступки такого человека ответственны и осмысленны. Мысли и побуждения всегда имеют положительный окрас, потому что он понимает, что настоящим кладом являются не материальные ценности, а внутренний мир, сила духа и духовные ценности. Но тем, кто интересуется, каким должен быть духовно богатый человек, стоит сказать, что наполненность души достигается не только путем знаний. Чаще всего к этому приходят через страдания. Испытания меняют мировоззрение, как говорят, переворачивают мир с ног на голову.

Тем, кто задается вопросом, что значит быть духовно богатым, стоит ответить, что багаж знаний человек может собирать всю жизнь и так и не достичь совершенствования, а страдания делают это за более короткий срок. Бывает, что одно-единственное событие переворачивает весь менталитет, перечеркивает прошлую жизнь, разделяя ее на «до» и «после». Нередко люди после этого приходят к Богу, рассматривая духовное благополучие как отношение с единым Творцом.

Отличительные признаки человека с богатым внутренним духовным миром
  1. Такие люди излучают какой-то внутренний свет, который просачивается сквозь добрую улыбку, взгляд мудрых глаз и желание делиться своим богатством с другими.
  2. Высоконравственность – вот что характерно для таких людей. Они наделены честностью и ответственностью, в них чувствуется достоинство, которое выражается в уважительном отношении к другим, доброжелательности и преданности.
  3. Такие люди все делают не от ума, а от сердца. Они понимают истинный смысл заповеди Божьей «возлюби ближнего своего, как самого себя» и следуют ей.
  4. Скромность и всепрощение – вот что их отличает. При этом речь идет не только о прощении других людей, но и самого себя. Они осознают всю глубину своих ошибок и в первую очередь каются перед собой.
  5. В их сердце живет умиротворенность и гармония. Там нет места низменным страстям и эмоциям. Они понимают всю бессмысленность чувства вины, агрессии или гнева и несут в мир только добро.

Конечно, стать человеком с богатой душой непросто. Здесь играет роль совокупность всех факторов – воспитания, и набожности. Можно быть набожным человеком, но так и не понять, в чем смысл веры, а можно много читать и развиваться, повышать свой интеллектуальный уровень, но остаться черствым в душе и ненавидящим всех и вся. Вообще духовное богатство неотделимо от снисходительности, мудрости, терпения и готовности в любую минуту протянуть своему ближнему руку помощи. Только отдавая, ничего не требуя взамен, можно обогатиться.

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Тот, кто берет, наполняет руки,
Тот, кто дает, наполняет сердце»
Лао Цзы

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Богатство человека не в изобилии мирских благ. Истинное богатство – это богатство души». Стоит признать, что материальное благополучие, конечно, открывает перед человеком доступ к определенным благам мирской жизни (и порой – жизни вечной). Однако материальное изобилие не значит изобилие души, то есть богатство внешнее не дает ощущения богатства, чувства довольства и удовлетворения. Нет, я не умаляю значимость финансовой обеспеченности и тем более не упрекаю материально обеспеченных в благе, дарованном им. Я лишь хочу донести, в чем состоит главный вид богатства и на чем стоит акцентировать внимание.

Одним из главных качеств, которому учит нас Ислам, является щедрость. При чем щедрость включает не только материальную сторону, но и духовную, психологическую. Передают, что Абу Зарр, да будет доволен им Аллах, рассказывал, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не пренебрегайте добрыми делами и не считайте слишком малым встретить своего брата с радушным видом».

Щедрость может восприниматься как принесение жертвы, когда человек лишает себя чего-то в пользу другого. Если верующего эти мысли останавливают от подаяния, от благого дела, то он должен понимать, что это шантаж со стороны нафса и шайтана, которые препятствуют свободе человека. Ведь Всевышний говорит в Коране: «Какое бы добро вы не израсходовали, вам воздастся сполна, и с вами не поступят несправедливо».

Но как поступать тем, кто не обладает достаточными средствами для подаяния? Однажды к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, пришли два человека и задали ему подобный вопрос: «Если у верующего ничего нет, что же он может отдать?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Он должен зарабатывать своими руками, чтобы накормить себя и подать милостыню (из заработанного). «А если ему не удастся найти даже такой работы?». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Он должен оказать помощь тому, кто ее попросит». «А если он не может и этого?» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Тогда ему следует совершать добро, удерживаться от порицаемого и это будет его садака».

Богатство души человека состоит в том добре и любви, которые он может подарить своим братьям и сестрам. Дарить другим бескорыстную помощь, дарить прощение врагам, милосердие – лишенным, любовь – союзникам по вере, доверие – близким и т.п. – это свойственно благородной душе. Как говорит психолог Э. Фромм: «Давание – это высшее проявление силы. В каждом акте давания я осуществляю свою силу, свое богатство, свою власть. Такое переживание высокой жизнеспособности и силы наполняет меня радостью. Я чувствую себя более уверенным, способным на большие затраты сил, полным жизни и потому радостным. Давать – более радостно, чем брать, не потому что это лишение, а потому что в этом акте давания проявляется выражение моей жизнеспособности». Тут же мне вспоминаются слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Если бы я владел золотом величиной с гору Ухуд, это меня нисколько не радовало бы, если бы по истечении трех ночей у меня от него оставалось больше того, чем мне необходимо для уплаты долгов».

Верующий богат не тем, скольким он обладает, а тем, сколько он отдает, скольким делится. И вопрос не только в том, что то, что он отдал, непременно вернется к нему согласно милости и щедрости Аллаха, но еще и в его эмоциональном состоянии. Человек может иметь много, но если он тревожен, алчен и занят накопительством, то он в душе – бедняк. Бедный человек, который может делиться с другими если не деньгами и хлебом, то добром и любовью – богат и счастлив. Он ощущает себя человеком, который может дарить частицу себя другим.

Что может один дать другому, кроме денег?

Он может уделить свое время, протянуть руку помощи, моральной поддержки, он может подарить свою заботу, ласку, нежность, уважение, ободряющую улыбку в конце концов. Человек гораздо богаче, чем он думает. Допустим, в стране, богатой нефтью, определенный процент получает львиную долю от нее, а остальные – гроши. Первые участвуют в добывании, переработке, реализации, а другие не имеют к ней никакого отношения, другие умеют только пользоваться ее обработанными вариантами (топливом) за определенную цену. Та же самая аналогия и в душевном богатстве. Кто-то открывает свое сердце другим, делится любовью, верой, радостью, а другой – черств и нелюдим. Первый обогащается, другой живет в нищете, получая лишь жалкие крохи за определенную «плату». Да, не у всех есть возможность стать нефтяным магнатом, но шанс стать магнатом в духовном понимании – щедрым, добрым, искренним и получать за это многократное воздаяние – есть у каждого нищего. Если богатство материальное не умаляется от подаяний, то душевная щедрость – тем более…

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Все когда- то задумывались о том, как стать богатыми душой. Некоторые конечно сначала в жизни стараются стать богатыми материально и к сожалению не успевают обогатиться душевно. А как вы думаете что важнее- быть материально или душевно богатым? Конечно. В этом вопросе нужна уравновешенность, как и в других. Ведь если одно другому не мешает, то это же вообще замечательно. Однако если что- то имеет перевес, то человека начинает заносить в ненужную сторону как однобокую птицу.

Сколько иметь материальных благ- это дело и возможности каждого. Очень часто материальные вещи перестают радовать и их заменяют другими более современными. Сколько человек может накопить тоже вопрос относительный и не стоит себя сравнивать с царем Соломоном. Кстати, если упомянуть Соломона, то он был не только богат материально, как видно из истории. Но и очень мудр, что сделало его еще богаче и прославило его.
Если говорить про душевное богатство, то предела накоплению его нет и оно не требует огромных площадей для хранения. Это уникальное богатство, согласитесь? Есть слова, что даже если ты проживешь целый век, то тебе еще будет чему- учиться, поэтому потолка развитию нет.
Как стать богатым материально- это тема другая. В этой же статье обсуждается как стать богатым душевно, духовно и рассматривается роль мышления на пути к богатству. Духовное богатство очень тесно связано с мудростью и проницательностью.
Как бы вы описали духовно богатого человека, если не касаться денег?

Признаки духовного богатства.

Он имеет в себе сочетание прекрасных качеств и умеет их правильно проявлять. Например, он терпелив, проницателен, добр, прощающий, уступчивый, корректный, обдумывающий слова, хороший слушатель и т. д.

Высоконравственность.

Как это понять? Например, человек добр и это хорошо. К такому человеку обращается кто бы то ни было и просит сигарету. Как поступит высоконравственный человек? Не даст. Курение вредит здоровью самого курильщика и окружающим, поэтому дать такому человеку своими руками сигарету означает проявить к нему не любовь, а еще раз помочь ему принести вред себе. Такой же принцип можно применить и к другим поступкам, которые имеют название вредные привычки или противоречат нравственности.
Если человек поступается какими- то моральными принципами или тем более своей совестью, то это говорит о его душевной, внутренней неустойчивости и незрелости. Это можно исправить.

Удовлетворение.

Да, человек, который стал богатым душой, испытывает внутреннее удовлетворение и это видно в его образе жизни и поступках. Это не значит,что он стал отшельником и ему не нужно ничего современного, но он умеет правильно расставлять приоритеты. Например, у него счастливая семья, которую он смог сохранить и поддержать. Он качественно работает и не ставит нереальные цели. Не забывайте, что такой человек моет быть богат материально, но это не затмило его глаза и он не потерял человечности и понимания сути мира.
Согласитесь, что общаться с таким человеком очень приятно. Каждый может поставить себе такую цель, чтобы самому стремиться к душевному развитию, несмотря на свой возраст и достижения.
А сейчас рассмотрим как мышление, которое вроде бы настроено на материальную бедность не дает быть богатым и душой и материально.

Бытие определяет сознание.

Прежде чем согласиться с этой фразой, нужно ее для начала хорошо понять и осмыслить. Она подразумевает связь окружения, внешнего мира человека на его образ мышления и соответственно его развития.
Конечно, есть и обратная связь, когда внутреннее влияет на внешнее. Это тоже правда. Но если изменить внутреннее очень непросто, то внешнее изменить легче. Поэтому здесь так же видно побуждение начать хотя бы с этого. Что это значит на практике?
Например, если человек раньше когда- то купил диван или поклеил обои и эти вещи конечно были красивыми и новыми. Но что с ними происходит с годами? Ничто не вечно под луной…. и что нужно тогда с ними делать? Менять, да, нужно по возможности менять те вещи,которые уже имеют недостойный вид на новые. Это не значит, что нужно брать кредит и во что бы то ни стало покупать себе новый кухонный гарнитур. Это значит, что можно подкопить и присмотреть себе что- то достойное, если то что имеется уже совсем вышло из строя.
Бедный материально человек думает, что купить новое ему не по карману и поэтому нужно беречь то, что имеешь. Конечно, нужно беречь то, что имеешь, но до того момента. Когда вещь выглядит достойно. Однако человек настолько привыкает внешнему виду окружающих вещей, что даже не замечает их старость и неряшливость. Таких вещей становится все больше и больше и человек начинает жить в очень унылой, тоскливой остановке. А как в такой обстановке развиваться душевно?
Такое мышление в отношении материального может перейти и на душевное состояние. Человек может думать, что лучше, мудрее, вежливее он не станет и поэтому перестает стремиться к этому. Начинает процесс обратный развитию, ведь если человек не движется вперед, то он движется назад. И человек начинает жить с самим собой, когда уже давно можно было кое- что изменить, не претерпевая каких- то неудобств.
В результате человек остается относительно своего потенциала бедным и материально, и душевно.

Поменять внешнее, чтобы стать богатым душой.

Внутренние качества, характер, привычки вы естественно тоже должны начать корректировать в лучшую сторону. Это процесс долгий, но очень- очень нужный. Он конечно нужнее, чем красиво обставленная квартира.
Однако начните еще и с малого. Есть ли у вас дома предметы мебели, вещи, которые уже не выглядят достойно? Это не относится к каким- то семейным ценностям, которые хранятся в шкатулке.
Если вы еще и «страдаете» синдромом плюшкина , то конечно избавиться от старых вещей и заменить их на новые- это подвиг для вас. Но тем самым вы измените свое внешнее- свое окружение и вы почувствуете как что- то у вас поменяется и внутри. Когда чисто в квартире, когда красивая люстра и диван, когда плинтуса хорошо прижаты к стене и почтовый ящик не портит дверь- это действительно поднимает настроение.
«У меня не так много денег! Были бы деньги- давно бы все поменяла!»- скажете вы. Вы правы, но только отчасти. Вы не должны делать евроремонт, но вы и не должны иметь неопрятное внешнее окружение. Ведь чистота и порядок не требуют много денег. Ищите варианты и вы их найдете.
Например, не обязательно покупать новый диван, тем более если нет возможности. Но можно купить обивочную ткань и обтянуть диван самим. Это стоит гораздо дешевле и найти поэ тому руководство можно интернете.
Также и с другими предметами обихода.

Бедность не оправдывает беспорядок и неряшливость.

На черный день.

Это вообще будто прописное правило- оставить все хорошее на черный день.
Понимаете разницу между первым мышлением, которое описано выше и этим? У того человека может не быть хороших вещей и он их не стремится приобретать, а у человека, с таким мышлением, такие хорошие достойные вещи могут быть, но где? Правильно, спрятаны они или убраны «на черный день».
Опять же оговорка- уточнение, что это не значит, что не стоит быть бережливым и думать о завтрашнем дне. Но у некоторых это перерастает в крайность и они готовятся пользоваться хорошими вещами почему- то в черный день, который они постоянно ждут, а не в хороший настоящий.
Эта привычка имеет глубокие корни. Например, человек пережил войну или голод, или стихийное бедствие и он начинает как бы копить впрок, чтобы больше не испытывать недостатка. Или человек воспитан по таким правилам суровой бережливости.
Но опять же налицо мышление не развития, а обратного.
Человек никогда не может позволить пользоваться себе благами, которые ему доступны, но всегда ждет такого момента, когда они ему пригодятся. То есть человек ест из поколовшейся тарелки, тогда как у него целый набор новых стоят в коробке в чулане. Или человек не одевает новый костюм, но хочет доносить старый, который почему то никак не изнашивается. Таких примеров очень много. Особенно много таких стереотипов среди пожилых, которых конечно можно понять из-за их прошлого. Но и дети таких пожилых почему- то не побуждают родителей одеть новый халат, купить себе новую куртку или приобрести новый чайник. К сожалению, такие дети будучи уже даже взрослыми могут использовать такую самоотверженность родителей в свою выгоду и у родители, которые не могут отказать своим детям, постоянно пользуются всем старым и пьют чай из красивой кружки только по особым праздникам.
Если у вас есть такая привычка то подумайте поможет ли она вам стать богатым душой? Если вы не позволяете себе пользоваться добром, которое ваше, то позволите ли вы себе развиваться и достичь успеха?

Синдром Золушки.

Это не сидром Плюшкина как в первом случае и не синдром никак не наступающего черного дня как во втором случае.
Тут задействованы моменты психики, которые отвечают за любовь и проявление этой любви к себе. Это тоже связано с материальными проявлениями,которые просто более заметна, но выливаются потом во внутреннюю бедность. Это можно описать так.
Например. Человек имеет какую- то цель что- то купить, но это ему не по карману сейчас и он копит и копит и копит. Так как с каждым годом на эту вещь дорожают, то копить нужно больше. Тут тоже оговорка- копить не плохо, хуже будет сидеть в кредите, который не можешь выплатить. Не плохо ставить цель, пусть даже большую. А что плохо? Плохо, что на оставшиеся деньги человек уже не может купить себе что- то из любви к себе,постоянно живет аскетом. Человек ставит цель материальную выше любви к себе и выше любви к другим.

Например , женщина в такой ситуации не покупает себе новых кофт, белья, одевается не совсем по современному и даже не со вкусом, потому что не позволяет себе даже иногда минимум женского гардероба. И например растут дети, которые растут в этой обстановке, поверьте, могут быть такими же взрослыми внешне, но еще и с комплексами внутри. Например, дети могут не ставить перед собой какой- то цели и могут иметь даже более лучшее материальное положение, но не позволят себе купить что- то новенькое, пока совсем не износится старое. А если они купят что- то новое для себя, то испытают чувство вины, что потратили на себя деньги. Вот такая получится искусственно созданная бедность и материальная и душевная. И человек чувствует себя бедным и материально и душой.

Проявляйте любовь к себе.

Вы не должны любить вещи материальные больше чем себя. Конечно, есть такое что,человек может отдать жизнь за моральные принципы, но скорее всего покупка дачи, машины, ремонт и т. д. это не то, что должно забирать вашу любовь.
Вы уже очень экономны и бережливы, целеустремленны и терпеливы, так будьте же добрее к себе и к своим потребностям.
Не вините себя в излишествах, если вы что- то купили из необходимого. Например, теплая куртка на зиму, обувь, по размеру одежда детям- это потребность, а не баловство.
Это не значит, что вы сейчас спустите все деньги и восполните все из прошлого. Нет, помните, вы хотите стать богатым душой, а не просто материально. Материально с вашими качествами вы итак живете хорошо, но вот внутри нужно убрать комплексы.
Так же можно найти себе хобби или развить то, которое у вас уже есть. Это поможет вам проявлять любовь к себе, хотя хобби по психологическим мотивам иногда считается уже не прихотью, а потребностью. Занимайтесь чем- нибудь интересным для себя и своей семьи в свободное время, конечно. То есть выделите время для души, для себя, любимого или любимой.
Через время вы увидите, что купить что- то для себя- это не преступление, и что вы хорошо выглядите при том что вы еще и копите и что- то приобретаете материальное. Знаете почему такое будет? Потому что вы станете богатым душой- вы будете добры и к себе и к окружающим, и будете получать радость и удовлетворение от жизни не только после приобретения вещи, на которую копите, но и уже сейчас.
Также вы можете поставить себе более реальную цель в плане времени. Например, если вы хотите 2-х этажную дачу. То может купить одноэтажную и потом подумать как ее расширить или потом может оказаться что вам хватает и ее.
Эти моменты на первый взгляд связана с материальным, но они исходят из ума, и также влияют на него обратно.
Если дома неопрятные и старые вещи, то это результат мышления, но пока вы не избавитесь от такой обстановки, то она же и будет угнетать вас дальше.

Внешняя обстановка как бы программирует человека на бедность души, на бедность эмоциональную.

Если ребенок вырос в такой обстановке, то он очень сильно к ней привыкает и даже не представляет жизнь по- другому. Конечно, бедность в детстве стимулировала некоторых наоборот выбраться из этого и вести другой образ жизни. Но большинство людей ломаются под серой тяжестью.
Поэтому не нужно думать, что дети вырастут и будут стремиться к светлому и чистому после тяжелого прошлого. Возможно, не гарантия.
Есть такое выражение, что «богатство- это состояние ума» . Поэтому поставьте себе цель быть богатым душой и умом. И один из шагов в этом направлении- это поменять свое внешнее- обстановку, вещи и цели.
Будьте богатым душой!