Игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей дошкольного возраста. Гимнастика для глаз для детей Смотри на звезды искоса

Гимнастика для глаз для детей

Родители прекрасно знают, насколько важны для развития и здоровья ребенка физические упражнения ,укрепляющие мышечную систему.Но,как показывают опросы, зарядка для тренировки глаз является обязательной процедурой для ребенка далеко не в каждой семье. А ведь если бы детки регулярно делали гимнастику для глаз в домашних условиях (особенно,если есть наследственная предрасположенность к появлению дальнозоркости, близорукости или астигматизму ),то зрение не ухудшалось бы заметно с каждым годом. Можно с полной уверенностью сказать,что гимнастика для глаз для детей школьного возраста и дошкольников является замечательной профилактикой проблем со зрением и заболеваниями глаз .
С момента рождения и до 12 лет у ребенка активно развиваются органы зрения. Вероятность испортить зрение в это время увеличивается.
Негативное влияние на глаза оказывают повреждения (травмы, ), чрезмерные нагрузки перед монитором компьютера и у телевизора, инфекции , заболевания , иные причины.

Ежедневно ребёнок получает и перерабатывает много информации, необходимо все время напрягать органы зрения. Последствием является усталость - главный виновник проблем с глазами у детей. Даже при идеальном зрении нужно регулярно заботиться об их релаксации. В противном случае придется столкнуться с сухостью и покраснением глаз, плохой видимостью на большом расстоянии.

Поскольку зрение у детей постоянно развивается, глазки малыша требуют особой опеки . Для них были придуманы специальные тренировки. Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками , потешками , поговорками или пословицами , создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу. Ниже вы найдете лучшие упражнения,которые сделают увлекательной гимнастику для глаз при близорукости,а также при дальнозоркости для детей любого возраста.

Восстановление зрения возможно. Прежде чем прибегать к операции, лазерной или другой коррекции, попробуйте вернуть здоровье зрительных органов естественным путем. Для этого нужно запастись терпением, за один день ситуация не исправляется. Но понятно,что появились проблемы со зрением у ребёнка не в одно мгновение.

Упражнения для глаз выполняют до 3 раз в день, для зарядки выделяется 4 минуты. Применяются различные маленькие предметы и тренажеры. Сформулировать последовательность действий лучше в стишках . Гимнастика для глаз в стихах для детей - лучший способ увлечь ребенка делать полезные упражнения для улучшения зрения каждый день! Далее вы найдете самые популярные упражнения гимнастики для глаз в стихах и потешки .

Доктора всего мира разрабатывают различные методики для тренировки глаз для детей . Впервые необходимость регулярных зарядки и отдыха для глаз была отмечена американским офтальмологом Вильямом Бейтсом, который сделал одну из самых эффективных тренировок для зрительных органов. Из современных вариантов наиболее популярны упражнения Мирзакарима Норбекова. При систематическом выполнении первой или второй методики зрение заметно улучшается.

Миопия (близорукость) - заболевание, при котором глаз нормально воспринимает изображение, которое расположено близко (до 40 сантиметров), но далекие предметы ему распознать тяжело.
Для улучшения состояния глаз рекомендуется систематически выполнять несколько вариаций тренировок, которые созданы разными врачами-учеными.

При дальнозоркости у детей фокусировка картинки выполняется за сетчаткой глаза. Существуют особые упражнения для усиления остроты зрения, которые иногда помогают полностью устранить проблему.

К сожалению в последние годы проблемы со зрением наблюдаются практически у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста. Дети подолгу сидят у телевизора,фокусируют свой взгляд на одном и том же расстоянии,играя в игры за компьютером. Чтобы улучшить зрение и предотвратить его дальнейшее ухудшение,рекомендуется регулярно выполнять гимнастику для глаз . Чтобы деткам было интересно каждый день заниматься упражнениями,улучшающими зрение,мы разместили ниже список упражнений в стихах . Интересная гимнастика для глаз для детей будет полезна не только ребенку,страдающему близорукостью или дальнозоркостью,но и существенно может укрепить зрение у любого дошкольника. Также вы найдете комплекс упражнений для улучшения зрения при близорукости и специальные упражнения для детей при дальнозоркости .


Если вашему ребенку понравится гимнастика для глаз ,специально разработанная для детей и он с удовольствием будет выполнять все упражнения ежедневно с раннего детства ,то вероятность развития близорукости или дальнозоркости сводится к минимуму,если малыш не страдает какими либо патологическими или наследственными заболеваниями,влияющими на корректную работу глазного аппарата. представленные выше упражнения будут полезны как для дошкольников ,так и для детей школьного возраста - особенно полезна такая гимнастика для глаз будет после школы и после выполнения уроков домашнего задания.

Следующая статья.

Последнее обновление статьи: 23.03.2018 г.

В современном мире, когда подвижные игры на свежем воздухе потеряли свою популярность, а компьютерные – приобрели, всё больше детей испытывают проблемы со зрением. Ограничение высоких нагрузок, сбалансированное питание, повышение двигательной активности и зарядка для глаз являются эффективными методами профилактики. Сокращение и расслабление мышц под воздействием специальных комплексов упражнений улучшают кровообращение в тканях глаза, позволяют уменьшить количество времени, направленное на адаптацию при изменении условий окружающей среды (переход из тёмного в светлое помещение, и наоборот), повышают выносливость организма при длительных нагрузках.

Врач-офтальмолог

Постоянное проведение тренировок способствует укреплению мышечного аппарата, что позволяет обеспечить профилактику возникновения аномалий рефракции, возникающих на фоне спазма аккомодации.

Основные этапы создания зрительной гимнастики

  1. В основе развития и становления метода лежат работы Уильяма Бейтса, который отметил положительное влияние комплексов упражнений для глаз на зрение. Он считал, что важно снять психологическое напряжение. Его методики основывались на пальминге, воспоминаниях и мысленном представлении объектов, необходимых для повторения.
  2. Для тренировок по методу Норбекова основным является комплекс, направленный на укрепление глазодвигательных и косых мышц, стимулирование аккомодации, разведение осей глаза с последующим расслаблением.
  3. Гимнастика, предложенная Ждановым, имеет два направления заданий. Так, упражнения для близоруких сочетают в себе стимулирование зрительного анализатора как вдали, так и вблизи. У дальнозорких все процессы тренировки происходят на рабочем расстоянии и вблизи.
  4. Комплексы профилактических и лечебных занятий, разработанных Аветисовым, направлены на улучшение кровообращения и циркуляции внутриглазной жидкости наряду с укреплением глазных мышц и работой над аккомодационным резервом.
  5. Достижение расслабления мышц при работе с помощью специальных непрозрачных экранов, с использованием более слабых очковых линз (для пациентов с очень низким зрением) или оправ без стекол и с чередованием работы глаз – уникальная методика Утехина, сочетающая основы плеоптики с новейшими технологическими приёмами.
  6. Розенблюм, Мац и Лохтина создали аккомодотренер для расслабления аккомодационных мышц.
  7. Маргарет Корбет предложила самостоятельно изменять фокусное расстояние посредством перемещения книги во время чтения либо частого изменения положения тела. Была сторонницей активной мимической зарядки (особенно для век и бровей).

Проводят гимнастику без спешки в спокойной обстановке под контролем родителей. Ребёнок должен быть расслаблен. В дальнейшем возможно самостоятельное выполнение комплекса, направленного на профилактику и восстановление зрительных функций.

Классическая инструментальная музыка лучше всего подходит в качестве музыки для зрительных упражнений.

Показания

Проведение упражнений для глаз показано:

  • детям с аномалиями рефракции (близорукость, дальнозоркость, астигматизм). Проводят не реже 4 раз в день, а в случае работы за компьютером или планшетом — через каждые 45-50 минут. В этой ситуации основной целью является не профилактика ухудшения зрения, а снижение зрительного напряжения, что активно используется в комплексном лечении таких пациентов, позволяя остановить прогрессирование заболевания;
  • при наследственной предрасположенности (когда один или оба родителя страдают проблемами со зрением) постоянное применение методик гимнастики позволяет уменьшить частоту возникновения спазма аккомодации, что, в свою очередь, обеспечивает отсутствие физиологической причины нарушения функции зрения;
  • при возникновении жалоб на усталость глаз или появление двоения после длительной нагрузки. Перед началом проведения упражнений для зрения в этом случае необходимо обратиться к врачу-офтальмологу для проведения обследований с целью раннего выявления глазной патологии;
  • детям с высокой зрительной нагрузкой, а также использующих для учёбы или игр компьютерную технику или мобильные телефоны, в сочетании с ограничением времени использования гаджетов и повышения двигательной активности посредством подвижных игр.

Противопоказания

Зарядка для глаз имеет и противопоказания к проведению:

  1. Упражнения запрещено проводить после операций на мышечном аппарате глаза вследствие нарушения функции оперированной мышцы и повышения тонуса мышцы — антагониста.
  2. В послеоперационном периоде у пациентов с отслойкой сетчатки гимнастика не проводится.
  3. При высоких степенях необходимо проконсультироваться с врачом-офтальмологом для подбора правильного комплекса заданий, не подвергающих угрозе осложнений.
  4. При угрозе перфорации роговицы упражнения проводить не следует.
  5. Пальминг (особый вид массажа глазных яблок, применяемый у взрослых) не рекомендуется проводить детям из-за высокого риска нанесения травматических повреждений.

Виды зрительной гимнастики

Существует великое множество упражнений для глаз, которые условно подразделяют на следующие виды:

  • выполнение тренировок под стихотворные формы (стишки, прибаутки, потешки) или без оных;
  • по наличию дополнительных материалов: с дополнительными предметами (яркие игрушки, ручки, шарики), с наличием демонстрационных плакатов и рисунков, без каких-либо дополнительных объектов.

  1. «Жмурки». Необходимо зажмуриться, посчитать до пяти, открыть глаза. Повторить 7 раз. Следует внимательно следить за выполнением, так как быстрое выполнение приводит к усталости мышц и не несёт никакого положительного эффекта.
  1. «Далеко-близко». Рекомендовано выполнять перед окном. Суть данного упражнения для глаз заключается в том, чтобы поочередно смотреть на близко расположенный объект с дальнейшим переводом взгляда на предмет, находящийся далеко. Для маленьких детей данный метод удобно проводить, стоя непосредственно у окна, так как можно выбрать максимально далеко расположенный объект наблюдения, а на стекло наклеить, например, картинку. Для детей старшего возраста можно усложнить задание, предложив посчитать какие-нибудь объекты определенного цвета или формы. На рассматривание каждой цели отводится до 10 секунд. Выполнить 7 раз.
  1. «Восьмёрочки». Пусть ребёнок мысленно представит цифру восемь, если малыш маленький, покажите, как она выглядит. Предложите взглядом нарисовать эту цифру. Внимательно следите за движением глаз. Для облегчения задания можно использовать рисунок со стрелочками. Поверните картинку так, чтобы получился знак «бесконечность» или восьмёрка на боку, предложите ребёнку нарисовать фигуру взглядом. Упражнение сделать 7 раз.
  1. «Крестики-нолики». С правого верхнего угла комнаты перемещаем взгляд на левый нижний угол, затем с левого верхнего – на правый нижний. Делаем круговое движение глазами. За выполнением этого упражнения внимательно следим, так как дети очень часто выполняют движения не глазами, а головой. Делаем пять крестиков, пять ноликов. Этот комплекс можно выполнять и с закрытыми глазами.
  1. «Часики». Представляем себе большой циферблат или используем изображение с нарисованными или, если нет возможности, пользуемся настоящими часами. Движение глаз совпадают с движением секундной стрелки. На каждой цифре останавливаемся на 1-2 секунды. Выполняем 5-6 раз.
  1. «Приближение». Исходное положение: рука максимально вытянута вперед, в руке ручка с ярким колпачком, к которому приковано наше внимание. Начинаем медленно передвигать предмет по направлению к кончику нашего носа, взгляд от кончика ни на что не переводим. Как только колпачок становится просто ярким пятном, движение прекращаем. Делаем 5 секунд перерыва, затем еще 5 таких приближений.
  1. «Лёгкий отдых». Прикрыть глаза, посчитать с закрытыми глазами до 15, открыть глаза. Повторить 6 раз.
  1. «Найди вещь». Лучше всего выполнять рядом с книжным шкафом или компьютерным столом. Родитель даёт задание найти взглядом какую-то вещь или книгу, и сказать, где она стоит.
  1. «Туда-сюда». Сделать 7 вертикальных движений глазами, чередуя с горизонтальными движениями. У маленьких деток с выполнением этого упражнения может помочь яркая игрушка или предмет, за которым следует следить, пока родитель его двигает.
  1. «Быстро-быстро». Интенсивно поморгать, считая до 5, сделать перерыв 1-2 секунды, затем выполнить ещё 5 раз.

Формируя комплекс зрительной гимнастики для ребёнка, следует помнить, что применение больше пяти упражнений утомительно, следовательно, качество выполнения будет хуже.

3-09-2011, 12:47

Описание

Перечисленные ниже способы тренировки глазных мышц подойдут как взрослым, так и детям. Подобные занятия не только улучшают состояние зрения, но и помогают справиться с утомлением, отвлекают от насущных проблем, позволяют ненадолго расслабиться.

Зажмуривание

Очень крепко зажмуриться на 5-6 секунд, а потом максимально расслабить веки. Повторить упражнение несколько раз, представляя себе, как глаза при напряжении мышц «прячутся» внутрь головы, а затем возвращаются на прежнее место.

Моргание

Нужно моргать в течение 1-1,5 минуты, темп упражнения - максимально быстрый. Можно представлять себе, как веки превращаются в крылья мотылька и трепещут на ветру. В течение первых нескольких занятий возможно появление неприятных ощущений (тяжести, жжения или боли в веках), но это нормально. При частом моргании глазные яблоки как бы отключаются и перестают участвовать в восприятии окружающего мира. Движения век способствуют равномерному распределению слезной жидкости по всей поверхности глазной оболочки, смывают с роговицы микроскопические соринки и дезинфицируют эпидермис.

Вне фокуса

Для выполнения данного упражнения следует поместить перед глазами большие пальцы рук, вытянутые вверх, а затем очень медленно развести их в стороны, одновременно смотря прямо и стараясь удержать исчезающие из вида пальцы в поле зрения. После того как пальцы перестанут быть видимыми, следует снова соединить руки и повторить указанную последовательность действий.

После освоения описанного выше тренинга можно переходить к усложнению тренировок. Соединить большие пальцы рук на уровне глаз, расположив кисти горизонтально. Медленно поднять одну руку вверх, одновременно опуская другую, взгляд при этом должен быть направлен строго вперед. Когда пальцы исчезнут из виду, снова соединить руки и повторить упражнение с самого начала.

Затем выполнить перечисленные выше действия, расположив пальцы по диагонали.

Завершив все этапы упражнения, снова расположить пальцы перед лицом, вытянув их вверх и слегка разведя кисти в стороны. Вращать правым пальцем по часовой стрелке, левым - в противоположном направлении, а затем наоборот. При этом необходимо стараться следить правым глазом за большим пальцем правой руки, а левым - за левой.

Зоркий глаз

Данное упражнение следует выполнять с партнером. Удобно расположиться напротив сидящего человека, пристально рассматривать его в течение нескольких секунд, а затем отвернуться. Смысл данного упражнения - постараться мысленно воспроизвести внешний облик партнера: цвет его глаз и волос, особенности прически, форму лица, цвет и фасон одежды, имеющиеся аксессуары, украшения и т. п. После того как мысленная картинка будет нарисована, необходимо снова повернуться к партнеру, опять рассмотреть его и проанализировать допущенные ошибки. Данное упражнение можно повторять несколько раз. При выполнении указанных действий тренируются не только мышцы, обеспечивающие движения глазных яблок, но и сетчатка, которая становится более чувствительной за счет активизации деятельности глазного нерва.

Перепрыгивания

Перед выполнением данного упражнения необходимо приготовить 2 предмета, расположить один на расстоянии около 15 см от глаз, а другой отодвинуть на 5-6 м. Быстро «переключать» взгляд с ближнего предмета на дальний и обратно.

Перемещение фокуса

Взять в правую руку небольшой предмет - ручку, брелок удлиненной формы и т.п. Поднести этот объект к глазам, удерживая взгляд на его поверхности, затем медленно отодвинуть, выпрямляя руку. Особенность выполнения данного упражнения заключается в том, что приближение предмета должно сопровождаться вдохом, а отодвигание - выдохом. Все действия следует выполнять в очень медленном темпе. В течение первых нескольких занятий приближение объекта обычно вызывает расфокусирование зрения: очертания предмета раздваиваются. Для того чтобы избежать этого, можно зафиксировать взгляд на какой-либо мелкой детали.

В замедленном темпе

Это очень эффективное и одновременно простое упражнение, тренирующее глазные мышцы. Сначала следует наладить дыхание - оно должно быть максимально глубоким и замедленным. Моргать нужно в очень медленном темпе, представляя себе, как во время каждого движения век легкие наполняются живительным кислородом.

Расплывчатые контуры

Данное упражнение предназначено для избавления от близорукости и дальнозоркости. Перед началом занятия следует выбрать удаленный объект, состоящий из множества деталей (для близоруких) или же недалеко расположенный предмет со сложными очертаниями (для дальнозорких). Например, можно рассматривать дерево, покрытое листьями, стараясь разглядеть каждый листок, или пояс сложного плетения, расположив его перед глазами. При этом изображение, проецируемое на сетчатку, будет нечетким. Упражнение следует выполнять в расслабленном состоянии, стараясь разглядеть очертания каждой детали, но не напрягая глаза. Через некоторое время можно заметить, что контуры предметов постепенно обретают четкость.

Письмо носом

Это очень простое и эффективное упражнение, помогающее укрепить глазные мышцы. Закрыть глаза, представить, что на носу вырос маркер или карандаш. Затем мысленно «написать» любой текст, тщательно выводя каждую букву.

Цветовой дождь

Каждый цветовой оттенок так или иначе влияет на определенные участки центральной нервной системой. Данную особенность можно использовать для мысленной тренировки глазных мышц. Сначала необходимо представить себе цвета солнечного спектра в виде палитры произвольной формы. Можно также «поместить» на эту палитру дополнительные оттенки - коричневый, черный, розовый, серый и т. п. Теперь следует выбрать любимый цвет и мысленно наполнить им небольшую емкость, а затем представить, как глаза погружаются в эту емкость, обновляются и становятся здоровыми.

Путешествие жука

Перед началом выполнения данного упражнения следует закрыть глаза и расслабиться, а затем представить себе красивый цветок, растущий на лесной поляне и мысленно «рассмотреть» его в мельчайших подробностях. Теперь пусть по его стеблю вверх поползет небольшой жук, аккуратно огибая листья. Он может добраться до цветка, исследовать каждый лепесток, выпить нектар, поесть пыльцы и т. п. Затем аналогичным образом необходимо представить себе обратный путь насекомого. Данное упражнение вызывает рефлекторные сокращения глазных мышц без стимуляции сетчатки, что благотворно влияет на остроту зрения.

Мысленный спорт

Представить себе игровое поле. Игра может быть любой - баскетбол, волейбол, теннис (главное, чтобы в ней использовался мяч). Мысленно проследить взглядом за каждым игроком и за мячом. Выполнять упражнение в течение 5-7 минут.

Вращение треугольника и других геометрических фигур

Закрыв глаза, представить себе ровный лист белой бумаги, затем «нарисовать» в центре ярко окрашенный треугольник, лучше всего равнобедренный (цвет выбрать в соответствии с индивидуальными предпочтениями). После этого вообразить, как он поворачивается, «опираясь» на одну из вершин, а затем начинает вращаться вокруг своей оси все быстрее и быстрее, пока не становится блестящим конусом. «Остановив» треугольник, мысленно вписать его в круг соответствующего размера и продолжить тренировку. После того как «мнемотренинг» будет освоен в достаточной степени, можно усложнить задание, изменяя форму фигуры или представляя больше треугольников (квадратов и т. д.). Данное упражнение стимулирует работу глазных мышц, повышает их эластичность и улучшает кровообращение в тканях глазных яблок.

Спешилова Наталья Викторовна
Учитель — дефектолог МБДОУ «Детский сад №1»
Воецкова Галина Алексеевна
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1»
Г. Лысьва Пермский край

Очень давно доказано, что специальные упражнения приводят к улучшению зрения, позволяющие исправить многие виды аномалий рефлексии, устранить многие проблемы, возникающие со зрением без вмешательства медицины.
Метод У. Бейтса.
Упражнения американского врача-офтальмолога У. Бейтса обращены, главным образом, к тем, кто страдает каким-либо видом аномалии рефлексии – близорукостью, дальнозоркостью или астигматизмом. Он предлагает очень много упражнений на расслабление, на снятие напряжения не только с глаз, но и со всего организма. Метод Бейтса способствует улучшению зрения за счет улучшения интерпретации изображения на сетчатке.
Последователи У. Бейтса:
Патриция Брегг, предлагает систему, опирающуюся на три принципа:
— укрепление и стимуляция глаз водными процедурами (горячими и холодными),
— специальные упражнения глубокого дыхания для улучшения кровообращения глаз,
— упражнения для расслабления глаз (сюда входят отдых и снижение нервных напряжений).

Скачать конспект

М. Корбетт (англ. врач) – предлагает интересную методику тренировки и восстановления зрения. М. Корбетт считает, что тренировка мышц, окружающих глазное яблоко, очень важна для восстановления зрения. Эти упражнения влияют на изменение фокусного расстояния к сетчатке, приближают его, достигая того же эффекта, что дают очки.
Приведем 2 принципа расслабления глаз по М. Корбетт:
Пальминг
Исходное положение: выпрямите пальцы одной руки и положите ладонь на лицо. Положите мизинец другой руки поперек основания четырех раскрытых пальцев первой руки (руки при этом образуют нечто похожее на перевернутую букву V). Место пересечения оснований мизинцев образует как бы дужку очков и должно, соответственно, располагаться там, где обычно располагается на переносице дужка очков. Впадины ладоней при этом автоматически расположатся точно над орбитами ваших глаз. Во время пальминга держите глаза закрытыми. Устраните напряжение в пальцах, расслабьте запястья, локти. Для этого положите их на колени или на стол так, чтобы шея находилась на одной прямой с позвоночником. Можно положить на колени подушку, а на подушку уже локти. Если вам необходимо наклониться вперед, согнитесь в талии, но сохраните прямизну в шее и позвоночнике. Положение ладоней у каждого человека будет отличаться от положения ладоней другого человека. Постарайтесь найти приемлемое для вас их положение. При пальминге солнечные пятнышки и точечки исчезнут.
Применять это упражнение нужно потому, что оно дает глазам отдых. Отдых расслабляет мышцы глаз и одновременно активизирует нервные клетки глаз. При этом происходит расслабление и тех напряженных мышц, что оттягивают глаза в ту или иную сторону, нарушая их соосность. Это придает им силу и здоровье, способствуя во многих случаях восстановлению зрения плохо видящих глаз.
Не пытайтесь «осознать» (прочувствовать) глаза. Во время выполнения всех этих упражнений не следует обращать внимания на глаза как на физические, материальные органы, поскольку они практически не поддаются волевому управлению и даже более неуправляемы, чем сердце, тоже неуправляемый волей орган. Если вы будете сидеть, заглядывая мысленно внутрь своих глаз, то вы разрушите цель своих занятий. Некоторые люди утверждают, что они видят во время пальминга ярко окрашенные или бесцветные пятнышки, точечки и блестки. Вместо того, чтобы думать о них, попытайтесь вспомнить что-нибудь приятное - свадебное путешествие, красивые пейзажи, интересные случаи, произошедшие с вами и принесшие вам радость, или события, описанные в какой-нибудь увлекательной книге или интересном кинофильме. Когда вы отнимете руки от глаз, мир должен показаться вам ярче.
На вопрос о том, сколько времени и когда надо делать пальминг, ответ будет таков понемногу, но часто. Даже прикрыв глаза ладонями на секунд десять, вы вновь вернете им в ходе загруженного дня чувство расслабления. Вы захотите, чтобы глаза запомнили это чувство, испытанное ими во время пальминга. Поступая так, вы способствуете тому, что ощущение расслабления станет вашей привычкой на всю оставшуюся жизнь.
Повороты
Первый закон зрения - это движение. Когда глаз перемещается, он видит. Зрение глаза, который смотрит пристально, слабеет. Здесь приведен ряд упражнений психического и физического характера, цель которых - разрушить привычку пристального смотрения через физическое и психическое перемещение взгляда.
Оригинальные методики профилактики и исправления самых распространенных дефектов зрения – близорукости и дальнозоркости предлагают профессор Г. Г.Демирчоглян, академик Утехин.
Народные целители И. Афросин и Валентина Травинка также предлагают тренировать свое зрение день за днем, осваивая одно упражнение за другим исцеляясь только упорным трудом!
В своей коррекционно-педагогической работе мы огромную роль отводим упражнениям и играм для глаз, рекомендуем их использование воспитателям на всех занятиях с детьми, учитывая особенности дошкольного возраста, индивидуальный и дифференцированный подход состояния зрения.
Учитывая особенности детского возраста, желание детей играть, эффективность усвоения нового в игре, разработали гимнастики для глаз, как на основе литературного материала (стихи, потешки, поговорки), так и личные разработки.
Гимнастики, упражнения для глаз:

Буратино потянулся, Взор вверх
Руки в стороны развел, Взор влево – вправо
Раз нагнулся, Взор вниз – вдаль
Два нагнулся, Вверх – вдаль
Повернулся и пошел. Круговые движения глазами

Большие ноги шли по дороге: Широко раскрыть глаза
Топ-топ-топ.
Маленькие ножки Зажмурились в ритме
Бежали по дорожке Стихотворения
Топ-топ-топ! Моргание быстрое в ритме
Топ-топ-топ! стихотворения

«Радуга – дуга»
Ой, ты радуга – дуга! Взор вверх
Под тобой лежат луга, Взор вниз
В небе ты повисла, вверх
Словно коромысло.
Я красивую такую Взгляд влево – вправо, влево –
В полминуты нарисую Вправо.

«Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.
А потом глядит вперед,
Глаза закроет, отдохнет.
Шея ненапряженна, а расслабленна.
Вот Варвара смотрит вверх
Выше всех, дальше всех.
Снова глазки закрывает,
И, качаясь, отдыхает!

Упражнения для тренировки наружных мышц
«Поиграем глазками»
Вспомним приятное событие, любимую ситуацию, проиграем ее
Мысленно.
— Глазки двигаем вверх — вниз, влево — вправо – несколько раз. Теперь зажмурили глазки, потом освободили и сняли напряжение. Хорошо. Теперь взгляд пошел в правый верхний угол, в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. Еще раз можно повторить с воображаемым квадратом, посмотреть в углы. Зажмурились, сняли напряжение, помигали, считаем, когда мигаем до 10.

— Теперь представим себе большой круг (обруч, мяч, колесо, бублик и т. д.). Обводим его глазками сначала по часовой стрелке, затем против 7-10 раз в одну и другую сторону. Зажмурились – расслабились и мигаем (10 раз).

— Мысленно повернуть круг «в профиль», и опять наши глаза побежали по кругу: вперед – вверх – назад – вниз и в обратную сторону: назад – вверх – вперед – вниз. И снова снимаем напряжение: зажмурились – расслабились и помигаем (10 раз).

Крест. Надо дать специальную нагрузку на наружные мышцы, смотрим влево – вправо – вверх – вниз, повторить около 5 раз. Можно представить карту. Дети – мореплаватели, рисуют глазами запад – восток – север – юг.

Змейка. Повторить 5-6 раз в одну сторону, затем в другую.
Воспитатели, выбирая или подбирая игры для глаз к занятиям, должны учитывать, что упражнения и гимнастики можно условно разделить на несколько видов:
— восстановление и развитие глазных, зрительных функций,
— тренировка глазных мышц, насыщение их кислородом,
— расслабление, отдых глаз.
Например, для развития окклюзии, можно использовать игры с меткой на стене (переключение взора), с линией горизонта, с подвешенными игрушками и т. д. (фиксация взора на вершине пламени свечи и др.).
Для кровообращения и насыщения глаз мышц кислородом можно использовать упражнения и игры с морганием (разный темп, поза, литературный материал), гримасками, вращением глаз и их движениями в разных направлениях, зажмуриванием.
Воспитатели должны себе четко представлять, какие игры и упражнения они будут включать в занятия или между частями, и с какой целью. Если с целью отдыха и расслабления, то можно использовать «минутки тишины» под спокойную музыку, пальминг, мысленные игры, расслабляющий массаж бровей, растирание лба, расслабление всего тела с дыхательными упражнениями. Все игры день ото дня способствуют восстановлению бинокулярного зрения и помогают дать отдых глазам и передохнуть от перегрузок. Воспитатели должны помнить об этом и включать гимнастику для глаз в течение всего дня.