"Консультант", 2008, N 3
Налоговые инспекторы практически всегда считают, что компании заведомо виновны, что все они пытаются уклониться от уплаты налогов и получить необоснованную выгоду. И это несмотря на действующую в России, согласно Налоговому кодексу, презумпцию невиновности. Так как на объективность ревизоров рассчитывать не приходится, компаниям следует тщательно продумывать и документально подтверждать все осуществляемые операции: начиная от покупки канцтоваров и заканчивая масштабным проектным финансированием.
Под проектным финансированием в России, так же как и во всем мире, понимается способ привлечения финансовых ресурсов, сопряженный с созданием специальной (проектной) компании.
При этом финансовые ресурсы могут быть получены путем:
В настоящее время уже можно говорить о наличии определенной практики реализации подобных проектов в России. Они осуществлялись преимущественно в таких отраслях, как связь и электроэнергетика, а также в топливно-энергетическом комплексе. В качестве известных примеров масштабных операций можно привести сооружение газопровода "Голубой поток", модернизацию спутниковой группировки ФГУП "Космическая связь", лизинговые проекты компании "РТК-Лизинг". Проектным финансированием занимается ряд крупнейших российских банков, в частности Внешторгбанк, Сбербанк, ИМПЕКСБАНК, МДМ-банк и др.
Широкое развитие проектного финансирования и прогнозируемый спрос на инвестиции в подобной форме означают, что количество таких операций в ближайшие годы будет возрастать. Между тем если экономические и правовые аспекты проектного финансирования в России достаточно изучены и в целом понятны, то налоговому аспекту, к сожалению, уделяется недостаточно внимания.
Важность цивилизованного выстраивания взаимоотношений налогоплательщика с налоговыми органами и адекватного информирования налоговых органов о намерениях компании при реализации сложных финансовых операций можно проиллюстрировать следующим примером. В течение 2004 - 2006 гг. многие крупнейшие лизинговые компании, в том числе участвовавшие в международных проектах, столкнулись с валом однотипных обвинений. Налоговые органы винили их в том, что лизинг используется исключительно в целях получения налоговых преимуществ. Особое непонимание вызывал так называемый возвратный лизинг, при осуществлении которого компания берет в лизинг имущество, которое она незадолго до того продала лизингодателю. Из-за недостатка информации налоговые органы первоначально воспринимали такие сделки как некую мошенническую схему. Потребовались десятки судебных разбирательств с участием крупнейших экспертов в области экономики и финансов, чтобы в 2006 г. изменилась практика сначала высших судебных инстанций, а затем и арбитражных судов в отношении участников лизинговых операций.
Необходимо признать, что именно те черты проектного финансирования, которые делают его привлекательным для инвесторов и инициаторов проектов, и являются факторами повышенного внимания со стороны российских налоговых органов. Так, проектное финансирование позволяет привлечь средства под проект, который, как правило, характеризуется долгим сроком окупаемости и начнет приносить прибыль через несколько лет. Это осознают все участники проекта. Однако тот факт, что прибыль будет получена, надо доказать не только недоверчивым инвесторам, но и еще более недоверчивым налоговым органам. Вот уже лет десять отсутствие прибыли выступает одним из главных критериев, по которым налоговые органы выявляют фирмы, не ведущие реальной деятельности.
Надо быть готовыми и к тому, что подозрения налоговых органов еще более усилятся, когда проектная компания действительно столкнется с тем, что у нее накапливаются огромные суммы уплаченного поставщикам налога на добавленную стоимость, подлежащие возврату из бюджета. Внешнее сходство с фирмой-однодневкой, созданной исключительно для получения средств из бюджета под видом возмещения НДС, будет полным. И на этом этапе важно суметь доказать чиновникам реальность деловой цели проекта и серьезность намерений его участников.
Следующий аспект связан с использованием заемных средств. Доля займов и банковских кредитов в проектном финансировании в России составляет обычно около 70 процентов, но может достигать и всех 90 процентов.
С точки зрения не только налоговых органов, но и высших судебных инстанций, использование привлеченных средств в расчетах с поставщиками является основанием для подозрений в получении необоснованной налоговой выгоды в сумме принятого к вычету НДС. Неблагоприятные налоговые последствия наступают, если компания не может убедительно доказать, что в будущем она намеревается произвести реальный возврат займа за счет собственных средств.
Кроме того, необходимым условием распределения рисков в проектном финансировании является создание новой компании специально под реализацию проекта. Подобная организация, не имеющая собственных средств и своей "истории" ведения бизнеса, осуществляющая огромные расходы и не получающая налогооблагаемой прибыли, неизбежно будет восприниматься налоговыми органами с подозрением. Менеджмент такой компании должен быть готов предоставить адекватные, документально подтвержденные доказательства реальной деловой цели компании, в качестве которых, например, могут выступить бизнес-план или же концепция развития фирмы.
Между тем позиция высших судебных инстанций, формирующих судебную практику, дает повод для оптимизма. Особо следует отметить четко выраженный критерий деловой цели. Налоговая выгода (снижение налога, применение льготы, признание расхода) признается судом обоснованной, если налогоплательщик может доказать, что его действия продиктованы конкретной деловой целью. Само по себе снижение налоговой нагрузки деловой целью, естественно, не является. Приведем пример. В уже упоминавшейся ситуации с возвратным лизингом лизинговая компания ходатайствовала о назначении экспертизы. Независимые эксперты, назначенные судом, подтвердили, что применение механизма лизинга являлось экономически оправданным и более выгодным, чем использование банковского кредита. Это в конечном итоге позволило убедить суд, что лизинг был средством для достижения деловой цели (финансирования), а не одних только налоговых преимуществ.
Отметим, что критерий деловой цели призван заменить использовавшийся ранее критерий добросовестности, отличавшийся меньшей степенью определенности.
В общем виде новый подход закреплен в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды". Данный документ необходимо учитывать при планировании операций проектного финансирования, поскольку в нем, помимо прочего, приводятся различные ситуации, в которых судам, рассматривающим налоговые споры, необходимо получать от налогоплательщиков доказательства реальной деловой цели.
При реализации операций проектного финансирования их участникам следует помнить о налоговых рисках и уделять внимание целому ряду аспектов.
Во-первых, создание проектной компании должно сопровождаться квалифицированной поддержкой специалистов, хорошо ориентирующихся в российской налоговой проблематике. Так, при подготовке бизнес-плана либо технико-экономического обоснования необходимо ориентироваться не только на инвесторов, но и на публично-правовых пользователей, в первую очередь на налоговые органы. При всей очевидности подобного подхода на практике нам приходилось встречаться с ситуациями, когда клиент не раскрывал подобную информацию налоговым органам в силу ее конфиденциальности. Такого рода конфликтов необходимо избегать.
Во-вторых, проектная компания должна располагать формализованным графиком возврата заемных средств. При этом с точки зрения доказывания возможности вернуть кредит ситуация с долгосрочным кредитом более предпочтительна по сравнению с рефинансированием долговых обязательств.
Особенно подчеркнем важность расчета получения прибыли. Очевидно, что ни один серьезный инвестиционный проект невозможен без такого расчета. Но всегда ли есть полная уверенность в том, что стороны не ограничились рабочими документами на стадии подписания контракта? Всегда ли такой расчет существует в форме официального документа, составленного на русском языке и подписанного как минимум руководителем проектной компании?
В условиях общего благоприятного инвестиционного климата и при наличии позитивных тенденций в выстраивании цивилизованных отношений налогоплательщиков с государством выполнение рекомендаций налоговых специалистов позволит получить уверенность в успешной реализации в России сделок проектного финансирования, независимо от сложности их юридической структуры.
Примечание. Подушка безопасности: предварительная оценка договора на предмет налоговых рисков
Надежда Зубкова, ведущий налоговый консультант ЗАО "Грант Торнтон"
"Все больше компаний начинают осознавать важность проведения налоговой экспертизы договора еще до его подписания. Ведь гораздо легче включить в документ требуемые пункты до заключения сделки, нежели потом срочно подписывать допсоглашения.
Практика свидетельствует о том, что существуют стандартные положения договора, которые с высокой степенью вероятности могут привести к возникновению налоговых рисков, если не уделить им достаточно внимания. Одним из самых важных аспектов договора является НДС. К сожалению, контрагенты иногда забывают указать в этом документе, включает цена сделки НДС или нет. Вместе с тем такая небрежность может привести к существенным проблемам, стороны могут не понять друг друга. Покупатель посчитает, что цена уже включает НДС, и платить больше обозначенной суммы не станет. А продавец в свою очередь будет настаивать на том, что НДС должен начисляться сверх цены договора. Данные споры суды решают по-разному, поэтому лучше избавиться от неопределенности сразу. К тому же "пробелом" в договоре может воспользоваться и налоговая инспекция. Даже если стороны устно договорились, что обозначенная цена уже включает налог, увидев выручку по такой сделке, инспекторы могут потребовать у продавца начислить НДС к уплате со всей суммы. В обратной ситуации, т.е. когда стороны пришли к пониманию, что НДС должен быть начислен сверх цены, однако не прописали это в договоре, трения с инспекцией могут возникнуть уже у покупателя. Из-за отсутствия ясности в формулировке договора налоговая может оспорить вычет в размере 18 единиц (18% от 100 единиц), снизив его до 18/118 от 100 единиц или "сняв" вовсе. Кроме того, договор обязательно должен включать в себя список документов, которые должен оформить поставщик (исполнитель), и сроки их предоставления. Зачастую после того, как поставщик (исполнитель) получил оплату, с доставкой документов возникают проблемы. А это означает, что обоснованность расходов и налоговые вычеты у покупателя (заказчика) оказываются под угрозой.
Стандартно в договоре выполнения работ (оказания услуг) прописывается следующий "набор": акт выполненных работ (услуг), счет на оплату, счет-фактура. Порой такого перечня недостаточно. Поэтому в интересах заказчика предусмотреть документы, которые будут "расшифровывать" суть работ: отчет о маркетинговом исследовании, содержание предоставленных консультаций, описание проведенных работ и их результатов и т.д. Не исключено, что при отсутствии таких документов будет сложно доказать налоговым инспекторам экономическую обоснованность затрат на рассматриваемые услуги.
В посреднических договорах налоговые опасности могут подстерегать обе стороны сделки. Допустим, некая компания выступает как агент с участием в расчетах. По поручению клиентов она ищет исполнителей по договору и заказывает им услуги. Затем принципал возмещает эти расходы и выплачивает вознаграждение. По закону агент уплачивает налоги только со своего вознаграждения. Однако при платежах эти суммы могут смешиваться. Чтобы доказать, что конкретная сумма - это возмещаемые расходы, агенту в договоре необходимо предусмотреть перечень возмещаемых затрат. Отметим, что лучше сделать его открытым, однако виды расходов все же стоит прописать максимально подробно. В обратной ситуации, т.е. когда некая фирма выступает принципалом, в соглашении необходимо предусмотреть обязанность агента в установленный срок представлять отчеты с приложением всех подтверждающих документов, поскольку указанные затраты являются расходами по налогу на прибыль именно для принципала".
И.Хаменушко
партнер юридической компании
"Пепеляев, Гольцблат и партнеры"
Девелопмент объектов недвижимости неизменно ассоциируется с высоким риском, одновременно предвещая и более высокую доходность: инвестиционно-строительные проекты, связанные с длительным процессом производства, неизбежно подвергаются влиянию целого ряда событий. С управленческой точки зрения события с положительным влиянием предстают как возможности, а события негативного воздействия -- как риски.
Риск -- критический фактор проектного финансирования, поскольку является причиной непредвиденных изменений в способности проекта к возмещению расходов, обслуживанию долга и выплате дивидендов акционерам. Денежные потоки, обуславливаясь влиянием рисков, могут оказаться меньше ожидаемых в случае, если риск не был предвиден и должным образом хеджирован, тогда кредиторы и спонсоры посчитают затруднительным погашение займа или достижение удовлетворяющего уровня внутренней нормы доходности.
В процессе строительства и эксплуатации проекты в области недвижимости подвержены воздействию таких видов рисков, как коммерческие (проектные), макроэкономические (финансовые) и политические (страновые) . Такие риски могут возникать как на этапе строительства, когда проект еще не в состоянии генерировать денежные потоки, так и на этапе эксплуатации. Ряд авторов разделяют данную категорию рисков на организационные, специфические (проектные) и связанные с окружающей средой или риски макроуровня (экзогенные), мезоуровня (эндогенные) и микроуровня (охватывающие взаимоотношения между заинтересованными сторонами) . Кроме того, риск проектов недвижимости можно разделить на семь типов в зависимости от этапов процесса девелопмента следующим образом :
Критерием для идентификации рисков проектного финансирования является хронология их возникновения в течение экономической жизни проекта, включающей два периода:
Эти периоды, обладая различными профилями риска, дифференцированно воздействуют на ожидаемый результат проектной инициативы и позволяют выделить следующие категории рисков:
риски предварительного этапа;
риски эксплуатационного этапа;
риски, общие для обоих этапов.
На предварительном этапе риски наиболее высоки и концентрированны -- проектная компания (юридическое лицо специального назначения -- special purpose vehicle, SPV), получая финансирование, приступает к реализации проекта, но не получает доходных денежных потоков и не в состоянии обслуживать собственные обязательства. К рискам предварительной фазы относятся:
Основные риски эксплуатационной фазы также могут привести к сокращению денежных потоков, генерируемых проектом, и включают в себя:
Риски, общие для строительного и операционного этапов, систематически, но с разной интенсивностью возникают в течение всей экономической жизни проекта. К ним относятся:
1. Финансовые риски (процентный, валютный, инфляционный) связаны с волатильностью ключевых макроэкономических переменных . Колебания процентных ставок могут привести как к увеличению стоимости финансирования, так и к полному исчерпанию бюджета проекта в случае, если средства предоставляются по плавающей процентной ставке, а также стать причиной возникновения весьма значительных альтернативных издержек (при покупке хедж-инструментов либо кредитовании по фиксированной ставке в связи с невозможностью извлечения спекулятивных выгод).
Валютный риск возникает, если финансовые потоки проекта валютно дифференцируются (в международных проектах расходы и доходы зачастую рассчитываются в различных валютах). Лучшей стратегией покрытия этого риска является согласование валют, т. е. номинирование денежных потоков в одной (местной) валюте, избегая использования иностранной.
Риск инфляции возникает тогда, когда динамика величины издержек, подвергаясь закономерному росту, не сопровождается соответствующим увеличением доходов. Инфляционный риск проявляется также в том, что большинство контрактов между проектной компанией и коммерческими контрагентами включают механизмы пересмотра ключевых положений (ставок, цен, взносов и т. п.) в соответствии с поведением индекса цен.
Вмененные риски проектного финансирования идиосинкратичны для каждой из инициатив, поэтому их схематичное описание не может быть исчерпывающим. Успех инициативы проектного финансирования основывается на тщательном анализе всех рисков, приходящихся на экономическую жизнь проекта. При разработке проекта соглашения до начала его финансирования (проведении анализа реализуемости проекта (feasibility studies) и процедуры due diligence) большое значение уделяется анализу (или картографированию) всех возможных рисков, приходящихся на жизненный цикл проекта, с исследованием всех решений, которые смогут ограничить влияние каждого риска или устранить его.
Существуют три базовые стратегии минимизации рисков проектного финансирования:
Каждая инициатива проектного финансирования уникальна и представляет собственную неповторимую «палитру» рисков и связанных с ними трудностей, требуя гибкого применения адекватных инструментов риск-менеджмента для минимизации воплощенных в проекте рисков и успеха проектного финансирования.
1В данной статье приводятся основные классификации налоговых рисков, существующих у предприятий, и способы их решения. Последствия налоговых рисков могут быть как положительными, так и нейтральными или отрицательными. При этом управление финансовыми рисками должно строиться на определенных принципах. Налоговые риски представляют огромное значение в системе управления финансами, потому что налоговые отношения являются важным фактором, определяющим их результат. Основными приемами управления налоговыми рисками являются избежание риска, снижение степени риска, принятие риска. В финансовой деятельности предприятия система управления налоговыми рисками должна быть самостоятельной системой. В финансовой деятельности предприятия управление налоговыми рисками, предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию негативных последствий, связанных с процессом налогообложения, а эффективность организации управления риском во многом зависит от классификации риска.
налоговый риск
минимизация налогового риска
последствия налоговых рисков
финансовая деятельность предприятия
механизмы нейтрализации
1. Кузьмичева И. А., Флик Е. Г. Автоматизация учетной работы налоговых органов // Территория новых возможностей. Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. – 2010. – №5. – с.67-72.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации: (по состоянию на 21.04.2014) / [Электронный ресурс] / КонсультантПлюс. – 2014.
3. Справочники Федеральной службы государственной статистики (Росстата) [Электронный ресурс] / Режим доступа:www.kadis.ru/gosorg.
4. Официальный сайт Федеральной налоговой службы РФ [Электронный ресурс]/Режим доступа: www.r42.nalog.ru/pv/42_risk/.
5. Официальный сайт Минэкономразвития России [Электронный ресурс] / Режим доступа: www.economy.gov.ru/minec/main.
К налоговым рискам по общепринятой классификации можно отнести отдельные виды финансовых рисков, которые являются элементами финансово-хозяйственной деятельности предприятия. В этом случае, если организация занимается каким-либо видом деятельности,всегда присутствует риск, сопровождающий ее текущую деятельность. В учебных и нормативных и нормативных источниках встречается определение налогового риска. Это объективная возможность для налогоплательщика нести финансовые потери, связанные с процедурой исчисления, уплаты и оптимизации налогов и прочих неналоговых платежей.
В современных реалиях рыночной экономики растет роль управления налоговыми рисками организации, так как следствием таких рисков являются дополнительные расходы в виде штрафных санкций, уменьшающие финансовый результат предприятия.
Последствия налоговых рисков могут быть: положительными, отрицательными и нейтральными.
Последствия налоговых рисков считаются положительными тогда, когда налогоплательщик получает высокий результат, как итог своей деятельности. Такой результат налогоплательщик может получить при помощи налогового менеджмента, управляя налогами и предугадывая изменения налоговой политики страны, может просчитывать и увеличивать свои налоговые риски.
Последствия налоговых рисков могут быть отрицательными в том случае, если увеличение налоговых рисков имеет негативную сторону, в следствии этого могут возникнуть вредные экономические последствия для общества и государства. Уменьшая налоговые риски при помощи добросовестного экономического поведения, налогоплательщик пытается сопоставить все так чтобы, запланированные результаты его деятельности совпали с фактически полученными.
Целью предпринимательства, в условиях конкурентной борьбы, является получение максимальных доходов при минимальных затратах. Для того, чтобы данную цель воплотить в реальность нужно величину вложенного капитала в производственную деятельность, сравнить с налоговыми рисками и финансовыми результатами этой деятельности, тогда предприятие будет получать максимальный доход, затрачивая при этом не очень большие средства.
Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи:
Актуальность данной темы состоит в том, что в настоящее время, важным элементом эффективности финансово-хозяйственной дечтельности предприятия является пониманием сути налоговых рисков, следовательно управление налоговыми рисками считается главной составляющей управления финансами и финансовой политики предприятия.
Финансовая деятельность предприятия сопровождается с различными видами рисков, которые влияют на результаты этой деятельности, а также на уровень финансовой безопасности. Эти риски играют главную роль в «портфеле рисков» и образуют особую группу финансовых рисков предприятия. Портфель-это инструмент, с помощью которого обеспечивается стабильность дохода при минимальном риске.
Финансовые риски характеризуются большим многообразием и требуют определенной классификации. В финансовой деятельности предприятия кредитный риск занимает место только при предоставлении товарного или потребительского кредита покупателям. Таким предприятиям, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, импортируют сырье и материалы, и экспортируют готовую продукцию, подходят валютные риски. В этом случае происходит недополучение предусмотренных доходов из-за обменного курса иностранной валюты. Инвестиционный риск характеризует возможность возникновения финансовых потерь, которые могут возникнуть при осуществлении инвестиционной деятельности предприятия. Снижением уровня ликвидности оборотных активов хврвктеризуется риск неплатежеспособности предприятия. Ценовой риск несет для предприятия финансовые потери, связанные с неблагоприятным изменением цовых индексов на активы. Риск снижения финансовой устойчивости предприятия характеризуется чрезмерной долей используемых заемных средств. Депозитный риск связан с неправильной оценкой и неудачным выбором коммерческого банка для осуществления депозитных операций предприятия.
По характеру финансовых последствий все риски подразделяются на: риск, влекущий экономические потери и риск, влекущий упущенную выгоду. Финансовые последствия риска, влекущего экономические потери всегда будут только отрицательными, существует возможность потери дохода или капитала. Риск, влекущий упущенную выгоду рассматривает ситуацию, когда предприятие не может осуществить запланированную финансовую операцию в силу каких-либо причин.
По характеризуемому объекту выделяют следующие группы финансовых рисков:
По комплексности выделяют простой и сложный финансовый риск. Простой финансовый риск характеризует вид финансового риска, который не подразделяется на отдельные подвиды. Примером такого риска является инфляционный риск. Сложный финансовый риск, определяет вид финансового риска, который состоит из совокупности его подвидов. Примером сложного финансового риска является инвестиционный риск.
По совокупности исследуемых инструментов финансовые риски подразделяются на следующие группы:
Индивидуальный финансовый риск характеризует совокупный риск, принадлежащий отдельным финансовым инструментам. Портфельный финансовый риск характеризует риск, принадлежащий всему комплексу однофункциональных финансовых инструментов.
По характеру проявления во времени выделяют постоянный финансовый риск и временный финансовый риск. Постоянный финансовый риск связан с действием постоянных факторов и характерен для всего периода осуществления финансовой деятельности. Временный финансовый риск возникает на отдельных этапах осуществления финансовой операции и носит беспрерывный характер.
Управление финансовыми рисками строится на определенных принципах, основными из которых являются:
На основании принципов, которые были рассмотрены на предприятии создается политика управления финансовыми рисками. С помощью этой политики разрабатываются мероприятия по нейтрализации, чтобы ликвидировать угрозу риска и его негативных последствий, связанных с осуществлением различных моментов хозяйственной деятельности.
Из всей совокупности финансовых рисков можно выделить налоговые риски:
Риски налогового контроля зависят от степени активности налогоплательщика в отношении уменьшения налогов. У законопослушного налогоплательщика риски налогового контроля небольшие и приводят к возможности обнаружения налоговыми органами ошибок налогового учета. У налогоплательщика, который предпринимает активные действия по минимизации налогов, эти риски возрастают. Риски усиления налогового бремени принадлежат экономическим проектам длительного характера, например, новые предприятия и инвестиции в недвижимость. К таким рискам относится отмена налоговых льгот и рост ставок налогов.
Значительные финансовые потери могут появиться у налогоплательщиков в пределах уголовного преследования за совершение каких-либо правонарушений. При проведении налоговой проверки, для руководителей крупнейших предприятий, возникает вероятность попадения под возбуждение уголовного дела, эта вероятность приближается к 100%.
Налоговые риски представляют огромное значение в системе управления финансами, потому что налоговые отношения являются важным фактором, определяющим их результат. Под налоговым риском понимается опасность для субъекта налоговых правоотношений нести финансовые потери, которые связанны с процессом налогообложения, следовательно для налогоплательщика рост налоговых издержек, заключается в снижении имущественного потенциала и снижении возможностей для решения задач, которые стоят в будущем. Для государства налоговый риск представляет уменьшение поступлений в бюджет в результате изменяется величина налоговых ставок и налоговой политики.
Основными характеристиками налогового риска являются:
Управление налоговым риском-это совокупность приемов и методов, позволяющих предсказывать наступление опасных событий и применять эффективные действия, чтобысвести у минимуму отрицательные последствия.
Управление налоговыми рисками предприятия представляет собой особую сферу экономической деятельности, которая требует глубоких знаний в области налогового, административного, гражданского и уголовного права, методов оптимизации хозяйственных решений и анализа хозяйственной деятельности.
Можно выделить основные приемы управления налоговым риском: избежание риска, снижение степени риска, принятие риска.
В финансовой деятельности предприятия избежание риска представляет собой отказ от выполнения проекта связанного с риском и дает возможность полностью избежать какие-либо неопределенности. Нужно помнить о том, что такой принцип предполагает полный отказ от прибыли. Принцип снижения уровня риска означает сокращение вероятности и объема потерь. Принятие риска означает, что все или какая то часть риска остается на ответственности предпринимателя, и в данной ситуации предприниматель должен принять решение покрыть возможные потери за счет собственных средств.
Кроме того, существуют и другие классификации налоговых рисков:
В финансовой деятельности предприятия уклонение от налогов связано с неправомерными действиями. Способы уклонения от налогов делятся на криминальные и некриминальные. Действия налогоплательщиков являются некриминальными, в том случае, если они связаны с уклонением от уплаты налогов при помощи нарушения гражданско-правового и налогового законодательства, и с некорректным написанием операций в налоговом и бухгалтерском учете. Криминальные действия связаны с нарушением норм налогового и уголовного права.
Основная роль в системе методов управления финансовыми рисками предприятия принадлежит внутренним механизмам нейтрализации. Внутренние механизмы нейтрализации финансовых рисков представляют собой систему методов минимизации негативных последствий.
Преимуществом использования внутренних механизмов нейтрализации финансовых рисков является высокая степень альтернативности принимаемых управленческих решений, одно из двух, не зависящих от других субъектов хозяйствования.
К внутренним механизмам нейтрализации относятся:
В финансовой деятельности предприятия избежание риска характеризуется как разработка стратегических и тактических решений внутреннего характера, которая полностью исключает конкретный вид финансового риска.
Также к внутренним механизмам нейтрализации относится лимитирование концентрации риска. Обычно, этот механизм применяется к тем видам, которые выходят за пределы допустимого уровня, по финансовым операциям, осуществляемым в зоне катастрофического или критического риска.
Хеджирование - это механизм нейтрализации, связанный с осуществлением операций с производными ценными бумагами, помогает эффективно уменьшать финансовые потери.
Принцип работы механизма диверсификации основан на разделении рисков, которое препятствует увеличению рисков. В финансовой деятельности предприятия механизм диверсификации применяется, чтобы ослабить негативные финансовые последствия особенных видов рисков.
Механизм трансферта финансовых рисков основывается на перенесении или передачи отдельных финансовых операций своим партнерам по бизнесу. Партнерам отправляется именно та часть рисков, по которой у них есть больше возможности ослабить негативные последствия финансовых рисков.
Предприятие сохраняет часть финансовых ресурсов и позволяет преодолевать негативные финансовые последствия по тем финансовым операциям, по которым эти риски связаны с действиями контрагентов, в этом и заключается механизм самострахования финансовых рисков.
В настоящее время налоговым риском является являетсобъективная реальность с которой сталкивается каждый субъект экономических и правовых отношений. Этот риск несет материальный финансовый результат в виде дохода или убытка, который нужно оценивать, для нормальной работы предприятия.
Система управления налоговыми рисками должна быть построена на основе соответствующих принципов, работать в соответствии с имеющимися возможностями современных методов управления рисками, делать все для того чтобы развивалась инфраструктура, создавать условия для нормального функционирования производства и контролировать риски на всех уровнях финансовой деятельности предприятия.
Понимание природы риска помогает принять верное решение по поводу управления налоговыми рисками и выбрать наиболее эффективные способы уменьшения экономических потерь.
Повышение эффективности управления налоговыми рисками является важным аспектом в финансовой деятельности предприятия, поскольку позволяет уменьшить рост налоговых доначислений по результатам проверок, которые могут стать особенно болезненными для компаний, у которых есть проблемы с ликвидностью.
В настоящее время налоговые риски сильно влияют на развитие и экономическую безопасность государства в целом, следовательно работа налоговых органов должна быть более качественной, чтобы обеспечить наполняемость федерального, регионального и местного бюджета.
В финансовой деятельности предприятия система управления налоговыми рисками должна быть самостоятельной системой.
В финансовой деятельности предприятия управление налоговыми рисками, предполагает возможность целенаправленного уменьшения вероятности возникновения рисков и минимизацию негативных последствий, связанных с процессом налогообложения, а эффективность организации управления риском во многом зависит от классификации риска.
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Министерство образования и науки Российской Федерации
(МИНОБРНАУКИ РОССИИ)
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
" Государственный университет управления "
Институт управления финансами и налогового администрирования
Кафедра налогов и налогообложения
Специальность "налоги и налогообложение" - 080107
Форма обучения: очная
Дипломный проект
на тему: "Оптимизация налоговых платежей и минимизация налоговых рисков (на примере ООО "М-Трэйд")"
Исполнитель
студентка 5 курса, 1 группы Ю.М. Волкова
Руководитель проекта
Консультант
д. э. н., профессор Е.А. Кирова
Москва - 2012
Оглавление
Определение оптимальных объемов налоговых платежей - проблема каждого конкретного предприятия. Действия компании по определению оптимальных объемов называют налоговым планированием. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, если предприятие выделяется из общей массы весьма маленькой налоговой нагрузкой, то рискует навлечь на себя дополнительные проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.
Вероятно, нет ни одного налогоплательщика, который не хотел бы минимизировать налоговые платежи. Но многие налогоплательщики плохо представляют себе, в чем же суть налогового планирования и почему государство вообще дает налогоплательщику возможность минимизировать налоговые платежи. Сущность налогового планирования заключается в использовании налогоплательщиком допустимых законом способов для максимального уменьшения своих налоговых обязательств.
Сокращение налоговых выплат лишь на первый взгляд ведет к увеличению размера прибыли предприятия. Эта зависимость не всегда бывает такой прямой и непосредственной. Вполне возможно, что сокращение одних налогов приведет к увеличению других, а также к финансовым санкциям со стороны контролирующих органов. Поэтому наиболее эффективным способом увеличения прибыльности является не механическое сокращение налогов, а построение эффективной системы управления предприятием; как показывает практика, такой подход обеспечивает значительное и устойчивое сокращение налоговых потерь на долгосрочную перспективу. Государство предоставляет множество возможностей для снижения налоговых выплат.
Система налогообложения в России проходит очередной виток реформирования и все еще находится в стадии становления. В последние годы в ней используются новые понятия "налоговое планирование", "налоговая оптимизация", "налоговая выгода", которые не получили своего окончательного толкования и объяснения, что создает налоговые риски для налогоплательщиков.
Прежде всего, стоит отметить, что планирование - это одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов. Можно выделить планирование отдельных сфер деятельности, видов ресурсов, например, производственное планирование, а также финансовое планирование, социальное планирование. В планировании используются как экономико-математические, балансовые методы, так и экспертные оценки. Планирование включает принятие плановых решений уполномоченными на то органами, лицами .
Таким образом, налоговое планирование является лишь составным элементом системы финансового планирования любого предприятия. При таком раскрытии понятия "налоговое планирование" видно, что оно включает в себя весь комплекс мероприятий, имеющих отношение к исчислению и уплате налогов. Это и определение лиц, ответственных за организацию работы по исчислению и уплате налогов, и организация ведения налогового учета, и прогнозирование сумм налоговых выплат с формированием (резервированием) денежных средств на даты исполнения обязательств по уплате и перечислению налогов, и т.д.
Можно сделать вывод о том, что под оптимизацией налогообложения следует понимать принимаемые налогоплательщиком меры, акцентированные на облегчении налогового бремени, или на исполнении налоговых обязательств наиболее оптимальным для налогоплательщика способом. Как правило, так называемая "налоговая оптимизация" связана с выбором среди возможных вариантов действий налогоплательщика такого варианта, который при прочих равных условиях наименее обременителен по объему налоговых обязательств .
Далее Конституционный суд РФ в Постановлении № 9-П фактически приводит определение налоговой оптимизации, под которой предлагает понимать "действия налогоплательщика, которые, хотя и имеют своим следствием неуплату налога либо уменьшение его суммы, но заключаются в использовании предоставленных налогоплательщику законом прав, связанных с освобождением на законном основании от уплаты налога или с выбором наиболее выгодных для него форм предпринимательской деятельности и соответственно - оптимального вида платежа".
Интересным, как с теоретической, так и с практической точек зрения, является вопрос о соотношении понятий "налоговая оптимизация" и "налоговая выгода". Последнее понятие пришло на смену понятию добросовестности в налоговых отношениях и получило свое раскрытие в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 "Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиками налоговой выгоды", в котором под налоговой выгодой "понимается уменьшение размера налоговой обязанности вследствие, в частности, уменьшения налоговой базы, получения налогового вычета, налоговой льготы, применения более низкой налоговой ставки, а также получение права на возврат (зачет) или возмещение налога из бюджета" .
Как следует из приведенного определения, налоговой выгодой является именно достигнутый результат в виде уменьшения налоговых обязательств. Но налоговая выгода может быть получена не только в результате предпринятых налогоплательщиком мер по налоговой оптимизации. Например, право на возмещение НДС из бюджета может возникнуть в случае, если сумма вычетов за налоговый период превышает сумму исчисленного к уплате НДС. Какие-либо оптимизирующие действия при этом могут и не предприниматься, а сама сумма возмещения может образоваться в результате уже упомянутого выше механического расчета .
С точки зрения периода действия мероприятия по налоговой оптимизации могут быть разделены на перспективную (стратегическую) налоговую оптимизацию, эффект от которой имеет место в течение длительного периода деятельности субъекта предпринимательской деятельности, и налоговую оптимизацию отдельных хозяйственных операций, эффект от которой имеет разовый характер .
Одним из инструментов, как налогового планирования, так и налоговой оптимизации является "учетная политика", определение которой содержится в ст.11 НК РФ. Учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
Учетная политика далеко не всегда рассматривается налогоплательщиками как действенный инструмент налоговой оптимизации, поскольку в большинстве случаев позволяет не корректировать объем налоговых обязательств в абсолютной величине, а лишь более оптимальным образом распределять их во времени. Однако, несмотря на это, говоря о налоговой оптимизации, нельзя не уделить внимание учетной политике.
Говоря о рисках, которые каждый налогоплательщик должен учитывать, предпринимая те или иные меры по налоговой оптимизации, нельзя не заметить, что оптимизируя налогообложение посредством учетной политики, налогоплательщик рискует меньше, нежели выбирая форму договора или вид осуществляемой деятельности . Как представляется, выбор одного из вариантов внутри многих элементов учетной политики может быть вообще никак не мотивирован, а равно не может подвергаться претензиям со стороны налоговых органов, поскольку изначально в НК РФ заложено право выбора налогоплательщиком любого из возможных способов внутри элемента учетной политики.
Как видно, приведенный перечень является достаточно обширным. Элементы учетной политики охватывают многие участки налогового учета. Расчеты, основанные на моделировании и прогнозировании результатов деятельности налогоплательщика, могут способствовать выбору наиболее приемлемых и эффективных для налогоплательщика способов отражения и учета определенных операций.
Набор инструментов налоговой оптимизации, совокупность применяемых при этом схем и методов постоянно изменяется, в первую очередь, в связи с изменением законов и иных нормативных актов, а также в связи с изменением правовой оценки тех или иных действий органами, осуществляющими применение правовых норм (судами, налоговыми органами). Вследствие нестабильности внешней правовой среды предприятие не может осуществить налоговую оптимизацию применительно к своей деятельности раз и навсегда, необходимо постоянно отслеживать все происходящие изменения и корректировать в соответствии с ними осуществляемые мероприятия по налоговой оптимизации. Наиболее существенные изменения влекут необходимость пересмотра всей схемы финансово-хозяйственной деятельности предприятия и, возможно, кардинального ее изменения.
Налоговое планирование и налоговая оптимизация должны сопровождаться продуманной и основанной на законе стратегией и тактикой в отношении действий, осуществляемых налогоплательщиками в ходе проведения мероприятий налогового контроля (выездных и камеральных налоговых проверок). В противном случае могут возникнуть существенные проблемы при защите интересов налогоплательщика в налоговом споре, возникшем по результатам проведенных контрольных мероприятий, в том числе и в отношении использованных инструментов налоговой оптимизации.
Налоговые риски сопровождают "самостоятельную, осуществляемую на свой риск” (ст.2 Гражданского кодекса Российской Федерации) предпринимательскую деятельность, проблема таких рисков привлекла к себе внимание сравнительно недавно. Термин "налоговый риск” еще не используется в действующем российском налоговом законодательстве и на переживаемом этапе это, может быть, и оправданно. Ведь понятийный аппарат, который можно было бы использовать в законодательстве, проходит в своем созревании до надлежащего кондиционного состояния некий путь научных обсуждений. Включение же спорных терминов (в данном случае термина "налоговый риск”) в законодательный оборот чревато непредсказуемыми, нежелательными последствиями для всех сторон налоговых правоотношений.
Налоговый риск с точки зрения налогоплательщика - вероятность (угроза) доначисления ему налогов (сборов), пеней и штрафов в ходе налоговой проверки из-за возникших разногласий между налогоплательщиками и налоговыми органами в трактовке налогового законодательства, которая может обернуться для хозяйствующего субъекта действительным возрастанием налогового бремени. Следует сразу отметить, что к налоговым рискам не следует относить потери, возникающие из-за арифметических ошибок или нечеткого понимания отдельных норм законодательства. Для налогоплательщиков налоговый риск означает риск возрастания налоговой нагрузки в силу того, что налоговый орган может признать рассматриваемую сделку недействительной (притворной или мнимой), объявить незаконным начисление налогов, которое сам налогоплательщик рассматривал как законное .
К первой группе рисков относится явная угроза привлечения к налоговой и даже уголовной ответственности. Она возникает в случае грубого уклонения от уплаты налогов: например, если контрагентами налогоплательщика являются преимущественно фирмы-однодневки, происходит неоприходование выручки, т. ?е. налогоплательщик использует "черный нал". В таких ситуациях опасность привлечения к ответственности очень велика. На практике все чаще встречаются случаи, когда при рассмотрении уголовных дел суды дают виновным реальные сроки лишения свободы.
Ко второй группе рисков можно отнести опасности привлечения к налоговой ответственности, вызванные неточностью и неопределенностью законодательных норм. Эти риски возникают, когда в налоговом законодательстве нет однозначного ответа на какой-либо вопрос. Эксперты, аудиторы, Минфин России расходятся во мнениях, судебная практика не единообразна, а ВАС РФ ещё не сформировал свою правовую позицию. Даже если организация руководствуется положительной арбитражной практикой, существует вероятность, что Высший Арбитражный Суд примет иное решение.
В третью группу входят риски субъективного плана: их можно назвать рисками ведомственного характера. Они возникают, когда к добросовестному налогоплательщику приходят налоговые инспекторы и начинают делать из него налогоплательщика недобросовестного. К этой группе рисков можно отнести опасность обнаружения при проверке фирм-однодневок среди контрагентов организации.
Налоговый риск по своему характеру является энтропийным, то есть может иметь разные исходы. Однако вероятность ожидаемого результата можно установить, поскольку способы получения релевантной информации позволяют объективно рассчитать риск. На сегодня накоплен огромный массив данных, позволяющих получить представление о механизме исчисления и взимания налогов и сборов, правоприменительной практике и противоречиях в налоговом законодательстве. Причем благодаря регулярной систематизации накапливаемой информации о налоговой системе, о налоговой политике государства повышается оценка вероятности риска и повышается достоверность результата.
Существует мнение, согласно которому "…налоговый риск в категорию финансовых рисков не входит, так как сам по себе не следует из природы финансовых операций, а обусловлен действиями налогоплательщика или органов государства по отношению к налогоплательщику" . На мой взгляд, такое утверждение спорно - ведь налоговый риск означает вероятность ущерба или для налогоплательщика (в виде возможного ослабления его финансово-экономического потенциала), или для государства (в виде возможного недополучения им налоговых платежей) из-за неадекватных действий (бездействия) налогоплательщиков и уполномоченных государственных органов.
Стабильность и эффективность деятельности организации зависят от того, на сколько хорошо ее руководство оценивает свои налоговые риски. Агрессивная налоговая политика организации может быть критична для бизнеса в целом. В то же время взвешенное управление налоговыми рисками может помочь организации повысить эффективность бизнес - модели, увеличив ее ликвидность в условиях непростой экономической ситуации в стране.
Для эффективного управления налоговыми рисками и устранения налоговой неэффективности необходим комплексный подход к построению системы управления налоговыми обязательствами в организации. Задача такой системы - выявление и оценка налоговых рисков с целью уменьшения вероятности их возникновения или минимизации негативных последствий, связанных с процессом налогообложения.
Деление на данные этапы является весьма условным. Основным способом выявления налоговых рисков является мониторинг потенциальных партнеров организации, налогового законодательства, разъяснений Минфина России и судебной практики. Если же налоговый риск возникает в результате недостаточной компетенции сотрудников организации, допущенных ими ошибок, то способом выявления такого риска будет являться арифметическая проверка налоговой отчетности, сверка налоговой и бухгалтерской отчетности, что осуществляется в ходе проведения налоговыми органами камеральных налоговых проверок.
В целях создания единой системы планирования выездных налоговых проверок, повышения налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков, а также совершенствования организации работы налоговых органов при реализации полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, предоставленных Налоговым кодексом Российской Федерации приказом ФНС от от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/33 утверждены общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.
Редакцией приказа официально представлены количественные показатели, по которым налогоплательщики смогут оценить свою налоговую "безопасность". Но центральная идея приказа выражается цитатой: "Каждый налогоплательщик должен понимать, что от прозрачности его деятельности, полноты исчисления и уплаты налогов в бюджет зависит возможность невключения в план выездных налоговых проверок" .
Таким образом, в соответствии с настоящей Концепцией планирование выездных налоговых проверок ведется на основе принципа двухсторонней ответственности налогоплательщиков и налоговых органов, при соблюдении которого первые стремятся к исполнению своих налоговых обязательств, а вторые - к обоснованному отбору налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.
Приказы Федеральной налоговой службы обязательны лишь для ее собственных подразделений - территориальных налоговых инспекций (определение Конституционного суда РФ от 10 июля 2003 г. N 316-О). ФНС России не имеет права издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов (п.2 ст.4 НК РФ, п.1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506). Поэтому данный приказ не влечет ограничений прав налогоплательщиков и не создает у них дополнительных обязанностей. То есть для налогоплательщиков этот документ информационного характера. Наиболее актуальной частью приказа являются Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Критерии ввели в обиход предпринимателей новый термин - "налоговый риск".
5. отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, нет рекомендаций партнеров или других лиц, нет сайта контрагента и т.п.). При этом негативность данного признака усугубляется наличием доступной информации (например, в СМИ, наружная реклама, Интернет-сайты и т.д.) о других участниках рынка (в том числе производителях) идентичных (аналогичных) товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
3. отсутствие очевидных свидетельств (например, копий документов, подтверждающих наличие у контрагента производственных мощностей, необходимых лицензий, квалифицированных кадров, имущества и т.п.) возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг;
Налоговый орган, получивший уточненные налоговые декларации, а также представленные вместе с ними Пояснительную записку, проводит камеральную налоговую проверку в соответствии со ст.88 Налогового кодекса Российской Федерации. Важно, что согласно приказу после проведения камеральной проверки таких деклараций и пояснительной записки нижестоящим налоговым органам запрещено запрашивать дополнительные документы и пояснения. Полученные сведения и декларации в сочетании с другими критериями учитываются при формировании планов выездных проверок.
значение показателя, тыс. руб. |
|||||||||
Абсолютное изменение |
Относительное изменение, % |
Абсолютное изменение |
Относительное изменение, % |
||||||
Внеоборотные активы |
7 652 |
9 509 |
11 085 |
||||||
Оборотные активы |
19 698 |
27 214 |
43 258 |
||||||
Запасы и затраты |
|||||||||
Баланс |
27 350 |
36 723 |
54 343 |
||||||
Собственный капитал |
21 726 |
27 362 |
36 968 |
||||||
Долгосрочные пассивы |
|||||||||
Краткосрочные пассивы |
5 624 |
9 361 |
17 375 |
||||||
Займы и кредиты |
|||||||||
Кредиторская задолженность |
|||||||||
Баланс |
27 350 |
36 723 |
54 343 |
Таблица 2 Вертикальный анализ бухгалтерского баланса ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.
Значения показателей, тыс. руб. |
Вертикальный анализ |
||||||
Внеоборотные активы |
7 652 |
9 509 |
11 085 |
28,0% |
25,9% |
20,4% |
|
Оборотные активы |
19 698 |
27 214 |
43 258 |
72,0% |
74,1% |
79,6% |
|
Запасы и затраты |
|||||||
Краткосрочная дебиторская задолженность |
|||||||
Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения |
|||||||
Баланс |
27 350 |
36 723 |
54 343 |
||||
Собственный капитал |
21 726 |
27 362 |
36 968 |
79,4% |
74,5% |
68,0% |
|
Долгосрочные пассивы |
0 |
0 |
0 |
0,0% |
0,0% |
0,0% |
|
Краткосрочные пассивы |
5 624 |
9 361 |
17 375 |
20,6% |
25,5% |
32,0% |
|
Займы и кредиты |
|||||||
Кредиторская задолженность |
|||||||
Баланс |
27 350 |
36 723 |
54 343 |
Для более наглядного обобщения представленной информации структура активов и пассивов изображена ниже в графическом варианте (рисунки 2-4).
Рисунок 2 Структура баланса ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.
Рисунок 3 Структура активов баланса ООО "М-Трэйд" за 2011 г.
Рисунок 4 Структура пассивов баланса ООО "М-Трэйд" за 2011 г.
Таблица 3 Аналитический отчет о прибылях и убытках ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.
наименование |
код строки |
Значение показателей, тыс. руб. |
темп прироста % |
||||
Доходы и расходы по обычным видам деятельности |
|||||||
Выручка от продажи (за минусом НДС, акцизов) |
|||||||
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг |
|||||||
Валовая прибыль |
16 411 |
23 108 |
33 605 |
||||
Коммерческие расходы |
|||||||
Управленческие расходы |
|||||||
Прибыль (убыток) от продажи |
|||||||
Операционные доходы и расходы |
|||||||
Проценты к получению |
|||||||
Прочие доходы |
|||||||
Прочие операционные расходы |
|||||||
Внереализационные доходы и расходы |
|||||||
Внереализационные доходы |
|||||||
Внереализационные расходы |
|||||||
Прибыль (убыток) до налогообложения |
|||||||
Текущий налог на прибыль |
|||||||
Чистая прибыль |
190 |
3 607 |
5 636 |
9 606 |
На основе данного анализа на рисунке 5 показана динамика ключевых показателей деятельности организации.
Рисунок 5 Финансовый результат деятельности ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.
В таблице 4 представлены нормативные коэффициенты, характеризующие финансовую деятельность ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.
Таблица 4 Оценка финансовой деятельности ООО "М-Трэйд" за 2009-2011 гг.
Наименование показателя |
Обозначение |
Порядок расчета |
Что характеризует |
|||||
Показатели финансового состояния |
||||||||
коэффициент автономии |
собственный капитал/валюта баланса |
Финансовая независимость предприятия |
||||||
Коэффициент финансовой зависимости |
1/коэффициент автономии |
Доля заемных средств в активах предприятия |
||||||
Коэффициент соотношения заемных и собственных средств |
(долгосроч+краткосроч обязательства) /собственный капитал |
Соотношение заемных и собственных средств |
||||||
Коэффициент маневренности |
(собственный капитал+долгосроч обязательства-внеоборот активы) /собственный капитал |
Доля собственных оборотных средств предприятия в общей величине источников собственных средств |
||||||
Коэффициент маневренности собственных оборотных средств |
Оборотные средства/собственный капитал |
Какая часть собственных средств находится в мобильной форме |
||||||
Коэффициент обеспеченности запасов собственными и приравненными к ним источниками формирования |
(собственный капитал+долгосроч обязательства-внеоборотные активы) / (запасы+НДС) |
На сколько организация обеспечена собственными и приравненными к ним средствами |
||||||
Коэффициент покрытия |
оборотные активы/краткосроч обязательства |
Платежные возможности при своевременном расчете с дебиторами, реализации готовой продукции и продажи материальных оборотных средств |
||||||
Коэффициент покрытия инвестиций |
(собственныйкапитал + долгосроч обязательства) /общая сумма капитала |
Доля собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме активов предприятия |
||||||
Коэффициент обеспеченности материальных запасов |
собственные оборотные средства/материально-производственные запасы |
В какой мере материальные запасы покрыты собственными источниками |
||||||
Коэффициент соотношения кредиторско-дебиторской задолженности |
кредиторская задолженность/дебиторская задолженность |
Способность погасить кредиторскую задолженность при условии расчетов с дебиторами |
||||||
Коэффициент реальной стоимости имущества |
реальные активы / общая сумма капитала |
Какую долю в стоимости имущества составляют средства производства |
||||||
Показатели ликвидности |
||||||||
Коэффициент абсолютной ликвидности |
(денежнве средства+краткосроч фин влож) /краткосроч обязательства |
Какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена в ближейшее время |
||||||
Коэффициент ликвидности |
(ден средства+краткосроч фин влож+дебеторская задолж+прочие активы) /краткосроч обязательства |
Прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами |
||||||
Коэффициент текущей ликвидности |
оборотные активы/краткосрочн обязательства |
Общая обеспеченность предприятия оборотными средствами и своевременное погашение срочных обязательств |
||||||
Коэффициент быстрой ликвидности |
дебеторская задолженность/краткосрочные обязательства |
Какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена дебеторской задолженностью |
||||||
Показатели финансовых результатов деятельности |
||||||||
Коэффициент оборачиваемости активов (капиталоотдачи) |
чистый объем реализации / среднегодовая стоимость активов |
Сколько раз в год совершается полный цикл производства и обращения |
||||||
Коэффициент оборачивоемости собственного капитала |
чистый объем реализации / среднегодовая стоимость собственного капитала |
Сколько раз в год совершается оборот собственног капитала |
||||||
Коэффициент оборачиваемости инвестированного капитала |
чистый объем реализации / (собственный капитал+долгосрочн обязательства) |
Скорость оборота долгосрочного (инвестированного) капитала |
||||||
Коэффициент оборачиваемости основных средств (фондоотдачи) |
чистый объем реализации / среднегод. стоимость недвиж. имущества |
Оборачиваемость иммобилизованных средств |
||||||
Коэффициент оборачиваемости запасов |
себестоимость реализов. продукции / среднегодовая стоимость запасов |
Оборачиваемость запасов |
||||||
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
Выручка от продаж/дебиторскую задолженность |
Оборачиваемость дебиторской задолженности |
Классификация налоговых проверок и порядок проведения выездных их разновидностей. Принципы планирования выездных налоговых проверок. Структура отбора налогоплательщиков для их проведения. Критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
курсовая работа , добавлен 13.01.2013
Рассмотрение налоговой оптимизации; ее принципов, методов и перспектив. Систематизирование налоговых рисков, их оценка и предупреждение. Разработка методики уменьшения споров и конфликтов во взаимоотношениях фискальных органов и налогоплательщиков.
дипломная работа , добавлен 31.05.2014
Место бюджетного налогового планирования и прогнозирования в системе государственного управления налогообложением. Понятие оптимизации налоговых платежей, методы налоговой оптимизации, применяемые на предприятиях; международная практика планирования.
контрольная работа , добавлен 19.07.2010
курсовая работа , добавлен 22.12.2013
Методика планирования и порядок проведения отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок. Теоретические аспекты налогового контроля. Обстоятельства, порождающие у налоговых органов сомнения в добросовестности налогоплательщика.
курсовая работа , добавлен 07.04.2009
Характеристика деятельности межрегиональных (межрайонных) налоговых инспекций, их роль в налоговом администрировании крупнейших налогоплательщиков. Организация проведения проверок: этапы, критерии анализа налоговой нагрузки, правовое регулирование.
курсовая работа , добавлен 20.01.2015
Понятие, виды и основные критерии налоговых рисков. Проведение самостоятельной оценки налоговых рисков на основании концепции. Разработка научно-практических рекомендаций по оценке неопределенностей налогового обязательства с позиций налогоплательщика.
курсовая работа , добавлен 05.05.2015
Обзор налоговых платежей и сборов, совершаемых физическими лицами: налог на доходы и на имущество, транспортный и земельный налог. Расчет налоговой нагрузки - всех налоговых платежей за текущий год. Проблемы налогообложения и защиты прав физических лиц.
реферат , добавлен 02.02.2011
Виды налоговых проверок. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок: цели, сроки, порядок и полномочия ее проведения. Требования к составлению акта выездной налоговой проверки. Начисление пени по НДС по результатам налоговой проверки.
курсовая работа , добавлен 28.01.2011
Определение налоговых активов и неучтённых налоговых обязательств, правильности налоговой проверки. Оценка налоговых рисков организации. Налоговые последствия каких-либо операций. Разрешение спорных вопросов, возникших при проведении налоговой проверки.
"Консультант", 2008, N 3
НАЛОГОВЫЕ РИСКИ В
РАМКАХ ПРОЕКТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
И ЗА
НИМИ
Налоговые инспекторы практически
всегда считают, что компании заведомо
виновны, что все они пытаются уклониться от
уплаты налогов и получить необоснованную
выгоду. И это несмотря на действующую в
России, согласно Налоговому кодексу,
презумпцию невиновности. Так как на
объективность ревизоров рассчитывать не
приходится, компаниям следует тщательно
продумывать и документально подтверждать
все осуществляемые операции: начиная от
покупки канцтоваров и заканчивая
масштабным проектным
финансированием.
Под проектным
финансированием в России, так же как и во
всем мире, понимается способ привлечения
финансовых ресурсов, сопряженный с
созданием специальной (проектной)
компании.
При этом финансовые ресурсы
могут быть получены путем:
- привлечения
заемных средств (в Российской Федерации
речь может идти о банковском кредите, но
возможен также выпуск облигаций);
-
взносов в уставный капитал;
- обращения
к лизинговой компании.
В настоящее
время уже можно говорить о наличии
определенной практики реализации подобных
проектов в России. Они осуществлялись
преимущественно в таких отраслях, как связь
и электроэнергетика, а также в
топливно-энергетическом комплексе. В
качестве известных примеров масштабных
операций можно привести сооружение
газопровода "Голубой поток", модернизацию
спутниковой группировки ФГУП "Космическая
связь", лизинговые проекты компании
"РТК-Лизинг". Проектным финансированием
занимается ряд крупнейших российских
банков, в частности Внешторгбанк, Сбербанк,
ИМПЕКСБАНК, МДМ-банк и др.
Широкое
развитие проектного финансирования и
прогнозируемый спрос на инвестиции в
подобной форме означают, что количество
таких операций в ближайшие годы будет
возрастать. Между тем если экономические и
правовые аспекты проектного
финансирования в России достаточно изучены
и в целом понятны, то налоговому аспекту, к
сожалению, уделяется недостаточно
внимания.
Важность цивилизованного
выстраивания взаимоотношений
налогоплательщика с налоговыми органами и
адекватного информирования налоговых
органов о намерениях компании при
реализации сложных финансовых операций
можно проиллюстрировать следующим
примером. В течение 2004 - 2006 гг. многие
крупнейшие лизинговые компании, в том числе
участвовавшие в международных проектах,
столкнулись с валом однотипных обвинений.
Налоговые органы винили их в том, что лизинг
используется исключительно в целях
получения налоговых преимуществ. Особое
непонимание вызывал так называемый
возвратный лизинг, при осуществлении
которого компания берет в лизинг имущество,
которое она незадолго до того продала
лизингодателю. Из-за недостатка информации
налоговые органы первоначально
воспринимали такие сделки как некую
мошенническую схему. Потребовались десятки
судебных разбирательств с участием
крупнейших экспертов в области экономики и
финансов, чтобы в 2006 г. изменилась практика
сначала высших судебных инстанций, а затем
и арбитражных судов в отношении участников
лизинговых операций.
Необходимо
признать, что именно те черты проектного
финансирования, которые делают его
привлекательным для инвесторов и
инициаторов проектов, и являются факторами
повышенного внимания со стороны российских
налоговых органов. Так, проектное
финансирование позволяет привлечь
средства под проект, который, как правило,
характеризуется долгим сроком окупаемости
и начнет приносить прибыль через несколько
лет. Это осознают все участники проекта.
Однако тот факт, что прибыль будет получена,
надо доказать не только недоверчивым
инвесторам, но и еще более недоверчивым
налоговым органам. Вот уже лет десять
отсутствие прибыли выступает одним из
главных критериев, по которым налоговые
органы выявляют фирмы, не ведущие реальной
деятельности.
Надо быть готовыми и к
тому, что подозрения налоговых органов еще
более усилятся, когда проектная компания
действительно столкнется с тем, что у нее
накапливаются огромные суммы уплаченного
поставщикам налога на добавленную
стоимость, подлежащие возврату из бюджета.
Внешнее сходство с фирмой-однодневкой,
созданной исключительно для получения
средств из бюджета под видом возмещения
НДС, будет полным. И на этом этапе важно
суметь доказать чиновникам реальность
деловой цели проекта и серьезность
намерений его участников.
Следующий
аспект связан с использованием заемных
средств. Доля займов и банковских кредитов
в проектном финансировании в России
составляет обычно около 70 процентов, но
может достигать и всех 90 процентов.
С
точки зрения не только налоговых органов,
но и высших судебных инстанций,
использование привлеченных средств в
расчетах с поставщиками является
основанием для подозрений в получении
необоснованной налоговой выгоды в сумме
принятого к вычету НДС. Неблагоприятные
налоговые последствия наступают, если
компания не может убедительно доказать, что
в будущем она намеревается произвести
реальный возврат займа за счет собственных
средств.
Кроме того, необходимым
условием распределения рисков в проектном
финансировании является создание новой
компании специально под реализацию
проекта. Подобная организация, не имеющая
собственных средств и своей "истории"
ведения бизнеса, осуществляющая огромные
расходы и не получающая налогооблагаемой
прибыли, неизбежно будет восприниматься
налоговыми органами с подозрением.
Менеджмент такой компании должен быть
готов предоставить адекватные,
документально подтвержденные
доказательства реальной деловой цели
компании, в качестве которых, например,
могут выступить бизнес-план или же
концепция развития фирмы.
Между тем
позиция высших судебных инстанций,
формирующих судебную практику, дает повод
для оптимизма. Особо следует отметить четко
выраженный критерий деловой цели.
Налоговая выгода (снижение налога,
применение льготы, признание расхода)
признается судом обоснованной, если
налогоплательщик может доказать, что его
действия продиктованы конкретной деловой
целью. Само по себе снижение налоговой
нагрузки деловой целью, естественно, не
является. Приведем пример. В уже
упоминавшейся ситуации с возвратным
лизингом лизинговая компания
ходатайствовала о назначении экспертизы.
Независимые эксперты, назначенные судом,
подтвердили, что применение механизма
лизинга являлось экономически оправданным
и более выгодным, чем использование
банковского кредита. Это в конечном итоге
позволило убедить суд, что лизинг был
средством для достижения деловой цели
(финансирования), а не одних только
налоговых преимуществ.
Отметим, что
критерий деловой цели призван заменить
использовавшийся ранее критерий
добросовестности, отличавшийся меньшей
степенью определенности.
В общем виде
новый подход закреплен в Постановлении
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 12
октября 2006 г. N 53 "Об оценке арбитражными
судами обоснованности получения
налогоплательщиком налоговой выгоды".
Данный документ необходимо учитывать при
планировании операций проектного
финансирования, поскольку в нем, помимо
прочего, приводятся различные ситуации, в
которых судам, рассматривающим налоговые
споры, необходимо получать от
налогоплательщиков доказательства
реальной деловой цели.
При реализации
операций проектного финансирования их
участникам следует помнить о налоговых
рисках и уделять внимание целому ряду
аспектов.
Во-первых, создание проектной
компании должно сопровождаться
квалифицированной поддержкой
специалистов, хорошо ориентирующихся в
российской налоговой проблематике. Так, при
подготовке бизнес-плана либо
технико-экономического обоснования
необходимо ориентироваться не только на
инвесторов, но и на публично-правовых
пользователей, в первую очередь на
налоговые органы. При всей очевидности
подобного подхода на практике нам
приходилось встречаться с ситуациями,
когда клиент не раскрывал подобную
информацию налоговым органам в силу ее
конфиденциальности. Такого рода конфликтов
необходимо избегать.
Во-вторых,
проектная компания должна располагать
формализованным графиком возврата заемных
средств. При этом с точки зрения
доказывания возможности вернуть кредит
ситуация с долгосрочным кредитом более
предпочтительна по сравнению с
рефинансированием долговых
обязательств.
Особенно подчеркнем
важность расчета получения прибыли.
Очевидно, что ни один серьезный
инвестиционный проект невозможен без
такого расчета. Но всегда ли есть полная
уверенность в том, что стороны не
ограничились рабочими документами на
стадии подписания контракта? Всегда ли
такой расчет существует в форме
официального документа, составленного на
русском языке и подписанного как минимум
руководителем проектной компании?
В
условиях общего благоприятного
инвестиционного климата и при наличии
позитивных тенденций в выстраивании
цивилизованных отношений
налогоплательщиков с государством
выполнение рекомендаций налоговых
специалистов позволит получить
уверенность в успешной реализации в России
сделок проектного финансирования,
независимо от сложности их юридической
структуры.
Примечание. Подушка
безопасности: предварительная оценка
договора на предмет налоговых рисков
Надежда Зубкова, ведущий налоговый
консультант ЗАО "Грант Торнтон"
"Все
больше компаний начинают осознавать
важность проведения налоговой экспертизы
договора еще до его подписания. Ведь
гораздо легче включить в документ
требуемые пункты до заключения сделки,
нежели потом срочно подписывать
допсоглашения.
Практика
свидетельствует о том, что существуют
стандартные положения договора, которые с
высокой степенью вероятности могут
привести к возникновению налоговых рисков,
если не уделить им достаточно внимания.
Одним из самых важных аспектов договора
является НДС. К сожалению, контрагенты
иногда забывают указать в этом документе,
включает цена сделки НДС или нет. Вместе с
тем такая небрежность может привести к
существенным проблемам, стороны могут не
понять друг друга. Покупатель посчитает,
что цена уже включает НДС, и платить больше
обозначенной суммы не станет. А продавец в
свою очередь будет настаивать на том, что
НДС должен начисляться сверх цены договора.
Данные споры суды решают по-разному,
поэтому лучше избавиться от
неопределенности сразу. К тому же "пробелом"
в договоре может воспользоваться и
налоговая инспекция. Даже если стороны
устно договорились, что обозначенная цена
уже включает налог, увидев выручку по такой
сделке, инспекторы могут потребовать у
продавца начислить НДС к уплате со всей
суммы. В обратной ситуации, т.е. когда
стороны пришли к пониманию, что НДС должен
быть начислен сверх цены, однако не
прописали это в договоре, трения с
инспекцией могут возникнуть уже у
покупателя. Из-за отсутствия ясности в
формулировке договора налоговая может
оспорить вычет в размере 18 единиц (18% от 100
единиц), снизив его до 18/118 от 100 единиц или
"сняв" вовсе. Кроме того, договор
обязательно должен включать в себя список
документов, которые должен оформить
поставщик (исполнитель), и сроки их
предоставления. Зачастую после того, как
поставщик (исполнитель) получил оплату, с
доставкой документов возникают проблемы. А
это означает, что обоснованность расходов и
налоговые вычеты у покупателя (заказчика)
оказываются под угрозой.
Стандартно в
договоре выполнения работ (оказания услуг)
прописывается следующий "набор": акт
выполненных работ (услуг), счет на оплату,
счет-фактура. Порой такого перечня
недостаточно. Поэтому в интересах
заказчика предусмотреть документы, которые
будут "расшифровывать" суть работ: отчет о
маркетинговом исследовании, содержание
предоставленных консультаций, описание
проведенных работ и их результатов и т.д. Не
исключено, что при отсутствии таких
документов будет сложно доказать налоговым
инспекторам экономическую обоснованность
затрат на рассматриваемые услуги.
В
посреднических договорах налоговые
опасности могут подстерегать обе стороны
сделки. Допустим, некая компания выступает
как агент с участием в расчетах. По
поручению клиентов она ищет исполнителей
по договору и заказывает им услуги. Затем
принципал возмещает эти расходы и
выплачивает вознаграждение. По закону
агент уплачивает налоги только со своего
вознаграждения. Однако при платежах эти
суммы могут смешиваться. Чтобы доказать,
что конкретная сумма - это возмещаемые
расходы, агенту в договоре необходимо
предусмотреть перечень возмещаемых затрат.
Отметим, что лучше сделать его открытым,
однако виды расходов все же стоит прописать
максимально подробно. В обратной ситуации,
т.е. когда некая фирма выступает
принципалом, в соглашении необходимо
предусмотреть обязанность агента в
установленный срок представлять отчеты с
приложением всех подтверждающих
документов, поскольку указанные затраты
являются расходами по налогу на прибыль
именно для принципала".
И.Хаменушко
К.
ю. н.,
адвокат,
партнер юридической
компании
"Пепеляев, Гольцблат и
партнеры"
Подписано в печать
31.01.2008