Построение экологического менеджмента на предприятии. Построение экологического менеджмента на предприятии Основные принципы экологического менеджмента

Введение

1.Краткие исторические сведения и этапы развития экологического менеджмента……………………………………………………………………....4

2.Понятие экологического менеджмента………………………………………..5

3.Предмет экологического менеджмента………………………………………..6

4.Функции экологического менеджмента……………………………………….8

5.Принципы экологического менеджмента……………………………………..8

6.Задачи экологического менеджмента………………………………………….9

7.Экологический менеджмент в России………………………………………..10

Заключение

Список литературы

Введение

Существующая экологическая ситуация и тенденции ее изменения во многом определяются промышленным производством и хозяйственной деятельностью в целом. Несмотря на отдельные успехи и достижения, общая картина здесь продолжает ухудшаться, что ведет к дальнейшему развитию экологического кризиса в мире. Основная причина подобного положения заключается в низкой эффективности используемых механизмов экологического контроля и управления на промышленном производстве, преимущественно основанных на жестких административных методах и принуждении.

Все более очевидной становится необходимость поиска новых путей и подходов к решению экологических проблем промышленного производства. Основным из таких путей в мире общепризнан экологический менеджмент.

1.Краткие исторические сведения и этапы развития экологического менеджмента.

Анализ взаимодействия человека с природой позволяет выделить четыре периода, различных по времени и силе воздействия людей на природу. В настоящее время наблюдается переход к пятому периоду.

Первый период – эра примитивной культуры каменного века и первобытно-общинного уклада жизни. Это самый длительный период взаимодействия человека с природой, приведшего к малоощутимым изменениям в ней.

Второй период – с начала землепользования, т.е. от VIII– VII вв. до н.э. до становления промышленного производства в ХV в. н.э. Это период рабовладельческого и феодального общества, период активного развития скотоводства и земледелия. Использование подземных вод. Использование древесины как основного энергетического источника и строительного материала приводит к сокращению площади лесных массивов.

Использование природных ресурсов вызывает необходимость познания законов природы, что приводит к ускорению развития науки, в том числе естествознания. Формируются первые природоохранные положения, законодательства и традиции. Так, феодалы устанавливают жесточайшие порядки относительно вырубки лесов, отстрела животных, выпаса скота и т.п. в своих владениях. В то же время в бесконечных междоусобных войнах они нередко уничтожают все живое на землях своих соседей, разрушают природные ландшафты, ирригационные системы и т.д., что приводит к миграции и вымиранию народов, потере плодородия земли.

Третий период охватывает с ХVIпо XIX вв. Это время становления и развития капитализма, частного предпринимательства, концентрации производительных сил. Но это и период захватнических войн, приведших к разделу мира.

Активное освоение минерально-сырьевых ресурсов, развитие горного дела, металлургии, добычи угля привело к нарушению геохимического баланса биосферы.

Расширение и совершенствование производства, его концентрация в промышленных районах. Интенсивный процесс урбанизации. Использование угля в качестве топлива, отсутствие систем очистки привело к быстрому загрязнению воздушного бассейна, речных систем и иногда – к деградации почвенного покрова.

Четвертый период – период социальных революций, период империализма. Организация крупных промышленных производств, усиление их вредного воздействия на окружающую среду. Реальная опасность истощения не только невозобновимых, но и возобновимых природных ресурсов. Гигантские темпы роста добычи нефти и газа.

Создание крупных водохранилищ, приведшее к изменению уровня грунтовых вод и нарушению водно-солевого баланса окружающих территорий. Усиление интенсивности геологических воздействий, изменение их качества.

2.Понятие экологического менеджмента

Экологическим менеджментом (ЭМ) называется безопасное управление природными процессами, которое определяется как биологическими особенностями объекта управления, так и социально-экономическими возможностями управления.

Экологический менеджмент изучает постоянно меняющиеся, естественные условия среды обитания человека и уровни использования обществом окружающей природной среды. Как и другие экономические науки, экологический менеджмент изучает производственные отношения между людьми, в данном случае по поводу использования людьми сил и ресурсов природы. Процесс труда есть взаимодействие между обществом и природой.

Экологический менеджмент имеет как теоретическое, так и практическое значение. В условиях функционирующей системы народного хозяйства в стране в настоящее время экологический менеджмент призван давать конкретные рекомендации по различным путям использования природных ресурсов.

В более широком смысле экологический менеджмент должен способствовать разработке основ концепции устойчивого эколого-экономического развития. Такое развитие предполагает отказ от сложившейся на практике концепции экстенсивного экономического роста, лежавшей в основе развития системы мирового хозяйства и базировавшейся на представлении о неисчерпаемости природных ресурсов и неограниченности возможностей природной среды к самовосстановлению.

3. Предмет экологического менеджмента

Предметом экономического менеджмента является процесс управления современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективности производства с охраной окружающей среды, в том числе сред обитания человека, и с рациональным использованием природных ресурсов.

Экологический менеджмент тесно связан с экономикой страны и формирует исходную информацию о необходимости использования природных ресурсов при решении задач эффективности развития производства. Возникновение новых задач рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды обусловлено ощутимой потребностью практики хозяйствования. Комплексный программно-целевой подход к развитию новых форм собственности и рыночной экономики отражает взаимосвязь всех разделов программы природопользования. Объективные предпосылки формирования экологического менеджмента в основном ассоциируются с общественно-трудовой и индивидуальной деятельностью, которая является одним из существенных факторов воздействия на окружающую среду, ее изменения в эпоху научно-технического прогресса.

Использование природных ресурсов должно быть в целом таким, чтобы оно способствовало снижению затрат и повышению прибыли в общественном производстве. Надо наиболее эффективно применять имеющиеся виды сырья и энергии. Их изъятие должно быть бережным, чтобы не переступать определенных границ, после которых становится невозможным самовосстановление ресурсов. Для этого необходима всемерная рационализация производства, его комплексность, что предполагает минимизацию отходов, ликвидацию потерь, широкое применение вторичного сырья. Все задачи по экономному, хозяйственному использованию природных ресурсов должны сочетаться с максимально возможным сохранением окружающей среды путем, с одной стороны, совершенствования технологии "и сокращения выбросов, а с другой-всемерной очистки от загрязнения, сведения к минимуму возможного ущерба, наносимого здоровью и жизни людей, средствам производства, зданиям и сооружениям.

Общественное производство, да и многие другие виды деятельности людей создают все большую нагрузку на природу. Необходимо ее всемерно ограничить. Это зависит от природоохранной деятельности общества. Современный человек в состоянии распоряжаться природой в интересах общества. Он бессилен только против таких стихийных сил и явлений природы, как землетрясения, извержения, наводнения. Но и тут многое зависит от своевременного учета опасности этих природных явлений и в соответствии с ними принятия особых мер при возведении сооружений, строительстве дамб, защищающих от наводнений, от возможных потоков лавы и т.д.

Вряд ли можно безоговорочно согласиться с получившим широкую известность изречением И. Мичурина: “Мы не можем ждать милостей от природы. Взять их у нее - наша задача” . Очевидно, что нужно не только брать от природы, но и помогать ей, бережно к ней относиться, восстанавливать то, что у нее взято в интересах производства, всего развития человеческого общества, защищать ее от негативного к ней отношения. Современное промышленное производство не имеет замкнутого характера, это - открытая система. Объем отходов часто превосходит объем конечного продукта. В современном мире на долю отходов приходится до 96-98% от исходного материала и только 2-4%-на конечный продукт. Задача заключается в том, чтобы уменьшить отходы за счет всемерного их использования. Надо превращать производства до возможности в замкнутую систему, развивая малоотходные и безотходные формы производства. Экологический менеджмент должен учитывать все противоречия и определять рациональные соотношения между уровнями потребления, развития производства и экологическими факторами.

4.Функции экологического менеджмента

Конкретные функции экологического менеджмента:

· управление состоянием природных экосистем;

· управление состоянием социоприродных систем;

· управление состоянием и использованием природных ресурсов;

· управление восстановлением запасов природных ресурсов;

· управление процессами антропогенного давления на природу (регулирование процессов роста народонаселения, урбанизации, загрязнения окружающей среды и использования отходов производства).

5. Принципы экологического менеджмента

Основные принципы экологического менеджмента:

· опора на экологическое сознание и экономическое мотивирование;

· предупредительность и своевременность решения проблем экологического развития;

· ответственность за экологические последствия всех управленческих решений;

· интеграция управления экологическими процессами;

· последовательность (непрерывность, поэтапность) решения проблем экологического развития.

6. Задачи экологического менеджмента

Основные задачи экологического менеджмента:

· планирование экологической деятельности;

· установление приоритетных экологических аспектов деятельности предприятия;

· привлечение заинтересованных лиц и сторон к планированию экологической деятельности предприятия;

· установление законодательных и иных требований к приоритетным экологическим аспектам деятельности предприятия;

· включение в программы (планы) экологического менеджмента действий и мероприятий, направленных на активное взаимодействие с заинтересованными лицами и сторонами;

· разработка базы данных, обеспечивающей предприятию необходимую информацию об объектах экологического управления и экологического менеджмента;

· разработка рабочего варианта экологических целей и задач;

· определение критериев и показателей оценки результатов достижения поставленных экологических целей и задач;

· вовлечение персонала предприятия в планирование экологической деятельности;

· согласование экологических целей и задач с руководством предприятия;

· разработка и утверждение руководством программы (или ряда программ) экологического менеджмента на планируемый период;

· Управление воздействием на окружающую среду и использованием ресурсов;

· осуществление запланированных и незапланированных действий и мероприятий, направленных на минимизацию сбросов загрязняющих веществ (выбросов, отходов, потребления материальных и энергетических ресурсов, использования особо опасных веществ и материалов и т.д.);

· осуществление запланированных и незапланированных действий и мероприятий, связанных с минимизацией воздействия на окружающую среду предприятий-поставщиков, смежных предприятий, потребителей продукции и услуг;

· осуществление практической деятельности по предупреждению чрезвычайных экологических ситуаций и деятельности в условиях таких ситуаций;

· Внутренний экологический мониторинг и экологический контроль;

· Организация системы текущего мониторинга осуществляемой деятельности в соответствии с поставленными экологическими целями, задачами и принятой программой менеджмента;

· предусмотрение и осуществление определенных действий в случае несоблюдения установленных законодательством или предприятием требований к экологической деятельности.

7.Экологический менеджмент в России

В современных условиях в Российской Федерации внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях приводит к существенным результатам в отношении улучшения экологических показателей деятельности и снижения отрицательного воздействия на окружающую среду. Процесс внедрения систем экологического менеджмента осуществляется наиболее эффективно и результативно в условиях информационной открытости и диалога с заинтересованными сторонами.

Система экологического менеджмента эффективна в том случае, когда ее внедрение происходит по инициативе самого предприятия. При этом государство может и должно внести свой вклад в этот процесс путем стимулирования и поддержки.

В целом, подходы экологического менеджмента могут эффективно применяться в Российской Федерации, если их внедрение осуществляется с учетом специфики конкретных предприятий и организаций, местных условий и характерных проблем.

В Российской Федерации, как и в других странах мира, происходит развитие экологического менеджмента. К настоящему моменту системы качества используются на многих предприятиях, накоплен как положительный, так и отрицательный опыт. Он может быть использован при внедрении и распространении подходов менеджмента в России, однако при этом необходимы критический анализ и оценка этого опыта.

Экологический менеджмент предприятия представляет собой часть общей системы менеджмента. Как вид управления в социально-экологической сфере экологический менеджмент — это управление, заключающееся в сознательном воздействии человека на природные, техногенные и социальные процессы, а также объекты окружающей среды для удовлетворения своих экологических, экономических, культурных и других потребностей. Экологический менеджмент направлен на реализацию экологических целей предприятия, регламентируемых ГОСТ 2452-80, европейскими стандартами EMAS, BS7750 и др., Международной организацией стандартизации ISO 14000. Экологически безопасные производственные процессы соответствуют требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья промышленно-производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности ресурсопотребления.

В соответствии с ISO 14004 основными принципами создания системы экологического менеджмента являются:

  • установление порядка, при котором управление качеством окружающей среды становится одним из высших приоритетов предприятия;
  • создание или укрепление экологической службы предприятия;
  • установление и поддержание связей с внутренними и внешними заинтересованными в эффективной экологической политике сторонами (включая общественность);
  • реализация согласия между руководством и работниками по экологическим проблемам с пониманием взаимной экологической и др. ответственности;
  • соответствие требований нормативно-правовых актов экологическим аспектам деятельности предприятия и уточнение соответствия этим требованиям показателей его воздействия на окружающую среду;
  • первичная оценка параметров производственных и других процессов, необходимых для достижения требуемого уровня характеристик экологичности предприятия;
  • включение процедур планирования и учета экологических аспектов во весь жизненный цикл продукции или услуг (в том числе и во вспомогательные процессы);
  • выделение материальных, финансовых и кадровых ресурсов, достаточных для обеспечения выбранного уровня экологичности;
  • более точная оценка характеристик экологичности и их соответствия текущей экологической политике организации, ее перспективным целям и задачам в данной области;
  • оценка процессов управления посредством проверок и определения возможности улучшения самой системы экологического менеджмента, ее аудит;
  • внедрение и развитие подсистем экологического маркетинга, инжиниринга, экологического образования и др.

Для внедрения системы экологического менеджмента на предприятии необходимо:

  • определить экологическую политику предприятия и сформулировать требования к системе экологического менеджмента;
  • сформировать программу реализации экологической политики;
  • разработать механизм, обеспечивающий достижение целей и задач экологической политики;
  • обеспечить постоянный мониторинг, эффективный контроль, аудит характеристик окружающей среды;
  • проанализировать состояние и возможности улучшения характеристик системы экологического менеджмента, обеспечивая ее постоянное соответствие изменяющимся внешним и внутренним факторам, которые представляются наиболее значимыми, например, с позиции выполнения требований нормативно-правовых актов в области экобезопасности, охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • рассмотреть экологические аспекты в рамках хозяйственных проблем.

Важнейшим элементом функционирования системы экологического менеджмента является анализ текущего состояния управления качеством окружающей среды , которое оценивается сопоставлением с исходным состоянием управления окружающей средой. Анализ должен охватывать широкий диапазон условий функционирования предприятия, включая возможные аварийные ситуации. Информация для осуществления анализа может быть получена в документации предприятия и методом прямых измерений параметров окружающей среды. Исходное состояние анализируется по следующим направлениям:

  • требования законодательных и других государственных нормативных актов;
  • экологические аспекты деятельности предприятия, его продукция, услуги, оказывающие воздействие на окружающую среду;
  • оценка соблюдения требований внутренних и внешних
  • стандартов, правил и норм;
  • существующая практика и процедуре экологического менеджмента;
  • политика и деловым процедурам по выполнению контрактов, поставок (в т.ч. с учетом экологических требований);
  • реализация обратной связи по результатам анализа предыдущих случаев нарушения договоров (в т.ч. по экологическим причинам);
  • возможности обеспечения преимуществ в конкурентоспособности за счет экологических факторов;
  • оценка заинтересованными сторонами эффективности управления окружающей средой предприятия (в т.ч. критические);
  • функции и деятельности других организационно-технических систем, способствующим или препятствующим улучшению характеристик окружающей среды.

Важным элементом системы экологического менеджмента предприятия является его экологическая политика , которая формируется в рамках хозяйственной деятельности с учетом, состояния окружающей среды; требований законодательных и других государственных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия. При этом важно установить уровень ответственности предприятия за состояние окружающей среды, экологическую безопасность. В этой связи необходимо рассматривать следующие вопросы:

  • имеет ли предприятие документально оформленную политику охраны окружающей среды;
  • сформулированы ли цели и задачи экологической политики;
  • отражает ли эта политика основные (наиболее общие) цели предприятия;
  • одобрена ли экологическая политика Советом директоров или другим высшим органом административного управления организации, обеспечена ли возможность корректировки этой политики, в т.ч. по предложениям персонала;
  • стимулирует ли экологическая политика направление деятельности в области экологического мониторинга, экоаудита и использования соответствующих информационных технологий в практике управления;
  • поддерживает ли экологическая политика деятельность по непрерывному улучшению характеристик экологичности по данным экологического мониторинга и выполнению нормативных требований и учитывает ли мнения заинтересованных сторон.

Одним из элементов системы экологического менеджмента является оценка воздействия на окружающую среду планируемых и осуществляемых работ предприятия , включающая экологические и хозяйственные аспекты. Экологический аспект включает характер, масштаб, интенсивность, вероятность, продолжительность воздействия на окружающую среду. Хозяйственные аспекты включают возможность нормативно-правового регулирования; проблемы измерения характеристик воздействия; затраты на измерение уровня воздействий; влияние изменения характера деятельности или процесса на уровень воздействия.

Предприятие должно идентифицировать и оценить все внешние и внутренние критерии. Внешние критерии — это нормативно-правовые и др. требования, непосредственно связанные с экологическими аспектами осуществляемой производственно-хозяйственной деятельности. Внутренние критерии разрабатываются и применяются при отсутствии внешних критериев, регламентирующих деятельность предприятий.

Например, предприятие может иметь свои внутренние критерии следующих видов деятельности:

  • система административного управления;
  • обеспечение ответственности работников за охрану окружающей среды;
  • приобретение, управления собственностью, лишения прав собственности;
  • выбор поставщиков;
  • выбор субподрядчиков;
  • управления сбытом продукции;
  • организация природоохранной деятельности;
  • отношения с контрольными и надзорными органами;
  • подготовленность к аварийным экологическим ситуациям;
  • осведомленности и обученность персонала в области охраны окружающей среды;
  • измерение характеристик экологичности и улучшения их;
  • снижение производственного и экологического рисков;
  • предотвращение загрязнений и образования отходов;
  • ресурсосбережение, переход на возобновляемые ресурсы;
  • проекты инвестиций (с включением экологических статей);
  • модификация технологических процессов (перехода на безотходные и экономичные технологии);
  • управление использованием комплектующих и сырьевых материалов;
  • управление отходами внутри организации;
  • управление расходованием энергии.

Задачи экологического менеджмента и экологической политики на предприятии формируются, исходя из поставленных целей и определенных временных рамок. Цель и задачи ставятся как для предприятия в целом, так и для отдельных структурных подразделений, с учетом их специфики и для соответствующих уровней управления. Основные функции подразделений предприятия приведены на рис. 1. Далее определяются измеряемые показатели экологичности, характеризующие экологическое управление и функционирование производственно-хозяйственной системы. Выводы о достижении поставленных целей и изменениях при осуществлении экологической политики формируются, исходя из анализа показателей экологичности, например, таких как:

  • количество используемых сырьевых материалов и энергии;
  • количество выбрасываемых газов, например СО 2 ;
  • количество твердых отходов, производимых в расчете на единицу продукции; эффективность использования сырья и энергии;
  • число аварий, связанных с воздействием на окружающую среду;
  • уровень утилизации отходов;
  • уровень переработки материалов, используемых для упаковки;
  • километраж пробега транспортных средств, приходящийся на единицу продукции;
  • количество выделяемых газообразных загрязнителей;
  • инвестиции в охрану окружающей среды;
  • число судебных исков, связанных с экологическими нарушениями.

При этом важна информация не только о натуральных значениях указанных показателей, многосторонне характеризующая анализируемое предприятие, но и динамика этих показателей за определенный период. Система экологического менеджмента на предприятии действует эффективно, если оно своевременно реагирует на изменяющиеся требования рационального природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности, и при условии, если обеспечивается непрерывное совершенствование самой системы. Элементы системы экологического менеджмента регулируются и являются взаимосвязанными с другими элементами системы управления предприятия.

Рис. 1 Функции подразделений предприятия

Формирование системы экологического менеджмента завершается функциональным контролем, подтверждающим соответствие этой системы направлениям, целям, задачам экологической политики предприятия. Прежде всего, контролируются вопросы обеспечения техногенной и экологической безопасности. В этой связи мониторинг и экологический аудит могут определяться как ключевые элементы экологического менеджмента.

Мониторинг должен обеспечивать получение информации для оценки соответствия экологических параметров деятельности предприятия требованиям нормативно-правовых актов по обеспечению экологической безопасности. Основными задачами мониторинга являются: контроль за качеством объектов окружающей среды, выявление источников загрязнения, динамики выбросов (сбросов) вредных загрязняющих веществ в природные объекты, их прогнозирование. Информация, полученная в результате осуществления мониторинга, необходима на предприятии для планирования мероприятий по снижению загрязнения окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов, определению приоритетных сфер деятельности, контроля и оценки эффективности осуществления природоохранных мер. На основе данных мониторинга осуществляется разработка комплексных, экологически ориентированных стратегических и оперативных мер по сокращению опасного воздействия на природную среду и жизнедеятельность людей, контроль за соблюдением экологических нормативов и стандартов. Полученные результаты должны постоянно анализироваться, создавать предпосылки для формирования решений экологических проблем предприятия.

Экологический аудит — это независимая, объективная, вневедомственная проверка хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработка рекомендаций по снижению ее потенциально негативного воздействия. Экологический аудит направлен на повышение эффективности экологического менеджмента, включая оценку соответствия действующему природоохранному законодательству и принципам экологической безопасности. При проведении экологического аудита необходимо не только оценивать соответствие конкретных видов деятельности природоохранному законодательству, но и оказывать разнообразные консультационные услуги, в частности:

  • по обоснованию экологической стратегии и политики предприятия, региона;
  • по определению приоритетов и планированию природоохранной деятельности, выявление дополнительных возможностей ее осуществления;
  • по разработке рекомендаций по снижению риска возникновения чрезвычайных экологических ситуаций;
  • в области повышения эффективности экологического менеджмента;
  • в области развития системы экологического мониторинга;
  • по разработке рекомендаций по развитию отношений с органами государственного экологического контроля и управления, общественностью и населением;
  • по разработке рекомендаций и предложений по экологическому образованию персонала;
  • по вопросам природоохранного законодательства, информационного обслуживания и др.

Мировой опыт свидетельствует о широком практическом применении экологического аудита в качестве средства получения и оценки экологической информации о предприятии или ином объекте с целью выработки решений на различных уровнях управления и принятия необходимых корректирующих мер для обеспечения экологической безопасности. Важным направлением в решении задач экологического менеджмента является экологическая сертификация — мера по обеспечению качества, экологической безопасности выпускаемой продукции. Экологическая сертификация способствует производству экологически безопасной продукции на всех стадиях ее жизненного цикла, повышению ее качества и конкурентоспособности; созданию условий для организации производств, отвечающих установленным экологическим требованиям; совершенствованию управления хозяйственной и иной деятельностью; завоеванию новых сегментов внешнего рынка.

Указанные методы применяются для определения соответствия результатов функционирования систем экологического менеджмента намеченным планам внедрения; проверки работоспособности; адекватности текущей деятельности предприятия сложившейся ситуации и достоверности оценочных результатов. Выводы, заключения, рекомендации, получаемые на основе проведения мониторинга и аудиторских проверок, других способов оценки эффективности системы экологического менеджмента документируются с указанием необходимых корректирующих и превентивных мер.

1.Основные понятия и общие положения. Виды современного менеджмента в экологии

2. Этапы развития менеджмента, переход к экологическому управлению

3. Разработка экологической стратегии предприятия

4. Механизмы и структура экологического менеджмента на различных стадиях инвестиционного процесса

5. Система управления природопользованием на предприятии

6. Экологический менеджмент в системе управление отходами

производства и потребления

7. Международный и российский опыт для развития менеджмента

8. Экономическая, нормативно-правовая, организационн0-управленческая, отчетно-статистическая основы современного экологического менеджмента

Тема 1.Основные понятия и общие положения. Виды современного менеджмента в экологии

Современная политика государства, а также стратегия государственного развития, разрабатываемая на достаточно длительную перспективу предусматривают значительный компромисс между необходимостью развития негосударственного сектора экономики с одной стороны и усилением роли государства в формировании политики в природоохранной области с другой, что предполагает модифицирование и использование новых стимулов в существующих или разрабатываемых правовых и институциональных рамках.

При этом государство выступает как управляющий институт, использующий для управления охраной окружающей природной средой и рациональным природопользованием административные, организационные, правовые и экономические методы регулирования /2, 21, 22, 26, 45, 47, 51, 54, 55/.

Управление - это функция организованных систем, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программ и целей или же, с позиций хозяйственной деятельности, целенаправленная деятельность, с помощью которой человек упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды - общества, живой и неживой природы, техники /2, 17/.

При этом термин “управление” традиционно широко применяется не как перевод с английского термина “менеджмент”, а самостоятельно, характеризуя, как правило, некий процесс или процедуру. Однако, по отношению к формальным организациям, корректнее применять термин “менеджмент”.

Менеджмент - это наука, изучающая управление людьми в организациях (на предприятиях): принципы, методы, функции и технологии управления, способы формирования и достижения целей организации (предприятия), в том числе повышения эффективности ее (его) работы и увеличения прибылей /6, 27, /.

Практика употребления термина “менеджмент” в специальной литературе заметно расширила сферу его понимания и предполагает понимать под ним: процесс управления; науку об управлении; область знаний об управлении социально-экономическими процессами; искусство управления, набор управленческих навыков; орган управления и людей, его составляющих /2, 6/.

Менеджмент классифицируется по типу изучаемого им объекта. Так, общий менеджмент изучает общие принципы и закономерности управления (функции управления, управленческий цикл, стратегическое управление, мотивацию, лидерство), а стандартные его функции (планирование, организация, мотивация и контроль) встречаются в хозяйственной деятельности любого предприятия /6, 27, 32/.

Специальный менеджмент рассматривает управление специфическими объектами. Одним из видов специального менеджмента и является экологический менеджмент, объектом которого является совокупность элементов, с которыми взаимосвязана экологически значимая хозяйственная деятельность, имеющая свои пространственные и временные границы /6, 16, 29, 31, 32/.

Классификация менеджмента на общий и специальный не является исчерпывающей, так как объектом специального менеджмента, в рассматриваемом случае - экологического, могут быть некоторые виды специальных процессов (например, менеджмент экологически ориентированных инвестиционных потоков, менеджмент отходов и т.п.) /5, 37, 45, 49/.

Экологический менеджмент - специальная система управления, имеющая в основе регулятивный процесс, направленный на сохранение качества окружающей среды, обеспечение нормативных социальных, экологических и экономических параметров /5, 16, 29, 31, 34, 47/.

Применительно к предприятию, которое представляет собой обособленную специализированную хозяйственную единицу, созданную на базе организованного по тому или иному принципу профессионального трудового коллектива, который на основе имеющихся у него средств производства занимается экологически значимой хозяйственной деятельностью, предметом экологического менеджмента являются: экономический механизм природопользования; организационная структура; экологический маркетинг, персонал, экологически значимая информация, экологическая и корпоративная культура, поведенческие мотивы, взаимодействие с внешней средой и общественностью, а также другие составные части системы управления /26, 29, 31/.

Функциями экологического менеджмента являются как относящиеся к общим (целеполагание, прогнозирование, планирование, организация, принятие решения, и др.), так и специальные, например, техническая (создание и внедрение малоотходных технологий и т.п.), экологический учет и др., оперирующие различными показателями деятельности. Все функции экологического менеждмента тесно связаны между собой /31/.

Необходимость создания эффективной системы экологического менеджмента особенно ярко стала проявляться в связи с принятием Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, которая была утверждена указом Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 г. № 440. Эта Концепция предусматривает ряд положений, которые призваны устранить провалы в экологической политике государства, перекладывая тяжесть ответственности за негативное воздействие на окружающую среду и его последствия на конкретных субъектов экологически значимой хозяйственной деятельности, что соответствует современным тенденциям развития общества.

Согласно данным зарубежных источников, провалы в экологической политике характерны для любого государства на том или ином этапе развития экономики, зависящего от успешного функционирования рынков сырья, товаров и услуг /26, 34, 52/. Наблюдающееся нерациональное и неэффективное использование природных ресурсов и окружающей среды увязывается в этом случае с неправильным функционированием рынков, их дефектами или полным отсутствием. Цены, складывающиеся на таких рынках, не отражают истинные социально-экологические издержки и выгоды от использования ресурсов. Такие цены вводят в заблуждение представления о дефицитности ресурсов и не обеспечивают достаточных стимулов для управления, эффективного использования и сохранения природных ресурсов.

Источниками провалов рынков являются:

1. Внешние эффекты, т.е. последствия, наступающие для других сторон экологически значимой хозяйственной деятельности в результате того или иного действия, которые не учитывались лицом, совершившим действие. Тем самым снижается уровень благосостояния и издержки других субъектов хозяйственной деятельности, а сами последствия не учитываются в частных расчетах совершившего действие предприятия. Таким образом, рынок не обеспечивает обратного сигнала о стоимости внешних эффектов для нарушителя, у которого в связи с этим отсутствуют стимулы к ограничению указанных действий (если они не регламентированы законодательно).

2. Отсутствие цен на блага и отсутствие рынков. На многие экологические блага не установлена цена и в результате они не могут обращаться на рынке. Отсутствует рынок качества окружающей среды. Блага, которые ценит общество, такие как чистый воздух, привлекательные пейзажи и разнообразие биологических ресурсов, на рынках не покупаются и не продаются. Если общество не сдерживают иные меры, то у него нет каких-либо стимулов к ограничению использования этих благ, а тем более к вложению средств в их сохранение и рост. Многие товары и услуги, которые обеспечивает природа, не требуют от пользователей почти никаких или совсем никаких расходов, кроме связанных со сбором (например, рыба, пойманная в море, дичь, добытая при охоте).

3. Общественные блага. В некоторых случаях ресурсы не имеют установленной цены, потому что они являются общественными благами и взимать за них плату было бы затруднительно или невозможно. Общественное благо - это товар, который доступен для всех и права пользования которым никто не может быть лишен. Вследствие этого взимать плату за его использование невозможно. Поэтому частной стороне невыгодно вкладывать средства в его защиту или улучшение из-за невозможности покрытия издержек за счет пользователей (бесплатные пользователи). У пользователя также нет какого-либо стимула воздерживаться от потребления, поскольку его место занял бы кто-либо другой. Это свойство общественных благ называется “неисключительность”.

Некоторые общественные блага могут использоваться тем или иным конкретным пользователем без сокращения их предложения для других (например, существование биоразнообразия, сохранение редких видов, чистые воздух и вода, привлекательный пейзаж, охрана водосборного бассейна). Другие общественные блага, хотя и обладают неисключительностью, могут истощаться - в тех случаях, когда их использование одним субъектом осуществляется за счет какого-либо другого.

4. Трансакционные издержки. Это причины, по которым стороны не могут достичь соглашения - затраты и трудности, связанные с обеспечением соблюдения договоров и выполнения условий, затраты времени и сил для того, чтобы собрать вместе многочисленные стороны, расходы, связанные с получением информации и т.д. В тех случаях, когда трансакционные издержки высоки по отношению к ожидаемым выгодам, достижение действенного соглашения маловероятно, и деградация окружающей среды продолжается.

5. Права собственности. Для правильного функционирования рынков необходима их поддержка соответствуюшими институтами и, говоря конкретно, системой прав собственности. Например, у субъекта хозяйствования, владеющего своей землей, имеется очевидный стимул заботиться о ней и вкладывать в нее средства, особенно если есть также возможность продать ее и возместить эти капиталовложения.

Права собственности относятся не только к земле. Во многих странах законодательство о водных ресурсах предоставляет владельцу земли право пользования поверхностными или подземными водами в пределах своего участка; во многих случаях эти права могут быть проданы и куплены на активных рынках. До тех пор, пока права собственности, в своем общем смысле, являются необремененными, исключительными, гарантированными, обеспеченными и могут быть переуступлены, у их владельцев есть все стимулы обеспечивать сохранность соответствующего ресурса.

6. Отсутствие знаний и неопределенность также препятствуют функционированию рынков. Функция рынков заключается в том, чтобы сигнализировать о возникающих дефицитах, например, экологических ресурсов. Проблема возникает вследствие плохого понимания экологических процессов, и изменения (а также их последствия) могут быть не осознаны вовремя, с тем чтобы был приведен в действие механизм цен. Даже руководствующиеся добрыми намерениями предприятия и физические лица едва ли внесут изменения в свое поведение, если они, как и все общество, не осведомлены о результатах своей деятельности, которые могут возникнуть по истечении большого срока или в отдаленном месте.

7. Недальновидность усугубляет серьезность проблемы. У многих физических лиц период планирования весьма невелик. Они уделяют наибольшее внимание тем последствиям для своего финансового положения и благосостояния, которые наступают в ближайшем будущем. Предприятия и фирмы, вкладывающие средства, обычно предполагают окупить свои затраты в течение 5-7 лет. Предполагается, что правительства могут исходить из более долгосрочных интересов своего электората, однако, предвыборные соображения часто диктуют иной подход. Результат коллективной недальновидности состоит в том, что при принятии решений как долгосрочные затраты, так и долгосрочные выгоды, как правило, в значительной степени дисконтируются. Природоохранные проекты в особой степени страдают от этой тенденции.

8. Необратимость. Если будущее неопределенно, то имеет смысл сохранить в целостности варианты будущего развития. Если при строительстве гидроэлектростанции затоплена красивая долина, то общество лишится возможности сохранить этот пейзаж для будущих поколений. Обеспечение такого же количества электроэнергии посредством строительства тепловой электростанции позволило бы сохранить этот вариант, однако рынок указывал бы на проект строительства гидроэлектростанции, если бы он был более дешевым. Иными словами, на рынке не учитывалась бы стоимость наличия выбора, которая уничтожается при строительстве плотины. Этот вопрос имеет большое практическое значение, поскольку общество в растущей степени проявляет заинтересованность в качестве окружающей среды, а это значит, что стоимость наличия выбора постоянно растет.

Следовательно, одной из задач экологической политики любого государства должно быть устранение вышеуказанных сбоев рынка. Для этого требуются активные действия: политика государственного вмешательства, например, в процесс естественного (рыночного) ценообразования. Например, для того, чтобы выявить и тем или иным образом "интернализировать" внешние эффекты, необходимо предусмотреть финансовые выплаты между нарушителем и "жертвой".

Однако и само государство допускает значительные провалы экологической политики. Оно показывает себя как неидеальный хранитель национальных интересов и часто осуществляет на рынках вмешательство, которое усугубляет положение. Термин “сбои” политики охватывает как бездействие, так и действия - не только отсутствие мер для устранения дефектов и смещений на рынке, но и привнесение новых дефектов или усиление уже существующих. Можно привести несколько примеров провалов политики: низкие цены на воду, субсидирование цен на электроэнергию, бюрократические препятствия в установлении прав на землю, половинчатая земельная реформа, порождающая необеспеченность владения землей, низкая плата за лесозаготовки и природные ресурсы и т.д.

Во многих случаях предметом дискуссий по охране окружающей природной среды является и концепция устойчивого развития. Недостаточно, чтобы деятельность предприятия была бы эффективной с точки зрения обычных финансовых и экономических критериев. Если в деятельности широко используются природные ресурсы или функции окружающей среды акцептора выбросов, сбросов и отходов, она может быть выгодной с точки зрения традиционных критериев, но неустойчивой с точки зрения охраны окружающей среды. Сохранение возможностей для будущих поколений, что является одним из признанных определений устойчивого развития, идея хорошая, но слишком неопределенная, чтобы ее можно было использовать на практике.

В последнее время широко распространился подход, согласно которому окружающая среда рассматривается как одна из форм природного капитала, в чем-то аналогичная физическим или финансовым основным средствам. Поэтому нанесение ущерба окружающей среде аналогично уменьшению капитала, что раньше или позже снижает стоимость периодически приносимых им процентов (или потока доходов). Некоторый уровень использования окружающей среды является в известном смысле "устойчивым" и совместимым с задачей сохранения экологического капитала.

Устойчивое развитие должно обеспечивать сохранность во времени всего нашего достояния, включая природные экологические активы. Мы должны оставить в наследство будущим поколениям тот же "капитал", воплощающий возможности потенциального благосостояния, которым мы пользуемся в настоящее время.

Буквальное представление об окружающей среде как об акционерном капитале, который не следует уменьшать, связано с трудностями при его интерпретации и применении. Однако оно полезно, поскольку напоминает нам, что в ходе деятельности людей потребляются различные виды экологических ресурсов, которые в долгосрочном плане должны быть восстановлены для того, чтобы все мы не стали беднее. Некоторые виды экологических активов можно восстановить относительно легко, другие вовсе не поддаются восстановлению.

В рамках экономики природопользования различаются три общих вида капитала /23, 26, 54, 55/. Антропогенный (искусственно созданный) капитал (заводы, дороги, дома и т.д.) может быть увеличен или уменьшен по нашему усмотрению (если отвлеченно смотреть на связанные с этим экологические нагрузки). Критический природный капитал (озоновый слой, глобальный климат, биоразнообразие, нетронутые территории, Антарктика и т.д.) включает в себя необходимые для жизни природные блага, которые не могут быть замещены или заменены антропогенным капиталом. Третья категория - прочий природный капитал - включает в себя возобновляемые природные ресурсы и некоторые конечные минеральные ресурсы, которые могут быть полностью или частично восполнены или заменены антропогенным капиталом.

Некоторые виды природного капитала являются жизненно необходимыми, незаменимыми и не имеют цены. Необходимость сохранения таких благ должна быть абсолютным сдерживающим фактором, при всех видах деятельности; это предполагает установление безопасных минимальных норм (например, качества воды и воздуха, сохранения биоразнообразия) и исключение возможности некоторых видов развития экономики.

Другие виды некритического природного капитала следует по возможности оценить с использованием прогрессивных методов, употребляющихся в общемировой практике. Если та или иная деятельность приводит к уменьшению природного капитала (в результате потребления ресурсов при производстве или их уничтожения вследствие загрязнения или других внешних эффектов), эти "затраты" необходимо измерить и отнести на счет соответствующего вида деятельности. Они могут либо оставаться условными (скрытыми) стоимостями, которые используются только в целях планирования и оценки, либо реально включаться в проект деятельности (например, если предусмотрена компенсация затрат, понесенных жертвами, за счет тех, кто получил выгоды, или содержится требование о конкретных природоохранных мерах).

Использование конечных ресурсов (например, минералов и ископаемого топлива) является неустойчивым в строгом смысле. Естественная необходимость использования конечных ресурсов, однако, призывает к исследованию альтернативных вариантов и заменителей, повышению эффективности их использования, перечислению части доходов на создание фонда основного капитала для обеспечения устойчивого дохода и т.д.

Принципы устойчивого развития должны включаться в экологическую стратегию развития предприятий, так как именно они будут определяющими в государственной экологической политике на долгосрочную перспективу. Базовыми для принципов устойчивого развития являются критерии устойчивости, которые указаны как в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, так и в международных документах:

Выгода от экологически значимой хозяйственной деятельности не должна быть меньше вызванного ею ущерба;

Экологические затраты и выгоды должны иметь свою стоимость;

Ущерб окружающей среде (критическому капиталу) должен быть на столь низком уровне, какой только может быть разумно достигнут с учетом экономических и социальных факторов;

Предотвращение необратимых процессов;

Ограничение использования возобновляемых благ уровнем, при котором обеспечивается их устойчивость, или учет издержек замещения этих благ, например, с помощью “компенсационных проектов”;

Использование полученных в ходе экономического анализа реальных “зеленых” цен.

Таким образом, необходимость создания эффективной системы экологического менеджмента очевидна, а основные выгоды от ее создания достаточно убедительны.

Под системой менеждмента в дальнейшем будет пониматься совокупность сферы и объекта управления, инфраструктура, функции и принципы экологического менеджмента.

Экологический менеджмент - это современный метод учета преимуществ при осуществлении и планировании деятельности какой-либо организации. Это также современных систем управления.

Экологический менеджмент имеет несколько преставлений. На сегодняшний день он представлен как управление, которое, в свою очередь ограничено потребностью защиты Экологический менеджмент представлен как некое управление живой природой. Это увеличение способности природы адаптироваться к промышленному производству, ее приспособление к нему.

Есть и такое мнение, что экологический менеджмент - это регулирование культуры и общественных отношений в сфере общественного мнения. То есть только общественное мнение и человеческая культура могут нейтрализовать отрицательные аспекты современных технологий.

Также экологический менеджмент довольно часто сравнивают с региональным прогрессом производства, то есть превращают его в управление регионального характера.

Концепция по развитию экологического менеджмента полностью направлена на связанные с экологией, принимаемой как объект управления. Необходимость в экологическом менеджменте определяет:

  • резкий упадок экологии;
  • разграничение регионального размещения промышленного производства;
  • прирост производственных мощностей, необходимых новым технологиям;
  • усиленное влияние производства не только на региональную, но и на мировую природу;
  • разграничение опасных отходов, их поглотителей между странами мировой экономики (концентрация отходов);
  • зарождение содержания экологического мнения и мировоззрения в политике;
  • тенденции в развитии научно-технологических прогрессов (ядерные технологии, биотехнологии и другие).

Возникновение ISO 14001 представляет собой однин из наиболее значимых международных инициатив в охране природа. ISO 14001 - это серия международных стандартов различной системы экологического менеджмента, разработанная для предприятий и организаций.

В соответствии с ISO 14001, механизм по внедрению различной системы экологического менеджмента состоит и следующих этапов:

Оценка начальной ситуации;

Планирование по внедрению различной системы экологического менеджмента;

Установление цели, задач и разработки программ;

Система наблюдения или мониторинг;

Объективная оценка результативности работ;

Устойчивое развитие компаний и улучшение их конкурентоспособности требуют комплексного решения экологических задач. Этот подход предполагает кардинальный переход от борьбы с последствиями вредного воздействия на окружающую среду к предотвращению таких воздействий, минимизации ущерба, вовлечению в переработку ранее накопленных в окружающей среде отходов с использованием экологически безопасных способов.

В расширенном толковании экологический менеджмент есть управление взаимодействием общества и природы на основе использования экономических, административных, социальных, технологических и информационных факторов с целью достижения качества (состояния) природной среды, обеспечивающего возможность устойчивого развития общества и природы.

На уровне компаний экологический менеджмент относится к локальному уровню, однако именно на этом уровне определяются техногенные и антропогенные воздействия на окружающую среду.

Можно сказать, что экологический менеджмент - это экологически безопасное управление современным производством, процессами изменения экологического состояния общества, страны, региона. Концепция экологического менеджмента - это комплекс ключевых положений, определяющих практическую деятельность по управлению экологическими процессами.

Экологический менеджмент призван обеспечить баланс между интересами предпринимательства в целом и отдельных компаний и интересами обеспечения необходимых качеств окружающей среды.

Экологический менеджмент следует рассматривать как неотъемлемую часть общей системы управления компанией. Очевидно, что бесконтрольное использование природных ресурсов приводит к разрушительным для общества экономическим, социальным и экологическим последствиям. Поэтому современные компании должны постоянно реагировать на изменяющиеся требования охраны окружающей среды и обеспечивать непрерывное совершенствование системы экологического менеджмента. Экологический менеджмент регулирует предпринимательскую инициативу и производственно-хозяйственную деятельность, ставя их в зависимость от социально-ориентированного общественного развития и необходимости сохранения и улучшения среды обитания.

Основные задачи экологического менеджмента компании: налаживание экологически безопасных производственных процессов; обеспечение экологической совместимости всех производств компании; достижение оптимальных эколого-экономических соотношений (максимум результата при минимальном ущербе для окружающей среды); предупреждение негативного антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления или утилизации выпускаемой продукции; превращение экологических ограничений в новые возможности роста производственной деятельности; обновление продукции исходя из социальной ответственности перед потребителями и создание соответствующего благоприятного имиджа в глазах общественности; стимулирование природоохранных инициатив, снижающих издержки или способствующих росту доходов.