Узи во время беременности усиливает степень аутизма будущего ребенка. «Дети дождя»

Коллаж: пользователь workweak в сети deviantART

В мае 2006 г. цифры Центра контроля заболеваний (CDC) подтвердили то, что уже знали многие родители и педагоги: уровень аутизма действительно высок. По словам д-ра Хосе Кордеро, директора Национального центра изучения врожденных дефектов и пороков развития при Центре контроля заболеваний, аутизм стал «первоочередной проблемой здравоохранения». Еще 12 лет назад нарушения аутического спектра (ASD) были настолько редки, что отмечался лишь 1 случай на 10 000 родов (1). Сегодня эти нарушения, характеризующиеся рядом трудностей в обучении и социальными проблемами, встречаются у каждого 166-го ребенка (2), без признаков тенденции к снижению.

Резкий рост числа случаев аутизма наблюдается и вне США. Это глобальное явление, происходящее в промышленно развитых странах во всем мире. В Великобритании, по свидетельству педагогов, один из 86 учеников начальной школы нуждается в специальном обучении из-за проблем, связанных с нарушениями аутического спектра (3).

Ответственность за возникновение аутизма возлагали на что угодно, от «эмоционально холодных» матерей (опровергнуто) до вакцин, генетики, иммунологических нарушений, токсинах окружающей среды и материнских инфекций.

Сегодня большинство исследователей предполагают, что аутизм вызван сложным взаимодействием генных и экологических «спусковых механизмов». Одна из вероятных причин, достойная исследования - повсеместное использование ультразвука в предродовой диагностике, что может вызвать потенциально опасные тепловые эффекты.

У медиков, работающих с беременными, есть причины беспокоиться по поводу применения ультразвука. Хотя сторонники последнего и утверждают, что ультразвук используется в акушерстве в течение 50 лет и ранние исследования показали, что он безопасен как для матери, так и для ребенка, достаточное количество исследований связывает ультразвук с нарушениями развития нервной системы, и это требует серьезного изучения.

В 1982 г. на финансированной Международной ассоциацией защиты от излучений (IRPA) и другими организациями конференции Всемирной организации здравоохранения международная группа экспертов заявила: «Имеются несколько часто цитируемых исследований, которые утверждают, что воздействие ультразвука in utero не вызывает существенных отклонений у потомства… Однако эти исследования могут быть подвергнуты критике по ряду причин, включая отсутствие контрольной группы или недостаточный объем выборки, воздействие [ультразвука] после периода, когда проходит основной органогенез — все это лишает выводы законной силы» (4).

Ранние исследования показали, что тонкие эффекты неврологического повреждения, связанного с ультразвуком, обусловливали увеличение случаев леворукости (индикатор мозговых нарушений, если это не обусловлено наследственностью) у мальчиков и речевые задержки (5). В августе 2006 г. Паско Ракич, заведующий кафедрой нейробиологии медицинского факультета Йельского университета, объявил о результатах исследования воздействия ультразвука различной продолжительности на беременных мышей (6). В мозге потомства испытуемых животных наблюдались повреждения, сходные с обнаруженными в мозге людей, больных аутизмом. Исследование, финансированное Национальным институтом неврологических нарушений и инсульта, также связывает ультразвук с нарушениями развития нервной системы у детей, такими как дислексия, эпилепсия, умственная отсталость и шизофрения, при этом повреждение мозговых клеток было тем больше, чем длительнее воздействовал ультразвук (7).

Исследование д-ра Ракича, расширившее границы предшествующего исследования 2004 г. с похожими результатами (8), является только одним из многочисленных экспериментов с людми и животными, проводимых в последние годы. Их результаты показывают, что предродовой ультразвук может быть вредным для младенцев. Хотя некоторые вопросы все еще остаются без ответа, обоснованного имеющейся информацией, медики должны серьезно отнестись к возможным последствиям обычного и диагностического использования ультразвука, а также электронных фетальных сердечных мониторов, которые, возможно, не являются ни неинвазивными, ни безопасными. Данные технологии, несмотря на все их, имеют небольшую доказанную выгоду или не имеют никакой. Если бы беременные женщины знали все факты, стали бы они подвергать своих еще не рожденных детей воздействию этой технологии, которая, несмотря на «раскрученное» положение в современном акушерстве, не приносит никакой пользы или, во всяком случае, которая не доказана?

Проблемы со звуком и теплом

Одна из проблем, с которой сталкивается оператор ультразвуковой диагностики, вызвана тем, что он держит датчик над той частью тела зародыша, которую пытается визуализировать. Когда зародыши отодвигаются от потока высокочастотных звуковых волн, они могут чувствовать колебания, высокую температуру или и то, и другое. Управление контроля пищевых продуктов и лекарств (FDA) предупредило в 2004 г.: «Ультразвук - форма энергии, и даже при низких его уровнях лабораторные исследования показывают, что он может оказать физическое влияние на ткани, такое как резкие колебания и повышение температуры» (9). Это согласуется с исследованием, проведенным в 2001 г., в котором ультразвуковой датчик, нацеленный непосредственно на миниатюрный гидротелефон, помещенный в матку женщины, зарегистрировал звук, «такой же громкий, как гудок поезда метро, прибывающего на станцию» (10).

Факт повышения температуры эмбриональной ткани (тем более, что будущая мать не может даже чувствовать этого) не вызвал бы нашу тревогу, если бы не данные исследования, согласно которым повышение температуры может вызывать значительное повреждение центральной нервной системы развивающегося зародыша (11). Показано, что у различных видов млекопитающих повышение температуры тела матери или эмбриона приводит к врожденным дефектам у потомства (12). Обширный спектр литературы по материнской гипертермии у различных млекопитающих демонстрирует нам, что «дефекты центральной нервной системы - самое распространенное последствие гипертермии у всех видов, и смерть клетки или задержка пролиферации нейробластов (эмбриональных клеток, которые развиваются в клетки нервной системы) считаются основным объяснением этих эффектов» (13).

Почему дефекты формирования нервных тканей у крыс или других животных должны беспокоить женщин, ожидающих ребенка? А потому, что исследователи Корнуэлльского университета доказали в 2001 г.: развитие мозга «многих видов млекопитающих, включая человеческих младенцев» происходит сходным образом (14). Группа исследователей обнаружила «95 вех в развитии нервной системы», которые помогли им точно определить последовательность этапов роста мозга у разных видов (15). Следовательно, если повторные эксперименты показывают, что высокая температура, вызванная ультразвуком, повреждает мозг эмбрионов крыс и других млекопитающих, логично предположить, что это может вредить также и человеческому мозгу.

При создании подобного изображения в коммерческих организациях риск для ребенка потенциально значительно выше: из-за более высокой акустической нагрузки, требуемой для получения высококачественных изображений, более долгой «охоты» технического персонала за подходящим ракурсом и использования работы операторов ультразвука, которые могут и не иметь никакого базового медицинского образования или квалификационного обучения. Эти факторы, наряду с такими моментами, как кавитация (эффект образования пузырьков, вызванный ультразвуком, который может повредить клетки) и индикаторы безопасности на экране, которые могут быть неточными в широких пределах: от 2 до 6, делают влияние ультразвука сомнительным даже в опытных руках. Действительно, если ультразвук может вредить младенцам, он может вызвать одни и те же повреждения при использовании как для развлечения, так и в диагностике.

Управление контроля пищевых продуктов и лекарств и профессиональные медицинские ассоциации в действительности знают, что предродовый ультразвук может быть опасен для человека, иначе они настойчиво не предостерегали бы против немедицинского студийного ультразвукового портрета, «подарка на память» - услуги, неожиданно возникшей в торговых центрах по всей стране (16).

Использование ультразвука в коммерческих целях несет с собой для ребенка потенциально больший риск из-за более высокой акустической нагрузки, требуемой для получения высококачественных изображений, более длительной «охоты» технического персонала за подходящим ракурсом и использования персонала, который может не иметь никакого базового медицинского образования или должной подготовки. Эти факторы, наряду с кавитацией (эффект «пузырения» ультразвука, при котором возможно повреждение клеток) и индикаторами безопасности на экране, которые могут быть неточными в широких пределах, от 2 до 617, делают неясными последствия использования ультразвука даже в опытных руках.

Повышение материнской температуры - причина врожденных дефектов

Понимание того, что происходит, если температура зародыша увеличивается из-за повышения материнской основной температуры или более местного эффекта ультразвука, является ключом к пониманию предродовых рисков ультразвука. Температура тела человека изменяется в течение дня по различным причинам: циркадные ритмы, гормональные колебания и физические причины. Хотя температура человека может меняться на 1,5°F в обе стороны от того, что считают нормальной основной температурой, в целом среднее значение составляет 98,6°F (36,6°С). Увеличение только на 1,4°F, до 100°F (37,8°С) может вызвать головные боли, боли в теле и усталость, этого достаточно для освобождения человека от работы. Температура 107°F (41,6°С) может вызвать повреждение головного мозга или смерть.

Основная температура, приблизительно 98,6°F (36,6°С), важна, потому что именно при ней происходит много важных ферментативных реакций. Температура влияет на форму белков, составляющих ферменты, и неверной формы белки неспособны выполнять свою работу правильно. По мере увеличения количества теплоты или продолжительности ее воздействия, снижается эффективность ферментативных реакций, вплоть до их постоянной инактивации, с невозможностью вернуться к правильной работе, даже если температура нормализуется (18).

Поскольку температура важна для правильной работы ферментативных реакций, у тела есть свои собственные методы, чтобы регулировать основную температуру. Например, когда она слишком низка, дрожание нагревает тело; когда она слишком высока, потение ее снижает. По очевидным причинам зародыши не могут остыть, потея. Однако у них есть другая защита против повышения температуры: каждая клетка содержит нечто, называемое белками теплового шока, которые на время останавливают создание ферментов, когда температура достигает опасно высоких уровней (19).

Усложняет проблему тот факт, что ультразвук по-разному нагревает кость, мышцу, мягкую ткань и амниотическую жидкость (20). Далее, поскольку кости отвердевают, они поглощают и сохраняют больше тепла. Во время третьего триместра череп ребенка может нагреться в 50 раз быстрее, чем окружающая его ткань (21), подвергая части мозга, которые прилегают близко к черепу, вторичному нагреванию, способному продолжаться и после того, как ультразвуковое исследование закончится.

Повышенная температура, лишь временно влияющая на мать, может иметь разрушительные последствия для развивающегося эмбриона. В статье, опубликованной в 1998 г. в медицинском журнале Cell Stress & Chaperones, сообщалось, что «реакция теплового шока может быть вызвана в раннем периоде жизни эмбриона, но она не в состоянии защитить эмбрион от повреждений на определенных стадиях развития». Авторы отмечают: «С активацией реакции теплового шока, нормальный синтез белка приостанавливается… но выживание достигается за счет нормального развития» (22).

Аутизм, генетика и исследования близнецов

Что же связывает повышенную температуру тела и аутизм? Генетики пытаются раскрыть тайны ДНК, стоящие за нарушениями аутического спектра. Недавно исследователи связали две мутации одних и тех же генов Х-хромосомы со случаями аутизма в двух разных семьях, хотя пока неясно, на какой стадии были повреждены гены (23). Поскольку исследования родных братьев и сестер, а также близнецов показывают более высокую распространенность аутизма среди детей в семьях с одним уже имеющим аутизм ребенком, генетики ожидали найти наследственные факторы. Однако, несмотря на миллионы долларов, вложенные в иследования, нет ясного указания на то, что нарушения аутического спектра наследуются. Возможно, для получения многих ответов ученым нужно смотреть не дальше, чем на тепловые эффекты ультразвука.

Если предродовый ультразвук ответственен за некоторые случаи аутизма, то возможно предположить, что если бы один близнец был аутистом, другой также имел бы высокую вероятность поcтрадать, так как оба они подвергались воздействию ультразвука в одно и то же время. И у однояйцевых, и у разнояйцевых близнецов один может пострадать больше другого, если он или она в момент исследования принял главный удар тепла или звуковых волн на себя. В случае разнояйцевых близнецов, поскольку аутизм поражает близнецов мужского пола от 3 до 5 раз чаще, чем близнецов женского пола, пол близнецов также может иметь значение.

Исследование 2002 г. показало, что для близнецов вообще существенно выше вероятность аутизма, объявив «близнецовость» фактором риска (24). Не может ли повышенный риск для близнецов объясняться практикой проведения у матерей с многоплодной беременностью большего числа ультразвуковых исследований, чем у тех, которые ожидают рождения только одного ребенка? Хотя роль генетики в проблеме аутизма пока рано отрицать, возможное воздействие предродового ультразвука заслуживает серьезного рассмотрения.

Незамеченные предупреждения

Идея, что предродовой ультразвук может быть опасным, не нова. Ранее упоминвавшийся отчет ВОЗ в своем резюме «Воздействие ультразвука на биологические системы» (1982) заявляет, что «исследования на животных наводят на мысль, что воздействие ультразвука может повлечь за собой неврологические, поведенческие, иммунологические, гематологические изменения, нарушения развития и уменьшение эмбрионального веса» (25).

Два года спустя, когда Национальный институт здоровья (NIH) проводил конференцию, призванную оценить риски ультразвука, он сообщил, что при возникновении врожденных дефектов акустическая нагрузка было достаточно интенсивной, чтобы вызвать образование значительного тепла. Хотя Институт здоровья с тех пор заявляет, что данное сообщение «больше не рассматривается… как руководство для современной медицинской практики», факты остаются неизменными (26).

Несмотря на результаты этих двух обширных научных работ, в 1993 г. Управления контроля пищевых продуктов и лекарств одобрило восьмикратное увеличение потенциальной акустической нагрузки, производимой ультразвуковым оборудованием (27), намного увеличивая возможность пагубных исходов беременности, вызванных перегревом. Может ли быть случайным тот факт, что это увеличение потенциальных тепловых эффектов случилось во время того же промежутка времени, когда уровень аутизма увеличился 60-кратно?

Горячие ванны, парилки, сауны и материнские лихорадки

Если обвиняемый - повышенная температура, то что известно относительно других ситуаций, в которых высокая температура воздействует на беременность? Исследование, озаглавленное «Влияние высокой температуры на эмбрионы и зародыши» и опубликованное в 2003 г. в International Journal of Hyperthermia, утверждает, что «гипертермия во время беременности может вызвать эмбриональную смерть, аборт, замедление роста и дефекты развития» (28). И далее: «…Повышение материнской температуры тела на 2°С (3,6°F) в течение по крайней мере 24 часов во время лихорадки, может вызвать ряд дефектов развития» (29). Отмечено, что нет достаточного количества данных, чтобы сделать выводы о времени воздействия менее 24 часов (30), что оставляет открытой возможность неблагоприятного воздействия на зародыши повышенной материнской температуры в течение более коротких периодов.

В исследовании, опубликованном в «Журнале Американской медицинской ассоциации» (JAMA), было обнаружено, что «женщины, принимавшие горячие ванны или пользовавшиеся саунами в раннем периоде беременности, утраивали риск рождения младенцев со spina bifida или мозговыми дефектами» (31). Горячие ванны представляют больше опасности, чем другие тепловые процедуры, такие как сауны и парилки, потому что погружение в воду мешает попытке тела остыть через пот почти так же, как зародыши не могут убежать от повышения температуры в матке.

Все это вместе взятое устанавливает следующий факт: тепло, которое является следствием повышения материнской температуры или результатом слишком долгого воздействия ультразвука на одну область, может дать толчок повреждающему воздействию на развивающегося ребенка. С точки зрения здравого смысла, на каком основании, собственно, полагается, что вторжение в непрерывное, цельное развитие зародыша, которое в течение миллионов лет завершалось без всякой помощи, может пройти без последствий?

Дискуссия вокруг вакцин и тиомерсала

Несмотря на давно установленный факт, что ультразвук вызывает тепловые эффекты, способные вредить развитию мозга эмбриона, причина аутизма остается настолько неуловимой для исследователей, что много организаций, занимающихся проблемой аутизма, используют кусочек головоломки в качестве элемента своих эмблем. Особенно смущает тот факт, что эпидемия нарушений аутического спектра поражает детей из высокообразованных семей, с высоким уровнем дохода, получавших лучшую акушерскую помощь, которую только можно купить за деньги. Почему женщины, которые принимали витамины для беременных, соблюдали здоровые диеты, воздерживались от курения и употребления алкоголя, регулярно посещали перед родами акушеров, имеют детей с глубокими неврологическими проблемами?

Некоторые полагают, что причина аутизма - детские вакцины, сначала бывшие доступные только для тех, кто мог их себе позволить. Многие вакцины содержали тимеросал - ртутьсодержащий консервант, который, как думали, оказывает на детей кумулятивный нейротоксический эффект, тем более что количество детских вакцин увеличилось в тот же период времени, когда возросла и распространенность аутизма. Однако проведя исчерпывающее исследование в 1999 г., Управление контроля пищевых продуктов и лекарств не обнаружило свидетельств вреда использования тимеросала в детских вакцинах (32).

Несмотря на эти результаты, в том же самом году Управление контроля пищевых продуктов и лекарств, Национальный инстутит здоровья, Центр контроля заболеваний, Управление здравоохранения и медицинского обслуживания (HRSA) и Американская академия педиатрии (AAP) все вместе призвали производителей вакцин уменьшить количество тимеросала или изъять его из детских вакцин (33). Фармацевтические компании согласились, и в конечном итоге уменьшили влияние тимеросала на младенцев на 98 % (34).

Однако мало того, что заболеваемость аутизма не уменьшилась - она продолжила увеличиваться. Рост числа случаев нарушений аутического спектра на 10-17% каждый год, согласно Американскому обществу исследования аутизма (35), указывает на то, что тимеросал не виноват.*

Тимеросал был не единственной «горячей точкой» проблемы аутизма и вакцины. Многие полагали, что существует связь между тривакциной MMR (свинка, корь и краснуха) и нарушениями аутического спектра. Однако большое ретроспективное эпидемиологическое исследование более 30 000 детей в Японии между 1988 и 1996 гг. показало, что кривая аутизма продолжала подниматься и после того, как вакцина была изъята из применения36.** Эти результаты не отличались от выводов исследования 1999 г., опубликованного в «Ланцете», который не показал соответствующего скачка аутизма в Великобритании после введения вакцины MMR37.***

В опубликованном в «Журнале Американской медицинской ассоциации» исследовании 2001 г., проверявшем заболеваемость аутизмом и «охват» прививкой MMR в Калифорнии, заявляется, что результаты «не подтверждают связи между иммунизацией вакциной MMR детей и увеличением заболеваемости аутизмом» (38). И хотя беспокойство по поводу вакцин и ртути не следует сбрасывать со счетов, до настоящего времени не существует доказательств того, что это один из главных факторов, обусловивших всплеск заболеваемости нарушениями аутического спектра.

Глобальная эпидемия аутизма

Статистика роста аутизма среди промышленно развитых стран всего мира показывает, что эта болезнь проявилось только в последние несколько десятилетий, в разных природных условиях и среди весьма различных культур. Что же объединяет страны и области со столь разным климатом, диетами и условиями окружающей среды - США, Японию, Скандинавию, Австралию, Индию и Великобританию? Никакой общий фактор в воде, воздухе, местных пестицидах, диете или даже строительных материалах и одежде не может объяснить появление и непрестанное увеличение числа случаев этого пожизненного серьезного неврологического нарушения.

Что действительно общего имеют все индустриальные страны, так это тихое, но повсеместно распространяющееся изменение в акушерской помощи. Все они рутинно используют предродовый ультразвук для беременных женщин.

В странах с национализированным здравоохранением, где фактически все беременные женщины подвергаются ультразвуковому исследованию, заболеваемость аутизмом еще выше, чем в США, где вследствие различий в доходе и, соответственно, видах медицинской страховки, приблизительно 30 % беременных женщин пока что не подвергаются ультразвуковому сканированию.

Изменения в ультразвуковых иследованиях

Рассматривая ранние исследования, показавшие, что предродовый ультразвук безопасен, следует учитывать фактор постоянного изменения технологии и применения последней, а также то, как это потенциально влияло на нерожденного ребенка. Помимо огромного увеличения допустимой акустической нагрузки в начале 1990-х гг., следующие изменения технологии сделали область предродового ультразвука более опасной, чем когда-либо:

  • Число ультразвуковых исследований, проводимых во время каждой беременности, увеличилось; при этом женщины часто подвергаются двум и большему числу исследований даже в ситуациях низкого риска (38). Женщины «высокого риска» могут подвергнуться еще большему числу исследований, которые, по иронии, могут еще более увеличить этот риск.
  • Период времени развития эмбриона или зародыша, когда выполняется ультразвуковое исследование, был снижен до очень раннего в первом триместре и увеличен до самого позднего, вплоть до родов, в третьем. Фетальные сердечные мониторы, которые используются в процессе родов иногда часами, не способствовали уменьшению неврологических проблем, а возможно могли и усугубить их (40).
  • Развитие практики влагалищного исследования, которое помещает источник звука намного ближе к эмбриону или зародышу, может значительно увеличить риск.
  • Использование допплеровского ультразвука с целью изучить кровоток или контролировать сердцебиение ребенка, применяется все чаще. Согласно Кокрейновской базе данных систематических обзоров за 2006 г., «обычный допплеровский ультразвук во время беременности не приносит пользы для здоровья женщины или младенца и может причинить некоторый вред» (41).

Все учащающиеся случаи врожденных дефектов

Научная группа д-ра Ракича, цитировавшаяся ранее в этой статье в связи с недавним исследованием о мозге мыши и ультразвуке, указала, что «зонд оставался неподвижным в продолжение до 35 минут, то есть, по существу, весь мозг эмбриона мыши непрерывно подвергался действию ультразвука в течение 35 минут… в резком контрасте с продолжительностью и силой воздействия ультразвука на мозг человеческого эмбриона, когда ультразвук обычно не задерживается на определенной ткани дольше, чем на одну минуту» (42).

Одно из самых популярных немедицинских использований ультразвука, могущее продлить время его воздействия, необходимое с медицинской точки зрения, это определение пола ребенка.

Не может ли это быть связано с увеличением врожденных дефектов гениталий и мочевых путей? «Марч ов даймс» утверждает, что данные типы врожденных пороков затрагивают «1 из 10 младенцев», добавляя, что «конкретные причины большинства условий, определяющих эти дефекты, неизвестны» (43).

Продолжая в этом направлении, примем во внимание, что серьезные пороки развития других органов и частей тела, также тщательно исследуемых техническим персоналом с помощью ультразвука, таких, например, как сердце, в период 1989-1996 гг. стали регистрироваться чаще почти на 250 % (44)! Список необъяснимых врожденных дефектов немалый, и в свете тех данных, что становятся известны о предродовом ультразвуке, ученые должны по-иному взглянуть на все недавно возникшие тенденции, так же, как и на тридцатипроцентное увеличение числа преждевременных родов с 1981 г. (45) Сегодня это 1 из 8 новорожденных, у многих из которых впоследствии выявляются неврологические повреждения (46).

Хотя многие утверждают, что польза ультразвука перевешивает риск, это утверждение не имеет никакого основания, и есть много свидетельств обратного. Большое рандомизированное исследование на 15151 беременной женщине, проводенное научной группой RADIUS, определило, что в случаях низкого риска, подгруппах высокого риска и даже при многоплодной беременности или серьезных аномалиях использование ультразвука не приводило к улучшению результата беременности (47). Тот аргумент, что ультразвук успокаивает родителей или обеспечивает раннюю возможность соединения с ребенком, бледнеет перед лицом возможных рисков, появляющихся по мере того, как становятся доступны новые данные. Родителям и медикам будет, вероятно, нелегко отказаться от этого «окна в матку» и возобновить использование более традиционных методов акушерства. Однако в связи с тревожным ростом числа случаев аутизма и другими равно беспокоящими и необъяснимым тенденциями, связанными с родами, не имеет смысла вслепую использовать технологию, которая не является по-настоящему безопасной для нерожденных детей.

Примечание редактора журнала Midwifery Today

У некоторых малышей с ранних лет могут наблюдаться странности в поведении. Отсутствие эмоций, сложности в общении не только со сверстниками, но и с родственниками, безразличие к происходящему ― все это выделяет особенных детей из общей массы, например, в детском саду. Аутизм не считается заболеванием, это лишь нарушение развития на психическом уровне, приводящее не только к расстройству речевой функции и обычной моторики, но и к проблемам с социальной адаптацией.

«Детьми дождя» таких людей называют неслучайно, ведь они отличаются от других постоянной грустью в глазах, отсутствием улыбок, отрешенностью от окружающего мира, от событий в нем происходящих.

Они всегда одиноки, погружены в себя, совершенно не умеют фантазировать, порой бывают очень раздражительны, но могут часами спокойно сидеть, наблюдая за тем, как по стеклу струятся дождевые капли. Специалистами разработана особая программа ― музыкальная терапия для детей с аутизмом, основанная на звуках воды и природы, помогающая таким малышам в восприятии мира и адаптации в нем.

До сегодняшнего дня ученые не могут найти точные причины того, почему некоторые малыши рождаются с аутизмом. Теорий немало, но, ни одна из них не имеет клинического подтверждения. Многие специалисты склоняются к мнению, что появление аутизма является наследственным фактором, поскольку в большинстве случаев он обнаруживается в возрасте до 3 лет.

Но подтверждения этому нет, как и объяснения тому, что малыши с этим отклонением иногда рождаются и в полностью здоровых благополучных семьях.

Согласно медицинской статистике детский аутизм чаще всего наблюдается у первенцев, и это не зависит от возраста родителей (как, например, в случаях синдрома Дауна). Малыш с этим психическим отклонением может появиться и у молодой здоровой матери.

Часто врачи связывают ранний детский аутизм различной степени с нарушением внутриутробного развития младенца, например, вследствие перенесенного мамой при беременности заболевания.

Мне нравится!

Функцию действенной поддержки семьи, воспитывающей аутичного ребенка, в настоящее время в Украине взяли на себя общественные организации.

Какие методы обследования могут предложить специалисты, работающие в таких организациях?

Кроме анкет и опросников, которые несут только дополнительную информацию, высококвалифицированные коррекционные педагоги и специальные психологи могут организовать диагностику целостного развития ребенка.

Опыт работы нашей организации («СОНЯЧНЕ КОЛО»), доказывает, что есть несколько путей осуществления такой полноценной диагностики.

1. Обследование по разработанной К.С.Лебединской и О.С.Никольской (1989) специальной Диагностической карте развития ребенка , служащей дополнением к традиционному клиническому анамнезу и имеющей своей целью не только уточнение диагноза, но и помощь в индивидуализации психологической коррекционной работы с ребенком.

Карта дает подробный перечень особенностей развития ребенка, имеющего выраженные черты аутистического дизонтогенеза и позволяет обнаружить признаки формирования наиболее тяжелых его вариантов. Большим достоинством карты является то, что для раскрытия состояния сформированности разных структурных компонентов психики ребенка - вегетативно-инстиктивной, аффективной сфер, сферы влечения, общения и других - авторами собрано большое количество признаков и тех ориентиров, которые важны для определения состояния развития ребенка. Однако избыточность и неструктурированность показателей внутри каждой сферы, наличие нерядоположных характеристик затрудняют выяснение четкой картины особенностей психической организации ребенка и, соответственно, дальнейшее построение индивидуальной программы его обучения.

2. Обследование с помощью заслужившего во всем мире признания (при диагностики аутистов, прежде всего) «Психообразовательного профиля PEP-R». В этой методике представлен ориентир на две шкалы: «Шкалу развития» (подражание, восприятие, общая и мелкая моторика, познавательные функции и др.) и «Шкалу Поведения» (эмоциональные реакции, игра и заинтересованность предметами, реакция на стимулы, язык).

Важное достоинство теста - его гибкость, необязательность соблюдение определенной последовательности заданий при осуществлении диагностики, что отвечает психическим особенностям детей со спектром аутистических расстройств. Диагностические показатели фиксируются во время выполнения ребенком заданий (часто - в игровой форме), а также - при его своеобразном поведении. Итогом является создание профиля, позволяющего определить, какому биологическому возрасту соответствует состояние сформированности той или иной психической функции у каждого конкретного ребенка. Главный недостаток теста - его объемность: он состоит из 174 диагностических заданий. Следует добавить также, что этот интереснейший тест сих пор не издан ни на русском, ни на украинском языках. И те специалисты, которые им пользуются, также переводят задания теста сами (у нас есть сведения о переводе некоторыми специалистами из Москвы «Психообразовательного профиля» с английского языка, мы же пользуемся инструкциями и разработками, которые перевели с польского варианта, так же, как и наши львовские коллеги из организации «Открытое сердце»).

3. Диагностика с помощью нейропсихологических методик.
Специально обученные профессионалы могут предложить провести нейропсихологическую диагностику. У некоторых людей этот метод ассоциируется исключительно с аппаратурными средствами. Однако это не так. На основе глубоких знаний об онтогенезе (морфо- и функциогенезе) различных форм психической деятельности и механизмов их функционирования в норме и патологии, а также - определенных умений в этой области психолог/нейропсихолог может квалифицированно осуществить системный анализ нарушений (дефицитарности) высших психических функций (ВПФ). При этом, в центре его внимания - определение первичного дефекта и его системного влияния на другие психические функции.

Нейропсихологическая диагностика представляет собой преимущественно модифицированные (преобразованные) варианты батареи тестов А.Р. Лурия. Известны методики, разработанные Э. Г. Симерницкой, 1991, 1995; Ю. В. Микадзе, 1994; Т. В. Ахутиной, 1996; Н. К. Корсаковой, 1997; Л. С. Цветковой, 1998, 2001; А. В. Семенович, 2002. Так, например, с помощью методики А.В.Семенович, диагностируются такие иерархические уровни психики, как нейробиологические предпосылки восприятия; межполушарное взаимодействие; гомеостатическая ритмика организма; метрические, структурно-топологические и проекционные представления и др. Главный смысл результатов такой диагностики - разработка и применение системы методов коррекционно-развивающего обучения, адекватных структуре психического дефекта (в контексте реализации метода «замещающего онтогенеза»).

4. Разработанные учеными на основе фундаментальных теорий диагностические процедуры, которые позволяют оптимальным образом выявлять как можно более полную картину особенностей психического развития ребенка и стать основой разработки эффективной программы развития.

Для нас таким инструментом стала «Интегральная оценка развития ребенка», разработанная нами на основе теории психической триады Л.М.Веккера и теории координационных уровней Н.А.Бернштейна. Достоинство определенного нами подхода заключается в том, что картина развития ребенка раскрывается в контексте взаимосвязи: от функционирования органов чувств и базовых психических процессов до высших психических явлений. При этом мы рассматриваем выявляемую картину развития ребенка в таком контексте целостной психической системы, как становление психомоторного, эмоционального и общего интеллекта.

В нашей организации обследование ребенка происходит в игровой непринужденной форме, хотя итогом контакта с ребенком и его семьей является достаточно полная картина как психического развития ребенка, так и особенностей взаимодействия с ним родителей.

В начале мы можем попросить маму поиграть с ребенком (используя предварительно сгруппированный нами в разных частях диагностической комнаты дидактический и игровой материал). Благодаря этому ребенок быстрее адаптируется в новом помещении и среди незнакомых людей, а у нас есть возможность наблюдать сильные аспекты и определенные изъяны процесса взаимодействия мамы с ребенком. Здесь значимым является следующее: насколько мама умеет играть с ребенком, какими способами она привлекает его внимание, как его поддерживает, как коммуницирует с ребенком (интонации, их разнообразие, тембр, темп, сила голоса, и тому подобное), какой стиль взаимодействия использует (доминирует, сотрудничает или подстраивается), какие органы чувств включены в контакт (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные) и т.п. Потом с ребенком начинает взаимодействовать психолог, раскрывая особенности его проявлений на разных уровнях.

Итогом диагностического процесса являются структурированные записи специалиста, где отмечаются особенности функционирования:

1) регулятивных функций у ребенка (тонус, равновесие, двигательная активность согласованность движений, зрительно-моторная координация, проявления общей и мелкой моторики, двигательное подражание, стереотипии, истощаемость и т.д.);

2) его эмоциональных и социальных процессов (коммуникация, способность к взаимодействию, реакция на препятствия, эмоциональное заражение, эмоциональный спектр и т.д.) и

3) познавательной сферы (функционирование разнообразных анализаторов, особенности сформированности психических процессов, спектра интересов и т.д.).

Комплексная характеристика состояния развития ребенка позволяет сделать вывод о его психологическом диагнозе, отметить ресурсы развития ребенка, наметить первоочередные задания и разработать индивидуальную программу дальнейшего его эффективного обучения.

Таким образом, на нынешнем этапе можно констатировать, что каждая организация, деятельность которой направлена на помощь в развитии, обучении и социализации детей с аутизмом, на свое усмотрение разрабатывает, подбирает и осваивает те методики диагностики, которые представляются ее специалистам информативными для организации коррекционно-развивающих занятий. И здесь, конечно же, очень много зависит от квалификации специалистов, которые осуществляют такую диагностику, их таланта и опыта.

Изучение детей со спектром аутистических расстройств продолжается. Совершенствуются, оптимизируются и методы обследования их. Согласованность исследователей и практиков в этом направлении позволит выработать и сделать доступным для пользования такой диагностический инструментарий, который самым действенным образом будет помогать в работе с такими детьми.

В журнале Autism Research были опубликованы результаты исследования*, доказывающего, что проведение УЗИ (ультразвуковая диагностика) в первом триместре беременности повышает степень тяжести аутизма у детей, которые генетически предрасположены к развитию этого заболевания.

Предыдущие исследования, которые проводились в 2014 году обнаружили, что УЗИ вызывает у мышей симптомы аутизма. Поэтому ученые решили проверить, не проявляется ли подобная взаимосвязь и у людей. Они использовали данные 2644 детей, больных аутизмом. Оказалось, что ультразвук в первом триместре выполняет роль стресс-фактора и может вызвать симптомы аутизма у генетически предрасположенных детей, однако УЗИ, проводимое во втором и третьем триместре скорее всего не влияет так существенно на развитие ребенка.


FDA (Управление по контролю за продуктами и лекарствами США) настоятельно рекомендует беременным женщинам проводить ультразвуковую диагностику только по медицинским показаниям.

Исследователи планируют подробно изучить связь между УЗИ и аутизмом, и проверить, не является ли УЗИ причиной развития самой болезни, а не только выраженности симптомов.

Для справки. «Клинические рекомендации по безопасности ультразвуковой диагностики» Европейского Комитета по Безопасности Медицинского Ультразвука (ECMUS) являются официальным регламентирующим документом в странах Евросоюза, приведу полный текст его последнего пересмотра (7-й пересмотр, 2011 г.), вот здесь можно прочесть в оригинале, выделения в тексте — мои:

Европейский Комитет по Безопасности Медицинского Ультразвука (ECMUS)


Рекомендации по безопасности издаются ECMUS ежегодно, начиная с 1994 г. Текст документа составлен намеренно кратко, он содержит четкие и конкретные рекомендации по безопасности при использовании диагностического ультразвука.

Диагностический ультразвук широко применяется в клинической практике на протяжении многих лет и не имеет доказанных вредных эффектов. Тем не менее, при неосторожном использовании он способен вызывать повреждающие воздействия. Сферы клинического применения ультразвуковой диагностики становятся шире, возрастает количество пациентов, которым она проводится, внедряются новые технологии с более высокой акустической мощностью ультразвука. Поэтому очень важно сохранять бдительность в отношении его дальнейшего безопасного использования.


Ультразвуковое исследование должно проводиться только компетентным персоналом, который обучен и осведомлен в отношении его безопасности. Важно также содержание ультразвукового оборудования в надлежащем техническом состоянии.

Ультразвук оказывает тепловое и механическое воздействие на ткань. Ультразвук диагностической мощности может приводить к повышению температуры, что опасно для чувствительных органов и эмбриона/плода. Имеются данные о наличии механических биологических эффектов у животных, однако у людей в настоящее время они не зарегистрированы, за исключением случаев применения специальных контрастных веществ для ультразвуковой диагностики, содержащих микропузырьки.

Тепловой индекс (TI) является индикатором на дисплее ультразвукового аппарата, который показывает возможность нагрева тканей. Механический индекс (MI) - индикатор дисплея, показывающий величину вероятности нетепловых воздействий. В процессе исследования пользователи должны постоянно следить за этими показателями и регулировать контрольные системы аппарата таким образом, чтобы они находились на максимально низком уровне, но без ухудшения качества получаемой диагностической информации (принцип ALARA). В тех случаях, когда низкие значения показателей достичь не представляется возможным, время исследования должно быть настолько коротким, насколько это возможно.


При некоторых режимах ультразвуковой диагностики производится значительно большая акустическая мощность ультразвука, поэтому в этих случаях регулярному слежению за показателями TI и MI должно уделяться повышенное внимание. В особенности это относится к некоторым допплеровским режимам (Spectral pulse wave Doppler, Colour Flow Doppler imaging, Power Doppler imaging), при использовании которых происходит больший нагрев тканей, соответственно выше значение TI, чем при обычном двумерном B-режимном исследовании. В некоторых случаях при использовании режима тканевой гармоники (Tissue Harmonic Imaging) могут быть выше значения MI. Режим трехмерной визуализации (3D) не содержит дополнительных риск-факторов в отношении безопасности, в особенности, когда для создания аппаратом трехмерных изображений в процессе исследования возникают значительные паузы. Однако, при режиме 4D (реальное во времени 3D) требуется длительное время, поэтому пользователи должны соблюдать осторожность перед искушением получать более впечатляющие видеозаписи и необоснованно не продлевать время исследования более, чем это необходимо для диагностических целей.

Ультразвукое исследование при беременности

Известно, что эмбрион/плод на ранних стадиях беременности является особенно чувствительным. С этой точки зрения, а также учетом того факта, что в настоящее время имеется крайне мало информации в отношении возможных скрытых биологических эффектов ультразвука диагностической мощности на развитие человеческого эмбриона или плода, особое внимание должно быть уделено ограничению времени исследования, а также теплового и механического индексов на тех минимальных значениях, которые позволяют получить приемлемую клиническую информацию.


По-видимому, наибольший рост температуры происходит на поверхности костей и в прилегающих мягких тканях. С увеличением степени минерализации костей плода, возрастает вероятность нагрева чувствительных тканей, таких как головной и спинной мозг. При исследовании этих критических органов плода, вне зависимости от стадии беременности, рекомендуется особая бдительность. Основываясь на современных научных данных о биологических эффектах ультразвука, нет оснований для отказа от проведения ультразвукового исследования во время беременности, при условии, если оно выполняется по медицинским показаниям, с соблюдением принципов безопасности и высококвалифицированными специалистами. Тем не менее, рутинное использование Допплеровских режимов ультразвуковой диагностики в первом триместре беременности не рекомендуется.

Уровень мощности ультразвука при кардиотокографии (мониторинг сердечного ритма плода) достаточно низкий, поэтому эта методика, с соблюдением принципов безопасности, не противопоказана, даже когда проводится длительное время.

Вопросы безопасности при других чувствительных органах

Особое внимание должно уделяться снижению риска тепловых и механических эффектов при исследовании глаз, а также сердца и головного мозга новорожденных.

Контрастные вещества для ультразвуковой диагностики (УКВ)

Эти вещества представляют собой заполненные газом стабильные микропузырьки, изготавливаются промышленным способом и используются, в основном, для повышения информативности ультразвуковой диагностики в кардиологии. Потенциально они могут вызывать эффекты кавитации или микропотоков, риск возникновения которых возрастает с увеличением значения MI. Данные, полученные при использовании моделей на мелких животных, свидетельствуют о возможности повреждения микрососудов. УКВ с осторожностью должны использоваться при исследованиях, где повреждение капилляров может иметь серьезные клинические последствия, таких как головного мозга, глаз и новорожденных. Так же, как и при всех других ультразвуковых методиках, необходимо постоянно следить за индексами MI и TI и, по возможности, придерживаться их максимально низких значений. При использовании УКВ в кардиологических исследованиях с высоким значением MI возможно возникновение желудочковой экстрасистолии. Пользователи должны учитывать подобную возможность и избегать исследований с использованием УКВ у пациентов с недавним провлением острой коронарной недостаточности или нестабильной ишемической болезнью сердца. Следует также избегать использования УКВ за 24 часа до проведения экстракорпоральной шокововолновой терапии.

Кстати, исследование 2002 г. обнаружило**, что для близнецов вообще существенно выше вероятность аутизма, объявив «близнецовость» фактором риска.

Возникает вопрос: не может ли повышенный риск для близнецов объясняться практикой проведения у матерей с многоплодной беременностью большего числа ультразвуковых исследований, чем у тех, которые ожидают рождения только одного ребенка?

Возможное воздействие ультразвука во время беременности заслуживает серьезного рассмотрения, что скорее всего в ближайшем будущем изменит отношение общества и медицины к рутинному проведению УЗИ для всех беременных без исключения.

Центр речевой неврологии «ДокторНейро» разработал комплексную Программу обследования детей с неустановленным диагнозом « аутизм ».

Программа разработана на основе клинических рекомендаций и протоколов Министерства здравоохранения РФ.

Актуальность программы объясняется трудностями диагностики целого ряда заболеваний, имеющих проявление по аутистическому типу. А также необходимостью применения междисциплинарного подхода, предполагающего сотрудничество и взаимодействие специалистов нескольких направлений при работе с каждым пациентом.

Аутизм: ошибки диагностирования.

Очень часто аутизм диагностируется ошибочно.

Происходит это потому, что под определение «аутизм» (а точнее, «ранний детский аутизм», РДА, так как диагноз «аутизм» может быть поставлен ребенку лишь в среднем школьном возрасте) попадает общий набор поведенческих симптомов. Основные (но не все) из которых:

  • выраженная склонность к компульсивному (намеренному соблюдению правил), стереотипному поведению («бесцельным» повторяющимся действиям),
  • определенная последовательность выполнения действий (ритуальное поведение),
  • чрезмерная избирательность (например, к некоторым цветам или в еде),
  • изменения эмоционального фона,
  • замкнутость,
  • ограниченность интересов,
  • сложности взаимодействия с окружающим миром,
  • нежелание играть со сверстниками,
  • нежелание общаться со взрослыми,
  • недоразвитие или отсутствие речи.

Если ребенок ведет себя определенным образом (а тем более в его поведении отмечаются сразу несколько специфических черт), то с большой долей вероятности ему может быть установлен диагноз «аутизм». И при этом неважно, какая именно патология лежит в основе такого поведения, диагноз зачастую устанавливается, не учитывая причины возникновения патологии.

Несмотря на то, что в современной медицине и коррекционной педагогике есть большое количество диагностических методик и алгоритмов, ситуации «подмены» одного нарушения другим случаются нередко.

РАС и РДА – не одно и то же.

Прежде всего, уже внутри самой категории «аутизм» недопустимо использование знака равенства между диагнозами РДА (ранний детский аутизм) и РАС (расстройство аутистического спектра).

РДА имеет, минимум, три или четыре признака из всей симптоматики аутистического спектра. Как правило, это трудности взаимодействия с другими людьми, даже самыми близкими, а также невозможность выражения собственных эмоций. Речь таких детей также имеет свои характерные черты: эхолалии, аграмматизмы, отсутствие местоимений, штампованность, интонационная монотонность. Если такие дети и начинают говорить, то с ярко выраженной задержкой.

РАС , на первый взгляд, проявляется очень похожими чертами. Но при всей внешней схожести симптомов, РАС и РДА – не одно и то же.

Несмотря на то, что РАС и РДА имеют похожие проявления, они абсолютно различны в части самой природы нарушения. В отличии от РДА, РАС не является самостоятельным заболеванием как таковым, и всегда является последствием органического поражения центральной нервной системы ребенка, особенностям психического статуса или генетическим нарушением. То есть РАС как самостоятельное проявление, без какой-либо причины, существовать не может. И фатальная ошибка диагностирования может стать основанием того, что РДА будет приписан тем детям, которые на самом деле аутизмом не страдают.

РАС также можно «спутать» с алалией или мутизмом. Действительно, в определенном возрасте эти нарушения достаточно схожи по своим проявлениям. Начиная с 4-4,5 лет, сенсорная алалия может выглядеть подобно аутистическому спектру. Почему так происходит?

Мутизм.

В основе мутизма лежит классический невроз. Физически здоровый ребенок без каких-либо органических патологий и отклонений в интеллектуальном развитии - не говорит: не отвечает на вопросы, не показывает свою способность говорить в принципе. Выглядит это так, словно ребенок сознательно «дал обет молчания».

Чаще всего, состояние мутизма появляется у обидчивых, чувствительных и ранимых детей. Но и позитивный, открытый ребенок может замкнуться и замолчать, если ему пришлось столкнуться с неожиданным раздражителем: психотравма, неожиданный испуг, резкая смена окружающей обстановки. Различают тотальный мутизм (ребенок не говорит ни при каких обстоятельствах), избирательный (проявляется только в определенных местах или с отдельными людьми), фобический (ребенок боится выглядеть неприглядно) и депрессивный (на фоне общего снижения активности, мрачности).

Очень важно понимать, что при всей внешней схожести симптомов, все это абсолютно разные заболевания. Эффективность всей дальнейшей работы по реабилитации ребенка зависит, в первую очередь, от того, насколько верно установлен диагноз.

Сенсорная алалия – нарушение с аутоподобными проявлениями.

Сенсорная алалия проявляется нарушением речи, а порой и полным её отсутствием. Ребенок не понимает обращенной речи. Если объяснять на простом языке, у ребенка-алалика нарушено восприятие речи – речь звучит для него как набор непонятных иностранных слов, все фонемы сливаются в одну. Он не может воспринимать обращенную к нему речь и, как следствие, не понимает самого смысла вербального общения. В конце концов он привыкает обходиться без речи.

Таким образом алалия «маскируется» под РАС. Поведение ребенка приобретает аутоподобные черты, а именно все те же: проблемы взаимодействия с окружающим миром, замкнутость, нежелание играть со сверстниками и общаться со взрослыми и т.д.

И в случае сенсорной алалии, и в случае расстройства аутистического спектра обязательно будет присутствовать органическое поражение центральной нервной системы. Но структура дефекта при РАС будет принципиально отличаться от алалии.

Выводы:

Аутизм – медицинский диагноз и ни в коем случае не может быть установлен только логопедом.
Существует множество органических заболеваний, которые имеют схожую симптоматику, которую можно принять за аутизм. И такие заболевания очень важно дифференцировать, так как от этого зависят дальнейшее лечение и коррекция. К сожалению, не всегда один невролог (или один психиатр) в одиночку может оценить уровень высших психических функций.
Диагноз аутизм (или до определенного возраста РДА) обязательно должен быть предустановлен комиссией врачей и коррекционных специалистов. При подозрении на аутизм рекомендовано пройти всестороннее обследование у профильных врачей.
Родителям очень сложно пройти всех врачей и инициировать их совместное обсуждение для вынесения единого решения.
В Центре речевой неврологии «ДокторНейро» разработана программа всестороннего глубого анализа нарушений аутистического спектра. Пять высококвалифицированных специалистов – детский невролог, детский психиатр/психоневролог, врач-генетик, нейрореабилитолог, логопед-дефектолог в результате коллегиального обсуждения выносят единый согласованный диагноз.

Методика рассчитана на детей от 2,5 до 12 лет.

Этапы программы:

Консультация детского невролога

Врач-невролог определяет наличие или отсутствие поражения нервной системы – расстройства функций черепно-мозговых нервов, рефлексы и их изменения, экстрапирамидные нарушения, мозжечковую патологию и расстройства координации движений, чувствительность, расстройства функции вегетативной нервной системы.

Невролог экспертного класса определит, какова первопричина – неврологическое нарушение и, как возможное следствие, приобретенный аутистический спектр или психиатрическая/ генетическая патология.

Электроэнцефалография (ЭЭГ)

ЭЭГ – основной и высокой степени информативный метод обследования. На основании анализа биометрической активности головного мозга. ЭЭГ позволяет исключить (или, наоборот, подтвердить) различные нарушения и скрытые заболевания (например, эписиндром). Также врач-нейрофизиолог анализирует когерентность – показатель эффективности функционирования определенных зон мозга.

Консультация детского психиатра/психоневролога

Врач-психиатр определяет психический статус пациента и проводит систематизацию выявленных феноменов, их психопатологическую классификацию для целостного анализа.

Консультация нейропсихолога

Нейропсихолог – это специалист, оценивающий функциональное состояние мозга ребенка, зрелость психоэмоциональной сферы в соответствии с возрастом и выявляет предпосылки, которые привели к заболеванию, определяет структуру нарушения.

Объект исследования нейропсихолога: кора, подкорка и ствол головного мозга, а также взаимодействие полушарий мозга.

Консультация логопеда-дефектолога

Логопед-дефектолог проводит диагностику речевого развития, направленную на выявление индивидуальных особенностей ребенка, характеристику его коммуникативных возможностей, познавательной и эмоционально-волевой сферы.

Совместное заключение логопеда-дефектолога и нейропсихолога

На заключительном этапе консилиум специалистов коллегиально проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляют единое заключение с назначением и разработкой маршрута коррекции.

Консилиум

На совместном консилиуме врачей, участвовавших в обследовании, происходит коллегиальное обсуждение пациента, формирование клинического и педагогического заключений. Родители получают расширенный документ, описывающий структуру нарушения, причину возникновения и индивидуальные рекомендации по коррекции выявленных нарушений.

Повторная консультация невролога (очная/Skype-консультация)

На заключительном этапе невролог проводит анализ всех полученных результатов осмотров и исследований, а затем составляет единое заключение с назначением лекарственной терапии и коррекционными занятиями.

Стоимость программы «Аутизм: комплексная диагностика»: 16.500 рублей

После диагностического обследования и выявления точного диагноза мы рекомендуем родителям пройти курс лечения по