Потребность в знаниях. Потребность в познании

29.12.2023 Кишечник

Эта потребность вообще едва уловима, а патоло­гия, которая возникает при ее неудовлетворении, невыразительна, ей удается ускользнуть от наблю­дения и представиться нормой. О ней вообще очень мало говорят. Один из моих подопечных попал в армию солдатом. Я специально готовлю ребят к ар­мии. На дедовщину я повлиять, конечно, не могу. Но подготовленные мною ребята, в основном сту­денты, великолепно приспосабливались и от дедовщины не страдали. Так вот, один из них мне рас­сказывал, как «деды» с удовольствием слушали его, когда он рассказывал. Он интересно преподносил сведения по географии, физике, биологии, анато­мии, удовлетворял их потребность в познании и по­нимании.

А. Маслоу считает, что в основе человеческой тяги к познанию лежат не только негативные де­терминанты (тревога и страх), но и позитивные им­пульсы, например, любопытство. Этот феномен мож­но наблюдать и у высших животных.

Всех психически здоровых людей влечет к не­познанному. И, наоборот, - все известное, истолко­ванное может вызвать скуку. При неврозах же име­ется тяга к знакомому и ужас перед незнакомым.

Неудовлетворение потребностей в познании мо­жет стать причиной серьезной психопатологии. Часто неврозы возникают у высоко интеллектуаль­ных людей, которые занимаются скучной работой. Многие интеллектуальные женщины заболевали, когда становились домохозяйками, и моментально выздоравливали, когда вновь приступали к работе. То же наблюдается с пенсионерами и безработны­ми. Следующую мысль А. Маслоу я выделил: «Если человек лишен права на информацию, если офици­альная доктрина государства лжива и противоре­чит очевидным фактам, то гражданин такой страны почти обязательно станет циником». Про­чтите ее еще раз. А теперь далее: «Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспор­ным истинам; для такого человека не святы ни­какие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить свои взаимоотношения с людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Бывает и пассивная реакция на ложь - человек становится безынициативным, безвольным, гото­вым к слепому подчинению».

Потребность в познании проявляется с раннего детства. У ребенка она выражена более отчетливо, чем у взрослых. Детей не нужно учить любопыт­ству, но их можно отучить от любопытства, что мно­гим родителям и воспитателям удается сделать. Именно эта трагедия разворачивается в наших дет­ских садах и школах. Может быть, поэтому дети пускаются во все «тяжкие».

Удовлетворение потребностей в познании при­водит к чувству глубочайшего наслаждения, оно ста­новится источником высших, предельных пережи­ваний. Мы часто не отличаем познание от обучения и оцениваем его с точки зрения результата - знает ребенок или не знает, совершенно забывая и не учи­тывая чувства, связанные с познанием, - пости­жение, озарение, инсайт. А между тем подлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. А. Маслоу считает, что именно эти яркие, эмоционально на­сыщенные мгновения только и имеют право назы­ваться лучшими мгновениями человеческой жиз­ни. Может быть, только они и есть человеческая жизнь. Эти данные мне помогут четче сформулиро­вать педагогическую концепцию: необходимо не обу­чение предмету, а обучение познанию предмета.


Кстати, сейчас доказано, что именно в такие мгновения в кровь выбрасываются эндорфины - морфиноподобные вещества, которые вырабатыва­ет сам организм. А это обеспечивает хорошее на­строение, высокую адаптацию, даже предохраняет от инфекций и делает более устойчивым человека к радиоактивному облучению. Не знаю, какие еще доводы мне привести, чтобы стало очевидным, что развитие интеллекта для каждого должно быть един­ственной обязанностью. Ведь мы же люди! Мы не можем быть счастливы, если у нас не будет развит интеллект!

Вот теперь и думайте сами, удовлетворена ли у вас потребность в познании и чего ради вы до сих пор читаете эту книгу.

Стремление к познанию всегда предшествует стремлению к пониманию.

Само по себе желание понимать носит побуди­тельный характер и является неотъемлемой харак­теристикой личности. Между этими потребностя­ми нет антагонизма, они скорее синергичны. Я за­метил, как понимание сути дела сразу же облегчает состояние человека. Своим подопечным, в том числе и тяжелым пациентам, я всегда говорю правду. Зачастую им сразу становится легче. И вообще, когда мы скрываем что-то неприятное от человека, мы оскорбляем его, считая его глупым, трусливым, слабым, не способным вынести горе, злобным и т.п. А когда от тебя что-то скрывают, то чувствуешь себя идиотом.

Как вы уже поняли, потребности могут быть выс­шими и низшими. Какие же между ними разли­чия? А. Маслоу выделяет 16 различий. Привожу их с небольшими своими комментариями. Мне ка­жется, что знание этих различий имеет практичес­кое значение.

1. Прежде всего, более высокая потребность про­является позже в филогенетическом, эволюционном плане. Потребность в самоактуализации присуща только человеку.

Потребность в удовлетворении пищевого, оборо­нительного и сексуального инстинктов, в общем, совпадают у человека и животных, хотя в процессе очеловечивания мы эти потребности удовлетворя­ем совсем иначе, чем животные. Животные сразу же набрасываются на пищу, сами роют норы или ищут готовые. Мы же идем на работу, зарабатыва­ем деньги и на эти деньги приобретаем себе еду, квартиру и одежду. Сексом мы тоже занимаемся иначе, чем животные. Нам всему надо учиться. Ин­теллект, самое яркое отличие человека от живот­ных, присутствует, а точнее, участвует в удовлет­ворении этих потребностей и приводит к тому, что мы можем получать не только удовольствие, но и наслаждение.

2. В процессе индивидуального развития высшие потребности обнаруживаются позже, чем низшие.

При рождении ребенок имеет только физиоло­гические потребности и в слабой форме - потреб­ность в безопасности. Через несколько месяцев вы­является потребность в любви, принадлежности и признании, далее - потребность в самоактуализа­ции, но только в том случае, если удовлетворены низшие потребности. У детей потребность в само­актуализации появляется довольно рано, но затем часто забивается родителями и школой. Это я не о вас, наш читатель. Ваши родители, конечно, бес­покоились о том, чтобы все ваши способности раз­вивались. Это я о тех, кому препятствовали в этом.

Вот отдельные случаи, которые приходилось на­блюдать мне. Девочка хочет стать актрисой, а мама ее направляет в мединститут. У ребенка способнос­ти художника, а его заставляют приобрести специ­альность бухгалтера и т.п. Конечно, это бывает ред­ко, но на приеме у психотерапевта почему-то в ос­новном бывают те, кто не развил свои способности, хотя по сравнению с другими они не так уж и пло­хи. Более того, большинство моих подопечных пре­восходят в своем развитии средний уровень, но не­редко сами сдерживают свой рост.

Тогда я их спрашиваю: «А доросли ли вы до са­мого себя? Если зря потраченное время вы пустили бы на свой духовный рост, вы были бы выше или остались на прежнем уровне?» Задайте себе этот вопрос, наш дорогой читатель. И если вы на него отве­тите утвердительно, то, следовательно, и вы не до­росли до самого себя. И не успокаивайте себя срав­нениями с другими. Все равно вам рано или поздно будет плохо!

3. Чем выше место потребности в иерархии по­требностей, тем менее она важна для выживания, тем дольше она может оставаться неудовлетворен­ной и тем выше вероятность ее полного уничтоже­ния, считает А. Маслоу. Низшие потребности носят биологический характер и доминируют до тех пор, пока человек жив.

Потребности высшего уровня отличаются мень­шей способностью к доминированию. Неудовлет­ворение высших потребностей не вызывает таких отчаянных реакций самозащиты, как неудовлет­ворение низших потребностей. По сравнению с пи­щей и безопасностью уважение уже кажется рос­кошью.

4. Жизнь на более высоких мотивационных уров­нях означает большую биологическую эффектив­ность, большую продолжительность жизни, мень­шую подверженность болезням. Удовлетворение высших потребностей вызывает высшее наслажде­ние, приводя наибольший выброс эндорфинов и ал­коголя в кровь. А это повышает жизнеспособность организма и служит его росту и развитию. Я даже придумал такой афоризм: скажи, чем ты наслаж­даешься, и я скажу, кто ты. Если человек способен получить наслаждение от симфонической музыки или работ Ницше и Шопенгауэра, приходит в восторг от некоторых положений в Библии и т.п., это свидетельствует о его высоком уровне развития.

5. С субъективной точки зрения, высшие потреб­ности менее насущны. Намеки высших потребнос­тей невнятны, неотчетливы, их шепот порой заглу­шается громкими и ясными требованиями других потребностей, их интонации похожи на интонации ошибочных убеждений и привычек. Умение распоз­нать собственные потребности, т.е. понять, что тебе нужно на самом деле, - само по себе огром­ное психологическое достижение.

Я не случайно выделил это предложение. К со­жалению, многие люди не знают своей природы, не знают, что им нужно. Это результат неверного вос­питания и давления микросоциосреды. Иногда че­ловек делает не то, что ему хочется в соответствии с его природой, а то, что от него требует общество, и перестает слышать намеки высших потребностей.

6. Удовлетворение высших потребностей приво­дит человека к субъективно желаемому состоянию, он испытывает покой, умиротворение, счастье, пол­ноту внутренней жизни. Удовлетворение потребно­сти в безопасности в лучшем случае приведет к чув­ству облегчения и расслабленности, но не сможет подарить мгновений экстаза, иступленного счастья, восторга, понимания, гордости и тому подобных чувств.

7. Жизнь на высших мотивационных уровнях, поиск удовлетворения высших потребностей озна­чает движение в сторону здоровья, прочь от психо­патологии.

8. Для актуализации высшей потребности тре­буется больше предварительных условий (и прежде всего, хорошей подготовки), чем для актуализации низшей потребности.

9. Для актуализации высших потребностей не­обходимы благоприятные внешние условия. Я бы сказал, определенные условия. Иногда благоприят­ные условия могут усыпить потребность в самоак­туализации.

Когда я беседую с детьми, то прежде всего спра­шиваю, кем они собираются стать. Многие из них отвечают: «Не знаю». Эти дети живут в оранжерее, где им создаются все условия и удовлетворяются все желания. Мне страшно за судьбу этих детей. У них нет мотива деятельности. До пяти лет дети обыч­но четко знают, кем станут. И сразу же начинают готовиться к этому. Мальчик, желающий стать крупным военачальником, строит песочные крепо­сти и разыгрывает сражения, девочка хочет стать портнихой и начинает обшивать кукол. Но прихо­дят родители, разрушают песочные крепости и ли­шают мальчика победы, или покупают девочке ши­карную куклу, которой уже не нужно шить одеж­ду, а желание стать портнихой высмеивается. То, что идет от природы, забивается, а то, что хотят навязать ребенку, не прививается. Вот он и не зна­ет, кем ему стать.

Вспоминается мне история одной моей подопеч­ной. Ей бы пойти в актрисы, так родители сделали ее радиотехником, муж - экономистом. Но от сво­ей природы не уйдешь. Она ведь по своей сути была актрисой. Вот она и устраивала ему по ночам сце­ны и довела до инфаркта. А уйти от нее он не дога­дался, так как в детстве его приучили выполнять долг. Вот и пойми, в каких условиях живут дети. Я бы назвал хорошими те условия, которые способ­ствуют развитию способностей детей. Считаю, что в нашей школе самые отвратительные условия со­зданы для особо одаренных детей. Ориентировка на отстающего ученика, с которым возятся все - от учителя до директора школы - приводит к тому, что способные дети, не прилагая каких-либо уси­лий, достигают неплохих для двоечника результа­тов. Они не приучаются к упорному труду, у них отсутствует социальный тренинг, они не прилага­ют усилий для того, чтобы добиваться своего. Окон­чив школу с медалью, а иногда и вуз с красным дипломом, они оказываются беззащитными перед трудностями жизни. И верх берут над ними быв­шие двоечники, которые, не отличаясь большим ин­теллектом, тем не менее, прошли суровую школу борьбы с родителями, учителями и завучами школ, деканами и ректорами вузов.

Так вот, наши отличники, с моей точки зрения, живут в плохих условиях. Сколько от этого теряет общество, трудно себе представить. Я в свое время описал «синдром отличника» и способы его профи­лактики - перестать работать с двоечниками. Ког­да вы видели, чтобы ректор вызывал к себе в кабинет отличника и хвалил его? А вот неуспевающие сту­денты постоянно вызываются к ректору для разбо­рок. Один из моих знакомых - преподаватель вуза, бывший отличник - жаловался, что не может по­пасть к ректору для обсуждения очень важного дела. Тот все время занят разборками с неуспевающими студентами. Я предлагаю ставить двоечникам трой­ки, если уж невозможно их отчислить, а для от­личников создать специальные структуры, где они могли бы соревноваться друг с другом и развивать свой интеллект.

Мне кажется, что ничего страшного не произош­ло бы. Получив диплом, но ничего не умея, двоеч­ник не стал бы работать по этой профессии и не смог бы добиться льгот, так как не прошел бы со­циального тренинга. А может быть, видя, что от­личная учеба поощряется на самом высоком уров­не, тоже стал бы лучше учиться.

10. При удовлетворении и низшей и высшей по­требности последняя приобретает большую субъек­тивную значимость. Ради удовлетворения высшей потребности человек готов идти даже на жертвы.

11. Чем выше уровень потребностей человека, тем шире круг его любовных идентификаций, тем большее количество людей входит в этот круг и тем выше степень любовной идентификации. (Не путай­те любовь с сексом!) Здесь речь идет о любви.

12. Жизнь на высших мотивационных уровнях и удовлетворение высших потребностей вызывает желательные благоприятные гражданские и соци­альные последствия. Чем выше потребность, тем менее она эгоистична. Голод чрезвычайно эгоисти­чен. Это фактически самоудовлетворение. Но стрем­ление к любви уже приводит к взаимодействию с другими и т.д.

13. Удовлетворение высших потребностей при­ближает человека к самоактуализации. Самоактуа­лизированные люди очень похожи друг на друга, даже если живут в разных странах. Все самоактуа­лизированные, т.е. счастливые, люди в конечном итоге взбираются на одну вершину счастья, но толь­ко разными тропами. И вообще, счастье не имеет вариантов, а также пола, возраста, национально­сти, вероисповедания и прочих надуманных разли­чий. Варианты имеет несчастье. И путь развития один, много путей у застоя.

14. Жизнь на высоком уровне и удовлетворение высших потребностей приводит человека к есте­ственному индивидуализму. Он любит себя и лю­бит другого.

15. Чем выше уровень потребностей человека, тем более податлив он для психотерапевтического воздей­ствия. Психотерапевтические методы не могут помочь голодному человеку. Нередко возникает парадокс: чем больше нужна человеку психотерапевтическая по­мощь, тем реже он к ней обращается. Кстати, в пери­оды безработицы, как отмечал В. Франкл, работу в первую очередь теряют невротики.

16. Низшие потребности имеют более четкую ло­кализацию, более осязаемы, более ограничены, чем высшие потребности. Голод и жажда гораздо более соматичны, чем потребность в уважении. Кроме того, удовлетворение низших потребностей более очевидно, чем удовлетворение высших.

Чтобы удовлетворить потребность в голоде, нуж­но съесть определенное количество пищи. А удовлетворение потребностей в познании не знает пре­делов.

Более того, когда вы начнете жаловаться, что не можете удовлетворить высшие потребности, вас про­сто не поймут.

Так, один весьма благополучный и известный врач, да еще и пенсионного возраста, к которому очень хорошо относились и пациенты и начальни­ки, страдал от того, что не мог оказать помощь ряду тяжелых больных в клинике, где он работал, не было необходимого оборудования. Он ходил по ин­станциям. Его претензий не понимали. Не понима­ли, что же ему нужно. С работы его никто не гнал, частная практика у него была, а он страдал, так как не мог работать в полную силу. В конце кон­цов, он ушел туда, где ему были созданы соответ­ствующие условия для работы.

В этом контексте я хочу подчеркнуть одно поло­жение: потребность в самоактуализации носит биологический характер. Полное здоровье и счас­тье без его удовлетворения невозможны. Просто пока тебе хочется есть и нет квартиры, тебе не до само­актуализации.

Осознание своих истинных потребностей и жела­ний - трудная задача. Для того чтобы наши инстин­кты не были окончательно задавлены, их следует «за­щитить» от культуры, образования и научения.

При таком подходе задача психотерапии - снять внутренние запреты, барьеры, и главными поняти­ями тогда станут спонтанность, естественность, са­моприятие, удовлетворение, свобода выбора, поиск способов наиболее ярко и свободно выразить им­пульсы, идущие из глубины души.

При таком подходе задача совершенствования природы человека может быть реализована только с помощью социальных мер, которые поощряют ин­стинктивные тенденции человека.

О людях, живущих на высших уровнях мотива­ции (самоактуализации), можно сказать, что их поступки и поведение чрезвычайно спонтанны, они открыты, простодушны, естественны и потому выразительны.

Они и есть норма. Вот о них мы сейчас и погово­рим.

Одно из основных качеств психологически здо­рового человека - это возможность контроля. По­ведение человека определяется двумя факторами - эмоциями и разумом. Эмоциональное или экспрес­сивное поведение почти не поддается контролю, его трудно скрыть, подавить, подделать.

Требуется усилие, чтобы ее сдержать. И разум­ное поведение требует усилий. Вот и надо так орга­низовать свою деятельность, чтобы то, что хочется делать, одновременно было бы и нужно и целесооб­разно. Тогда у человека не будет противоречий ни с обществом, ни с самим собой. Так, я хочу писать эту книгу, писать ее целесообразно.

Итак, в здоровом человеке гармонично сосуще­ствуют обе тенденции. Он может отказаться от са­моконтроля, но и контролировать себя, может удо­вольствие на время, он вежлив, старается не оби­жать людей, умеет промолчать и умеет держать себя в руках. Он способен быть стоиком и эпикурейцем, сдержанным и раскованным, искренним и отчуж­денным, веселым и деловитым. Он живет настоя­щим, но умеет думать и о будущем. Здоровый са­моактуализированный человек универсален в отли­чие от среднестатистического человека, он реализует большую часть возможностей, заложенных в его природе. Он движется к абсолютной человечности, т.е. к полному раскрытию своего человеческого по­тенциала.

А. Маслоу проводил исследование самоактуали­зированных людей. Испытуемыми у него стали зна­комые и друзья, общественные деятели и истори­ческие персонажи.

В результате были отобраны четыре категории испытуемых:

Семь очевидных и два условных примера са­моактуализации (современники, обследованы клинически).

Два очевидных примера самоактуализации, (жившие в прошлом люди - Линкольн и То­мас Джефферсон).

Семь очень условных примеров самоактуали­зации известных людей (Эйнштейн, Элеонора Рузвельт, Уильям Джеме, Джейн Адаме, Швей­цер, Олдос Хаксли и Спиноза).

Примеры частичной самоактуализации (пять человек).

А. Маслоу считал, что именно по лучшим пред­ставителям нужно судить о человечестве, а не по кар­ликам, уродам, больным, бандитам и хулиганам. Я решил повторить исследование А. Маслоу. И вот сре­ди тех, кто прошел мои тренинги, я нашел людей, которые стали на путь самоактуализации. Это я могу сказать с уверенностью. У них открылись способно­сти, о которых они и не подозревали, появились до­стижения, о которых они и мечтать не могли. А ког­да я в начале работы говорил им об этом, они смот­рели на меня как на сумасшедшего, а не уходили от меня просто только потому, что им некуда было идти. Все остальные врачи и психологи уже от них отка­зались. Вот у них я и нашел признаки самоактуали­зации (признаки психологически здорового челове­ка), описание которых сейчас и начинаю. Надеюсь, что, ориентируясь на них, вы сможете найти свой путь к самоактуализации.

Материальные потребности — потребности человека в обеспечении своего материального существования. Они подразделяются на материально - биологические и матери-ально-социальные. К материально-биологическим отно-сятся потребности в пище, одежде, жилье. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище занимаются система общественного питания и ресторанный сервис; потребности в одежде — пошивочные мастерские, мага-зины, прачечные и т.п.

К материально-социальным потребностям относят труд, общение — взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда (рис. 3.2).

Рис. 3.2. Систематизация материальных потребностей

Духовные потребности — потребности в знаниях, на-строениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным потребностям относятся потребности в познании, образо-вании, воспитании и смысле жизни (рис. 3.3).

Рис. 3.3. Систематизация духовных потребностей

Потребность в познании — стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономернос-тей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, ко-торая не может существовать и совершенствоваться без накоплений знаний о мире.

Музыка — вид искусства, отражающий действи-тельность в звуковых художественных образах. Музыку, предназначенную для пения, называют вокальной. Если же произведение исполняется только на инструментах, то такую музыку называют инструментальной.

Театр — вид искусства, специфическим средством выражения которого является сценическое действие, возникающее в процессе игры актера перед публикой.

Цирк — искусство акробатики, эквилибристики, гим-настики, пантомимы, жонглирования, фокусов, клоуна-ды, музыкальной эксцентрики, конной езды, дрессировки животных.

Балет — вид искусства, содержание которого раскры-вается в танцевально-музыкальных образах.

Кино — вид искусства, произведения которого со-здаются с помощью киносъемки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мульти-пликации событий.

Фотоискусство — искусство создания химико-техни-ческими средствами зрительного образа документального значения, художественно выразительного и с достоверностью запечатляющего в застывшем изображении су-щественный момент действительности.

Эстрада — вид искусства, включающий в себя малые формы драматургии, музыки и хореографии, основные произведения которого представляют собой отдельные законченные номера.

Специфика искусства как формы художественного познания заключается в том, что, во-первых, оно является образным и наглядным. Предмет искусства — жизнь лю-дей — чрезвычайно разнообразен и отражается в искусст-ве во всем своем многообразии в форме художественных образов. Последние, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда не-сут на себе отпечаток реально существующих предметов, событий и явлений.

Художественный образ выполняет в ис-кусстве те же функции, что и понятие в науке: с его помощью происходит процесс художественного обобще-ния, выделения существенных признаков познаваемых предметов. Созданные образы составляют культурное наследие общества и способны, став символами своего времени, оказывать серьезное влияние на общественное сознание.

Во-вторых , для художественного познания характер-ны специфические способы воспроизведения окружаю-щей действительности, а также средства, при помощи которых происходит создание художественных образов. В литературе таким средством является слово, в живописи — цвет, в музыке — звук, в скульптуре — объемно-пространственные формы и т. д.

В-третьих , огромную роль в процессе познания мира с помощью искусства играют воображение и фантазия познающего субъекта. Художественный вымысел, допус-каемый в искусстве, является совершенно недопустимым, например, в процессе научного познания.

В отличие от различных общественных наук, изу-чающих отдельные стороны жизни людей, искусство исследует человека в целом и наряду с другими видами познавательной деятельности является особой формой познания окружающей действительности.

Искусство включено в целостную систему форм обще-ственного сознания, куда наряду с ним входят уже рассмот-ренные выше философия, политика, право, наука, мораль, религия. Все они реализуют свои функции в едином культур-ном контексте, возникающем благодаря их взаимосвязям.

Образование — процесс усвоения систематизирован-ных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребностей человека, так как стало необходи-мым условием подготовки к труду и общению. Потреб-ность в образовании по существу является конкретиза-цией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и надежных критериях этого качества.

Образовательная потребность отличается многоуров-невым функциональным разнообразием. На личностном уровне потребность в образовании выполняет функции обогащения индивида новыми знаниями, необходимы-ми для различных видов деятельности, социализации, индивидуализации, самоопределения, самореализации, профессионального и статусного роста, реализации непрерывного образования, изменения структуры личнос-ти, формирования ее образовательных интересов, целей, ценностных ориентации, мотивов, установок на образо-вательную деятельность, формирования образа жизни личности, стимулирования трудовой активности лич-ности, эффективности трудовой деятельности, адаптации личности к социальной среде посредством приобретения знаний, информации и др.

На групповом уровне потребность в образовании реа-лизует функции социального развития групц, социальных общностей, всего общества, повышения образовательного уровня индивида, отдельных социальных групп и общества в целом, институционалшации непрерывного образования, формирования субкультуры социальной группы, общности, формирования интеллектуальной культуры социальных групп и общества, самоидентификации социальных групп, воспроизводства социальных групп и института профессии, изменения характера общественного труда, повышения его эффективности, регуляции процессов социальной мобильности, адаптации социальных групп, общностей к изменениям социальных условий в обществе и др.

Воспитание — целенаправленное воздействие на чело-века для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества.

Воспитание в широком смысле слова — процесс и результат развития человека, который не прекращается в течение всей его жизни. Суть воспитания — передача, ус-воение и приобретение человеком опыта жизни в социуме и в условиях конкретной культуры (субкультур), создание условий для появления и выработки внутренней мотива-ции. Отсюда акцентировка в воспитании на задачах раз-работки человеком системы личных смыслов в процессе самоактуализации и самоопределении.

«Воспитанность » — «невоспитанность» выступают как один из основных атрибутов человеческой индиви-дуальности, характеризуя как взрослого, так и ребенка в различных типологических ситуациях межличностного взаимодействия, в их умении и стремлении к адекват-ной оценке ситуаций и себя в этих ситуациях, в выборе стратегий действия, предполагающих одобрение в опре-деленной культуре (субкультуре) и/или не приводящих к «внутреннему» разладу и негативным оценкам.

Потребность в смысле жизни — наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир в целом и свое место в этом мире.

Поиск цели жизни имеет в своей основе мысль о цен-ности человеческой жизни, причем ценности не только для самого человека, но и для общества, для других людей. Представления о смысле жизни у каждого человека свое. Но в этих индивидуальных представлениях неизбежно присутствует общее, обусловленное целями и интересами общества, к которым принадлежит человек. Вопрос о смысле жизни человека — ключевая мировоззренческая проблема. От ее решения зависит направленность его соци-альной деятельности. Не случайно религия и идеализм с древнейших времен боролись против материализма именно по вопросам смысла жизни. Правильно определить смысл своей жизни — это и значит найти самого себя.

Смысл и цель человеческой жизни заключается в изменении окружающего мира ради удовлетворения его потребностей, это неоспоримо. Но, изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную природу, т. е. изменяет и развивает самого себя. Исследуя процес-сы развития личности, мы рассматриваем ряд уровней анализа смысла жизни («назначения») человека: разви-тие как смысл жизни, всестороннее развитие как смысл жизни нового типа личности, самореализация человека как деятельное выполнение, осуществление им своего назначения.

Смысл жизни выступает наиболее гибкой характеристикой и материальных и духовных потреб-ностей. В конечном счете, сама система потребностей определяется смыслом жизни: если таковым является умножение личного богатства, то, естественно, это ве-дет к гипертрофированному развитию материальных потребностей. И наоборот, ставшее целью жизни ду-ховное развитие господствует в структуре личности в виде соответствующих духовных потребностей. Смысл жизни определяется, прежде всего, конкретными ис-торическими условиями, интересами и потребностями В конечном счете, смысл жизни определяется объективно существующей системой общественных отношений.

В реальной жизни материальные и духовные по-требности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются.

Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок.

Для удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, краски, холст и другое оборудование. Поэтому удовлетворе-ние духовных потребностей становится возможным благо-даря удовлетворению сопутствующих им материальных.

20.05.2016 17:28

В своих книгах я часто описывал черты невротических личностей, их проблемы и сложности. Какими же характеристиками обладают абсолютно нормальные психологически люди? Каков набор качеств успешного, уверенного в себе человека? Давайте разбираться.

Невротики зачастую видят мир искаженно, сквозь свои ощущения и переживания, сформированные ещё в детстве. Невротик не любит перемены и спонтанность, ему проще существовать в своем выдуманном мире, но при этом он очень зависим от мнения окружающих людей. Психологически здоровый человек - счастлив, занят любимым делом и развивается. Это происходит, когда естественные - основные потребности организма удовлетворены. Определение и уровни потребностей выделил Маслоу, давайте ознакомимся с ними.

1. Потребности физиологические - это первоочередная нужда человека в пище, голод не дает думать ни о чем, кроме того как насытиться.

2. Потребность безопасности - желание ощущать защищенность. При недостаточном удовлетворении этого условия, человек углубляется в создание уюта дома, на работе. Он боится перемен и хочет постоянности, боится мира и опасностей.

3. Сексуальная потребность - удовлетворение этой потребности - одна из основ счастья человека. Она проявляется уже в подростковом возрасте, если, конечно, первые потребности в норме. Но часто люди насыщают потребность в еде и безопасности с помощью других людей - и тут может возникать ряд проблем.

4. На четверном уровне человека настигает потребность в любви - каждому необходима своя ячейка общества, родные и любимые люди, которые ценят и принимают. Человека без семьи заполняет одиночество и тревожность.

5. Для человека важно быть уверенным в себе, это обеспечивает реализация потребности в признании, которая делится на два уровня - потребность в осознании своей важности и могущественности и жажда престижа. Если человек теряет уверенность в себе, он ощущает унижение, потерянность, также очень плохо отражается на здоровье зависимость от чужого мнения, особенно если оно является основой самооценки.

6. Реализацию заложенных в человеке способностей Маслоу называл самоактуализацией. Потребность в самоактуализации помогает человеку понять, что он занимается не своим делом, не предназначенным именно ему. И человек начинает искать свой путь, ведь музыкант должен создавать песни, художник - картины и т.д.

7. Потребность в понимании и познании - это тяга человека к новой информации. Эта потребность не столь выразительна, как другие, и ее неудовлетворение также сразу не проявляется, но может привести к большим бедам. Так, например, если интеллектуально развитый человек занимается скучной работой, которая не развивает его способностей и не удовлетворяет потребность в новых знаниях, рано или поздно он заболеет или случится нервный кризис.

Любопытство и тяга к новому наиболее заметна у детей, и очень важно поддерживать это желание, а не противодействовать ему. При удовлетворении потребности в познании человек осознает себя счастливым, причастным к происходящему в мире и в жизни в общем, будто он прикасается к истине. Знания - это своего рода наслаждение, от них повышается настроение, обучаясь чему-либо, мы становимся развитее и лучше, поэтому необходимо постоянно подпитывать свой интеллект новой порцией информации.

Потребности делятся на низшие и высшие, Маслоу определил между ними следующие отличия.

Потребности высокого уровня начинают выделяться у развитых индивидов, то есть ряд потребностей свойственны только человеку, так как он обладает интеллектом. Физические потребности присутствуют и у животных - в пище, безопасности и сексе, но удовлетворение резко отличается от человеческого - звери набрасываются на еду, норы себе роют там, где удобно. Человек же учится, работает, зарабатывает деньги, чтобы себя прокормить и приобрести дом.

При индивидуальном развитии сначала проявляются низшие, а затем высшие потребности. Новорожденного беспокоят только физиологические потребности, позже появляется потребность в безопасности, спустя несколько месяцев - потребность в любви. Когда эти потребности удовлетворяются, появляется потребность в самоактуализации, обычно у детей она выявляется рано. Очень важно, чтобы ребенка не пытались переделать родители и учителя, ведь если ребенок хочет быть актером или художником - значит так должно быть.

Низшие потребности - это непосредственно наша физиология и работа организма, поэтому они доминируют и их неудовлетворение заметно сразу. Если потребность стоит очень высоко в структуре потребностей, она не очень важна в процессе выживания, и может долго оставаться невыполненной, при этом никаких угроз жизни не возникнет.

Реализация высших потребностей вызывает наибольшую радость и большое количество эндорфинов. Если человек живет, учитывая и удовлетворяя высшие потребности, он меньше болеет, качество его жизни улучшается, а ее продолжительность увеличивается. Распознать свои высшие потребности - сложная задача, ведь они не такие явные, как низшие. Поэтому понять и выявить их, - это уже большое достижение.Когда человек удовлетворяет свои высшие потребности, он приближается к состоянию гармоничной личности, обретает счастье и спокойствие, ощущает, что его жизнь именно такая, какая и должна быть.

Если человек стремится искать и удовлетворять высшие потребности, то это приводит его к психологическому равновесию и здоровью.Чтобы реализовать высшие потребности нужно значительно больше усилий и подготовки, чем при насыщении низших. Для того, чтобы человек задумался об удовлетворении высших потребностей, необходима благоприятная обстановка. Все мы в детстве мечтали кем-то стать, но если же ребенок не задумывается кем он будет, когда вырастет, значит, все его желания и мечты настолько легко выполняются родителями, что ребенок лишен мотива для будущей деятельности. И это очень плохо. Или же другое неблагоприятное условие - когда родители заставляют ребенка идти учиться на полезную, по их мнению, специальность, и человек в итоге не становится тем, кем он на самом деле должен быть.

Для человека реализация высшей потребности - максимально значимо и ради нее он готов претерпевать различные сложности.С повышением уровня высших потребностей - в человеке увеличивается количество любви. Он счастлив, и количество любимых людей растет. И здесь имеется в виду именно любовь, а не секс.Высшие потребности неэгоистичны, это их важное отличие от низших. Потребность любви ведет к общению и взаимоотношениям с людьми. Поэтому реализация высших потребностей делает человека лучше - и в гражданском, и в социальном плане.

Выполнение высших потребностей - важнейший шаг к самоактуализации. Самоактуализированный человек счастлив, гармоничен и живет в мире с собой. Индивидуализм - это следствие удовлетворения высших потребностей, возможность любить себя, свою жизнь людей в ней.Человек с высоким уровнем потребностей намного восприимчивее к психологическому воздействию.

Голодный человек не сможет воспринять психотерапевтическую помощь.Низшие потребности обладают ограниченностью и четкостью, и необходимость в их удовлетворении более заметна и очевидна, чем реализация потребностей высшего уровня. Голод удовлетворяется едой, но потребность в знаниях не насыщается определенным количеством информации, она бесконечна.

Выявление своих высших потребностей - сложный процесс, но необходимый, так как от этого зависит наше здоровье. Важно, чтобы человек слышал и знал себя, поэтому перед психотерапией стоит задача помочь человеку докопаться до истины, убрать зажимы и внутренние границы, те рамки, которые нам навязывают воспитанием, в школах и институтах.


Человек от природы любопытен. Ребенок начинает свое знакомство с миром тем, что лазит везде и всюду, и чем дальше что0либо запрятано, тем быстрее он до этого доберется. Это потребность в познании и понимании, Маслоу описывает ее следующим образом Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm:

1. Феномен, подобный человеческому любопытству можно наблюдать и у высших животных. Обезьяна, обнаружив неизвестный ей предмет, старается разобрать его на части, засовывает палец во все дырки и щели - одним словом, демонстрирует образец исследовательского поведения, не связанного ни с физиологическими позывами, ни со страхом, ни с поиском комфорта.

2. История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.

3. Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот - все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку.

4. Немало ценной информации могут дать нам экстраполяции из области психопатологии.

В моей практике было несколько случаев, когда я вынужден был признать, что патологическая симптоматика (апатия, утрата смысла жизни, неудовлетворенность собой, общая соматическая депрессия, интеллектуальная деградация, деградация вкусов и т.п.) у людей с достаточно развитым интеллектом была вызвана исключительно одной лишь необходимостью прозябать на скучной, тупой работе.

Если человек лишен права на информацию, если официальная доктрина государства лжива и противоречит очевидным фактам, то такой человек, гражданин такой страны почти обязательно станет циником. Он утратит веру во все и вся, станет подозрительным даже по отношению к самым очевидным, самым бесспорным истинам; для такого человека не святы никакие ценности и никакие моральные принципы, ему не на чем строить взаимоотношения с другими людьми; у него нет идеалов и надежды на будущее. Кроме активного цинизма, возможна и пассивная реакция на ложь и безгласность - и тогда человека охватывает апатия, безволие, он безынициативен и готов к безропотному подчинению.

5. Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Более того, похоже, что эта потребность развивается не под внешним воздействием, не в результате обучения, а скорее сама по себе, как естественный результат взросления (неважно, какому из определений обучения и взросления мы отдадим предпочтение). Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах.

6. Очень часто, рассуждая о познании, мы не отличаем этот процесс от процесса обучения, и в результате оцениваем его только с точки зрения результата, совершенно забывая о чувствах, связанных с постижением, озарением, инсайтом. А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине.

Эстетические потребности

Некоторые люди действительно испытывают эстетические потребности. Такие люди, лишенные эстетических радостей, в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Данная потребность очень плохо изучена, но по ней можно сказать следующее:

1. Креативные потребности людей с ярко выраженным творческим потенциалом выглядят более важными, более значимыми, чем любые другие. У таких людей потребность в выражении своих возможность может быть приоритетней физиологических.

2. Люди, преданные таким идеалам и ценностям, готовы ради них терпеть лишения, муки и даже пойти на смерть.

Удовлетворение потребностей

Можно назвать ряд социальных условий, необходимых для удовлетворения базовых потребностей. В ряду этих условий можно назвать: свободу слова, свободу выбора деятельности (то есть человек волен делать все, что захочет, лишь бы его действия не наносили вред другим людям), свободу самовыражения, право на исследовательскую активность и получение информации, право на самозащиту, а также социальный уклад, характеризующийся справедливостью, честностью и порядком. Несоблюдение перечисленных условий, нарушение прав и свобод воспринимается человеком как личная угроза. Люди ожесточенно борются за эти права и свободы именно потому, что, лишившись их, они рискуют лишиться и возможности удовлетворения своих базовых потребностей.

Ключевым моментом в концепции иерархии потребностей Маслоу является то, что потребности никогда не бывают удовлетворены по принципу все или ничего. Почти о любом здоровом человеке можно сказать, что он одновременно и удовлетворен, и неудовлетворен во всех своих базовых потребностях. Низшие потребности всегда удовлетворены в большей мере, чем высшие. «Если в целях наглядности воспользоваться конкретными цифрами, пусть и условными, то получится, что у среднестатистического гражданина физиологические потребности удовлетворены, например, на 85%, потребность в безопасности удовлетворена на 70%, потребность в любви - на 50%, потребность в самоуважении - на 40%, а потребность в самоактуализации - на 10%». Теория человеческой мотивации// PSYLIB: психологическая библиотека «Самопознание человека», психологические книги (электронный ресурс), режим доступа: http://poznaisebya.com/psylib/books/masla01/txt04.htm

В записи под исследованием в первую очередь можно понимать, как познание нового. В книге А. Маслоу (один из основателей гуманистической психологии) "На подступах к психологии бытия" есть интересная глава про потребность в знании и страх познания. Согласно пирамиды потребностей А. Маслоу познавательные потребности уступают только двум ещё более высшим потребностям: эстетическим и самой верхушке - самоактуализация. Меня заинтересовали мысли в этой главе, так как люблю познавать мир и мне интересен взгляд на этот феномен с точки зрения А. Маслоу и частично гуманистической психологии.

Привожу эту главу в этой записи. Кто стремиться к саморазвитию, то может здесь для себя открыть для себя новые открытия в сфере смысла познания. Понять почему мы иногда боимся познавать новое. При чтение главное не забывайте о том, что это лишь одна точка зрения из многих. Здесь нет как таковых объективных эмпирических (доказанных на опыте) фактов, но мысли достаточно верные.
Для тех кто не желает прочесть вставлю наверное основную мысль в виде слов З. Фрейда
"Быть полностью честным с самим собой - это самое лучшее, что может сделать человеческое существо". Фраза "это самое лучшее" думаю относится к сфере психологического здоровья.

Потребность в знании и страх познания


Страх знания - бегство от знания - болевые точки и опасности знания

С нашей точки зрения, из всех открытий Фрейда самым замечательным является то, что причиной многих психологических заболеваний является боязнь человека познать самого себя - понять свои эмоции, импульсы, воспоминания, способности, потенциальные возможности, свое назначение. Мы обнаружили, что страх познать самого себя зачастую является изоморфным и параллельным страху перед внешним миром. То есть суть внутренних и внешних проблем одна и та же, и они связаны между собой. Поэтому мы и говорим о страхе познания вообще, не делая особой разницы между страхом перед внешним миром и страхом перед миром внутренним.

В принципе, такого рода страх является защитной реакцией, в том смысле, что он оберегает нашу веру в себя, самоуважение и самолюбие. Мы склонны бояться любого знания, которое могло бы заставить нас презирать самих себя, породить в нас комплекс неполноценности или же вызвать у нас чувство собственной слабости, бесполезности, греховности и постыдности наших побуждений. С помощью этого и подобных защитных приемов мы оберегаем свое идеальное представление о себе. В сущности, это техника ухода от осознания неприятных или опасных истин. В психотерапии маневры, посредством которых мы уходим от осознания болезненных истин и отражаем попытки терапевта помочь нам увидеть истину, называются "резистенцией", или сопротивлением. Любой прием терапевта так или иначе направлен на то, чтобы выявить истину и помочь пациенту обрести силы вынести эту истину. ("Быть полностью честным с самим собой - это самое лучшее, что может сделать человеческое существо". - Фрейд)

Но есть и другие истины, которые мы тоже склонны об ходить стороной. Мы не только цепляемся за нашу психопатологию, но также склонны избегать развития нашей личности, потому что оно может принести с собой другого рода страхи и ощущения собственной слабости и неадекватности. Вот мы и обращаемся к другому типу сопротивления, отрицая наличие нашей лучшей стороны, наших талантов, благородных импульсов, нашего потенциала и творческих способностей. Короче говоря, это борьба с собственным величием, "боязнь высоты"

Здесь невольно вспоминается, что наш миф об Адаме и Еве, с его Древом Познания, к плодам которого нельзя прикасаться, имеет аналоги во многих других культурах, где абсолютное знание также считается прерогативой богов. В большинстве религий прослеживается аспект анти-интеллектуализма (наряду со многими другими аспектами, конечно), тенденция предпочитать веру знанию или убеждение, что "определенные" формы знания слишком опасны, чтобы каждый мог совать в них свой нос, а потому доступ к ним должен быть запрещен или открыт только очень немногим избранным. В большинстве культур, "революционеры", которые бросали вызов богам и пытались добраться до их секретов, подвергались суровому наказанию (Адам и Ева, Прометей и Эдип), что должно было отучить всех остальных от попыток стать вровень с богами.

Если выражаться предельно сжато, нас завораживает и пугает именно наше богоподобие, мы не знаем, что с этим делать, мы и стремимся к нему, и бежим от него. Один из аспектов человеческой судьбы заключается в том, что мы одновременно и черви земные, и боги. Каждый из наших великих творцов, наших богоподобных людей, говорил об известной отваге, необходимой одиночке в момент творения, утверждения чего-то нового (противоречащего старому). Это - дерзновение, способность "выйти из строя", когда все стоят на месте, вызов. Присутствие страха вполне понятно, но чтобы творение стало возможным, страх должен быть преодолен. Например, открытие в себе большого таланта должно, конечно, воодушевлять человека, но оно приносит с собой также страх перед опасностью, ответственностью и долгом лидера, уделом которого является одиночество. Представьте себе смятение чувств, ужас, растерянность, даже панику, о которых нам поведали люди, побеждавшие на президентских выборах.

Несколько стандартных клинических примеров, которые могут быть весьма поучительны. Первый - это широко распространенный феномен, с которым терапевты сталкиваются у женщин. Многие умные женщины страдают от бессознательного отождествления ума с мужественностью. Людям кажется, что искания, любопытство, исследования, стремление что-либо открыть или утвердить лишают женщину женственности, особенно это касается мужчин, не доказавших свою мужественность и видящих в уме женщины угрозу для себя. Многие цивилизации и многие религии не подпускали женщин к познанию и учебе, и мне представляется, что в основе этой политики лежало только желание сохранить их "женственность" (в садо-мазохистском смысле); например, женщина не может быть священником или раввином. (Последнее замечание относится не ко всем современным религиям. - Прим. пер.)

Застенчивый человек тоже может быть склонен отождествлять любопытство и пытливость со стремлением бросить вызов другим людям, словно разумный и ищущий истину человек должен занимать жесткую и смелую позицию, которую он не в состоянии защищать, и это может навлечь на него гнев других, старших и более сильных людей. Также и дети могут отождествлять любопытство с попыткой незаконного вторжения во владения их "богов", всемогущих взрослых. У взрослых, разумеется, еще легче обнаружить соответствующую установку. Ибо они зачастую считают активное любопытство своих детей, по крайней мере, помехой, а иногда даже угрозой или опасностью, особенно если речь идет о половых отношениях. Родители, которые одобряют любопытство своих детей и радуются ему, по-прежнему встречаются нечасто. Нечто подобное можно заметить у эксплуатируемых, угнетенных, у слабого меньшинства, у рабов. Раб может бояться слишком много знать, открыто проявлять стремление к познанию. Это может вызвать гнев хозяина. В таких группах распространенным защитным приемом является псевдотупость. В любом случае, эксплуататор или тиран, в силу динамики ситуации, вряд ли будет поощрять любопытство и стремление к знаниям у зависящих от него людей. Человек, который знает слишком много, - вероятный бунтовщик. И эксплуатируемый, и эксплуататор не могут не рассматривать знание как вещь несовместимую с послушанием хорошего раба. В такой ситуации, знание - это опасная, очень опасная вещь. Слабое или подчиненное положение, или не очень уважительное отношение к самому себе, притупляют потребность в знаниях. Прямой, немигающий взгляд - это основной прием, которым обезьяна-вожак устанавливает свое господство. Характерная черта других членов стаи - опущенные глаза.

К сожалению, эту динамику можно иногда заметить и в учебных классах. По-настоящему умный ученик, большой любитель задавать вопросы, стремящийся самостоятельно добраться до сути вещей, особенно если он умнее учителя, слишком часто считается "умником", подрывающим авторитет учителя и представляющим собой угрозу дисциплине в классе.

То, что "знание" бессознательно воспринимается как господство, власть и, возможно, даже высокомерие, можно доказать также и на примере вуайериста, который может ощущать определенную власть над обнаженной женщиной, за которой он подглядывает, словно его глаза это инструмент подавления, который он может использовать для изнасилования. В этом смысле почти каждый мужчина ведет себя, как "любопытный Том" (персонаж старой английской легенды. - Прим. пер.) и откровенно смотрит на женщин, раздевая их взглядом. Использование в Библии слова "познать", как синонима "обладания", является еще одним применением метафоры.

То, что на бессознательном уровне знание выступает как агрессор, некий эквивалент мужского начала в сексуальных его проявлениях, может помочь нам в понимании древнего комплекса противоречивых эмоций, одолевающих ребенка, который подглядывает за тайнами взрослых, пытаясь проникнуть в неведомое, или женщину, переживающую конфликт между женственностью и смелым стремлением к знаниям, или же раба, считающего, что знание есть прерогатива хозяина, или, наконец, религиозного человека, опасающегося, что знания, заставляющие его вторгнуться во владения богов, опасны и должны быть заклеймены позором. Познание - как таковое - может быть актом самоутверждения.

Познание ради безопасности и ради развития

До сих пор я говорил о потребности в познании ради самого познания, ради чистой радости и примитивного удовлетворения от знания и понимания как таковых. Они придают весомость личности, мудрость, зрелость и силу, развивают и обогащают ее. Они представляют собой знаки осуществления возможностей человека, состоявшейся судьбы, определяемой этими возможностями. Это сродни вольно распускающемуся бутону или свободному пению птиц. Так яблоня приносит плоды, легко и просто, тем самым выражая свою изначальную природу.

Но мы также знаем, что любопытство и стремление к знаниям являются потребностями "более возвышенными", по сравнению с потребностью в безопасности, то есть потребность чувствовать себя уверенно и спокойно значительно сильнее любопытства. Это явно проявляется у детенышей обезьян и у детей. Маленький ребенок, оказавшись в незнакомом окружении, характерным образом норовит вцепиться в мать, и только потом, мало-помалу, решается спуститься с ее колен, чтобы изучить окружающие его вещи. Если мать исчезает и ребенок пугается, то любопытство исчезает до тех пор, пока не восстанавливается чувство безопасности. Ребенок совершает вылазки только при наличии надежного тыла. То же самое показали опыты Харлоу с детенышами обезьян. Стоит только детенышу испугаться, как он мчится к объекту-заменителю матери. Повиснув там, он сначала озирается, а уже потом рискует сделать новую вылазку. Если же "матери" нет, то детеныш просто сворачивается калачиком и хнычет. В фильме Харлоу это видно очень хорошо.

Взрослое человеческое существо гораздо лучше умеет скрывать свои страхи и тревоги. Если они не переполняют его, человек вполне способен подавить их, не признаваясь даже самому себе в их существовании. Зачастую он не "знает", что боится.

Есть много способов справиться с такого рода тревогой и некоторые из них - собственно когнитивные. Для такой личности все незнакомое, неясное, таинственное, скрытое, неожиданное может представлять собой угрозу. Единственный способ сделать его знакомым, предсказуемым, управляемым, контролируемым, то есть не внушающим страха и безвредным заключается в том, чтобы познать и понять их. Стало быть, познание может иметь не только развивающую функцию, но и функцию снятия тревоги, защитную функцию гомеостаза. Внешнее поведение может быть очень похожим, но мотивация может быть совершенно другой. Значит, и субъективные последствия являются совершенно другими. С одной стороны, мы имеем вздох облегчения и ощущение разрядки напряжения, скажем, у обеспокоенного хозяина большого дома, когда он среди ночи с ружьем в руке спускается по лестнице навстречу таинственным и пугающим звукам, и ничего не находит. Это совершенно не похоже на просветление и восторг, даже экстаз, молодого исследователя, который глядит в микроскоп и впервые в жизни видит структуру почки во всех подробностях либо неожиданно постигает структуру симфонии, смысл сложного стихотворения или политической теории. В этом случае человек чувствует себя более значительным, более умным, более сильным, более полноценным, более способным, более удачливым, более внимательным. Представим себе, что наши органы чувств стали более эффективными, наше зрение более острым, а слух предельно тонким. Тогда у нас будет такое же ощущение. Это то, что может произойти в процессе обучения и в психотерапии - и достаточно часто действительно происходит.

Эту мотивационную диалектику можно обнаружить в полотнах великих художников, в философии и религии, в политических и правовых системах, в науках, в цивилизации в целом. Попросту говоря, - крайне просто, - она может представлять собой одновременно результаты потребностей в познании и в безопасности в различных пропорциях. Иногда потребность в безопасности может почти полностью поставить себе на службу потребность в познании, ради преодоления чувства тревоги. Свободная от страхов личность может быть более решительной и отважной и, стало быть, может заниматься исследованиями и теоретизированием ради знания самого по себе. Вполне разумно предположить, что последнее будет более близко к истине, к реальной природе вещей. Философия безопасности, равно как и религия или наука, больше рискуют сбиться с верного пути, чем философия развития.

Бегство от знания как бегство от ответственности

Да, тревога и неуверенность подчиняют себе любопытство, познание и понимание, "используя" их, так сказать, в качестве "орудий" в борьбе со страхом, но отсутствие любопытства также может быть активным или пассивным выражением тревоги или страха. (Это отнюдь не то же самое, что атрофия любопытства, вызванная его "простоем".) То есть мы можем искать знаний для того, чтобы снять тревогу, но мы также можем и избегать знаний для того, чтобы снять тревогу. Если говорить языком Фрейда, то отсутствие любознательности, проблемы с обучением, псевдоглупость могут быть защитной реакцией. Все согласны, что знание и действие тесно связаны друг с другом. Я же иду гораздо дальше и убежден, что знание и действие зачастую синонимичны, и даже тождественны как о том говорил Сократ. Если мы исходим из полного знания, то соответствующее действие следует автоматически, как рефлекс. В этом случае выбор делается совершенно спонтанно и без колебаний.

Это в высшей степени присуще здоровому индивиду, который, похоже, знает, что хорошо, а что плохо, что правильно, а что неправильно, и демонстрирует это знание своим непринужденным, полноценным функционированием. Но мы можем видеть это на другом уровне - у маленького ребенка (или у "ребенка", скрытого в каждом взрослом), для которого мысль о действии может быть тождественна самому действию - психоаналитики называют это "всемогуществом мысли". То есть, если ребенок хотел своему отцу смерти, то его бессознательные реакции таковы, словно он его на самом деле убил. Кстати, одна из задач психотерапии взрослых заключается в том, чтобы "разрядить" эти детские представления и избавить пациента от ощущения вины за свои мысли, словно они были его деяниями.

В любом случае, эта тесная связь между знанием и действием может помочь нам объяснить одну из причин страха познания - глубинный страх перед действием, перед последствиями, которые проистекают из знания, страх перед угрозой ответственности. Зачастую лучше чего-то не знать, потому что, если ты будешь это "что-то" знать, то тебе придется действовать и рисковать головой. Это стремление оставаться маленьким, подобно человеку, который сказал: "Я так рад, что мне не нравятся устрицы! Потому что, если бы они мне нравились, то я бы их ел, а я эту гадость не выношу".

Разумеется, немцам, жившим поблизости от концлагеря Дахау, было безопаснее не знать, что там происходит, быть "слепцами" или псевдо-дураками. Ибо, если бы они знали, что там происходит, то им пришлось бы действовать или испытывать чувство вины за свое малодушие.

Ребенок тоже может применять подобный прием, отказываясь видеть то, что для всех остальных является очевидным: что его отец - презренный слабак или что его мать не любит его по-настоящему. Такого рода знание является призывом к действию, которое невозможно совершить. Поэтому лучше не знать.

Так или иначе, но сейчас мы достаточно знаем о тревоге и познании, чтобы отбросить ту крайнюю точку зрения, которой не одно столетие придерживались многие философы и психологи-теоретики и согласно которой абсолютно все познавательные потребности порождены тревогой, будучи всего лишь попытками снять напряжение. В течение долгого времени это предположение казалось вполне правдоподобным, но сейчас результаты наших экспериментов с животными и детьми опровергают эту идею в ее чистом виде, потому что все они показывают, что, как правило, тревога убивает любопытство и стремление к познанию, что они несовместимы, особенно если тревога принимает крайние формы. Потребность в познании наиболее открыто проявляется в спокойных и безопасных условиях.