Смотреть что такое "Джабир ибн Хайян" в других словарях.

28.10.2019 Колит

Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырёх элементах-стихиях , носителях четырёх качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов . Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской , так и в западноевропейской алхимии .

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах .

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырёх аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (философской Ртути) и начале горючести (философской Серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, Ртуть - принципа металличности.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают Серу, мокрые же - Ртуть. Сера и Ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь известных металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощью некоего «медикамента» или «эликсира », который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в

Абу Муса Джабир ибн Хайян (латинизированное имя Гебер ) (ок. , Туси , провинция Хорасан , Иран - ок. , Куфа , Ирак) - арабский алхимик.

Родился в семье аптекаря Хайана аль Азди, происходившего из Йемена . Сведения о жизни и деятельности Джабира ибн Хайяна крайне разноречивы; большую часть жизни он, видимо, провёл в г. Куфа на территории сегодняшнего Ирака. Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях , носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов . Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской , так и в западноевропейской алхимии .

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах .

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (философской Ртути) и начале горючести (философской Серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, Ртуть - принципа металличности.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают Серу, мокрые же - Ртуть. Сера и Ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь известных металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира» , который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро .

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы , квасцы , щёлочи , нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты , слабого раствора азотной кислоты , свинцовых белил.

Псевдо-Гебер

В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» («Summa perfectionis»), «Книга об исследовании облагораживания металлов» («Liber de investigatione perfectionis»), а также «Книга о философских печах» («Liber fornacum») и др. По-видимому, эти трактаты, которые никак не могли принадлежать Джабиру ибн Хайяну, написаны в XIV в. испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного Псевдо-Гебер систематически изложил сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций:

Описывая этого учёного, Ибн Халдун пишет: «Они относят химию именно к нему и называли её наукой Джабира ».

Арабский учёный Абу Муса Джабир ибн Хайян ибн Абдуллах Аль-Азди (латинизированное имя – Гебер) родился721 году (103 году по хиджре) в городе Тус, провинция Хорасан, Иран, в семье аптекаря Хайана Аль-Азди, происходившего из племени Азди из Йемена, некоторые представители которого переселились в Куффу. Большую часть своей жизни Джабир ибн Хайян провёл в Багдаде в столице Аббасидского Халифата и сегодняшнего Ирака.

Джабир ибн Хайян по праву считается основоположником экспериментальной химии и первым учёным, выводившим свои данные на основании научных экспериментов. Он проводил очень много экспериментов и научных исследований. По этой причине химию стали связывать непосредственно с его именем, называя эту науку «Химией Джабира» или «Ремеслом Джабира». Также его самого называли Шейхом Химиков или отцом Химии.

До Джабира Ибн Хайяна химия была представлена в виде нескольких разбросанных сочинений по разным ремеслам, которые были смешаны с другими многочисленным ремеслами разного рода. Но Ибн Хайян смог развивать химию и поднять её с того начального уровня на самый высокий уровень. Это было достигнуто благодаря огромной научной работе и многочисленным наблюдениям. Он также установил основополагающие правила получения химических веществ и их взаимодействия, поэтому Джабир Ибн Хайян, бесспорно, считается учителем (шейхом) всех химиков.

Рождение химии и научный метод Джабира Ибн Хайяна

Вначале наука химия представляла собой что-то вроде сказок, которые опирались на ничем необоснованные утверждения. Основной функцией этой так называемой науки было разработка идей по превращению недорогих простых металлов (меди, алюминия, олова и т.п.) в благородные металлы (золото и серебро). Это исходило из убеждений некоторых доисламских ученых, что такие металлы, как золото, серебро, медь, железо, свинец и олово являются металлами одного вида. Также они полагали, что на их различие влияет четыре качества: теплота, холод, влажность и сухость. Поэтому он считали возможным преобразование одного металла в другой при добавлении третьего вещества, эликсира. Основываясь на таких и им подобных утопических гипотезах доисламских учёных, некоторых якобы ученые фантазировали и выдвигали мнения об изобретении эликсира бессмертия или философского камня, который увеличивает продолжительность жизни человека. Эта наука называлась Алхимией.

Джабир Ибн Хайян, Абу Бакр Ар-Рази и другие арабские учёные сделали большую работу по изучению четырех элементов-стихий, носителей четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Изучая всё путём эксперимента, они открыли новый научный экспериментальный метод изучения химии. Об этом экспериментальном методе сам Джабир Ибн Хайян говорил: «Главным критерием совершенства этого ремесла является практика и испытание (эксперимент). Следовательно, тот, кто не практикует и не экспериментирует, не добьётся абсолютно ничего ».

Также в его книге«Аль-Хавас аль-кабир» первая статья начинается словами: «Мы в этой книге приведём только то, что мы видели сами, а не то, что откуда-то слышали. Также мы приведём то, что нам было сказано или мы прочитали после того, как подвергли это испытанию. Следовательно, то, что соответствует действительности мы приведем в книге, а то, что не соответствует, отбросим ». Поэтому Джабир Ибн Хайян считается учёным, который впервые применил научный экспериментальный метод и установил его основополагающие правила. В этой науке Джабир Ибн Хайянушёл намного дольше греческих учёных, которые в то время считались лучшими в этой науке.

Джабир Ибн Хайян впервые дистиллировал и изготовил много новых веществ: оксидов, солей и других, в частности, подробно описал метод получения азотной кислоты и дистиллированного уксуса (чтобы получить этаноловую кислоту).

Французский историк Гюстав Лебон (G. Lebon) сказал о его трудах: «Из книг Джабира Ибн Хайяна можно составить большую научную энциклопедию, которая охватывает все достижения арабов в науке Химии. В его книгах описывается много химических соединений, которые до этого не были известны ».

Джабир ибн Хайан является автором многочисленных научных трудов по химии, из которых в дальнейшем западные учёные извлекли много полезного. Арабский литератор X века из Багдада, автор самых значительных энциклопедических словарей Абу-ль-Фарадж Мухаммед ибн Ан-Надим Аль-Багдади посчитал количество его научных трудов по химии и насчитал 306 сочинений.

Большая часть этих книг была потеряна, но более восьмидесяти его книг хранятся в разных библиотеках по всему миру. Большая часть этих книг в двенадцатом веке была переведена на латинский язык Робертом Алестром, Герардом Кремонским (Gherardo Cremonese, (1114-1187) - средневековый учёный итальянского происхождения) и другими. Переведённые на латинский книги Джабира Ибн Хайяна и сыграли большую роль в становлении современной науки химии во всем мире.

Одной из самых известных книг Джабира Ибн Хайяна считается «Ас-Сумумвадаф’умазарриха »– «Токсины и противоядие » (буквально: яды и защита от их вреда). В этой книге он подразделяет токсины на животного, растительного и неорганического происхождения и приводит информацию о противоядиях к ним и о том, как они влияют на организм. Эта книга считается мостом, соединяющим медицину и химию. Такую же известность получила его книга «Аль-Хавас аль-кабир», одна из копий которой в настоящее время хранится в Британском музее.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти », представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит ценные сведения о металлах и минералах. Эту книгу можно считать кратким изложением всех достижений арабов того времени в науке химии.

Кроме этих книг у него было еще много трудов по химии, не считая других его сочинений по математике, философии и литературе. Некоторые книги Джабира Ибн Хайяна, как мы выше указали, были переведены на латинский язык и в течении тысячи лет были самыми подробными и авторитетными источниками для учёных химиков. Также имеются его книги на латинском языке, оригиналы которых на арабском языке пока ещё не найдены.

Его труды изучались известными европейскими учёными, такими, как Бройлих, Холмярд (Holmyard), Джордж Сартон (SartonGeorge) и другие.

Кстати, бельгийский химик Джордж Сартон, который планировал написать историю наук в девяти томах, но успел написать только три, описывая период расцвета исламской цивилизации, пишет: «Судя по тому, что пишет Джабир Ибн Хайян в своих книгах, невольно скажешь, что не может написать такое человек, живший во втором веке по хиджре, потому что в его трудах приводится очень много подробных новых для его времени фактов».

Как мы видим, Джабир ибн Хайян дал миру очень много знаний, и он не единственны исламский арабский учёный, знаниями которого пользуется весь мир, особенно западные страны. Таких учёных было очень много.

Некоторое время институты исламской Андалусии были заполнены студентами из Европы, которые получали там знания по разным научным дисциплинам, но это уже тема для другой статьи.

Джабир ибн Хайян составил комментарии к «Началам» Евклида и к «Альмагесту» Птолемея. Ему принадлежат «Книга о построении астролябии», «Изящный зидж», «Книга о положении светил», «Книга о зеркалах». Будучи известным врачом, он написал «Книгу ядов и противоядий» и «Книгу милосердия».

Алхимия

Полагают, что сам Джабир ибн Хайан является автором всего нескольких работ из сотен алхимических трактатов, подписанных его именем. Алхимия в этих трактатах следует идеям Аристотеля о четырех элементах-стихиях, носителях четырех качеств: теплоты, холода, влажности и сухости. Многие из этих трудов носили теоретический или мистический характер, в других приводились подробные описания лабораторных экспериментов. Трактаты Джабира имели чрезвычайно высокий авторитет и влияние как в арабской, так и в западноевропейской алхимии.

Среди сочинений Джабира ибн Хайяна наиболее интересна «Книга семидесяти», представляющая собой своего рода энциклопедию, состоящую из 70 глав, посвященных различным теологическим, политическим и естественнонаучным вопросам. В последних главах «Книги семидесяти» он приводит сведения о металлах и минералах.

Из разнообразных веществ, встречающихся в природе, в центре внимания Джабира находятся семь металлов; много внимания он уделяет и минералам. Чтобы дать характеристики свойств всех этих веществ, в особенности таких специфических свойств металлов, как плавкость, ковкость и металлический блеск, Джабиру явно недостаточно четырех аристотелевых элементов-стихий. Поэтому Джабир предлагает ртутно-серную теорию происхождения металлов: вводит представление о начале металличности (философской Ртути) и начале горючести (философской Серы) как двух составных частях металлов. Сера рассматривается им в качестве принципа горючести, Ртуть - принципа металличности.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают Серу, мокрые же - Ртуть. Сера и Ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь известных металлов. Золото как наиболее совершенный металл образуется, только если вполне чистые Сера и Ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощь некоего «медикамента» или «эликсира», который приводит к изменению соотношения Ртути и Серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро.

Джабир ибн Хайян описывает также различные химические операции (перегонку, возгонку, растворение, кристаллизацию и др.), а также некоторые химические препараты (купоросы, квасцы, щёлочи, нашатырь и др.), излагает способы получения уксусной кислоты, слабого раствора азотной кислоты, свинцовых белил.

Псевдо-Гебер

В XIV в. в Европе получили широкое распространение приписываемые Джабиру сочинения «Сумма совершенств, или учение о высоком искусстве облагораживания металлов» (Summa perfectionis), «Книга об исследовании облагораживания металлов» (Liber de investigatione perfectionis), «Книга о философских печах» (Liber fornacum) и другие алхимические трактаты. Предполагается, что эти трактаты написаны испанским алхимиком, подлинное имя которого осталось неизвестным. От имени легендарного арабского учёного он систематически изложил сведения по теории и практике алхимии. В сочинениях Псевдо-Гебера приводится множество сведений из области практической алхимии. В частности, описывается аппаратура для различных химических операций: дистилляции, сублимации, фильтрации, коагуляции (отверждение) и других, а также способы отделения золота от серебра и серебра от свинца. Исторически важно и то, что Псевдо-Гебер описал сильные минеральные кислоты, в частности, азотную кислоту, которую впоследствии стали называть «крепкой водкой» (aqua fortis), и серную кислоту. Им описана также и «царская водка» (aqua regis), которую он получал перегонкой селитры, купороса, квасцов и нашатыря.

Сочинения

  • E. J. Holmyard (ed.) The Arabic Works of Jabir ibn Hayyan, translated by Richard Russel in 1678. New York, E. P. Dutton (1928); Also Paris, P. Geuther.
  • Syed Nomanul Haq, Names, Natures and Things: The Alchemists Jabir ibn Hayyan and his Kitab al-Ahjar (Book of Stones), (Dordrecht: Kluwer Academic Publishers, 1994), ISBN 0-7923-3254-7.