Игры для глаз в дошкольном. Гимнастика для глаз для детей

90% детей посещающих ДОУ имеют те или иные отклонения в здоровье. Педиатры информируют о том, что у 70% новорожденных выявлены различные перинатальные поражения головного мозга. Подобные отклонения, так или иначе, сказываются на последующем развитии и обучении ребенка. Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей дошкольного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие, вызвали отклонения в социальном поведении.

За последнее десятилетие значительно увеличилось число детей с отклонениями в психическом и физическом развитии. Особое место в детской патологии занимают нарушения зрения, которые могут привести к слепоте, остаточному зрению, слабовидению или отклонениям в формировании полноценной функциональной зрительной системы.

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в развитии человека. С помощью зрения осуществляется 90% восприятия внешнего мира. Хорошее зрение необходимо человеку для любой деятельности: учебы, отдыха, повседневной жизни. И каждый должен помнить, как важно оберегать и сохранить зрение. Потеря зрения особенно в детском возрасте – это трагедия. Поскольку организм ребенка очень восприимчив к различным видам воздействия, именно в детском возрасте зрению должны уделять особое внимание. Особенно остро встает вопрос в настоящее время из-за пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение.

Мне близка эта проблема, так как я работаю в МБДОУ д/с 54 г. Белгорода. В нашем учреждении функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения.

Дети, посещающие эти группы, имеют различные зрительные патологии и низкую остроту зрения. Чаще всего самыми распространенными диагнозами являются дальнозоркость с косоглазием, дальнозоркий астигматизм, близорукость, амблиопия.

Нарушения зрения у детей сочетаются с рядом неврологических синдромов, что свидетельствует не только о задержке созревания центральной нервной системы, но и повреждении отдельных мозговых структур. Это проявляется, прежде всего, в нарушении умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведении детей, а также быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности, повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности, происходят изменения в мелкой моторике.

Поэтому на первый план в ДОУ выходит проблема восстановления здоровья ребенка.

Необходимо отметить, что ребенок, посещающий специализированную группу, должен ежедневно затратить определенное время для лечебных тренировочных занятий, от которых свободны дети сада обычных групп. Эта проблема решается путем сочетания лечебно офтальмологических мероприятий с педагогическими видами деятельности, направленными на профилактику восстановления остроты зрения и устранения косоглазия.

Работа по профилактике зрения должна проводиться систематически и носить целенаправленный, осознанный характер; необходимо, чтобы представляла для детей определенный интерес и сочеталась с элементами занимательности. Коррекционные упражнения могут быть использованы в различных видах деятельности воспитателями общеобразовательных групп для профилактики зрения, и родителями.

1. Эффективны для повышения остроты зрения, развития мелкой моторики рук, с координированных действий обеих рук упражнения по сортировке и нанизыванию бус.

Эти задания также способствуют формированию бинокулярного зрения, цветоразличения основных цветов.

Ребенку предлагается сделать украшение для елки, для мамы – бусы. Для этого ему необходимо нанизать бусинки на нить.

При сортировке выбрать сначала красные бусинки, потом желтые, зеленые, оранжевые, синие.

2. В отдельную группу я выделила упражнения для активизации работы мышц глаза, которые способствуют снятию утомления, улучшению кровообращения, расслаблению.

Смотреть прямо перед собой 2-3 сек.

Поставить указательный палец на расстоянии 25-30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца, смотреть на него 2-3 сек, опустить руку (4-5 раз)

Опустить голову, посмотреть на носок левой ноги; поднять голову, посмотреть в правый верхний угол комнаты; опустить голову, посмотреть на носок правой ноги; поднять голову, посмотреть в левый верхний угол комнаты (ноги на ширине плеч) (3-4 раза).

Посмотреть на вершины деревьев перед окном; перевести взгляд и назвать любой предмет на земле, отыскать в небе птиц или самолет и проследить за ними взглядом; назвать транспорт, проезжающий мимо или стоящий на обочине дороги.

3. Активно влияют на развитие остроты зрения, подвижности глаз и когнитивное развитие игры «Лабиринт».

Ребенку предлагается провести различных сказочных героев к своему домику, ведя карандашом по лабиринту.

Для повышения остроты зрения использую игровое упражнение: «Веселый контур».

Детям даю задание по обводке через кальку контурных изображений. На стол сначала кладется лист белой бумаги с контурным изображением. Поверх изображения калька. Обвести контур. Что получилось? Это изображение можно вырезать, раскрасить, заштриховать.

5. Конечной целью лечения косоглазия является выработка бинокулярного и стереоскопического зрения. Для развития одновременного видения выполняется такое упражнение: «Силуэт».

Накладывание одного изображения на другое. На листе белой бумаги нарисованы контурные изображения животных. И даны вырезанные из цветной бумаги точные копии этих изображений (наложить копии на нарисованные изображения).

6. Для развития бинокулярного, стереоскопического зрения используется игра «Путаница».

Ребенку показывают изображение картины с различными наложениями друг на друга овощами, предметами. Просят ребенка назвать, какие предметы нарисованы и какого они цвета.

Назовите справа овощи, которые спрятались в путанице.

Назовите предметы, которые спрятались в чайнике.

7. Упражнение со стереотренером.

Прибор состоит из пластмассовой линейки с четырьмя круглыми отверстиями и шарика прикрепленного на ниточке к концу линейки. Держа за ручку устройства, нужно раскачивать нитку с шариком, пытаясь попасть шариком в каждое отверстие.

8. Упражнение на фиксацию взгляда направлено на развитие конвергенции, выработку бинокулярного зрения – разработано академиком Филатовым.

Стоим или сидим спокойно. Вытягиваем руку. Фиксируем взгляд на кончике указательного пальца, удерживаем взгляд на приближаемом собственном пальце, другой рукой одновременно ощупываем этот палец.

При таком способе кроме фиксации (имеет место координированная работа зрительного, двигательного анализаторов).

9 . Тренажеры для развития восприятия и зрительно-двигательной моторной координации.

Место нанесения схем – тренажеров – стены группы.

Тренажер «Бабочка»

Тренажер «Бабочки»

Тренажер «Маршруты глаз»

Методика:

1. Слежение глазами по заданной траектории;

2. Слежение глазами и обведение указательным пальцем или одноименными указательными пальцам и рук траектории движений.

Это схема зрительно двигательных проекций – разработана группой профессора В.Ф. Базарного применяется для коррекции зрения, профилактики близорукости.

На плакате изображены линии - «Маршруты» для глаз, каждое упражнение выполняется по 15 раз.

1. - Плавные движения глазами по горизонтали: влево, вправо.

2. - Плавные движения глазами по вертикали: вверх, вниз.

3. - Движения глазами по часовой стрелке на красном эллипсе.

4. - Движения глазами против часовой стрелки на эллипсе синем.

5. - Неотрывные движения глазами по двум эллипсам.

10. Метка на стекле (По Аветисову).

Позволяет тренировать глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика. Способствует профилактике близорукости. Ребенку предлагается рассмотреть круг, наклеенный на стекле, затем перевести взгляд на самую удаленную точку за стеклом и рассказать, что он там видит.

Является разновидностью гимнастики для глаз и как раз помогает им отдохнуть.

Дети растирают ладони до ощущения тепла. После этого ладони кладут на закрытые глаза таким образом, чтобы центр ладони пришелся как раз на глаз. Ладони – ключевая деталь пальминга. Держать ладони на глазах 2-3 минуты. В это время включить можно спокойную музыку или читать стихи.

12. Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Для восстановления силы и снятия эмоционального возбуждения у детей, их успокоению проводится мышечная релаксация. Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы, и закрывают глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки.

Особый интерес вызывают следующие упражнения:

Ресницы опускаются…

Глаза закрываются…

Мы спокойно отдыхаем… (2 раза)

Сном волшебным засыпаем…

Наши руки отдыхают…

Тяжелеют, засыпают…(2 раза)

Шея не напряжена,

А расслаблена она…

Губы чуть приоткрываются…

Так приятно расслабляются. (2 раза)

Дышится легко, ровно, глубоко.

Мы чудесно отдыхаем.

Сном волшебным засыпаем…

«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

Регулярное проведение коррекционных упражнений показало, что:

  • У детей повышается острота зрения, развиваются двигательные функции глаз, развивается бинокулярное зрение;
  • Повышается познавательная активность, улучшается психо – эмоциональное самочувствие и здоровье детей.

Литература:

1. Ермаков В.П., Якунин Г.А. «Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения» - М., 1990

2. «Обучение и воспитание дошкольников с нарушением зрения» (из опыта работы) под ред. Земцовой М.И. – М.,1978.

3. Дружинина Л.А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения. – М.: «Экзамен», 2006.

4. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у детей. Пособие для коррекционных занятий с детьми с нарушением зрения. – М., «Пресс».

5. Ермаков В.П. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения. М., 1990.

6. Нагаева Т.И.Нарушение зрения у дошкольников.- Ростов на Дону: «Феникс», 2008.

7. Л.И. Медведев. Лечение косоглазия и амблиопии у детей в специализированных детских садах яслях. Изд. «Штиинца» Кишинев 1986.

Гимнастика для глаз

Правила выполнения упражнений для глаз

1. Упражнения для глаз необходимо выполнять только в хорошем настроении.

2. Исходное положение: спина прямая, тело расслаблено, голову держите прямо. Все тело неподвижно, двигаться должны только глаза.

3. Вначале выполняйте упражнения для глазных мышц не более 3–4 раз каждое. Далее – по 8–10 раз.

4. Для снятия напряжения после каждого упражнения надо быстро поморгать.

5. Упражнения выполняйте медленно, не спеша, без напряжения, вдумчиво и с любовью.

6. Движения глаз должны четко вырисовывать все линии.

7. Гимнастику для глаз необходимо выполнять не менее 3 раз в день.

8. Гимнастику можно выполнять в положении сидя и стоя.

9. Перед выполнением упражнений очки нужно снять.

Зарядку выполняем вместе!

Чтобы лучше видеть все вокруг,

Помни правила, мой друг!

1. Будет результат от упражнения,

Коль в душе не будет места лени.

Пусть улыбка непременно

Вдруг коснется ваших глаз –

И хорошее настроение

Не покинет вас сейчас!

2. Перед началом упражнения

Прими исходное положение:

Прямо встань, расслабь все тело

И вперед смотри уверенно и смело.

Все тело неподвижное у нас.

Движенья будут исключительно для глаз.

3. Когда ты сделал упражнение,

Расслабь все мышцы, поморгай.

Снимать глазное напряжение

Ты каждый раз не забывай!

4. Упражняйся не спеша,

Медленно, с любовью,

Не напрягаясь. Охраняй

Осмысленно свое здоровье.

5. Мой друг! Ежедневно

По 3 раза в день

Гимнастику делай,

Отбрось свою лень!

– Здоровье в порядке?

– Спасибо зарядке!

Основные упражнения можно разделить на несколько групп. Первая группа упражнений:

1. Упражнения для глазодвигательных мышц.

Эти упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, улучшают кровоснабжение глаз, снимают напряжение.

На их проведение отводятся 3 минуты.

Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Офтальмотренажер - схема зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх–вниз, влево–вправо, по часовой и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.

«Офтальмотренажер»

План путешествия есть на стене,

План путешествия для наших глаз.

Все нам понятно и ясно вполне:

И стрелки, и цвет – подсказка для нас.

За линией четко глазами следи

За контуры линий не выходи

(большой круг в другую сторону).

Эта карта ведет нас с любовью

В страну чудес Глазное здоровье!

(Легко моргают.)

«Циферблат»

Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.

Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4),

Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8),

И каждый из нас сейчас искренне рад (1–2–3–4),

За стрелками следом пройти циферблат! (5–6–7–8).

Двенадцать часов, три часа, шесть часов, девять часов, двенадцать часов. (Еще один круг.)

(Теперь делаем то же самое, но в обратную сторону, и в последней строчке будет так: двенадцать часов, девять часов, шесть часов, три часа, двенадцать часов.)

Можно данные упражнения выполнять на офтальмотренажере Базарного.

«Бег глазами» . Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.

«Филин». Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.

Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы» . Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

«Рисование носом». Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Воспитатель может конкретизировать задание в соответствии с темой занятия.)

«Далеко – близко» . Упражнение проводится педагогом, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет педагог.

«Маляры»

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

(Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии.

(Легко моргают.)

«Ходики»

Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз.

Тик-так! Ходики

Работают исправно

(дети садятся прямо и настраиваются):

Влево – вправо – раз,

Влево – вправо – два (и так до 8 раз),

Полезно и забавно!

(Легко моргают.)

«Бабочка»

Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем крылья рисовать.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

(Движения на каждое слово по контуру бабочки в одну сторону.)

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Движения на каждое слово по контуру бабочки в другую сторону.)

«Восьмерка»

Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Начинаем упражнение от носа. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

Рисуй восьмерку вертикально

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

(Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, моментально,

Давай, дружочек, не ленись!

(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)

Глаза открываем мы наконец.

Восьмерка закончилась. Ты молодец!

(Легко моргают.)

Сначала надо сделать восьмерки в одном направлении, а затем в другом.

«Колпачки»

У каждого ребенка есть колпачки в виде конуса, сделанные из твердой ткани. Один колпачок красный, а другой зеленый. Дети надевают на указательный палец сначала колпачок красного цвета (раздражают глаз), затем те же движения делают зеленым колпачком (успокаивают глаз)

Как вы понимаете, в этом комплексе движется вытянутая рука, на указательном пальце колпачок нужного цвета, глаза следят за колпачком.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

(На каждое слово вверх – вниз.)

Колпачок надень на пальчик –

Это будет Мальчик-с-пальчик.

(На каждое слово вправо – влево.)

Глазками за ним слежу

(«бабочка» в одну сторону),

В поле зрения держу.

(«бабочка» в другую сторону.)

Красный цвет – раздражитель для глаза

(большой круг в одну сторону),

Ну а зеленый – успокоит сразу.

(Большой круг в другую сторону.)

В конце каждой зарядки как итог и как самовнушение говорятся слова:

Здоровье свое сбережем с малых лет…

2. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз

Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это перенапряжение глаз. Выполнять их надо как можно чаще. Времени занимают не много (1–2 мин.).

«Пальминг»

Накрывание глаз ладонями. От английского palm – «ладонь».

Расслабляющее упражнение. Если его выполнить правильно, то не только глаза получат отдых, но и психика: проходят боли в глазах, головные боли. Этот отдых способствует расслаблению глазных мышц и одновременно активизирует нервные клетки глаз.

Многие люди в это время сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними. Это неправильно.

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Сядьте удобно. Локти поставьте на стол. Шея на одной линии с позвоночником.

2. Согрейте ладони, потерев их друг о друга.

3. Закройте глаза.

4. Центр ладони напротив центра глазного яблока. Сложите ладони ложечкой.

5. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу. А основания мизинцев соединены в одной точке, размещающейся строго на переносице.

6. Слушайте спокойную музыку и думайте о приятном. Мышцы глаз и тела расслаблены. Создайте состояние отрешенности, спокойствия, пустоты.

7. Из центра ладоней идет воображаемое тепло через глаза по всему телу.

8. Вспоминайте предметы черного цвета: ткань, мех, машину и т.д. Ваша цель – увидеть совершенно черное поле.

9. В идеале делайте до появления ощущения, будто кто-то раскачивает вас.

10. Ладони убираем, но глаза еще закрыты. Их открывайте потихоньку, постепенно.

11. Похвалите себя.

Принцип: чем чаще, тем лучше делаем упражнение.

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.

(Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем.

(Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас:

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз.

(Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

«Далеко гляжу»

Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.

Дети подходят к окну и смотрят вдаль.

(Педагог читает медленно).

Высоко сижу, далеко гляжу…

Нет, нам времени не жаль:

С интересом смотрим вдаль.

Ты найди объект вдали,

На него смотри, смотри,

Сквозь него смотри…

Исследуй, рассматривай и наблюдай,

Глазам напряженье снимать помогай.

«Мотылек»

Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение.

Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька.

Раскрой глаза спокойно, широко.

Моргать начинай свободно, легко.

Без остановки и часто моргаем:

Взмах тонких крылышек изображаем.

«Жмурки»

Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.

Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.

Сейчас мы в жмурки поиграем:

Веки сильно мы сжимаем,

Держим, держим, напрягаем…

И спокойно расслабляем.

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Зажмурился я – и соседа уж нет!

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти.

Открою глаза – и сосед мой на месте.

Зарядку для глаз выполняем все вместе.

«Буратино»

Это упражнение можно использовать при ознакомлении с новыми словарными словами или терминами. Также снимает напряжение с глаз.

Смотрим на слово. Запоминаем. Закрываем глаза. Представляем, что наш нос вырос, как у Буратино. Пишем в воздухе носом слово, открываем глаза. Видим лучше.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Я превращаюсь в Буратино

И носом буду рисовать картину.

Интереснее всего – это рисовать,

Что представишь: стол, окно,

Шкаф, ковер, кровать…

Все нарисует носик наш,

Когда ему работу дашь.

И мы без дела не сидим:

Мы носиком руководим!

Вариант 2:

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Солнышко лучистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

3. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко.

Упражнение «Марка»

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

На стекле, чуть ниже уровня глаз, наклейте маленькую марку или картинку размером 3 на 3 или 4 на 4 см. Рисунок должен быть веселый, четко нарисованный и лучше всего в зеленых тонах. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями.

По ходу восстановления зрения объект меняем, но всегда выбираем его на таком расстоянии, чтобы он был виден нечетко. А вот расстояние между картинкой и глазами не меняем: 20–25 см!

Продолжительность работы – 10 минут (на уроке достаточно 1–2 мин.). Не думайте о времени! В течение 3–5 сек. рассматриваем рисунок на картинке, затем взгляд переводим на выбранный объект за окном, причем смотрим на него поверх приклеенной на стекло марки. Затем также 3–5 сек. разглядываем этот объект и снова плавно переводим взгляд на картинку.

Если напряжение возникло, чтобы расслабить мышцы, легко-легко поморгайте, похлопайте ресницами!

Это упражнение следует выполнять 2 раза в день в светлое время суток, но промежуток должен составить не менее 2 часов.

Особенно полезно упражнение для близоруких. После разучивания с целью более длительного выполнения дети могут делать его индивидуально, например, на перемене. В помощь коллективному же или групповому выполнению читаем стихотворение.

Делаем упражнение.

Марку на нашем оконном стекле

Рассмотрим очень внимательно.

Находим объект за окном вдалеке,

Пытаясь разглядеть его старательно.

И снова взгляд на марку переводим,

Детали мелкие находим, –

И опять на далекий объект…

И получаем прекрасный эффект:

Я четко вижу далеко!

Все очень просто и легко!

Упражнение «Метка»

Возьмите ручку или карандаш. Поместите напротив глаз на расстоянии 10–15 см. Рассматривайте кончик предмета 4–5 сек. Затем переведите взгляд вдаль, расслабьте глаза. Повторяйте в течение 1 минуты. Поморгайте при возникновении напряжения.

4. Другие полезные упражнения

«Уши»

После разного рода гимнастик для глаз иногда дети начинают зевать. Поэтому делаем упражнения для ушных раковин. Воздействуя на уши, мы активизируем многие биологические точки.

Звук везде вокруг меня,

В море и на суше…

Чтобы слышать звук, друзья,

Берегите уши!

(Произвольно растирают уши.)

Пригибаем плавно вниз

Верхнюю часть уха,

Разогнем, опять пригнем…

Хорошо для слуха!

А затем вперед-назад

Ушки выгибаем,

Целых десять раз подряд

Их разогреваем.

Ямочку нажмем – не слышим!

Отпустим – снова слышим звук!

Точечный массаж полезен

И для слуха, и для рук!

Массируем мочки,

пощиплем, помнем.

Затем гладить уши

по кругу начнем.

Потянем вверх – вниз,

подергаем в стороны...

Массаж для ушей –

это просто здорово!

Будьте здоровы!


Компьютер может приносить пользу глазам

Чтобы избежать оперативного вмешательства для избавления от болезни, применяется аппаратный курс лечения. На помощь придут компьютерные программы для лечения амблиопии: цветок , крестики , паучок , контур , eYe (Ай) .

Прочитав данную статью, вы узнаете, какие бывают программы, и в чем их преимущество. Мы расскажем, что такое цветок , крестики и паучок .

Какие бывают программы?

Компьютерные программы позволяют безболезненно и в игровой форме вылечить такие офтальмологические недуги, как , и .

Подробнее о детской амблиопии, ее видах, стадиях и симптомах, .

Сегодня многие дети имеют офтальмологические патологии

В зависимости от типа отклонения зрения назначают разные виды упражнений.

Программное лечение направлено на:

  • развитие восприятия зрительного образа;
  • скоординированную работу глаз;
  • развитие мышечных структур глаз.

Компьютерная терапия эффективна для взрослых и детей

Многие люди интересуются, какими программами лечат амблиопию в мед центре. Разработаны такие интерактивные игры :

  • Цветок;
  • Паучок;
  • Крестики;
  • Контур;
  • eYe (Ай).

Программа «Цветок» для лечения глаз

Программа составлена в виде интерактивной игры, поэтому она интересна деткам.

Дети должны заниматься под присмотром взрослых

Игра состоит из 3 уровней. В зависимости от уровня изменяются размеры изображений.

На экране нарисован цветок. В центре и на лепестках расположены фигуры. Предлагается найти пару для рисунка, который находится по центру.

Нужно найти пару для жирафа

Факт: Такую тренировочную программу применяют для лечения слабой и средней степени амблиопии. Первый уровень игры может подойти и для высокой степени.

Во время занятия нужно искать необходимое изображение только «ленивым» глазом.

Здоровый орган зрения закрывается окклюдером. Глаз должен быть прикрыть полностью, но не сильно затемнен.

Занятия должны проходить в хорошем настроении

Важно: Перед началом тестируется здоровый глаз, чтобы знать, к чему стремиться во время упражнений.

Преимущества программы «Цветок» :

  • цветовая гамма, которая уменьшает утомление ;
  • отсутствие сложных двигательных задач , нет необходимости совмещать изображения;
  • интерактивность ;
  • незначительная потребность в медицинском персонале .

В видео ниже показано, как заниматься по программе «Цветок»:

Крестики для лучшего зрения

У детей такая игра вызовет неподдельный интерес. Разработчики предлагают устроить настоящую охоту за крестиком!

На мониторе представлена вариация шахматной доски . В зависимости от сложности и уровня меняются размеры и количество клеток.

Игра построена на контрастах

Курсор мыши представлен в виде круга. При наведении курсора-круга на клетку, та часть, что попала в круг, будет менять цвет.

Цель игры «Крестики» – поймать крестик, который возникает в разных местах шахматной доски.

Такая тренировка подходит для взрослых и детей

Преимущества программы «Крестики» :

  • воздействие на нейроны , которые отвечают за движение, ориентацию и контраст;
  • тренировка цветовой чувствительности за счет смены цветов;
  • воздействие на рецептивные поля из-за смены размеров клеток.

«Паучок» для лечения глаз

Игра «Паучок» для лечения амблиопии заключается в сведении двух паутин.

На экране располагаются 2 паутины, одна из которых имеет радиальную решетку, другая – спиральную.

Так выглядит запущенная на компьютере игра

Посередине экрана располагается центр одной решетки, а вторая будет появляться в разных местах.

Управлять движением можно с помощью мыши. Для тренировки глаза нужно совместить оба центра.

Паутина может быть зеленой или синей

Упражнение «Паучок» благоприятно влияет на:

  • конвергенцию и аккомодацию глаза;
  • рецептивные поля сетчатки;
  • нейроны , которые отвечают за свет и контраст;
  • части головного мозга, которые отвечают за ориентацию и восприятие движения .

Программа «Контур» в борьбе с ленивым глазом

Программа для лечения амблиопии «Контур» предлагает подойти творчески к лечению.

Важно: Упражнения нужно выполнять в красно-синих очках.

Так выглядит запущенный на компьютере «Контур»

На экране будет показано изображение для одного глаза, а другим глазом необходимо будет дорисовать рисунок по контуру.

В таком сеансе важна совместная работа.

Всего в игре 38 рисунков, которые отличаются по сложности.

Компьютерная программа «eYe (Ай)»

«eYe (Ай)» – это целый комплекс упражнений, которые направлены на диагностику и лечение косоглазия и амблиопии, а также на восстановление бинокулярного зрения.

Один из видов упражнений: кружочек нужно поместить в квадрат

Все задания отличаются по сложности. С помощью настроек можно подобрать необходимые параметры.

Факт: Сюда также включено упражнение «Тир», выполнение которого поможет развить фиксацию и локализацию.

В заключение

Использовать программные методы терапии можно только с разрешения лечащего врача. В противном случае они могут навредить.

3-09-2011, 12:47

Описание

Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как взрослым, так и детям. Подобные занятия не только улучшают состояние зрения, но и помогают справиться с утомлением, отвлекают от насущных проблем, позволяют ненадолго расслабиться.

Зажмуривание

Очень крепко зажмуриться на 5-6 секунд, а потом максимально расслабить веки. Повторить упражнение несколько раз, представляя себе, как глаза при напряжении мышц «прячутся» внутрь головы, а затем возвращаются на прежнее место.

Моргание

Нужно моргать в течение 1-1,5 минуты, темп упражнения - максимально быстрый. Можно представлять себе, как веки превращаются в крылья мотылька и трепещут на ветру. В течение первых нескольких занятий возможно появление неприятных ощущений (тяжести, жжения или боли в веках), но это нормально. При частом моргании глазные яблоки как бы отключаются и перестают участвовать в восприятии окружающего мира. Движения век способствуют равномерному распределению слезной жидкости по всей поверхности глазной оболочки, смывают с роговицы микроскопические соринки и дезинфицируют эпидермис.

Вне фокуса

Для выполнения данного упражнения следует поместить перед глазами большие пальцы рук, вытянутые вверх, а затем очень медленно развести их в стороны, одновременно смотря прямо и стараясь удержать исчезающие из вида пальцы в поле зрения. После того как пальцы перестанут быть видимыми, следует снова соединить руки и повторить указанную последовательность действий.

После освоения описанного выше тренинга можно переходить к усложнению тренировок. Соединить большие пальцы рук на уровне глаз, расположив кисти горизонтально. Медленно поднять одну руку вверх, одновременно опуская другую, взгляд при этом должен быть направлен строго вперед. Когда пальцы исчезнут из виду, снова соединить руки и повторить упражнение с самого начала.

Затем выполнить перечисленные выше действия, расположив пальцы по диагонали.

Завершив все этапы упражнения, снова расположить пальцы перед лицом, вытянув их вверх и слегка разведя кисти в стороны. Вращать правым пальцем по часовой стрелке, левым - в противоположном направлении, а затем наоборот. При этом необходимо стараться следить правым глазом за большим пальцем правой руки, а левым - за левой.

Зоркий глаз

Данное упражнение следует выполнять с партнером. Удобно расположиться напротив сидящего человека, пристально рассматривать его в течение нескольких секунд, а затем отвернуться. Смысл данного упражнения - постараться мысленно воспроизвести внешний облик партнера: цвет его глаз и волос, особенности прически, форму лица, цвет и фасон одежды, имеющиеся аксессуары, украшения и т. п. После того как мысленная картинка будет нарисована, необходимо снова повернуться к партнеру, опять рассмотреть его и проанализировать допущенные ошибки. Данное упражнение можно повторять несколько раз. При выполнении указанных действий тренируются не только мышцы, обеспечивающие движения глазных яблок, но и сетчатка, которая становится более чувствительной за счет активизации деятельности глазного нерва.

Перепрыгивания

Перед выполнением данного упражнения необходимо приготовить 2 предмета, расположить один на расстоянии около 15 см от глаз, а другой отодвинуть на 5-6 м. Быстро «переключать» взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно.

Перемещение фокуса

Взять в правую руку небольшой предмет - ручку, брелок удлиненной формы и т.п. Поднести этот объект к глазам, удерживая взгляд на его поверхности, затем медленно отодвинуть, выпрямляя руку. Особенность выполнения данного упражнения заключается в том, что приближение предмета должно сопровождаться вдохом, а отодвигание - выдохом. Все действия следует выполнять в очень медленном темпе. В течение первых нескольких занятий приближение объекта обычно вызывает расфокусирование зрения: очертания предмета раздваиваются. Для того чтобы избежать этого, можно зафиксировать взгляд на какой-либо мелкой детали.

В замедленном темпе

Это очень эффективное и одновременно простое упражнение, тренирующее глазные мышцы. Сначала следует наладить дыхание - оно должно быть максимально глубоким и замедленным. Моргать нужно в очень медленном темпе, представляя себе, как во время каждого движения век легкие наполняются живительным кислородом.

Расплывчатые контуры

Данное упражнение предназначено для избавления от близорукости и дальнозоркости. Перед началом занятия следует выбрать удаленный объект, состоящий из множества деталей (для близоруких) или же недалеко расположенный предмет со сложными очертаниями (для дальнозорких). Например, можно рассматривать дерево, покрытое листьями, стараясь разглядеть каждый листок, или пояс сложного плетения, расположив его перед глазами. При этом изображение, проецируемое на сетчатку, будет нечетким. Упражнение следует выполнять в расслабленном состоянии, стараясь разглядеть очертания каждой детали, но не напрягая глаза. Через некоторое время можно заметить, что контуры предметов постепенно обретают четкость.

Письмо носом

Это очень простое и эффективное упражнение, помогающее укрепить глазные мышцы. Закрыть глаза, представить, что на носу вырос маркер или карандаш. Затем мысленно «написать» любой текст, тщательно выводя каждую букву.

Цветовой дождь

Каждый цветовой оттенок так или иначе влияет на определенные участки центральной нервной системой. Данную особенность можно использовать для мысленной тренировки глазных мышц. Сначала необходимо представить себе цвета солнечного спектра в виде палитры произвольной формы. Можно также «поместить» на эту палитру дополнительные оттенки - коричневый, черный, розовый, серый и т. п. Теперь следует выбрать любимый цвет и мысленно наполнить им небольшую емкость, а затем представить, как глаза погружаются в эту емкость, обновляются и становятся здоровыми.

Путешествие жука

Перед началом выполнения данного упражнения следует закрыть глаза и расслабиться, а затем представить себе красивый цветок, растущий на лесной поляне и мысленно «рассмотреть» его в мельчайших подробностях. Теперь пусть по его стеблю вверх поползет небольшой жук, аккуратно огибая листья. Он может добраться до цветка, исследовать каждый лепесток, выпить нектар, поесть пыльцы и т. п. Затем аналогичным образом необходимо представить себе обратный путь насекомого. Данное упражнение вызывает рефлекторные сокращения глазных мышц без стимуляции сетчатки, что благотворно влияет на остроту зрения.

Мысленный спорт

Представить себе игровое поле. Игра может быть любой - баскетбол, волейбол, теннис (главное, чтобы в ней использовался мяч). Мысленно проследить взглядом за каждым игроком и за мячом. Выполнять упражнение в течение 5-7 минут.

Вращение треугольника и других геометрических фигур

Закрыв глаза, представить себе ровный лист белой бумаги, затем «нарисовать» в центре ярко окрашенный треугольник, лучше всего равнобедренный (цвет выбрать в соответствии с индивидуальными предпочтениями). После этого вообразить, как он поворачивается, «опираясь» на одну из вершин, а затем начинает вращаться вокруг своей оси все быстрее и быстрее, пока не становится блестящим конусом. «Остановив» треугольник, мысленно вписать его в круг соответствующего размера и продолжить тренировку. После того как «мнемотренинг» будет освоен в достаточной степени, можно усложнить задание, изменяя форму фигуры или представляя больше треугольников (квадратов и т. д.). Данное упражнение стимулирует работу глазных мышц, повышает их эластичность и улучшает кровообращение в тканях глазных яблок.

Цель: Познакомить родителей с играми и упражнениями, способствующие профилактике нарушения зрения и коррекции зрения у детей.

Задачи: Установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; объединить и направить усилия родителей для развития и укрепления зрения у детей; познакомить их с формами проведения игр и упражнений.

План проведения мастер - класса.

  1. Приветствие.
  2. Сообщение «Это интересно».
  3. Рекомендации офтальмологов.
  4. Игры и упражнения (выставка тренажеров).
  5. Показ и выполнение упражнений вместе с родителями «Гимнастика для

глаз» (комплекс упражнений).

  1. Тестирование.
  2. Презентация на тему «Коррекцинно - педагогическая работа по развитию зрительного

восприятия у детей с нарушением зрения»

1. Приветствие

Добрый день, уважаемые родители! Рады приветствовать вас на нашем мастер - классе. Вы знаете, что нашу группу посещают дети с ослабленным зрением. Мы хотим познакомить вас с работой, которую проводим с детьми. Так же будем рады предоставить вам комплексы упражнений, игр и показать, как правильно их использовать. Значение игры в жизни ребенка дошкольника трудно переоценить, прежде всего, игра - это ведущая деятельность в дошкольном возрасте. Через игру ребенок познает окружающий мир, учится жить в этом мире. Игра удовлетворяет детскую любознательность, вовлекает ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Кроме того, игра, как педагогическое явление является средством воспитания, методом обучения, формой организации деятельности, средством коррекции.

Поэтому, в течение дня, во всех режимных моментах, проводим игры, упражнения, гимнастику для глаз, что способствует укреплению глазных мышц. Предлагаю вам интересную информацию.

2. Сообщение «Это интересно»

Статистика показывает, что за последние 5 лет уровень глазных заболеваний и патологий среди детей вырос в 1,5 раза. Это связано в первую очередь с нагрузками, обусловленными работой на компьютере, нарушением санитарных норм освящения, неправильном питанием, а также ухудшением экологической обстановки.

Помимо ежегодного обследования, родителям следует внимательно присматриваться к ребенку - его поведение может подсказать о зарождающихся проблемах со зрением. Если малыш щурится, глядя на удаленные предметы, если он низко склоняется над столом, когда рисует или читает, часто спотыкается и роняет предметы, старается ближе сесть к телевизору, постоянно склоняет голову набок, тянется к удаленному предмету, а взяв его в руки теряет к нему интерес, если глаза его часто слезятся, то это говорит о необходимости посещения офтальмолога.

Кроме того, с ребенком необходимо регулярно, примерно раз в три месяца, проводить тестирование в домашних условиях: один глаз малыша нужно прикрыть плотным листом бумаги или картона и попросить его что - нибудь нарисовать, раскрасить картинку или собрать мозаику. Затем то -же самое нужно сделать, прикрыв другой глазик.

Ребенок с нормальным зрением должен справиться с заданием. Есть и еще один эффективный тест, правда он подходит для детей умеющих читать. Малыша нужно подвести к книжному шкафу на то расстояние, с которого хорошее зрение, должен без труда прочесть название каждой указанной книги - сначала одним глазом, потом другим. Также желательно выбрать несколько книг с однотонной обложкой и попросить назвать цвет - это необходимо для того, чтобы убедиться, что он различает цвета, то есть не страдает дальтонизмом.

И еще один нюанс. Даже если очередное посещение окулиста показало, что глазки ребенка здоровы, это не дает гарантии, что так будет всегда. Детский организм очень хрупок, он нуждается в поддержке, поэтому на очередной консультации можно обговорить с офтальмологом прием витаминов для глаз, например на основе черники. Такие препараты укрепляют зрительную систему и помогают сохранить зрение острым.

Важно помнить, что лечение любых глазных заболеваний и патологий будет гораздо эффективнее, если вовремя заметить надвигающиеся проблемы со зрением.

Родители сейчас увлечены ранним образованием детей и слишком рано приобщают ребёнка к чтению, но им обязательно нужно иметь в виду, что если у ребёнка к семи годам плохо развита аккомодация, а они уже начинают читать - грозит близорукость.

Просмотр телепередач и игра в компьютерные игры стали всё более привычным проведением досуга у детей всех возрастов. Но по медицинским рекомендациям дошкольникам можно смотреть телевизор не больше, чем полчаса в день и на расстоянии не менее 3 метров.

В комнате обязательно должно быть слабое освещение - нельзя смотреть в полной темноте. Начиная со школьного возраста, можно смотреть и по часу, но лучше с перерывами. Смотря на экран, голову нужно держать прямо, а не сбоку.

При просмотре кинофильма пусть глаза перемещаются по всему экрану, вместо того, чтобы пристально смотреть на какую-нибудь отдельную часть. Во время затянувшихся сцен или в перерыве между фильмами мягко прикройте глаза на короткое время, чтобы дать им отдохнуть, расслабить мышцы и подкрепить нервы сетчатки. Необходимо родителям самим соблюдать эти правила и приучать своих детей.

Если ребёнку назначены очки, он должен не только читать и смотреть телевизор в очках, а всё время носить их. Дошкольникам назначаются очки в основном для постоянного ношения.

Что же касается компьютеров, то до трёх лет общение с ним надо исключить. С трёх до семи лет можно проводить не более 15 минут перед дисплеем, и не чаще двух раз в неделю. И при этом расстояние до экрана должно быть не меньше 60-70 см.

К развитию близорукости приводят:

1. Плохая освещённость рабочего места, особенно при искусственном освещении.

2. Неприспособленная или плохо приспособленная мебель для занятий. Особенно важно, чтобы в домашней обстановке размеры мебели также соответствовали росту детей.

3. Неправильная посадка детей во время чтения и письма - важнейший фактор развития близорукости. Вредная привычка читать и писать, наклонив голову, сгорбившись, с наклоном в сторону, лёжа, в неудобных положениях способствует ослаблению зрения.

4. Развитие близорукости чаще бывает при неправильном режиме дня, чередовании учёбы и отдыха.

Родители делятся своим опытом воспитания детей. Рассказывают о том, что они также обеспокоены тем, что у многих детей выявляются проблемы со зрением. Они поддерживают нашу работу и хотят помочь своим детям. Предлагаю им игры и упражнения, способствующие коррекции зрения.

4. Игры и упражнения

Уважаемые родители, дома, играя с детьми, вы можете решать сразу несколько задач - общение с детьми и развитие их зрения. Организуйте игру. Скорее всего, у ребенка не возникнет интереса к игре, если вы ее специально не организуете. Поэтому стремитесь к тому, чтобы любое действие обыгрывалось, было включено в какой - нибудь интересный сюжет. Например, перед ребенком не просто гремящие коробочки, а там спрятаны зернышки, которыми надо накормить проголодавшихся курочек. Курочек можно нарисовать или найти соответствующие игрушки. Позволяйте ребенку самому найти решение. Каждая игра носит обучающий характер и служит достижению определенной цели. Чтобы цель была достигнута, а занятие прошло с пользой, дайте ребенку максимальную самостоятельность. Не выполняйте задание за него, пусть он сам придет к правильному решению. В помощь вам представляю комплекс игр и упражнений, которые вы можете использовать. А так же предлагаю поиграть.

Игры. «Прищепки»

Прикрепите прищепки к картонному кругу, чтобы получилось «солнце» или «цветочек». Можно оформить игрушку в виде ежика, у которого прищепки играют роль иголок. Предложите снять все прищепки, а затем прикрепить обратно. Можно наклеить на картон цифры и предложить ребенку прикреплять столько прищепок, какая цифра на картоне. Если прищепок много, они разного цвета, то дети сами могут придумывать множество поделок. Игра развивает мелкую моторику рук, зрительно - двигательную координацию.

«Пуговицы»

Смешайте несколько комплектов пуговиц и предложите ребенку их рассортировать. Игра развивает зрительное внимание, восприятие. Складывайте пуговицы в стопочки (башенки). Соревнуйтесь с ребенком, чья стопочка будет выше. Игра развивает зрительно - моторную координацию, моторику рук. Положите на стол множество разнообразных пуговиц. Попросите ребенка выбрать все красные; все маленькие; все пуговицы с двумя дырочками и т. Игра развивает зрительное внимание.

«Сравни картинки»

Все дети любят искать различия на двух, казалось бы, одинаковых изображениях. Эта забава из нашего детства тоже хорошо развивает зрительное внимание, а также наблюдательность.

«Фигурные таблицы»

Можно найти в продаже или сделать самостоятельно таблицы, в ячейках которых вразнобой нарисованы разные фигуры. Задача ребенка - в каждой из фигур нарисовать определенный простой знак (в круге - точку, в квадрате - диагональную линию и т.д.). Эта игра развивает способность переключать зрительное внимание.

«Где, чей домик?»

Нарисуйте или наклейте несколько животных и домики для них. От каждого животного до домика прочертите витиеватые дорожки разных цветов. Пусть ребенок определит, у кого какой домик, не проводя пальцем по линиям. Если это сложно, то сначала можно разрешить использовать пальчик или карандаш, но со временем уберите его. Это упражнение развивает функции прослеживания глазами по линии, развивает зрительное внимание.

«Корректор»

Для этой игры понадобится текст из журнала или газеты, напечатанный достаточно крупным шрифтом. Попросите ребенка вычеркнуть (подчеркнуть или обвести) каждую букву «о». Затем обязательно проверьте, подсчитайте ошибки и запишите результат. Выполняя это упражнение каждый день, всегда меняйте буквы. Когда эта задача для ребенка станет легкой, усложните ее, предложив все буквы «о» вычеркнуть, а буквы «с» - обвести. Ребенку будет интереснее, если взрослый будет на своем тексте выполнять то же самое задание.

«Считалка»

На большом листе бумаги в хаотичном порядке напишите цифры от 1 до 10. Попросите ребенка найти все цифры по порядку. Для усложнения задания цифры можно рисовать разными цветами и разного размера. Игра развивает зрительное внимание.

Упражнения.

v Перевести взгляд по горизонтали влево до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вправо до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд вертикально вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд по диагонали влево - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали вправо - вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Перевести взгляд по диагонали вправо - вверх до упора, задержать на 2 секунды, перевести взгляд по диагонали влево - вниз до упора, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение, повторить цикл нужное количество раз.

* Свести глаза вверх и к носу, так, чтобы увидеть переносицу, задержать на 2 секунды, перевести глаза вниз, сводя их к носу, так, чтобы увидеть его кончик, задержать на 2 секунды, вернуть глаза в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

* Поместить указательный палец перед глазами на расстоянии вытянутой руки. Медленно приближать его к переносице, постоянно фиксируя взгляд на его кончике, затем без отрыва взгляда от кончика пальца, медленно перевести палец в исходное положение. Повторить цикл нужное количество раз.

* Переводить взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно. Для этого у нас есть «пчелки», «кружочки», «шарики», «бабочки», они должны находится на уровне глаз на расстоянии 25 см.

* Крепко зажмуриться. Сохранять такое положение в течении 3 - 5 секунд, затем открыть глаза на 3 - 5 секунд. Повторить цикл нужное количество раз.

5. Консультация на тему « Гимнастика для глаз»

Организм ребенка очень восприимчив всякого рода воздействиям, именно в детском возрасте развитию зрения должно быть уделено особое внимание. Важное значение для охраны зрения детей имеет правильная организация занятий в домашних условиях. Дома дети любят рисовать, лепить, а в более старшем возрасте читать, писать, играть с конструктором. Но надо помнить, что общая продолжительность занятий в течение дня не должна превышать 40 минут в возрасте от 3-х до 5-ти лет, и одного часа в 6-7 лет. Желательно, чтобы дети занимались как в первую, так и во вторую половину дня, и чтобы между этими занятиями было время для активных игр и пребывания на свежем воздухе. Однотипные занятия, связанные с напряжением зрения, должны прерываться каждые 10-15 минут для отдыха глаз.

Профилактику неправильных зрительных привычек у ребенка начинают уже с 2-3 лет. Детей учат периодически моргать, не горбиться, не дают им возможность смотреть пристально, просят чаще менять взгляд с ближнего на дальние предметы и обратно.

Очень важно обучить, ребенка правильно смотреть телевизор и играть на компьютере. Длительность для дошкольников и младших школьников не должно превышать получаса. Оптимальное расстояние до экрана телевизора от 2 до 5 м. Экран монитора компьютера должен располагаться на расстоянии вытянутой руки (40 см). Сидеть при этом необходимо не сбоку, а прямо перед экраном. В комнате должно быть естественное или искусственное освещение. Важно, чтобы свет от других источников не попадал на глаза.

Несмотря на возрастающую популярность «развивающих» игр, следует помнить о чувстве меры продолжительность таких игр не более 20 минут единовременно и более 60 минут за весь день. Просмотр телевизора, видеоигры и игры за компьютером для детей до трех лет запрещены.

Взрослые должны учитывать следующее:

С 1,5 лет ребенок должен держать книгу на расстоянии 20-25 см. от глаз;

При рисовании нельзя заслонять источник света рукой;

Комната, где ребенок проводит большую часть времени должна быть хорошо освещена.

Улучшить кровообращение сосудов органов зрения;

Снять утомление глаз после чтения или работы с мелкими деталями.

1.Посмотреть вдаль в течение 1-2 мин., переводя взгляд с предметов;

2.Поморгать глазами-20 раз;

3.Дать «попрыгать глазками с лестницы» - посмотреть кверху и быстро опустить взгляд вниз-

Чтобы снять напряжение в глазах при работе за компьютером:

1.Каждые 1-2 часа переключать зрение: смотрите вдаль 5-10 минут.

2.Закрыть глаза для отдыха на 1-2 минуты.

Гимнастика для усталых глаз:

1.Глубоко вдохните, зажмурив глаза как можно сильнее. Напрягите мышцы шеи, лица, головы. Задержите дыхание на 2-3 секунды, потом быстро выдохните, широко раскрыв глаза на выдохе. Повторить 5 раз.

2.Закройте глаза, помассируйте надбровные дуги и нижние части глазниц круговыми движениями от носа к вискам.

3.Закройте глаза, расслабьте брови. Повращайте глазными яблоками слева направо и справа налево. Повторить 10 раз.

4.Поставьте большой палец руки на расстоянии 25-30 см. от глаз, смотрите двумя глазами на конец пальца 3-5 секунд, закройте один глаз на 3-5 секунд, затем снова смотрите двумя глазами, закройте другой глаз. Повторить 10 раз.

5.Положите кончики пальцев на виски, слегка сжав их.10 раз быстро и легко моргните. Закройте глаза и отдохните, сделав 2-3 глубоких вдоха. Повторить 3 раза.

Выполнение каждого из этих комплексов упражнений для глаз займет не более 5 минут. А пользу, которую вы получите, трудно переоценить.

Простейший отдых для глаз - это их закрытие на более или менее длительный период времени и мысленное представление чего-нибудь приятного. Этот метод служит средством первой помощи, и к нему надо прибегать в первую очередь.

В нашей группе приобретены и изготовлены тренажеры для коррекции зрения. Сейчас я предлагаю вам, ознакомится с ними и попробовать выполнить несколько упражнений. Эти тренажеры способствуют укреплению глазных мышц, снятию напряжения с глаз. Используем гимнастику,выполненную в презентации.

Родители делятся впечатлением от упражнений на тренажерах.

В заключении, я предлагаю вам пройти тестирование и узнать о состоянии вашего зрения.

6. Тест на близорукость или дальнозоркость

Посмотрите на эту картинку каждым глазом по очереди. Если символы кажутся Вам более четкими на красном фоне, то существует большая вероятность наличия близорукости. А если на зеленом, то можно предположить наличие у вас дальнозоркости.

Тест на астигматизм

Тест на астигматизм

Для выполнения теста отойдите на 2-4 шага от монитора, закройте один глаз и посмотрите на рисунок (затем проделайте тест для другого глаза). Если Вам кажется, что некоторые из линий более темные, чем другие, или, наоборот, более расплывчатые, Вам необходима консультация офтальмолога.

Тест Амслера

Этот тест позволяет выявить одно из глазных заболеваний - патологию центральной части сетчатки ("желтого пятна").

Рисунок должен находится примерно 30-ти см от Ваших глаз. Закройте один глаз рукой, а вторым несколько секунд смотрите на черную точку в центре. Затем повторите то же для второго глаза. Если все линии сетки ровные и нет ни искривлений, ни серых пятен, то Ваша центральная область сетчатки в норме.

А еще мне, уважаемые родители, хочется дать вам такие советы:

В течение первых двенадцати лет жизни ребенка идет интенсивное развитие его органов зрения. В этот период глаза особенно подвержены негативному влиянию многочисленных факторов, таких как повышенные нагрузки (компьютер, чтение, телевизор), травмы, инфекции, неблагоприятная экология, и многих других.

Как же можно помочь формирующемуся детскому организму противостоять подобному влиянию внешней среды и предотвратить ухудшение зрения у малыша?

* Любая двигательная активность помогает глазкам малыша лучше работать. Заставляйте ребенка больше бегать, прыгать, играть в подвижные игры. Занятия спортом тоже пойдут ему на пользу.

* Обязательно следите за осанкой ребенка. Ведь, если ребенок сидит с «кривой» спиной, у него нарушается кровоснабжение головного мозга, которое, в свою очередь, провоцирует проблемы со зрением.

* Не допускайте, чтобы ребенок подолгу, не отрываясь, сидел перед телевизором или компьютером. При этом помните, что сидеть перед экраном лучше всего не сбоку, а прямо напротив. Нельзя также смотреть телевизор в темной комнате, так как глаз вынужден будет постоянно менять фокус и напрягаться, адаптируясь к свету. Это может привести к достаточно неприятным последствиям.

* И еще один важный момент: для тренировки зрения малышу полезно играть с яркими, подвижными игрушками, которые вертятся, прыгают и катаются.

* Регулярно проводите с ребенком гимнастику для глаз. Превратите это в ежедневную увлекательную игру!

Спасибо за участие в мероприятии!