Святой князь вячеслав чешский. Благоверный князь вячеслав чешский Икона святой вячеслав князь чешский

Имя Вячеслав имеет исконно русское происхождение. Оно образовано от двух слов — «вящее» или «вяче», что означает «лучше, больше» и «слава». Поэтому дословно имя означает «более славный».

Святой Вячеслав Чешский, дата памяти 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября

Он был воспитан своей бабушкой святой княгиней Людмилой, которая с детства привила своему внуку веру в Господа, упование на Его волю и стремление всегда поступать по заповедям, которые даровал нам Спаситель. Образование он получил от ученика святителя Мефодия, пресвитера Павла.

В 920 году отец Вячеслава - Вратислав погибает, и 18-летним юношей страстотерпец вступает на княжеский престол. Его жизнь омрачалась тем, что родная мать Драгомира испытывала ненависть к христианству, именно она стала виновницей смерти бабушки Вячеслава святой Людмилы. За это он изгнал Драгомиру навсегда из своей жизни.

Как правитель, Вячеслав Чешский запомнился расцветом христианских устоев. Он не только старался сам быть христианином, но и в государственной деятельности своими указами отменял все, что не соответствовало его убеждениям. Например, он отказался от смертной казни, считал неприемлемым применять пытки. Очень многие знатные сановники были недовольны таким положением дел. Верующий князь, живущий по законам чести и доброты, казался им неугодным, а потому приближенные ко двору вступили в заговор с братом Вячеслава Болеславом Первым.

В 935 году святой был убит своим родным братом и его стражниками прямо на пороге храма. В дальнейшем жестоким пыткам и мучениям подверглись все, кто следовал за князем Вячеславом Чешским, кто также, как и он, вел благочестивый образ жизни. О судьбе его сына Збраслава ничего неизвестно.

Икона Святого благоверного князя Вячеслава Чешского

Священномученик Вячеслав Луканин, дата памяти 8 февраля (Новомуч.), 16 августа

Почти через десять столетий, в Российском государстве в городе Пермь родится мальчик, которого родители также назовут Вячеславом. Он рос очень слабеньким и болезненным, учеба давалась ему с большим трудом.

Несмотря на это, Вячеслав Луканин стремился поступить в духовное училище, служить Господу было его единственным желанием, которое со временем исполнилось. Господь одарил его прекрасным голосом. Этот талант не остался незамеченным преподавателями училища. Очень часто юноша служил на клиросе в местном храме, его даже стали называть «старшим по хору», настолько хорошо у него получалось. Науки другие постигал с большим трудом, постоянно пересдавал экзамены, а все свое свободно время уделял церковному пению. В 1989 году после окончания училища, он поступает в Пермскую семинарию. Но получить диплом помешало состояние здоровья.

Тем не менее, руководство семинарии оставляет его при учебном заведении в качестве регента учебного хора. В 1901 году его талант оценили настолько высоко, что пригласили в архиерейский хор. Через несколько лет он встретил прекрасную девушку, которая стала его супругой - это Мария Гордеевна Галкина. В скором времени у них родилась дочка. Она станет не единственным ребенком в семье, через несколько лет у Вячеслава и Марии появились на свет еще 8 детей, трое из них умерли во младенчестве.

Икона Священномученика Вячеслама Луканина

В 1918 году его назначают регентом одного из хоров в Екатеринбургской епархии. Именно здесь на территории городка Катайск были созданы карательные подразделения «Красные орлы», которые должны были моментально реагировать на любые повеления безбожной власти. Те пытки, которые они применяли к арестованным, пожалуй, могли посоревноваться в жестокости с мучениями первых христиан. Задержанных живьем закапывали в землю, четвертовали, всячески издевались, унижая человеческое достоинство, заставляли пить свою же кровь. И это при том, что «сотрудникам» такого отряда не было иногда даже 20 лет.

Накануне светлого праздника Преображения Господня мученик Вячеслав и некоторые верующие этого городка собрались, чтобы обсудить, как лучше провести праздничную Литургию. Встреча проводилась вечером в одном из домов, они зажгли свечи, и маленький лучик стал заметен из-за штор со стороны улицы, где в это время шел комендантский час и каратели патрулировали улицы. Изверги ворвались в дом и арестовали всех, кто там находился. Утром верующих отвели к храму и приказали рыть себе могилы.

Отец Вячеслав попросил напоследок лишь помолиться в храме, начиная читать заупокойную молитву, он медленно пошел в сторону храма, в этот момент «красноорловец» выстрелил ему в спину.

Диакон Вячеслав Луканин был причислен к лику святых в 2002 году.

Православные святые с именем Вячеслав

Даты указаны по новому стилю.

  • Вячеслав (Луканин), сщмч., диакон 8 февраля (Новомуч.), 16 августа
  • Вячеслав (Закедский), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 23 августа
  • Вячеслав (Инфантов), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.) 14 января
  • Вячеслав (Занков), сщмч., иерей 8 февраля (Новомуч.), 13 октября
  • Вячеслав, сщмч., иером, Белогорского Св.-Николаевского монастыря 8 февраля (Новомуч.), 25 августа
  • Вячеслав Чешский, страстотерпец, князь 17 марта (Перенесение мощей), 11 октября

17 марта (4 марта по ст. стилю) не только день памяти святого благоверного князя Даниила Московского. В этот же день Православная Церковь празднует перенесение мощей другого князя – Вячеслава Чешского, покровителя Праги и всей Чехии. Роднит этих славянских князей удивительное смирение и стремление послужить своим народам, что они и делали во все дни своего недолгого земного пути. А еще жизненный подвиг благоверного Вячеслава вызывает в памяти образы других русских князей – Бориса и Глеба, которые, как и он, приняли мученическую кончину от руки родного брата.

От своей бабушки – мученицы Людмилы – благоверный князь Вячеслав Чешский унаследовал лучшие христианские качества. Старший сын чешского князя Вратислава, он с самого рождения являлся наследным принцем. В то время в Чехии существовал благочестивый обычай: отец подрастающего наследника просил епископа призвать на него сугубое благословение Божие. Так случилось и с Вячеславом. После Литургии в церкви Пресвятой Богородицы епископ поставил отрока на ступени храма и благословил его такими словами: «Господи Боже, Иисусе Христе, благослови этого отрока, якоже благословил еси праведных Твоих Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей равноапостольных Константина и Елену».

Заботились отец и бабушка и об образовании отрока. Сначала святая Людмила отдала внука священнику одного из пражских храмов для обучения славянскому языку, а затем Вратислав отправил сына в город Будеч учиться латинскому и греческому языкам, а также другим наукам. По некоторым сведениям, одним из учителей молодого князя был пресвитер Павел, ученик святителя Мефодия. Вячеслав поражал своими способностями наставников и освоил науки весьма быстро.

К сожалению, Вратислав погиб в 920 году в бою с уграми (венграми), и Вячеслав вступил на княжеский престол, когда ему едва исполнилось восемнадцать. О времени его правления известно немного, но можно сказать с достоверностью, что особые дарования в соединении с благочестием и глубокой образованностью сделали князя Вячеслава одним из лучших чешских правителей. Молодой князь особое внимание уделял христианскому просвещению своего народа. Выкупая детей язычников, проданных в рабство, он давал им образование в христианском духе. Не забывал князь и своих братьев и сестер, оставленных без попечения родителя.

Житие князя повествует о его богобоязненном устроении: «Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня" (Мф. 25, 35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом». Но, как это бывает нередко, благочестивая жизнь святого стала вызывать зависть и раздражение у его приближенных.

Через некоторое время подученный вельможами младший брат князя Болеслав стал вынашивать братоубийственные планы. Вячеслав был предупрежден о коварных замыслах, но не хотел верить этому. Стремясь к захвату княжеской власти, Болеслав пригласил старшего брата на освящение церкви и в тот момент, когда Вячеслав шел к утрени, сам с заговорщиками напал на него и поразил мечом. Кровь князя, пролившуюся на пороге храма, ничем не могли смыть, а через трое суток она исчезла сама. Тело мученика было расчленено, и Болеслав не позволял кому-либо убирать его с церковного двора. Лишь матери удалось добиться того, чтобы князь был отпет и погребен. Через некоторое время раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в соборе Святого Вита, который создавал сам князь-мученик. Там они почивают до сих пор.

Период правителей рода Пржемысловичей: Борживой (880-894) – первый христианский правитель Чехии; имел резиденцию на Пражском Граде, где приказал построить костел Девы Марии Спитигнев (894-915) – освободил свои территории от господства Великой Моравии Вратислав I (915-921) – основал костел св. Георгия на Пражском Граде (примерно после 910 г.) св. Вацлав (921-935) – основал ротонду св. Вита […]

Период правителей рода Пржемысловичей:

  • Борживой (880-894) – первый христианский правитель Чехии; имел резиденцию на Пражском Граде, где приказал построить костел Девы Марии
  • Спитигнев (894-915) – освободил свои территории от господства Великой Моравии
  • Вратислав I (915-921) – основал костел св. Георгия на Пражском Граде (примерно после 910 г.)
  • св. Вацлав (921-935) – основал ротонду св. Вита на Пражском Граде (около 926); провозглашен святым
  • Болеслав I (935-967) – создание раннего государства и расширение его территории; помог Оте I победить венгров на Лехе (955)
  • Болеслав II (967-999) – основано пражское епископство и монастырь бенедектинок у св. Георгия, объединение и расширение империи, уничтожение Славниковичей (995)
  • Болеслав III (999-1002,1003)
  • Владивой (1002-1003) – представитель Пястовичей (родственен с Пржемысловичами)
  • Болеслав Храбрый (1003-1004) – польский князь из рода Пястовичей (внук Болеслава I)
  • Яромир (1003/4-1012,1034),
  • Олдржих (1012-1034)
  • Бржетислав (1034-1055) – привез из Польши мощи св. Войтеха; издал регламент наследования
  • Спитигнев II (1055-1061) – сооружение храма св. Вита (Базилика Спитигнева)
  • Вратислав II (1061-1092) – первым получил в 1085 г. титул чешского короля (для себя)
  • Конрад I Брненский (1092),
  • Бржетислав II (1092-1100),
  • Олдржих Брненский (1100)
  • Борживой II (1101-1107,1117-1120),
  • Святополк (1107-1109),
  • Владислав I (1109-1125)
  • Собеслав I (1125-1140) – начало перестройки Пражского Града
  • Владислав II (1140-1173) – 1158 – получил королевский титул за помощь в походе на Милан
  • Собеслав II (1173-1178) – завершена перестройка Пражского Града
  • Олдржих (1173),
  • Бедржих (1172-1173,1178-1189)
  • Конрад III, Ота (1189-1191) – самый старый чешский письменный свод законов (Статут Конрада Оты)
  • Вацлав II (1191),
  • Йиндржих Бржетислав (1193-1197),
  • Владислав Йиндржих (1197) Период королей Пржежюювичей и великодержавного расцвета
  • Пржемысл Отакар I (1192-1193, 1197-1230) – 1198 получил наследственный королевский титул; 1212 – подтверждены права чешского королевства
  • Вацлав I (1230-1253) – политическое, экономическое и культурное развитие государства
  • Пржемысл Отакар П (1253-1278) – король „железный и золотой”; экономический расцвет, основание городов в Чехии и Австрии; основал земский суд
  • Вацлав П (1283-1305) – король чешский и польский; подтверждено курфюртское звание чешским королям; началась чеканка пражского гроша (1300)
  • Вацлав III (1305-1306) – король чешский, польский и венгерский (Ладислав V), его смертью закончилась мужская линия рода Пржемысловичей
  • Период люксембургский и начало чешской реформации
  • Йиндржих Корутанский (1306,1307-1311),
  • Рудольф Габсбургский (1306)
  • Ян Люксембургский (1310-1346) – король чешский и польский, ориентировался на
  • зарубежную политику; погиб в битве у Креси.
  • Карл IV (1346-1378) – король чешский и немецкий, с 1355 г. император Священной римской империи; один из крупнейших европейских правителей позднего средневековья, основатель, расцвет Праги и Пражского Града; Золотая булла (Законы Священной римской империи) и коронационный регламент
  • Вацлав IV (1379-1419) – король чешский и римский; споры с высшим дворянством и церковью; поддерживал реформаторское движение в церкви
  • Зигмунд Люксембургский (1419-1437) – король венгерский с 1397 г., римский с 1410 г., чешский с 1419 г., с 1433 г. – римский император; стремления реформировать церковь, организация крестовых походов
  • Альбрехт II Габсбургский (1437-1439),
  • Ладислав Погробек (1453-1457)
  • Йиржи из Подебрад (1458-1471) – стремился к созданию союза европейских правителей и
  • мирному решению споров; начало войн с венгерским королем Матиашем Корвином
  • Период Ягеллонов
  • Владислав II Ягеллонский (1471-1516) – король чешский и с 1490 г. венгерский (после этого имел резиденцию в Будине – Будапеште); время так называемой Владиславами готики
  • Людвик Ягеллонский (1516-1526) – король чешский и венгерский, погиб в битве у Мохача
  • Период Габсбургов
  • Фердинанд I Габсбургский (1526-1562) – король чешский и венгерский, с 1531 г. – римский, с 1556 г. – римско-немецкий император; стремление к централизации, возвращение католицизма
  • Максимилиан П (1562-1575) – король чешский и немецкий, с 1563 г. – венгерский, с 1564 г. – император римский; начало веротерпимости
  • Рудольф II (1575-1611) – Прага становится императорской резиденцией и центром культуры позднего маньеризма
  • Матиаш (1611-1617) – резиденция правителей навсегда перенесена в Вену
  • Фердинанд II (Штирский) (1617-1619, 1620-1627) – после подавления восстания сословий
  • получил абсолютную власть, а чешские земли попали в наследственное владение Габсбургов
  • Фридрих Фальцкий (1619-1620) – выбран восставшими чешскими сословиями („зимний
  • король”)
  • Фердинанд III (1627-1646, 1654-1656) – насильственное возращение католицизма
  • Фердинанд IV (1646-1654),
  • Леопольд I (1656-1705),
  • Иосиф I (1705-1711)
  • Карл VI (1711-1740) – прагматическая санкция (наследование для габсбургско-лотарингской
  • династии)
  • Мария Терезия (1740-1780) – реформы Терезии (в т.ч. обязательное посещение школы); великолепная перестройка Пражского Града
  • Иосиф II (1780-1790) – представитель просвещенного абсолютизма; реформы Иосифа (в том числе указ о веротерпимости и отмена подневольного труда) Леопольд II (1791-1792)
  • Франц I (1792-1835) – прекращение существования Священной римской империи; после этого австрийский император
  • Фердинанд V (Добросердечный) (1835-1848) – последний коронованный чешский король Франц Иосиф I (1848-1916) – правитель, дольше всех находившийся у власти Карл I (1916-1918)
  • Президенты от возникновения Чехословакии (1918)
Июль Август Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь

Житие святого Вячеслава, князя Чешского

Святой Вячеслав происходил из княжеского рода, правившего в Чехии 1 , и приходился внуком святой мученице Людмиле 2 ; его родители – Вратислав 3 , князь Чешский и жена его Драгомира имели кроме него еще двух сыновей: Болеслава и Спытигнева и несколько дочерей; среди всех он выдавался своими дарованиями и добротой.


Икона святого Вячеслава, князя Чешского. Галерея икон .

Когда святой Вячеслав стал подрастать, отец его, по обычаю того времени, просил епископа и иереев со всем причтом церковным призвать на него благословение Божие. Епископ, отслужив литургию в церкви Пресвятой Богородицы и поставив затем отрока на ступени храма, благословил его такими словами:

– Господи Боже, Иисусе Христе, благослови сие отроча, якоже благословил еси праведных Твоих – Авраама, Исаака и Иакова и венчай его, якоже венчал еси правоверных царей, равноапостольных Константина и Елену.

С этого-то особенно времени Божией благодатию отрок стал расти и преуспевать. бабка его, святая Людмила, поручила одному священнику, своему духовнику, учить его славянской грамоте, которою святой очень скоро овладел вполне. Видя его успехи, отец отправил его в город Будеч учиться латинскому языку и другим наукам; во всем этом он преуспевал к удивлению учителей.

Но волею Божиею случилось, что князь Вратислав скоро умер 4 и святой Вячеслав, юный еще возрастом, вступил на родительский престол. Здесь, в сане правителя, выказал он в особенности свои дарования: вместе с своею матерью он старался об улучшении управления страны, заботился о своем семействе: видал замуж сестер своих в соседние княжества, наблюдал за воспитанием младших братьев, не упуская случая и самому расширить свои познания, так что скоро он изучил вполне не только славянскую и латинскую, но и греческую грамоту, превосходя в этом отношении всякого священника или даже епископа. Бог благословлял его деятельность, одаряя его премудростью. Он же усердно старался угодить Богу, заботился об убогих, кормил их, принимал странных по слову Евангельскому: "ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня " (Мф.25:35), почитал духовенство, строил и украшал церкви, ко всем относился с любовью, как к богатым, так и к бедным, и во всю недолговременную жизнь свою помышлял только о благом.

Но диавол, исконный враг рода человеческого, и теперь всячески старался посеять смуты: некоторые зломысленные вельможи захотели воспользоваться молодостью святого, так как по смерти отца своего он остался всего восемнадцати лет. И вот, сначала они стали восстанавливать князя Вячеслава против его матери, говоря, что она убила его бабку, святую Людмилу, и злоумышляет против него. Вячеслав сперва поверил этим словам и отправил свою мать в город Будеч, но скоро вспомнил слова Апостола Павла: "Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием " (Ефес.6:2); вернул мать обратно в свой дом и с горькими слезами каялся, говоря:

– Господи боже мой, не вмени мне сего во грех, – и повторял слова Псалмопевца: "Грехов юности моей и преступлений моих не вспоминай " (Пс.24:7).

С этих пор он всячески почитал свою мать, так что она радовалась его благочестию и доброте: он питал увечных, заботился о вдовах и сиротах, выкупал пленных, всем делал добро, и всюду прославлялось имя доброго и праведного князя Вячеслава.

Злонамеренные вельможи, увидав, что их замыслы не удались вследствие разума и благонравия святого, стали возмущать против него брата его – Болеслава, который, как младший, должен был подчиняться Вячеславу. Они внушили Болеславу, будто князь Вячеслав со своими советниками и с матерью умышляют извести его, и советовали ему для спасения своей жизни убить святого князя и самому занять княжеский престол. Эти злобные советы соблазнителей смутили ум Болеслава и он стал помышлять о смерти своего брата, подобно тому, как почти сто лет спустя 5 Святополк Окаянный, желая быть единовластным в Русской земле, задумал избить братьев.

Желая исполнить свое преступное намерение, Болеслав пригласил брата к себе на освящение церкви, которое должно было произойти в воскресный день, с коим совпало тогда и празднование памяти святых Космы и Дамиана. Святой Вячеслав, приехав и отслушав святую литургию, хотел возвратиться обратно в Прагу 6 , но Болеслав стал удерживать его, упрашивая не обидеть его отказом от угощения, которое он приготовил. Святой согласился остаться, хотя, когда он вышел на двор Болеславов, слуги предупреждали его о замыслах брата. Святой не поверил этому, возлагая всю свою надежду на Бога. Весь тот день они в радости провели вместе; а между тем ночью злодеи собрались во дворе одного из заговорщиков, по имени Гневысы, и вместе с Болеславом обдумывали, как бы им убить св. Вячеслава, и решили напасть на него, как только он встанет и пойдет к утрене, так как знали, что по благочестию своему святой не пропустит службы. И их предположения сбылись: лишь только раздался благовест к утрене, Вячеслав тотчас встал со словами:

– Слава Тебе, Господи Боже мой, яко дал еси свет и мне дожити до сего утра.

Затем он оделся и, умывшись, пошел в церковь; в воротах дома его догнал Болеслав. Святой, обернувшись, сказал:

– Здравствуй, брат; вчера хорошо…

Но не успел он докончить своей речи, как Болеслав, по наущению диавола, выхватил свой меч из ножен и ударил им брата по голове, со словами:

– Сегодня хочу тебя еще лучше угостить.

Вячеслав воскликнул:

– Брат, что ты задумал?

И схватив его и повалив на землю, спросил:

– Брат мой, какое зло я сделал тебе?

Но тут подбежал один из заговорщиков и поразил святого в руку. Тогда он, оставив Болеслава, побежал к церкви. Заговорщики бросились за ним и двое из них – Честа и Тира – зарубили его в самых дверях церковных, а третий – Гневыса – пронзил его еще мечом в ребра. Блаженный испустил дух со словами:

– Господи, в руки Твои предаю дух мой.

По убиении князя злодеи стали избивать его дружину, грабить и изгонять всех тех, кого святой Вячеслав приютил в своем доме; заговорщик Тира стал советовать Болеславу напасть и на мать, чтобы сразу избавиться и от брата и от матери, но тот ответил, что это еще успеется, так как ей некуда скрыться.

Тело же святого Вячеслава заговорщики изрубили и бросили без погребения, только какой-то священник прикрыл его покрывалом. В то время мать святого, услышав о его убиении, бросилась искать его и, увидев изрубленные его останки, залилась горькими слезами. Она собрала все части его тела и, не смея отнести их к себе, тут же, на дворе священника это церкви, омыла, одела, и тогда его отнесли в церковь и положили там. Отдавши этот последний долг своему мученически погибшему сыну, мать святого Вячеслава, спасаясь от смерти, укрылась в стране хорватов 7 , так что, когда Болеслав вздумал и к ней послать убийц, то они ее уже не могли найти.

Останки блаженного князя несколько времени еще находились в церкви, ожидая погребения, пока, наконец, позволили позвать священника, чтобы совершить отпевание святого мученика и похоронить его. А кровь его, пролитую в дверях церковных, как ни старались, никак не могли отмыть. По истечении же трех дней она сама исчезла чудесным образом 8 .

Вскоре братоубийца Болеслав сознал свой тяжкий грех и горько плакал, раскаиваясь и говоря:

– Я согрешил, и грех мой и беззакония мои я знаю, Боже помоги мне грешному.

Он послал священников и своих приближенных перенести мощи святого Вячеслава в стольный град Прагу и их с честью положили по правую сторону алтаря в церкви святого Вита, которую создал сам святой. ________________________________________________________________________

1 Чехия занимает среднеевропейское плоскогорье, окруженное со всех почти сторон горами и орошаемое рекой Лабой (Эльбой) с ее притоками. В отдаленной древности эта страна была занята Кельтским народом – бойями, от которых она носит другое название – Богемии. Незадолго до Р.Х. бойи были изгнаны германцами, маркоманами, ведшими долгие войны с римлянами и окончательно исчезнувшими в половине V в.; вскоре после этого, вероятно, поселились в опустевшей стране славянские племена чехов, по которым и страна прозвалась Чехией. Когда святые братья, Кирилл и Мефодий, распространяли христианство в славянских странах – Моравии и Паннонии, тогда ими же были крещены и чехи, и у них введено было богослужение на славянском языке; христианство у чехов распространилось очень сильно и скоро у них появились святые подвижники; в православной церкви известны: блаженная Людмила, святой Вячеслав и преподобный Прокопий, живший уже в XI веке (память его празднуется 16 сентября). Но еще до крещения чехов святыми первоучителями славян появились в Чехии и немецкие миссионеры, которые стали распространять богослужение на латинском языке, а так как они при этом пользовались покровительством могущественных немецких государств, соседних с чехами, то им с течением времени удалось совершенно вытеснить славянское богослужение, которое уже в XI в. приходилось защищать святому Прокопию, хотя местами оно продолжало сохраняться и позже.

Святой благоверный князь Вячеслав Чешский был внуком святой мученицы княгини Людмилы (память 16 сентября) и был воспитан ею в глубоком благочестии. Он начал княжить 18-ти лет после смерти своего отца князя Вратислава (+ 920). Несмотря на молодые годы, он управлял мудро и справедливо и очень заботился о христианском просвещении народа. Святой князь был широко образованным человеком, изучил латинский и греческий языки. Святой Вячеслав был миролюбив, строил и украшал церкви, соорудил в столице Чехии Праге великолепный храм во имя святого Вита и почитал духовенство. Завистливые вельможи решили погубить святого и стали сначала восстанавливать его против матери, а затем подговаривать младшего брата, Болеслава, занять княжеский престол. Болеслав пригласил брата на освящение церкви, а затем просил его задержаться, погостить еще один день.

Несмотря на предупреждения слуг, святой князь отказался верить в заговор и предал свою жизнь в волю Божию. Когда на следующий день, 28 сентября 935 года, благоверный Вячеслав шел к утрени, он был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. Тело его было изрублено и брошено без погребения. Мать, услышав об убиении сына, нашла его и положила в недавно освященной церкви при княжеском дворце. Кровь, пролитую в церковных дверях, не могли отмыть, а через 3 дня она исчезла сама.

Раскаявшийся братоубийца перенес мощи святого Вячеслава в Прагу, где они были положены в церкви во имя святого Вита, которую создал сам мученик (перенесение мощей святого Вячеслава празднуется 4 марта). Память благоверного князя Вячеслава издревле чтится в Русской Православной Церкви. (Существует предположение, что кончина благоверного князя Вячеслава произошла в 929 году).

***

  • Молитва благоверному князю Вячеславу Чешскому . Князь Вячеслав был широко образованным и благочестивым христианином, храмоздателем. Был злодейски убит в дверях церкви родным братом и его слугами. К нему молитвенно обращаются за помощью в опасностях, для утешения семейных конфликтов, обращения ко Христу неверующих родственников.