Почему революционеры преследовали императора Александра II. Революционный террор в Российской Империи: За что взрывали князей, покушались на царя, и что из этого вышло «Мы пойдем другим путем»

26.12.2023 Креон

Есть разные мнения по вопросу, как действия людей и организаций действуют на ход истории. Так, вполне логично предположить, что любые действия любого человека, так или иначе, влияют на историю. Однако если говорить о действительно исторических явлениях, таких, которые изменили историю, то деятельность российской революционной организации «Народная воля» явно относится к числу именно таких явлений. Это подтверждается и другим обстоятельством – однозначной оценки, положительную или негативную роль сыграли народовольцы, до сих пор нет и, скорее всего, никогда не будет.

Какая воля, для какого народа?

В некоторых случаях, особенно часто в современных журналистских обзорах, «Народную волю» принято именовать террористической организацией. Такое определение некорректно: «Народная воля» возникла на базе одной из первых народнических организаций «Земля и воля». Как известно, члены «Земли и воли» были одними из основных инициаторов так называемого «хождения в народ»: практики мирной агитации революционно настроенной интеллигенции среди крестьянства в основном в 1860-х – 1870-х годах. Это была попытка «растолковать» народу, что нужно сделать, какие свои права отстаивать и каких свобод добиваться от власти, чтобы улучшить свою жизнь и превратить Россию в прогрессивное государство.

Однако уже к середине 1870-х годов для большинства народников стал очевиден провал хождения в народ. С одной сторон, агитация не возымела на крестьянство ощутимого эффекта, с другой, именно с этого момента начался отход правительства Александра II от реформаторства. Уже осуществлённые реформы были частью отменены, частью изменены, усилился полицейский контроль за общественной жизнью и репрессии по отношению к инакомыслящим (к оппозиции). Поэтому часть народников посчитала, что самым эффективным путём позитивных общественно-политических изменений станет тактика государственного переворота, уничтожение самодержавной структуры власти и перестройка всего государства на демократический лад. Для этого были созданы по всей стране как минимум двести местных организаций «Народной воли», самостоятельная деятельность которой началась с 1879 года, подавляющее большинство членов которой занималась прежде всего агитационной работой. Террор по отношению к представителям самодержавного режима признавался важным, однако не единственным методом борьбы: фактически он находился в ведении лишь главного управляющего органа «Народной воли», Исполнительного комитета – помимо его членов к террористической деятельности привлекалось не более нескольких десятков народовольцев.

Террор как инструмент политической борьбы

Существует два основных мнения по поводу террористической деятельности «Народной воли», оба из которых признаются историками обоснованными. Согласно первому, террор народовольцев был одним из основных методов их политической борьбы в сложившихся условиях. Представители «Народной воли» полагали, что вся структура самодержавия в России не имеет прочных корней и надёжной социальной базы, что молодой класс рабочих (пролетариат) сам по себе не может отстаивать ценности самодержавия, а в крестьянстве до сих пор сильны традиции «народной демократии», самое яркое воплощение которой видели в крестьянской общине. Поэтому, по мнению народовольцев, стоит нарушить стабильность деятельности государственной машины, как возникнут условия для переворота, после которого можно будет собрать Учредительное собрание, на котором представители народа и определят сами важнейшие общественные и политические решения. А нарушить стабильность госаппарата проще и быстрее всего индивидуальным террором против наиболее важных представителей правящего класса.

Второе мнение гласит, что террор народовольцев стал ответной реакцией на правительственный террор по отношению ко всем несогласным с царской политикой или требующих каких-либо более широких свобод. Так, безжалостно подавлялись с использованием армии все крестьянские недовольства, которые возникли после отмены крепостного права из-за того, что крестьян освободили без земли (то есть без средств к существованию), да ещё и фактически «в долг». Кроме того, усилились репрессии против представителей либеральной интеллигенции, требовавших продолжения демократических реформ. В качестве адекватной меры борьбы и был выбран террор. Более того, не прошло и трёх месяцев после создания «Народной воли», как Исполнительный комитет вынес сметный приговор Александру II как государственному деятелю, который обманул надежды народа и который намеревался уничтожить либеральное и революционное движение.

Народовольцы организовали три масштабных и спланированных покушения на царя: первое состоялось 19 ноября 1879 года (под Москвой была взорвана железная дорога, но в последний момент поменяли расписание движения царского поезда и вместо него взорвали поезд со свитой). Второе произошло 5 февраля 1880 года в Зимнем дворце – и снова царь спасся лишь чудом, просто опоздав на обед. Третье состоялось 1 марта 1881 года в Петербурге и закончилось смертью Александра II. Однако своей цели «Народная воля» не добилась: вскоре были арестованы все её лидеры, покушение не получило общественной поддержки, организация была довольно влиятельной и многочисленной ещё несколько лет, однако после 1884 года была почти полностью разгромлена.

Александр Бабицкий


39. Революционное народничество: основные направления, этапы деятельности, сходства

признаки революционного народничества;

В пореформенной России главным направлением в освободительном движении становится народничество. Его идеология основывалась на системе взглядов об особом, «самобытном», пути развития России к социализму, минуя капитализм.

Основы этого «русского социализма» были сформулированы на рубеже 40-50-х годов А. И. Герценом.

Признаки:

1) Признание капитализма в России упадком, регрессом

2) Вера в «коммунистические инстинкты» русского крестьянина, в то, что ему чужд сам принцип частной собственности на землю и что община, в силу этого, может стать первоначальной ячейкой коммунистического общества.

3) Пути достижения должна показать интеллигенция – часть населения, не связанная с собственностью, не имеющая корыстных интересов в эксплуататорском строе, освоившая культурное наследие человечества и потому наиболее восприимчивая к идеям равенства, гуманизма, социальной справедливости.

4) Убеждение в том, что государство, а русское самодержавие – особенно, есть надклассовая надстройка, бюрократический аппарат, не связанный ни с какими классами. В силу этого социальная революция, особенно в России – дело чрезвычайно легкое.

5) Переход к новому обществу возможен только путем крестьянской революции.

М.А.Бакунин, П.Л.Лавров, П.Н.Ткачев и их взгляды на развитие революционного процесса в России; влияние этих взглядов на практическую деятельность;

На рубеже 60-70-х годов сложилась и доктрина народничества, главными идеологами которой явились М. А. Бакунин, П. Л. Лавров и П. Н. Ткачев.

Бакунин является одним из наиболее видных теоретиков анархизма. Он считал, что любая государственность – это зло, эксплуатация и деспотизм. Любой форме государства он противопоставлял принцип «федерализма», т. е. федерацию самоуправляющихся сельских общин, производственных ассоциаций на основе коллективной собственности на орудия и средства производства. Они затем объединяются в более крупные федеративные единицы.

Лавров разделял тезис Бакунина о «социальной революции», которая «выйдет из деревни, а не из города», рассматривал крестьянскую общину как «ячейку социализма», но отвергал положение о готовности крестьянства к революции. Он доказывал, что к ней не готова и интеллигенция. Поэтому, по его мнению, сама интеллигенция должна пройти необходимую подготовку, прежде чем начать планомерную пропагандистскую работу среди народа. Отсюда различие между «бунтарской» и «пропагандистской» тактикой Бакунина и Лаврова.

Ткачев полагал, что переворот в России должен быть осуществлен не посредством крестьянской революции, а путем захвата власти группой революционеров-заговорщиков, ибо при «диком невежестве» крестьянства, его «рабских и консервативных инстинктах», ни пропаганда, ни агитация не могут вызвать народного восстания, а власти легко переловят пропагандистов. В России, доказывал Ткачев, легче захватить власть путем заговора, ибо самодержавие в данный момент не имеет опоры («висит в воздухе»).


Идеи Ткачева впоследствии были взяты «Народной Волей».

«хождение в народ» 1874 г.: цели, формы, результаты; политические процессы 70-х годов;

Первой крупной акцией революционного народничества 70-х годов стало массовое «хождение в народ» летом 1874 г. Это было стихийное движение. В движении приняли участие несколько тысяч пропагандистов. В основном это была учащаяся молодежь, вдохновленная идеей Бакунина о возможности поднять парод на «всеобщий бунт». Толчком к походу «в народ» послужил тяжелый голод 1873-1874 гг. в Среднем Поволжье.

«Хождение в народ» в 1874 г. потерпело неудачу. Выступая во имя крестьянских интересов, народники не находили общего языка с крестьянами, которым были чужды внушаемые пропагандистами социалистические и антицаристские идеи.

Снова молодые люди, оставив семьи, университеты, гимназии, оделись в крестьянскую одежду, обучились кузнечному, плотницкому, столярному и прочим ремеслам и поселились в деревне. Они работали также учителями и врачами. Это было «второе хождение в народ», теперь уже в виде постоянных поселений в деревне. Часть народников решила вести пропаганду среди рабочих, в которых видели тех же крестьян, лишь временно пришедших на фабрики и заводы, но более грамотных и, следовательно, более восприимчивых к революционным идеям.

Но опять же их рассекретили.

Успех «второго хождения в народ» также был невелик. Только немногие выходцы из народа нашли общий язык с революционерами, став впоследствии активными участниками народнических и рабочих организаций

создание «Земли и воли», начало революционного терроризма, создание «Народной воли» и «Черного передела»;

Революционисты видели необходимость создания централизованной революционной организации. Такая была создана в 1876 г. В 1878 – название Земля и воля

1)При создании «Земли и воли» была принята и ее программа, основными положениями которой были:

· передача всей земли крестьянам с правом общинного пользования ею,

· введение мирского самоуправления,

· свобода слова, собраний, вероисповедания, создание производственных земледельческих и промышленных ассоциаций.

Главным тактическим методом борьбы авторы программы избрали пропаганду среди крестьян, рабочих, ремесленников, студентов, военных, а также и воздействие на либерально-оппозиционные круги русского общества, чтобы привлечь их на свою сторону и таким образом объединить всех недовольных.

В конце 1878 было принято свернуть решение хождения в народ. В организации начинает зреть идея о необходимости цареубийства как конечной цели революции. Однако с таким решением согласны были далеко не все члены Земли и воли. И в итоге в 1879 она распалась на Черный передел и на Народную волю.

2) Трудности пропаганды, ее малая результативность, жесткие действия правительства против революционеров (каторги, тюремные заключения) побудили к террору. Были создана некоторые террористические организации.

3) «Народная воля» - революционная народническая организация, возникшая в 1879 году, после раскола партии «Земля и воля» и поставившая основной целью принуждение правительства к демократическим реформам, после которых можно было бы проводить борьбу за социальное преобразование общества. Одним из основных методов политической борьбы «Народной воли» стал террор. В частности, члены террористической фракции Народной воли рассчитывали подтолкнуть политические изменения казнью императора Александра II.

цели и основные формы деятельности «Черного передела»;

Народническая организация «Черный передел», возглавляемая Г. В. Плехановым, заявила о своем неприятии тактики индивидуального террора и поставила целью «пропаганду в народе» для подготовки «аграрного переворота». Ее члены вели пропаганду в основном среди рабочих, студентов, военных. Программа «Черного передела» во многом повторяла программные положения «Земли и ноли». В 1880 г. она была выдана предателем. Арестам подвергся ряд членов «Черного передела». В январе 1880 г., опасаясь арестов, за границу с небольшой группой чернопередельцев эмигрировал Плеханов. Руководство организацией перешло к П. Б. Аксельроду, который попытался активизировать ее деятельность. В Минске была создана новая типография, которая выпустила несколько номеров газет «Черный передел» и «Зерно», но в конце 1881 г. она была выслежена полицией. Последовали новые аресты. После 1882 г. «Черный передел» распался на мелкие самостоятельные кружки. Часть их примкнула к «Народной воле», остальные прекратили свое существование.

«Народная воля»: причины выбора террора в качестве главного средства борьбы; покушения и казнь Александра II 1 марта 1881 г.;

В программе «Народной воли» ставилась цель «дезорганизации правительства. Они решили воплотить это в жизнь с помощью террора.

Покушения:

4 апреля 1866 г. на набережной Невы Каракозов выстрелил в Александра II, однако ему помешал крестьянин О.Комиссаров.

2 апреля 1879 г. все 5 выстрелов, сделанных Соловьевым в Александра II на площади Гвардейского штаба, миновали императора. 28 мая А.Соловьев был казнен на Смоленском поле в присутствии 4-тысячной толпы.

На 5 февраля 1880 года на 18 часов 30 минут был назначен обед с принцем Гессенским. Однако, по причине неисправности своих часов принц опоздал и царь и сопровождающие его лица подошли к дверям столовой лишь в 18 часов 35 минут. В этот момент прогремел взрыв.

Взрыв в Зимнем дворце не принёс желаемых террористами результатов, Александр II не пострадал,

27 февраля 1881 г. был арестован главный организатор готовившегося убийства Александра II Андрей Желябов. Подготовку покушения на царя возглавила Софья Перовская. 1 марта 1881 г. руководимая ею группа террористов подстерегла царскую карету на берегу Екатерининского канала. Н. И. Рысаков бросил бомбу, которая разворотила карету и поразила несколько человек из царского конвоя, но не задела царя. Затем бомба, брошенная И. И. Гриневицким, смертельно ранила императора и самого террориста.

Убийство Александра II вызвало страх и растерянность в верхах. Ожидали «уличных волнений». Сами народовольцы рассчитывали, что «крестьяне возьмутся за топоры». Но крестьяне восприняли акт цареубийства революционерами иначе: «Царя убили дворяне за то, что он дал мужикам волю». Народовольцы выступили в нелегальной печати с обращением к Александру III провести необходимые реформы, обещая прекратить террористическую деятельность. Обращение народовольцев было проигнорировано. Вскоре большая часть Исполнительного комитета «Народной воли» была арестована.

теоретический, организационный разгром революционного народничества и его последствия.

С разгромом «Народной воли» и распадом «Черного передела» и 80-х годах завершился период «действенного» народничества, однако как идейное направление русской общественной мысли народничество не сошло с исторической сцены. В 80-90-х годах значительное распространение получили идеи либерального (или, как его называли, «легального») народничества.

Убийство Александра II народовольцами не привело к изменению политического строя страны, оно вызвало лишь усиление консервативных тенденций в политике правительства и волну репрессий против революционеров. И хотя народническая идея продолжала жить и находить себе новых сторонников, умами наиболее радикально настроенной части российской интеллигенции начал все больше овладевать марксизм, делавший в 80-90-х годах XIX века большие успехи на Западе.

Самостоятельная работа студента

Темы для докладов и сообщений

1. Главные достижения и потери России в XIX веке.

2. Государственные деятели России в XIX в. (М.М. Сперанский, Д.И. Милютин, А.Н. Горчаков и др.)

3. Отечественная война 1812 года.

4. Крымская война 1853–1856 гᴦ.

5. Русско-турецкая война1877–1878 гᴦ.

6. Кавказская война: причины, итоги, значение.

7. Экономический курс С.Ю. Витте.

Работа со словарем

Аракчеевщина, военные посœелœения, Священный союз, промышленный переворот, «теория официальной народности», разночинцы, народничество, «общинный социализм», народовольцы, земство, панславизм, либерализм, западники и славянофилы, консерватизм, социал-демократия, марксизм, круговая порука, декабристы, «Восточный вопрос», кодификация, выкупный платеж, мировой посредник, временнообязанность, латифундия, отработочная система, монополия, анархизм, террор.

Выполните тесты

1 «Канцелярским Наполеоном» именовали современники:

а) Александра I

б) М.И. Кутузова

в) М.М. Сперанского

г) А.А. Аракчеева

д) Н.Н. Новосильцева

2 Орган задуманный, но не созданный в России в XIX в.:

а) Государственный Совет

б) Совет Министров

в) Государственная Дума

3 Податными сословиями не являлись:

а) крестьяне, мещане

б) купцы, казаки

а) Николай I

б) М.И. Кутузов

в) А.А. Аракчеев

г) Александр I

д) М.М. Сперанский

5 В начале XIX в. в России были учреждены:

а) приказы

б) коллегии

в) министерства

г) наркоматы

6 Реформа 1861 года предоставляла крестьянам землю:

а) за выкуп

б) бесплатно

в) за счет общины

г) за счет помещика

7 Теорию «общинного социализма» выдвинул:

б) Плеханов

в) Герцен

г) Александр II

8 Главным методом борьбы народовольцы избрали:

а) пропаганду

б) «хождение в народ»

в) террор

9 Первым российским марксистским кружком стала (о):

а) «Земля и воля»

б) «Южное общество»

в) «Северное общество»

г) «Освобождение труда»

д) «Народная воля»

10 Контрреформы начались в правление:

а) Александра I

б) Николая II

в) Николая I

г) Александра II

д) Александра III


  • -

    Синегнойная палочка Вульгарный протей _________________ _________________ Окраска ______________ Окраска _______________ Возбудитель газовой гангрены Возбудитель столбняка Возбудитель ботулизма _________________ _________________ _________________ ...


  • - Самостоятельная работа студента на практическом занятии

    Микробиологическая диагностика кандидоза(2-й этап исследования) _________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Окраска ______________ ...


  • - Самостоятельная работа студента на практическом занятии

    Стафилококки (________________________) Стрептококки (________________________) Чистая культура В гное Чистая культура В гное Окраска __________ Окраска ____________ Окраска ____________ Окраска ____________ Пневмококк в органах мыши...


  • - Самостоятельная работа студента на практическом занятии

    Посмотреть препараты, прочитать этикетки, проанализировать каждый препарат по схеме: · какой это препарат – лечебно-профилактический или диагностический; · что содержит (антиген, антитело, аллерген); как получен; · если препарат лечебно-профилактический – какое...


  • - Самостоятельная работа студента на практическом занятии

    Возбудитель Возбудитель эпидемического Возбудитель эпидемического сифилиса возвратного тифа сыпного тифа __________________ __________________ __________________ Окраска ________________ Окраска __________________ Окраска __________________ Возбудитель кандидоза ____________________ Окраска...


  • - Самостоятельная работа студента на практическом занятии

    Окраска ______________ Окраска ________________ Вывод:______________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Микробиологическая диагностика брюшного тифа. а) Посев крови на гемокультуру (демонстрация):...

  • С удьба партии «Народная воля» трагична вдвойне: как субъект истории она прошла сначала сквозь шквал репрессий со стороны царизма (не счесть ее жертв - повешенных, расстрелянных, загубленных в тюрьмах и каторжных норах), а потом, уже как исторический объект, - сквозь тернии предвзятых оценок со стороны историков и публицистов, вплоть до сегодняшних. Все ее критики - царские, советские и посткоммунистические - изображают «Народную волю» партией террористов, занятой главным образом покушениями на Александра II. Так считали даже некоторые серьезные историки (М.Н. Покровский, М.В. Нечкина), не говоря уже о многочисленных журналистах, которые ныне дилетантски утрируют такой взгляд. Между тем уже давно всем и каждому доступен обширный круг источников, неопровержимо доказывающих, что ни в программе, ни в деятельности «Народной воли» террор никогда не занимал главного места.

    Прежде всего учтем небывалые для того времени масштабы партии. С.С. Волк подсчитал, что она объединяла 80–90 местных, 100–120 рабочих, 30–40 студенческих, 20–25 гимназических и 20–25 военных организаций по всей стране - от Гельсингфорса (Хельсинки) до Тифлиса (Тбилиси) и от Ревеля (Таллина) до Иркутска. Эти подсчеты далеко не исчерпывающи. Л.Н. Годунова установила, что военных кружков «Народной воли» было не менее 50 как минимум в 41 городе. Численность активных, юридически оформленных членов партии составляла примерно 500 человек, но участвовали в ее деятельности, так или иначе помогая ей, в 10–20 раз больше. По ведомостям департамента полиции, только за два с половиной года, с июля 1881 г. по 1883 г., подверглись репрессиям за участие в «Народной воле» почти 8000 человек. Они вели пропагандистскую, агитационную и организаторскую работу среди всех слоев населения России - от крестьянских «низов» до чиновных «верхов». Что же касается террора, то он был делом рук лишь членов и ближайших агентов Исполнительного комитета партии (которые к тому же занимались и всеми другими сторонами деятельности) и нескольких сменявших друг друга метальщиков, техников, наблюдателей. В подготовке и осуществлении всех восьми народовольческих покушений на царя из рядовых членов партии участвовали 12 человек, известные нам поименно.

    Таков был удельный вес террора в практике «Народной воли». Так предопределяла его место партийная программа. «Народная воля» ставила целью свергнуть самодержавие и осуществить ряд демократических преобразований (народовластие, свободы слова, печати, собраний и т.д., всеобщее избирательное право, выборность всех должностей снизу доверху, передача земли народу), которые отвечали насущным потребностям национального развития России и реализация которых уже тогда поставила бы нашу страну вровень с передовыми державами Запада. Поскольку опыт «великих реформ» Александра II показал народовольцам, что царизм добровольно не пойдет на ограничение собственного деспотизма, они сделали ставку не на реформы, а на революцию. При этом «Народная воля» исходила из того, что «главная созидательная сила революции - в народе», и планировала готовить «народную революцию» всеми (но главным образом пропагандистскими, агитационными, организаторскими) средствами.

    Одним из средств был избран террор против «столпов правительства». Программа «Народной воли» четко формулировала двоякую функцию «красного» террора: с одной стороны, дезорганизовать правительство, а с другой - возбудить народные массы, чтобы затем поднять возбужденный народ против дезорганизованного правительства. Таким образом, террор рассматривался авторами программы как прелюдия и катализатор народной революции.

    Подчеркну, что «красный террор» «Народной воли» был исторически обусловлен, навязан революционерам как ответ на «белый террор» царизма против участников «хождения в народ». С 1874 по 1878 г. царизм обрушил на мирных пропагандистов-народников смерч репрессий (до 8000 арестованных только в 1874 г., из них 770 привлеченных к жандармскому дознанию, грандиозный - самый крупный в истории России - политический процесс 193-х с каторжными и ссыльными приговорами, официально зарегистрированные среди обвиняемых по этому делу 93 случая самоубийств, умопомешательства и смерти в предварительном заточении). «Когда человеку, хотящему говорить, зажимают рот, то этим самым развязывают руки», - так объяснил переход народников от пропаганды к террору один из лидеров «Народной воли» А.Д. Михайлов. Сами народовольцы настойчиво говорили о преходящей обусловленности своего террора. Исполнительный комитет «Народной воли» заявил протест против покушения анархиста Ш. Гито на президента США Дж. Гарфилда. «В стране, где свобода личности дает возможность честной идейной борьбы, где свободная народная воля определяет не только закон, но и личность правителей, - разъяснял ИК 10 (22) сентября 1881 г., - в такой стране политическое убийство как средство борьбы есть проявление того же духа деспотизма, уничтожение которого в России мы ставим своей задачей». Сознавая политическую и нравственную предосудительность террора, народовольцы допускали его лишь как вынужденное, крайнее средство. «Террор - ужасная вещь, - говорил С.М. Кравчинский, - есть только одна вещь хуже террора: это - безропотно сносить насилие». Всю ответственность за ужас террора народовольцы возлагали на царизм, который своими преследованиями заставлял прибегать к насилию (хотя бы в целях самозащиты) даже людей, казалось бы, органически не способных по своим душевным качествам на какое-либо насилие. Замечательно сказал об этом со скамьи подсудимых перед оглашением ему смертного приговора народоволец А.А. Квятковский: «Чтобы сделаться тигром, не надо быть им по природе. Бывают такие общественные состояния, когда агнцы становятся ими».

    Враги и критики «Народной воли» много (особенно в наши дни) говорят о том, что она злодейски преследовала и умертвила царя-Освободителя. При этом замалчивается неоспоримый, кричащий факт: к концу 70-х г. царь, в свое время освободивший от крепостной неволи крестьян (хотя и ограбив их), снискал себе уже новое титло - Вешатель. Это он утопил в крови крестьянские волнения 1861 г., когда сотни крестьян были расстреляны и тысячи биты кнутами, шпицрутенами, палками (многие - насмерть), после чего выжившие отправлены на каторгу и в ссылку. С еще большей кровью Александр II подавил народные восстания в Польше, Литве и Белоруссии (принадлежавших тогда к Российской империи), где генерал-душегуб М.Н. Муравьев в течение двух лет каждые три дня кого-нибудь вешал или расстреливал (за что и получил от царя титул графа), а на каторгу и в ссылку только из Польши были отправлены 18 000 человек. Не случайна в этом контексте и жестокость царя по отношению к мирным народникам-пропагандистам 1874–1878 гг.

    Когда же некоторые из народников в ответ на «белый террор» царизма начали прибегать с 1878 г. к отдельным актам «красного террора», Александр II повелел судить их по законам военного времени. За 1879 г. он санкционировал казнь через повешение шестнадцати народников. Среди них И.И. Логовенко и С.Я. Виттенберг были казнены за «умысел» на цареубийство, И.И. Розовский и М.П. Лозинский - за «имение у себя» революционных прокламаций, а Д.А. Лизогуб только за то, что по-своему распорядился собственными деньгами, отдав их в революционную казну. Характерно для Александра II, что он требовал именно виселицы даже в тех случаях, когда военный суд приговаривал народников (В.А. Осинского, Л.К. Брандтнера, В.А. Свириденко) к расстрелу.

    Все это ИК «Народной воли» зафиксировал в смертном приговоре царю. Лев Толстой, знавший об этих репрессиях меньше, чем знали народовольцы, и тот восклицал в 1899 г.: «Как же после этого не быть 1-му марта?». Действительно, за всю историю России от Петра I до Николая II не было столь кровавого самодержца, как Александр II Освободитель. Русские народники в отличие от царских карателей (и от современных террористов) всегда старались - по возможности, конечно, - избегать в своих терактах посторонних, невинных жертв. Именно так они казнили шефа жандармов Н.В. Мезенцова, харьковского генерал-губернатора Д.Н. Кропоткина, «проконсула» Юга России В.С. Стрельникова, главаря тайной полиции Г.П. Судейкина, нескольких жандармских чинов и шпионов. Народоволец Н.А. Желваков даже осведомился у самого Стрельникова, точно ли он генерал Стрельников, прежде чем застрелить его. Словом, все народнические (не только народовольческие) теракты, кроме покушений на царя, обошлись без лишних жертв. Казнить царя таким же образом было почти невозможно, ибо царь появлялся на людях только с охраной и свитой. Поэтому народовольцы лишь пытались свести число жертв цареубийства к минимуму.

    Все возможное для этого они делали: тщательно планировали каждое покушение, выбирали для нападений на царя самые малолюдные места - Малую Садовую улицу, Каменный мост, Екатерининский канал в Петербурге. Чреватый наибольшими жертвами план взрыва в Зимнем дворце все же исходил не от самой «Народной воли», а был предложен ей со стороны (лидером «Северного союза русских рабочих» С.Н. Халтуриным). Тем не менее ИК официально выразил сожаление по поводу жертв взрыва в Зимнем дворце 5 февраля 1880 г..

    «С глубоким прискорбием смотрим мы на погибель несчастных солдат царского караула, этих подневольных хранителей венчанного злодея, - гласит прокламация ИК от 7 февраля 1880 г. - Но пока армия будет оплотом царского произвола, пока она не поймет, что в интересах родины ее священный долг стать за народ против царя, такие трагические столкновения неизбежны. Еще раз напоминаем всей России, что мы начали вооруженную борьбу, будучи вынуждены к этому самим правительством, его тираническим и насильственным подавлением всякой деятельности, направленной к народному благу». И далее: «Объявляем еще раз Александру II, что эту борьбу мы будем вести до тех пор, пока он не откажется от своей власти в пользу народа, пока он не предоставит общественное переустройство всенародному Учредительному собранию».

    Это условие (отказ Александра II от власти в пользу Учредительного собрания), при котором ИК был готов прекратить свою «вооруженную борьбу», обнародовано здесь не впервые. И в прокламации по поводу предыдущего покушения на царя, 19 ноября 1879 г., ИК заявлял:

    «Если бы Александр II сознал, <...> как несправедливо и преступно созданное им угнетение, и, отказавшись от власти, передал бы ее всенародному Учредительному собранию, <...> тогда мы оставили бы в покое Александра II и простили бы ему все его преступления».

    Царь, однако, и мысли не допускал о каком-либо (а уж всенародном тем более) Учредительном собрании. Даже проект конституции графа М.Т. Лорис-Меликова, смысл которой сводился к образованию в лице временных комиссий (из чиновников и выборных от «общества») совещательного органа при Государственном совете, который сам был совещательным органом при царе, - даже этот проект Александр II согласился рассмотреть скрепя сердце, воскликнув при этом: «Да ведь это Генеральные Штаты!» 1 марта 1881 г. за считанные часы до смерти он, вопреки расхожему мнению, одобрил не саму «конституцию», а лишь ее «основную мысль относительно пользы и своевременности привлечения местных деятелей к совещательному участию в изготовлении центральными учреждениями законопроектов», и повелел созвать 4 марта Совет министров для того, чтобы согласовать правительственное сообщение о лорис-меликовском проекте.

    Казнив Александра II, Исполнительный комитет «Народной воли» вновь заявил - в историческом письме новому царю, Александру III, от 10 марта 1881 г. - о своей готовности прекратить «вооруженную борьбу» и «посвятить себя культурной работе на благо родного народа». «Надеемся, что чувство личного озлобления не заглушит в вас сознания своих обязанностей, - гласит письмо ИК. - Озлобление может быть и у нас. Вы потеряли отца. Мы теряли не только отцов, но еще братьев, жен, детей, лучших друзей. Но мы готовы заглушить личное чувство, если того требует благо России. Ждем того же и от вас». ИК убеждал самодержца в тщетности любых попыток искоренить революционное движение: «революционеров создают обстоятельства, всеобщее недовольство народа, стремление России к новым общественным формам. Весь народ истребить нельзя... Поэтому на смену истребляемым постоянно выдвигаются из народа все в большем количестве новые личности, еще более озлобленные, еще более энергичные». ИК ставил царя перед дилеммой: «или революция, совершенно неизбежная, которую нельзя предотвратить никакими казнями, или добровольное обращение верховной власти к народу. В интересах родной страны, <...> во избежание тех страшных бедствий, которые всегда сопровождают революцию, Исполнительный комитет обращается к вашему величеству с советом избрать второй путь».

    Александр III, который даже конституцию Лорис-Меликова считал «фантастической» и «преступной», избрал первый путь, в конце которого царизм ждала расплата, точно предсказанная в цитированном письме ИК: «страшный взрыв, кровавая перетасовка, судорожное революционное потрясение всей России».

    Итак, «красный террор» был вынужденным ответом «Народной воли» на «белый террор» царизма («Не будь последнего, не было бы и первого», - резонно утверждали народовольцы). И в программе, и в деятельности партии он являл собою одно из многих средств борьбы, и занималась им вполне определенная, ничтожно малая часть народовольцев. Но как борьба вооруженная, как своего рода боеголовка революционного заряда «Народной воли» террор оказывался на виду, заслоняя собой остальную, глубоко законспирированную работу партии. Обывательская молва отсюда заключила, что народовольцы вообще все или главным образом террористы, а царские охранители намеренно раздували такое представление о народовольцах для вящей тяжести их обвинения. Нынешние же филиппики историков и публицистов против «Народной воли» как партии террористической сочетают в себе и обывательское неведение, и охранительное пристрастие.

    Между тем самые благородные и авторитетные умы России и Запада, включая тех, кто принципиально отвергал всякое насилие, сочувствовали «Народной воле» в ее борьбе с царизмом, выражали симпатии ее героям и мученикам. Среди них - Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Г.И. Успенский, В.М. Гаршин, В.Г. Короленко, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.И. Суриков, В.Г. Перов, Н.А. Ярошенко, А.Г. Рубинштейн, М.Н. Ермолова, П.А. Стрепетова, позднее А.П. Чехов, А.А. Блок, А.И. Куприн, на Украине Иван Франко и Леся Украинка, в Белоруссии Франциск Богушевич, в Грузии Важа Пшавела, в Латвии Ян Райнис. К ним надо добавить корифеев мировой культуры - В. Гюго, Э. Золя, Г. Мопассана, Г. Спенсера, О. Уайльда, Б. Шоу, А. Конан Дойла, Э. Дузе, Ч. Ломброзо, Г. Гауптмана, Г. Ибсена, Марка Твена. Никто из них не одобрял террора - ни «белого», ни «красного». Но все они понимали, что «Народная воля» борется (вынужденно прибегая и к жестоким средствам) против самодержавного деспотизма за свободную и демократическую Россию.


    Сканирование и обработка: Сергей Агишев.

    Народничество – идейное течение радикального характера, выступавшее против крепостничества, за свержение самодержавия или за глобальное реформирование Российской Империи. В результате действий народничества был убит Александр 2, после чего организация фактически распалась. Неонародничество было восстановлено в в конце 1890-х годов в виде деятельности партии эсеров.

    Основные даты:

    • 1874-1875 – «хождение народничества в народ».
    • 1876 – создание «Земля и воля».
    • 1879 – «Земля и воля» раскалывается на «Народная воля» и «Черный передел».
    • 1 марта 1881 – убийство Александра 2.

    Видные исторические деятели народничества:

    1. Бакунин Михаил Александрович – один из ключевых идеологов народничества в России.
    2. Лавров Петр Лаврович – ученый. Так же выступил идеологом народничества.
    3. Чернышевский Николай Гаврилович – писатель и общественный деятель. Идеолог народничества и доноситель его основных идей.
    4. Желябов Андрей Иванович – входил в управление «Народной воли», один из организаторов покушения на Александра 2.
    5. Нечаев Сергей Геннадьевич – автор «Катехизиса революционера», активный революционер.
    6. Ткачев Петр Николаевич – активный революционер, один из идеологов течения.

    Идеология революционного народничества

    Революционное народничество в России зародилось в 60-х годах 19 века. Изначально она называлась не «народничество», а «общественный социализм». Автором этой теории выступили А.И. Герцен Н.Г. Чернышевский.

    У России есть уникальный шанс перейти к социализму, минуя капитализм. Основным элементом перехода должна являться крестьянская община с ее элементами коллективного землепользования. В этом смысле Россия должна стать примером для остальных стран мира.

    Герцен А.И.

    Почему «Народничество» называется революционным? Потому что оно призывало к свержению самодержавия любым путем, в том числе и путем террора. Сегодня некоторые историки говорят о том, что это было новаторство народников, но это не так. Тот же Герцен в своей идее «общественного социализма» говорил, что террор и революция это один из методов достижения цели (хотя и крайний метод).

    Идейные течения народничества 70-х годов

    В 70-х года народничество вступило в новый этап, когда организация фактически была разделена на 3 различных идейных течения. У этих течений была общая цель – свержение самодержавия, но методы достижения этой цели различались.

    Идейные течения народничества:

    • Пропагандистское. Идеолог – П.Л. Лавров. Основная идея – историческими процессами должны руководить люди мыслящие. Поэтому народничество должно идти в народ и просвещать его.
    • Бунтарское. Идеолог – М.А. Бакунин. Основная идея – поддерживались идеи пропагандистского свойства. Различие в том, что Бакунин говорил не просто о просвещении народа, но о призыве его браться за оружие против угнетателей.
    • Заговорщическое. Идеолог – П.Н. Ткачев. Основная идея – монархия в России слаба. Поэтому не нужно работать с народом, а нужно создавать тайную организацию, которая осуществит переворот и захват власти.

    Все направления развивались параллельно.


    Вхождение в народ – массовое движение, начавшееся в 1874 году, в котором приняли участие тысячи молодых людей России. Фактически они реализовывали идеологию народничества Лаврова и Бакунина, ведя пропаганду с жителями деревень. Они переходили из одной деревни в другую, раздавали людям агитационные материалы, беседовали с людьми, призывая их к активным действиям, объясняя, что дальше так жить нельзя. Для пущей убедительности вхождение в народ предполагало использование крестьянской одежды и беседы на понятном крестьянам языке. Но эта идеология была встречена крестьянами с подозрением. Они настороженно относились к незнакомым людям, говорящим «страшные речи», а также мыслили совсем не так как представители народничества. Вот, например, один из задокументированных разговоров:

    - «Кому принадлежит земля? Она же Божья?» - говорит Морозов, один из активных участников вхождения в народ.

    - «Божья она там, где не живет никто. А там где живут люди – земля человеческая» - был ответ крестьян.

    Очевидно, что народничество с трудом себе представляло образ мысли простых людей, а значит и пропаганда их была крайне неэффективной. Во многом из-за этого уже к осени 1874 года «вхождение в народ» начало угасать. К этому же времени начались и репрессии правительства России против тех, кто «ходил».


    В 1876 году была создана организация «Земля и воля». Это была тайная организация, которая преследовала одну цель – установление Республики. В качестве достижения этой цели была выбрана крестьянская война. Поэтому, начиная с 1876 года, основные усилия народничества направлялись на подготовку этой войны. В качестве подготовки были выбраны следующие направления:

    • Пропаганда. Опять члены «Земля и воля» обратились к народу. Они устраивались на должности учителей, врачей, фельдшеров, мелкими чиновниками. На этих должностях они агитировали народ к войне, по примеру Разина и Пугачева. Но в очередной раз пропаганда народничества среди крестьян никакого эффекта не дала. Не верили крестьяне этим людям.
    • Индивидуальный террор. Фактически речь идет о дезорганизаторской работе, при которой велся террор против видных и способных государственных деятелей. К весне 1879 года в результате террора были убиты глава жандармов Н.В. Мезенцев и губернатор Харькова Д.Н. Кропоткин. Кроме того было совершено неудачное покушение на Александра 2.

    К лету 1879 года «Земля и воля» распадается на 2 организации: «Черный передел» и «Народная воля». Этому предшествовал съезд народников в Санкт-Петербурге, Воронеже и Липецке.


    Черный передел

    «Черный передел» возглавил Г.В. Плеханов. Он призывал отказаться от террора и вновь вернуться к пропаганде. Идея заключалась в том, что крестьяне просто были не готовы еще к той информации, которую народничество на них обрушило, но в скором времени крестьяне начнут все понимать и сами «возьмутся за вилы».

    Народная воля

    «Народная воля» управлялась А.И. Желябовым, А.Д. Михайловым, С.Л. Петровской. Они призывали еще активно использовать террор, как метод политической борьбы. Цель их была понятна – русский царь, за которым стали охотиться с 1879 по 1881 годы (8 покушений). Например, это привело к покушению на Александра 2 на Украине. Царь выжил, но погибло 60 человек.

    Окончание деятельности народничества и краткие итоги

    В результате покушений на императора в народе начались волнения. Александр 2 в этой ситуации создал специальную комиссию, возглавил которую М.Т. Лорис-Меликов. Этот человек усилил борьбу с народничеством и его террором, а также предложил проект закона, когда отдельные элементы местной власти могли быть переданы под управление «выборщикам». Фактически это было то, что требовали крестьяне, а значит этот шаг существенно укреплял монархию. Данный проект закона должен был быть подписан Александром 2 4 марта 1881 года. Но 1 марта народники совершили очередной террористический акт, убив императора.


    К власти пришел Александр 3. «Народная воля» была закрыта, весь руководящий состав арестован и расстрелян по приговору суда. Террор, который развязали народовольцы, не был воспринят населением, как элемент борьбы за освобождение крестьян. Фактически речь идет о подлости этой организации, которая ставила перед собой высокие и правильные цели, но для достижения их выбирала самые подлые и низкие возможности.