Игры для глаз в дошкольном. Зарядка для глаз для детей

Здравсвуйте, мои дорогие мамы! Я рада Вас видеть на страницах моего сайта .

Сегодня мы поговорим о зарядке для глаз для деток. Давайте узнаем зачем нужно делать зярядку для глаз детям, особенности зарядки для глаз, узнаем какие виды зарядок есть, узнаем конкретные примеры, как можно играючи, делать зарядку для глаз малышу.

Зарядка для глаз для детей

Хорошим способом снять зрительную усталость детям дошкольного возраста является зарядка для глаз, иначе говоря, физкультминутка, которая широко используется в дошкольных учреждениях. Основным ее предназначением является повышение работоспособности глаз, улучшение кровообращения, а также профилактика развития глазных заболеваний.

Зарядка для деток младшего возраста

  • поочередное закрывание и открывание глаз;
  • наблюдение одним глазом за движениями людей, машин, животных, а второй глаз в это время закрыт;
  • взмахи ресничками.

Отрицательное воздействие на формирование зрения оказывают такие негативные факторы, как различные инфекционные заболевания, повреждения глаз различной тяжести, а также постоянное времяпровождение у монитора компьютера и телевизора . Помимо этого, каждый день на ребенка сваливается большой поток информации, результатом которого является усталость и нарушение зрения.

Виды зарядки для глаз

В дошкольном возрасте происходит активное формирование зрения, именно поэтому необходимо бережное отношение к детскому организму и проведение специальных упражнений.

Можно выделить следующие виды зарядки для глаз:

  1. Гимнастика в форме игры.
  2. Использование стереокартинок для расслабления детских глаз.
  3. Применение компьютерной программы-тренировки.
  4. Использование объектов природы для отдыха глаз.


Зарядка в игровой форме

Родители могут проводить зарядку для глаз для детей в игровой форме, что вызовет у малышей повышенный интерес к занятию, а также сопровождать свои действия стихами, потешками и поговорками . Большую подборку стишков для зарядки глаз Вы можете посмотреть и здесь. Проговаривание во время выполнения движений различных фраз способствует не только укреплению глазных мышц, но и развивает слуховую память ребенка.

В домашних условиях ребенку можно предложить такие виды игровых упражнений:

  • «постреляем глазками» (необходимо быстро и неожиданно переводить глаза из одной стороны в другую, проговаривая при этом «пиф-паф»);
  • «напишем письмо Буратино» (ребенку предлагают крепко зажмурить глаза и с помощью своего носа нарисовать в воздухе любой предмет, который должен угадать второй ребенок либо взрослый);
  • изображение на лице различных гримас, а также моргание (можно проводить в форме соревнования, где каждый из участников должен изобразить самую смешную рожицу и дольше всех проморгать ресницами).

В дошкольном учреждении несколько иные методы проведения зарядки для глазок:

  1. Проведение зарядки для глаз с обыгрыванием предложенных предметов.
  2. Словесная гимнастика с использованием стихотворений на заданную тему.
  3. Широкое применение получили зрительные тренажеры, которые в детском учреждении представлены в виде индивидуальных, потолочных и настенных приспособлений.
  4. Электронная зарядка.
  5. Проведение гимнастики с опорой на схемы и таблицы.

Зарядка с использованием стереокартинок

Зарядка для глаз для детей может проводиться и с использованием стереокартинок, которые представляют собой объемное изображение на ровном листе бумаги. К обычному набору картинок добавляют одну новую и предлагают малышу ее найти, постоянно следя за тем, чтобы ребенок не забывал моргать во время выполнения задания.

Увидели, что изображенно на картинке? Тогда напишите в комментариях. Первый кто напишет получит 100 рублей на яндекс кошелек.

Зарядка на основе компьютерной программы

Благодаря современным достижениям в области компьютеризации специалистами была разработана игровая программа «Цветок» со следующим принципом действия: ребенку предлагается обратить внимание на монитор, на котором размещен цветок. В серединке растения изображен определенный предмет, идентичное изображение которого необходимо отыскать на лепестках. Выполнить задание необходимо за определенное время и перейти на следующий уровень.

Зарядка с использованием объектов природы

Самой приятной и интересной формой проведения зарядки для глаз является наблюдения за объектами и явлениями живой природы, которые сопровождаются стихами и песнями. Хороший расслабляющий эффект дает наблюдение за восходом и закатом солнца, а также за журчанием воды.

Ежедневное выполнение несложных упражнений для глаз поможет не только избежать проблем со зрением, но и позволит создать у ребенка радостное и хорошее настроение на весь день.

Зарядка для глаз для детей was last modified: Май 4th, 2016 by Анна Пацкова


Физическое развитие детей. Зарядка для детей.
Психофизическое развитие детей дошкольного возраста

Гимнастика для глаз

Правила выполнения упражнений для глаз

1. Упражнения для глаз необходимо выполнять только в хорошем настроении.

2. Исходное положение: спина прямая, тело расслаблено, голову держите прямо. Все тело неподвижно, двигаться должны только глаза.

3. Вначале выполняйте упражнения для глазных мышц не более 3–4 раз каждое. Далее – по 8–10 раз.

4. Для снятия напряжения после каждого упражнения надо быстро поморгать.

5. Упражнения выполняйте медленно, не спеша, без напряжения, вдумчиво и с любовью.

6. Движения глаз должны четко вырисовывать все линии.

7. Гимнастику для глаз необходимо выполнять не менее 3 раз в день.

8. Гимнастику можно выполнять в положении сидя и стоя.

9. Перед выполнением упражнений очки нужно снять.

Зарядку выполняем вместе!

Чтобы лучше видеть все вокруг,

Помни правила, мой друг!

1. Будет результат от упражнения,

Коль в душе не будет места лени.

Пусть улыбка непременно

Вдруг коснется ваших глаз –

И хорошее настроение

Не покинет вас сейчас!

2. Перед началом упражнения

Прими исходное положение:

Прямо встань, расслабь все тело

И вперед смотри уверенно и смело.

Все тело неподвижное у нас.

Движенья будут исключительно для глаз.

3. Когда ты сделал упражнение,

Расслабь все мышцы, поморгай.

Снимать глазное напряжение

Ты каждый раз не забывай!

4. Упражняйся не спеша,

Медленно, с любовью,

Не напрягаясь. Охраняй

Осмысленно свое здоровье.

5. Мой друг! Ежедневно

По 3 раза в день

Гимнастику делай,

Отбрось свою лень!

– Здоровье в порядке?

– Спасибо зарядке!

Основные упражнения можно разделить на несколько групп. Первая группа упражнений:

1. Упражнения для глазодвигательных мышц.

Эти упражнения тренируют глазодвигательные мышцы, улучшают кровоснабжение глаз, снимают напряжение.

На их проведение отводятся 3 минуты.

Гимнастика для глаз на офтальмотренажере. Офтальмотренажер - схема зрительно-двигательных проекций. Эта схема разработана группой профессора, доктора медицинских наук В.Ф. Базарного. На схеме с помощью специальных стрелок указаны основные траектории, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения задания: вверх–вниз, влево–вправо, по часовой и против часовой стрелки, по внешнему и внутреннему овалам, по кругам в центре. Каждая траектория отличается от остальных цветом. Упражнения выполняются стоя.

«Офтальмотренажер»

План путешествия есть на стене,

План путешествия для наших глаз.

Все нам понятно и ясно вполне:

И стрелки, и цвет – подсказка для нас.

За линией четко глазами следи

За контуры линий не выходи

(большой круг в другую сторону).

Эта карта ведет нас с любовью

В страну чудес Глазное здоровье!

(Легко моргают.)

«Циферблат»

Движения глаз по большому кругу. Плавные движения глаз вырисовывают круг. Глаза поднимаем вверх. Медленный счет до восьми.

Стрелки часов, как видно, устали (1–2–3–4),

Быстрее по кругу они побежали (5–6–7–8),

И каждый из нас сейчас искренне рад (1–2–3–4),

За стрелками следом пройти циферблат! (5–6–7–8).

Двенадцать часов, три часа, шесть часов, девять часов, двенадцать часов. (Еще один круг.)

(Теперь делаем то же самое, но в обратную сторону, и в последней строчке будет так: двенадцать часов, девять часов, шесть часов, три часа, двенадцать часов.)

Можно данные упражнения выполнять на офтальмотренажере Базарного.

«Бег глазами» . Можно на кончик указки прикрепить искусственную бабочку (или кузнечика) и отправиться вместе с ней в путешествие. По просьбе учителя дети начинают «пробегать» глазами по заданной траектории. При этом каждому упражнению желательно придавать игровой или творческий характер. Упражнения выполняются стоя.

«Филин». Учащимся предлагается закрыть глаза и держать их закрытыми 3–4 секунды. Широко раскрыть глаза, смотреть вдаль и не моргать в течение 5–6 секунд.

Вызывает восторг у детей упражнение «Веселые рожицы» . Изображаем мордочки различных животных или сказочных персонажей. Гримаса ежика: губки вытянуты вперед – влево – вправо – вверх – вниз, потом по кругу в левую, в правую сторону. Затем изображаем кикимору, бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т.д.

«Рисование носом». Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Воспитатель может конкретизировать задание в соответствии с темой занятия.)

«Далеко – близко» . Упражнение проводится педагогом, который называет вначале удаленный предмет, а через 2–3 секунды – предмет, расположенный близко. Учащимся необходимо быстро отыскать предметы, которые называет педагог.

«Маляры»

Движения глаз вверх – вниз. Плавно, 8–10 раз.

Нет забавнее игры:

Наши глазки – маляры.

(Садятся прямо и настраиваются.)

Мы заборы красим

Вверх – вниз – раз,

Вверх – вниз – два (и так до 8 раз).

Наши глазки молодцы,

Работают в согласии.

(Легко моргают.)

«Ходики»

Движения глаз вправо – влево. Плавно, 8–10 раз.

Тик-так! Ходики

Работают исправно

(дети садятся прямо и настраиваются):

Влево – вправо – раз,

Влево – вправо – два (и так до 8 раз),

Полезно и забавно!

(Легко моргают.)

«Бабочка»

Плавные движения глаз вырисовывают бабочку. Правый верхний угол – правый нижний угол. Вверх по диагонали – левый верхний угол, левый нижний и т.д.

Раз, два, три, четыре, пять!

Будем крылья рисовать.

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

(Движения на каждое слово по контуру бабочки в одну сторону.)

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

(Движения на каждое слово по контуру бабочки в другую сторону.)

«Восьмерка»

Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Начинаем упражнение от носа. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

Рисуй восьмерку вертикально

И головою не крути,

А лишь глазами осторожно

Ты вдоль по линиям води.

(Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)

Теперь следи горизонтально,

И в центре ты остановись,

Зажмурься крепко, моментально,

Давай, дружочек, не ленись!

(Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)

Глаза открываем мы наконец.

Восьмерка закончилась. Ты молодец!

(Легко моргают.)

Сначала надо сделать восьмерки в одном направлении, а затем в другом.

«Колпачки»

У каждого ребенка есть колпачки в виде конуса, сделанные из твердой ткани. Один колпачок красный, а другой зеленый. Дети надевают на указательный палец сначала колпачок красного цвета (раздражают глаз), затем те же движения делают зеленым колпачком (успокаивают глаз)

Как вы понимаете, в этом комплексе движется вытянутая рука, на указательном пальце колпачок нужного цвета, глаза следят за колпачком.

Я здоровье берегу – сам себе я помогу.

(На каждое слово вверх – вниз.)

Колпачок надень на пальчик –

Это будет Мальчик-с-пальчик.

(На каждое слово вправо – влево.)

Глазками за ним слежу

(«бабочка» в одну сторону),

В поле зрения держу.

(«бабочка» в другую сторону.)

Красный цвет – раздражитель для глаза

(большой круг в одну сторону),

Ну а зеленый – успокоит сразу.

(Большой круг в другую сторону.)

В конце каждой зарядки как итог и как самовнушение говорятся слова:

Здоровье свое сбережем с малых лет…

2. Упражнения для снятия напряжения и утомления с глаз

Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина ухудшения зрения – это перенапряжение глаз. Выполнять их надо как можно чаще. Времени занимают не много (1–2 мин.).

«Пальминг»

Накрывание глаз ладонями. От английского palm – «ладонь».

Расслабляющее упражнение. Если его выполнить правильно, то не только глаза получат отдых, но и психика: проходят боли в глазах, головные боли. Этот отдых способствует расслаблению глазных мышц и одновременно активизирует нервные клетки глаз.

Многие люди в это время сосредоточивают свои мысли на глазах, на их мышцах и так или иначе работают с ними. Это неправильно.

Алгоритм выполнения упражнения:

1. Сядьте удобно. Локти поставьте на стол. Шея на одной линии с позвоночником.

2. Согрейте ладони, потерев их друг о друга.

3. Закройте глаза.

4. Центр ладони напротив центра глазного яблока. Сложите ладони ложечкой.

5. Пальцы плотно соединены, скрещены на лбу. А основания мизинцев соединены в одной точке, размещающейся строго на переносице.

6. Слушайте спокойную музыку и думайте о приятном. Мышцы глаз и тела расслаблены. Создайте состояние отрешенности, спокойствия, пустоты.

7. Из центра ладоней идет воображаемое тепло через глаза по всему телу.

8. Вспоминайте предметы черного цвета: ткань, мех, машину и т.д. Ваша цель – увидеть совершенно черное поле.

9. В идеале делайте до появления ощущения, будто кто-то раскачивает вас.

10. Ладони убираем, но глаза еще закрыты. Их открывайте потихоньку, постепенно.

11. Похвалите себя.

Принцип: чем чаще, тем лучше делаем упражнение.

Разотрем свои ладошки,

Разогреем их немножко.

(Растирают ладони.)

Пальчики плотно друг к другу прижмем,

Свету проникнуть сквозь них не даем.

(Делают лодочки.)

Ладошки – это лодочки у нас:

Одной закроем левый глаз,

Другой закроем правый глаз.

(Закрывают глаза.)

О хорошем подумать сейчас в самый раз.

Глаза закрыты, ладоней не касаются…

Сейчас с них напряжение снимается.

(Думают о хорошем. воспитатель может давать разного рода установки типа: «Глазки наши хорошие, глазки отдыхают» и т.д.)

Тихонько уберем ладони,

Медленно глаза откроем.

То, что стало четче видно,

Мы от вас, друзья, не скроем.

«Далеко гляжу»

Так же снимается глазное напряжение, если просто посмотреть вдаль.

Дети подходят к окну и смотрят вдаль.

(Педагог читает медленно).

Высоко сижу, далеко гляжу…

Нет, нам времени не жаль:

С интересом смотрим вдаль.

Ты найди объект вдали,

На него смотри, смотри,

Сквозь него смотри…

Исследуй, рассматривай и наблюдай,

Глазам напряженье снимать помогай.

«Мотылек»

Частое моргание. Снимает напряжение с глаз, улучшает кровоснабжение.

Дети говорят хором, легко моргают, представляя, что их веки – это крылья мотылька.

Раскрой глаза спокойно, широко.

Моргать начинай свободно, легко.

Без остановки и часто моргаем:

Взмах тонких крылышек изображаем.

«Жмурки»

Зажмуривание глаз. Укрепляет мышцы глаз, снимает напряжение.

Дети читают слова, при этом зажмуривают глаза. Зажмуривать надо так, чтобы каждый раз увидеть черное поле.

Сейчас мы в жмурки поиграем:

Веки сильно мы сжимаем,

Держим, держим, напрягаем…

И спокойно расслабляем.

Сидел со мной рядом за партой сосед.

Зажмурился я – и соседа уж нет!

Теперь головою крути не крути,

А в классе у нас никого не найти.

Открою глаза – и сосед мой на месте.

Зарядку для глаз выполняем все вместе.

«Буратино»

Это упражнение можно использовать при ознакомлении с новыми словарными словами или терминами. Также снимает напряжение с глаз.

Смотрим на слово. Запоминаем. Закрываем глаза. Представляем, что наш нос вырос, как у Буратино. Пишем в воздухе носом слово, открываем глаза. Видим лучше.

Наши глазки закрываются…

Представим, будто нос наш удлиняется.

Я превращаюсь в Буратино

И носом буду рисовать картину.

Интереснее всего – это рисовать,

Что представишь: стол, окно,

Шкаф, ковер, кровать…

Все нарисует носик наш,

Когда ему работу дашь.

И мы без дела не сидим:

Мы носиком руководим!

Вариант 2:

Превращаюсь в Буратино

Буду рисовать картину

Нарисую я пейзаж

Носик я мокну в гуашь

Вот и небо чистое,

Солнышко лучистое,

Травка, речка голубая

Я рисую, не моргая,

Будет носик рисовать

Наше зренье улучшать!

3. Упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко.

Упражнение «Марка»

Можно выполнять как сидя, так и стоя.

На стекле, чуть ниже уровня глаз, наклейте маленькую марку или картинку размером 3 на 3 или 4 на 4 см. Рисунок должен быть веселый, четко нарисованный и лучше всего в зеленых тонах. За окном вдали выберите предмет с расплывчатыми очертаниями.

По ходу восстановления зрения объект меняем, но всегда выбираем его на таком расстоянии, чтобы он был виден нечетко. А вот расстояние между картинкой и глазами не меняем: 20–25 см!

Продолжительность работы – 10 минут (на уроке достаточно 1–2 мин.). Не думайте о времени! В течение 3–5 сек. рассматриваем рисунок на картинке, затем взгляд переводим на выбранный объект за окном, причем смотрим на него поверх приклеенной на стекло марки. Затем также 3–5 сек. разглядываем этот объект и снова плавно переводим взгляд на картинку.

Если напряжение возникло, чтобы расслабить мышцы, легко-легко поморгайте, похлопайте ресницами!

Это упражнение следует выполнять 2 раза в день в светлое время суток, но промежуток должен составить не менее 2 часов.

Особенно полезно упражнение для близоруких. После разучивания с целью более длительного выполнения дети могут делать его индивидуально, например, на перемене. В помощь коллективному же или групповому выполнению читаем стихотворение.

Делаем упражнение.

Марку на нашем оконном стекле

Рассмотрим очень внимательно.

Находим объект за окном вдалеке,

Пытаясь разглядеть его старательно.

И снова взгляд на марку переводим,

Детали мелкие находим, –

И опять на далекий объект…

И получаем прекрасный эффект:

Я четко вижу далеко!

Все очень просто и легко!

Упражнение «Метка»

Возьмите ручку или карандаш. Поместите напротив глаз на расстоянии 10–15 см. Рассматривайте кончик предмета 4–5 сек. Затем переведите взгляд вдаль, расслабьте глаза. Повторяйте в течение 1 минуты. Поморгайте при возникновении напряжения.

4. Другие полезные упражнения

«Уши»

После разного рода гимнастик для глаз иногда дети начинают зевать. Поэтому делаем упражнения для ушных раковин. Воздействуя на уши, мы активизируем многие биологические точки.

Звук везде вокруг меня,

В море и на суше…

Чтобы слышать звук, друзья,

Берегите уши!

(Произвольно растирают уши.)

Пригибаем плавно вниз

Верхнюю часть уха,

Разогнем, опять пригнем…

Хорошо для слуха!

А затем вперед-назад

Ушки выгибаем,

Целых десять раз подряд

Их разогреваем.

Ямочку нажмем – не слышим!

Отпустим – снова слышим звук!

Точечный массаж полезен

И для слуха, и для рук!

Массируем мочки,

пощиплем, помнем.

Затем гладить уши

по кругу начнем.

Потянем вверх – вниз,

подергаем в стороны...

Массаж для ушей –

это просто здорово!

Будьте здоровы!


Гимнастика для глаз для детей

Родители прекрасно знают, насколько важны для развития и здоровья ребенка физические упражнения ,укрепляющие мышечную систему.Но,как показывают опросы, зарядка для тренировки глаз является обязательной процедурой для ребенка далеко не в каждой семье. А ведь если бы детки регулярно делали гимнастику для глаз в домашних условиях (особенно,если есть наследственная предрасположенность к появлению дальнозоркости, близорукости или астигматизму ),то зрение не ухудшалось бы заметно с каждым годом. Можно с полной уверенностью сказать,что гимнастика для глаз для детей школьного возраста и дошкольников является замечательной профилактикой проблем со зрением и заболеваниями глаз .
С момента рождения и до 12 лет у ребенка активно развиваются органы зрения. Вероятность испортить зрение в это время увеличивается.
Негативное влияние на глаза оказывают повреждения (травмы, ), чрезмерные нагрузки перед монитором компьютера и у телевизора, инфекции , заболевания , иные причины.

Ежедневно ребёнок получает и перерабатывает много информации, необходимо все время напрягать органы зрения. Последствием является усталость - главный виновник проблем с глазами у детей. Даже при идеальном зрении нужно регулярно заботиться об их релаксации. В противном случае придется столкнуться с сухостью и покраснением глаз, плохой видимостью на большом расстоянии.

Поскольку зрение у детей постоянно развивается, глазки малыша требуют особой опеки . Для них были придуманы специальные тренировки. Ребенку интереснее выполнять упражнения, если они сопровождаются стишками , потешками , поговорками или пословицами , создавая определенный ритм. Игра увлечет любого непоседу. Ниже вы найдете лучшие упражнения,которые сделают увлекательной гимнастику для глаз при близорукости,а также при дальнозоркости для детей любого возраста.

Восстановление зрения возможно. Прежде чем прибегать к операции, лазерной или другой коррекции, попробуйте вернуть здоровье зрительных органов естественным путем. Для этого нужно запастись терпением, за один день ситуация не исправляется. Но понятно,что появились проблемы со зрением у ребёнка не в одно мгновение.

Упражнения для глаз выполняют до 3 раз в день, для зарядки выделяется 4 минуты. Применяются различные маленькие предметы и тренажеры. Сформулировать последовательность действий лучше в стишках . Гимнастика для глаз в стихах для детей - лучший способ увлечь ребенка делать полезные упражнения для улучшения зрения каждый день! Далее вы найдете самые популярные упражнения гимнастики для глаз в стихах и потешки .

Доктора всего мира разрабатывают различные методики для тренировки глаз для детей . Впервые необходимость регулярных зарядки и отдыха для глаз была отмечена американским офтальмологом Вильямом Бейтсом, который сделал одну из самых эффективных тренировок для зрительных органов. Из современных вариантов наиболее популярны упражнения Мирзакарима Норбекова. При систематическом выполнении первой или второй методики зрение заметно улучшается.

Миопия (близорукость) - заболевание, при котором глаз нормально воспринимает изображение, которое расположено близко (до 40 сантиметров), но далекие предметы ему распознать тяжело.
Для улучшения состояния глаз рекомендуется систематически выполнять несколько вариаций тренировок, которые созданы разными врачами-учеными.

При дальнозоркости у детей фокусировка картинки выполняется за сетчаткой глаза. Существуют особые упражнения для усиления остроты зрения, которые иногда помогают полностью устранить проблему.

К сожалению в последние годы проблемы со зрением наблюдаются практически у каждого четвертого ребенка дошкольного возраста. Дети подолгу сидят у телевизора,фокусируют свой взгляд на одном и том же расстоянии,играя в игры за компьютером. Чтобы улучшить зрение и предотвратить его дальнейшее ухудшение,рекомендуется регулярно выполнять гимнастику для глаз . Чтобы деткам было интересно каждый день заниматься упражнениями,улучшающими зрение,мы разместили ниже список упражнений в стихах . Интересная гимнастика для глаз для детей будет полезна не только ребенку,страдающему близорукостью или дальнозоркостью,но и существенно может укрепить зрение у любого дошкольника. Также вы найдете комплекс упражнений для улучшения зрения при близорукости и специальные упражнения для детей при дальнозоркости .


Если вашему ребенку понравится гимнастика для глаз ,специально разработанная для детей и он с удовольствием будет выполнять все упражнения ежедневно с раннего детства ,то вероятность развития близорукости или дальнозоркости сводится к минимуму,если малыш не страдает какими либо патологическими или наследственными заболеваниями,влияющими на корректную работу глазного аппарата. представленные выше упражнения будут полезны как для дошкольников ,так и для детей школьного возраста - особенно полезна такая гимнастика для глаз будет после школы и после выполнения уроков домашнего задания.

Следующая статья.

18-02-2014, 07:17

Описание

Представленные в этой главе игры способствуют восстановлению центральной фиксации.

Мне кажется, что знакомство с этим приемом лучше всего начать с краткого описания механизма зрительного восприятия. Мы знаем, что все лучи от воспринимаемого объекта фокусируются на задней поверхности глазного яблока, именуемой ретиной или сетчаткой.

Имея сложнейшее строение из восьми слоев, тончайшая ткань ретины уменьшается в центре до одного слоя, образуя впадину - центральную ямку. Она находится внутри небольшого возвышения - желтого пятна или макулы. Это и есть место максимальной чувствительности, или точка наиболее зоркого зрения, которое отвечает за четкость изображения.

Парадоксы центральной фиксации

Таким образом, центральная фиксация - это способность глаз наиболее четко видеть то, на что мы смотрим прямо, а не то, что вокруг. Почему же на самом деле мы видим все объекты либо одинаково отчетливо, либо одинаково расплывчато?

Чтобы понять это, нужно вспомнить, что главный закон зрения - движение, точнее перемещение нервных клеток сетчатки со скоростью 100 и более раз в секунду. Легкое мгновенное сканирование затрудняется из-за перенапряжения глаз и психики, которое возникает вследствие чрезмерной эксплуатации глаз без отдыха либо при любых негативных эмоциях. При этом нарушается аккомодационная способность глаз фокусировать лучи через хрусталик прямо на центральную часть сетчатки. В результате человек замечает, что он лучше видит, когда прищуривается или как-то иначе напрягает глаза - изображает китайца или смотрит исподлобья и даже искоса. В дальнейшем он использует эти приемы уже сознательно, а потом по привычке, что вызывает образование так называемой эксцентрической фиксации.

Это противоестественно для глаз и приводит к различным аномалиям рефракции, в частности к астигматизму и к еще большему напряжению зрительного механизма. Глаза лишаются расслабленного состояния и возможности непроизвольной вибрации на уровне нервной ткани сетчатки.

Почему утрачивается центральная фиксация

По мнению У. Г. Бейтса, главной причиной потери центральной фиксации является психическое и физическое перенапряжение. Поскольку все аномальные состояния глаз сопровождаются перегрузкой психики, абсолютно каждому нужно ее восстанавливать. Ведь когда мозг находится в напряжении, глаза в большей или меньшей степени слепнут и в первую очередь слабеет зрительный центр. «При восстановлении центральной фиксации зрение становится безупречным, а глаза обретают идеальное состояние покоя и могут использоваться неопределенно долгое время без их утомления», - пишет доктор Бейтс.

Второй важной причиной утраты способности к центральной фиксации является ношение очков. Особенное значение имеет неправильный подбор расстояния между центрами линз. Если центр линзы не соответствует нашему зрительному центру, то происходит образование ложной макулы на боковой, нижней или верхней области центральной ямки сетчатки. Точно определить расстояние между зрительными центрами врачу довольно сложно. Если к тому же при изготовлении очков линзы отцентрируют неверно, то человек, надевая очки, будет чувствовать головокружение, тошноту, боль и резь в глазах.

В конце концов человек привыкает, неприятные ощущения от новых очков исчезают, но происходит это, к сожалению, за счет выработки ложного зрительного центра на боковых частях сетчатки.

В итоге, если снять очки, окружающие объекты либо размываются, либо раздваиваются. Иногда возникают сразу несколько изображений. Это происходит при частой смене очков разной формы, а также при покупке их без рецепта врача. И снова приходится щуриться, скашивать глаза, изображать китайца.

Смотри на звезды искоса

Для чего же нужны нам боковые участки сетчатки? Оказывается, ночью или вечером, когда освещение минимально, мы лучше воспринимаем объект боковыми частями ретины. Этот факт еще в позапрошлом веке подметили астрономы, обнаружившие, что если смотреть прямо на созвездие, то видны только самые яркие звезды, зато периферическое зрение позволяет различить звезды гораздо меньшей величины.

Поэтому, если вам нужно найти тропинку в темном лесу, лучше смотреть не прямо под ноги, а несколько в сторону, скосив глаза. Тогда уголками глаз можно уловить то, что недоступно прямому взгляду.

Таким образом, нам нужно активизировать как центральное, так и периферическое зрение. Для этого есть несколько способов.

Косвенные способы восстановления центральной фиксации

Первую группу способов восстановления центральной фиксации можно назвать их помощью борются с главной причиной нарушения центральной фиксации - перенапряжением. Здесь пригодятся все способы снятия психического и физического напряжения, но особенно хороши всевозможные перемещения и покачивания, которые приводят к микровибрации нервов сетчатки со скоростью 70-120 раз в секунду.

К косвенным способам активизации глаз можно отнести ношение «пиратских повязок», использование дырчатых очков и «письмо носом» (великолепный прием, который будет подробно описан далее).

ИГРЫ с мячом

Вторую группу приемов я назвала игровыми способами восстановления центральной фиксации. Прежде всего, это всевозможные игры с мячом. Можно играть в теннис, волейбол, бадминтон, футбол - чем чаще перемещается мяч, тем подвижнее наше внимание, а значит, и наш взгляд.

Особое место занимает бильярд. Еще в 1804 году наш соотечественник, адъюнкт- профессор кафедры анатомии и физиологии Московской медико-хирургической академии, доктор медицины и химии Федор Гильтебрантд так писал об этом в своей книге «О сохранении зрения»: «Из всех игр, в коих обыкновенно проводят зимние вечера, для занимающихся весь день трудною для глаз работою бильярд как превосходное средство для поправления утомленных глаз большого заслуживает одобрения».?

Как видим, сведущему человеку оказалось несложно представить, что происходит с глазами, когда все внимание сосредоточивается на кончике кия, а потом устремляется вслед за разлетающимися в разные стороны шарами.

Игра «жонглер»

Не менее ощутимую пользу утомленным глазам приносит жонглирование. Ему не нужно обучаться в цирковом училище, достаточно взять в руки небольшой круглый предмет, будь то теннисный мяч, яблоко или апельсин, и начать подбрасывать его и ловить, перекидывая из руки в руку. Для того чтобы легко ловить мяч, а не бегать за ним по комнате, крайне важно встать в правильную позу: ноги на ширине плеч, колени слегка расслаблены, руки на поясе, плечи опущены вниз, голова слегка приподнята (рис. 13). Следить нужно только за движением подбрасываемого предмета.

Помимо великолепной координации вы приобретете острый, быстрый взгляд и отличное зрение. Конечно, значительно больший эффект даст подбрасывание двух или трех мячей, что и составляет смысл жонглирования. Кроме того, жонглирование поможет активизировать деятельность правого полушария, позволит развить творческие способности, даст возможность лучше учиться и быстрее решать возникающие на вашем пути проблемы.

Более подробно о жонглировании рассказано в замечательной книге, которая называется «Научитесь учиться или жонглировать». Ее авторы М. Д. Гелб и Т. Бьюзен считают жонглирование одним из самых необычных способов самосовершенствования, обучения, развития уверенности и познания.

Если встать с мячом в руках напротив заходящего солнца, а затем подбрасывать и ловить мяч, выполняя при этом ритмичные повороты корпуса, можно совместить в одном простом упражнении три приема релаксации: восстановление центральной фиксации, соляризацию и большие повороты. Если после этого присесть и прикрыть ладошками глаза, поместив их в домик, мы используем еще и такой чудесный прием, как пальминг!

Игра «домино»

Конечно, я не предлагаю вам и вашим деткам «забивать козла», есть более полезные способы использования домино. Костяшки идеальны для тренировки глаз благодаря маленьким точкам на контрастном фоне. Каким бы плохим ни было зрение, чаще всего человек способен легко увидеть черные точки на белом фоне или белые - на черном.

Самый простой способ игры: нужно быстро бросать взгляд на одну или несколько костяшек и, закрыв глаза, вспоминать, сколько на них было точек. Интереснее играть вдвоем или втроем: кто быстрее и вернее назовет количество точек - тот и победитель.

Если играть не с кем, можно выложить все костяшки в плоскую коробочку, закрепить их на ней в несколько рядов и, расположив конструкцию перед собой на удобном для глаз расстоянии, с максимальной быстротой назвать число точек в верхних половинках всех костяшек первого ряда. Затем подсчитайте то же число для нижнего ряда, бокового ряда и т. д. (рис. 14).

Это упражнение способствует разрушению привычки вглядываться, побуждает глаза к быстрым перемещениям, усиливает внимательность. К тому же это простое занятие активно стимулирует и прекрасно тренирует нашу память.

Дело в том, что глаза получают двойную тренировку: они совершают мгновенное перемещение не только в момент запоминания расположения точек на костяшках домино, но и в то время, когда мы вспоминаем увиденную картину, чтобы произвести сложение. В итоге происходит внешнее и внутреннее сканирование точек домино.

Кроме того, мы тренируем оба полушария нашего мозга. Известно, что правое полушарие воспринимает любое изображение в виде образа, а левое стремится найти смысл увиденного. Правое полушарие не может подсчитать, сколько точек на костяшках, и оно мгновенно отправляет запрос в левое, которое должно сложить числа и выдать быстрый ответ. В результате активизируются связи между полушариями и происходит своего рода гимнастика мозга.

Игра «Выделяем слово, слог, букву»

Эта игра представляет собой непосредственный способ восстановления центральной фиксации. Ее можно разделить на несколько этапов.

Первый этап

Посмотрите на строку в книге, зафиксируйте взгляд на одном слове в центре строки, закройте глаза и представьте, что вы видите это слово четче и ярче, чем остальные слова в строке. Откройте глаза. Посмотрите вновь на это слово. Затем закройте глаза, снова ярко и отчетливо представьте выбранное слово. Продолжайте работать со строчкой не менее 5 минут, добиваясь, чтобы выделенное слово казалось более ярким и отчетливым по сравнению с остальными словами в строке. Для усиления эффекта можно представить, что ваш нос продолжает кисточка. Представьте, что вы опускаете ее в черную краску и крупно пишете выбранное слово. Открыв глаза, вы наверняка более отчетливо увидите его в центре строки.

Второй этап

Добившись выделения слова, нужно усложнить задачу. Для этого выделите один слог в центре слова и повторите описанные выше действия, пока не добьетесь успеха, то есть не увидите слог более отчетливо, чем остальные. Это намного сложнее, так как соседние буквы слова будут мешать, лезть в глаза. Крайне важно проявить терпение и настойчивость. Спустя время, пусть и немалое, вам удастся зафиксировать взгляд на нескольких буквах в центре слова. Только после этого можно переходить к следующему этапу

Третий этап

Как вы уже догадались, нужно выделить одну букву в центре слова и путем описанных выше действий добиться того, чтобы она казалась более яркой и отчетливой, чем остальные. Можно добиться результата только при высокой концентрации внимания и четкой фиксации взгляда.

Четвертый этап

Нужно умудриться сконцетрировать внимание так, чтобы увидеть более отчетливо сначала верхнюю часть буквы, а затем нижнюю. Задача не из легких. Зато, если вам удастся решить ее, можете поздравить себя с тем, что вы или ваш ребенок избавились от астигматизма и восстановили центральную фиксацию.

Это упражнение хорошо тем, что его можно выполнять в любом месте и в любое время, лишь бы была под рукой книга или любой напечатанный текст с подходящим размером шрифта. Замечательно и то, что есть возможность тренироваться сколь угодно долго, хоть всю оставшуюся жизнь, просто уменьшая размер шрифта и меняя расстояние от глаз до текста. При этом дальнозоркие будут уменьшать это расстояние, а близорукие - увеличивать.

Дальнозорким читателям я советую сначала выделять верхние или нижние части крупных букв, а затем перейти к более мелким строчкам. Близоруким людям тоже полезно работать подобным образом, располагая текст в зоне нечеткого видения и обращая внимание сначала только на то, какой рисунок образуют на белом фоне верхние или нижние участки крупных букв. В результате вы не только увидите более четко нужные части букв, но и сможете гораздо легче прочитать строчки в проверочной таблице.

Игра «рисуем края букв»

Важно научиться обращать внимание не на текст, а на пробелы между строками.

Все основания букв состоят из точек, штрихов и дуг. Чтобы убедиться в этом, выберите строку и нарисуйте карандашом под каждой буквой точку, штрих или дугу в зависимости от того, из чего состоит основание буквы. Затем вновь прочитайте строку. Наверняка вы увидите все буквы четче.

Закройте глаза, сделайте плавные повороты головой, равномерно вдыхая и выдыхая. Выполните упражнение для следующей строки, затем быстро ее прочитайте.

Игра «лабиринт»

Работа с таблицей № 1 заключается в том, что нужно добраться по изображенному на ней большому лабиринту от пункта А до пункта Б. При этом на каждой точке нужно на 2 секунды фиксировать взгляд и при этом быстро моргать. Не торопитесь: важна не скорость, а правильность выполнения упражнения. Не расстраивайтесь, если будете периодически сбиваться с маршрута и оказываться в исходном пункте. Можно помогать себе с помощью пальца или карандаша. Главное - не забывайте фиксировать взгляд на каждой точке и моргать.

Для получения наилучшего результата таблицу лучше расположить в зоне нечеткого видения, чтобы линии лабиринта были слегка расплывчаты. После прохождения маршрута охватите взглядом весь лабиринт, и вы наверняка увидите его более четко. Секрет прост - фиксация на отдельных линиях и точках всегда помогает лучше увидеть крупный рисунок, который они образуют. Кроме того, многократная остановка взгляда на точках активизировала вашу макулу, а моргания помогли снять напряжение от зрительной работы.

В следующий раз идите по обратному пути - от пункта Б в пункт А. Затем можете повернуть таблицу на 90° или «вверх ногами», чтобы разнообразить выполнение упражнения. Кроме того, повороты лабиринта лишат возможности запомнить его.

Отодвигайте лабиринт на максимальное расстояние или предельно приближайте, всегда сравнивая первоначальное и конечное восприятие таблицы. Добившись четкого видения большого лабиринта, переходите к аналогичной работе с точно таким же, но уменьшенным в несколько раз рисунком, изображенным на той же таблице № 1.

Проход по маленькому лабиринту потребует значительно больше усилий от вас и ваших глаз, зато если вы освоите это упражнение, то сможете поздравить себя - дальнозоркость вам больше не грозит. Ведь если вы видите точки и полоски на рисунке, то прочитаете и текст, который, по сути, состоит из точек и полосок того же размера.

Если вы не способны прочесть без очков текст после успешного прохождения маленького лабиринта - значит вы недостаточно расслаблены и еще не научились смотреть на текст без напряжения, как на рисунок. В этом случае нужно просто поверить своим глазам и убедить себя в том, что они могут читать текст так же легко, как различать маленький лабиринт в таблице.

Итак, помните: неспособность прочесть мелкий шрифт - всего лишь признак вашего психического или физического перенапряжения.

Игра «сводим мордочки»

Для работы с таблицей № 2, называемой таблицей слияния, вам нужно вначале посмотреть на верхний ряд лиц, расположив его напротив глаз. Затем надо слегка опустить таблицу и посмотреть на любую точку вдали строго напротив глаз. Потом, продолжая фиксировать взгляд на дальней точке, быстро поднимите таблицу и посмотрите сквозь нее вдаль. В это время два лица в верхнем ряду таблицы в идеале должны слиться в одно лицо. Можно смотреть не вдаль, а на кончик носа или кончик карандаша, расположенный между вами и таблицей.

Если лица верхнего ряда не сливаются в одно лицо, значит, вы делаете упражнения неправильно или у вас серьезные проблемы с одним из глаз. Чаще всего мои ученики видят вместо одного лица три, что весьма удивляет их. Для меня это свидетельство наличия астигматизма. В этом случае я советую сконцентрировать внимание только на одном лице, расположенном в центре. Обведите его контур, глаза, брови, рот. Представьте, что два крайних лица не существуют. Когда лица в верхнем ряду сольются, работайте со вторым рядом, чтобы достичь той же цели - слияния всех лиц в одно.

Для усиления эффекта начните со временем сочетать работу с таблицей № 2 с «качанием насоса», которое будет описано ниже, в главе «Новые визуальные навыки».

Четыре приема снятия напряжения

Подведем итоги. Снятие психического и физического напряжения с помощью четырех приемов, разработанных У. Г. Бейтсом, - основная часть программы восстановления зрения. Это красная нить, которая должна проходить через все ваши занятия!

Упражнения, примочки, ванночки, массаж важны и необходимы, но без овладения приемами расслабления они вряд ли позволят добиться устойчивого положительного результата в работе по улучшению здоровья глаз. Поэтому не жалейте времени на выполнение пальминга, соляризации, всевозможных поворотов и перемещений, а также на работу по восстановлению центральной фиксации. Помните о важности этих приемов и обязательно включайте их в дневной график, особенно по мере возрастания напряжения и зрительного утомления.

С утра и перед сном покачайтесь, выполните пальцевые повороты и пальминг. Обязательно прибегайте к пальмингу при первых признаках усталости глаз во время зрительной работы.

При каждом удобном случае (на улице, на остановке, на даче, в парке) проводите соляризацию, заканчивая ее пальмингом, если есть возможность. И не сетуйте на отсутствие солнца или свободного времени! Каждый человек нуждается в нормальном балансе между работой и отдыхом. Чрезмерные нагрузки могут привести к стойкой депрессии, а на ее фоне развиваются многочисленные психологические и соматические заболевания!

Недостаток солнечного света - тоже не беда. В качестве примера приведу историю одной из наших соратниц. Опыт этой женщины интересен тем, что она восстановила зрение после практически полной слепоты.

У Людмилы Михайловны возникло отслоение сетчатки, и вопрос стоял ребром: нужно было или уходить на пенсию по инвалидности, или принимать срочные меры, чтобы вернуться к научной и преподавательской работе. Женщина пришла на курсы и упорно трудилась над собой и своими глазами все лето. В итоге она не просто «вернулась в строй», а в 65 лет защитила докторскую диссертацию и сейчас руководит кафедрой в одном из вузов!

Поняв необходимость соляризации (это важнейший прием при отслоении сетчатки), Людмила Михайловна умудряется делать ее в любое время года и радостно докладывает: «22 ноября 10 минут было солнце, и я им воспользовалась. 10 декабря я поймала солнце на остановке и поиграла с ним».

Конечно, моя коллега не только практикует соляризацию, а выполняет весь комплекс оздоровительных и поддерживающих процедур, несмотря на всю свою занятость. Мне было очень приятно смотреть на Людмилу Михайловну на одной из научных конференций, потому что она единственная читала текст своего доклада без очков.