Год рождения аристотеля до н э. Размышления о философии аристотеля

11.10.2019 Желтуха

АРИСТОТЕЛЬ (Aristoteles) Стагирский

384 – 322 до н. э.

Аристотель Стагирский, один из величайших философов античной Греции, родился в 384 г. до н. э. в Стагире, греческой колонии во Фракии, недалеко от Афона. От названия города производится имя Стагирит, которое часто давалось Аристотелю. Отец Аристотеля Никомах и мать Фестида были благородного происхождения. Никомах, придворный врач македонского царя Аминты III, прочил своего сына на ту же должность и, вероятно, сам первоначально обучал мальчика врачебному искусству и философии, которая в то время была нераздельна с медициной.

Рано потеряв родителей, Аристотель отправился сначала в Атарней, в Малой Азии, а затем, в 367 году, – в Афины. Там Аристотель стал учеником Платона и в течении 20 лет был участником платоновской Академии. В 343 г. Аристотель был приглашен Филиппом (царём Македонии) воспитывать его сына – 13-летнего Александра. В 335 г. Аристотель вернулся в Афины и создал там свою школу (Ликей, или перипатетическую школу). После смерти Александра Аристотель был обвинён в безбожии и покинул Афины, чтобы, как он говорил, явно намекая на смерть Сократа, избавить афинян от нового преступления против философии. Аристотель переселился в Халкис на Эвбее, куда за ним последовала толпа учеников и где через несколько месяцев он скончался от болезни желудка.

Дошедшие до нас сочинения Аристотеля делятся по содержанию на 7 групп:
– Логические трактаты, объединённые в своде «Органон»: «Категории», «Об истолковании», «Аналитики первая и вторая», «Топика».
– Физические трактаты: «Физика», «О происхождении и уничтожении», «О небе», «О метеорологических вопросах».
– Биологические трактаты: «История животных», «О частях животных», «О возникновении животных», «О движении животных», а также трактат «О душе».
– Сочинения о «первой философии», рассматривающее сущее как таковое и получившее впоследствии название «Метафизики».
– Этические сочинения: т. н. «Никомахова этика» (посвященная Никомаху, сыну Аристотеля) и «Эвдемова этика» (посвященная Эвдему, ученику Аристотеля).
– Социально-политические и исторические сочинения: «Политика», «Афинская полития».
– Работы об искусстве, поэзии и риторике: «Риторика» и дошедшая не полностью «Поэтика».

Аристотель охватил почти все доступные для его времени отрасли знания. В своей «первой философии» («метафизике») Аристотель подверг критике учение Платона об идеях и дал решение вопроса об отношении в бытии общего и единичного. Единичное – то, что существует только «где-либо» и «теперь», оно чувственно воспринимаемо. Общее – то, что существует в любом месте и в любое время («повсюду» и «всегда»), проявляясь при определенных условиях в единичном, через которое оно познаётся. Общее составляет предмет науки и постигается умом. Для объяснения того, что существует, Аристотель принимал 4 причины: сущность и суть бытия, в силу которой всякая вещь такова, какова она есть (формальная причина); материя и подлежащее (субстрат) – то, из чего что-либо возникает (материальная причина); движущая причина, начало движения; целевая причина – то, ради чего что-либо осуществляется. Хотя Аристотель признавал материю одной из первых причин и считал её некоторой сущностью, он видел в ней только пассивное начало (возможность стать чем-либо), всю же активность приписывал остальным трём причинам, причём сути бытия – форме – приписал вечность и неизменность, а источником всякого движения считал неподвижное, но движущее начало – бога. Бог Аристотеля – «перводвигатель» мира, высшая цель всех развивающихся по собственным законам форм и образований. Учение Аристотеля о «форме» есть учение объективного идеализма. Движение, по Аристотелю, есть переход чего-либо из возможности в действительность. Аристотель различал 4 рода движения: качественное, или изменение; количественное – увеличение и уменьшение; перемещение – пространств, движение; возникновение и уничтожение, сводимые к первым двум видам.

По Аристотелю, всякая реально существующая единичная вещь есть единство «материи» и «формы», причём «форма»» – присущий самому веществу «вид», принимаемый им. Один и тот же предмет чувств. мира может рассматриваться и как «материя» и как «форма». Медь есть «материя» по отношению к шару («форме»), который из меди отливается. Но та же медь есть «форма» по отношению к физическим элементам, соединением которых, по Аристотелю, является вещество меди. Вся реальность оказывалась, т. о., последовательностью переходов от «материи» к «форме» и от «формы» к «материи».

В учении о познании и о его видах Аристотель различал «диалектическое» и «аподиктическое» познание. Область первого – «мнение», получаемое из опыта, второго – достоверное знание. Хотя мнение и может получить весьма высокую степень вероятности по своему содержанию, опыт не является, по Аристотелю, последней инстанцией достоверности знания, ибо высшие принципы знания созерцаются умом непосредственно. Цель науки Аристотель видел в полном определении предмета, достигаемом только путём соединения дедукции и индукции: 1) знание о каждом отдельном свойстве должно быть приобретено из опыта; 2) убеждение в том, что это свойство – существенное, должно быть доказано умозаключением особой логической формы – категория, силлогизмом. Исследование категорического силлогизма, осуществленное Аристотелем в «Аналитике», стало наряду с учением о доказательстве центральной частью его логического учения. Связь трёх терминов силлогизма Аристотель понимал как отражение связи следствия, причины и носителя причины. Основной принцип силлогизма выражает связь между родом, видом и единичной вещью. Совокупность научного знания не может быть сведена к единой системе понятий, ибо не существует такого понятия, которое могло бы быть предикатом всех других понятий: поэтому для Аристотеля оказалось необходимым указать все высшие роды – категории, к которым сводятся остальные роды сущего.

Космология Аристотеля при всех достижениях (сведение всей суммы видимых небесных явлений и движений светил в стройную теорию) в некоторых частях была отсталой в сравнении с космологией Демокрита и пифагореизма. Влияние геоцентрической космологии Аристотеля сохранялось вплоть до Коперника. Аристотель руководствовался планетной теорией Евдокса Книдского, но приписал планетным сферам реальное физическое существование: Вселенная состоит из ряда концентрич. сфер, движущихся с различными скоростями и приводимых в движение крайней сферой неподвижных звёзд. «Подлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и центром Земли, есть область беспорядочных неравномерных движений, а все тела в этой области состоят из четырёх низших элементов: земли, воды, воздуха и огня. Земля как наиболее тяжёлый элемент занимает центральное место, над ней последовательно располагаются оболочки воды, воздуха и огня. «Надлунный» мир, т. е. область между орбитой Луны и крайней сферой неподвижных звёзд, есть область вечноравномерных движений, а сами звёзды состоят из пятого – совершеннейшего элемента – эфира.

В области биологии одна из заслуг Аристотеля – его учение о биологической целесообразности, основанное на наблюдениях над целесообразным строением живых организмов. Образцы целесообразности в природе Аристотель видел в таких фактах, как развитие органических структур из семени, различные проявления целесообразно действующего инстинкта животных, взаимная приспособленность их органов и т.д. В биологических работах Аристотеля, служивших долгое время основным источником сведений по зоологии, дана классификация и описание многочисленных видов животных. Материей жизни является тело, формой – душа, которую Аристотель назвал «энтелехией». Соответственно трём родам живых существ (растения, животные, человек) Аристотель различал три души, или три части души: растительную, животную (ощущающую) и разумную.

В этике Аристотеля выше всего ставится созерцательная деятельность разума («диано-этические» добродетели), которая, по его мысли, заключает в себе ей одной свойственное наслаждение, усиливающее энергию. В этом идеале сказалось характерное для рабовладельческой Греции 4 в. до н. э. отделение физического труда, составлявшего долю раба, от умственного, составлявшего привилегию свободных. Моральным идеалом Аристотеля является бог – совершеннейший философ, или «мыслящее себя мышление». Этическая добродетель, под которой Аристотель понимал разумное регулирование своей деятельности, он определял как середину между двумя крайностями (метриопатия). Например, щедрость – середина между скупостью и расточительностью.

Искусство Аристотель рассматривал как особый, основанный на подражании вид познания и ставил его в качестве деятельности, изображающей то, что могло бы быть выше исторического познания, имеющего своим предметом воспроизведение однократных индивидуальных событий в их голой фактичности. Взгляд на искусство позволил Аристотелю – в «Поэтике» и «Риторике» – развить глубокую, сближающуюся с реализмом теорию искусства, учение о художественной деятельности и о жанрах эпоса и драмы.

Аристотель различал три хорошие и три дурные формы управления государством. Хорошими он считал формы, при которых исключена возможность корыстного использования власти, а сама власть служит всему обществу; это – монархия, аристократия и «полития» (власть среднего класса), основанная на смешении олигархии и демократии. Напротив, дурными, как бы выродившимися, видами этих форм Аристотель считал тиранию, чистую олигархию и крайнюю демократию. Будучи выразителем полисной идеологии, Аристотель был противником больших государственных образований. Теория государства Аристотеля опиралась на огромный изученный им и собранный в его школе фактический материал о греческих городах-государствах. Учение Аристотеля оказало громадное влияние на последующее развитие философской мысли.

Источники:

1. Большая советская энциклопедия. В 30 тт.
2. Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. В 86 тт.

Хронология событий и открытий в химии

Годы жизни: 384 г. до н. э. ‒ 322 г. до н. э.

Государство: Древняя Греция

Сфера деятельности: Политик, Ученый, Философ, Писатель

Аристотель наряду с Сократом и Платоном стал основоположником западной философии.

Кто такой Аристотель?

Аристотель (384 г. до н. э. ‒ 322 г. до н. э.) был древнегреческим философом и ученым, который и сегодня считается одним из величайших мыслителей. Когда Аристотелю исполнилось 17 лет, он поступил в Академию Платона. В 338 году начал учиться у . В 335 году Аристотель основал собственную школу, Лицей, в Афинах, где большую часть своей жизни он занимался исследованиями, преподавал и писал свои труды. Некоторые из его наиболее заметных работ посвящены этике, политике, метафизике, поэзии и аналитическим рассуждениям.

Семья, ранняя жизнь и образование Аристотеля

Аристотель родился около 384 г. до н. э. в Стагире, небольшом городке на северном побережье , который когда-то был морским портом. Его отец, Никомах, был придворным врачом македонского царя Аминтаса II. Хотя Аристотель был совсем ребенком, когда умер отец, он оставался в тесном контакте с македонским двором и находился под его влиянием всю оставшуюся жизнь. Мало что известно о его матери, Фестиде; считается, что она умерла, когда Аристотель был юн.

После смерти отца опекуном мальчика стал Проксен из Атарнеи, который был женат на старшей сестре Аристотеля, Аримнесте. Проксен отправил его в Афины для получения высшего образования. В то время Афины считались мировым академическим центром. В Афинах Аристотель поступил в Академию Платона, ведущее учебное заведение Греции, и оказался образцовым учеником. Там , греческим философом, учеником Сократа.

Поскольку Аристотель не соглашался с некоторыми философскими трактатами Платона, он не унаследовал должность главы академии, как многие предполагали.

После смерти Платона царь Атарнеи и Ассоса в Мисии Гермий пригласил Аристотеля управлять его городом.

Личная жизнь Аристотеля

Во время своего трехлетнего пребывания в Мисии Аристотель женился на Пифиаде, племяннице Гермия. У них появилась дочь, которую назвали в честь матери Пифиадой.

В 335 г. до н. э., в том же году, когда Аристотель открыл Лицей, жена умерла. Вскоре после этого Аристотель сошелся с женщиной по имени Герпиллида, которая была родом из его родного города Стагиры. По мнению некоторых историков, Герпиллида, возможно, была рабыней Аристотеля, предоставленной ему властями Македонии. Предполагается, что он в конце концов освободил Герпиллиду и женился на ней. Известно, что вторая жена Аристотеля родила ему сына, которого назвали в честь деда Никомахом.

Учитель Александра Македонского

В 338 году Аристотель отправился домой в Македонию, чтобы начать воспитывать сына царя Македонии Филиппа II, тогда еще 13-летнего Александра Македонского. Филипп и Александр оба высоко ценили Аристотеля и гарантировали, что власть Македонии щедро вознаградит его за работу.

В 335 г. до н. э., когда Александр завоевал Афины, Аристотель вернулся туда. В Афинах все еще была сильна Академия Платона, которой теперь управлял Ксенократ.

С разрешения Александра Македонского Аристотель основал свою собственную школу и называл ее Лицей. Начитая с этого периода, Аристотель провел большую часть своей жизни, работая учителем, исследователем и писателем в Лицее в Афинах, вплоть до смерти своего бывшего ученика Александра Македонского.

Поскольку Аристотель, как известно, имел обыкновение расхаживать по школьной площадке во время урока, его ученики, вынужденные следовать за ним, получили прозвище «перипатетики», что означает «люди, которые перемещаются, путешествуют». Лицеисты изучали предметы, начиная от математики и философии, кончая политикой, и почти все смежные дисциплины. Искусство было также популярной областью интересов. Члены Лицея записывали свои умозаключения. Таким образом, они создали массивную коллекцию письменных материалов школы, которая по оценкам древних получила звание одной из первых великих библиотек.

Когда Александр Македонский внезапно умер в 323 г. до н. э., про-македонское правительство было свергнуто, и в свете настроений против Македонии Аристотелю было предъявлено обвинение за его связь со своим бывшим учеником и македонскими властями. Чтобы избежать преследования и казни, он покинул Афины и бежал в Халкиду на острове Эвбея, где он оставался до своей смерти в 322 г.

Книги Аристотеля

Аристотель написал около 200 работ. Одни из них имеют форму диалогов, другие представляют собой записи научных наблюдений и работ по систематизации. Сохранением его работ занимался его ученик Теофраст: он присутствовал при их написании, а затем передавал их своему ученику Нелею, тот относил их в хранилище, чтобы защитить от влаги, а впоследствии собрание сочинений отвезли в Рим, и там над ним работали ученые. Из 200 работ Аристотеля сохранилась всего тридцать одна. Большинство датируется периодом, когда Аристотель работал в Лицее.

«Поэтика»

Одна из известнейших его работ «Поэтика» ― это научное исследование драмы и поэзии. В ней Аристотель рассматривает и анализирует, в основном, греческую трагедию и эпос. По его мнению, в сравнении с философией, основа которой идея, поэзия ― это подражание языку, ритму и гармонии для воспроизведения объектов и событий. В трактате он исследует основу сюжета, развитие персонажа и сюжетных линий.

«Этика Никомаха» и «Эвдемоническая этика»

В «Никомаховой этике», которая, как считается, была так названа в честь сына Аристотеля, Никомаха, содержится моральный кодекс поведения. Он утверждал, что правила жизни в какой-то степени противоречат законам логики, поскольку в реальном мире существуют обстоятельства, которые могут вступить в конфликт с личными ценностями. Тем не менее, человек должен научиться рассуждать, развивая свое собственное видение. «Эвдемоническая этика» ― еще один из основных трактатов Аристотеля о поведении и нравственных рассуждениях, которые помогают выбрать правильный жизненный путь.

В этих трудах Аристотель выделяет понятия «счастье» и «добродетель»: высшая польза для человека, по его словам, ― это стремление к счастью. Наше счастье ― это не состояние, а активность, и это определяется нашей способностью жить жизнью, которая позволяет нам использовать и развивать наш разум. Добродетель, по мнению Аристотеля, была конечной целью. Это означает, что каждую дилемму нужно рассматривать, находя середину между недостаточным и избыточным с учетом потребностей и обстоятельств человека.

«Метафизика»

Предметом этого трактата является различие между материей и формой. Для Аристотеля материя была физической субстанцией вещей, а форма была уникальной природой вещи, которая определяет ее идентичность.

«Политика»

Труд посвящен поведению человека в контексте общества и правительства. Аристотель считал, что цель правительства ― дать гражданам возможность достичь добродетели и счастья. В помощь государственным деятелям и правителям в «Политике» рассматриваются вопросы о том, как и почему возникают города; роль граждан и политиков; богатство и классовая система. Какова цель политической системы, какие бывают типы правительств и демократий; какова роль рабов и женщин в семье и обществе.

«Риторика»

Здесь изложен анализ публичных выступлений, чтобы научить читателей, как быть более эффективными ораторами. Аристотель считал, что риторика важна в политике и праве. Она помогает отстоять правду и справедливость. Риторика, по мнению Аристотеля, может воспитывать людей и побуждать их учитывать обе противодействующие стороны в споре.

Работы по научным дисциплинам

Сохранились труды Аристотеля по астрономии, в том числе о небесах и науках о Земле, включая метеорологию. Метеорология, по Аристотелю, не просто изучение погоды. Его определение включало в себя «все появления, которые мы можем назвать общими для воздуха и воды, а также виды и части земли и проявления ее элементов». В «Метеорологии» Аристотель определил круговорот воды и затронул темы, начиная от природных катастроф до астрономических явлений. Хотя многие из его взглядов на природу Земли были спорными в то время, они были вновь приняты и популяризированы в позднем Средневековье.

Работы по психологии

В книге «О душе» Аристотель рассматривает человеческую психологию. Выводы Аристотеля о том, как люди воспринимают мир, по-прежнему лежат в основе многих принципов современной психологии.

Философия Аристотеля

Аристотель-философ повлиял на идеи поздней античности на всем протяжении эпохи Возрождения. Одним из основных направлений философии Аристотеля была его концепция логики. Задача Аристотеля заключалась в том, чтобы придумать универсальный процесс рассуждений, который позволил бы человеку узнать все мыслимые вещи о реальности. Первоначальный процесс включал описание объектов на основе их характеристик, состояний бытия и действий.

В своих философских трактатах Аристотель также рассуждал, как человек может получить информацию об объектах методом дедукции и заключения. Для Аристотеля дедукция была рациональным методом, в котором «когда определенные вещи заложены, что-то другое следует из необходимости в силу их существования». Его теория является основой того, что философы теперь называют силлогизмом, логичным аргументом, когда вывод сделан из двух или более других предпосылок определенной формы.

Аристотель и биология

Хотя Аристотель не был ученым в современном нашем представлении, наука была среди тех предметов, которые он подробно исследовал в свое время в Лицее. Аристотель считал, что знание может быть получено путем взаимодействия с физическими объектами. Он пришел к выводу, что объекты состоят из сущностного потенциала, который оттачивают обстоятельства, чтобы в результате получить объект.

Исследования Аристотеля в области наук включали изучение биологии. Он предпринял попытку, хотя и ошибочную, классифицировать животных на роды, основываясь их сходными характеристиками. Затем он поделил животных на тех, у кого была красная кровь, и тех, у кого ее не было. Животные с красной кровью были, в основном, позвоночными, а «бескровных» животных он назвал «головоногие». Несмотря на относительную неточность, классификация Аристотеля использовалась как основная на протяжении сотен лет.

Аристотель также был очарован биологическим миром моря. Он внимательно изучил анатомию морских существ. В отличие от классификации наземной фауны, наблюдения за морскими обитателями, описанные в его книгах, значительно более точны.

Когда и как Аристотель умер?

В 322 г. до н. э., всего через год после того, как он бежал в Халкиду, чтобы избежать судебного преследования, Аристотеля поразила болезнь органов пищеварения, которая в конце концов стала причиной его смерти.

Наследие

После смерти Аристотеля его работы и само имя перестали использовать в науке, но они возродились в течение первого столетия. Со временем они стали основой философии. Влияние Аристотеля на западную мысль в гуманитарных и социальных науках в значительной степени считается беспрецедентным, за исключением вклада его предшественников ― его учителя Платона и учителя Платона .

Как считается рейтинг
◊ Рейтинг рассчитывается на основе баллов, начисленных за последнюю неделю
◊ Баллы начисляются за:
⇒ посещение страниц, посвященных звезде
⇒ голосование за звезду
⇒ комментирование звезды

Биография, история жизни Аристотеля

После себя Аристотель оставил наследие, которым и сегодня продолжают пользоваться. В свое время его учение охватило все доступные на тот момент науки – от философии до естествознания. Взгляды древнегреческого ученого оказали значительное влияние на развитие человечества.

Детство и юность

Будущий древнегреческий философ появился на свет в 384 году до н.э. в греческой колонии, расположенной неподалеку от Афонской горы, в Халкидиках. Благодаря отцу, служащим врачом у македонского царя Аминты III, Аристотель принадлежал семье потомственных врачей, в которой лекарское искусство передавалась из поколения в поколение. Соответственно, первым учителем в его жизни был отец.

Кроме того, его близость к царственным особам сделала возможным знакомство с отцом Филиппом. Через несколько десятков лет эта встреча сыграла свою роль в выборе воспитателя для будущего императора.

Греческое образование, которое Аристотель получил благодаря своему происхождению, уже в юношеские годы сформировало у него соответствующие взгляды на образ правления. Поскольку он жил в Македонии, то достаточно скоро они оказались противоречившими тому, чем занимались правители этого государства. В дальнейшем это также сыграло определенную роль в судьбе древнегреческого мыслителя.

Он различал шесть форм управления государством. Три, по его мнению, были хорошими, а три «дурными». К первой категории относились те виды правления, при котором использование власти в корыстных целях было исключено. При этом она должна была применяться только лишь для служения всему обществу. При этом Аристотель выделял такую форму правления, как «полития», сочетавшую в себе элементы демократии и олигархии. Кроме того, хорошими считались аристократия и монархия.

В свою очередь, к неудачным видам правления относились тирания и крайние формы демократии. При этом философ отрицательно относился к государствам, занимающим большие территории. Эти взгляды были сформированы на истории о греческих городах-государствах. Македония сочетала все плохие черты, что в будущем оказало существенное влияние на жизнь философа в его последние годы.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ


В 15-летнем возрасте он стал сиротой, лишившись сразу двух родителей. Опекунство над подростком взял Проксен. Отношения между ними были настолько теплые, что после смерти опекуна Аристотель усыновил Никанора, его сына. Кроме того, именно Проксен пробудил в нем любовь к книгам, которые в то время из-за трудоемкости изготовления и крайне ограниченного количества обученных грамоте людей были очень дороги. Их содержание в основном касалось биологии. В будущем на основе этих знаний Аристотель написал свою знаменитую работу «О возникновении животных».

В ней он указал на целесообразность строения живых организмов, которая, в частности, проявлялась в развитии органических структур из семени, проявлявшихся с их взрослением в инстинктах и взаимной приспособленности органов животных к образу жизни. Эта работа, в свою очередь, послужила основой для других книг по зоологии и философии. Согласно учению философа, тело было материей жизни, а душа – его формой. При этом им различалось три разновидности живых существ – человек, животные и растения. Каждому из них соответствовала свой вид души. У животных она отличалась наличием способности ощущать, а у человека – мыслить.

Труды

Через два года после смерти родителей Аристотель переехал в Афины, где продолжил обучение философии в Академии Платона, затем начав учить ей других. Этим он занимался в течение следующих двух десятков лет, вплоть до смерти ее основателя. Место Платона занял его племянник Спевсипп. Отношение с ним у философа не сложились, и он покинул греческую столицу, откликнувшись на приглашение правителя Ассоса Гермия.

В 343 году до н.э. он вернулся в Македонию, приняв приглашение царя Филиппа, который искал воспитателя для своего сына , будущего полководца и завоевателя, которому в то время исполнилось 13 лет. Этой работе Аристотель посвятил 8 лет своей жизни, по истечении которых он вернулся в Грецию, снова поселившись в ее столице Афинах. Здесь он основал собственную школу философии Ликей, которая проработала вплоть до 323 года до н.э. Начавшийся после смерти развал созданной им империи привел к росту антимакедонских настроений в Греции. Аристотель, родившийся и выросший в Македонии, был вынужден покинуть страну. Ему предъявили формальное обвинение, неподкрепленное никакими конкретными фактами, в кощунстве и неуважении к богам.

Личная жизнь

Аристотель женился в 347 году до н.э. Его избранницей стала Пифиада, приемная дочь правителя Ассоса Гермия. В 345 году до н.э. Гермий выступил против персов, после чего был предан и казнен. Аристотелю, как и многим другим, включая Пифиаду, пришлось покинуть Ассос, найдя убежище на острове Лесбос. У них родилась дочь, названная в честь матери. Жена философа умерла раньше, примерно в 326 году до н.э. Находясь на смертном одре, она попросила мужа быть погребенным рядом с ней. Это было отражено в завещании Аристотеля, где он просил похоронить его рядом с женой.

Последним пристанищем мыслителя стал халкидский остров Эвбея, где он скончался в 322 году до н.э. Причиной смерти 62-летнего философа стала наследственная болезнь желудка.

Аристотель – один из величайших философов Древней Греции. Область его интересов обширна – он занимался политикой, диалектикой, логикой, риторикой, биологией, физикой и астрономией. Собрание сохранившихся трудов мыслителя насчитывает более тридцати сочинений в различных областях и носит название «Аристотелев корпус». Наиболее значимые из них – «О душе», «Физика», «Метафизика», «Политика».

Родился Аристотель в 384 году до н.э. в небольшом греческом городе Стагире в семье придворного лекаря царя Аминты II. Его отец, Никомах, был автором нескольких книг по медицине и натурфилософии. С детства мальчик обучался основам медицины.

После смерти отца воспитывался дядей, который также заботился об образовании юноши. Аристотель учился ораторскому искусству, а в возрасте восемнадцати лет поступил в Академию Платона в Афинах. Несмотря на расхождения во взглядах, а отсюда непростые отношения и конфликты со своим учителем, Аристотель положительно говорил о Платоне, называя его своим другом. Он 20 лет прожил в Академии, где преподавал риторику и написал некоторые труды по физике и логике.

В 347 г. до н.э. умер Платон, и Аристотель переселился в город Ассос в Малой Азии, где сблизился с его правителем, тираном Гермием. Гермий тоже был последователем Платона и интересовался идеями Аристотеля, часто посещал его лекции. Благодаря сложившейся дружбе, Аристотель взял в жены племянницу тирана Пифиаду. У них родилась дочь, также названная Пифиадой - в честь матери.

В 342 г. до н.э. македонский царь Филлипп II, наслышанный об Аристотеле от своего союзника Гермия, приглашает философа стать наставником для своего сына, 13-летнего Александра, в будущем – Александра Великого. В городе Миезе Аристотель обучал царевича различным наукам – математике, географии, этике, управлению государством, медицине. Обучение проходило устно во время прогулок, в форме диалогов учителя и ученика. Благодаря Аристотелю Александр пристрастился к поэзии Гомера.

В 336 г. до н.э. был убит Филипп II, и Александр, занявший македонский престол, больше не нуждался в воспитателе. Аристотель вернулся в Афины, где открыл собственную школу философии Ликей (школа располагалась недалеко от храма Аполлона Ликейского, отсюда и получила название). Ученикам преподавались математика, метафизика, философия, политика, искусство, и смежные дисциплины. Аристотель по-прежнему практиковал прогулки во время обучения, отчего школу прозвали «перипатетической», что в переводе с греческого означает «прогуливаться, гулять». У философа появилось много последователей, было проведено множество исследований. Сам Аристотель за время работы Ликея написал большую часть своих трудов.

В 323 г. до н.э. умер Александр Македонский, и страну охватила внутриполитическая борьба, началось движение против македонской власти. Аристотелю были предъявлены обвинения в дружбе с Александром и безбожии. Из-за начавшегося преследования философ вместе с семьей был вынужден уехать на остров Эвбея, в Халкиду. Там он умер в 322 г. до н.э. в возрасте 62 лет, предположительно из-за болезни желудка.

Вариант 2

Аристотель – один из самых знаменитых древнегреческих философов, создал множество теоретических трудов в таких науках, как физика, медицина, астрономия, математика, логика и политика.

Аристотель появился на свет в 386 г. до н.э. в колониальном греческом городе Стагира в небольшой семье этнических греков. Его отец служил придворным лекарем у македонского императора, поэтому Аристотель уже с самого детства имел прочные связи с Македонией. Отец уже тогда старался привить сыну любовь к философии, которая была неразрывно связана с медициной. Он надеялся, что Аристотель пойдёт по его стопам и продолжит дело. К, сожалению, в раннем возрасте он остаётся сиротой и переезжает в дом своего новообретённого опекуна по имени Проксен.

Когда ему исполнилось 17 лет, он переехал в Афины, где с полной силой отдал себя постижению философии. Его необычайная талантливость была замечена. Его способности обнаруживает венец творения человеческой мысли тех времён Платон. Он принимает юного Аристотеля в ряды своих учеников. Он обогащает начинающего философа знаниями и формирует его мировоззрение. Но постепенно их взгляды на жизнь и бытие начинают различаться друг от друга. Аристотель начинает порицать многие идеи Платона. Тем не менее между ними сохраняются тёплые и дружеские отношения.

После смерти Платона Аристотеля отправляют послом в Македонию, но из-за провала дипломатической поездки его изгоняют из Афин. Он вынужден скитаться по Малой Азии, проживая у своего давнего друга Гермия. Но вспомнив связи отца Аристотеля с Македонским двором, царь Филипп 2 зазывает последнего на пост учителя для сына Александра, в будущем Великого. Именно Аристотель привил мальчику тягу к просвещению и образованию. Аристотель так сильно привязался к Александру, что поддерживал с ним связь даже во время Восточных походов.

Немногим ранее Аристотель открыл собственный “Ликей” – прототип нынешнего лицея, где делился своими познаниями с молодыми студентами. За это время он написал большую часть своих исследовательских работ по разным научным направлениям. По ним он проводил лекции в разном формате как для новичков, так и для преуспевающих учащихся.

Личная жизнь философа сложилась печально. Его первая жена Пифиада умерла, в тот момент он женился на рабыне Герпиллиде. Всего за время 2 браков у него появилась лишь 1 дочь Пифиада.

После Смерти Александра Македонского началась борьба Афин против македонского экспансионизма. Поэтому Аристотель был вынужден покинуть Афины из-за принадлежности к правящим кругам Македонии. Он мигрировал на Халкиду, где и скончался в 322 г. до н.э. от гастрита.

Витус Ионассен Беринг – величайший русский первооткрыватель земель Камчатки и прилегающих территорий. Витус Ионассен Беринг появился на свет 2 августа 1681 года в датском городе Хоренс

  • Билибин Иван Яковлевич

    Иван Яковлевич Билибин известен как талантливый художник, иллюстратор и создатель блестящих театральных декораций. Его творческий почерк отличается необычайной самобытностью и имеет много последователей

  • / Краткая биография Аристотеля

    Знаменитый греческий философ был рожден 384-м годом до нашей эры, в городе Стагира. Отцом знаменитого мыслителя был Никомах, родившейся в Андросе, который числился врачом при царе Аминте. Матерью философа – Фестида, родившаяся в Халкиде.

    Став рано сиротой, будущий основатель Ликея был взят на воспитание родственником по имени Проксен. По наступлению восемнадцатилетия, Аристотель поступает в Академию имени Платона, где проводит многие годы в познании и созерцании мира вокруг него. Философское направление мыслителя было основано на учении его учителя, Платона. Аристотель проявил себя в разных областях: он создал диалоги об учении Платона, произведения о логике, физике, некоторые части своего философского трактата «О душе». Помимо этого, он преподавал основы риторики ученикам Академии. Аристотель оставался до самой смерти наставника в школе и тесно сблизился с Ксенократом.

    Когда Платон умирает, место наставника в учебном заведении занимает Свесипп, что вызвало ряд недовольства и ропота среди учеников, решивших покинуть это место. Аристотель уходит вместе с ними и примыкает к объединению платоников, которое основал Гермий, царь Асса. Тиран уважал ученого и с удовольствием слушал лекции философа. Его приемная дочь Пифиада стала женой философу, родив ему ребенка женского пола. После кончины жены Аристотель взял в дом служанку по имени Герпеллида, которая принесла ему сына Никомаха.

    Три года пробыв в городе Асса, мыслитель уехал на Лесбос, где в городе Мителены преподавал несколько лет. Оттуда он уехал воспитывать сына царя Македонии Филиппа, будущего великого завоевателя, Александра. В тринадцатилетнем возрасте царевич стал обучаться у знаменитого философа, преподававшему ему множество предметов. В частности, благодаря Аристотелю, наследник царя Филиппа полюбил греческую поэзию и знал основы медицинской науки.

    В 334-м году царевич всходит на трон, после смерти его отца, Филиппа. Аристотель уходит в Афины, где основывает свою первую школу, Ликей. Учебное заведение, как считалось, было перипатетическим, так как во время беседы люди прогуливались по садам. В 323-м Македонского не стало и на философа начались гонения. Предположительно, это было связано с тем, что Аристотель хорошо общался с великим завоевателем. Вторая версия предполагает, что политические гонения начались из-за того, что ученый был метек, т.е. не обладал гражданством жителя Греции. Философ решил уехать, чтоб не уничтожить себя, как Сократ. В Халкиде он стал жить со своей второй женой по имени Герпеллида и родными детьми.

    Спустя год после этих событий, великий философ древности погиб из-за болезни желудка. Тело его было перенесено в город Стагиры, где соотечественники поставили для него склеп в его честь.

    Основной заслугой мыслителя считалось то, что он создает знаменитую «Метафизику», где разделяет все на причины и первопричины происходящего. Помимо этого, ему принадлежит развитийный принцип, который он впервые вводит в историю. Он также создает иерархичную систему всего сущего на земле. Кроме данных моментов, философ активно разрабатывает идею о душе, дедуктивном и индуктивном методе изучения науки.

    В истории Аристотель занимает видное место не только как великий философ, мыслитель и ученый, но и как наставник царевича Александра из Македонии, ведь последний очень многие знания получил от своего учителя, а любовь к «Илиаде» Гомера сохранилась в нем на всю жизнь. Считается, что благодаря Аристотелю, познавшему учение великого Платона, философия стала развиваться как наука.