Пользователи бух информации в рыночной экономике. Московский государственный университет печати

11.12.2023 Гепатит

Введение 3

Глава 1. Бухгалтерская информация 4

      Бухгалтерская отчетность – источник информации 4

      Принципы формирования бухгалтерской отчетности 5

      Пользователи бухгалтерской информации 6

Глава 2. Внутренние пользователи бухгалтерской информации 10

2.1 Внутренние пользователи и их классификация 10

2.2 Требования к информации для внутренних пользователей 12

Глава 3. Внешние пользователи бухгалтерской информации 22

3.1 Внешние пользователи и их классификация 22

3.2 Требования к информации для внешних пользователей 23

Практическая часть 27

Заключение 50

Список использованной литературы 51

Введение

В связи с переходом к рыночным отношениям неизмеримо возрастает количество пользователей бухгалтерской информации (финансовой отчетности). Если она раньше при нашей "открытости" предназначалась довольно узкому кругу лиц (вышестоящей организации, финансовому органу, учреждению, банку и территориальному органу статистики), то в рыночной экономике ее пользователями становятся практически все участники рыночных отношений:

    лица, непосредственно связанные с предпринимательством (бизнесом), то есть менеджеры и самые различные работники управления;

    лица, непосредственно не работающие на предприятиях (фирмах), но имеющие прямой финансовый интерес - акционеры, инвесторы, различные кредиторы, покупатели и продавцы продукции (услуг) и так далее;

    третью группу представляют лица, имеющие косвенный финансовый интерес - различные финансовые институты (биржи, ассоциации и тому подобное), налоговые службы, органы статистики, профсоюзы и другие.

Информация, формируемая в бухгалтерском учете и представляемая в бухгалтерской отчетности, должна быть, по всей сути и содержанию, полезна самому широкому кругу заинтересованных пользователей. Поэтому раскрытие информации в бухгалтерской отчетности зависит еще и от того, кто будет ее использовать.

Глава 1. Бухгалтерская информация

      Бухгалтерская отчетность - источник информации.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность – это единая система учетных данных об имуществе, обязательствах, а также результатах хозяйственной деятельности, составляемых на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. Такое определение дано в статье 2 ФЗ «О бухгалтерском учете», введенного в действие 21 ноября 1996 года. Из этого определения следует, что данные, отраженные в бухгалтерской отчетности по существу представляют особый вид учетных записей, являющихся извлечением из текущего учета итоговых данных о состоянии и результатах деятельности организации (хозяйствующего субъекта) за определенный период.

Для удовлетворения общих потребностей заинтересованных пользователей в бухгалтерском учете формируется информация о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении.

Финансовое положение организации определяется ее активами, структурой обязательств и капитала организации, а также способностью адаптироваться к изменениям в среде функционирования. Информация о финансовом положении организации формируется главным образом в виде бухгалтерского баланса.

Информация о финансовых результатах деятельности организации необходима для оценки потенциальных изменений в ресурсах при прогнозировании способности вызывать денежные потоки на основе имеющихся ресурсов. Данная информация формируется в основном в отчете о прибылях и убытках.

Информация об изменениях в финансовом положении организаций дает возможность оценить ее инвестиционную, финансовую и текущую (операционную) деятельность в отчетном периоде. Данная информация обеспечивается главным образом отчетом о движении денежных средств.

1.2 Принципы формирования бухгалтерской информации.

    Полнота и достоверность - соответствие законодательным и нормативным актам.

    Нейтральность - исключение возможности формирования информации на основе удовлетворения интересов одних групп пользователей в ущерб другим.

    Принцип осмотрительности - организация должна быть ориентирована на большую готовность к признанию расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.

    Принцип имущественной обособленности - имущество организации существует обособленно от имущества ее собственников и других организаций.

    Принцип непрерывности деятельности - организация будет существовать в ближайшем будущем.

    Принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности - все хозяйственные операции отражаются в учете в момент их осуществления.

    Принцип последовательности - использование определенной совокупности способов формирования информации, которые организация применяем из года в год. При внесении изменений в способы учета требуется пересчет показателей.

    Принцип непротиворечивости - тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета.

    Принцип существенности - формирование информации об отдельных активах, обязательствах, доходах и расходах обособленно в случае их существенности.

1.3 Пользователи бухгалтерской информации.

Пользователями бухгалтерской информации считаются физические и юридические лица, заинтересованные в получении данных о деятельности организации (рис.1).

Рис.1- «Классификация пользователей бухгалтерской информации»

Заинтересованными пользователями информации считаются юридические и физические лица, имеющие потребность в информации об организации и обладающие достаточными познаниями навыками для понимания, оценки и использования информации: реальные и потенциальные инвестора, работники организации, поставщики и подрядчики покупатели и заказчики, органы власти и общественных целях.

Внешний пользователь бухгалтерской отчетности - инвестор, кредитор, контрагент или заинтересованные государственные органы.

Внутренний пользователь бухгалтерской отчетности - руководитель, учредитель, участник или собственник имущества экономического субъекта.

Так же пользователей бухгалтерской информации можно условно разделить на три группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым финансовым интересом.(Рис.2)

Рис.2-«Пользователи бухгалтерской информации»

Администрация организации - это совет директоров, управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений. Представители администрации являются одними из основных пользователей бухгалтерской информации. Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше интересуют прибыльность и ликвидность организации. Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности.

Основными критериями при определении состава информации для каждого работника администрации являются:

Стоимость информации;

Соответствие состава информации функциям работника;

Необходимость соблюдения коммерческой тайны.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются инвесторы, банки, поставщики, кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности. По данным отчетности они делают выводы о финансовых перспективах, о ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи , имеющие право на использование внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации. Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

Сторонними пользователями бухгалтерской информации с косвенным финансовым интересом являются налоговые органы, казначейство, Контрольно - ревизионное управление Министерства финансов Российской Федерации, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи.

Работникам Пенсионного фонда и Фонда социального страхования предоставляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды. Налоговые органы и казначейство, в отличие от других сторонних пользователей информации, имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией, необходимой для проверки правильности уплаты федеральных, республиканских и местных налогов на доходы, налогов на добавленную стоимость и на заработную плату, акцизов.

Глава 2. Внутренние пользователи бухгалтерской информации

Внутренними пользователями являются физические лица - сотрудники предприятия, которые осуществляют свою деятельность в рамках данного предприятия и принимают решения на основе информации о деятельности предприятия. Состав информации определяется выполняемой функцией (рис. 3).

Рис 3. –«Характеристика внутренних пользователей бухгалтерской информации».

3.1 Внутренние пользователи и их классификация

В условиях рыночной экономики организации различных форм собственности и организационно-правового статуса взаимодействуют с партнерами по бизнесу, бюджетами различных уровней, собственниками капитала и другими субъектами, в процессе чего с ними возникают финансовые отношения. Такое взаимодействие обеспечивается представлением финансовой отчетности внешним пользователям финансовой отчетности. Вместе с тем для принятия оптимального управленческого решения появляется необходимость финансового управления фирмой, разработки определенной системы принципов, методов и приемов регулирования финансовых ресурсов, обеспечивающих достижение тактических и стратегических целей организации. Данные проблемы находят отражение во внутренней (управленческой) отчетности организации, которая отражает показатели в разрезе объектов управления и организации в целом в части использования финансовых, трудовых и материальных ресурсов, источники их формирования. Результаты формирования показателей внутренней отчетности находят отражение в управлении денежными потоками (величине и сроках), протекающих между предприятием и бюджетами, собственниками капитала, партнерами по бизнесу и другими агентами рынка.

В отношении информации для внутренних пользователей следует учитывать, что ее состав для каждого представителя администрации определяется в зависимости от занимаемой должности и функций, выполняемых им.

Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости продукции и рентабельности производства.

Собственников, совладельцев и первых руководителей организации больше всего интересует прибыльность и ликвидность организации (соотношение платежных средств и обязательств). Для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных видов продукции и т.п.

Руководство организации заинтересовано также в информации, представляемой внешним пользователям, и в разнообразной информации, необходимой для планирования, анализа и контроля.

3.1 Требования к информации для внутренних пользователей

Для внутреннего анализа требования к качеству информации по большому счету ничем не отличаются от требований внешних пользователей, различие – лишь в количественных параметрах: оперативность выше, точность иногда ниже, степень детализации существенно отличается, а также часть деловой информации, являющаяся коммерческой тайной, недоступной для внешних пользователей – включается в информационную базу внутреннего анализа.

В связи с этим помимо общих требований к качеству информации, различные пользователи предъявляют к ней свои особые требования, например:

    аналитические службы и управленцы могут требовать формирования данных строго в определенных разрезах, устанавливать параметры группировки, различные варианты представления данных и т.д.;

    бухгалтеры, операционисты и другие учетные работники требуют организации информационных потоков с минимальным количеством обработки данных (исключение многократного ввода одних и тех же данных для различных задач и т.д.);

    вышестоящие организации для целей своего анализа предоставляют обязательные к заполнению отчетные формы.

Решение проблемы информационного обеспечения анализа заключается в создании информационной системы на предприятии, учитывающей требования всех аналитических служб.

Структура информационной системы также должна определяться непосредственно методикой анализа, используемой на предприятии. При недостаточно гибкой информационной системе на предприятии имеет место обратная ситуация, когда методика анализа ставится в зависимость от наличия информации. В то же время отсутствие необходимой информации, в первую очередь для целей внутреннего анализа, ограничивает поле деятельности аналитика, заставляя его, подобно внешнему пользователю информации, строить расчеты в основном на отчетности предприятия или на данных бухгалтерского учета, не имеющих должной степени детализации.

Требования к информации часто сконцентрированы на глубине аналитических данных, их детализации. Детализация означает различное количество т.н. «уровней вложенности» информации.

Например, требуется проводить горизонтальный анализ задолженности по группам поставщиков, по конкретным поставщикам, по конкретным заказам одного поставщика, по конкретным поставкам в рамках одного заказа, по отдельным платежам по одной поставке, по всем платежам по одной группе поставщиков и т.д. Данные требования к информации должны быть предъявлены к информационной системе тем пользователем, который отвечает за анализ данных именно в таком разрезе. Другие сотрудники и службы предприятия, возможно, не нуждаются в столь детализированной информации по какому-то отдельному участку работы, в то время как для конкретного аналитика такой разрез данных может быть просто необходим.

Требования аналитика к исходной информации формируют не только «глубину» данных, но и «ширину», т.н. область действия информационной системы. При разработке автоматизированной системы управления предприятием на крупном многопрофильном производственном предприятии будет важно определить ее задачи и область охвата. Вполне понятно, что организация информационного обеспечения нужна не только в финансовом управлении крупного холдинга, поскольку она сможет гарантировать лишь анализ бухгалтерских данных, или в лучшем случае, данных оперативного учета движения денежных средств или задолженности по расчетам с контрагентами. Необходимо оперативно получать информацию о производстве, использовании трудовых, материальных ресурсов, своевременно анализировать правильность текущего планирования на каждом конкретном производственном участке.

Зачастую происходит так, что в первую очередь автоматизации учета и анализа, а в дальнейшем, планирования, подвергается в первую очередь финансовая деятельность предприятия (движение денежных средств, состояние расчетов, формирование внешней бухгалтерской отчетности и т.д.), в то время как задачи производственного учета относятся к следующим этапам автоматизации информационного обеспечения. Это обосновано, поскольку без решения проблем бухгалтерского учета и обеспечения интересов внешних пользователей, предприятие работать не может.

Но если предприятие может позволить себе (в силу финансовых, организационных и других возможностей) внедрение комплексной информационной системы, в этом случае производственные задачи, управленческий учет и анализ также обеспечиваются соответствующими средствами автоматизации. Может быть обеспечен анализ остатков материалов в цехах, контроль сохранности и комплектности незавершенного производства на основе ежедневного оперативного учета. Сотрудники управленческих служб производства могут осуществлять анализ и контроль выполнения сменно-суточных заданий бригадами, графиков подачи деталей, узлов и полуфабрикатов цехами, производственной программы предприятием и договоров по поставкам продукции. Предоставление данных может быть ежедневным по всей номенклатуре вырабатываемой продукции и непрерывным по выборочной номенклатуре, составляющей "дефицит" предприятия.

Для сотрудников анализирующих производственные, снабженческие, другие хозяйственные показатели в отличие от финансовых аналитиков очень важно предоставление необходимых данных не только в стоимостном, но и в натуральном выражении, а иногда и в нескольких единицах измерения, неподдающихся прямому пересчету при анализе. Например, в одной единице упаковки может храниться разное количество штук изделий, а сами упаковки лежат на складских участках, по каждому из которых нужно отслеживать динамику и структуру проходящих поставок как по количеству упаковок, так и, поштучно, изделий.

При проектировании информационной системы важно правильно предположить объем охвата системой снабженческо-сбытовой деятельности предприятия. Если задачи, связанные с этой деятельностью будут входить в рамки информационной системы, то специалисты соответствующих отделов должны предъявить свои требования к получаемой информации. В зависимости от специфики деятельности предприятия могут быть поставлены следующие задачи:

1) информация о принадлежности наименования к конкретной партии товара, заказу соответствующих партий в процессе передачи его между складами, цехами, подотчетными лицами, рабочими участками и т.п.;

2) возможность оперативного определения, анализа и корректировки оптимального размера партий, обеспечения своевременности проведения закупок, выполнение регулярных операций (периодических закупок, отправок и т.п.);

3) планирования использования материалов в кратчайшие сроки после их поступления на склад;

4) поддержания на экономичном минимуме длительности циклов движения по складским и производственным участкам и обработки конкретных наименований

5) возможность проведения оперативного анализа складских остатков, запасов товаров и материалов с целью доведения до минимума количества товаров на каждом складе, использования минимального количества складов и т.п.

Проектирование информационной системы может по-разному охватить производственную деятельность предприятия.

Во многих случаях инженеры-конструкторы могут значительно уменьшить количество наименований материалов, находящихся на складе. Данные об издержках и экономии позволяют внести необходимые изменения в конструкцию существующих изделий. Иное дело, когда проектируются новые изделия. Здесь конструкторы могут использовать данные исследований, проводившихся службой управления запасами, для выбора недорогих конструкций. Результаты этих исследований должны дать информацию о стоимости запасов и затратах на партию, что позволит оценить ежегодную сумму затрат на поддержание запасов, необходимых для каждой из конструкций изделия или узла.

Подобная же информация необходима при выборе экономичных технологических процессов производства. В качестве примера может служить сравнение издержек по изготовлению детали на винторезном автомате и на токарно-револьверном станке. Большие затраты на наладку автоматов вызывают необходимость обрабатывать на них более крупные партии деталей по сравнению с токарными станками.

Каждое предприятие должно иметь свою систему управления запасами, созданную с учетом его специфических требований. Она будет действенной только при участии и поддержке всех заинтересованных подразделений предприятия. Эффективным способом получения поддержки является обеспечение информацией руководителей подразделений. Как минимум, руководители подразделений должны иметь определенные представления об управлении запасами, о производственной программе, степени участия своих подразделений.

Таким образом, информационная система должна не только решать чисто учетные (и уж, тем более, бухгалтерские вопросы), но и широко использовать приемы и методы из родственных областей: планирования, организации управления экономикой предприятия, математики, статистики, психологии, рыночных операций, технологии. Главная цель такой информационной подсистемы - генерация полезной информации для нужд внутрифирменного управления - определяет структуру информационной системы предприятия.

В то же время важнейшим требованием аналитика к данным, получаемым из информационной системы, является отсутствие лишней для конкретной задачи информации. Отчеты, получаемые из системы, должны удовлетворять заинтересованных лиц. Обработка данных ухудшается вследствие наличия ненужной информации, которую аналитик должен переработать (либо вообще игнорировать) в попытке обнаружить какую-то часть данных, которые ему действительно необходимы.

Так, например, главного конструктора не интересует, сколько заработал сегодня или неделю назад какой-либо рабочий механического цеха. Ему необходимы итоговые данные: полностью ли удовлетворена заявка на материалы, какая сумма выделена бюджетом предприятия на работы, связанные с изменением конструкции изделия или освоением новых продуктов. Следовательно, заинтересованными в аналитике сотрудниками используется как детализированная, так и итоговая информация.

Важно правильно разработать нужные отчетные данные информационной системы, которые для аналитика будут являться исходными данными, а также обеспечить своевременное внесение со временем неизбежных изменений в такие отчеты. Важные для других, но не для данного пользователя, данные не должны присутствовать в его отчетах, так же как и чрезмерная детализация необходимой информации.

Для целей управления иногда основным требованием к аналитической информации является своевременность предоставления данных. В связи с этим часто можно и нужно пойти на определенное ослабление требований к точности в пользу быстроты получения информации. Таким образом, при анализе часто используются данные оперативного управленческого учета, приблизительные оценки, и т.п. В связи с этим уже на этапе проектирования информационной системы в нее может быть заложена возможность получения оперативных, а в ряде случаев даже и непроверенных данных. Например, для принятия решения о транспортировке нескольких больших партий угля по железной дороге, своевременно анализируется состояние маршрутов, подъездных путей, составов, вагонов, подсобных транспортных средств, загруженность сортировочных станций железной дороги и принимается решение об отправке (т.н. в теории «транспортная задача»). Такое решение должно быть принято на основе данных по телефону диспетчера отдела погрузки, осуществляющего контроль добычи угля и погрузки его в вагоны, а также оперативных данных задействованных служб предприятий железной дороги, предоставляющих маршруты следования. Поскольку объем такой информации может быть достаточно большим и предоставляться в разное время, а также корректироваться в течение нескольких минут, часов, то, естественно данная информация должна учитываться как фактическая, поскольку устный способ передачи данных, так же как и «записи на бумажках» уже не могут обеспечить оперативность и правильность принятия решений. На основе анализа такой учетной информации ответственные лица, руководители своевременно примут необходимые решения, в то время как сами учетные данные могут без спешки корректироваться на основе требуемых документов, сверок и т.п.

В связи с этим необходимо обеспечить соответствующие принципы работы информационной системы, чтобы такие оперативные данные:

    с одной стороны, были своевременно доставлены аналитику, а в нужное время и бухгалтеру, для избежания повторного ввода на основе пришедших документов и корректировки,

    но с другой стороны не попали до этой корректировки в фактические учетные данные организации.

Важными требованиями аналитика к учетным данным также являются:

    Разделение в учете условно-постоянных и условно-переменных затрат.

    Возможность представления данных о доходах, расходах, прибыли, инвестициях, расчетах по центрам ответственности, а также возможность своевременно вводить и анализировать информацию о взаиморасчетах между такими центрами ответственности, обеспечивая оценку их деятельности в структуре предприятия.

    Возможность осуществления всевозможных распределений косвенных затрат, доходов на центры затрат, доходов, прибыли и т.д. с использованием разных баз распределения.

При создании информационной системы можно столкнуться с рядом требований следующего рода:

    Необходимость одновременного ведения разных систем бухучета для одного предприятия (например, хозяйственного, бюджетного, в системе GAAP и т.д.); разделения бухгалтерского и управленческого учета;

    Необходимость ведения нескольких “бухгалтерий” одного предприятия (например, в соответствии с требованием законодательства по бухгалтерскому учету, а также ведения налогового учета в соответствии с Налоговым кодексом РФ);

    Национальные особенности управленческого учета, как-то, бартер, взаимозачёт или необходимость расчёта закупочных цен и калькуляции производства в зависимости от цен продажи и фирм в составе холдинга, осуществивших реализацию, и т.д.;

    Необходимость интеграции (автоматической передачи данных) с разнообразным периферийным оборудованием (кассовые аппараты, штрих-кодовое оборудование, АТС и т.д.)

    Построение территориально-распределенной системы автоматизации;

    Использование различных программных платформ.

Состав, содержание и качество информации, которая привлекается к анализу, играют определяющую роль в обеспечении эффективности анализа и принимаемых на основе его управленческих решений. Анализ не ограничивается только финансовыми данными, а широко использует техническую, технологическую и другую информацию. Используются плановые показатели, данные бухгалтерского, а также оперативного учета. Привлекаются данные статистического учета, в которых содержится количественная характеристика массовых явлений и процессов, используются для углубленного изучения и осмысления взаимосвязей, выявления экономических закономерностей. Кроме того, используются статистические внешние данные, система внешней информации - это данные средств массовой информации, статистических сборников, периодических и специальных изданий, официальных, хозяйственно-правовых документов и т.д.

Оперативный учет и отчетность способствуют более оперативному по сравнению со статистикой или бухгалтерским учетом обеспечению анализа необходимыми данными (например, о производстве и отгрузке продукции, о состоянии производственных запасов) и тем самым создают условия для повышения эффективности аналитических исследований.

Одно из требований к качеству информации - это обеспечение ее сопоставимости по предмету и объектам исследования, периоду времени, методологии исчисления показателей и ряду других признаков.

И наконец, система информации должна быть рациональной, то есть требовать минимума затрат на сбор, хранение и использование данных. С одной стороны, для комплексного анализа любого экономического явления или процесса требуется разносторонняя информация. При ее отсутствии анализ будет неполным. С другой стороны, излишек информации усложняет процесс ее поиска, сбора и принятия решений. Из данного требования вытекает необходимость изучения полезности информации и на этой основе совершенствование информационных потоков путем устранения лишних данных и введения нужных.

При построении информационной системы должны быть учтены интересы всех заинтересованных служб предприятия, в первую очередь - интересы получателей информации, анализирующих учетные данные.

Таким образом, информационная система анализа хозяйственной деятельности должна формироваться и совершенствоваться с учетом перечисленных выше требований и задач и многих других, специфичных для конкретного предприятия. Очевидно, что без комплексного обследования деятельности предприятия на всех участках работы учесть многочисленные требования всех заинтересованных пользователей и служб предприятия, совершенно невозможно.

Глава 3. Внешние пользователи бухгалтерской информации

Внешние (сторонние) пользователи - это физические и юридические лица, обособленные по отношению к предприятию, но использующие в своей деятельности информацию о нем. Подразделяются на заинтересованных и незаинтересованных пользователей. Заинтересованные пользователи (с прямым финансовым интересом) - учредители, собственники, заимодавцы, кредиторы и т.п. Им нужна информация о платежеспособности и ликвидности предприятия. Незаинтересованные (с косвенным финансовым интересом) пользователи - это органы государственного управления, биржи, аудиторские фирмы, общественные организации и пр. Эти пользователи имеют право на всю информацию, но обязаны хранить коммерческую тайну.

3.1 Внешние пользователи и их классификация

Внешние пользователи преследуют следующие основные интересы в информации, формирующейся в бухгалтерском учете:

1) инвесторы и их представители заинтересованы в информации о рискованности и доходности, предполагаемых или осуществляемых ими инвестиций, о способности организации выплачивать дивиденды;

2) заимодавцы заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли своевременно погашены предоставленные ими займы и выплачены соответствующие проценты;

3) поставщики и подрядчики заинтересованы в информации, позволяющей определить, будут ли выплачены в срок причитающиеся им суммы;

4) покупатели и заказчики заинтересованы в информации о продолжении деятельности организации;

5) органы власти заинтересованы в информации для осуществления возложенных на них функций по распределению ресурсов, регулированию хозяйственной деятельности, разработке и реализации общегосударственной политики, ведению статистического наблюдения.

Применительно к внешним пользователям цель бухгалтерского учёта заключается в формировании информации о финансовом положении организации, финансовых результатах и изменениях в финансовом положении, полезному широкому кругу заинтересованных пользователей при принятии решения.

3.2 Требования к информации для внешних пользователей.

В условиях рыночной экономики деловая информация – т.е. данные учета, бухгалтерская отчётность, плановые показатели хозяйствующих субъектов становится основным средством коммуникации и важнейшим элементом информационного обеспечения экономического анализа.

Любое предприятие в той или иной степени постоянно нуждается в дополнительных источниках финансирования. Найти их можно на рынке капиталов, привлекая потенциальных инвесторов и кредиторов путём объективного информирования их о своей финансово- хозяйственной деятельности, то есть в основном с помощью финансовой отчётности. Насколько привлекательны опубликованные финансовые результаты, показывающие текущее и перспективное финансовое состояние предприятия, настолько высока и вероятность получения дополнительных источников финансирования. Важнейшим пользователем информации о деятельности предприятия является государство в лице контролирующих органов, сотрудники, партнеры предприятия, общественные организации и др.

Проблема множества лиц, заинтересованных в информации, содержащейся в финансовых отчетах, ставит перед руководством организации следующие, связанные между собой вопросы:

    кто является заинтересованным пользователем информации, предоставляемой в финансовой отчетности, кому она нужна для анализа?

    каковы интересы этих пользователей?

    существенны ли различия в интересах этих пользователей?

    имеются ли сходства в интересах различных групп пользователей?

Первая проблема - определение основных групп заинтересованных лиц, на которые ориентирована финансовая отчетность.

Что касается второй проблемы, то у каждой группы пользователей имеются свои, отличные от других пользователей финансовой отчетности, цели. Например, кредиторам нужна более подробная информация о финансовом положении и ликвидности организации, потенциальным инвесторам нужна более развернутая информация об акционерном капитале и рентабельности организации, налоговым органам необходима информация о заработанной прибыли и произведенной добавленной стоимости, подлежащей включению в налогооблагаемую базу. Такое различие в интересах обуславливает необходимость либо составления для разных групп пользователей отдельных аналитических отчетов, либо предоставления большего объема информации в одном отчете, рассчитанном на всех пользователей, большая часть которых может не интересоваться значительной частью показателей.

Если принять идею составления для каждой группы пользователей своего отдельного отчета, то придется отбирать полезную и значимую информацию для моделей принятия решений различными пользователями. Этот отбор может быть выполнен на основе анализа того, как пользователи принимают решения. Однако, учитывая ограничение пользовательского доступа к данным, следует признать, полученные модели вряд ли будут совершенны.

Основное требование к информации, представленной в отчетности заключается в том, чтобы она была полезной для пользователей, т. е. чтобы эту информацию можно было использовать для принятия обоснованных деловых решений. Эти требования нашли свое отражение в законодательстве Российской федерации (Положение по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»), нормах и принципах формирования отчетности в соответствии с международными стандартами.

В то же время в связи с изменениями законодательства важнейшим требованием к информационной системе по формированию отчетности является гибкость – возможность реформировать отчеты и принципы их формирования. Условия несформировавшейся системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России, обладающей известными пробелами и несоответствиями в законодательных актах различных ведомств, предопределяют возможность многовариантного подхода к отражению той или иной учетной информации, ее последующей группировке при составлении форм бухгалтерской отчетности. При составлении финансовой отчетности предприятия, как правило, заинтересованы в рассмотрении различных вариантов формирования итоговых форм бухгалтерской отчетности, что значительно облегчается, а подчас становится единственно возможным только в условиях автоматизированной обработки учетной информации. Так, согласно Положению по бухгалтерскому учету 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» и «Методическим рекомендациям о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», начиная с 1.01.2000г. российским организациям предоставлено право самостоятельно разрабатывать формы бухгалтерской отчетности на основе образцов и при соблюдении общих требований к бухгалтерской отчетности, таких как полнота, существенность, нейтральность, сравнимость, сопоставимость и пр. Отказ от нормативного установления финансовой отчетности организации призван способствовать более полному раскрытию в отчетности всей существенной для обоснования управленческих решений информации. Однако это делает необходимым разработку новых подходов к построению аналитических компьютерных программ по финансовому анализу, поскольку практически все они до настоящего времени предусматривают ввод исходной информации - данных финансовой отчетности - на основе использования единых стандартных форм.

Пользователями бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом являются...

Пользователей бухгалтерской информации можно разделить натри группы: администрация организации; сторонние пользователи информации с прямым финансовым интересом; сторонние пользователи информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом.

Администрацию организации представляют Совет директоров, высший управленческий персонал, менеджеры, руководители и специалисты подразделений.

Представители администрации - одни из основных пользователей бухгалтерской информации. Ее состав для каждого представителя определяется в зависимости от функций, выполняемых представителем, и уровня должности, занимаемой им. Собственников, совладельцев и первых руководителей предприятия, например, больше всего интересует прибыльность и ликвидность предприятия (соотношение платежных средств и обязательств); для менеджеров наиболее важной является информация о сумме и норме прибыли, достаточности денежных средств, себестоимости и рентабельности отдельных изделий и т.п.

Сторонние пользователи бухгалтерской информации с прямым финансовым интересом - сегодняшние или потенциальные инвесторы, банки, поставщики основных средств и производственных запасов и другие кредиторы. Они пользуются в основном информацией, содержащейся в бухгалтерской отчетности, и на основе ее данных делают выводы о финансовых перспективах предприятия в будущем, ликвидности и платежеспособности организации.

Сторонние пользователи бухгалтерской информации с непрямым (косвенным) финансовым интересом - налоговые органы, казначейство, контрольно-ревизионное управление (КРУ) Минфина РФ, аудиторские фирмы, Госкомстат, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Государственный фонд занятости РФ, органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом, органы планирования экономики и другие пользователи (фондовые биржи, работники профессиональных союзов, научные консультанты, покупатели и др.).

Налоговые органы и казначейство в отличие от других сторонних пользователей информации имеют право пользоваться не только отчетной, но и всей другой учетной информацией предприятия, необходимой для проверки правильности уплаты (федеральных, республиканских и местных налогов на прибыль (доходы), налогов на добавленную стоимость (НДС) и на заработную плату, акцизов. Вся учетная информация представляется ревизорам КРУ Минфина РФ и вышестоящих органов управления, а также аудиторам, осуществляющим по договору аудиторскую проверку.

Представителям Пенсионного фонда, Фонда социального страхования и Государственного фонда занятости представляется учетная информация, необходимая для проверки правильности отчислений в указанные фонды.

Сторонние пользователи, имеющие право на использование всей или части внутренней учетной информации, обязаны хранить коммерческую тайну организации.

Перечень сведений, составляющих коммерческую тайну, определяется руководителем организации.

Остальные сторонние пользователи информации используют в основном данные бухгалтерской отчетности (как правило, для оценки финансового состояния предприятия). В органы Госкомстата представляется статистическая отчетность, при составлении которой, как правило, используются данные бухгалтерского учета.

В силу достоинств, присущих бухгалтерскому учету, что было отмечено ранее, его нередко называют “языком бизнеса”, всеобщим языком делового общения участников развитого рынка. На языке бухгалтерского учета соответствующая информация доводится до его пользователей. Пользователем учетной информации признается любое юридическое или физическое лицо, заинтересованное в информации об организации. В связи с этим представляет интерес круг пользователей учетной информации. Несмотря на то что данный круг пользователей достаточно стабилен, их требования к этой информации различны. Различие вызвано в первую очередь характером их интересов. Одних интересует доход на вложенный в данную фирму капитал, других - обложение налогом этого дохода, третьих - полнота и своевременность оплаты затраченного труда и т.д. На содержание различий оказывает влияние также состав пользователей.

В соответствии с общей концепцией международных стандартов бухгалтерского учета пользователями учетной информации являются: служащие, поставщики, кредиторы, инвесторы, покупатели, правительство, общественность (табл. 1).

Таблица 1

Пользователи бухгалтерской информации

Бухгалтерская информация

Внутренние пользователи

Внешние пользователи

финансовый интерес

Не имеющие прямого финансового интереса

финансового

интереса

Налоговые

Профессиональные

участники фондового

Органы по управлению экономикой, обществен-ность

1. Аппарат управления фирмой:

2. Собствен-

3. Руководи-

тели структур

ных подразделе

1. Настоящие или потенциа-

инвесторы

2. Настоящие или потенциа-

льные кредиторы

3. Поставщики

4. Будущие

акционеры

5. Покупатели

1. Государствен-

ная налоговая служба РФ

2. Федеральная служба России по валютному и экспортному

контролю, другие органы

1. Федераль

ная комиссия по рынку ценных бумаг

3. Брокеры

4. Депозита-

5. Управляющий

6. Фондовые биржи

7. Клиринго-

вые организа-

ции и другие

1. Минэконом-

развития России

2. Минфин России, другие

правительственные органы

3. Профсоюзы

1Аудиторские фирмы

2. Органы статистики

3. Общественные профессиональ

ные организации

бухгалтеров и аудиторов

4. Арбитраж и прочие организации

Первую группу составляют внутренние пользователи учетной информации - собственники, учредители, администрация, менеджеры, персонал фирмы. Администрация пользуется учетной информацией на всех стадиях принятия управленческих решений: при планировании, контроле и оценке эффективности самой функции управления. Все действия администрации направлены на обеспечение финансовой устойчивости фирмы. Поэтому содержание вопросов, на которые должна дать ответ бухгалтерия, подготавливая необходимые данные, показывает степень обеспеченности материалами для загрузки производственных мощностей, состояние расчетов с поставщиками по приобретению оборудования, отдельных наименований материалов, а также того, как формируется фабрично-заводская себестоимость изготовленной продукции, какова тенденция изменения дебиторской задолженности в связи с неплатежами покупателей и т.п. Персонал фирмы нуждается в учетной информации в той мере, в какой она раскрывает ему положение о финансовой устойчивости предприятия, прежде всего, в части полноты и своевременности выплаты заработной платы, социальных пособий, перспективы дальнейшей занятости на производстве.

Информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, в силу свой предназначенности является наиболее подробной и достоверной. Она может быть представлена с той степенью детализации, которая заведомо не нужна большинству внешних пользователей, но необходима для принятия решений в текущей деятельности фирмы; может содержать такие данные, как, например, “ноу-хау”, которые не должны стать известны конкурентам. В ней могут быть отражены негативные аспекты, которые фирма постарается ни при каких условиях не сделать достоянием гласности. Поэтому информация, подготавливаемая для внутренних пользователей, является наилучшим исходным материалом для достоверной и точной оценки состояния и перспектив фирмы.

Внешних пользователей можно разделить на три большие группы:

Имеющих прямой финансовый интерес;

Не имеющих прямого финансового интереса;

Без финансового интереса.

Внешние пользователи, имеющие прямой финансовый интерес к данному предприятию, - это заимодавцы, кредиторы, поставщики и покупатели, будущие акционеры, их консультанты. Внешних пользователей прежде всего интересуют вопросы компенсации на вложенный капитал: возврат займов, включая проценты; возмещение договорной (отпускной) цены товара; получение дивидендов; экономическая целесообразность налаживания деловых связей и т.п. Поставщики и другие коммерческие контрагенты заинтересованы в получении учетной информации, однозначно позволяющей прийти к выводу о своевременности получения денежных средств от продажи ими продукции (работ, услуг).

Внешние пользователи, не имеющие прямого финансового интереса, - это, в первую очередь, налоговые органы. Их основная задача - сбор налогов и иных платежей (таможенных пошлин, штрафов, пени, неустоек и пр.).

Профессиональных участников фондового рынка -инвесторов интересует доходность (котировка) ценных бумаг эмитента и особенно - степень риска, связанная с приобретением акций. На разнице между продажной и покупной ценой акций и других ценных бумаг, оказании посреднических услуг его участники формируют свой финансовый результат. Спрос и предложение на ценные бумаги эмитента определяются в зависимости от его финансовой устойчивости. Определить ее степень профессиональные участники фондового рынка могут по данным периодически публикуемой финансовой отчетности собственников, зарегистрированных на фондовых биржах. Правительственные структуры - это органы по управлению экономикой (Министерство экономического развития и торговли РФ, Министерство финансов РФ, Госкомстат России и др.), которые занимаются изучением учетной и финансовой информации в той мере, в какой это имеет отношение к прогнозированию развития отдельных производств и отраслей народного хозяйства, определению пропорций, темпов роста, расчету национального дохода и других аналогичных статистических показателей.

Как внешние пользователи без финансового интереса в составе прочих групп, являющихся пользователями бухгалтерской информации, выделяются профессиональные союзы, аудиторские и консалтинговые фирмы, наемные работники, государственные учреждения и т.п. Профессиональные союзы изучают финансовые отчеты фирм на предмет обоснованности и целесообразности заключаемых коллективных договоров, их пролонгации. Государственные учреждения на региональном уровне и население больше интересуются данной отчетностью, с точки зрения финансового состояния предприятий и их способности решать социально-экономические проблемы в границах отдельных районов, поселков и пр. Таким образом, для того чтобы учетная информация раскрывала в отчетности в указанном разрезе результаты финансово-хозяйственной деятельности конкретной фирмы, вся методология ее бухгалтерского учета должна быть направлена на реализацию тех целей, которые определены его пользователями. В то же время в условиях наличия конкурентной среды между отдельными пользователями бухгалтерской информации и объективной необходимостью обеспечения ее коммерческой тайны, исходя из требований, предъявляемых внутренними и внешними пользователями к содержанию учетной информации, в рыночной экономике выделяются два вида бухгалтерского учета: управленческий (производственный) и финансовый.

Управленческий учет подготавливает информацию для внутренних пользователей - менеджеров, осуществляющих управление предприятием.

Финансовый учет имеет целью представить информацию для внешних пользователей, не входящих в состав персонала предприятия. Поэтому формируемая на его основе финансовая отчетность не содержит коммерческой тайны и перед публикацией подвергается независимой аудиторской проверке на предмет ее достоверности.

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным Налоговым кодексом.

Экономичность и рациональность - непременное требование при осуществлении функции управления. Содержание данного требования означает, что стоимость получения информации всегда должна быть ниже стоимости результатов, ожидаемых от использования этой информации. В противном случае такую ситуацию следует рассматривать как признак того, что аппарат бухгалтерии не справляется с возложенными на него функциями. В то же время упрощение бухгалтерского учета, как одно из направлений его рациональности и экономичности, не должно осуществляться, во-первых, в ущерб соблюдению обязательных требований действующих нормативных доку-ментов. Во-вторых, должно выдерживаться разумное соотношение выгод и затрат на бухгалтерскую информацию, представляемую пользователям финансовой отчетности. Выгоды - это те преимущества и полезные результаты, которые извлекают пользователи и составители из бухгалтерской информации, содержащейся в финансовой отчетности. Затраты состоят из расходов на составление и представление финансовой отчетности, контроль за представлением и достоверностью представляемой бухгалтерской информации, а также расходов пользователей на обработку и использование этой информации. Противоречие возникает также между уместностью и надежностью информации в результате фактора времени (сроков) ее представления. Отчетность, представленная с опозданием, может оказаться недостаточно уместной. Ее информация устареет и не позволит принять правильные, а, главное, своевременные решения. Надежная информация требует времени для выявления и осмысления всех аспектов проведенных операций, а потому запаздывает и может потерять свою уместность. Выходит, что полная надежность информации противоречит ее уместности, и нужно искать “золотую середину”, помимо всего прочего, также в соотношении своевременности и надежности представляемой бухгалтерской отчетности.

В итоговых оценках следует исходить из того, что выгоды от бухгалтерской информации должны превышать затраты на ее получение, представление и обработку. Определить выгоды от использования информации практически невозможно, да и затраты на информацию выявить и подсчитать весьма не просто. Сделать это можно только путем субъективных оценок многочисленных факторов. Не случайно оценку выгод и затрат принято трактовать как вопрос суждения пользователей и составителей. Но понимать это ограничение и не забывать о нем должны как все причастные к составлению стандартов и конкретных отчетов исполнители, так и пользователи информации.

Бухгалтерский учет, согласно Федеральному закону «О Бухгалтерском учете», представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Под хозяйственными операциями следует понимать элементарную составляющую экономического процесса, например: реализация продукции, приобретение материалов, выдача денег из кассы, выпуск готовой продукции, начисление заработной платы.

Бухгалтерский учет ведется непрерывно всеми зарегистрированными юридическими лицами (субъектами бухучета) с момента возникновения организации до момента ее ликвидации или реорганизации. Принципы и методология учета являются едиными для всех юридических лиц.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, а именно, Министерством финансов, в составе которого имеется Управление бухгалтерского учета и отчетности. Свои функции по руководству бухучетом Правительство реализует через издание нормативных актов и методических указаний, которые не должны противоречить Федеральным законам, указам Президента РФ и постановлениям Правительства РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций несут руководители организаций. Руководитель назначает на должность и освобождает от должности главного бухгалтера, который подчиняется непосредственно руководителю. Без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению. В случае разногласий между руководителем организации и главным бухгалтером по осуществлению отдельных хозяйственных операций документы по ним могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя организации, который несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Правильность данных бухгалтерского учета проверяется при аудиторских проверках и документальных ревизиях.

Бухгалтерский учет является частью экономической науки, имеет свою теорию, предмет и метод и тесно связан с другими видами хозяйственного учета (оперативным и статистическим).

Оперативный учет используется для оперативного получения информации, которая необходима для текущего управления предприятием и его подразделениями. Оперативный учет позволяет контролировать и корректировать выработку, выпуск продукции, ее отгрузку, реализацию, наличие материальных запасов. Данные для оперативного учета могут быть получены по телефону, факсу, из первичных документов, в устной беседе. Главные особенности оперативного учета - это быстрота и конкретность информации. Однако отражая их, оперативный учет не дает целостной картины функционирования экономического субъекта. Он прерывен во времени. Использование информации оперативного учета ограничено временным периодом. Как правило, она теряет свое значение для управления после завершения процесса или хозяйственного факта.

Статистический учет применяется для получения и обобщения данных, характеризующих массовые и отдельные типичные явления и процессы производственной деятельности и общественной жизни. Их количественная характеристика рассматривается в неразрывной связи с качественной с целью раскрытия закономерностей развития. В части массовых явлений общественной жизни статистика изучает численность и состав населения, социально-демографические данные (о рождаемости, среднем заработке и т.п.). При помощи статистики исследуются процессы в экономике, культуре, спорте и других областях с целью прогнозирования этих процессов (процесс износа основных средств, фондоотдача, темпы инфляции и т.п.). Статистический учет широко применяет выборочный метод наблюдения, использует агрегированные данные оперативного и бухгалтерского учета. Статистика поставляет информацию для управления экономическим субъектом в той части, которая не имеет стоимостной оценки, а также информацию в виде специальных средних и иных статистических показателей. Она используется, главным образом, для управления крупными хозяйственными структурами: комплексными программами, отраслями, регионами.

Бухгалтерский учет создает информационную систему, оперирующую данными об активах предприятия, капитале и пассивах, отражает факты хозяйственной жизни по движению материальных ценностей, выпуску продукции и ее реализации. Только с помощью бухгалтерского учета можно определить доходы и расходы по производству и реализации продукции, исчислить конечный финансовый результат хозяйственной деятельности (прибыль или убыток).

Бухгалтерский учет в отличие от оперативного и статистического является всеобъемлющим и наиболее достоверным видом учета в силу того, что с момента создания предприятия на протяжении всей его деятельности непрерывно в хронологическом порядке ведется сплошное отражение всех фактов хозяйственной жизни на основании первичных учетных документов. Бухучет представляет количественную информацию и отличается тем, что оперирует данными только в денежных единицах измерения, хотя при необходимости для уточнения денежной информации применяется информация не денежного характера, выраженная в натуральных и трудовых показателях.

Бухгалтерская информационная система подразделяется на внешнюю (финансовый учет ) и внутреннюю (управленческий учет ). Финансовый учет позволяет получить информацию для составления обязательной бухгалтерской (финансовой) отчетности, которая открыта для публикации и предназначена как для администрации предприятия, так и для внешних пользователей: государственных налоговых органов, банков, поставщиков, покупателей, инвесторов. Ведение финансового учета для субъектов обязательно. Организация именно финансового учета регламентируется Правительством. Вопрос создания внутренней учетной информационной системы решает администрация предприятия. Управленческий учет дает информацию о явлениях и процессах для принятия управленческих решений. Он расширяет и детализирует данные финансового учета. Он может быть прерывен во времени и помимо денежного показателя в отчетах часто содержит натуральные и трудовые показатели. В отличие от финансового учета, который фиксирует только совершенные хозяйственные операции, в управленческом учете возможны прогнозные оценки. Сведения внутренней информационной системы являются коммерческой тайной предприятия.

Все три вида хозяйственного учета взаимосвязаны. Их функция заключается в организации обоснованного управления экономическими субъектами.

Основной целью бухгалтерского учета является адекватное отражение имеющегося имущества и расчетов, формирование информации о хозяйственной деятельности организации и составление финансовой отчетности.

Статьей 1 Федерального закона «О бухгалтерском учете» определены задачи бухгалтерского учета:

  • Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним пользователям бухгалтерской отчетности - руководителям, учредителям, участникам и собственникам имущества организации, а также внешним - инвесторам, кредиторам и другим пользователям бухгалтерской отчетности;
  • Обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности, для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов;
  • Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

В системе управления бухгалтерский учет выполняет ряд функций, основными из которых являются:

  1. обеспечение сохранности имущества собственников;
  2. контроль как средство обеспечения эффективного управления предприятием (т.е. бухгалтерский учет рассматривается как информация обратной связи в контуре управления предприятием);
  3. исчисление финансовых результатов (прибыли или убытка);
  4. информационная (формирование финансовой отчетности, которая является источником финансового анализа предприятия).

Финансовая отчетность организаций представляет интерес для широкого круга пользователей. Их можно подразделить на две группы: внешние и внутренние.

К внутренним пользователям отчетности финансового и управленческого учета относятся высшее руководство организации, а также менеджеры соответствующих уровней, которые несут ответственность за принимаемые управленческие решения. Внутренними пользователями бухгалтерской информации являются владельцы организации (полные товарищи, пайщики, коммандитисты, акционеры и т.п.) Собственникам учетная информация нужна для оценки финансовых перспектив организации в будущем и возможности получения доходов в виде дивидендов. Также к внутренним пользователям относятся служащие организации, интересующиеся данными отчетности с точки зрения уровня их заработной платы и перспектив работы в данном предприятии.

Внешние пользователи функционируют вне предприятий и их можно разделить на следующие подгруппы: пользователи с прямым финансовым интересом, пользователи с косвенным финансовым интересом, пользователи без финансового интереса.

Пользователи с прямым финансовым интересом - это настоящие и потенциальные инвесторы и кредиторы, а также кредитующие банки, которые на основе отчетной информации разрабатывают условия предоставления займов и кредитов, определяют вероятность возврата кредитов и осуществляют оценку доверия к организации как к клиенту. Предмет анализа этой группы - финансовое положение организации, финансовые результаты ее работы, ликвидность баланса.

Пользователи с косвенным финансовым интересом представлены прежде всего налоговыми и финансовыми органами, которые интересуются правильностью составления финансовой отчетности и, главное, расчета налогов и их своевременным поступлением в бюджет. К этой группе относятся также обслуживающие банки и страховые организации, которых волнует оценка возможности заключения договоров по расчетным операциям и страхованию. Поставщики и покупатели входят в эту группу, так как они должны иметь информацию о перспективах функционирования предприятия.

Группа пользователей бухгалтерской информации без финансового интереса включает органы статистики, арбитраж и аудиторские фирмы. Пользователей этой группы финансовая отчетность интересует с целью проверки правомерности и законности совершаемых операций (арбитраж, аудиторские фирмы) или с целью получения статистической информации для проведения экономического анализа на макроуровне (органы госстатистики). К пользователям без финансового интереса относятся также законодательные органы, фондовые биржи, пресса и информационные агентства, использующие отчетную информацию для подготовки обзоров, оценки тенденций развития и анализа деятельности отдельных компаний; юристы, нуждающиеся в финансовой информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при распределении прибыли и выплате дивидендов, а также для определения условий пенсионного обеспечения, финансовые консультанты, использующие бухгалтерскую информацию в целях выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию.

Основы организации и регулирования российской бухгалтерской системы следует рассматривать в контексте классификации мировых учетных систем (с точки зрения происхождения национальных стандартов учета и отчетности), согласно которой выделяются две базовые модели:

  • континентальная, в которой развитие учета предопределяется законодательными актами государства;
  • англосаксонская (британо-американская), в которой доминирующую роль в установлении стандартов учета и отчетности играют бухгалтеры-профессионалы.

До недавнего времени российской учетной системе были присущи следующие черты: доминирование государственного регулирования учета и отчетности, направленность учета на фискальные цели, консерватизм учетной политики, незначительная роль профессиональных организаций в регулировании учета. В связи с этим ее можно было соотнести с континентальной моделью учета и отчетности. На данном этапе работа по совершенствованию законодательной базы российского учета проводится на качественно ином уровне: к разработке национальных стандартов, инструкций и методических рекомендаций подключаются объединения профессиональных бухгалтеров и аудиторов. В 1997 г. в России создан Институт профессиональных бухгалтеров (ИПБ), собравший специалистов-профессионалов и ученых в области учета, анализа и аудита.

Основной целью законодательства РФ о бухгалтерском учете , как отмечено в Федеральном законе «О бухгалтерском учете», выступает обеспечение единообразного формирования полной и достоверной информации о финансовом положении, финансовых результатах деятельности и изменениях в финансовом положении организации.

Общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется федеральным органом исполнительной власти, определяемым Правительством Российской Федерации.

Основными функциями Правительства РФ в области регулирования бухучета являются:

  • подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета;
  • организация аттестации и проверки качества работы профессиональных бухгалтеров в Российской Федерации.

Правительство РФ разрабатывает критерии и порядок аккредитации профессиональных объединений бухгалтеров.

Законодательство РФ о бухгалтерском учете состоит из Федерального закона «О бухгалтерском учете», раскрывающего правовые и методологические основы порядка ведения бухгалтерского учета в организациях РФ, а также документов, излагающих правила представления полной и достоверной информации применительно к конкретным объектам бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в целом. Законодательство о бухгалтерском учете находится в ведении Правительства РФ.

Федеральный закон распространяется на все организации, находящиеся на территории Российской Федерации, зарегистрированные в качестве юридического лица в соответствии с законодательством РФ.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ включает следующие уровни документов по бухгалтерскому учету:

  • первый уровень - Федеральный закон «О бухгалтерском учете», другие федеральные законы, Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ по вопросам бухгалтерского учета;
  • второй уровень - положения по бухгалтерскому учету;
  • третий уровень - методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы;
  • четвертый уровень - рабочие документы конкретной организации.

На первом уровне кроме Федерального закона «О бухгалтерском учете» отдельные аспекты бухучета регулируются Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами. Так, например, в Гражданском кодексе установлены сроки исковой давности по просроченной задолженности, определен момент перехода права собственности при осуществлении сделок купли-продажи и т.д. В Законе об акционерных обществах указан порядок образования и использования резервного капитала.

Документы второго уровня включают положения по бухгалтерскому учету и утверждаются Министерством финансов РФ. Такие положения регламентируют принципы и правила учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения, которые составляют систему национальных стандартов, ориентированную на Международные стандарты финансовой отчетности. В настоящее время система национальных стандартов - положений по бухгалтерскому учету включает:

ПБУ 1/98 «Учетная политика организации»;

ПБУ 2/94 «Учет договоров (контрактов) на капитальное строительство»;

ПБУ 3/2000 «Учет имущества и обязательств организации, стоимость которых выражена в иностранной валюте»;

ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»;

ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»;

ПБУ 6/01 «Учет основных средств»;

ПБУ 7/98 «События после отчетной даты»;

ПБУ 8/98 «Условные факты хозяйственной деятельности»;

ПБУ 9/99 «Доходы организации»;

ПБУ 10/99 «Расходы организации»;

ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах»;

ПБУ 12/2000 «Информация по сегментам»;

ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи»;

ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов»;

ПБУ 15/01 «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию».

Документы третьего уровня подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитии документов первого и второго уровней. К документам третьего уровня относятся планы счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению, которые составляют основу организации учета на всех предприятиях, независимо от подчиненности, форм собственности, организационно-правовой формы. План счетов представляет собой схему регистрации и группировки фактов хозяйственной жизни в бухгалтерском учете и содержит наименования и коды счетов. В Инструкции по применению плана счетов приведена краткая характеристика счетов, раскрыта их структура и назначение, экономическое содержание обобщаемых на них фактов, порядок учета наиболее распространенных операций.

К третьему уровню относятся инструкции и методические указания, разрабатываемые и вводимые в действие в разрезе отдельных Положений по бухгалтерскому учету. Так, в соответствии с ПБУ 6/01 «Учет основных средств» Министерством финансов утверждены Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, устанавливающие правила приобретения, оценки, выбытия основных средств, особенности погашения их стоимости и другие технические аспекты по организации их учета.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета также затрагивает вопросы ведения учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, методики проведения инвентаризации, заполнения форм финансовой отчетности и пр.

Документы четвертого уровня утверждаются руководителем организации. Они содержат, с учетом специфики условий хозяйствования, отраслевой принадлежности, структуры и размеров организации и других факторов, внутренние регламентирующие документы бухгалтерского учета организации, носящие обязательный характер для данной организации и формирующие учетную политику организации.

Согласно определению, принцип - исходное положение какой-либо теории, учения. Принципы учета лежат в основе разработки конкретных правил ведения учета, закрепленных в стандартах, инструкциях, положениях, регламентирующих учет. К сожалению в российских нормативных документах нигде не говорится о существовании такой категории, как принципы учета, вместо этого используются понятия «требования» и «допущения».

В литературе можно найти около 25 принципов учета, которые трактуются различными теоретиками весьма не однозначно. Мы же рассмотрим некоторые из них, которые формируют основу учения о бухгалтерском учете.

Для бухгалтерского учета существует только два фундаментальных принципа - это принцип хозяйственной единицы и принцип денежного измерения.

Таблица 2.1.

Уровень регулирования Источники регулирования Документы, регулирующие учет Область воздействия
Первый Парламент РФ, Президент РФ, Правительство РФ Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон "О бухгалтерском учете", Указы Президента и постановления Правительства РФ, Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ Устанавливают единые правовые и методические основы организации и ведения бухгалтерского учета
Второй Министерство финансов РФ, Центральный банк России и другие органы исполнительной власти Положения по бухгалтерскому учету - система национальных стандартов Регулируют общие принципы организации и ведения бухгалтерского учета, представления бухгалтерской отчетности, правила и порядок учета отдельных объектов бухгалтерского наблюдения
Третий Министерство финансов РФ и другие органы исполнительной власти План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, инструкция по его применению, прочие методические рекомендации и указания Определяют схему регистрации и группировки объектов наблюдения, регулируют методы оценки имущества, порядок проведения инвентаризаций и т. п.
Четвертый Управленческий персонал организации Учетная политика организации и другие документы, регламентирующие организацию бухучета в данной организации (Положение о бухгалтерии, должностные инструкции бухгалтеров, Положение о документообороте и т. п.) Выбор форм и методов ведения учета и отчетности, исходя из специфики деятельности, уровня автоматизации учета, подготовки счетных работников

Принцип хозяйственной единицы или, как его еще называют, принцип имущественной обособленности предприятия провозглашает юридическую самостоятельность экономического субъекта по отношению к его владельцу. Этот принцип позволяет выявить контуры предприятия: территорию, имущество, банковские счета, внешние и внутренние связи. Банковские счета организации и ее владельцев обособлены и не пересекаются. Обязательства по долгам владельцев предприятия не должны погашаться, а личные потребности - удовлетворяться за счет средств предприятия. В соответствии с принципом имущественной обособленности предприятия финансово-учетная информация относится только к деятельности хозяйственной единицы (предприятия), но никак не к деятельности его владельцев.

Согласно принципу денежного измерения учету подлежит только та информация, которая выражена в деньгах. Деньги выступают единственной практически удобной единицей измерения, позволяющей получать сравнимые финансовые данные о разнообразных объектах бухгалтерского наблюдения.

Бухгалтерский учет строится в соответствии с рядом процедурных принципов , связанных с обработкой данных бухгалтерского наблюдения.

Согласно принципу непрерывности функционирования предприятия оценка активов (имущества) базируется на предпосылке, что предприятие будет работать и в дальнейшем (т.е. не стоит на пороге закрытия). Этот принцип очень важен: многие активы имеют ценность лишь постольку, поскольку они используются предприятием, и в случае его ликвидации, продажная цена этих активов может быть намного меньше их учетной стоимости.

Принцип существенности определяет, что особое внимание следует уделять учету только той информации, отсутствие или неточность которой могут повлиять на исчисление финансового результата или на принятие решения пользователей.

Принцип двойственности обосновывает фундаментальное бухгалтерское уравнение, увязывающее имущество предприятия (активы) с источниками его образования (капитал собственника и привлеченный капитал).

Согласно принципу непрерывности бухгалтерский учет ведется непрерывно с момента организации предприятия до его ликвидации, без каких-либо пропусков и изъянов. Бухгалтерское наблюдение носит непрерывный и сплошной характер. Сплошное наблюдение подразумевает охват всех объектов учета.

Принцип последовательности в методах учета (или принцип последовательности применения учетной политики ) предполагает, что выбранная методика учета на предприятии будет использоваться на протяжении длительного периода времени, что обеспечит сопоставимость финансовых результатов деятельности организации по отчетным периодам.

Принцип периодичности выражается в практике годового учетного цикла и гласит, что финансовый результат исчисляется за определенные промежутки времени - месяц, квартал, год. Корни принципа периодичности кроются в идее контроля.

Принцип стоимости . Бухгалтер определяет ценность актива как стоимость его приобретения, но не как ценность ожидаемой отдачи от его использования.

Принцип начисления проводит различие между получением наличных и правом на их получение, между выплатой наличных и правовым обязательством их выплатить, потому что на практике обычно не бывает совпадения по времени между движением наличных и юридическими обязательствами, к которым они относятся. Согласно этому принципу факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами.

Принцип соответствия (или увязки доходов и расходов) соединяет доходы с соответствующими расходами с целью расчета финансового результата. Принцип соответствия предполагает, что расходы должны быть отражены в том отчетном периоде, в котором возникли доходы, ставшие возможными благодаря этим расходам.

Принцип бухгалтерского консерватизма (осторожности) сводится к тому, что бухгалтер, столкнувшись с разными методами оценки, скорее выберет низшую оценку для активов и доходов и наивысшую для пассивов и расходов.

В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» говорится о принципах учета, хотя они оговариваются как допущения:

  • имущественной обособленности предприятия (тождественно принципу хозяйственной единицы);
  • непрерывности деятельности предприятия (тождественно принципу непрерывности функционирования предприятия);
  • последовательности применения учетной политики (тождественно принципу в последовательности методов учета);
  • временной определенности фактов хозяйственной деятельности (тождественно принципу начисления).
  • Закрепление принципов учета в нормативных документах - важный шаг на пути совершенствования российского учета. В дальнейшем изложении основные принципы бухгалтерского учета будут конкретизированы.

    Все участники рыночной экономики являются пользователями бухгалтерской информации. В зависимости от основных интересов и целей это могут быть государственные органы и общественные организации, юридические лица, имеющие отношения к данной компании, физические лица (акционеры), зарубежные партнеры и инвесторы.
    Всех пользователей бухгалтерской информации разделяют на внутренних и внешних.
    К внутренним пользователей относятся: владельцы предприятий, управленческий персонал, рабочие и служащие. Внутренние пользователи удовлетворяют свои информационные потребности относительно эффективности работы аппарата управления, прибыльности организаций, принятие управленческих и плановых решений, стабильности и прибыльности предприятия, сохранение рабочих мест, оплаты труда и пенсионного обеспечения и т.д.
    К внешним пользователям относятся те, которые имеют прямой финансовый интерес , не имеют прямого финансового интереса и без финансового интереса .
    К тем, которые имеют прямой финансовый интерес , относятся деловые партнеры предприятия на рынке (действительные и потенциальные) инвесторы, поставщики, заказчики, покупатели, клиенты, банковские и небанковские кредитные учреждения, будущие акционеры.
    К тем, которые не имеют прямого финансового интереса , относятся органы государственного и международного регулирования и контроля (органы налоговой службы, органы государственной статистики, органы государственных и международных целевых фондов, органы государственных и международных комиссий и комитетов), участники фондового и товарных рынков (брокеры, дилеры, депозитарии, клиринги).
    К пользователей без финансового интереса относятся аудиторские фирмы, финансовые аналитики и советники, судебные и арбитражные органы, общественные организации, профсоюзы.

    Методы составления отчета о движении денежных средств, достоинства и недостатки.

    Отчёт о движении денежных средств - отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода.

    Прямой метод

    Метод, при котором раскрывается информация об основных классах валовых поступлений и валовых выплат. В соответствии с прямым методом информацию по основным классам валовых поступлений и валовых выплат можно получить двумя способами: непосредственно из учтенных регистров и из отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе, используя корректировку соответствующих статей.

    При составлении отчета о движении денежных средств при помощи прямого метода специалисты МСФО анализируют движение денежных средств по различным счетам бухгалтерского учета и классифицируют денежные потоки по видам деятельности (операционной, финансовой или инвестиционной).

    Использование данных из учетных регистров при большом количестве операций, связанных с движением денежных средств и их эквивалентов, очень трудоемко.

    Достоинствами прямого метода являются:

    · возможность показать основные источники притока и направления оттока денежных средств;

    · возможность делать оперативные выводы о достаточности средств для платежей по различным текущим обязательствам;

    · непосредственная привязка к кассовому плану (бюджету денежных поступлений и выплат);

    · возможность установить взаимосвязь между реализацией и денежной выручкой за отчетный период и др.

    Недостатком прямого метода является то, что он не раскрывает взаимосвязи полученного финансового результата и изменения абсолютного размера денежных средств организации.

    Косвенный метод

    Имеет противоположный прямому алгоритм построения. При использовании косвенного метода чистая прибыль или убыток организации корректируются с учетом результатов операций неденежного характера, а также изменений, произошедших в операционном капитале. Таким образом, данный метод:

    · показывает взаимосвязи между разными видами деятельности организации;

    · устанавливает зависимость между чистой прибылью и изменениями в капитале организации за отчетный период.

    Помимо простоты расчетов, главным преимуществом использования косвенного метода является то, что он позволяет установить соответствие между финансовым результатом и изменениями в капитале, задействованном в основной деятельности. В долгосрочной перспективе этот метод позволяет выявить наиболее проблемные «места скопления» замороженных денежных средств и, соответственно, наметить пути выхода из подобной ситуации.

    Важным фактором при выборе метода составления ОДДС является также доступность данных. Зачастую информацию, необходимую для заполнения статей раздела «Операционная деятельность» прямым методом, очень сложно выделить из совокупного денежного потока организации, а затраты на его формирование достаточны высоки.

    Косвенный метод позволяет отследить движение денежных средств в части операционной деятельности, а прямой метод в части инвестиционной и финансовой деятельности.

    Основной недостаток косвенного метода составления отчёта - необходимость сбора большого количества информации о статьях неденежного содержания и изменениях в оборотном капитале. Для получения этой информации требуется анализ оборотов по счетам, так как в отчётность компании она не включается. Также для создания отчёта о движении денежных средств косвенным методом нужно иметь уже готовые отчёты о балансе, прибылях и убытках и об изменениях в капитале.


    Похожая информация.