Борьба за галактику: космическая гонка технологий и вооружений. Моя новая игра - обзор настольной игры "Битва за галактику" (Race for the Galaxy)

25.09.2019 Диспепсия

Что же до Всегалактической переписи, то она, как это у нас заведено, съела кучу денег и не сообщила никому ничего нового — кроме того факта, что на каждого жителя Галактики приходится в среднем 2,4 ноги и по 1 одомашненной гиене. Поскольку это явно не соответствует действительности, результаты переписи были от греха подальше отправлены в мусорную корзину.

Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»

Давным-давно в одной далекой-далекой галактике... шла гонка космических масштабов.

Несколько земных колоний решили побороться за господство над Галактикой. Но о войне между ними речи не шло. У кого на нее найдется время, когда вокруг столько неосвоенных миров и столько неизученных технологий? Флот пришельцев разгромить еще можно, или там мир у мятежников отбить, но воевать цивилизациями — ни-ни! К галактическому господству решили идти другим путем: через высокие темпы производства, передовые разработки и удовлетворение всех мыслимых потребностей населения.

Карты звездного неба

Наполнения в коробке — всего ничего: общая колода карт, четыре колоды фаз и жетоны очков победы. Однако из этих компонентов складывается сложный и интересный игровой процесс.

Каждый игрок начинает карьеру командиром одной из колоний Земли. Какой именно — определяется картой стартового мира. Помимо этого, все располагают идентичным набором фаз и небольшим запасом случайных карт в руке. Выкладывая на стол карты, обозначающие улучшения и планеты, и получая новые карты из колоды, игрок должен заработать как можно больше очков победы. Карты же, будучи выложенными, не лежат пассивно на столе, а становятся частью единого механизма: выполняют разные хитрые функции и активно взаимодействуют, принося еще больше очков и карт.

Выходит эдакий коллективный пасьянс на космическую тему и с весьма мудреными правилами. Каждый игрок возводит Величайшую Галактическую Империю (Федерацию, Республику — нужное подчеркнуть) на своей части стола и напрямую на других воздействовать не способен. Если кто-то выкладывает на стол двенадцатую карту или забирает последний жетон очков победы, значит, игра уже в шаге от конца. Еще ход — и будут посчитаны очки победы. Тот, у кого их окажется больше, станет победителем.

Часто опоздать с выведением одной карты достаточно, чтобы упустить победу из рук. Такая она — гонка за Галактику.

Мирная экспансия...

Не покупайтесь на неудачный перевод названия в локализации, это действительно гонка, а не борьба. Отсутствие прямого взаимодействия и акцент на саморазвитии не делает игру скучной, ведь в ней есть система фаз.

Каждый игрок в начале хода откладывает «втемную» одну из карт фаз, выбирая ее из шести основных типов:

Поиск — игроки берут несколько карт из колоды и оставляют себе по одной.

Улучшение — все могут ввести по одному улучшению.

Освоение — все могут ввести по одной планете.

Торговля — один товар с планеты можно обменять на карты.

Потребление — все товары обмениваются на жетоны победных очков.

Производство — планеты производят товары, которых бывает четыре типа.

Когда игроки сделают свой выбор, фазы одновременно вскрываются и формируют текущий ход. Для всех игроков он будет состоять только из тех фаз , что были вскрыты. При этом каждый получает плюс в той фазе, которую выбрал. Например, больший ассортимент карт при Поиске, скидка в фазе Улучшения и удвоенная отдача от Потребления. Этот момент наиболее интересен — ведь именно в нем игроки взаимодействуют. Они могут стараться выбирать те фазы, что принесут остальным меньше пользы.

Можно и нужно выбирать свою фазу исходя из того, что предположительно выберут другие. И наконец, высший пилотаж: не выбрать ту фазу, которой от вас ждут, и тем самым испортить ожидающим стратегию.


Интересной игру делает также обилие путей к победе.

Высокое производство и потребление;

Активные завоевания «нейтральных» миров;

Узкая специализация (например, на улучшениях);

Опора на дорогие улучшения, приносящие переменное количество очков победы.

Последние имеют список условий, выполнение которых дает очки победы. Например, Галактическая империя приносит их за захваченные миры мятежников. И, так как карты приходят случайные, собрать полный комплект для какой-то одной стратегии маловероятно. Поэтому пути победы обычно комбинируются. Вообще, победить, опираясь на единичные полезные карты, непросто. Успех приносят удачные их сочетания. Очень часто несколько карт в связке способны принести куда больше пользы, чем десяток вразнобой.

Неисследованные рукава Галактики

А точнее, дополнения к игре, пока не локализованные в России:

RftG: The Gathering Storm — появился одиночный режим игры, сражение с ИИ-алгоритмом и материалы для пятого игрока. Наиболее существенное нововведение — карточки задач развития и приоритетов , за которые могут побороться все игроки.

RftG: Rebel vs. Imperium — добавились материалы для шестого игрока, расширился запас задач развития и приоритетов. Самое интересное новшество — появились карты захвата миров у других игроков. Сильно баланс они не меняют, но делают игру более напряженной и интересной.

RftG: The Brink of War — введена механика очков престижа . Самой престижной империи дается плюс каждый ход, вдобавок очки позволяют совершать некоторые дополнительные действия. Старые механики были расширены. Например, стал возможен не только захват, но и уничтожение планет в стиле Звезды Смерти.

...под дулами корабельных орудий

Игра хороша, недаром крупнейший зарубежный сайт о настольных играх boardgamegeek.com поставил ее на двенадцатое место среди более чем шести тысяч оцененных им игр. Тут есть увлекательный игровой процесс, богатство возможностей, неповторимость каждой партии, компактность игровых компонентов, неплохие иллюстрации. Присутствует атмосфера космического развития. Правда, ее несколько портит слабая локализация, где многие термины переведены без понимания контекста. Например, перевод термина «Uplift » как «Рассвет » явно неудачен, поскольку обозначает биотехнологическую помощь от высокоразвитой цивилизации, а вовсе не самостоятельный прогресс, как можно подумать по переводу.

Серьезный минус у игры один — ее довольно сложно освоить. Первая причина тому — использование на картах преимущественно пиктограмм вместо текста. На самом деле они очень информативны и удобны, но прежде их нужно все запомнить и осмыслить. Первые несколько партий для новичка проходят «впотьмах». Непонятно, какой эффект дает та или иная карта, как она сочетается с другими и что с ней вообще можно сделать.

Вторая причина — в игре очень много возможностей, среди которых легко запутаться. В игре есть шпаргалки, где расписаны все фазы, пиктограммы и многие свойства карт, но помогают они не всегда. Следует быть морально готовым к тому, что первые партии пройдут тяжело.

Однако после того, как правила и карты будут изучены, а пиктограммы запомнены, перед игроками откроется интересная и небанальная игра. Здесь все решает не столько удача и талант досадить противнику, сколько умение верно расставлять приоритеты, комбинировать разнородные эффекты и быстро перестраивать свою стратегию в соответствии с изменениями обстановки. Проще говоря, множество часов интересного и умного времяпрепровождения четверым игрокам обеспечены!

Возможно, вам не дают покоя лавры космических первопроходцев, и вам всегда хотелось увековечить свое имя на скрижалях тех, кто отправился в космос, чтобы построить новую, лучшую жизнь для себя и других, причем желательно потратив на это от 30 минут до одного часа? Безумству храбрых поем мы песню - эта игра для вас!

В ДВУХ СЛОВАХ

В Race for the Galaxy каждый игрок заведует развитием космической цивилизации. В отличие от большинства “цивилизационных” игр, в RftG отсутствует какое-либо игровое поле, все происходит с помощью карточек. На самом глобальном уровне все карточки делятся на два типа - карточки действий и карточки открытий (возможно, в русской локализации они называются по-другому, не знаю, не играл). Открытия, в свою очередь делятся на две подгруппы - есть карточки планет, которые можно колонизировать, и есть карточки технологий, которые можно вводить в игру. Собственно, вот и вся петрушка.

В начале игры каждому игроку раздается по одной карте начального мира, которую он выкладывает на стол перед собой. Далее, из общей колоды каждому игроку сдается по шесть карт, из которых две скидываются по усмотрению игрока, а четыре остаются у него на руках. Вот и все приготовления.

Сама игра разбита на раунды, и продолжается до тех пор, пока один из игроков не выложит перед собой на стол двенадцатую карту - этот раунд становится последним (есть и другие способы закончить игру, но я на них заострять внимание не буду). В начале раунда игроки в закрытую выкладывают по одной (при игре вдвоем - по две) карточке действия. Всего возможных действий шесть, с некоторыми вариациями. Суть этого процесса заключается в том, что в текущий раунд будут выполняться только те действия, которые выбрали игроки (вне зависимости от того, кто их выбрал). Например, Игрок 1 выбрал фазу I (исследование космоса), Игрок 2 - фазу III (заселение планет), Игрок 3 - тоже фазу III, Игрок 4 - фазу V (производство). Это значит, что для ВСЕХ игроков в этот раунд произойдут только фазы I, III и V. Соответственно, частью игры является предугадывание того, какие действия будут выкладывать другие игроки, чтобы максимально выгодно подстроиться под это.

После выбора действий начинаются непосредственно выбранные фазы. Как я уже сказал раньше, их всего шесть. Фаза I (исследование космоса) позволяет набирать в руку новые карточки из колоды - берешь две, одну скидываешь, вторую оставляешь. Если ты сам выбрал фазу I, то, в зависимости от того, какую из двух карточек действия ты сыграл, ты либо берешь три и оставляешь две карточки (то есть набираешь больше), либо берешь семь, но оставляешь одну (то есть больше выбор). Фаза II (технологии) дает возможность выкладывать на стол карточку технологии. У каждой технологии есть своя стоимость (от 1 до 6), которую нужно заплатить, скинув из руки соответствующее количество карточек (вне зависимости от того, что изображено на карточке). Естественно, каждая технология дает какие-то преимущества на будущие раунды. Если ты сам выбрал фазу II, то можешь купить технологию на единицу дешевле. Фаза III (колонизация) позволяет выкладывать на стол новые планеты. Планеты обладают рядом характеристик - есть мирные планеты, которые надо колонизировать, а есть военные, которые надо захватывать силой; планеты могут быть одного из четырех цветов - это показывает, какие товары могут производиться на планете; планеты могут иметь характеристику windfall (не знаю, как это перевели на русский) - это значит, что планета сразу выкладывается на стол с товаром на ней, то при этом производить новые товары на ней сложнее; естественно, каждая планета обладает стоимостью - сколько карт надо скинуть, чтобы заселить ее мирным образом, или какой показатель военной мощи надо иметь, чтобы захватить ее силой. Также, многие планеты, как и технологии, дают своим владельцам какие-то плюшки в последующие раунды.

Следующие три фазы, а именно $ (торговля), IV (потребление) и V (производство) наиболее сложны для понимания, так как образуют определенный цикл производства-потребления в игре, являющийся одним из способов победить. Начну с фазы V, которая позволяет производить товары на планетах, которые имеют такую способность. Суть производства заключается в том, что с верха колоды берется карта, и подкладывается рубашкой вверх под карту производящей планеты, таким образом обозначая, что на этой планете произведен товар. Товары, как и планеты, их производящие, бывают четырех цветов - от самых дешевых и часто встречающихся голубых до самых редких и дорогих желтых. Кстати, если вы сами выбрали фазу V, то вы также можете произвести один товар на windfall-планете - обычно на этих планетах товары не производятся.

Но зачем нужны товары, спросите вы? Закономерный вопрос. А нужны они для торговли и потребления. Торговля позволяет продать один товар с любой планеты, и получить за него новые карты в руку из колоды - количество карт зависит от дороговизны товара. Потребление же позволяет, используя специальные способности уже выложенных технологий и планет, превращать товары в победные очки. На словах, не показывая на примерах, объяснить это очень сложно, поэтому попробую проиллюстрировать.

Предположим, вы уже выложили на стол карты, изображенные выше. Если бы сейчас была фаза V (производство), то вы произвели бы по одному голубому товару на планетах Earth’s Lost Colony и Spice World (цвет товара определяется цветом планеты, на которой он лежит). Если бы вы сами сыграли карточку фазы V, то вы дополнительно смогли бы произвести зеленый товар на windfall-планете Avian Uplift Race (на то, что это windfall-планета, указывает зеленый ободок в верхнем левом углу карты вместо сплошного зеленого круга).

Опять же, предположим, что в следующий раунд вы выбрали фазу $ (торговля). Если у вас есть два голубых товара, то один из них вы сможете продать благодаря торговле (обычно за голубой товар вы получаете две новых карты, но, благодаря специальной способности планеты Spice World, вы получите на две больше, то есть четыре карты). Второй же товар, благодаря специальной способности планеты Earth’s Lost Colony, вы смогли бы превратить в одно победное очко в фазе потребления, которая всегда следует за фазой торговли.

В конце игры побеждает игрок, набравший больше всего победных очков, которые складываются из очков, полученных за выложенные технологии и планеты (обратите внимание, в левом верхнем углу каждой карты есть число в шестиугольнике - это победные очки) и очков, набранных благодаря потреблению и другим аналогичным способностям, которые игроки собирают в виде маленьких картонных шестиугольников. Также, есть специальные технологии, которые приносят разное количество очков в зависимости от выполнения игроком тех или иных условий - например, два очка за каждый производственный мир (соответственно, чем больше таких планет игрок выложил в процессе игры, тем больше очков он в конце получит).

КОЛИЧЕСТВО ИГРОКОВ

В базовом виде в Race for the Galaxy могут играть от двух до четырех игроков. На мой взгляд, она отлично играется и вдвоем, и вчетвером. При игре втроем есть небольшой минус - каждый раунд выкладывается всего три карточки действия (вдвоем и вчетвером их выкладывается по четыре), что делает игру немного более медленной, но не настолько, чтобы из-за этого в нее не играть.

У Race for the Galaxy вышло три дополнения, при этом благодаря первым двум количество игроков увеличилось до шести, а также добавилась возможность соло-игры. В этой рецензии о дополнениях я рассказывать не буду (я сам пока только в первое активно играл, хотя у меня есть все три), но информация о количестве игроков может кому-то оказаться полезной.

ВРЕМЯ ИГРЫ

На объяснения правил игры обычно уходит минут тридцать. Так как большая часть специальных способностей технологий и планет обозначается иконками, на их объяснение может легко уйти еще полчаса. Как вариант - сыграть первую пробную игру в открытую. Иконография в RftG достаточно интуитивна, и через пару игр разноцветные иконки начинают восприниматься достаточно адекватно (хотя, ходят слухи, что это сильно зависит от склада ума конкретного человека).

На подготовку к игре уходит минут 5-7 - перемешать колоду карт, сдать начальные миры и выбрать начальные карты, выложить необходимое количество победных жетонов.

Сама игра занимает в среднем 15 минут на одного игрока, то есть от 30 минут до одного часа.

СЛОЖНОСТЬ

Race for the Galaxy - не самая простая игра, и в этом одновременно и ее плюс, и ее минус. Минус в том, что из-за своей достаточно крутой кривой обучения (как иначе назвать learning curve?) начинающим игрокам она может показаться слишком сложной, и они забросят ее до того, как обучение даст свои плоды. С другой стороны, плюс в том, что в этой игре постоянно находишь что-то новое - и после десятой партии, и после пятидесятой, и после сотой. Начиная от простых стратегий, со временем находишь все более и более сложные комбинации, благодаря чему игра остается интересной на протяжении долгого времени.

ФАКТОР СЛУЧАЙНОСТИ

Да, фактор случайности играет в Race for the Galaxy свою роль. Есть люди, которые считают, что все нивелируется различными стратегиями, которые можно применить с тем или иным набором карт на руках, и это отчасти справедливо, но я взгляну на это с другой стороны - как бы хорошо ты ни играл, тебя может обыграть игрок, играющий хуже, лишь потому, что ему повезло с картами больше, чем тебе. А когда тянешь карты из колоды, от везения никуда не деться.

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ИГРОКАМИ

В отличие от подавляющего большинства игр, темой которых является строительство цивилизаций, в Race for the Galaxy взаимодействие игроков сводится к минимуму. В базовой версии, например, нельзя захватывать планеты других игроков или каким-то образом мешать им развиваться. Здесь каждый копается в своем пресловутом космическом огороде, и единственное взаимодействие происходит на этапе выбора действий, так как то, какие действия будут в тот или иной раунд, зависит не только от тебя, то и от твоих противников. В остальном вся игра сводится к групповому пасьянсу. Многим это нравится, так как в игре нет прямой конфронтации, и никто не может помешать тебе воплотить свои планы, однако любителям войн галактического масштаба это может оказаться не по душе.

По этой же причине нет в игре и kingmaking’а - каждый играет за себя, и возможности каким-то образом помочь или помешать другому игроку в игре фактически нет.

КОМПОНЕНТЫ

Если говорить о западной версии игры, то компоненты в игре хорошие. Отдельно стоит упомянуть иллюстрации на карточках - каждую из них можно с удовольствием рассматривать, как картину, хотя во время игры на подобные рассматривания времени обычно нет. Качественный картон, качественная проработанная иконография, качественные иллюстрации, качественная полиграфия, качественный дизайн. Никаких претензий.

Русскую версию я держал в руках всего один раз, но меня успела покоробить одна вещь - на мой взгляд, в нашей версии игры использовано очень неудачное шрифтовое решение. Плюс, как мне показалось, часть иллюстраций была отрисована с нуля, а не взята из оригинальной игры - видимо, все упиралось в стоимость прав покупки иллюстраций.

ЯЗЫКОВАЯ ЗАВИСИМОСТЬ

Как я уже писал ранее, все специальные способности на карточках отображены с помощью иконок, однако многие из более редких и менее очевидных иконок объясняются на карточках текстом, который надо иметь возможность прочитать. Соответственно, со временем необходимость в этом отпадает, однако в начале игры незнание языка может привести к определенным сложностям.

КОМУ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям космической тематики
  • Любителям поразмышлять над различными комбинациями карт с целью найти наиболее удачную
  • Людям, которые не любят тратить на игру больше часа
  • Игровым группам с небольшим количеством игроков

КОМУ НЕ ПОНРАВИТСЯ?

  • Любителям атмосферных тематических “цивилизационных” игр
  • Нелюбителям пасьянсных игр с минимальным взаимодействием между игроками
  • Людям, испытывающим сложность с информацией, представленной в виде маленьких пестрых иконок

РЕЗЮМЕ

Количество игроков: от 2 до 4
Время игры: 35-130 минут (правила: 30-60 минут; подготовка: 5-7 минут; игра: 30-60 минут)
Сложность:
Тематичность:
Фактор случайности:
Агрессивность:
Kingmaking:
Компоненты:
Языковая зависимость:

Единственное, что мне изначально не нравилось в этой игре - это рандом при вытаскивании новых карт из колоды. Со временем я просто принял это как неизбежный элемент игры и смирился с ним, тем более что рандом этот контролируем. Не могу сказать, что это моя любимая игра, но зато могу сказать, что она наиболее часто играемая - благодаря небольшому времени игры, возможности без ущерба для процесса играть с разным количеством игроком, и большому количеству комбинаций, благодаря которым постоянно хочется искать новые пути к победе. Считаю ее, наравне в “Цитаделями”, одной из наиболее удачных локализаций в нашей стране, хотя будет очень обидно, если, как это у нас часто бывает, расширения для нее локализовать не будут.

Моя финальная оценка:

Поиск, Освоение, Улучшение, Торговля, Потребление или Производство? Что нужнее для тебя?Какая из бывших колоний Земли прочнее освоится на просторах галактики теперь, когдапоявился прыжковый двигатель?Кто откроет тайны загадочно исчезнувших Владык Пришельцев?Кто первым приведёт свою империю к вершинам могущества и процветания?

Описание

В игре «Борьба за галактику» соперники строят галактические цивилизации из карт, которыми изображаются миры и технические либо социальные улучшения.Каждый раунд игры состоит из одной или нескольких фаз. В раунде игроки разом и в тайне друг от друга выбирают по одной из семи своих карт действий и затем вскрывают выбранные карты. В этом раунде будут только те фазы, карты которых есть среди вскрытых. В этих фазах все игроки выполняют действие фазы, а каждый игрок, выбравший карту этой фазы, получает добавочный бонус.Например, если хотя бы один игрок выбрал карту Улучшение, в раунде будет фаза Улучшения, иначе фаза будет пропущена. В фазе каждый игрок (одновременно с соперниками) может выбрать на руке одну карту-улучшение для внедрения. Вскрыв выбранные улучшения, игроки кладут их в свои сектора на столе и сбрасывают с рук число карт, равное числу инвестиций во внедрение (цене выбранных улучшений). Игроки, выбравшие Улучшение в начале раунда, сбрасывают на одну карту меньше за счет бонуса (внедрение их улучшений требует меньшего числа инвестиций).Поиск позволяет игроку тянуть карты и забирать на руку лучшие из них, Освоением игрок вводит в свой сектор новые миры. В фазе Производства в мирах появляются товары – закрытые карты, выложенные поверх карты мира. При Потреблении товары меняются на победные очки либо продаются за новые карты на руке игрока. С этими картами игрок присоединит к его империи новые планеты и сможет внедрить новые улучшения, получая очки победы и возможности карт, которые дают игрокам преимущества в определенных фазах игры.Игрок, который сможет искусным выбором карт, фаз и бонусов создать сильнейшую космическую империю, одержит победу в этой борьбе за галактику.Для победы игрок должен набрать наибольшее число победных очков.

Фазы игры

Игра продолжается несколько раундов (обычно от 7 до 11). В начале раунда всеигроки одновременно и тайно выбирают по одной карте действия и кладут их передсобой лицом вниз. Когда все игроки сделали выбор, выложенные карты вскрываются.Затем игроки проходят через выбранные фазы в определённом порядке (I: Поиск; II:Улучшение; III: Освоение; IV: Потребление; V: Производство), пропуская те фазы,для которых ни один игрок не выбрал карту действия.Каждая фаза – это действие, которое выполняется всеми игроками. Кроме того,игроки, выбравшие карты этого действия, получают бонус.Когда все выбранные фазы раунда пройдены, каждый игрок должен сбросить карты, чтобы на руке у него осталось не более 10 игровых карт, а затем забрать карту действия, сыгранную им в этом раунде.Последующие раунды проходят по той же схеме до тех пор, пока в игре не сложатся обстоятельства завершения борьбы.У игровых карт есть три назначения: их можно класть в сектор игрока как миры или улучшения; сброшенная с руки игровая карта – это одна инвестиция, оплачивающая освоение мира или внедрение улучшения; игровая карта, лежащая на карте мира лицом вниз – это товар, полученный при открытии мира или за счёт производства.
Зарубежное название : Race for The Galaxy: The Gathering Storm
Издатель : Rio Grand Games
Геймдизайнеры : Thomas Lehmann
Сайт : http://riograndegames.com/
Тип:
Число игроков (и оптимальное): 1-5 (2-3)
Сложность освоения: высокая
Время подготовки: 5-15 минут
Время партии: до 1 часа

История первого дополнения к игре "Борьба за Галактику" повествует о начале сложного периода для космических цивилизаций. Технология гипердвигателя распространилась, и все больше рас оказываются вовлечено в гонку технологий. Старые народы, отщепенцы и беженцы с погибающих миров расселяются по Галактике в поисках лучшей жизни. Ученые делают первые шаги в изучении исчезнувших Предтечей. А в это время Империя набирается сил для решающего удара по мятежникам...

«Надвигающаяся буря» сделана в нестандартном для дополнений стиле. Вместо того чтобы просто добавить пачку новых карт и сделать все хорошее еще лучше, она вводит в игру две новые механики - задачи развития и искусственного оппонента. Также появляется несколько приятных мелочей, например, карты для пятого игрока и режим драфта.
(Те, кто не знаком с базовой игрой Race for the Galaxy , могут прочитать про нее .
)

ACHIEVEMENT UNLOCKED

Первое серьезное нововведение — жетоны задач превосходства и достижения . Задачи достижения требуют выполнить свои условия раньше всех . Например, «Галактический статус» (на фото первый жетон в нижнем ряду) достается тому, кто первым построит улучшение ценой 6.
Задачи превосходства требуют не только выполнения своих условия, но и удержания первенства по ним . Так жетон «Лидер производства» (на фото третий жетон в верхнем ряду) забирает первый, кто выложит на стол четвертый производственный мир. Но жетон может сменить владельца, если у кого-то миров окажется еще больше. В конце игры жетоны приносят очки хозяевам, 3 за достижения и 5 за превосходство. Эта механика налаживает активное взаимодействие между игроками и усложняет выбор правильной стратегии, ведь в каждой игре задачи будут разные.

ВОССТАНИЕ МАШИН

Второе крупное нововедение — появление в игре одиночного режима . Игрок может сразиться против злого и бездушного Робота , действия которого задаются картонным планшетом с кучей фишек и парой специальных кубиков. Действия картонного ИИ определяются не только случайностью, но также его стартовым миром и действиями игрока . Как и человек, он исследует, заселяет и улучшает все подряд. Однако Робот делает это в особом, упрощенном варианте. В итоге игра строится вокруг правильного выбора своих фаз — они не должны принести Роботу пользы больше, чем вам. А ошибок он не прощает. Выбрали «Улучшение» чтобы выложить какую-нибудь малополезную карту? Порадуйтесь за Робота, ведь он сейчас купит улучшение на 9 победных очков! Поэтому победить его на высоком уровне очень сложно.
Слава роботам!

СКРЫТАЯ УГРОЗА

Собственно новых карт добавилось не много. Во-первых, расширился запас стартовых миров. «Обреченный мир» (D oomed W orld) может быть брошен для заселения мира получше (как «Колонизационный корабль» из базовой игры) и открывает много интересных стратегий. А «Поврежденная фабрика Предтечей » (Damaged Alien Factory ) способна производить ценнейшие товары с первого же хода! Но есть и недостаток — для производства она требует сброса карты.


Наконец, появились улучшение ценой 6, раскрывающие не задействованные в базовой игре темы. Робко дебютируют «Повелители Империи » (Imperium Lords ), которые помогают военным стратегиям и отлично взаимодействуют с другими картами Империи. Но таковых, увы, пока совсем немного. «Гильдия терраформинга » (Terraforming Guild ) такого недостатка лишена, так как построена на эффективном использовании миров накопления. А их хватает всегда. Наконец, появляется первая в игре карта, использующая значки хромосомы (они встречаются на зеленых uplift -мирах из базовой игры) — «Тайная лаборатория Возвышения» ( Clandestine Uplift Lab ) . Но настоящий расцвет этой механики еще впереди.

ИТОГ

Надвигающаяся буря не слишком усложняет базовую игру, но поднимает взаимодействие игроков на новый уровень, а также вводит занятный одиночный режим. Идеи «Надвигающей бури» не будут забыты: каждое последующие дополнение принесет как новые жетоны для Робота , так и новые задачи достижения/превосходства .

Человечество расселилось по множеству планет, которые затем пошли своими собственными путями развития. Кто-то развивал промышленность, кто-то культуру и искусство, кто-то туризм... Кто-то «встал на тропу войны», а кто-то взялся совершенствовать саму человеческую природу путём генетических экспериментов. Постепенно людям перестало хватать места, но тут был изобретён гипердвигатель, и каждый сложившийся к тому времени мир начал свою политику галактической колонизации.

В её процессе были обнаружены артефакты и планеты древних галактических рас. Открыватели изучили их и поставили себе на службу. Были сделаны и собственные открытия, как генетические, так и технологические. Естественным образом это привело к тому, что активность вышедшего на галактический простор человечества резко усилилась. Появились целые империи — и, конечно, не обошлось без появления тех, кто этими империями остался недоволен!

Политические амбиции в сочетании с технологическим ростом привели к обострению отношений между галактическими государствами, которые были когда-то единым человечеством. Взрывная экспансия привела к тому, что уже и целой Галактики стало казаться мало. Начались пограничные конфликты, некоторые из которых носили откровенно политический характер, а некоторые были простыми рейдерскими захватами из чисто хищнических соображений...

История игры

«Борьба за галактику»: оригинальное и русское издания, а также три дополнения

После шумного успеха настольной игры «Пуэрто-Рико» (случившегося в 2002 году) было решено выпустить её карточную версию. В основе должна была лежать механика выбора ролей, каждая из которых давала некоторый бонус выбравшему её игроку.

Проекты такой игры разрабатывались несколькими дизайнерами, а итоговое предпочтение было довольно предсказуемо отдано версии от Андреаса Зейферта (автора самогó «Пуэрто-Рико» ), пошедшей в тираж под названием «Сан-Хуан» (2004). И вся эта история могла бы остаться незначительным эпизодом настольно-игрового бизнеса, если бы в ней не участвовал Томас Леманн — малоизвестный и не очень успешный автор.

Хотя его проект был отвергнут, Том не стал унывать. Взяв из него некоторые идеи, он объединил их со своими более старыми идеями из «Битвы за звёзды» («Duel for Stars» — коллекционно-карточная игра космической тематики, которую Леманн разрабатывал в 1990-е годы, и которая тоже не была опубликована). Так родилась Race for the Galaxy , вышедшая в 2007 году... и оказавшаяся заметно успешнее «Сан-Хуана» !

В последующие три года вышли три дополнения к игре, а Том перестал быть малоизвестным и не очень успешным. 2009 год ознаменовался двумя примечательными событиями: игра была локализована (под названием «Борьба за Галактику» ), а издательство Rio Grande Games дало официальное разрешение на выпуск компьютерной версии игры с использованием оригинального оформления.

Суть игры

Как нетрудно понять из игровой легенды, речь идёт о построении несколькими игроками своих собственных галактических государств. Каждый начинает с одного-единственного стартового мира, который даёт преимущество в той или иной области.

Старушка-Земля, к примеру, давно перестала что-то производить и превратилась в этакую смесь торгового центра и галактической биржи. Воинственные жители Новой Спарты не любят ни работать, ни торговать, зато являются большими специалистами по военной части. Населению системы, чья звезда вот-вот превратится в сверхновую, добровольцы помогут колонизировать любую подходящую для житья планету, не считаясь ни с какими усилиями и затратами...

В игре есть два вида карт, которые делятся на миры и технологии. Названия эти немного условны: например, гигантский боевой корабль Древних Рас вполне пригоден для заселения и относится к мирам, а технологиями считаются и организации (хотя бы институт изучения тех же Древних Рас), и отдельные специалисты (например, дипломат-переговорщик).

В свою очередь, среди миров можно найти планеты с производственными мощностями и запасами ресурсов. То, что на них производится или добывается, может быть продано и/или израсходовано на различные потребности государства. При условии, конечно, что государство имеет торговые возможности или эти самые потребности.

Некоторые карты — как миры, так и технологии — несут на себе ключевые слова, обозначающие их отношения к тем или иным распространённым в фантастике реалиям: TERRAFORMING (преобразование планет), UPLIFT (привет от Дэвида Бринна и его знаменитой серии про Возвышение), IMPERIUM/REBEL (имперцы и повстанцы — ну как же не вспомнить «Звёздные Войны» ?) и т.п. Такие карты могут по законам жанра взаимодействовать между собой: имперцы воюют с повстанцами, генетически выведенные солдаты помогают воевать, на преобразованных планетах облегчается добыча полезных ископаемых...

Вообще, взаимодействие карт и их эффектов является основой игры. Оно может быть очень сложным (особенно при использовании расширений)... но мало разыграть карты на стол — нужно ещё заставить построенные цепочки эффектов работать!

Жизненный цикл галактических государств состоит из нескольких фаз — до шести (точнее, пяти с половиной) в каждом раунде. Каждый игрок сам выбирает, чтó ему нужнее в данный момент, берёт соответствующую карточку из специального комплекта, и кладёт её в середину стола. После того, как все сделали свой выбор, карточки переворачиваются, и выясняются фазы, которые будут сыграны на сей раз.

Ключевой момент: все открывшиеся фазы будут иметь место для всех игроков (за одним исключением, о нём чуть ниже), но каждый игрок будет иметь небольшой бонус к выбранной им фазе. Давайте посмотрим, какие возможности и бонусы тут есть (фазы всегда срабатывают в указанном порядке, в скобках указаны их названия из официальной локализации):

  1. EXPLORE («поиск») — добирание карт в руку. Для выбравшего игрока возможны два бонуса: либо искать глубже, либо оставить себе больше.
  2. DEVELOP («улучшение») — розыгрыш на стол карт технологий. Выбравший игрок разыгрывает дешевле.
  3. SETTLE («освоение») — розыгрыш на стол карт миров. Выбравший игрок в конце фазы добирает карту из колоды. Особый случай представляют военные миры: чтобы освоить их, нужно иметь соответствующую военную мощь («натиск»)… а при игре с дополнениями можно попробовать завоевать чужой мир!
  4. TRADE («торговля») — строго говоря, не является отдельной фазой. Она играется только теми, кто её выбрал. Каждый такой игрок может продать один из своих ресурсов за несколько карт. Остальные ресурсы (если есть) потребляются (см. следующую фазу).
  5. CONSUME («потребление») — игроки обменивают имеющиеся у них ресурсы на победные очки и карты. Обмен производится согласно возможностям, которые им предоставляют ранее разыгранные на стол карты. Выбравший игрок получает больше победных очков.
  6. PRODUCE («производство») — на мирах с производственными возможностями появляются ресурсы, доступные для продажи и потребления. Выбравший игрок может на одном из своих миров «найти полезные ископаемые».

Важно помнить, что любая из разыгранных на стол карт может менять для своего хозяина условия отыгрыша любой из фаз! Например, есть карты, позволяющие продавать дороже. Есть карты, позволяющие «улучшаться» дешевле... ну, и так далее.

Игра заканчивается, когда выполняется хотя бы одно из двух условий: либо кто-то разыграл у себя на стол 12 или более карт, либо опустошился «банк победных очков» (его размер зависит от числа играющих). Очки — как набранные при потреблении специальными жетонами, так и указанные на разыгранных картах — определяют победителя.

Когда играют всего два человека, то отслеживать шаги оппонента проще. Поэтому для двоих предусмотрен специальный вариант дуэльной игры, усложнённый по сравнению с обычным: на каждом ходу можно заявить не одну фазу, а сразу две. Грамотно действуя и подлаживаясь под чужие действия, можно развиться очень быстро! Если же играют более чем двое, то уследить за всеми, конечно, становится проблематично. Но, с другой стороны, больше игроков — больше заявленных фаз, так что динамика игры не страдает.

Следует отметить, что используемые в Race for the Galaxy карты несут на себе множество условных значков-пиктограмм, показывающих бонусы к игровым фазам. Их обилие и разнообразие могут отпугнуть новичка, но поддаваться панике не стоит: система обозначений продумана чрезвычайно грамотно и усваивается очень быстро. Нестандартные эффекты к тому же дублируются текстом.

Базовая игра

Основа игры (собственно, Race for the Galaxy , локализованной в 2009 году) предназначена для 2-4 игроков и как нельзя лучше подходит для первого знакомства и обучения. Из всех вариантов, которые можно построить при помощи дополнений, «база» является наименее конфликтной (если здесь уместно это слово) и сáмой, скажем так, простой.

Но для знакомства с игровой механикой основа подходит идеально. Здесь есть все возможности по построению и эксплуатации цепочек эффектов, а обозначения на картах покрывают почти все мыслимые в игре ситуации, так что их можно без проблем освоить и привыкнуть к ним.

Основа тем более хороша для обучения, что некоторые входящие в комплект карты специально помечены как «учебные стартовые наборы». Дать их новичкам — и первые два-три хода будут достаточно очевидны; за эти ходы новички более-менее освоятся с игровым процессом, а дальше можно продолжить уже по-настоящему.

Сразу можно и нужно заметить, что дополнениями к игре нельзя пользоваться без базового набора. Они лишь расширяют игру, но не дают возможности строить игровой набор «с нуля». Заметим также, что на данный момент ни одно из дополнений пока не локализовано.

Первое дополнение. «The Gathering Storm»

Перевести название этого дополнения не так-то просто. По основному смыслу оно означает собирающуюся грянуть бурю, однако имеется и некоторый намёк на второй смысл — резкое усиление хватательной активности. На российских сайтах (интернет-магазины и т.п.) первое дополнение чаще всего упоминается под названием «Тучи сгущаются» .

Оно вполне точно передаёт идею: по игровой легенде человечество ещё не дошло до военных конфликтов, однако уже активно начинает готовиться к ним. Резко усиливаются производственные мощности, которые работают на гонку вооружений, а обнаруженные при исследованиях артефакты и технологии Древних Рас вовсю привлекаются для военных целей. На политической арене новоявленные галактические государства начинают меряться рейтингами...

Главное нововведение заключается в игровых целях. В комплект входит несколько жетонов, из которых перед началом партии выбирается некоторое подмножество. Эти жетоны объявляют задачи для игроков, и выполнение каждой приносит победные очки.

Задачи делятся на две категории: «приоритеты» и «превосходства». Первые требуют сделать что-то раньше всех других игроков (например, первым набрать у себя бонусы ко всем игровым фазам); вторые предлагают иметь что-то в количествах, бóльших, чем у других (например, больше всех — и не менее четырёх — производящих миров). Жетон «превосходства», кстати, может перейти к другому игроку, если тот превзошёл текущего владельца по требуемому показателю!

Разумеется, дополнение содержит новые карты, которые приводят игровой процесс в соответствие легенде. А ещё в коробочке можно найти добавочные стартовые миры и карты выбора фаз, делающие возможным игру впятером, бланковые карты для реализации собственных задумок, и — самое необычное — набор материалов для соло-игры против «робота» с хитро и умно устроенным алгоритмом действий (описание которого занимает немалую часть буклета правил).

Второе дополнение. «Rebel vs Imperium»

Человечество делает следующий шаг в своём галактическом развитии: у отдельных правителей возрастают аппетиты и появляются имперские амбиции. В ответ появляются «борцы за свободу»... и глядя на всё это, кое-кто тоже не прочь отхватить планету-другую у соседа. Была бы соответствующая армия.

Основным новшеством второго дополнения являются захваты, позволяющие присвоить себе чужой мир. Правда, захватнических карт пока мало (всего три, одна из которых одноразовая — военные конфликты ещё являются редкостью), но эта возможность уже сейчас может решить исход партии. Особенно если производить захват грамотно, так, чтобы в случае успеха оказалась выполненной какая-то из игровых целей.

Остаться в стороне от конфликтов пока ещё можно. Достаточно не связываться ни с Империей, ни с повстанцами (т.е., не разыгрывать на стол соответствующие карты) и не лезть в гонку вооружений (т.е., поддерживать свою военную мощь нулевой или отрицательной). Можно и вовсе играть с запрещёнными захватами (в правилах автор рекомендует применять такой запрет через раз в каждой второй партии). Но в целом это дополнение придаёт игре ярко выраженный агрессивный характер, и любителям мирного сосуществования оно, скорее всего, не понравится.

Если же вы любитель агрессии, то специально для вас правила предлагают сценарий «Повстанцы против Империи». Он играется вдвоём, и каждый игрок олицетворяет одну из противостоящих сторон. Стартовые миры соответствующим образом заданы изначально, а к начальной раздаче добавляются имперские и повстанческие карты агрессии. Далее цитата: «Захваты разрешены. Удачи вам!»

Поскольку военная мощь становится очень значимым фактором, в комплект дополнения включены счётные линейки, на которых каждый игрок может откладывать её специальными маркерами: желательно, чтобы все видели, кто насколько силён.

Комплект также включает карты для шестого игрока (хотя игра вшестером — уже сомнительная идея), новые жетоны целей, материалы для адаптации соло-игры... ну и, конечно же, дополнительные карты.

Кстати, увеличение колоды (а она с двумя дополнениями становится заметно толще) привело к небольшой добавке в правила. Теперь в начале игры каждый получает не один стартовый мир, а два: военный и гражданский. Глядя на пришедшие в руку карты, нужно выбрать один из них и оставить, а другой сбросить.

Вторым дополнением можно пользоваться в отсутствие первого, хотя автор и не рекомендует это — придётся отказаться от игры с целями.

Третье дополнение. «The Brink of War»

«На грани войны» ... именно здесь по игровой легенде находится человечество в третьем по счёту расширении. Сам Том Леманн писал, что представлял себе ситуацию, примерно соответствующую осени-зиме 1939 года: великие державы вовсю решали свои политические задачи, и по Европе уже полыхали локальные конфликты... но газеты рассуждали о «странной войне», и никто — почти никто — не осознавал, что это начало войны мировой.

Да, конфликты всё ещё носят локальный характер, и их не так чтобы очень много — но уже больше, заметно больше, чем было прежде! Если раньше агрессивные карты позволяли захватывать только военные миры, то теперь уже и гражданские планеты могут подвергнуться агрессии. Если раньше захваты чужих планет позволяли себе лишь повстанцы и имперцы, то теперь уже любой галактический правитель при наличии сильной армии может попытаться проводить такую политику. Наконец, если раньше агрессоры именно захватывали чужие миры, то теперь появились технологии, позволяющие их безжалостно уничтожать. Да-да, в игре появилась самая настоящая Звезда Смерти!

С другой стороны, на политической арене существуют и противоположные тенденции: в третьем дополнении есть возможность строить свою стратегию на отрицательной военной мощи, и даже блокировать чужие захваты — причём направленные против любого игрока.

Но самым главным новшеством является новый игровой ресурс, называемый галактическим престижем. Здесь проще всего предоставить слово автору:

«Престиж представляет собой нечто вроде сравнительного авторитета империй отдельных игроков и зарабатывается либо игрой на стол особых карт, либо через некоторые способности по ходу игры. С помощью других способностей престиж можно обращать в возможности захвата чужих миров, получение определённых выгод, либо просто конвертировать его в карты на руку и/или победные очки. Кроме того, престиж в каждом раунде даёт бонус тому игроку, у кого он больше всех, а в конце игры он конвертируется 1:1 в победные очки».

Кстати, символы престижа на картах появились ещё в предыдущем дополнении — тогда правилами предлагалось игнорировать их до поры до времени.

Каждому игроку полагается теперь особая «суперкарта». Используя её, он может либо получить «супербонус» к одной из фаз, либо просмотреть колоду в поисках нужной ему карты (всего для такого «глубокого поиска» доступно девять категорий карт на выбор)... но сделать это можно лишь однажды за всю игру. Как видно, автор в курсе проблемы роста колоды и предоставляет игрокам средства борьбы с ней.

Соответственно, в комплект входят жетоны для игры с престижем, новые игровые цели, материалы для расширения соло-игры, «суперкарты» для игроков и новые игровые карты (включая несколько стартовых миров с чрезвычайно интересными возможностями!).

Для использования третьего дополнения обязательно требуются оба предыдущих — на сей раз это заявлено категорически и без всяких оговорок.

Игровые аксессуары

Настоятельно рекомендуется одеть в протекторы хотя бы карты выбора фаз, полагающиеся каждому игроку — они постоянно берутся в руки, перебираются и кладутся на стол. Один комплект на каждого игрока включает в себя девять карт (семь из них нужны всегда, две требуются только в дуэльной игре), и ещё одна добавляется третьим дополнением.

Все карты имеют размер 63×88 мм, стандартный для большинства коллекционных карточных игр.

Базовая игра содержит 150 карт (114 основных, в том числе 5 стартовых миров; кроме того, 4 комплекта по 9 карт для четырёх игроков). Первое дополнение содержит 49 карт (1 подменная; 22 игровых, включая 4 стартовых мира; комплект из 9 карт для пятого игрока; 17 бланковых карт). Второе дополнение содержит 54 карты (1 подменная; 44 игровых, включая 3 стартовых мира; комплект из 9 карт для шестого игрока). Третье дополнение содержит 55 карт (1 подменная; 48 игровых, включая 4 стартовых мира; 6 карт однократного применения для шести игроков).

Некоторые предпочитают подсчитывать победные очки в самом конце игры, а кое-кто любит вести счёт прямо по ходу партии (чтобы постоянно видеть лидеров и отстающих — правилами это не запрещается). Если вы принадлежите к последним, то вам понадобится какое-то приспособление типа счётной дорожки с фишками по числу игроков.

Полный игровой комплект с картами, одетыми в протекторы, удобно и комфортно размещается в коробке любого из дополнений, что очень практично при переноске.

Компьютерное воплощение

Келдон Джонс написал компьютерную версию игры, которая была официально одобрена издателем Rio Grande Games , хотя сама по себе и не носит официального статуса. Игра распространяется бесплатно и доступна для скачивания по адресу .

Текущая (на данный момент) версия 0.7.5 реализует все три дополнения, в ней есть как игра против искусственного интеллекта, так и против живых оппонентов по сети (требуется соединение с сервером, игра «через локалку» невозможна).

Имейте в виду, что искусственный интеллект очень силён, и выиграть у него весьма трудно. Установок уровня сложности пока что, к сожалению, не предусмотрено.