Обучение детей хорошим манерам. Обучаем детей хорошим манерам в игровой форме

29.10.2019 Печень

«Пожалуйста. Спасибо. Не за что.» — в от слова, которые некоторые родители, без сомнения, хотели бы слышать намного чаще. Хотя хорошие манеры сейчас, вероятно, не так важны, как раньше, родители могут - и должны - начинать учить своих детей этим социальным навыкам с самого раннего возраста.

Как первый учитель своих детей, вы должны подумать о том, каким должно быть их поведение. Вам не надо навязывать им все формы хорошего поведения сразу! Конечно, важно также, чтобы вы подавали пример хороших манер; если один из родителей этого не делает, дети тоже не будут. Важно также понять, каким именно манерам нужно учить детей, учитывая их возраст. Таким образом, вполне разумно ожидать, что подросток будет вести себя намного учтивее малыша.

Как научить малыша вежливости

Приступы гнева, отходчивость, капризность в еде и бьющая через край энергия - вот всего некоторые из трудностей, встающих перед родителями малышей каждый божий день! Хотя вам бывает трудно просто удержать своего отпрыска на стуле во время обеда, вы можете уже в этом возрасте постепенно, шаг за шагом, начинать обучать его основным манерам.

Манеры за столом

Обучение поведению за столом уже полдела в обучении детей манерам в этом возрасте. Родителям обед вместе с малышами может причинять крайнее неудобство, потому что никто не может расслабиться и спокойно поесть, когда при нем так ерзают и болтают ногами. Начните с короткого объяснения правил поведения за столом. Например, скажите детям, что из-за стола нельзя вставать. Если ребенок все же встает, усадите его обратно на стул и повторите правило. Если непослушание продолжается - обед заканчивается. Ваш ребенок может плакать в качестве протеста, но вы просто повторите правило и попробуйте применить его снова на следующий день.

К трем годам дети должны уметь дольше сидеть за столом. Когда ваш трехлетний ребенок заканчивает есть, он должен попросить разрешения встать из-за стола, убрать тарелку и задвинуть стул. Это простые, но необходимые правила поведения за столом. Если ребенку надо встать из-за стола во время обеда, чтобы пойти в ванную или взять салфетку, сначала он должен попросить разрешения.

Вежливость по отношению к другим людям

Малышам часто бывает сложно проявлять вежливость по отношению к другим, потому что по природе своей они эгоцентричны. От вас зависит, научите ли вы их не драться, не кричать и делиться с окружающими. С трехлетнего возраста учите детей спрашивать разрешения использовать какую-то вещь словом: «Можно?» Для детей в возрасте около трех лет и старше естественно просто вопить, что они хотят что-то - и немедленно! Одной из реакций может быть ответ, что вы не можете им помочь. Сбитый с толку ребенок может спросить, почему нет, и вы спокойно объясните ему, что не можете ничего сделать для кого бы то ни было, кто выражает свое требование таким образом. Тренируйте ребенка выражать свои просьбы вежливо. Когда такое повторится снова, просто, ответьте ребенку, что вы не сможете ему помочь, пока он не выразит свою просьбу по-другому.

С трехлетнего возраста ваш ребенок должен использовать простые формулы вежливости, такие как «спасибо», «нет, спасибо» и «да, пожалуйста». Если он не использует такие фразы, вежливо напоминайте ему о соответствующих способах выражения просьбы. Постепенно вежливость станет второй натурой. Родители друзей и учителя будут вам благодарны!

Манеры на публике

Обучение детей тому, как вести себя на публике, тоже очень важно. Понаблюдайте за поведением своего ребенка: если оно будет беспокоить вас, когда вы вдвоем пойдете на концерт, в кино или ресторан, скорее всего, оно будет беспокоить и всех окружающих.

Как только вы заметите, что ребенок ведет себя плохо - встает из-за стола без спроса, громко визжит, бегает, капризничает, - немедленно начинайте отучать его от этих привычек. Черпайте уверенность в том, что вы можете обозначить, какого поведения ждете от ребенка, до того, как придете в гости или в ресторан. Расскажите ребенку, какое поведение будет неприемлемым и какие у него будут последствия. Оговорите заранее с супругом наказание и следуйте ему, даже если для этого потребуется немедленно уйти домой. В таких ситуациях может оказаться сложным строго придерживаться своих правил. Однако, если ваш ребенок не увидит никаких последствий своего плохого поведения, он не сумеет научиться достойно вести себя на людях.

Вежливость и телефон

Часто может казаться, что ничто так не привлекает ребенка, как мама или папа, которые только что сняли телефонную трубку. По каким-то причинам детей непреодолимо тянет к разговаривающим родителям - они стремятся помешать им любой ценой; задают им насущные вопросы, отпускают замечания, жестикулируют или громко плачут. Детей надо учить, что мешать взрослым нельзя. Например, можно сказать детям, что вам надо десять минут личного времени, пока вы говорите по телефону, и что вам нельзя мешать, разве что в экстренном случае. И еще: говорите по телефону в уединенном месте.

Если ребенку надо что-то вам сообщить, научите его подавать знаки руками. Для этого пусть дети во время разговора прикоснутся к вашим ладоням, когда вы говорите. Сожмите их руки, чтобы показать, что вы все поняли, затем извинитесь перед собеседником, поблагодарите детей за то, что они не перебивали вас, и спросите, что им надо. Обучая детей этому методу, объясните им, что он должен использоваться исключительно когда вы говорите по телефону. Если вы говорите с кем-то лично, дети должны учиться молча ждать.

Решите со своим супругом, в каком возрасте ваши дети могут начать отвечать на телефонные звонки. Как только они достигнут этого возраста, потренируйтесь с ними, как они должны говорить по телефону. Также объясните, что именно они должны говорить, если вы, скажем, принимаете душ или почему-либо недоступны. Время от времени напоминайте детям о правилах вежливости при разговорах по телефону, если замечаете, что дети начинают о них забывать.

Дети школьного возраста

Когда дети достигнут школьного возраста, вам по-прежнему придется напоминать им о хороших манерах дома, в гостях и за столом. Также вы можете начать обучать их новым правилам, о которых мы расскажем ниже.

Приветствие

Начиная с детского сада обучайте детей приветствовать других. Тренируйтесь дома в семье. Стандартное приветствие включает в себя:

  1. рукопожатие;
  2. умение смотреть взрослым в глаза, говоря «здравствуйте»;
  3. ответы взрослым, когда они вас спрашивают.

Выполнить последний пункт детям бывает трудно, особенно если они застенчивы. Однако робость не оправдание для грубости. Все взрослые, даже робкие, должны вежливо общаться между собой. Для детей все должно быть точно так же. Объясните робкому ребенку, что ему надо отвечать взрослому, когда тот с ним заговаривает, пусть даже кратко. Отсутствие ответа - это грубость, и дети всех возрастов должны это усвоить.

В гостях

Прежде чем отправить ребенка в гости к другу, убедитесь, что он помнит, как себя вести в чужом доме. Например, можете напомнить детям, что надо убрать игрушки после игры, ладить с братьями и сестрами друга и не забыть поблагодарить его родителей за приглашение.

Благодарственные записки и открытки

Благодарственные записки - еще одна важная составляющая хороших манер. Все дети, начиная с детского сада, должны писать благодарственные записки за полученные подарки. Конечно, вам придется помогать им и напоминать об этой обязанности на протяжении еще многих лет! Возможно, вам кажется, что проще вовсе не вводить это правило, чем спорить из-за него с детьми, но, поверьте, стоит постараться, чтобы дети не уклонялись от этого домашнего правила. Обучение детей выражать свою благодарность с раннего возраста закладывает основы вежливости на будущее.

Уважение к взрослым

Обучение детей уважать взрослых - еще один краеугольный камень хороших манер. Не забывайте, что в разных семьях бытуют разные представления о том, как ребенок должен обращаться к взрослому. В одних семьях обращение к взрослому по имени покажется неслыханной грубостью, а другие родители совершенно спокойно позволяют своим детям обращаться к их друзьям так же, как они сами. Это решение, которое вы должны принять, исходя из ваших убеждений. То, как именно дети обращаются к взрослым, не так важно, чем обучение их делать это в уважительном тоне, вежливо и глядя в глаза.

Дети и вежливость

Хотя проще постоянно одергивать детей за то, что они делают неправильно, возможно, важнее хвалить их за старание быть вежливыми. Помнить об этом непросто, особенно если ваши дети постоянно забывают о вежливости! Но дети любят похвалу и отзываются на нее. Когда вы говорите о том, как гордитесь своими детьми за то, что они не забыли посмотреть взрослому в глаза и сказать «спасибо», вы побуждаете их и в будущем проявлять хорошие манеры. Одергивания с вашей стороны станут постепенно менее необходимы и вскоре вообще не понадобятся!

Источник — http://5psy.ru

Ваш малыш чавкает за обедом, никогда не говорит «спасибо» и «пожалуйста», и даже может нагрубить незнакомому человеку? Тогда вам стоит обратить внимание на себя, а точнее, на свое поведение . Дети зачастую подражают своим близким людям. На сегодняшний день, скорее всего, нет ни одной семьи, в которой бы ребенок был вежливее взрослых. В жизни все происходит по-другому.

Сегодня мы поговорим о том, как обучить малыша хорошим манерам .

В первую очередь именно родители должны научиться придерживаться правил этикета . Однако существует еще несколько важных моментов.

Хорошие манеры - что это?

Манеры - определенная форма поведения, которая включает в себя общение с людьми, тон и интонацию при разговоре, походку, жестикуляцию, мимику. В современном обществе хорошие манеры - это сдержанность, способность контролировать свои действия и эмоции, вежливое и внимательное отношение к окружающим людям .

Плохие манеры - повышение тона разговора, беззастенчивость в жестикуляции и действиях, грубость по отношению к другим людям, игнорирование чужих интересов, навязывание своих мыслей, некорректность и использование ненормативной лексики.

Манеры причисляются к культуре поведения и корректируются этикетом, который включает обходительное отношение к людям, особенно к женщинам и пожилому поколению, и благоразумное поведение.

Родители должны донести до малыша, что данные нормы поведения необходимы для того, чтобы выглядеть приятным человеком, который отличается от других своей воспитанностью. Возможно, что ребенок не поймет суть этикета. Поэтому важно объяснить ему, что базисом хороших манер являются принципы гуманизма : не делай другим людям того, чего бы не хотел получить от них.

Хвалите любое проявление этикета.

Замечайте каждое проявление этикета ребенком, не оставляет это без внимания. Продемонстрируйте ему, что данное поведение радует вас. А, как известно, дети делают все, чтобы привлечь внимание людей. Даже обычная улыбка покажет ребенку, что вы довольны им.

Воспитывайте ребенка так, чтобы хорошие манеры стали неотделимой частью характера малыша. И если вы не будете замечать чавканье, крики и брань в песочнице, то немного повзрослев, ребенок подумает, что такое поведение вполне нормальное. Ребенок не должен ощущать вседозволенность.

Как обучить хорошим манерам?

Любое обучение ребенка необходимо проводить в виде игры . К примеру, если ребенок грубит взрослым, кричит, оскорбляет, предложите ему стать на некоторое время взрослым человеком. А сами превратитесь в невоспитанного ребенка и продемонстрируйте его поведение. Специально преувеличьте проблему, чтобы ребенок ужаснулся и понял, как некрасиво себя вел.

Подберите мультфильмы или книги, в которых встречаются ситуации с плохими манерами. Обязательно обсудите их с ребенком. Спросите у малыша, что неправильно сделал персонаж, и как необходимо было поступить в той или иной ситуации.

Ни в коем случае не унижайте малыша и не ругайте его в присутствии других людей, если у него плохое поведение. Вы стараетесь привить ему хорошие манеры, значит, и ваши поступки должны соответствовать этому. Будьте обходительными. Если ребенок допустил ошибку и повел себя некрасиво, скажите ему об этом, но только наедине.

Приходить в восхищение от каждого успеха малыша - это, безусловно, перебор. Найдите середину: разумно исправляйте, но не перегибайте при этом палку.

Для развития хороших манер важен хороший вкус , который нужно развивать с самого детства. Ставьте ребенку хорошую музыку, читайте добрые книжки и смотрите поучающие мультики. Воспитанный человек умеет думать и способен на сочувствие.

Помните, что вы являетесь примером для подражания , поэтому поработайте сначала над собой, а потом займитесь и воспитанием манер у вашего ребенка. Желаем удачи.

Кто-то сказал, что новорождённые одинаково плачут, но когда они вырастают, их привычки оказываются совершенно неодинаковыми, так как это — результат воспитания. Главной задачей хороших манер является забота о том, чтобы создать комфорт общения друг с другом, чтобы всем было хорошо и никто никому не мешал. По большому счёту это и есть самопожертвование, то есть готовность способствовать счастью своего ближнего. Манеры выразительнее всяких слов и позволяют умному человеку держать разумную дистанцию с посторонним, не совсем воспитанным персонажем.

С самого рождения малыши копируют взрослых и их манеры, поэтому прививать ребёнку хорошие манеры лучше всего собственным примером. Ребёнок охотней повторит вслед за отцом слова благодарности, да и приятней ему будет папин комплимент в адрес маминого обеда, чем фраза «А что надо сказать»? Тем более строго-менторский тон типа «Вспомни, как ведут себя воспитанные мальчики / или девочки/»!

"Воспитание ребёнка, — говорят японцы, — это воспитание самого себя". Быть для ребёнка образцом для подражания — это и ответственно, и почётно. Главное — не лениться и принимать активное участие в формировании личности своего любимого чада и не забывать, что ребёнок копирует наши манеры, наши «волшебные слова», учится от нас здороваться и прощаться, желать доброго утра и доброй ночи, извиняться и благодарить, они учатся правильно вести себя за столом.

Как приучить ребёнка к хорошим манерам

Но порой бывает и так, что ребёнок, усвоив основные правила хороших манер , вдруг начинает упрямиться и не говорить «волшебные слова», или же лезть в драку, отбирать игрушки. В таких случаях реакция должна быть спокойной и последовательной. Ровным тихим голосом, хотя и строго, нужно сказать ребёнку, что воспитанные люди так не поступают. Запастись терпением и объяснить, как правильно нужно поступить в этой ситуации.

Не забывайте быть последовательными: нельзя отругать ребёнка за проступок, а в другой раз в схожей ситуации всё спустить с рук. И похвала для ребёнка — что здоровое питание, очень важное для его развития. Отмечайте его хорошее поведение и правильные поступки. Например, слова «мне нравится, что ты поздоровался с соседом, ты воспитанный и вежливый мальчик» станут для него поддержкой и признанием, в котором нуждается каждый маленький человечек. Подтверждение его правильных действий закрепит в нём этот опыт.

Усвоить правила этикета хорошо помогают игры, сказки, стихи, которые отражают знакомые им простые и понятные ситуации. Например, как должна вести себя кукла, когда она угощает зайчиков и мишек за столом, что они должны говорить и как благодарить за угощение? Что сказали бы гости на балу, если бы принц прилюдно начал бы ковырять в носу или громко чавкать за столом? Золушка точно бы не призналась хозяйкой хрустального башмачка. Или понравилась бы принцу Золушка, которая сидит на стуле по-турецки подобрав под себя ноги? Полезно читать как можно больше стишков, которые легко запоминаются и где обыгрываются вежливые слова.

С 4-х лет ребёнка начинают интересовать уже более глубокие проявления вежливости: сочувствие, дружеская привязанность. Поэтому очень важно обсуждать с ним поведение героев сказок или мультиков.

Приходится сталкиваться с нежеланием ребёнка делиться своими вещами или игрушками. Здесь тоже нужно набраться терпения и выдержки, так как любимая игрушка малыша — это частичка его маленького мирка. Поэтому нужно мягко и деликатно приучать малыша делиться своими вещами, предложив ему вместе поиграть с другими детьми его игрушками, или же на время поменяться. Если есть самые любимые игрушки, очень ценные для малыша, то лучше их оставлять дома и не брать с собой в садик либо для игры на детской площадке, чтобы самому не расстраиваться и других не обижать.

Сильная привязанность к вещам может стать свидетельством одиночества. Поэтому если малышу не хочется ни при каких обстоятельствах расставаться с куклой или медвежонком или давать кому-то играть, то психологи советуют присмотреться и взглянуть на ситуацию более серьёзно.

Кем бы ни вырос малыш — учёным, художником или космонавтом — жизнь покажет, но вот станет ли он хорошо воспитанным, доброжелательным и с хорошими манерами - зависит только от нас, взрослых. Только от воспитания ребенка, от того, смогут ли научить его хорошим манерам его родители и школа, зависит в будущем отношение к нему других людей, его положение и статус в обществе.

Чтобы воспитать своего ребенка вежливым к другим, нужно самому уважительно относиться к нему

Едва ли не каждая мама хочет видеть своего ребенка вежливым и внимательным к другим. Поэтому хорошие манеры у своего ребенка нужно воспитывать с детства. Наиболее подходящий возраст для науки — 3,5-4 года. Ведь именно в этот период развития ребенок больше интересуется всем новым.

Начинаем с себя

Чтобы приучить своего малыша к хорошим манерам, нужно самим их соблюдать. И не только в отношении взрослых, но и к детям. Ведь мальчики и девочки, с которым всегда обращаются уважительно, вырастают с чувством уверенности и уважения к себе, которое позволяет им быть доброжелательными и вежливыми к окружающим.

Чтобы воспитать у своего ребенка вежливое отношение к окружающим, нужно самому быть приветливыми к своему сыночку или дочке. Например, когда ребенок протягивает любимую игрушку, следует обязательно поблагодарить за нее и улыбнуться. А если мама или папа сделали удовольствие ребенку, и он пытается выразить свою признательность, обязательно зафиксируйте этот момент улыбкой, жестом или словом. Скажите ему: «пожалуйста», «на здоровье», — советует детский психолог.

Дети копируют поведение взрослых, не умея отличить плохое от хорошего. Часто они, несмотря на поучения и запрещения, повторяют за взрослыми их плохие манеры. Поэтому стоит хотя бы при ребенке научиться контролировать свои действия и слова.

Учимся держать вилку

Начать обучение можно с правил пользования столовыми предметами. Но не стоит пытаться за один день научить всему.

Для начала, покажите ребенку, как правильно держать вилку и как ею нужно есть. Следующей пусть будет ложка, объясните, что ею можно есть только жидкие блюда. После объясните, как правильно пользоваться столовым ножом. Сделайте акцент на том, что при пользовании ножом и вилкой, нож нужно держать в правой руке, а вилку — в левой.

По ее словам, следует показать ребенку, как лучше столовым ножом резать мясо, а как овощи. При этом следует объяснить, что не нужно все блюдо сразу резать на куски, ведь таким образом оно быстрее остывает. Нельзя брать нож в рот, есть из него, а тем более облизывать его, ведь можно порезать губы и язык.

Едим правильно!

Когда урок пользования столовыми предметами уже усвоеный, можно переходить к правилам порядка за столом.

Прежде всего нужно выработать привычку у ребенка есть только за столом. Это же касается и других членов семьи. Объясните дочери или сыну, что во время совместной трапезы нужно сидеть спокойно и ровно, нельзя играть столовыми предметами и посудой, напхать полный рот еды, одновременно разговаривая, а нужно тщательно прожевывать, — советует детский психолог.

Чтобы наставления не были сухими, можно вместе с ребенком поиграть в игры, которые бы помогали заучить хорошие манеры. Поместите любимые игрушки за столом и на их примере в форме забавы расскажите, как нужно правильно обедать.

Кроме этого, нужно с детства приучать ребенка уважительно относиться к результатам человеческого труда, воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, приучать не бросать его недоеденным.

Сдерживаем чувства

Очень важно, чтобы еще с ранних лет у ребенка сформировалась культура чувств. Поэтому, как советует детский психолог, при каждой возможности следует учить их сдерживать гнев, проявлять сострадание, стремиться оказать помощь, иметь собственное чувство достоинства и уметь свободно вступать в контакт с другими детьми и взрослыми.

Дети чутко реагируют на нравственную атмосферу в семье, воспринимают стиль эмоциональных реакций взрослых, оттенки их поведения. Сознательное управление своими чувствами у них начинается с подражания родителям. Поэтому мамочкам и папам никогда не следует забывать, что их поступки, действия, высказывания, интонации отражаются на эмоциональном воспитании детей и именно их дети воспроизводить в своей жизни.

У ребенка надо воспитывать уважение к старшим, ведь это является главным постулатом этикета. Ее нужно воспитывать везде — на улице, в магазине, в транспорте. И если он с детства овладеет основные азы этикета, то в дальнейшем не будет задумываться над тем, нужно ли давать место пожилым людям в транспорте, стоит ли помочь своему другу или изливать гнев на окружающих.

Чтобы научить ребенка хорошим манерам нужно время и большое терпение родителей. Также забудьте про частицу «нет», которая при постоянных наставлениях может привести к противоположному эффекту.

Главное помнить, что в будущем за такие простые на первый взгляд учение ваш ребенок будет вам благодарен.

Походка, жесты, интонация разговора, обращение к незнакомым, мимика, внешнее поведение, образ действий – все это относится к манерам. Простыми словами термин «манерность» означает умение держать себя в обществе. Если таланты даются от рождения, то культура в детях воспитывается с ранних лет. Человек с хорошими манерами вызывает расположение, производит приятные впечатления о себе и легче адаптируется в социальной среде. Как научить ребенка правильным манерам? Ответим подробно на этот вопрос.

О яблонях и яблоках

На самом деле старая добрая поговорка о том, что яблоко никогда не падает от яблони слишком далеко, несет в себе глубокую мудрость. Кроха с рождения и до определенного возраста (4-5 лет) как губка впитывает поведение своих родителей и других домочадцев.

Эффект от прививания чаду манерности не будет значительным, если сами родители будут демонстрировать противоположные действия. Самый лучший способ воспитать в ребенке определенные черты – постоянно проявлять их в своем поведении. С таким подходом не возникнет вопрос, как научить ребенка правильным манерам. Маленький человечек даже неосознанно будет повторять образ действий своих родителей, которые являются для него безусловным авторитетом. Здороваться, , помогать младшим…

Какими манерам необходимо учить детей

Приобщать малыша к культуре и этикету нужно с того возраста, как он начнет произносить слова. К 5 годам ребенок должен уже хорошо освоить все нижеперечисленные формы поведения:

  • Приветствие, обращение к людям. Учите малыша говорить «здравствуйте», «привет», «как дела?», «до свидания» и т. п.
  • Уважение. Обращение к старшим на «вы», произношение слов «пожалуйста», «спасибо» там, где это необходимо – важные формы поведения, которые следует воспитывать в первую очередь.
  • Культура за столом. Ребенок должен знать, что говорить с полным ртом, тянуться за чем-либо через весь стол, громко смеяться, пренебрегать столовыми приборами во время еды не принято.
  • Поведение относительно чужих вещей. «Можно мне взять это», «могу ли я этим воспользоваться» – малыша нужно научить этим словам и объяснить, что нельзя брать ничего чужого без разрешения.
  • Умение извиняться. Осознание своей вины и вовремя произнесенные слова о просьбе прощения помогут ребенку избежать многих конфликтов.
  • Терпеливость. Дети крайне нетерпеливы, и требуют мгновенного внимания при обращении ко взрослым. Необходимо научить чадо тому, что в некоторых случаях обращаясь к человеку, нужно подождать, когда он освободиться. Кроха также должен научиться принимать отказы на просьбы и адекватно на них реагировать.

Это лишь основные правила хорошего тона. К культурным манерам также относится привычка стучаться в закрытую дверь, прикрытие лица во время чихания или кашля, соблюдение тишины в кинозале и многое другое, что сложно перечислить в рамках одной статьи.
Как учить детей?

Как уже говорилось выше, самый правильный и эффективный метод научить ребенка правильным манерам – быть примером для подражания. Совершая определенное действие нужно комментировать малышу, что и ему следует поступать так же в подобной ситуации. Дети очень быстро учатся именно таким образом.

Хорошие результаты дает обучение в игровой форме. При помощи кукол или мягких игрушек можно создавать сценки (например, мишка громко чавкает за слом, а кролик сильно возмущен такими манерами и вежливо объясняет мишке как следует себя вести). Дети хорошо запоминают информацию, поданную в виде игры.