Преподобный алипий иконописец. Преподобный алипий печерский Икона алипия в третьяковской галерее


Преподобный Алипий Печерский - киевский чудотворец, первый древнерусский иконописец, известный по имени. Считается родоначальником русского религиозного искусства. Родился предположительно в Киеве около 1065 или 1070 г. С юных лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Принял монашеский постриг при игумене Никоне, позднее за свою подвижническую жизнь был посвящен в сан пресвитера. Иконописанию учился у греческих мастеров, расписывавших в 1083 г. «Великую печерскую церковь» - Успенский собор. Во время проведения работ стал свидетелем чуда: образ Богоматери «сам вообразися» в алтаре церкви, и из пречистых Ее уст вылетел голубь, который влетел потом в уста Богомладенца. Преподобный славился своим нестяжанием. Писал безвозмездно иконы не только для монастырской братии, но и для прихожан, обновлял ветхие образа в приходских храмах. Достиг высокого мастерства - среди киевских иконописцев не было равного ему. Обладал даром чудотворения. Так, он исцелил прокаженного, помазав его раны своими красками. В Киево-Печерском патерике упоминается о нескольких случаях, когда писать святые образа ему помогали ангелы. В частности, незадолго до его смерти ангел написал за него икону в честь Успения Пресвятой Богородицы. Скончался преподобный Алипий вскоре после 15 августа около 1114 г. Мощи его почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры.
Жизнь и деяния св. Алипия - редкостный подвиг. Он обладал неповторимым самобытным талантом. Многие украшавшие древние наши храмы иконы этого великого мастера прославились как чудотворные, и перед ними возносились к Богу самые теплые, самые проникновенные молитвы. К сожалению, достоверные произведения его не сохранились. В Патерике названы пять икон деисусного чина и две местные, предназначавшиеся для киевских церквей. Одна из них, местная икона Богородицы, уцелевшая в огне после большого пожара в Киеве (вероятно, в 1124 г.), по приказу князя Владимира Мономаха была перенесена в Ростов для построенного им здесь храма. Ее отождествляли с иконой Божией Матери «Великая Панагия» (Оранта), которая в настоящее время датируется XIII в. Предание приписывает св. Алипию еще две чудотворные иконы: «Свенскую» - образ Богоматери с предстоящими Ей преподобными Антонием и Феодосием Печерскими - из Свенского монастыря, прославившуюся при защите Брянска от нашествия французов в 1812 г., и «Предста Царица» из иконостаса Успенского собора в Московском Кремле (хотя ее считают списком, сделанным два века спустя). «Свенская» и «Великая Панагия» находятся сейчас в экспозиции Третьяковской галереи. Эти иконы относятся к наиболее ценным памятникам древнерусского искусства и одновременно являются великой святыней для всех православных христиан.

Преподобный отец наш явил себя подражателем святому Евангелисту Луке 1 , ибо служил Господу, сотворившему нас по образу и подобию Своему (Быт.1:26), подобно оному Луке, а именно: он не только изображал чудодейственно лики святых на иконах, но и воплощал в душе своей их добродетели; кроме того был дивным врачом; благочестное житие его представляется нам в таком виде:

В княжение благоверного князя киевского Всеволода Ярославича 2 , при игумене преподобном Никоне, по устроению Божию и по совету преподобных отцов Антония и Феодосия 3 , чудесно явившихся в Константинополе в десятый год по своем преставлении, – прибыли для украшения святой печерской церкви греческие иконописцы; этим-то иконописцам и был отдан блаженный Алипий своими
родителями в обучение живописному искусству.

Преподобный Алипий иконописец Печерский

Святой Алипий был очевидцем того дивного чуда, о котором повествуется в сказании о церкви печерской, именно: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собою изобразилась икона Пресвятой Богородицы : при этом икона сия просветилась и блистала ярче солнца: потом из уст Пресвятой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время (по церкви), влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находившейся в верхней части церкви.

Тогда-то обучался сей блаженный Алипий, помогая своим учителям; и он кроме того прекрасно живописал в душе своей, ибо благодать Пресвятого Духа пребывала в той церкви печерской.

Когда упомянутые иконописцы окончили свое дело и украсили иконами святую церковь, украшен был и Алипий преподобным игуменом Никоном чудным образом святого ангельского иноческого чина. И начал святой Алипий обучаться искусству изображать в душе своей добродетели святых, будучи уже обучен искусству изображал вещественно (на иконах) их лики.

Святой Алипий был настолько искусен в своем деле, что, по благодати Божией, видимым изображением на иконе воспроизводил как бы самый духовный образ добродетелей; ибо обучался искусству иконописному не ради стяжания богатства, но ради стяжания добродетелей; он постоянно трудился, живописуя иконы для игумена, для братии и для всех нуждавшихся, ничего не взимая за труд свой.

Блаженный Алипий просил всех, видевших обветшавшие иконы в какой-либо церкви, сообщать ему об этом; тогда он, не требуя никакого вознаграждения, своим искусством украшал те церкви.

Если же святой был свободен от такой работы, тогда упражнялся в иконописном искусстве для себя и живописал иконы, которые отдавал тем, у кого он брал взаймы золото и серебро, нужное для украшения икон. Так поступал святой для того, чтобы не проводить времени в праздности; он уподоблялся древним святым отцам, постоянно занимавшимся рукоделием, и самому верховному Апостолу Павлу 4 , который говорит о себе: «нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии (Деян.20:34).

Если же когда случалось святому Алипию зарабатывать какую-либо сумму денег своим рукоделием, то он делил ее на три части: первую часть тратил на поновление икон, вторую на милостыню нищим и третью – отдавал на монастырские нужды. Так поступал святой ежегодно, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью он упражнялся в молитвенном бодрствовании и поклонах, днем же с великим смирением, нестяжательностью, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием занимался рукоделием; никто никогда не видал его праздным; но при всём том он никогда не пропускал молитвенных собраний хотя бы для своих занятий.

Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа, – Иерея по чину Мелхиседекову 5 , возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был поставлен как светильник на свещнике (Мф.5:15), или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубою красотою добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса; из многих чудотворений его мы напомним здесь о некоторых.

Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказою; сей искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал еще в худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием.

Когда сей больной был приведен в монастырь печерский, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного, а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие его, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносит смрадного запаха, исходившего от тела больного.

Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом, и не выходил из дома многие дни, по причине исходившего от него смрада, говоря друзьям своим: «бесчестием покрывают лице мое. Чужим стал я для братьев моих и посторонним для сынов матери моей (Пс.68:8-9), потому что я не явил веры преподобным отцам Антонию и Феодосию; и каждый день ожидал своей смерти.

Однако, придя в себя, сей муж решил исповедать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему:

– Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством; так свидетельствует о себе и пророк, взывая ко Господу: «я сказал: «исповедаю Господу преступления мои», и Ты снял с меня вину греха моего (Пс.31:5).

Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лицо его, помазав гнойные места; после этого святой Алипий повел больного в церковь, причасти его Божественным Тайнам и повелел ему умыться тою водою, которою обычно умывались священники после принятия святых Таин; вскоре же после сего гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.

В этом чудотворении преподобный отец наш Алипий явил себя подражателем Самому Господу нашему Иисусу Христу; ибо подобно тому как Христос, исцеляя прокаженного, повелел ему показаться иерею и принести дар за очищение свое (Мф.8:4), так и сей преподобный приказал больному проказою показаться ему, как иерею, во время священнослужения, и принести в дар то, о чем говорит пророк: «что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне? Чашу спасения приму (Пс.115:3-4). Упомянем здесь и о даре, ибо правнук сего прокаженного, в благодарность за очищение его, оковал золотом кивот, находившийся над святым престолом в церкви печерской.

Кроме сего преподобный Алипий явил себя подражателем Христа, исцелившего слепорожденного; ибо, подобно тому как Христос, исцеляя слепорожденного, сначала помазал ему очи брением, потом повелел ему умыться в купели силоамской (что значит «посланный») (Иоан.9:6-7), так и сей преподобный, сначала помазал струпы прокаженного иконописными красками, потом приказал ему умыться тою водою, которою умываются обычно иереи, – посланники Божии; таким образом святой исцелил больного как от проказы телесной, так и от слепоты греховной, так что все, пришедшие вместе с больным из города, весьма изумились такому скорому исцелению. Но преподобный Алипий сказал им:

– Братия! Обратите внимание на то, что сказано: «никто не может служить двум господам (Мф.6:24); ибо сей человек первоначально был порабощен демону по причине грехов своих; поэтому, когда он пришел к Богу, но по совету вражию, отчаялся в спасении своем и не веровал в Господа, Который только Один и мог спасти его, – то проказа еще с большею силою охватила тело его, в наказание за его неверие;
ибо Господь сказал: «просите , и не просто «просите , но с верою, «дано будет вам (Мф.7:7). Когда же ныне он вторично обратился с раскаянием к Богу, в моем присутствии, то «Бог, богатый милостью (Еф.2:4), исцелил его.

Выслушав это, люди поклонились святому и отправились в обратный путь вместе с исцеленным, прославляя Бога и преподобных отцов Антония и Феодосия, а также и их ученика, преподобного отца нашего Алипия; и говорили о сем святом Алипии, что он явлен был им как новый Елисей 6 , ибо он исцелил от проказы того больного подобно тому, как Елисей исцелил от проказы Неемана сириянина (4Цар.5:14).

Был еще некто из того же города Киева, муж благочестивый. Сей построил церковь и пожелал иметь семь больших икон для украшения церкви; сей муж отдал серебро вместе с досками, предназначенными для начертания икон, двум монахам монастыря печерского, знакомым ему, попросив их посоветоваться со святым Алипием относительно написания икон. Но монахи ничего не сказали Алипию, а серебро присвоили себе. Спустя некоторое время тот муж послал спросить монахов, написаны его иконы или нет? Они отвечали, что Алипий требует еще серебра.

Потом снова, взяв серебро, присланное от мужа того, присвоили его себе. Затем, дойдя до крайнего бесстыдства, сии два монаха снова послали сказать тому мужу (клевеща на святого), что Алипий требует еще столько же серебра, сколько получил. Христолюбивый муж тот дал серебро и в третий раз, сказав:

– Я весьма желаю получить молитву и благословение от дела рук его.

Святой же Алипий ничего не знал о том, что делали монахи.

Наконец муж тот послал еще раз узнать точно, не написаны ли уже иконы? Монахи же те, не зная, что ответить, сказали, что Алипий взял всё серебро, трижды посланное, но икон писать не хочет.

Тогда христолюбивый муж тот прибыл в монастырь печерский вместе со своею дружиною, отправился к игумену Никону и рассказал ему о причине печали, нанесенной ему (якобы) Алипием. Игумен, позвав Алипия, сказал ему:

– Для чего ты, брат, наносишь такую обиду сему сыну нашему, который весьма упрашивал тебя написать иконы и дал тебе серебра, сколько ты просил? Но ты, взяв так много серебра и дав обещание написать иконы, не написал их, хотя в иных случаях писал иконы и без всякой платы.

Блаженный же Алипий отвечал на это:

– Честный отец! Ты хорошо знаешь, что я никогда не выказывал лености в деле сем; но сейчас я совершенно не понимаю, о чем ты говоришь.

Тогда игумен снова сказал ему:

– Ты взял тройную цену за написание семи икон; но до сих пор ты не написал их.

И тотчас, желая обличить святого, приказал принести доски, предназначенные для написания икон (доски те за день пред этим видели стоявшими в одном из монастырских строений, и на них не было ничего изображено): игумен приказал также позвать и тех монахов, чрез посредство которых оный муж передавал серебро святому, дабы сии монахи обличили Алипия.

Алипий иконописец

Посланные за досками, нашли их весьма искусно расписанными и принесли их к игумену.

Увидав сие, все, бывшие там, весьма удивились и впали в великий страх; потом с трепетом пали ниц на землю и поклонились тем образам, созданным не рукою человека, – именно образу Господню, образу Пресвятой Богородицы и прочим образам святых Божиих.

Потом пришли те два монаха, которые оклеветали Алипия; не ведая ничего о сем чуде, они вступили в пререкание со святым, говоря:

– Вот ты взял тройную цену, а икон писать не хочешь!

Услыхав эти слова, все, бывшие там, показали тем монахам иконы, сказав:

– Вот эти иконы, написанные Самим Богом, удостоверяют невинность Алипия!

Монахи же те, увидя иконы, пришли в ужас от столь великого чуда. Они тотчас же были обличены игуменом в воровстве и лжи, были изгнаны из монастыря и лишены всего имущества своего.

Но сии монахи не прекратили злобы своей: они стали распространять в городе хулу на преподобного Алипия, утверждая, будто бы они сами написали те иконы; – начальник же наш, – говорили они, – не желая вознаградить нас за труд, – дабы отстранить нас от работы, солгал относительно икон, что будто бы они написаны Самим Богом, восхотевшим оправдать Алипия.

Услыхав такие речи, многие граждане пошли из города в монастырь, дабы видеть те иконы и поклониться им.

Однако, несмотря на то, что многие из граждан и поверили тем монахам, оклеветавшим преподобного Алипия, – Бог, прославляющий святых Своих, как Он Сам говорит во святом Евангелии: «не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф.5:14); и еще: «зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме (Мф.5:15),
– Бог не утаил добродетельных подвигов сего праведного мужа; ибо до самого князя Владимира Мономаха 7 дошла весть о сем чуде, сотворенном Господом ради святого Алипия; сие чудо было удостоверено еще следующим образом:

По попущению Божию, случился в Киеве пожар, от которого сгорел почти весь Подол 8 в Киеве; в этой части города находилась и церковь с упомянутыми иконами, также сгоревшая; однако после пожара нашли все те сем икон совершенно неповрежденными.

Когда князь услышал об этом, то пришел лично сам на место пожара, желая видеть бывшее там чудо. Увидав иконы, оставшиеся невредимыми от огня, князь прежде всего узнал, что они были написаны в течение одной ночи по устроению Бога, восхотевшего оправдать Алипия от возводимой от него клеветы.

Тогда князь Владимир Мономах со усердием прославил Творца всего Боа, явившего столь великие чудеса ради добродетелей преподобного Алипия.

Потом, взяв одну из тех икон, – именно икону Пресвятой Богородицы, приказал отправить ее в город Ростов, в каменную церковь, находившуюся там, построенную им самим.

Некогда разрушилась и сия церковь в Ростове, однако икона та осталась совершенно неповрежденной. Потом икона была поставлена в деревянную церковь; но и эта церковь, спустя некоторое время сгорела от пожара; икона же опять осталась неповрежденной, так что на ней не оказалось и небольшой царапины после пожара.

Всё сие с несомненностью подтверждало добродетельную жизнь преподобного отца нашего Алипия, ради которого написалось сама собою та икона.

Перейдем теперь к чуду, совершившемуся при кончине святого, дабы видеть, как дивно сей человек, искусный творец икон, перешел из жизни сей временной в жизнь вечную.

Некий благочестивый человек попросил преподобного отца нашего Алипия написать икону Пресвятой Богородицы; мри этом он просил святого написать сию икону ко дню праздника Успения. Но преподобный заболел в скором времени и уже приближался к смерти своей; а икона, между тем, не была написана; человек тот весьма скорбел по сему случаю и очень беспокоил святого. Блаженный же Алипий сказал ему:

– Чадо! Не беспокой меня, но возложи всю печаль свою на Господа, и Он сделает, как пожелает: икона будет на своем месте в праздник свой.

Муж тот, поверив словам святого, пошел в дом свой с веселием. Потом он снова пришел к Алипию накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. Увидав, что икона не была написана. Увидя также и то, что преподобный Алипий разболелся еще больше, муж тот стал укорять блаженного, говоря так:

– Почему ты не сказал мне ничего о своей тяжкой болезни? Тогда я отдал бы икону другому иконописцу, который бы и написал ее мне, дабы праздник был честен и торжественен; но вот теперь ты ввергаешь меня в великий стыд.

Преподобный с кротостью отвечал ему:

– О чадо! Разве это сделал я по своей лености? Однако Бог может единым словом Своим написать икону Матери Своей; вот я сам ухожу из мира сего, как открыл мне сие Господь, но не хочу оставить тебя в печали.

Муж тот отошел с глубокою скорбью. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию пошел некий светлый юноша, который и начал писать икону мужу тому. Алипий подумал, что человек тот, обидевшись на него, прислал нового иконописца, и принял сначала юношу того за человека; однако быстрота и изящество его работы показывали, что-то был ангел; ибо он в продолжении трех часов написал весьма красивую икону, то полагая на икону золото, то растирая различные краски на камне и живописуя ими; потом сказал преподобному:

– Отче! Быть может здесь еще чего не достает, или в чем-либо я погрешил?

Преподобный же отвечал:

– Ты сделал всё прекрасно; Сам Бог помог тебе написать икону с таким благолепием; это Он Сам сделал через тебя.

Когда же наступил вечер, тот иконописец вместе с иконою сделался невидимым.

Между тем хозяин иконы не мог уснуть всю ночь от печали, так как думал, что икона не будет готова к празднику; посему он считал себя недостойным такой милости Божией и называл себя великим грешником. По сей причине, встав утром, на другой день, он пошел в церковь, дабы исповедать там Господу свои согрешения.

Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение: затем, немного поднявшись от земли, и со вниманием посмотрев на икону, он понял, что это была его икона.

Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику; потом пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидав здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостною душою.

После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему о чуде, случившемся с иконою; потом они вместе отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его:

– Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?

Алипий передал им всё, что видел, и сказал:

– Икону ту написал ангел и он же предстоит здесь намереваясь взять душу мою.

Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа в семнадцатый день месяца августа 9 . Братия, покрыв пеленами тело его, отнесли его в церковь; потом сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония.

Так украсил сей святой чудодейственный иконописец небо и землю; пожив на земле телом, он восшел на небо с добродетельною душою, в прославление Начальника иконописцев, Бога Отца, Который сказал: «сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт1:26), а также и по «образу ипостаси Его (Евр.1:3), Бога Сына, Который по виду став как человек (Флп.2:7); вместе со Святым духом, сходившим с неба во образе голубя (Мф.3:16) и виде языков огненных (Деян.2:3). Всех сиих, Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого, пребывающих в едином существе, восхвалим вместе с преподобным отцом нашим Алипием и будем прославлять в бесконечные веки. Аминь.

1 Св. Лука – Апостол из 70-ти, написатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских, спутник и сотрудник св. Апостола Павла. Св. Лука был родом из Антиохии сирийской; он был врачом, как говорить об этом Ап. Павел к послании к Колоссянам (4:14) и живописцем, по свидетельству Филосторгия и Никифора Каллиста. По преданию, он написал икону Божией Матери. Он скончался 80гти лет в Фивах Беотийских. Мощи его в 360 г. были перенесены в Константинополь. – Память его совершается св. Церковью 18 октября.

2 Всеволод Ярославич княжил в первый раз с 1075 г. по 1076 г. (шесть месяцев) и во второй – с 1078 г. по 1093 г.

3 Преподобные Антоний и Феодосий – основатели Киево-Печерской лавры. Память св. Антония празднуется св. Церковью 10 июля, а прп. Феодосия – 3 мая. Антония и Феодосия вместе — 2 сентября по ст.стилю.

5 Мелхиседек, царь Салимский, священник Бога Вышнего, упоминается в книге Бытия (14:18). Книга Бытия, повествующая о Мелхиседеке, ничего не говорит ни о происхождении Мелхиседека, ни о конце его жизни, что, наравне с благословением Авраама, сделало Мелхиседека, по изъяснению св. Апостола Павла (Евр. 6:20) прообразом Иисуса Христа, – вечного Первосвященника и Царя. На прообразовательное значение священства Мелхиседекова указывал еще царь и пророк Давид, когда говорил о Сыне Божием: «Ты иерей вовек по чину Мелхиседекову» (Пс.109:4). Но особенно ясно и подробно раскрыто прообразовательное значение Мелхиседека у св. Апостола Павла, в послании к Евреям (7 гл.).

7 Владимир Мономах княжил с 1114 г. по 1125 г.

8 Часть города.

9 Кончина преподобного Алипия последовала в 1114 г.

Преподобный Алипий писал иконы даром. Если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безмездно. Если же случалось, что ему платили за труд, преподобный одну часть тратил на приобретение матери­алов для иконописания, вторую раздавал нищим и лишь третью оставлял себе. Так делал он всегда, не давая себе покоя ни днем, ни ночью; ибо ночью пребывал во бдении, творя молитвы и поклоны; когда же наступал день, он со всяким смирением, нестяжанием, чистотою, терпением, постом, любовью, богомыслием принимался за рукоделие. Преподобный Алипий никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Когда игумен заметил столь великие добродетели и иконописное искусство у преподобного, так что он был достоин, нося ангельский образ иноческого чина, являть собою подражателя Сына Божия Иисуса Христа - Иерея по чину Мелхиседекову, то возвел его на степень иерейства. Тогда преподобный был пос­тавлен как светильник на свещнице (Мф. 5, 15) или, лучше сказать, как образец для подражания на высоком месте, сияя сугубой красотой добродетелей иноческих и иерейских; и был святой образцом не простым, ибо творил чудеса.
Некто из числа богатых граждан города Киева страдал проказой. Он искал помощи у многих врачей, волшебников и язычников, но не только не получил облегчения от своей болезни, а впал в еще худшее состояние. Тогда один из друзей больного посоветовал ему идти в Печерский монастырь, дабы просить молитвы у святых отцов; он согласился, но с неудовольствием. Когда больной был приведен в монастырь, игумен приказал напоить его водою из колодца преподобного Феодосия (память 3/16 мая и 14/27 августа), а также велел умыть ему тою же водою и лицо. И тотчас на теле больного появилось так много гноя, в наказание за неверие, что все сторонились от него, не будучи в состоянии выносить смрадного запаха, исходившего от тела больного. Тогда с плачем и негодованием сей прокаженный возвратился к себе в дом и не выходил из дома многие дни по причине исходившего от него смрада и каждый день ожидал своей смерти. Однако, придя в себя, сей муж решил испове­дать все грехи свои; посему пошел опять в монастырь Печерский к преподобному Алипию и исповедал ему свои согрешения. Преподобный же сказал ему: «Ты хорошо сделал, чадо, что пришел исповедать Богу грехи свои пред моим недостоинством, так свидетельствует о себе и пророк, взывая во Господу: Рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего (Пс. 31, 5). Потом преподобный Алипий долгое время поучал его душеспасительными речами, затем, взяв иконописные краски, украсил лице его, помазав гнойные места; после этого святой повел больного в церковь, причастил его Божественных Таин и повелел ему умыться тою водою, которой обычно умывались священники после принятия Святых Таин. Вскоре же гнойные струпья сошли с больного и он стал здрав, как и раньше.
Много икон, писанных преподобным Алипием, прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему в святом деле писания икон. Один киевлян, построив церковь, поручил двум печерским инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время выполнения заказа, киевлянин обратился к игумену с жалобой на преподобного, и тут только обнаружилось, что он и не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Все пришли в ужас и с трепетом пали ниц на землю и поклонились нерукотворенным тем образам - Господню, Пречистой Его Матери и святых Его.
Случилось однажды, по попущению Божию, сгореть всему Подолу в Киеве. Сгорела и церковь, в которой хранились те иконы. После пожара, однако, иконы были найдены целыми и невредимыми. Князь Владимир Мономах (1113-1125), узнав об этом, сам приходил смотреть таковое чудо и, видя оставшиеся неповрежденными иконы, слыша о них, что в одну ночь они были написаны мановением Божиим, избавляющим преподобного Алипия, прославил Бога, содеявшего толикое чудо ради преподобного Алипия. Князь, взяв одну из тех икон - икону Успения Пресвятой Богородицы, послал в город Ростов, в каменную церковь, которую построил сам. Но и это здание церкви рухнуло - икона же осталась без вреда. Тогда она была внесена в деревянную церковь, но и та вскоре сгорела. Икона же, впоследствии получившая наименование Владимирской-Ростовской (празднование 15/28 августа), опять осталась нетронутой, даже без малейших следов влияния огня. Все это удостоверяло добродетельную жизнь преподобного Алипия, ради которого же и изобразились нерукотворно те иконы.
При кончине преподобного Алипия, дабы видеть, как дивно сей человек перешел из жизни временной в жизнь вечную, совершилось еще чудо преславное. Один благочестивый человек дал преподобному Алипию написать наместную икону Успения Пресвятой Богородицы, умоляя его приготовить икону к празднику Успения. Прошло немного дней, как преподобный Алипий разболелся и, приближаясь к смертному своему успению, не мог исполнить поручения, и икона оставалась ненаписанной. Человек тот печалился и негодовал на святого, но Алипий сказал ему: «Чадо, не печалься, приходя ко мне; но возверзи на Господа печаль твою и Той сотворит, якоже хощет - икона в свой праздник станет на своем месте». Муж поверил словам преподобного, отошел в дом свой, радуясь. И придя снова, уже в навечерие праздника Пресвятой Богородицы, увидев икону ненаписанной, а преподобного Алипия еще более разболевшимся, стал досаждать ему, говоря: «Почему не возвестил ты мне о таковой своей немощи, и я бы другому поручил написать икону, дабы праздник был светел и честен, а теперь ты посрамил меня». Отвечал ему кротко преподобный: «Чадо, ужели по лености я это сделал? Помни, что возможно Богу икону Своей Матери словом единым написать, ибо я уже отхожу от мира сего, как явил мне Господь, тебя же не оставлю скорбным». Муж ушел в сильной печали. Тотчас после его ухода к преподобному Алипию вошел некий светлый юноша, который и начал писать икону. Прп. Алипий же, подумав, что разгневавшийся на него заказчик прислал другого писца, усумнился в его умении писать иконы. Но скорость и красота дела показали в пишущем Ангела, ибо, то золото полагая на икону, то краски различные растирая на камне и употребляя их для письма, пишущий в три часа написал дивную икону. А затем сказал преподобному: «Отче, чего еще не достает здесь, и в чем я погрешил?» Преподобный же отвечал: «Хорошо сделал ты, Бог тебе помог, столь благолепно написал. Он Сам Собою исполнил это». Когда же настал вечер, писец тот вместе с иконой стал невидим. Заказчик иконы всю ночь пребывал в печали, что икона не поспеет к празднику. Поутру он встал и отправился в церковь, чтобы плакать там о своем согрешении, вследствие которого храм не удостоился иметь икону к празднику Успения. Но едва лишь он открыл двери храма, как увидел икону, стоявшую на своем месте. Тотчас же он пал на землю от страха, думая, что это было привидение. Придя в себя и немного поднявшись от земли, он со вниманием посмотрел на икону и понял, что это была его икона. Вследствие сего он пришел в великий страх и ужас и вспомнил слова преподобного Алипия, который сказал ему, что икона будет готова к своему празднику. Он пошел и разбудил всех домашних своих. Домашние же его с веселием поспешили в храм со свечами и кадильницами; увидев здесь икону, сиявшую как солнце, все пали на землю, поклонились иконе и облобызали ее с радостной душой.
После сего тот благочестивый муж отправился к игумену и рассказал ему
о чуде, случившемся с иконою. Вместе они отправились к преподобному Алипию и нашли его уже отходящим из мира сего. Несмотря на это, игумен спросил его: «Отче! Кем и как была написана икона мужу сему?» Алипий передал им все, что видел, и сказал: «Икону ту написал Ангел, и он же предстоит здесь, намереваясь взять душу мою». Сказав сие, блаженный предал дух свой в руки Господа, в 17-й день месяца августа в 1114 году. Братия, покрыв пеленами тело, отнесли его в церковь и, сотворив обычное погребальное пение, положили тело святого в пещере преподобного Антония. У правой руки преподобного Алипия три первые перста сложены совершенно равно, а два последних пригнуты к ладони - в таком молитвенном осенении себя крестным знамением скончался преподобный. Так сей святой чудотворный иконописец украсил небо и землю. Небо - тем, что взошел туда добродетельной душой, землю же - своим пречистым телом.
Одна из икон преподобного Алипия - Пресвятой Богородицы с Младенцем Спасителем и с предстоящими преподобными Антонием и Феодосием Печерскими - хранится ныне в Государственной Третьяковской галерее (именуемая Свенской, празднование 3/16 мая и 17/30 августа). Память преподобного Алипия совершается 17/30 августа и 28 сентября/11 октября в Соборе святых преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих.

Тропарь преподобного Алипия, иконописца Печерского, в Ближних пещерах

Тропарь глас 8

Зраки изобразуя святых на дщицах,/ сих благодеяния спешно,/ яко искусен художник, всехвальне Алипие,/ написовал еси на скрижалех твоего сердца/ и сего ради, аки образ, благолепне украшен,/ священства благодатию, аки златом, обложился еси/ от Христа Бога и Спаса душ наших.

Кондак глас 2

От юности Божественное в себе имея начертание,/ вдан был еси в научение иконнаго писания;/ и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь,/ ты таможде пособствовал/ и видел еси Духа Святаго осияние,/ от Негоже приял еси чудес действо,/ яко иконы твоя чудотворяху,/ тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Алипий Печерский (+ ок. 1114), иконописец, иеромонах, преподобный. Память 30 августа (17 августа), в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских Ближних пещер и в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских.

Алипий Печерский был одним из первых и лучших русских иконописцев, постриженник преподобного Никона (U 1088 г.; память 23 марта/5 апреля), с молодых лет подвизался в Киево-Печерском монастыре. Иконописанию он учился у греческих мастеров, которые расписывали Печерскую церковь. Св. Алипий был очевидцем дивного чуда: когда иконописцы украшали живописью алтарь, то в нем сама собой изобразилась икона Пресвятой Богородицы; при этом икона блистала ярче солнца, потом из уст Пречистой Богородицы вылетел голубь, который, полетав долгое время по церкви, влетел в уста Спасителя, изображенного на иконе, находящейся в верхней части церкви.

Преподобный Алипий писал иконы даром и если узнавал, что в какой-нибудь церкви иконы обветшали, брал их к себе и поправлял безвозмездно. Святой никогда не был праздным и оставлял иконописание только ради Божественной службы. Он был посвящен в сан иеромонаха. Святой Алипий был известен даром чудотворений еще при жизни. Преподобный исцелил киевлянина, страдавшей проказой, помазав раны больного красками. Много икон, написанных преподобным прославились как чудотворные. Известны некоторые случаи, когда Ангелы Божии помогали ему писать иконы. Один киевлянин, построив церковь, поручив двум инокам заказать для нее иконы. Иноки утаили деньги и ничего не сказали преподобному Алипию. Прождав долгое время, киевлянин обратился с жалобой к игумену на преподобного, и тут только обнаружилось, что святой ничего не слышал о заказе. Когда принесли доски, данные заказчиком, оказалось, что на них уже написаны прекрасные лики. Когда сгорела для них построенная церковь, то иконы остались целыми. В другой раз Ангел написал икону в честь Успения Пресвятой Богородицы, когда святой лежал в предсмертной болезни. Тот же Ангел принял душу преподобного Алипия, который скончался в 1114 г. и был погребен в Ближних пещерах.

Канон преподобному Алипию Печерскому

Тропарь

Зраки изобразуя святых на дщицах, сих благодеяния спешно, яко искусен художник, всехвальне Алипие, написовал еси на скрижалех твоего сердца и сего ради, аки образ, благолепне украшен, священства благодатию, аки златом, обложился еси от Христа Бога и Спаса душ наших.

Канон

глас 8-й

Песнь 1

Ирмос: Песнь возслем, людие, чудному Богу нашему, свободившему Израиля от работы, песнь победную поюще и вопиюще, поим Тебе, Единому Владыце.
Припев:
Песнь возслати подаждь, Христе, помощь свыше рабом Твоим, да принесем от теплыя любве хваление в памяти угодника Твоего Тебе, Единому Владыце.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Благодати умножившейся, процветаше вера, и умножашеся полк преподобных на горе Печерстей, имже сообщник в житии хотя быти преподобный, прииде послужити Единому Христу и Владыце.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
От юности твоея вдался еси родители своими, преподобне, в научение иконнаго писания, емуже усердно прилежа, написовал еси в сердце своем целомудрие и чистоту, яко от обоих был еси раб своему Владыце.
Слава: Чудное твое послушание дивнаго тя чудесе зрителя показа, отче, видел бо еси образ Владычицы, изображен нерукотворенне, и, от сего видения большею любовию к богомыслию разгоревся, сердце свое уготовлял еси, аки скрижаль, к написанию памяти о Христе Владыце.
И ныне: Скрижале, имущая Духом Святым написанный несказанно Образ Ипостаси Отчия, мое злообразие, Мати Дево, во благообразие благих деяний претвори, да отныне уготовлюся послужити Христу, Богу моему и Владыце.

Песнь 3

Ирмос: Нест ь свят, яко Господь, и несть праведен, яко Бог наш, Егоже поет вся тварь: несть праведен, паче Тебе, Господи.

Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Несть Тебе подобен в бозех, Христе, действом бо Твоего Пресвятаго Духа изобразил еси икону Матере Твоея нерукотворенне, и бысть чудо велие, емуже самовидец бе преподобный Твой, Господи.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Иже чудеса действоваше, Тойжде излете от уст иконы нерукотворенныя во образе голубинем, Егоже видев облетающа внутрь церкве, преподобный Твой, Христе, вся презре и ничтоже в мире сем возлюби, паче Тебе, Господи.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Образ славы Божия видев, преподобне, абие изменил еси мирский образ, быв черноризец, добре написуя добродетели изображение, еже и нам вообрази теплыми молитвами твоими.
Слава: От иконнаго художества своего, отче, навыкл еси духовныя детели воображати, добре бо убелив свиток сердца своего слезными потоки, написал еси памяти о Бозе помышление.
И ныне: Радуйся, свитче, Богоневестная Дево, на Немже перстом Божиим написася Отчее Слово, напиши на свитце сердца моего память Страшнаго суда и грядущими мучении удержи е от злых, молюся.

Господи, помилуй (трижды).

Седален

глас 4-й

Божия славы зрителя и иконнаго делателя премудра, кто с нами песньми тя не восхвалит, преподобне, видел бо еси от части чувственне Святаго Духа, – ныне же, предстоя Вышняго Престолу, не зерцалом, но лицем к лицу присносущную зриши славу Божию, еяже и мы да причастимся, отче Алипие, молитвами твоими.
Слава, и ныне: Предстательнице Святей Троице, предстани нам скоро, в днешний день собравшимся в храме Твоем пречестнем, и даждь славу преподобных Твоих зрети славящим Тя, Дево, молитвами Твоими.

Песнь 4

Ирмос: Из горы приосененныя, Слове, пророк, единыя Богородицы, хотяща воплотитися Боговидно усмотри и со страхом славословяше силу Твою.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Из горы призвал еси вслед Тебе тещи преподобнаго Твоего, Христе, тойже, мирския молвы отвергся, всею душею приложися Тебе и во уме изображаше присно силу Твою.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Яко светлая звезда, возсиял еси, отче, на горе Печерстей, добродетели бо от тебе, яко лучи, прострошася, блаженне, и освещают днесь тя величающих, темже и мы прославляем благодать твою.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Не мзды ради, но ревностию движим, прилежал еси делу своему и от сего во благолепие нещадно раздавал еси церквам Божиим, яко да вси, зряще на иконы твоя, в любовь Божию сердца своя обращают.
Слава: Добр делатель явился еси, блаженне, винограда Христова, яко свойственно Тебе со апостолом глаголати: не туне хлеб ядох, ибо руце мои мне и инем послужисте, темже приял еси от Бога динар и с благими рабы славу присносущную зриши.
И ныне: От чистаго сокровища чрева Твоего Динар явившая миру, искупила еси тем всех от первороднаго долга, Мати Божия, к Тебе прибегаю, искупи мя от мысленных заимодавец, да присно славлю благость Твою.

Песнь 5

Ирмос: Утренююще, вопием Ти: Господи, спаси ны, Ты бо еси Бог наш, разве Тебе, иного не вемы.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Утренюющих славословием к тебе от уныния возстави, отче, и от мрачных дел к свету богоразумия молитвами твоими возведи умы наша, скораго бо тебе на помощь поспешника знаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
От дела руку твоею, отче, в честь Единаго Бога в тричастное отлучал еси разделение: иконному требованию, в монастырское делание и в милостыню нищим, и сим стяжал еси лучшее, присножелаемое рая селение.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
День ручным деланием, нощь же бдением, молитвою и поклонением провождал еси всегда, блаженне, и тако, возложив руку на рало, управлен был еси в Царство Божие. Тамо помяни и нас ходатайством твоим к Богу.
Слава: Возсия солнце и виде твоя труды, святе, ибо смирение, нестяжание, чистоту, терпение, пост любовию ко всем растворял еси, и сим восхождением возшел еси на высоту богомыслия и Небеснаго дарования сподобился еси.
И ныне: Утро мысленное, произведшая в мир великое Солнце, озари наш ум и сердце и сыны Свету покажи ны, молимтися, Безневестная Дево, Ты бо еси просвещение и упование наше.

Песнь 6

Ирмос: Ризу мне подаждь светлу, одеяйся светом, яко ризою, Многомилостиве Христе Боже наш.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Ризу ангельскаго образа украсив шарами иноческих трудов, возшел еси на высокий степень священства советом наставника своего и, на том стоя, аки светило, светом твоих дел многих просветил еси.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Ризу Крещения окалявшему мне греха калом, даждь умиление, святе, молитвами твоими, да в нем испиру и чист явлюся лицу Божию: се бо предстою, песнословя хвалу твою бренными устнами.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Одежду священства приемь, по подобию Великаго Архиерея, Сына Божия, вшел еси, отче, во внутренняя завесы, приносити жертву Пожершемуся за грех всего мира, твоими молитвами ныне, аки жертвою, и о нас, святе, Творца умилостиви.
Слава: Одеян сый одеждею священства, больших дарований сподобился еси, яко и одеянных прокажением молитвами твоими исцелил еси, и нас, мысленне недугующих, сими исцели, молимтися, преблаженне.
И ныне: Уязвивших нас грехолюбия стрелою, уязви, Пречистая Дево, и побегнут, студом поражени, демонския полки, Ты бо еси бесом струп неисцельный.

Господи, помилуй (трижды). Слава, и ныне:

Кондак

глас 2-й

От юности Божественное в себе имея начертание, вдан был еси в научение иконнаго писания; и внегда небеси подобная Богородицы писашеся церковь, ты таможде пособствовал и видел еси Духа Святаго осияние, от Негоже приял еси чудес действо, яко иконы твоя чудотворяху, тем тя чтим и ублажаем, чудне Алипие.

Песнь 7

Ирмос: Отроцы еврейстии в пещи попраша пламень дерзновенно и на росу огнь преложиша, вопиюще: благословен еси, Господи Боже, во веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Детски играюща сумнением в вере праведно казнь Божия постиже, покры бо проказа лице его, сего ты, отче, исцелил еси и отыде, поя: благословен Бог отец наших.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Исповедавшему грех неверствия своего первее приложил еси, блаженне, покаяния пластырь, и, души исцелевшей, исцеле и лице помазанием вап твоих, и той о тебе воспет: благословен Бог отец наших.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Иже первее обоняния грехом острупився, по совету диаволю отчаяся спасения надежды. Се той паки, твоим, святе, учением к Богу обратився, исцелен бысть и, избыв обоих струпов, воззва: благословен Бог отец наших.
Слава: Твоим, преподобне, дивящеся чудесем многим, взываем согласно: радуйся, Елисее новый, неверующаго исцеливый от проказы, яко Неемана, и о тебе песнь отроческую воспет: благословен Бог отец наших.
И ныне: Безобразие души моея кто исправит, аще не Ты, Мати Божия, шарами благости Твоей тоя лице в благообразие претвориши? И, благолепие прием, воспою: радуйся, Образующая живописательне человеческий образ.

Песнь 8

Ирмос: На горе святей прославльшася и в купине огнем Приснодевы Моисеови тайну явльшаго, Господа пойте и превозносите во вся веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Яви тя, отче, всех Создатель на горе Печерстей доброцветущее ко исцелению древо, плоды бо твоих молитв всем к тебе приходящим подавал еси исцеление неоскудно, и отхождаху здравы, превозносяще Господа во веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Незлобие сердца твоего не лиши тя, преподобне, великих дарований, никогдаже бо огорчился еси на оскорбляющих тя, ниже воздал еси зло за зло, тем и прослави тя Христос зде и тамо во веки.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Сребролюбия омраченнии тьмою обличаху тя пред человеки, но Бог изведе, яко свет, правду твою и незлобие твое, яко полудне, ископавшии же тебе яму впадоша в ню, и студ их поминают вси во веки.
Слава: Седми даровании действуяй в Троице Единый Боже, изобразитися седмим иконам повелел еси нерукотворенне и явил еси преподобнаго, имущаго седмь Параклита Твоего даров, сия и нам подаждь, Всещедрый Царю, да превозносим Тя во веки.
И ныне: От всех дарований приемшая истканную ризу, рясны златыми одеяна предстала еси Троице Живоначальней. Стани убо, воздевши пречистеи руце Твои, и о нас, благотворения обнаженных, помолися, Ты бо еси, Пренепорочная, покрывающая грехи наша.

Песнь 9

Ирмос: Тя, Неискусобрачную Матерь Бога Вышняго, Тя, паче ума рождшую словом воистинну Бога, вышшую пречистых Сил, немолчными славословлении величаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Тя, отче, прославляющаго, прослави Бог, яко твоего писания иконам никогдаже огнь одолеваше, но пребываху целы от пожара невредимы, яже чудодеющия видяще, о тебе немолчно славословлении Христа величаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Отвсюду стекахуся людие видети преславное чудо, яко вся иныя пояде пламень огненный, твоегоже писания икон никакоже вреди. Еже и мы, слышаще чудодействующаго в тебе Бога, славословлении величаем.
Преподобне отче наш Алипие, моли Бога о нас.
Хранил еси незлобие и видел еси правоту, житие свое провождая во всяцей святыни, темже отвсюду Бог тя прославляше и изымаше от всякия напасти; сея и нас избави твоими молитвами, святе, да выну тя песньми величаем.
Слава: Радуется град Ростов, содержай икону, манием Божиим написану, и яко многоценным сокровищем искупуется от всех страстей, юже лобызающе, поминает, колико Бог действоваше тобою, блаженне. Сие чудодействие и мы днесь чтуще, удивляемся и славословлении величаем.
И ныне: Столп крепости имущие Тя, раби Твои, Богородице Дево, от лица враг наших гоними, к Тебе прибегаем и, припадающе, молимся: сохраняй нас, в бедах сущих, Ты бо еси столп нам крепок от лица вражия и стена необорима.

В давние времена, когда древний город Киев только начал украшаться храмами и монастырями, в княжение великого князя Всеволода Ярославича в Киево-Печерской Лавре была заложена церковь Успения Пресвятой Богородицы.

Сам Господь указал огненным столбом место, где должна быть построена церковь, а в далекой царьградской земле Богородица явилась четверым тамошним живописцам и велела им идти на Русь, чтобы расписать ту церковь святыми образами.

Царьградские живописцы пустились в дальний, трудный путь и, достигнув Киева, принялись за работу.

В помощники им был дан киевский отрок Алимпий, который сызмала обучался живописному мастерству и был уже довольно искусен.

И вот, когда царьградские мастера расписывали алтарь, а отрок Алимпий им помогал, произошло чудо. Образ Богородицы засиял вдруг светлее солнца, и от него отлетел белый голубь. Стал тот голубь летать по всей церкви, подлетая к образу каждого святого, подлетел к образу Спаса - и исчез. Поняли живописцы, что был это не простой голубь, а Дух Святой, и что Господь благословил их труд.

Прошло несколько лет. Алимпий стал известным иконописцем и принял пострижение в Киево-Печерской Лавре. Он работал не покладая рук, и труд был для него радостью, а иконы, написанные им, сияли небывалой святостью и красотой.

Алимпий писал иконы и для монастырей, и для храмов, и для мирян, а когда не было у него работы, то разыскивал по церквам старые, обветшавшие иконы и поновлял их или переписывал заново.

За свою работу Алимпий или вовсе ничего не брал, или брал самую малость. Полученные деньги он всегда делил на три части: одну раздавал нищим, на другую покупал то, что было нужно ему для иконного писания, и только третью оставлял себе.

Слава об искусстве Алимпия и его святой жизни разнеслась по всей Русской земле.

Однажды пришел к Алимпию человек, которого Господь наказал за грехи жестокой болезнью, так, что все его тело покрылось язвами и струпьями. Горько плача, покаялся он перед Алимпием в своих грехах. Алимпий взял краску, которой писал образа, и замазал ею язвы на теле грешника. Потом велел ему омыться водой, которой умываются священники, и тут же зажили язвы, отпали струпья, и стал тот человек

Прошли годы. Когда Алимпий был уже старцем, один киевлянин заказал ему икону Богоматери и просил непременно закончить ее к празднику Успения, потому что хотел он в тот день поставить новую икону в церкви.

Алимпий пообещал, но случилось так, что он расхворался и никак не мог приняться за работу.

Накануне праздника заказчик пришел за своей иконой и, увидев, что она еще не начата, стал пенять святому: «Зачем же не сказал ты мне о своей немощи? Я бы дал писать икону другому, а теперь праздник не будет для меня светел и радостен».

Алимпий смиренно ответил: «Сын мой! Разве я по лености не исполнил того, что должен? Бог поможет мне совершить мою работу».

Заказчик ушел.

А поздним вечером в келье Алимпия появился незнакомой юноша. Он молча поклонился святому, взял краски, установил доску и стал писать икону.

Алимпий подумал, что рассерженный заказчик прислал другого живописца. Юноша работал искусано и споро: растирал краски на камне, выкладывал фон золотом. Через три часа икона была окончена. Юноша положил кисти и спросил Алимпия: «Отче! Ненужно ли еще что-нибудь сделать? Не ошибся ли я в чем?» Алимпий сказал: «Ты хорошо поработал. Господь помог тебе так искусно написать икону».

Тут юноша осветился неземным светом и стал невидим. И Алимпий понял, что это был ангел Господень.

Заказчик же провел ночь без сна, печалясь о том, что не будет в церкви к празднику новой иконы. Утром пошел он помолиться и едва переступил церковный порог, как неведомо откуда появилась в церкви икона Богоматери, окруженная сиянием.

Народ дивился такому чуду и поклонялся иконе в веселии душевном.

Киевлянин поведал игумну, что заказал эту икону Алимпию, но еще вчера она не была даже начата.

После службы все, бывшие в церкви, пошли к Алимпию. Святой лежал на смертном одре, и близок был его последний час.

Игумен спросил его: «Отец мой! Как была написана та икона?» Святой Алимпий ответил: «Ангел Господень написал ее. И вот теперь он стоит возле меня и хочет взять меня с собою».

С этими словами он испустил дух и вознесся ко Господу. Произошло это в 1114 году.

Иконы, написанные Алимпием, были во многих церквах. И не раз случалось так, что церковь сгорала от пожара, или во время войны бывала разорена врагами, но иконы, написанные Алимпием, оставались невредимы.

Одна икона его работы - Царь Царем - до сих пор хранится в Успенском соборе Московского Кремля. Иногда святому Алимпию приписывается икона Богородицы, известная под названием Оранта Ярославская, находящаяся сейчас в Третьяковской галерее.

Рассказ о святом Алимпий входит в «Киево-Печерский патерик», - составленный в 20-х годах XIII века, - сборник жизнеописаний наиболее прославленных иноков Киево-Печерского монастыря, он был написан монахом того же монастыря Поликарпом на основе устных преданий.

  • Здравствуйте Господа! Пожалуйста, поддержите проект! На содержание сайта каждый месяц уходит деньги ($) и горы энтузиазма. 🙁 Если наш сайт помог Вам и Вы хотите поддержать проект 🙂 , то можно сделать это, перечислив денежные средства любым из следующих способов. Путём перечисления электронных денег:
  1. R819906736816 (wmr) рубли.
  2. Z177913641953 (wmz) доллары.
  3. E810620923590 (wme)евро.
  4. Payeer-кошелёк: P34018761
  5. Киви-кошелёк (qiwi): +998935323888
  6. DonationAlerts: http://www.donationalerts.ru/r/veknoviy
  • Полученная помощь будет использована и направлена на продолжение развития ресурса, Оплата хостинга и Домена.