Образование
Ученая степень
Ученое звание, должность в Духовной Академии
Публикации
Монографии
Учебные пособия
Статьи (за последние 5 лет)
Преподаваемые дисциплины
Шмонин Д. В.
. - СПб.: Издательство РХГА, 2016. - 207 с.
ISBN 978-5-88812-788-9
В сборник включены работы 2011–2015 гг., рассматривающие образование и педагогику в богословско-философской перспективе. При многообразии типологий и классификаций, используемых в теории образования, с богословской (теологической) точки зрения важна демаркация между религиозным и светским типами образования: если мировоззренческое ядро образовательной модели имеет религиозный (конфессиональный) характер, то мы имеем дело с религиозным образованием, если нет, то речь идет об одной из форм светского образования - независимо от конкретных задач, которые ставят перед собой участники образовательного процесса, и даже от того, в каких видах и ракурсах религия («священное», «религиозное», «духовное») попадает в дисциплинарный фокус. Описание, предпринятое в теоретическом и историческом - через призму основных образовательных парадигм - контекстах, позволяет наметить контуры собственной для Церкви теории образования, опирающейся на святоотеческую традицию, религиозно-педагогический опыт, современные педагогические идеи и технологии. Показано, что православное богословие (теология) образования может стать одним из эффективных элементов решения стратегических задач развития российского образования.
УДК 27+37
ББК 74.03:86.37
Ш74
Рецензенты: акад. РАО А. А. Корольков (Российский гос. пед. университет им. А. И. Герцена), проф. прот. Владимир Мустафин (Санкт-Петерб. духовная академия)
© Д.В. Шмонин, 2016
© Издательство РХГА, 2016
Шмонин Дмитрий Викторович
доктор философских наук, профессор, проректор РХГА по научной работе, заведующий кафедрой педагогики и теории образования Общецерковной аспирантуры и докторантуры им. свв. равноап. Кирилла и Мефодия в Санкт-Петербурге
Предисловие ….5
I. Философия и богословие образования ….13
Богословие в образовании ….15
Религиозное образование и образовательные парадигмы ….25
Богословие образования: контекстный поиск ….49
Философия, теология и ценностно-смысловая сфера в образовании ….71
II. Образовательные парадигмы: историко-богословский контекст….93
Античные и иудейские религиозно-педагогические компоненты в формировании христианской образовательной парадигмы ….95
Схоластика как философия образования ….109
Религия и просвещение: становление новоевропейской образовательной парадигмы ….129
Просвещение в России: «вопросы философии» ….137
Богословское образование в России: от «поучений книжных» к современной парадигме ….159
III. Богословие и образование (актуальные интервью) ….171
О «богословиях родительного падежа» и богословском образовании ….173
«Нельзя сдавать позиции» (О богословии образования и образовательной политике) ….181
О теологии и педагогике ….191
ABSTRACTS ….196
Библиография основных работ Д. В. Шмонина ….200
I. Philosophy and Teology of Education ….13
Th eology in Education ….15
Religious Education and Educational Paradigms ….25
Th eology of Education: Context Search ….49
Philosophy, Th eology and Axiological Sphere in Education ….71
II. Educational Paradigms: the Historical and Th eological Context ….93
Antique and Jewish Religious-educational Components in the Formation of the Christian Educational Paradigm ….95
Scholasticism as a Philosophy of Education ….109
Religion and Education: Forming the New European Educational Paradigm ….103
Russian Enlightement: «Problems of Philosophy» ….129
Th eological Education in Russia: from the Hortatives to the Modern Paradigm ….159
III. Th eology and Education (current interviews) ….171
On «the Th eologies in Genitive» and Th eological Education ….173
Don`t Hand Over Positions (on the Th eology of Education and Educational Policy) ….181
On Th eology and Pedagogics ….191
ABSTRACTS ….196
Selected bibliography ….200
Научное издание
ШМОНИН
Дмитрий Викторович
О философии, богословии и образовании
Директор издательства Р. В. Светлов
Ответственный редактор А. А. Галат
Редактор и корректор М. Е. Храмова
Верстка В. А. Смолянинов
Художник О. Д. Курта
«Что общего между философом и христианином? Между учеником Греции и учеником Неба? Между искателем истины и искателем вечной жизни?» Такими вопросами задавался в конце II века Тертуллиан. Следует ли искать просвещения, рационального познания мира для обретения вечной жизни?
Среднестатистический современный человек, относящий себя к европейской культуре, жаждет не спасения, но личного счастья и комфортной жизни в благополучном обществе. Однако и эта цель - гораздо более приземленная, нежели спасение, - рождает свою дилемму: образование или оболванивание, и если образование, то какое?
Непрерывная череда реформ и модернизаций образования, которые идут в нашей стране, - частный случай общемировой беды. Мы не заметили, как образование из процесса формирования человека, его внутреннего преображения через открытие в себе образа Божьего, превратилось в глобально-сетевое явление, в котором существуют и взаимодействуют субъекты и объекты, оказывающие, потребляющие образовательные услуги или обеспечивающие эти процессы потребления. В этом пространстве услуг действуют «образовательные стандарты», «инновационные концепции и модели», «модули», «основные образовательные программы», «компетентностные подходы», «педагогические технологии», «критериальные показатели эффективности». Образование трансформировалось в непрерывное повышение квалификации, lifelong learning, а общую деградацию средней и высшей школы призвана скрыть многоликая «инноватика».
СПб.: Издательство РХГА, 2016. 207 с.
ISBN 978-5-88812-788-9
Предисловие
I. Философия и богословие образования
II. Образовательные парадигмы: историко-богословский контекст
III. Богословие и образование (актуальные интервью)
Библиография основных работ Д. В. Шмонина
Гость студии Дмитрий Викторович Шмонин, доктор философских наук, профессор Русской христианской гуманитарной академии (Санкт-Петербург). Ведущая Светлана Ладина.
- У нас в гостях проректор по научной работе Русской христианской гуманитарной академии, заведующий кафедрой педагогики и теории образования общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор философских наук Дмитрий Викторович Шмонин.
Дмитрий Викторович, позвольте приветствовать Вас в студии телеканала «Союз» в Екатеринбурге. Сами Вы из Санкт-Петербурга и, в принципе, тоже можете стать гостем нашей студии, только уже в Городе на Неве, мы будем этому рады.
Дмитрий Викторович, теология стала научной специальностью. Собственно по факту, наверное, она всегда таковой являласьу но сейчас государство это признало. Какие плюсы и какиег может бытьУ подводные камни есть в этом факте?
Вы правы: действительно, 25 сентября президиум Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки утвердил паспорт научной специальности «Теология», и эта пирамида, которая выстраивалась на протяжении 20 лет (бакалавриат теологии, магистратура теологии), выстроена. Теперь и уровень аспирантуры и докторантуры достроен. Однако надо сказать, что это еще строительство нулевого цикла, по большому счету, теперь предстоит огромная работа. Спасибо
Высшей церковной власти, первому лицу государства за то, что они внимательно следили и всячески помогали этой деятельности и большой работе по включению такой научной специальности в перечень. Но теперь предстоит формировать диссертационные советы, готовить специалистов для того, чтобы теология действительно стала одной из предметных областей, а не просто дисциплиной нашей науки.
- Дмитрий Викторович, признание теологии наукой может помочь некоему одухотворению школьного и высшего образования, которое, говорят, находится в состоянии коллапса?
Я бы сказал, что богословие в принципе не нуждается в том, чтобы его признавали чем-то. Задолго до многих других наук, которые признаны, богословие было, и оно никуда не денется. Это мудрость, обширная сфера интеллектуального и духовного труда многих людей на протяжении столетий, даже тысячелетий. Если же говорить о том, как это может помочь высшей и средней школе, я думаю, может помочь, если мы правильно оценим перспективы и возможности богословия, правильно сформулируем задачи. Ведь у нас всегда (если мы вспомним советское время, не так давно завершившееся и еще живущее в нас так или иначе) существовала идеологическая поддержка образовательного процесса. Учителя имели такую поддержку - это была марксистско-ленинская философия.
В 90-е годы наступил плюрализм мнений, оценок, можно было делать все, что считаешь нужным (я сам в это время работал в школе), это был очень интересный период. Но учителям нужна помощь, методическая поддержка. Когда источников много, когда они все небесспорны и большинство из них имеет авторский подход, учителю достаточно сложно работать. Православное богословие образования - это тот проект, который уже несколько лет реализуется совместно с Общецерковной аспирантурой и докторантурой. Его возглавляет митрополит Волоколамский Иларион. По благословению владыки Илариона на базе нашей Русской христианской гуманитарной академии организована кафедра педагогики и теории образования, которая как раз призвана заполнить те теоретические пустоты, которые могли бы помочь учителю в его работе.
- Мне кажется, педагоги сегодня нуждаются не только в методической помощи, но и в том, чтобы кто-то их вдохновлял, хвалил, любил и уважал. В советский период это все было по умолчанию. Когда мы учились, была некая сакральность фигуры учителя. Слоган «первая учительница - вторая мама» родом оттуда, а, к сожалению, сейчас это ушло и мы видим, что учитель - это человеку который предоставляет ребенку образовательные услуги. То есть, нет уже никакой сакральности, никакоготрепета, а есть такие отношения: товар - деньги. Педагоги получают такие установки, что они не должны воспитывать, а только образовыватьУ причем образовывать - это уже не от слова образ и тем более не от образа Божия. Я даже не знаю, как можно сформулировать деликатнее то, что сейчас происходит с образованием.
Вы знаете, я думаю, что ситуация в обществе меняется, и взгляд на учителя и школу меняется в лучшую сторону. Я бы сказал, меняется в обществе, к счастью, быстрее; и меняется в органах образования, к несчастью, медленнее, так как там продолжают жить бюрократические и экономические установки. Как Вы правильно сказали, такие установки: «товар - деньги», «образовательные услуги - деньги». В результате учитель был вытеснен на периферию как личность, он перестал всех интересовать и стал продавцом образовательных услуг. Но вспомним, что на протяжении всей истории человечества учитель - это центральная фигура. Сакральная или нет, но это стержень образования, и вокруг учителя формировались школы. Вспомним Сократа, Платона и его академию. Учитель - это центральная фигура в образовательном процессе, и без этого никак. Я не призываю сейчас принять закон о том, что учитель - это центральная фигура, но мне кажется, что наше общество уже созрело для понимания этого, и родители понимают это, и дети тянутся к хорошим учителям. Осталось только, чтобы образовательный менеджмент, от высшего до районного, перестал видеть в учителе только собирателя портфолио, баллов для аттестации, переаттестации, повышения категории и прочего, но для этого нужно приложить усилия. Я думаю, богословский подход, который нравственно ориентирует учителя, может сыграть свою роль в этом.
гика». Мне всегда казалось, что педагогика по умолчанию нравственно ориентирована, но ведь почему-то пришлось акцентировать внимание именно на таком свойстве?
Именно потому, что бездуховная педагогика невозможна, мы вынуждены сейчас постоянно повторять и напоминать об этом, ориентировать наших учителей на те образцы, которые помогли бы им вернуться в это поле. Хотелось бы привести цитату нашего замечательного русского педагога, богослова отца Василия Зеньковского (цитата будет не очень точная, передо мной нет книги, но я сейчас ее вспомнил). Он говорит о том, что христианская педагогика должна вернуться, и мы ждем, что наступит время христианской педагогики, потому что это та педагогика, которая помогает решить главную проблему в образовании. То есть, чтобы человек открывал в себе через образование не собственный образ, на что нас ориентирует «гуманистическая педагогика», а открывал в себе образ Божий- смотрел гораздо выше, чем тот потребительский окружающий мир, в котором мы пребываем, в котором мы, как говорил Маяковский, «совершаем поступки». Поступки нужно совершать, ориентируясь не только на сиюминутные потребности, но и имея в виду перспективу вечной жизни. Вот это задача образования, и если мы поможем это осознать учителям и родителям, то тогда у нас есть, мне кажется, неплохие перспективы.
Памятники | |
Надгробный памятник |
Ш монин Дмитрий Андреевич ‒ стрелок 215-го гвардейского стрелкового полка 77-й гвардейской Черниговской стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта, гвардии красноармеец.
Родился 9 ноября 1925 года в деревне Ерестная ныне Ордынского района Новосибирской области в крестьянской семье. Русский. Окончил 7 классов. Трудился рабочим в Новосибирске.
В Красную Армию был призван Кировским райвоенкоматом Новосибирска в декабре 1942 года. На фронте в Великую Отечественную войну с 1943 года.
Стрелок 215-го гвардейского стрелкового полка (77-я гвардейская стрелковая дивизия, 61-я армия, Центральный фронт) гвардии красноармеец Д.А.Шмонин особо отличился в бою за город Чернигов (Украинская ССР) 21 сентября 1943 года, когда первым ворвался в окопы неприятеля, увлекая за собой боевых товарищей, и гранатой уничтожил пулемётный расчёт. Затем решительно и хладнокровно действовал в рукопашной схватке, убив двоих гитлеровцев.
28 сентября 1943 года под шквальным огнём противника красноармеец Д.А.Шмонин в числе первых с группой бойцов переправился через реку Днепр в районе деревни Галки Брагинского района Гомельской области (Белорусская ССР), первым прорвался к немецким позициям, выбил гитлеровцев из окопа, и закрепился в нём. Некоторое время вёл бой один, до подхода остальных бойцов, затем отважно действовал на плацдарме и удерживал его до подхода подкрепления. С его участием было отбито несколько контратак врага с большими для него потерями.
У казом Президиума Верховного Совета СССР от 15 января 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии красноармейцу Шмонину Дмитрию Андреевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 5810).
Воевать ему больше не пришлось: ещё на Днепровском плацдарме он был тяжело ранен разрывной пулей в бок и много месяцев лежал в госпиталях. В 1944 году был демобилизован по ранению. «Золотая Звезда» была вручена ему только в 1946 году.
Жил в Новосибирске. Работал электриком строительного управления, контролёром на одном из заводов города. В 1953 году окончил курсы техников-геодезистов, трудился в составе геодезических партий на Дальнем Востоке и на Крайнем Севере, затем старшим топографом Новосибирского треста инженерно-строительных изысканий. Скончался 2 июня 1971 года. Похоронен на Клещихинском кладбище в Новосибирске.
Награждён орденом Ленина (15.01.1944), медалями.
Биография предоставлена Уфаркиным Николаем Васильевичем (1955-2011) |
Доктор философских наук, профессор. Специалист в области истории философии и культуры Средних веков, Реформации и Контрреформации , автор свыше 60 научных и учебно-методических трудов. Директор . Педагогическую работу выполняет в качестве профессора кафедры философии. Читает общие и специальные курсы«Средневековая философия» , «Христианская теология», , «История образования и науки в России». Зам. председателя Ученого и Редакционно-издательского советов РХГА. Главный редактор журнала «Вестник РХГА» , председатель редколлегии периодического издания «Acta eruditorum» , член редколлегий альманаха «Verbum», книжных серий «Профессорская библиотека», «Viri spirituales» и др. изданий. Член диссертационного совета Д.212.232.05 при С.-Петербургском государственном университете.
Свежие публикации (2010) Родился 20.01.1968 г. в пос. Елизово Камчатской области в семье военнослужащего. Среднюю школу окончил в Ленинграде в 1985 г.
В 1988 г., после окончания службы в Советской Армии, поступил на подготовительное отделение, затем на философский факультет Ленинградского (с 1992 г. - С.-Петербургского) государственного университета, который закончил в 1994 г. с отличием.
Женат. Имеет дочь.