Психологические тесты для водителей категории в. Агрессивным и враждебным не дадут водительские права? Развитие,Ритуалы Развития способностей,Магические Ритуалы,Техники Развития

Садясь за руль любимого автомобиля, мы кладем руки на руль в привычной для нас манере, даже не задумываясь об этом. А ведь неосознанные жесты лучше всего отображают личность человека. Тест для водителей, созданный итальянскими психологами поможет вам во всем разобраться.

Ниже представлены изображения с разными положениями рук на руле. Выберите то, которое свойственно именно вам. Каждое изображение проанализировано не только психологом, но и сотрудником патрульно-постовой службы.

Результаты психологического теста для водителей

1. Психолог: Очень остроумные и находчивые люди, они любят добиваться всего, не прилагая больших усилий. Тяжелый физический труд не для них.

Сотрудник ППС: Таким способом можно управлять автомобилем только на медленной скорости. При большой скорости водителю сложно сразу отреагировать на любые изменения на дороге.

2. Психолог: Человека по жизни одолевают различные страхи. Ему сложно принять любое решение, он любит перекладывать ответственность на других.

Сотрудник ППС : Очень опасная позиция, не позволяет водителю в полной мере контролировать автомобиль.

3. Психолог: Такая позиция свойственна людям, считающим свою точку зрения единственно правильной. Тест как держишь руль, указывает, что человека всегда в первую очередь заботят свои собственные интересы.

Сотрудник ППС: Не лучший способ держать руль, руки частично закрывают обзор водителю на проезжую часть.

4. Психолог: Осторожные люди никогда ничего не совершают в порыве эмоций. Предпочитают анализировать каждое свое действие.

Сотрудник ППС: Если постоянно держать руки на перекладине – это может привести к боли в руках, из-за того, что руки находятся постоянно в напряжении.

5. Психолог: Обычно так управляют машиной энергичные и спортивные люди, которые получают истинное удовольствие от вождения.

Сотрудник ППС: Довольно не плохая позиция, водитель может достаточно быстро среагировать на любую ситуацию на проезжей части.

6. Психолог: Такой человек не умеет держать зла, быстро забывает обиды. С ним легко и приятно общаться, всегда может дать дельный совет.

Сотрудник ППС: Руки в таком положении находятся в напряжении. Для длительного вождения позиция не пригодна.

7. Психолог: Уравновешенные и спокойные люди они не любят конфликтов и предпочитают решать любые проблемы мирным путем. Психология водителей управляющих подобным образом эмоционально устойчива.

Сотрудник ППС: Так держат руль опытные водители, которые всегда следят за ситуацией на дороге.

Если Вам понравился тест, сохраните к себе и поделитесь с друзьями!

- Натальи Владимировны Хмелевской

Последние исследования психологов показывают, что манера вождения автомобиля во многом зависит от типа темперамента человека. В зависимости от особенностей каждого конкретного человека выделяют много подвидов темперамента, но на практике чаще всего анализируются четыре его классических типа: холерический, флегматический, сангвинический и меланхолический.

Для каждого из этих видов темперамента характерно следующие, водители с темпераментом холерика хорошо чувствуют машину в движении, однако часто ошибаются при торможении или выборе безопасной дистанции. И наоборот, водители с темпераментом флегматика испытывают затруднения при движении в скоростном потоке, они предпочитают вести себя и свой автомобиль спокойно, особенно не рискуя. Сангвинический темперамент характеризуется большой работоспособностью и энергией. Сангвинику подходит вождение, в котором встречаются разные ситуации, оно постоянно ставит перед ним новые задачи, однако количество допускаемых им ошибок выше, чем у водителей с другими типами темперамента. Меланхолик отличается повышенной чувствительностью к внешним раздражителям. Как правило, водители с таким темпераментом педантично соблюдают правила дорожного движения, но испытывают существенные затруднения, когда попадают в неординарные ситуации, например, в городской пробке или в сложных погодных условиях, требующих повышенного внимания.

Связь между стилем вождения и настроением человека.

Стиль вождения во многом зависит от настроения.



Во время вождения автомобиля нужно понять и оценить собственное настроение, состояние, отношение к окружающим, то есть определить главные трудности и научиться с ними справляться. У многих участников дорожного движения даже небольшая ошибка в вождении соседа по дороге вызывает агрессию. Причём «крепость» выражений зависит от времени, которым водители обладают для попадания из пункта А в пункт В. В ход идут и красноречивые жесты, подкрепляемые мигающим светом фар и нетерпеливыми гудками звукового сигнала. Так же неоднократно было замечено, что даже обычно спокойные и уравновешенные люди во время длительного вождения в сложных дорожных условиях, под воздействием окружающий среды могут «поддаться» всеобщему агрессивному поведению.

Одна симпатичная женщина на тренинге по вождению у психолога призналась, что её очень нравиться водить автомобиль, но не может контролировать свою речь и поведение, замечая ошибки соседа по потоку. Ей предложили воспользоваться очень простым психологическим приемом, который называется подмена понятий. В очередной неприятной ситуации во время вождения автомобиля вместо ругательств в адрес очередного обидчика нужно было произносить заранее подготовленную фразу, несущую заряд положительных эмоций, например: «Удачи тебе, добрый человек!» Эффект превзошел все ожидания! Через неделю настроение стало гораздо доброжелательнее, а через месяц пришло понимание удивительной истины: доброжелательность и тактичность во время вождения не менее заразительны, чем агрессия! Более того, эти прекрасные качества сводят агрессию к просто глупой и не нужной.

Как не пропустить главное?

Первое, что нужно сделать, чтобы повысить эффективность вождения —оптимизировать процесс восприятия. Известно, что около 90% информации водитель получает с помощью зрения, 6% —с помощью слуха, а оставшиеся 4% —с помощью обоняния и осязания. На первых порах откажитесь от разговоров по мобильному телефону, от музыки и разговоров с пассажирами во время движения. Откройте окно, чтобы слышать шум проезжающих мимо автомобилей, визг покрышек или сирены автомобилей спецслужб. Нарабатывайте способность интуитивно распознавать на дороге автомобили, которые требуют повышенного внимания. В этом нет ничего сложного, все дело в правильном подходе к вождению и внимательности. Ведь каждый умеет с высокой степенью вероятности дать определенную характеристику любому встречному прохожему: по одежде, походке, выражению лица, поведению. Можно не только определить его социальный статус, но и спрогнозировать намерения относительно вас. Автомобиль — своего рода «верхняя одежда». Новые госномера, знак «туфелька» на заднем стекле, вмятины на боках, броские, вызывающие наклейки, дерганая или неуверенное вождение —все это исходные данные для ваших наблюдений.

Аварийноопасность представителей знаков Зодиака

Если верить результатам исследований социологов из страховых компаний, чаще всех попадают в аварии водители, рожденные под знаком Близнецов. Как правило, этих людей легко вывести из себя. За ними следуют Тельцы, страдающие невероятным упрямством и всегда уверенные в собственной правоте. А рожденные под знаком Рыб известны астрологам как люди рисковые и беззаботные, что сказывается на стиле их вождения. Классические образцы безопасного управления автомобилем демонстрируют Козероги.

ЦВЕТ АВТОМОБИЛЯ

Что первично? Бытие определяет сознание, как писал Карл Маркс, или наоборот? Очевидно, что окружающая среда и стиль жизни взаимосвязаны с сознанием человека. Изучая психологию, можно прийти к выводу, что всё, что окружает человека, всё, что косвенно или напрямую связано с ним, может многое рассказать о свойствах его личности. Наши мобильные устройства, одежда, аксессуары и, конечно, автомобили, которые мы выбираем, являются продолжением нашей личности, стереотипов мышления и, возможно, неудовлетворённых потребностей. Правильный выбор цвета автомобиля подчеркнёт вашу индивидуальность, снизит вероятность ДТП и даже немного сэкономит топливо.

Выдающиеся физики, философы, теоретики изобразительного искусства, психологи и психофизиологи сходятся во мнении, что цвет оказывает серьёзное воздействие на человека - психическое и физическое. От органов зрения восприятие цвета «переходит» на внутренние органы и доходит до тактильных и даже, в отдельных случаях, звуковых ощущений. Цвет оказывает влияние на кровяное давление: оно повышается от синего к зелёному, от жёлтого к красному (в совокупности и по отдельности), а обратный процесс происходит при обратном предъявлении стимульного материала. Существуют «школы» исцеления с помощью цвета. А если человек устал от одного цвета, то надо посмотреть на противоположный по спектру, и тогда психоэмоциональное состояние изменится на противоположное. Цвета и их оттенки оказывают различное влияние на состояние человека: красный - на физическое, жёлтый - на умственное, а голубой - на эмоциональное.

Широко известна «методика цветовых выборов» швейцарского психолога Макса Люшера. Этот тест позволяет провести быстрый, но глубокий анализ личности на основе информации, полученной при простом отборе цветов по степени их субъективной приятности. Считается, что восприятие цвета объективно и универсально, но цветовые предпочтения являются субъективными, и это различие позволяет объективно измерить субъективные состояния с помощью цветового теста. Любите тесты? Быстро назовите три цвета! Первый цвет, называемый человеком, характеризует личность в настоящий момент, второй цвет является рабочим, третий показывает взаимоотношения с окружающими, как человек к ним относится.

Крупнейшая транснациональная корпорация DuPont в результате исследования выяснила, что сейчас покупателями наиболее востребованы белые автомобили. Такую моду диктуют покупатели из Северной Америки - им захотелось чего-то светлого, они устали от мировых кризисов, различных неприятных событий и траура, их сопровождающих. В западной культуре белый цвет символизирует чистоту, покой, мир, тишину, свет и полноту жизни. А самыми популярными остаются серебристый и серый, далее идут чёрный и белый. Выяснилось также, что светлые автомобили потребляют меньше топлива: корпус автомобиля меньше нагревается, и автовладелец экономит за счёт менее интенсивной работы кондиционера в салоне.

От цвета автомобиля зависит, насколько он заметен на дороге другим участникам движения. Чаще всего в ДТП попадают машины чёрного, коричневого, а также зелёного цвета: они сливаются с окружающей средой и неразличимы в условиях плохой видимости. Самые безопасные цвета по убывающей - серебристый, белый, красный. Водители автомобилей таких цветов в два раза реже становятся участниками аварий, нежели владельцы среднестатистических по цвету авто. А чересчур пёстрые и броские автомобили небезопасны, они отвлекают внимание остальных участников движения.

В исследовании, проведённом недавно Мичиганской Colburn Group Insurance, выяснилась прямая взаимосвязь между цветом автомобиля и стилем вождения. Хотите знать, что цвет автомобиля говорит о вашей индивидуальности?

Автомобиль серебряного цвета (престиж, богатство и роскошь) выбирают элегантные, спокойные, уравновешенные люди, зелёного - наоборот, эгоистичные, иногда ревнивые и капризные (выбор ярко-зелёного), зато очень серьёзные и добросовестные. Этот цвет приносит спокойствие и умиротворённость, снижает стресс. Чаще всего любители зелёных оттенков знают, как держать эмоции в равновесии.

Жёлтый автомобиль - признак беззаботного оптимиста с богатым воображением, золотой - независимого человека, а серый выбирают спокойные люди, трезво мыслящие, полностью посвятившие себя своей работе. Этот цвет символизирует стабильность и уверенность в своих силах.

Самые осторожные - водители синих автомобилей, этот цвет связывают с флегматическим типом темперамента. Синие оттенки даже в большей степени, чем зелёные, способны привнести спокойствие в повседневную жизнь. Водители автомобилей тёмно-синих оттенков очень уверенные, и на них можно положиться - не подведут.

Энергичные люди, с быстрой реакцией, находящиеся в постоянном движении, выбирают автомобили красного цвета. Красный цвет - это смелый выбор, позволяющий выделиться из толпы, выбор страстного человека, немного резкого. Иногда красный выбирают те, кому не хватает уверенности в себе. Розовые автомобили часто выбирают нежные, любящие люди. Они любят улыбаться.

Чёрный цвет машины - выбор консервативного человека, профессионала в карьере и жизни. Человеком с чёрным автомобилем сложно манипулировать. Чёрный автомобиль является воплощением силы и власти. Стиль вождения зачастую носит экстремальный характер.

Белый подойдёт перфекционистам, любящим чистоту, аккуратность, молодым в душе. Грязно-белый автомобиль заставляет вас выглядеть неряшливо и равнодушно.

Оранжевый - очень энергичный, подходит для эксцентричных, общительных, весёлых и открытых.

Если у вас коричневый автомобиль, это означает, что вы надёжны. Вы верны себе и окружающим, ответственны и достойны дружбы.

Что касается фиолетового цвета, сиреневого и его оттенка - лилового, то этот редкий цвет подойдёт для творческих людей - оригиналов и индивидуалистов, однако тёмно-фиолетовый - очень тяжёлый цвет, при избытке приводит к депрессии. Часто оттенки фиолетового выбирают люди, желающие перемен.

Конечно, нет смысла судить о человеке, основываясь только на цвете его автомобиля. Выбор, если он, конечно, вообще был, мог основываться не только на вкусе автовладельца. Есть ещё много критериев: технические параметры, престиж марки, практичность, угловатые или гибкие формы… Но если выбор человеком делался «под себя», то к информации, которую о нём рассказывает автомобиль, можно и нужно прислушаться. Возможно, вы узнаете что-то новое об имидже своих знакомых.

МУЗЫКА ЗА РУЛЕМ


Музыка может улучшить настроение, поспособствовать созданию положительных эмоций либо снижению тревожности. Может отвлечь от неприятных мыслей, а может, наоборот, вызвать раздражение и запустить агрессию.

Почему психологи считают, что водителям необходимо аккуратнее относиться к выбору музыки?

Сила звукового воздействия огромна. Однако кто рулит, тот и «заказывает музыку». В автомобиле выбор всегда за вами, даже если вы включили радио. О психологическом воздействии музыки на человека написано много работ: «Принципы физиологической психологии» Вильгельма Вундта (основателя экспериментальной психологии, какой мы её знаем), увлекательная «Музыкофилия: сказки о музыке и мозге» Оливера Сакса и другие не менее интересные, от зарубежных и отечественных авторов. Все авторы согласны с наличием связи музыки и психоэмоционального состояния человека. Была установлена избирательность внимания при возбуждающем действии музыки, а также положительное влияние музыки средней громкости на эффективность выполнения заданий на бдительность. В процессе изучения влияния музыкального сопровождения при выполнении водительских заданий на точность и бдительность разного уровня сложности выявили улучшение реакций на сигналы, возникающие в центре поля зрения, однако при выполнении сложных заданий с музыкальным сопровождением высокой громкости реакция на сигналы, поступающие с периферии поля зрения, ухудшалась.

Словом, чем громче мы делаем музыку в машине, тем наше внимание становится более избирательным и, соответственно, ограниченным, а это значит, что какие-то моменты дорожной обстановки остаются без нашего контроля (музыка запускает биохимические процессы в организме человека, которые от сознания не зависят). Многие автопроизводители знают об этом, и во время движения задним ходом музыка в некоторых автомобилях автоматически приглушается (чтобы водитель не отвлекался) и включается звуковой парктроник.

Установка мощного динамика для самых низких частот — сабвуфера может, как помочь раскрыть такие нюансы и тонкости исполнения музыкальной композиции, о существовании которых вы и не подозреваете, так и принести вред вашему организму, если акустика будет настроена неоптимально. Чрезмерное ритмичное воздействие низких частот на организм в течение относительно длительного времени ухудшает работу мозга, притупляя внимание и повышая уровень агрессии водителя, что, конечно, приводит к увеличению вероятности ДТП.

За рулём лучше слушать радио или сборники, приготовленные для себя, а не музыкальные альбомы, переключающие с одного настроения на другое. Кстати, существует список музыкальных композиций и направлений (составленный современными европейскими психологами), прослушивание которых повышает вероятность ДТП. К их числу относят тяжёлый рок, хип-хоп.

Но что если за рулём вам нужно провести длительное время? Как предупредить засыпание? Вам в помощь радио или собственная аудиотека. В последнем случае важно чередовать медленные и быстрые ритмы. Засыпаете от музыки? Пойте сами! Устанете петь — настройтесь на «разговорное радио», где обсуждают интересные вам темы, послушайте аудиокнигу или учите иностранный язык. Эти советы, конечно, касаются лишь выбора аудиосопровождения и не отменяют меры профилактики засыпания. «Автомобильный гипноз», вызванный монотонией (потеря внимания, замедление реакции, безразличие к окружающему), — вещь страшная, фактически сон с открытыми глазами.

Влияние «музыки» на психоэмоциональное состояние водителя огромно, и это доказано многими научными исследованиями. Оптимально подобранное музыкальное сопровождение может быть полезно, а чрезмерное — принести вред, отвлекая от дороги. Многое зависит от вашей «психофизиологической реактивности». Так что решайте, насколько выкручивать ручку громкости, сами. Все люди имеют разные вкусы. Но учтите: если какая-то мелодия заставляет сердце биться сильнее, значит, слушать её за рулём не стоит.

Психологические тесты

Тест для водителей автомобилей: КАКОЙ ТЫ ВОДИТЕЛЬ?
Тебе кажется, что ты на удивление хороший водитель автомобиля? В таком случае ты ничем не отличаешься от большинства. Именно поэтому результаты нашего теста могут тебя сильно удивить.

Предлагаем пройти небольшой тест - ответить на несколько вопросов, после чего можно будет подсчитать баллы и ознакомиться с результатами.

1. Как часто ты водишь автомобиль?

А. Предпочитаю городской транспорт: он закаляет характер.

В. Как минимум час в неделю.

С. Я живу за рулем.

2. Куда ты смотришь, когда ведешь машину?

А. Любуюсь пейзажами.

В. Разглядываю соседние машины.

С. Внимательно изучаю капот и кусочек шоссе перед ним.

3. Как ты оцениваешь свой уровень вождения по сравнению с другими участниками дорожного движения?

А. До этого момента никак не оценивал.

В. Что тут сказать… средний уровень.

С. Я — прекрасный водитель. Можно даже сказать, фантастический.

4. Как лучше всего подготовиться к правому повороту?

А. Замедлить скорость незадолго до поворота.

В. Максимально отклониться влево и только потом повернуть.

С. Повернуть на нейтральной скорости.

5. Кто ты по профессии?

А. Учащийся.

В. Рабочий.

С. Другое.

Статистика доказывает, что после студентов в аварии чаще всего попадают доктора, юристы, архитекторы, риэлторы и солдаты срочной службы. Причины следующие: агрессивность, рассеянное внимание, хронический недосып. Так что дважды подумай, прежде чем садиться за руль в плохом настроении.

6. Задние колеса скользят и машину начинает заносить. Что ты сделаешь в первую очередь?

А. Увеличу скорость.

В. Сбавлю газ и поверну руль в сторону заноса.

С. Резко заторможу.

7. Когда ты за рулем, радио…

А. Молчит.

С. Поет про наколочку и зеленое море тайги.

Ритмичная громкая музыка поднимает настроение, но отвлекает от ситуации на дороге, замедляет реакцию водителя. Исследователи утверждают, что самая опасная музыка для прослушивания за рулем — это «Полет валькирий» Рихарда Вагнера.

Подсчет очков

1. А=1, В=2, С=3.

2. А=2, В=3, С=1.

3. А=3, В=2, С=1.

4. А=2, В=3, С=1.

5. А=1, В=3, С=2.

6. А=2, В=3, С=1.

7. А=3, В=2, С= 1.

От 18 до 21. Ты отлично водишь. Совершенно не важно, сидят ли у тебя в автомобиле две очаровательные подруги или машина под завязку набита ящиками с брюссельской капустой. Ты быстро и аккуратно довезешь до дома и то и другое.

От 10 до 17. Ты прошел этот тест, однако, может быть, еще разок посетить автокурсы? Это совсем не обидно, просто пока есть возможность что-то исправить, лучше делать это побыстрее.

Меньше 9. Возможно, ты заглянул на эту страницу по ошибке. У тебя водительские права вообще-то есть?

Тесты на внимание

Для водителя очень важно широкое распределение внимания и быстрое переключение. Они определяют успешность управления движущимися механизмами в условиях многообразного воздействия внешнего мира на водителя. Необходимо научиться управлять своим вниманием, заставлять себя произвольно сосредотачивать внимание в любой момент и на любом предмете, уметь бороться с отвлекающими раздражителями, никогда не ездить невнимательно. Следует хорошо знать особенности своего внимания, его сильные и слабые стороны.

Предлагаемые тесты в какой-то степени помогут понять суть тех процессов, о которых идет речь.

Задание 1

На каждой прилагаемой таблице нужно отыскать по порядку все 25 чисел. Время, затраченное на поиск, у здорового человека с хорошим вниманием составляет 25-30 секунд на одну таблицу.

Задание 2

Попытайтесь глазами как можно скорее проследить каждую из линий. На листе бумаги напишите номер и букву всех 25 линий. Проверив себя повторно, вы возможно отметите несколько ошибок. Эти ошибки будут вызваны недостаточностью внимания в местах пересечения линий с другими.

Задание 3

В течение 2 минут вы должны расставить в свободных клетках нижнего квадрата бланка в возрастающем порядке числа, которые расположены в случайном порядке в 25 клетках верхнего квадрата бланка.

Числа записываются построчно, никаких отметок в верхнем квадрате делать нельзя.

Оценка производится по количеству правильно записанных чисел. Средняя норма — 22 числа и выше.

Стимульный материал

16

37

98

29

54

80

92

46

59

35

43

21

8

40

2

65

84

99

7

77

13

67

69

34

18

Бланк для заполнения

Психически нездоровые люди не должны сидеть за рулем, это аксиома. Именно поэтому путь для получения и переоформления водительских прав лежит через кабинет психиатра. Обычно доктор проводит прием за 1-2 мин.

Основные вопросы, которые обязан задать работник поликлиники: Вы курите? Пьете? Употребляете наркотики? Состояли на учете? Были ли у вас когда-нибудь черепно-мозговые травмы?

Внимание! Задавая каверзные вопросы, доктора не хотят поставить вас в тупик, или услышать правильные ответы. Им главное понять, как вы думаете, и оценить уровень общего развития.

Исходя из ответов, доктор может провести дополнительное обследование. Например, предложит назвать геометрические фигуры, проверить скорость реакции с помощью компьютерной программы, или пройти несколько тестов.

Интересно, что в комментариях водителей на эту тему встречаются две крайности. В их практике встречались психиатры, которые быстро ставили желающим долгожданную печать, не задавая никаких вопросов. А были и те, кто предлагал решить оригинальные задачи:

  • от цифры 100 отнимать по 17 единиц и дойти до 0;
  • объяснить, чем отличается пещера от тоннеля;
  • предположить, чем похожи ботинок и карандаш.

Кроме того, психолог может подойти к делу творчески, и поинтересоваться: «А вы у нас не были? Что-то лицо/фамилия знакомые». Неважно, что ответит посетитель, просто врач внимательно посмотрит на реакцию. Ведь любому водителю жизненно необходима выдержка.

Посещение психиатра в военкомате

При прохождении водительской комиссии специалисту выгодно быстро выдать справку, поэтому проблемы могут возникнуть только в особых случаях. В военкомате все гораздо сложнее. С одной стороны, докторам необходимо обеспечить нужное количество новобранцев. А с другой – не допустить к оружию парней с явными отклонениями. Поэтому и вопросы тут гораздо разнообразнее:

  1. Назовите отличие птицы от самолета.
  2. Вы не псих?
  3. Расскажите таблицу умножения.
  4. Бывают ли приступы эпилепсии?
  5. Есть ли фобии?
  6. Что тяжелее, 1 кг кирпича, или ваты?
  7. Тебя что-нибудь мучает?
  8. Где расположена Италия?
  9. В каких войсках хочешь служить?
  10. У вас были мысли о самоубийстве?

Совет. Психиатр, как и нарколог, может попросить показать руки на предмет следов от уколов. Отказываться от осмотра не стоит. Возможно, это единственное, что важно знать специалисту.

В некоторых военкоматах психиатры заранее готовятся к разговору с призывником, изучая характеристику с места учебы или работы. А в других – совершенно не задают вопросов, если у посетителя жалоб нет. Главное, совершенно спокойно вести себя на приеме и не бояться неправильных ответов.

Прием психиатра на медосмотре

Медосмотр обычно проходят при приеме на работу и во время работы ежегодно, или 1 раз в 2 года. Медицинское освидетельствование обязательно для:

  • специалистов сферы торговли;
  • для водителей любого транспорта;
  • работников предприятий и производств с опасными условиями труда (пожарный, кровельщик, сотрудник МЧС и т.д.);
  • сотрудников детских садов, школ и других образовательных учреждений;
  • работников медицинской сферы;
  • для тех, кто проводит и чинит водопроводы.

На медосмотре психиатры заинтересованы в том, чтобы хороший специалист работал на своем месте. Поэтому редкий доктор будет тщательно искать отклонения у работника детского сада с сорокалетним стажем. Вопрос, который чаще всего звучит на медосмотре: «Есть ли у вас жалобы?»

Секреты профессиональных докторов

Когда абсолютно здоровый человек слышит неадекватные вопросы от доктора, он удивляется, и путается в ответах. Весь секрет в том, что специалисты по душевному здоровью определяют нарушения психики благодаря нестандартным задачкам.

Внимание! Странные вопросы нужны для выявления показателей психических расстройств.

Рационально мыслящему человеку никакие психиатры не страшны. Какие бы они словесные ловушки не готовили, главное – отвечать спокойно и уверенно.

Прохождение психологического теста - видео

Каждый день в мире совершаются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Так, по данным ГИБДД МВД России, за 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 дорожно-транспортное происшествие. Анализ причин ДТП показывает, что значительная часть из них (96-98%) связана с человеческими факторами вождения, прежде всего – ошибочным или намеренно рискованным и провоцирующим (аберрантным) поведением водителей.

За последние полвека в нашей стране и за рубежом, было проведено множество исследований, посвященных изучению профессионально важных качеств (ПВК) водителей. В рамках данных исследований было сформировано множество направлений: это и выявление связей между психофизиологическими характеристиками человека и дальнейшей успешностью его деятельности в качестве водителя, и выявление связи между мотивационными и личностными характеристиками индивида и его подверженностью различного рода аварийным ситуациям, включая ДТП, и изучении социально-психологических предпосылок девиантного поведения на дорогах и т.д.

Исследования причин аварийности среди водителей позволили выделить два основных типа нарушителей, согласующиеся с данными мировой литературы. Первый представлен агрессивными экстравертированными социопатами, которые попадают в аварии преимущественно из-за совершения намеренных нарушений правил дорожного движения (ПДД) , в частности, агрессивного стиля вождения и переоценки своих возможностей, подкрепляемых убеждениями в том, что такой стиль поведения на дороге дает им некие внешние (например, экономит время в пути) либо внутренние (поднимает самооценку) преимущества. Второй - невротичными и дезадаптированными лицами с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций и сниженным уровнем самоконтроля, которые могут попадать в аварийные ситуации главным образом вследствие недостаточной стрессоустойчивости, повышенной истощаемости когнитивных процессов и сниженной способности к адекватному реагированию на внезапно изменившуюся ситуацию. Почти 60 лет назад Тиллмэн и Хоббс сформулировали тезис, который в значительной степени сохранил свое значение до наших дней: «водитель ездит так, как он живет» (a man drives as he live).

Подытожив результаты всех проведенных исследований, мы приходим к выводу, что ситуация, в которой осуществляется профессиональная деятельность, влияет на то, какое сочетание индивидуальных характеристик окажется оптимальным.

В связи с научно обоснованными подходами о влиянии индивидуально-личностных качеств человека на стиль вождения, в последнее время, специалисты ведут споры о необходимости введения обязательного психологического тестирования кандидатов в водители транспортных средств (ТС).

Почему тестирование необходимо? Во-первых, тестирование позволяет определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата (например: если курсант будет успешен в управлении легковым автомобилем, это еще не означает, что он будет успешен при управлении транспортным средством с тягачом. Другая ситуация, курсант имеет высокую предрасположенность к аварийному вождению, но в совокупности с личностными качествами из него получится отличный гонщик).

Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности ПВК. С одной стороны, это подразумевает под собой информационную составляющую. Здесь действует общеизвестный принцип: «Предупрежден – значит, вооружен» (например: кандидат в водители ТС, знающий, что его скорость приема и переработки информации низкая, должен рассчитывать безопасную скорость движения своего автомобиля). Как показывает практика, такие водители больше внимания уделяют своему состоянию и здоровью, более адекватно ведут себя на дорогах, а если и случается непредвиденная ситуация – они стараются взять ее под контроль, минимизируя или вовсе предотвращая ее негативные последствия.

С другой стороны – это дает возможность проводить коррекционные мероприятия, позволяющие повысить уровень выраженности ПВК, не соответствующих заявленным требованиям. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния (например: кандидат знает, что в состоянии стресса у него притупляется восприятие окружающей среды, применяя метод аутогенной тренировки , он в состоянии снять негативные последствия этого воздействия. Другая ситуация, у кандидата недостаточная способность к прогнозированию поведения движущегося в поле зрения объекта в пространстве и времени. Путем выполнения ряда упражнений (тренировки), кандидат в состоянии повысить эту способность до оптимального уровня).

В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. В зависимости от уровня выраженности тех или иных ПВК принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, по отработке практических навыков вождения, а кому-то может быть стоит обучиться специфическим приемам управления ТС.

В-четвертых, кандидатам, которые по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям, возможно, стоит посоветовать вообще не садиться за руль ТС, чтобы не создавать угрозу собственной жизни и окружающим. Такие люди чаще всего подвержены аварийно-опасному стилю вождения. Они практически абсолютно растеряны в случае возникновения сложной, незнакомой, опасной ситуации, либо, склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей и возможностей. Уровень их ПВК не позволяет им быстро сориентироваться и принять грамотное и своевременное решение в происходящей ситуации, даже, несмотря на владение некоторыми специфическими приемами и навыками управления автомобилем. Кто-то может и не согласиться с этим, но это факт имеет научное обоснование. И пусть данная мера будет достаточно жесткой по отношению к потенциальным кандидатам в водители, но она позволит существенно снизить количество опасных ситуаций на дороге.

Нельзя не отметить ряд вопросов, которые возникают при решении данной задачи.. Как должно быть организовано проведение психологического тестирования? Где оно должно проводиться? В самих автошколах или в специализированных центрах, как в некоторых европейских странах? Профессионалами какого уровня подготовленности? Какой инструментарий при этом необходимо использовать?

Бесспорно, тестирование должно проводиться до процесса обучения в образовательном учреждении. Лучше всего, если оно будет проведено в окружных специализированных центрах. Это связано с тем, что грамотно вынести заключение о профессиональной пригодности и соотнести кандидата к категориям управления ТС может только специалист, обладающий соответствующим уровнем знаний в данной области. Ведь, подытоживая результаты тестирования (которые лучше всего дополнить беседой с кандидатом), специалист должен свести всю полученную информацию к единому знаменателю. По итогам результатов, специалист должен сформировать два заключения, одно для кандидата, другое для преподавателей образовательного учреждения.

Второй главной причиной служит разносторонность деятельности. Если, по итогам тестирования выясниться, что уровень развития ряда ПВК не соответствует требованиям, специалист должен либо выдать корректные рекомендации, либо провести коррекционные занятия.

В связи с актуальностью подхода о профессиональном тестировании кандидатов в водители ТС, необходимо проведение научно-исследовательских работ по данной тематике. Здесь речь идет о необходимости создания единой базы данных кандидатов (в базе фиксируются и личные данные, и данные результатов тестирования, и оценки кандидата, полученные в ходе обучения, и данные о частоте совершения ДТП, об их причинах и т.п.) с целью проведения различного рода исследований.

Как правило, автошколы не всегда имеют подобного уровня специалистов, да и их деятельность не настолько широка, чтобы решать подобного рода задачи. А если сюда отнести и объемы выполняемых работ с соблюдением требований к их выполнению, то вывод напрашивается сам собой. Подобная работа должна проводиться в специализированных центрах, тогда она будет более успешной и плодотворной.

Инструментарий, с помощью которого специалисты могли бы эффективно решать поставленные перед ними задачи, должен быть надежным и валидным. Из результатов анализа отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике следует, что инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств должен включать методики, оценивающие общие (интеллектуальные) способности и особенности протекания отдельных когнитивных процессов, перцептивные и двигательные (психомоторные) тесты, а также методики, оценивающие мотивационные, темпераментальные и личностные особенности, включая убеждения и признаки склонности к девиантным формам поведения.

В настоящее время на российском рынке сразу несколько организаций предлагают методики и тестовые батареи (наборы методик) для определения ПВК кандидатов в водители ТС. Как правило, методики и тестовые батареи предлагаются в виде компьютерных программ или программно-технических комплексов.

Но если психологическое тестирование имеет такой уровень значимости, применяется ли оно сегодня при работе с кандидатами в водители ТС?

В декабре 2008 года была предпринята попытка обязать образовательные учреждения проводить подобного рода мероприятия («Требованиям к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами» от 12.12.2008 г.), но эта попытка в силу разных причин потерпела неудачу. Системы специализированных центров по психологическому тестированию кандидатов в водители, поступающих в образовательные учреждения сегодня не существует. Тем не менее, некоторые автошколы, сознательно пойдя на дополнительные издержки, внедрили подобную практику в свою деятельность.

Так, с 2006 года в НУ ДО «Юношеская автомобильная школа г. Москвы» проводится тестирование курсантов с целью прогнозирования успешности их деятельности в качестве водителей ТС. Тестирование проводится на АППДК «Мультипсихометр» АВТО. Комплекс обеспечивает комплексную оценку психологических и психофизиологических качеств курсантов автошкол и водителей различных категорий, определяющих успешность обучения и последующей деятельности по управлению транспортным средством; оценку текущего психоэмоционального состояния; развитие профессионально релевантных навыков и качеств.

Специальное программное обеспечение комплекса предоставляет пользователю удобные программно-методические средства для решения широкого круга практических задач:

  • готовые тестовые батареи для тестирования психологических и психофизиологических качеств, определяющих успешность обучения в автошколе и последующего практического вождения;
  • специальные тестовые батареи для прогнозирования успешности деятельности отдельных категорий водителей-профессионалов;
  • возможность формирования собственных (пользовательских) тестовых батарей для решения специальных задач;
  • автоматизированный контроль за ходом выполнения тестовых заданий, исключающий получение некорректных данных;
  • многопараметрическая оценка результатов выполнения отдельных тестов сочетается с интегральной, легко интерпретируемой оценкой результатов выполнения тестовой батареи;
  • анализ полученных данных (расчет тестовых норм, рейтингов, дескриптивная статистика, сравнение данных кандидатов, сравнение данных по обучающимся группам и пр.);
  • сохранение результатов тестирования в базе психодиагностических данных;
  • разграничение уровня доступа к системе, обеспечивающее необходимую конфиденциальность персональных данных.

Методическое обеспечение включает в себя свыше 40 различных тестов для оценки интеллектуальных и личностных особенностей, мотивационных характеристик, установок по отношению к вопросам безопасности дорожного движения, актуального психического (психоэмоционального) состояния, а также необходимый набор деятельностных (психофизиологических) методик, предназначенных для оценки скорости и точности моторных, перцептивных и когнитивных операций, необходимых для успешного вождения, в том числе, оригинальный опросник, обеспечивающий выявление личностных и мотивационных факторов, являющихся предпосылками аварийности.

Основная тестовая батарея, рекомендуемая для применения в автошколах, включает 8 тестов, по результатам выполнения которых рассчитываются интегральные оценки соответствия уровней развития перцептивно-моторных и личностных качеств, уровня психоэмоциональной устойчивости, а также оценка достоверности ответов на пункты опросников. По результатам тестирования формируется заключение, содержащее прогноз успешности обучения, наличие уязвимых качеств, возможные предпосылки формирования аварийно-опасного стиля вождения.

В интересах развития психофизиологических качеств осуществляется оценка динамических характеристик выполнения тестов, имеются пролонгированные версии тестовых заданий и специальная технология оценки результатов повторных обследований («Навык»).

На основании полученных результатов выдаются два заключения, одно курсанту (рис.1), другое куратору учебной группы (рис.2). В заключении для курсанта раскрывается характеристика его профессионально важных качеств, указываются те ПВК, которые нуждаются в коррекции, а так же выдаются рекомендации для успешного овладения навыками вождения. В заключении для куратора указывается уровень соответствия ПВК курсанта заявленным требованиям и мероприятия, которые необходимо применить для повышения уровня его мастерства.

Если интегральная оценка, полученная кандидатом по результатам выполнения тестирования высокая, это свидетельствует о высокой вероятности успешного прохождения курса обучения и овладения навыками практического вождения (при наличии соответствующей мотивации) в установленные сроки. Оптимальное сочетание личностных и темпераментальных характеристик, способно обеспечить формирование адекватного стиля вождения.

Если по результатам тестирования кандидат получает низкую интегральную оценку по профилю «Общие способности», ему необходимо сделать упор на таких дисциплинах как «Основы законодательства в сфере ДД», «Основы безопасности управления ТС», «Устройство автомобиля», «Оказание медицинской помощи». Если низкие результаты по профилю «Общие способности» сочетаются с низкими результатами по профилю «Моторно-перцептивные способности» кандидату необходима пролонгация курса практического вождения и дополнительные усилия при освоении теоретических дисциплин. Так как низкий уровень развития двигательных функций, скорости и точности переработки информации в сочетании со сниженным уровнем развития общих способностей, делают проблематичным усвоение курса обучения и формирование навыков практического вождения в установленные сроки.

При выявлении субоптимального сочетания личностных и темпераментальных характеристик имеются некоторые предпосылки к формированию аварийно-опасного стиля вождения, для предупреждения которого может потребоваться проведение дополнительной разъяснительной работы со стороны преподавателей и инструкторов (или специальных тренингов).

Низкие оценки по профилю «Психоэмоциональная устойчивость» в сочетании с низкими оценками по профилю «Личностные ПВК» предопределяют снижение эффективности обучения и высокую вероятность последующего попадания в аварийные ситуации в качестве как пассивного, так и активного участника ДТП. Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционных мероприятий направленных на минимизацию отрицательного воздействия ряда ПВК, с целью формирования безопасного стиля вождения.

Если кандидат получил низкий уровень соответствия ПВК (сниженная способность к поддержанию концентрации внимания на выполнении задачи, недостаточная способность к быстрому переключению внимания между источниками информации, низкий уровень координации (скорости и избирательности) движений рук и ног), входящих в состав профиля «Моторно-перцептивные способности», куратор может предложить ему выполнить пролонгированные версии тестовых заданий для повышения уровня соответствия этих профессионально важных качеств.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители ТС с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Специалисты ЮАШ понимают это в полной мере. Они успешно вырабатывают грамотные стратегии обучения в рамках индивидуального подхода, что позволяет им выпускать подготовленных ответственных водителей и иметь конкурентные преимущества в данной сфере. Уже сегодня, ЮАШ предоставляет своим курсантам возможность своевременно пройти психологическое тестирование, способствующее достижению оптимальных результатов в обучении.

1. Профессионально важные качества - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
2. Аутогенная тренировка - психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.
* DIP ® , МУЛЬТИПСИХОМЕТР ® – зарегистрированные товарные знаки ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП».

В России могут ввести обязательное прохождение психологического тестирования, прежде чем допустить человека за руль

В РФ приступили к разработке стандартов психологических проверок будущих водителей. Если сейчас психолога посещают только водители-профессионалы, то новый формат предполагает дополнительную проверку на агрессивность всех тех, кто сядет за руль, на этапе получения водительского удостоверения. По словам некоторых экспертов, дополнительное психологическое тестирование позволит предотвратить массу аварий и нарушений. Однако другие уверены, что тесты позволят лишь выявить определенную склонность, но предположить, как человек себя поведет в той или иной жизненной ситуации, невозможно. Подробнее в материале «Реального времени».

Центр имени Сербского взялся за критерии недопуска к вождению

В Федеральном медицинском исследовательском центре психиатрии и наркологии (ФМИЦПН) им. В.П. Сербского началась разработка новых стандартов прохождения психологической проверки для получения водительского удостоверения. Если сейчас при оформлении медсправки ограничиваются короткой проверкой у психиатра и сверкой с базой данных психдиспансеров, то новый стандарт будет предполагать прохождение психологических тестов, которые позволят выявить уровень агрессивности и враждебности будущего водителя. Для нового формата создаются «клинико-психологические инструменты и психологические критерии допуска или недопуска к вождению».

Сегодня закон не предусматривает направление врачом-психиатром автомобилиста на дополнительные исследования. Проверка у психолога обязательна только для профессиональных водителей. В новом стандарте ее предполагается распространить на всех садящихся за руль.

Сегодня закон не предусматривает направление врачом-психиатром автомобилиста на дополнительные исследования. Фото tv7.md

Критерий допуска или недопуска к вождению должен устанавливать не только психиатр, но и клинический (медицинский) психолог, - цитируют «Известия» слова Дмитрия Калинкина, научного сотрудника лаборатории психогигиены и психопрофилактики ФМИЦПН им. В.П. Сербского.

По словам эксперта, психолог может не только выявить уровень агрессивности и враждебности у человека, что позволит предотвратить массу аварий и нарушений. Двойная проверка позволит лучше выявлять структуру нарушений психики.

ФАР: «Давно пора»

Как на практике будет реализовываться проверка, пока неясно. Попытки сбавить агрессию на дорогах предпринимаются не первый раз, но пока серьезно улучшить положение не удалось. «Сейчас есть понятие опасное вождение , хотя наша организация в свое время предлагала разделить понятия агрессивное и опасное, писали на имя Шувалова (первый заместитель председателя правительства Российской Федерации, - прим. ред. ). Он же председатель правительственной комиссии по безопасности дорожного движения. Но пока ничего не изменилось. Опасное вождение происходит по неопытности и незнанию. Агрессия - это умышленные действия», - рассуждает Рамиль Хайруллин, представитель Федерации автовладельцев России (ФАР) в Татарстане.

Тем не менее он уверен, что введение дополнительной психологической проверки оправданно.

Давно пора. Если проверка будет проводится нормально, не формально, а с реальными недопусками, то количество неадекватных водителей точно сократится. Психологов сегодня достаточно, тем более их не нужно много. Мне кажется, что не только будущих, но и «прошлых» водителей надо прогнать через психологов. Агрессии на дорогах очень много.

Рамиль Хайруллин: «Если проверка будет проводится нормально, не формально, а с реальными недопусками, то количество неадекватных водителей точно сократится». Фото evening-kazan.ru

«Все будет зависеть не только от его личности, но и от ситуации в целом»

Однако далеко не все профессионалы уверены в том, что тесты способны улучшить ситуацию на дорогах. Завкафедрой медицинской психологии КГМУ, профессор Владимир Менделевич утверждает - результат любого теста относителен.

Можно выявить определенную склонность, но предположить, как человек себя поведет в той или иной жизненной ситуации, невозможно. Потому что это будет зависеть не только от него, от его личности, но и от ситуации в целом. Я очень скептически отношусь к информации в газетах, ее надо перепроверять. И не знаю, правда ли ведутся такие разработки. К тому же не понимаю, для какой цели создавать новые тесты, если таких тестов - огромное количество и они уже зарекомендовали себя как довольно убедительные.

Задачу создать тесты для определения предполагаемого поведения человека, находящегося именно за рулем, он считает практически невыполнимой.

Нет такой специфики. Потом им понадобится еще водителя «КАМАЗа» от водителя «МАЗа» отличать. Ну это глупость все… Вообще, это ошибочный подход - пытаться выявить с помощью каких-то тестов что-то со 100-процентной гарантией. Я называю наше общество обществом победившего детектора лжи. Потому что детектор лжи - это миф. С помощью него нельзя сказать, врет человек или говорит правду. И все эти тесты - такие же обманщики большие. В некотором смысле можно на них ориентироваться, но не в качестве основополагающего метода выявления какой-либо патологии.

Александр Шакиров, Ирина Плотникова