Мозг используется на 10. Процент работы мозга

09.03.2020 Запор

Работает ли мозг на 100% или меньше мы, люди, без посторонней помощи не сможем никогда. Существует известное положение о том, что инструмент для исследования чего-либо должен быть на порядок точнее, чем объкт исследования. Тогда точность будет не грубее 10%. Мозг мы изучаем с помощью мозга же, т.е. объект и инструмент исследования равнозначны. При этом точность будет плюс-минус лапоть.




Чтобы мозг стал работать на все сто процентов его нужно обеспечить энергией, как известно наш мозг потребляет до 30% энергии от все пищи поступаемой в наш организм, и при этом работает всего на 5%, чтобы мозг заработал на полную мощность, представляете сколько людям нужно будет есть? Мы съедим все на планете, здесь простая физика, пока человечество не научиться пользоваться альтернативными источниками энергии ничего не включится, не хватает мощностей. Конечно о возможностях мозга можно только догадываться, но судя по всему остальному творению не малому свидетелями будем, откроются дополнительные спектры восприятия, дополнительные диапазоны частот восприятия миров будут доступны, человеческое сознание будет перемещаться куда угодно, так как пределов нет, повысится сверхчувствительность и сверхвосприимчивость, обработка поступаемой информации повысится, сознание расширится, как известно из 400 млрд единиц информации, наше сознание пропускает лишь 2000 чтобы не перегреть мозг, человеческое тело будет способно накапливать огромное количество энергии, только в этот момент мы станем подобны творцам, так как наша мысль обретет силу, энергию, наши мечты будут сбываться, так как будет энергия для осуществления всего этого, мы сможем управлять армиями сущностей которые обитают в тонких мирах и являются жизненно энергозависимыми, все зависит от энегрии, ничего не существует и не живет без энергии, потенциал у нас огромный у нас мощей не хватает. В видео некоторые способности человека доступные каждому:


Если в правду представить себе, что человеческий мозг начнет работать на все 100 %, то мы не просто сможем управлять кем либо или чем либо. Мы сможем останавливать время, узнать как образовалась наша Солнечная систем, как на нашей планете появилась жизнь. Если в правду в думаться, то нет государств, стран, администрации, школ, семьи, в нас людях как у животных заложены инстинкты к: продолжению рода, забота о потомстве, страх,

злость. Взять к примеру львов в период их размножения львы делят самку, один другого убил, его не хоронят, о нем не вспоминают, его просто съедят и все. нет не какой религии. Если так подумать мы хуже животных, мы загрезняем природу, убиваем животных многие виды исчезают, растения не успевают очищать воздух, вырубаем лес, мы не люди. увеличиваем свое потомство зачем нас уже 7 миллиардов, а планета наша прокормит только 12 миллиардов людей. Население не спеша все возрастало и возрастало, через 100 нас будет уже 150 миллиардов. будут уже космические корабли, телепорты, будем искать жизнь в других солнечных планетах. Мозг это, что то не обыкновенно, не изученное нами полностью. Уже к 30 % нашего мозга мы сможем предметы двигать, управлять не которыми электромагнитными волнами, управлять своей материей. К 60 % сможем управлять телами людей. К 99 % мы сможем находиться в космосе без скафандра и воздух нам будет не нужен, не есть, пить, употребление наших потребностей будет вообще не нужно. А к 100 % наше материально тело исчезнет и мы бум везде.

Мне очень сомнительны утверждения псевдоученых о том, что человечески мозг задействован на 8-10 процентов, а в кризисные ситуации чуть больше. Как это узнали? Запустив человеческий мозг на все 100%, иначе это просто голословные утверждения, не заслуживающие серьезного отношения. Есть также мнение, что озвученные 10% это оперативная память мозга, а все остальное жесткий диск, к которому и обращается оперативные 10% в случаях проблем и где накоплена основная информация. Но вот насколько заполнено это хранилище информации понять сложно, возможно как раз подсознательное, память предков, занимает основной объем человеческого мозга. И включать всю эту память на 100 процентов также бесполезно, как загружать бестолковыми задачами компьютер. Она требуется в определенные моменты, скорее как база данных, чем как источник супербыстрой обработки информации и всемогущества.


Говорят, что у людей с малейшими сверхспособностями (даже просто с более развитой интуицией, чем обычно) мозг работает на более высоком уровне, то есть задействованы обычно не особо активные участки мозга. Представьте, что если мозг будет работать не на чуть-чуть лучше, а на все сто процентов, тогда люди будут просто обладать развитой интуицией, но общаться мысленно, двигать предметы силой мысли, предсказывать будущее.


А если люди начнут прозрачно видеть мысли и замыслы других людей, то возможно удастся избежать всех конфликтов, начиная от семейных заканчивая мировыми.


Мозг человека работает на 100% то что он работает на 10% это миф, можете почитать соответствующую статью на википедии.


Просто активность проявляют отдельные участки мозга, но есть люди у которых периодически все участки работают одновременно и сие действие называется приступ эпилепсии. Вот в вашем же теле не работают все мышцы одновременно, а на что будет похоже если заработают, тоже самое и с мозгом.


Бессмысленно для организма содержать такой орган, который потребляет столько ресурса и при это не работает. Так что это всё всего лишь слухи и фильмов кучу наснимали про этот бред.



Если человек при том % работы мозга оторвался от земли и летает в космос, то я даже представить себе не могу, что будет при работе его 100%. Наверное, человеку лучше так, как есть сейчас, а то он может такое наворотить.


У моего зятя был рак мозжечка и он после операции впал в кому. И на вопросы: когда он очнется. что будет после? а сможет ли он потом то, это, другое. врач ответил: что вы хотите, я не знаю, что будет после, ведь мозг даже толком не исследован. Мы о нем почти ничего не знаем. Все вопросы сразу отпали автоматом.


Честно говоря я не уверена что наш мозг работает только на несколько процентов, а вот если если активировать то произойдет какое-то чудо и все станут гениями. Об этом приятно помечтать. Каждый хочет быть супер человеком и контролировать весь мир и других людей. Но если каждый человек активирует мозг на 100 процентов, не думаю что от Земли что-то останется. Хотя есть препараты которые могут стимулировать работу мозговой активности. Кстати на эту тему сняли фильмы "Области тьмы" и "Люси".


"А если люди начнут прозрачно видеть мысли и замыслы других людей, то возможно удастся избежать всех конфликтов, начиная от семейных заканчивая мировыми." ЧУШЬ


И пред про предсказания будущего Тоже бред! Если человек сможет общаться мысленно, двигать предметы силой мысли - это будет максимумом чего достигнет человек!

Головной мозг – самый сложный орган позвоночных и человеческого организма, в частности. Каждую секунду он обрабатывает феноменальное количество информации, и до сих пор ученые некоторые его структурные особенности и функции не изучили досконально. Он отвечает за процесс сознания, мышление, речь, координацию движений, сон и бодрствование, эмоциональные переживания, гормональные изменения, дыхание, многочисленные рефлексы и т. д.

На фоне этих фактов утверждение, что человек задействует свой мозг только на 10, а не на 100 процентов выглядит правдоподобным. Подобное убеждение прочно укоренилось в сознании многих, но специалисты говорят, что оно не соответствует истине и относится к легенде .

Они приводят ряд доводов в пользу того, что это всего лишь миф – человеческий мозг задействован на 100 %.

Корни мифа

Не существует точных данных, откуда зародилась эта легенда, но выдвигаются предположения.

  1. В конце 19 века У. Джеймс и Б. Сидис, изучая способности ребенка в рамках теории ускоренного развития, пришли к выводу, что мозг человека может быть развит не на 100 процентов и потенциал его велик. После чего Л. Томас в предисловии к книге Д. Карнеги упомянул об этом предположении и сказал, что люди используют свой мозг только на 10 процентов.
  2. Некоторые нейробиологи, опираясь на исследования о функционировании отделов коры больших полушарий, ответили на вопрос «сколько процентов мозга использует человек» – «в каждый момент времени – 10 %», что впоследствии привело к усечению утверждения.

С того момента легенда стала основой для написания многих художественных книг, создания фильмов. Ею стали пользоваться некоторые предприимчивые «психологи» и «экстрасенсы», создавая тренинги и курсы, которые призывают раскрыть свой потенциал.

Миф о том, что мозг развит или задействует только 10 процентов, оказался живуч, благодаря своей привлекательности – человеку приятно верить в то, что он может усовершенствовать свой мозг, что он способен на большее и, возможно, обладает сверхъестественными возможностями, которые «спят».

На самом деле

Многочисленные исследования смогли ответить на вопрос «на сколько процентов работает мозг человека». Они показали, что при выполнении обычных действий (легкий разговор, ходьба, прослушивание музыки) требуется активация абсолютно всех участков головного мозга.

Другие аргументы в пользу того, что действуют все 100 % :

  1. Черепная травма средней и тяжелой степени всегда приводит к нарушению или выпадению функций. Если бы человеческий мозг был развит только на 10 процентов, то никакой разницы бы человек не смог заметить.
  2. Он не смог бы увеличиться до таких больших размеров, каков он сейчас. Если бы была задействована только одна десятая часть, то она бы составила не более 140 грамм – что примерно соответствует мозгу овцы.
  3. Непреложен факт, что на работу мозговых процессов затрачивается 20 процентов энергии человеческого тела. Это большое количество, и маловероятно, что оно бы выделялось на обслуживание «спящего» органа.
  4. Никакой, даже самый гениальный ученый, не смог бы высчитать процент работающих нейронов в начале двадцатого века по причине отсутствия таких технических средств.

Некоторыми в подтверждение того, что мозг развит только на 10 %, приводятся аргументы, касающиеся ускорения и улучшения мыслительных процессов. Однако они связаны с различными методами обучениями и тренировкой, но не активизацией «спящих» зон.

Итак, на вопрос «сколько процентов мозга использует человек?», существует единственно правильный ответ – 100. Задействование только 10 процентов невозможно – организм должен все время функционировать для поддержания своей деятельности. Миф остается еще весьма укорененным в сознании многих, а некоторые специалисты утверждают, что на его поддержание тратятся немалые средства: киноиндустрия, ТВ-программы и шоу часто используют его в качестве завлечения.

«Мозг имеет скрытый потенциал и работает только на 10%» - такое мнение весьма распространено. Не исключено, что вы даже слышали о научных исследованиях на эту тему. Только представьте, какими способностями мы бы смогли обладать, если мозг заработает на все 100! Вот только правда в том, что вообразить такое не сложно…

Мозг – сложнейший орган человека, и учёные постоянно делают открытия, связанные с его работой. Например, недавно была опровергнута информация, что клетки мозга не восстанавливаются . Восстанавливаются! Хотя и очень медленно.

То, что мозг имеет немалые скрытые резервы, в научной среде считается мифом . Хотя в своё время учёные его и породили. Психолог Уильям Джеймс одним из первых начал говорить, мы используем лишь небольшую часть от наших возможных умственных и физических ресурсов. Физик Альберт Эйнштейн также придерживался подобных взглядов, когда объяснял свой высокий интеллект.


Мозг – сложнейший орган и постоянно изучается

Эта идея вызывала и по-прежнему вызывает интерес у общественности. Фантастические произведения, псевдонаучные издания и телепередачи только подогревают мысли о скрытом потенциале, которым природа зачем-то наградила нас «про запас».

Свою лепту внесли сериалы и фильмы, идея которых основана на том, что мозг работает только на 10 процентов. Самые яркие примеры – это фильмы :

  • «Газонокосильщик»;
  • «Области тьмы»;
  • «Люси»;
  • частично «Сплит».

Во всех случаях под действием определённых факторов у главных героев полностью раскрываются резервы мозга. Это приводит к колоссальному повышению интеллекта и даже открытию сверхчеловеческих способностей.

Главное опровержение

Так уж устроено развитие всего живого на Земле, что никакие скрытые резервы не закладываются на потом. Эволюция наоборот избавляет организмы от лишнего, к чему можно отнести 90% неиспользуемого мозга. А появление новых возможностей появляется постепенно и только по мере необходимости.

Если придерживаться теории эволюции, то такой мозг просто не смог бы появиться!

Насколько нагружен наш мозг

Сегодня известно, что каждая часть мозга выполняет свои задачи. При этом активными бывают все области мозга, пусть и не одновременно. Никаких неактивных областей нет – везде постоянно что-то происходит.

Интересный факт: На работу человеческого мозга затрачивается до 20% всех энергетических запасов организма. Для одного органа – это достаточно большой показатель.

Иными словами, наш мозг уже используется на 100% ! Однако многие люди не используют все доступные возможности этого удивительного органа.


Какие функции выполняет мозг

Как прокачать свой мозг

Весь стопроцентный потенциал мозга имеется у каждого из нас. Осталось просто

На сколько процентов вы используете свой мозг? Ученые рассказали как работает главный инструмент мышления и можно ли увеличить его КПД.

Возможно, вы слышали, что люди используют только десять процентов своего мозга, и если вы сможете разблокировать остальную часть - то сможете стать супер гением или приобрести сверх силы, такие как чтение мыслей и телекинез. Этот «десятипроцентный миф» вдохновил воображение в массовой культуре. Например, в фильме «Люси», 2014 года, женщина развивает сверхъестественные силы благодаря лекарствам, которые раскрывают, ранее недоступные, 90 процентов ее мозга.

Какая доля человеческого мозга используется?

В этот миф верят многие - 65% американцев, согласно опросу 2013 года, проведенному Фондом Майкла Дж. Фокса по исследованию болезни Паркинсона. В другом исследовании, в котором опрашивались студенты, около трети респондентов ответили положительно про веру в «10%».

Однако, в противовес этому мифу, ученые доказали, что люди используют весь свой мозг на протяжении всего дня.

Существует несколько доказательств, развенчивающих десятипроцентный миф.

Нейропсихология

Нейропсихология изучает, как анатомия мозга влияет на поведение, эмоции и познание.

На протяжении многих лет ученые показали, что разные части мозга ответственны за определенные функции, независимо от того, распознают ли они цвета или отвечают за вычисления. В отличие от мифа, ученые доказали, что каждая часть мозга является неотъемлемой частью нашего повседневного функционирования, это удалось благодаря методам визуализации мозга, таким как позитронно-эмиссионная томография и магнитно-резонансная томография.

Исследователи не нашли область мозга, которая полностью была бы неактивна. Даже исследования, которые измеряют активность на уровне одиночных нейронов, не выявили каких-либо неактивных областей мозга.

Многие исследования мозга, которые измеряют его активность, когда человек делает конкретную задачу, показывают, как разные части мозга работают вместе.

Например, пока вы читаете этот текст на своем смартфоне, некоторые части вашего мозга, в том числе ответственные за зрение, понимание прочитанного и использование вашего телефона, будут более активными.

Однако некоторые снимки непреднамеренно поддерживают десятипроцентный миф, потому что они часто показывают небольшие яркие пятна на сером веществе. Это может означать, что только яркие пятна обладают мозговой активностью, но это не так.

Скорее, эти пятна представляют области мозга, которые более активны, когда кто-то выполняет задачу, по сравнению с тем, когда человек находится в состоянии покоя, причем в состоянии покоя - серые пятна все еще активны, но в меньшей степени.

Противоречие десятипроцентному мифу заключается в людях, которые пострадали от повреждения головного мозга - например, при инсульте, травме головы или отравлении угарным газом. Если десятиминутный миф истинен, то повреждение многих частей нашего мозга не должно влиять на повседневное функционирование.

Исследования показали, что повреждение очень небольшой части мозга может иметь разрушительные последствия. Например, если наносится ущерб области Броки, то человек может понимать язык, но не может правильно составлять слова или свободно говорить.

В одном известном случае женщина из Флориды навсегда потеряла «способность мыслить, воспринимать информацию, потеряла память и возможность демонстрировать эмоции, которые являются самой сущностью бытия человеком», из-за недостатка кислорода, разрушившего половину ее головного мозга.

Эволюционные аргументы

Другим доказательством является эволюция. Взрослый мозг составляет всего два процента массы тела, но он потребляет более 20 процентов энергии тела. Для сравнения, взрослые мозги многих видов позвоночных, включая некоторых рыб, рептилий, птиц и млекопитающих, потребляют от двух до восьми процентов энергии своего тела.

Мозг формировался миллионами лет естественного отбора, который передает благоприятные черты, чтобы повысить вероятность выживания. Маловероятно, что организм будет выделять столько своей энергии, чтобы поддерживать весь мозг, если он использует только 10 процентов мозга.

Происхождение мифа

Даже с этими доказательствами многие люди все еще верят, что используют только десять процентов своего мозга. Неясно, как появился этот миф, но он популяризировался книгами самопомощи и даже может основываться на более старых, ошибочных исследованиях в области нейробиологии.

Главным очарованием десятипроцентного мифа является идея того, что вы могли бы увеличить свой КПД, если бы только смогли разблокировать остальную часть своего мозга. Эта идея соответствует, написанному книгами самопомощи, которые показывают, как вы можете улучшить себя.

Например, предисловие Лоуэлла Томаса к популярной книге Дейла Карнеги «Как завоевать друзей и влиять на людей» говорит, что средний человек «развивает только 10 процентов своих скрытых умственных способностей». Это утверждение, которое восходит к психологу Уильяму Джеймсу, относится к потенциалу человека, стремящегося достичь большего, а не к тому, сколько процентов мозга используется. Существует история в которой говорится, что Эйнштейн объяснял свой интеллект десятипроцентным мифом.


Другой возможный источник мифа заключается в «тихих» областях мозга от более ранних исследований нейробиологии. Например, в 1930-х годах нейрохирург Уайлдер Пенфилд подключал электроды к открытому мозгу пациентов с эпилепсией. Он заметил, что некоторые области мозга заставляли его пациентов испытывать различные ощущения, но другие, похоже, ничего не испытывали.

По мере того как технологии развивались, исследователи обнаружили, что эти «тихие» области мозга, которые включали префронтальные доли, действительно имели функции.

Все вместе

Независимо от того, как и где возник миф, он продолжает жить в массовой культуре, несмотря на обилие доказательств того, что люди используют весь свой мозг. Однако мысль о том, что вы можете стать гением или телекинетическим сверхчеловеком, разблокируя остальную часть вашего мозга, - является очень заманчивой. опубликовано

Возникли вопросы - задайте их

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Существует мнение, что человеческий мозг задействуется нами только на 10%. Вероятно, именно поэтому человек не может придумать, как его развить на 100%. Вопрос: почему тогда так устроен мозг и как всё-таки можно заставить его работать на все сто?

Миф о работе мозга

Это неправда! Утверждение о том, что человеческий мозг работает на 10% (5%, 3%), - это старый, абсолютно неверный и совершенно неубиваемый миф. Разберемся, откуда он взялся.

В середине прошлого века было совершенно непонятно, как мыслит человек (сейчас это тоже непонятно, но уже на другом уровне). Но кое-что было известно - например, что мозг состоит из нейронов и что нейроны могут генерировать электрические сигналы .

Некоторые ученые тогда считали, что если нейрон генерирует импульс, то он работает, а если не генерирует - значит, «ленится». И вот кому-то пришла в голову мысль проверить: какое количество нейронов в целом мозге «трудится», а какое - «бьет баклуши»?

Нейронов в мозге несколько миллиардов, и было бы чистым безумием измерять активность каждого из них - это заняло бы много лет. Поэтому вместо того, чтобы изучать все нейроны подряд, ученые исследовали только небольшую часть, определили среди них процент активных и предположили, что по всему мозгу этот процент одинаков (такое предположение называется экстраполяцией).

И оказалось, что «работает», то есть генерирует импульсы, только неприлично малый процент нейронов, а остальные - «молчат». Из этого был сделан немного прямолинейный вывод: молчащие нейроны - бездельники, а мозг работает только на малую часть своих возможностей.

Вывод этот был абсолютно неправильный, но поскольку в то время было принято «исправлять природу», например поворачивать реки вспять, орошать пустыни и осушать моря, то идея о том, что и работу мозга тоже можно улучшить, прижилась и начала свое победное шествие по газетным страницам и журнальным разворотам. Даже и сейчас что-то подобное иногда встречается в желтой прессе.

Как примерно работает мозг

А теперь попробуем разобраться, как же всё обстоит на самом деле.

Мозг человека - структура сложная, многоуровневая, высокоорганизованная. То, что написано ниже, - очень упрощенная картинка.

В мозге есть множество областей. Некоторые из них называются сенсорными - туда поступает информация о том, что мы ощущаем (ну, скажем, прикосновение к ладони). Другие области - моторные, они управляют нашими движениями. Третьи - когнитивные, именно благодаря им мы можем мыслить. Четвертые отвечают за наши эмоции. И так далее.

Почему же в мозге не включаются одновременно все нейроны? Да очень просто. Когда мы не ходим, то неактивны нейроны, запускающие процесс ходьбы. Когда молчим, «молчат» нейроны, управляющие речью. Когда ничего не слышим, не возбуждаются нейроны, отвечающие за слух. Когда не испытываем страх, не работают «нейроны страха». Иными словами, если нейроны в данный момент не нужны - они неактивны. И это прекрасно.

Потому что если бы это было не так... Представим на секунду, что мы можем возбудить одновременно ВСЕ наши нейроны (больше секунды такого издевательства наш организм просто не вынесет).

Мы сразу начнем страдать от галлюцинаций, потому что сенсорные нейроны заставят нас испытывать абсолютно все возможные ощущения. Одновременно моторные нейроны запустят все движения, на которые мы только способны. А когнитивные нейроны... Мышление - настолько сложная штука, что вряд ли на этой планете найдется хоть один человек, который сможет сказать, что случится, если одновременно возбудить все когнитивные нейроны. Но предположим для простоты, что тогда мы начнем думать одновременно все возможные мысли. И еще мы будем испытывать все возможные эмоции. И многое еще произойдет, о чём я не буду писать, потому что здесь просто не хватит места.

Посмотрим теперь со стороны на это существо, страдающее от галлюцинаций, дергающееся от конвульсий, одновременно чувствующее радость, ужас и ярость. Не очень-то оно похоже на создание, улучшившее свой мозг до стопроцентной эффективности!

Наоборот. Лишняя активность мозгу не на пользу, а только во вред. Когда мы едим, нам не нужно бегать, когда сидим у компьютера - не нужно петь, а если во время решения задачи по математике думать не только о ней, но и о птичках за окном, то вряд ли эта задача решится. Для того чтобы мыслить, мало ДУМАТЬ о чём-то, надо еще НЕ ДУМАТЬ обо всём остальном. Важно не только возбуждение «нужных» нейронов, но и торможение «ненужных». Необходим баланс между возбуждением и торможением. И нарушение этого баланса может привести к очень печальным последствиям.

Например, тяжелая болезнь эпилепсия , при которой человек страдает от судорожных припадков, возникает тогда, когда возбуждение в мозге «перевешивает» торможение. Из-за этого во время припадка активизируются даже те нейроны, которые в эту секунду должны молчать; они передают возбуждение на следующие нейроны, те - на следующие, и по мозгу идет сплошная волна возбуждения. Когда эта волна доходит до моторных нейронов, они посылают сигналы к мышцам, те сокращаются, и у человека начинаются судороги. Что больной при этом ощущает, сказать невозможно, поскольку на время припадка у человека пропадает память.

Как всё-таки заставить мозг работать эффективнее

Надеюсь, вы уже поняли, что пытаться заставить мозг работать лучше, возбуждая все нейроны подряд, - дело бесперспективное, да еще и опасное. Тем не менее можно «натренировать» мозг, чтобы он работал эффективнее. Это, конечно, тема для огромной книги (и даже не одной), а не маленькой статьи. Поэтому я расскажу только об одном способе. Начать придется издалека.

Когда рождается маленький ребенок, количество нейронов в его мозге даже больше, чем у взрослого. Но связей между этими нейронами еще почти нет, и поэтому новорожденный человечек еще не в состоянии правильно использовать свой мозг - например, он практически не умеет ни видеть, ни слышать. Нейроны его сетчатки, даже если они чувствуют свет, не образовали еще связей с другими нейронами, чтобы передать информацию дальше, в кору больших полушарий. То есть глаз видит свет, но мозг не в состоянии понять это. Постепенно необходимые связи образуются, и в конце концов ребенок учится различать вначале просто свет, потом - силуэты простых предметов, цвета и так далее. Чем больше разнообразных вещей ребенок видит, тем больше связей образуют его зрительные пути и тем лучше работает та часть его мозга, которая связана со зрением.

Но самое удивительное не это, а то, что такие связи могут образовываться почти исключительно в детстве. И поэтому если ребенок по какой-то причине не может ничего видеть в раннем возрасте (скажем, у него врожденная катаракта), то необходимые нейронные связи в его мозге уже никогда не образуются, и человек не научится видеть. Даже если во взрослом возрасте у этого человека прооперировать катаракту, он всё равно останется слепым. Проводились довольно жестокие опыты на котятах, которым в новорожденном состоянии зашивали глаза. Котята вырастали, так ни разу ничего и не увидев; после этого им уже во взрослом возрасте снимали швы. Глаза у них были здоровые, глаза видели свет - но животные оставались слепыми. Не научившись видеть в детстве, они уже не способны были сделать это во взрослом возрасте.

То есть существует какой-то критический период, в который образуются нейронные связи, необходимые для развития зрения, и если мозг не научится видеть в этот период, он уже не научится этому никогда. То же относится и к слуху, и, в меньшей степени, к другим человеческим способностям и умениям - обонянию, осязанию и вкусу, способности говорить и читать, играть на музыкальных инструментах, ориентироваться в природе и так далее. Яркий тому пример - «дети-маугли», которые потерялись в раннем детстве и были воспитаны дикими животными. Во взрослом возрасте они так и не могут освоить человеческую речь, поскольку не тренировали у себя в детстве это умение. Зато они способны ориентироваться в лесу так, как не сможет ни один человек, выросший в цивилизованных условиях.

И еще. Никогда не знаешь, в какой момент «выстрелит» какое-то умение, приобретенное в детстве. Например, человеку, который в детстве активно тренировал мелкую моторику рук, занимаясь рисованием, лепкой, рукоделием, будет легче стать хирургом, проводящим филигранные, точные операции, в которых нельзя допустить ни одного неправильного движения.

Иными словами, если что и может заставить мозг работать лучше, то это - тренировка, причем тренировка с самого детства. Чем больше мозг работает, тем лучше он работает, и наоборот - чем меньше его нагружать, тем хуже он будет функционировать. И чем мозг младше, тем он более «гибкий» и восприимчивый. Именно поэтому в школах учат маленьких детей, а не взрослых дяденек и тетенек. Именно поэтому дети гораздо быстрее взрослых умеют приспосабливаться к новым ситуациям (например, осваивают компьютерную грамоту или учат иностранные языки). Именно поэтому тренировать свой интеллект надо с самого детства. И если вы будете это делать, то ничто не помешает вам сделать великие открытия. Например, о том, как работает мозг.

Ответила: Вера Башмакова