В мире художественных фантасмагорий босха презентация. Презентация "символическая живопись иеронима босха"

Презентация на тему "Иллюзии и интерпретации Иеронима Босха " по изобразительному искусству в формате powerpoint. В данной презентации для школьников представлены картины и обсуждается творчество художника Иеронима Босха. Автор презентации: Фесенко Александр Оттович, учитель изобразительного искусства.


Фрагменты из презентации

Босх Хиеронимус ван Акен, (около 1450/60–1516), великий нидерландский живописец. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, Иероним Босх в своих многофигурных композициях сочетал изощренную средневековую фантастику с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами. Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции.

Иллю́зия

(лат. illusio - заблуждение, обман) - искаженное восприятие реально существующего объекта или явления.

Интерпретация

индивидуальная трактовка исполнителем исполняемого произведения.

  • Есть повод говорить, даже по прошествии пяти сотен лет, об особом взгляде Босха на жизнь и действительность.
  • Он стоит особняком не только среди современников и сограждан, но и в целом, значит мы имеем дело с гением.
  • Слово иллюзорное вряд ли подходит в этом случае, но найти более подходящее не удается. Босх интерпретирует жизненные картины на своих полотнах жестоко и точно. И мы видим что это верно.
  • Несение креста. 1516.
  • Увенчание терновым венком.1490е – 1500е.
  • Корабль дураков. 1490е-1500е.
  • Блудный сын. 1503.
  • Воз сена. 1500-1502.
  • Человек-дерево в пейзаже
  • Искушение Святого Антония
  • Монстры
  • Святой Антоний.1500.
  • Вознесение. 1504.
  • Несение креста. 1515-1516.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

«Сад земных наслаждений» Иеронима Босха Работу выполнила Смирнова Александра, 10 «А» класс гимназии № 405 Преподаватель: Дудкина Н.В. Санкт-Петербург, 2011

2 слайд

Описание слайда:

Иероним Босх Настоящее имя Иеронимус Ван Акен. Псевдоним "Босх" происходит от сокращенного названия родного города мастера – Гертогенбос, в то время числившегося среди крупнейших городов Брабантского герцогства. Потомственный художник … но ни одной работы художников этой династии неизвестно. Предположительно Босх прожил около 65 лет (около 1450 – 1516). Также есть предположение, что творческую независимость ему обеспечила выгодная женитьба.

3 слайд

Описание слайда:

Ныне Босх считается автором примерно 30 произведений из тех, что дошли до наших дней. Вот собственно и все. Отсутствие подлинной биографии неизменно возбуждает аппетит сочинителей. Одни называют его сюрреалистом из Средневековья. Почитают человеком первым, без помощи теории Фрейда, оценившим значение образов подсознания. Правда, его видения, в отличие от произведений сюрреалистов, не сотканы из зыбкой ткани сновидений. Его кошмары реальны. Особой популярностью пользуется версия, что в его работах зашифрованы секреты алхимиков, астрологов, колдунов той эпохи. Третьи причисляют художника к еретикам, называя адептом запрещенных сект, хотя известно, что Босх был чрезвычайно религиозным человеком, членом Братства Девы Марии. И. Босх. Искушение святого Антония. Фрагмент

4 слайд

Описание слайда:

Главная тема творчества Босха – борьба Добра со Злом за душу слабого и грешного человека. Его произведения вызывают смятение в умах и по сей день. В них многофигурные религиозные и аллегорические композиции, полные алхимических и астрономических символов. Картины Босха сочетают гротеск, иронию, фольклорно-сатирические и нравоучительные мотивы. Художественный язык Босха никогда не укладывался целиком в средневековые символические толкования. Художник часто употреблял символы в ином или противоположном значении, изобретал свои собственные. Босх был и остаётся очень трудным художником, даже сейчас нет установившейся точки зрения на трактовку его сюжетов и образов. И. Босх. Слушаюший лес и смотрящее поле

5 слайд

Описание слайда:

Триптих «Сад земных наслаждений» Этот триптих самый крупный (2.1х3.9 м), самый знаменитый и загадочный из всех триптихов Босха. Он был создан в 1503 году, и в нём своеобразное видение мира Босхом отразилось в полной мере. Название картине дано уже в современности, но во второй половине XVI века её называли «Многообразие мира». В это время картина была в собственности короля Филиппа II. В XVII веке картину называли «Тщеславие и слава». Левая часть триптиха – это Рай. Центральная – это собственно и есть «Сад земных наслаждений». Правая сторона – это Ад.

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Рай Левая часть изображает сцену «Сотворения Евы». Сам рай блестит и переливается яркими красками. Он заполнен разнообразными животными и выглядит нереально, фантастически. На фоне этого Босх изображает Адама, увидевшего Еву. Но на светлую и радостную картину Рая отбрасывают тень несколько моментов: пожирание львом оленя (1), преследование диким вепрем какого-то животного (2). 1 2

8 слайд

Описание слайда:

Над всем этим возвышается источник Жизни – гибрид скалы и растения. На самом верху её – едва заметный месяц, но уже изнутри выглядывает вестник несчастья – сова.

9 слайд

Описание слайда:

Сад земных наслаждений Это центральная часть триптиха, на которой изображен грандиозный ландшафт с множеством обнажённых мужских и женских фигур. С человеческими фигурами смешались всевозможные звери неестественных пропорций, огромные фрукты и цветы, птицы, рыбы, бабочки.

10 слайд

Описание слайда:

В композиции выделяются три плана: на первом показаны «различные радости», на втором кавалькада всадников и, наконец, третий – на котором люди летают с помощью птиц и собственных крыльев. На фоне такого пейзажа, казалось бы, ничто не может быть целомудреннее любовных игр пар, но не всё так просто. Сонники того времени приоткрывают истинное значение этих наслаждений. Вишни, клубника, земляника и виноград символизируют греховную сексуальность; птицы становятся олицетворением похоти и разврата, рыба – символом беспокойного вожделения, раковина является женским началом.

11 слайд

Описание слайда:

В нижней части картины человек обнимает огромную земляничину. На самом деле земляника является в западноевропейском искусстве символом чистоты и девственности. Сцена с виноградом – это причастие. Вишня в клюве пеликана (любовь к ближнему), которой он дразнит людей – это чувственность.

12 слайд

Описание слайда:

Художник зачастую христианским символам придаёт конкретно чувственное звучание, низводя их в материально-телесный план. В башне Прелюбодеяния среди рогов спят обманутые мужья. Сфера и стеклянный купол укрывают трёх грешников – это символизирует голландскую пословицу – «Счастье и стекло – как они недолговечны!» Также это символизирует еретическую природу греха и опасность, которую он приносит в мир.

13 слайд

Описание слайда:

Ад Последняя створка триптиха – Ад – мрачная, тёмная, тревожная. Она идёт в резком контрасте по цветовой и эмоциональной гамме с двумя другими частями. В центре Ада находится сатана – он своеобразный гид. Его ноги – это два полых дерева, опирающиеся на две лодки, тело – яичная скорлупа. На шляпе сатаны то ли ведьмы, то ли демоны прогуливаются и танцуют с грешными душами.

14 слайд

Описание слайда:

Или же они водят вокруг волынки (символ мужского начала) людей, повинных в противоестественном грехе.

15 слайд

Описание слайда:

Вокруг властителя Ада происходит наказание грешников. Наказание обжор и чревоугодников

16 слайд

Описание слайда:

Третья створка триптиха представляет собой третью стадию грехопадения, когда сама земля стала Адом, а то, что раньше было орудием греха, превратилось в наказание. Химеры, изображённые на картине, обладают всеми специфическими значениями сексуальных символов сновидений. Заяц в христианстве был символом бессмертной души. На картине он играет на рожке и опускает грешника головой и адский костёр.

Слайд 2

Учебный проект

Всемирная история 8 класс Работая над проектом, вы познакомитесь с жизнью и творчеством гениального художника Северного Возрождения Иеронимом Босхом, попытаетесь определить актуальность его картин в наше время и подробно рассмотреть одну из картин художника, вникнуть в её глубокий смысл.

Слайд 3

Северное Возрождение

в XV-XVI вв. произошёл расцвет изобразительных искусств и архитектуры. Этот период в истории был назван эпохой Возрождения. Отличительная черта эпохи – возросший интерес к античной культуре, её светский характер и повышение интереса к человеку и его деятельности. Впервые Возрождение возникло в Италии. Леонардо да Винчи "Витрувианский человек"

Слайд 4

В северной Европе за пределами Италии Возрождение имело ряд отличительных особенностей. И поэтому имело свой термин – Северное Возрождение. Страны, в которых развивалось это направление: Германия, Нидерланды, Франция, Испания, Англия, Польша. Основные отличия Северного Возрождения: большее влияние готического искусства, меньшее внимание к изучению анатомии и античного наследия, тщательная и детализированная техника письма.

Слайд 5

Яркими представителями Северного Возрождения в Германии были Альбрехт Дюрер иМаттиас Грюневальд. Альбрехт Дюрер, «Автопортрет» Маттиас Грюневальд «Изенгеймский алтарь»

Слайд 6

В Нидерландах и Фландрии - Робер Кампен, Хуго вандерГус и Ян ван Эйк. Робер Кампен «Благовещение Мероде»

Слайд 7

Ян ван Эйк являлся дедушкой Иеронима Босха и был замечательным фламандским живописцем Раннего Возрождения, мастером портрета. Одна из известнейших его робот – «Портрет четы Арнольфини»

Слайд 8

Биография Иеронима Босха

Еру́н Анто́нисон ван А́кен родился в нидерландском городе Хертогенбосе около 1450 года. Именно от названия города и берёт свой смысл псевдоним художника: Босх (по сокращённому названию своего родного города Den Bosch) С детства Иероним рос в живопис- ной семье, которая имела свою мастерскую. Босх был членом братства Богома- тери – религиозного сообщества, возникшем в 1318 году. Jacques Le Boucq "Jerome Bosch"

Слайд 9

На сегодняшний день известно 25 картин художника и 8 рисунков. Техника, в которой Босх свои картины называлась алла прима (метод масляной живописи, при котором первые мазки создают окончательную фактуру). Основной вид картин – это триптихи (произведения искусства, состоящие из трёх картин, объединённых общей идеей). Босх подписал лишь 7 своих картин. Остальные названия давались в музеях в каталогах.

Слайд 10

Символика

Сухие деревья, скелеты животных – символ дьявола и смерти; Сова – символ глупости, духовной слепоты, безжалостности всего земного, птица, которая служит злу; Чёрные птицы – символ греха; Стрела – символ зла; Перевёрнутая воронка – символ мошенничества или ложной мудрости. Иероним Босх. Фрагмент из триптиха "Искушение святого Антония"

Слайд 11

Актуальность картин

Монах Хосе де Сигуенса так говорил о Босхе: «Разница между работами этого человека и работами других художников заключается в том, что другие стараются изобразить людей такими, как они выглядят снаружи, ему же хватает мужества изобразить их такими, как они есть изнутри». Босх, как ни один другой художник, поднимает в своих картинах тему греха, людского невежества и глупости, тему Страшного Суда и человеческого наказания за грехи. Если Босх в XV веке видел людей такими(погрязшими в недрах похоти и разврата), то поменялось ли мировоззрение людей сейчас?

Слайд 12

Основополагающий вопрос: Разлагается ли человек с моральной точки зрения в современном обществе? Иероним Босх. Фрагмент из картины "Семь смертных грехов"

Слайд 13

Работа над проектом

Ознакомьтесь с картинами и рисунками художника. Разбейтесь на 3 группы в зависимости от вида работ художника: Отдельные картины; Створки(фрагменты) несохранившихся триптихов; Триптихи; Иероним Босх. Фрагмент из триптиха "Искушение святого Антония"

Слайд 14

Поработайте с лентой времени и отметьте на ней основные исторические события XV-XVI веков, моменты биографии и приблизительные даты картин из категории группы. Иероним Босх. Фрагмент из триптиха "Искушение святого Антония"

Слайд 15

Выберите одну картину на ваше усмотрение из группы, в виду разбиения, которая наиболее ярко может отразить жизнь современного человека, показать сегодняшние ценностии пороки. Иероним Босх. Фрагменты из триптиха "Сад земных наслаждений"

Слайд 16

Внимательно познакомившись с историей и выбранной картиной, попробуйте ответить на проблемные вопросы учебной темы (с точки зрения мировоззрения и убеждений художника): Существует ли Бог? Что разрушает человека? Каковы пути исправления морального разложения? Что ждёт человека после жизни? Существует ли рай и ад? Какие грехи наиболее губительны для человека?

Слайд 17

Учебные вопросы: Какие картины Иеронима Босха можно назвать наиболее значимыми для современного человека и почему? Какие основные символы использовал художник в картинах? Как исторические события повлияли на тематику картин художника? Почему выбранная картина наиболее ярко отражает современный мир? В чём актуальность картин художника в наши дни?

Слайд 18

Окончательный проект нужно представить в виде: ленты времени(включающую важные исторические и биографические аспекты, даты картин из группы); презентации про картину. Иероним Босх. Центральная часть триптиха «Воз сена»

Слайд 19

Используйте Интернет-ресурсы для получения всей необходимой информации и необходимых программ. Активно общайтесь в социальных сетях или чатах, вы должны всегда контактировать между собой, чтобы работа над проектом по возможности не прерывалась. Иероним Босх. Триптих "Сад земных наслаждений"

Слайд 20

Работа над проектом рассчитана на 3 недели и позволит не только приблизиться к эпохе Северного Возрождения, работам художника, но и провести аналогию тематик картин и символов на современное общество, сравнить две разные эпохи(XV иXXI века) и выявить различия между ними, а, возможно, и схожие черты. Также вы сможете духовно обогатиться и, возможно, поменять своё отношение к некоторым вещам в жизни. Иероним Босх "Извлечение камня глупости"

Слайд 21

Оценивание

До работы над проектом: Для разделения на группы можно воспользоваться анкетой - Опрос учеников 8 класса в проекте.doc В ходе работы над проектом: - Таблица «Знаю-Интересуюсь-Умею» - Таблица З-И-У.doc После завершения работы над проектом: - Форма оценивания презентации – Форма оценивания презентации.doc

Посмотреть все слайды

ИЕ Р О Н И́ М БОСХ
(При рождении Ерун Антонисон ван Акен)
Нидерландский художник, один из крупнейших
мастеров Северного Возрождения, считается
одним из самых загадочных живописцев в
истории западного искусства.

Родился около 1450 года в Хертогенбосе (Брабант). Семья ван
Акенов была издавна связана с живописным ремеслом. Поскольку о
становлении Босха как художника ничего не известно,
предполагается, что первые уроки живописного ремесла он получил
в семейной мастерской. Мастерская ван Акенов выполняла самые
разнообразные заказы - в первую очередь, это стенные росписи, но
также золочение деревянной скульптуры и даже
изготовление церковной утвари. Так что «Хиеронимус-живописец»,
как он впервые упомянут в документе 1480 года, взял псевдоним по
сокращённому названию своего родного города (Den Bosch).
Босх жил и работал преимущественно в родном Хертогенбосе. В
1478 г. умер его отец, и Босх унаследовал его художественную
мастерскую. Он вступил в Братство Богоматери («Zoete Lieve
Vrouw») - религиозное общество, возникшее в Хертогенбосе
в 1318 году и состоявшее как из монахов, так и мирян.
Около 1480 года художник женится на Алейт Гойартс ван дер
Меервене, которую, по-видимому, знал с детства. Она происходила
из богатой купеческой хертогенсбосской семьи. Благодаря этому
браку Босх становится влиятельным бюргером своего родного
города. Детей у них не было.

В архивных документах имя Босха упомянуто
несколько раз: ему, как живописцу, поручались
разнообразные заказы, начиная от оформления
праздничных шествий и обрядовых таинств Братства и
заканчивая написанием
створок алтаря для капеллы Братства в соборе св.
Иоанна (1489 картина утрачена) или даже
модели канделябра. В той же капелле было совершено и
отпевание живописца, скончавшегося 9 августа 1516 года.
Торжественность проведения этого обряда подтверждает
теснейшую связь Босха с Братством Богоматери.
В честь 500-летия с дня рождения Иеромина Босха, в
Нидерландах запускается проект, который носит
международный статус - "Босх 500". В рамках этой
акции будет проведен ряд мероприятий.

Искусство Босха всегда обладало громадной
притягательной силой. Прежде считалось, что
«чертовщина» на картинах Босха призвана всего лишь
забавлять зрителей, щекотать им нервы, подобно тем
гротескным фигурам, которые мастера
итальянского Возрождения вплетали в свои орнаменты.
Современные учёные пришли к выводу, что в творчестве
Босха заключён куда более глубокий смысл, и
предприняли множество попыток объяснить его
значение, найти его истоки, дать ему толкование. Одни
считают Босха кем-то вроде сюрреалиста XV века,
извлекавшего свои невиданные образы из
глубин подсознания. Другие полагают, что искусство
Босха отражает средневековые «эзотерические
дисциплины» - алхимию, астрологию, чёрную магию.
Третьи стараются связать художника с различными
религиозными ересями, существовавшими в ту эпоху.

Его техника называется алла прима. Это метод масляной
живописи, при котором первые мазки создают окончательную
фактуру. Картины - это триптихи, фрагменты триптихов и
отдельные, самостоятельные картины. Лишь семь творений
Босха подписаны. История не сохранила оригинальных
названий картин, которые дал своим творениям Босх.
Известные нам названия закрепились за картинами по
каталогам.

«Сад земных наслаждений» - самый известный триптих Иеронима Босха,
получивший своё название по теме центральной части, посвящён
греху сладострастия - Luxuria. Оригинальное название этой работы Босха
доподлинно неизвестно. «Садом земных наслаждений» триптих назвали
исследователи. В целом, ни одно из имеющихся на сегодняшний день
толкований картины не признано единственно верным. Большинство теорий о
значении картины развиты в XX веке.
Именно эту работу Босха, особенно фрагменты центральной картины, обычно
приводят в качестве иллюстраций, именно здесь уникальное творческое
воображение художника проявляет себя в полной мере. Непреходящее
очарование триптиха заключается в том, как художник выражает главную
идею через множество деталей.

Центральная часть

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

На левой створке триптиха изображён Бог,
представляющий Еву ошеломлённому Адаму в безмятежном
и мирном Раю. В центральной части ряд сцен, по-разному
трактовавшихся, изображает истинный сад наслаждений, где
с райским спокойствием движутся загадочные фигуры

Левая створка изображает последние три дня сотворения
мира. Небо и Земля произвели на свет десятки живых
существ, среди которых можно увидеть жирафа, слона и
мифических зверей наподобие единорога. В центре
композиции поднимается Источник Жизни - высокое, тонкое,
розовое сооружение, отдалённо напоминающее готический
табернакль, украшенный затейливой резьбой. Сверкающие в
тине драгоценные камни, так же как фантастические звери,
вероятно, навеяны средневековыми представлениями об
Индии, пленявшей своими чудесами воображение европейцев
со времён Александра Македонского. Существовало народное
и достаточно распространённое поверье о том, что именно в
Индии находится утраченный человеком Эдем.
На переднем плане этого ландшафта, запечатлевшего
допотопный мир, изображена не сцена искушения или
изгнания Адама и Евы из Рая (как в «Возе сена»), а их
соединение Богом. Взяв Еву за руку, Бог подводит её к только
что очнувшемуся ото сна Адаму, и кажется, что тот смотрит на
это создание со смешанным чувством удивления и
предвкушения. Сам Бог гораздо моложе, чем на прочих
картинах, он предстаёт в облике Христа, второго лица Троицы
и воплощённого Слова Бога.

Левая створка

ЛЕВАЯ СТВОРКА

В правой створке запечатлены самые страшные и тревожные
образы всего произведения Босха: сложные машины для пыток
и чудовища, порождённые его фантазией.

Правая створка («Музыкальный Ад»)

ПРАВАЯ СТВОРКА («МУЗЫКАЛЬНЫЙ АД»)

Картина переполнена прозрачными фигурками, фантастическими
сооружениями, чудовищами, обретшими плоть галлюцинациями,
адскими карикатурами реальности, на которую он смотрит
испытующим, чрезвычайно острым взглядом. Некоторые учёные
хотели видеть в триптихе изображение жизни человека сквозь
призму её тщеты и образы земной любви, другие - торжество
сладострастия. Однако простодушие и некоторая отстранённость, с
которыми трактованы отдельные фигурки, а также благосклонное
отношение к этому произведению со стороны церковных властей
заставляют сомневаться, что содержанием его могло быть
прославление телесных наслаждений.
Сад земных наслаждений - это изображение Рая, где упразднён
естественный порядок вещей и полновластно царят хаос и
сладострастие, уводя людей от пути спасения. Этот триптих
нидерландского мастера является самым лирическим и загадочным
его произведением: в созданной им символической панораме
христианские аллегории смешиваются с алхимическими и
эзотерическими символами, что породило самые экстравагантные
гипотезы касательно религиозной ортодоксальности художника и
его сексуальных склонностей.
Федерико Дзери