Кто такие черти и как они выглядят? Кто такие черти в славянской мифологии.

26.09.2019 Гастрит

Черт – один из самых вездесущих и популярных героев крестьянских поверий, его образ отражен в живописи (от древнерусской до современной), в литературе (от житий и апокрифов до поэзии, прозы XX в.). Черт упоминается в многочисленных пословицах, о нем рассказывают были, легенды, сказки.

Черт – обобщающее, родовое название для различных нечистых духов; в поверьях черт многолик, его образ смешивается с образами водяных, леших, банников и т.п. «Поверья о духах: черте, лешем, водяном... неразрывно связаны между собою; отличить их по внешнему виду, характеру, поступкам невозможно, понятие о них среди крестьян неясное, неопределенное», – констатирует в конце XIX в. собиратель фольклора из Вологодской губернии. «Черти – это общее название всей злой силы, которая еще называется «нечистою»« (Арх.); «Многие не знают различия между лешими и чертями вообще» (Волог.); «Водяной с рогами и хвостом, похож на черта» (Орл.); «Черти живут в разных местах, как-то: в домах, лесах, водах, овинах, банях и гумнах; называются они лесовиками, домовиками, банниками и овинниками» (Смол.).

В соответствии с таким общераспространенным представлением черт в ряде районов России может именоваться «шишком», а на севере и северо-западе – «лембоем» (это также родовые наименования нечистой силы).

Разновидности чертей в поверьях, отождествляемые более всего с водяными и разнообразными мелкими нечистыми духами – анчутики, ичетики, кузутики, кулиши, хохлики, шуликуны, шутики.

С.А. Токарев полагает, что в XIX-XX вв. понятие о черте получило очень широкое значение, покрыв «целый ряд отдельных более узкоспециальных образов» [Токарев, 1957]. Однако подобный обобщающий процесс, скорее всего, произошел значительно раньше: наименование черт в основном сменило (начиная с XVI-XVII вв.) название «бес», которым после принятия христианства стали обозначаться самые разнообразные нечистые существа и силы «дохристианского происхождения» (см. БЕС). («Бес – дух, демон в самом общем понимании» [Токарев, 1957]; его образ с распространением христианства обогатился новыми чертами антипода Бога, духа зла.)

В поверьях черти (как и бесы) – бывшие ангелы, сброшенные с неба вместе с Дьяволом, Сатаной. «Черти взбунтовались на небе, не хотели слухать Бога, да и... фить! Как пужнул их архангел Михаил с неба – кто куда» (Орл.); «Когда Бог сотворил мир, то заставил ангелов петь ему славословие, а сам ушел в рай к Адаму. Ангелы-то пели, пели, да соскучились. Вот один из них и говорит: «Бог-то ушел, давайте-ка отдохнем». Некоторые ангелы и перестали славословить. Бог пришел и приказал верным ангелам прогнать их с неба. Эти ангелы и стали нечистыми» (Пенз.).

Крестьяне многих районов России рассказывали, что ангелы-черти, упавшие с неба на воду, стали водяными, на леса – лешими, на дома – домовыми и т.п. Однако эта легенда, очевидно, возникла достаточно поздно и отнесена к сложившимся ранее понятиям о лесных, водяных и прочих нечистых духах, которые обычно имеют не небесное, но хтоническое («земное или земноводное») происхождение (см. ВОДЯНОЙ , ЛЕШИЙ ).

По рассказу, записанному в Саратовской губернии, черти возникли из плевка Бога. Появление чертей связывается и с Сатаной: «Происхождение чертей народ считает от Сатаны, а Сатана уж так весь свой век живет, не переводится» (Новг.).

Черти не только отождествляются с бесами, демонами; нередко в представлениях народа они существуют в «табели о рангах» духов зла: «Черт, Дьявол, бес, Сатана – сим вымышленным особам простолюдины определяют разные степени и достоинства и уверяют, что черт смущает, бес подстрекает, Дьявол нудит, а Сатана знамения творит для колебания крепко в вере пребывающих» [Чулков, 1786].

Тем не менее, хотя отмечено, что «активные и мстительные» духи зла отличаются от «озорных и капризных» местных духов [Карнаухова, 1928], образ черта в народных поверьях находится на грани между образами библейского духа зла и двойственных нечистых духов: «В представлении заонежан человеконенавистник-дьявол сам по себе: это отвлеченное существо, о котором, вне круга религиозных верований, они знают лишь из особого рода сказаний; в жизни же они имеют дело с духами совершенно иного порядка, которые и по природе, и по наклонностям близки к человеку, но только сильнее его <... > Черти в глазах народа также отличны от Дьявола; по заонежскому поговорью: «Черт чертом, а Дьявол сам по себе»«.

Традиционный облик черта (там, где он более или менее отличен от иных представителей нечистой силы) в общем наследует бесу (см. БЕС): это черное (синее, темное), мохнатое существо, с крыльями и хвостом, с когтями, рожками и копытцами. Глаза его горят, как угли, голос зычный, сиплый, «каркающий». Он может быть кривым, хромым, лысым (с остроконечной, «шишом», головой), с гусиными пятками.

Однако, по мнению ряда исследователей, подобному образу беса-черта, напоминающего фантастическое животное, предшествовал (или сопутствовал) образ обнаженного женообразного юноши с женскими (часто поднятыми над головой и спутанными) волосами. Такой облик прослеживается в памятниках древнерусского и средневекового искусства. Ф. Буслаев полагал, что лишь «миниатюристы XVII в. стали смелее обращаться с личностью беса. Демон старинной живописи даже был не страшен по своему виду, а пугал только идеею вечной гибели. Мастера XVII в. стали намеренно ухищряться в вымышлении отвратительных очертаний бесовских фигур...» [Буслаев, 1886].

Так или иначе, но для народных поверий XIX-XX вв. характерен облик черта – фантастического существа, особо склонного к разнообразным метаморфозам. Он не только «каркает вороном, стрекочет сорокой», но может принимать какой угодно вид – «животного с черной шерстью, человека с рожками» (Волог.); черти являются людям «в разных видах, смотря по цели. Если нечистому, черту, надо испугать человека, то он является в виде страшного зверя; если «самустить» (совратить) на худое дело – в виде человека; коли подурачиться, поглумиться над людьми – то в виде кошки, собаки и т? д. Столб пыли, поднимаемый вихрем, производят, по мнению крестьян, черти, когда они возятся между собой» (Волог.).

По поверьям, черт может обращаться в мышь, змею, лягушку, рыбу, сороку, свинью, козлика, барана, овечку, лошадь, зайца, белку, волка; а также в клубок ниток, ворох сена, камень [Максимов, 1903]; как и бес, Дьявол, он оборачивается змеем, а также монахом, священником, войском в белом.

Одно из самых излюбленных обличий черта – вихрь; он может принимать неопределенный и страшный облик: «Лукавый, или черт, кажется, по народным поверьям, в разных видах... В деревне Княжая крестьянин Иван Шурыга занялся гонкой дегтя: «Гоню я деготь в Страстную субботу, не хотелось мне бросить, и я остался на ночь... Сидеть до полуночи в истопке мне показалось страшно, и я вышел к огню из истопки. Сижу у огня и вижу, что ко мне быстро катится как копна огненная. Докатилась до истопки, отворила дверь в истопку и говорит: «Сдогадался таки, ушел!» – и укатилась от истопки. Я так испугался, что давай Бог ноги! Бог с ним и с дегтем!» Соседи уверяют, что в истопке его бы непременно задавило» (Новг.).

Черт оборачивается человеком, до мелочей похожим на знакомого, родственника (попутчика, соседа, кума, свата, мужа): «Недавно в деревне Мальцеве умерла женщина Марья с огромнейшим животом. Родные передают, что когда они стали ей укорять, что она гуляет (распутничает), она им рассказала следующее: «Когда Костю (мужа) взяли в солдаты, я сильно тосковала. И вот стал но ночам ходить ко мне мужик, ликом и всем, как Костя. Живот-то и стал расти!» Народ уверяет, что это ходил к ней лукавый» (Новг.).

Черта-человека выдают зычный голос, горящие глаза, а также едва заметные рожки, копытца; как и у лешего, у него иногда подоткнута правая пола одежды; на голове у черта может быть красная шапочка (реже он носит красную рубашку, пояс).

Распространенные названия черта, характеризующие различные черты его внешнего облика, характера и помогающие избежать частого употребления его настоящего имени, – нечистый, немытик, некошной, невидимка, недобрик, лукавый, грешок, враг, рогатый, плохой и т.п.: «Слово черт произносить грех, не то он привяжется и будет причинять зло» (Волог.); «Во Владимирской губернии считали, что, «как зачнешь ругаться, он подскочит и толкает, ругайся, дескать, больше». Слово черт хотя и употребляется там, но чаще заменяется словом «шут», «шутник», «окаяшка», «черный»« [Померанцева, 1975]; «Многие слова черт не произносят, боясь черта, а называют его черный, немытик» (Новг.).

Излюбленные места обитания чертей – болота, лесные чащобы: по поверьям Олонецкого края, черти по зорям собираются на советы на опушках глухого леса. Обитают черти и в водоемах, реках, омутах – во многих районах России понятия о чертях связываются прежде всего с водяными духами: в Орловской губернии, например, полагали, что «старые черти живут в море, молодые черти живут в речках».

Черти любят появляться, собираться на перекрестках и в пустых, нежилых строениях, на чердаках: «На росстанях каждый старик и старуха крестятся, и помилуй Бог сругнуться. Потому, говорят старухи, всякая беда может случиться. На перекрестках даже брать ничего нельзя. Ямненская Акулина Толстоногая [прозвище] подняла на перекрестке баранки в новом платке, и с тех пор, говорят бабы, у ней все ноги покрылись ранами и болят теперь. На перекрестках же можно встретиться с нечистой силой, по своей надобности [желая вступить с ней в сношения]» (Волог.).

Как и многие нечистые духи, черти играют, пляшут и дерутся на перекрестках, а в Пасху катают там крашеные яйца.

Нередко основным местопребыванием чертей крестьяне считают подземелья, ад: «Черти живут в земле. У них есть дома глубоко в земле, и называемые адом. Там все черти живут, там и Сатана» (Новг.). Однако, по поверьям той же Новгородчины, хотя главное местопребывание чертей – ад, они обитают повсеместно. «В аду, согласно народным представлениям, живут «насыльные», самые «лихие» черти, существующие кроме постоянной нечистой силы, живущей на земле, в воде, лесах, оврагах, домах» (Калуж.) [Померанцева, 1975].

Рассказ, записанный в Пензенской губернии, объясняет основное местопребывание чертей тем, как был сотворен мир: «Черт за щеку спрятал глину [при творении мира]. Архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть – образовались горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глубокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже слышать можно, как они там стонут, визжат и хохочут».

В Тульской губернии полагали, что черти продолжают обитать на небе, но отделены от ангелов глухой каменной стеной. По поверьям Рязанской губернии, черти живут в преисподней, местоположение которой неизвестно.

Поскольку чертями именовали разных нечистых духов (часто неопределенного облика), то черти, вообще говоря, вездесущи; они могут появляться повсюду и постоянно (хотя любимое их время – ночь). Черти живут в банях, овинах, они свободно проникают в дома и даже обитают в избах. «Народ думает, что черти живут в болотах, мельницах, банях. Они приходят в деревню ночью и уносят то, что не благословясь положено» (Новг.). «На мельницу, в баню нельзя ходить около полуночи – черти задавят» (Новг.); «Пусти черта в дом – не вышибешь лбом» [Даль, 1882].

Основной путь черта из дома и в дом – труба. В рассказе из Новгородской губернии черт поселяется в трубе: «У крестьянина деревни Костина из печной трубы на крыше стало пламя выкидывать. Сперва мужик подумал, что это от сажи, накопившейся в трубе... Сажу вычистили, а пламя нет-нет да и вылетит. Стали и соседи приступать: «Ты что же, Спиридон, печи-то не исправишь? Ведь эдак можно и деревню спалить...» А пламя все продолжает выкидывать. Решили, что это нечистый пошаливает. Обратились к знахарю... Он взялся выжить нечистого из трубы. Велел мужику купить бутылку водки, принес с собой стаканчик и корочку хлебца, посыпанную четверговою солью. Влез знахарь на крышу. Там он уселся на трубу, раскупорил бутылку, налил стаканчик и выпил. При этом он проговорил: «Во имя Отца» – и закусил корочкой. Вторую – «Во имя Сына» – и закусил корочкой. Третью – «Во имя Святого Духа» – и вылил в трубу. Такую же штуку он проделал во второй и третий раз, пока вся бутылка не была выпита. Черт, сидевший в трубе, поневоле был напоен водкой, которая на этот раз ему пришлась очень не по вкусу, и с треском вылетел из трубы».

Согласно поверьям Вологодчины, в избе нечистая сила обитает, главным образом, под печью, под полатями; она может помещаться и под столом (у стола во время еды).

«Если оставить на ночь непокрытый сосуд с водою, то черти непременно войдут в него, а если оставить в бане воду, после того как вымоются люди, и не зааминить ее, то черти будут мыться этою водою. Во время грозы непременно следует перекреститься, иначе в человека может войти черт, спасаясь от ангела» (Новг.). «Черти любят вселяться в людей (если пить воду прямо из ручья)» (Олон.).

Вездесущий черт не только стремится войти в сосуд с водой, но пытается любыми способами попасть внутрь человека, особенно такого, который не перекрестил рот во время зевка, не услышал «Будь здоров!» при чихании, ел и пил неблагословленное и не благословясь. Согласно поверьям ряда районов России, «свой черт» (как и ангел-хранитель) дается человеку при рождении и постоянно пребывает за его левым плечом: «Вообще, как полагают крестьяне, у каждой хаты, т. е. у каждого строения, как и у каждого человека, есть свой нечистый – хозяин» (Волог.).

Нечистых духов, в том числе и чертей, словно бы «притягивают» к себе и святые, наполненные сакральными силами пространства: широко бытует представление о том, что черти могут обитать на погосте, на церковной колокольне (по поверьям Новгородчины, например, черт покидает колокольню лишь во время звона, при третьем ударе колокола). Черти не только появляются в церкви, но и отправляют там по ночам свои службы: «Шел раз мужик ночью и видит: церковь стоит, освещена, и в церкви служба идет. Двери растворены, он вошел и стал молиться; только глядит, а у попа и у причта лица какие-то неподходящие. «Нечисто что-то», – думает себе. Стал мужик к дверям пятиться, задом. А это были нечистые. Увидали они мужика, кинулись за ним из церкви. Глядят нечистые: из церкви назад ни одного следа нет, а только в церковь. Поискали, поискали да и бросили» (Симб.).

«Домашний быт» чертей, устройство их жизни, дома в поверьях описываются по-разному. Черт вездесущ (то есть, по сути, он и дома повсюду, и бездомен); он «носится вихрем»; будучи отождествляем с водяными и лесными духами, живет так же, как они.

По мнению большинства русских крестьян, черти могут жениться, иметь семьи, детей. «В Тульской губернии считали, что в законный брак черти не вступают, потому что у них нет священника и их некому венчать»; в Рязанской губернии полагали, что «чертей существует бесчисленное множество, у них есть жены и дети» [Померанцева, 1975].

Распоряжается чертями (особенно обитающими под землей, в аду) старший нечистый дух (Дьявол, Сатана). В Рязанской губернии это «старший дедушка»: он прикован цепями, но руководит нечистой силой, «дает советы и требует отчета». «У чертей старшие есть и младшие. Первые приказания отдают, а вторые исполняют. Вот раз чертенку дали приказ пакость какую-то сделать, а он и не исполнил. Ну, ему сейчас под железные прутья должно воротиться. Испугался он и давай Бога молить: «Господи, коли ты меня от железных прутьев избавишь, никогда пакостничать не буду!» Бог его и не оставил: спрятал чертенка в церкви, под плащаницу. Черти его и не могли найти, бросили искать. Стал после этого черт ангелом, и возрадовались на небе и на земле» (Симб.).

Отождествляемый то с духом зла, антиподом Бога, то с нечистым духом, духом природы, черт принимает участие и в самых значительных праздниках крестьянского календаря. Многие нечистые духи, черти становятся особо деятельными в Святки, на Пасху, в Иванов, Петров дни, когда они во множестве появляются на земле меж людьми (выходя чаще всего из воды), помогают в гаданиях, отмечают на свой лад праздники.

Согласно поверьям Русского Севера, в Вербное воскресенье черти справляют свадьбы; они обязательно присутствуют в церкви во время праздничной пасхальной службы; в Иванов день собираются вместе, играют, танцуют, но продолжают бдительно охранять в это время клады и расцветающий папоротник.

Прослеживаются в крестьянских верованиях и представления о сезонных перемещениях чертей: они появляются из воды (и уходят в воду) на Святки, а также во время летнего солнцеворота. Крестьяне Сибири уверяли, что в течение осени и зимы черт может пребывать в сене, скошенном в Иванов день: такое сено обладает особыми охранительными свойствами; зарывшись в него, можно гадать.

В подобных представлениях черт более сходен с духом природы; возможно, он персонифицирует силы плодородия, концентрирующиеся в разное время года то в воде, то в растительности.

«Занятия» черта многообразны. Как и вся разноликая нечистая сила, он двойствен, может вступить в договор с человеком и даже принести добро; как силы зла, он исключительно вреден.

И.В. Карнаухова, участвовавшая в фольклорных экспедициях на Русском Севере, сообщает, что даже в 20–30-х годах XX в. рассказы о чертях многочисленны и «редко можно увидеть человека, который не видел черта» [Карнаухова, 1928].

Есть много великорусских и севернорусских поверий, рассказов о деяниях чертей, общих для черта и лешего, вихря, змея, водяного, а также домового, банного, овинного и даже проклятого.

Подобно лесным и домовым духам, черти уносят проклятых, наказывая таким образом неосторожно помянувших нечистую силу людей, вольно или невольно пославших своих родственников или знакомых «к черту», " Как и лешие, а также домовые духи, черти особенно опасны для детей, которых оставили без должного присмотра или прокляли невоздержанные па язык родители. Проклятых и украденных черти забирают к себе (иногда подменивая при этом поленом, чуркой); унесенных детей они растят, воспитывают, могут сделать колдунами (в повествованиях об этом, популярных среди крестьян, черт, в сущности, замещает лесного, реже – домового духа) (ДОМОВОЙ ).

По некоторым рассказам, черти могут красть детей и не будучи призваны неосторожным словом, просто используя различные оплошности людей. Согласно записанному в Новгородской области повествованию, черт собирается похитить младенца, родители которого ленятся говорить «Будь здоров, ангел-хранитель!» после того, как малыш чихнет. По дороге черт встречает мужика-бедняка, намеревающегося с горя украсть в том же доме лошадь, и уговаривает крестьянина помочь ему: «Как зачихает ребенок, они ему ничего не скажут. В это время я его ухвачу. В трубу – и все тут. А ты коня уведешь». Ну, они договорились. Пришли к хозяину. Пришли, значит, черт в трубу влез. А мужик с хозяином разговаривает. Ребенок зачихнул. Мужик говорит: «Будь здоров!» Уже не хозяин, не отец говорит, не мать уже, а он, вот этот, который красть пришел. А черт у трубы закричал: «А-а-а! Вор, вор, вор!» А хозяин и говорит: «Ой, да кто ж это такой?» А мужик говорит: «А вот, хозяин, я шел к тебе коня красть. У меня шесть человек детей с голоду умирают. Думал – продам цыгану и хлеба куплю. А он шел к тебе ребенка красть. Ну вот, ребенок зачихнул, я сказал: «Будь здоров, ангельская душенька!» Черт уже не может от ангела-хранителя отнять его. Ну вот хозяин говорит: «На тебе, бери любую лошадь». А ребенка спас... А черт унес – полено положил бы».

«Баю, баю, баю, бай, да

Поди, бука, под сарай, да

Коням сена надавай, да

У нас Колю не пугай, да» (Арх.).

«Ходишь букой лесовой» (Онеж.); «В монастыре как-то ночевал, в пустом. Крысы шум подняли, а я думал, бука гремит. Всю ночь дрожал» (Арх.); «Отец болел, сон видел. Пришел он в лес. Вдруг как закричит по лесу: «Ягод-то надо? Красненькие, беленькие!» Бука и был» (Волог.).

Представления о буке – детском страшилище – распространены повсеместно. Бука – «мнимое путало, коим разумные воспитатели стращают детей», – писал В.Даль [Даль, 1880]. Описания буки расплывчаты. Это страшилище с растрепанными волосами, с огромным ртом и длинным языком. Ходит только ночью, около домов и дворов; хватает, уносит и пожирает детей.

Черный, лохматый бука может быть сходен и с медведем, и с ряженым в шубе навыворот. Это персонификация ночного морока, опасности и страха.

Само слово бука, особенно адресованное детям, создает образ чего-то не вполне определенного, но опасного, темного и в то же время занятного, завораживающего, пробуждающего творческую фантазию, сродни игре слов: «От стукания пошло буканье, от буканья пошло оханье» и т.п.

По некоторым характеристикам бука (и особенно такие его «разновидности», как букан, буканай, букарица (см. ниже) сходен с домовым, дворовым.

Подобно им, бука мохнат и может напоминать медведя. В детской колыбельной буку прогоняют под сарай кормить лошадей – занятие, традиционное для домового, дворового. В поверьях ряда районов России (особенно Русского Севера и Сибири) образ буки – страшилища слит с обликами домовых, дворовых духов, которые, по общераспространенным представлениям, не только покровительствуют хозяйству, но и персонифицируют судьбу обитателей дома, предвещают и даже приносят несчастья, болезни, смерть (см. Домовой)

Еще одна грань образа, объединяющего черты буки-морока и буки-домового (покойника, Смерти, судьбы) – бука-пожиратель, персонаж страшный, гибельный именно для детей. В. Даль видел в нем сходство с римской ламией. Однако существа, похожие на буку русских поверий, есть у многих народов (у англичан, немцев, норвежцев, латышей),

Некоторые исследователи полагают, что наименование бука – индоевропейского происхождения (бука – нечто толстое, расплывчатое, уродливое по форме, «букатое» [Черепанова, 1983]. Отметим также, что названия типа бука (возводимые к обширному индоевропейскому гнезду с корнем – *b(e)u-, bh(e)u – «надувать, отекать, пухнуть, вздуваться, наполняться») в верованиях многих народов имеют преимущественно домовые духи, а также черти (ирландское phuka, английское puck, нижненемецкое pook, древнешведское puke, древненорвежское puki – «домовой», «черт», и т.п.). Наименование бука считают и производным от общеславянского bukati – «реветь, плакать и вообще издавать различные звуки – мычать, реветь, жужжать, бурчать, урчать»; предполагается, что бука – образование в детской речи от междометия «бу». Пока трудно с абсолютной уверенностью сказать, какая из этих этимологии верна, тем более что облик буки многопланов.

В русских поверьях XIX-XX вв. преобладают представления о буке как о детском страшилище. На Новгородчине и в некоторых других районах России бука – таинственное существо, персонификация морока, страха, некоей таинственной силы, которая может проявиться где угодно, чаще – в особо опасных местах (в лесной глухомани, в заброшенном доме), в особо опасное время (ночь). Иногда бука принимает облик мохнатого «хозяина» пустого дома, лесной чащи.

По некоторым поверьям (в частности, приходя на беседы, вечеринки), черт стремится залучить к себе людей, особенно девушек, которым необходимо в таких случаях распознать его истинный облик под личиной красивого парня. Девушки, угадавшие, что имеют дело с чертом, спасаются различными способами: заставляют его ткать и пересчитывать свои наряды до петухов (Смол., Тульск.), наматывают кудель на веретена крестиком (Новг.) и просто убегают.

Людей, которыми завладели черти, можно попытаться возвратить с помощью молитвы, молебнов, обращения к колдуну и т.п. (хотя рассказов о таком возвращении от чертей, как и о пребывании у чертей, меньше, чем сходных повествований о возвращении от лесных духов) . В повествовании из Заонежья, в Иванов день жена (при содействии «знающего» человека) отыскивает пропавшего мужа у лембоев (согласно заонежским поверьям, лембои-черти живут на Ишь- и Мянь-горах, где у них большие поселения с домами). Лембои предлагают женщине угадать, где ее муж, среди сотен таких же унесенных ими людей, но она справляется с этой задачей и уводит мужа (у мужа на лице румянец и правая пола одежды поверх левой).

Схожий, подобно лешему, с «живыми» ветром и бурей, черт-вихрь стремительно носится по лесам и дорогам, производя разрушения. Он завладевает не только проклятыми, но и умершими неестественной смертью людьми. В рассказах, записанных на Новгородчине, черт вихрем проносится верхом «а удавленнице; идет «принимать на руки» душу девушки-самоубийцы.

Мужику-пьянице, который решает удавиться, старик советует сказать при этом: «Душу свою отдаю Богу, а тело – черту!»

Мужик отправляется вешаться в лес, где ему являются два черта: «Подхватили под руки и повели к громадной осине. А около осины собралось великое сборище всякой нечисти: были и колдуны, и ведьмы, и утопленники, и удавленники. Кругом стояли трясучие осины, на каждом сидит по человеку и все манят:

– Идите поскорее! Мы вас давно ожидаем! Одна осина и макушку свою наклонила: приглашает. Увидали черти нового товарища, заплясали и запели, на радостях кинулись навстречу, приняли из рук вожжи, захлестнули на крепкий сук – наладили петлю. Двое растопырили ее и держат наготове, третий ухватил за ноги и подсадил головой прямо к узлу. Тут мужик и вспомнил старика и выговорил, что тот ему велел.

Ишь, велико дело твое мясо, – закричали все черти. – Что мы с ним будем делать? Нам душа нужна, а не тело вонючее!

С этими словами выхватили его из петли и швырнули в сторону.

В деревне потом объяснял ему тот же старик: – Пошла бы твоя кожа им на бумагу. Пишут они на той бумаге договоры тех, что продают чертям свои души, и подписывают своею кровью, выпущенной из надреза на правом мизинце» [Максимов, 1903].

По многочисленным популярным среди русских крестьян рассказам, удавленники, утопленники и опойцы становятся слугами (а точнее – лошадьми, скотом) чертей, которые разъезжают на них в облике всадников, кучеров.

Эти поверья, также общие для черта и лешего, в рассказах о черте определеннее окрашены в морализующие тона: черти буквально подталкивают разуверившихся и растерявшихся людей к самоубийству, гибели в надежде заполучить и душу, и новую «лошадь». (Поддавшегося наущению нечистой силы человека крестьяне пренебрежительно именуют «черту баран».) Таково же отношение к опойцам: в одном из популярных сюжетов (записанном в Новгородской области) черт приезжает на священнике-опойце к кузнецу и просит подковать своего коня (конь во всем похож на настоящего, но его передняя нога оказывается при ближайшем рассмотрении человеческой рукой).

Крестьяне многих районов России верили, что находящиеся в распоряжении чертей безвременно умершие (в частности, погубленные матерями, некрещеные младенцы) помогают им охранять клады, подземные сокровища, которыми могут владеть нечистые (см. КЛАДОВОЙ ).

Нечистая сила и, прежде всего, черти стерегут будто бы расцветающий в ночь на Иванов день папоротник, цветок которого делает человека всевидящим и «открывает» клады. В многочисленных рассказах о поисках цветка папоротника черт стремится любыми способами напугать, обмануть и уже завладевших этим цветком людей, чтобы отнять драгоценную находку: «Один парень пошел Иванов цвет искать, на Ивана на Купалу. Скрал где-то Евангелие, взял простыню и пришел в лес, на поляну. Три круга очертил, разостлал простыню, прочел молитвы, и ровно в полночь расцвел папоротник, как звездочка, и стали эти цветки на простыню падать. Он поднял их и завязал в узел, а сам читает молитвы. Только откуда ни возьмись – медведи, начальство, буря поднялась. Парень все не выпускает, читает себе знай. Потом видит: рассвело и солнце взошло, он встал и пошел. Шел, шел, а узелок в руке держит. Вдруг слышит – позади кто-то едет; оглянулся: катит в красной рубахе, прямо на него; налетел да как ударит со всего маху – он и выронил узелок. Смотрит: опять ночь, как была, и нет у него ничего» (Симб.).

Сюжет о черте, охраняющем папоротник, – один из немногих, относимых в крестьянском фольклоре почти исключительно к черту.

Черт легко принимает облик умерших, прежде всего скончавшихся безвременной или насильственной смертью (а также колдунов, которыми он завладевает по смерти). По поверьям, он и прямо проникает внутрь покойника, особенно необычного, нечистого, грешного, который словно бы оживает и начинает «ходить нечистым духом» (см. ЕРЕТИК).

Показываясь в облике умерших или долго отсутствующих людей, черт, подобно змею, лешему, самому покойнику, посещает тоскующих женщин. Жертвы нечистого начинают чахнуть, болеть или рожают детей-уродов, чертенят (например, с четырьмя ногами, руками и двумя головами – Смол.). «Одна из вологодских крестьянок рассказала, как ее мать принимала у женщины чертенка: «Катается что-то черненькое, маленькое, а как поразглядела – увидала хвостик, а над лобиком махонькие рожки... пуповину все-таки отстригла»« [Померанцева, 1975]. (Сюжет о женщине, сожительствующей с духами, бесами, чертями, видимо отражающий очень давние представления, лег в основу средневековой «Повести о бесноватой жене Соломонии», которая, будучи беременной тринадцать месяцев, рожала бесенят).

Посещающий девушек и женщин черт иногда «летит змеем», а затем превращается в человека («замещая» в этих поверьях, рассказах змея, покойника).

Спастись от такого посетителя можно с помощью молитвы, святой воды, чертополоха, собранного на Крещение снега.

Вообще черт в многочисленных рассказах о нем – обычный гость (если не обитатель) деревни, крестьянской избы. Вездесущие черти наполняют и пространство вне дома, и дом; нередко нечистый живет почти по человеческому образу и подобию: черт очень любит музыку, может обучить игре на гармони (Новг.), приглашает музыканта к себе на свадьбу (Смол., Мурм.); он играет в карты (но, естественно, без крестей); черт не прочь поплясать, подраться, выпить (во время пляски после попойки черти поднимают вихрь – Волог.); черт приглашает пастуха в кабак, но пастуху приходится при этом скинуть лапти, так как лапти плетутся крестиками (Влад.); черт справляет поминки по теще (Яросл.); помогает ворам (Волог.); к нему можно попасть в гости, наняться на работу и т.п.

Образ черта в подобных рассказах и поверьях «снижен», бытовизирован; с ним можно вступить в соглашение (особенно после оказанной ему услуги – например, спасенный от грозы нечистый идет вместо мужика в солдаты). Черт поддается на обманы и хитрости. Так, по рассказу из Вологодской губернии, крестьянин сулит водяному черту быка, а затем обманывает его, подсунув вместо быка медведя. Особенно распространен сюжет о том, как мужик (иногда – популярный герой сказок дурак) пугает чертей тем, что вьет у озера веревку или «морщит» воду [Померанцева, 1975]. (Обведение водоема веревкой – один из старинных способов колдовства, «подчиняющий» себе воду.)

Единоборство с чертом, в котором он выступает замороченным простофилей, его обман – излюбленная тема не столько поверий и быличек (повествований, в действительность которых верят), сколько сказок о черте, часто окрашенных в шутливо-иронические тона.

В бытующих поверьях и рассказах о нем черт не однолик, а отношения человека с ним достаточно серьезны и «равноправны».

Черт не только замещает водяных, змеев, леших; нередко он отождествляется и с не вполне ясного облика нечистой силой, которая непрерывно перемещается в окружающем людей пространстве.

Находясь в избе, многочисленные нечистые-черти не просто вредят, но, в общем-то, следят за исполнением определенных правил поведения: портят и похищают неблагословленное питье и еду; незримо едят за тех, кто шумит и болтает за столом, бросает недоеденные куски, крошит хлеб и т.д. В поверьях о невидимо присутствующем за левым плечом человека черте, соглядатае всех его поступков, так же как в поверьях о нечистом – полновластном «хозяине» избы, очевидно, отразились представления о черте не как об исключительно вредном, коварном, но необходимом для существования человека сверхъестественном существе.

Качество черта, привнесенное христианством (и проявляющееся не всегда), – стремление постоянно искушать человека, вмешиваться в его жизнь, ставя перед моральным выбором. Однако в народных поверьях черт – скорее заинтересованный соглядатай, нежели коварный искуситель.

Вездесущий черт в верованиях русских крестьян может быть источником непредсказуемой и неуловимой, вызывающей различные события и беды силы. Точнее, чертом часто именуется не столько злая, сколько двойственная в своих проявлениях «сила вообще» («демон в самом общем пониманье»), действию которой приписываются и более или менее мелкие несчастья, например, неловкие движения, потери («лукавый попутал», «черт толкнул»), и серьезные опасности.

Отождествляясь и с лешим, и с неясного вида нечистой силой, черт «водит», «носит», сбивает с пути людей (и буквально – заставляя их плутать в лесу, и в переносном смысле – толкая к разрушительным поступкам: убийству, самоубийству и т.п.). Действия такого черта-случая, черта-судьбы часто необъяснимы и непреодолимы.

Особенно опасен черт для припозднившихся в пути пьяниц, его излюбленной «добычи», что отразилось и в поговорке: «Смелым Бог владеет, пьяным черт качает» [Даль, 1882].

По поверьям, черт может насылать болезни. Вмешательству беса-черта приписываются прежде всего душевные болезни, сопровождающиеся истерическими припадками психические расстройства, в частности, кликушество. Порчу, болезни, происходящие от неизвестной причины, кликушество крестьяне нередко объясняют тем, что в человека проник или посажен черт («на несколько лет или на смерть» – Новг.). Черт может действовать самостоятельно или быть напущен колдуном, недобрым, «лихим» человеком «на питье, еду», «по ветру»: «В Калужской губернии крестьянка говорила про одну кликушу, что «ей в середку черта посадили во время свадьбы потому, что муж ее собирался взять другую девушку, но обманул, вот Акулине-то, за то, что пошла за него, и сделали. Кричит она в припадке и говорит: «Это ты [называет женщину] меня испортила, собака ты такая-сякая, это ты мне беса посадила»« [Померанцева, 1975].

В рассказах русских крестьян о кликушах, пожалуй, чаще фигурирует все же не черт, а бес – существо, тождественное черту, но более неуловимое, таинственное. Избавиться от беса-черта испорченные могли с помощью колдунов, «отчитывания» в церкви и т.д., но иногда болели до самой смерти (см. БЕС , КЛИКУША ).

Влиянию черта (как и беса) традиционно приписывалось и пьянство, почитавшееся чем-то вроде душевного заболевания, наваждения: «в человека, страдающего запоем, непременно вселяется черт» [Максимов, 1903 ] «Запои считают также за порчу, потому что пьяный постоянно поминает черта» (Новг.). По поверьям, черт старается сгубить запойных, «манит их то в лес, то в омут», насылает неодолимую тоску и т.д.

Черту крестьянами многих губерний России (особенно староверами) приписывалось изобретение вина и табака. (К «чертовщине» некоторые относили также кофе и чай: «Кто кофе пьет, того Бог убьет; кто пьет чай, тот спасения не чай».) По рассказу, записанному на Новгородчине, «чертенок избежал наказания, обещав Вельзевулу души соблазненных им людей. Он нанимается в работники, по его наущению строится винокуренный завод. Чертенок прощен, а водка осталась в миру». В Орловской губернии также бытовал рассказ о черте – создателе винокуренного завода: «Черт изобрел вино. Он сделал снаряды, стал гнать водку, напустил по всему небу дым. Апостолы перепились. Тогда Бог прогнал дьявола «в три шеи». Он провалился вместе со своим паровиком – с этого времени и образовался и первый винокуренный завод на земле» [Померанцева, 1975].

Несмотря на шутливый тон таких повествований, пьянство воспринималось крестьянами как трудно преодолимое бедствие; чтобы избежать его, постоянно сопутствуемый чертом человек должен был быть все время настороже.

Охраняет от чертей ношение шейного креста, крестное знамение, курение ладаном, молебны, вообще строгая, праведная жизнь, молитвы и, напротив, матерная ругань. Препятствие для черта, как и для других нечистых духов, – семя льна, чертополох, очерчивание с особыми приговорами.

Спасаясь от козней нечистых, крестьяне не только читали Воскресную молитву, но и носили на груди ее список: «Да воскреснет Бог и расточается врази его и бежит от лица его, ненавидевшего. Они погибнут бесы от лица любящего Бога. Прогонят беса, силу дьявола даровал нам Господ свой крест чесной для прогнания врага и супостата. Радуйся приживотворящим крестом Господним и помогай мне со святой девой Марией с Божьей матерью и со всеми святыми угодниками во веки веков. Аминь. Аминь. Аминь» (Волог.) (это искаженный народный вариант текста молитвы).

Если какой-нибудь отчаянный человек решался выстрелить в черта, то должен был помнить, что убить его можно лишь медной (серебряной) пуговицей. Боится черт также и грозы, во время которой, согласно крестьянским верованиям, Илья Пророк и молнии преследуют нечистую силу, стремясь поразить ее, уничтожить.

Тем не менее крестьяне по большей части относились к черту не как к подлежащему беспощадному искоренению исчадию ада, а как к неизбежному спутнику жизни, которого лучше не злить, не раздражать. Это обусловило популярность поговорки: «Богу молись, а черта не гневи».

Кого называют чертями? November 19th, 2017

В местах лишения свободы за многие десятилетия сформировалось четкое разделение заключенных на касты. Для представителей каждой из них, в зависимости от положения в тюремной иерархии, существует свои нормы поведения.

Одной из самых низших категорий являются «черти» - полурабы, выполняющие грязную работу и не имеющие никакого авторитета среди сокамерников. Обычно в эту касту попадают психологически слабые, неспособные постоять за себя и склонные к подчинению заключенные. «Черти», они же «чушки», «шныри» или «кони» выполняют в тюрьме работу, которую не принято делать нормальному арестанту.

К примеру, постирать одежду или подмести пол. «Черти» не могут спорить, они должны делать все, что им говорят и слушать более авторитетных заключенных «за боюсь». На обычных зонах «черти» живут с «мужиками» - непрофессиональными сидельцами, совершившими преступление в результате трагического стечения обстоятельств, и дожидающихся окончания срока для возвращения к нормальной жизни. «Мужики» держатся ровно, представляя собой тюремный середняк. Можно сказать, что «черти» - это низший типа «мужиков».

Предположительно до 80-х годов касту «чертей» называли «чушками». «Чушки» - это те, кто не ухаживают за собой, редко моются и неопрятно одеваются. Дело в том, что гигиена в арестантской среде находится в почете: следить как за своим внешним видом, так и за чистотой окружающего пространство должно быть в порядке вещей для всякого нормального зека.

Но попадание человека в места лишения свободы, особенно, если это произошло в первый раз, является для него сильнейшим стрессом. В таких условиях психологически слабого человеку весьма тяжело поддерживать себя в должном порядке.

Мысли о жизни за решеткой угнетают заключенного, будущее его пугает. Человек опускает руки и перестает бриться, умываться, чистить зубы и выполнять другие гигиенические процедуры. Заключенный, поставивший крест на своей внешности, легко рискует оказаться в категории «чертей». В российских тюрьмах и колониях устоялось мнение, что прекращает следить за собой только потерявший силу воли человек, тот, кто сломался под ударами судьбы. В суровых условиях тюремного заключения такой арестант считается слабаком, теряет всякое уважение окружающих и переходит в категорию «чушек». Таким образом, нежелание следить за своим внешним видом легко может привести человека на самое дно тюремной иерархии.

Но если углубиться в вопрос и попробовать понять историю и происхождение чертей, то можно узнать много интересного. Вспомнить хотя бы пожилых людей, которые называют чертями, озорных детей. Ну или вообще, человек далёкий от тюремной лексики называя другого чертом, представляет этот мифический и отвратительный образ?

Многие люди время от времени поминают нечистую силу, не задумываясь о том, кто такие черти. Эти существа фигурируют в крылатых выражениях, становятся героями поговорок и даже сказок. Их происхождение окутано тайной, порождает многочисленные предположения и легенды. «Черти» приходят на помощь, когда человек хочет высвободить отрицательные эмоции, выругаться. Откуда же взялись эти мифические создания и что о них известно?

Во многих русских сказках и легендах черт является одним из главных героев. Славяне всегда испытывали страх перед нечистой силой, считая, что даже упоминания о ней, могут привлечь несчастья. При этом сегодня мало кто может объяснить, кто такой черт, как он выглядит и чем занимается. С темой, которая имеет отношение к сверхъестественным силам, связано много легенд и мифов, поэтому большинство информации не подтверждено, и она является лишь предположением.

Кого называют чертом?

Существует много различных версий объясняющих происхождение чертей, но среди них можно выделить наиболее распространенный вариант, согласно которому они раньше были ангелами, которые предали Бога и были изгнаны из рая. В древности славяне верили, что нечисть появляется в тот момент, когда Дьявол мочит руки и отряхивает воду. Другая народная версия гласит, что черти появляются от плевка Господа. Есть еще одна легенда, объясняющая, кто такие черти, так некоторые люди считают, что они были созданы Сатаной для войны с Небесной армией. Для создания единого образа он использовал гуляющих по раю козлов и оленей.

На сегодняшний день нет возможности точно сказать, когда впервые появились черти, но предполагается, что они были созданы за много лет до рождения человечества. Считается, что черти являются падшими ангелами, которых Бог сбросил своей рукой с неба. В пользу этой версии говорит хромота сущностей, поскольку в результате падения они ломали ноги.

Как выглядят черти?

В сказках и кинофильмах черти обычно представлены в виде животного, который имеет тело человека, рога и хвост. Чтобы определить реальный внешний вид нечисти, историки не раз пытались найти людей, кто видел черта.

Подобные опросы позволили прийти к некоторым выводам, согласно которым считается, что помощники Дьявола имеют маленький рост и у них, как и у людей есть руки и ноги. Тело нечисти покрыто густой шерстью темно-коричневого цвета. Лицо черта объединяет в себе черты разных животных и в первую очередь это козел и свинья. Что касается рогов, то их описывают по-разному, одни говорят, что они маленькие, а другие упоминают об огромных и ветвистых наростах. Многие люди, которые утверждают, что видели черта, говорят, что у них есть длинные зубы, выделяющиеся своей желтизной. В глазах последователей Сатаны можно увидеть страшный огонь, который пылает злостью и ненавистью. Конечно, нельзя не вспомнить о хвосте и копытах, которые являются характерными признаками чертей.

Кому помогают черти и какие у них обязанности?

В первую очередь стоит сказать о том, что они являются главными помощниками Сатаны, выполняя все его указания.
Среди нечисти есть некая иерархия и наиболее значимыми являются «злые» черти, которые больше всего времени проводят в аду, издеваясь над грешниками.

Есть также и обычные черти, которые свободно гуляют по земле, и их задача заключается в том, чтобы соблазнять людей и сводить их с ума, заставляя отречься от праведной жизни.

Люди верят, что если черт выберет себе жертву, то он может свести с ума человека и даже толкнуть его на самоубийство. Именно черти управляют людьми, когда они решаются на нечестные события. Азартные иглы, алкоголь, наркотики, сигареты - это инструменты, которые использует нечисть, чтобы уничтожить человека.

Где обитают черти?

Еще с древних времен люди боятся встречи с чертями, поэтому важно разобраться, где именно они обитают. Считается, что нечистая сила обитает на перекрестках, поэтому именно здесь принято проводить черные ритуалы. Еще черти любят заброшенные строения, а также запыленные чердаки. Кроме этого, люди верят, что нечистая сила может поселиться и в обычном доме, в котором люди постоянно конфликтуют и занимаются плохими делами.

Что еще у вас есть по поводу чертей?

Источники:

В этой публикации мы собрали 50 фото призраков и духов , которых удалось заснять в разное время, разными людьми по всему миру. Реальны ли эти фотографии или они всего лишь продукт фотомонтажа и хорошего знания Фотошопа? На этот вопрос нет единого мнения, но снимки и правда занятные.

1). Девочка справа плакала, уверяя окружающих, что она боится другого ребёнка, которого никто, кроме неё, не увидел:

2). Так называемая Розовая леди в одном strashno.com из поместий Гринкэстл в штате Индиана, США:

3). Строго одетая дама при жизни приходилась матерью хозяину дома и свекровью хозяйке. Ее случайно сфотографировали, когда снимали новые жалюзи:

4). Лестницу в стиле тюльпан запечатлел священник в Национальном музее в Англии. Вот что на ней проявилось позже:

5). Пожалуй, самая известная фотография привидения — так называемой Коричневой леди, стоящей на лестнице имения Рейнхэмхолл в Англии:

6). Родственники усопшего прощаются с ним, стоя у гроба. Но вот кто маячит на первом плане?

7). Снимок коридора служебного помещения. По всей вероятности, кто-то призрачный продолжает свою работу, несмотря на позднее время:

8) . Мать сфотографировала надгробие своей дочери, рядом с которым сидел другой ребёнок. Как выяснилось позже, похороненный неподалёку:

strashno.com

9). В этой фотографии с кладбища угадывается пожилая женщина:

10) . На фотографии с вечеринки военных на заднем плане появляется призрак солдата, уже убитого к моменту праздника:

11) . Вдовец, запечатлённый на плёнку во время спиритического сеанса по вызову его умершей супруги:

12). Хозяйка фотоаппарата снимает свою дочь, а позади виднеется фантом женщины в чёрном плаще без ног:

13). Призрак солдата в музее Александрии:

14). Разбушевавшийся полтергейст во время спиритического сеанса в Лондоне (1940 г):

15). Элегантное бюро в стиле королевы Анны, сфотографированное по просьбе мебельного продавца для каталога. Чья-то тонкая кисть касается поверхности бюро:

16). Камера фиксирует буквально последние секунды жизни умирающего. Белая субстанция отделяется от его лица вместе с выдохом:

17). Молодой человек испытывал проблемы с засыпанием, тяжесть в груди и беспокойство. На strashno.com проявившейся фотографии ясно видна причина — сидящий прямо на нём призрак:

18). Туристка, запечатлевшая водный поток в лесу, с удивлением обнаружила на фото что-то похожее на привидение красного цвета. Погода была облачная, совершенно без лучей солнца:

19) . Призрак рядом с женщиной, сфотографированной у себя дома и стоящей возле телевизора:

20). Любимое кресло лорда Комбермера, задавленного экипажем, оказывается занято и после его смерти. Им самим:

21). Мама с сыном, позируя, не догадывались, что в их доме обитает кто-то ещё. Видно лицо слева и что-то справа, напоминающее собаку:

22). Муж сфотографировал свою жену за молитвой в английской церкви Уорстед Чёрч. На плёнке проявилась дама в чепчике и старинном наряде:

23). Что это: ангел-хранитель или душа пассажира авто, попавшего в страшную аварию?

24). Казалось бы, обычная фотография рабочего strashno.com места в квартире. На фоне выключенного монитора можно видеть голову человека. Сфотографировавшая рабочее место женщина утверждает, что это голова её умершего мужа. Но он выглядит гораздо моложе, чем в момент своей смерти:

25) . Старик-гид водил экскурсии в месте, знаменитом своими гейзерами и кипящей грязью. Гида и после его смерти можно увидеть на этой фотографии:

26). Новый владелец дома нанял двух рабочих для работ на крыше. Всё время, пока они работали, они оставались совершенно одни в здании. Предыдущая хозяйка дома, пожилая женщина, скончалась за 3 месяца до этого:

27). На этой фотографии мальчик-призрак (возле стула) играет в прятки с живым ребёнком:

28). Фантом в английском пабе:

29). Молодой человек позировал с собакой, но после проявки обнаружил в кадре присутствие незнакомой женщины:

30). Самая известная фотография призрака в strashno.com машине, сделанная супругой человека, сидящего за рулём. В призраке на заднем сиденье оба узнали её ранее умершую маму:

31). Призрак, запечатлённый у дороги:

32). Огоньки над Вашингтоном однажды ночью (1952 г.):

33). Вполне реальный, но оттого не менее страшный огненный смерч в Венгрии:

34) . Привидения, незаметные в студии во время записи передачи, но отображённые телевизором:

35). Это фотография была сделана с монитора медсестры. Чёрная фигура появилась стоящей на пациенте, лежащем на больничной койке. Он умер вскоре после появления фигуры:

36). В центре за окном виднеется белое лицо, заглядывающее в комнату. В комнате нет балкона, а если бы и был, лицо превышает по размеру лицо настоящего человека:

37). Во время реставрации канадского отеля рабочие делали фото, чтобы фиксировать изменения. Очевидно, не все постояльцы на тот момент strashno.com съехали:

38). Заброшенный санаторий в штате Кентукки знаменит своими призраками — бывшими пациентами:

39). Одно из самых скандальных фото призраков, сделанное в 1963 году в английской церкви. Снимок вызвал бурю споров, т.к. многие подозревали накладку кадров при его создании. Некоторые эксперты, изучавшие фотографию, утверждают, что это именно один цельный подлинный снимок:

40). Эта фотография была сделана у старого склепа. Интересно, что это не отражение в окне, т.к. стекла в нем давно нет:

41). Настоящий олень смотрит в упор на призрачного ребёнка. Мы бы увидели только оленя, камера фиксирует обоих:

42). Две девушки с улыбкой позируют, проверяя то, как снимает камера телефона. Как оказалось, они позировали не вдвоём, а втроём:

43). Молодой человек явно не видит, кто идёт впереди, иначе можно испугаться:

44). Собака на вечерней strashno.com прогулке прекрасно видит, кто к ней подошёл, и, наверно, удивляется слепоте хозяина:

45). Реальна ли эта фигура, сосредоточенно идущая по мосту в сердце Старого города?

46). Сгусток эктоплазмы имеет очертания фигуры, скорее всего, жителя средневекового города, где и был сделан кадр:

47). Привидение явно женщины, остановившейся перед алтарём — у призрака прослеживаются туфли:

48). Люди беседуют друг с другом позади белой машины. А вот кто тёмный стоит впереди неё?

49). Счастливые новобрачные фотографируются со свитой на фоне церкви. Чьё-то призрачное личико проглядывается в кружке под цифрами 666:

50). Очень интересный и неоднозначный снимок закрытого бассейна. Белая фигура напоминает кого-то, вылезающего из него, к тому же над нею видны орбы:


Как вы думаете, действительно strashno.com ли призраков и духов можно сфотографировать? Напишите, пожалуйста, свое мнение в комментариях ниже.

Многие из нас то и дело поминают черта, но чем является черт на самом деле? Что под ним подразумевали наши предки. О каком существе или явлении идет речь?


«Черт» - тайное имя…

На самом деле, в отличии от современных людей, предки редко употребляли слов «черт», так как считали, что при упоминании своего имени он может тут же появиться и навредить. Подобная вера существовала практически у всех народностей. Поэтому везде, как и у славян, имя «нечистой силы» старались заменять каким-либо другим словом, прозвищем, отражающим то или иное ее свойство. Самыми распространенными «псевдонимами» черта были «нечистый», «недобрик», «лукавый», «немытик» и так далее.

В древние времена чертями называли вообще всех нечистых и злых духов, поэтому «черт» был образ собирательный. У восточных славян «черт» был родовым понятием, указывающим на достаточно большую сферу зловредных потусторонних существ, включающую в себя водяных, леших, домовых и прочее. По некоторым поверьям, водяные – это водные черти, леший – лесной черт и так далее.

Хотя следует сказать, что словом «черт» называли не только категорию нечистых духов, но и отдельных существ, то есть было как бы две версии понимания – черти (как нечистые существа) и черт (как отдельная «личность»). Но постепенно, черт все больше персонифицировался в отдельное демоническое существо и уже с приходом христианства окончательно стал тем чертом, которым мы знаем теперь.


Легенда о происхождении чертей

Самая распространенная легенда о происхождении чертей гласит, что чертями стали ангелы, восставшие против Бога и свергнутые за неповиновение с Небес. Но в отличие от Сатаны, который при этом провалился сквозь землю, ни остались на поверхности и постепенно, «одичав», превратились в чертей.

Есть и другие легенды, о происхождении чертей. Например, одна из них говорит о том, что черти произошли от плевка Бога, другая утверждает, что черти появляются каждый раз, когда Сатана стряхивает воду с рук позади себя.

Образ черта

Образ чета уходит в глубокую древность еще к языческим бесам, но постепенно, под влиянием христианской мифологии, образ этого существа был сильно демонизирован, пока не превратился в «слугу» Дьявола.

В целом же, облик черта во многом перекликается с внешним описанием беса, а именно, черт, как правило, черен, мохнат, с хвостом, рогами и копытами. Глаза черта пылают огнем, а его зычный и сиплый. Также черта нередко изображают лысым и слегка хромым. Согласно легендам черти стали хромать, когда упали на землю, свергнутые Богом.


Где обитают черти

Согласно поверьям черти разделяются на две категории – обычные и «лихие». Первые обитают на земле, вредят людям, сбивают их с праведного пути и устраивают всяческие пакости, а время от времени, возвращаются на «отдых» в преисподнюю или за новыми указаниями. А «лихие» черти постоянно живут в аду, где мучают грешников.

Что же касается «земных» чертей, то они обитают преимущественно в темных чащах, болотах, оврагах и так далее. Одна из легенд о чертях объясняет это так: при сотворении мира черт за щеку спрятал глину, а архангел донес на него. Черту пришлось выплюнуть - образовались горы и озера. Бог в наказание посадил черта в самый глубокий и бездонный овраг и наполнил его вонючей водой и глиной. Поэтому черти теперь и бывают в оврагах и болотах, даже можно слышать, как они там стонут, визжат и хохочут.

Есть еще одно народное поверье о том, почему черти так любят болота. Считается, что до тридцати лет черт живет, где ему нравиться, но потом переселяется в болото, что бы жениться там и начать плодить чертей. А совсем старые черти из болота потом перебираются в моря и большие озера.

Также одним из излюбленных мест обитания чертей являются заброшенные мельницы и бани. По различным поверьям, черти могут также жить на погостах и на чердаках. В последнем случае они легко проникают в дома через трубы или селятся под полом, иногда за печью. Но так происходит лишь в том случае, если в доме нерадивые хозяева, которые не следят за порядком и часто ругаются между собой.

Черт и ангел-хранитель

Интересно отметить, что в некоторых поверьях о чертях отражается, так сказать, полнота представления о жизни человека, то есть понимание «хорошего» и «плохого». Согласно некоторым легендам, при рождении каждому человеку дается не только ангел-хранитель, но и черт, который в течение всей его жизни присутствует за левым плечом (ангел-хранитель, соответственно, находится за правым). Именно наличием ангела и черта древние люди объясняли извечную борьбу между «светлым» и «темным» началом в человеке. При этом черт и ангел постоянно веду бой за душу человека.

© Алексей Корнеев

15 Фев

Кто такие черти

Бесы и черти – общее название для достаточно большого количества видов нечисти.

Сюда относят мелкую нечисть физического и астрального плана – чертей, домовых, бесов, некоторых лесных и болотных духов, духов пустых домов и прочих. Также термином “бес” называют “солдат” – низших демонов, обитающих в Нижних мирах, вернее, самой глубокой их части и, иногда суккубов\инкубов.

Также чертей и бесов часто несправедливо путают с демонами и элементалями стихий Земли, Огня и подстихии Растений. Хотя ни один из этих видов не имеет с ними толком ничего общего с чертями.

Черти имеют очень большое разнообразие форм и видов, но “классическое” изображение, как ни странно, является в общем то обоснованным и верным. Так как это истинный вид этих милых сущностей, какой бы другой они ни принимали.
Внешне – это антропоморфная маленькая сущность (от 10 см до метра высотой), имеет морщинистую грубую кожу темного цвета (чаще – красного, коричневого или бежевого оттенка), ручки\ножки и большую голову с лицом. В качестве тюнинга обычно имеют хвостик и рожки:surprise:
Они умеют разговаривать. Голос обычно противный. Гнусавый, тонкий, часто растягивающий и коверкающий слова, хихикающий или шепелявящий.

Как сущность, черти не блещут гениальным умом, но они очень сообразительные создания, и очень хитрые. Имея в полном доступе и своей стихией все, что связано с грязью, они кроме всего прочего способны также очень сильно влиять на денежные потоки, вылавливая для повелевающего деньги буквально из воздуха.

За всю историю маги всех рангов тесно общались с этими созданиями. Думаю, любой практик хоть раз да носил на пеший перекресток отливки или деньги для этих милах… :flag:
Но это свободные черти.

Домашний чертик, находящийся во владении мага называется “Фамильяр” (иногда Фетч).
Добывают их обычно или по контракту, или по знакомым сущностям, которые способны на них влиять. Ему дают имя и натаскивают на определенные навыки.
Также интересен тот факт, что черти набираются повадок и привычек от существ, рядом с которыми обитают. По этому у разных народов мира они несколько разнятся в поведении предпочтениях.