Чтобы хорошо написать ЕГЭ по математике, нужно определиться со своими планами на будущее и правильно оценить свои силы.
Если вы в математике разбираетесь с большим трудом, чувствуете себя неуверенно, то лучше сосредоточиться на основных заданиях экзамена – части В. Ваша цель – не получить 100 баллов, а сдать экзамен. Правильно решенные все задания части В дают 63 тестовых балла или твердую 4. Задания части В основаны на базовых темах школьного курса математики, и не представляют собой чего-то особо заумного. Часть С же – усложненная, задания этой части, хоть и оцениваются дороже в баллах, не всем под силу. Поэтому лучше потратить время и силы на экзамене на решение и проверку заданий части В, чем схватиться за часть С и наделать ошибок везде.
Чаще всего баллы теряются из-за глупых ошибок: потерянный минус, описка, неправильный подсчет. Помните, что задания ЕГЭ подобраны так, чтобы все решалось и получались конкретные ответы. То есть, если у вас на экзамене получается вдруг отрицательный дискриминант или бесконечная десятичная дробь – вы где-то допустили ошибку! Нужно вернуться и все пересчитать.
Любая трудная тема по математике в старших классах базируется на каких-то уже пройденных темах. Например, чтобы понять тригонометрические функции в 10 классе – нужно разобраться и осознать, что такое синусы-косинусы из курса геометрии и вспомнить функции.
Не просто повторить правила, а попытаться вникнуть, осознать – почему синусы и косинусы определяются только и исключительно для прямоугольных треугольников, а не для всех и всяких? И что вообще такое функция? Да, школьные учебники не могут дать исчерпывающего ответа, да и написаны они, зачастую, непонятным языком.
Для того, чтобы разобраться в непонятном – всегда нужно искать ответы где-то еще. Помните, по любой теме школьной программы в интернете есть исчерпывающие, простые, понятные объяснения. Нужно только уметь их найти.
Математические темы в Википедии написаны заумным сухим языком, ищите на форумах для преподавателей http://www.zavuch.ru/forum/topic/1109/ , на них часто обсуждаются темы «как объяснить тему, чтобы детям было понятно». Ищите специальные сайты, типа «математика для начинающих» http://www.egesdam.ru/page280.php , «математика для блондинок» http://www.webstaratel.ru/ .
Умение работать с дополнительными источниками и находить ответы на свои вопросы – неотъемлемая часть самообразования.
Чтобы не получалось каши в голове – заведите себе тетрадь или папку в компьютере, где будете вести конспект. Память человеческая такова, что прочитанное однажды – легко забывается. Надо повторять, перечитывать, снова осознавать. Лучший способ запомнить что-то – прочитать, повторить через 15 минут, потом через 2 часа и еще раз через сутки.
Прекрасно, если повезет с репетитором, который умеет на пальцах объяснить непонятное. Не бойтесь задавать репетитору вопросы и казаться глупым и ничего не знающим – хорошему преподавателю ваши вопросы помогут понять, где у вас пробелы в знаниях, и он сумеет разъяснить непонятные моменты.
К сожалению, большинство школьников чаще задает себе и учителям вопрос «как это правильно решить?», не желая вдаваться в детали. Если почаще задаваться вопросом «почему?» и стараться разобраться в нем – математику вы будете знать на отлично. И у вас не возникнет проблем с успешной сдачей экзамена.
Что даёт разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни? Посмотрим на разъяснение, которое расскажет о том, почему и зачем вводится данная система, и даст понять, какой экзамен выбрать.
В российских школах сдавали базовый ЕГЭ по математике. Экзамен был пробным и добровольным. Если школа решала принять участие в апробации, она по интернету получала КИМы, причем заодно испытывали и систему генерации вариантов – для каждой школы он создавался автоматически из банка задач.
После обработки результаты стали доступны только школам-участникам. По итогам будет опубликована только общероссийская статистика – никакого сравнения школ и регионов. Такая математическая проба не грозила ни обструкциями для директоров и педагогов, ни стрессами для учеников. Цель была в другом – ещё на старте учебного года дать возможность выпускникам испытать себя на базовом экзамене. Получить информацию для выбора – какой экзамен сдавать – базовый или профильный. Или даже пойти на оба – такая возможность тоже есть .
Итак, узнаем об итогах апробации, а также о том, что даст разделение ЕГЭ по математике на базовый и профильный уровни.
Сергей КРАВЦОВ, руководитель Рособрнадзора: В этом учебном году можно будет сдать или базовый уровень, или профильный, или оба сразу .
Иван Ященко, руководитель федеральной группы разработчиков ЕГЭ по математике, директор Центра непрерывного математического образования: Желание думать - лучший помощник на экзамене!
В соответствии с Концепцией развития математического образования в Российской Федерации по предложению Ассоциации учителей математики и после обсуждения с учителями и экспертами, ЕГЭ по математике решено разделить на базовый и профильный уровни .
Экзамен базового уровня не является облегчённой версией профильного, он ориентирован на иную цель и другое направление изучения математики. Базовый уровень будет содержать задания, которые необходимы выпускнику школы, чтобы использовать математический аппарат в повседневной жизни: проводить простейшие расчеты, оценку и прикидку, логически рассуждать, действовать в соответствии с несложными алгоритмами, использовать для решения задач учебную и справочную информацию, решать в том числе сложные задачи, требующие логических рассуждений.
Результаты базового ЕГЭ по математике выдаются в отметках по пятибалльной шкале, не переводятся в стобалльную шкалу и не дают возможности участия в конкурсе на поступление в вузы . Эти результаты позволят выпускнику получить аттестат и поступать в вуз по некоторым гуманитарным направлениям , где не требуются результаты ЕГЭ по математике.
Более сложный, профильный уровень ЕГЭ по математике, ориентирован на тех, для кого математика - один из вступительных экзаменов в вуз .
Математика. Задачи типа 16 (С4) . Геометрия. Планиметрия. Профильный уровень.
КИМы ЕГЭ профильного уровня созданы на основе экзаменационной модели ЕГЭ 2014 года и проверяют умения выполнять вычисления и преобразования, решать уравнения и неравенства, выполнять действия с функциями, с геометрическими фигурами, строить и исследовать математические модели.
Результаты профильного ЕГЭ по математике оцениваются в стобалльной системе и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз .
В апробации базового ЕГЭ по математике приняли участие 15000 школ России и почти 300 тысяч одиннадцатиклассников – больше трети всех будущих участников ЕГЭ.
Не набрали ориентировочный аттестационный порог в 7 задач из 20 чуть более 10% участников. Сделали менее 10 задач почти 30%, лишь небольшое число из них планирует поступать в вуз, где требуется математика.
Для этой группы ребят введение базового экзамена как раз шанс не потратить зря 11-й класс на натаскивание на «непонятные задания». И здесь очень важный момент. Школы, учителя должны не отмахиваться от проблемы, говоря, что, мол, сами виноваты, раньше надо было лучше учиться. Ведь в этой ситуации есть, как правило не только вина ученика, но и вина школы. Часто кивают на программы и учебники и в течение многих лет, ученика, который слабо владеет материалом иногда 6-го класса, продолжают «грузить» материалом, который «положен по программе», невзирая на неготовность к его изучению (более четверти участников апробации ошиблись в операциях с дробями, треть – неуверенно работает со степенями, почти 27% участников апробации не сделали задачу на прикидку порядка величины – то есть у них не выработано «чувство числа»). И, если школа займётся именно исправлением этих проблем, организует занятия по специальным программам, то можно будет совместить качественную подготовку к экзамену с изучением математики, развитием логического мышления. И эти занятия можно сделать понятными и интересными!
С другой стороны, приятно отметить, что более трети ребят сделали 19 задач, чуть меньше трети и 20 задач, то есть у многих не удалось убить желание думать!
Математика. Задачи типа 14 (С2) . Геометрия. Стереометрия. Профильный уровень.
Кстати, не все решившие 19 или 20 задач набрали большое количество баллов, это означает, что материал освоен не очень, а мышление у ребёнка неплохое!
Таким образом апробация показала, что базовый ЕГЭ - это не экзамен, «подогнанный под фактический низкий уровень, чтобы только сдали», а испытание, к которому реально подготовиться за оставшееся время. При этом базовый ЕГЭ - достойный ориентир для освоения математики, как теми, у кого низкий фактический уровень, так и теми, у кого он неплохой, но дальнейшие планы просто не связаны со специальностями, где требуется высокий балл по ЕГЭ по математике.
ИТОГО:
Если при поступлении в ВУЗ на выбранную вами специальность нужны результаты ЕГЭ по математике (например, социология ), вам нужно сдавать профильный уровень .
Если на выбранную специальность математика не учитывается (например, журналистика ), вы можете сдать базовый уровень .
Для подготовки выбирайте пособия в учебно-методической литературе.
В 11 классе школьникам предстоит сделать выбор, какую математику сдавать на ЕГЭ - профильную или базовую. Сегодня мы поговорим о том, чем один уровень отличается от другого, и для чего было сделано такое разделение.
Что такое базовая математика?
Экзамен по математике базового уровня разработан для тех ребят, которым в будущем этот предмет не пригодится:
Базовый экзамен по математике оценивается по 5-балльной шкале (набранные баллы переводятся в привычные оценки), состоит из 20 заданий и охватывает всю школьную программу с 1 по 9 классы. Они относительно простые, и для того, чтобы получить тройку, нужно решить правильно всего 7 заданий, как это было, например, в 2017 году.
Вот что входит в базовый уровень:
С 1 по 16 задания относительно простые, с 17 по 20 - по сложности можно сравнить с профильным уровнем. Кроме того, задачи базового уровня не требуют подробно описывать ход решения.
Что такое профильный уровень?
И еще несколько советов от преподавателей нашего центра.
В отличие от базовой математики, профильная оценивается по 100-балльной шкале. На данный момент минимальный балл - 27, но ближе к экзаменам ситуация может измениться.
Какая математика нужна в вузе?
Если в перечне вступительных испытаний указана математика, вам нужно будет сдавать профильный уровень. Имейте в виду, данное уточнение есть не во всех положениях о приеме абитуриентов, считается, что это общеизвестный факт. Даже если вы сдали базовую математику на максимальный балл, в приемной комиссии этот результат принят не будет.
Профильная математика нужна не только технарям и физикам. Она требуется на некоторых гуманитарных направлениях, особенно, если они связаны с экономикой, управлением, лингвистикой и другими общественными науками.
Что выбрать, чтобы наверняка сдать?
Основной совет: трезво оценивайте свои возможности. Например, если вы перебиваетесь с двойки на тройку, то лучше не мучиться и написать на высокие баллы базовую математику и получить хороший аттестат, чем потерпеть полное фиаско, выбрав профильный уровень.
В случае, когда этот предмет нужен, чтобы поступить в вуз мечты, но с ним вы не дружите, то хотя бы начинайте подготовку к ЕГЭ не за год, а за два. Пробелы в знаниях формировались несколько лет и за 8 месяцев подготовки вы их не восполните.
К профильной математике следует усердно готовиться, даже если у вас по ней твердая пятерка. На экзамене может случиться разное, например, вы переволнуетесь, растеряетесь и всё забудете. Нужно быть во всеоружии. Пройдите под руководством опытного преподавателя типовые экзаменационные задания, чтобы выработать автоматический навык.
Вконтакте
Разделение Единого государственного экзамена по математике на базовый и профильный уровни улучшило результаты столичных школьников, сообщает Агентство городских новостей «Москва» со ссылкой на руководителя Федеральной комиссии разработчиков контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ по математике, директора ГБОУ «Московский центр педагогического мастерства» Ивана Ященко.
«Уже видно, что в целом результаты ребят улучшились, и это очень хорошо заметно на волне честного ЕГЭ. Теперь мы можем говорить, что те цифры, которые есть, они действительно отражают уровень знаний ребят», - сказал Ященко.
По его словам, благодаря разделению ЕГЭ по математике существенно снизилась психологическая нагрузка на выпускников.
«Очень важно, что это было сделано очень мягко для выпускника, если кто-то что-то не понял, то можно сдать обе математики. Если ты выбрал по ошибке профильную математику, перепутав с базовой, и получил по ней «два», то на пересдачу можно было выбрать уровень. Это перестает создавать у ученика чувство математической ущербности», - подчеркнул директор.
ЕГЭ по математике с 2015 года разделен на два уровня - базовый и профильный. Базовый ЕГЭ сдают выпускники, которые идут на специальности, где математика не является профильным предметом или не планируют поступать в вузы. Профильный экзамен предназначен для тех выпускников, кого математика является одним из вступительных экзаменов в вуз.
Базовый ЕГЭ включает в себя 20 заданий и оценивается по пятибалльной шкале.
Профильный экзамен состоит из двух частей и содержит 21 задание. Из них девять базового уровня, остальные повышенного и высокого. При этом 14 заданий требуют от ученика краткого вида в виде числа, дроби и так далее, в семи требуется развернутое решение. Чтобы сдать экзамен, надо набрать как минимум 27 баллов из 100. На выполнение заданий отводится четыре часа.
В конце июля пресс-центр Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки сообщал, что Научно-методический совет по математике, созданный при Федеральном институте педагогических измерений признал эффективным разделение единого государственного экзамена по математике на базовый и профильный уровни.
Обязательными для всех выпускников являются два экзамена: русский язык и математика. Возможность сдачи ЕГЭ по математике на базовом или профильном уровне введена в 2015 году по предложению Ассоциации учителей и преподавателей.
Всего в этом году ЕГЭ по математике сдавали более 500 тысяч человек.
Успешная сдача экзамена базового уровня позволяет участникам подать документы в те вузы, где математика отсутствует в перечне вступительных испытаний, а профильного уровня - в вузы, где математика включена в перечень.
В России ЕГЭ служит одновременно как выпускной экзамен в школе и вступительный экзамен в вуз. Обязательными для получения аттестата об окончании российской школы являются ЕГЭ по русскому языку и математике, с 2020 года в число обязательных предметов для выпускников также планируется ввести иностранный язык.
Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:
Часть 1
Состоит из 8 заданий, это задания 1-8, с кратким ответом. Процесс решения описывать здесь не требуется. Если вы владеете базовыми знаниями, то времени на решение уйдёт немного, можно уложиться в 20-45 минут. Помните, что в ответе всегда должно получиться целое число или конечная десятичная дробь.
*Первая часть предназначена для проверки базовых знаний — эти задачи соответствуют уровню обычной средней школы без углубленного изучения математики.
Часть 2
Содержит 11 заданий по материалу курса средней школы. Это задания 9-19. Задания 9-12 повышенного уровня сложности с кратким ответом и задания 13-19 повышенного и высокого уровня сложности с развёрнутым ответом. В заданиях 13-19 необходимо привести грамотное и обоснованное решение.
*Вторая часть (9-19) подразумевает повышенный и высокий уровень знаний и навыков.
Задания 13 и 14 — никаких углублённых знаний математики не требуют. Важно грамотно оформить решение задачи.
Задачи 15 и 16 — это уже серьезный уровень. Но школьной программы также достаточно, чтобы их решить. Хорошие теоретические знания плюс навыки решения плюс умение делать выводы из начального условия — и задачи будут вами решены.
Задачи 17, 18 и 19 — самые сложные и нестандартные. Подвластны тем, кто не просто хорошо знает математику, а увлечён ей и постояно совершенствуется. Требуется оригинальное, нестандартное мышление, смекалка, изобретательность. Само решение занимает на тетрадном листе немного места, но поразмыслить придётся.
*Профильный ЕГЭ в 2015 сдавало 268000 человек. Более 90 баллов набрали примерно 1 из 1000 сдававших. По 100-бальникам, почему-то, статистики не обнаружил, но их не более 150 человек.
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Экзаменационная работа содержит 20 заданий с кратким ответом. Ответом к каждому из заданий 1-20 является целое число или конечная десятичная дробь, или последовательность цифр. Ответ нужно либо посчитать, либо выбрать из условия задания.
Теперь несколько слов о сложности заданий. Экзамен базового уровня - явление новое. Сделать оценку по годам не представляется возможным. Приходится ориентироваться на официальные проекты демовариантов и задания пробных экзаменов.
Здесь будут две новости, да...) Начнём с плохой, разумеется. Математический, гм... ассортимент, требуемый для успешной сдачи экзамена, не меньше школьной программы. В заданиях присутствует и геометрия, и тригонометрия, и логарифмы, и производные, и теория вероятности, и прочие премудрости... В этом смысле, задания базового уровня не сильно отличаются от аналогичных заданий профильного ЕГЭ.
Новость хорошая. Много самых простых заданий. Т.е таких заданий, для выполнения которых требуются только основные понятия из каждой темы.
Расклад по темам выглядит примерно так:
Задание 1. Действия с дробными числами. В этом задании надо знать виды дробей, уметь переводить их из одного вида в другой, складывать-вычитать и умножать-делить дроби. Сходите по ссылкам, освежите память.) Там кратенько. Если вы не можете без калькулятора - задание не выполнить...
Задание 2. Элементарные действия со степенями.
Задание 3. Задачка на проценты. Для её решения достаточно знать, что такое проценты.
Задание 4. Для выполнения этого задания надо уметь выражать переменную из формулы. Дело простое, но не у всех получается.)
Задание 5. В этом задании могут быть самые элементарные примеры из тригонометрии. Или, столь жепростые примеры с логарифмами.
В заданиях 6, 9, 11, 12, 14 нужно уметь получать информацию из таблиц и графиков, решать элементарные житейские задачки на выбор лучшего варианта, и т.п. Эти компетентностные задачи в базовом уровне не проще (но и не сложнее), чем в профильном.
Задание 7. В этом задании проверяется умение решать простые уравнения из различных тем. Уравнения могут быть линейные, могут быть квадратные, могут быть показательные или логарифмические, всякие могут быть. Их объединяет одно замечательное свойство - простота!) Самые основы, без лишних заморочек. Кстати, по указанным ссылкам, как раз, самые основы и разбираются.
Задание 8, 13, 15, 16 - это элементарная геометрия. От совсем примитивной до простой.)
Задание 10. Задачка по теории вероятности. Примерно той же сложности, что и в профильном экзамене.
Задание 17. Это задание на работу с числовой осью. В профильном уровне подобные задания не встречались. Зато встречались в ГИА.) Надо сказать, что это задание не самое простое в базовом уровне.
Задание 18. Проверяется умение соображать и делать логические выводы.
Задание 19. Задача на работу с числами.
Задание 20. Текстовая задача с подвохом.
Посмотров 882