Тесты психолога для получения водительских прав. Психологическое тестирование кандидатов в водители транспортных средств в автошколах

А вы знали, что положение рук на руле приоткрывает психологию водителя? Характер оказывает сильное влияние на стиль вождения, соответственно и на движения.

Тест для водителей содержит комментарии о чертах характера личности и резюме специалиста по дорожно-транспортной безопасности.

Попробуйте понаблюдать кто как держит руль среди знакомых, и вы убедитесь, что результаты объективны.

Психологические тесты для водителей занимают особую нишу в области определения человеческих качеств по внешним признакам.

Отношение к автомобилю, своей роли и другим участникам дорожного движения неизбежно выдает черты характера личности.

Инструкция

В процессе вождения позы меняются, расположение рук на руле не постоянно. Характер личности определяется по позе, которая наиболее удобна для вас. Обратите внимание как сидите чаще всего и выберите именно этот вариант.

Результаты теста для водителей

Фото 1

С точки зрения психологии, такое положение рук выдает практичный склад ума, гармоничный баланс между уверенностью в себе и осмотрительностью. Водитель, который держит руль подобным образом знает, что и как ему делать и не теряется в сложных ситуациях.

Эксперт утверждает, что позиция не способствует оперативной реакции на возможные происшествия в пути. Специалист считает, что водитель устал и отметит, что руль не должен быть опорой для рук

Фото 2

● Обе руки в нижней части штурвала выдают неуверенность в себе, стеснительность, нерешительность и подверженность стрессам. Возможно, дискомфорт и тревогу провоцирует роль водителя.

● Специалист отмечает низкую маневренность этого способа и утверждает, что привычка создает благоприятные условия для дорожного происшествия.

Фото 3

● Если руки сжимают верхнюю часть руля — в характере присутствует властность, упорство и ярко выраженные черты лидера. Личность проявляет строгость к другим людям

● Специалист негодует, так как поза затрудняет обзор дороги, и грозит серьезными последствиями.

Фото 4

● Позиция рук свидетельствует об аккуратности в быту и последовательности в суждениях. Возможна склонность к мрачному взгляду на жизнь, скептицизму и недоверчивости.

● Автоинспектор отмечает, что в таком положении мышцы рук быстрее устают и пространство для осуществления поворотов уменьшается.

Фото 5

● Такое положение рук свойственно энергичным и предусмотрительным людям. Налицо любовь к самому процессу вождения.

● Автоинспектор утверждает, что руль лучше держать двумя руками, но признает, что при должной внимательности поза оставляет маневр для оперативной реакции на неожиданное происшествие.

Фото 6

● Психолог резюмирует в личности рассудительность, доброжелательность четкость мышления и действий.

● Автоинспектор считает позу слишком свободной и небезопасной.

Фото 7

● Такое положение рук свидетельствует о высокой самоорганизации и отсутствию у личности склонности к риску. Так держат руль люди, которым свойственна забота о личной безопасности и ответственность.

● Автоинспектор утверждает, что если руль в таком положении водитель держит уверенно, но мягко, то поза соответствует технике безопасности и стандартам.

Если Вам понравился тест, сохраните к себе и поделитесь с друзьями!

Каждый день в мире совершаются дорожно-транспортные происшествия (ДТП). Так, по данным ГИБДД МВД России, за 11 месяцев (январь-ноябрь) 2010 года в Российской Федерации произошло 182 481 дорожно-транспортное происшествие. Анализ причин ДТП показывает, что значительная часть из них (96-98%) связана с человеческими факторами вождения, прежде всего – ошибочным или намеренно рискованным и провоцирующим (аберрантным) поведением водителей.

За последние полвека в нашей стране и за рубежом, было проведено множество исследований, посвященных изучению профессионально важных качеств (ПВК) водителей. В рамках данных исследований было сформировано множество направлений: это и выявление связей между психофизиологическими характеристиками человека и дальнейшей успешностью его деятельности в качестве водителя, и выявление связи между мотивационными и личностными характеристиками индивида и его подверженностью различного рода аварийным ситуациям, включая ДТП, и изучении социально-психологических предпосылок девиантного поведения на дорогах и т.д.

Исследования причин аварийности среди водителей позволили выделить два основных типа нарушителей, согласующиеся с данными мировой литературы. Первый представлен агрессивными экстравертированными социопатами, которые попадают в аварии преимущественно из-за совершения намеренных нарушений правил дорожного движения (ПДД) , в частности, агрессивного стиля вождения и переоценки своих возможностей, подкрепляемых убеждениями в том, что такой стиль поведения на дороге дает им некие внешние (например, экономит время в пути) либо внутренние (поднимает самооценку) преимущества. Второй - невротичными и дезадаптированными лицами с преобладанием пассивно-оборонительных тенденций и сниженным уровнем самоконтроля, которые могут попадать в аварийные ситуации главным образом вследствие недостаточной стрессоустойчивости, повышенной истощаемости когнитивных процессов и сниженной способности к адекватному реагированию на внезапно изменившуюся ситуацию. Почти 60 лет назад Тиллмэн и Хоббс сформулировали тезис, который в значительной степени сохранил свое значение до наших дней: «водитель ездит так, как он живет» (a man drives as he live).

Подытожив результаты всех проведенных исследований, мы приходим к выводу, что ситуация, в которой осуществляется профессиональная деятельность, влияет на то, какое сочетание индивидуальных характеристик окажется оптимальным.

В связи с научно обоснованными подходами о влиянии индивидуально-личностных качеств человека на стиль вождения, в последнее время, специалисты ведут споры о необходимости введения обязательного психологического тестирования кандидатов в водители транспортных средств (ТС).

Почему тестирование необходимо? Во-первых, тестирование позволяет определить, какие категории управления транспортными средствами в наибольшей степени подходят кандидату. Здесь речь идет об определении профессиональной направленности кандидата (например: если курсант будет успешен в управлении легковым автомобилем, это еще не означает, что он будет успешен при управлении транспортным средством с тягачом. Другая ситуация, курсант имеет высокую предрасположенность к аварийному вождению, но в совокупности с личностными качествами из него получится отличный гонщик).

Во-вторых, тестирование позволяет выявить уровень выраженности ПВК. С одной стороны, это подразумевает под собой информационную составляющую. Здесь действует общеизвестный принцип: «Предупрежден – значит, вооружен» (например: кандидат в водители ТС, знающий, что его скорость приема и переработки информации низкая, должен рассчитывать безопасную скорость движения своего автомобиля). Как показывает практика, такие водители больше внимания уделяют своему состоянию и здоровью, более адекватно ведут себя на дорогах, а если и случается непредвиденная ситуация – они стараются взять ее под контроль, минимизируя или вовсе предотвращая ее негативные последствия.

С другой стороны – это дает возможность проводить коррекционные мероприятия, позволяющие повысить уровень выраженности ПВК, не соответствующих заявленным требованиям. Речь идет о применении упражнений направленных на развитие профессионально важных качеств и регуляции своего состояния (например: кандидат знает, что в состоянии стресса у него притупляется восприятие окружающей среды, применяя метод аутогенной тренировки , он в состоянии снять негативные последствия этого воздействия. Другая ситуация, у кандидата недостаточная способность к прогнозированию поведения движущегося в поле зрения объекта в пространстве и времени. Путем выполнения ряда упражнений (тренировки), кандидат в состоянии повысить эту способность до оптимального уровня).

В-третьих, кандидаты, которые по уровню развития профессионально важных качеств минимально соответствуют требованиям, нуждаются в более углубленном курсе обучения. В зависимости от уровня выраженности тех или иных ПВК принимается решение о дополнительных занятиях по теоретическому курсу, по отработке практических навыков вождения, а кому-то может быть стоит обучиться специфическим приемам управления ТС.

В-четвертых, кандидатам, которые по уровню развития профессионально важных качеств не соответствуют требованиям, возможно, стоит посоветовать вообще не садиться за руль ТС, чтобы не создавать угрозу собственной жизни и окружающим. Такие люди чаще всего подвержены аварийно-опасному стилю вождения. Они практически абсолютно растеряны в случае возникновения сложной, незнакомой, опасной ситуации, либо, склонны к излишней самоуверенности, переоценке своих способностей и возможностей. Уровень их ПВК не позволяет им быстро сориентироваться и принять грамотное и своевременное решение в происходящей ситуации, даже, несмотря на владение некоторыми специфическими приемами и навыками управления автомобилем. Кто-то может и не согласиться с этим, но это факт имеет научное обоснование. И пусть данная мера будет достаточно жесткой по отношению к потенциальным кандидатам в водители, но она позволит существенно снизить количество опасных ситуаций на дороге.

Нельзя не отметить ряд вопросов, которые возникают при решении данной задачи.. Как должно быть организовано проведение психологического тестирования? Где оно должно проводиться? В самих автошколах или в специализированных центрах, как в некоторых европейских странах? Профессионалами какого уровня подготовленности? Какой инструментарий при этом необходимо использовать?

Бесспорно, тестирование должно проводиться до процесса обучения в образовательном учреждении. Лучше всего, если оно будет проведено в окружных специализированных центрах. Это связано с тем, что грамотно вынести заключение о профессиональной пригодности и соотнести кандидата к категориям управления ТС может только специалист, обладающий соответствующим уровнем знаний в данной области. Ведь, подытоживая результаты тестирования (которые лучше всего дополнить беседой с кандидатом), специалист должен свести всю полученную информацию к единому знаменателю. По итогам результатов, специалист должен сформировать два заключения, одно для кандидата, другое для преподавателей образовательного учреждения.

Второй главной причиной служит разносторонность деятельности. Если, по итогам тестирования выясниться, что уровень развития ряда ПВК не соответствует требованиям, специалист должен либо выдать корректные рекомендации, либо провести коррекционные занятия.

В связи с актуальностью подхода о профессиональном тестировании кандидатов в водители ТС, необходимо проведение научно-исследовательских работ по данной тематике. Здесь речь идет о необходимости создания единой базы данных кандидатов (в базе фиксируются и личные данные, и данные результатов тестирования, и оценки кандидата, полученные в ходе обучения, и данные о частоте совершения ДТП, об их причинах и т.п.) с целью проведения различного рода исследований.

Как правило, автошколы не всегда имеют подобного уровня специалистов, да и их деятельность не настолько широка, чтобы решать подобного рода задачи. А если сюда отнести и объемы выполняемых работ с соблюдением требований к их выполнению, то вывод напрашивается сам собой. Подобная работа должна проводиться в специализированных центрах, тогда она будет более успешной и плодотворной.

Инструментарий, с помощью которого специалисты могли бы эффективно решать поставленные перед ними задачи, должен быть надежным и валидным. Из результатов анализа отечественных и зарубежных публикаций по данной проблематике следует, что инструментарий, предназначенный для оценки профессиональной пригодности водителей автотранспортных средств должен включать методики, оценивающие общие (интеллектуальные) способности и особенности протекания отдельных когнитивных процессов, перцептивные и двигательные (психомоторные) тесты, а также методики, оценивающие мотивационные, темпераментальные и личностные особенности, включая убеждения и признаки склонности к девиантным формам поведения.

В настоящее время на российском рынке сразу несколько организаций предлагают методики и тестовые батареи (наборы методик) для определения ПВК кандидатов в водители ТС. Как правило, методики и тестовые батареи предлагаются в виде компьютерных программ или программно-технических комплексов.

Но если психологическое тестирование имеет такой уровень значимости, применяется ли оно сегодня при работе с кандидатами в водители ТС?

В декабре 2008 года была предпринята попытка обязать образовательные учреждения проводить подобного рода мероприятия («Требованиям к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку и переподготовку водителей транспортных средств различных категорий, по их оснащению техническими средствами» от 12.12.2008 г.), но эта попытка в силу разных причин потерпела неудачу. Системы специализированных центров по психологическому тестированию кандидатов в водители, поступающих в образовательные учреждения сегодня не существует. Тем не менее, некоторые автошколы, сознательно пойдя на дополнительные издержки, внедрили подобную практику в свою деятельность.

Так, с 2006 года в НУ ДО «Юношеская автомобильная школа г. Москвы» проводится тестирование курсантов с целью прогнозирования успешности их деятельности в качестве водителей ТС. Тестирование проводится на АППДК «Мультипсихометр» АВТО. Комплекс обеспечивает комплексную оценку психологических и психофизиологических качеств курсантов автошкол и водителей различных категорий, определяющих успешность обучения и последующей деятельности по управлению транспортным средством; оценку текущего психоэмоционального состояния; развитие профессионально релевантных навыков и качеств.

Специальное программное обеспечение комплекса предоставляет пользователю удобные программно-методические средства для решения широкого круга практических задач:

  • готовые тестовые батареи для тестирования психологических и психофизиологических качеств, определяющих успешность обучения в автошколе и последующего практического вождения;
  • специальные тестовые батареи для прогнозирования успешности деятельности отдельных категорий водителей-профессионалов;
  • возможность формирования собственных (пользовательских) тестовых батарей для решения специальных задач;
  • автоматизированный контроль за ходом выполнения тестовых заданий, исключающий получение некорректных данных;
  • многопараметрическая оценка результатов выполнения отдельных тестов сочетается с интегральной, легко интерпретируемой оценкой результатов выполнения тестовой батареи;
  • анализ полученных данных (расчет тестовых норм, рейтингов, дескриптивная статистика, сравнение данных кандидатов, сравнение данных по обучающимся группам и пр.);
  • сохранение результатов тестирования в базе психодиагностических данных;
  • разграничение уровня доступа к системе, обеспечивающее необходимую конфиденциальность персональных данных.

Методическое обеспечение включает в себя свыше 40 различных тестов для оценки интеллектуальных и личностных особенностей, мотивационных характеристик, установок по отношению к вопросам безопасности дорожного движения, актуального психического (психоэмоционального) состояния, а также необходимый набор деятельностных (психофизиологических) методик, предназначенных для оценки скорости и точности моторных, перцептивных и когнитивных операций, необходимых для успешного вождения, в том числе, оригинальный опросник, обеспечивающий выявление личностных и мотивационных факторов, являющихся предпосылками аварийности.

Основная тестовая батарея, рекомендуемая для применения в автошколах, включает 8 тестов, по результатам выполнения которых рассчитываются интегральные оценки соответствия уровней развития перцептивно-моторных и личностных качеств, уровня психоэмоциональной устойчивости, а также оценка достоверности ответов на пункты опросников. По результатам тестирования формируется заключение, содержащее прогноз успешности обучения, наличие уязвимых качеств, возможные предпосылки формирования аварийно-опасного стиля вождения.

В интересах развития психофизиологических качеств осуществляется оценка динамических характеристик выполнения тестов, имеются пролонгированные версии тестовых заданий и специальная технология оценки результатов повторных обследований («Навык»).

На основании полученных результатов выдаются два заключения, одно курсанту (рис.1), другое куратору учебной группы (рис.2). В заключении для курсанта раскрывается характеристика его профессионально важных качеств, указываются те ПВК, которые нуждаются в коррекции, а так же выдаются рекомендации для успешного овладения навыками вождения. В заключении для куратора указывается уровень соответствия ПВК курсанта заявленным требованиям и мероприятия, которые необходимо применить для повышения уровня его мастерства.

Если интегральная оценка, полученная кандидатом по результатам выполнения тестирования высокая, это свидетельствует о высокой вероятности успешного прохождения курса обучения и овладения навыками практического вождения (при наличии соответствующей мотивации) в установленные сроки. Оптимальное сочетание личностных и темпераментальных характеристик, способно обеспечить формирование адекватного стиля вождения.

Если по результатам тестирования кандидат получает низкую интегральную оценку по профилю «Общие способности», ему необходимо сделать упор на таких дисциплинах как «Основы законодательства в сфере ДД», «Основы безопасности управления ТС», «Устройство автомобиля», «Оказание медицинской помощи». Если низкие результаты по профилю «Общие способности» сочетаются с низкими результатами по профилю «Моторно-перцептивные способности» кандидату необходима пролонгация курса практического вождения и дополнительные усилия при освоении теоретических дисциплин. Так как низкий уровень развития двигательных функций, скорости и точности переработки информации в сочетании со сниженным уровнем развития общих способностей, делают проблематичным усвоение курса обучения и формирование навыков практического вождения в установленные сроки.

При выявлении субоптимального сочетания личностных и темпераментальных характеристик имеются некоторые предпосылки к формированию аварийно-опасного стиля вождения, для предупреждения которого может потребоваться проведение дополнительной разъяснительной работы со стороны преподавателей и инструкторов (или специальных тренингов).

Низкие оценки по профилю «Психоэмоциональная устойчивость» в сочетании с низкими оценками по профилю «Личностные ПВК» предопределяют снижение эффективности обучения и высокую вероятность последующего попадания в аварийные ситуации в качестве как пассивного, так и активного участника ДТП. Данные результаты свидетельствуют о необходимости проведения коррекционных мероприятий направленных на минимизацию отрицательного воздействия ряда ПВК, с целью формирования безопасного стиля вождения.

Если кандидат получил низкий уровень соответствия ПВК (сниженная способность к поддержанию концентрации внимания на выполнении задачи, недостаточная способность к быстрому переключению внимания между источниками информации, низкий уровень координации (скорости и избирательности) движений рук и ног), входящих в состав профиля «Моторно-перцептивные способности», куратор может предложить ему выполнить пролонгированные версии тестовых заданий для повышения уровня соответствия этих профессионально важных качеств.

Таким образом, проведение психологического тестирования на профессиональную пригодность кандидатов в водители ТС с выдачей соответствующих рекомендаций и проведением коррекционных мероприятий, в полной мере способствует более качественной подготовке водителей, что в свою очередь ведет к снижению риска возникновения опасных ситуаций на дороге. Специалисты ЮАШ понимают это в полной мере. Они успешно вырабатывают грамотные стратегии обучения в рамках индивидуального подхода, что позволяет им выпускать подготовленных ответственных водителей и иметь конкурентные преимущества в данной сфере. Уже сегодня, ЮАШ предоставляет своим курсантам возможность своевременно пройти психологическое тестирование, способствующее достижению оптимальных результатов в обучении.

1. Профессионально важные качества - индивидуальные особенности человека, обеспечивающие успешность профессионального обучения и осуществления профессиональной деятельности.
2. Аутогенная тренировка - психотерапевтическая методика, направленная на восстановление динамического равновесия гомеостатических механизмов человеческого организма, нарушенного в результате дистресса.
* DIP ® , МУЛЬТИПСИХОМЕТР ® – зарегистрированные товарные знаки ЗАО «Научно-производственный центр «ДИП».

Садясь за руль любимого автомобиля, мы кладем руки на руль в привычной для нас манере, даже не задумываясь об этом. А ведь неосознанные жесты лучше всего отображают личность человека. Тест для водителей, созданный итальянскими психологами поможет вам во всем разобраться.

Ниже представлены изображения с разными положениями рук на руле. Выберите то, которое свойственно именно вам. Каждое изображение проанализировано не только психологом, но и сотрудником патрульно-постовой службы.

Результаты психологического теста для водителей

1. Психолог: Очень остроумные и находчивые люди, они любят добиваться всего, не прилагая больших усилий. Тяжелый физический труд не для них.

Сотрудник ППС: Таким способом можно управлять автомобилем только на медленной скорости. При большой скорости водителю сложно сразу отреагировать на любые изменения на дороге.

2. Психолог: Человека по жизни одолевают различные страхи. Ему сложно принять любое решение, он любит перекладывать ответственность на других.

Сотрудник ППС : Очень опасная позиция, не позволяет водителю в полной мере контролировать автомобиль.

3. Психолог: Такая позиция свойственна людям, считающим свою точку зрения единственно правильной. Тест как держишь руль, указывает, что человека всегда в первую очередь заботят свои собственные интересы.

Сотрудник ППС: Не лучший способ держать руль, руки частично закрывают обзор водителю на проезжую часть.

4. Психолог: Осторожные люди никогда ничего не совершают в порыве эмоций. Предпочитают анализировать каждое свое действие.

Сотрудник ППС: Если постоянно держать руки на перекладине – это может привести к боли в руках, из-за того, что руки находятся постоянно в напряжении.

5. Психолог: Обычно так управляют машиной энергичные и спортивные люди, которые получают истинное удовольствие от вождения.

Сотрудник ППС: Довольно не плохая позиция, водитель может достаточно быстро среагировать на любую ситуацию на проезжей части.

6. Психолог: Такой человек не умеет держать зла, быстро забывает обиды. С ним легко и приятно общаться, всегда может дать дельный совет.

Сотрудник ППС: Руки в таком положении находятся в напряжении. Для длительного вождения позиция не пригодна.

7. Психолог: Уравновешенные и спокойные люди они не любят конфликтов и предпочитают решать любые проблемы мирным путем. Психология водителей управляющих подобным образом эмоционально устойчива.

Сотрудник ППС: Так держат руль опытные водители, которые всегда следят за ситуацией на дороге.

Если Вам понравился тест, сохраните к себе и поделитесь с друзьями!

На вопрос кто знает тест у психиатра для справки (вождения) 1 раз пишут или каждые 2 года заданный автором Александр h0di лучший ответ это Вобще комиссия проходится раз в три года.

Ответ от Astraxanez nemez [гуру]
я забыл военник дома. проблема решилась за 500 р.


Ответ от Владимир Бондарцев [новичек]
Ага а унас вообще капец в Алтае камиссию проходят так там когда я проходил там врачебную камиссию так сам глав врачь вопросы задавал да такие заумные про решения отнять там разделить и вэтоги я неправильно ответил и все вообще я что надароге. сщитать буду штоли дурацкие вопросы и все непрошол комиссию капец какойта а неврачи.


Ответ от Ёофия [активный]
Это не он?
Тесты на внимание
Корректурная проба Бурдона
Инструкция:
«На бланке напечатаны наборы букв русского алфавита. Последовательно рассматривая каждую строчку, отыскивайте буквы «К» и «Н» и отмечайте их. Букву «К» нужно зачеркнуть, букву «Н» - обвести кружком. Задание необходимо выполнить быстро и точно. По команде «Черта» поставить черту на бланке. Работа начинается по команде психолога. Время работы – 5 минут» .
Другой вариант:
«Вы должны просматривать эти буквы строчка за строчкой, слева на право и вычеркивать все буквы «К» и «Р» . вычеркивать нужно ставя вертикальные черточки. иногда я сам буду ставить на Вашем бланке черточки – это будет отметка времени, на это Вы не должны обращать внимания. Старайтесь просматривать строчки и вычеркивать буквы как можно быстрее, но самое главное в этом задании – работать без ошибок, внимательно, ни одной буквы «К» или «Р» не пропустить и не одной лишней не вычеркнуть» .
Экспериментатор включает секундомер и дает испытуемому сигнал начать. По прошествии каждой минуты экспериментатор ставит знак в том месте, где испытуемый держит в это время карандаш, стараясь не мешать.


Ответ от Ѐоман Кныш [активный]
один раз


Ответ от Иван Петров [гуру]
Я не знаю на сколько пишут, но еще будучи 10 летним ребенком наш класс водили к психиатру и мы там каракули всякие читали и зачеркивали буквы.
А вообще если на учете не стоишь все должны давать без всяких тестов


Ответ от Колхозник Разумный [гуру]
Буквы зачеркивать это в военкомате только, психиатр или смотрит, стоишь ли ты на учете или нет или требует военник (если не служил-по какой статье-"свои" он знает) -никаких тестов для справки на права не было.


Ответ от АВЛ [гуру]
Ни разу с таким бредом не сталкивался


Ответ от ElCamino [гуру]
От оно как, оказывается.. . В платной комиссии осмотр чисто формальный - окулист - ШБ видишь? ОК. Нарколог - Пьешь, колешься? Нет. - ОК. А вот псих крайний раз отжег - спросил как к нам попали? Заработался, видать. . Ответил - ногами пришел. Написал - ОК.