Известные и малоизвестные мифические существа мира (60 фото). Самые необычные мифические существа мира

Иногда кажется, что современного человека уже ничем не испугать. Мы практически спокойно смотрим даже самые кровожадные фильмы ужасов, зачитываемся мистическими романами, а в компьютерных играх порой задействованы самые разные чудовища мира, причем как реального земного, так и вымышленного. Все это уже никого не удивляет. Даже подростки и маленькие дети относятся ко всем этим тварям с легкой иронией и скептицизмом.

А что вы ответите тому, кто станет утверждать, что монстры и чудовища встречаются и в нашем с вами сегодняшнем мире? Улыбнетесь? Покрутите пальцем у виска? Начнете доказывать обратное? Не спешите. Почему? Все дело в том, что время от времени невиданные создания все же являются людям и сейчас.

Например, покопавшись в памяти, вы наверняка вспомните, что кто-то из ваших близких, приятелей или просто знакомых некогда при различных обстоятельствах встречал страшное чудовище или какое-то необъяснимое существо. Правда?

А что если это не просто плод нездорового воображения или последствие бессонной ночи? Вдруг мифологические древнегреческие чудовища на самом деле существовали и продолжают обитать где-то в нашем мире? Правду сказать от таких мыслей даже самые смелые из нас покрываются мурашками и начинают прислушиваться к окружающим шорохам и звукам.

Обо всем об этом речь пойдет в данной статье. Однако, кроме рассказа о том, где живут чудовища, мы затронем и другие, не менее интересные, темы. Например, более подробно остановимся на былинах и поверьях, а также познакомим читателей с современными верованиями и гипотезами.

Раздел 1. Мифические чудовища из сказок и легенд

Каждая духовная культура и религия имеет свои мифы и притчи, причем слагаются они, как правило, не только о добре и любви, но и об ужасных и отвратительных существах. Не будем голословными и приведем несколько наиболее характерных примеров.

Так в еврейском фольклоре живет некий диббуки, дух умершего грешного человека, который может вселяться в живых людей, совершивших серьезный проступок, и мучить их. Прогнать из тела диббуки сможет только очень квалифицированный раввин.

Исламская же культура, в свою очередь, в качестве мифического злого существа, предлагает джиннов - злобный крылатый народ, созданный из дыма и огня, живущий в параллельной реальности и служащий дьяволу. Кстати, согласно местной религии, дьявол тоже когда-то был джинном под именем Иблис.

В религии западных государств существуют ракшасы, т. е. ужасные демоны, вселяющиеся в тела живых людей и манипулирующие ими, заставляя этим самым жертву делать всякие мерзости.

Согласитесь, такие мифические чудовища внушают страх, даже если просто прочитать их описание, а уж встретиться с ними на самом деле точно не хотелось бы.

Раздел 2. А чего боятся люди сегодня?

В наше время люди также верят в разных потусторонних существ. Например, в малайском (индонезийском) фольклоре существует некий понтианак, вампир-женщина с длинными волосами. Что же делает это страшное существо? Нападает на беременных женщин и съедает все их внутренности.

Русские чудовища тоже не отстают в своей кровожадности и непредсказуемости. Так, у славян злой дух представлен в виде водяного, воплощения опасного и отрицательного начала стихии воды. Незаметно подкрадываясь, он утаскивает свою жертву на дно, а потом консервирует души людей в специальных посудинах.

Давайте попробуем себе представить некое чудовище морей. В этом случае невозможно не упомянуть одну из стран Южной Америки. Наверное, многим уже доводилось слышать о том, что в Бразильском фольклоре существует энкантадо, змея или речной дельфин, который превращается в человека, любит секс и имеет музыкальный слух. Он ворует мысли и желания людей, после чего человек теряет разум и со временем умирает.

Еще одно относящееся к категории "Чудовища мира" - это леший. Он имеет человеческий вид - очень рослый, мохнатый с крепкими руками и светящимися глазами. Живет в лесу, как правило, в дремучем и труднодоступном. Лешие катаются на деревьях, постоянно дурачатся, а при виде человека бьют в ладоши и хохочут. Женщин они, кстати, затягивают к себе.

Раздел 3. Чудовище Лохнесс. Шотландия

Озеро с одноименным названием и глубиной 230 м представляет собой наибольший резервуар воды Великобритании. Считается, что данный водоем, который, кстати, является вторым по площади в Шотландии, образовался достаточно давно, еще в последний ледниковый период в Европе.

Ходят слухи, что в озере живет загадочный зверь, впервые о котором письменно упоминалось еще в 565 году. Впрочем, шотландцы издревле упоминали о водных чудовищах в своем фольклоре, нарекая их сборным именем «кельпи».

Современное Лох-несское чудовище называют Несси, а его история началась почти 100 лет назад. В 1933 г. одна супружеская пара, отдыхая неподалеку, увидела воочию нечто необычное, о чем и сообщила в специальную службу. Однако, несмотря на показание 3000 свидетелей, утверждающих, что они видели монстра, ученые до сих пор разгадывают эту тайну.

На сегодняшний день многие местные жители сошлись во мнении, что в озере живет существо два метра в ширину и двигающееся со скоростью 10 миль в час. Современные очевидцы утверждают, что Несси похоже на гигантскую улитку, имеющую очень длинную шею.

Раздел 4. Монстры с Долины Безголовых

Секрет так называемой состоит в том, что кто бы ни пошел в эту местность и как бы он ни был вооружен, с ним все равно стоит попрощаться заранее. Почему? Все дело в том, что никто оттуда еще не возвращался.

Феномен исчезновения людей до сих пор не разгадан. Собираются ли там все чудовища мира или же люди пропадают ввиду каких-то других обстоятельств, доподлинно неизвестно.

Иногда на месте происшествия находили только человеческие головы, а индейцы, живущие в той местности, утверждают, что это все проделывает снежный человек, обитающий в долине. Очевидцы событий утверждают, что видели в долине существо, похожее на гигантского мохнатого мужчину.

Пожалуй, самая фантастическая версия тайны Долины безголовых состоит в том, что в этом месте расположен вход в некий параллельный мир.

Раздел 5. Кто такой Йети и чем же он опасен?

В 1921 г. на горе Эверест, высота которой составляет более 6 км, на снегу был обнаружен след, оставленный оголенной ступней огромных размеров. Его обнаружила экспедиция под командованием полковника Говарда-Бери, очень известного и уважаемого альпиниста. Тогда команда сообщила, что отпечаток принадлежит снежному человеку.

Раньше местами проживаний Йети считались горы Тибет и Гималаи. Сейчас же ученые считают, что снежные люди могут жить и на Памире, Центральной Африке, в низовьях Оби, в некоторых районах Чукотки и Якутии, а в 70-х годах ХХ века Йети встречали и в Америке, о чем свидетельствуют многочисленные документальные подтверждения.

Чем они могут быть опасны для современного человека, по сей день остается загадкой. Были известны случаи похищения продуктов питания, спортивного снаряжения, но сами люди этих существ, похоже, мало интересуют, поэтому опасаться их, а тем более панически бояться, не стоит.

Раздел 6. Чудовище морей. Морской змей: миф или реальность?

Множество старинных мифов и легенд рассказывают о морских чудищах и о большом морском змее. В существование такого монстра в свое время верили и моряки, и ученые.

Все мнения сошлись в одном, что все-таки существует минимум два неизвестных науке вида крупных Ученые предполагают, что в роли выступает гигантский угорь или неизвестный вид криптозоологии.

В 1964 году морские путешественники, пересекавшие на яхте австралийский залив Стоунхевен, увидели на двухметровой глубине громадного черного головастика, длиной около 25 м.

Монстр имел огромную змеиную голову шириной и высотой около 1,2 м, тонкое гибкое тело диаметром приблизительно 60 см и длиной 20 м и хлыстообразный хвост.

Раздел 7. Акула мегалодон. Существует ли она сейчас?

В принципе, согласно нескольким дошедшим до наших дней документам, такая рыбина, которую запросто можно было бы причислить к категории «Чудовища мира», существовала в древности и напоминала большую белую акулу.

Мегалодон предположительно была около 25 метров длиной, и именно такой размер и превращает ее в самого крупного хищника когда-либо существовавшего на планете.

Далеко не один факт доказывает существование мегаллодона и в нашем времени. Например, в 1918 г., когда ловцы морских раков работали на больших глубинах, они видели гигантскую акулу длиной 92 м. Скорее всего, это была именно эта рыба.

Современные ученые тоже не спешат отрицать данное предположение. Они утверждают, что такие животные запросто могли бы сохраниться в неисследованных океанических глубинах и до наших дней.

Раздел 8. А вы верите в привидения?

Мифы о духах существовали еще с языческих времен. Христианская вера также превалирует духами, рассказывая о существовании особых существ, например, ангелов, которые управляют стихиями, и так называемых «нечистых», к которым относятся леший, домовой, водяной и пр.

Так уж водится, что добрые и злые духи постоянно взаимодействуют с человеком. Христианство отличает даже неких спутников человека: доброго ангела-хранителя и злого беса-искусителя.

Привидением же в свою очередь считается видение, призрак, дух, что-то невидимое и неосязаемое. Эти субстанции появляются, как правило, по ночам в малолюдных местах. Единого мнения о природе появления призраков нет, а сами привидения часто кардинально отличаются друг от друга.

Раздел 9. Гигантские головоногие

С научной точки зрения головоногие - это существа без позвоночника, тело которых сформировалось наподобие мешка. Они имеют небольшую голову с явно очерченной физиономией и одну ногу, представляющую собой щупальца с присосками. Впечатляющая внешность, правда? Кстати, далеко не всем известно о том, что данные существа имеют достаточно развитый и высокоорганизованный мозг и живут на морских глубинах от 300 до 3000 м.

Очень часто по всему миру на берега океанов выбрасывает тела мертвых головоногих. Самый длинный выброшенный головоногий был длиной более 18 м и весил 1 т.

Ученые, исследовавшие глубины, видели этих животных длиной более 30 м. А в целом считается, что такие чудовища мира могут длины более 50 м.

Раздел 10. Загадки бездонных озер

В Солнечногорском районе Подмосковья есть озеро под названием Бездонное. Местные жители постоянно рассказывают легенды о связи озера с океаном и об обломках потонувших кораблей, выброшенных на его песчаные берега.

Этот водоем считается настоящим феноменом природы, при его маленьких размерах, всего 30 м в диаметре, он имеет неизмеримую глубину.

В этом же районе находится еще один странный объект - которое образовалось более полумиллиона лет назад на месте падения крупного метеорита. Пруд имеет диаметр около 100 м, но размер его глубины не знает никто. В нем почти нет рыбы, а на берегах не обитает живность. Летом посередине озера наблюдается большой круговорот, напоминающий большой омут на реке, а зимой, замерзая, круговорот образует причудливый рисунок на льду. Не так давно местные жители начали наблюдать следующую картину: погожими деньками на берег стали выползать погреться на солнышке некие существа, по описанию напоминающие не то громадную улитку, не то ящерицу.

Раздел 11. Поверья Бурятии

Еще одно озеро неизвестной глубины - Соболхо, в Бурятии. В районе озера постоянно пропадают как люди, так и животные. Очень интересно то, что пропавших животных потом находили в совершенно других озерах. Ученые предполагают, что водоем связан с другими подземными протоками, водолазы-любители в 1995 г подтвердили существование в озере карстовых пещер и тоннелей, а вот местные жители считают, что без страшных чудовищ здесь вряд ли обходится.

Как Кощей смерть прятал
Кащей устал. Если б он не был бессмертным, давно бы сдох. Все тело старика заскорузло от белков и желтков. Часть из них уже засохла, часть протухла. Кащей смердел. В руках старик тупо держал очередное яйцо, внутрь которого забубенил иголку. Запихать его в жопу утки оказалось нелегкой задачей. Взяв птицу за шею, он попытался засунуть яйцо ей в дупло. Скорлупа треснула и залило старика в очередной раз. Кащей грязно выругался и осторожно достал из обломков иголку. Смертельный инструмент нужно было засандалить в следующее яйцо. Утка покорно ждала. Старик взял яйцо губами, раздвинул утке лапы и осторожно стал пихать эллипсоид ей в очко. Яйцо лопнуло. Старик вскочил, зашвырнул птицу в море и с проклятиями принялся прыгать по берегу.

Спокойно, Кащей, спокойно, - наконец успокоил он себя и продолжил процедуру. Бессмертный совершал ее снова и снова, но яйца лопались. Наконец, намыленное сэйфгардом, одно из них пролезло птице в утробу. Старик удовлетворенно откинулся на ствол сосны. Но что это?! Проклятое пернатое сдохло!
- Иоптваю, сцуко!!! Сто тридцать лет утке под хвост! - Кащей с воем упал на песок и стал его грызть и колотить руками. Через три дня он пришел в себя и глубоко задумался. Какая-то мысль пришла в бессмертную голову. Старик поднялся и проследовал в пещеру. Целый месяц оттуда доносились стук молотка, скрежет железа и звук сварки. Наконец Кащей гордо вышел на свет, держа в руках воронку. Утки увидели приспособление и выпали в осадок.

Работа закипела. Вставить воронку в пернатое очко удавалось сходу. Но подлые твари дохли и дохли. Наконец свершилось!!! Охреневшая, но живая утка лежала на земле с выпученными глазами. Ее жопа была плотно запечатана сургучом - Кащей не любил рисковать. Весь двор был засыпан костями восьмисот пятидесяти двух тысяч водоплавающих. Старик сел на пень и с тоской посмотрел в лес. Предстояло засунуть утку в жопу зайцу.

Кащей сидел на песке, смотрел в глаза зайцу и думал. Косой о@уевал. Ему еще никогда не смотрели сразу в оба глаза. "Может, есть способ спрятать иголку как-нибудь попроще?" - размышлял старик, но в голову ничего не приходило. "Нет таких крепостей, которые не взяли бы большевики!" - решил Бессмертный и энергично вскочил. Через минуту он уже деловито сновал возле распятого на земле грызуна, замеряя того рулеткой. Заяц - мощный зверюга, украшение породы, теоретически мог вместить в себя утку. Оставалось придумать способ.

Сама утка сидела в клетке неподалеку. От одного взгляда на заячье дупло, ее охватывал приступ клаустрофобии. Кащей не стал трогать птицу, осознавая ее ценность. Для эксперимента он выбрал другую.
"Мы заботимся о Вас и Вашем здоровье!"- приговаривал Кащей, намазывая заячье очко кремом. Затем взял птицу и начал понемногу, вращательными движениями, вводить ее зайцу клювом в жопу. Голова зашла, как там и была, но потом дело застопорилось. Шея утки гнулась в разные стороны, а потом свернулась нафиг. Истребив тысячи полторы пернатых, Кащей понял, что так дело не пойдет. Нужно было революционное решение. И Бессмертный его нашел!

Для начала он просверлил морковку вдоль осевой и пропустил через отверстие капроновый шнур. Крепко закрепив его с другой стороны овоща, Кащей сунул корнеплод зайцу в пасть и стал ждать. Грызун заработал челюстями.

Солнце уже клонилось к закату, когда из мохнатой жопы появился кончик шнура. Привязать к нему утку за клюв было делом нескольких минут. Заяц вообше-то недолюбливал уток, особенно в собственной заднице. Зверь прядал ушами и мелко трясся. Кащей уселся напротив зайца, поплевал на ладони и, упершись ногами ему в плечи, принялся тянуть шнур. Глаза косого сошлись у переносицы и полезли на лоб. Глядя на него, вспоминались слова романса "Мне сегодня так больно!"

И вдруг! Жалко стало Бессмертному зайца! "Доколе?!" - возопил он, оглядывая окрестности. Останки различных живых существ покрывали поверхность трехметровым слоем. Птицы не летали, звери забились в норы. Повсюду царило запустение. Плюнул тогда Кащей ядовитой слюной. Он поймал кенгуру, на жопе фломастером написал "Заиц", сунул ей в сумку утку и засунул в сундук. "Стероиды, иопть!" - ухмыльнулся старик и пошел спать.
Тут и сказке КАНЕЦ....


Человеческое воображение, особенно в кошмарных снах, способно породить образы ужасных чудовищ. Они являются из тьмы и вселяют необъяснимый страх. За всю многотысячелетнюю историю существования человечество верило в достаточно большое количество подобных монстров, имена которых старались даже не произносить, так как они олицетворяли вселенское зло.

Часто Йови сравнивают с более известным всем Бигфутом, но приписывают ему австралийское происхождение. По легенде, Йови жил исключительно в Блу Маунтин, в горном регионе, который расположен на западе от Сиднея. Образ этого монстра появился в фольклоре аборигенов, чтобы отпугивать европейских иммигрантов и переселенцев, хотя есть факты, свидетельствующие о том, что миф имеет более давнюю историю. Были люди, которые говорили о встрече с этим существом, которого считают «злым духом», хотя официальных подтверждений о нападении Йови на людей нет. Говорят, что при встрече с человеком Йови останавливается и пристально смотрит, а потом исчезает в густом лесу.


В эпоху колониальных войн, многие мифы появились или обрели новую жизнь в разных уголках мира. К примеру, в регионах Южной Америки стали поговаривать о существовании гигантских анаконд. Эти змеи достигают в длину до 5 м, а тело, в сравнении с обычными анакондами, у них гораздо массивнее. К счастью, никто еще не встречался с такой змеей, ни живой, ни мертвой.


Если углубиться в мифологию славян, то можно поверить в существование такого существа, как домовой. Это небольшого роста бородатый мужчина, который может жить в домашнем животном или даже вселиться в человека. Утверждают, что в каждом доме живет домовой, который отвечает за атмосферу в нём: если в доме порядок и согласие, то домовой добрый, если в доме часто ругаются, то домовой злой. Злой домовой способен устраивать постоянные несчастные случаи, которые делают жизнь невыносимой.


С головой крокодила и мордой собаки, с конским хвостом и плавниками, с большими клыками Буньип является достаточно большим монстром, который, как утверждают, живет на болотах и в других частях Австралии. Его имя происходит от слова «дьявол», но ему приписывают и множество других качеств. Чаще всего об этом монстре говорили в 19 веке, а сегодня считается, что существо до сих пор существует и живет на паритетных отношениях с местными. Больше всего в это верят аборигены.


Существо Бигфут известно всем. Это большое существо, которое живет в разных частях США. Он очень высокий, его тело покрыто шерстью черного или коричневого цвета. Говорят, что при встрече с ним человек цепенеет в прямом смысле этого слова, находясь под действием гипноза. Были люди, которые свидетельствовали о случаях, когда Бигфут забирал людей с собой в лес и держал их в своей берлоге долгое время. Правда это или нет, но образ Бигфута во многих вселяет страх.


Дзикининки – это особенное существо, рожденное японским фольклором. В прошлом это был человек, который после смерти трансформировался в ужасного монстра. Многие считают, что это приведение, питающееся человечиной, поэтому люди, которые в это верят, сознательно избегают посещения кладбищ. В Японии считают, что если человек очень жадный при жизни, после смерти превращается в дзикининки в наказание и испытывает вечный голод мертвечины. Внешне дзикининки похож на человека, но с непропорциональным телом, с большими святящимися глазами.

Это существо имеет тибетские корни. Исследователи считают, что йети переправился в Непал по следам переселенцев народности шерпа, эмигрантов с Тибета. Говорят, что он бродит по окрестностям, иногда метает огромные камни и страшно свистит. Йети ходит на двух ногах, его тело покрыто светлой шерстью, а во рту собачьи клыки. И простые люди, и исследователи утверждают, что встречались с этим существом в реальности. Поговаривают, что оно проникает в наш мир из потустороннего мира.


Чупакабра – это достаточно небольшое существо, но способное причинить много проблем. Впервые об этом монстре заговорили в Пуэрто-Рико, а позже и в других частях Южной и Северной Америки. «Чупакабра» в переводе означает «сосущий кровь коз». Это имя существо получило в результате большого количества необъяснимых смертей домашнего скота местного населения. Животные погибали от потери крови, через укусы на шее. Чупакабра был замечен и в Чили. В основном все свидетельства о существовании монстра устные, ни тела, ни фотографии его нет. Живым поймать монстра тоже никому не удалось, но он очень популярен во всем мире.


В период с 1764 по 1767 год Франция жила в большом страхе из-за оборотня, то ли волка, то ли собаки. Говорят, что за период своего существования монстр совершил 210 нападений на людей, из которых убил 113. Никто не хотел встречаться с ним. На монстра даже была открыта официальная охота королем Людовиком XV. Многие профессиональные охотники выслеживали зверя с целью убийства, но их попытки были тщетны. В результате его заговоренной пулей убил местный охотник. В чреве зверя были найдены людские останки.


В мифологии американских индейцев существовало кровожадное существо Вендиго, продукт проклятий. Дело в том, что в мифах алгонкинских племён утверждалось, что если при жизни человек был каннибалом и ел человеческое мясо, то превращается после смерти в Вендиго. Говорили и то, что он может вселиться в любого человека, завладев его душей. Вендиго в три раза выше человека, его кожа разлагается, а кости выпирают наружу. Это существо постоянно испытывает голод и жаждет человеческой плоти.


Шумеры, представители древней, но достаточно развитой цивилизации, создали свой эпос, в котором рассказывали о богах, богинях и их повседневной жизни. Одним из самых популярных эпосов был «Эпос о Гильгамеше» и рассказы о существе Гугаланне. Это существо в поисках царя убило большое количество людей, разрушало города. Гугаланна – это быкообразный монстр, которого боги использовали как орудие мести людям.


Как и вампиры, это существо испытывает постоянную жажду крови. Оно также пожирает человеческие сердца и обладает способностью отсоединять верхнюю часть своего тела и проникать в дома людей, особенно в дома, где живут беременные женщины, чтобы напиться их кровью и выкрасть ребенка с помощью своего длинного языка. Но это существо смертное и его можно убить, посыпав солью.


Черная Аннис, как воплощение зла, известна всем в Британии, особенно в сельских регионах. Она является главной героиней местного фольклора 19 столетия. У Аннис синего цвета кожа и страшная улыбка. Дети должны были избегать встречи с ней, так как она питалась детьми и овцами, которых обманом или силой забирала из домов и дворов. Из кожи детей и овец Аннис делала пояса, которые затем носила на себе десятками.


Самое страшное из самых страшных, Диббук, является главным героем еврейской мифологии. Этот злой дух считается самым жестоким. Он способен разрушить жизнь любого и уничтожить душу, при этом человек не будет осознавать то, что с ним происходит и постепенно погибать.

«Сказка о Кощее Бессмертном» принадлежит мифологии и фольклору славян и рассказывает о существе, которое нельзя убить, но которое портит жизнь всем. Но у него есть слабое место – его душа, которая находится на конце иглы, которая спрятана в яйце, что находится внутри утки, которая сидит внутри зайца. Заяцсидит в крепком сундуке на верхушке самого высокого дуба, растущего на сказочном острове. Одним словом, путешествие на этот остров приятным назвать трудно.

Список чудовищ, демонов, великанов и волшебных существ древнегреческой мифологии

Циклопы – в древнегреческой мифологии великаны с большим, круглым, огненным глазом посредине лба. Три первых циклопа были рождены богиней Геей (Землёй) от Урана (Неба). В глубокой древности циклопы были олицетворениями грозовых туч, из которых сверкает «глаз» молнии.

Циклоп Полифем. Картина Тишбейна, 1802

Гекатонхейры – дети Геи и Урана, сторукие великаны, против ужасной силы которых ничто не может устоять. Мифические воплощения страшных землетрясений и потопов. Циклопы и гекатонхейры были так сильны, что сам Уран пришёл в ужас от их мощи. Он связал их и бросил вглубь земли, где они неистовствовали, вызывая извержения вулканов и землетрясения. Земле-Гее стало причинять страшные страдания пребывание этих великанов в её чреве, и она подговорила своего младшего сына, титана Крона («Время»), отомстить отцу, Урану, оскопив его. Крон сделал это серпом.

От пролившихся при оскоплении капель крови Урана Гея зачала и родила трёх Эринний – богинь мщения со змеями на голове вместо волос. Имена Эринний – Тизифона (убивающая мстительница), Алекто (неутомимая преследовательница) и Мегера (ужасная).

Богиня Ночи (Нюкта) в гневе на совершённое Кроном беззаконие родила ужасных, чудовищных существ: Таната (Смерть), Эриду (Раздор), Апату (Обман), Кер (богинь насильственной смерти), Гипноса (Сон), Немесиду (Отмщение), Гераса (Старость), Харона (перевозчика умерших в подземное царство).

Форкий – злой бог бурного моря и штормов. Детьми Форкия в древнегреческой мифологии считались чудовища горгоны, грайи, сирены, Ехидна и Скилла.

Кето – злобная богиня морской пучины, сестра и жена Форкия. Оба они олицетворяли величественные и ужасные явления моря

Грайи – олицетворения Старости. Три уродливых сестры: Дейно (дрожь), Пемфедо (Тревога) и Энио (злоба, ужас). Седые с рождения, они имеют один глаз и один зуб на троих. Этот глаз однажды похитил у них герой Персей . В обмен на возвращение глаза Грайям пришлось указать Персею дорогу к Медузе Горгоне.

Скилла (Сцилла – «Лающая») – страшное чудовище с 12 лапами, шестью шеями и шестью головами, в каждой из которых – три ряда зубов. Сцилла издаёт беспрерывный пронзительный лай.

Харибда – олицетворение всепоглощающей морской пучины. Страшный водоворот, который трижды в день поглощает и извергает морскую влагу. Древние греки считали, что Сцилла и Харибда живут по разным сторонам Мессинского пролива (между Италией и Сицилией). Между Сциллой и Харибдой проплыл Одиссей во время своих странствий

Горгоны – три сестры, три крылатых змееволосых чудовища. Имена Горгон: Эвриала («далеко прыгающая»), Сфено («могучая») и Медуза («повелительница, стражница»). Из трёх сестёр смертной была только Медуза, обладавшая способностью обращать всё в камень своим ужасным взглядом. Её убил герой Персей . Сохранивший свою волшебную силу взгляд мёртвой Медузы Горгоны помог потом Персею победить морское чудовище и спасти прекрасную Андромеду .

Голова Медузы. Картина Рубенса, ок. 1617-1618

Пегас – крылатый конь, любимец муз. Зачат Медузой Горгоной от бога Посейдона . Во время убийства Медузы Персеем выпрыгнул из её тела.

Сирены – в древнегреческих мифах чудища, у которых прекрасная женская голова, а тело и ноги – птичьи (по другим рассказам – рыбьи). Чарующим пением сирены завлекали моряков на свой волшебный остров, где разрывали на куски и пожирали. Мимо этого острова благополучно прошёл лишь корабль Одиссея . Тот велел всем своим спутникам залепить уши воском, чтобы не слышать голосов сирен. Сам же он насладился их пением, крепко привязанный к мачте.

Одиссей и сирены. Картина Дж. У. Уотерхауса, 1891

Ехидна («Гадюка») – исполинская полуженщина-полузмея свирепого характера, с прекрасным лицом и пятнистым змеиным телом.

Тавмант – бог морских чудес, подводный великан. Его дочерями считались гарпии.

Гарпии – в древнегреческой мифологии – олицетворения разрушительных бурь и вихрей. Чудовища, которые имеют крылья и когтистые лапы грифа, но грудь и голову женские. Внезапно налетают и исчезают. Похищают детей и человеческие души.

Тифон («Дым, Чад») – страшное чудовище, рождённое Геей-Землёй. Олицетворение газов, которые рвутся из земных недр и вызывают извержения вулканов. Тифон вступил в борьбу с Зевсом за власть над вселенной и едва не одержал в ней победу. В древнегреческих мифах Тифон – исполин, который имел сто шипящих драконовых голов с черными языками и пылающими глазами. Зевс снёс Тифону все головы молниями и низверг его тело в бездну Тартар.

Зевс мечет молнию в Тифона

Кербер (Цербер) – страшный трёхголовый пёс, сын Тифона и Ехидны. Страж выхода из подземного царства Аида , который никого не выпускает оттуда. Геракл во время своего одиннадцатого подвига увёл Кербера из недр земли, но потом он был возвращён обратно

Орф – чудовищный двуглавый пёс, сын Тифона и Ехидны, отец Сфинкса и Немейского льва . Принадлежал великану Гериону и охранял его волшебных быков. Убит Гераклом во время похищения этих быков (десятый подвиг).

(«Душительница») – в древнегреческой мифологии (в отличие от египетской) – чудовищная дева с телом собаки, крыльями птицы и женской головой. Поселившись близ города Фив в Беотии, Сфинкс пожирала юношей, которые не могли разгадать её загадку: «кто ходит утром на четырёх ногам, днём на двух, а вечером на трёх». Загадку разгадал герой Эдип , и Сфинкс после этого бросилась в пропасть.

Сфинкс. Деталь картины Ф. К. Фабра. Конец XVIII - начало XIX вв.

Эмпуса – в древнегреческой мифологии ночное привидение, женщина с ослиными ногами, умевшая принимать самые разнообразные обличья (чаще всего коровы, красивой девушки или пса с одной медной ногой, а другой из навоза). Высасывала кровь у спящих людей, часто пожирала их мясо.

Ламия – в древнегреческих мифах дочь Посейдона, с которой вступил в связь Зевс . Разгневанная на это жена Зевса, Гера , лишила Ламию красоты, сделала её безобразным чудовищем и убила её детей. В отчаянии Ламия стала отнимать детей у других матерей. Этих детей она поедала. Свою красоту она с тех пор возвращает лишь для того, чтобы соблазнять мужчин, а затем убивать их и пить их кровь. Приходя в безумное исступление, Ламия может заснуть лишь после того, как вынет собственные глаза и положит их в чашу. В позднейших сказочных рассказах ламиями называлась особого рода существа, близкие к средневековым вампирам.

Немейский лев – сын Тифона и Ехидны. Лев громадной величины со шкурой, которую не могло пробить ни одно оружие. Задушен Гераклом во время первого подвига .

Геракл убивает Немейского льва. Копия со статуи Лисиппа

Лернейская гидра – дочь Тифона и Ехидны. Огромная змея с девятью головами, у которой вместо одной отрубленной вырастали три новые. Убита Гераклом во время второго подвига : герой, отрубив Гидре голову, прижигал отрубленное место горящей головнёй, отчего новые головы переставали расти.

Стимфалийские птицы – вскормленные богом Аресом чудовищные птицы с медными клювами, когтями и перьями, которые они могли сыпать на землю как стрелы. Поедали людей и урожай. Частично истреблены, частично прогнаны Гераклом во время его третьего подвига .

Керинейская лань – лань с золотыми рогами и медными ногами, никогда не знавшая усталости. Была послана как наказание людям богиней Артемидой в древнегреческую область Аркадию, где носилась по полям, опустошая посевы. Поймана Гераклом во время во время его четвёртого подвига . Герой целый год преследовал лань бегом и настиг её далеко на севере, у истоков Истра (Дуная).

Эриманфский кабан – огромный вепрь, который жил в Аркадии, на горе Эриманфе, и наводил ужас на всю округу. Пятый подвиг Геракла состоял в том, что он загнал этого кабана в глубокий снег. Когда кабан увяз там, Геракл связал его и отнёс к царю Эврисфею.

Геракл и эриманфский кабан. Статуя Л. Тюайона, 1904

Кони Диомеда – кобылицы фракийского царя Диомеда питались человеческим мясом и были прикованы к стойлам железными цепями, ибо никакие другие путы не могли их удержать. Во время своего восьмого подвига Геракл завладел этими чудовищными конями, но они растерзали при этом его спутника, Абдера.

Герион – великан с расположенного на западном краю земли острова Эрифия. Имел три туловища, три головы, шесть рук и шесть ног. Совершая свой десятый подвиг , Геракл достиг Эрифии на золотом челне солнечного бога Гелиоса и вступил в битву с Герионом, который метал в него сразу по три копья. Геракл убил великана и принадлежавшего ему двуглавого пса Орфа, после чего угнал волшебных коров Гериона в Грецию.

Перифет – в древнегреческой мифологии хромой великан, сын бога Гефеста . Обитал в горах близ городов Эпидавра и Трезены и убивал всех проходящих путников железной палицей. Убит героем Тесеем , который с тех пор везде носил с собой палицу Перифета, как Геракл шкуру Немейского льва.

Синид – свирепый разбойник-великан, убивавший встреченный людей, привязывая их к двум согнутым соснам, которые затем отпускал. Сосны, распрямляясь, разрывали несчастных. Убит героем Тесеем.

Скирон – разбойник-великан, который жил на краю одной из скал греческого перешейка Истм. Заставлял прохожих мыть себе ноги. Как только путник склонялся, чтобы сделать это, Скирон толчком ноги сбрасывал его со скалы в море. Тела погибших пожирала исполинская черепаха. Скирон был убит Тесеем.

Керкион – чудовищный великан, вызвавший Тесея на борцовский поединок. Тесей задушил его руками на весу, как некогда Геракл Антея.

Прокруст («Вытягиватель») – (другое имя – Дамаст) свирепый злодей, укладывавший попавший к нему в руки людей на своё ложе. Если ложе было коротко, Прокруст обрубал несчастному ноги, а если длинно – вытягивал его до нужного размера. Убит Тесеем. Выражение «прокрустово ложе» стало нарицательным.

Минотавр – сын, рождённый женой критского царя Миноса , Пасифаей, от неестественной страсти к быку. Минотавр был чудовищем с телом человека и бычьей головой. Минос держал его в Лабиринте, который был построен великим мастером Дедалом в столице Крита, Кноссе. Минотавр был людоедом и питался приговорёнными к смерти преступниками, а также юношами и девушками, которые присылались на Крит из Афин в виде дани. Убит Тесеем : тот добровольно поехал к Миносу в числе обречённых «данников», убил Миноса в Лабиринте, а потом благополучно вышел из этого запутанного сооружения при помощи влюблённой в него сестры Минотавра, Ариадны, и её нити.

Тесей убивает Минотавра. Рисунок на древнегреческой вазе

Лестригоны – в древнегреческих мифах племя великанов-людоедов, обитавшее на одном из островов, мимо которого проплывал Одиссей . Захваченных мореплавателей лестригоны нанизывали на колья, как рыб, и уносили на съедение, а корабли их разбивали, метая со скал громадные камни.

Кирка (у римлян Цирцея) – дочь солнечного бога Гелиоса, сестра злобного царя Колхиды Эета , у которого украли золотое руно аргонавты . Злая колдунья, жившая на острове Эе. Приветливо завлекая в свой дом путешественников, угощала их вкусными яствами с примесью волшебного зелья. Это зелье превращало людей в зверей (чаще всего – в свиней). Побывавший у Кирки Одиссей спасся от её колдовства при помощи цветка «моли», полученного от бога Гермеса . Одиссей вступил в любовную связь с Киркой, и она имела от него трёх сыновей.

Кирка протягивает Одиссею чашу с колдовским зельем. Картина Дж. У. Уотерхауса

Химера («Молодая коза») – в древнегреческой мифологии чудовище с головой и шеей льва, туловищем козы и змеиным хвостом. Убита героем Беллерофонтом .

Стикс (от общеиндоевропейского корня «стужа», «ужас») – олицетворение первобытного ужаса и мрака и богиня одноименной реки в подземном царстве Аида. Обитает на крайнем западе, в обители ночи. Живёт в роскошном дворце, чьи серебряные колонны упираются в небо.

Харон – у древних греков перевозчик душ умерших через реку Стикс. Мрачный старец в лохмотьях, с лихорадочно смотрящими глазами. Имя иногда переводится как «обладающий острым взглядом».

Пифон (от слова «гноить») – страшный дракон, владевший в глубокой древности Дельфийским святилищем . Пифон, как и Тифон, являлся сыном Геи. Пифон обвивал окрестности Дельф семью или девятью кольцами своего длинного тела. Бог Аполлон вступил в схватку с ним и убил Пифона, выпустив 100 (по другим древнегреческим мифам – 1000) стрел. После этого Дельфийское святилище стало храмом Аполлона. По имени Пифона названа его прорицательница – Пифия.

Гиганты – сыновья Геи-Земли. 150 ужасных чудовищ с хвостами дракона вместо ног и человеческими телами. Гиганты были покрыты густыми волосами и имели длинные бороды. Гея родила их то ли из капель крови отрезанного полового органа Урана, то ли из семени Тартара, то ли сама по себе, разгневавшись на то, что

Почти каждый из нас слышал о тех или иных магических и мифических существах, населяющих наш мир. Однако таких созданий, о существовании которых мы мало знаем или не помним, гораздо больше. В мифологии и фольклоре упомянуты многие магические сущности, одни описаны более детально, другие менее.

Гомункулус , по представлениям средневековых алхимиков, существо, подобное маленькому человеку, которое можно получить искусственно (в пробирке). Для создания такого человечка требовалось использование мандрагоры. Корень должен был быть сорван на рассвете, затем его надо было вымыть и «напитывать» молоком и медом. В некоторых предписаниях говорилось что вместо молока надо использовать кровь. После чего этот корень полностью разовьется в миниатюрного человека, который сможет охранять и защищать его владельца.

Домовой - у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум. Может «душить» по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде.

Бабай в славянском фольклоре -ночной дух, существо упоминаемое родителями, для запугивания непослушных детей. У Бабая нет конкретного описания, но чаще всего его представляли в виде хромого старика с мешком за плечами, в который он забирает непослушных детей. Обычно родители вспоминали Бабая, когда их ребенок не хотел засыпать.

Нефилимы (наблюдатели — «сыны Божие») описаны в книге Еноха. Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим — nephilim означает «которые заставляют других пасть». Нефилимы были гигансткого роста, сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле.

Абаасы — в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людей глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.

Абраксас — Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1-II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног - две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.

Бааван ши - в шотландском фольклоре злобные, кровожадные фейри. Если к человеку подлетел ворон и вдруг превратился в златовласую красавицу в длинном зеленом платье — значит, перед ним бааван ши. Длинные платья они носят недаром, скрывая под ними оленьи копыта, которые у бааван ши вместо ступней. Эти фейри завлекают к себе в жилища мужчин и выпивают их кровь.

Баку — «Пожиратель снов» в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный.
Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна.

Кикимора - персонаж славяно-угорской мифологии, а также, один из видов домового, приносящий вред, ущерб и мелкие неприятности хозяйству и людям.Кикиморы, как правило, поселяются в помещениях, если в доме погиб ребенок.Кикиморы могут появится в виде покинутого на пути убегающего ребенка.Кикимора болотная или лесная обвинялась в похищении детей, вместо которых оставляла зачарованное поленце. Присутствие её в доме можно было легко определить по мокрым следам. Пойманную кикимору можно было превратить в человека.

Василиск — чудовище с головой петуха, глазами жабы, крыльями летучей мыши и телом дракона которое существует во мифологиях многих народов. От его взгляда каменеет все живое. По преданию, если Василиск увидит свое отражение в зеркале он умрет. Местом обитания Василисков являются пещеры, они же- его источник питания, поскольку ест Василиск только камни. Покидать свое убежище он может только ночью, поскольку не переносит крика петуха. И еще он опасается единорогов потому как те слишком «чистые» животные.

Баггейн — в фольклоре жителей острова Мэн злокозненный оборотень. Людей он ненавидит и всячески изводит. Баггейн способен вырастать до исполинских размеров и принимать какое угодно обличье. Он может притвориться человеком, но если присмотреться повнимательнее, можно заметить заостренные кверху уши и лошадиные копыта, которые все равно выдадут баггейна.

Алконост (алконст) - в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила - все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными

Водяной — хозяин вод в славянской мифологии. Водяные пасут на дне рек и озер своих коров — сомов, карпов, лещей и прочую рыбу. Командует русалками, ундинами, утопленниками, водными жителями. Чаще он добрый но иногда затаскивает на дно какого нибудь зазевавшегося человека, чтобы он его развлекал. Обитает чаще в омутах, любит селиться под водяной мельницей.

Абнауаю — в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос — как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди у него топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится.

Цербер (Дух преисподней) - в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь.Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары - мёд и ячменное печенье. Задача Цербера - не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф.

Грифон — крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы, в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. — «собаки Зевса» — стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера — исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13).
Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор.

Гаки . в японской мифологии — вечно голодные демоны В них перерождаются те, кто при жизни на Земле обжирался или выбрасывал вполне съедобную еду. Голод гаки неутолим, но они не могут от него умереть. Они едят все что угодно, даже своих детей, но не могут насытиться. Иногда попадают в Мир Людей, и тогда становятся людедами.

Вуивр, Вуивра . Франция. Король, или королева змей; во лбу — сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища — заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения — в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым — получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей.

Убор - болгарский вампир, питающийся навозом и падалью, потому что он слишком большой трус, нападать на людей. Имеет скверный характер, что не мудрено при таком питании.

Аями , в тунгусо-маньчжурской мифологии (у нанайцев) духи-предки шаманов. У каждого шамана свой Аями, он наставлял, указывал, какой костюм надо иметь шаману (шаманке), как лечить. Аями являлся шаману во сне в виде женщины (шаманке - в виде мужчины), а также волка, тигра и других животных, вселялся в шаманов во время молений. Аями могли иметь и духи - хозяева разных животных, они-то и посылали Аями красть души людей и причинять им болезни.

Дубовики – в кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов.
Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки.
Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи.
Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.

Чёрт (в старом правописании «чорт») - злой, игривый и похотливый дух в славянской мифологии. В книжной традиции, согласно Большой советской энциклопедии, слово чёрт является синонимом для понятия бес. Черт социален и чаще всего выходит на охоту с группами чертей. Черта привлекают пьющие люди. Когда черт находит такого человека, он старается сделать все, чтоб человек пил еще больше доводя его до состояния полного безумия. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова. «Длительным, упорным, одиноким пьянством, – сообщал знаменитый прозаик, – я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей». Если человек бросает пить, черт начинает чахнуть не получая ожидаемой подпитки.

Вампал , в мифологии ингушей и чеченцев огромное лохматое чудовище, обладающее сверхъестественной силой: иногда у Вампала - несколько голов. Вампалы бывают как мужского, так и женского пола. В сказках Вампал - положительный персонаж, отличающийся благородством и помогающий героям в их битвах.

Гианы — в итальянском фольклоре в основном женские духи. Высокие и красивые, они обитали в лесах, занимались рукоделием. Еще они могли предсказывать будущее и знали, где спрятаны клады. Не смотря на свою красоту, гианы, среди которых большинство составляли женщины, с трудом находили себе пару. Мужчин-гианов было крайне мало; карлики в мужья не годились, а великаны были настоящими грубиянами. Поэтому гианам оставалось лишь заниматься работой и петь грустные песни.

Ырка в славянской мифологии - злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки, особенно опасен в ночь на Ивана Купалу и только в поле, потому что лешие не пускают его в лес. Им становится самоубийца. Нападает на одиноких путников, выпивает у них кровь. Укрут, его помощник, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит. Чтобы спастись от него, нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, не отвечать ничего, сказать трижды «чур меня» или прочесть молитву «Отче наш».

Див - Демонический персонаж восточнославянской мифологии. Упоминается в средневековых поучениях против язычников. Отголоски последнего значения есть в эпизодах «Слова о полку Игореве», где выражение «връжеся див на землю» воспринимается как предвестие несчастья. Див отвращал людей от опасных дел, появляясь в виде невидали. Увидав его и удивившись, люди забывали о том неправедном деле, которое хотели совершить. У поляков его называли есизник («Есть и зник», есть и пропал), то есть бог-видение.

Аюстал , в абхазской мифологии чёрт; приносит вред людям, животным. Согласно поверьям, если Аюстал вселяется в человека, тот заболевает, а иногда и умирает в муках. Когда человек мучается сильно перед смертью говорят, что Аюстал завладел им, но часто человек хитростью одерживает над Аюсталом победу.

Сульде «жизненная сила» , в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом - хранителем народа; его материальное воплощение - знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.

Сикомэ в японской мифологии воинственная раса существ, отдаленно похожих на европейских гоблинов. Кровожадные садисты, чуть выше людей и намного их сильнее, с развитой мускулатурой. Острые зубы и горящие глаза. Не занимаются ничем другим, кроме войн. Часто устраивают засады в горах.

Бука — пугало . Маленькое злобное существо, которое живет в шкафу детской комнаты или под кроватью. Его видят только дети, и дети же от него страдают, так как Бука очень любит по ночам нападать на них — хватать за ноги и тащить под кровать или в шкаф (свое логово). Боится света, от которого может погибнуть и веры взрослых людей. Боится, что взрослые в него поверят.

Берегини в славянской мифологии духи в обличии женщин с хвостами, живущие по берегам рек. Упоминаются в древнерусских историко-литературных памятниках. Они оберегают людей от злых духов, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду.

Анзуд - в шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд – посредник между богами и людьми, одновременно воплощая доброе и злое начала. Когда бог Энлиль снял во время умывания свои инсигнии, Анзуд украл таблички судеб и улетел с ними в горы. Анзуд хотел стать могущественнее всех богов, но своим поступком нарушил ход вещей и божественных законов. В догонку за птицей пустился бог войны Нинурта. Он выстрелил в Анзуда из лука, но таблички Энлиля исцелили рану. Нинурте удалось поразить птицу только со второй попытки или даже с третьей попытки (в различных версиях мифа по разному) .

Баг – в английской мифологиии духи. Согласно легендам, баг – «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей.
Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Многие английские дети верят, что баги могут проникнуть в комнаты, воспользовавшись открытыми печными трубами. Однако, несмотря на довольно устрашающую внешность, эти существа совершенно не агрессивны и практически безвредны, поскольку у них нет ни острых зубов, ни длинных когтей. Напугать они могут только одним способом – скорчив страшную уродливую рожу, растопырив лапы и подняв шерсть на загривке.

Альрауны - в фольклоре европейских народов крохотные существа, обитающее в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой -весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Позже альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравились тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусора и выпивают молоко, альраун понимает — здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно. Даже если дом сгорел, и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними. К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана — четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.

Власти — в христианских мифологических представлениях ангельские существа. Власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, «наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его… в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы».

Гаргулья — плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille — глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты.

Гримы — по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.
Эти монстры могут принимать разнообразные обличья, но чаще всего они превращаются в огромных собак с угольно-черной шерстью и светящимися в темноте глазами. Увидеть страшилищ можно только в дождливую или пасмурную погоду, обычно они появляются на кладбище ближе к вечеру, а также днём во время похорон. Они часто воют под окнами заболевших людей, предвещая их скорую кончину. Нередко какой-нибудь грим, не боящийся высоты, забирается ночью на церковную колокольню и начинает звонить во все колокола, что в народе считается очень нехорошей приметой.

Ахти — водяной демон у народов севера. Ни злой и не добрый. Хотя любит пошутить и с шутками может переборщить так что человек будет присмерти. Конечно если его разозлить то он может и убить.

Атцыс «без имени», в мифологии западносибирских татар злой демон, который неожиданно по ночам возникает перед путниками в образе копны, воза, дерева, огненного кома и душит их. Атцыс называли также различных злых духов (мяцкай, оряк, убыр, и др.), именования которых опасались произносить вслух, боясь привлечь демона.

Шогготы — существа упоминаемые в известной мистической книге «Аль Азиф» известной более как «Некрономикон», написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных «угрей» из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти сущетсва часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.

Ювха , в мифологии туркмен и узбеков Хорезма, башкир и казанских татар (Юха) демонический персонаж, связанный с водной стихией. Ювха — прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много (у татар — 100 или 1000) лет, Согласно мифам туркмен и узбеков Хорезма, Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например не смотреть, как она расчёсывает волосы, не гладить по спине, совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на её спине, видит, как, расчёсывая волосы, она снимает голову. Если не погубить Ювху, она съест своего мужа.

Упыри — (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь) , в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, высасывает кровь, после чего жертва или погибает или сама может стать Упырем. По народным поверьям, упырями становились люди, умершие «неестественной смертью» — насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.

Чусрым в монгольской мифологии – Царь рыб. Он свободно глотает корабли, а когда высовывается из воды, похож на огромную гору.

Шаркань , в венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Шарканье. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань — свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто — обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шарканье как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.

Шиликун, Шилихан - в славянской мифологии — хулиганистые мелкие духи, которые появляются в Сочельник и до Крещения бегают по улицам с горящими углями на сковородках. Пьяных могут столкнуть в прорубь. По ночам будут шуметь и колобродить, а обратившись в черных кошек, будут лезть под ноги.
Росту они с воробья, ноги, как у лошади - с копытцами, изо рта дышит огонь. В Крещение уходят в подземный мир.

Фавн (Пан)- дух или божество лесов и рощ, бог пастухов и рыбаков в греческой мифологии. Это веселый бог и спутник Диониса, всегда окружен лесными нимфами, пляшет с ними и играет им на свирели. Считается что Пан обладал пророческим даром и наделил этим даром Аполлона. Фавн считался лукавым духом, воровавшим детей.

Кумо — в японской мифологии — пауки умеющие оборачиваться в людей. Весьма редкие существа. В обычном облике выглядят как огромные пауки, размером с человека, с горящими красными глазами и острыми жалами на лапах. В человеческом облике — прекрасные женщины с холодной красотой, заманивающие мужчин в ловушку и пожирающие их.

Феникс — бессмертная птица олицетворяющая цикличность мира. Феникс покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:
«Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла.» Птица эта не размножается, а возрождается после смерти из собственного пепла.

Оборотень — Werewolf — чудовище существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами.

Вирява — хозяйка и дух рощи у народов севера. Представала в виде красивой девушки. Ей подчинялись птитцы и звери. Она помогала заплутавшим путникам.

Вендиго - дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён. Служитл предостережением против любых излишеств человеческого поведения. Племя инуитов называет это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико. Вендиго наслаждаются охотой и любит нападать на охотников. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей. Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться наевшись.

Сикигами . в японской мифологии Духи, вызываемые магом, знатоком Оммё-до. Обычно они выглядят как маленькие они, но могут принимать формы птиц и зверей. Многие сикигами могут вселяться в тела животных и управлять ими, а сикигами самых сильных магов — могут вселяться в людей. Управлять сикигами очень непросто и опасно, так как они могут вырываться из под контроля мага и нападать на него самого. Знаток Оммё-до может направить силу чужих сикигами против их хозяина.

Гидра чудовище , описанное у древнегреческого поэта Гесиода (VIII-VII вв. до н. э.) в его легенде о Геракле («Теогония»): многоглавая змея (Лернейская гидра), у которой вместо каждой отрубленной головы отрастали две новые. И убить ее было невозможно. Логовище гидры было у озера Лерна вблизи Арголиды. Под водой был вход в подземное царство Аид, который охранялся гидрой. Гидра пряталась в скалистой пещере на берегу близ источника Амимоны, откуда выходила только чтобы нападать на окрестные поселения.

Драки — в английском фольклоре водяные фейри, которые завлекают смертных женщин, представляясь им в образе плывущих по воде деревянных блюд. Стоит какой-либо женщине ухватиться за такое блюдо, как драк немедленно обретает свое истинное, безобразное обличье и утаскивает несчастную на дно, чтобы она там ухаживала за его детьми.

Злыдни — языческие злобные духи древних славян, олицетворение Недоли, навьи прислужники. Так же их еще называют криксы или хмыри — болотные духи, которые тем опасны, что могут пристать к человеку, даже вселиться в него, особенно на старости лет, если в жизни человек никого не любил и у него не было детей. Злыдня может оборачиваться нищим стариком. В святочной игре злыдня олицетворяет бедность, нищету, зимний мрак.

Инкубы - в средневековой европейской мифологии мужские демоны, домогающиеся женской любви. Слово инкубус происходит от латинского «инкубаре», что в переводе означит «возлежать». Согласно старинным книгам, инкубус — это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы.

Леший - хозяин леса, лесной дух,в мифологии восточных славян. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим - плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю.

Баба-яга - персонаж славянской мифологии и фольклора,хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего - отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.

Шишига , нечистый дух, в славянской мифологии. Если живет в лесу то нападает на случайно забредших людей, чтобы потом обглодать их косточки. По ночам любят шуметь и колобродить. По другому поверью шишиморы или шишиги — это озорные беспокойные домовые духи, глумящиеся над человеком, который делает дела, не помолившись. Можно сказать, что это — очень поучительные духи, правильные, к благочестивому распорядку жизни приучающие.