Страх перед публичными выступлениями и причины его возникновения. В статье пойдет речь о том, как избавиться от озвученного душевного дискомфорта, который способен навредить карьерному росту любого человека.
Содержание статьи:
Страх публичных выступлений - это чувство, которое может показаться некоторым скептикам необоснованным явлением. Однако практика показывает, что именно оно мешает многим людям раскрыться перед предполагаемой аудиторией во всей красе своих ораторских талантов. Следует разобраться в причинах озвученного страха и методах борьбы с подобной напастью.
Психологи обозначают следующие причины описываемого явления у запаниковавшего перед ораторством человека:
Важно! Психологи считают, что все озвученные причины необходимо в срочном порядке искоренять. Такие страхи мешают людям сделать успешную карьеру и добиться весомых результатов в жизни.
Преодоление страха публичных выступлений - это не прихоть, а мудрое решение для самодостаточных личностей, которые хотят достигнуть в жизни многого. Здесь важно не только осознать проблему, а и начать с ней активно бороться.
С данным душевным дискомфортом реально бороться при помощи множества способов. Можно помочь себе самостоятельно, а при недостижимости подобного стоит обратиться к специалистам.
Страх публичных выступлений является очень распространенным явлением. Соотношение испытывающих такой страх 1:4, притом, что для многих людей важно легко коммуницировать с аудиторией.
Умение быть хорошим оратором является одним из важнейших навыков XXI века, который может помочь вам продвинуть вашу карьеру, развивать свой бизнес, и создавать прочные отношения с людьми.
В то время как страх призван защищать нас в рискованных ситуациях, наша с вами задача не позволить этому чудищу стоять между вами и вашей аудиторией. Этот страх может помешать вам делиться вдохновляющими идеями, говорить о важной работе и представить интересные решения проблем, которые затрагивают многих людей.
Исходя из этого, мы понимаем, что страх публичных выступлений - это потеря для каждого в разной степени.
Существует несколько способов проработки страха публичных выступлений. Некоторые из них обращаются к физиологическому аспекту страха, другие сосредоточены на мыслях по поводу выступления, и некоторые из них сосредоточены на поведенческих компонентах, которые способствуют более высокому уровню страха и тревоги вокруг публичных выступлений.
Разнообразные методы релаксации могут быть использованы для снижения повышенной физиологической активности, что влечет уменьшение выделения гормонов страха, которые организм вырабатывает автоматически при столкновении с событием или ситуацией, которая вызывает страх.
В случае публичного выступления, стимул, который вызывает страх, может варьироваться как от простого разговора о событии, так и от простой мысли о том, что необходимо говорить на публике. Методы релаксации помогают нам научиться контролировать свое дыхание, чтобы снизить частоту сердечных сокращений, и, чтобы уменьшить напряжение в мышцах. Эти методы работают лучше всего в паре с постепенным воздействием на страх публичных выступлений.
Например, вы начинаете применять эти методы, когда вы только продумываете, как вы будете говорить. Вы представляете, как вы выступаете перед аудиторией и подключаете к этим образам дыхание. Затем вы тренируете свою речь перед зеркалом и также подключаете дыхание.
Затем поработайте с очень маленькой аудиторией, расскажите свои идеи друзьям, как если бы это было бы уже ваше выступление. Постепенно ваш мозг будет научаться успокаивать дыхание, помогать вам держаться в спокойном состоянии на публике. Кроме того, можно начать с выступлений, к которым легче подготовиться. Релаксация является эффективным методом, с быстрыми, но не обязательно долговечными результатами.
Другой способ победить страх публичных выступлений - это бросить вызов своим убеждениям о своей способности подготовить и презентовать свою убедительную речь.
Например, вы выявили убеждение: "Я плохой оратор", "Я плохо выгляжу на публике", "Люди могут увидеть, как я беспокоюсь на сцене". Нам с вами важно понять, что ваши убеждения не подтверждены фактами или вашим опытом. Рефрейминг (или переосмысление и перестройка механизмов восприятия, мышления, поведения) помогает оспаривать негативные высказывания и убеждения, и заменять их благоприятными, поддерживающими убеждениями.
Важно, чтобы вы понимали, что этот метод не предназначен, чтобы просто заменить негативные мысли пресными и бессмысленными утверждениями. Они бросают вызов вам прагматично и целенаправленно думать - что большего появится в вашей жизни, когда вы будете легко выступать перед аудиторией, легко говорить о своих идеях в компании, где работаете.
В сущности, вы учите себя видеть публичные выступления в качестве не угрожающего вашей безопасности события, а в качестве события, которое открывает вам двери к новым возможностям.
Еще один подход включает в себя изменение мыслей по поводу оценки вашей точки зрения, на то, что вы даете пользу тем, кому она нужна. Вы приучаете себя видеть публичные выступления как ситуации, в которых, общаясь с людьми, вы думаете, что они выиграют, вместо того, чтобы думать о них, как о ситуациях, в которых вас будут судить.
Этот сдвиг в перспективе освобождает вас от беспокойства о том, как вы столкнетесь с публикой, и поможет держать фокус вашего внимания на том, как лучше всего презентовать себя и свой материал.
Публичное выступление - это кульминация очень тщательного процесса, который включает в себя подготовку и репетиции презентации. Чем больше вы подготовлены, тем меньше беспокоитесь о том, что растеряетесь в ходе презентации.
Подумайте о том количестве дублей, которые актеры выполняют на съемочной площадке, перед тем как кадр войдет в фильм. Репетируйте ваше выступление, тогда ваш главный дубль войдет в фильм под названием "Мое успешное выступление".
Такой подход позволяет достичь своей цели и в то же время сохранить вашу уникальность. Помните, будучи неподготовленными, вы всегда будете более нервными, чем, если вы будете чересчур подготовленными.
Чем больше вы говорите, тем больше опыта вы получаете, тем больше возрастает ваша уверенность, тем меньше становится страх. Когда вы ищете возможности говорить на публике, тогда эти возможности приходят в вашу жизнь.
В то время как вы можете многое сделать, чтобы преодолеть страх публичных выступлений своими силами, есть много вариантов для дополнительной помощи. Получение помощи коуча может быть во многих случаях более эффективным способом достижения результатов, так как в коуч-сессии вы можете рассмотреть свой страх, свои убеждения с разных сторон, а также создать программу изменения своего мышления по поводу публичных выступлений. Понять, из чего состоит именно ваш страх, убрать то, что мешает, усилить то, что будет помогать.
Публичное выступление - это путешествие с определенной целью, и маршрут должен быть нанесен на карту. Тот, кто не знает, куда он идет, обычно приходит неизвестно куда.
Дейл Карнеги
Я описала некоторые из способов, которые могут помочь вам избавиться вам от страха публичных выступлений. Как написал Блез Паскаль: "Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим".
Поэтому анализируйте каждый способ, пробуйте, замечайте изменения в себе от каждого из способов, добавляйте что-то свое, и я уверена, что совсем скоро ваш страх публичных выступлений улетучится, как дым от затухающего костра, а ваша сила, ваша уверенность возрастет и поднимет вас к тому желаемому будущему, которое вы представляете!
Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью...
Знакома ли вам такая ситуация? Впереди концерт, ваш отчет о проделанной работе, а вы за полгода начинаете переживать, как все пройдет. У вас уже сейчас стынут руки и перехватывает дыхание при одной мысли, что вы окажетесь на сцене. Потому что когда вы выходите на нее, вы словно проваливаетесь в параллельную реальность, где слышите только громкий стук собственного сердца и, как сомнамбула, двигаетесь к своей голгофе.
Все остальное кажется нереальным. Звуки как будто вязнут в плотном тумане. Все плывет перед глазами, как в ночном кошмаре. Вас слепит яркий свет осветительных приборов, а там, в черной яме зрительного зала, сидят те, кого вы боитесь больше всего – зрители. Вы стараетесь не смотреть туда, но вы же знаете, что они будут слушать и смотреть только на вас. Вы – в центре внимания. От одной мысли об этом у вас отказывают руки, ноги, голос, память. Вы забываете слова, пальцы теряют подвижность, зубы стучат, ноги подкашиваются и дрожат мелкой дрожью.
Все! Вы уже опозорены, потому что все видели, как вам страшно. Вы еще ничего не сделали, но вам уже стыдно, потому что вы не на высоте, вы не совершенны, не идеальны. А если вы еще и ошибку совершили, то это позор на всю оставшуюся жизнь! Вы больше никогда не выйдете на сцену. Вы уже не сможете сказать людям то, что было для них так важно. Вы не сможете разбудить их сердца поэмой, музыкой или пламенной речью. Вы не выполните свое предназначение в этой жизни.
Страх сцены и публичных выступлений – это не шутка. Это крест на реализации таланта. А что может быть для человека важнее, чем реализация своих свойств? Ведь только это дает ему ни с чем несравнимое ощущение счастья и удовольствия от жизни. Отказаться от реализации – все равно, что не жить.
Когда люди испытывают страх сцены, они часто рационализируют, что «раз у меня это не получается, значит, это не мое». Но почему-то все равно хочется оказаться там, испытать сумасшедший подъем от всеобщего внимания и последующей за выступлением благодарности, которая может выражаться по-разному – в виде цветов, восхищения талантом, уважения. В конце концов, хочется почувствовать, что жизнь прожита не зря, что все то, что наполняет вас, может быть разделено с другими людьми.
Мы живем среди людей и, так или иначе, должны уметь находиться в центре внимания, доносить до окружающих свои мысли. Можно сказать, что в какой-то мере вся жизнь – это сцена. Поэтому проблема страха перед публичными выступлениями для многих людей становится настоящим камнем преткновения. Можно ли помочь в этом случае? Системно-векторная психология Юрия Бурлана утверждает, что это возможно.
Системно-векторная психология говорит, что существует восемь векторов – наборов врожденных психических свойств человека, которые определяют его желания и способности. Как объясняет системно-векторная психология, прежде всего, страх сцены характерен для людей со . Это очень эмоциональные люди, экстраверты, которые, к тому же, в определенных состояниях очень любят себя показывать, имеют склонность к публичности, демонстративности. То есть это как раз те люди, которые при правильном развитии своих свойств чувствуют себя на сцене наиболее органично, выступают с удовольствием, раскованно, свободно, заражая своими эмоциями зрителей, пробуждая в них сопереживание.
Однако свойства зрительного вектора могут быть не развиты в детстве. Это означает, что ребенка с богатым эмоциональным потенциалом не научили выносить свои эмоции наружу, проявлять свои чувства. Например, зрительному мальчику запрещали плакать, потому что «мужчины не плачут». Или у родителей просто не было времени, чтобы проявлять внимание к ребенку, в то время как маленький зрительник особенно сильно нуждается в нем, гораздо больше, чем другие дети. Ему обязательно нужно выражать свои эмоции, а родителям некогда. Ситуации бывают разные, а вот результат всегда один – закупоривание эмоций внутри.
Обладая огромнейшей эмоциональной амплитудой, зрительные люди часто попадают в крайние ее состояния – переживание невероятной любви на одном конце и страх смерти на другом. У последнего есть корень в нашем коллективном бессознательном. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей древней человеческой стаи. Она первая своим зорким зрением замечала в саванне притаившегося хищника и пугалась, выделяя феромоны страха. Сильнейший страх смерти, который могла испытывать только эта женщина с большим чувственным потенциалом, спасал жизнь стае. Тогда он был оправдан, однако и сейчас он по-прежнему присутствует в психике зрительных людей.
Зрительники от рождения подвержены страху смерти, а он, в свою очередь, является причиной множества других страхов, в том числе, и страха сцены. Развитие чувств, вынос их наружу, на других людей помогают избавиться от этого коренного страха, а заодно и от всех других страхов разом.
Бесполезно уговаривать себя и представлять, что в зале вместо людей сидят тыквы. Бесполезно обивать пороги ораторских курсов, пытаясь регулярной тренировкой избавиться от онемения, которое охватывает тебя при виде зрителей. Нужно осознать свои свойства и научиться направлять их в правильное русло. Страх сцены уходит, как только удается забыть о себе и сосредоточить свои чувства на тех, кому они предназначены – на зрителях.
Есть еще один фактор, который мешает зрительным людям почувствовать себя свободно на сцене – это зацикленность на собственном внешнем виде. Они могут подолгу смотреться в зеркало. Их приводит в отчаяние маленький прыщик на носу. Посадив пятно на одежду, они пробираются «по стеночке», чтобы кто-нибудь не заметил, что с ними что-то не так. Мятые брюки, испортившаяся прическа, грязные туфли вызывают у них чувство физического дискомфорта. Представьте теперь, что трясущиеся руки такого человека, мертвенную бледность и подкашивающиеся ноги видят десятки людей. Это же ужас!
Но чаще всего неудачи, связанные с фиксацией на том, как он выглядит, проявляются у человека при наличии анально-зрительной связки векторов. Как говорит Системно-векторная психология Юрия Бурлана, именно способствует тому, что человек хочет видеть себя совершенным, без изъянов и недостатков, а также чтобы и другие люди видели его таким. Так проявляется анальный перфекционизм, стремление к совершенству.
Сцена часто обнажает внутренние зажимы человека. Человек теряет естественность, поэтому не всегда выглядит привлекательно. И человеку с анальным вектором это бывает очень сложно принять. Редко ему удается простить себе минуты позора. И хотя с точки зрения зрителей позора может и не быть (бывает, что они и не замечают, что человек сильно волнуется), но зрительный вектор человека уже расписал все происходящее в самых мрачных тонах. Выступающий уже уверен, что был безнадежно плох на сцене. Все пропало! Финита ля комедия! Зрительники - большие фантазеры, склонные «делать из мухи слона».
Анально-зрительный человек, совершивший хоть раз ошибку на сцене в состоянии сильнейшей зрительной экзальтации, может больше никогда на нее не выйти. Он будет долго переживать собственную неудачу, вплоть до того, что постарается оборвать связи с людьми, которые видели его позор. По-зрительному он будет драматизировать ситуацию. По-анальному постоянно прокручивать свою неудачу в голове, не в состоянии простить себе того, что случилось. Для этого есть предпосылки – у анального человека очень хорошая память, но, к сожалению, он долго помнит не только хорошее, но и плохое.
Плохой опыт может стать для него ориентиром в жизни, и он навсегда поставит крест на том, что у него не получилось однажды.
Есть еще категория людей, которые принципиально не хотят рисковать выступать на сцене. Это чисто анальные люди. Выступление на сцене не входит в область их желаний. Они являются интровертами и гораздо более комфортно ощущают себя дома, в кругу семьи, или занимаясь скрупулезной, точной работой, а не под светом рампы. Они не рвутся на сцену. Она для них стрессовый фактор. А в стрессе анальный человек может впадать в ступор, вплоть до неспособности двигаться (когда отказывают руки и ноги). Но будучи ученым, аналитиком, преподавателем, он вынужден бывает выступать перед публикой. И здесь ему также может мешать его родной страх опозориться, природу которого раскрывает Системно-векторная психология Юрия Бурлана.
Стресс вызывает у такого человека сжатие всех сфинктеров в организме. Именно анальный человек от стресса теряет на сцене голос, так как сжимается горловой сфинктер. Но больше всего страдает самая чувствительная его зона – анальный сфинктер. Поэтому состояние длительного стресса ведет к запорам у такого человека. А вот внезапный стресс может привести к потере контроля над анальным сфинктером и вызвать диарею. Это случается не всегда, но подсознательно анальный человек всегда боится этого, боится опозориться.
Природа не создает дефекта. Это мы неверным использованием наших свойств превращаем нашу жизнь в сплошное страдание. Просто потому, что не понимаем, почему мы созданы такими и для чего в нас вложены те или иные качества. Системно-векторная психология Юрия Бурлана позволяет нам глубже понять себя.
Мы начинаем видеть, что наши эмоции имеют два полюса – страх и развитая чувственность, любовь. И чтобы не бояться, надо любить. Причем не себя, а другого человека. Мы осознаем, что анальный вектор дается нам для передачи опыта следующим поколениям, для выполнения качественной и нужной обществу работы. Поэтому и память у людей с анальным вектором хорошая, и перфекционизм идет в дело.
И это осознание бесценно, потому что оно меняет жизненные ориентиры, и плохие состояния, в том числе и любые страхи, уходят мягко и естественно. Так, что мы даже не замечаем, как стали другими. Не верите? Почитайте отзывы тех, кто прошел тренинг:
«Начну с того, что постепенно начали уходить страхи, которые очень мешали жить! Огромная благодарность Юрию за эти бесценные знания! В особенности снизился страх публичных выступлений, на сцене начала чувствовать себя свободнее. Видение мира кардинально изменилось, начинаю чувствовать людей не как раньше (через призму своих убеждений), а по-настоящему понимаю мотивы их поступков! Это невероятно!»
Если вам мешает страх перед публичными выступлениями, начните с познания самого себя на бесплатных вводных онлайн-лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Зарегистрироваться на них можно по ссылке:
Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »Здравствуйте, дорогой друг!
Как и обещал, эта статья будет о том, как побороть страх перед выступлением на публике. Боязнь публичного общения, её ещё называют «страх сцены», – одна из самых распространённых.
Между тем, делать это приходится регулярно, начиная с детского сада. Встать на стул и рассказать стихотворение гостям. Перед всем классом отвечать домашнее задание. Защищать дипломную работу перед комиссией. Делать важный доклад на рабочем совещании.
И никого не заботит ваша тревога: смогу ли я красиво и интересно рассказать? Не забуду ли я речь? А вдруг я не смогу ответить на вопросы и потеряю авторитет? А если я не справлюсь с волнением и меня захлестнут эмоции?
Хотя бы через один пункт этого списка проходил каждый. Помните свои ощущения при этом? Было ли у вас желание сквозь землю провалиться, лишь бы не чувствовать на себе пронзительные взгляды окружающих?
Почему он возникает?
Понимание причин ужаса публичных выступлений – это половина дела по его преодолению. Давайте разберёмся, почему он возникает.
Корни надо искать еще в первобытно-общинном строе. Люди образовывали племена, и каждый человек должен был соблюдать условия жизни в нём. Изгнание из племени было равносильно смерти. Действия человека подвергались общественной оценке со стороны племени, и оказаться осуждённым своими было позорно. Первобытный человек боялся стать социально изолированным.
Сейчас мы образованные, цивилизованные люди, но мало что изменилось. Общественное мнение до сих пор играет партию главной скрипки в формировании взглядов «Что такое хорошо и что такое плохо».
При этом пусковой механизм для каждого свой: кому-то важно быть перед публикой отличником и не ударить в грязь лицом, кто-то боится оценки важных солидных людей. А родом всё из детства.
Причины этого:
Важно понять, почему вы боитесь выступления. А затем приступать к выработке решения проблемы и последующей проверке её на практике.
Я один такой?
Нет. Каждый человек в той или иной степени испытывает боязнь публичного внимания.
Лёгкое волнение – это нормально и даже нужно. Особенно если предстоит общаться с незнакомой аудиторией или тема вам не очень хорошо знакома. Оно помогает собраться с мыслями, сконцентрироваться на задаче, держать в голове важные моменты и выдать всё четко и по теме.
Мешает сильное волнение, паника. Из-за них вы теряете голос, у вас дрожат руки и коленки, кожа покрывается красными пятнами, кидает в жар. Согласитесь, не подходящее состояние для выхода к аудитории?
Впрочем, как и пофигизм. Когда человек абсолютно спокоен и чрезмерно в себе уверен, чаще всего его ждёт провал. Он забудет какую-то важную мысль. Пропустит реплику из зала. Будет невнимателен к настроению публики и в итоге потеряет её интерес.
Так что если вы испытываете небольшое бодрящее волнение, будьте спокойны – вы здоровы, всё в порядке . Но методы нейтрализации внезапно разыгравшегося или хронического страха нужно знать.
Приёмы борьбы со старахом выступления на публике
Итак, если у вас страх сцены, как побороть его?
1.Соберите максимум информации.
Чтобы победить страх неизвестности, по возможности соберите как можно больше информации о людях, которые придут слушать вас: сколько их, какого возраста, профессии, статуса, чего бы хотели услышать от вас и какую реакцию от них хотите получить вы.
2. Полюбите людей.
Когда мы боимся, то склонны наделять людей негативными чертами, и уверены в намеренном вредительстве: каверзные вопросы, недобрые ухмылки, недружелюбные жесты и т.д.
Измените свой взгляд! Сфокусируйтесь на доброжелательных взглядах, одобрительных кивках головы и репликах, уточняющих тему вопросах – значит, людям это интересно.
3. Представьте вашу победу!
Нарисуйте в своём воображении картинку, где вы успешно сказали речь, с блеском ответили на вопросы и, главное, люди получили конкретную пользу от вашего доклада.
4. Отрепетируйте речь
Лучшая импровизация – это хорошо подготовленная импровизация. Тогда вы будете чувствовать себя уверенно. Поэтому ваша задача хорошо подготовиться. Изучите несколько источников информации, подготовьте текст, составьте план рассказа, подберите аргументы и ответы на возможные вопросы.
Отрепетируйте вашу речь перед зеркалом или кем-то из домочадцев.
5. Люди ошибаются
Будьте готовы к тому, что вы можете услышать критику в свой адрес. Она не всегда справедлива, но человек может говорить это из самых лучших побуждений. Простите его – мы все иногда ошибаемся.
6. Будьте позитивны!
Улыбайтесь, вовлекайте слушателей в процесс вопросами, сосредоточьтесь на процессе общения с людьми .
Кроме этого, побороть неуверенность в себе и боязнь сцены помогут правильное дыхание, напевание приятной мелодии (мысленно или вслух), тренировка разных групп мышц, техники самовнушения.
Ораторами не рождаются!
Самый лучший тренажёр – практика. Чем чаще вы будете выходить к публике, тем легче и естественнее у вас это будет получаться.
Говорят, трудно первые 5 раз. Потом приходит опыт и привычка, а с ними умение пошутить с аудиторией, позволить себе немного отойти от темы – ведь вас уже не сбить с пути, не «заболтать».
Если умение выступать на публике является для вас критически важным, от этого зависит ваш служебный статус или доход, будет совсем не лишним пройти хороший продвинутый тренинг.
Следующий уровень - умение применять особые техники , с помощью которых Вам сможете буквально «завораживать» аудиторию и вести ее за собой. Эта способность присуща талантливым и опытным ораторам. Почему бы и вам не стать одним из них?
Спасибо за проявленный интерес к статье. Буду признателен за комментарий (внизу страницы). Если вы нашли ее полезной - поделитесь с друзьями. Кнопки социальных сетей чуть ниже.
Подпишитесь на обновления блога (форма под кнопками соцсетей) и получайте статьи по выбранным вами темам к себе на почту.
Удачного вам дня и хорошего настроения!
Каждый из нас хоть раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда нужно выступить перед аудиторией: кто-то прошел через это в школьные годы на уроках литературы, а кому-то и по сей день регулярно приходится готовить доклады на совещаниях. Как перебороть свои страхи и справиться с заданием «на отлично» - далее в нашей статье.
Откуда растут ноги?
Один из самых сильных и наиболее распространенных социальных страхов – глоссофобия. Патологическая боязнь выступать перед аудиторией в той или иной степени присутствует практически у каждого человека, периодически отравляя ему жизнь. Одни сталкиваются с симптомами страха сцены в предвкушении защиты диплома или выступления на научном консилиуме, другие же и вовсе испытывают приступы паники, если возникает необходимость спросить дорогу у незнакомых людей на улице. Почему так происходит?
По словам экспертов, во всем виновата эволюция: страх выступать перед общественностью «перекочевал» к нам от наших первобытных предков. В те времена выжить в одиночку было чем-то из разряда фантастики – первобытный мир отличался особой жестокостью по отношению к беззащитному человеку. Чтобы выжить и хоть как-то прокормить себя и свою семью, люди нуждались в поддержке соплеменников. Именно по этой причине сегодня мы на подсознательном уровне стараемся сделать все возможное, чтобы нас «приняли в стаю» – нам очень сильно нужно одобрение окружающих и нам действительно важно, что о нас подумают другие.
Но существует и другой виновник наших страхов, который селится в наших головах с самого раннего детства. Что самое грустное, глоссофобию прививают нам самые близкие люди – родители. И происходит это в тот самый момент, когда мама, к примеру, отчитывает сына за то, что тот шумит в окружении посторонних людей. Ведь, по ее словам, такое поведение крайне неприлично – хорошие мальчики должны вести себя спокойно и нравятся взрослым только в том случае, когда их не видно и не слышно. А потому не удивительно, что, повзрослев, мы испытываем огромный страх, когда перед нами появляется задача показать свое истинное «Я» перед незнакомой толпой.
Как организм оратора реагирует на выступление?
Представ перед незнакомой публикой, человек испытывает страх, который тут же отражается на работе практически всех важнейших систем организма.
Прежде всего, под удар попадает сердце: пульс растет и достигает 130 ударов в минуту. Также появляются скачки давления – оно поднимается до 150/95 мм рт. ст. Кровеносная система теряет примерно 20% кислорода, а в кишечнике происходит изменение тонуса – велики шансы столкнуться с медвежьей болезнью. Кроме того, человек моментально становится мокрым: пот начинает выделяться в 2 раза интенсивнее.
Как побороть глоссофобию?
Порой данная проблема заседает в нашем мозгу настолько глубоко, что осознание причин собственных страхов практически никак не способствует борьбе с неуверенностью в себе. И тут следует принимать более радикальные меры.
1. Всячески избавляйся от тревоги. Самовнушение часто недооценивают: чем чаще ты будешь говорить себе, что справишься с заданием на отлично, тем сильнее твой мозг поверит в победу.
2. Не забывай о репетициях. Чем лучше ты заучишь речь, которую нужно будет произнести перед аудиторией, тем меньше неприятных сюрпризов произойдет с тобой во время выступления.
3. Поработай над жестикуляцией. Когда оратор совершенно не использует язык жестов, публике становится скучно.
4. Подходи к своим страхам с юмором. Представь себе картину, словно твой шеф начинает свистеть и активно швырять в тебя гнилыми помидорами. Главное – картинка в голове должна выглядеть для тебя действительно смешной: юмор является прекрасным лекарством от нервозности.
5. Помни, что люди, которые пришли тебя послушать – твои друзья. Они не желают тебе ничего плохого и уж точно не ждут твоего фиаско. Все присутствующие пришли сюда, чтобы послушать твою речь, а это значит, что им действительно интересно твое выступление.
6. Найди поддержку в аудитории. Выбери среди толпы внимательного слушателя и выступай, словно обращаешься персонально к нему. Так у тебя появятся все шансы превратить волнительное выступление перед публикой в спокойную беседу с заинтересованным человеком.
Расслабляем тело перед выступлением
Психологические приемы избавления от глоссофобии сработают в разы эффективнее, если скомбинировать их с физическими.
1. Качественная утренняя гимнастика. Хорошо отоспавшись перед предстоящим мероприятием (это тоже очень важно!), сделай полноценную зарядку. Занимайся «на совесть»: чем сильнее будет физическая усталость, тем больше гормона счастья выработает твой организм, защитив тебя от нервозности.
2. Правильное дыхание. Перед выходом на сцену обязательно сделай несколько дыхательных упражнений. Не пренебрегай ими: такую практику успешно применяют многие звезды мировой величины. Медленно вдохни, посчитав до десяти. Задержи дыхание на несколько секунд и плавно выдохни.
3. Улыбка. Во-первых, искренне улыбающийся человек всегда располагает к себе окружающих. Даже если растущее напряжение не позволяет настроиться на позитивный лад, заставь себя улыбнуться: ученые давно доказали, что лицевые мышцы имеют обратную связь с головным мозгом, а потому искусственная улыбка очень быстро перерастает в настоящую, заряжая человека и окружающих его людей положительной энергией.
И самое главное – старайся относиться ко всем своим страхам как можно проще. Это жизнь: мы учимся на собственных ошибках и совершенствуемся даже в том случае, когда терпим неудачи. Каждая наша победа или промах – это опыт, а он, как известно, бесценен.