Положение о признании инвалидом. Дадут ли инвалидность: условия признания человека инвалидом

ИНВАЛИДНОСТЬ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ИНВАЛИДОВ

Порядок установления инвалидности и признания гражданина инвалидом

Право на трудовую пенсию по инвалидности имеют граждане, признанные в установленном порядке инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ". Правила признания лица инвалидом утверждены Постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95.

Инвалид - это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Под ограничением жизнедеятельности понимается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью (ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" от 24 ноября 1995г.)

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении МСЭ исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Медико-социальная экспертиза - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности гражданина и его реабилитационного потенциала. Специалисты бюро (главного бюро, Федерального бюро) обязаны ознакомить гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания гражданина инвалидом, а также давать разъяснения гражданам по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

Условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Эти признаки должны присутствовать в комплексе, наличие одного из указанных признаков не является достаточным условием для признания гражданина инвалидом. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет. Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно, но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

В случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении МСЭ. Инвалидность устанавливается до 1-го числа месяца, следующего за месяцем, на который назначено проведение очередной МСЭ гражданина (переосвидетельствования).

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются:

Общее заболевание,

Трудовое увечье,

Профессиональное заболевание,

Инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период ВОВ,

Военная травма, заболевание, полученное в период военной службы,

Инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством РФ.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством РФ обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Гражданин направляется на МСЭ организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на МСЭ после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами. При этом в направлении на МСЭ, форма которого утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ, указываются данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно. Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Освидетельствование проводится только на основании письменного заявления лица либо его законного представителя.

Специалисты, проводящие МСЭ, рассматривают представленные медицинские документы, проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты. Решение о признании лица инвалидом либо об отказе в установлении инвалидности принимается полным составом специалистов, принимающих экспертное решение, простым большинством голосов.

На федеральные учреждения МСЭ возлагаются :

1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3) изучение уровня и причин инвалидности населения;

4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Решение учреждения МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы России). В главном бюро МСЭ гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро МСЭ гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования.

Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро. МСЭ проводится по заявлению гражданина (его законного представителя), которое подается в бюро в письменной форме с приложением направления и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

При проведении МСЭ гражданина ведется протокол, изучаются представленные документы, анализируются социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и других данные гражданина.

Представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля могут участвовать в качестве консультантов с правом совещательного голоса в проведении МСЭ гражданина по приглашению руководителя бюро.

Решение объявляется гражданину, проходившему МСЭ, в присутствии всех специалистов, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения. По результатам МСЭ гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. Срок хранения акта МСЭ гражданина составляет 10 лет. Выписка из акта МСЭ направляется соответствующим бюро (главным бюро, Федеральным бюро) в орган, осуществляющий его пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом. Сведения обо всех случаях признания инвалидами военнообязанных или граждан призывного возраста представляются бюро в соответствующие военные комиссариаты.

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала, а также получения иных дополнительных сведений, может составляться программа дополнительного обследования, которая доводится до сведения гражданина, проходящего МСЭ, в доступной для него форме.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и индивидуальная программа реабилитации. Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах МСЭ.

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления. Бюро, проводившее МСЭ, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро, которое не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его МСЭ и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение. Решение может быть также обжаловано в суд.

В российском пенсионном законодательстве впервые появилось ограничение в праве на трудовую пенсию по инвалидности , связанное с обстоятельствами, при которых наступила инвалидность. Такая пенсия не может быть назначена, если инвалидность наступила вследствие совершения умышленного уголовно - наказуемого деяния (например, при умышленном поджоге, угоне автотранспорта, разбойном нападении, хулиганстве и т.п.). Не должна назначаться трудовая пенсия и при наступлении инвалидности вследствие умышленного нанесения ущерба своему здоровью (например, при умышленном заражении туберкулезом или при членовредительстве с целью избежать призыва на военную службу, при попытке самоубийства и т.д.). Однако названные обстоятельства могут быть учтены, если факты совершения преступления и умышленного причинения вреда здоровью, повлекшие инвалидность, установлены в судебном порядке, т.е. приговором или решением суда, вступившим в законную силу (п.4 ст.8 Закона о трудовых пенсиях). Эти причины инвалидности, кроме того, должны быть предметом рассмотрения органами МСЭ, и, следовательно, отражены в справке об инвалидности, выдаваемой бюро. Если нет вступившего в силу судебного решения, свидетельствующего о связи инвалидности с совершением умышленного уголовно наказуемого деяния или с умышленным причинением ущерба своему здоровью, в назначении трудовой пенсии по инвалидности не может быть отказано. Однако если впоследствии данные обстоятельства будут подтверждены надлежащим образом, это будет основанием для прекращения выплаты трудовой пенсии по инвалидности. К пенсиям, назначенным до 1.01.2002 г., новые правила применяться не должны.

Если у инвалида полностью отсутствует страховой стаж или если установлена причинно - следственная связь инвалидности с совершением преступления либо с умышленным нанесением ущерба своему здоровью, то устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Законом о государственном пенсионном обеспечении.

2.2 Реабилитация инвалидов и обеспечение их жизнедеятельности

Реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности.

Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

Восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

Профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

Социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

Физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями МСЭ, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами и содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с федеральным перечнем, так и за плату самим инвалидом либо другими лица (организациями). Для инвалида она имеет рекомендательный характер, он вправе отказаться от того или иного вида, формы и объема реабилитационных мероприятий, а также от реализации программы в целом.

Объем реабилитационных мероприятий, предусматриваемых индивидуальной программой реабилитации инвалида, не может быть меньше установленного федеральным перечнем. Инвалид вправе самостоятельно решить вопрос об обеспечении себя конкретным техническим средством или видом реабилитации. Однако если инвалид отказался от индивидуальной программы реабилитации в целом или от реализации отдельных ее частей, он не имеет права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бесплатно.

Предусмотренные программами технические средства реабилитации, предоставленные им за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации, передаются инвалидам в безвозмездное пользование.

Государство гарантирует инвалиду право на оказание квалифицированной бесплатной медицинской помощи, на получение необходимой информации (например, литературы для инвалидов по зрению), обеспечение беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, обеспечение инвалидов жилой площадью. Инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется скидка не ниже 50 % на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

Образовательные учреждения обеспечивают получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, а при невозможности - на дому.

Инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:

1) установления в организациях независимо от форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;

2) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;

3) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;

4) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;

5) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов;

6) организации обучения инвалидов новым профессиям.

Для инвалидов I и II групп устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 35 часов в неделю с сохранением полной оплаты труда. Привлечение инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время допускается только с их согласия и при условии, если такие работы не запрещены им по состоянию здоровья. Инвалидам предоставляется ежегодный отпуск не менее 30 календарных дней. Нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях.

Инвалиды и дети-инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по ФЗ от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 09.12.2010) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается, ему предоставляется одна выплата по выбору гражданина.

Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке.

Условия и порядок установления инвалидности

ПРАКТИКА установления инвалидности

В настоящее время основным документом, руководствуясь которым эксперты бюро МСЭ решают вопрос о наличии (или отсутствии) у больного признаков инвалидности - является вступивший в силу с 02.02.2016г.
К данному Приказу имеется Приложение в виде таблицы, в которой приведена количественная (в процентах) оценка степени тяжести различной патологии (заболеваний).

Инвалидность устанавливается при процентах от 40% и выше (при одновременном наличии ОЖД в установленных категориях).
Конкретная группа инвалидности зависит от размера процентов по соответствующему пункту приложения к :
10-30% - инвалидность не устанавливается.
40-60% - соответствуют 3-й группе инвалидности.
70-80% - соответствуют 2-й группе инвалидности.
90-100% - соответствуют 1-й группе инвалидности.
40-100% - соответствует категории "ребенок-инвалид" (для лиц моложе 18 лет).

В настоящее время ОЖД (ограничения жизнедеятельности) в различных категориях уже не ставятся "во главу угла".
Формально - да, для установления инвалидности наличие ОЖД требуется и сейчас, но в настоящее время решающее значение для установления инвалидности имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к .
На практике в настоящее время при решении вопроса о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности приоритетное (решающее) значение имеет размер процентов по соответствующему пункту приложения к .

Если у больного имеется СТОЙКАЯ патология с размером процентов по соответствующему пункту приложения к от 40% и выше, то в этом случае - инвалидность устанавливается.
Подробнее - см. .

Получить официальное заключение о наличии (или отсутствии) оснований для установления инвалидности больной может только по результатам своего освидетельствования в бюро МСЭ .

Порядок оформления документов для прохождения МСЭ (включая и алгоритм действий при отказе лечащих врачей направлять больного на МСЭ) достаточно подробно расписан в этом разделе форума:

ТЕОРИЯ установления инвалидности

Инвалид - лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

условиями признания гражданина инвалидом являются:
а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;
б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);
в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным при признания лица инвалидом.

Признание лица инвалидом в соответствии с п.2 « » осуществляется при проведении медико-социальной исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием

На медико-социальную экспертизу гражданина направляет организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь в соответствии с п.16 « » после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий, при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на МСЭ гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих стойкое нарушение функций организма.

В случае, если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь отказала гражданину в направлении на МСЭ, ему выдается справка, на основании которой гражданин имеет право обратиться в бюро самостоятельно ().

Освидетельствование проводится по письменному заявлению гражданина (его законного представителя) с приложением медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья и других документов, характеризующих социально-бытовой, образовательный, профессионально-трудовой статусы гражданина.

При наличии «Направления на МСЭ ()» гражданин (его законный представитель) заявление принимается и регистрируется в день представления направительных документов в бюро МСЭ.

Медико-социальная экспертиза может проводится заочно (по решению бюро), в стационаре (где гражданин находится на лечении), на дому .

На дому освидетельствование проводится в следующих случаях:
- Если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением ЛПУ;
- при наличии у больного патологии, предусмотренной пунктами раздела IV приложения к

При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

В соответствии с п.31 « » в случаях, требующих проведение необходимого дополнительного обследования, запроса необходимых сведений и других мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.
Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.
Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

Инвалидность I группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1, 2 года, 5 лет, до достижения возраста 14 лет, либо до достижения возраста 18 лет.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:
- не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма, указанные в пунктах раздела I приложения к
- не позднее 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением указанных в состояний);
- при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше, а также при наличии у больного патологии, указанной в пунктах раздела III приложения к
- при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.
Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:
1. Справка о группе инвалидности.
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.
3. Индивидуальная программа реабилитации и абилитации ().

Оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится пенсионирование, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в пенсионирующую организацию.

В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаются:
1. Справка о результатах МСЭ произвольной формы (по просьбе гражданина - в противном случае решение объявляется в устной форме).
2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

Нововведение Минтруда России, утвердившее новые классификации и критерии, в первую очередь должно успокоить пациентов бюро МСЭ - людей с ограниченными возможностями. Некоторые из них нередко высказывали недовольство и жаловались по поводу неправильности присвоенных им групп инвалидности, объясняя это субъективностью специалистов.

Ведь инвалидность вообще и ее группа, в частности, для наших людей имеют важное значение, так как дают определенные социальные гарантии государственной поддержки: , которые человек с ограниченными возможностями получает вместо отмененных десять лет назад натуральных льгот, а также возможность пользоваться , проездом и так далее.

Степени инвалидности определяют в процентах

До недавних пор специалисты при проведении медико-социальной экспертизы руководствовались разрозненными рекомендациями и инструкциями. Что в какой-то мере способствовало «разночтению» по поводу присвоения или отказа в установлении инвалидности, «занижения» группы и так далее. Чтобы исключить это, в конце прошлого года Министерство труда России разработало четкие, единые для всех регионов количественные показатели оценки степени выраженности нарушений функций организма человека (дыхания, кровообращения, пищеварения и так далее) . Это дало возможность устранить субъективизм экспертов при освидетельствовании.

При этом нужно отметить, что существенной разницы в подходах при установлении инвалидности тогда и сегодня нет. Как и в предыдущем документе, в новом за основу берется степень выраженности нарушения функции вследствие заболевания, травмы или дефекта. Но только теперь уже - в процентах.

Выделяются 4 степени стойких нарушений функций организма:

I степень - дается при незначительных нарушениях функций организма в диапазоне от 10 до 30%;

II степень - при стойких умеренных нарушениях функций организма в диапазоне от 40 до 60%;

III степень - при выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 70 до 80%;

IV степень - при стойких значительно выраженных нарушениях функций организма в диапазоне от 90 до 100%.

Для того, чтобы опять же избежать субъективизма специалистов при определении количественной оценки в процентах, был издан соответствующий документ (приложение к классификации). В нем в процентах изложены клинико-функциональные характеристики стойких нарушений функций организма человека.

Еще несколько основных положений

Даже если в приложении не окажется какой-то определенной болезни, эксперты будут рассматривать общий подход к классу болезней.

При наличии нескольких стойких нарушений функций организма каждое из них оценят отдельно. А затем выберут максимально выраженное в процентах нарушение.

В случае, если будет установлен факт влияния других нарушений на утяжеление максимально выраженного в процентах нарушения функции организма, тогда его могут увеличить, но не более, чем на 10%.

Третья группа инвалидности назначается по-новому

Бюро МСЭ обратило также внимание на то, что для установления групп инвалидности классификации основных категорий жизнедеятельности и критерии остались прежними, кроме III группы. Если раньше можно было получить III группу инвалидности, имея только одно ограничение жизнедеятельности первой степени, то теперь необходимы - два и более.

3 мая 2012 года Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов (принятая Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106, Федеральный закон от 3 мая 2012 г. № 46-ФЗ). Согласно этому документу, государство должно принимать по отношению к инвалидам все необходимые, в том числе законодательные меры, обеспечивающие им равные с другими лицами условия для реализации прав человека без какой бы то ни было дискриминации.

В нашей стране уже 25 лет действует специальный закон о правах инвалидов (Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; далее – закон о защите инвалидов). Однако законодатель решил предоставить этим лицам дополнительные гарантии. Рассмотрим, какие нововвведения ждут инвалидов в новом году.

Нейромобиль

Российские разработчики планируют представить в 2020 году специальный автомобиль для людей с инвалидностью, оборудованный системой нейроуправления, сообщает РИА «Новости». В него можно будет внедрять систему беспилотного вождения.

Автомобиль планируется выпускать в двух версиях. Обычная версия – машина небольшого размера формата Smart, представляющая собой обычный компактный городской лоукост-автомобиль. Его серийное производство планируется начать уже в конце 2019 года. Другая версия предназначена для людей с инвалидностью.

«Задняя дверь открывается и позволяет (человеку в инвалидной коляске) заехать в автомобиль. В будущем планируется в такие автомобили внедрить систему нейроуправления. Сейчас сделано 60% работ, через полтора года он может появиться. Сейчас обсуждается возможность внедрения в будущем в такие автомобили систем беспилотного вождения», – рассказал директор отраслевого союза Национальной технологической инициативы «НейроНет» Александр Семенов.

Паралимпиада 2020 в Японии


Паралимпийский комитет России получил официальное приглашение на летние Паралимпийские игры 2020 года в Токио, сообщается на официальном сайте организации.

"Международный паралимпийский комитет и оргкомитет Олимпийских и Паралимпийских игр 2020 направили в Паралимпийский комитет России официальное приглашение, подписанное президентом IPC Эндрю Парсонсом и президентом оргкомитета Токио-2020 Ёсиро Мори, принять участие в Паралимпийских летних играх 2020 года в Токио", – говорится в сообщении.

"Численность Российской делегации на играх будет определена согласно квалификационным критериям. Ожидается, что в соревнованиях примут участие около 300 человек от России, которые выступят в 18-20 видах спорта. Паралимпийская деревня откроется 18 августа 2020 года. Церемония поднятия российского флага в деревне спортсменов Паралимпийских игр 2020 года в Токио запланирована на 23 или 24 августа. Шефом миссии сборной команды России на играх избран первый вице-президент Паралимпийского комитета России Павел Рожков", - отмечается в пресс-релизе.

Летние Паралимпийские игры-2020 пройдут с 25 августа по 6 сентября. В феврале Международный паралимпийский комитет (IPC) принял решение с 15 марта восстановить условно членство ПКР, которого российская организация была лишена в 2016 году. На летней Паралимпиаде 2016 года в Рио-де-Жанейро российские паралимпийцы не выступали из-за отстранения ПКР, а на зимних Играх-2018 в южнокорейском Пхенчхане российские атлеты выступали под олимпийским флагом в статусе "спортсмены-олимпийцы из России".

Российские паралимпийцы смогут выступить на Паралимпийских играх 2020 года в Токио и 2022 года в Пекине под российским флагом при условии выполнения ПКР определенных критериев.

Как изменятся пенсии инвалидов в 2020 году?

С 1 февраля страховые пенсии и фиксированные выплаты к ним у неработающих пенсионеров будут увеличены на 6,6 процентов. После увеличения размер фиксированной выплаты, как подсчитали в Пенсионном фонде, составит 5 687,04 рублей в месяц. Стоимость пенсионного балла - 93 рубля (для сравнения в нынешнем году эта стоимость составляла 87,24 рублей). Что касается среднегодового размера страховой пенсии по старости, он составит 16 400 рублей. Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе и социальные пенсии, будут индексироваться с 1 апреля 2020 года. Они будут увеличены на 7 процентов. Это увеличение коснется всех пенсионеров вне зависимости от того, работают они или нет. В итоге в 2020 году среднегодовой размер социальной пенсии составит 10,3 тысяч рублей.

Кроме того, с февраля 2020 года увеличиваются размеры ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ). Ее получают инвалиды и некоторые другие группы пенсионеров. ЕДВ вырастет на 3,8 процента. В соответствии с законом, одновременно с ЕДВ и на ту же величину увеличивается стоимость набора соцуслуг, который федеральные льготники могут получать как в натуральной форме, так и в денежной сумме. Напомним, речь идет о медицинском "пакете" - льготные лекарства и путевки в санаторий, а также оплата проезда в пригородных электричках.

В Минтруде и Пенсионном фонде подчеркивают: в 2020 году в России, как и раньше, не будет пенсионеров, чей ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. Напомним, речь идет о рассчитываемой в каждом регионе величине прожиточного минимума пенсионера. Всем неработающим пенсионерам, чьи пенсии ниже уровня прожиточного минимума в конкретном регионе, будет производиться социальная доплата до этого уровня.

Телеканалы к 2020 году адаптируют вещание для инвалидов по слуху

Российские телеканалы вне зависимости от среды вещания и тематики обязаны к 2020 году обеспечить доступность своей продукции для инвалидов по слуху, сообщается на сайте Роскомнадзора .

"С 1 января 2020 года в целях обеспечения информационной доступности в сфере теле-, радиовещания, электронных и информационно-коммуникационных технологий для телевещателей включена обязанность по обеспечению доступности продукции СМИ для инвалидов по слуху. Данное требование введено в рамках исполнения Российской Федерацией обязательств норм Конвенции о правах инвалидов", - говорится в сообщении.

Минимальный объем адаптированного для инвалидов по слуху контента, согласно данным Роскомнадзора, должен составлять не менее 5% от общего объема вещания телеканала в неделю. Соответствующие изменения внесены в закон "О средствах массовой информации".

"Данное требование касается всех категорий телеканалов вне зависимости от среды вещания, территории распространения, тематики (включая эротические и музыкальные) и языка вещания", - подчеркивает Роскомнадзор.

Ссылаясь на Минкомсвязи, регулятор в качестве вариантов адаптации контента для глухих и слабослышащих людей приводит субтитрирование, в том числе и скрытое, бегущую строку, а также сурдоперевод.

Изменения для водителей-инвалидов в 2020 году

В окончательном, третьем чтении Государственная Дума приняла закон о бесплатных парковочных местах для инвалидов. Он вступает в силу через год, 1 июля 2020 года. Изменения предполагают облегченный, более удобный и защищенный от мошенников способ внесения информации об инвалидности в общий реестр. Так, информацию об инвалидности, «оформленной» на автомобиль, можно будет подтвердить из федерального реестра инвалидов.

«Принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, решений о предоставлении инвалидам мер социальной поддержки, об оказании им государственных или муниципальных услуг, о реализации иных прав инвалидов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, осуществляется на основании сведений об инвалидности, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, а в случае отсутствия соответствующих сведений в федеральном реестре инвалидов на основании представленных заявителем документов », – отмечается в тексте законопроекта подготовленного к третьему чтению.

Таким образом, людям с ограниченными возможностями больше не нужно будет подтверждать свой статус инвалидности бумажными справками.

Сведения о транспортном средстве, управляемом инвалидом, или транспортном средстве, перевозящем инвалида, будут размещаться в федеральном реестре инвалидов на основании заявления, поданного в установленном порядке в Пенсионный фонд РФ, через портал госуслуг или через МФЦ.

«В федеральном реестре инвалидов размещаются сведения в отношении одного транспортного средства, управляемого инвалидом, или одного транспортного средства, перевозящего инвалида и (или) ребенка-инвалида, при этом оператор обеспечивает возможность их изменения», – говорится в принятом проекте ФЗ.

Граждане с ограниченными возможностями, а также сопровождающие их водители смогут бесплатно пользоваться местами для парковки независимо от города проживания и региона.

Со следующего года закон также вносит коррективы в реализацию законных прав для людей с инвалидностью. Сейчас у граждан и сопровождающих их водителей с этим правом есть существенные проблемы при посещении других регионов. Если данных об инвалидности лица нет в реестре региона пребывания, они не могут бесплатно парковаться на парковке для инвалидов.

Возможность для этого, конечно, предусмотрена, но сегодня ее реализацию сложно назвать удобной. Например, гражданину требуется посетить МФЦ и предоставить справки об инвалидности для оформления его в реестре в качестве такового.

Закон с 2020 года удалит этот пробел действующего законодательства.

Между этим в законе прописывается, что на всех парковках общего пользования, в том числе около объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, мест отдыха, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для бесплатной парковки транспортных средств, управляемых инвалидами I, II групп, и транспортных средств, перевозящих таких инвалидов и (или) детей-инвалидов.

Также обязательна установка на транспортных средствах опознавательного знака «Инвалид».

Нарушение прав инвалидов в 2020 году обойдется дороже

Минтруд России планирует повысить штрафы за несоблюдение прав инвалидов. Новая система штрафов вступит в силу в июле 2020 года.

Внесение изменений связано с неэффективностью существующей системы взысканий, которая не может надлежащим образом защитить интересы лиц с ОВЗ в соответствии с требованиями Конвенции о правах инвалидов. На сегодняшний день предусмотрены штрафы в размере 1-10 тысяч рублей для должностных лиц и 20-100 тысяч рублей - для юридических.

"Такие мягкие санкции фактически подталкивают некоторых недобросовестных собственников объектов продолжать практику несоблюдения прав инвалидов на доступную среду в случаях, когда соблюдение законодательно установленных условий доступности требует от собственников объектов или поставщиков услуг расходов финансовых средств, в несколько раз превосходящих размеры установленных штрафов", - говорится в публикации на федеральном портале проектов нормативных правовых актов.

Поскольку в последнее время у читателей возникает много вопросов, при каких заболеваниях можно признать человека инвалидом, а при каких – нет, мы решили максимально понятно объяснить положение вещей.

В основе статьи лежит Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом».

Человек признается инвалидом при проведении медико-социальной экспертизы, при которой дается комплексная оценка его состоянию на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием установленных классификаций и критериев. Медико-социальная экспертиза проводится для установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности человека и его возможности к реабилитации.

Условиями признания человека инвалидом являются:

1) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

2) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

3) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

ВАЖНО: для признания человека инвалидом, необходимо наличие всех трех условий! Причем признание человека инвалидом решается специально собранной комиссией экспертов бюро медико-социальной экспертизы.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности человеку, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а ребенку в возрасте до 18 лет – категория «ребенок-инвалид».

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 год, 2 года, 5 лет либо до достижения человеком возраста 18 лет. По истечении этих сроков необходимо пройти освидетельствование на подтверждение или опровержение инвалидности. Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится 1 раз в 2 года, инвалидов II и III групп – 1 раз в год, а детей-инвалидов — 1 раз в течение срока, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид».

Гражданам устанавливается группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, а детям до 18 лет, — категория «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет при следующих условиях:

— не позднее 2 лет после первичного признания инвалидом человека (установления категории «ребенок-инвалид»), имеющего заболевания, дефекты, необратимые морфологические изменения, нарушения функций органов и систем организма по перечню согласно приложению;

— не позднее 4 лет после первичного признания человека инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения его жизнедеятельности ;

— не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Переосвидетельствование человека, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния здоровья.

Кто направляет на МСЭ (медико-социальную экспертизу)?

Человек направляется на медико-социальную экспертизу организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (поликлиника, больница и др.), независимо от ее организационно-правовой формы, органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, либо органом социальной защиты населения.

Лечебно-профилактическое учреждение направляет человека на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу человека, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов (эти документы выдает лечебно-профилактическое учреждение).

Организации, оказывающие лечебно-профилактическую помощь, органы, осуществляющие пенсионное обеспечение, а также органы социальной защиты населения несут ответственность за достоверность и полноту сведений , указанных в направлении на медико-социальную экспертизу. Отсюда следует, что эти организации буду собирать сведения о течении болезни очень тщательно и скрупулезно.

В случае если эти организации отказали человеку в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно.

Специалисты бюро проводят осмотр гражданина и по его результатам составляют программу дополнительного обследования гражданина и проведения реабилитационных мероприятий, после выполнения которой рассматривают вопрос о наличии у него ограничений жизнедеятельности. Это очень важный пункт в Постановлении, потому что именно он является ответом на многие заданные нам вопросы относительно инвалидности.

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации). В главном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения бюро, а также по направлению бюро в случаях, требующих специальных видов обследования. В Федеральном бюро медико-социальная экспертиза гражданина проводится в случае обжалования им решения главного бюро, а также по направлению главного бюро в случаях, требующих особо сложных специальных видов обследования. Медико-социальная экспертиза может проводиться на дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению человека (его законного представителя). Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением направления на медико-социальную экспертизу, выданного организацией, оказывающей лечебно-профилактическую помощь (органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, органом социальной защиты населения), и медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья. Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина. Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы. Решение объявляется человеку, проходившему медико-социальную экспертизу (его законному представителю), в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

Человеку, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. Человеку, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ДЕФЕКТОВ, НЕОБРАТИМЫХ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ИЗМЕНЕНИЙ, НАРУШЕНИЙ ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ И СИСТЕМ ОРГАНИЗМА, ПРИ КОТОРЫХ ГРУППА ИНВАЛИДНОСТИ БЕЗ УКАЗАНИЯ СРОКА ПЕРЕОСВИДЕТЕЛЬСТВОВАНИЯ (КАТЕГОРИЯ «РЕБЕНОК-ИНВАЛИД» ДО ДОСТИЖЕНИЯ РЕБЕНКОМ ВОЗРАСТА 18 ЛЕТ) УСТАНАВЛИВАЕТСЯ ГРАЖДАНАМ НЕ ПОЗДНЕЕ 2 ЛЕТ ПОСЛЕ ПЕРВИЧНОГО ПРИЗНАНИЯ ИНВАЛИДОМ (УСТАНОВЛЕНИЯ КАТЕГОРИИ «РЕБЕНОК-ИНВАЛИД»)

1. Злокачественные новообразования (с метастазами и рецидивами после радикального лечения; метастазы без выявленного первичного очага при неэффективности лечения; тяжелое общее состояние после паллиативного лечения, инкурабельность заболевания с выраженными явлениями интоксикации, кахексии и распадом опухоли).

2. Злокачественные новообразования лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей с выраженными явлениями интоксикации и тяжелым общим состоянием.

3. Неоперабельные доброкачественные новообразования головного и спинного мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии) и выраженными ликвородинамическими нарушениями.

4. Отсутствие гортани после ее оперативного удаления.

5. Врожденное и приобретенное слабоумие (выраженная деменция, умственная отсталость тяжелая, умственная отсталость глубокая).

6. Болезни нервной системы с хроническим прогрессирующим течением, со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия).

7. Наследственные прогрессирующие нервно-мышечные заболевания (псевдогипертрофическая миодистрофия Дюшенна, спинальная амиотрофия Верднига-Гоффмана), прогрессирующие нервно-мышечные заболевания с нарушением бульбарных функций, атрофией мышц, нарушением двигательных функций и (или) нарушением бульбарных функций.

8. Тяжелые формы нейродегенеративных заболеваний головного мозга (паркинсонизм плюс).

9. Полная слепота на оба глаза при неэффективности проводимого лечения; снижение остроты зрения на оба глаза и в лучше видящем глазу до 0,03 с коррекцией или концентрическое сужение поля зрения обоих глаз до 10 градусов в результате стойких и необратимых изменений.

10. Полная слепоглухота.

11. Врожденная глухота при невозможности слухоэндопротезирования (кохлеарная имплантация).

12. Болезни, характеризующиеся повышенным кровяным давлением с тяжелыми осложнениями со стороны центральной нервной системы (со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций), мышцы сердца (сопровождающиеся недостаточностью кровообращения IIБ — III степени и коронарной недостаточностью III — IV функционального класса), почек (хроническая почечная недостаточность IIБ — III стадии).

13. Ишемическая болезнь сердца с коронарной недостаточностью III — IV функционального класса стенокардии и стойким нарушением кровообращения IIБ — III степени.

14. Болезни органов дыхания с прогредиентным течением, сопровождающиеся стойкой дыхательной недостаточностью II — III степени, в сочетании с недостаточностью кровообращения IIБ — III степени.

15. Цирроз печени с гепатоспленомегалией и портальной гипертензией III степени.

16. Неустранимые каловые свищи, стомы.

17. Резко выраженная контрактура или анкилоз крупных суставов верхних и нижних конечностей в функционально невыгодном положении (при невозможности эндопротезирования).

18. Терминальная стадия хронической почечной недостаточности.

19. Неустранимые мочевые свищи, стомы.

20. Врожденные аномалии развития костно-мышечной системы с выраженными стойкими нарушениями функции опоры и передвижения при невозможности корригирования.

21. Последствия травматического повреждения головного (спинного) мозга со стойкими выраженными нарушениями двигательных, речевых, зрительных функций (выраженные гемипарезы, парапарезы, трипарезы, тетрапарезы, гемиплегии, параплегии, триплегии, тетраплегии, атаксия, тотальная афазия) и тяжелым расстройством функции тазовых органов.

22. Дефекты верхней конечности: ампутация области плечевого сустава, экзартикуляция плеча, культи плеча, предплечья, отсутствие кисти, отсутствие всех фаланг четырех пальцев кисти, исключая первый, отсутствие трех пальцев кисти, включая первый.

23. Дефекты и деформации нижней конечности: ампутация области тазобедренного сустава, экзартикуляция бедра, культи бедра, голени, отсутствие стопы.