Дата публикации: 03.05.17
Отчет по теме самообразования « Развитие познавательного интереса детей посредством организации экспериментальной деятельности в младшем дошкольном возрасте».
Всем добрый день, уважаемые коллеги!
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник .
Китайская пословица гласит :
Так и ребенок усваивает все проч «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму» . но и надолго, когда слышит, видит и делает сам. При активном действии ребенка в процессе познания действуют все органы чувств. Учеными доказано, что чем больше органов чувств одновременно участвуют в процессе познания , тем лучше человек ощущает, запоминает, осмысливает, понимает, усваивает, закрепляет изучаемый материал.
Следовательно, чем активнее ребенок трогает, нюхает, экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, то есть, активно участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности, и повышается познавательная активность.
Актуальность моей темы:
Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними, позволяют узнать их свойства, качества, возможности, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе экспериментальной деятельности дети учатся наблюдать, сравнивать, размышлять, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
Работая над этой темой, я поставила перед собой цель : создание условий для развития познавательного интереса детей в процессе опытно – экспериментальной деятельности.
Для достижения поставленной цели определила ряд задач:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Создавать условия для исследовательской активности детей .
3. Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость , изобретательность, творческую активность ; помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования , развивать познавательные способности .
4. Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.
) Этапы работы:
ØИзучить теоретический материал по данной теме в педагогической и методической литературе.
ØСоздать картотеку опытов и экспериментов .
ØРазработать перспективный план по второй младшей группе на год
ØСоздать условия для организации экспериментальной деятельности детей в группе.
ØОформить и провести консультации для родителей по данной теме.
ØОформить папки-передвижки в родительский уголок.
ØСоздать и оформить живой уголок в группе
В течение всего года я изучала разнообразную методическую литературу по данной теме, а именно Нищеева Н. В. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ ; Дыбина О. В. «Ребенок и окружающий мир» ; научно-методический журнал «Методист» - статья «Экологическая лаборатория в д/с» автор Потапова Т. В. ; журнал «Ребенок в д/с» статьи : «Маленькие экологи» В. С. Афимьина; «Мы – волшебники» Л. Б. Петросян; «Школа фокусников» Н. А. Мирошниченко. Так же изучила опыт коллег на интернет- сайтах : maam.ru, nsportal.ru.
Я старалась так организовать детскую деятельность , в том числе самостоятельную , чтобы воспитанники упражняли себя в умении наблюдать, запоминать, сравнивать, действовать, добиваться поставленной цели. Для качественного проведения экспериментов я подбирала правильный дидактический материал , и разнообразное оборудование. То, что привлекательно, забавно, интересно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Не забывала, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам : ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.
Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.
Поэтому я создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности для нашей « младшей группы №3 . «Центр детского экспериментирования» и открыли в этом центре «Мини-лабораторию» .
«Мини-лаборатория» оснащена специальным оборудованием, разнообразным материалом:
-приборы-помощники : лупа, песочные часы, магниты;
-природный материал : камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.;
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) ;
- медицинские материалы : пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др.;
-прочие материалы : зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.
-утилизированный материал : кусочки кожи, меха, ткани, пробки и др.
В уголке экспериментирования в свободное время дети самостоятельно повторяют опыты, применяя при этом полученные во время организованной образовательной деятельности знания, умения и навыки. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Поощряя детскую любознательность, направляя их активную деятельность, мы способствуем развитию у ребёнка познавательной активности, логического мышления, связной речи.
Здесь дети проводят самостоятельную и совместную с взрослым исследовательскую деятельность. Одна из главных задач лаборатории, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.
Я стараюсь включать экспериментирование в различные виды деятельности : в игру, труд, прогулки, наблюдения, самостоятельную деятельность . Это способствует поддержанию познавательного интереса детей .
Моя экспериментальная работа с детьми опирается на наблюдениях в природе в теплый и холодный период. Особое внимание я уделяю теплому периоду, когда дети много времени проводят на воздухе. Я стараюсь закрепить, уточнить уже усвоенные детьми знания, познакомить с новыми материалами в занимательной, игровой форме. Чтобы провести эксперимент самостоятельно и в полном объеме , ребенок должен уметь управлять своими органами чувств, анализировать полученные с их помощью сведения, выполнять определенные действия, использовать инструменты, проговаривать свои действия и формулировать выводы, объяснять результаты своей работы. Я знакомила детей со свойствами снега, песка, воды, воздуха, тканей, камней, земли :
Так, в процессе экспериментирования я обучала воспитанников своей группы :
Мой опыт показал, что экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только воспитанников нашей группы , но и их родителей. Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей.
Свое общение с родителями я строю на основе сотрудничества . Использую различные методы взаимодействия с семьей :
С этой целью я разработала консультации для родителей об исследовательской деятельности по следующим темам :
Консультации
«Развитие любознательности детей через детское экспериментирование»; «Эксперименты на кухне»; «Познаем природу»; «Организация детского экспериментирования дома»
; «Игры с водой и песком. Это интересно!»; «Наливаем, выливаем, наблюдаем, сравниваем»;
Выпустила папки-передвижки по данному вопросу. Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования. Привлечение родителей к дальнейшему пополнению атрибутами, коллекциями нашей «Мини-лаборатории».
Совместно с родителями в нашей группе создали «Наш огород»
Чтобы у ребёнка поддерживался познавательный интерес, стремление узнать новое, выяснить непонятное, желаниевникнуть в сущность предметов, явлений рекомендуем и родителям в домашних условиях проводить простейшие опыты и эксперименты.
Наши родители участвовали в конкурсах поделок из природного материала, пополняя наш природный уголок.
В результате работы за год я:
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Познавательно - исследовательская деятельность позволяет обогатить кругозор ребенка - дошкольника, стимулирует его мыслительную активность, детскую любознательность, удовлетворяет естественную потребность к самостоятельной деятельности!
Такой метод обучения как экспериментальная деятельность , достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.
Я считаю, что моя деятельность по теме самообразования прошла успешно, достигнуты определенные результаты в области «Познание».
В перспективе планирую продолжить в следующем году в непосредственной образовательной деятельности, самостоятельной деятельности и различных режимных моментах.
Спасибо за внимание!
План работы по самообразованию на 2015 - 2016 уч. год
Воспитатель
ИМАМИЕВА А.М.
группы №
3
МБДОУ№ 8 «Зоренька
Тема:
Детское экспериментирование как элементарная поисковая деятельность детей.
Цель:
Создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Задачи:
1. Формировать способности к творческому саморазвитию и исследовательской деятельности.
2. Изучить педагогические, психологические, методические литературные источники по проблеме, теоретические основы технологии экспериментальной деятельности.
3. Исследовать актуальность проблемы в рамках нашего ДОУ.
4. Выявить наиболее приемлемую форму введения метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
5. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования; развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
6. Исследовать результативность применения метода в образовательную деятельность в условиях внедрения ФГОС ДО.
7. Привлечь родителей к организации воспитательно – образовательной работы с детьми.
8. Обобщать и распространять собственный психолого-педагогический опыт.
Литература :
1.Дыбина О.В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. -М. :ТЦ Сфера, 2005.
2.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. – М. :ТЦ Сфера, 2007.
3. Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
4.Иванова А.И. Естественно-научные наблюдения и эксперименты в детском саду. М. :ТЦ Сфера, 2004.
5. Короткова Н. А. Познавательно- исследовательская деятельность.//Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2007, с.118-189.
7. КривоваЛ.И., Климова М.Р. Система методической работы по разделу «Детское экспериментирование».
8. ПрохороваЛ.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.-М.-Аркти, 2008.
9. Белая, К.Ю. Самообразование педагогов ДОУ / К.Ю. Белая // Справочник старшего воспитателя. - 2007. - № 2.
10. Деркунская В.А. Игры – эксперименты с дошкольниками./ Центр педагогического образования, 2012.
11. Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь» 2006.
12. Иванова А.И. Детское экспериментирование как метод обучения./ Управление ДОУ, N 4, 2004.
13. Исакова Н.В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс, 2013.
14. Маханёва, М.Д. Самообразование педагогов / М.Д. Маханёва // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2004. - № 1.
15. Менщикова Л. Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Волгоград, 2008.
16.Урмина И.А. Инновационная деятельность в ДОУ: программ - метод. обеспечение: пособие для рук. и адм. работников / И.А. Урмина, Т.А. Данилина. – М.: Линка-Пресс, 2009.
17. Материалы Интернет-сайтов. Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте: http://nsportal.ru.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Раздел плана | Форма работы | выполнения | Участники (дети, родители, педагоги) | Практические выходы (рефераты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т.д.) |
Организационно - теоретический | 1. Изучение нормативных документов и методической литературы по теме. 2. Детальное изучение имеющегося опыта ДОУ, методической литературы методкабинета ДОУ по данной проблеме. 3.Составление перспективного плана, разработка системы мер, направленных на решение проблемы. 4. Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи». 5. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. | Сентябрь – | родители- педагоги- | Консультация для родителей «Основные цели и задачи метода экспериментирования, как одного из методов познавательного развития детей дошкольного возраста» Изготовление папки-передвижки «Наблюдаем вместе с детьми» Оформление информационных материалов по теме. Создание и оборудование уголка «Юные исследователи». Создание условий экспериментальной деятельности с детьми в ДОУ. Разработка конспектов с элементами экспериментирования. Консультация на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребёнка» Анализ изученной литературы. Картотека опытов и экспериментов для детей 5-7 лет. |
Накопительно - практический | 1. Изучение методики технологии экспериментирования педагогов в Интернете. 2. Проведение цикла экспериментов с детьми группы: Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. 3. Консультации для педагогов ДОУ. 4. Участие в конкурсах и выставках различного уровня. 5. Привлечение родителей к организации экспериментов в группе. 6. Освещение данной темы на Интернет сайтах разного уровня. | Октябрь – | педагоги- родители- | Консультация для педагогов ДОУ «Многообразность вариативности использования интегрированного метода экспериментирования». Консультация на тему «Организация и проведение экспериментов с дошкольниками. Содержание уголков экспериментальной деятельности» Мастер – класс на тему «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» Просмотр занятия с элементами экспериментирования.(видео) Обсуждение. Показ открытого занятия с элементами экспериментирования. - Опыты: с водой, с воздухом, с магнитом, «С водой и без воды», «На свету и в темноте». Конкурс на самое интересное исследование в природе. Сбор материалов для фотоальбома «Страна Почемучек» Экологический проект «Моё дерево» Проект «Хочу всё знать!» |
Заключительный | 1. Самоанализ и самооценка проделанной работы в своей группе. 2. Обобщение результатов на заседании педагогического совета ДОУ (отчет о проделанной работе). 3. Планирование деятельности и перспектив развития. 4. Диагностика 5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. 6. Доклад и презентация по теме «Опыт работы с родителями по развитию интереса ребенка к познавательно-исследовательской деятельности». | родители, дети- педагоги- | Презентация «Детский коллектив – вместе весело шагать». Фотовыставка «Юные исследователи». Публикация собственного опыта педагогической деятельности в социальной сети работников образования. Доклад на педагогическом совете детского сада. Проведение открытой ООД (коллективный просмотр) Отчёт о проделанной работе за учебный год. Выступление на семинаре-практикуме. |
|
1.Продолжить работу с детьми по теме. 2.Корректировка планов. 3.Работа с литературой | Участие в конкурсах и выставках различного уровня. |
Наталья Савенкова
План самообразования «Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы»
на 2015-2016 учебные годы
Тема : « как условие успешной социализации»
Китайское изречение
То, что я услышал, я забыл
То, что я увидел, я помню
То, что я сделал, я знаю
Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников , протекающая в форме экспериментальных действий . В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы.
Цель работы - развитие устойчивого познавательного интереса дошкольников в поисково- исследовательской деятельности .
Для достижения поставленной цели определила ряд задач :
Формирование у детей среднего возраста диалектического мышления, т. е. способности видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей;
Развитие собственного познавательного опыта в обобщённом виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей) ;
Расширение перспектив развития экспериментально- исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные, моделирующие и преобразующие действия;
Поддержания у детей инициативы , сообразительности, пытливости, критичности, самостоятельности .
Форма работы с детьми : групповая .
Методы и приемы работы с детьми : практические, проблемно-поисковые. Работа педагога :
Изучение научно-педагогической литературы;
Разработка перспективных планов , конспектов образовательной деятельности по теме ;
Создание современной предметно-развивающей среды в группе ;
Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе;
Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
Активное участие в работе методического объединения района;
Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ, районе, во всероссийских Интернет-конкурсах;
Обучение на курсах повышения квалификации;
Обобщение опыта работы по самообразованию . Предполагаемый результат работы над темой самообразования .
У меня, как у педагога-воспитателя сформируются : основы педагогического мастерства :
Умение анализировать научно-методическую литературу;
Умение применять полученные знания на практике;
Активизировать творческие способности и пропагандировать свои достижения.
Дети научатся : самостоятельно выделять и ставить проблему, которую необходимо решить;
Предлагать возможные варианты решения;
исследовать предметы и явления окружающего мира, применяя методы поисковой деятельности
Этапы создания системы работы :
1. Подготовительный этап.
Создание условий для детского экспериментирования
(исследовательские центры , центры игровой деятельности и пр .).
Изучение научно-методической литературы,
передового педагогического опыта по проблеме.
2. Аналитико-диагностический.
Проведение диагностирования по проблеме (дети, педагоги, родители)
3. Основной этап.
Разработка перспективного планирования экспериментальной
деятельности с детьми . Условия реализации.
4. Рефлексивный этап.
Итоговая диагностика степени устойчивости познавательного интереса ребенка.
Работа с родителями
Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении мини-лаборатории, коллекций.
Консультации для родителей на темы :
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях »
«Научите ребенка любить живую природу» .
Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования .
Тематические фотовыставки :
-«Моя семья в лесу»
-«Моя семья на даче»
Совместное мероприятие с детьми и родителями на тему : «Лаборатория чудес и превращений» .
На летний период родителям и детям предлагается задание - пополнить мини-лабораторию новыми материалами и инструментами.
Анкета для родителей :
Цель : выявить отношение родителей к поисково- исследовательской активности детей .
Работа с педагогами
Для педагогов были предложены консультации :
«Развитие исследовательской и экспериментальной деятельности у детей средней группы как условие успешной социализации»;
«Требования к проведению наблюдений» .
Открытый показ НОД «Удивительное рядом» .
Анкета для педагогов :
Цель : изучить состояние организации детского экспериментирования в практике работы ДОУ, выявить роль педагога в развитии поисковой активности дошкольников.
План реализации программы по самообразованию
Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Почемучки» . В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования : специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки, бросовый и природный материал (камешки, песок, семена, утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д., инструменты для опытов (лупа, микроскоп, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т. д., оформляется уголок «Огород на подоконнике» , изготовлены дидактические материалы.
При оборудовании уголка экспериментирования необходимо учитывать следующие требования :
1. безопасность для жизни и здоровья детей ;
2. достаточность;
3. доступность расположения.
Организация работы идет по трем взаимосвязанным направлениям :
1. Живая природа
2. Неживая природа
3. Человек.
Занимательные опыты, эксперименты побуждают детей к самостоятельному поиску причин , способов действий, проявлению творчества. Дидактический материал обеспечивает развитие двух типов детской активности :
Собственной активности ребенка, полностью определяемой им самим
Активности, стимулируемой взрослым.
Эти два типа активности тесно связаны между собой и редко выступают в чистом виде. Собственная активность детей так или иначе связана с активностью, идущей от взрослого, а знания и умения, усвоенные с помощью взрослого, затем становятся достоянием самого ребенка , так как он воспринимает и применяет их как собственные. Выделенные два типа детской активности лежат в основе двух взаимосвязанных и вместе с тем принципиально различных линий психического развития ребенка-дошкольника : развития личности и психического развития .
Формы работы обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком (вместе, на равных, как партнеров, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать свою познавательную активность.
Заключение
На основе анализа проведённой работы, можно сделать вывод о том, что детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал . Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том , что оно даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания . В процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения и экстраполяции. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов.
Делаем вывод, что детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников , оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребёнка; на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счёт повышения общего уровня двигательной активности.
Результаты проведенной работы показали, что применение экспериментирования оказало влияние на :
повышение уровня развития любознательности ; исследовательские умения и навыки детей (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности , осуществлять эксперимент , делать определенные умозаключения и выводы);
повышение уровня развития познавательных процессов; речевое развитие (обогащение словарного запаса детей различными терминами, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
личностные характеристики (появление инициативы, самостоятельности , умения сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т. д.); знания детей о неживой природе ;
повышение компетентности родителей в организации работы по развитию познавательной активности старших дошкольников в процессе экспериментирования дома .
Таким образом, прослеживается положительная динамика развития познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста, с которыми проводилась планомерная работа по исследовательской деятельности и экспериментированию дома ; повышение компетентности родителей в организации этой деятельности .
Экспериментирование является наиболее успешным путём ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем , первооткрывателем.
Список литературы :
1. Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность » изд. «Детство-пресс» , 2007г.
2. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников ». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей » изд. - 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель» , 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М : Мозаика – синтез. 2006г.
9. Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. «Опытно-экспериментальная деятельность » В. В. Москаленко.
Перспективный план
по самообразованию воспитателя
МБДОУ «Смольковский детский сад»
Шиловой Юлии Михайловны
Тема: «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Актуальность.
Что я слышу - забываю,
Что я вижу – помню,
Что я делаю – понимаю.
Конфуций.
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений, навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослых, осуществляемого в процессе взаимодействия, сотрудничества, сотворчества.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Вместе с тем, будучи не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, они быстро выполняют его, если оно проводится в практической плоскости или игре. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Все что ребенок слышит, видит и делает сам, усваивается прочно и надолго.
Происходящая в стране модернизация образования, особенности государственной политики в области дошкольного образования на современном этапе, обусловили необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. В детской деятельности современного ребенка можно увидеть стремление к интеграции, то есть объединению разных видов деятельности, таких как экспериментирование, создание микро- и макропроектов, импровизация, современных детей привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, возможность выбирать и менять что – то самому.
Исследовательская деятельность, экспериментирование помогает строить отношения между воспитателем и детьми на основе партнерства. Поэтому тему самообразования я выбрала «Экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»
Работая над этой темой, я поставила перед собой
задачи :
Создавать условия для исследовательской активности детей;
Поощрять и направлять исследовательскую инициативу детей, развивая их независимость, изобретательность, творческую активность.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
Этапы | Сроки выполнения | Результат |
|
1. организационно - ознакомительный | Изучение методической литературы | Октябрь, ноябрь, декабрь. | Составление картотеки книг, статей из журналов, составление картотеки экспериментов. |
Разработка плана занятий с детьми по теме самообразования. | Октябрь. | Перспективное планирование экспериментальной деятельности. |
|
Консультация для родителей. «Ребенок- исследователь в детском саду». «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» | Октябрь ноябрь | Знакомство родителей с планами работы в области экспериментирования, с алгоритмами простейших экспериментов с детьми в домашних условиях. |
|
2. практический | Проведение экспериментирования с детьми в непосредственно образовательной деятельности. | С октября месяца. | Подготовка презентации по экспериментированию. |
Работа с родителями. | В течение года. | Изготовление стола для экспериментирования (в разработке) и его оснащение . |
|
Консультация на тему: «Развитие творческих способностей детей средствами экспериментальной деятельности» «Развитие любознательности детей через детское экспериментирование» Посадка лука, укропа, в группе. | декабрь апрель апрель | По мере роста лука, укропа, пертушки воспитанники наблюдают за ростом семян, ухаживают за посадками. По мере роста лук, петрушку, укроп можно в группе употреблять в пищу во время обеда. |
|
3.заключительный. | Вторая половина мая. | Выступление по теме самообразования на педагогическом совете. |
Перспективное планирование экспериментальной деятельности в средней группе
Ноябрь – декабрь.
Экспериментирование с воздухом
Цель: Развивать познавательную активность детей, инициативность; развивать способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; уточнить понятие детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ; расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека, совершенствовать опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты И опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Воздушные шары, целлофановые пакеты, трубочки, прозрачные пластиковые стаканы, вертушки, ленточки, ёмкость с водой, салфетки, свеча, банка, готовые открытки, сырые картофелины. | Рисование Тема: «Забавная клякса» (раздувание краски через соломинку) Ручной труд Тема: «Новогодие Ёлочки» (нитяные работы, изготовленные способом обмотки клеевой нитью заготовленной формы.) |
Октябрь – ноябрь.
Экспериментирование с песком
Цель: Познакомить детей со свойствами песка, развивать умение сосредоточиться, планомерно и последовательно рассматривать объекты, умение подмечать малозаметные компоненты, развивать наблюдательность детей, умение сравнивать, анализировать, обобщать. Устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы. Познакомить с правилами безопасности при проведении экспериментов.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Сухой, чистый песок; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки), сито, вода, глина, песочные часы, лупы, дощечки, изделия из керамики, мерные стаканчики, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, полиэтиленовые бутылки, банка, карандаш. | Рисование
|
Январь – февраль
Экспериментирование с водой
Цель: Формировать у детей знания о значении воды в жизни человека; ознакомить со свойствами воды: отсутствие собственной формы, прозрачность, вода – растворитель; значение воды в жизни человека: круговорот воды в природе, источник питьевой воды, жизнь и болезни водоёмов. Развивать навыки проведения лабораторных опытов:
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать собственное мнение, доказывать свою правоту. Прививать бережное отношение к воде. Активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными, глаголами по теме.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Прозрачные, стеклянные стаканы разной формы, фильтровальная бумага, вещества (соль, сахар, мука, крахмал), краски, травяной настой ромашки или календулы, растительное масло, воздушный шар, мерные стаканчики, камешки, мелкие игрушки (киндер). | Рисование:
|
Апрель
Магнит и его свойства. Экспериментирование с магнитом
Цель: Познакомить детей с понятием магнит. Сформировать представление о свойствах магнита. Активизировать знания детей об использовании свойств магнита человеком. Развивать познавательную активность детей, любознательность при проведении опытов.Воспитывать правильные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Эксперименты и опыты | Материал и оборудование | Интеграция |
| Магниты разных размеров, металлические предметы, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различные пуговицы. | Рисование
|