Почему Польша была в составе России? Как польша отделилась от российской империи.

16.10.2019 Желтуха

В ходе трёх разделов Речи Посполитой это некогда могущественное и сильное государство прекратило своё существование. Польша была поделена между Россией, Австрией и Пруссией.

По итогам разделов, в составе Российской империи оказалась половина бывшей Речи Посполитой: современные Литва, Украина, Белоруссия и западная часть Латвии (восточная — уже принадлежала российским государям)

История польских земель в составе Российской империи

По состоянию на 1914 год земли, полученные по итогам трёх разделов Речи Посполитой, делились на несколько губерний:

  • Виленскую;
  • Витебскую;
  • Волынскую;
  • Гродненскую;
  • Ковенскую;
  • Курляндскую;
  • Минскую;
  • Могилёвскую;
  • Подольскую.

Поскольку Речь Посполитая была многонациональным государством, в разных частях которого были приняты свои порядки, русские правители старались действовать сообразно ситуации. Так, например, на территории Украины и Белоруссии проводилась активная политика русификации, а в Литве сохранялась большая часть местных устоев и традиций.

Российские императоры, занимаясь устройством внутренних дел бывшей Речи Посполитой, учитывали прежний опыт политического управления этой страной. Главными причинами кризиса конца XVIII века были шляхетская анархия и слабость центральной власти. Поэтому было решено установить на новоприобретённых землях жёсткую централизованную систему управления. Подобная политика не встретила поддержки ни у шляхты, недовольной тем, что её лишили прежних вольностей, ни у крестьян, которые почувствовали усиление крепостного гнёта.

Многие поляки хотели найти поддержку у Франции, которая в конце XVIII — начале XIX века стала представлять угрозу для Австрии, Пруссии и России. Так в составе французской армии стали появляться польские легионы. Однако Наполеон Бонапарт не оправдал ожиданий польских патриотов. Легионы он использовал в своих целях, посылая их на самые сложные и трудновыполнимые задания.

Тогда взор поляков обратился на Петербург. К тому времени новым российским императором стал Александр I, обещавший своим подданным либеральные реформы. Он назначил на место министра иностранных дел своего близкого друга — этнического поляка — Адама Ежи Чарторыйского. Чарторыйский предложил императору проект возрождения польско-литовского государства, которое должно было стать союзником и опорой России. План был одобрен, но после катастрофы под Аустерлицем Чарторыйский пал в немилость и был лишён своего высокого поста. Разочарованные поляки снова заняли профранцузскую позицию.

В ходе завоеваний Наполеон подчинил себе те польские территории, которые входили в состав Австрии и Пруссии. На этих землях было образовано Герцогство Варшавское — сателлит наполеоновской Франции. На территории Герцогства действовал Кодекс Наполеона, наделявший местное население целым рядом гражданских прав и свобод.

Поражение Наполеона и создание в 1815 году Царства Польского, возглавляемого русским монархом, было принято поляками как новый удар. Впрочем, благодаря Конституции 1815 года, дарованной полякам Александром I, отношение местного населения к Петербургу стало более благосклонным. Конституция позволяла полякам формировать собственное правительство и возрождала польский сейм. Однако эйфория улеглась после того как в свои права вступил наместник Царства Польского — великий князь Константин Павлович, отличавшийся жестокостью по отношению к своим подданным. Итогом его правления стало польское восстание 1830 года, окончившееся неудачей, массовыми репрессиями и ликвидацией польской конституции. На момент восстания на русском престоле находился Николай I — «рыцарь самодержавия», боровшийся с революциями по всей Европе.

После его смерти и прихода к власти либерально настроенного Александра II поляки снова стали верить в возрождение своей национальной самостоятельности. В эпоху правления Александра II в Царстве Польском действительно начался подъём, в первую очередь, в экономике. Однако реформа 1861 года вызвала волнения не только в Польше, но и по всей России. Запутанность и консервативность реформы стала причиной выступлений крестьян и радикально настроенного студенчества. Репрессии в отношении польской молодёжи стали причиной очередного всенародного восстания уже 1863 года. Восстание хотя и окончилось рядом уступок по отношению к польскому крестьянству, в целом, означало поражение бунтовщиков. Александр II не стал слишком сурово отвечать на польское восстание, но в эпоху правления его преемника — Александра III — в Царстве Польском стала проводиться жёсткая политика русификации. Стали пресекаться малейшие попытки сохранить национальную идентичность, началось наступление на католическую церковь.

Впрочем, консервативная реакция не означала экономического упадка. Напротив, в 1890-х годах Царство Польское вместе со всей Россией переживало экономический подъём и демографический бум. Одновременно по всей Европе начались восстания рабочих против владельцев фабрик и несправедливого трудового законодательства. В Польше эти бунты носили также характер национально-освободительной борьбы. При этом польские революционеры тесно сотрудничали с русскими неонародниками и социалистами.

Большие надежды на возрождение польской автономии возлагались на Николая II. Однако новый император предпочёл придерживаться консервативного курса своего отца. В 1897 году на заре зарождения русского парламентаризма возникла Национально-Демократическая партия Польши, позже принимавшая участия в заседаниях российской Думы.

Крайнее недовольство среди польской общественности вызвала русско-японская война 1905 года. Последовавшая за этими событиями Первая русская революция была активно поддержана поляками. Из-за нерешительности русского императора обстановка накалялась всё больше, многие поляки переходили к вооружённым выступлениям под руководством будущего основателя польской армии — Юзефа Пилсудского.

Перед началом Первой Мировой войны Пилсудский объявил, что поляки должны встать на сторону Тройственного союза и всячески помогать Германии и Австро-Венгрии сокрушить Российскую империю. В 1915 году войска Тройственного союза заняли территорию Царства Польского и основали здесь формально независимое государство, фактически полностью зависевшее от немецкой политики. Временное правительство позже пыталось вернуть Польшу в лоно Российской империи, но весной 1918 года большевики подписали Брестский мирный договор, по которому РСФСР признавала независимость бывшего Царства Польского. Несколькими месяцами позднее СНК РСФСР признал условия трёх договоров о разделе Речи Посполитой более недействительными.

Национальный подъём

Сначала исчезновение независимой Польши вызвало череду междоусобий и конфликтов среди местного населения. Представители разных социальных групп обвиняли в катастрофе друг друга. Произошла потеря идеалов и национальных ценностей. На какое-то время в стране воцарились пассивность и фрустрация. Однако по прошествии всего одного десятилетия раздоры стали уходить в прошлое. Национальная трагедия перестала быть причиной споров и стала толчком к сплочению поляков. На протяжении всего XIX века польская общественная мысль, так или иначе, вращалась вокруг понятия «нация». Большинство авторов видело причину падения Речи Посполитой в её отсталости от других европейских держав и отсутствии необходимых социальных преобразований.

Большую роль в формировании и сплочении польской нации сыграли:

  • участие поляков в наполеоновских войнах;
  • опыт самоуправления 1815-1830 гг.;
  • участие в российском народническом движении;
  • католическая вера, остававшаяся для поляков всё это время показателем национальной самоидентификации.

Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? Вот вопрос.

А.С. Пушкин,
(русский поэт)

Некогда одно из самых больших государств Европы, Речь Посполитая, в котором главенствовала Польша, весь XVIII век непрерывно шла к своему упадку, чем и воспользовались ее более сильные соседи- Россия, Пруссия и Австрийская монархия. Судьба Речи Посполитой была решена в правлении Екатерины II, когда большая часть украинских, белорусских и польско-литовских земель по частям вошли в состав России во второй половине XVIII в., после трех разделов Речи Посполитой.

Царство Польское при либеральном Александре I

Окончательно польский вопрос был решен в 1815 г. на Венском конгрессе, который постановил передать земли княжества Варшавского России. Отошедшие к Российской империи польские земли с населением в 3,2 миллиона человек составили так называемое Царство Польское (Западные окраины Российской империи). 27 июня 1815 г., находясь в Варшаве, Александр I подписал особую конституцию, по которой Царство Польское провозглашалось автономным государством со своим парламентом, армией(где служили 10 лет, вместо 25,- как в России), но связанным с Россией династическими узами, поскольку русский император одновременно провозглашался польским королем, и ему принадлежала вся полнота исполнительной власти в этом государстве.

Польский король (русский царь) имел право изменять бюджет страны, откладывать на неопределенное время созыв польского сейма (парламента). Законодательная власть осуществлялась совместно королем и двухпалатным сеймом. Двухпалатный сейм имел законодательную власть, назначался королем созывался раз в два года и обязан был утверждать бюджет. Правда, король (он же русский царь), в свою очередь, мог бюджет менять по своему усмотрению (Федосова Э.П.). На время своего отсутствия в Польше король (царь) назначал наместника – этнического поляка.

Высшим правительственным органом был Государственный Совет, который разрабатывал законопроекты, утверждаемые сеймом. Он состоял из Административного совета и Общего собрания. В компетенцию Государственного Совета входило рассмотрение ежегодных отчетов министерств, осуществление контроля над любыми нарушениями конституции. Председателем Административного совета являлся наместник, а его членами – 5 министров и назначаемые королем высшие чиновники.

Все делопроизводство велось на польском языке, все должности, как гражданские, так и военные, представлялись лишь полякам. В отличие от России, министры в Польше подчинялись сеймовым судам и привлекались к ответственности за нарушение конституции, законов. Независимость и несменяемость судей гарантировались польской конституцией. Ничего подобного в России не было, а русские либералы лишь могли лишь мечтать о финских и польских свободах.

Польская конституция 1815 г. считалась одной из самых либеральных в тогдашней Европе. Конституция провозглашала свободу печати и вероисповеданий, неприкосновенность личности. Официальным государственным языком признавался исключительно польский язык. Пассивным избирательным правом обладали лица с 30-летнего возраста, платившие 100 злотых налога в год, а активным – шляхтичи-землевладельцы (с 21 года), священники, учителя, ремесленники, купцы, арендаторы и др. (Федосова Э.П.).

То, что самодержавный царь Александр клялся выполнять обязанности по отношению к своим польским подданным и быть гарантом конституции, было невиданным явлением в истории России. Это событие неоднозначно было воспринято в самой России.

Включение Польши в состав России, как и в случае с Финляндией, благоприятно сказалось на хозяйственном развитии края. Польша сохранила свою финансовую самостоятельность от империи и свою денежную единицу – злотый, и при этом получила фактическое упразднение таможенных барьеров с Россией и допуск на ее гигантский рынок. Прогресс отмечался во всех сферах, как в хозяйственных, так и культурно-просветительских областях. Сразу же был учрежден Варшавский университет- ставший рассадником польского вольнодумства, а также появились и другие польские высшие школы и гимназии. Стремительно росло и население царства Польского: к 1830 г. достигнув до 4, 5 млн человек.

А. Каппелер так объясняет столь щедрые мотивы снисходительности самодержавия: во-первых, недостаточной легитимностью распространения господства России на польскую территорию и необходимость считаться как с европейскими державами, так и с польской шляхтой, во-вторых, намерением Александра использовать Царство Польское в качестве демократической модели для планируемого реформирования России. «Организация, которая в Вашей стране уже существовала, позволила мне без промедления обеспечить Вам организацию, которая претворит в жизнь принципы этих либеральных институций…и чье целительное влияние я надеюсь с Божьей помощью распространить на все регионы, вверенные мне Провидением» (из речи Александра I перед первым сеймом в 1818 г.).

Таким образом, и в польском примере мы наблюдаем характерную черту российского самодержавия: использовать западные окраины в качестве опытного образца по внедрению западных институтов и норм на всю территорию страны для ее успешной модернизации. Однако чужеродность Польши в составе России слишком бросалось в глаза, и вызывала у русских дворян и чиновничества вопросы почему «им можно все, а нам нет»? Да и явная польская идентичность, помноженная на католицизм, и плюс полонизированные элиты Польши, Литвы, Западной Белоруссии и Западной Украины являлись слишком большим препятствием для унификации и русификации бывших территорий Речи Посполитой для имперских властей.

Особенно многочисленной корпорацией являлось польское дворянство, которое в разных польских областях составляло от 5, до 10 % населения, что намного превышало российские показатели (Западные окраины Российской империи). Тем не менее самодержавие с польской окраиной решило работать по уже хорошо апробированной схеме. Как и в случае с остзейцами, в обмен на лояльность династии самодержавие оставило в неприкосновенности все земельные и сословные права польских дворян над крестьянами, в том числе и из числа не поляков (литовцев, украинцев, белорусов), а также свободно включало их в состав общеимперского российского дворянства.

Надо сказать, поляки по достоинству оценили царскую щедрость. По мнению польской исследовательницы Анны Ковальчиковой, поляки воспевали Александра: заботливый монарх, добрый «воскреситель Польши». В знаменитой песне, опубликованной в 1816 г. известным поэтом Алоизием Фелиньским, Александр был представлен как благодетель польского народа и «Ангел мира», а в припеве, обращенном к Богу, повторялись слова: «К престолу Твоему возносим моление // Короля нашего сохрани нам, Господи».

Такое восхваление российского самодержца было неслучайным. На Александра I польская знать возлагала еще большие надежды, а именно: расширение территории Царства Польского за счет включения в его состав литовских и части белорусских и украинских земель.

Другими словами, речь шла о возрождении Речи Посполитой в границах 1772 г., но уже в составе Царства Польского и под российской короной. Надо сказать, что эти планы не были беспочвенны. Александр неоднократно в беседах с польскими сановниками высказывался о возможности присоединения к Царству Польскому территорий, аннексированных Россией у Речи Посполитой в ходе трех разделов. Эти планы, как свидетельствует историк А. Миллер, сохранялись у Александра до осени 1819 г.

Помешала реализации этих планов беседа в октябре 1819 г. Н. Карамзина с царем, после которой Карамзин, развивая свои мысли, представил Александру I записку под названием «Мнение русского гражданина». В ней Карамзин, признавая несправедливость произведенных в XVIII в. разделов Речи Посполитой с участием России, в то же время жестко предостерег царя, что попытка присоединить к Царству Польскому литовские, украинские и белорусские земли будет крайне нежелательно встречена в массе российского дворянства, и так недовольного польской конституцией.

Карамзин в частности ссылался на то что «по старым крепостям Белоруссия, Волынь, Подолия, вместе с Галицией, были некогда коренным достоянием России». Кроме этого он писал о наивности надежд на верность поляков и уверял его, что, получив обещанное, завтра они «потребуют и Киева, и Чернигова, и Смоленска» (Западные окраины Российской империи).

К 1820 г. и на самом императорском верху было покончено с либеральным заигрыванием самой власти. Так или иначе, но на вопросах территориального расширения Польши в составе Российской империи был поставлен крест. Вскоре высветились и другие трещины в модели отношений: привилегированная западная окраина – имперский центр. В Польше усилила свою работу царская цензура. Начались гонения на свободомыслящих преподавателей и студентов. Но самое большое недовольство копилось в польской армии. Польская армия была численно ограничена (до 30 тыс. человек), что не позволяло многочисленному шляхетству реализовать себя на военной службе.

До середины 20-х годов обстановка в Польше оставалась спокойной, для российских властей. Недовольство у свободолюбивых поляков вызывал лишь наместник- Константин Павлович, брат царя. Он же был и главнокомандующим польской армией. Константин, несмотря на то, что хотел полякам понравиться, отличался деспотизмом и редкой грубостью по отношению к своим иностранным подчиненным. В результате только за первые четыре года существования польской армии 49 офицеров покончили жизнь самоубийством. Неслучайно поэтому именно в армейской офицерской среде возникли первые антиправительственные подпольные кружки. Первоначально российские власти к ним относились добродушно, но после подавления восстания декабристов в Петербурге в декабре 1825 г., и в Польше заговорщиков стали жестко преследовать.

Польское восстание и Николай I

Новый российский монарх Николай I, хотя и с крайним раздражением относился ко всем конституциям, первоначально признал особый статус Польши и даже торжественно короновался польской короной. Но польскую знать это не успокоило, скорее, наоборот, на волне увлечения общеевропейским романтическим национализмом в польской молодежной элитной среде ширилось убеждение в необходимости создания польского независимого национального государства.

Петербургские власти, сами того не желая, щедро награждая польскую провинцию конституционным статусом, подталкивали ее к национальному освобождению и созданию самостоятельного государства. Польская шляхта, являясь основным носителем национального самосознания, вскоре стала и главным двигателем польского национального движения. Уже к 1828 г. в Польше сформировался «Военный союз» состоявший в основном из шляхты, занявшийся непосредственней подготовкой к восстанию. Июльская революция 1830 года во Франции стала пусковым толчком для польских националистов.

Взрыв польского национализма стал первым в цепи национальных движений и национализмов в Российской империи. Конфликт между польской шляхетской элитой, выдвигавшей более завышенные требования к имперским властям, чем они могли быть удовлетворены в империи Романовых, и российским самодержавием оказался неизбежным.

Во многом успех восстания был спровоцирован бездействием Константина Павловича, который хотя и был груб с польскими офицерами, в тоже время знал о заговорщических организациях в Польше. Но не спешил принять надлежащие меры. Он опасался не столько польских заговорщиков, сколько своего еще более крутого брата- царя Николая I, не скрывавшего своей нелюбви к полякам. Опасался его- непредсказуемых действий. И это чуть ли не стоило ему жизни. В первый же день восстания, 29 ноября 1830 г., заговорщики ворвались в его резиденцию с криками «Смерть тирану!». (Юрий Борисенок). Великому князю удалось бежать, а восставшие вскоре захватили весь город.

Характерно, что польское восстание 1830–1831 гг. проходило под лозунгом восстановления независимой «исторической Речи Посполитой» в границах 1772 года, то есть когда в его состав входили украинские, белорусские и литовские земли.Сейм низложил Николая I как короля польского и создал вначале режим военной диктатуры, которая вскоре была заменена национальным правительством во главе с магнатом Адамом Чарторыским. Любопытно также, что восставшие поляки рассчитывали на солидарные действия и помощь со стороны российских революционеров. Так в ходе польского восстания родился знаменитый лозунг: «За вашу и нашу свободу!» Показательно также, что русское гражданское население в Польше не подвергалось нападениям поляков.

Наспех собранная 80 тысячная польская армия вступила в противоборство с николаевской империей, которое на тот момент было самым сильным государством мира. Тем не менее поляки храбро сражались против русской армии. Но уже 26 мая 1831 г. российская армия фельдмаршала И. Дибича разбила армию польских повстанцев в битве под Остроленкой, открыв путь на Варшаву. Но только 7 сентября 1831 г. после ожесточенного штурма русскими войсками была взята Варшава.

Восстание было жестоко подавлено всей силой николаевской Российской империи. Многочисленная часть польской политической, военной и духовной элиты уехала на европейскую чужбину и там, в эмиграции, продолжала вести борьбу с романовской Россией, создавая в Европе негативный антироссийский общественный фон.

«Неблагодарность поляков» дала возможность Николаю освободить себя от обязанности соблюдать «богопротивную» конституцию, которая как военный трофей была привезена в Москву вместе со знаменами побежденной польской армии. Упразднялся Сейм и прежний Государственный Совет, министерства были заменены комиссиями, польские воеводства были переименованы в губернии. Урезывалась польская финансовая автономия. Был закрыт «рассадник польского вольнодумства» – Варшавский университет. Ликвидирована была и национальная польская армия, а несколько десятков тысяч солдат и офицеров сослали в Сибирь и на Кавказ. Отныне польские солдаты и офицеры были обязаны служить только в российской армии.

Польша после восстания

В 1831 гг. был образован Комитет по делам Царства Польского. В его состав вошли крупнейшие сановники николаевской России: А.Н. Голицын, И.В. Васильчиков, Д.Н. Блудов, М.А. Корф, К.В. Нессельроде, А.И. Чернышов, Е.В. Канкрин и другие. Целью работы этого комитета было стремление властей ликвидировать последствия восстания, а также подготовить новую форму управления Польшей. Наиболее важным документом, подготовленным комитетом, явилась специальная Грамоты под названием «Органический статут» (1832 г.) (Национальная политика России: история и современность).

Главной задачей выдвигается постепенное, но неуклонное слияние мятежной и обособленной Польши с Российской империей. Большую личную роль в этом играл новый царский наместник И.Ф. Паскевич-Эриванский, занимавший этот пост вплоть до 1856 г. Был взят курс на унификацию управления Польшей с империей и замещение должностей в администрации русскими чиновниками.

В 1839 г. создается Варшавский учебный округ, подчиняющийся Министерству народного просвещения; ведомство путей сообщения Польши (в 1846 г.) переподчиняется центральной власти. В 1841 г. в Царстве Польском вводятся российские деньги, в 1848 г. – русские стандарты и вес, а в 1850 г. ликвидируются таможенные границы и устанавливается таможенный тариф (Национальные окраины Российской империи…).

В Петербурге знали, что революционные польские националисты, эмигрировавшие во Францию, не успокоились, и ждут своего часа, чтобы начать новый виток борьбы за независимость. Более того, силами эмигрантов и местных радикалов готовилось новое общепольское восстание за объединение всех польских территорий, поделенных между Россией, Пруссией и Австрией в независимое единое государство в 1844 году. Однако все попытки поднять польских крестьян на борьбу с чужеземцами и сделать восстание по настоящему «народным», сначала в 1844 году, затем в 1846 году - провалились. Слишком сильны, оказались сословные перегородки внутри польского общества.

Стремясь уменьшить польский национализм и разбавить его религиозным традиционализмом, российские власти стремились свернуть светское начало и потворствовали консерватизму и клерикализму. Гражданский брак был отменен и заменен церковным. Большое внимание уделялось и политике русификации. Во всех школах в качестве обязательного предмета введена история России. А преподавание истории, географии и статистики должно было вестись на русском языке (Западные окраины Российской империи).

Однако николаевская русификация в целом носила весьма поверхностный характер, и полной интеграции Царства Польского в состав России в этот период не произошло. Обособленность и чужеземность Польши в составе России ощущалась всеми русскими путешественниками или чиновниками, находящимися там по долгу службы. Но главное – неприкрытая вражда к России польской интеллигенции и шляхты, помноженная на неистребимое желание создания независимого национального государства, явилось непреодолимым препятствием на пути ассимиляции и интеграции Польши.

Надеюсь вы имеете ввиду именно Польшу и Россию, а не Польшу в составе СССР, потому расскажу про старые времена.

Когда Польша была в составе Российской Империи?

Формально, перестала быть самостоятельном государством 7-го или 8-го июня (в зависимости от трактовки события) 1815 года, после соглашение о переразделе Польских земель на Венском конгрессе. В результате, которого Варшавское княжество перешло в состав Российской Империи и было переименовано в Царство Польское. Где и просуществовало да окончание Первой Мировой Войны, после которой Российская империя возможность насильно удерживать часть территорий. Чем и воспользовалась польская элита, провозгласив независимость в 1918 году.

Почем Польша (Речь-Посполитая, в те времена) проиграла Российской Империи?

Тут нужно отметить два фактора. Во-первых, Речь-Посполитая начала «демократизацию» в своем государстве и дала слишком много вольностей шляхте. А так как ее никто не ограничивал (в наше время это делает народ, в развитых странах) то творили они что хотели. И государство пришло в упадок, потеряв экономическую и военную силу. Да и человеческий потенциал сильно упал, хорошие управленцы перестали попадать в властвующие структуры. Так случается, когда в общине/государстве начинается отрицательный отбор этил.

Во-вторых, Петр провел в Российской Империи невероятно эффективные реформы. Которые улучшили почти все элементы государства (кроме жизни простого люда). Он реформировал армию, превратив ее в одну с сильнейших на те времена. Поднял экономику, убрав с руководство «кумовство и протекцию». Даже бояр переучил жить по-новому, по-европейски. Сейчас еще ходит поговорка «Петр прорубил окно в Европу». Да и потом Российская Империя продолжила двигаться по заданному пути реформации (медленно, со скрипом но двигалась.)

А потом появился Наполеон, и начал захватывать всю Европу. И в одном с походов он пошел на России, с своими союзниками. Среди которых была Польская знать и войско. Наполеон проиграл, и его начали отгонять до Парижа. По пути захватывая все что можно. А после захвата Парижа состоялся новый раздел Европы, в следствии которого

Другим национальным районом, обладавшим первоначально широким государственно-правовым статусом, была Польша, получившая после присоединения к России Герцогства Варшавского название Царства Польского.

В XYIII веке стержень польской проблемы составляли украинские и белорусские земли, находившиеся под властью Речи Посполитой. Но Россия пока не ставила задач возвращения этих земель и даже отклонила проекты раздела Польши, предложенные Австрией, Пруссией и Швецией. Вместе с тем, стремясь обеспечить свое влияние в регионе, Россия активно вмешалась в дела о «польском наследстве». В случае смерти Августа II, она хотела видеть на польском престоле его сына. 2-м претендентом на польскую корону был Станислав Лещинский, тесть французского короля Людовика XY. Дипломатией и войнами (почти до 1735 года) польским королем стал Август III, сторонник России.

По решению Венского конгресса, завершившего победу над Наполеоном, в 1815 году большая часть Герцогства Варшавского, созданного императором французов из отобранных у Пруссии польских земель, была передана России и была присоединена к уже входившим в неё польским землям. Еще раньше, по Тилъзитскому договору Александра I с Наполеоном, к России отошла от Пруссии польская Белостокская область.

На этой территории было провозглашено Царство Польское. В 1815 году Александр I утвердил для Польши получила Конституционную хартию – «Учредительную хартию», в соответствии с которой в Польше вводилась автономия и давался статус королевства. Александр I даже присягнул «Учредительной хартии», и Император российский стал одновременно кролем польским. Наличие Конституции в Польше создало своеобразное положение, когда самодержавный в империи монарх стал ограниченным в ее части. Во время отсутствия царя в Польше его представлял наместник (поляк).

По мнению современных польских исследователей, статус Польши в составе Российской империи после 1815 г. можно определить как личную унию.

Конституция Царства Польского была более либеральной, чем Конституция Герцогства Варшавского, дарованная ему Наполеоном. Конституция Царства Польского вообще была наиболее либеральной из конституций тогдашней Европы.

В Центральной Европе Польша являлась единственным государством, обладавшим парламентом, избираемым прямыми выборами всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян. С 1818 года стал избираться законосовещательный Сейм . Сейм состоял из двух палат: Сената и Посольской избы из 128 депутатов, избираемых на местах.

Сенат составляли представители знати, пожизненно назначаемые царем, посольскую палату («избу») составляла шляхта и представители общин (глины). Депутатов избирали на воеводских сеймиках, в которых участвовала только шляхта. Сейм созывался в 1820 и 1825 гг. Сейм обсуждал законопроекты, вносимые в него от имени императора и короля, или Государственного совета. Законодательной инициативой Сейм не обладал (им располагал Государственный совет), он мог лишь принимать или отвергать законопроекты. В представительных органах было обеспечено преобладание дворянства.


При Александре I Сейм созывался трижды – в 1818, 1820 и 1825 гг., и уже тогда наметился конфликт между конституционными учреждениями Польши и самодержавной властью.

Во время отсутствия царя в Польше его представлял наместник (поляк). Сейм не пользовался правом законодательной инициативы (им располагал Государственный совет), он мог лишь принимать или отвергать законопроекты. В представительных органах было обеспечено преобладание дворянства.

Исполнительная власть сосредотачивалась в руках наместника царя , при нем в качестве совещательного органа действовал Государственный совет . Управление Польшей стал осуществлять административный совет во главе с наместником императора и 5 министерствами: военного, юстиции, внутренних дел и полиции, просвещения и вероисповедания. Это был высший исполнительный орган, контролируемый наместником.

Судебные органы отделялись от администрации. Была провозглашена несменяемость судей и учреждено городское самоуправление. Территория Царства Польского была разделена на 8 воеводств, которые пользовались самоуправлением.

Провозглашалась свобода печати.

В Царстве Польском была сохранена своя армия, в качестве официального государственного языка выступал польский, органы власти формировались, как правило, из поляков. Существовал герб Царства Польского, католическая религия была объявлена пользующейся «особым покровительством правительства». Сохранилось гражданское законодательство, введенное в Герцогстве Варшавском в 1808 г., по образцу Кодекса Наполеона. Провозглашалась свобода печати.

Предоставление конституции Царству Польскому, как и другие льготы, было своеобразным утешением для поляков, лишившихся самостоятельного государства. Для России же включение нового края в состав империи оказалось источником беспокойств; всем протяжении XIX и даже XX в. В то же время вряд ли можно согласиться с мнением некоторых авторов, что для России присоединение такого в то время экономически развитого района не имело хозяйственного значения.

Даже столь широкие права, которые получило Царство Польское, не устраивали, впрочем, определенную часть поляков, преимущественно шляхту. Она мечтала о восстановлении независимой Польши, притом в границах Речи Посполитой, то есть с включением в ее территорию литовских, белорусских и украинских земель.

Это явилось главной причиной восстания 1830 – 1831 гг. Однако восстание привело к потере и существовавших вольностей. После подавления польского восстания 1830 г. Николаем I был издан (1832 год). Им стало определяться правовое положение края. «Органический статут», который отменял многие либеральные привилегии для территорий с польским населением: отменил польскую конституцию, а Польша объявлялась неотъемлемой частью империи. Польская корона стала наследственной в русском императорском доме.

Сейм упразднялся, а для обсуждения наиболее важных вопросов стали созываться собрания провинциальных чинов.

В марте 1832 году там было образовано особое наместничество, во главе с генералом И.Ф. Паскевичем. Он наделялся диктаторскими полномочиями. В 1837 году польские воеводства были преобразованы в губернии, делопроизводство переведено на русский язык. Из государства Царство Польское превратилось в провинцию.

Для управления судами в Варшаве создавались два департамента имперского Сената. Вся образовательная система перешла в подчинение Министерства народного просвещения. С 1839 года в гимназиях вводились русские программы, русский язык стал обязательным в школах. Были закрыты Варшавский и Виленский университеты.

Все это вызывало недовольства со стороны поляков, создавало условия для новых массовых выступлений. Наместничество в польских землях просуществовало до 1874 года, затем там было учреждено Варшавское генерал-губернаторство, а вся территория стала официально именоваться Привисленским краем.

Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи.

Финляндия, Польша и другие западные районы империи, будучи включенными в нее, не стали тем не менее колониями России. По своему экономическому развитию они стояли на одном уровне с Центральной Россией, и их экономика продолжала успешно развиваться в составе империи. Переселение шло не на вновь присоединенные территории из метрополии, а как раз, наоборот – из Прибалтики и Белоруссии на восток, в глубь России. Западные районы империи стали не сырьевой, а наоборот, промышленной базой страны.

  • Предмет и метод истории отечественного государства и права
    • Предмет истории отечественного государства и права
    • Метод истории отечественного государства и права
    • Периодизация истории отечественного государства и права
  • Древнерусское государство и право (IX - начало XII в.)
    • Образование Древнерусского государства
      • Исторические факторы образования Древнерусского государства
    • Общественный строй Древнерусского государства
      • Феодально-зависимое население: источники образования и классификация
    • Государственный строй Древнерусского государства
    • Система права в Древнерусском государстве
      • Право собственности в Древнерусском государстве
      • Обязательственное право в Древнерусском государстве
      • Брачно-семейное и наследственное право в Древнерусском государстве
      • Уголовное право и судебный процесс в Древнерусском государстве
  • Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (начало XII-XIV в.)
    • Феодальная раздробленность на Руси
    • Особенности общественно-политического строя Галицко-Волынского княжества
    • Общественно-политический строй Владимиро-Суздальской земли
    • Общественно-политический строй и право Новгорода и Пскова
    • Государство и право Золотой Орды
  • Образование Русского централизованного государства
    • Предпосылки образования Русского централизованного государства
    • Общественный строй в Русском централизованном государстве
    • Государственный строй в Русском централизованном государстве
    • Развитие права в Русском централизованном государстве
  • Сословно-представительная монархия в России (сер. XVI - сер. XVII в.)
    • Общественный строй в период сословно-представительной монархии
    • Государственный строй в период сословно-представительной монархии
      • Полиция и тюремные учреждения в сер. XVI - сер. XVII в.
    • Развитие права в период сословно-представительной монархии
      • Гражданское право в сер. XVI - сер. XVII в.
      • Уголовное право в Уложении 1649 г.
      • Судопроизводство в Уложении 1649 г.
  • Образование и развитие абсолютной монархии в России (вторая половина XVII-XVIII в.)
    • Исторические предпосылки возникновения абсолютной монархии в России
    • Общественный строй периода абсолютной монархии в России
    • Государственный строй периода абсолютной монархии в России
      • Полиция в абсолютистской России
      • Тюремные учреждения, ссылка и каторга в XVII-XVIII в.
      • Реформы эпохи дворцовых переворотов
      • Реформы в годы правления Екатерины II
    • Развитие права при Петре I
      • Уголовное право при Петре I
      • Гражданское право при Петре I
      • Семейное и наследственное право в XVII-XVIII в.
      • Появление природоохранного законодательства
  • Государство и право России в период разложения крепостнического строя и роста капиталистических отношений (первая половина XIX в.)
    • Общественный строй в период разложения крепостнического строя
    • Государственный строй России в девятнадцатом веке
      • Государственная реформа органов власти
      • Собственная Его Императорского Величества канцелярия
      • Система полицейских органов в первой половине XIX в.
      • Тюремная система России в девятнадцатом веке
    • Развитие формы государственного единства
      • Статус Финляндии в составе Российской империи
      • Включение Польши в состав Российской империи
    • Систематизация законодательства Российской империи
  • Государство и право России в период утверждения капитализма (вторая половина XIX в.)
    • Отмена крепостного права
    • Земская и городская реформы
    • Местное управление во второй половине XIX в.
    • Судебная реформа во второй половине XIX в.
    • Военная реформа во второй половине XIX в.
    • Реформа полиции и тюремной системы во второй половине XIX в.
    • Финансовая реформа в России во второй половине XIX в.
    • Реформы системы образования и цензуры
    • Церковь в системе государственного управления царской России
    • Контрреформы 1880-1890-х гг.
    • Развитие права России во второй половине XIX в.
      • Гражданское право России во второй половине XIX в.
      • Семейное и наследственное право России во второй половине XIX в.
  • Государство и право России в период первой русской революции и до начала Первой мировой войны (1900-1914 гг.)
    • Предпосылки и ход первой русской революции
    • Изменения в общественном строе России
      • Аграрная реформа П.А. Столыпина
      • Формирование политических партий в России в начале XX в.
    • Изменения в государственном строе России
    • Изменения в праве в России в начале XX в.
  • Государство и право России в период Первой мировой войны
    • Изменения в государственном аппарате
    • Изменения в области права в период Первой мировой войны
  • Государство и право России в период Февральской буржуазно- демократической республики (февраль - октябрь 1917 г.)
    • Февральская революция 1917 г.
    • Двоевластие в России
      • Решение вопроса о государственном единстве страны
      • Реформирование тюремной системы в феврале - октябре 1917 г.
      • Изменения в госаппарате
    • Деятельность Советов
    • Правовая деятельность Временного правительства
  • Создание Советского государства и права (октябрь 1917 - 1918 г.)
    • Всероссийский съезд Советов и его декреты
    • Коренные изменения в общественном строе
    • Слом буржуазного и создание нового советского государственного аппарата
      • Полномочия и деятельность Советов
      • Военно-революционные комитеты
      • Советские вооруженные силы
      • Рабочая милиция
      • Изменения судебной и пенитенциарной систем после Октябрьской революции
    • Национально-государственное строительство
    • Конституция РСФСР 1918 г.
    • Создание основ советского права
  • Советское государство и право в период Гражданской войны и интервенции (1918-1920 гг.)
    • Гражданская война и интервенция
    • Советский государственный аппарат
    • Вооруженные силы и правоохранительные органы
      • Реорганизация милиции в 1918-1920 гг.
      • Деятельность ВЧК во время гражданской войны
      • Судебная система во время гражданской войны
    • Военный союз советских республик
    • Развитие права в условиях Гражданской войны
  • Советское государство и право в период проведения новой экономической политики (1921-1929 гг.)
    • Национально-государственное строительство. Образование СССР
      • Декларация и Договор об образовании СССР
    • Развитие государственного аппарата РСФСР
      • Восстановление народного хозяйства после гражданской войны
      • Судебные органы в период НЭПа
      • Создание советской прокуратуры
      • Милиция СССР в период НЭПа
      • Исправительно-трудовые учреждения СССР в период НЭПа
      • Кодификация права в период НЭПа
  • Советское государство и право в период коренной ломки общественных отношений (1930-1941 гг.)
    • Государственное управление экономикой
      • Колхозное строительство
      • Планирование народного хозяйства и реорганизация органов управления
    • Государственное управление социально-культурными процессами
    • Реформы правоохранительных органов в 1930-х гг.
    • Реорганизация вооруженных сил в 1930-х гг.
    • Конституция СССР 1936 г.
    • Развитие СССР как союзного государства
    • Развитие права в 1930-1941 гг.
  • Советское государство и право в период Великой Отечественной войны
    • Великая Отечественная война и перестройка работы советского государственного аппарата
    • Изменения в организации государственного единства
    • Развитие советского права в период Великой Отечественной войны
  • Советское государство и право в послевоенные годы восстановления народного хозяйства (1945-1953 гг.)
    • Внутриполитическая ситуация и внешняя политика СССР в первые послевоенные годы
    • Развитие государственного аппарата в послевоенные годы
      • Система исправительно-трудовых учреждений в послевоенные годы
    • Развитие советского права в послевоенные годы
  • Советское государство и право в период либерализации общественных отношений (сер. 1950-х - сер. 1960-х гг.)
    • Развитие внешних функций Советского государства
    • Развитие формы государственного единства в середине 1950-х гг.
    • Перестройка государственного аппарата СССР в середине 1950-х гг.
    • Развитие советского права в середине 1950-х - середине 1960-х гг.
  • Советское государство и право в период замедления темпов общественного развития (сер. 1960-х - сер. 1980-х гг.)
    • Развитие внешних функций государства
    • Конституция СССР 1977 г.
    • Форма государственного единства по Конституции СССР 1977 г.
      • Развитие государственного аппарата
      • Правоохранительные органы в середине 1960-х - середине 1980-х гг.
      • Органы юстиции СССР в 1980-х гг.
    • Развитие права в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
    • Исправительно-трудовые учреждения в сер. 1960-х - сер. 1900-х гг.
  • Становление государства и права Российской Федерации. Распад СССР (сер. 1980-х - 1990-е гг.)
    • Политика «перестройки» и ее основное содержание
    • Основные направления развития политического режима и государственного строя
    • Распад СССР
    • Внешние последствия распада СССР для России. Содружество Независимых Государств
    • Становление государственного аппарата новой России
    • Развитие формы государственного единства Российской Федерации
    • Развитие права в период распада СССР и становления Российской Федерации

Включение Польши в состав Российской империи

Польское государство перестало существовать в 1795 г., когда было разделено между Австрией, Пруссией и Россией. К России отошла Литва, Западная Белоруссия, Западная Волынь и герцогство Курляндское, бывшее в вассальной зависимости от Польши.

В 1807 г. после победы Франции над Пруссией на принадлежавшей ей части польской территории Наполеон образовал новое государство - Княжество Варшавское, к которому в 1809 г. присоединена часть польских земель, входивших в состав Австрии. Княжество Варшавское было конституционной монархией. Князем Варшавским на основании унии с Королевством Саксонии являлся саксонский король, зависимый от Франции. Княжество Варшавское участвовало в войне 1812-1814 гг. на стороне наполеоновской Франции.

На Венском конгрессе 1815 г. Александр I, считавший, что Россия как страна победительница должна получить новые земли и обезопасить свои западные границы, добился включения большей части территории Княжества Варшавского в состав Российской империи. Австрия. Пруссия, Россия пришли к соглашению, что Княжество Варшавское будет преобразовано в Царство Польское, получит новую конституцию, в соответствии с которой царем Польским, главой исполнительной власти польского государства станет российский император. Тем самым новое польское государство входило в состав Российской империи на основании унии.

Согласно Конституции Царства Польского российский император назначил в него своего наместника. Учреждалась должность статс-секретаря по делам Царства Польского. Законодательным органом был сейм, избираемый прямыми выборами всеми сословиями на основании имущественного ценза.

Все участники войны с Россией на стороне Наполеона получили амнистию и имели право поступать на службу в государственный аппарат и в армию Царства Польского. Командующего польской армии назначал российский император как царь Польский. Многие подданные российского императора были недовольны тем, что участвовавшие в войне на стороне Наполеона и побежденные поляки получили больше прав, чем победители.

Войдя в состав Российской империи, сохранив действие своих законов, администрацию, имея законодательный орган власти, Польша одновременно получила выход на российский, а через Россию и на азиатский рынок для своих товаров. Для того, чтобы уменьшить антироссийские настроения среди польского дворянства и буржуазии, были установлены таможенные льготы для польских товаров. Многие изделия польской промышленности облагались таможенным сбором в 3%, тогда как российские в 15%, несмотря на то, что «российские фабриканты вопили против такого порядка» 1 Корнилов А.А. Курс русской истории XIX века. М., 1993. С. 171. .

Экономическое развитие Польши, рост влияния национальной буржуазии усилили стремление к полной политической независимости и восстановлению Польского суверенного государства в границах, существовавших до его первого раздела в 1772 г. В 1830 г. началось восстание в Польше, главной силой которого была армия Царства Польского. Польский сейм объявил о лишении российского императора польской короны, разорвав тем самым унию между Польшей и Российской империей.

После подавления восстания российскими войсками император Николай I в 1832 г. издал «Органический статус», отменявший Конституцию царства Польского 1815 г. и ликвидировавший сейм, польскую армию. Царство Польское - эта «внутренняя заграница», как его называли в Российской империи, было ликвидировано. Вместо него образуется Варшавское генерал-губернаторство. Наместником в новое генерал-губернаторство демонстративно назначается командовавший российскими войсками, подавившими польское восстание фельдмаршал И.Ф. Паскевич, получивший титул князя Варшавского.

Из государственных учреждений, предусмотренных Конституцией Царства Польского 1815 г., продолжал действовать только польский Государственный совет, ставший своеобразным информационно-консультативным учреждением при Государственном Совете Российской империи. Но в 1841 г. при подготовке нового «Положения о Государственном Совете Российской Империи» он был упразднен. С 1857 г. Варшавское наместничество стало делиться в административном отношении не на воеводства, как прежде, а на губернии. Сохранились определенные привилегии для местного дворянства и налоговые льготы для промышленности, что способствовало дальнейшему социально-экономическому развитию бывшего Царства Польского, инкорпорированного в состав Российской империи.

Итак, в первой половине XIX в. территория Российской империи увеличилась почти на 20%. Это было обусловлено не столько экономическими целями, как. например, в случае с Британской империей, а военно-политическими задачами, желанием обеспечить безопасность своих границ. Политика российской администрации на присоединенных территориях исходила из их военно-стратегической значимости и была направлена на их социально- экономическое развитие, а не на использование ресурсов новых территорий, для развития центральных губерний России 2 См.: Ананьин Б., Правилова Е. Имперский фактор в экономике России // Российская Империя в сравнительной перспективе. М., 2004. С. 236-237. .

В условиях разрушения Османской и Персидской империй некоторые завоеванные ими народы добровольно входили в состав Российской империи.

Управление присоединенными, завоеванными народами, их правовое положение в империи строилось с учетом их социально- экономических, правовых, религиозных и других особенностей и было разнообразным, хотя и имело тенденцию к унификации, распространению на них принципов административного управления и законов Российской империи.