Можно ли выучить во сне. Обучение во сне: миф или правда? Во сне можно учить иностранные слова

24.04.2020 Препараты

Осознанные сновидения описывал еще Аристотель, создатель логики и «Метафизики» — и такая двойственность сопровождает эту тему вплоть до нашего времени. С одной стороны, состояние, при котором (по словам Аристотеля) «нечто в сознании спящего указывает ему, что он находится во сне», демонстрируется экспериментами. С другой, им увлекается множество безнадежных «спиритуалистов», так что и на ученых, занятых осознанными сновидениями, коллеги нередко смотрят с долей сомнения.

Разделение сна на циклически повторяющиеся фазы — медленную (продолжительностью чуть больше часа) и быструю (от 10−15 минут до получаса) — известно еще с 1950-х. Быстрый сон характеризуется резкими всплесками электрической активности мозга и беспорядочными движениями глаз под закрытыми веками: считается, что именно в это время нам снятся сны. На рубеже 1970-х проводились успешные эксперименты, участники которых, по показаниям электроэнцефалографа, оставались в фазе быстрого сна, но при этом могли сознательно совершать заранее обговоренное движение, например глазами.

Из-за противоречивой репутации осознанных сновидений такие опыты получили окончательное признание лишь в 1980-х, после того как работавший тогда в Стэнфорде психофизиолог Стивен Лаберж усовершенствовал методику и фактически наладил канал коммуникации со сновидцами, давая им задания, которые те выполняли во сне, пока экспериментаторы следили за активностью их мозга и движениями глаз. Впоследствии Лаберж выступил основателем Института осознанных сновидений, где было разработано несколько аппаратов, стимулирующих такое состояние.


Засыпаем

Первая задача будущего сновидца состоит в том, чтобы приобрести здоровые привычки: нормальную продолжительность и регулярность сна в комфортной тишине и темноте. Следует держать наготове ручку и блокнот, записывая все, что удастся вспомнить о приснившемся. Впоследствии собранная «база данных» позволит выделить признаки, которые часто проступают именно во сне. Маркером может быть встреча с определенным человеком или предметом, характерное ощущение или что-то еще, за чем следует следить и в бодрствовании.

«Сплю ли я?» — периодически задумывается будущий сновидец, стараясь заметить признаки нереальности происходящего. Привычка фиксировать их рано или поздно сработает во сне, и человек осознает его, получив власть над всем, что происходит внутри фантазии. Полетать, выступить с любимой группой, свернуть пространство трубочкой — ему, как мы знаем по кинохиту «Начало», который обыгрывает тему осознанных сновидений, под силу что угодно.

Желающих освоить эту технику можно адресовать к книге Лабержа, которая переведена на русский язык и подробно описывает все этапы. Вместе с тем механизмы этого феномена остаются плохо понятными. Похоже, что мозг при этом находит необычный баланс между активностью и бездействием определенных областей, связанных с работой сознания и памяти. Например, возбуждается передняя кора, которая в обычном сне отключена: человек удерживается в гипнагогии, на границе между бодрствованием и бессознательностью. Такое состояние возникает и спонтанно, при засыпании, но переход в осознанное сновидение происходит в фазе быстрого сна, когда мозг, как считается, ведет консолидацию памяти и закрепление нового опыта.


В апреле 2018 года разработчики знаменитой MIT Media Lab представили новую систему для осознанных сновидений Dormio. Электроэнцефалограф и встроенные в перчатку датчики давления регистрируют изменения активности мозга и расслабление мышц, чтобы в нужный момент подать звуковой сигнал, позволяющий войти в контролируемое сновидение.

Вспоминаем

Увлечение осознанными сновидениями полезно хотя бы потому, что оно формирует привычку ко сну в здоровой обстановке, нормализует функцию мелатонина, который контролирует суточные ритмы активности. Некоторые психологи обращаются к осознанным сновидениям, помогая пациентам встретиться с источниками неврозов и страхов, побороть их и сделать более спокойным бодрствование. Но самое интересное их приложение связано с работой памяти и обучением.

По большому счету их действие мало отличается от обычной работы мозга с восприятием сенсорных сигналов и формированием команд двигательной системе. Воспоминание о том, как мы едем на велосипеде, удерживаем руль и крутим педали, активирует те же нейроны моторной коры, которые включаются в работу при реальной езде на велосипеде, разве что сигнал их на мускулы не поступает. Память можно назвать переживаниями, закрепленными в связях нейронных сетей, и повторение — мать учения — заставляет эти связи фиксироваться еще надежнее.

Ряд исследований показал, что для улучшения моторного навыка необязательно даже двигаться — достаточно воспроизводить движения мысленно. В периоды быстрого сна сигналы моторной коры блокируются, лишь достигая ствола мозга, так что для самого мозга это эквивалентно действию. Мартин Дреслер проводил томографию мозга людей, которые во время осознанного сновидения поочередно мысленно сжимали то один, то другой кулак, продемонстрировав чередующуюся активизацию соответствующих нейронов в моторной коре. Дело за малым: войти в сновидение — и начать тренировку.

Владимир Дорохов, сомнолог, доктор биологических наук, заведующий Лабораторией нейробиологии сна и бодрствования Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН

«Научные исследования осознанных сновидений, как и практическое их применение, осложняются редкостью самого феномена. Прежде чем заниматься спортом во сне, придется уделить ему немало внимания наяву, и все равно эта нестабильная форма быстрого сна редко продолжается дольше нескольких минут. Ну а чтобы вынести вердикт об эффективности осознанных сновидений в общем случае, необходимо больше исследований способов вхождения в эти состояния и удержания в них».

Учимся

Действенность такой практики подтвердили эксперименты немецкого физиолога Даниеля Эрлахера: уже после однократной тренировки в осознанном сновидении люди демонстрировали заметное улучшение точности бросания монеток в стакан. Специализируясь на спортивной медицине, Эрлахер предлагает использовать это состояние для дополнительной подготовки атлетов — без лишнего риска получить травму или перестараться накануне соревнований. Можно представить и другие направления для обучения в осознанном сновидении — например, адаптацию и подготовку к действиям в условиях сильного стресса для людей соответствующих профессий.

Такой подход сродни обучению с помощью виртуальной реальности, которое практикуют при подготовке пилотов или хирургов. «Обсчетом» при этом занят сам мозг, пока что остающийся самой мощной графической станцией в мире, что придает переживанию ощущение настоящей подлинности. Однако при этом он способен пользоваться лишь уже имеющимся опытом. Осознанный сон позволяет усовершенствовать несложный моторный навык или пережить опасную ситуацию без риска катастрофы. Но для получения новых знаний, например, чтобы выучить китайский язык или освоить дифференциальные уравнения, придется выбраться из постели и заняться делом в настоящем мире.

Методикой обучения в период естественного сновидения является гипнопедия. Обучение во сне представляет собой прослушивание учеником во сне гипнотизера либо его записи. Исходя из ранних исследований, были сделаны выводы, что методика не работает, когда другие положительно отзывались о подобной манипуляции. Как оказалось, у мозга действительно появляется реакция на раздражители, он обрабатывает их, в то время когда человек спит.

Научное определение гипнопедии

Наверняка каждый задумывался о том, чтобы сэкономить время на обучении, переложив этот процесс на сон. Рекламные ролики обнадеживают, сообщая о 25 кадре.

Возможность учения во сне без затрачивания сил и времени, получило отклик в научных изысканиях. Так, факт обучения в период сна называют гипнопедией. Специалисты в области истории уверяют, что методика уходит истоками в Древнюю Индию. Монахи нашептывали ученикам тексты старых манускриптов, когда они спали.

Обучение, согласно фазам сновидений

Чтобы понимать, допустимо ли выучить за 5 минут во сне необходимую информацию, нужно рассмотреть главные особенности ночного отдыха.

Исследователи выделяют 2 вида сна.

  • быстрый;
  • медленный.

В первом цикле восстанавливаются энергоресурсы организма. Вторая фаза имеет второе название – парадоксальная. Относительно показателей физиологии медленный сон близок к состоянию бодрости. Циклы сна сменяют один другого. Полная фаза зафиксирована на границе 2-х часов. При этом быстрый сон занимает всего 20 минут.

Обучающийся в школе или в ВУЗе желает выучить требуемый материал, например, стих или песню, в течение пяти минут во сне, который плохо запоминается в дневное время.

Термин гипноделии является видом учения во время сновидений и считается:

  • гипнозом, способным исцелять;
  • видом внушения для коррекции процессов психики;
  • получением новых навыков и способностей, полученных на подсознательном уровне.

Чтобы практика имела успех, нужно чтобы навеиваемый материал оставался в памяти длительное время.

Как оказалось, но мозг действительно способен научиться, пока человек беззаботно спит.

Опубликованная статья психологов из Франции, которыми проводилась проверка возможности запоминать музыку, слышимую в момент сновидения. Было выявлено, что люди могут распознавать звуковые сигналы наутро, когда проснутся, хотя не подозревали, что раньше их приходилось слышать.

Исследователи уточнили, что возможность запомнить материал происходит лишь в цикле быстроволнового сновидения, когда активность мозга высокая. Интересный факт, что память наоборот развивается в стадии медленного видения сна. Выходит, что ночью мозг проделывает одновременно несколько действий.

Когда участники испытания спали, учеными запускались разные сигналы звуков, ассоциируемых с отдельным ароматом. В случае зловонного запаха, дыхание участника становилось глубоким. Чтобы дыхание изменилось, требовался один звуковой тон.

Рефлекс на звуки был сохранен также после подъема. Это указывает на развитие ответов, происходящих на глубокой стадии, где необходимость в работающем сознании отсутствует. Выучить английский язык, математику по данному методу вряд ли выйдет.

Другие изыскания в этой области позволили участникам попытаться учить гитарные пассажи. Затем они засыпали. Во сне их просили наиграть то, чему обучились. Первая группа испытуемых отдыхала в обычном режиме. Другая, в это же время предавалась отдыху под мелодию, изучаемую в дневное время. Результаты показали, что второй класс обучаемых участников получил высокие итоги работы в отличие от первой.

В 2013 г психологи из Иллинойского университета выявили, что в период сновидения есть возможность развития музыкальной памяти, а также тренировать пространственную память.

Важная информация! В период сновидений можно обучиться, но не серьезным вещам. При этом качественный отдых важен для процесса. Ночью мозг не усваивается принципиально новое, а лишь перерабатывает уже имеющийся материал, закрепляя в памяти.

Чтобы обучаться в период сновидений не может учитываться как возмещение иными способами учения, поскольку соответствует закреплению в памяти отдельных видов информации.

  • числовые таблицы;
  • формулы геометрии;
  • иностранные и русские слова;
  • шифрованные коды.

Успешность использования гипнопедии обусловлена большим количеством причин, чтобы рассуждать о широком использовании.

  • вид информации;
  • особенность памяти;
  • возраст ученика.

Для увеличения действенности видоизменяется количество и длительность процедур изучения, манера речи, т.е. процесс обучения.

В качестве обучения под действием гипноза либо неестественно спровоцированного отдыха ночью путем электросна, медикаментозного способа, терминология гипнопедия не используется. Причина в использовании гипнотического, постгипнотического внушения, имеющие иной механизм.

Упоминание в литературе и кинематографе

Обучение в период сна было описано в романе Олдоса Хаксли «О дивный новый мир». Оно являлось одним из оснований нового фантастического окружения. Детям в голову записывали, как вести себя среди людей, предпочтительность и мысленные роли исходя из того, к какой касте они принадлежали. Также проводилось обучение.

В «Звездном десанте» романа Роберта Хайнлайна обучение использовали в корпусах кадетов, чтобы научить офицерский состав.

Образование во сне также упоминается в повести «Гадкие лебеди» Братьев Стругацких, где мокрецами применяется этот метод, чтобы обучать детей-вундеркиндов.

Кинематограф

Советский телесериал под названием «Большая перемена», в котором героями являются Евгения Леонова и Степан Леднев, имеет следующий сюжет. Будучи родителями девочки, вместе с ней по договоренности получают школьное обучение истории в период сна. Спустя время, Нелли включает передачу на радио, которое озвучивает шпионский роман. Впоследствии в ходе гипнопедического учения роман в подсознании отца Степана сплетается с происшествиями, которые описываются в книге.

Обучение также описывается в мультике «Братья Вентура», в котором учащимися являются Хэнк и Дин. Поскольку сюжет представлен в ироническом исполнении, то документы об образовании братья получают таким образом.

Мнение ученых об обучении по методу гипноделии

Представители различных направлений давно интересуются, как учиться во снах, в т.ч. и писатели-фантасты. Сегодня считают, что такой метод обучения запомнить наизусть урок особенно действенен, чтобы усвоить:

  • разные формулы;
  • слова иностранного языка;
  • специальный материал.

Те, кто подвластные легким путям будут огорчены, поскольку выучить за 5 минут во сне стихотворение, налоговый кодекс, таблицу умножения, невозможно.

Ученые подвели неутешительный итог, что такой метод обучения действенен только в качестве укрепления уже изученной темы по физике или химии в период бодрствования. По результатам отдельных исследований было выяснено, что человеку свойственно запомнить тот или иной материал. При этом доказать в действительности, слышал или нет ранее невозможно.

Иные исследования, в ходе которых человеку испытания такого вида обучения, ставили слушать аудиозапись с рассказами только во сне, тоже были несостоятельными, относительно техники. Пробудившись после ночного обучения, человек ничего не запомнил.

Чтобы хорошо закрепить урок в период бодрствования, нужно чтобы он неоднократно демонстрировался во время быстрого цикла. Потому таким способом обучиться нереально в домашних условиях.

Опыты и результаты обучения во сне

Испытания по обучению во сне за 5 минут над крысами и птицами предоставили приятные результаты. Крыс обучали определяться в лабиринте, вкладывая материал в отдельные строения мозга. Среди ночи эти участки мозга становились активными. Выглядело так, будто подопытные делают то, чему их обучали ранее, для закрепления урока.

При измерении активности нейронов был обнаружен участок лабиринта, где присутствовало животное в своих сознаниях. Было ли решено задание крысой в реальности или период сна не имело значения. Итоги исследований по обучению как свидетельствовали о высоком значении действенности снов, так и были определены процессы учения в период сновидений.

Делая опыты на зябликах по методу обучения в момент сна, выяснилось, что звуки, услышанные в период отдыха, переходят из отдела слуха в точку пения. Потому птица повторяла мелодию, которую ей ставили слушать среди ночи.

Важно! Опыты и результаты обучения говорят о том, что открывается огромный потенциал, которыми наделены сновидения, больше всего цикл REM.

Мозгу человека небезразлично, что происходит с вечера перед отдыхом, что видится и слышится. Хорошо подумав, можно использовать данные ресурсы для личной выгоды.

Эффективные методики

Существует четыре популярных видов обучения по технике гипнопедии.

Помощь аромата

Если за пять минут в период сна и не удается изучить учебную информацию географии, биологии, английские слова, то возможно повысить запоминание урока в разы.

Разработано несколько методик, благодаря которым можно быстро обучиться путем мягкого влияния на ученика, когда он спит.

К одному из таких способов относится аромаметод. Германскими исследователями было определено, что лучше всего запомнить поможет запах, ощущаемый при отдыхе. Когда будучи спящим, человек узнает такой же аромат, вдыхаемый при занятости над упражнением, когда бодрствовал, то изученный днем курс информации усвоится прочнее.

Антинаучность

Учиться во сне подобным образом практически невозможно. При этом институтом ранних исследований было отмечено, что испытуемые способны запоминать ряд факторов, когда спят. Хотя точно заявить, что участники не пробуждались и не осязали аудиоинформацию наяву, нельзя.

Чтобы удостовериться в этом, ученые из Америки фиксировали на голове испытуемых электроды и ставили мелодии, когда люди уже спали. Выяснилось, что уснув, ученики ничего не помнили.

Хотя мозг во сне не принимает другой материал, ночью он не спит. Им осуществляется перебор накопленной за сутки информации, которая потом из места формирования воспоминаний, направляется в зоны коры, где она сохраняется.

Технические изобретения

В ближайшем будущем, благодаря техническому развитию, возможно появление и иных методов, основанных на применении фаз сна. Считают, что закрепление памяти случается вследствие отдельных, замедленных пульсаций головного мозга. Потому появилась идея мягкого их стимулирования, не поднимая человека.

Ян Борн является основным идеологом таких исследований. Им было установлено, что мозговые сигналы, возможно, стимулировать путем трансчерепной активации прямым током. Подавался слабый ток через череп человека, что помогало улучшить способность запоминания слов.

Новый инвазивный способ заключается в надевании на голову электродной каски, чтобы измерить нейронную деятельность. Через наушники подают звуки во сне. Благодаря способу проходит мягкая стимуляция нейронной активности. Медленное сновидение оказывается глубоким и интенсивным.

Описанная методика, эффективна не только чтобы выучить новые слова, но и мелодию во сне. Исследователями проведена работа с группой лиц. Их обучали играть на гитаре по методу, который позаимствовали их видеоигры. Затем участник нужно было лечь спать.

Людей разделили на 2-ой команды. Первая слушала мелодию во сне, репетируемая ранее. Вторая отдыхала в затишье. Потом обеим командам нужно было воспроизвести мелодии, разученные на уроке. Исход 1-ой команды лучше, по сравнению со 2-ой, притом, что они не были осведомлены, что отдыхали под эту мелодию.

Хитрости по изучению в период сна иностранного языка

Учеными проводилось исследование, в котором группу немцев обучали иностранному языку, которые не знали его вообще. Команду поделили на 2 части. Первая слушала запись с изученным материалом, когда отдыхала. Другой группе ничего не включали. Результаты в обучении первой группы выше.

Чтобы разгадать причину феномена, обучавшие язык во сне, провели эксперимент мозговой деятельности с использованием энцефалографии. Те, кто слушал запись, проявили высокую активность волн. По предположениям ученых именно это явление указывает на процессы запоминания новых данных во сне.

Наверняка все люди хотели бы тратить меньше времени на обучение и переносить этот трудоемкий процесс на время сна. Но можно ли получать новые знания во сне без затрат времени и энергии, или это лишь научная легенда? Как учиться во сне? Эти вопросы волнуют ученых не одно столетие.

Процесс обучения во сне называется гипнопедией. В переводе с греческого «hypnos» означает «сон», а «paideia» - «обучение». Данный метод усвоения новой информации применялся еще в Древней Индии, когда буддийские монахи нашептывали спящим ученикам тексты старинных манускриптов. В Эфиопии сыщикам таким образом подробно описывали внешность преступников. Одобренные государством сеансы гипнопедии впервые стартовали в США, где офицерам военно-морской базы надевали на ночь наушники и начитывали телеграфный код.

Тайная сила подсознания

Мозг человека таит в себе множество неподвластных науке тайн. Его основная функция - запоминать, сохранять и воспроизводить любую информацию.

Слова, которые мы проговариваем, и мысли, возникающие в нашей голове, воздействуют на наше подсознание, способное впитывать все сведения из внешнего мира. Мы могли забыть увиденное, но подсознание еще долго будет хранить эти образы в глубинах разума.

Во время сна у человека расслабляются только мышцы, а мозг не отдыхает никогда. Он всегда функционирует, контролируя жизненно важные процессы. Таким образом, абсолютный покой человека во сне - всего лишь иллюзия, которая скрывает реакцию человека на факторы окружающей среды. Ночью мозг человека работает в более спокойном режиме и воспроизводит сновидения - образы того, что волнует, пугает человека или вызывает любую сильную эмоциональную реакцию.

Сон погружает людей в очень восприимчивое состояние. Сознание спит, а подсознание просыпается. И вполне реально заставить подсознание работать на нас. Об этом феномене было известно еще древнегреческим учителям. Несмышленых учеников отправляли поспать, начитывая им во время сна тот учебный материал, который не был усвоен за время занятий. За несколько минут выучить получалось немного, но за пару часов ученикам удавалось наверстать упущенный материал.

О подобных случаях становилось известно в разное время на разных континентах. Данный факт связывали именно с тайной силой подсознания - способностями, предоставленными каждому человеку самой природой.

Ночная активность мозга и альфа-ритм

Учеными выделяются три главные стадии мозговой активности во время отдыха человека:

  • стадия засыпания;
  • «быстрый сон», характеризующийся постепенным угасанием всех реакций, во время которого человек видит сны;
  • «дельта-сон» - стадия глубокого сна, отличающаяся пребыванием мозга человека в покое и перевариванием информации, полученной за день.

Запоминание данных возможно только в состоянии дремоты, после погружения человека в стадию глубокого сна восприятие информации прекращается. Поэтому и существует обучение во сне за 5 минут, ведь «сонное» усвоение материала в принципе не может быть длительным процессом.

Альфа-ритм (стадия поверхностного сна) - нейронный интеллект, природный и самый действенный способ работы мозга человека. Он отвечает за связь между правым и левым полушариями, симбиоз сознания и подсознания, творчество, иммунитет, гормональную систему, психоэмоциональный баланс. Альфа-волны возникают во время спокойного расслабленного бодрствования, когда человек закрывает глаза, погружается в состояние полной релаксации без посторонних мыслей в голове. В такой ситуации все становится возможным.

Наукой подтверждено, что у людей с четко выраженным альфа-ритмом развито абстрактное мышление. Усиленные альфа-ритмы в состоянии транса приводят к релаксации, улучшают восприимчивость и расширяют сознание.

Гениальный ученый А. Эйнштейн неизменно пребывал в подобном состоянии. Стимулирование мозга во время поверхностного сна идеально для закрепления подлежащего изучению материала.

Сеансы гипнопедии

Перечень наук, которые изучают во сне, широк и разнообразен. Усвояемость материала зависит от индивидуальных способностей человека. Если предмет вам легко дается в дневное время, заниматься им во сне нет необходимости. Гипнопедию чаще всего используют в тех областях знаний, которые трудно поддаются изучению и требуют быстрого усвоения. Иностранные языки, IT-технологии, базовые знания игры на музыкальных инструментах, зазубривание информации - наиболее востребованные сферы для применения гипнопедии.

Учение во сне, как и гипноз, является самовнушением. Однако, обучение во время засыпания слабее по силе воздействия на человеческий мозг. Новая информация, которую обучаемый слышит во сне, вызывает реакции на уровне рефлексов. Чтобы свежие данные запоминались лучше, для мозга необходимо полное отсутствие внешних отвлекающих импульсов. Эмоциональный фон человека также должен быть стабильно спокойным. В такой атмосфере мозг способен максимально сконцентрироваться на информации, получаемой во сне.

Эффективность ночных аудиотренингов повышается, когда:

  • студент заинтересован в тех сведениях, которые слышит, и подсознательно хочет их запомнить;
  • информация не вызывает раздражения;
  • обучаемый находится в состоянии полного покоя;
  • мышцы человека расслаблены и не подают отвлекающие сигналы мозгу;
  • посторонние звуки и другие воздействия внешней среды сведены к минимуму.

Крайне важным фактором действенности обучения является вера человека в то, что гипнопедия принесет желаемые результаты. Для качественной практики необходимо владеть техникой абсолютного расслабления. Напрягая одну конечность до дрожи, а затем резко расслабляя ее, вы научитесь различать момент наивысшей релаксации мышц. То же необходимо проделать с остальными частями тела. Когда вы овладеете этой практикой, можно смело приступать к занятиям.

Перед «обучающим сном» необходимо лечь на комфортный, но не прогибающийся диван лицом вверх. Конечности могут находиться в согнутом, но обязательно расслабленном состоянии. Закройте глаза и засыпайте. Через 30 минут автоматически включится аудиозапись с информацией для изучения. Если обучение проводит педагог, он будет повторять материал несколько раз тихим голосом.

Учеба во сне: за и против

Несмотря на долгосрочные исследования, эффективность гипнопедии остается спорной. Запоминание обычно происходит в полудреме, а не во время полноценного сна. В 2000 году ученый и практик А.Потапов рассказал об изучении им английского языка с помощью данного метода в течение полугода. Исследователь отметил облегчение чтения текстов, но на протяжении всего эксперимента он видел цветные кошмарные сны. Ученые опасаются, что увлечение данной формой образования может нанести урон психическому здоровью человека.

Однако ошеломляющие результаты некоторых студентов тоже нельзя оставить без внимания. Так, первокурсники инженерного факультета одного из вузов, использовавшие гипнопедию для изучения иностранных языков наряду с традиционной формой обучения, знали в два раза больше слов и выражений, нежели рядовые студенты.

Исследования многих ученых противоречат друг другу. Можно сделать вывод, что запоминание данных во сне является вспомогательным инструментом интеллектуального развития, но не его основой. Чтобы «сонное образование» принесло свои плоды, необходимо длительное обучение, а новый материал должен быть повторен спящему несколько раз.

Многочисленные эксперименты показали, что во сне лучше происходит закрепление уже полученных, но не в корне новых знаний.

Невозможно лишь во время сна выучить китайский язык или научиться профессионально разбираться в технике, не получая этих знаний днем в привычной форме. Сон действительно способствует обучению, помогает тренировать память и улучшает запоминание. Однако надежда на то, что человек сможет получить полноценное образование во время сна, в ближайшее время не оправдается.

Доброго здоровья!

Ух, денек сегодня выдался. Работал практически с утра до вечера. Конечно, с перерывами, но всё же… Заработался.

Утром написал текст для сайта по теме строительства домов. Потом уделил время для некоторых технических моментов своего блога (потратил более 3-х часов). И затем снова тексты по строительству…

И вот сейчас (перед сном) решил написать этот пост. Хочу затронуть такой вопрос:

Реально ли научиться запоминать прослушиваемую во сне информацию?

Когда-то я прочитал статью о том, что вроде какие-то ученые доказали: человеческий мозг способен во сне воспринимать информацию. Якобы можно надеть наушники, запустить аудиоплеер и… получается своеобразное обучение во сне.

Имеется в виду не музыку слушать, а какие-нибудь обучающие лекции, аудиокниги…

Признаюсь: всё это мне сразу показалось сомнительным. После прочтения той статьи я подумал:

«Как можно запомнить прослушиваемую во сне информацию? Как? Ведь человек спит!»

Тем не менее, решил проверить. Несколько раз проводил такие эксперименты: перед сном включал свой плеер.

И что вы думаете? Утром просыпался - плеер на полу, наушники тоже непонятно где…

Но главное не это. Главное то, что прослушивание аудио во сне ничего мне не давало. Утром я ничего не мог вспомнить из того, что прослушивал во сне. Даже в полусонном состоянии толком не мог что-то запомнить, лишь какие-то обрывки фраз.

Несколько раз я пытался - ничего толкового не вышло.

Как же всё-таки некоторые люди проходят обучение во сне?

Может, стоит попробовать заснуть ДНЁМ с включенным плеером?

Такие вопросы у меня периодически возникали.

Попробовал лечь с включенным плеером днём. И… запомнил всё. Да, всё до тех пор, пока не заснул. Только засыпаю - ничего не помню. Помню лишь, что какое-то «бла-бла-бла» не давало мне нормально отдохнуть.)))

С тех пор прошло несколько месяцев.

И я вновь решил заняться прослушиванием аудио во сне

Да, сегодня решил продолжить свои эксперименты - устроить обучение во сне, попытаться запомнить хоть какую-то информацию.

Согласно результатам исследований ученых, таким образом можно успешно изучать иностранные языки. :)

В общем, запускаю свой плеер. А завтра напишу вам о своих результатах.

Спокойной ночи:)

Утро. Я проснулся.

Рассказываю.

Плеер искал долго. Каким-то образом он оказался… в пододеяльнике. Наушники - на полу. И левый наушник начал барахлить (где-то контакт пропадает). Видимо, во сне хорошо дернул за провод…

Запомнил ли я во сне прослушиваемое аудио?

Нет. Ничего я не запомнил. Всё то же самое…

И на этом точка. Больше я экспериментировать не буду. Иначе окончательно доломаю свой плеер.

Для себя сделал такой вывод: спать - значит спать .

И не нужно пытаться что-то там наверстать за счет времени, необходимого для сна. Нужно дать организму полноценно отдохнуть, восстановиться, набраться сил для следующего дня .

Это же касается и дневного сна. Чувствуешь, что нужно днём немного поспать? Значит - нужно поспать. Без всяких МР3-плееров!

А ученые пусть проводят свои исследования, что-то обнаруживают, доказывают… Им же нужно как-то зарабатывать деньги на жизнь.

Сергей Сокарп

P. S. А каково ваше мнение на этот счет? Напишите. Вы пробовали проходить подобное обучение во сне? Прослушивали какие-нибудь полезные аудиолекции? Получалось что-то запомнить?

Прежде чем перейти к сути статьи, нелишним будет вспомнить старый добрый фильм «Большая перемена», снятый на заре семидесятых годов прошлого столетия (в 1971-72-м). Одним из прелюбопытнейших и совершенно нехарактерных для советского реалистического кино был кадр, когда герой Е.Леонова, пытаясь выучить за 5 минут во снематериал по истории, засыпает под начитывание параграфа из учебника и трансляцию новостей.

Что он выдал на следующий день на уроке, знала вся страна. Метод был представлен режиссером в виде нелепой комической ситуации, но, тем не менее, такая форма обучения практикуется, а ее эффективность исследуют до сих пор ученые самых престижных и знаменитых на весь мир университетов.

Подсознание умеет запоминать

Да что там 1971 год! Тот факт, что спящий человек лучше усваивает и запоминает информацию, был подмечен еще в античные времена. Не очень способных учеников в древней Греции обучали специальным способом. Нет, не держали над пропастью, пока те назубок не выучат уроки, им просто предлагали прилечь отдохнуть, и за время пытались «вложить» в их головы максимум необходимого учебного материала, который древнегреческие двоечники не могли запомнить во время занятий.

Выучить за 5 минут во сне, конечно, удавалось немного, но за часок - другой полудремы невыученный материал можно было наверстать.

В разные времена в разных странах появлялись сенсационные сообщения о феноменальном запоминании во время сна. Факт активизации памяти связывали с тем, что человек в стадии глубокого успокоения работает не разумом, не сознанием, а подсознанием - глубинным инструментом, предоставленным каждому из нас природой.

Первая фаза: эффект налицо

Однако есть и недостаток в такой форме обучения: «запоминалка» остается активной исключительно во время первой фазы сна (мы называем ее дремой, дремотным состоянием), но подсознанию становится абсолютно безразлично все, что мы хотим ему нашептать, после перехода в глубокую фазу - восприятие новой информации в этот момент заканчивается.

Вот поэтому и есть надобность вложиться в короткий период времени и все необходимое выучить за 5 минут. Обучение во снеаприори не может быть длительным процессом.

Поверхностная (первая) стадия сна - это еще и пресловутый альфа-ритм (до 13 Гц), при котором «все невозможное становится возможным». Его часто используют во время медитаций для привлечения в жизнь нужного объекта или события. В случае обучения во сне это еще и улучшение процесса запоминания.

Что можно изучать во сне

Ограничений в выборе предметов, которые вы хотели бы выучить во сне,нет. Каждому что-то дается лучше, что-то - хуже. Если у вас полный порядок с математикой, то нет смысла дублировать изучение этого предмета еще и во сне.

Обычно «сонную педагогику» (научное название - гипнопедия) применяют не только для изучения тех предметов, которые тяжело даются, но и для курса быстрого обучения.

Овладение иностранными языками, приобретение полезных навыков (в их число входят и плавание, и изучение IT-технологий, и постижение азов игры на музыкальных инструментах) стоят в первом ряду среди предметов, поддающихся изучению во сне.

Использовать гипнопедию вполне реально для экстренного запоминания. Например, за день у вас совершенно вылетело из головы, что завтра с утра вам нужно декламировать стихи на дне рождения шефа. А время уже позднее, учить некогда, да и голова «не варит»… Что делать? Во сне!

Прилягте, расслабьтесь, попросите кого-нибудь из домашних, чтобы читал вам стихотворение несколько раз. Но при этом старайтесь не заснуть совсем - иначе результат окажется противоположным. Нескольких минут будет достаточно для изучения. Утром останется только повторить.

Исследователи и скептики

Верят в феномен и без устали его исследуют нейрофизиологи из Северо-западного США). Отчет о результатах каждого своего эксперимента они публикуют в авторитетных научных изданиях.

То, чтовыучить за 5 минут во сне возможно любой предмет любому человеку, они доказывали на примере проигрывания двух простейших фортепианных мелодий, двенадцать нот которых участники исследования выучили во сне даже не за пять, а за четыре минуты.

Но существует в ученых кругах и группа скептиков, доказывающих обратное. Эта группа утверждает, что никакого запоминания во сне не существует, есть лишь возможность закрепить ранее выученный материал.

Гипнопедия и состояние нервной системы

Представители ученого мира именно из второй группы предостерегают, что подобная методика обучения небезопасна: она негативно влияет на нервную систему, держит весь организм в напряжении, не позволяя ему полноценно отдыхать, и особенно нежелательна для растущего организма.

Этот вывод заставил задуматься родителей и школьных педагогов, поэтому экспериментальные уроки для шестилеток, когда им преподавали математику и родной язык во время дневного сна, пришлось в срочном порядке отменить.

Но вот чтение сказок детям перед сном - хорошая традиция. И вполне безопасная.

Что касается гипнопедии, отзывов о ее эффективности 50/50. Некоторые опасаются ее широкого применения, поскольку эффект может иметь и обратную сторону: вместо того чтобы выучить за 5 минут во сненечто полезное, можно заработать хроническую бессонницу и раздражительность.